Илья Ефимович Репин (5.08.1844, Чугуев, Российская империя — 29.09.1930, Куоккала, Финляндия) — русский художник-живописец, мастер портрета, исторических и бытовых сцен. Академик Императорской Академии художеств.
Биография Ильи Репина.
Родился Илья в Чугуеве (поблизости Харькова) 24 июля 1844 году. Обучение живописи в биографии Репина началось уже в тринадцатилетнем возрасте. А в 1863 году он переехал в Петербург, чтобы учиться в Академии Художеств. Во время обучения там прекрасно проявил себя, получив две золотых медали за свои картины.
В 1870 году отправился путешествовать по Волге, выполняя тем временем этюды и наброски. Там же зародилась идея полотна «Бурлаки на Волге». Затем художник переехал в Витебскую губернию, приобрел там имение. Художественная деятельность тех времен в биографии Ильи Репина чрезвычайно плодотворна.
Кроме написания картин, он в Академии Художеств руководил мастерской. Путешествия Репина по Европе повлияли на стиль художника. В 1874 году Репин стал членом товарищества передвижников, на выставках которых представлял свои работы. 1893 год в биографии Репина обозначен вхождением в Петербургскую Академию Художеств в качестве полноправного члена.
Поселок, в котором жил Репин, после Октябрьской революции очутился в составе Финляндии. Там же Репин скончался в 1930 году.
Описание картин Ильи Репина:
Источник: https://opisanie-kartin.ru/category/repin-ilya/
Картины Ильи Ефимовича Репина (5)
1895. Холст, масло 215 x 196 см. Русский музей
Представленная работа не просто обращение к одному из библейских сюжетов – это была актуальная тема для России, и Илья Репин не преминул откликнуться на неё. Всё дело в том, что в 1887 году Лев Толстой выступил с горячей нравственной проповедью, провозглашавшей отмену смертной казни.
Деяния почитаемого русского святого Николая Чудотворца, когда-то смогли предотвратить несправедливую казнь трёх осуждённых, павших жертвами алчности продажного мирского градоначальника Евстафия. Неудивительно, что Репин, в юности слывший как талантливый «богомаз» ( иконописец), нашёл смысловую связь между действиями Николая Угодника и проповедью графа Толстого.
Картину предварила скрупулёзная работа – сбор информации, эскизы, зарисовки отдельных героев. Автор настолько проникся сюжетом, что даже создал несколько вариантов полотна, отличающихся композицией и размерами.
Работа впервые была представлена на 17 передвижной выставке и произвела впечатление на публику, собрав множество лестных отзывов, в том числе и Льва Толстого. Работу купил император Александр III, и, согласно легенде, именно эта картина сподвигла государя основать Русский музей, где сегодня и экспонируется драматическое многофигурное полотно.
Воскрешение дочери Иаира
1871. Холст, масло. 229 x 382. Русский музей
Картина «Воскрешение дочери Иаира» была написана в 1871 году, и её автор получили большую золотую медаль, а кроме неё звание художника первой степени и пенсионерскую поездку за границу.
Это драматическое сложное полотно стало первой большой работой, и сюжетом к ней живописец выбрал известную библейскую историю. Иаир, который был главой синагоги, пришёл к Иисусу и пал к его ногам – его единственная дочь, двенадцати лет от роду умирает.
Просьба о помощи прерывается ужасной вестью — «…дочь твоя умерла, не утруждай Учителя». Но Иисус идёт в дом Иаира, чтобы явить чудо Господне и воскресить оплакиваемую родителями девочку.
Репин выбрал момент, когда Христос подходит к постели уже мёртвой дочери Иаира.
Разглядывая эту работу, несмотря на драматичность сюжета, не устаёшь себя успокаивать: название «Воскрешение дочери…» даёт уверенность, что финал этой сцены закончится чудом и девочка проснётся, ибо как сказал Иисус: «она не умерла, но спит». Поэтому позволяешь себе внимательно разглядывать картину, отмечая логичность построения композиции, точность человеческих характеристик, цветовую палитру и цельность представленного сюжета.
Левая сторона картины освещается подсвечником – свет выхватывает мрачную обстановку комнаты, Спасителя, ложе и бледно-белое лицо усопшей. Такая содержательная трактовка света, отличающаяся смысловой выразительностью, роднит Репина с Рембрандтом (это был его излюбленный приём).
Правая сторона затемнена, и из этого полумрака выступают лица скорбящих родителей. Эти герои писались Репиным, основываясь на воспоминании о личной трагедии. Точно также оплакивали его родители маленькую дочку, сестру живописца, когда та скоропостижно умерла, наполнив сердце пустотой, а дом скорбью.
Картина отличается академической строгостью, благородством цветовых взаимодействий, сдержанностью жестов. Всё в ней дышит возвышенностью и демонстрацией величайшей силы человеческого духа. Иисус держит умершую за руку, лицо его спокойно – он готов явить чудо воскрешения.
Многие источники утверждают (по свидетельствам двоюродного брата живописца), что представленную картину Репин создавал под музыку Л. Бетховена, а именно под божественно-благородные и щемящие звуки «Лунной сонаты».
Картину «Воскрешение дочери Иаира» считают «официальным» началом творческой карьеры Репина, которая будет очень яркой, богатой и фундаментальной для всего русского искусства.
Иов и его друзья
1869. Холст, масло. 133 x 199.Русский музей
В 1869 году за картину «Иов и его друзья» Репин получает малую золотую медаль — комиссию восхитило такое самобытное (но в рамках академических требований) воплощение знаменитого ветхозаветного сюжета.
Мученик Иов предстаёт перед друзьями, которые оторопели от увиденного – когда-то счастливый праведник, потеряв детей и всё своё имущество, страдает от страшных болезней. Близких людей изумляют столько драматичные изменения в несчастном друге.
С первого взгляда привлекает внимание цветовая палитра. Фон представлен дымчатой фактурой, выполненной в изумрудном цвете. Сквозь дымку выступают могучие горы, вершины которых освещены солнцем. Герои картины изображены контрастными цветами, одновременно идеально гармонирующими друг с другом.
Но самое поразительное – это филигранное воплощение эмоций. Уставшее и отрешенное лицо Иова, убитое горем, страдающее лицо его супруги, расположившееся справа от своего несчастного мужа, изумлённо-растерянные лики друзей. Здесь нет слёз, стенаний, отчаянных криков, однако, почти физически ощущаешь тяжёлую обстановку, крайнее одиночество, страх, разворачивающегося сюжета.
Многие критики честно отметили, что молодой Репин превзошёл в этой работе многих признанных мастеров портретного и исторического жанров. И всё только начиналось…
Отказ от исповеди
1879-1885. Холст, масло 48 x 59 см. Третьяковская галерея
Идея сюжета представленной картины пришла к Илье Репину случайно – ему попалось на глаза стихотворение в запрещённом журнале «Народная воля», которое носило название «Последняя исповедь». В произведении Н.М.
Минского (Виленкина) рассказывалось о революционере, который отказывается покаяться перед лицом священника, готового отпустить ему грехи. Приговорённый к смерти считает себя правым, поэтому не нуждается в покаянии.
Страстный спор в стихотворении Репин заменил исступленным молчанием на полотне. Священник сжимает крест в руке, ожидая решение заключённого, по сути не испытывая никакого интереса – ни пламенных призывов, ни религиозных увещеваний.
Измождённый смертник в грязном халате с растрёпанными волосами и обвисшими усами, готовый принять свою участь, просто безмерно устал, но, тем не менее, остался силён духом.
Он как бы отшатывается от священника, гордо вскинув голову – вся его поза говорит: «нет, не нужно!»
Тягостное настроение подкрепляется цветовым решением. Тёмный фон заполняет большую часть полотна, лишь две фигуры высветлены невидимым зрителю источником. Боковой свет выхватывает и скудную обстановку – скромную железную кровать.
Строгая цензура не пропустила работу к передвижной выставке, ссылаясь на недопустимый сюжет, и зритель познакомился с «Отказом от исповеди» только десять лет спустя. Хотя революционно настроенное общество прекрасно знало картину по фотографиям.
Известно, что к данному сюжету Репин вернулся многими годами позже (1913), создав акварельный вариант картины.
Стасов, который когда-то вместе с Репиным познакомился со стихотворением в нелегальном журнале, писал живописцу после того как увидел картину: «Илья, я вне себя – не то, что от восхищения, а от счастья…это настоящая картина, какой только может быть картина!»
Какой простор
1903. Холст, масло. 179 x 284,5. Русский музей
Одна из самых противоречивых работ Ильи Репина – картина «Какой простор!».
И противоречие здесь кроется в отношении публики к полотну: художник поддался мимолётному настроению, создав живописный эмоциональный сюжет, а вот критики разразились бранью, обвиняя Репина то в легкомысленном следовании за западным импрессионистами, а то и вовсе усматривали в работе какие-то революционные аллегории. Общество сетовало – художник, создавший монументальных «Бурлаков», «Ивана Грозного» увлёкся какими-то романтическими свиданиями.
Между тем, работа лишена подтекстов и скрытых смыслов. Картина написана в имении живописца – в «Пенатах». Главными героями выступают девушка и студент, застигнутые врасплох внезапной бурей. Автор мастерски передал бушевание волн, которые разливаются белыми гребнями, обнажив мутные зелёные воды моря.
Но где испуг от разбушевавшейся стихии? Где тревога? Её нет! Девушка изогнулась под мощными порывами ветра, старательно придерживая шляпку, готовую вот-вот сорваться с головы, но она улыбается случившейся оказии.
А юноша распахнул полы своей шинели, раскинул руки навстречу стихии, развернув голову к своей спутнице.
Он ликует, он свободен! Возможно, он декламирует какие-то стихи, а может просто с его уст срывается что-то высокопарное.
Техника живописца здесь действительно близка к импрессионистской, однако, такой неровный мазок только способствовал реалистичности воплощения. Мало кто поспорит, что в изображении моря Репин вполне достоин самого известного мариниста Айвазовского. Фактура, характер, динамика – стихия очень эмоциональна и правдива. Тем сильнее впечатление от реакции на неё смелых молодых людей.
Черту всем пересудам по поводу скрытых смыслов картины подвёл критик Стасов, который увидел в работе могучую силу русской молодёжи, готовой противостоять и встречать с улыбкой все невзгоды и возможные беды.
Приготовление к экзамену
1864. Холст, масло. 38 х 44,8. Русский музей
Представленная картина является одной из самых первых работ художника. Она полна неприкрытого озорства и откровенного юмора. Нельзя не заметить, что картина проникнута духом студенчества, являясь честным рассказом о подготовке молодых людей к экзамену. И, разумеется, это не то что хотят видеть педагоги, но то, что вполне знакомо и вызывает улыбку у студентов.
На картине идёт «активная» подготовка к экзамену – один юноша спит на кровати, прижав к груди книгу, так как дремота застигла его во время чтения. Другой же, поставив свой этюд на окно, шлёт воздушные поцелуи барышне напротив.
Композиция картины представляет собой крест, в центре которого влюблённый. Он же создаёт динамику, являясь образчиком романтического героя. Но герой этот какой-то очень трогательный и несерьёзный – не зря Репин обрядил его в фуражку с шутливой метёлкой.
Всё в обстановке говорит, что место действия – студенческое общежитие: стол, полка с книгами, скромная мебель.
Кажется, всё мешает мальчишкам готовиться к испытаниям – красавица в окне напротив, хорошая солнечная погода, не говоря уже о легкомысленном возрасте.
Считается, что на картине изображены реальные личности: Александр и Алексей Шевцовы, братья Веры, будущей жены художника.
Не смотря на шутливый характер, картину можно смело причислить к первой серьёзной работе молодого Репина, о чём свидетельствует продуманное композиционное построение, реалистичная техника, гармоничная цветовая палитра, а также внутренняя жизнь, цельное наполнение, которые и отличают рядовую работу от шедевра.
Сам сюжет этой социально-бытовой картины был очень близок живописцу. В это время Репин при содействии Ф. И. Прянишникова был принят вольным слушателем в Академию художеств, и все студенческие будни ему были знакомы не понаслышке.
Украинская хата
1880. Холст, масло. 34х52. Музей русского искусства, Киев
Свою историю картина «Украинская хата» берёт, как ни странно, в Абрамцево – однажды историк Николай Костомаров, гостивший у Мамонтовых, прочёл письмо запорожских казаков, обращённое к турецкому султану. Репина сразу же привлёк озорной сюжет.
Для того чтобы как можно глубже проникнуться в национальный характер, в 1880 году Репин вместе со своим любимым учеником Серовым отправляется в Украину. Там и получилась эта работа.
На полотне мы видим традиционную хату украинского хутора – мазанка. Обмазанные белые стены, которые на солнце кажутся желтоватыми, держат большую соломенную крышу, а вот окошками могут похвастаться совсем маленькими, да и не в большом количестве.
Двор ровно укрыт зелёным покрывалом травы, слева можно заметить домашнюю птицу. Из растительности здесь лишь три тонкоствольные берёзки, а на заднем плане проглядывает какая-то сельскохозяйственная постройка, возможно сарай, также укрытый пышной соломенной крышей.
Репин создал в Украине множество зарисовок, стремясь ухватить каждую мелочь. Именно это и должно было помочь ему передать национальный дух в своей главной картине, посвящённой Украине. Известно, что помогал Репину местный профессор Д. И. Яворницкий, предоставив художнику свою коллекцию оружия и предметов обихода. А вот местный быт и природу привычно подмечал внимательный взор живописца.
Дуэль Онегина и Ленского
1899. Акварель, белила. 29.3 x 39.3. Всероссийский музей А. С. Пушкина, Санкт-Петербург
К теме дуэли Илья Репин обращался неоднократно в своём творчестве. Первый триумф на данный сюжет автор испытал ещё в 1896 году, когда зарубежной публике в Венеции была представлена работа «Дуэль».
Дуэль Онегина и Ленского является одним из кульминационных моментов романа в стихах А. Пушкина «Евгений Онегин». Неудивительно, что эта драматичная мизансцена была привлекательная для художников, тем более, что автор романа сам разделил незавидную участь Ленского годы спустя.
Представленная работа отличается эмоциональностью и точностью образов – диагональное построение композиции даёт ощущение трагичности, а гордые упрямые позы героев ярко говорят о том, что дуэлянты исполнены решимости довести дело до конца.
Критики не устают восхищаться Репиным за его огромнейший вклад в отечественное искусство, многогранность творчества, глубину проблем и филигранную разработку образов, однако, и они отмечают некое снижение качества живописи к закату жизни мастера. Впрочем, и сам автор редко был доволен своими последними работами.
Внимательный зритель заметит некоторую эскизность в изображении действующих лиц, особенно в персонаже на дальнем плане – мы явственно видим очерченные контуры фигуры. Хотя все эти особенности можно отнести к необычной для мастера технике — акварель и белила.
Картина написана Репиным, что называется «для души». Она является ещё одним подтверждением огромного тематического и технического диапазона гениального русского живописца.
Источник: https://xvastunishka.us/blog/43400539131/Kartinyi-Ili-Efimovicha-Repina-(5)
Статья. "Пейзажи Ильи Репина"
Пейзажи Ильи Репина.
Илья Репин известен своими работами, показывающими реальную жизнь людей того времени, проблемы, историческими картинами, портретами.
Мне бы хотелось затронуть другой аспект его творчества — пейзажную живопись. Ильёй Репиным написаны несколько пейзажей, не так много по сравнению с работами о российской действительности.
«Деревня Мохначи близ Чугуева», картина выполнена в светло-коричневых тонах, изображает простую крытую соломой избу, изгиб речки и крестьян, идущих по своим делам. Пейзаж реалистичен, несколько размыт и близок к импрессионизму своей схематичностью.
На полотне «Абрамцево» изображёнсолнечный день, красивая женщина смотрит вдаль. Это жена художника Вера Алексеевна. Летнее солнце, радость, спокойствие — заставляет смотреть на картину долго и забыть о проблемах, суете.
«Вера Алексеевна Репина на мостике в Абрамцеве» работа, от которой веет романтизмом. Мостик, выписанный до самой мельчайшей детали, даже сломанная доска придаёт реалистичности, деревья, речка. Изящно одетая женщина на прогулке, производит впечатление романтической особы, понимающей красоту природы и размышляющей на разные темы.
На полотне «Дорога через узкий проход» видна тропка, вроде бы обычная, но приглядевшись, замечаем полевые цветы, а наверху облака. Приходит мысль, о том что обычный солнечный день вспоминается через много лет как момент счастья.
«Аллея в парке. Качановка» — это картина, где зелень, солнце и человек, читающий газету или книгу в парке. Сразу представляется как в жаркий летний день, приятно быть защищённым ветвями деревьев от жаркого светила.
Поместье было местом, где Илья Репин работал над картиной «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», вместе с ним в имении находился ученик Валентин Серов. В Качановке жили многие известные личности, в том числе братья Константин и Владимир Маковские.
В творческой атмосфере Илья Репин в окружении единомышленников, возможно под их влиянием написал пейзаж, показав своё понимание природы и мгновения счастья.
«Пальна. Вид с балкона», история этой картины особенно увлекательна. Илья Репин в 1881-1882 посещал усадьбу Стаховичей. Эту картину он подарил Софье Александровне Стахович. Меня заинтересовала судьба этой женщины. Внучка генерала эпохи наполеоновских войн П. Н. Ушакова. Знала языки, была фрейлиной Александры Фёдоровны.
Дружила с семьёй Л. Н. Толстого, единственная женщина, совершавшая с ним верховые прогулки. Илья Репин написал картину «Пальна. Вид с балкона.» в подарок Софье Стахович. Эта уникальная женщина была автором книги «Сиротка», проиллюстрированной Ильёй Репиным. Софья Александровна работала над подготовкой юбилейного издания сочинений Л. Н.
Толстого.
Узнав о судьбе этой уникальной женщины, хочется внимательнее рассмотреть пейзаж и представить, как приятно бродить по аллеям старинного парка и вести неспешную беседу. Полотно выполнено неяркими красками. Парк старые деревья, лучи солнца, античная скульптура, прямая дорожка, возможно, приятные воспоминания художника о счастливых днях.
«Украинская хата» — казалось бы просто мазанка, освещённая солнцем, петух и куры, гуляющие неподалёку. Известно, что Илья Репин родился в Чугуеве. Наблюдения детства не забываются.
Есть версия, что однажды в Абрамцево историк Николай Костомаров прочёл письмо запорожцев к турецкому султану, это заинтересовало Илью Репина. Он начал подготовку к написанию картины на данный сюжет.
Для большего понимания особенностей быта Репин вместе с Серовым, своим учеником едет на Украину. Илья Репин делает зарисовки, наблюдает. Хотя, я думаю, Илья Репин многое помнил с детства.
Художник создал небольшое количество пейзажей, но они отражают ещё одну грань творчества художника, позволяют по — новому взглянуть на знакомые места, задуматься, увидеть красоту природы, понять, что живописец создавал произведения не только на острые социальные и исторические темы, а понимал очарование окружающего мира.
«Деревня Мохначи близ Чугуева». И.Е.Репин
Илья Ефимович Репин.
- «Абрамцево».
- 1880.
Илья Репин – «Дорога через узкий проход»
«Аллея в парке. Качановка». — Репин.
Пальна. Вид с балкона И. Е. Репин
«Украинская хата» И. Е. Репин.
И. Е. Репин. Вера Алексеевна Репина на мостике в Абрамцеве, 1879.
Источник: https://infourok.ru/statya-peyzazhi-ili-repina-3162546.html
Украинская хата мазанка традиционное жилище южных славян
Дом и жилище человека > Традиционные жилища разных народов >
Украинская хата мазанка является традиционным жилищем для южных славян. Впрочем такие жилища встречаются не только в украинских степях, но и в белорусских пущах, и на территории Польши. Она имеет несколько иное строение, в отличие от её северной сестры – русской избы, которую тоже иногда называют хатой.
Впрочем эти различия вполне оправданны и объяснимы. Всё дело в климатических условиях. В самом деле, зима на севере Русской равнины длится на пару месяцев дольше. А морозы бывают гораздо суровее, чем на побережье тёплого Чёрного моря.
Мазанка – украинская хата
Украинская хата – это чаще всего именно мазанка. Такой тип жилища представлен на всей территории Украины, а также в южных областях России. И связано это опять же с природными условиями. Ведь, чтобы построить русскую избу нужно много брёвен и других материалов из дерева.
В южных, причерноморских степях, с лесом всегда было как то не очень богато. Поэтому местные жители приспособились строить свои дома используя минимум дерева. Стены украинской мазанки возводили из сплетённых веток, кирпича – сырца, или в лучшем случае, из половинок бревна.
Затем всё это обмазывалось (отсюда и название – мазанка) глиной, или смесью глины с соломой, навозом или другим наполнителем. И в заключение строительства стены белились известью или, что чаще – мелом. И то и другое было белого цвета, поэтому стены и снаружи и внутри были белыми.
Белели мазаные хаты украинского села
Эти белые хаты мазанки всегда были настоящими символами Украины. Их изображения и сегодня используют в предвыборных рекламных кампаниях. Их изображения буквально не сходят с агитационных плакатов.
Эти белые стены так контрастируют с окружающим миром, что производят неизгладимое впечатление на творческие натуры. У многих известных художников, причём не только украинских, есть картины с изображением украинской хаты мазанки.
Одним из них был Илья Ефимович Репин. В 1901 году он написал картину “Украинская хата”. На ней он изобразил типичную украинскую хату и двор. Белые стены с маленькими оконцами и жёлтая крыша – вот она украинский сельский дом.
Архип Иванович Куинджи в 1878 году написал картину “Вечер на Украине”. Картина написана в своеобразной манере, отличающей этого великого художника. На ней светлыми пятнами выступают беленые стены мазанок.
А вот на картине Маковского В.Е. “Украинский пейзаж с хатами”, написанной в 1901 году предстаёт картина украинской природы. И спускаясь к реке по косогору, выстроились в ряд украинские хаты с белыми стенами и жёлтыми соломенными крышами.
Традиционный украинский сельский дом
На всех картинах крыши домов имеют жёлтый цвет. Впрочем он может быть и светло коричневым и серым. Ведь они возводились из соломы, оставшейся после обмолота пшеницы. Но не только этот материал использовался для возведения крыш. Иногда таким материалом был камыш.
Со временем материал крыши мог стать серым. Но на всех картинах его изображают именно жёлтым. Это очень красивое сочетание белого с жёлтым на фоне летней зелени. Вот такой он – настоящий сельский дом мазанка в украинской глубинке.
Роспись украинской хаты
Иногда белизна стен украинской хаты кому нибудь надоедала и их превращали в настоящее произведение искусство. Причём орнамент на старых украинских хатах рисовался не просто так, а в соответствии с национальными традициями славян.
Посмотрите на эти расписные стены. Стиль украинской хаты ни с чем не спутаешь. А если заглянуть внутрь, то удивлению не будет предела. Там те же узоры, что и снаружи. Вышиванки и рушники, наволочки и скатерти – всё в узорах. Такие же можно ещё иногда увидеть и в русской глубинке. Корни то у них одни.
К сожалению, время властно над нами, и все сооружения подвержены разрушению. Да и прогресс не остановишь. Человек сегодня предпочитает жить в современных домах, в комфортных условиях. Украинская хата мазанка, как традиционное жилище южных славян, скоро останется только в музеях, оберегаемые его сотрудниками.
Чтобы получать новости блога, подпишитесь на RSS канал или получите обновления по электронной почте: |
|
Альпийские горы расположены в самом центре Европы. Частично они находятся на территории Германии, Франции, Швейцарии, Италии,… Далее »
Галисия, знакомое слово? Не очень. Это естественно. Потому, что это не государство, а одна из провинций Испании. И речь здесь… Далее »
Современная Япония уже давно не та, что была ещё столетие назад. Стремительное развитие промышленности значительно изменило… Далее »
Таёжные деревни Сибири – это нечто совсем не похожее на деревни в центральной России. Сказывается и оторванность от цивилизации… Далее »
Самые популярные записи
Кликни на нужную иконку к конце статьи и в Вашей социальной сети отобразится часть текста данной статьи. Будет, что обсудить с друзьями!
Источник: http://dom-izba.ru/ukrainskaya-xata-mazanka-tradicionnoe-zhilishhe-yuzhnyx-slavyan.html
Репин Илья Ефимович (1844 — 1930)
И.Е. Репин принадлежит к числу выдающихся русских художников второй половины 19-го века. Его творчество олицетворяет собой высшие достижения живописи
передвижников, стремившихся сделать искусство понятным и близким народу, актуальным, отражающим основные закономерности жизни.
Репин не признавал «Искусства для искусства». » Я не могу заниматься непосредственным творчеством, — писал он, — делать из своих картин ковры, ласкающие глаз…приноравливаясь к новым веяниям времени.
Всеми своими ничтожными силенками я стремлюсь олицетворить мои идеи в правде; окружающая жизнь меня слишком волнует, не дает покоя, сама просится на холст.»
Репин был величайшим реалистом. Его искусство, основанное на глубоко реалистической основе, отвечает на большие общечеловеческие вопросы, являющиеся зеркалом своего времени.
Родился Репин в 1844 году в г.Чугуеве (Украина), в семье военного поселянина. Его отец, рядовой Чугуевского уланского полка, занимался торговлей лошадьми. Репин в детстве очень увлекался вырезыванием из бумаги лошадок, которых приклеивал к оконному стеклу, вызывая простодушные восторги зрителей.
Однажды на праздник к Репиным пришел двоюродный брат Ильи, Тронька и принес с собой краски. Восторгу маленького Ильи не было конца, когда он увидел, как на его глазах серый безликий рисунок превращался в сочный, алый арбуз с черными семечками.
Тронька подарил краски Илье, и с тех пор он не расставался с ними, рисовал постоянно, даже во время болезни.
Начальное обучение рисованию Репин получил в школе военных топографов. Но мечта о высоком искусстве влекла его в Академию художеств. Когда ему исполнилось 19 лет, Репин смог поехать в Петербург. Здесь он сначала поступил в Рисовальную школу Общества поощрения художников, а в 1864 году был принят в Академию.
Первые годы учения были для Репина очень трудными. Он испытывал крайнюю нужду и впоследствии так вспоминал об этом времени: «Чтобы погибнуть от голода, я бросался на всякую работу — красил на домах железные крыши, красил экипажи и даже железные ведра.» Родители не могли помочь, так как сами очень нуждались.
Несмотря на все трудности, Репин упорно учился. Овладевая в Академии основами художественного мастерства, Репин развивался как художник и гражданин прежде всего под влиянием таких исключительных людей в искусстве, как Стасов и Крамской. Крамской внимательно следил за успехами молодого художника, беседовал с ним об искусстве, о жизни, советовал больше писать с натуры.
Под влиянием Крамского, наряду с выполнением обязательных академических заданий на мифологические и исторические темы, Репин много писал и на сюжеты из окружающей жизни. Много учился на написании портретов близких и друзей.
Но уже тогда, еще будучи в Академии, он задумал и написал грандиозное полотно «Бурлаки на Волге», которое сразу поставило молодого художника в один ряд с прославленными русскими мастерами.
Полотно «Бурлаки на Волге» на академической выставке 1873 года стало событием общественной жизни. Художник , казалось, в простой жанровой картине сумел воплотить большие идеи своей эпохи, создав монументальное произведение.
В 1871 году Репин закончил Академию художеств с Большой Золотой медалью, полученной за программное произведение на заданную тему «Воскрешение дочери Иаира». Также он получил право на пенсионерскую поездку за границу для повышения своего мастерства. За границей он пробыл 3 года, и раньше положенного срока вернулся на родину, в Чугуев. Здесь Репин много и плодотворно работает.
Еще во время работы над образами к картине «Бурлаки на Волге» художник много размышляет о несправедливом устроении жизни, о нищете и бесправии трудового люда. Стал прислушиваться к революционным идеям, которые в то время активно витали в обществе. Под влиянием этих идей Репин создает много произведений на эту тему.
Репин прожил долгую жизнь. И каждая минута ее была отдана творчеству. Он писал портреты, картины на исторические, бытовые сюжеты. К старости он так перетрудил руку, что она начала сохнуть. Тогда Репин научился держать кисть в левой руке — жить и не писать он не мог.
Весьма значительна и его деятельность как педагога. Репин преподавал в Академии художеств. Также он написал талантливую книгу воспоминаний «Далекое близкое».
С 1900 года Репин поселяется на даче «Пенаты» в Куоккала и постепенно отходит от художественной жизни. После революции местечко Куоккала остается за границей, в Финляндии. Первое время его еще навещают русские художники, но с годами эта связь ослабевает.
Репин болезненно переживает оторванность от жизни, продолжает живо интересоваться событиями в России. Он очень хотел вернуться, но дочь Вера была категорически против, к тому же помешала болезнь. 29 сентября 1930 года его не стало.
Творческое наследие Репина очень велико. Популярность художника в мире с годами не ослабевает, так как оно всегда близко и понятно людям.
Источник: http://cvetamira.ru/repin-ilya-efimovich-1844-1930
Илья Репин биография
Илья Ефимович Репин – величайший русский художник, профессор, а потом и академик русской Академии художеств, создатель русского реализма в живописи, педагог, из-под «крыла» которого «вылетели» такие художники, как Б. Кустодиев, И. Грабарь, И. Куликов, В. Серов. Биография Репина уникальна. Он прожил долгую и насыщенную событиями жизнь.
Согласно краткой биографии Репина Ильи Ефимовича, родился будущий художник в 1844 году в Чугуево (Харьковская губерния). Отец художника был «билетным солдатом», мать, Татьяна Степановна, происходила из хорошей семьи и была отлично образована.
Интересно, что Репин до конца жизни старался сохранить связь с «малой Родиной», и украинские мотивы часто появлялись в его работах.
Страсть к живописи обнаружилась у Репина рано, и в 1855 году его отдали в школу типографов, но в 1857 школу закрыли, и Репин отправился учеником в иконописную мастерскую. Он быстро стал лучшим и в 16 лет начал работать самостоятельно, поступив в артель, которая занималась строительством и реставрацией храмов.
В 1863 году Репин решил отправиться в Петербург и поступить в Академию художеств. Поступил не сразу, а после курса обучения в вечерней художественной школе. Но с 1863 года он стал учеником Академии (до 1871 года), и учеником не последний. Его приблизили к себе И. Крамской и В. Поленов.
За 8 лет он успел получить несколько наград, в том числе и большую золотую медаль Академии.
В 1870 году Репин начинает работу над первой своей большой картиной «Бурлаки на Волге». Это произведение произвело фурор в международном художественном сообществе.
С 1873 по 1876 год Репин жил за границей, объездил всю Испанию, Италию и поселился во Франции, в Париже, где познакомился с местными импрессионистами, особенно полюбив Мане. Именно в Париже он написал картину «Садко», за которую получил звание академика и из-за которой на него обрушился шквал критики.
С 1877 по 1882 год художник жил в Москве и был активным членом Товарищества передвижников. Именно в это время он пишет картину «Царевна Софья» и начинает работу с самым выдающимся своим учеником В. Серовым. В это же время художником был написан портрет М. Мусоргского, который буквально через несколько дней скончался. Эта работа вызвала восторг у критиков.
С 1883 по 1900 год художник живет в Петербурге. Здесь он пишет самые выдающиеся свои работы: «Иван Грозный и его сын Иван», «Не ждали», «Запорожцы…», «Юбилейное заседание Государственного совета» (по заказу Александра III).
На какое-то время, попав под влияние А. Бенуа и С. Дягелева, Репин становится членом «Мира искусства». С 1894 года он преподает в Академии Художеств. Со своими учениками иллюстрирует множество произведений, например, Н. Лескова, Н.
Некрасова.
Первой женой художника была сестра его друга Вера Шевцова. Брак не был удачный, и через 15 лет супруги развелись, «поделив» детей: старших забрал отец, а младшие остались с матерью. Репин очень любил детей, часто рисовал семейные портреты.
Второй женой художника стала Наталья Нордман, с которой он стал жить в Пенатах (Куоккала), в Финляндии. Брак был удачным, хотя Нордман и слыла «чудачкой». Особенно нелестно отзывался о ней К. Чуковский (писатель был большим другом художника и даже отсоветовал ему переезжать в СССР в 1925 году).
Овдовев в 1914 году, Репин больше не женился.
Художник скончался в 1930 году в Пенатах. Похоронен там же. До конца жизни он сохранял ясность ума и старался работать.
- Интересно, что для картины «Царевна Софья» жена художника Вера своими руками сшила платье, ориентируясь на наряды, принесенные из Оружейной палаты.
- Художник два раза брался за написание портрета И. Тургенева (по просьбе друга, галериста П. Третьякова) и оба раза неудачно. Он до конца жизни считал, что портрет писателя – худшая его работа.
- Художника связывала крепкая дружба с писателем Л. Толстым. Он написал около 10 портретов и картин с его участием. Самая знаменитая – «Лев Толстой на пашне».
Новая функция! Средняя оценка, которую получила эта биография. Показать оценку
Будь в числе первых на доске почета
Источник: https://obrazovaka.ru/alpha/r/repin-ilya-repin-ilya
Илья Ефимович Репин
Илья́ Ефи́мович Ре́пин (24 июля [5 августа] 1844, Чугуев, Российская империя — 29 сентября 1930, Куоккала, Финляндия) — русский художник-живописец.
Первыми учителями, направившими его талант, были чугуевские художники И. М. Бунаков и Л. И. Персанов. На свой «страх и риск» в 1863 году Репин приехал в Петербург. В Рисовальной школе при Бирже он встречается с И. Н.
Крамским, который сразу заметил талантливого юношу и стал его другом и наставником на долгие годы.
В 1864 году Репин поступает в Академию художеств и в 1871 году блестяще заканчивает ее конкурсной картиной «Воскрешение дочери Иаира» (1871, ГРМ).
Другой «академией» для Репина в эти годы была знаменитая Артель Крамского, возникшая в 1865 году в Петербурге и сыгравшая большую роль в формировании и развитии художника. Выставленная в марте 1873 года картина «Бурлаки на Волге» (ГРМ) сразу обратила на себя внимание как одно из примечательных явлений русского изобразительного искусства.
«Никогда еще горькая судьба вьючного людского скота не представала перед зрителем на холсте в такой страшной массе, в таком громадном пронзительном аккорде. Что за людская мозаика со всех концов России», — писал В. В. Стасов. Силу человеческого духа увидели в картине современники. О картине появилось много статей в периодической печати.
Имя Репина стало широко известным.
Большая золотая медаль дает Репину право на поездку во Францию. В мае 1873 года он отправляется в путешествие по Австрии и Италии. В письмах к Стасову, Крамскому, Третьякову он делится мыслями об искусстве, восхищается Микеланджело, колористическим совершенством произведений Веронезе, Тициана, Тинторетто, увлекается портретами Веласкеса, Рембрандта.
В Париже Репин много работает, пишет этюды, а также картины «Парижское кафе» (1875, частное собрание, Стокгольм) и «Негритянка» (1875, ГРМ), создает на былинный сюжет полотно «Садко» (1876, ГРМ).
Подлинный расцвет творчества Репина начинается с момента его возвращения на родину в 1876 году.
Он вступает в ряды Товарищества передвижных выставок и в 80-е годы становится ведущим художником среди передвижников, автором многофигурных исторических и жанровых композиций, блестящим портретистом.
Многообразные явления современной художнику жизни, богатство народных типов и характеров находят яркое отражение в творчестве Репина и воплощаются в своеобразную художественную летопись эпохи. Здесь и озлобленный, исстрадавшийся крестьянин «Мужик с дурным глазом» (1877, ГТГ), и «Протодьякон» (1877, ГТГ),- «экстракт наших дьяконов…
у которых ни на йоту не попадается ничего духовного — весь он плоть и кровь, лупоглазие, зев и рев…
» Здесь и народная удаль, безудержные веселые танцы украинских крестьян в картине «Вечорнищ» (1881, ГТГ), и «будто хлынувшая на дорогу «пореформенная Россияне социальными контрастами, глубокими жизненными противоречиями, так ярко показанными в многофигурной композиции «Крестный ход в Курской губернии» (1880-1883, ГТГ).
Первое полотно Репина, сюжет которого взят из русской истории, — «Царевну Софья Алексеевна в Новодевичьем монастыре в 1698 году» (1879, ГТГ).
В годы реакции, разгромившей революционно-народническое движение, появляется картина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» (1885, ГТГ). Замысел картины возник как отклик на кровавые события времени, как гневный протест против деспотизма.
Репин вспоминает: «Кровавое событие 1 марта всех взволновало. Какая-то кровавая полоса прошла через этот год… я работал завороженный. Мне минутами становилось страшно»
Величие характеров, любовь к свободе хотел запечатлеть художник в запорожцах, «удальцах» и «даровитейших людях своего времени», как говорил о них Репин. Более двенадцати лет работал он над картиной «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» (1880-1891, ГРМ). Первый замысел картины относится к 1878 году.
В 1901 году художник получает правительственный заказ: написать торжественное заседание Государственного Совета в день столетнего юбилея.Грандиозное многофигурное полотно (35 кв.
м) «Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года» (1901-1903, ГРМ), в исполнении которого принимали участие Б. М. Кустодиев и И. С. Куликов, было написано в течение двух лет.
На парадном портрете изображено более восьмидесяти человек — сановников Государственного Совета, во главе с царем и членами царствующего дома. К картине Репин написал пятьдесят этюдов-портретов и эскизы.
Последние тридцать лет жизни художник прожил в Куоккале. Заново отстроенный дом с мастерской был назван им «Пенаты».
После Великой Октябрьской революции «Пенаты» оказались отрезанными от родины: неподалеку проходила граница СССР и Финляндии. Делегация советских художников, среди которых был и ученик Репина И. И. Бродский, навестила его. Репин мечтал вернуться на родину. Однако сил оставалось все меньше. Здоровье шло на убыль.
В августе 1930 года в возрасте восьмидесяти шести лет Илья Ефимович Репин скончался.
Имя Ильи Ефимовича Репина — одно из самых великих среди имен русских художников.
Пожалуй, никто другой не раскрыл в художественных образах столь глубоко и полно современную ему жизнь России во всей ее сложности и противоречивости, и при этом был бы равен Репину по совершенству своей живописной техники, мастерству колориста и рисовальщика.
По своему огромному, прямо таки, из ряда вон выходящему таланту, картины Ильи Репина достойны занять одно из самых заметных мест в истории не только русской, но и мировой живописи.
http://fishki.net/1619506-ilja-efimovich-repin.html?mode=rec…
Источник: https://art.mirtesen.ru/blog/43395745133/Ilya-Efimovich-Repin
Илья Ефимович Репин
Репин Илья Ефимович (1844-1930)
Репин Илья Ефимович (1844-1930)
Через некоторое время Репин уже принимает участие в росписи сельских церквей. Скопив на заказах 100 рублей, он в 1863 году отправился в Петербург, где стал заниматься в Рисовальной школе Общества поощрения художников у Р. К. Жуковского и И. Н. Крамского.
В рисовальной школе его покорило уверенное совершенство рисунка, которым владели тамошние учителя. Он пытался им подражать, но безуспешно: ему казалось, что его собственные рисунки выглядели как будто грязнее и хуже.
Неверие в собственную исключительность и гениальность, в свое законное первенство осталось в нем навсегда. Он любил называть себя “посредственным тружеником” и ежедневным каторжным трудом отрабатывал свое громкое имя.
В январе 1864 года Илья Репин становится слушателем Академии. В Академии знакомство и общение с Крамским продолжилось, молодой и очень серьезный Крамской учил его понимать и видеть искусство. “Художник есть критик общественных явлений, — говорил он ему, — он должен быть выразителем важных сторон общественной жизни”.
В период учения Репин общался с широким кругом демократически настроенной молодежи, был увлечен идеями Чернышевского. Через Крамского сблизился с Петербургской артелью художников, бывал на ее “четвергах”. О чуткости Репина к общественным событиям эпохи свидетельствует рисунок, изображающий Д. В. Каракозова перед казнью.
Раннее творчество художника весьма разносторонне. Он работал над академическими “программами” религиозного содержания, трактуя их более в психологическом, чем в возвышенно-отвлеченном духе. Такова картина “Иов и его друзья” (1869), отмеченная Малой золотой медалью.
В свободное время Репин пробовал себя в бытовом жанре “Приготовление к экзамену” (1864), портретировал родных и друзей. О высоком мастерстве начинающего художника свидетельствуют портреты: В. Е. Репина (1867), матери художника (1867), Г. Д. Хлобощина (1868). В портрете В. А.
Шевцовой, невесты художника (1869), психологическая точность и серьезность передачи внешних и внутренних черт девушки сочетается с особенной красотой сдержанных цветовых решений.
В ноябре 1863 года тринадцать академистов во главе с Крамским просили у совета Академии разрешения на выполнение конкурсной программы на Большую золотую медаль по собственным сюжетам. Совет единогласно отказал.
Тогда все товарищи Крамского вышли из Академии. Благодаря поддержке, оказанной им Третьяковым, они смогли утвердить свой взгляд на искусство.
В это время в Москве по инициативе Мясоедова было образовано Товарищество передвижных и художественных выставок, к которому примкнули члены артели Крамского.
Под влиянием Крамского Репин начал работу над своей картиной “Бурлаки”. Сюжет возник во время прогулки под Петербургом летом 1868 года. Внимание Репина привлекли две группы: одна из них — пестрый “цветник” барышень и кавалеров, и другая — оборванные бурлаки, которые тянули баржу по Неве.
Но за настоящими бурлаками Репин ездил уже вместе с молодым художником, талантливым пейзажистом Фёдором Васильевым на Волгу, где выполнил множество портретных зарисовок. В конце лета 1870 года он привез свои волжские этюды в Петербург.
После трех лет работы появилась картина “Бурлаки на Волге” (1873), впервые прославившая имя Репина.
Картина построена так, что процессия движется из глубины на зрителя, фигуры не заслоняют друг друга. Это сделано мастерски.
Перед нами — вереница персонажей, каждый из которых — самостоятельная портретная индивидуальность. Репину удалось соединить условность картинной формы с удивительной натурной убедительностью.
Художник разбивает ватагу бурлаков на отдельные группы, сопоставляя различные характеры, темпераменты, человеческие типы.
Когда Репин работал над “Бурлаками”, подошел срок окончания Академии, и он должен был делать картину на соискание премии — первой золотой медали. Тема была библейская — “Воскрешение дочери Иаира”.
Сюжет долго не давался ему, до тех пор, пока он не вспомнил ощущение, охватившее его после смерти маленькой сестры Усти.
Эта картина, равно восхищавшая профессоров-академиков и художников-передвижников, была признана лучшей из дипломных живописных работ, и Репин был удостоен за нее высшей награды — первой золотой медали.
В 1873 году Репин выехал за границу пенсионером Академии. Озабоченный социальным содержанием искусства, он не принимал творений современных ему западных живописцев. “Французы совсем не интересуются людьми, — замечал он.
Костюмы, краски, освещение — вот что их привлекает”. За границей написаны “Парижское кафе” (1875), “Садко” (1876) (за эту картину Репин получил звание академика), сделан ряд пейзажных этюдов.
В 1876 году Репин раньше срока вернулся в Россию, поселился в Чугуеве, через год перебрался в Москву.
Поселившись в Москве, посещает Ново-Девичий монастырь и знакомится с портретом царевны Софьи, старшей сестры Петра Первого, жившей тут в заключении. Позже Репин напишет картину: “Царевна Софья в Ново-Девичьем монастыре”. На этом полотне, по словам Крамского, Софья походит на запертую в железной клетке тигрицу.
В эти же годы по заказу Третьякова Репин написал портреты Аксакова, Писемского, Мусоргского, Рубинштейна, Пирогова, Стрепетовой.
Эта широта интересов, отзывчивость таланта — основные свойства творческой натуры Репина. В одно и то же время он способен был работать над совершенно различными вещами и в различной манере.
Репина упрекали в художественной неразборчивости: “Сегодня он пишет из Евангелия, завтра народную сцену на модную идею, потом фантастическую картину из былин, жанр иностранной жизни, этнографическую картину, наконец, тенденциозную газетную корреспонденцию, потом психологический этюд, потом мелодраму либеральную, вдруг из русской истории кровавую сцену и т. д. Никакой последовательности, никакой определенной цели деятельности; все случайно и, конечно, поверхностно…” — так сам Репин пересказывал суть этих претензий, нередких в отношении его искусства, и с великолепным равнодушием отвечал: “Что делать, может быть, судьи и правы, но от себя не уйдешь. Я люблю разнообразие”.
В эти годы он часто и подолгу гостит в подмосковном Абрамцеве и оказывается одним из самых деятельных участников мамонтовского кружка — дружеского сообщества, которое как раз в это время становится очень важным очагом русской художественной жизни.
http://kolybanov.livejournal.com/3091003.html (Опросы по ВТО в ЖЖ)
Источник: https://kolybanov.livejournal.com/3272661.html