Церковь ризположения, москва, россия

0 437

Фото церкви Ризоположения

Церковь Ризоположения – старинное здание с уникальной историей, один из ключевых элементов в архитектурном ансамбле Московского Кремля. Строительство этого храма стало ознаменованием сразу двух важнейших для России событий — отделения русского Православия от византийской церкви, а также завершения Смутного времени.

Церковь Ризположения, Москва, Россия

Дошедший до наших дней каменный храм возведен на месте деревянной Церкви Ризоположения, заложенной первым митрополитом русской церкви Ионой в 1451 г.

В этот год Москва подверглась одному из последних нашествий татаро-монгольских орд. Правнук хана Тохтамыша, ордынский царевич Мазовша, с боями дошел до Кремля.

Предместья Москвы на тот момент уже горели, только чудо могло спасти город от окончательного разорения.

Церковь Ризположения, Москва, Россия

В этот момент митрополит Иона принял решение о Крестном ходе вокруг городских стен.

На следующую ночь монголы неожиданно оставили свой лагерь, побросали обозы с награбленным добром и оружием и в панике убежали из Москвы.

Историки до сих пор не могут объяснить причины бегства Мазовши, который был в шаге от захвата города. Нечто подобное произошло с одним из дальних предков царевича – ханом Батыем.

Церковь Ризположения, Москва, Россия

В память о чуде, спасшем Москву, и была построена деревянная Церковь Ризоположения. В 1479 г. храм сгорел, и на его месте было решено возвести каменный собор.

Столетия монгольского владычества привели к утрате традиций строительства домов из камня. Одним из немногих городов, где оставались толковые каменщики, был Псков. Оттуда и были приглашены мастера Мышкин и Кривцов. Псковичам поручили возвести несколько зданий в Москве, включая Церковь Ризоположения в Московском Кремле.

Церковь Ризположения, Москва, Россия

Строительство продолжалось с 1484 по 1485 г. Мышкин и Кривцов переняли многие приемы у знаменитого итальянского зодчего Аристотеля Фиораванти, построившего в Москве Успенский собор. Освятили Церковь Ризоположения в 1486 г., после чего собор на долгое время стал основной резиденцией московского митрополита. Система проходов и каменных арок соединяла храм с двором Патриарха.

В 1737 г. страшный пожар едва не уничтожил храм, а в 1917 г. при обстреле большевиками Кремля одна из стен церкви получила артиллерийскую пробоину.

В настоящее время в храме проходят традиционные для Православия религиозные службы.

Архитектурные особенности

Церковь Ризоположения выглядит достаточно скромно на фоне более поздних зданий Кремля, однако в XV в. храм был одним из крупнейших в стране, и значение его было сопоставимо с той ролью, что ныне играет Храм Христа Спасителя.

Церковь Ризположения, Москва, Россия

Церковь Ризоположения – классическое для русского зодчества купольное строение. Храм полностью сложен из обожжённого кирпича.

В соответствии с архитектурной традицией того времени, фасады делятся на прясла – художественно выделенные части фасада. Каждое прясло увенчано шлемовидным сводом, выполненным из металла.

Центральный фасад выделяется тремя полукруглыми выступами – в образуемом этой стеной помещении находится алтарь церкви.

Церковь Ризположения, Москва, Россия

У Церкви Ризоположения лишь один купол, установленный на высокую круглую башню с окошками-бойницами. По внешнему облику и архитектурным особенностям Церковь Ризоположения очень напоминает шедевр средневекового зодчества – Храм Покрова на Нерли.

Псковские мастера украсили здание традиционным для северного зодчества орнаментом. Кроме того, в качестве декора использовались ленты из лепнины и камня – фризы. Главный вход в церковь представляет собой каменную арку, по внешнему виду напоминающую шлем русского ратника XIII-XIV вв.

Церковь Ризположения, Москва, Россия

На всех стенах храма можно разглядеть небольшие углубления: в этих нишах находились иконы, выполненные из цветных камней и стекла. До нашего времени дошла лишь одна фреска. Это уникальное произведение искусства XVII в. обнаружили реставраторы, занимавшиеся восстановлением фасада церкви в 1996 г. Фреска, изображающая Ризоположение Богородицы, украшает северный фасад здания.

Внутреннее убранство

Церковь Ризоположения – один из немногих московских храмов, в которых сохранилось оригинальное убранство. Статус архитектурного памятника и непосредственное отношение к ансамблю Московского Кремля стало для собора защитой в советское время.

Церковь Ризположения, Москва, Россия

В храме можно увидеть уникальные православные фрески, изображающие земной путь Богородицы. Над фресками работали мастера Осипов и Борисов, выполнявшие самые ответственные поручения царя.

Церковь Ризположения, Москва, Россия

Главная икона храма – «Ризоположение Богородицы». Автором этого удивительного по глубине и качеству художественного воплощения образа стал великий иконописец XVII в. Назарий Истомин.

Иконостас Церкви Ризоположения также выполнил Истомин. Работы по созданию этого уникального произведения церковного искусства были завершены в 1627 г.

Иконостас Истомина стал первым после завершения Смутного времени.

Церковь Ризположения, Москва, Россия

  • Иконы сочетают традиции русской и византийской иконописи, все образа считаются бесценными шедеврами.
  • В церкви можно увидеть коллекцию старинных подсвечников, принадлежавших патриарху Иосифу — видному деятелю русской церкви середины XVII в.

К храму примыкает небольшая крытая галерея, в которой размещена выставка скульптуры Древней Руси. Деревянные статуэтки святого Георгия, Богородицы, Иисуса, митрополита Ионы, Николая Можайского изготовлены с невероятным мастерством и вниманием к деталям.

Источник: https://Mos-holidays.ru/cerkov-rizopolozheniya/

Храм Положения ризы Божией Матери во Влахерне Московского Кремля

Адрес: Россия, Москва, Соборная площадь Московского Кремля Начало строительства: 1484 год Окончание строительства: 1485 год Святыни: иконостас Координаты: 55°45'02.9″N 37°36'59.9″E Объект культурного наследия Российской Федерации

Содержание:
 

  • Как возник праздник Ризоположения
  • История строительства храма
  • Архитектурные особенности и интерьер храма
  • Музейная коллекция храма
  • Соборы Московского Кремля
  • Церковь Ризоположения на карте

 

Эта небольшая, одноглавая и очень красивая церковь – настоящее сокровище Соборной площади Московского Кремля. Она находится к западу от Успенского собора. По традиции, службы здесь проходят только один раз в год, на престольный праздник Положения Ризы Богородицы во Влахерне – 15 июля по новому стилю.

Как возник праздник Ризоположения

Истоком этого церковного торжества стал 471 год, когда два византийских сановника, братья Гальбий и Кандид, совершали паломничество по святым палестинским местам. Они решили переночевать в Назарете, в доме одной женщины. У нее они случайно обнаружили ковчег с одеждами Девы Марии.

Церковь Ризположения, Москва, Россия

Вид на церковь со стороны Соборной площади

От хозяйки дома паломники узнали историю происхождения этой святыни, хранимую многими поколениями этой семьи, и о том, что, благодаря одеждам Богоматери, в доме несколько веков совершаются разные чудеса и исцеления.

По одной версии, император и патриарх Константинополя упросили передать святыню церкви. По другому, более распространенному церковному преданию, братья сами тайно похитили Ризу. Они измерили ковчег с одеждой Богородицы, в Иерусалиме изготовили его копию и на обратном пути, возвращаясь из Палестины в Константинополь, подменили святыню.

Так Одежды Божьей Матери попали в столицу. И для Ризы был выстроен специальный храм во Влахернах — северо-западном пригороде Константинополя, расположенном на берегу одноименного залива. Здесь святыня хранилась вместе с поясом Богородицы и почитаемой иконой с Ее ликом.

Церковные предания рассказывают, что во влахернском храме совершалось столько чудес, что ни один храм мира не мог бы вместить все книги, в которых эти чудеса были бы описаны.

Самое необычное чудо произошло в 860 году, когда после крестного хода с Ризой Божьей Матери и молитвы императора Михаила III большая армия во главе с княжившим в Киеве варягом Аскольдом отступила от Константинополя и заключила с ним мирный договор.

Более того, Аскольд позднее сам крестился под именем Николай и способствовал распространению христианства на Руси.

Церковь Ризположения, Москва, Россия

Вид церкви с севера

В 1434 году в Константинополе был большой пожар, Влахернская церковь была уничтожена, и дальнейшие сведения о ризе теряются. По церковным преданиям, известно лишь о небольших ее частичках, расположенных по всему миру. Так, в конце XV века частичка Одежд Богородицы была приобретена для Русской Церкви Дионисием, архиепископом Суздальским.

Чуть позже, в праздник Положения Ризы Богородицы на Руси также произошло чудо. Это случилось 2 (или 15) июля 1451 года, во времена царствования Василия II Темного.

Именно в этот день были отогнаны степные кочевники, под предводительством нагайского царевича Мозавши направившиеся для захвата русских земель. Татары внезапно осадили город. Царь бежал за Дубну. Были сожжены все посады. Осажденные в Кремле задыхались от дыма.

Но первый приступ отбили. А на утро, когда дым развеялся, вдруг оказалось, что татары неожиданно ушли, оставив всю награбленную добычу.

История строительства храма Положения ризы Божией Матери во Влахерне

В память об этом спасительном чуде – заступничестве Богородицы против татарского нашествия, в Кремле при содействии митрополита Ионы и был построен храм Ризоположения. Первая церковь была деревянная.

Но ее сгубил большой пожар, случившийся в Москве в 1473 году.

Позже, при митрополите Геронтии, во время грандиозной перестройки Кремля, за два года нанятые в Пскове мастера возвели каменный храм, закончив строительство к 1486 году.

Церковь Ризположения, Москва, Россия

Долгое время Ризоположенский храм был домовым для митрополитов, а позже – для патриархов московских. Но когда в середине XVII в., во времена патриарха Никона возвели другой домовый храм в памяти о Двенадцати Апостолов, Ризоположенская церковь стала дворцовой. Она использовалась русскими самодержцами для частной, домашней молитвы.

Тогда же, в XVII веке храм перестроили, покрыв его четырехскатной кровлей. А открытые раньше паперти, расположенные с запада и севера от церкви, перекрыли сводами. Получившаяся в результате этого крытая галерея стала служить для царице и царевнам для перехода из Теремного Дворца к Успенскому собору.

В более поздней своей истории храм дважды был сильно разрушен. В первый раз – во время большого Троицкого пожара 1737 года. После него храм восстанавливали под руководством архитектора И.Ф. Мичурина. Для Ризоположенской церкви сделали новый шлемовидный золотой купол и растесали окна алтаря.

А второй раз – во время артиллерийского обстрела кремлевских зданий в 1918 году. Но как и все храмы Кремля, эту церковь реставрировали, но не оставили для религиозных службы, а в 1965 году открыли здесь музей.

Архитектурные особенности и интерьер храма Положения ризы Божией Матери во Влахерне

Церковь Ризоположения – одно из красивейших зданий Москвы. Это трехапсидный храм, который стоит на высоком цокольном этаже — подклете. Храмовые своды опираются на четыре столба. Три стороны церкви украшены фризом.

А на южной стороне есть портал с колонками, куда ведет высокое крыльцо. Храм построили из кирпича, заменившего в то время традиционный строительный материал — белый камень. Монументальный объем стен завершают изящные килевидные закомары.

Читайте также:  «мадонна с младенцем и двумя ангелами», боттичелли — описание картины

Эта церковь стала своеобразным сплавом традиций московского и псковского зодчества.

Церковь Ризположения, Москва, Россия

Церковь Ризоположения на фоне Верхоспасского собора

Особенностью храмового интерьера является то, что весь он сделан в одно время, в полном стилистическом и художественном единстве.

Во время перестройки церкви, в 1627 году, московские мастера под руководством одного из лучших придворных иконописцев Назария Истомина выполнили для храма прекрасный четырехъярусный иконостас, обрамленный в оклад из серебра – настоящее произведение искусства!

Стены храма расписаны фресками по церковно-библейские темы известнейшими мастерами своего времени – Иваном Борисовым, Сидором Поспеевым и Федором Абрамовым в течение трех месяцев 1644 г. Эту роспись раскрыли от более поздних наслоений в ходе реставрационных работ, проведенных в середине прошлого века. Памятников такого рода в России сохранилось немного.

Музейная коллекция храма Положения ризы Божией Матери во Влахерне

С 1990 года храм Ризоположения в составе архитектурного ансамбля Кремля включен ЮНЕСКО в список Всемирного культурного наследия. Само здание, выполненное в изящных пропорциях, и его камерное внутреннее убранство – настоящая музейная ценность.

Помимо иконостаса, в XVII веке известным мастером Д. Сверчковым было сделано паникадило. А чуть позже изготовлены четыре деревянных подсвечника, расписанные красками и покрытые воском. Над лестницей храма можно увидеть отреставрированную живопись XIX века.

Кроме того, в северной галерее этой церкви экспонируется выставка резной деревянной скульптуры, сделанной московскими, псковскими, ростовскими и новгородскими мастерами XV-XIX вв. В Ризоположенской церкви можно увидеть старые деревянные рельефы с ликами святых, иконами и небольшими крестами и складнями.

Церковь Ризположения, Москва, Россия

Музейная коллекция включает порядка 80 уникальных экспонатов. Она дает полное представление, как развивался этот вид церковного искусства. Необычные формы выставленной здесь деревянной скульптуры и самобытные художественные решения резчиков говорят о мощных традициях, уходящих корнями в глубокую древность.

Сам храм охраняется как памятник архитектуры второй половины XV века. Здесь можно побывать ежедневно, помимо четверга, с 10.00 до 17.00.

В честь Ризоположения в России выстроено множество церквей, но храм в Московском Кремле – самый известный. Его изящные и компактные формы продолжают служить образцами архитектурных решений для культовых зданий православной церкви.

Рейтинг достопримечательности

Храм Положения ризы Божией Матери во Влахерне Московского Кремля на карте

Города России на Putidorogi-nn.ru:

Церковь Ризположения, Москва, Россия Казань Церковь Ризположения, Москва, Россия Санкт-Петербург Церковь Ризположения, Москва, Россия Владимир Церковь Ризположения, Москва, Россия Ярославль
Церковь Ризположения, Москва, Россия Муром Ростов Великий Александров Иваново
Калуга Кострома Сергиев Посад Нижний Новгород
Псков Касимов Переславль-Залесский Суздаль

Источник: https://putidorogi-nn.ru/evropa/657-khram-polozheniya-rizy-bozhiej-materi-vo-vlakherne-moskovskogo-kremlya

Церковь Ризоположения. Архитектурное убранство церкви

После того, как мы внимательно рассмотрели внешние архитектурные особенности Успенского и Архангельского соборов Московского Кремля, следует не менее подробно познакомиться и с внешним убранством небольшой церкви Ризоположения.

Она выглядит более чем скромной по сравнению с Успенским собором. Да и стоит храм в весьма невыгодном месте – в тесном углу между Грановитой палатой, Успенским собором и Теремным дворцом.

Но архитектура Ризоположенской церкви очень интересна и, несомненно, достойна отдельного рассказа.

В конце XV века в Московском Кремле шли грандиозные работы по перестройке его архитектурного ансамбля. Государь пригласил в Москву самых лучших мастеров, каких только могли сыскать его приближённые.

Главную роль в создании нового облика великокняжеской резиденции сыграли, несомненно, итальянские зодчие. Но в Кремле трудились и псковские мастера.

Именно им в 1484 году доверили возведение домовой церкви русских митрополитов.

Далее привожу цитату из книги И.М.Соколовой “Церковь Ризоположения” издания ГИКМЗ “Московский Кремль”: “Очевидно, псковским мастерам было предложено использовать в качестве образца московские храмы XV века, чем и объясняется преобладание в архитектуре церкви Ризоположения московских черт.

” Здесь возникает дилетантский вопрос о московских каменных храмах XV века.

О каких храмах идёт речь? О Спасо-Преображенском соборе Спасо-Андроникова монастыря? О Троицком соборе Троице-Сергиевой лавры? Или вообще о церкви села Каменского? Оставим вопрос о московских каменных храмах XV века без ответа и вернёмся к церкви Ризоположения.

Храм является традиционным, крестовокупольным. Строили его из кирпича, в конце XV века в Москве этот строительный материал повсеместно заменил белый камень. Стены храма со всех сторон имеют трёхчастное деление. Помните, как отдельный участок стены называется? Правильно, прясло. Южная стена храма, как и другие стены, разделена на три прясла – широкое центральное и два узких боковых.

Церковь Ризположения, Москва, Россия
Каждое прясло завершается килевидными закомарами. Закомара – важный элемент древней русской архитектуры. Происходит “закомара” от слова “комара”, что в древнерусском языке означало “свод”. ( За комара – за сводом). Закомара – это завершение прясла внешней стены. Закомара своими очертаниями воспроизводит внутренний свод. Закомары могут быть полукруглыми, как на Успенском соборе.

Церковь Ризположения, Москва, РоссияПрясло южной стены Успенского собора. Прясло завершается полукруглой закомарой.

Или килевидными, как в Благовещенском соборе и церкви Ризоположения.

Церковь Ризположения, Москва, РоссияЮжная стена церкви Ризоположения. Закомары храма имеют килевидную форму.

  • Апсиды, то есть алтарные выступы с восточной стороны также состоят из трёх частей.
  • Церковь Ризположения, Москва, Россия
  • Стоит храм на высоком цокольном этаже – подклете.

Церковь Ризоположения – одноглавая. Завершается она шлемовидным куполом. Купол венчает высокий барабан.

Церковь Ризположения, Москва, РоссияНа снимке – шлемовидный купол церкви Ризоположения, он стоит на высоком барабане. Левее – многочисленные главки Верхоспасского собора.

Заметим в скобках, что шлемовидные купола по форме напоминают древнерусский шелом. Шлемовидный купол – символ воинства, духовной брани, которую ведет Церковь с силами зла и тьмы.

Барабан Ризоположенской церкви поставлен на гранёный постамент. На нижнем снимке хорошо видны и постамент, и узкие арочные окна барабана. Форма окон подчёркнута валиком такой же, как и окно формы.

Церковь Ризположения, Москва, РоссияНа снимке видно, что цилиндр барабана “вырастает” из гранёного постамента.

Обратим внимание на украшение верхней подкупольной части барабана. По всей его окружности проложен фриз. Фриз состоит из нескольких  рядов кирпичных украшений.

Церковь Ризположения, Москва, РоссияФрагмент барабана центрального купола церкви Ризоположения

На самом верху проложен валик, ниже идёт ряд арочек, ещё ниже – поребрик, далее – бегунец и снова поребрик.
Поребриком – в архитектуре называется особенная декоративная кирпичная кладка.

 Ряд кирпичей укладывается под углом к поверхности стены. Ряд поребрика выглядит, как рифлёный пояс.
Бегунец также представляет собой особенную кирпичную кладку. Кирпичи выкладываются наклонно и образуют треугольники.

Треугольники бегунца поочерёдно смотрят вершинами вверх и вниз. Бегунец выкладывался поясом. Проще говоря – ряд кирпичных украшений в виде треугольников называется бегунцом.
Украшение стен бегунцом и поребриком было принято в северном зодчестве, характерном для Псковска и Новгорода.

Псковские мастера оставили своеобразный автограф на московских храмах .

Восточная стена церкви Ризоположения

Рассмотрим восточную часть храма. Лучше всего она видна с Соборной площади. Обратим внимание на то, что центральный алтарный выступ (апсида) заметно шире боковых. Это архитектурная особенность крестово-купольных храмов.
Апсиды украшены декоративным кирпичным фризом. Такая деталь характерна для ранних московских церквей.

Апсиды восточной стены украшены поясом полуколонок. Через полуколонки перекинуты стреловидные арки. Они гармонично сочетаются с килевидными закомарами.

Церковь Ризположения, Москва, Россия

Каждая арка опирается на капители полуколонок. Капители по форме напоминают перевязанные снопы.

  1. Церковь Ризположения, Москва, Россия
  2. Над килевидными арками проходит интересный пояс-фриз со сложным растительным орнаментом.
  3. Церковь Ризположения, Москва, Россия
  4. Завершается фриз рядом ступенчатых треугольных ниш, разделённых низкими колонками с бусинами.

Южная стена церкви Ризоположения

Войти в Ризоположенскую церковь можно с южной или восточной стороны. У южного входа устроено высокое крыльцо, к нему ведут ступени.

Портал южного входа украшен килевидным завершением.

По всей ширине южной стены проходит декоративный фриз. Его мотив почти повторяет фриз восточной стены. Но с востока ряд ниш имеет треугольную форму. С южной стороны – ромбовидную.

Для сравнения привожу два снимка.

Фриз южной стены
Фриз восточной стены

В верхней части под центральной закомарой южной стены расположена тройная ниша. По форме она напоминает тройную икону-складень. По всей видимости, в нише было живописное изображение. Но ни следов, ни документов о сюжете росписи не сохранилось.

Обратите внимание, что центральная часть складня отделена от боковых полуколонками с капителями в виде перевязанных снопов. В центре полуколонки украшены бусинами.

Северная стена церкви Ризоположения

С северной и западной стороны к храму примыкает поздняя галерея, её добавили в середине XVII века.

Вид на Ризоположенскую церковь с северной стороны. На снимке видно, что основной четверик храма закрыт поздней галереей.

Наверху в середине северной стены находится ниша. В ней хорошо просматриваются остатки росписи XVII века. (Фреска раскрыта в 1996 году).

На фреске изображён храмовый праздник “Положения ризы Пресвятой Богородицы”.

Западная стена Ризоположенской церкви

На западную стену Ризоположенской церкви обратит внимание лишь очень дотошный посетитель. Причислим себя к таковым и заглянем в самый дальний угол.

Обратим внимание на то, что пристроенная в XVII веке галерея (мы видели её с севера) с западной стороны соединена с Теремным дворцом. Таким образом, из дворца через крытую галерею можно было попасть не выходя на улицу прямо в Ризоположенскую церковь.

На западной стене над галереей видна ещё одна ниша. Установлено, что в ней находилась фреска “Печерская Божия Матерь”.

Этот образ был очень почитаем в Москве. Одно время Ризоположенскую церковь называли храмом Печерской Богоматери, к церкви даже пристроили Печерскую часовню. В 1930-х-40-х годах ХХ века храм очистили от поздних пристроек, сломав в том числе Печерскую часовню. Тогда же оказался навсегда утрачен образ Печерской Богоматери.

Не станем перегружать статью подробностями о строительстве и многочисленных перестройках храма. Задачей настоящей статьи было рассказать о современном архитектурном убранстве церкви Ризоположения Московского Кремля.
О храмовом празднике Ризоположения будет отдельный рассказ.

Кратко напомню историю посвящения храма празднику Ризоположения.
Предыдущий современному храм 1451(?)года (сгорел в пожаре 1473 года) построили по повелению первого независимого московского митрополита Ионы (похоронен в Успенском соборе) в честь чудесного избавления Москвы от “скорой татарщины”.

В 1451 году к Москве подошли войска татарского царевича Мазовши. Великого князя Василия II Тёмного в городе не было. (С.К.Романюк пишет, что он попросту сбежал, бросив Москву на произвол судьбы). Москвичи своими силами отразили первую атаку татар.

Читайте также:  А ты ревнуешь, поль гоген - описание картины

Митрополит Иона со священниками молился о заступничестве Пресвятой Богородицы, обходил с молитвой стены белокаменного Кремля. Это было 2 июля 1451 года. На следующий день жители ожидали нового приступа, люди готовились к сражению. Но утром обнаружилось, что татарское войско покинуло стан.

Историки свидетельствуют, что Мазовша решил вернуться в Орду в связи со сложной внутриполитической ситуацией. В Москве это событие расценили как чудо, заступничество Пресвятой Богородицы.

2 июля по старому стилю (юлианскому календарю), 17 июля – по современному летоисчислению православная церковь отмечает праздник Положения Святой Ризы Пресвятой Богородицы – Ризоположение.

Источники:
И.М.Соколова “Церковь Ризоположения”. ГИКМЗ “Московский Кремль”, 2002 год.

С.К.Романюк “Кремль. Красная площадь”. М, АНО ИЦ “Московедение”, ОАО “Московские учебники”, 2004 г.

Статья о Ризоположенской церкви – третья из цикла репортажей о внешнем архитектурном убранстве храмов Московского Кремля. Начало в статье “Архитектурный анализ Архангельского собора”.
Продолжение: “Внешнее убранство Успенского собора”
Изображение государей в Кремлёвских соборах.

Приглашаем на авторские экскурсии по Москве:
Экскурсовод в Москве
Экскурсии по Москве и Подмосковью
Пешеходные экскурсии по Москве
Частный гид-переводчик в Москве
Moscow tour-guide
Экскурсия в Новодевичий монастырь

(3

Источник: https://kraeved1147.ru/rizopolozhenie/

Храм Ризоположения на Донской | 115419 Россия, Москва, ул. Донская, 20/6, стр. 1

23 июля православная церковь вспоминает принесение в Москву в 1625 году части Ризы Господней. В честь этого события был установлен праздник Положения Ризы Господней, а на месте встречи святыни построен храм Ризоположения.

В день престольного праздника в храме Положения Ризы Господней на Донской состоялось торжественное богослужение, которое возглавил первый викарий Святейшего Патриарха епископ Воскресенский Дионисий. Владыке сослужили протопресвитер Владимир Диваков, настоятель храма протоиерей Александр Фарковец и духовенство Москвы.

После Божественной Литургии и крестного хода владыка Дионисий благословил прихожан и паломников иконой Ризоположения с частицей Ризы Господней и в торжественном слове поздравил собравшихся с престольным праздником.

Дорогие братья и сестры!По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси КИРИЛЛА 14 июля с. г. в 15.00 в Кафедральный Соборный Храм Христа Спасителя г. Москвы будут принесены честные мощи святых благоверных князя Пет

Церковь Ризположения, Москва, Россия

ра и княгини Февронии, Муромских чудотворцев. Впервые в истории Первопрестольного града мощи святых угодников целиком приносятся для молитвенного поклонения.Доступ паломников будет открыт в тот же день с 16.

00, и с этого момента по 21 июля (с 08.00 до 20.00) все желающие смогут приложиться к святыне. В этот период Московское духовенство будет ежедневно совершать пред мощами молебные пения с чтением Акафиста блгвв. кнн.

Петру и Февронии. 

16 июня в праздник Пресвятой Троицы в храме Положения Ризы Господней состоялось торжественное богослужение. Всенощное бдение накануне праздника, служение Божественной Литургии и Великой Вечерни возглавил настоятель храма протоиерей Александр Фарковец.

На состоявшейся после Литургии Великой Вечерни духовенством храма читались согласно уставу особые молитвы, во время которых впервые после Праздника Светлого Христова Воскресения христиане преклонили в молитве свои колени.

По окончании богослужения отец Александр поздравил всех с праздником, во время которого вспоминается Сошествие Святого Духа на апостолов, и который потому издревле почитается как день рождения Церкви.

24 мая Православная Церковь чтит память святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, просветителей славян. В этот день русская Православная Церковь празднует День Тезоименитства Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.

В день праздника Святейший Патриарх возглавит служение Божественной Литургии в Храме Христа Спасителя. Торжественное богослужение начнётся в 9.30. В 13 часов на Красной площади состоится праздничный концерт, посвящённый Дню Славянской Письменности.

Приглашаются все священнослужители и миряне, желающие разделить радость этого праздничного дня.

28 апреля Православная Церковь начала празднование главного Праздника всех христиан, Праздника Праздников, Пасхи — Светлого Христова Воскресения. Ровно в полночь после Крестного хода вокруг храма при пении пасхального тропаря началась пасхальная Утреня.

В храме Положения Ризы Господней на Донской торжественное богослужение возглавил настоятель храма протоиерей Александр Фарковец. После Утрени началась Божественная Литургия.

На запричастном отец Александр огласил Пасхальное послание Святейшего Патриарха, а по окончании богослужения освятил артос и поздравил многочисленных прихожан со светлым праздником Пасхи.

26 апреля накануне Великой Субботы в храме Положения Ризы Господней на Донской была совершена служба с Чином Погребения Спасителя. На следующее утро была совершена Великая вечерня с Литургией Василия Великого.

Торжественные богослужения Великой Субботы возглавил настоятель храма протоиерей Александр Фарковец. По окончании богослужения во дворе храма началось освящение куличей.

Многочисленные прихожане в этот день не только смогли освятить яйца, куличи и пасхи, но и услышать стихотворное поздравление с грядущим Праздником Воскресения Христова учеников воскресной школы храма.

7 апреля Православная Церковь чтит праздник Благовещения Пресвятой Богородицы.

Торжественные богослужения Всенощного бдения и Божественной Литургии в храме Положения Ризы Господней на Донской возглавил настоятель храма протоиерей Александр Фарковец.

По окончании Литургии отец Александр поздравил собравшихся верующих с праздником и с самыми маленькими прихожанами согласно древней христианской традиции выпустил на волю голубей.

Источник: http://www.riza1625.ru/

Церковь Ризоположения в Москве на Донской — фото и история | Узнай Москву

История храма начинается в 1625 году, когда в Москву прибыло посольство из Персии с целью установления дипломатических отношений с Россией. В качестве подарка от шаха Аббаса I послы привезли царю Михаилу Фёдоровичу Ризу Господню – одежду Иисуса Христа, в которой его вели на распятие.

Многие века она пребывала на Кавказе и была захвачена персами при завоевании Грузии. Русская делегация встретила персидское посольство близ Калужских ворот, у дороги к Донскому монастырю, после чего они вместе проследовали в Кремль.

Позднее Риза была разделена на несколько частей: одна осталась в Успенском соборе в Москве, две других увезены в Петербург – в Петропавловский собор и в домовую церковь русских императоров в Зимнем дворце. Небольшие частицы были дарованы крупным монастырям (в Киево-Печерскую лавру, Костромской Ипатьевский монастырь и другие).

Одна частица осталась и на Донской улице, где в память о великом событии на месте встречи персидских послов была поставлена деревянная церковь – о ней сегодня напоминает небольшой белокаменный обелиск.

В начале XVIII века начался сбор средств на возведение на Донской улице каменного храма во имя Ризы Положения Господней в Успенском соборе Москвы.

В первую очередь был сделан придел во имя святой Екатерины (возможно, в честь супруги Петра I – будущей Екатерины I), к которому в дальнейшем пристроили основной объём храма. Освящение новой церкви состоялось в 1716 году после завершения всех работ.

Строившийся в стилистике «нарышкинского барокко», храм получил богатое убранство фасадов. Есть и особенно редкая деталь: вместо привычных для того времени кокошников на фасады вынесены крупные раковины.

С запада к храму примыкает традиционная шатровая колокольня, прорезанная маленькими окошками-слухами – всего 40 штук. Увенчана церковь также традиционным пятиглавием, но в то же время «луковки» сделаны чёрными и гранёными. Маленькая корона, венчающая центральный крест, указывает на покровительство храму царской династии.

Барочный облик фасадов церкви чувствуется и в интерьерах. Стены главного храма обильно декорированы лепниной: здесь и картуши сложной формы, цветы и листья, другие растительные мотивы, а также разукрашенные головки ангелов. Композицию продолжает покрытый тонкой резьбой высокий шестиярусный иконостас, образа для которого делались в Кремле мастерами Оружейной палаты.

Особенно примечательны резные Царские Врата, в которых использована не только традиционная икона Благовещения, вставленная в медальон, но и деревянные фигуры четырёх евангелистов, а также Василия Великого и Иоанна Златоуста.

Иконостас венчают раскрашенные деревянные скульптуры, изображающие Распятие с Богородицей и апостолом Иоанном Богословом, а также двумя фигурами ангелов, держащих орудия Страстей Христовых.

Помимо Екатерининского, в трапезной также существовал придел во имя апостола Иакова Алфеева, созданный в 1763 году на средства полковника Якова Евстафьевича Хитрово. В 1886–1889 году для Иаковлевского придела трапезная была расширена по проекту архитектора А.С.

Каминского, после чего церковь обрела симметричность. Тот же архитектор создал существующую ограду с воротами. В дальнейшем существенных изменений её внешнего облика не происходило. Деревянные позолоченные иконостасы в приделах, выполненные И.

М Фроловым и стилизованные под барокко, сохраняются с того же времени.

Помимо частицы Ризы Господней, особой ценностью храма является икона Божией Матери Ильинская-Черниговская. Дар монастырской братии из Чернигова, уникальный образ 1696 года, на котором рядом с ликом Богородицы с одной стороны изображён двуглавый орёл, а с другой – поэтическое посвящение Петру I, его победе над турками и взятию Азова.

В Московском Кремле есть церковь Ризоположения, но у неё другое посвящение – во имя Положения Ризы во Влахерне.

Этот византийский праздник связан с Ризой Богородицы, в честь него существуют храмы в Греции и в России.

А вот торжество по случаю Положения Ризы Господней в Успенском соборе Москвы есть только в календаре Русской Православной церкви – в его честь в столице существует лишь одна церковь, на Донской улице.

Ранее название храма было отражено и на карте: соседний переулок именовался Ризоположенским.

Однако в 1923 году он оказался переименован в Выставочный (по Всероссийской выставке, к проезду на которую он вёл – сегодня на её месте расположен ЦПКиО имени Горького), а в 1973 году стал улицей Академика Петровского.

Несмотря на это, сама церковь в те годы не пострадала и смогла сохранить своё убранство, включая колокола, почти нетронутым. Войдя внутрь, мы можем увидеть её такой, какой её знали многие поколения москвичей.

Источник: https://um.mos.ru/houses/tserkov-rizopolozheniya/

Церковь Ризоположения (Московский Кремль)

Лето 1451 г. для жителей Москвы было омрачено новым набегом татарских войск под предводительством царевича Мазовши. Предместья города были объяты огнём, у стен Кремля кипела кровопролитная битва. Однако 2 июля, накануне праздника Ризоположения, татары из-за обострившихся внутренних противоречий были вынуждены отступить от города.

В ознаменование благополучного исхода «скорой татарщины» митрополит Иона в 1451 г. освятил новую церковь Ризоположения (полное название – церковь Положения честной ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне). Но простояла она совсем недолго: пожар 1479 г. почти полностью уничтожил её.

Читайте также:  Музей битлз в ливерпуле

Для строительства на том же месте нового каменного храма была приглашена артель из Пскова. По благословлению митрополита Геронтия небольшая однокупольная церковь, также посвящённая Положению ризы Богоматери, была построена в 1484–1485 гг.

Долгие годы она служила домовым храмом российских митрополитов, а с 1589 г. – и патриархов.

Первые значительные изменения в первоначальный архитектурный облик церкви были внесены в середине XVII вв. После завершения в 1655 г. строительства нового патриаршего дворца храм был причислен к верхним (сенным) церквям при царском дворе и, для удобства, соединен с женской частью царских хором крытой галереей. Во второй половине XVII в.

первоначальное позакомарное покрытие было заменено на четырёхскатное.

После Троицкого пожара 1737 г. по проекту архитектора И. Ф. Мичурина в облик церкви Ризположения были внесены важные изменения: шлемовидная форма купола храма была заменена на вазообразную, а щелевидные арочные окна стали прямоугольными. В XIX в.

с южной стороны были пристроены крытое кирпичное крыльцо с лестницей и маленькая часовня во имя Печерской божией матери. В ней хранился чтимый список с чудотворного образа Печерской иконы Богоматери из Киево-Печерской Лавры.

Из-за этой пристройки церковь иногда называли Печерской. Подобный список размещался и над западным входом в церковь. Икона почиталась как защитница метрополии. По преданию она сопровождала митрополитов из Киева сначала во Владимир, а потом в Москву.

Как все храмы Кремля, Ризположенская церковь пострадала от боевых действий в 1917 г. и вскоре была закрыта.

В XX в. в стенах церкви Ризоположения неоднократно осуществлялись реставрационные работы. В 1920–1922 гг. под руководством архитектора И. В. Рыльского были разобраны поздние постройки с южной стороны, восстановлен портал и окна. В 1932 г.

восстановительные работы на западном и восточном портале провели реставраторы группы архитектора Д. П. Сухова. В 1950 г. был восстановлен первоначальный облик церкви: она вновь обрела шлемовидный купол и позакомарное покрытие. В это время была разобрана и часовня. В 1965 г.

реставраторы восстановили внешний декор стен храма, включая терракотовый орнамент и балясины. С середины ХХ в. церковь стала одним из Кремлёвских музеев. С начала 1990-х годов в её стенах после длительного перерыва возобновились богослужения в день престольного праздника.

Архитектурный стиль

Уютная и набольшая церковь Ризположения представляет собой одноглавый храм с тремя апсидами. В облике храма слились воедино элементы московской и псковской архитектурных традиций. Фасады храма чётко расчленяются на три части по вертикали. Верхняя часть стен, разделённая лопатками на три прясла, завершается килевидными закомарами.

Храм опоясывает и украшает псковский терракотовый фриз и балясины. Нижняя часть фасадов декорирована узкими полуколонками, соединёнными между собой килевидными арками. Терракотовый фриз опоясывает и пониженные апсиды храма. Центральные закомары трёх фасадов украшают неглубокие ниши-киоты. Декор несёт в себе глубокую религиозную символику.

В его наружном убранстве были изображены лилии – цветок, который прочно связан с образом богоматери. Пресветлую деву издревле сравнивали с райской лилией. Основной декоративный узор на фасадах церкви выглядит подобно вышивке на ризе богоматери.В храм можно попасть через три входа: с южной, западной и северной стороны.

К южному входу с перспективным порталом ведёт крутая лестница с площадкой. Этот вход окаймляют колонки с дынеобразными расширениями в средней части и сноповидными капителями. Два других выходят на крытые галереи-паперти. Основной объём храма покрыт по закомарам. Своды его опираются на четыре несущих столба. Оригинально решено завершение храма: оно не имеет парусов.

Световой барабан храма, украшенный орнаментальным фризом, возвышается в месте пересечения коробовых сводов.

Стенопись храма

Настенная роспись внутри церкви Ризоположения выполнена придворными изографами С. Абрамовым, С. Поспеевым, С. Осиповым и И. Борисовым в 1644 г.

Прежде они уже принимали участие в росписи Успенского собора, поэтому в стенописи двух храмов довольно много общего по стилю. На стенах в двух верхних ярусах изображены сцены из жизни богородицы.

Ещё два яруса росписи ниже иллюстрируют прославляющий её гимн – Великий Акафист. В куполе традиционно изображён образ Христоса Вседержителя. Своды храма украшены фресками по сюжетам из Библии.

Юго-западный опорный столб храма из-за своей росписи получил название княжеского. Его покрывают изображения русских правителей. В самом низу выписаны образы русских князей Бориса и Глеба, Георгия Всеволодовича, царевича Дмитрия. Они призваны наглядно выразить идею мученичества и страданий за страну и православную веру.

На верхнем ярусе изображены князья, признанные православной церковью святыми: киевский князь Владимир Красное Солнышко, владимирский государь Андрей Боголюбский, московские правители Александр Невский и Даниил Александрович.

Таким образом, лишний раз подчёркивалась историческая преемственность Киевской, Владимирской и Московской Руси.

Северо-западный столб называют митрополичьим, поскольку в основном он расписан изображениями восьми выдающихся митрополитов от святителя Петра до святителя Филиппа Колычева.

Выше всех находятся образы святых, покровителей первых представителей династии Романовых: Феодора Пергийского, Михаила Малеина и Алексия, человека божиего. Это было сделано для того, чтобы подчеркнуть единство церкви и государства. Во время реставрации 1955–1956 гг.

фрески были расчищены от поздних наслоений и закреплены специальными средствами.

Иконостас и богослужебная утварь

Пятиярусный иконостас церкви выполнила группа мастеров во главе с Н. Истоминым в 1627 г. по заказу патриарха Филарета. Вероятно, кисти Н. Истомина принадлежит и главная икона храма. Подлинные царские врата Ризоположенской церкви не сохранились. Сегодня там установлены врата XVI в. из уничтоженного в 1930-х г. собора Спаса на Бору.

На обеих створках царских врат находятся редчайшие образы на голгофскую тему. На южной створке изображён крест с орудиями страстей Христовых: копьём и губкой на трости. У подножия креста лежит череп Адама, омытый кровью Христа. Такая сцена символизирует искупление первородного греха прародителей человечества. На северной двери изображён раскаявшийся разбойник.

Этот прощёный грешник указывает путь в Рай.  

Справа от врат в местном ряду находится храмовая икона Положения Ризы Богоматери. За ней в раме, ранее принадлежавшей иконе Владимирской богоматери, располагается икона Тихвинской Богоматери. В левой стороне от царских врат разместился образ Святой Троицы.

Иконостас Ризположенской церкви замечателен своим редким пядничным рядом. Он составлен из большой подборки маленьких икон XVI–XVIII вв. размером в ладонь (пядь). Среди них есть образы Софии Премудрости божией, Казанской Богоматери и святого Василия Блаженного.

В храме сохранилось несколько уникальных богослужебных предметов. Перед иконостасом стоит несколько огромных деревянных подсвечников с узорным покрытием из цветного воска. В старину их называли «тощими свечами», то есть пустотелыми. Они имитируют массивные пудовые свечи, которые прежде возжигались перед иконами особо чтимых святых.

Малые свечи устанавливаются на подсвечник с помощью особых наверший. «Тощие свечи» были подарены храму в 1649 г. патриархом Иосифом. Подсвечники украшены посеребрянными поддонами, опирающимися на фигурки львов. Второй замечательный предмет церковного интерьера – позолоченное серебряное паникадило работы мастера Д. Сверчкова.

Эта необыкновенная церковная люстра датируется 1624 г.

Выставка деревянной скульптуры

В северной галерее церкви Ризоположения размещена небольшая выставка русской деревянной культовой скульптуры. Представленные в ней экспонаты привезены в Москву из разных уголков страны. Особую ценность имеет горельеф святого Георгия, датируемый концом XIV в.

Ранее он размещался в Георгиевском приделе церкви, уничтоженном пожаром 1737 г. Здесь же размещены резные иконы св. Николы Можайского с мечом и градом из храма св. Николы Гостунского, Распятие с разбойниками из Чудова монастыря.

Дополняют экспозицию и другие различные резные кресты, складни и иконы, созданные в XV–XIX вв.

Церковь Ризположения гармонично вписывается в ансамбль Соборной площади Московского Кремля.

Знакомство с этим памятником архитектуры подарит яркие воспоминания и поможет расширить представления об истории российской архитектуры и живописи.

Источник: https://www.BankGorodov.ru/sight/cerkov-rizopolojeniya-moskovskii-kreml

Церковь Ризоположения (в Московском Кремле) — это… Что такое Церковь Ризоположения (в Московском Кремле)?

Координаты: 55°45′02″ с. ш. 37°36′59″ в. д. / 55.750556° с. ш. 37.616389° в. д. (G) (O) (Я)55.750556, 37.616389

Це́рковь Ризополо́жения (Церковь Положения ризы Пресвятой Богородицы, Ризоположенская) — православный храм на Соборной площади Московского Кремля.

Название церкви идёт от византийского праздника, отмечающего прибытие в Константинополь Ризы Богоматери, которая, по преданию, несколько раз спасла город от нашествий врагов.

Содержание

  • 1 История
  • 2 Архитектура храма
  • 3 Внутреннее убранство
  • 4 Ссылки

Возведена в 1484—1485 годах на месте одноимённой церкви 1451 года постройки артелью русских мастеров, приглашенных в Москву из Пскова.

До середины XVII века церковь являлась домовым храмом московских митрополитов, а затем патриархов. В 1655 году при патриархе Никоне церковь передана великокняжескому дворцу.

Её соединили переходами с хоромами цариц и царевен, а во второй половине XVII века над северной и западной папертями возвели крытые галереи.

Архитектура храма

Небольшой одноглавый трехапсидный кирпичный храм поставлен на подклет. Кубической формы основной объём покрыт по закомарам. Своды опираются на четыре квадратных в плане столба. Необычно решено завершение храма. Переход к световому барабану решен без парусов — место пересечения центральных коробовых сводов прорезано цилиндрическим барабаном световой главы.

Снаружи стены членятся на прясла лопатками. Центральное прясло и венчающая его закомара — значительно шире и выше боковых. С южной стороны сохранился перспективный портал с колонками, имеющими расширения — дыньки и сноповидные капители, к которому ведет высокое крыльцо. С трех сторон церковь украшена фризом из терракотовых балясин и орнаментальных плит.

Пониженные апсиды опоясаны таким же орнаментальным фризом и килевидными арочками, опирающимися на тонкие полуколонки со сноповидными капителями. На центральных закомарах северного, западного и южного фасадов устроены неглубокие ниши-киоты.

Во второй половине XVI века северный и западный белокаменные порталы храма были заменены кирпичными, подобными порталам собора Василия Блаженного.

Внутреннее убранство

Чудесное спасение Константинополя при помощи ризы Богоматери. Фреска из церкви Ризположения в Московском кремле. 1644 г.

В создании фресок на стенах и узких столбов внутри церкви в 1644 году принимали участие Иван Борисов, Сидор Поспеев и Семён Абрамов. Фрески изображают Христа, пророков и царей, а также сцены из жизни Богоматери. Внушительный иконостас создан Назарием Истоминым в 1627 году.

Ссылки

Источник: https://biograf.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1583971/biograf.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/699330

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector