Расцвет их творчества пришелся на «золотой период» Веймарской республики. Они стали знамениты и востребованы раньше Гогена, Ван Гога, Матисса… Почему же мы так мало знаем о них? Большая часть их работ в 1933 году была причислена к «дегенеративному искусству», их картины уничтожали и запрещали.
Теперь они возвращаются к нам, и производят сильнейшее впечатление на выставке «Сумерки над Берлином: шедевры Национальной галереи 1905 — 1945 годов».
Куда пойти в дождливый иерусалимский день? Гугл поведал, что к 50-летию Музея Израиля и в связи с 50-летием установления дипломатических отношений между Израилем и Германией открылась выставка «Сумерки над Берлином: шедевры Национальной галереи 1905−1945 годов». По справочному телефону заверили, что она продлится до 26 марта 2016-го.
«Сумерки над Берлином» вызвали шквал восторженных откликов и искусствоведеческих текстов в нтернете. Итак, вот они — 50 работ и около двух десятков имен художников периода «расцвета свободы и авангарда в Германии в первой половине 20-го века». Экспозиция не только демонстрирует поразительные работы художников, но и «раскручивает» детективную линию «пропавшего» пласта немецкого искусства.
В мини-кинозале с экрана льется обыденная жизнь Берлина — «Симфония большого города» (1927). Камера выхватывает лодочника, орудующего шестом во время прохода под мостом, девочку с коляской, двух степенно прогуливающихся маленьких бюргеров, рядом с которыми малолетние феминистки выкапывают лопатками траншею, и поезд идет… По всеохватности и ассоциативному ряду фильм напоминает шедевр Дзиги Вертова «Человек с киноаппаратом», и служит пазлом, детали которого разбросаны по выставочным залам.
Стены небольшого помещения, где демонстрируется фильм, увешаны рекламными плакатами в изысканном и элегантном стиле . Плакаты, рекламирующие модные кабаре, казино, кафе, постеры к праздникам и реклама предметов быта — от сигарет до автомобилей — жизнь накануне Первой мировой войны. Диву даешься — реклама обычной лампочки оплетается узорами, томными переливами цвета, а вольфрамовые нити внутри этого прибора становятся частью монограммы.
Начинает выставку , ставший ее «лицом» на афишах и каталоге — «Соня», Кристиан Шад.
Кристиан Шад (1894 — 1982) — отпрыск известного адвоката, — прошел опасные времена «аки посуху» — избежал мобилизации на фронт (инсценировал сердечный приступ и был освобожден от службы в армии, а затем переехал в Цюрих), и не был в 1933-м причислен к «дегенеративному искусству». Его работы даже экспонировалась на выставке «Великое Германское искусство». Впрочем, последнее обстоятельство подмочило его репутацию.В Цюрихе Шад примкнул к дадаистам. В 1918 году он первым применил технику фотограмм (их даже называли шадограммами), которую вслед за ним стали использовать Ман Рэй, Мохой-Надь и др. В 1927 г. Шад возвращается в Германию и становится одним из лидеров группы «Новая вещественность». Он рисует портреты своих друзей и знакомых в манере, которая маскирует его радикализм и обманывает «искусствоведов в штатском».За портретом Сони — новый зал, и прекраснодушная эпоха модерна сменяется тревожным предощущением.
Если бы не надпись «Потсдамская площадь в Берлине» (1914), я назвала бы эту картину «Танго».
Эрнст Людвиг Кирхнер (1880−1938) ушел на войну добровольцем, а через два месяца оказался в психиатрической клинике (алкоголь и веронал сделали свое дело). Он, как и Кристиан Шад, «проскочил» войну, но она задела его крылом ужаса и страха смерти.Кирхнер выработал свою эстетику — , — еще в 1905 году, когда он и еще три студента архитектурного факультета Высшей технической школы в Дрездене (Эрнст Людвиг Кирхнер, Фриц Блейль, Эрих Хеккель и Карл Шмидт-Ротлуф) образовали группу «Мост» (Die Brücke). Позднее к ней присоединились Василий Кандинский, Август Маке, Алексей фон Явленский. Основополагающим принципом эстетики группы Кирхнер провозгласил отрицание материалистического мировоззрения, реализма, импрессионизма и стиля . В 1913-м группа распалась.После войны, которую он считал «кровавым карнавалом», Кирхнер живет в Швейцарии, рисует пейзажи. К нему приходит известность, американские музеи закупают его работы.В 1930 г. он становится членом Прусской академии искусств в Берлине. Но дорвавшиеся до власти нацисты заносят его в черный список. Кирхнера изгоняют из академии. 25 его полотен стали частью выставки «дегенеративное искусство», 639 работ были изъяты из музеев и уничтожены. У художника происходит нервный срыв. В одном из писем он пишет, что воздух пропитан войной. В 1938 году Кирхнер застрелился.
Портрет Эрны Шиллинг
Сразу после гибели художника его гражданская вдова Эрна Шиллинг счастлива была продать работу мужа за бесценок. А несколько лет назад его работа «Сцена на берлинской улице» была куплена Рональдом Лаудером на аукционе Сотбис за $38 миллионов.
Работа Карла Шмидта-Ротлуфа, участника группы «Мост» — «Портрет историка искусств Вильгельма Наймера», 1921
Когда Эмиль Нольде (1867−1956) вступил в группу «Мост», ему было под сорок.В 1910—1912 годах к Нольде пришел успех на выставках в Гамбурге, Эссене и Хагене. Художник создавал картины о ночной жизни Берлина, театральные зарисовки, натюрморты из масок, 20 работ «Осеннее море» и «Житие Христа» в девяти частях.К 60-летию Нольде в 1927 году в Дрездене прошла его юбилейная выставка.
Он ратовал за превосходство «германского искусства», в 1934 году вступил в Национал-социалистическую рабочую организацию (впоследствии вошла в состав датского отделения НСДАП)… и стал одним из главных героев известной пропагандистской выставки «Дегенеративное искусство».
Беда в том, что художник не был понятен фюреру. Ну скажите, можно ли такими веселыми красками и «небрежными» линиями рисовать религиозные сюжеты? Можно так искажать действительность и вытягивать пропорции лиц? А где объем, наконец, перспектива?.. Ведь фюрер тоже учился рисовать. Он знает, как надо и как не надо!
«, , , и т. п. не имеют ничего общего с немецким народом. Потому что все эти термины ни стары, ни современны, но они являются лишь искусственным производным людей, которым Господь отказал в таланте истинно художественной одаренности…Говорят, что эти художники не так видят, как другие. Я здесь посмотрел некоторые из присланных картин, и должен признать — некоторые из них действительно написаны людьми, видящими „наизнанку“. У них нынешние представители нашего народа представлены как дегенерирующие кретины, луга для них синие, небо — зеленое, облака — серно-желтые и т. д…Я не желаю вмешиваться в спор, действительно ли указанные лица так чувствуют и видят или нет, но я хочу во имя немецкого народа запретить то, чтобы вызывающие жалость несчастные, которые страдают острым расстройством зрения, плоды своего болезненного видения пробовали навязать окружающему миру или даже пытались возвести это в ранг „искусства“… Отныне мы будем вести беспощадную очистительную войну против последних у нас элементов культурного разложения».
…Более тысячи работ Нольде были конфискованы, и часть из них уничтожена. В 1941 году ему запретили писать, и он тайком рисовал небольшие акварели и закапывал их в тайнике. Всего Нольде создал около 1300 акварелей, и сегодня считается одним из величайших акварелистов XX века.
Среди работ, заполняющих стены следующих залов, в основном экстатичных, гротескных и тревожных, глаз выхватывает полотно, на котором вечно длится пауза идиллической жизни.
Эта картина могла бы стать визитной карточкой «золотых двадцатых» Веймарской республики. Ее сравнивают с «последним ужином» («Тайной вечерей») Леонардо да Винчи.
Написанная в 1930 году, картина Лотты Лазерштайн пропитана элегически-меланхолическим настроением. Трапеза молодых людей, вид с открывающейся панорамой на город — все это создает ощущение безучастности и обреченности в преддверии охватывающих город сумерек.
Лотта Лазерштайн стала в 1927 году первой женщиной, с отличием окончившей Высшую школу свободных искусств в Берлине.
Ее полотна в духе «новой вещественности» показывали красивых и независимых женщин, социально активную молодежь Берлина начала ХХ века. Как и Кристиан Шад, Лотта вполне могла бы вписаться в «Великое германское искусство», но, будучи наполовину еврейкой, она получила запрет на профессию и в 1937 году эмигрировала в Швецию.
Это спасло художнице жизнь, в отличие от ее матери, погибшей в 1943 году в концлагере Равенсбрюк.
Примечательно, что первая персональная выставка Лотты Лазерштайн состоялась в 1931 году в Берлине в галерее Фрица Гурлитта. Фамилия Гурлитт вот уже несколько лет на слуху в связи с коллекцией Корнелиуса Гурлитта — 1400 «пропавшими» полотнами «дегенеративного искусства».
Галерист Фриц Гурлитт, сын известного художника Луиса Гурлитта (1812−1897), — родной дядя получившего всемирную известность Корнелиуса.И тут мы переходим к еще одному арт-дилеру: Альфреду Флехтхайму. Собственно они коллеги — с Фрицем Гурлиттом и его братом, историком искусства Хильдебрандом (отцом Корнелиуса).
В 2011 году Корнелиус, чтобы расплатиться с врачом, продал «Укротителя львов» Макса Бекмана — картину, принадлежавшую Флехтхайму.
Этот своим психологизмом, скрываемыми за «респектабельной витриной» страстями, напоминает героя фильма «Лучшее предложение», блистательно сыгранного Джеффри Рашем.
Как и герой фильма, Альфред Флехтхаймв получил свое «лучшее предложение», однако совсем иного рода: в 1933 году он был вынужден передать свои галереи бывшему управляющему Алексу Фёмелю — члену нацистской партии, — и бежать в Лондон, где он умер в 1937 году в нищете.Существует целая галерея портретов Флехтхайма.
Флехтхайм одним из первых начал покупать работы Пикассо, Брака, Кокошки и других художников «новой волны». Символично, что именно с работы Кокошки « актрисы Тиллы Дюрье» и начался в 2013 году возврат картин наследникам коллекционера.
Кстати, одна из работ Оскара Кокошки также представлена на выставке — это «Художник с куклой» (той самой — сделанной в натуральную величину, с внешностью бросившей его Альмы Малер).
«Нацисты ненавидели Оскара, который много раз гневно отзывался об антисемитах, и с радостью сделали его очередным дегенератом.
Кокошка, впрочем, это все благополучно пережил (и Альму Малер, и нацистов), и стал единственным крупным представителем течения, заставшим всеобщего интереса к экспрессионизму в конце 1970-х годов» — пишут о художнике.
Отто Дикс, как и Макс Бекман (экспонируется рядом с работами Дикса), — продукт Первой мировой войны.
Ужасами Второй мировой затмили для нас то потрясение, каким для «цивилизованной Европы» была та война — по масштабам и бесчеловечности не укладывавшаяся в умах тех, кто считал себя продуктом культурных достижений человечества.
«Отто Дикс прожил долгую — для его поколения — жизнь. Он родился в 1891-м и умер в 1969-м году.
Но главным в его жизни была Первая мировая война… Он ушел на фронт юношей с огромным талантом рисовальщика, а четыре года спустя вернулся из окопов профессиональным солдатом-убийцей. Таким он сам изобразил себя на автопортрете. Дикс вымещал демонов войны на бумаге.…Это такое же сильнодействующее искусство, как роман Ремарка ''На западном фронте без перемен''.
Трупы, уроды, инвалиды, опять трупы — Дикс не щадит зрителя, но его работы обладают магической силой. Они завораживают и не отпускают» — А. ГенисЗнаменитый антивоенный Отто Дикса «Игроки в скат» считается жемчужиной немецкого изобразительного искусства, если можно назвать «жемчужиной» то отвращение, боль и жалость, которые она вызывает.
Что еще остается этим человеческим обломкам, как не резаться в карты? Изящные, с завитушками предвоенной эстетики, ножки стола пересекаются черными несгибаемыми ножками-протезами. Изуродованные лица и перекроенные (вместе с содержимым) черепа.Протезы рук — как хватка смерти, впрочем, можно играть и ногой.
И на механической челюсти — ее изобретателя, того юноши, который когда-то ушел на войну…
Ощущение увечности и механичности дополняется наклеенными «вещественными» деталями: игральные карты, газеты, шланг и алюминиевая фольга — так в творчестве Дикса воплотилась «новая вещественность» в комплекте с дадаизмом.
Стоит ли удивляться тому, что 26 картин Отто Дикса попали на выставку «Дегенеративное искусство»?А вот неожиданный поворот сюжета уже из наших дней: когда Национальная галерея решила выкупить «Игроков» у частного коллекционера, способ собрать необходимые $4 400 000 подсказал сам Дикс: в ФРГ организовали чемпионат по игре в скат.Пока посетители выставки переживают трагедию этой войны, на противоположной стороне зала разворачивается подготовка к новой — Второй мировой.
Рядом с «Игроками в скат» расположились «Столпы общества» Георга Гросса, а в соседнем зале — его же «Серый день» — война разгорающаяся, как пожар на заднем фоне «Столпов», и война, ставшая серой обыденностью тех, кто с нее вернулся.
«На фоне горящих домов и зловещих солдат, четыре „столпа общества“ символизируют Веймарскую республику: безухий страж закона с оружием наперевес и свастикой на галстуке. Журналист с ночным горшком на голове, с павлиньим „лгущим“ пером в руке, и ластик для стирки честности и порядочности. Политик, чьи голова заполнена кипящими экскрементами и краснолицый офицер религии в робе» — так описывают эту работу.
285 картин Гросса были изъяты из галерей Германии, и 20 из них представлены на выставке «Дегенеративное искусство».
…Еще одну работу невозможно обойти вниманием — уж больно «родное»: Генрих Фогелер, «Кооперация», 1924 г.
Генрих Фогелер — изысканнейший представитель югендстиля, от ужасов войны удалился в воображаемый «сказочный» коммунизм, причем до такой степени, что отправился в Советский Союз — его прославлять и строить. В сентябре 1941 года его как немца депортировали в Казахскую ССР, где он и скончался в 1942 году в колхозе «Буденный», с. Корнеевка, Бухар-Жырауского района.
Рассказ о выставке далеко не исчерпан, но остановлюсь лишь еще на одной работе художницы, чья первая ретроспективная выставка состоялась лишь в январе 2014 года в лондонской Whitechapel Gallery. «Лестница» Ханны (Иоганны) Хёх — работа особая даже на столь ошеломляющей выставке. Картина, написанная в темных тонах, легко «прочитывается»: на «авансцене» лестницы прекрасный и хищный цветок рождает бутон, из которого «растут» вышки, рядом — вертолетик. Тяга к прогрессу? На ум тут же приходят «Цветы зла» Бодлера…
- Василий Кандинский. Форма рога
- Пауль Клее. Отплытие кораблей
Выставка «Сумерки над Берлином» вполне логично заканчивается Ханой Хёх, Василием Кандинским и Паулем Клее — все они также стали фигурантами «дегенеративного искусства». «Система» в своей казуистике всегда логична.
Источник: https://artchive.ru/news/1608~Sumerki_nad_Berlinom_racceivajutsja_na_oshelomljajuschej_vystavke_v_Ierusalime
Георг Гросс. Политически ангажированный авангардизм
Вопрос: в чем сходство между Георгом Гроссом (1893-1959) и Лёвиком Казовским? Ответ: да ни в чем. Просто нужно же с чего-то начинать.
Скучно же начинать с того, что Георг Гросс (1893-1959) родился в 1893 году в Берлине, как он сам говорил, под звук пробок от шампанского, потому что его отец работал официантом в офицерской столовой, а мать – швеей, и у нее на работе было тихо, но денег не хватало и семья переехала в Померанию — можно подумать, там, в Померании, были деньги — и в Померании Георг пошел в школу, из которой его выперли, потому что в 15 лет он дал пощечину школьному учителю, и так у него, у Георга, кончилось детство и началось неизвестно что, но про это точно можно сказать, что оно было тоже трудное уф-ф-ф… В 1909 году Георг Гросс поступил в Королевскую академию искусств в Дрездене.
- Дрезден в то время был рассадником экспрессионизма – там работала группа «Мост». Гросс, конечно, со всей силой и энтузиазмом испытал на себе влияние этих хороших художников и стал делать такие вот довольно умеренные картинки:
Голубое утро
- Или вот такие, совсем не умеренные:
Конец пути
В 1913 году он несколько месяцев провел в Париже, где ознакомился с последними достижениями новейшего искусства. В общем, к началу Первой мировой войны Гросс был полностью готов влачить нелегкую карму авангардиста, но тут началась война.
Гросс записался добровольцем в армию, но на фронт попасть не успел, т.к. заболел воспалением ушной раковины. Его комиссовали, и он вовсю занялся издевательством над действительностью и, особенно, над армией, на которую он насмотрелся, посредством карикатур, публикуемых в куче разных журналов.
Годен к действительной службе
Муштра
Празднество
Бунт сумасшедших
В сущности, не сделай Гросс больше ничего, он бы уже попал в историю искусств – картинки-то эти теперь признаны классикой социально-политической карикатуры.
Германские власти оценили их качество сразу и периодически штрафовали Гросса на приемлемые суммы за издевательство над армией, церковью, государственным аппаратом и Германией в целом*.
Но уголовных дел не заводили и уж совсем не сажали в тюрьму, несмотря на войну и, так скажем, на засилье пресловутого прусского милитаризма. Чувствуете разницу? Это я с нами сравниваю.
А Гросс ведь еще и картины писал маслом. Это были напряженные, дисгармоничные, резкие по цвету, свету и смыслу работы.
Самоубийство
Взрыв
Большой город
Можно сказать, что если бы Гросс сделал только эти работы, он бы остался в истории экспрессионизма. А ведь он был еще и дадаистом.
Дадаизм в Германию из Цюриха привез Рихард Хюльзенбек в семнадцатом году. Гросс к дадаизму был готов на сто процентов. Показывать фиги власти и обывателю он уже привык, топтать все для них святое – тоже. Эпатаж и независимость позиции он освоил прекрасно.
Допустим, начинается в стране жуткая антибританская истерия под хэдлайном «Боже, покарай Англию» – Гросс демонстративно на каждом углу говорит по-английски и подписывает свои работы английским псевдонимом – не Georg Gross, а George Grosz (Джордж Грос)**.
Так, на самом деле, и должен вести себя истинный денди, пьяница, ходок в женский стан, родившийся под хлопки шампанского.
Берлинская группа дада, которую основал Хюльзенбек и в которую входил Гросс, давала самый политизированный дадаизм. Это был очень веселый дадаизм.
«Мы издевались над всем, для нас не было ничего святого, мы просто плевали на все, и это было дада. Не мистицизм, не коммунизм, не анархизм. Все эти направления имели свои программы.
Мы же были полными, абсолютными нигилистами, нашим символом было Ничто, вакуум, дыра», — писал позже об этом Гросс.
Республика автоматов
Основной формой общения дадаистов с населением были мероприятия под нейтральными названиями «встреча» или «воскресный утренник».
Приходила публика – любители прекрасного, дадаисты для затравки устраивали какое-нибудь действо, маркированное в качестве искусства, вроде соревнования Гросса и Вальтера Меринга – один — за пишущей машинкой, другой – за швейной.
Соревнование заключалось в поочередном выкрикивании совершенно абсурдных фраз вроде «Тюлитетю, люттитю! O, sole mio! Old man river, Миссисипи» или «Эйяпопейя! Тандарадей! Гип-гип Дада! Dada-capo».
Публике, понятное дело, это активно не нравилось, она начинала возмущаться, и дадаисты вступали с ней в дискуссию об искусстве, где вполне адекватные аргументы были густо перемешаны с откровенными оскорблениями.
Или тот же Меринг начинал читать стихи Гете, а к нему подходил Гросс в монокле и на весь зал кричал: «Прекратить! Ты что, будешь метать бисер перед этими свиньями?», после чего на сцене появлялась остальная братва и орала в публику: «Вон отсюда! Дамы и господа, вас вежливо просят убраться к чертям собачьим!» — и дадаисты шли в атаку на взбешенный партер, что временами перерастало в драку, которую останавливала уже полиция. Эх, времена… Самое удивительное, что публика, даже зная, какие скоты и подонки эти дадаисты, еще и платила за все эти издевательства над собой – на мероприятия продавались билеты. А как же – выступление.
- Пасмурный день
- Периодически дадаисты становились серьезными и зачитывали со сцены свои политические программы. Там были такие пункты: — признание всеми священнослужителями и учителями догматов дадаистской веры; — введение симультанного стихотворения в качестве государственной дадаистской молитвы; — чтение в церквях брюитических, симультанных и дадаистических стихотворений; — безотлагательное проведение в 150 цирках масштабной дадаистской пропаганды с целью просвещения пролетариата; — контроль над всеми законами и предписаниями со стороны Центрального дадаистского совета мировой революции;
- — немедленное урегулирование половых сношений в дадаистском духе путем создания дадаистского сексуального центра.
- Германская зимняя сказка
Дадаисты провозглашали с кафедры берлинского собора наступление всемирной дадаистической революции, выставляли горы мусора, подвешивали под потолок чучело армейского офицера со свиной харей, разбрасывали свои листовки на официальных госмероприятиях, расклеивали провокационные стикеры – это они их придумали.
Некоторые дадаисты – Гросс в том числе – сблизились с коммунистами и слегка поучаствовали в коммуняцких путчах, которых на рубеже 1910-1920 гг. в Германии было несколько. После одного из них Гросса даже арестовали. Что ж, приличному авангардисту пристало быть левым в той или иной степени, эта традиция существует и сейчас.
Правым-то быть неинтересно, правое – слишком правильно и пресно. Стих, однако.
Без названия
Гросс даже вступил в Коммунистическую партию Германии – до того ему осточертели все эти германские милитаризмы, империализмы, реваншизмы, национализмы и т.д. Впрочем, съездив в 1922 году в СССР, познакомившись с Лениным и Троцким, посмотрев на все, что тут у нас происходило, он из партии ушел.
Все-таки он был, скорее, анархистом. Во всяком случае, Гросс хотел свободы, а не просто смены начальников жизни. Так закончился его дадаистический период, и я смело заявляю, что если бы он был единственным в его карьере, то все равно Гросс остался бы в благодарной памяти потомков.
А ведь Гросс еще и в новой вещественности поучаствовал.
- Что такое новая вещественность, я уже хорошо рассказал в тексте об Отто Диксе и повторяться не буду – все, что там об этом предмете написано, применимо к Гроссу без всяких оговорок. Вот его работы этого периода:
- Потрет писателя Макса Херрманн-Нейсе
- Портрет боксера Макса Шмелинга
- Надо сказать, что тяжелое дадаистическое прошлое иногда выскакивало у Гросса в виде таких вот работ:
- Столпы общества
Опять резкая политическая критика, опять шокирующие нетренированный глаз детали – видите мордатого столпа справа с кучкой дерьма вместо мозгов? Гросса опять периодически штрафуют за богохульство.
«Держите свой рот закрытым и выполняйте свой долг (из альбома иллюстраций к «Похождениям бравого солдата Швейка»)»
Или за порнографию. Это — совсем невинная работа, у него есть очень крутые в этом смысле.
- Без названия
- Естественно, дело не обходится без политической карикатуры, в которой появляется новый герой.
- Гитлер
- Опять же, если бы с самого рождения до самой смерти Гросс был исключительно новым вещественником, он и тогда был бы одним из трех важнейших художников Германии в межвоенный период вместе с Диксом и Беккманом.
В январе 1933 года, за две недели до прихода этого нового героя к власти, Гросс уплывает в США – его пригласили на один семестр преподавать живопись. Домой он вернулся через 26 лет.
За это время на родине он был удостоен очередной чести – его работы были представлены на выставке «Дегенеративное искусство»*** и частично уничтожены.
Таким образом, его штрафовали при кайзере, при Веймарской республике, а при Гитлере просто жгли. Это ли не признание?
- В Америке, не видя перед собой врага, Гросс попытался заниматься просто искусством и просто зарабатыванием денег.
- Высокие дюны
- Размахивающий флагом
- Обложка коммерческой pocket-book
Правда, надо сказать, что к тому времени ему политика сильно надоела. В самом деле, он боролся с империализмом в Германии – и нашел его же в стране Советов.
Боролся с капитализмом – но этот капитализм оказался раем по сравнению с тем, что пришло ему на смену вместе с Гитлером. И спасался он от этого Гитлера в самой капиталистической стране мира.
Короче, все оказалось тлен, и обман и покрывало Майи. Только изредка Гросс делает что-то в более или менее старом духе.
Каин, или Гитлер в аду
Но вот беда – если бы от Гросса осталось только то, что он сделал в Америке – ни в какую историю искусства он бы не попал. Настоящий Гросс – это жесткое, эпатирующее, предельно правдивое и не стремящееся понравиться искусство, сделанное на основе нелюбви и ненависти.
А тем временем пришло официальное признание. В 1954 году Гросс был избран в американскую Академию литературы и искусств, в 1958 — в Академию искусств Германии. В 1959 он вернулся в Берлин (западный).
Где-то через месяц он напился на встрече со старыми друзьями. Ночью вернулся домой. Открыл не ту дверь – рядом была дверь в подвал – и скатился по ступенькам, весь переломавшись.
Утром он еще был жив, его отвезли в больницу, но спасти не смогли.
* Его еще проверяли на психическую вменяемость. ** Возможно, тут еще заложена и языковая игра. Gross по-немецки – большой, Grosz по-немецки и по-английски – грош, т.е. что-то мелкое.
*** Было несколько категорий дегенеративности. Гросса отнесли к четвертой — «Изображение немецких солдат как идиотов, сексуальных дегенератов и пьяниц».
Вадим Кругликов
Источник: https://adindex.ru/publication/gallery/2012/05/30/90325.phtml
Лот 190. Георг Гросс (1893 Берлин — Берлин, 1959). Рыбаков из Померании
Potpourrivase, КПМ Берлин
€600
Отто Пине (1928-Ласфе — Берлин 2014), Farbserigrafie
€170
Tabatière, Берлин, 2. Трети 18. Век, вероятно, Fromery-мастерская
€1 200
Сахар коробка, Берлин, около 1800 Генрих Джордж Фурнье
€350
HAMPE, ГВИДО (Берлин 1839-1902) 'пейзаж с водопадом'.
€550
Ханс Вольфганг Шульц, Берлин 1910 — 1967 там же
€50
Источник: https://veryimportantlot.com/ru/lot/view/georg-gross-1893-berlin-berlin-1959-rybakov-41632
Золотые годы: берлинские 1920-е
Короткий период между провозглашением Веймарской республики и приходом к власти национал-социалистов, 1919-м и 1933-м — золотая эпоха в истории Берлина. По накалу интеллектуальной жизни он стремительно нагоняет Париж и Вену и становится столицей культурного авангарда.
Здесь как нигде чувствуется нерв времени. «В Европе только один современный город — это Берлин. С фасадов домов соскоблены отсталые завитушки, и любая проститутка умеет избежать сентиментальных вздохов», — пишет живущий тут Илья Эренбург.
Стремясь забыть о катастрофе Первой мировой, немецкая столица с головой погружается в декаданс, но пережитые ужасы войны и подступающие ужасы нацизма определяют художественную повестку: пьесы Бертольда Брехта, картины и карикатуры Георга Гросса, фильмы Фрица Ланга и Фридриха Мурнау так или иначе посвящены темам насилия, смерти и социальной несправедливости.
В 1920 году в состав Берлина входят семь прежде независимых городков, в том числе Шарлоттенбург, Шпандау и Нойкельн: если в 1870-м тут насчитывалось всего 800 тысяч жителей, то теперь население сравнимо с нынешним — около 4 миллионов человек.
Центр новоиспеченного мегаполиса переливается электрическими огнями и неоновой рекламой, гудят клаксоны, над Бранденбургскими воротами летят цеппелины.
На самом оживленном перекрестке столицы, Потсдамер-плац, поток автомобилей и пешеходов столь интенсивен, что здесь устанавливают один из первых в Европе светофоров, а в 1923-м в городе открывается первый в мире пассажирский аэропорт, Темпельхоф.
Притягательным для богемы Берлин делает то же, что и сейчас: ночная жизнь, наркотики, свободная любовь. Курфюрстендамм сплошь состоит из кафе, дансингов и кинозалов, пышным цветом цветут кабаре и джаз.
Выступление Жозефины Бейкер в популярном варьете Нельсона — а на сцену она выходит в одной лишь юбочке из банановых листьев — производит фурор: город повально увлечен чарльстоном, а берлинские дамы, как пишет один фельетонист, «начинают краситься словно индейцы».
У американки есть достойные соперницы — за танцовщицей и фам-фаталь Анитой Бербер, развлекающей публику откровенными номерами у того же Нельсона и в театре Wintergarten у вокзала Фридрихштрассе, тянется шлейф скандалов: она встречается с женщинами и появляется в публичных местах обнаженной, под кокаином и с бутылкой коньяка.
Впрочем, в Берлине в те годы можно все — не в последнюю очередь за этим из гомофобской Англии сюда переезжают поэт Уинстен Хью Оден, писатели Стивен Спендер и Кристофер Ишервуд.
Ишервуд селится у площади Ноллендорфплац в Шенеберге, которая и сейчас остается центром гей-жизни (рядом с ней, кстати, вырос философ Вальтер Беньямин, облекший свои воспоминания в книгу «Берлинское детство»).
За права людей нетрадиционной ориентации борется врач Магнус Хиршфельд, в 1919 году основавший Институт сексуальных наук, первое в мире исследовательское учреждение такого рода.
Оборотная сторона вседозволенности — невиданный расцвет проституции и связанных с ней преступлений: хотя в 1921-м наконец арестован маньяк Карл Гроссман, убивший больше 50 женщин, торговавших собой рядом с Восточным вокзалом, криминальная хроника по-прежнему заставляет вздрагивать слабонервных.
Берлинские проститутки, нищие и вообще закулисье блестящих 1920-х становятся темой картин Отто Дикса, представителя новой вещности — пришедшего на смену экспрессионизму художественного течения, бесстрашно и даже с некоторым цинизмом всматривающегося в действительность. Дикс и другой адепт новой вещности Георг Грос проводят вечера в легендарном Romanisches Café возле церкви Кайзера Вильгельма, где собирается вся берлинская богема. Создатель эпического театра, драматург Бертольд Брехт выпивает здесь с театральным режиссером и коммунистом Эрвином Пискатором, увлеченным сложной сценографией своих политических спектаклей. Триумф «Трехгрошовой оперы», показанной в берлинском Театре на Шиффбауэрдамм в 1928 году, Брехт разделит с еще один завсегдатаем «Романского кафе», композитором Куртом Вайлем.
На 1920-е приходится и расцвет немецкого кинематографа — под Берлином, на студии в Бабельсберге снимаются шедевры экспрессионизма: «Кабинет доктора Калигари» Роберта Вине, «Носферату» Фридриха Мурнау, «Доктор Мабузе» Фрица Ланга.
Их зловещие сюжеты и тревожная эстетика резонируют с неврозами столичной публики: за безудержным весельем Берлина копится чувство растерянности и страха. Растущее социальное напряжение отражает еще один шедевр Ланга, «Метрополис» — футуристическая антиутопия, гротескно изображающая жизнь гигантской машины большого города.
Первая звуковая немецкая лента, драма «Голубой ангел», делает звездой дочь берлинского полицейского Марлен Дитрих.
Кадр из фильма «Метрополис»
Moviestore collection Ltd / Alamy / Vida Press
Меж тем к концу 1920-х происходящее начинает походить на пир во время чумы: на Куʼдамм льется шампанское, но остальной город сидит на желудевом кофе. Растет нищета и безработица, ночлежки не справляются с толпами бездомных, в рабочем Веддинге происходят кровавые стычки между ротфронтовцами и штурмовиками СА, да и любой политический спор в пивной перестает в потасовку.
«Берлин похож на самоубийцу, который, решив перерезать горло бритвой, сначала мылит щеки и тщательно бреется», — это снова Эренбург. Тем же ощущением надвигающегося апокалипсиса пропитан роман «Прощай, Берлин!», написанный Кристофером Ишервудом после отъезда из Германии (книге о закате Веймарской республики повезло с экранизацией: смотрите «Кабаре» с Лайзой Минелли).
Весной 1933-го, после прихода к власти нацистов, события начинают развиваться лавинообразно. На Бебельплац бросают в костры книги, закрыта школа Баухаус, переехавшая в Берлин меньше года назад. К левым интеллектуалам и рабочим врываются по ночам и увозят их в тюрьмы в Шпандау и на Александерплац.
В художественной школе на Принц-Альбрехт-штрассе (теперь Нидеркирхнерштрассе) устраивают застенки гестапо: там допрашивают и пытают лидера коммунистов Эрнста Тельмана, будущего председателя Госсовета ГДР Эриха Хонеккера и социалиста Курта Шумахера.
Художники, архитекторы, писатели, журналисты, режиссеры спешно покидают город и страну; судьба тех, кто остался, чаще всего будет трагической. Блеск двадцатых тонет во мраке тридцатых.
Источник: https://atlas.meduza.io/atlas/berlin/notes/berlinskie-1920-e
Гросс Георг ★
1893 – 26 июля в Берлине родился Георг Гросс. Родители – Карл и Мария (Шульце) Гросс.
1898 – Переезд с родителями в Штольц (Померания)
1900 – Смерть отца. Переезд с матерью и сестрами в Берлин.
1902 – Возвращение в Штольц. Учеба в реальном училище, занятия, занятия в воскресной школе рисунка.
1909 – Поступление в Дрезденскую королевскую академию искусств. Занятия в классах проф. Рихарда Мюлера, Османа Шиндлера, Роберта Штерля и Рафаэля Вейля.
1910 – В «Ульк», приложении к журналу «Берлинер тагеблат», появляется первый рисунок Гросса.
1912-1916 – Учится в Берлинской художественно-ремесленной школе у проф. Орлика. Первые работы маслом.
1913 – Весной Гросс совершает первое путешествие в Париж. Работы с натуры в академии Каларосси. Знакомство с Жюлем Паскеном. Возвращение в Берлин. В это время в Берлине открывается «Первый немецкий осенний салон», где были широко представлены разные течения модернистского искусства (экспрессионизм, футуризм и т.д.)
1914-1915 – Военная служба. Болезнь и демобилизация.
1916-1917 – Активная деятельность в Берлине. В конце 1916 года в «Вайсе блеттер» появляются статьи поэта и критика экспрессионистского направления Теодора Дойблера о Гроссе, которые приносят ему известность.
- 1916 – В журнале «Акцион» напечатаны поэма и два антивоенных рисунка Гросса.
- 1916-1917 – В альманахе «Ди нойе югенд» и в журнале «Нойе югенд» Виланда Гецфельде изданы 8 стихотворений и 13 рисунков Гросса.
- 1917 – В Берлине, в издательстве «Малик» выходит «Первый альбом Георга Гросса», 9 литографий, затем в этом же издательстве появляется «Малый альбом Георга Гросса», 20 литографий.
1917-1918 – Гросс – солдат. За неповиновение был отдан под суд, приговорен к расстрелу, и только вмешательство коллекционера графа Гарри Кесслера спасает его.
1918 – Вместе с Джоном Хартфильдом работает над созданием рисованных фильмов.
1919 – Вместе с Д. Хартфильдом – издатель и сотрудник сатирической газеты «Едерман зайн айгенер фусбаль», которая была запрещена. Ее заменило издание «Ди плейте» (до 1920 г.), тоже запрещенное. Вместе с Карлом Эйнштейном издает журнал «Блютинге эрнст».
1919 – Вступает в Коммунистическую партию Германии. Партийные билеты Гроссу, Хартфильду, Герцфельде и Пискатору вручает Роза Люксембург (31 декабря 1918 г.)
1919 – Вместе с Виландом Герцфельде основывает коммунистическую газету «Ди плейте» (1919-1920); Георг Гроссс и Франц Юнг издают газету «Едерман зайн айтенер фусбаль» («Каждый сам себе футбол»), с Карлом Эйнштейном Гросс выпускает «Блютиге эрнст» («Без шуток»). Первая персональная выставка у Ганса Зайтца. Участник движения «дада» в Берлине.
1920 – В издательстве «Малик» выходит альбом «С нами бог» (9 литографий).
За оскорбление рейсвера, антимилитаристскую направленность этого издания Гросс приговаривается к штрафу в размере 5000 марок. Женитьба на Эве-Луизе Петер.
Вместе с Хартфильдом оформляет спектакль Бернарда Шоу «Цезарь и Клеопатра» в театре Макса Рейнгардта и работает над коллажами для титульных листов некоторых изданий «Малик-ферлаг».
1921 – Гросс иллюстрирует книги Мартина Андерсена-Нексе, А. Доде, Эриха Райса. В издательстве «Малик» выходят альбомы Гросса «Лицо господствующего класса» (57 рисунков), «В тени» (9 литографий).
1922 – В издательстве «Малик» выходят: «Расплата неминуема» (57 политических рисунков), «Се человек» «(84 литографии, 16 акварелей). Иллюстрации к книге Альфреда Рихарда Мейера «Леди Гамильтон» (8 литографий, издательство Ф. Гурлитт, Берлин). Приговорен к уплате штрафа в размере 6000 марок за «оскорбление общественной морали» в альбоме «Се человек».
1924-1925 – Председатель «Красной группы» – объединения художников-коммунистов. Регулярно работает (до 1927 г. для коммунистического сатирического журнала «Der Knuppel»). В ноябре – первая выставка в Париже.
1925 – Выходят книги: «Искусство в опасности» Георга Гросса и Виланда Герцфельде (издательство «Малик», Берлин); Георг Гросс «Зеркало мещанства» (60 рисунков) (издательство Райснер, Дрезден, 2-е изд., 1932). Иллюстрации к «Кобес» Генриха Манна (издательство «Пропилеи», Берлин). Участник выставки «Новая вещественность» (Мангейм).
1926 – постоянно сотрудничает (до 1932 г.) в журнале «Симплициссимус».
1927 – Награжден золотой медалью города Дюссельдорфа. Выставка в галерее Флейтгейм (25 живописных работ).
1928 – В издательстве «Малик» выходит альбом Гросса «Хинтергрунд» (17 рисунков к постановке «Бравого солдата Швейка» Гашека в театре Пискатора). Гросс обвинен в «богохульстве» и приговорен к штрафу в размере 2000 марок.
1930 – Книги: «Новое лицо господствующего класса» (60 рисунков, издательство «Малик», Берлин); «Обреченные» (60 рисунков, издательство «Малик», Берлин); «Любовь превыше всего» (60 рисунков и акварелей, издательство Бруно Кассирер, Берлин). Выставляется на бьеннале в Венеции.
1931 – Первая персональная выставка в Нью-Йорке в галерее Уайя. Поощрительная премия Уотсона Ф. Блейра в Институте искусств в Чикаго. Октябрь – в Берлине выставка новых живописных работ.
1932 – Приглашен преподавать в «Арт стьюдент лиг». В октябре возвращается в Германию. Выходят иллюстрации к «Трем солдатам» Бертольда Брехта (25 рисунков, издательство Г. Кипенгауэр, Потсдам).
1933 – Январь – переезд с женой в Нью-Йорк. Весной с Морисом Стерном открывает художественную школу. Преподает в «Арт стьюдент лиг» в 1933-1936, 1940-1942, 1943-1949, 1950-1953 годах, а также в течение летних сезонов 1932,1933,1949,1950 годов.
1935 – Путешествие в Европу (Франция, Голландия, Англия и Дания). Выставка в Нью-Йорке.
1936 – Выходит «Интеррегнум» (64 литографии, Нью-Йорк).
1937 – Получение Гугенхеймовской премии. 5 картин, 2 акварели и 13 рисунков Гросса демонстрируются на выставке «Дегенеративное искусство», организованной нацистами в Мюнхене. 285 произведений Гросса изъяты из немецких музеев и уничтожены. Выставка 35 живописных работ в Чикаго.
1938 – Гросс лишен немецкого подданства (март); в ноябре он получает американский паспорт.
1939 – Выставка 12 живописных работ в Нью-Йорке.
1940 – Поощрительная премия Уотсона Ф. Блейра в Институте искусств в Чикаго. Медаль Пенсильванской Академии искусств.
1941 – Выставка в Нью-Йорке 20 живописных работ (главным образом, пейзажей).
1941-1942 – преподавание в Школе искусств Колумбийского университета.
1943 – Выставка в Нью-Йорке (январь) 38 живописных работ. Выставки в Вашингтоне (май), «Профили» в «Нью-Йоркере» (ноябрь-декабрь).
1944 – Иллюстрации к «Божественной комедии» Данте (32 рисунка «Модерн лайбрери рендом хауз», Нью-Йорк); «Рисунки» Георга Гросса (составитель Герберт Биттнер, Нью-Йорк); «Георг Гросс» (составитель С.Херман, Нью-Йорк). Выставка в Балтиморе.
1945 – Вторая премия Института Карнеги.
1946 – Выставка в Нью-Йорке «Частица моего мира в этом мире, лишенном мира» (1914-1946). В Нью-Йорке выходит книга воспоминаний «Маленькое «да» и большое «нет» (перевод с немецкого).
1951 – Путешествие в Европу (Франция, Германия, Швейцария, Италия и Голландия). Выполняет по заказу «А.Харрис и Ко» серию работ маслом и акварелью – «Даллаские впечатления» (Даллас, Техас).
1952 – Выставка в музее изящных искусств Далласа.
1954 – Ретроспективная выставка в Уитни Музее (работы маслом, акварели, рисунки). Путешествие в Европу.
1954-1955 – Эскизы костюмов для американских лубочных картинок в «Берлинской комедии».
1955 – «Аде Витбой» (включает 51 произведение Гросса, введение Вальтера Г. Ошилевского, Берлин). «Маленькое «да» и большое «нет» (немецкое издание, «Ровольт», Гамбург).
1958 – Краткое пребывание в Берлине. Гросс избирается в действительные члены Академии искусств (Западный Берлин).
1959 — В середине июня переезд в Германию. 6 июля Гросс умирает в Берлине.
Источники:
Георг Гросс. «Мысли и творчество», М., «Прогресс», 1975
Источник: http://modernartconsulting.ru/2012/11/george-grosz-life-bio/
Музей Современного искусства Нью-Йорка. Георг Гроос — вошел в историю живописи как выдающийся политический художник
Заслуженный художник Исмаил Мамедов специально для Trend Life
«В Германии Гросса все и каждый продаются. Все человеческие отношения. за исключением солидарности класса рабочих, отравлены. Мир принадлежит четырем породам свиней: капиталист, чиновник, священник и жулик… Он был одним из беспощаднейших судей искусства».
Роберт Хьюг
Георг Эренфрид Гросс родился 26 июля 1893 года в Берлине в семье Карла Эренфрида Гросса и Марии Вильгельмины Луизы. Когда мальчику было 7 лет, его отец умер. Мать работала швеей, заработка не хватало и семья переехала в Померанию, где мать стала работать в офицерском казино. Георг ходил в школу, но оставил учебу в 15 лет, после того как дал пощечину учителю.
В 1909 году Георг поступил в Королевскую академию искусств в Дрездене и специализировался в графике, с 1910 года начал сотрудничать с сатирическими журналами.
В 1913 году Георг приехал в Париж, где провел семь месяцев в студии Коларосси. После возвращения Гросса в Германию его карикатуры стали публиковать в журналах «Ульк», «Веселые листки» и других. Георг также занялся созданием иллюстраций к книгам и начал писать маслом.
Первые работы Георга показали, что у него есть как минимум способности. Как максимум талант.
Он рисовал то, что видел — на улицах, в кабаре, в кафе, в подворотнях. Иногда это получалось смешно, иногда не смешно, но правдиво.
Иногда это раздражало и возмущало — разве можно рисовать ТАКОЕ!
А что значит «ТАКОЕ»? Разве то, о чем не всегда принято говорить в «приличном обществе» не существует в жизни и в этом самом обществе не делается?
Тогда почему бы не нарисовать ЭТО?
В августе 1914 года началась Первая мировая война и Георг добровольцем пошел в армию. Ему был 21 год.
Был ли он патриотом (хотя, что значит «быть патриотом»?)? Наивным юнцом? Юношей, искавшим приключений? Мечтателем, грезящем о «героическом подвиге»?
Ему повезло, он не попал на фронт. После заболевания (воспаление ушной раковины) в марте 1915 года Георг был комиссован и остался в Берлине.
Там он познакомился со многими художниками, артистами, литераторами, в их числе были братья Виланд и Хельмут Херцфельде — исключительно важное знакомство, переросшее в дружбу.
Более того, в совместное творчество, основанное на общих взглядах и на войну, и на жизнь, и на искусство.
- В 1915 году в знак протеста против развязанной в Германии антианглийской истерии Георг Гросс (Georg Gross) начинает подписывать свои работы как Джордж Гроc (George Grosz), а Хельмут Херцфельде (Helmut Herzfelde) становится Джоном Хартфильдом (John Heartfield).
- Заметим, что национальный шовинизм, антигерманская, антианглийская, антирусская истерия пышно цвели во всех странах, участвовавших в войне.
- В начале 1917 года Георг вторично был призван в армию, но после «оскорбления действием» одного из офицеров был арестован и помещен в лечебницу для психически больных, а в мае 1917 года окончательно комиссован.
- В 1917 году был издан «Первый альбом Георга Гроша», а чуть позже «Маленький альбом Гроша».
Итогом Первой мировой войны для Германии стали 5 миллионов убитых и раненых, сотни тысяч инвалидов, вдов, сирот, массовая безработица, инфляция… Но, как обычно бывает, на войне кто-то теряет жизнь, а кто-то и наживает состояние на поставках в армию.
В стране зрела революция, а в искусстве рождалось новое направление, которое отвергало все виды и жанры «святого искусства», рассуждавшего о прекрасном и вечном — рождался DADA — дадаизм.
Дадаизм (особенно в Германии) был направлением в живописи, литературе, театре, которое выражало несогласие, недовольство, стремилось шокировать, удивлять, бросать вызов и… говорить правду о мире, который, казалось, сошел с ума.
«В те дни (после I мировой войны) мы все были дадаистами. Если слово DADA и означало что-нибудь вообще, то это означало кипеть недовольством, неудовлетворенностью и цинизмом. Поражение и политический фермент всегда дают начало движениям такого рода». (Г.Гросс)
Во многом вдохновляясь вестями из России, совершившей революцию, а также революционными событиями на своей родине, Георг Гросс вступил в созданную в 1918 году «Группу Ноябрь», а чуть позже и в Коммунистическую партию Германии.
Во время восстания спартаковцев в Берлине Гросс был арестован, но благодаря подложным документам ему удалось оказаться на свободе.
В 1919 году вместе с Виландом Херцфельде (издательство «МАЛИК») он начал издавать журнал «Пляйте». Рисунки Гросса печатаются во многих выпусках брошюр из серии «Маленькая революционная библиотека», которую выпускает издательство «МАЛИК».
В 1920 году Георг женился на своей бывшей соученице Еве Петер.
В 1921 году он выпускает альбом «С нами Бог», и за рисунки, «оскорбляющие честь германской армии», был оштрафован на 300 марок. Эта история — «ДАДА перед судом» в деталях описана Раулем Хаусманном.
В 1922 году вместе с писателем Мартином Андерсеном Нексе совершает пятимесячную поездку в СССР, во время которой встречается с В.Лениным и Л.Троцким.
Однако увиденное не вдохновляет Гроша воспевать советскую Россию, скорее подталкивает к выходу из компартии, что и происходит в 1923 году.
Критические высказывания Георга Гросса о В.И.Ленине послужили одной из причин того, что некоторые издания с его цитатами оказались в СССР в спецхране.
Он не становится «буревестником революции», а начинает свою собственную революционную борьбу с обществом, культурой и искусством эксплуатации и тоталитаризма.
Работы Гросса 1920-х годов могут быть охарактеризованы как политическая и социальная сатира. Искусствоведы определяют их и как сатирический авангардизм, и как социальный экспрессионизм. Некоторые его работы (особенно ранние) считаются классикой дадаизма. Некоторые поздние считают предтечей такого направления как поп-арт.
Но никто не сомневается в том, что Георг Гросс вошел в историю живописи как выдающийся политический художник. И это выбор был сделан им вполне осознанно.
Была война, была разруха, была политика официального патриотизма, которая пронизывала и печать, и литературу, и живопись. Те, кто видел войну, понимал, что правда — на стороне людей из окопов. Но власть — на стороне других. И у других.
Сам Гросс написал позже в автобиографии «Маленькое ДА и большое НЕТ»:
«Всюду начали звучать гимны ненависти. Ненавидели всех и каждого: евреев, капиталистов, прусских юнкеров, коммунистов, армию, владельцев собственности, рабочих, безработных, черный рейхсвер, контрольные комиссии, политических деятелей, универмаги и снова евреев.
Это была оргия подстрекательства, и сама республика была слабой вещью, едва заметной.
Это был мир полный негатива, отрицания, увенчанный красочной мишурой и блестками, мир, который многие представляли как истинную, счастливую Германию, в то время как начиналось новое варварство».
В 1924 году выходит альбом «Это человек», который был охарактеризован буржуазной прессой как «порнографическая халтура». За «оскорбление общественной морали» Гросс опять побывал перед судом и был оштрафован на 6000 рейхсмарок.
В 1924 году художник стал председателем ассоциации художников «Rote Gruppe» (Красная Группа), до 1927 г. он был регулярным иллюстратором к публикациям в коммунистической печати. В 1928 г. он стал одним из учредителей «Ассоциации Революционных Художников Германии».
В 1926 году вместе с М.Харденом, М.Пехстейном и режиссером Э.Пискатором основывает «Клуб 1926» — общество политики, науки и искусств.
В 1928 году готовит около 300 набросков к фильму «Похождения бравого солдата Швейка» по Ярославу Гашеку. Отдельные рисунки, вышедшие в альбоме «Основа», вызывают новые обвинения Гросса в богохульстве и оскорблении церкви. Особенно изображение распятого Иисуса Христа в противогазе и армейских сапогах.
В 1932 году Гросс по приглашению Студенческой Лиги искусств в Нью-Йорке посетил США для чтения лекций, а в следующем году эмигрировал туда вместе с женой и двумя сыновьями.
Выезд ускорило известие об обыске в квартире, проведенном гитлеровскими штурмовиками.
В США и его работы, и поведение изменились, ушли нападки на общество, но не исчезли принятые художником обязательства участвовать в классовой борьбе.
О периоде своей американской жизни Гросс написал, что он пытался «не нанести обиду никому и нравиться всем», однако «для того, чтобы сделать карьеру и заработать, лучше всего вообще не иметь характера». Еще одно правило приспособленчества — «.
..думать, что все прекрасно! Все, включая вещи, которые в действительности не красивы».
Гросс потерял смирение и проявил характер, когда узнал о смерти друга в концентрационном лагере. Он выпустил антифашистский альбом «Междуцарствие», который, однако, не только не имел в США успеха, но, напротив, был подвергнут критике.
Американцы в это время не видели особой опасности в фашизме и картины художника казались абсурдным преувеличением.
Гросс вспоминал: «Я начинаю изображать наготу, солнце, дюны, Аркадию и траву, хорошее прекрасное воображение…, но, увы, чем больше я продолжаю свою работу, тем больше она изменяется и внезапно возникают огонь и разрушение, грязь и мрачные развалины повсюду…, как будто меня ведет кто — то больше знающий и совершенно разрушительный».
В 1937 году картины Георга Гросса (а также Макса Эрнста, Поля Клее, Эрнста Барлаха, Марка Шагала, Василия Кандинского и некоторых других художников) — 650 работ, изъятых из 32 музеев, были представлены на выставке «Выродившееся искусство», организованной по инициативе Геббельса.
До апреля 1941 года выставка была показана в 12 городах и ее посмотрело с целью «очищения германского духа» более 3 миллионов немцев, испытавших «праведное возмущение» под присмотром нацистских «экскурсоводов».
Кроме Георга Гросса из гитлеровской Германии эмигрировали Д.Хартфилд, Б.Брехт, Л.Фейхтвангер, Э.Пискатор, М.Дитрих, Г. Эйслер, Т.Манн и многие-многие другие.
В 1938 году Гросс был лишен немецкого гражданства.
В Америке Гросс преподавал, открыл частную художественную школу. В 1937 году он получил финансовую поддержку фонда Гуггенхайма, что позволило ему посвятить большее время своим собственным работам. Он не был богат, но жил достаточно комфортно. Выставки его работ (особенно в послевоенные годы) пользовались успехом и признанием критиков и зрителей.
В 1946 году в США издана автобиография Гросса «Маленькое ДА и большое НЕТ».
В 1954 г. Гросс был избран в американскую Академию Литературы и Искусств, в 1958 году — в Академию Искусств Германии.
Его последние работы в Америке были коллажами, которые напоминают о его периоде дадаизма и считаются предвестниками художественного направления известного как поп-арт.
В 1959 г. Гросс вернулся в Берлин и спустя месяц после возвращения, 5 июля, умер в своем доме.
- Вернувшись с первой мировой войны, Гросс рисовал то, что увидел в Берлине — кабаре, спекулянтов, нищих, проституток, банкиров, прусских военных, аристократов, наркоманов, инвалидов, полицейских, бюргеров.
- Позже в число персонажей его рисунков вошли чернорубашечники и, разумеется, их вождь — Адольф Гитлер.
- Его постоянно обвиняли — в «порнографичности», «оскорблении общественной морали», «антипатриотизме».
Все признавали мастерство Гросса как художника. Но его работы — и рисунки, и живописные картины — жесткие, беспощадные, злые, будоражащие, провоцирующие…
Большую часть из них не повесишь в гостиной или спальне, они не являются предметом украшения. И в этом их сила.
Нарком просвещения СССР А.В.Луначарский сказал о Георге Гроссе:
«…Блестящий, своеобразный рисовальщик, злой и проницательный карикатурист буржуазного общества и убежденный коммунист… Это поистине изумительно по силе таланта и по силе злобы. Единственно, что я могу поставить в вину Гроссу, это то, что порою его рисунки чрезвычайно циничны…».
В предисловии к сборнику рисунков Георга Гросса, изданному в СССР в 1931 г., говорилось:
«Сила Гросса заключается в том, что он умеет с необыкновенной остротой дать общее выражение классовой противоположности между буржуазией и пролетариатом.
Его внимание поглощено исключительно негативной задачей, задачей разоблачения буржуазии… отрицая капитализм, он в то же время не видит конкретного выхода для трудящихся и не показывает в своих рисунках той силы, которая призвана уничтожить капиталистический строй».
Коммунисты упрекали Гросса в мелкобуржуазности, недостатке идейности.
Нацисты называли его большевистским прихвостнем.
Одна из немецких газет писала: «Среди немцев, которые имеют здоровый, естественный образ мыслей — как экспертов, так и непрофессионалов — артистические таланты господина Гроса наименее уважаемы.
Грос — квалифицированный политический агитатор, который использует для пропаганды не слова, а свой карандаш. Он — на стороне не немецких художников, а с большевиками или, скорее, политическими нигилистами».
- Георг Гросс не был активным сторонником идей коммунизма, хотя и сотрудничал с левыми и коммунистическими изданиями.
- Георг Гросс не был героем-подпольщиком, боровшимся с нацизмом.
- Главным его врагом был воцарившийся в Германии тоталитаризм, опору которого составляли не только тысячи гестаповцев, но и десятки тысяч немцев, писавших в гестапо доносы на своих соседей и родственников, боявшихся доносов от своих соседей и родственников, но довольных тем, что в гитлеровской Германии наконец-то наведен порядок, продается сыр и поезда ходят по расписанию.
«Сегодняшний художник, если он не хочет быть бесполезным, никому не нужным старьем, может выбирать только между технологией или пропагандой классовой войны. В обоих случаях он должен бросить чистое искусство.
- Или он присоединяется к разряду архитекторов, инженеров, и рекламирует людей, которые развивают индустриальную силу и кто эксплуатирует мир, или он изображает и критикует лицо нашего времени, пропагандирует и защищает революционные идеи и, как их последователь, вступает в армию угнетаемых, тех, кто борется за их справедливую долю ценности мира и за разумную организацию общественной жизни».
- Нацисты изымали из музеев и галерей рисунки Георга Гросса, альбомы с его работами сжигали на площадях.
- Сейчас любой музей мира гордится тем, что в его залах висят работы этого великого мастера.
- В 1931 году в СССР был издан альбом рисунков Георга Гросса, в который вошло несколько десятков рисунков из серий «Das Gesicht der Herrschenden Klasse» («Лицо господствующего класса»), «Ecce Homo» («Это человек»), «Gott mit uns» («С нами бог») и некоторых других.
- Мнение редакции информационного агентства Trend Life может не совпадать с мнением автора
Читайте Trend в Telegram. Только самые интересные и важные новости.
Источник: https://www.trend.az/life/culture/1542330.html