Томас Гейнсборо — великий английский художник 18 века. Родился в 1727 году. Известен как живописец, график, мастер портрета и пейзажа.
Томас Гейнсборо стал увлекаться творчеством ещё в детстве. Уже в 13 лет он уехал в Лондон и стал обеспечивать себя сам. Здесь он изучал рисование, стал писать свои первые пейзажи, занимался правкой старых картин, а также помогал другим художникам. Вскоре он обзавёлся собственной мастерской. Первую картину Томас написал в 1745 году — бультерьер на фоне пейзажа.
Художник всю жизнь тяготел именно к пейзажам, но, к сожалению, красивые виды природы не приносили дохода, их мало покупали, и поэтому ему приходилось заниматься портретами. Портретное искусство давалось ему не менее хорошо.
Чтобы удовлетворить свои потребности в живописи он часто совмещал портретный жанр и пейзажную живопись, получая ещё более красивые и глубокие картины.
Особое влияние на него произвело искусство таких художников, как Рубенс и Ван Дейк. Он копировал их картины и пользовался их техникой в создании своих собственных полотен.
Он писал необычайно реалистичные и одухотворённые портреты людей, чем заслужил большую славу и пользовался большим вниманием у богатых заказчиков. В конце концов, заказов на портреты было так много, что от переутомления Томас Гейнсборо даже сильно заболел.
Великий английский живописец писал картины до конца своей жизни. Умер 2 августа 1788 года от рака. Последними словами Томаса Гейнсборо были: «Все мы отправимся на небо, и Ван Дейк с нами».
Автопортрет
Возвращение крестьян с рынка
Возвращение с жатвы
Деревенская девочка
Мальчик в голубом
Пейзаж в Саффолке
Пейзаж с дояркой
Пейзаж с плотиной
Портрет герцогини де Бофор (Дама в голубом)
Портрет Джорджианы, герцогини Девонширской
Портрет дочерей, преследующих бабочку
Портрет миссис Мэри Грэм
Портрет Сары Сиддонс
Портрет четы Эндрюс
Утренняя прогулка
По теме: XVIII век, английские художники, великие художники, искусство, картины, художники
???? Блинцов | 2014-10-30, 09:53 | ???? 646
Источник: https://art-assorty.ru/7112-tomas-geynsboro.html
Художник Томас Гейнсборо: биография и творчество :: SYL.ru
Томас Гейнсборо – английский пейзажист и портретист восемнадцатого века. Он известен также своей графикой. Этот живописец выиграл «битву художников» с другим талантом своего времени – Джошуа Рейнолдсом, став ведущим британским портретистом второй половины восемнадцатого столетия.
Он рисовал быстро, а его зрелые работы характеризуются светлой палитрой и легкими мазками. Известно, что художник больше любил писать пейзажи, а не портреты. Он был одним из основателей Королевской Академии живописи.
Вместе с другим художником – Ричардом Вильсоном – Гейнсборо стал родоначальником Британской пейзажной школы.
Томас Гейнсборо: биография. Детство
Мы не знаем даты рождения художника, известен только день его крещения, записанный в церковно-приходской книге – семнадцатого мая 1727 года. Он родился в Седбери (графство Саффолк). Его отец Джон торговал сукном и изделиями из него. Мать звали Сюзанной.
Томас был девятым ребенком в семье. Один из его братьев, Хэмфри, был механиком и изобретателем. Детство будущий художник провел в месте, которое сейчас называется Домом Гейнсборо.
Оригинальное здание сохранилось, и теперь там находится музей, посвященный творчеству живописцем.
Учеба
Когда Томас Гейнсборо был маленьким, его отец очень впечатлился способностями сына в рисовании. В десять лет он уже писал пейзажи, лепил фигурки животных и даже создал миниатюрный автопортрет. В 1740 году ему разрешили поехать в Лондон для учебы. Его преподавателем был известный гравер Юбер Гравло, работавший в Академии святого Мартина. Жил мальчик в столице у серебряных дел мастера.
Больше всего он интересовался пейзажами, делал зарисовки растений. Художник увлекался произведениями Уильяма Хогарта и даже копировал его стиль. А для того чтобы зарабатывать на жизнь, содержать себя и платить за учебу, ему пришлось писать еще портреты, а также реставрировать старые картины. Вместе с Фрэнсисом Хейманом Томас помогал декорировать лондонский развлекательный сад Воксхолл-гарденз.
Женитьба и начало карьеры
На одной из первых картин, которую художник подписал, изображена собака породы бультерьер на фоне пейзажа. В 1745 году Томас Гейнсборо открывает в Лондоне собственную мастерскую. Там он и поселился. Через год после открытия мастерской Томас женится на Маргарет Бэрр, незаконнорожденной дочери герцога де Бофора.
Но его пейзажи не очень хорошо продавались. Поэтому художник вынужден был вернуться в Седбери. Там он жил до 1749 года. Он пишет любимые пейзажи и начинает практиковаться в портретах в стиле Ватто. В 1748 году художник рисует картину, получившую название «Лес Гейнсборо». Тогда же умирает отец Томаса и рождается первая дочь.
Родители назвали ее Мэри. Пейзажи продавались плохо, и Томас все больше концентрируется на портретах. Это были заказы от местных торговцев и сквайров. Примером таких произведений можно назвать «Портрет четы Эндрю». В 1750 году семья переезжает в Ипсуич.
В 1752-м у художника уже две дочери, он по-прежнему небогат, даже влезает в долги.
Период жизни в Бате
В 1759 году семья Гейнсборо решается на новый переезд. Они поселяются в Бате. Это модный курорт, куда приезжали знаменитые и богатые люди. Там же жили две сестры мастера. Судьба наконец-то улыбается художнику.
Он впечатлен портретным стилем голландских живописцев, особенно Ван Дейка, становится большим поклонником этого художника и тщательно изучает его творчество.
Многое из техники Ван Дейка Томас Гейнсборо использует в будущем.
Художник начинает неплохо зарабатывать, поскольку получает известность как автор прекрасных портретов. Титулованная знать с деньгами дает ему заказы.
Их поступает так много, что Томас не справляется с работой, и в конце концов даже заболевает от перенапряжения. Местная газета ошибочно сообщает о его смерти.
В 1761 году живописец начинает посылать свои работы на выставки в Королевское Общество Искусств в Лондоне. Для привлечения внимания публики он выбирает портреты известных и знатных людей.
Лондонский период
В 1774 году Гейнсборо и его семья переезжают в Лондон. Там он продолжает писать портреты известных людей, а также экспериментирует с техникой гравюры и созданием офортов.
Художник соперничает с Президентом Королевской Академии Рейнолдсом, в связи с чем его отношения с Обществом Искусств становятся натянутыми. Но с 1780 года его влияние усиливается.
Дело в том, что он пишет портрет короля Георга Третьего и членов его семьи, а затем становится любимым художником царствующего дома. В последние годы жизни живописец рисует много простых пейзажей.
Друзья и биографы уверяли, что художник Томас Гейнсборо был честным и искренним человеком. Его письма к близким представляют собой образец неплохого литературного стиля того времени, хотя читать он не очень-то любил.
Второго августа 1788 года живописец умер. Говорят, что напоследок художник сказал, что уйдет на небеса, в компанию к Ван Дейку.
Его похоронили в церкви святой Анны в Кью (Суррей), куда часто ходила молиться королевская семья.
Томас Гейнсборо: творчество, основные черты
Известно, что художник был замкнут и не очень любил общаться. Он даже не слишком-то выезжал за пределы мест, где провел детство и юность. В своей живописи он часто обращается к теме пейзажей и окружающей природы.
А поскольку портреты лучше продавались, он изобрел новшество в этой области. Художник часто писал свои композиции с изображением людей на фоне английских пейзажей.
Гармония цвета на его картинах прекрасно сочеталась со своеобразным ритмом произведений, который критики даже называли «музыкальным». Уже упоминаемая работа «Сэр Эндрю с женой» — своеобразная проба кисти в этой области.
Сам двойной портрет супружеской пары очень яркий, но точность изображения подчеркивается буколическим окружением – зеленью рощи, желтизной спелой пшеницы на поле. Картина не была закончена, но тем не менее осталась очень знаковой в творчестве Гейнсборо.
Портреты
В те времена наиболее модным художественным направлением в Европе становился академизм. Но живописец не следовал ему — был слишком индивидуален. Он шел за своей интуицией, за собственным чувством света и цвета. Именно это сделало настоящим мастером такого художника, как Томас Гейнсборо.
Портреты он писал для того, чтобы зарабатывать деньги, но это не значит, что он не вкладывал в них душу. Он часто рисовал тех же людей, что и его соперник Рейнолдс, и, таким образом, мы можем видеть разницу между этими живописцами. Например, актрису Сару Сиддонс Гейнсборо, в отличие от своего оппонента, изобразил без всяких аллегорий и римских декораций.
Она одета как в жизни, но при этом подчеркнут ее вкус, интеллект, обаяние и красота.
В других портретах, написанных художником, как, например, «Герцогиня де Бофор», «Дама в голубом», «Утренняя прогулка», используется очень характерный колорит, где гармонически сочетаются серебристые, серые, оливковые, жемчужные тона. Таким образом Гейнсборо передает благородство своих моделей.
Такие цвета часто оттеняют белизну и свежесть женской кожи, а их умело поданные мазками переливы придают людям на картинах изящество и утонченность.
Так написан «Голубой мальчик», где художник, с одной стороны, развивает традиции аристократического портрета, заложенные еще Ван Дейком, а с другой – вкладывает в него нечто интимное, музыкальное, оригинальное.
Пейзажи
Английская природа и ее воплощение на холсте – вот как видел свое призвание Томас Гейнсборо. Произведения этого художника со временем делаются более зрелыми.
Если вначале он концентрировал внимание на социальном положении портретируемого, то затем главное место в его картинах начинают занимать именно пейзажи.
Из фона они превращаются в некую ауру, гармонирующую с настроением или сутью человека, которого рисует художник.
Лес, поле, роща или старинный парк – все это словно бы придает портретам особую одухотворенность. Особенно это видно в произведении «Голубой мальчик», где окружающая природа, небо, вечерний пейзаж гармонируют с меланхоличным настроением молодого дворянина, его черной шляпой, непринужденной позой.
Но часто живописец создавал пейзажи для собственного удовольствия. Больше всего его привлекали сельские буколики. Он писал разные виды природы – поля перед страдой, таинственные лесные опушки, весенние рощи, красиво ухоженные парки. Лучшими из них признаны «Водопой» и «Повозка, едущая на ярмарку».
Групповые картины
Художник также практиковал в своем творчестве своеобразные жанровые сцены. Это тоже были своего рода композиции портрета и пейзажа, которые изобрел Томас Гейнсборо. Картины «Утренняя прогулка» или «Собиратели хвороста» отличаются мастерской композицией, близостью и любовью к природе, теплотой и простотой отношений между собой.
На одной из них изображены аристократы, на другой – обычные деревенские дети, но, несмотря на социальное положение, все они испытывают счастье от простых человеческих радостей, любят животных и готовы обнять целый мир.
Это показывает, насколько художник был близок к современной ему английской литературе с ее идеями просветительства и сентиментализма.
Источник: https://www.syl.ru/article/289649/new_hudojnik-tomas-geynsboro-biografiya-i-tvorchestvo
Гейнсборо ТомасТворчество, картины и биография
Мир чувств, настроений, тонкий лиризм и поэтичность характерны для творчества младшего современника Рейнольдса, крупнейшего английского живописца Томаса Гейнсборо (Thomas Gainsborough) (1727–1788).
Он работал главным образом в области портрета, но в то же время явился одним из создателей английского пейзажа.
Близкий по своему дарованию, восприятию мира к сентиментализму Стерна в литературе, Гейнсборо в своих лучших картинах был реалистом, остро чувствующим сложные, утонченные характеры портретируемых, которым соответствуют изысканно смягченные гармонии красок.
Гейнсборо родился в Суффолке в семье торговца сукном. Некоторое время учился в Лондоне у француза Гравело, а затем у Хеймана. Его первые работы относятся к области пейзажной живописи. Приобретя известность как мастер портрета, он начал получать заказы от знаменитостей своего времени и титулованной знати.
Замкнутый и малообщительный, художник не выезжал за пределы родины. Его увлеченность живописью и музыкой способствовали выявлению сложнейших цветовых гармоний, музыкальности ритма его живописных произведений. Уже в ранних своих работах Гейнсборо создает своеобразный тип портретной композиции.
Он изображает портретируемых на фоне пейзажа, прогуливающимися или отдыхающими. Постоянное обращение художника к мотивам национального пейзажа, написанного с натуры, привело к обогащению портретных композиций пейзажным фоном.
Великолепно написан сельский пейзаж, поле спелой пшеницы и зеленая долина в точном, острохарактерном парном «Портрете Эндрью с женой» (около 1749, Лондон, Национальная галерея).
Сэр Эндрью с женой, 1749
Национальная галерея, Лондон
Картина Томаса Гейнсборо «Сэр Эндрью с женой». Мистер и миссис Эндрью отдыхают после полудня, посвященного охоте. Направо простирается далеко в глубину их обширное поместье. Снопы пшеницы напоминают о том, что уже наступила осень, а охотничье ружье и собака мистера Эндрью дают понять, что он только что возвратился с охоты.
Возможно, Гейнсборо хотел включить в композицию фазана, подстреленного этим элегантным английским джентльменом, но картина так и не была доведена до конца. Не закончено великолепно написанное атласное платье миссис Эндрью – на коленях ее виден лишь едва намеченный абрис птицы.
Роберт Эндрью и Франсис Картер поженились в ноябре 1748 года, и портрет был, вероятно, написан в честь этого события. В отличие от многих современников Гейнсборо не принадлежал к академическому направлению.
Присущее ему интуитивное чувство стиля и цвета, великолепное владение кистью делают художника одним из величайших европейских мастеров XVIII века. Хотя по профессии Гейнсборо был портретистом, истинным его призванием было изображение английской природы. Со временем в портретах художника усиливаются черты тонкой одухотворенности.
Социальные характеристики отодвигаются на второй план. В этих произведениях окружающая человека обстановка, прежде всего природа – пейзаж старинного парка или лесной опушки,– становится идеальной средой, гармонически созвучной настроению портретируемого.
В ряде случаев Гейнсборо исполнял заказы тех же лиц, что и Рейнольдс. Эти портреты подчеркивают разницу творческого метода и своеобразие художественной манеры каждого из них.
Если Рейнольде изображал Сару Сиддонс в виде музы трагедии, пышно одетую и восседающую на троне, то Гейнсборо представил знаменитую актрису в жизни, в элегантном костюме для прогулки, спокойно сидящую в кресле – «Портрет актрисы Сары Сиддонс» (1784–1785, Лондон, Национальная галерея). Художник подчеркивает интеллект молодой женщины, ее обаяние, изящество, вкус, не прибегая к аллегориям. Высокая черная шляпа с перьями вырисовывается на темно-красном фоне, оттеняя белизну и нежность кожи ее тонкого лица. Голубые тона платья приобретают особую звучность в соседстве с контрастными золотистыми оттенками шарфа и рыжим мехом муфты.
Колорит портретов Гейнсборо, построенный чаще всего на сочетании холодных голубовато-серебристых, оливково-серых, жемчужных тонов, покоряет благородством и гармонией. Художник передает типичный для Англии рассеянный свет, влажную атмосферу, которая смягчает очертания предметов. Он не стремится скрыть мазки кисти, легкой и динамичной.
Точно положенные, при близком рассмотрении они кажутся резкими в своей заостренности, тончайшие оттенки переливаются из одного в другой. На расстоянии же мазки, сливаясь в одно целое, дают то движение жизни, ту неуловимую трепетность, которые невозможно передать иными средствами.
Особенности живописной манеры Гейнсборо ясно выступают в «Портрете герцогини де Бофор» (?) или «Портрете дамы в голубом», пленительное очарование которой передают ослепительное по свежести тона лицо с легким румянцем, живые и задумчивые карие глаза (1770-е годы, Санкт-Петербург, Эрмитаж).
Переливы белых, жемчужно-серых и голубоватых тонов одежды усиливают впечатление утонченности, благородства ее облика.
В излюбленной серебристо-голубоватой красочной гамме написан «Голубой мальчик» (портрет Дж.
Баттола, около 1770, Сан-Марино, США, галерея Хантингтон), в котором Гейнсборо с особой изысканностью развивает традицию аристократического портрета в рост, сложившегося еще в творчестве Ван Дейка.
Но в этом портрете больше интимности, поэзии, музыкальности и тонкости живописного мастерства. Внимание привлекает нервное бледное лицо подростка с отпечатком сложной душевной жизни; его меланхоличному настроению созвучна взволнованная природа.
Непринужденный в своей осанке, стоит нарядный и хрупкий мальчик, держа в руке большую черную шляпу. Его фигура выделяется на фоне облачного неба и вечернего пейзажа. Бесчисленные голубые, жемчужно-серые, лиловатые и оливковые тона составляют красочную симфонию этого замечательного портрета.
Помимо портретов в рост, поясных, погрудных, Гейнсборо писал парные и групповые портреты, иногда сближающиеся с жанровыми сценами. Такой вид жанрового группового портрета получил широкое распространение в английском искусстве этого времени.
В мастерски исполненных, композиционно построенных групповых портретах Гейнсборо умело подчеркивает теплоту отношений, связывающих людей, их близость к природе, их мечтательность, и это роднит его образы с героями литературных произведений английских писателей-просветителей и сентименталистов, утверждавших идеалы естественной простоты и правдивости.
Глубокие чувства объединяют сквайра Халлета и его жену в портрете, получившем название «Утренняя прогулка» (1785, Лондон, Национальная галерея). Гуляя по старинному парку, красивые молодые люди наслаждаются природой, благородство их чувств тонко передано в движениях рук, во взглядах, в выражениях лиц.
Маленькая белая собачка ласкается к своей хозяйке, дополняя эту идилличную, полную поэзии картину безоблачного счастья, благополучия, внутреннего согласия. Удивительная точность, артистичность острого мазка кисти придают поверхности холста подвижный характер. Нежная приглушенная гармония красок созвучна общему задумчивому настроению, лиризму картины.
Сложные душевные движения интересуют художника в человеке вне зависимости от его социального положения. Тонкие натуры он находит и среди простых людей. Таковы созданные им обаятельные, наивно-непосредственные и поэтичные образы деревенских детей в окружении сельской природы – «Собиратели хвороста» (1787, Нью-Йорк, Метрополитен-музей).
Влюбленный в красоту родного края, художник на протяжении всей своей жизни писал сельские пейзажи.
Он передавал различные состояния природы, сочные насыщенные краски желтеющих нив, густую зелень лесных опушек, живописных парков, прозрачных рощ («Водопой», около 1775–1777, Лондон, Национальная галерея; «Повозка, едущая на ярмарку», 1786, Лондон, галерея Тейт). Образы природы Гейнсборо предвосхищают реалистическую пейзажную живопись 19 века и прежде всего искусство Констебля.
Вслед за Рейнольдсом и Гейнсборо выступает целая плеяда мастеров английского портрета. Среди них выделяется виртуозный, но несколько холодный Джордж Ромни (1734–1802), который тяготел к классицизму, уделяя особое внимание пластике форм, чистоте и плавности линий, ясности контуров.
Ему принадлежит большое число женских и детских портретов, внешне привлекательных, миловидных, но внутренне все же малозначительных.
Таковы портреты знаменитой леди Гамильтон, которую он писал неоднократно, портрет кокетливо-изящной Харриет Грир (1781, Санкт-Петербург, Эрмитаж) в широкополой шляпе с белым пером.
История зарубежного искусства ►
Источник: http://smallbay.ru/article/culture_england_geynsboro.html
Картины Гейнсборо, живопись и работы художника Томаса Гейнсборо
Томас Гейнсборо (Thomas Gainsborough, крещён 14 мая 1727 года, Садбери, графство Суффолк — 2 августа 1788 года, Лондон) — живописец и гравёр, один из самых выдающихся и разносторонних английских художников XVIII века.
Знаменит своими изысканными портретами и идиллическими ландшафтами, которые служили образцами для таких мастеров пейзажа, как Джон Констебл и Уильям Тёрнер.
Особенности творчества Томаса Гейнсборо.
Из всех английских художников XVIII столетия Томас Гейнсборо был самым изобретательным и оригинальным, всегда готовым экспериментировать с новыми идеями и техниками. При этом он всё же жаловался на своего соперника, сэра Джошуа Рейнольдса: «Черт побери, насколько же он разнообразен!».
Несмотря на свой огромный успех как портретиста, Гейнсборо отдавал предпочтение пейзажам, хотя тогда они были непопулярны у публики. В отличие от Рейнольдса, он не был большим сторонником академической традиции и насмехался над модой на историческую живопись. Искусствовед Мэри Вудол назвала его «интуитивным художником, восхищавшимся поэзией красок».
Известные картины Томаса Гейнсборо. «Мальчик в голубом», «Портрет дамы в голубом», «Утренняя прогулка», «Портрет четы Эндрюс», «Портрет актрисы Сары Сиддонс».
Гравело и рококо
Томас Гейнсборо начал рисовать ещё в детстве и в 13 лет уговорил своего отца отправить его на учёбу в Лондон. У разорившегося торговца шерстью и многодетного родителя Джона Гейнсборо вряд ли нашлись бы деньги на обучение отпрыска, если бы не трагедия в семье.
Его брат и племянник были убиты при нераскрытых обстоятельствах, оставив своим родственникам приличное наследство. Дядя Томаса Гейнсборо (тоже, кстати, Томас) завещал 40 фунтов стерлингов, чтобы мальчик нашёл себе «лёгкое ремесло».
Именно эти деньги, как пишет Марк Биллс, директор Дома Гейнсборо в Садбери, позволили семье в 1740 году отправить подростка в Лондон на обучение к гравёру Юберу Франсуа Гравело.
Этот француз в то время был важной фигурой в художественных кругах Лондона. Он передал ученику знания о стиле рококо, оказавшем значительное влияние на формирование художественной манеры Гейнсборо.
В 1746 году 19-летний юноша женился на Маргарет Берр, незаконнорождённой дочери герцога Бофора, получавшей ежегодное содержание в 200 фунтов стерлингов. Вскоре после этого супруги переехали в Суффолк и в 1952 году поселились в Ипсвиче с двумя дочерьми. Там Гейнсборо приобрёл репутацию хорошего портретиста и пейзажиста, что позволяло ему обеспечивать семью.
Учителя-голландцы
По большому счёту, Гейнсборо был самоучкой и искусство любимой пейзажной живописи постигал по картинам голландцев XVII века, которые к 1740 году стали популярны у английских коллекционеров.
В его начальных работах видно сильное влияние Яна Вейнантса.
Например, в первой датированной картине с ландшафтом — «Бультерьер Бэмпер на фоне пейзажа» (1745) — многие элементы взяты прямо из композиций этого нидерландского живописца.
Но уже в 1748 году, во время создания «Корнардского леса», его главным «наставником» стал Якоб ван Рёйсдал. Хотя этот вид полон натуралистических подробностей, автор, похоже, никогда не творил непосредственно на природе.
«Если Гейнсборо задумывал писать пейзаж, он сооружал модель ландшафта прямо у себя в мастерской […] В дело шли любые подручные материалы: веточки, камешки, песок», — читайте материал «Артхива» «Неожиданный Томас Гейнсборо.
7 историй об увлечениях и причудах художника».
Впрочем, в «Портрете четы Эндрюс», написанном всего через год после «Бультерьера», Гейнсборо проявляет собственную манеру и при этом предвосхищает реализм великого пейзажиста следующего века Джона Констебла. Эту работу называют «самой английской из всех английских картин», а пейзаж на ней — типичным видом Суффолка.
Хотя Гейнсборо предпочитал пейзажи, он понимал, что по финансовым соображениям должен писать портреты. В родном графстве он сделал несколько полнометражных образов, хоть и довольно чопорных, но удивительно полно раскрывающих характеры моделей.
Среди них отдельно стоит «Портрет Уильяма Уоллестоуна» — одновременно и претенциозный по композиции, и неформальный по духу.
А простой натурализм и благожелательность «Дочерей художника, бегущих за бабочкой», созданных в последние годы проживания в Ипсвиче, делают эту картину одним из лучших английских детских портретов.
Ван Дейк и Рубенс
В погоне за заказами Гейнсборо переехал в 1759 году в курортный городок Бат, и вскоре его студию заполнили модные посетители.
Художник, который хорошо играл на многих инструментах, быстро стал известен в музыкальных и театральных кругах.
Он также был вхож во многие богатые дома, где познакомился с картинами Антониса ван Дейка и попал под их очарование. Преобладающее влияние фламандского мастера стало заметно во второй половине карьеры Гейнсборо.
В 1761-м живописец отправил «Портрет графа Нюджента» в Общество художников, и в следующем году в лондонской прессе появилось первое сообщение о его работе. На протяжении 1760-х годов Гейнсборо регулярно выставлялся в Лондоне, а в 1768 году вошёл в число основателей Королевской академии художеств. Но интересно, что он никогда не принимал деятельного участия в совещаниях.
После переезда в Бат у художника было мало времени на пейзажи, и он много работал по памяти, часто рисуя ландшафты при свечах с «настольных моделей». Примерно с 1760 года «главным наставником» Гейнсборо стал Питер Пауль Рубенс.
Это особенно заметно в богатстве цвета и прекрасных кремовых пастельных оттенках на картине «Возвращение крестьян с рынка», а также в «Собранном урожае на повозке». Здесь оно проявляется в плавности рисунка и масштабах больших буковых деревьев, столь отличных от приземистых дубов Суффолка. Эта идиллическая сцена — идеальное сочетание реальности и воображения.
Прототипами фигур на повозке стали персонажи «Снятия с креста» (1611 — 1614) Рубенса, которое Гейнсборо скопировал в кафедральном соборе Антверпена.
В Бате Гейнсборо пришлось удовлетворять более изощренную клиентуру и перенять более формальный и элегантный стиль портретов.
Его подспорьем стало коллективное изображение семьи графа Пемброка кисти Ван Дейка, которое он скопировал в фамильном поместье аристократов в Уилтоне. Самая, пожалуй, известная картина Гейнсборо, «Голубой мальчик», вероятно, была написана в 1770 году.
Изображая юношу в костюме времён Ван Дейка, художник следовал моде своего времени и одновременно воздавал дань уважения своему кумиру.
Влияние Ван Дейка отчетливо видно в таких работах, как «Портрет Джона Кэмпбелла, 4-го герцога Аргайла» и «Портрет коммандора Августа Херви», соперничающих с произведениями Рейнольдса. Гейнсборо больше предпочитал писать друзей, а не публичных фигур, и ряд портретов 1760-х годов демонстрируют чувство юмора художника и его симпатию по отношению к натурщикам.
Шарлотта, Рейнольдс и «Три принцессы»
В 1774 году Гейнсборо переехал в Лондон, где довольно скоро был замечен венценосной семьёй.
Король Георг III предпочел его официальному придворному художнику сэру Джошуа Рейнольдсу и в 1781 году поручил написать себя и свою супругу.
Портрет королевы Шарлотты — один из немногих в творчестве художника, где на заднем плане присутствует занавес. В отличие от своих современников, Гейнсборо драпировки не любил.
Зарабатывая деньги портретами, художник не отказывался от ландшафтов. В 1783 году он совершил экспедицию в Озёрный край, чтобы лично увидеть живописные «дикие» места, восхваляемые энтузиастами. По возвращении Гейнсборо написал несколько горных видов, в которых есть аналогии с работами Гаспара Дюге, которые были широко распространены в английских поместьях.
В заключительные годы, когда Гейнсборо преследовала ностальгия по «старой доброй Англии», он написал серию картин из крестьянской жизни, скорее идиллических, нежели реальных, например, «Двери коттеджа».
В то же время один из последних пейзажей, «Поездка на рынок», менее идеализирован и более натуралистичен.
Рассматривая в нём свет, пробивающийся сквозь массивную листву, художник предвосхищает работы Джона Констебла.
Гейнсборо был единственным крупным английским портретистом, который посвятил много времени пейзажным зарисовкам.
Он сделал большое количество рисунков мелом, пером, акварелью (1, 2), всегда стремился найти новую бумагу и новые методы.
Такие этюды живописец никогда не продавал и, хотя многие из них тесно связаны с картинами, это не наброски в привычном смысле, а произведениями искусства сами по себе.
В 1784 году Гейнсборо рассорился с академиками, которые настаивали, что портрет «Три старшие принцессы» должен висеть на обычной высоте от пола. Сам же автор считал, что это слишком высоко и не позволяет оценить его лёгкость мазка и тонкость рисунка. В знак протеста он снял все картины, которые намеревался выставить, и больше никогда не демонстрировал их в Академии.
Томас Гейнсборо умер от рака 2 августа 1788 года, в возрасте 61 года. По его завещанию был похоронен на территории церкви святой Анны в лондонском районе Кью, известном своим пышным и разнообразным ландшафтом. Это оказалось самое подходящее место для художника, который любил пейзажи и стал известен благодаря элегантным мазкам и необычайному чувству света.
Слёзы Констебла
После смерти Гейнсборо его извечный соперник Джошуа Рейнольдс посвятил коллеге свою ежегодную лекцию перед студентами и членами Королевской академии. Он признал, что «все эти странные царапины и точки… на определенном расстоянии, благодаря некоей магии, обретают форму, и все части, кажется, становятся на свои места».
Впрочем, именно Рейнольдс и стандарты, которые он предписал Королевской академии, умалили посмертную репутацию Гейнсборо. Результаты распродаж, проведённых после его кончины, были разочаровывающими, а публикацию серии гравюр ожидал провал.
Хотя позже живописца назвали одним из основателей английской пейзажной школы, крупная ретроспектива в Британском институте в 1814 году мало что исправила в этой ситуации.
Росту популярности Гейнсборо и новому признанию его заслуг во многом способствовала Национальная галерея в Лондоне, которая в 1827-м и 1830 годах приобрела его «Водопой» и «Поездку на рынок».
В своей лекции в Британском институте 16 июня 1836 года Джон Констебл отдал дань предшественнику самыми трогательными словами: «Пейзажи Гейнсборо успокаивающие, нежные и волнующие.
Тишину полудня, глубину сумерек, жемчужную чистоту утренней росы — всё можно найти на полотнах этого самого благожелательного и добросердечного человека.
При взгляде на них у нас выступают слёз на глазах, и мы не знаем, что их вызывает».
Влад Маслов
——————————————————————————
Есть значимые для биографии Томаса Гейнсборо аксиомы. К примеру, такая: XVIII век, время расцвета английской живописи, произвел трёх великих. Из них Хогарт — реалист и «бытовик», Констебл — пейзажист, а Гейнсборо — портретист par excellence. Всё так.
Вот только сам Гейнсборо говорил, что «нет чертовщины хуже, чем писание портретов», его от них «тошнит» и иногда он «готов вспороть себе горло ножом для чистки палитры». Портреты хорошо продавались и выставлялись, пейзажи мало кого интересовали.
Но именно пейзаж Гейнсборо считал своим настоящим призванием.
Любая официальная биография Томаса Гейнсборо сообщит, его отец был торговец сукном. Тут есть деликатный нюанс: в городке Садбери в восточной Британии у Джона Гейнсборо была монополия на пошив саванов.
Дело своё он любил, даже ездил обмениваться опытом во Францию и Голландию, а однажды лунной ночью, пересекая границу, до смерти напугал таможенника, когда в ответ на просьбу предъявить свой товар завернулся в саван. В середине XVII в.
парламент издал закон, предписывающий шить саваны только из английской шерсти, так что дела у Джона и его супруги Сюзанны шли отлично, семья росла. Томас был их младшим, девятым, ребёнком.
Но то ли жители Садбери внезапно передумали умирать, то ли изменилась конъюнктура: когда Томасу исполнилось шесть, семья разорилась и не осталась на улице лишь благодаря доброму родственнику, выкупившему на торгах их дом.
Не всякий с честью снесёт бедность после годов процветания. Но только не семейка Гейнсборо! Все дети в ней отличались умом и сообразительностью. Старший, Джек, проектировал то вечный заряд для часов с кукушкой, то самокачающуюся колыбель, а то, подобно Икару, пытался летать на крыльях из меди.
Более практичный Хэмфри получил премию за усовершенствование паровой машины. Томас же в основном был занят тем, как изобрести правдоподобный предлог, чтобы учитель отпустил его с уроков.
В живописных окрестностях Садбери он проводил целые часы, зарисовывая холмы и долины, а также лошадей, коров, собак и овец. Шутили, что в округе не осталось ни одной группы деревьев и кустарников, которую Гейнсборо не мог бы воспроизвести по памяти.
Его младший современник и земляк, великий пейзажист Констебл, скажет: «В Садбери я вижу Гейнсборо в любом дуплистом дереве и в каждой живой изгороди».
Из дому Гейнсборо ушёл очень рано — в 13 лет. И с этих пор продажей небольших этюдов обеспечивал себя сам. Женился он тоже рано — в 18. Маргарет, его жена, была незаконнорожденной дочерью герцога де Бофор, а 200-фунтовая ежегодная рента, положенная ей отцом, не раз выручала семью Гейнсборо, когда с заказами было совсем уж туго.
По характеру дарования Гейнсборо можно назвать самородком: систематического художественного образования он так и не получил, хотя и учился немного в Лондоне у французского рисовальщика Гюбера Гравело.
Последний известен тем, что прививал на английскую почву стиль рококо.
У его ученика Гейнсборо, ставшего одним из виртуознейших рисовальщиков Англии, долго будут преобладать криволинейные ритмы, характерные для рококо.
Около 1750-го Томас и Маргарет перебираются в городок Ипсвич. У них уже есть дочь Мэри, а вскоре родится и вторая — тоже Маргарет, как мать. Серия парных портретов дочерей художника, выполненных с большим мастерством и непосредственностью, — лучшее из созданного Гейнсборо в Ипсвиче, да и, по мнению многих, лучшие детские портреты в британской живописи.
Семья в поисках заработка переезжает в Бат, модный аристократический курорт. Общительный и музыкальный Гейнсборо быстро находит приятелей среди актеров, музыкантов, меценатов, а праздные и богатые курортники с удовольствием заказывают ему портреты.
Есть история о том, как знатный заказчик, приняв живописную позу в кресле, потребовал, чтобы Гейнсборо не забыл запечатлеть породистую ямочку на его подбородке.
На это художник ответил, что не намерен изображать «ни противную ямочку, ни весь чертов подбородок».
В Бате, помимо большого числа полезных знакомств, у Гейнсборо случается и важнейшая встреча иного порядка — знакомство с творчеством Ван Дейка и пейзажами позднего Рубенса. Искусствоведы находят, что они в корне преобразовали творчество уже зрелого Гейнсборо.
Переезд Гейнсборо в Лондон в середине 1770-х связан с членством в Королевской Академии художеств. Но в 1784-м художник со скандалом покинет её. Причиной станет подспудное соперничество с Джошуа Рейнолдсом, портретистом, теоретиком и основателем Академии, поводом — то, что картины для выставки развесили несколько выше, чем Гейнсборо просил.
Проще всего назвать это необоснованными причудами. Но в воспоминаниях всех, кто его знал, художник остался человеком скромным и тактичным. Очевидно, для Гейнсборо вопрос контекста, в который помещены его полотна — крайне принципиален.
«Я был бы рад, — обращался он к заказчикам, — если бы вы повесили картину, чтобы свет падал слева…» Работать Гейнсборо всегда начинал в затемнённом помещении, чтобы детали не отвлекали от композиции, а по мере готовности полотна впускал в мастерскую всё больше света. Именно свет станет главным «ноу-хау» Гейнсборо.
Его пейзажи и портреты, органично вписанные в пейзаж (и это второе «ноу-хау» Гейнсборо — пейзаж, который подыгрывает настроению портретируемого), пронизаны особым, чисто английским ощущением света, сплавляющего предметы на картине в волшебное целое.
К 60-ти годам Гейнсборо, наконец, достиг популярности: не только портреты, но и пейзажи, и даже сельские вещи, которые он писал с приятной ностальгией по детству в Садбери, стали продаваться за весьма неплохие деньги. Впрочем, на то время они все равно стоили дешевле классициста Рейнолдса.
В 1787-м году Гейнсборо неожиданно для всех предсказал свою скорую смерть.
Встретив драматурга Шеридана, автора «Школы злословия» (Гейнсборо не раз писал его прелестную супругу), художник сказал: «У меня много приятелей, но так мало друзей.
Я выгляжу совершенно здоровым, но чувствую, что скоро умру. Мне так хочется, чтобы за гробом шёл приличный человек. Пообещайте, что это будете вы!» Отказать Шеридан не смог.
Меньше чем через год Гейнсборо умер от рака. Перед смертью его посетил вечный соперник и оппонент Рейнолдс, а последние слова Гейнсборо были «Все мы будем на небесах — и Ван Дейк с нами».
Анна Вчерашняя
Источник: https://artchive.ru/thomasgainsborough
Томас Гейнсборо – биография и картины художника в жанре Рококо – Art Challenge
Томас Гейнсборо (англ. Thomas Gainsborough; 14 мая 1727 — 2 августа 1788) — английский живописец, график, портретист и пейзажист.
Дата крещения Томаса Гейнсборо — 14 мая 1727 года.
Томас был младшим, девятым ребенком в семье торговца сукном Джона Гейнсборо и его жены Сюзанны.В детстве Томас увлекался лепкой фигурок животных и рисованием.
В 13 лет он уговорил родителей отпустить его в Лондон, и, по утверждению его приятеля Филипа Тикнесса, с тех пор обеспечивал себя самостоятельно.
В Лондоне он поселился у серебряных дел мастера, фамилия которого неизвестна, и позже стал посещать уроки рисования у Гюбера Франсуа Гравело, преподавателя Академии св. Мартина. В первую очередь Гейнсборо интересовали пейзажи. Сохранились его зарисовки различных растений, сделанные в 40-х годах.
Зарабатывал он писанием пейзажей, подправлял старые картины, работал на гравёра Джона Бойделла.
В 1745 году он поселяется в собственной мастерской. Одна из первых подписанных им картин также датируется 1745 годом. На фоне пейзажа на ней изображён бультерьер. На обороте холста сам художник написал: «Замечательно умный пёс».
15 июля 1746 года Гейнсборо обвенчался с Маргарэт Барр, побочной дочерью герцога Бофора. Вероятно, рисунок (около 1746 – 1748) и картина (около 1746 – 1747, Лувр) являются автопортретами с женой, выполненными в стиле Ватто.
В 1748 году он написал «Лес Гейнсборо». В этой картине видно влияние Рёйсдаля, который был очень популярен в Англии в то время.
Совместно с другими художниками его пригласили украсить детский приют видами восьми лондонских госпиталей. Написанный в 1748 году «Чартерхаус» приносит Гейнсборо уважение в художественной среде, его картину сочли лучшей. Однако новых заказов это не принесло, и Гейнсборо решает вернуться в Садбери.
В 1748 году умер его отец, в том же году родилась старшая дочь Мэри.
Гейнсборо всегда считал себя пейзажистом, но пейзажи не приносили дохода, так как не были популярны. Около 1749 года Гейнсборо создаёт произведение, в котором он впервые соединяет портрет и пейзаж — «портрет четы Эндрюс».
В Ипсвиче Гейнсборо стал членом Музыкального клуба, он познакомился с другими любителями музыки и самими музыкантами. Позднее он напишет портреты некоторых из них, а также групповой портрет с изображением Музыкального клуба.
Основной доход художник получал от портретов. «В жанре портрета он старался следовать Хогарту, усвоив его непосредственность восприятия модели, заботясь больше о сходстве, нежели о передаче общественного положения позирующего, стремясь запечатлеть обычный, каждодневный облик человека».
Вероятно, около 1753 года Гейнсборо получил лестный для него заказ на портрет адмирала Вернона.
Он пишет много портретов членов своей семьи. На автопортрете 1754 года он изобразил себя в треуголке. На написанном портрете 1756 года дочери устремились за бабочкой.
Около 1758 года Гейнсборо выполняет два портрета своего приятеля Уильяма Уоллестона. На одном Уоллестон изображён с флейтой, на другом он написан на фоне поместья.
В декабре 1758 года Гейнсборо получил заказ на портреты графа Джерси и его сына лорда Вильерса. Портреты, выполненные художником, находят одобрение, и его слава растёт.
Гейнсборо пишет и пейзажи. Ярким образцом его ранних пейзажей является «Лес Гейнсборо». «В ипсуичский период творчества заметнее всего влияние на Гейнсборо голландца Яна Винантса (англ.)русск.
— оно больше, чем влияние Рёйсдала, и проявляется в более обобщённой трактовке почвы, песчаных берегов, срубленных деревьев, широко написанной листвы. В эти годы фоны его портретов очень близки его пейзажам, делаясь всё шире и свободнее.
Грунт становится опять светлее, фактура более текучей. Вообще техника художника в это время виртуозно легка и похожа нежностью тонов на акварель»
В 1763 – 1764 годах был создан портрет графини Мери Хау. Гейнсборо написал два портрета Иоганна Кристиана Баха, сына Иоганна Себастьяна Баха.
Большое значение для Гейнсборо оказало знакомство с полотнами Ван Дейка и Рубенса, принадлежащими местным аристократам, некоторые из этих полотен он копировал.
«С изучением картин старых мастеров связано появление изумительных сияющих далей в картинах Гейнсборо, не удававшихся мастеру прежде. Манера письма Гейнсборо в корне меняется. Примером этих новшеств можно считать «Пейзаж» (ныне в музее Уорчестера), показанный на выставке 1763 года в Обществе британских художников.
Он написан при искусственном свете и драматически построен на мощных кривых. Постепенно фигуры в пейзажах делаются крупнее и начинают играть все большую роль в композиционных решениях. Может быть, лучший пейзаж этого периода «Возвращение крестьян с рынка лесной дорогой» (ок.
1767), просветленный и щедрый по краскам: удивительно написаны утреннее небо, листва, пронизанная желто-розовыми лучами солнца.»
В ноябре 1768 года Рейнольдс прислал Гейнсборо приглашение стать одним из тридцати шести членов-основателей Королевской Академии. Она была основана 10 декабря 1768 года.
- Наиболее знаменитыми портретами начала 1770-х годов являются портрет миссис Грэм и «Мальчик в голубом», на котором изображён Джонатан Баттл.
- Гейнсборо пробовал создавать офорты, сохранилось 11 досок, некоторые из них не завершены, видимо, качество не удовлетворило художника.
- В 1774 году Гейнсборо переезжает в Лондон.
В 1777 году Гейнсборо после большого перерыва принимает участие в Академической выставке, где им был представлен «Водопой» — ответ художника на «Водопой» Рубенса. В последующие годы он продолжает создавать пейзажи, появляются даже две марины со спокойным и с бурным морем.
Один из лучших пейзажей — «Возвращение с жатвы» (1784).
«Ему удалось по-своему соединить два основных направления этой эпохи, казалось бы, взаимно исключающих друг друга: скромный реализм голландского пейзажа, скрупулезно фиксирующий увиденное, и французскую легкость, декоративность расцветшего к середине века стиля рококо, его криволинейное пространство.
Впоследствии к этим компонентам добавилось страстное увлечение пейзажами Рубенса, увиденными художником после его переезда в Бат. Именно поздние пейзажи Рубенса с их широким ритмом, сложным построением композиции и драматически сильными световыми эффектами произвели на Гейнсборо ошеломляющее впечатление.
В результате манера письма Гейнсборо становится более свободной, беглой, а красочный слой более жидким и текучим. Он фиксирует изменчивую игру света и тени в густой листве, все полотно пронизано единым лирическим порывом, почему Гейнсборо и можно считать одним из зачинателей романтизма в пейзаже.»
В 1781 году театральный художник Лоутербург придумал эйдофузикон — своеобразный волшебный фонарь. На подсвеченном сзади экране демонстрировались картины, нарисованные на стеклянных пластинах. Гейнсборо очень заинтересовался этим изобретением и в 1781–1782 годах создал цикл пейзажей для собственного эйдофузикона, в музее Виктории и Альберта хранятся 10 таких пластин, расписанных художником.
Широкую известность художнику принесли поэтичные женские портреты, написанные под сильным влиянием Ван Дейка.
Гейнсборо писал портреты итальянской танцовщицы Джованны Баччелли, знаменитых куртизанок — миссис Эллиот по прозвищу Длинная Долли и Фрэнсис Данкомб, но, в основном, художник писал представительниц высшей аристократии, даже английскую королеву. Особое внимание привлекают необыкновенно лиричный портрет «Дамы в голубом», портреты леди Горации Уолдгрейв и герцогини Девонширской.
В портрете миссис Робинсон и портрете миссис Шеридан 1783 года Гейнсборо возобновляет попытки объединить портрет с пейзажем.
В 1784 году у Гейнсборо произошёл конфликт с Королевской Академией. Ему не понравилось, как были развешаны на выставке Академии его картины, он попросил перевесить их пониже.
Ему ответили, что это противоречит общему правилу и ущемляет интересы других художников.
В результате Гейнсборо забрал свои картины и до конца жизни не принимал участия в выставках Академии, выставки он устраивал у себя дома.
В 1785 году Гейнсборо по собственной инициативе пишет портрет драматической актрисы Сарры Сиддонс — своеобразный ответ Рейнольдсу, который написал Сиддонс в виде музы Трагедии.
К 1785–1788 годам относится единственное полотно Гейнсборо, посвящённое античной мифологии — «Диана и Актеон».
Гейнсборо умер от рака 2 августа 1788 года. Биограф художника Джексон утверждал, что его последние слова были: «Все мы отправимся на небо, и Ван Дейк с нами».
Томас Гейнсборо (англ. Thomas Gainsborough; 14 мая 1727 — 2 августа 1788) — английский живописец, график, портретист и пейзажист.
Дата крещения Томаса Гейнсборо — 14 мая 1727 года.
Томас был младшим, девятым ребенком в семье торговца сукном Джона Гейнсборо и его жены Сюзанны.В детстве Томас увлекался лепкой фигурок животных и рисованием.
В 13 лет он уговорил родителей отпустить его в Лондон, и, по утверждению его приятеля Филипа Тикнесса, с тех пор обеспечивал себя самостоятельно.
В Лондоне он поселился у серебряных дел мастера, фамилия которого неизвестна, и позже стал посещать уроки рисования у Гюбера Франсуа Гравело, преподавателя Академии св. Мартина. В первую очередь Гейнсборо интересовали пейзажи. Сохранились его зарисовки различных растений, сделанные в 40-х годах.
Зарабатывал он писанием пейзажей, подправлял старые картины, работал на гравёра Джона Бойделла.
В 1745 году он поселяется в собственной мастерской. Одна из первых подписанных им картин также датируется 1745 годом. На фоне пейзажа на ней изображён бультерьер. На обороте холста сам художник написал: «Замечательно умный пёс».
15 июля 1746 года Гейнсборо обвенчался с Маргарэт Барр, побочной дочерью герцога Бофора. Вероятно, рисунок (около 1746 – 1748) и картина (около 1746 – 1747, Лувр) являются автопортретами с женой, выполненными в стиле Ватто.
В 1748 году он написал «Лес Гейнсборо». В этой картине видно влияние Рёйсдаля, который был очень популярен в Англии в то время.
Совместно с другими художниками его пригласили украсить детский приют видами восьми лондонских госпиталей. Написанный в 1748 году «Чартерхаус» приносит Гейнсборо уважение в художественной среде, его картину сочли лучшей. Однако новых заказов это не принесло, и Гейнсборо решает вернуться в Садбери.
В 1748 году умер его отец, в том же году родилась старшая дочь Мэри.
Гейнсборо всегда считал себя пейзажистом, но пейзажи не приносили дохода, так как не были популярны. Около 1749 года Гейнсборо создаёт произведение, в котором он впервые соединяет портрет и пейзаж — «портрет четы Эндрюс».
В Ипсвиче Гейнсборо стал членом Музыкального клуба, он познакомился с другими любителями музыки и самими музыкантами. Позднее он напишет портреты некоторых из них, а также групповой портрет с изображением Музыкального клуба.
Основной доход художник получал от портретов. «В жанре портрета он старался следовать Хогарту, усвоив его непосредственность восприятия модели, заботясь больше о сходстве, нежели о передаче общественного положения позирующего, стремясь запечатлеть обычный, каждодневный облик человека».
Вероятно, около 1753 года Гейнсборо получил лестный для него заказ на портрет адмирала Вернона.
Он пишет много портретов членов своей семьи. На автопортрете 1754 года он изобразил себя в треуголке. На написанном портрете 1756 года дочери устремились за бабочкой.
Около 1758 года Гейнсборо выполняет два портрета своего приятеля Уильяма Уоллестона. На одном Уоллестон изображён с флейтой, на другом он написан на фоне поместья.
В декабре 1758 года Гейнсборо получил заказ на портреты графа Джерси и его сына лорда Вильерса. Портреты, выполненные художником, находят одобрение, и его слава растёт.
Гейнсборо пишет и пейзажи. Ярким образцом его ранних пейзажей является «Лес Гейнсборо». «В ипсуичский период творчества заметнее всего влияние на Гейнсборо голландца Яна Винантса (англ.)русск.
— оно больше, чем влияние Рёйсдала, и проявляется в более обобщённой трактовке почвы, песчаных берегов, срубленных деревьев, широко написанной листвы. В эти годы фоны его портретов очень близки его пейзажам, делаясь всё шире и свободнее.
Грунт становится опять светлее, фактура более текучей. Вообще техника художника в это время виртуозно легка и похожа нежностью тонов на акварель»
В 1763 – 1764 годах был создан портрет графини Мери Хау. Гейнсборо написал два портрета Иоганна Кристиана Баха, сына Иоганна Себастьяна Баха.
Большое значение для Гейнсборо оказало знакомство с полотнами Ван Дейка и Рубенса, принадлежащими местным аристократам, некоторые из этих полотен он копировал.
«С изучением картин старых мастеров связано появление изумительных сияющих далей в картинах Гейнсборо, не удававшихся мастеру прежде. Манера письма Гейнсборо в корне меняется. Примером этих новшеств можно считать «Пейзаж» (ныне в музее Уорчестера), показанный на выставке 1763 года в Обществе британских художников.
Он написан при искусственном свете и драматически построен на мощных кривых. Постепенно фигуры в пейзажах делаются крупнее и начинают играть все большую роль в композиционных решениях. Может быть, лучший пейзаж этого периода «Возвращение крестьян с рынка лесной дорогой» (ок.
1767), просветленный и щедрый по краскам: удивительно написаны утреннее небо, листва, пронизанная желто-розовыми лучами солнца.»
В ноябре 1768 года Рейнольдс прислал Гейнсборо приглашение стать одним из тридцати шести членов-основателей Королевской Академии. Она была основана 10 декабря 1768 года.
Наиболее знаменитыми портретами начала 1770-х годов являются портрет миссис Грэм и «Мальчик в голубом», на котором изображён Джонатан Баттл.
Гейнсборо пробовал создавать офорты, сохранилось 11 досок, некоторые из них не завершены, видимо, качество не удовлетворило художника.
В 1774 году Гейнсборо переезжает в Лондон.
В 1777 году Гейнсборо после большого перерыва принимает участие в Академической выставке, где им был представлен «Водопой» — ответ художника на «Водопой» Рубенса. В последующие годы он продолжает создавать пейзажи, появляются даже две марины со спокойным и с бурным морем.
Один из лучших пейзажей — «Возвращение с жатвы» (1784).
«Ему удалось по-своему соединить два основных направления этой эпохи, казалось бы, взаимно исключающих друг друга: скромный реализм голландского пейзажа, скрупулезно фиксирующий увиденное, и французскую легкость, декоративность расцветшего к середине века стиля рококо, его криволинейное пространство.
Впоследствии к этим компонентам добавилось страстное увлечение пейзажами Рубенса, увиденными художником после его переезда в Бат. Именно поздние пейзажи Рубенса с их широким ритмом, сложным построением композиции и драматически сильными световыми эффектами произвели на Гейнсборо ошеломляющее впечатление.
В результате манера письма Гейнсборо становится более свободной, беглой, а красочный слой более жидким и текучим. Он фиксирует изменчивую игру света и тени в густой листве, все полотно пронизано единым лирическим порывом, почему Гейнсборо и можно считать одним из зачинателей романтизма в пейзаже.»
В 1781 году театральный художник Лоутербург придумал эйдофузикон — своеобразный волшебный фонарь. На подсвеченном сзади экране демонстрировались картины, нарисованные на стеклянных пластинах. Гейнсборо очень заинтересовался этим изобретением и в 1781–1782 годах создал цикл пейзажей для собственного эйдофузикона, в музее Виктории и Альберта хранятся 10 таких пластин, расписанных художником.
Широкую известность художнику принесли поэтичные женские портреты, написанные под сильным влиянием Ван Дейка.
Гейнсборо писал портреты итальянской танцовщицы Джованны Баччелли, знаменитых куртизанок — миссис Эллиот по прозвищу Длинная Долли и Фрэнсис Данкомб, но, в основном, художник писал представительниц высшей аристократии, даже английскую королеву. Особое внимание привлекают необыкновенно лиричный портрет «Дамы в голубом», портреты леди Горации Уолдгрейв и герцогини Девонширской.
В портрете миссис Робинсон и портрете миссис Шеридан 1783 года Гейнсборо возобновляет попытки объединить портрет с пейзажем.
В 1784 году у Гейнсборо произошёл конфликт с Королевской Академией. Ему не понравилось, как были развешаны на выставке Академии его картины, он попросил перевесить их пониже.
Ему ответили, что это противоречит общему правилу и ущемляет интересы других художников.
В результате Гейнсборо забрал свои картины и до конца жизни не принимал участия в выставках Академии, выставки он устраивал у себя дома.
В 1785 году Гейнсборо по собственной инициативе пишет портрет драматической актрисы Сарры Сиддонс — своеобразный ответ Рейнольдсу, который написал Сиддонс в виде музы Трагедии.
К 1785–1788 годам относится единственное полотно Гейнсборо, посвящённое античной мифологии — «Диана и Актеон».
Гейнсборо умер от рака 2 августа 1788 года. Биограф художника Джексон утверждал, что его последние слова были: «Все мы отправимся на небо, и Ван Дейк с нами».
Источник: http://artchallenge.ru/gallery/ru/71.html