Троица ветхозаветная, симон ушаков, 1671

Подробности Категория: Искусство Древней Руси Опубликовано 29.01.2018 18:19 Просмотров: 2253

Троица Ветхозаветная, Симон Ушаков, 1671

Творчество Симона Ушакова отражает те устремления и эстетические идеалы, которыми жила его эпоха.

Ушаков всегда оставлял на своих работах авторскую подпись, дату, а часто и имя заказчика и даже место, куда предназначалась икона. Всё это говорит о том, что в XVII в. существовало понятие об авторской ответственности.Симон Ушаков работал в царствование Алексея Михайловича (Тишайшего, 1629-1676) – второго русского царя из династии Романовых. 

Биография

Ушаков (Симон или Пимен) Федорович (1626-1686) предположительно происходил из посадских людей. Уже в возрасте 22-х лет был принят в царские «жалованные» (т. е. получавшие постоянное содержание) мастера Серебряной палаты при Оружейном приказе.

Он делал рисунки для предметов церковной утвари и дворцового обихода, расписывал знамена, создавал узоры для рукоделий, писал образа для двора, церквей и частных лиц и вскоре приобрёл известность лучшего в Москве иконописца.В 1664 г.

был переведён на службу в Оружейную палату, и круг его деятельности расширился. Он стал во главе царских мастеров, образовал целую школу иконописцев, пользовался милостями царя Алексея Михайловича и его преемников на престоле, т.е. был государевым иконописцем.

Алексей Михайлович ценил его талант, заказывая ему мерные иконы с изображением небесных покровителей своих детей.

Троица Ветхозаветная, Симон Ушаков, 1671

Симон Ушаков. Икона «Сергий Радонежский» (1669)Симон Ушаков поступил на государеву службу в качестве художника в 1648 г. В это время страна постепенно возрождалась после «смуты» и нашествия интервентов. Становилась устойчивее экономика, расширялись зарубежные контакты.

Несмотря на социальные восстания, бунты и церковные реформы, приведшие к расколу в Церкви, именно вторая половина XVII в. ознаменовалась небывалым по масштабу расцветом поздней русской средневековой архитектуры, монументального искусства и иконописи.

Культуру этого периода иногда называют «переходной» от Средневековья к Новому времени и сравнивают то с западноевропейским Ренессансом, то с эпохой барокко.Действительно, она была довольно пёстрой: создавались великолепные постройки, фрески, но одновременно шли споры о стиле и качестве православных икон.

Ушаков как раз и работал над решением этой задачи слияния новых художественных приемов и многовековой иконописной традиции.

Творчество

Икон кисти Ушакова дошло до нас довольно много, но некоторые из них были искажены позднейшими записями и реставрациями. Лучше других сохранились иконы Благовещения (церковь Грузинской Божьей Матери в Москве), Владимирской Богоматери с московскими угодниками (там же), св.

Феодора Стратилата (у могилы царя Федора Алексеевича, в Архангельском соборе), Нерукотворенного Спаса (в соборе Троицко-Сергиевской лавры), Сошествия Св. Духа (там же), икона-портрет царей Михаила Федоровича и Алексея Михайловича (в Архангельском соборе).

Произведения Ушакова свидетельствуют о том, что он был талантливым художником, прекрасно владел средствами техники того времени. Его творчество базировалось на основе русско-византийской иконописи, но и западное искусство было ему известно.

Он изобретал новые композиции, присматривался к западным образцам, стремился придать фигурам индивидуальность и динамику.

Икона «Насаждение древа государства российского» (XVII в.)

Троица Ветхозаветная, Симон Ушаков, 1671

Симон Ушаков. Икона «Похвала Владимирской иконе Божией Матери» («Насаждение древа государства Российского»). 1668 г. Государственная Третьяковская галерея (Москва)Владимирская икона изображена здесь как главная святыня всей Руси.

В области православной иконографии Ушаков не был новатором, за исключением иконы «Похвала Владимирской иконе Божией Матери», или, как её ещё называют, «Насаждение древа государства Российского».

Образ был написан для иконостаса церкви Троицы в Никитниках, рядом с которым художник жил и прихожанином которого являлся.

За стенами Московского Кремля изображен Успенский собор, из которого произрастает древо. В центре, среди его ветвей и цветов, расположен медальон с образом Владимирской иконы Богоматери.

У подножия Успенского собора изображены насаждающий древо князь Иван Калита и поливающий корни растения из кувшина митрополит Петр.

По сторонам от них представлена здравствующая царская семья: государь Алексей Михайлович, его супруга Мария Ильинична, сыновья Алексей и Федор.

Троица Ветхозаветная, Симон Ушаков, 1671

Царица Мария Ильинична с сыновьями Алексеем и Федором. Деталь иконы «Насаждение древа государства Российского»От древа, произросшего в центре Московского государства, идут побеги в виде виноградных лоз с листьями, цветами роз и гроздьями плодов.

Главными же его плодами являются святые русской земли, изображенные в двадцати медальонах со свитками-молениями в руках. Справа от иконы Богоматери представлены святители (митрополиты Иона, Алексий, Киприан, Филипп, Фотий, патриархи Иов и Филарет), а также цари Федор Иванович, Михаил Федорович и царевич Димитрий.

Слева – преподобные Андроник Московский, Сергий и Никон Радонежские, Пафнутий Боровский, а также московские юродивые Василий Блаженный, Максим Блаженный и Иоанн Большой Колпак.В иконе Симона Ушакова древо не генеалогическое, а духовное. Их родство состоит в том, что все они – святые Русской земли.

Московский Кремль символизирует устроенный Господом вертоград. Благочестивыми работниками Христа как хозяина виноградника являются митрополит Петр (1308-1326) и Иван Калита (1325-1340), с именами которых традиционно связывается возвышение Москвы.

При митрополите Алексии князем Димитрием были построены стены Кремля, а при митрополите Киприане в Успенский собор из Владимира была перенесена икона Богоматери (в 1395 году), ставшая его главной святыней. Так происходило возвышение Москвы, превращение ее в первопрестольный град.

Уникальность иконы «Насаждение древа государства Российского» состоит в том, что она отображает единую историю Руси и Русской Православной Церкви.Ушакова прежде всего интересовали приемы написания ликов святых. Изображение фона и одежд он часто поручал писать своим ученикам.

При этом для своих работ Ушаков чаще всего выбирал простой фон, например, светло-голубой: иконы «Богоматерь Киккская», «Преподобный Сергий Радонежский», «Архангел Михаил, попирающий дьявола».Им было создано более 12 образов «Спаса Нерукотворного».

Постоянно возвращаясь к этой иконографии, он старался зримо передать соединение во Христе двух природ: божественной и человеческой, создать образы воплотившегося Господа, Богочеловека. Свет в его иконах идет изнутри образа, а не извне. Иконы Ушакова остаются истинными православными образами.Стиль письма Ушакова получил название «живоподобие»: несмотря на большую анатомическую точность и наметившийся физический объем, иконы, созданные им, обладают отстраненностью, эмалевой гладкостью и светоносной силой, характерных для «горнего мира».

Ушаков был разносторонней личностью, он руководил огромной мастерской, при этом и сам много работал.

Он был также талантливым писателем – создал трактат об искусстве живописи «Слово к люботщательному (любителю) иконного писания», в котором говорит о том, что Главный Художник – это сам Творец, создавший и благоукрасивший мир: «Не сам ли Господь учит нас искусству иконописания?». В трактате он призывает к защите почитания икон, рассуждает о соотношении образа и первообраза и осуждает хуление святых икон.

Икона «Архангел Михаил, попирающий дьявола»

Троица Ветхозаветная, Симон Ушаков, 1671

Симон Ушаков «Архангел Михаил, попирающий дьявола» (1676). Государственная Третьяковская галерея (Москва)Икона имеет необычный «круглящийся» позем.

Слева и справа от архангела рисунком намечены фигуры избранных святых. В левом нижнем углу изображён человек в молитвенной позе, одетый в посадское платье и обутый в сапоги.

Предположительно, это автопортрет художника или портрет заказчика иконы.

Икона «Троица»

Троица Ветхозаветная, Симон Ушаков, 1671

Симон Ушаков «Троица» (1671). Государственный Русский музей (Петербург)

Эта икона Ушакова перекликается с известной иконой Андрея Рублёва, повторяя её композицию, а также заимствуя позы, жесты, рисунок складок на одеждах ангелов. Прототипом для архитектурного заднего вида в зеркальном отображении послужила гравюра с картины Паоло Веронезе «Пир в доме Левия».

Читайте также:  «похищение европы», франсуа буше — описание картины

Троица Ветхозаветная, Симон Ушаков, 1671

Паоло Веронезе «Пир в доме Левия»Сначала картина называлась «Тайная вечеря», но после вмешательства Святой инквизиции художник дал картине новое название.

Икона Божией Матери «Кикская»

Троица Ветхозаветная, Симон Ушаков, 1671

Симон Ушаков. Икона Божией Матери «Кикская» из церкви свт. Григория Неокесарийского на Большой Полянке (1668). Государственная Третьяковская галерея (Москва)Эту копию Ушаков сделал с Киккской (или Кипрской) иконы Богоматери, восходящей к чудотворному образу монастыря Хиландар на Афоне и чтимой на всем греческом Востоке в XVI-XVII вв.

По рисункам Ушакова было выполнено множество гравюр. Они отличаются смелостью в передаче пространства, построенного несколькими планами. В гравюре с изображением царя Давида Ушаков вновь использует архитектурный фон с картины Веронезе, а в гравюре с изображением царевича Иоасафа в окне изображён пейзаж с дворцом и геометрическим парком перед ним.

Троица Ветхозаветная, Симон Ушаков, 1671

Беседа Варлаама с царевичем Иоасафом. Иллюстрация к книге «История о Варлааме и Иоасафе» Симеона Полоцкого. Рисунок Симона Ушакова. Гравюра Афанасия Трухменского (1681)Тайная вечеря является сюжетом множества икон и картин, из которых самое известное произведение – это «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи.

Тайная вечеря – это последняя трапеза Иисуса Христа с его двенадцатью ближайшими учениками (апостолами), во время которой Он установил таинство евхаристии, преподал заповеди о смирении и христианской любви, предсказал предательство одного из учеников и будущие судьбы христианской церкви и всего мира.

Этот сюжет волновал многих художников: от Леонардо да Винчи до Сальвадора Дали. Обратился к этой теме и Ушаков.

Симон Ушаков «Тайная вечеря»

Значение творчества Симона Ушакова

В наши дни имя Ушакова не столь известно широкому кругу любителей русской иконописи, как имена Рублева и Дионисия. Написанные им иконы разбросаны по многочисленным музеям, частным собраниям. В конце XVII-начале XVIII в. у него было много подражателей.

Симон Ушаков «Спас Нерукотворный» (1658). Государственная Третьяковская галерея (Москва). Написан для Троице-Сергиевой лаврыЕго ученики тиражировали образы «Нерукотворного Спаса» в манере мастера, но никому из них не удалось добиться присущей его кисти изобразительности и виртуозности.

Его искусство было новаторским в части техники письма, в поиске новых изобразительных средств и нового взгляда на иконопись, поэтому его искусство навсегда останется актуальным для тех живописцев, кто постоянно находится в поисках нового художественного языка, кто не ограничивается шаблонным копированием древних образов, а ищет новые творческие пути.

Источник: http://ency.info/mirovaya-khudozhestvennaya-kultura/russkoe-izobrazitelnoe-iskusstvo-i-arkhitektura/iskusstvo-drevnej-rusi/777-simon-ushakov-krupnejshij-russkij-khudozhnik-xvii-veka

О русском иконописце xvii века симоне ушакове

Троица Ветхозаветная, Симон Ушаков, 1671

Троица Ветхозаветная. 1671 г. Государственный Русский музей

Поэтому «Насаждение древа государства Российского» – уникальная икона, по всей видимости, имевшая государственную и политическую актуальность, отображавшая единую историю Руси и Русской Православной Церкви.

«Ветхозаветная Троица» Симона Ушакова (1671 г., Государственный Русский музей) – один из лучших образов, созданных иконописцем. В целом она следует композиционно-иконографическому решению «Троицы» Андрея Рублева.

Обе иконы – монументальные, лишь незначительно отличающиеся друг от друга по размеру. Оба художника изображают трех Ангелов за трапезой, без предстояния Авраама и Сары, служивших Им.

Ангел, сидящий по центру, не имеет крестчатого нимба, то есть Второе лицо Святой Троицы не выделяется. Рисунок складок одежд Ангелов на иконах совпадает.

В ушаковской «Троице» нет барочного изобилия, пышности или дробности, как, например, в иконе на тот же сюжет, написанной другим иконописцем Оружейной палаты Яковом Казанцом (1659 г., из церкви Троицы в Никитниках).

Изображение таких деталей, как стоящие за трапезой блюда и сосуд на переднем плане, у подножия Ангелов, не имеет какой-либо повествовательной задачи.

Архитектурный фон – строго классический, он не разрушает молитвенный характер образа, не сообщает пространству иконы никакой динамики: параллельная перспектива есть, но движения взгляда вглубь нет.

Сочетание объемных форм переднего плана и плоскостности и графичности изобразительной поверхности в целом создают незаурядное произведение и раскрывают необычайное мастерство иконописца, сумевшего создать икону Троицы как глубоко традиционный и в то же время отражающий свою эпоху образ.

Икона «Архангел Михаил, попирающий дьявола» (1676 г., Государственная Третьяковская галерея) – еще одно выдающееся произведение кисти Ушакова.

Кажется, что масштабная торжественная фигура грозного ангела статична, однако при этом в иконе много движения: ангел поднимает вверх руку с огненным мечом, мощные крылья широко распростерты, развевается плащ.

Слева у ног архангела – маленькая фигурка человека в скромной одежде, с молитвенно сложенными на груди руками. Возможно, это изображение заказчика иконы. Некогда существовала точка зрения, что это – автопортрет художника[10].

Все иконы Cимона Ушакова объединяет стремление соединить многовековые традиции византийско-русского иконописания и некоторые новые тенденции, пришедшие на Русь в XVII веке из искусства западноевропейских стран.

Целью художника было не слепое копирование древних образов и не бессмысленное подражание европейской живописи, а попытка обновить русскую живопись, которая не могла оставаться неизменной ввиду новых исторических условий.

При этом икона не должна была превращаться в картину, иллюстрацию, но должна была оставаться истинным православным моленным образом, возводившим к Первообразу.

Источник: http://www.nikitniki.ru/news/o-russkom-ikonopisce-xvii-veka-simone-ushakove/4

Искусство духовного содержания

В городе Козьмодемьянске и в селе Емелево Горномарийского района находятся православные храмы в честь Троицы Живоначальной. Праздник Святой Троицы входит в число двунадесятых праздников и празднуется православными жителями города и района.

19 июня под сводами православных храмов зажгутся лампады и свечи в день Святой Троицы, это один из главных христианских праздников. В искусстве иконописи наивысшей степени раскрыл духовную тему Пресвятой Троицы преподобный Андрей Рублёв в своей иконе «Живоначальной Троицы».

Андрей Рублёв — наиболее известный и почитаемый мастер московской школы иконописи, книжной и монументальной живописи XV века. Биографические сведения о Рублёве крайне скудны: родился он в Московском княжестве (по одной из версий), в конце 1340-х гг. Принял монашеский постриг в Андрониковом монастыре при Андронике Московском с именем Андрей.

В 1425—27 годах Рублёв, как свидетельствуют летописи, совместно с Даниилом Чёрным и другими мастерами расписал Троицкий собор Троице-Сергиева монастыря и создал иконы его иконостаса. Именно в этот иконостас входила икона «Святая Троица»  — его единственно безусловная сохранившаяся работа в жанре иконописи. Сейчас хранится икона в Государственной Третьяковской галерее.

Традиционный библейский сюжет Рублёв наполнил глубоким богословским содержанием. На ней изображены три ангела, сидящие за столом, на котором стоит чаша.

Фигуры ангелов расположены так, что линии их фигур образуют как бы замкнутый круг. Композиционным центром иконы является чаша. Руки среднего и левого ангелов благословляют чашу.

В иконе нет активного действия и движения — фигуры полны неподвижного созерцания, а их взгляды устремлены в вечность.

Влияние наследия Андрея Рублёва на дальнейшую иконографию очень велико. Этому свидетельствует впоследствии творчество Симона Ушакова.

Симон (Пимен) Фёдорович Ушаков — русский московский иконописец и график. Он родился в 1626 году в городе Москве. Будучи всего 22-х лет от роду, был принят в царские «жалованные» мастера Серебряной палаты при Оружейном приказе.

Здесь он приобрёл известность как лучшего в Москве иконописца. С переводом Ушакова на службу из Серебряной палаты в Оружейную, в 1664 г.

, круг его деятельности расширился, а слава возросла ещё более: он стал во главе прочих царских мастеров, образовал целую школу иконописцев.

Читайте также:  Музей-заповедник "аккерманская крепость", украина, белгород-днестровский

«Троица» Симона Ушакова выполнена она в зрелом возрасте — в 1671 году. Хранится икона с 1925 года в Русском музее, куда поступила из Гатчинского дворца. Композиция иконы позаимствована у Андрея Рублева.

Симон Ушаков хорошо был знаком с мастерами западных школ, этому свидетельствует заимствование заднего фона для своей иконы «Троица» у таких крупных художников, как Веронезе.

Но основная композиция взята за основу с иконы Андрея Рублёва.

Работы художников-иконописцев отличаются чистой и благородной цветовой гаммой, плавностью контуров и своеобразным внутренним сиянием. На протяжении последующих веков произведения Андрея Рублёва и Симона Ушакова остались образцом для многих поколений русских иконописцев и сегодня они входят в золотой фонд мирового художественного наследия.

Специалист по экспозиционно-выставочной деятельности

отдела истории, культуры и искусства – Л.Артемьева

Симон Ушаков. Троица Живоначальная. 1671 год. Русский музей.

иконописец Андрей Рублёв. Святая Троица. XV век. Государственная Третьяковская галерея.

Источник: http://www.kmkmuzey.ru/2014-05-21-06-40-56/articles/2149-troica

Симон Ушаков. Трагедия таланта. Часть 2

С.Ушаков. Икона «Спас Эммануил»

(Начало здесь) Симон Ушаков — мастер очень плодовитый. Только икон «Спас Нерукотворенный» написано не менее двенадцати. Образы Симона Ушакова  легко отличить от других, например, от икон Андрея Рублева. И не только по стилю, но и потому, что он свои иконы всегда подписывал и ставил дату.

Беря пример с европейских художников, мастер считал, что тем самым берет не себя авторскую ответственность за образ. Прежние мастера считали создание иконы делом соборным, в котором роль автора сведена к минимуму: иконы творит Дух Святой, а иконописец всего лишь проводник, чьей рукой Он водит.

И подписывал иконы Симон Ушаков  не просто фамилией, а с указанием всех своих регалий:

«Государев иконописец и дворянин московский…» или «Царский мастер…». 

С.Ушаков. Владимирская икона Божьей Матери. 1652 г.

  • Именно тогда иконопись превратилась из соборного искусства в авторское, а из церковного инструмента служения — в орудие власти, что в пятнадцатом веке и помыслить было невозможно.
  • Первые  работы Симона Ушакова еще находятся в русле ранней иконописной традиции, чему свидетельство вполне обычный, и даже заурядный, образ Владимирской иконы, писанный в 1652 году, в самом начале его карьеры рисовальщика Оружейной Палаты.
  • Та же темная палитра, отсутствие каких-либо украшательств, лик Богородицы скорбный и смиренный.

Здесь нет ничего от ушаковского стиля «живоподобия», каким позднее он стал. Но уже через  шесть лет (в 1657-1658 годах) появляется икона «Великий Архиерей», писанная  в совершенно иной манере.

Это уже вполне узнаваемый «Пимен по прозвищу Симон Ушаков», как он подписывался, очень индивидуальный и ни на кого не похожий стиль.

За десять лет пребывания в Оружейной палате – с 1648 по 1658 год – Симон Ушаков  вполне выработал свой новый почерк, во многом подражавший европейским мастерам живописи.

Художник пытался заземлить Небесное и возвысить земное, уйти от идеального изображения  и сделать его более реальным. Но точка схода Небесного и земного, горнего и плотского  получилась искусственно-сконструированной, литературной, вымышленной, умозрительной, далекой как от жизни, так и от духовной напряженности древнерусских икон.

С. Ушаков. Икона «Спас- Великий Архиерей» 1657-1658 гг.

Ушаков пишет не иконные образы святых, а их портреты. Он слишком много внимания уделяет технике и приемам письма, искусно моделирует лицо и шею, подчеркивая мягкость подбородка и припухлость губ.

Образ Иисуса Христа, в Котором иконописец  пытается очеловечить Божественную природу. Он действительно получается более мягким, более человечным, более плотским. При этом  утрачивается монументальная строгость и одухотворенность Богочеловека. Получается картина, а не икона.

Художник искусно применяет мелкие мазки, с помощью которых очень плавно переходит от одного тона в другой, он часто применяет воздушную дымку – технику сфумато, но свет по-прежнему, по древним образцам, изливается изнутри образа, не имея внешнего источника.

Вот, к примеру, «Спас Нерукотворенный», чей день  празднуется сегодня, 29 августа. Слева – старинный образ XVвека «Спас Нерукотворный — Мокрая брода», справа — образ, писанный Симоном Ушаковым. Насколько эти лики различны!

Спас Нерукотворенный. Слева — образ «Мокрая брода» (XV век), справа — «Спас Нерукотворенный» Симона Ушакова

Прежде всего, их отличает взгляд. У первого – он спокойный и бесстрастный, хотя Спас смотрит мягко. Покой, просветленность, молитвенность образа завораживают и притягивают. Контуры носа, губ, глаз подчеркнуты тонкими линиями, что делает образ утонченным и одухотворенным.

Второй образ «Спаса Нерукотвореннного» тоже ни с каким другим не спутаешь, он очень индивидуален. Но мне он напоминает лик светской красавицы с напомаженными пухлыми губами.

Это вполне светский портрет, в котором красивость и литературность настолько преобладают, что за ними теряется Божественность  Спасителя, о которой напоминает разве что нимб над головой.

Более жестко высказался об этом образе один из самых уважаемых иконоведов И.Э. Грабарь:

«Глядя на эту добросовестно разделанную, тщательно распушенную голову, с недоумением вспоминаешь о тех безмерных восторгах, которые в свое время вызывала знаменитая икона.

На самом же деле здесь безвозвратно утеряна строгая монументальная красота древнего «Спаса», красота стиля, и совсем не найдена ни живописная красота, ни красота жизни.

С точки зрения внешней правды все это так же не похоже на жизнь, как и стильные Новгородские лики, но те — внутренне правдивы, а этот и внешне и внутренне лжив. Автор не имел крыльев, чтобы подыматься ввысь, но ему не хватало мужества опуститься на землю до конца, и он повис посредине.

Все искусство Ушакова было искусством компромисса и, как таковое, не было и не могло быть значительным, несмотря на огромное влияние, оказанное им на все последующее иконное дело. Отважная попытка переродить это дело, «влив в него новые мысли и чувства», была ему не по силам, но «при других обстоятельствах и в другую эпоху он сделал бы больше».

Обратимся  еще к одной  иконе «Троица Ветхозаветная»: справа – знаменитая рублевская, слева – ушаковская. Симон  берет за основу прославленный и канонический образ «Троицы» святого Андрея, но из образа опять делает красивую религиозную картину.

Икона «Троица Ветхозаветная». Слева — икона Симона Ушакова (1667 г.), справа — икона Андрея Рублева

Задний фон — прямая  цитата из картины Веронезе, вместо горок – красивый пейзаж с горой и огромным деревом, которые перестают быть символами , являясь просто красивыми изображениями природы.

Ангелы тоже вроде бы повторяют рисунок Андрея Рублева, но их излишняя телесность и природность, слишком тяжелые и тщательно выписанные  крылья дают повод усомниться, Ангелы ли это и летают ли они?

Слишком красивое убранство стола из вычурных сосудов, расписные кресла и стол – все это слишком изящно, слишком декоративно, слишком красиво для иконы. Симон Ушаков здесь много внимания уделяет уже не ликам, а художественной изобретательности и композиции.

А вот еще одна из самых известных и оригинальных  икон мастера  «Владимирская — Насаждение древа Московского» . Композиция иконы представляет собой древо, насажденное Иваном Калитой и взращенное святителем Петром.

Симон Ушаков. Владимирская икона Божьей Матери. Насаждение древа Московского». 1668 год

Древо растет из Успенского собора Кремля. На его ветвях слева и справа – по десять образов святых, царей, царевичей и юродивых.

На Кремлевской стене слева – здравствующий царь, справа – царица с двумя наследниками Алексеем и Федором.

Читайте также:  «семь смертных грехов и четыре последние вещи», иероним босх — описание картины

Икона создана по примеру генеалогического древа Иисуса Христа. Но это скорее все-таки величественная картина, прославляющая государство Московское и его основателей.

Обилие фигур еще не делает образ иконой и не является достоинством, хотя и выдает в Симоне Ушакове талантливого живописца.

Наконец, следует сказать о гравюрах мастера. В них талант Симона Ушакова как рисовальщика проявился в полной мере.

Но если обозревать все наследство Симона Ушакова, то следует сказать, что хотя он и пытался вырваться из штампов древнерусской иконы, но у него это плохо получилось: на открытый бунт он все-таки не решился.

Тина Гай

coded by nessus

Источник: http://sotvori-sebia-sam.ru/simon-ushakov-2/

Описание картины Троица Ветхозаветная – Симон Ушаков

Внизу на лицевой стороне иконы греческая надпись: “…в лето от Адама 7180, а от Рождества Христова 1671, октября 16, тщание царского мастера по имени Пимена Федорова, по прозвищу Симона Ушакова, в городе Москве…”. Раскрыта в 1927-1928 годах Поступила из Гатчинского дворца-музея в 1925 году Государственный Русский музей. Симон Ушаков был одной из центральных фигур русской культуры XVII века.

Известность ему принесли не только творчество художника, но и разнообразная деятельность педагога, теоретика, организатора. В течение многих лет Ушаков руководил Оружейной палатой в Москве, которая была в то время главным художественным центром страны.

Одно из типичных Произведений Симона Ушакова икона “Троица” создана им в период творческой зрелости.

В качестве основной композиционной схемы, главным образом в построении центральной группы ангелов, Ушаков использовал знаменитую “Троицу” Андрея Рублева.

Но при этом он настолько изменил весь ее дух и смысл, что зритель почувствует скорее разницу между двумя одноименными произведениями, нежели сходство.

Главный пафос “Троицы” Ушакова состоит в создании видимости материального, предметного мира. Ангелы с грузными фигурами и объемно выписанными лицами сидят на массивных резных табуретах. Стол тесно уставлен разнообразной утварью – золотыми и серебряными чашами, высокими стаканами и тарелками, напоминающими реальные изделия русских мастеров XVII века.

Дерево с густой листвой вздымается на склоне круглого холма, а архитектурное сооружении имеет вполне конкретные формы и изображено с соблюдением линейной перспективы.

Обращаясь к традиционному сюжету и сохраняя композиционную схему, а также старые приемы в передаче складок одежды, художник XVII века в главном переосмысливает изображение.

Ставя акцент на бытовых моментах, усиливая материальную трактовку, он тем самым придает иконе светский характер и вместе с тем лишает ей одухотворенности и философского звучания, составляющих сущность произведения Рублева.

Это особенно отчетливо сказывается в трактовке лиц, выполненных объемно, с применением светотени, мелкими мазками, ложащимися по форме. Светлые с ровным румянцем, одинаково безмятежные, они не заключают в себе напряженной внутренней жизни, лишены поэтической одухотворенности.

Двойственность сказывается и в самом стиле иконы, соединяющей разные принципы перспективного построения. Архитектурный фон, по всей видимости, заимствован из картины Веронезе “Пир у Симона Фарисея”, знакомой художнику, вероятно, по гравюре. .

Правильная и четкая перспектива с намеком на передачу освещения вступает в диссонанс с изображением стола, показанного в традиционной обратной перспективе, и с фигурами ангелом, расположенными в иконе вне учета реального пространства. Эта попытка соединить иконописную традицию с новой манерой, идущей от западного искусства, составляет одну из ступеней перехода к новой живописи, характерной уже для следующего этапа в история русского искусства.

(No Ratings Yet) Loading…

Еще картины:

  1. Рождество Богоматери, с двумя святыми на полях “Рождество Богоматери” принадлежит к числу шедевров позднего иконописания. Автор иконы, вероятно, был хорошо знаком с наследием царских мастеров XVII в.,……
  2. Троица – Икона Икона точно воспроизводит иконографию и декоративное убранство чудотворного образа работы преподобного Андрея Рублева. Его знаменитый оклад является самостоятельным произведением лучших……
  3. Осэн с буйволом – Судзуки Харинобу – унциальное явление в истории мирового искусства. Ее технику японцы заимствовали из Китая. Уже с XIII века в Японии печатались……
  4. Троица – Хусепе Рибера С годами, в пору творческого расцвета, в суровых образах Риберы нарастают сдержанность, большая тонкость в передаче чувств, и одновременно художник……
  5. Апостол Павел из деисусного чина – Андрей Рублев Из всего ряда до нас дошли лишь три произведения, в которых древний мастер глубоко раскрыл человеческую сущность образа, что особенно……
  6. Иоанн Предтеча – Ангел пустыни, со сценами жития В этой выразительной народной иконе интересно отметить сохранение иконографической традиции, восходящей к творчеству выдающегося мастера XVII в. Тихона Филатьева. На……
  7. Царевна Софья – Илья Репин На картине изображена во весь рост крупная женщина в богатом одеянии. Интерьер дает возможность представить устройство богатой кельи для знатной……
  8. Казанская Богоматерь Иконография традиционная: Богоматерь изображена погрудно, ее голова склонена Младенцу, прямо стоящему по ее левую руку. Правой Младенец благословляет, левая опущена…….
  9. Набережная Нихондзуцуми, квартал Есивара – Утагава Хиросигэ Набережная Нихондзуцуми, точнее дамба, была построена по приказу Токугава Иэясу в первой половине XVII века. В ее строительстве принимали участие……
  10. Гротесковые наброски – Иероним Босх Босх, помимо всего прочего, был и великолепным рисовальщиком. Именно ему – в среде североевропейских художников – принадлежит честь превращения рисунка……
  11. Автопортрет в возрасте 34 лет – Рембрандт Харменс Ван Рейн Рембрандт – голландский живописец, рисовальщик и офортист, один из величайших мастеров XVII века. На данном автопортрете изображен уверенный в себе……
  12. София Премудрость Божия Подобные изображения Софии Премудрости были популярны в русской иконописи XVI-XVII веков. Необычной деталью памятника являются красные ткани одеяний ангелов, которые……
  13. Портрет Аделаиды Савойской – Франсуа де Труа Портрет Аделаиды Савойской [1697] “Портрет Аделаиды Савойской” выполнен придворным мастером эпохи Людовика XIV Франсуа де Труа и изображает юную супругу……
  14. Богоматерь Аравийская (Арапетская, или “О, Всепетая Мати”) По церковному преданию икона была явлена во время служения апостола Фомы в Аравии. Образ Богоматери полон простодушного обаяния. Край ее……
  15. Завтрак – Диего Веласкес Испанский художник Диего Веласкес родился и вырос в Севилье. Его первые произведения – к ним принадлежит и эрмитажный “Завтрак” –……
  16. Ангел Златые Власы Древняя икона дошла до наших дней с большими утратами красочного слоя и поздними переделками. Фон, опись головы архангела и часть……
  17. Чудо реликвии Святого Креста – Витторе Карпаччо Грандиозная по художественно-каноническим масштабам конца 15 века картина Витторе Карпаччо “Чудо реликвии Святого Креста”. Размер картины 365 x 389 см,……
  18. Водяная мельница – Мейндерт Хоббема В XVII веке в голландской ландшафтной живописи наряду с Рембрандтом господствовал Якоб ван Рейсдал. Из амстердамских учеников Рейсдала Мейндерт Гоббема……
  19. Большой параноик – Сальвадор Дали Картина выдержана в цветовой гамме сепии, лишь на горизонте проглядывает лазурь – изрядно, впрочем, разбавленная той же сепией, – да……
  20. Череп Сурбарана – Сальвадор Дали Источники вдохновения Дали часто находил в прошлом. В ряде его картин прослеживается влияние художников XVII века Веласкеса и Вермеера. “Череп……

Описание картины Троица Ветхозаветная – Симон Ушаков.

Источник: https://art.goldsoch.info/troica-vetxozavetnaya-simon-ushakov/

Ссылка на основную публикацию