Урок музыки, леонид осипович пастернак

Урок музыки, Леонид Осипович Пастернак Урок музыки, Леонид Осипович Пастернак Урок музыки, Леонид Осипович Пастернак Урок музыки, Леонид Осипович Пастернак Урок музыки, Леонид Осипович Пастернак Урок музыки, Леонид Осипович Пастернак Урок музыки, Леонид Осипович Пастернак Урок музыки, Леонид Осипович Пастернак Урок музыки, Леонид Осипович Пастернак Урок музыки, Леонид Осипович Пастернак

  • 1 из 27
  • Описание презентации по отдельным слайдам:
  • слайда 1
  • Описание слайда:

БОРИС ПАСТЕРНАК (1890 -1960) Во всем мне хочется дойти до самой сути: В работе, в поисках пути, В сердечной смуте До сущности протекших дней, До их причины, До оснований, до корней, До сердцевины… видео

слайда 2

Описание слайда:

«Я родился в Москве, 29-го января старого стиля 1890 года. Многим, если не всем, обязан отцу, академику живописи Леониду Осиповичу Пастернаку, и матери, превосходной пианистке Розалии Исидоровне Кауфман», — писал Борис Пастернак.

слайда 3

Описание слайда:

ОТЕЦ Глава семьи — Леонид Пастернак – талантливый художник, постепенно стал заметной фигурой творческой Москвы. Он успевал зарисовывать почти всё, что видел дома, на прогулке, на вечерах и собраниях.

слайда 4

Описание слайда:

МАТЬ Розалия Исидоровна после нескольких блестящих концертных сезонов почти полностью посвятила себя семье: мужу и детям, которых вскоре стало четверо. Но она продолжала играть, и её уроки музыки были хорошим подспорьем к бюджету семьи.

слайда 5

Описание слайда:

дом Веденеева у старых Триумфальных ворот, в котором родился Б. Л.

Пастернак Когда Борису было почти четыре года, его отца Леонида Пастернака пригласили на работу преподавателем в Московское училище живописи, ваяния и зодчества.

Он получил мастерскую в главном здании и небольшую квартиру в двухэтажном надворном флигеле, куда семья переехала. Это был район Москвы, где жили простые семьи: извозчиков, ремесленников, железнодорожных рабочих…

слайда 6

Описание слайда:

СЕМЬЯ «…Я сын художника, искусство и больших людей видел с первых дней и к высокому и исключительному привык относится как к природе, как к живой норме. Социально, в общежитии оно для меня от рождения слилось с обиходом…» Б. Пастернак видео

слайда 7

Описание слайда:

Дома устраивались вечера, на которых бывали знаменитые русские писатели, музыканты, художники Л. Толстой В. Серов И. Левитан В. Поленов А. Н. Скрябин Обстановка родительского дома послужила основой его художественного становления.

Семейный уклад создал пожизненную привычку к профессиональной работе, и в 70 лет Пастернак мог с уверенностью сказать, что в его жизни не было попусту проведённого дня, когда бы он не работал.

В 1945 году он так писал о своём опыте: «Что делает художника, что его создаёт? Ранняя впечатлительность в детстве, — думается нам, — и своевременная добросовестность в зрелости».

слайда 8

Описание слайда:

ОТРОЧЕСТВО Наиболее важными для духовного становления будущего поэта явились три события: приобщение к христианству, увлечение музыкой и философией. Родители исповедовали Ветхий Завет, а русская няня тайком от них водила мальчика в православную церковь.

Первое творческое увлечение Пастернака, наряду с рисованием,— музыка. До 10 лет Борис обучался дома матерью. Первыми успехами стало письмо отцу в 1895 году — он был в отъезде в Петербурге. На момент написания Борису было всего пять лет.

Так писал потом Леонид Пастернак: «Впервые читал «письмо сына» — этого описать невозможно!!!» видео

слайда 9

Описание слайда:

УВЛЕЧЕНИЕ МУЗЫКОЙ возрасте 13 лет на соседней даче он услышал, как А. Н. Скрябин сочиняет Третью симфонию. Гениальность новорождённой музыки очаровали Бориса.

он принимает решение о поступлении в консерваторию и учится там шесть лет композиции.

Однако, требования, которые он с юношеским максимализмом предъявлял к себе, были невыполнимы, и Борис отказался от музыкального образования и профессии композитора. А. Н. Скрябин видео

  1. слайда 10
  2. Описание слайда:
  3. ГИМНАЗИЯ здание 5-й Московской гимназии на углу Молчановки и Поварской Для поступления в Московский университет необходима была золотая медаль в казённой гимназии, Пастернак окончил гимназию с золотой медалью и всеми высшими баллами, кроме закона Божьего, от которого был освобождён.
  4. слайда 11
  5. Описание слайда:

УНИВЕРСИТЕТ Марбургский университет в Германии В 1912 году, стремясь на месте ознакомиться с философской мыслью, он на три летних месяца уезжает в Марбург.

Он успешно прочёл доклады на семинарах, и профессор Коген предложил ему после окончания Московского университета вернуться в Германию для подготовки к докторской степени.

Он сменяет первоначально выбранный за лёгкость юридический факультет Московского университета на философское отделение историко-филологического, куда и поступает в 1909 году. Увлечённо занимаясь на первых курсах философией, он в то же время начинает писать стихи и прозу.

слайда 12

Описание слайда:

1913 ГОД – РЕШЕНИЕ СТАТЬ ПОЭТОМ В созданном несколькими молодыми людьми издательстве «Лирика» вышел альманах, в котором были напечатаны первые пять стихотворений Пастернака. Первым из них Пастернак неизменно потом открывал все свои сборники: «Февраль. Достать чернил и плакать!..

» В то же лето он написал стихотворения, которые легли в основу сборника «Близнец в тучах». Поэзия становится его призванием, его «почвой и судьбой». Она вобрала в себя и его страсть к музыке, и интерес к философии. Обложка одного из сборников стихов Б.

Пастернака После короткой поездки в Италию, Пастернак вернулся в Москву с тем, чтобы кончив университет, пробиваться в литературу.

слайда 13

Описание слайда:

Февраль. Достать чернил и плакать! Писать о феврале навзрыд, Пока грохочущая слякоть Весною черною горит. Достать пролетку.

За шесть гривен, Чрез благовест, чрез клик колес, Перенестись туда, где ливень Еще шумней чернил и слез. Где, как обугленные груши, С деревьев тысячи грачей Сорвутся в лужи и обрушат Сухую грусть на дно очей.

Под ней проталины чернеют, И ветер криками изрыт, И чем случайней, тем вернее Слагаются стихи навзрыд. 1912 аудио

слайда 14

Описание слайда:

ЦЕЛЬ ТВОРЧЕСТВА — САМООТДАЧА… сборник «Близнец в тучах» (1914) сборник «Поверх барьеров» (1914 – 1916) “Сестра — моя жизнь” (1922) книга стихов «Темы и вариации»( 1923) поэма «Лейтенант Шмидт» книга стихов “Второе рождение” (1930-1931) сборник «На ранних поездах» (1941 г.) роман “Доктор Живаго” (1945-1955) автобиографическая повесть «Охранная грамота» переводы произведений В.Шекспира

слайда 15

Описание слайда:

СРЕДИ ФУТУРИСТОВ Весной 1914 года произошла встреча Бориса Леонидовича с Владимиром Маяковским, который произвёл на него огромное впечатление.

Пастернак полюбил в нём первого поэта и явного главаря футуризма, нового поэтического течения, громогласно заявившего о себе в России в начале XX века.

В 1914 году выходит первый сборник футуристической группы «Центрифуга» — “Руконог” со стихами и статьей Б. Пастернака. видео

слайда 16

Описание слайда:

«Разумеется, я всегда ко всему готов. Почему со всеми могло быть, а со мной не будет…» Б. Пастернак видео

слайда 17

Описание слайда:

СЕМЕЙНАЯ ЖИЗНЬ В 1922 году Пастернак женится на художнице Евгении Лурье. В 1923 году (23 сентября) в семье Пастернаков рождается сын Евгений В 1932 году Пастернак женится на Зинаиде Нейгауз. В ночь на 1 января 1938 года у Пастернака и его второй жены рождается сын Леонид Ольга Ивинская видео

слайда 18

Описание слайда:

ПЕРЕДЕЛКИНО Приют спокойствия, трудов и вдохновенья… В 1936 году поселяется на даче в Переделкино, где с перерывами проживёт до конца жизни. видео

слайда 19

Описание слайда:

РОМАН ВСЕЙ ЖИЗНИ В 1945 году Пастернак начал писать главный труд своей жизни — роман «Доктор Живаго». Последние поправки в текст романа были внесены зимой 1955 года, и в начале 1956 он был отдан в журнал «Новый мир».

С более чем годовым интервалом после публикации в «Новом мире» роман должен был появиться в Италии в переводе. Однако редактор «Нового мира» К. М. Симонов осенью 1956 года отказался печатать роман, и его издание на родине было запрещено более чем на 30 лет.

Итальянский перевод вышел в ноябре 1957 года, за ним последовали зарубежные русские издания и переводы практически на все языки мира. видео

слайда 20

Описание слайда:

«Этот роман – роман нравственного перелома 20-го века, роман, поставивший историю человеческих чувств выше истории как таковой…» Е. Евтушенко «По наполнению, по ясности, по поглощенности любимой работой жизнь последних лет почти сплошной праздник души для меня. Я более чем доволен…» Б. Пастернак

слайда 21

Описание слайда:

НОБЕЛЕВСКИЙ ЛАУРЕАТ Пастернак стал вторым писателем из России (после И.А. Бунина), удостоенным этой награды. С 1946 года Пастернак семь раз выдвигался на Нобелевскую премию по литературе. В 1958 году она была присуждена ему «за выдающиеся достижения в современной лирической поэзии и продолжение благородных традиций великой русской прозы».

слайда 22

Описание слайда:

В ГАЗЕТАХ ЗАМЕЛЬКАЛИ ПИСЬМА «НЕГОДУЮЩИХ» ТРУДЯЩИХСЯ… «Допустим, лягушка недовольна и она квакает. А мне, строителю, слушать её некогда. Мы делом заняты. Нет, я не читал Пастернака. Но я знаю: в литературе без лягушек лучше…» машинист экскаватора «…лишить предателя советского гражданства…» из решения собрания рабочих завода «Серп и молот»

слайда 23

Описание слайда:

“Люди, нравственно разборчивые, никогда не бывают довольны собой, о многом сожалеют, во многом раскаиваются. Единственный повод, по которому мне не в чем раскаиваться в жизни, это роман. Я написал то, что думаю, и по сей день остаюсь при этих мыслях. Может быть, ошибка, что я не утаил его от других.

Уверяю Вас, я бы его скрыл, если бы он был написан слабее. Но он оказался сильнее моих мечтаний, сила же даётся свыше, и, таким образом, дальнейшая его судьба не в моей воле. Вмешиваться в неё я не буду. Если правду, которую я знаю, надо искупить страданием, это не ново, и я готов принять любое…” (Б.Л.

Пастернак) ОТВЕЧАЯ ОБВИНИТЕЛЯМ…

слайда 24

Описание слайда:

ИЗ ПИСЬМА Н.С. ХРУЩЁВУ “Я связан с Россией моим рождением, моей жизнью и моей работой. Я не могу представить себе мою оторванность от неё и жизнь вне её… Мой отъезд за границы моей родины равносилен для меня смерти…” Б. Пастернак

  • слайда 25
  • Описание слайда:
  • Ответивший первоначально благодарностью на заслуженную им награду, Пастернак через неделю угроз и травли был вынужден отказаться от премии.
  • слайда 26
  • Описание слайда:

Лишь 9 декабря 1989г. Нобелевская премия будет вручена в Стокгольме Евгению Борисовичу Пастернаку, старшему сыну поэта, и только за год до этого в России впервые напечатают сам роман «Доктор Живаго».

слайда 27

Описание слайда:

ПАСТЕРНАК УМЕР ОТ РАКА ЛЁГКИХ 30 МАЯ 1960 В ПЕРЕДЕЛКИНО До чего ж мы гордимся, сволочи, Что он умер в своей постели… А. Галич «Вероятнее всего через много лет после того, как я умру, выяснится, какими широкими, широчайшими основаниями направлялась моя деятельность последних лет, чем она дышала и питалась, чему служила…» Б.Л. Пастернак виде

Источник: https://multiurok.ru/files/priezientatsiia-k-uroku-b-pastiernak.html

Пастернак Леонид Осипович (1862-1945)

Урок музыки, Леонид Осипович Пастернак

  • Леонид Осипович (Ицхок-Лейб, Исаак Иосифович) Пастернак – художник, педагог, профессор, академик.
  • “Искусство мое обладает одним преимуществом перед словом, литературой: оно – международное и понятно на всех языках. Живопись, рисунок, пейзаж, портрет – будь он написан шведом, французом, русским или евреем – понятен всем, и нам пока не нужен особый язык, особое искусство…”
  • Л. Пастернак
  • 3 апреля 1862 года в Одессе в многодетной еврейской семье содержателя постоялого двора Иосифа Пастернака и его жены Лии родился сын Ицхок-Лейб – будущий художник Леонид Пастернак.
  • Дедушка Ицхока (Исаака) Акива Пастернак пришел в Одессу из Галиции в начале XIX века; в 1813 году у него родился сын Иосиф, ставший со временем главой большого семейства и хозяином постоялого двора возле Нового рынка на Коблевской (несохранившийся дом находился на нечетной стороне улицы между Ольгиевской и Конной).
Читайте также:  «алиса», амедео модильяни — описание картины

Иосиф Пастернак стремился дать своим детям образование, и юный Исаак поступил в престижную Ришельевскую гимназию. Учился успешно, но его все сильнее влекло рисование, способности к которому проявились еще в раннем детстве. В возрасте семи лет он получил от соседа-дворника свой первый заказ – нарисовать несколько картин на охотничьи темы; заказчик, которого художник впоследствии шутливо называл “моим первым Лоренцо Медичи”, остался доволен работой и заплатил по пять копеек за каждую картину.

Урок музыки, Леонид Осипович Пастернак

Позже один из постояльцев отца – журналист и издатель М.Ф. Фрейденберг, привлек уже гимназиста Пастернака к сотрудничеству в одесских юмористических иллюстрированных журналах “Маяк” и “Пчелка”.

Об этом начале своей карьеры художник впоследствии вспоминал в автобиографической книге “Записи разных лет”: “Однажды шел я по Дерибасовской и столкнулся с идущим мне навстречу Михаилом Федоровичем Фрейденбергом. «Вот кстати! Вы ведь, кажется, рисуете? Не зайдете ли ко мне на минутку?..»”.

А дальше события развивались так: Фрейденберг попросил Пастернака сделать рисунок для обложки нового журнала “Маяк”. Юный художник испугался и стал отнекиваться. Тогда “работодатель” сказал: “Мне надо на некоторое время уйти, а Вы вот сядьте здесь – вот бумага, карандаши и…

до свиданья! Я даже запру Вас на ключ, чтобы Вы, чего доброго, не сбежали до моего прихода…”. С первым в своей жизни ответственным заказом Пастернак справился успешно, Фрейденберг был в восторге: “«Ну, я спасен, слава Богу! Молодчина!..

Я знал! Молодец Вы! Я обращался ведь к нашим двум заправским художникам – черт знает, что получалось! А ведь уже объявлено о выходе первого номера, у меня же ничего еще нет…

Сам Бог послал мне Вас – у нас с Вами дело пойдет!» И действительно, «дело у нас пошло»! Еще будучи гимназистом восьмиклассником, я стал заправским художественным сотрудником журнала «Маяк», а потом «Пчелка». Главным же было то, что мы искренне привязались друг к другу и стали друзьями на всю жизнь; он стал даже моим зятем, женившись на младшей сестре моей”. (В 1883 г. Михаил (Моисей) Фрейденберг женился на Анне (Асе) Пастернак).

Однако Леонид Пастернак работал в “Маяке” и “Пчелке” скорее из дружеских чувств к издателю, чем по другим причинам. “Душа его не лежала к карикатурам, которые он находил низшим родом искусства”, – писал впоследствии М. Фрейденберг. В любом случае, для начинающего художника работа в журналах была полезной практикой.

Урок музыки, Леонид Осипович Пастернак

В 1881 году Леонид Пастернак окончил Ришельевскую гимназию и Одесскую рисовальную школу Общества изящных искусств (1879-1881, учился у Ф. Бауэра и Л. Иори­ни); за выдающиеся успехи в рисовальной школе был награжден серебряной медалью.

В том же году, по настоянию родителей приобрести “земную” профессию, поступил на медицинский факультет Московского университета. В 1882 году подавал заявление о приеме в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВиЗ), однако попытка оказалась безуспешной из-за отсутствия свободного учебного места.

В 1883 году Леонид Пастернак перешел на юридический факультет, который экстерном окончил уже в Одессе в Новороссийском университете (1885).

Параллельно он продолжал художественное образование. В 1881-1882 гг. посе­щал частную школу-студию профессора МУЖВиЗ Е.С. Сорокина; в 1882-1885 гг. учился в натурном классе Мюнхенской Академии художеств у профессоров И.К. Гертериха и А. Лицен-Мейера (окончил с золотой медалью).

Затем пришлось провести год (1885-1886) в одесских артиллерийских казармах, отбывая воинскую повинность.

В 1887 году Л.О. Пастернак снова поехал в Мюнхен, некоторое время провел в Академии. Вернувшись домой, написал портрет племянницы Августины Якубсон, дочери сестры Кати и ее мужа купца 2-ой гильдии Леонтия Якубсона (полотно введено в научный оборот одесским краеведом С.З. Лущиком).

В феврале 1889 г. молодой художник Леонид Осипович Пастернак женился на известной пианистке Роза­лии Исидоровне Кауфман (1867-1939), с которой познакомился еще в период сотрудничества с “Пчелкой” (ее портрет, правда, работы другого художника, украсил одну из обложек журнала).

Свадьба состоялась в Москве; незадолго до бракосочетания пришел и первый творческий успех – П.М. Третьяков приобрел для своей галереи еще не законченную картину “Вести с родины” (“Письмо из дома”, 1889), не дожидаясь ее появления на 17-й выставке Товарищества передвижников (с 1888 по 1901 гг. Л.О.

Пастернак – постоянный экспонент ТПХВ).

10 февраля 1890 года в семье появился первенец – сын Боря, будущий поэт и прозаик Борис Пастернак. Кроме старшего, Бориса (1890-1960), у супругов Пастернаков родились Александр (1893-1982), Жозефина (1900-1993) и Лидия (1902-1989).

Жена и дети на протяжении всего творческого пути были любимыми моделями мастера (про Леонида Пастернака, шутя, говорили, что у него дети кормят родителей, намекая на его успехи в изображении детской жизни).

Жила семья в Москве, но каждое лето проводила в Одессе; младшие Пастернаки дружили с Александром, Евгением и Ольгой Фрейденбергами, детьми сестры Леонида Осиповича Анны. С родным городом Пастернака связывало и участие в выставках ТЮРХ (член объединения с 1892 г.).

В Москве Л.О. Пастернак вошел в “поленовский кружок”, познакомился с В.Д. и Е.Д. Поленовыми, К.А. Коровиным, И.И. Левитаном, В.А. Серовым, А.Е. Архиповым, С.А. Виноградовым, М.В. Нестеровым и другими художниками. В кон. 1880-х – нач.

1890-х гг. давал частные уроки рисования, преподавал в классах изящных искусств художника-архитектора О.А. Гунста. В 1889-1894 гг. руководил собственной школой рисования. В 1891 году выполнил иллюстрации к собранию сочинений М.Ю.

Лермонтова.

Урок музыки, Леонид Осипович Пастернак

В 1893 году на Передвижной выставке художник познакомился с Л.Н. Толстым. Во время своего первого визита к писателю в Хамовники Л.О. Пастернак показал ему свои иллюстрации к “Войне и миру”, исполненные в 1892 году по заказу журнала “Север”. Рисунки привели Толстого в восторг. Он тогда же задумал при первой же возможности пригласить Пастернака к сотрудничеству.

Спустя несколько лет художнику посчастливилось стать одним из первых читателей (еще в рукописи) романа “Воскресение” и автором прославленных иллюстраций к нему (1898-1899). Л.О. Пас­тернак часто гостил у Л.Н. Толстого в его доме в Хамовниках и в имении Ясная Поляна; выполнил портреты писателя и членов его семьи.

Спустя много лет после смерти Толстого художник писал: “Подводя итоги прошлому, вспоминая Льва Николаевича, я спрашиваю себя, чем заслужил я счастье, дарованное мне судьбой, не только быть современником этого легендарного человека, но и знать его лично, бывать у него, беседовать с ним, рисовать и писать его…

Как передать блаженство, испытанное мною, когда однажды, в разговоре со мной Н. Ге заметил: «Толстой Вас любит – это большое счастье”.

В 1894 году за картину “Накануне экзаменов” художник был награжден золотой медалью на Международной выставке в Мюнхене, в 1900 году за иллюстрации к роману Л.Н. Толстого “Воскресение” был отмечен серебряной медалью на Всемирной выставке в Париже. В 1902 году картину “Л.Н. Толстой в кругу семьи” приобрел Великий князь Георгий Михайлович для Русского музея в Петербурге.

В 1900 году Л.О. Пастернак посетил Европу (с группой южнорусских художников, в числе которых были К. Костанди, П. Нилус, Г. Головков, А. Стилиануди), в 1904-1906 и 1912 гг. совершил путешествия по Италии и Германии, в 1907 году побывал в Голландии, Бельгии, Англии.

Л.О.

Пастернак в 1903 году стал одним из членов-учредителей Союза русских художников, на ежегодных выставках которого выставлял свои портреты, пейзажи и интерьеры; принимал участие в выставках “Мира искусства” (1903-1905), МОЛИ, русских и финских художников, общества “36 художников” и др.; в 1907 году был среди организаторов объединения “Свободная эстетика”. В 1905 году Петербургской Академией художеств Л.О. Пастернак был удостоен звания академика.

С 1894 по 1921 год в должности профессора Л.О. Пастернак преподавал в МУЖВиЗ (после революции переименовано во Вторые Государственные свободные художественные мастерские, затем – во ВХУТЕМАС), руководил сначала натурным, затем фигурным классами. Его учениками были М. Сарьян, С. Герасимов, В. Ко­на­шевич, В. Перельман, Б. Такке, В. Штраних и др.

Урок музыки, Леонид Осипович Пастернак “Поздравление” (1915, ГТГ).

Помимо преподавания, художник работал в эти годы над портретами современников; им были запечатлены на бумаге и полотне литераторы М. Горький, В. Брюсов, Вяч. Иванов, К. Бальмонт, Э. Верхарн, С. Ан-ский, М. Гершензон, композиторы А. Скрябин, С.

Рахманинов, певец Ф. Шаляпин, микробиолог И. Мечников, английский режиссер Г. Крейг, князь П. Кропоткин и многие другие.

В ряду портретов нельзя не отметить замечательный по композиции и одухотворенности групповой портрет детей художника “Поздравление” (1915, ГТГ).

Леонид Пастернак имел репутацию одного из лучших рисовальщиков и портретистов своего времени. В основе его творческого метода лежали быстрые, почти мгновенные зарисовки, схватывающие “самую суть изображаемого”.

Ощущение фиксации впечатления художнику удавалось сохранить и в живописных работах – за счет выбора наиболее острого момента, как бы случайного движения, раскрывающего образ. И хотя Пастернака часто называют русским импрессионистом, это более верно в отношении манеры мастера, чем его метода и стиля.

Так, пастели больше тяготеют к импрессионизму, в то время как парадные портреты обнаруживают черты стиля модерн.

Урок музыки, Леонид Осипович Пастернак С женой и сыновьями

В первые послереволюционные годы Л.О. Пастернак участвовал в ряде выставок; работал в Комиссии по охране памятников искусства и старины при Моссовете. В 1920-1921 гг. художник выполнил официальный заказ на создание портретов деятелей революции, сделал большое количество зарисовок на заседаниях ВЦИК, на съездах Советов, на конгрессе Коминтерна.

Жизнь в столице была трудной, а Леониду Осиповичу и Розалии Исидоровне потребовалось лечение, получить которое в Москве было невозможно. В 1921 году они уехали в Германию.

Вместе с ними покинули Россию дочери Жозефина и Лидия, а сыновья, Борис и Александр, остались в Москве. В феврале-марте 1923 года Борис Пастернак навещал родителей в Берлине.

Во время этого визита Леонид Осипович создал свой последний и, пожалуй, один из лучших рисунков старшего сына (в настоящее время хранится в ГТГ).

В начале 1924 года Л.О. Пастернак принял участие в историко-этнографической экспедиции в Палестину, организованную парижским издателем А.Э. Коганом. Из этого путешествия художник привез десятки рисунков и этюдов, часть из которых предполагалось включить в двухтомную монографию о Палестине.

Урок музыки, Леонид Осипович Пастернак Автопортрет с женой

В Германии Леонид Осипович продолжил свою галерею знаменитостей. Здесь им были выполнены портреты художников М. Либермана и Л. Коринта, писателей А. Ремизова и Г. Гауптмана, поэта Р.-М. Рильке, композиторов С. Про­кофьева и Г.

Эйснера, физика А. Эйнштейна, германского канцлера Г. Штре­зе­мана и др. В Берлине состоялись две персональные выставки художника (1927 и 1932 гг.

); он экспонировался на берлинском Сецессионе, выставках русского искусства в Париже, Гааге, Берлине, США.

Читайте также:  Музей часов, вена, австрия

После прихода к власти национал-социалистической партии Пастернаку, как еврею, было запрещено заниматься творчеством и преподаванием; перед Леонидом Осиповичем и Розалией Исидоровной снова встал вопрос о перемене места жительства. Поначалу они думали о возвращении в СССР, художник начал вести в советском полпредстве переговоры, но они не имели успеха.

В 1938 году Пастернаки уехали в Англию, где уже жили дочери. Вскоре после приезда в Лондон, 23 августа 1939 года, от сердечного приступа скончалась Розалия Исидоровна. Леонид Осипович переехал к младшей дочери Лидии в Оксфорд.

Несмотря на тяжелую потерю и преклонный возраст, художник продолжал работать.

Так, в военные годы им были созданы картины “Бах и Фридрих Великий”, “Мендельсон, дирижирующий «Мессию» Генделя”, “Толстой за рабочим столом”, “Пушкин и няня”, “Сцены из советской жизни”.

Леонид Осипович Пастернак умер 31 мая 1945 года в Оксфорде.

В 1975 году в СССР вышла в свет книга “Л.О. Пастернак. Записи разных лет”. Мемуарный материал был собран и обработан Жозефиной Пастернак, подготовлен к печати Александром Пастернаком.

Творчество Л.О. Пастернака представлено во многих музейных собраниях России, Великобритании, Германии, Франции и Израиля, в том числе в Государственной Третьяковской галерее, ГМИИ им. А.С.

Пушкина, Государственном Русском музее, Музее Орсэ в Париже, Музее Эшмолиан в Оксфорде.

В Одесском художественном музее сохраняются графические работы мастера “Покинутые” (1897), “Казак” (1900) и “Женщина с Хитрова рынка” (1915).

Урок музыки, Леонид Осипович Пастернак

2 мая 1999 года в Оксфорде на улице Парк Таун состоялось тор­жест­венное открытие музея Л.О. Пастернака. Вскоре после этого знаменательного события в издательстве Oxford University Press вышел большой двухтомный каталог работ художника (под редакцией профессора Р. Салис).

23 ноября 2012 года на фасаде дома по ул. Базарной, 78 в память о художнике была открыта мемориальная доска.

Вероника Драгун, искусствовед

Репродукции работ Леонида Осиповича Пастернака

Источник: http://odessa-memory.info/index.php?id=243

План-конспект урока по литературе (9, 10, 11 класс) на тему: Лирика Б.Пастернака | Социальная сеть работников образования

Тема: Лирика Б.Л. Пастернака. (1890-1960).

  • Цели: раскрыть глубину творческой личности Пастернака, введя учащихся в сложный мир пастернаковского стиха;
  • показать его взгляды на призвание и судьбу поэта;
  • пробудить интерес учащихся к поэзии Пастернака.
  • Форма: урок-обозрение.

Оформление урока: портрет Б.Л. Пастернака, распечатка вопросов и стихотворений; музыкальная пьеса «Май» П.И. Чайковского («Времена года»)

Ход урока.

I. Слово учителя.

170 лет назад 10 февраля закатилось «солнце русской поэзии», остановилось сердце (продолжите фразу) – Александра Сергеевича Пушкина.

А 10 февраля 1890 года родился Борис Леонидович Пастернак, один из первых правовестников нашего духовного возрождения.

Поэт умер, да здравствует поэт! (представление портрета).

  1. Приём «Верные и неверные утверждения».
  2. Верите ли вы…
  3. Одним из первых учителей раннего Пастернака был Александр Блок.

Был знаком с Л. Толстым, художниками Репиным, Ге, Врубелем.

  • Русский композитор Александр Скрябин был кумиром поэта. 
  • Мечтал стать композитором.
  • Изучал философию в Марбургском университете.
  • Стихи начал писать из-за неразделённой любви.
  • Ему принадлежат слова: «Никогда не теряйте лица ради положения».
  • Мечтал быть знаменитым.
  • Родился Борис Леонидович Пастернак 29 января по старому стилю (10 февраля) в Москве.
  • Отец, Леонид Осипович Пастернак, — академик живописи, мать, Роза Кауфман, — пианистка.
  • В доме частыми гостями были Лев Толстой, художники Репин, Ге, Врубель, композиторы Рахманинов, Скрябин, немецкий поэт Рильке.

Александр Николаевич Скрябин, мечтающий силой искусства изменить жизнь, установивший связь между звуком и цветом, стал кумиром Бориса Пастернака. Его музыкальные и философские идеи, поиски, эксперименты захватили всё существо юного Пастернака.

Вот как зрелый Пастернак передаёт первую встречу с композитором:

Раздаётся звонок. Голоса приближаются. Скрябин!

О, куда мне бежать от шагов моего божества?

(«Девятьсот пятый год», 1925 г.)

И всё же мечте не суждено было осуществиться. Неожиданно для отца и матери Борис Пастернак оставил музыку.

Неубедительным кажется его собственное объяснение: отсутствие абсолютного слуха. Для того, чтобы стать композитором, не обязательно иметь абсолютный слух, классический пример тому – П.И. Чайковский. Разочарование в музыкальных способностях?

Но известно, что Скрябин отмечал его как ученика талантливого.

Итак, в 1909 году серьезные занятия музыкой прекращаются: «Музыку, любимый мир шестилетних трудов, надежд и тревог, я вырвал врн из себя, как расстаются с самым драгоценным…»

В этом году, после окончания 5-ой Московской гимназии поступает на историко-филологический факультет Московского университета, серьезно увлекается философией. В 1912 году проводит семестр в Марбургском университете и даже получает предложение остаться для сдачи докторского экзамена.

Однако проездом в Италию в Марбурге остановились родственники. Любовь к одной из кузин, предложение, отказ. Потрясение.

  1. Стихи буквально хлынули.
  2. Понял: никакая не философия, а поэзия!
  3. Первый сборник его стихов «Близнец в тучах» был создан в 1914 году.
  4. Но успех пришел в 1917 году, когда был издан сборник «Сестра моя – жизнь».
  5. После выхода первых стихов Пастернака упрекали в подражании символистам.
  6. На Пастернак пересекался сразу с двумя течениями, символизмом и футуризмом.

В ряду первых учителей раннего Пастернака был А. Блок.

«С Блоком пришли и провели свою молодость я и часть моих сверстников. У Блока все, что создает великого поэта, – огонь, нежность, проникновение, свой образ мира, свой дар особого, все притворяющего прикосновения…»

а с русским футуризмом Пастернака сближало неприятие буржуазного старого мира. Но в отличие от других поэтов этого течения он не увлекался словотворчеством, хотя его поэзия дышала поиском и новизной.

В автобиографическом очерке Б. Пастернака находим: «Я очень любил раннюю лирику Маяковского… это было поэзия, мастерски вылепленная, горделивая, демоническая и в то же время безмерно обреченная, гибнущая, почти зовущая на помощь».

  • Мы видим, что Пастернак как и многие поэты начала ХХ века, испытывал влияние литературных группировок, но всегда ощущал себя внутренне свободным от групповой предвзятости.
  • В рамки жизни Пастернака вместились две революции (1905 и 1917 гг), три войны (первая мировая, гражданская и вторая мировая), годы сталинщины, хрущевской оттепели.
  • В 30-е годы поэт предпринял попытку принять участие в общественной жизни.
  • В 1932 году поездка с делегацией на Урал.
  • Ошеломлен увиденным: голод, нищета.
  • Не мог питаться в обкомовской столовой.
  • Прервал поездку, разгневавшись при виде продуктов, данных на дорогу.
  • В 1934 году полуопальный Бухарин в литературном докладе назвал Пастернака величайшим поэтом.

Такой факт. Франция. Конгресс писателей. В советской делегации нет Пастернака и Бабеля. Возмущение французских писателей.

Пастернака и Бабеля срочно доставляют в Париж.

В конце 30-х годов Пастернак уходит в переводы.

II. Что же становится предметом поэтических откровений раннего Пастернака? Чем живет, дышит его лирическое я?

Вечный и прекрасный мир природы, о котором когда-то сказал Ф.И. Тютчев:

  1. Не то, что мните вы, природа,
  2. Не слепок, не бездушный лик:
  3. В ней есть душа, в ней есть свобода,
  4. В ней есть любовь, в ней есть язык.
  5. «Его грудь заполнена природой до предела, – писала о Пастернаке Марина Цветаева, – кажется, уже с первым своим вздохом он вдохнул, втянул ее всю – и вдруг захлебнулся ею и всю последующую жизнь с каждым новым стихом (дыханием) выдыхает ее, но никогда не выдохнет».

Ранняя лирика Пастернака наполнена в буквальном смысле языческим преклонением перед природой. Слезы восторга и внутренний трепет – постоянные спутники его монологов.

Поэт не только слышит звуки природы, но и видит, как его вдохновитель – композитор Скрябин или, к слову сказать, Римский-Корсаков, обладавший так называемым «цветным слухом».

Вот почему стихи Пастернака наполнены цветом. Вся его лирика – своеобразный атлас цветов со множеством тонов, полутонов и оттенков.

  • Особенностью лирики Пастернака является и высокая ассоциативность мышления.
  • Вот первые строки стихотворения «Импровизация»:
  • Я клавишей стаю кормил с руки
  • Под хлопанье крыльев, плеск и клекот.
  • Попробуем выстроить ассоциативный ряд; музыкант у рояля – черные и белые клавиши – черный пруд – белые и черные лебеди – «Лебединое озеро» Чайковского – свет и тьма – добро и зло – жизнь и смерть.

Права М. Цветаева: «Пастернак неисчерпаем… Можно сказать, что Пастернака читатель пишет сам».

III. Давайте проведем анализ на лексическом уровне стихотворения «Светает» из сборника «Сестра моя – жизнь».

  1. 1) Чтение стихотворения «Ты в ветре…».
  2. «Ты в ветре…»
  3. Ты в ветре, веткой пробующем,
  4. Не время ль птицам петь,
  5. Намокшая воробышком
  6. Сиреневая ветвь!
  7. У капель – тяжесть запонок,
  8. И сад слепит, как плес,
  9. Обрызганный, закапанный
  10. Мильоном синих слёз.
  11. Моей тоскою вынянчен
  12. И от тебя в шипах,
  13. Он ожил ночью нынешней,
  14. Забормотал, запах.
  15. Всю ночь в окошко торкался,
  16. И ставень дребезжал.
  17. Вдруг дух сырой прогорклости
  18. По платью пробежал.
  19. Разбужен чудным перечнем
  20. Тех прозвищ и времён
  21. Обводит тень теперешний
  22. Глазами анемон.
  23. 2) Анализ стихотворения
  24. а) Какие цвета мы видим в первой строфе?
  25. б) Но вот по саду пробегают первые лучи солнца (II строфа), и он загорается.
  26. Как это показывает поэт?
  27. Какой цвет здесь преобладает?
  28. в) III и IV строфы – зарисовка ночного сада.
  29. Какой здесь цвет?
  30. Какой аккорд слышим?

3) Звучит запись песни П.И. Чайковского «Май». Считаете ли вы созвучной пьесу П.И. Чайковского «Май» стихотворению Б. Пастернака?

IV. Кроме ассоциативности, для поэзии Пастернака характерны своеобразная поэтическая интонация, экспрессивность, эмоциональность.

  • И все-таки главным условием правильного прочтения лирики Пастернака является знание его философской модели «божьего мира», как он называл природу.
  • Понимая лучше других, какие трудности предстоят его будущим читателям, Пастернак, будучи уже зрелым поэтом, в одном из своих стихотворений («Когда разгуляется» 1956) изложил свою философскую концепцию, которой он придерживался на протяжении всей своей жизни.
  • 1)Чтение стихотворения «Когда разгуляется».
  • «Когда разгуляется».
  • Большое озеро как блюдо.
  • За ним – скопленье облаков,
  • Нагромождённых белой грудой
  • Суровых горных ледников.
  • По мере смены освещенья
  • И лес меняет колорит.
  • То весь горит, то чёрной тенью
  • Насевшей копоти покрыт.
  • Когда в исходе дней дождливых
  • Меж туч проглянет синева,
  • Как небо празднично в прорывах,
  • Как торжества полна трава!
  • Стихает ветер, даль расчистив.
  • Разлито солнце по земле.
  • Просвечивает зелень листьев,
  • Как живопись в цветном стекле.
  • В церковной росписи оконниц
  • Так в вечность смотрят изнутри
  • В мерцающих венцах бессонниц
  • Святые, схимники, цари.
  • Как будто внутренность собора –
  • Простор земли, и чрез окно
  • Далёкий отголосок хора
  • Мне слышать иногда дано.
  • Природа, мир, тайник вселенной,
  • Я службу долгую твою,
  • Объятый дрожью сокровенной,
  • В слезах от счастья отстою.
  • а) I-IV строфы – развернутая картина природы.

Все в ней изменчиво, скоротечно и потому неповторимо. Найдите строчки, в которых выражена эта мысль.

б) Диалектика природы – первопричина ее совершенства. А что же первопричина бытия? Природы? Жизни на земле?

  1. в) А теперь проследим, как на протяжении 16 строк стихотворения изменяется «колорит», переливаются, переходя один в другой, цвета.
  2. г) V-VII строфы знакомят с архитектоникой храма (а не мастерской).
  3. Что есть внутренность собора?
  4. Как поэт определяет природу?
  5. К чему готов поэт?
  6. Прекрасной характеристикой поэтического феномена Пастернака могут служить слова его современницы, друга, поэтессы Анны Ахматовой.
  7. Он награжден каким-то вечным действом,
  8. Той щедростью и яркостью светил.
  9. И вся земля была его наследством,
  10. А он ее со всеми разделил.
  11. Прочитаем стихотворение «Быть знаменитым некрасиво».
  12. «Быть знаменитым некрасиво».
  13. Быть знаменитым некрасиво.
  14. Не это подымает ввысь.
  15. Не надо заводить архива,
  16. Над рукописями трястись.
  17. Цель творчества – самоотдача,
  18. А не шумиха, не успех.
  19. Позорно, ничего не знача,
  20. Быть притчей на устах у всех.
  21. Но надо жить без самозванства,
  22. Так жить, чтобы в конце концов
  23. Привлечь к себе любовь пространства,
  24. Услышать будущего зов.
  25. И надо оставлять пробелы
  26. В судьбе, а не среди бумаг,
  27. Места и главы жизни целой
  28. Отчёркивая на полях.
  29. И окунаться в неизвестность,
  30. И прятать в ней свои шаги,
  31. Как прячется в тумане местность,
  32. Когда в ней не видать ни зги.
  33. Другие по живому следу
  34. Пройдут твой путь за пядью пядь,
  35. Но пораженья от победы
  36. Ты сам не должен отличать.
  37. И должен не единой долькой
  38. Не отступаться от лица,
  39. Но быть живым, живым и только,
  40. Живым и только до конца.
  41. Назовите строчки, определяющие того Пастернака, которого вы сегодня открыли для себя.
Читайте также:  «на горах», михаил васильевич нестеров — описание картины

V. Когда-то Марина Цветаева в полемическом пылу воскликнула: «Где человек, до конца понявший Пастернака? Познавать его вы будете на других уроках да и всю жизнь».

Вернемся к вопросам, на которые вы отвечали в начале урока.

Есть ли изменения в ваших ответах?

Источник: https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2018/01/09/lirika-b-pasternaka

Открытый урок по литературе в 7 классе "В гостях у Бориса Пастернака"

В гостях у Бориса Пастернака.

Цель: Формирование навыков познавательной и поисковой деятельности, коммуникативных навыков. Формирование навыков анализа стихотворения; развитие речи, мышления, воображения учащихся. Создание условий для творческого самовыражения учащихся. Воспитание коллективизма (работа в группе).

Оборудование: портрет Пастернака, репродукции картин, музыка Скрябина, презентация

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Вступительное слово учителя. Тема сегодняшнего урока: « В гостях у Б. Л. Пастернака». Как вы ее понимаете?- Мы попытаемся воссоздать атмосферу, в которой жил и творил Б.

Пастернак –поэт, прозаик, великолепный переводчик с французского, английского, немецкого, грузинского языкдоводил задуманное до конца.ов.Он хотел во всем дойти до самой сути.

Как вы это понимаете? Был целеустремленным, доводил до конца задуманное, пытался во всем разобраться.

Быков Дмитрий Львович. ЖЗЛ. « Имя Пастернака- мгновенный укол счастья».

Эпиграфом к уроку я взяла слова Б.Л. Пастернака « Во всем мне хочется дойти до самой сути».

А теперь послушаем биографическую справку о Б. Пастернаке. Во время прослушивания подумайте, какой вопрос вы хотели бы задать Пастернаку?

2.Биографическая справка (реализация индивидуального домашнего задания).Слайды2-14)

Пастернак родился 10 февраля 1890 в Москве. Его отец,Леонид Осипович Пастернак, был известным художником, мать Розалия Исидоровна Кауфман- пианисткой. Это картина Леонида Осиповича. Вообще по его картинам можно многое узнать об их семье. Вот портрет Б. Пастернака.

А это дети ( их в семье было четверо) поздравляют родителей с праздником. Мама занимается музыкой с дочкой. А это портрет А. Белова, поэта. Он часто бывал в их доме. Мне кажется, что у Б. Пастернака была удивительная семья. В их доме часто собирались многие знаменитые люди.

Там были художники: Василий Дмитриевич Поленов, Михаил Александрович Врубель, Николай Николаевич Ге, Валентин Александрович Серов.

Для концертов, на которых выступали прямо у них в доме известные музыканты, был оборудован специальный зал. Если бы Федор Иванович Шаляпин в маленькой комнате запел свою знаменитую « Дубинушку», он бы всех оглушил. Так же как Сергей Александрович Рахманинов, играя свой концерт. Кумиром Б. Пастернака был Александр Николаевич Скрябин, тоже бывавший в их доме. Б. Пастернак дружил с В.В.

Маяковским. Но больше всего меня поразило, что среди гостей бывал даже Л. Н. Толстой. Он очень уважал Л. Пастернака, доверял ему делать иллюстрациик своим произведениям. Дети копировали увлечения взрослых- они издавали рукописный журнал с произведениями собственного сочинения и иллюстрациями к ним. Пастернак много переводил с английского, немецкого, венгерского. польского, грузинского.

От отца и матери будущий поэт унаследовал их талант. Он мог стать хорошим художником, но в 13 лет оставил изобразительное искусство под влиянием великого композитора Скрябина и в течение 6 лет брал уроки музыки у профессоров консерватории.

В 1909-13 учился на философском отделении Московского университета, провел один семестр в университете Германии. В 1915–1917 гг. поэт жил на Урале, служа на частных химических заводах. Но больше всего Пастернака привлекала литература. Он создает замечательные лирические произведения и поэмы.

В годы Великой Отечественной войны написал цикл стихотворений, посвященных борьбе с фашизмом, был в качестве корреспондента на фронте под Орлом.

В 1958 году Б. Пастернак был удостоен Нобелевской премии. На доме, в котором он родился и жил – мемориальная доска, напоминающая о нём. В честь Б. Пастернака к 100-летию со дня его рождения выпущена почтовая карточка с его портретом и почтовая марка. Именем Пастернака названа улица в Голландии. Это свидетельствует о том, что его творчество знают и любят во всем мире.

Итак, ваш вопрос. Трудно ли было отказаться от живописи, музыки… Нужно было обладать решительным характером и хорошо знать, что хочешь, умение отвечать за свои поступкиКак родители к этому относились. –(Уважали его выбор).

Учитель. Мы сегодня только начали знакомство с Б.Л. Пастернаком. Мы встретимся с его творчеством в 11 классе будем говорить о нем подробно. А все, что мы не сказали сегодня мы услышим в музыке любимого Пастернаком композитора. Сейчас прозвучит фрагмент «Этюда» А. Н. Скрябина.

Мне бы хотелось, чтобы вы записали, каким представляете поэта.

(Звучит «Этюд» Скрябина, учащиеся работают, затем зачитывают написанное: красивый, сильный, страдающий, борющийся, порывистый, неравнодушный, пытающийся изменить жизнь, яркий, талантливый, настойчивый, нежный, сердце разрывается, стремящийся к вершине, «дойти до самой сути»).

–У каждого из вас возник свой образ, значит, и Пастернак для каждого из вас будет свой. Вспоминаются слова Марины Цветаевой, с которой поэта связывали дружеские отношения: «Можно сказать, что Пастернака читатель пишет сам».

Мы сегодня прочтем и проанализируем несколько стихотворений, и я буду рада, если вас заинтересует творчество этого поэта. Стихи Пастернака нельзя читать молча, их обязательно нужно слышать, чтобы видеть.( М. Цветаева) Прочитай стихотворение.

IV. Исследовательская работа в группах.

стихотворение «Золотая осень». Учащийся читает стихотворение.

Золотая осень.

Осень. Сказочный чертог,Всем открытый для обзора.Просеки лесных дорог,Заглядевшихся в озера.Как на выставке картин:Залы, залы, залы, залыВязов, ясеней, осинВ позолоте небывалой.

Липы обруч золотой

Как венец на новобрачной.

Лик березы

под фатойПодвенечной и прозрачной.Погребенная земляПод листвой в канавах, ямах.В желтых кленах флигеля,Словно в золоченых рамах.Где деревья в сентябреНа заре стоят попарно,И закат на их кореОставляет след янтарный.Где нельзя ступить в овраг,Чтоб не стало всем известно:Так бушует, что ни шаг,Под ногами лист древесный.Где звучит в конце аллейЭхо у крутого спускаИ зари вишневый клейЗастывает в виде сгустка.Осень. Древний уголокСтарых книг, одежд, оружья,Где сокровищ каталог

Перелистывает стужа. 1956г.

Есть ли непонятные слова? Какие ? Найдите их в словарях. ( чертог) Подумайте, как понять первые строчки стихотворения. (осенний лес поэт сравнивает с необычным музеем. Каждая роща – это отдельный зал со своей уникальной «экспозицией»).

– Пастернак – натура многогранная, поэтому рассмотрим это стихотворение с нескольких сторон. Для исследования стихотворения мы разделились с вами на группы:

  1. художники над чем вы будете работать – зрительные образы, краски, цвет (золотой, желтый, янтарный, вишневый( багряный)

  2. музыканты (какая ваша задача),    (Эхо, шелест, аллитерации, ассонансы- з, в, н- почему эти звуки? Звон! Послушайте. Слышим шорох листьев.

  3. исследователи слова (средства, при помощи которых создает образы.

Звучит Бах. Посмотрим, что у вас получилось. Ученики рассказываето результатах своих исследований. о тропах, использованных в стихотворении. Отмечают, что больше других средств используются метафоры.

Золотая осень( эпитет)

Осень. Сказочный чертог,Всем открытый для обзора.( метафора)Просеки лесных дорог,Заглядевшихся в озера.(олицетворение)Как на выставке картин:Залы, залы, залы, залыВязов, ясеней, осинВ позолоте небывалой.

( метафора)Липы обруч золотой( метафора)Как венец на новобрачной.( сравнение)Лик березыпод фатой ( метафора)Подвенечной и прозрачной.Погребенная земля( устаревшее)Под листвой в канавах, ямах.

В желтых кленах флигеля,Словно в золоченых рамах.( сравнение)

Где

деревья в сентябреНа заре стоят попарно,И закат на их кореОставляетслед янтарный.( метафора)

Где

нельзя ступить в овраг,Чтоб не стало всем известно:

Так

бушует, что ни шаг,Под ногами лист древесный. ( гипербола)Где звучит в конце аллей ( анафора)Эхо у крутого спуска

И

зари вишневый клей(метафора)Застывает в виде сгустка.

Осень.

Древний уголок

  • А теперь закройте глаза, сядьте удобно и представьте картину, которая нарисована в этом стихотворении. Звучат строчки:
  • Природа, мир, тайник вселенной,
  • Я службу долгую твою,
  • Объятый дрожью сокровенной,
  • В слезах от счастья , отстою!

Б. Пастернак. «Когда разгуляется.

Совпала картина с вашим представлением? ( Левитан. « Золотая осень»)

П. писал: « Я весь мир заставил плакать/ Над красой земли моей». Эти строчки говорят об огромной любви поэта к природе и родине. Об этом говорит и то, что Пастернак остался на родине, когда вся его семья после революции покинула советскую Россию. Его патриотизм и талант вызывают глубокое уважение.

Учитель. Однако уже в третьем четверостишии появляется весьма характерная метафора «погребенная земля» . Как вы это понимаете?( намек на то, что осень является переходным периодом между жизнью и смертью. Ее символом являются опавшие золотистые листья, на которые невозможно ступить, не оставив следа.

Так и человеческая жизнь к моменту ее заката налагает на каждого из нас особые обязательства. Приходится взвешивать каждый свой поступок, каждое слово и каждый шаг, ведь они с возрастом видятся совсем в ином свете и могут получить диаметрально противоположную оценку. Тем не менее, в осени человеческой жизни Пастернак видит и свои прелести. «Осень.

Древний уголок старых книг, одежд, оружья», — так описывает поэт свои богатства, подразумевая, что у каждого человека есть определенный багаж не только вещей, но и знаний. И именно приобретенный опыт так дорог каждому из нас, ведь с его помощью можно решать любые жизненные задачи, которые в молодости ставили нас в тупик.

Правда, теперь уже «сокровищ каталог перелистывает стужа», словно бы напоминая о том, что все эти богатства невозможно передать по наследству, и они непременно канут в небытие после смерти человека.)

Учитель. Давайте сделаем вывод: что характерно для этого стихотворения?

  1. Оформление записи в тетрадях.
  2. Особенности лирики Пастернака:
  3. А) Метафоричность поэзии
  4. Б) Аллитерации ( сцепления схожих звуков скрепляют текст, внедряют его в память)
  5. В)Анафоры (служат музыкальности, общей выразительности)

Художественный мир его стихов насквозь проникнут музыкой. Яркие образы и краски перешли из увлечения живописью.

Д.З. Выучить стихотворение наизусть. Проанализировать стихотворение Никого не будет в доме…»

Источник: https://infourok.ru/otkrytyy_urok_po_literature_v_7_klasse_v_gostyah_u_borisa_pasternaka-565764.htm

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector