?
Categories: Продолжаем про христианские сюжеты в мировом искусстве. Св. Екатерина Александрийская — одна из самых популярных святых, как на Западе, так и на Востоке.Один из эпизодов её жития гласит, что она, по преданию, обладала необыкновенной красотой, мудростью, хорошим характером и т.д. Объявила своим родителям, что выйдет замуж лишь за того, кто превзойдет её по всем этим качествам. Мать Екатерины, тайная христианка, отвела её к отшельнику, который поведал девушке о подобном юноше: «Знаю я одного чудного Юношу, Который несравненно превосходит тебя во всех твоих дарованиях. Красота Его светлее солнечного света; премудрость Его управляет всеми чувственными и духовными созданиями; богатство Его сокровищ распространено по всему миру и никогда не уменьшается; а высота Его рода неизреченна и непостижима. Во всем мире нет подобного Ему».
Через некоторое время Екатерина имела видение и приняла крещение. После крещения у неё случилось новое видение: она перенеслась на небеса и предстала перед Иисусом Христом и Девой Марией, которая вручила её руку своему сыну. Иисус вручил ей своё кольцо и назвал своей невестой.
Схожее видение имела тезка Екатерины Александрийской — юная монахиня Екатериан Сиенская в 1367 г. Мистическое обручение обеих Екатерин стало популярным сюжетов в западноевропейской живописи.
Естественно, иконография его сложилась не сразу.
Барна да Сиена(?), ок 1340 (?)Екатерина Александрийская (ее можно узнать по короне и пальмовой ветви) обручается со взрослым Христом. Внизу, кажется, — Екатерина Сиенская обручается с Христом-Младенцем. (В более поздней иконографии все наоборот). Если это так, то картина не могла быть создана до 1380 г., когда, сразу после смерти Екатерины сиенской началось ее почитание. Вообще, существование Барны ставится под сомнение.
Мастер Палаццо Венеция, 14 в.Здесь — каноническая иконография. Очень юная Екатерина обручается с Младенцем Христом. Предание, кажется, ничего не говорит о возрасте Христа, явившегося Екатерине. Он мог быть и младенцем и юношей и взрослым мужчиной. В искусстве встречаются все три варианта. Сама Екатерина, как считается, приянла мученическую смерть в возрасте 18 лет, так что она обычно изображается очень молодой, иногда совсем подростком.
Джованни дель Бьондо, 1379Здесь Христос — почти взрослый юноша, что вроде бы логичнее, чем младенец: и по возрасту Екатерине больше подходит. Однако, такая иконография не получила широкого распространения.
Якопо ди Чоне. Мистическое обручение Св. Екатерины Александрийской с предстоящими Св. Людовиком Тулузским и женщиной-донатором, ок. 1375-1380
Лоренцо Салимбени, ок. 1400
Микелино да Безоццо, ок. 1420
Круг Джентиле да Фабриано, ок. 1430
Микеле Джамбоно, ок. 1430
Неизвестный немецкий художник, ок. 1430-1450Фридрих Пахер (ок. 1440-1508). Св. Анна с Богоматерью и Младенцем на коленях и Св. Екатериной АлександрийскойПинтуриккио, или его круг, посл. четв. 15 в.Екатерина снова девочка-подросток, очень маленькая в сравнении с МадоннойАмброджо Бергоньоне, ок. 1490Здесь снова двойное обручение — Св. Екатерины Александрийской и Св. Екатерины Сиенской.Ближе к концу 15 в. «свидетелями» Мистического обручения становятся многочисленные другие святые и ангелы.Пьеро ди Козимо. Святое собеседование, ок. 1493Здесь мы вновь видим двух ЕкатеринМастерская Беноццо Гоццоли, ок. 1495-1500Филиппино Липпи, ок. 1500Переносимся через Альпы.Ханс Мемлинг, 1479Ханс Мемлинг, 1479. Фрагмент.Ханс МемлингМастер Св. Семейства (Младший), ок. 1505-1510Мастер Св. Лучии. Дева среди дев, ок. 1500Герард Давид, 1510Мастерская Лукаса Кранаха Старшего, ок. 1514-1518Лукас Кранах Старший, 1516Здесь и сама Мадонна выглядит как школьницаЛукас Кранах, ок 1516-1518Здесь — уже чуть старше, во всяком случае, старше ЕкатериныМежду тем, Италия переживала период наивысшего расцвета искусства, какого не знала, возможно, больше история.Ридольфо Гирландайо и Микеле Тозини(?), нач. 16 в.Мастерская Франческо Франча, нач. 16 в.Андреа Превитали, ок. 1505Неизвестный североиталяьнский художник (последователь Франческо Франча), нач. 16 в.Лоренцо Лотто, ок. 1506-1508В начале 16 в. числе «участников» сюжета на итальянских картинах сокращается, но затем вновь начинает расти.Лоренцо Лотто, ок. 1520Франческо Биссоло, ок. 1505-1525Бернардино да Мариотто (ок. 1478-1566)Вроде бы архаично, под явным влиянием Карло Кривелли, но складки и трактовка пространства свидетельствуют, что Италия уже пережила высокий ренессанс. Люблю такие картины, нарвится сомтреть, как идет архаизация, причем не нарочитая, а просто «художник рисует. как может»Бернардино Луини, 1520-е (?)Мне здесь авторство Луини кажется сомнительным, возможно, его последователь, или еще кто-то из леонардесок.Франческо да Сантакроче, сер. 16 в.Во всей Италии в это время уже господствует маньеризм, но еще сохраняются островки спокойствияДжироламо Маркези да Котиньола (1481-1550). Св. Семейство со Св. Екатериной АлександрийскойЗдесь Иосиф-плотник еще молодойДжироламо Маркези да Котиньола. Св. Семейство со Св. Екатериной Александрийской, ок. 1520-1530Уже чувствуется маньеризмБартоломео Роменги (Баньякавалло), 1520-1530-еОчень близкая к предыдущей картинаДжироламо Романино (ок. 1484 — ок.1559)Полагаю, 1530-1540-е. Там где высокий ренессанс не перешел в маньеризм, художники нередко ударялись в гиперреализм.
Про маньеризм и позднее возрождение — в следующем выпуске.
Источник: https://tito0107.livejournal.com/1173085.html
Сиена — часть 8. Сан-Доменико
?
Собором, который мы с вами медленно и упорно изучали до этого, Сиена естественно не ограничивается. В городе множество исторических церквей, и я предлагаю вам посмотреть три большие орденские базилики Сан-Доменико, Сан-Франческо и Санта-Мария-дель-Серви, случайно или преднамеренно разбросанные по разным концам исторического центра. Сиена, как любой средневековый город, невелика по площади, но здесь такой сложный рельеф, что пройти от одной церкви до другой нужно порядочно. Для любителей пеших прогулок есть еще загородная базилика Санта-Мария-дель-Оссерванца, расположенная по другую сторону от железной дороги в 2,5 км от станции. Первоначально и она входила в мои планы, но пропавший из-за свистопляски с самолетами день надо было как-то ужимать, и Оссерванцей пришлось пожертвовать.
Начнем с Сан-Доменико. Во-первых, это — самая первая сиенская церковь, которую видят организованные туристы, т.к. неподалеку находится парковка для их автобусов. Во-вторых, и турист неорганизованный вольно или невольно начинает свой поход по Сиене с Сан-Доменико, так как автостанция, на которую прибывает автобус из Флоренции, также находится рядом. Ну а в-третьих, я жил буквально в двух домах от Сан-Доменико, и каждое утро в 7 утра местные колокола напоминали мне, что спать вредно не для сна я приехал в Италию. Парадоксальным образом вблизи Сан-Доменико кажется совершенно неинтересной: скорее мощная крепость, чем церковь. Зато снизу от Фонтебранды или издалека, с соборного ли facciatone или с башни Манджа на Кампо, базилика Сан-Доменико поражает своими формами.
Это — не фасад и не апсида, а всего лишь левая ветвь трансепта.
И это не фасад, а алтарная часть и трансепт.
А вот фасада у базилики в сущности и нет, и даже вход в нее организован сбоку. Дело в том, что к фасаду была пристроена капелла, предназначенная для молитвы членов т.н. терциариев — Третьего ордена доминиканцев, т.е.
мирян, желающих жить по духовным правилам ордена, но не покидающих при этом мир. Из-за терциариев духовности в мире стало больше, а вот фасада у Сан-Доменико не стало вообще.
Но, в конце концов, внутреннее содержание христиан гораздо важнее внешнего благолепия храмов (ой, что я говорю!)
Сиенская церковь доминиканцев была построена в 1226-1265 годах, вплоть до 1465 года достраивалась, претерпела три пожара (1443, 1446, 1531) одно землетрясение (1798), принадлежала военным (1548-1552).
Изначально готическая, она последовательно превращалась в ренессансную и барочную, а в результате последней масштабной реставрации 1941-1963 годов вернулась к приблизительно первоначальному виду. В плане церковь представляет собой базилику с протяженным трансептом, называется такая форма, оказывается, «египетский крест».
По такому плану построены все три орденские сиенские базилики, так что запоминаем: у стандартного латинского креста уменьшаем до минимума верхнюю вертикальную «палочку», при этом удлиняем горизонтальную перекладину, — это и есть египетский крест. При такой конфигурации в трансепте, по бокам от главного алтаря помещается несколько капелл.
Так Сан-Доменико можно описать как однонефную базилику с пятью апсидами.
Это — вид из начала нефа на апсиду; ветви трансепта при этом «спрятались». Сан-Доменико изрядно пограбили в наполеоновское время и при секуляризации; несколько ценных картин унесены в музеи, но и то, что осталось на месте, достойно внимания.
Видите справа обрамленную колоннами арочку? Там находится капелла святой Екатерины Сиенской.
Рассказывать о самой известной уроженице Сиены, признанной Учителем Церкви и патроном (или патронессой) Европы, в данном журнале — значит обречь вас на долгое и сухое чтение; в качестве самого простого (но не теряющего в качестве) чтения могу порекомендовать статью в нашей русской Вики (а заодно c благодарностью представляю вам автора той статьи — shakko_kitsune) . В капелле, куда мы сейчас заглянем, хранится глава святой. Капелла была устроена в 1466 году по проекту Никколо Бенси (Bensi) и расписана в 1526 году Содомой (если вдруг заподозрит меня в пропаганде того, что в РФ запрещено пропагандировать, то знайте: Содома — это художник!); в 1596 году работу Содомы завершил Франческо Ванни. Вообще-то на входе в капеллу висит запрет на фотографирование, но жестко за этим не следят (в этом раз в Сан-Доменико вообще ремонт шел, и строительные леса мешали служителям контролировать пространство). Идем слева направо:
Слева на стене изображена казнь некоего злодея Никколо ди Тульдо, сердце которого св.Екатерине все же удалось тронуть перед его смертью. Видите святую, молящуюся слева, и ангелов, уносящих душу раскаявшегося Никколо на небеса?Правее изображено явление Христа Екатерине, после которого у нее на теле появились стигматы.
Это — фотка из Вики, у них там получше получилось))) Слева вы видите сцену со стигматами, а справа Екатерине является Богородица. Все три доселе упомянтуые фрески выполнены Содомой в 1526 году.
А на правой стене уже фреска Франческо Ванни — исцеление св. Екатериной бесноватой монахини (и такие, оказывается, бывают). Можно даже беса увидать, хотя это и недушеполезно
В центре капеллы за стеклом, в серебряном реликварии находится глава святой Екатерины Сиенской. Голову святой отделил от тела на следующий день после ее кончины ее же духовник — блаженный Раймондо из Капуи. Сейчас, думаю, трудно объяснить такой экстравагантный поступок, но такие уж были тогда нравы. Кстати, в библиотеке Пикколомини Сиенского собора Пинтуриккьо изобразил сцену канонизации Екатерины Пием II, и там ее тело лежит посреди храма, как полагается, с головой на плечах.Но перед тем, как вы перейдете по ссылке и увидите эту главу, хотел бы высказать следующее:1. Никакой ансамбль песни и пляски имени Пусси Риот не способен нанести бОльшего урона репутации Церкви и оскорбить наибольшим образом чувства верующих, чем это делает сама Церковь, выставляя подобное на всеобщее обозрение.2. И эти люди требуют захоронить мумию Ленина как смущающую их религиозные чувства.
Если вы все же хотите увидеть это, то снимок главы св. Екатерины можно увидеть здесь: https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Head_of_Saint_Catherine_of_Siena.jpg.
Из произведений искусства в Сан-Доменико я бы рекомендовал полюбоваться следующими.
Святые Варвара (в центре, с башней в руках), Екатерина Александрийская (слева) и Мария Магдалина; в люнете — Поклонение волхвов. Автор — Маттео ди Джованни (1479)
«Маэста». Автор — Гвидо да Сиена (1221)Мадонна с предстоящими Григорием, Иоакимом, Иеронимом и Себастьяном; в люнете — Пьета. Автор — Бенвенуто ди Джованни (1483)
В пресвитерии же можно увижеть (якоже можаху, близко не подпускают) киворий и двух ангелов работы Бенедетто ди Майано (1475). Витражи попали на фото случайно, они немного портят впечатление.
Надеюсь, что не утомил. Примерно в таком же темпе я вам предполагаю показать и две оставшиеся орденские базилики — францисканцев и сервитов.
Источник: https://sibeaster.livejournal.com/178342.html
29 апреля – святая Екатерина Сиенская
Также известна как Caterina Benincasa; Catharine of Siena. Родилась в Сиене, Италия, 25 марта 1347 г.; умерла 29 апреля 1380 от таинственной и мучительной болезни; канонизирована в июле 1461 Папой Пием II; провозглашена Учителем Церкви в 1970.
«Живущие в союзе с Богом, зная о грехах других людей, живут в мире… Поэтому они всегда миролюбивы и спокойны, и ничто не может их возмутить, поскольку они побороли всё то, что может породить злословие и проявление их злой воли… Они находят радость во всём.»
«Они не становятся судиями моим рабам или кому-то ещё, а радуются при любых обстоятельствах и любой возможности, которую находят. Даже, встретившись с явным грехом, не выносят приговор, а проявляют святое и подлинное сострадание, молясь за грешника.»
–Святая Екатерина Сиенская.
«Когда же вы полагаете, что Бог указует вам на чужие грехи, остерегайтесь: ваше собственное суждение также может быть греховным. Храните молчание. Найдя грех в других, в тот же час смиренно ищите его в себе.
Если другой на самом деле имеет в себе греховность, он справится с нею гораздо лучше, увидев, как кротко вы его постигли, и скажет себе то, что вы хотели сказать ему.»
–Святая Екатерина.
В четырнадцатом веке Италия была охвачена чумой, расколом и политическими беспорядками. Когда имеем дерзновение думать, что живём в самое худшее время, стоит вспомнить жизнь святой Екатерины.
Те дни были настолько темны, что многие святые и учёные считали, что грядёт конец света. Священники покинули Рим, отправившись в Авиньон в 1305 г. В самом Риме царила анархия.
И тогда, среди смятения и несогласий в Церкви, Бог возвысил Екатерину, одну из множества святых, доказывающих, что наше упование на Господа никогда не оказывается тщетным.
Сиена проявила себя в 1260, силой овладев Флоренцией. Город, в котором были университет с медицинской школой и прекрасный собор, управлялся Governo dei Nove (Правительство Девяти). Искусство там было тесным образом связано с жизнью.
Сиенские художники были самыми точными выразителями чувств и идей своих великих мистиков. Легенда гласит, что Сиена была основана Ромулом и Ремом, или сыновьями Рема, Асцием и Сением (Ascius, Senius), создавшими её чёрно-белый флаг.
У Джакомо ди Бенинказа (Giacomo di Benincasa) было преуспевающее дело. Вместе с тремя своими сыновьями, Бартоломмео, Орландо и Стефано, двумя подёнщиками и двумя подмастериями, он занимался окраской тканей на Vicolo del Tiratoio (улице красильщиков). Семья жила сверху. Они держали также семейную ферму.
Когда Лапа (Lapa), сварливая и деспотичная жена Бенинказы, дочь ныне забытого поэта, родила близняшек, Екатерину и Джованну, у неё уже было 22 ребёнка. Лапа оставила себе Катю, которую кормила грудью, но у неё не хватало молока для её сестры, и ту отдали под попечительство другой матери, и в конечном счёте она умерла.
Родился 25-й ребёнок, его также назвали Джованной, но и она прожила только несколько лет. Тринадцать детей дожили до взрослого возраста, и все оставались в доме, пока не поженились. Потом в число членов семьи вошло одиннадцать внуков вместе с приёмным сыном Tommaso della Fonte, чьи родители умерли во время чумы 1348 г.
Хотя Катя и не отличалась особой красотой, её хорошо знали в округе благодаря весёлому нраву и мудрым пословицам. Как писал её первый биограф, блаженный Раймонд из Капуа (Raymond of Capua), она всегда была способна очаровывать других.
Екатерина была худа и бледна, черты лица её были тонки, с нежной кожей, она обладала длинными толстыми блестящими золотыми волосами. Она была подвижна, жизнерадостна, дружелюбна, впечатлительна и очаровательна.
Движения её были быстры и полны изящества.
Молиться она начала с ранних лет. В пять лет она становилась на колени на каждой ступеньке лестницы в её доме и молилась.
Ей было всего семь лет, когда она рассказала о своём первом видении – Иисус, сидящий на престоле, окружённый святыми, когда она с младшим братом вернулась после посещения замужних сестёр. Младший брат тянул её за руку, но она была увлечена видением.
С этого дня она посвятила себя служению Богу и полностью погрузилась в молитву, размышление и епитимию, к которым призывала присоединиться своих друзей.
Раймонд Капуанский, её исповедник и биограф, писал «…ведомая исключительно Святым Духом, она обратилась к житиям и делам святых египетских Отцов и других святых, особенно блаженного Доминика, и ощутила столь сильное желание подражать им, что не могла помышлять о чём-то ещё.»
У Бенинказа была маленькая ферма на окраине San Rocca a Pilli, в 14 км от Сиены, где Катерина проводила время. У неё была страсть к цветам, она сплетала их в маленькие крестики для своего первого исповедника падре Томмасо. Ей часто снилось, что ангелы спускались с Небес и короновали её лилиями.
Её родители хотели, чтобы она вышла замуж и начала следить за своей внешностью. Поначалу она согласилась прибегнуть к услугам парикмахера и стала модно одеваться, но вскоре раскаялась в своей уступке матери и сестре Бонавентуре.
В 16 лет, когда ей грозило в самом деле вступить в брак, она рассказала матери о том, что в семь лет дала себе клятву навсегда остаться девственницей.
Мать не восприняла её разговоры всерьёз, и тогда она состригла свои роскошные золотые волосы (святая Роза Лимская проделывала то же самое в такой же ситуации).
Её мать пришла в ярость, уволила свою служанку и решила, что Екатерина должна одеваться как служанка и выполнять работу служанки. Екатерина с готовностью взялась за работу и умело её выполняла.
Мужская часть семьи пыталась возражать, но Лапа настояла на своём; её отец, однако, пообещал, что не станет настаивать на браке и выделил ей комнату и время для молитвы, потому что увидел белого голубя, парящего над её головой.
Она мечтала повстречать святого Доминика, её одолевало желание вступить в Третий доминиканский орден Епитимьи. В то время в Сиене было около ста набожных бабуль и старых дев, называвшихся мантеллатками (Mantellates), носивших чёрные накидки поверх белых облачений.
Так и не поняв, что её дочь не пойдёт замуж, Лапа взяла её с собой на воды в Виньон (Vignone), надеясь откормить её там для брака. Через неделю они вернулись. Екатерина ошпарила себя на горячих источниках, чтобы обезобразиться. К тому же заразилась оспой.
Во время болезни Екатерина упросила Лапу, чтобы та попросила сестёр принять её дочь.
Мать настоятельница сказала, что Екатерина слишком молода (что весьма порадовало Лапу), однако Екатерина настаивала, что в ордене нет положения о возрасте.
Лапа уверяла её, что Екатерина подстриглась, обожглась и подцепила оспу, чтобы потерять свою привлекательность. Тогда Мать согласилась посетить Екатерину. Несколько недель спустя Екатерина получила мантию и монашескую рясу.
Три года она выходила из своей скромной кельи только чтобы побывать на Мессе, нарушала молчание только для исповеди или в крайних случаях, питалась скудно и в одиночестве, читала вслух церковную службу в часы, когда знала, что сёстры-доминиканки спят.
Временами у неё были периоды спада, но никогда она не впадала в искушение. В Прощённый вторник 1367 г. она молилась о «полноте веры» и ей было видение, в котором она увидела Иисуса, Марию, святого Иоанна Богослова, святого Павла, и святого Доминика, основателя её ордена.
В этом видении Пресвятая Дева представила её Иисусу, Который взял её в жёны. Он надел ей на палец золотое кольцо с четырьмя жемчужинами вокруг прекрасного алмаза, говоря, «прими это кольцо в знак того, что ты Моя, и будешь Моей навеки.
» Никто не видел этого кольца, но оно всегда было у неё перед глазами.
Её жизнь сопровождало множество чудес. В 26 лет она впервые ощутила на себе боль Христовых страданий. Два года спустя, во время посещения Пизы, она получала Причастие в маленькой церкви Санта Кристина.
Когда она пребывала в благодарном размышлении у распятия, пять кровавых лучей снизошли с него, протыкая её руки, ноги и сердце. Так она получила пять видимых ран Его страданий – стигматы. Они причинили ей столь сильную боль, что она упала в обморок.
Восемь лет Екатерина обходилась без пищи, питаясь лишь Святым Причастием. Она молилась о том, чтобы отметины не были видны на её теле, хотя они и были видны через открытые части тела.
Много раз она левитировала во время своих молитв. Однажды, когда она причащалась, священник заметил, что гостия полетела, как бы по своей воле, прямо ей в рот.
В Житие святой Екатерины мать Francis Raphael пишет о том, что святая была неподвластна огню. Она описывает случай, когда Екатерины попала прямо в огонь на кухне во время молитвенного восторга.
Пламя было большим и жарким, но когда Екатерину вытащили из дымящихся красных угольков, ни она, ни её одежда не пострадали.
Но ни одна из этих божественных милостей ничего не значила бы для мира, если бы Екатерина продолжала укрываться в своей келье.
В 1370 она услышала голос с Небес, призывавший её покинуть свою келью и вступить на службу Богу в миру для спасения ближних. Тысячи приходили повидать её, услышать её, быть обращёнными ею.
Члены монашеских орденов, немонашеские священники, миряне собирались вокруг неё.
Конечно же, общественное мнение Сиены резко разошлось в оценке Екатерины. Возможно, по причине обвинений, выдвинутых против неё, её вызвали в Флоренцию, чтобы предстать перед главным настоятелем доминиканцев. Все обвинения, естественно, были опровергнуты, и вскоре новый настоятель Сиены, блаженный Раймонд, стал её исповедником.
Главная идея её учения: Человек, в монастыре или в миру, должен жить в келье самопознания, месте, в котором паломник заново рождается для вечной жизни. Наплыв кающихся был столь велик, что три священника, посланных Папой принимать исповеди тех, кто под её влиянием решил изменить свою жизнь, едва могли с ним справиться.
Она рассылала письма, которые зачастую диктовала, находясь в иступлённом восторге, людям всех сословий, вступала в корреспонденцию с королями, князьями и итальянскими городами-государствами. Она также участвовала в общественных мероприятиях, приглашая к себе всех пытливых, интересующихся, всех преданных вере. Она собирала сведения от всех них.
Даже Папа прислушивался к её справедливому суждению. В то время папство было трагическим образом ослаблено спорными выборами Пап, препирательствами между Папами и антипапами. Екатерина поддерживала истинного Папу Урбана VI против его оппонентов; однако временами он поступал неприглядно, и в своих письмах она не уставала его в этом упрекать, оставаясь, тем не менее, полностью преданной ему.
Как минимум дважды она успешно вмешалась в дела высшей политики. Екатерина помогла заключить мир между враждующими городами: она добилась примирения Папы с Флоренцией.
18 июня 1376 Екатерина прибыла в Авиньон в качестве неофициальной посланницы, и убедила Папу вернуться в Италию и, что было самым большим делом её жизни, положила конец вавилонскому плену Пап.
Таким образом 13 сентября 1376 Папа Григорий XI отправился по воде из Авиньона в Рим.
За месяц до этого Екатерина вернулась в Сиену, откуда продолжала убеждать Папу установить мир в Италии.
По его особой просьбе она снова посетила Флоренцию, по-прежнему раздираемую распрями, город, упорствующий в непослушании и находящимся в отлучении от Церкви.
Там она пробыла некоторое время, где каждый день совершались убийства и грабежи, рискуя каждый раз расстаться с жизнью, не страшась мечей, нависавших над нею. В конце концов она добилась мира между Флоренцией и Святым престолом.
В течении пяти дней, перед тем как навсегда покинуть Сиену, Екатерина диктовала Диалог. Это был её отчёт о видениях. Она была ясновидящей, находясь в общении с Иисусом. Будучи неграмотной, она стремилась прочитать требник, иногда с помощью отца Томмасо делла Фонте или Алессии Сарачини (Alessia Saracini), её подруги, или же с помощью чуда.
Её приёмный брат Томмасо делла Фонте стал священником и её исповедником во время её новициата. Он давал ей и другие книги, такие как краткая история Церкви, жития святых, псалмы и другие книги Писания. Позднее она приводила в изумление учёных богословов своим пониманием этих тем.
Она любила музыку и пение, с трепетом относясь к детям. Екатерина снова стала заводить друзей, сначала среди мантеллаток и доминиканцев, затем среди священников и врачей больницы Санта-Мария делла Скала, где начала работать сестрой милосердия, потом среди интеллигенции. Она обладала даром исцеления. Множество из того, что она сделала, было встречено с неблагодарностью.
Екатерина любила помогать больным. В отличие от других добровольцев, она бралась лечить самые отвратительные болезни, такие как проказа, которая в то время была практически неизлечима. Вокруг неё собиралось множество друзей, и когда в Сиене разразилась чума, она смело вела их к заболевшим и часто сама копала могилы и погребала мёртвых.
Екатерина впадала в нравственные искушения, иногда ей казалось, что Бог оставил её.
Может быть из-за этого она оставляла своих последователей? Однажды она ухаживала за женщиной, страдавшей раком, и та вылила на неё всю свою раздражительность и отчаяние, порождённую безнадёжностью, но Екатерина оставалась неколебимо спокойной и выдержанной; к ней вернулись видения, и дух её окреп. «О мой Спаситель, мой Господь, «взывала она, «почему Ты оставил меня?» «Дитя Моё,» последовал ответ, «Я был с тобою всегда. Я был в твоём сердце всё время.»
Она делилась накоплениями отца с бедными, некоторых считая истинно святыми.
В течении всей своей нелёгкой жизни она оставалась доброй и великодушной, служа Христу в заботе о бедных, следуя за Ним по захудалым улицам, в переполненных приютах, взвалив на себя ношу боли и греха, повстречавшихся ей на пути, питаемая и поддерживаемая частыми видениями. Наш Господь явился ей, предлагая в одной руке золотую корону, а в другой – терновый венец. Без колебаний она выбрала терновый венец.
Francesco di Vanni Malavolti, знаменитый ловелас, так добивался дружбы с Екатериной, что немедля пришёл к покаянию. Благодаря сходству умов между ними возникла искренняя и прочная дружба. После смерти жены он поступил в монастырь и провёл остаток дней в молитве и покаянии.
Andrea Vanni был её другом, написавшим её портрет, сохранившийся в церкви Сан-Доменико в Сиене. Он и брат Екатерины, Бартоло, возглавили революцию, свергнувшую правительство.
Тридцать лет эта смелая и верная душа свидетельствовала о Силе, переступающей пределы нашей земной жизни, пробуждающей многих, с помощью обращения, к ощущению Вечности. «Её молитвы,» как говорит нам её современник, «были столь напряжённы, что один час молитвы производил более опустошения в её слабом теле, чем два дня пыток для иного.»
Когда после смерти Папы Григория в 1378 разразилась Западная схизма, новый Папа Урбан VI призвал её в Рим. В Авиньоне кардиналы выбрали другого Папу, объявившим выборы Урбана незаконными. Христианство разделилось на два лагеря.
Она выступала на открытом церковном суде, писала главным вдохновителям раскола, иностранным князьям, и своим влиянием помогла побороть французского антипапу в Италии.
Она также продолжала писать Урбану, иногда прося его оставаться спокойным на суде, иногда увещевала умерить жёсткость, отвращавшую даже его сторонников.
Вместо того, чтобы негодовать на её упрёки, Урбан пригласил её в Рим для совета и поддержки. В послушании она навсегда покинула Сиену и обосновалась в Вечном городе. Здесь неустанными молитвами и увещеваниями она собирала новых приверженцев истинному понтифику.
Когда она предложила принести свою жизнь в жертву Богу, и увидела в видении, как Всемогущий Бог выжимает её сердце, проливая бальзам на Церковь, она смертельно заболела и умерла на руках Алессии Сарачини после восьми недель сильнейших страданий, в 33 года, возрасте, в котором умер её Хозяин. Умирая, она была радостна и счастлива.
Екатерина – одна из величайших преподобных святых всех времён. В ней особенно отчётливо проявились сверхъестественные мистические состояния, освящающие праведность и сопровождающие бремя святости. История литературы отводит святой место рядом с Данте и Петраркой (Bentley, Gill, Harrison, Keyes, Schamoni, Walsh).
В искусстве святую Екатерину всегда изображают в виде доминиканки Третьего ордена (белое облачение, чёрная накидка, белая вуаль) с стигматами, лилией и книгой.
Иногда она с терновым венцом и распятием; с сердцем на книге; с сердцем у её ног и бичом или черепом; с дьяволом, поверженным у её ног; с ангелами, венчающими её тремя коронами; венчающейся мистическим браком с Христом; подающей одежды нищему, который на самом деле является Христом (Roeder). Екатерина – покровитель Италии вместе с святым Франциском Ассизским (Roeder)
Покровительница доминиканок-терциарок, 2-я покровительница Рима (с1886 г.), главная покровительница Италии; умирающих и приобщения св. Тайн перед смертью (ввиду ее дара, обращать самых закоренелых грешников); прачек.
Источник: Католический блог
Источник: http://kazan.dscs.ru/?page_id=7485
Святая Екатерина Сиенская
Тогда как земли Рейнской области и Нидерландов будоражил мистицизм, в Италии раскол папства способствовал пробуждению чувства христианского реализма. В литературе чаяние века отразились в Божественной комедии Данте Алигьери (1265-1321), являющейся самым великолепным свидетельством средневековой духовности. Подобно Петрарке (1304-1374), боровшемуся за единство Церкви и возврат к ортодоксальности, Данте призывал к реформе. Однако главной фигурой этого периода нестроений, личностью, сумевшей наконец-то положить конец папскому пребыванию в Авиньоне, была св. Екатерина Сиенская (1347-1380).
Екатерина Бенинказа родилась в семье, растившей двадцать пять детей. С шестилетнего возраста она посвятила жизнь Богу. Позднее она вступила в организацию женщин-мирянок Mantellate, входящую в Третий Орден Св.Доминика.
Всю жизнь она оставалась мирянкой, поначалу оставаясь в доме родителей и ведя самоуглубленный образ жизни, а впоследствии служа нуждающимся, заключенным и больным. В двадцать четыре года она начала активную апостольскую миротворческую деятельность, выступая также поборницей Крестовых походов.
Она переходила из одного города в другой, стремясь восстановить согласие между итальянскими государствами и содействовать церковному благополучию. Несмотря на многочисленные неудачи, способные сломить даже самую закаленную душу, усилия Екатерины завершились победой, и 17 января 1377 г. Папа Григорий XI вернулся из Авиньона в Рим.
К сожалению, победа оказалась недолговечной, так как выборы Папы Урбана VI привели к очередному расколу, который Екатерине, несмотря на все ее молитвы и уговоры, предотвратить не удалось.
В последний год жизни Екатерина ежедневно ходила в Ватикан молиться о прекращении схизмы и о церковном единстве. Вконец обессиленная, она ушла из жизни 29 апреля 1380 г. В 1461 г. Папа Пий II причислил ее к лику святых, а в 1970 г. Папа Павел VI провозгласил ее Учителем Церкви.
Получившая стигматы, невидимые до смерти, и обрученная кольцом мистического брака, св. Екатерина Сиенская близка по духу неутомимой и бесстрашной св. Терезе Авильской. Главная ее работа — Диалог, известная также под названием Книга о Божественном Провидении.
После нее также осталось более 400 писем и различных молитв. В жизни она выполняла роль духовного наставника для бесчисленного множества душ — Пап, епископов, священников, монахов и мирян.
Так как Екатерина не умела ни читать, ни писать, то ее учение было тщательно записано под диктовку секретарями.
В Диалоге, представляющем собой беседу предвечного Отца и Екатерины, Екатерина обращается к Богу с четырьмя мольбами: 1) о своем освящении; 2) о спасении человечества и о церковном мире; 3) о реформе духовенства; 4) о божественном промыслительном руководстве всех и вся ко спасению.
Источник: https://yaltakatolik.ru/svyatye/svyataya-ekaterina-sienskaya/
Описание картины Святая Екатерина Сиенская просит Христа освободить Пальмертину – Джироламо ди Бенвенуто
Джироламо ди Бенвенуто работал в основном в Сиене и ее окрестностях, поэтому св. Екатерина, покровительница этого города, часто фигурирует в его произведениях. На небольшом панно, время создания которого неизвестно, передан эпизод из легенды о ней и о другой монахине-доминиканке по имени Пальмертина.
Вопреки попыткам Екатерины помириться с Пальмертиной, та питала к святой непримиримую злобу. Несмотря на это, когда Пальмертина смертельно заболела, Екатерина молилась, чтобы та не была осуждена на вечные муки, умерев нераскаянной.
На первой части панно изображен Христос в окружении херувимов, явившийся Екатерине во время молитвы и предупредивший ее, что Пальмертине нет спасения; за спиной Екатерины дьявол, обычно дежуривший у смертного ложа грешников, чтобы похитить их души, держит в лапах длинный список грехов Пальмертины.
Мольбы Екатерины в конце концов склонили Христа не позволить Пальмертине умереть, пока она полностью не раскается, и тем лишив дьявола добычи.
На сцене в правой части панно Екатерина и монах присутствуют у смертного ложа Пальмертины, которая наконец полностью раскаялась и помирилась со святой. СВ. ЕКАТЕРИНА СИЕНСКАЯ.
Екатерина сопротивлялась попыткам родителей выдать ее замуж и вступила в орден доминиканцев, чтобы заботиться о бедных и больных.
Она испытала множество мистических испытаний: в одном из них Христос предложил ей на выбор два венца – золотой и терновый, и она выбрала терновый; в другом она получила стигмы; и, подобно Екатерине Александрийской, вступила в мистический брак с Христом.
Всю свою жизнь Екатерина посвятила укреплению и очищению папской власти. Она считается покровительницей Италии и почитается в своем родном городе Сиене, где Доменико Беккафуми изобразил ее в белых монашеских одеждах, получающей стигмы. На других живописных полотнах она в черно-белом облачении ордена доминиканцев, может держать лилию или четки или же показывать свои стигмы.
(No Ratings Yet) Loading…
Еще картины:
- Святая Екатерина Александрийская – Рафаэль Санти Рафаэль впервые попал в Рим, скорее всего, в 1502-1503 годах, когда работал в Сиене вместе с Пинтуриккьо, еще раз –……
- Оплакивание Христа – Джироламо-Маркези-да Котиньола Приобретена из коллекции Эстерхази в 1870 году. Маркези был эклектиком. В его работах ощущается влияние Франческо Франчи, Марко Пальмеццано и……
- Екатерина II в Царском парке – Владимир Боровиковский Боровиковский написал Екатерину II на прогулке в Царскосельском парке. Портрет понравился, и художник написал его вариант. Так возникли два почти……
- Воскресение Христа – Аньоло Бронзино Эта картина стала первым большим алтарным образом, написанным Бронзино. Образ был заказан художнику семейством Гваданьи для их семейной капеллы в……
- Крещение Христа – Пьеро делла Франческа Сцена крещения была написана для аббатства Сан Джованни Баттиста в родном городе Пьеро делла Франческа Борго Сан Сеполькро, Урбино, вероятно,……
- Образы Христа – Джованни Беллини Большинство подобных работ Беллини создавал, по всей видимости, для частных лиц. В пользу данного утверждения говорит то, что почти все……
- Екатерина II – законодательница в храме богини правосудия – Дмитрий Левицкий Это полотно особенно хорошо дает представление об особенностях портрета в искусстве классицизма, об аллегории и символике – характерных особенностях искусства……
- Тело Христа – Марко Базаити Если предыдущая картина, созданная молодым Базаити, представляет собой замечательное произведение, вобравшее в себя лучшие достижения венецианской живописи того времени, то……
- Оплакивание Христа (Пьета) – Тициан Вечеллио Картина художника Тициано Вечеллио “Оплакивание Христа” . Размер картины 352 x 349 см, холст, масло. Одним из самых глубоких по……
- Святая Русь – Михаил Нестеров На картине художник представил Христа в окружении русских святых и народа на фоне русской природы. В 1907 г. картина была……
- Святая ночь – Альбрехт Альтдорфер Картина “Святая ночь” создана немецким художником дунайской школы Альбрехтом Альтдорфером в начале первого десятилетия 16 века. Размер картины 36 x……
- Оплакивание мертвого Христа – Андреа Мантеньи Один из величайших шедевров эпохи кватроченто, а также темперной живописи, авторства Андреа Мантеньи, помимо этого демонстрирует довольно необычный ракурс. Также……
- Крещение Христа – Эль Греко Огромное, вытянутое в высоту полотно “Крещение Христа” – единственная картина, о которой достоверно известно, что она принадлежала алтарному циклу, написанному……
- Святая Инесса и ангел укрывающий ее покрывалом – Хусепе Рибера Картина написана на сюжет из Библии. Юную христианку, мученицу Инессу, обнаженной выставили на позор, отдали на поругание толпы за ее……
- Москва-Москва – Аристарх Лентулов В 1913 г. Лентулов пишет панно “Москва-Москва”, ставшее вершиной его примитивистского гиперболизма. Сгущения красок словно манят зрителя погрузиться в эту……
- Христос в терновом венце – Питер Рубенс Картина относится к раннему периоду творчества Рубенса. В ней представлен евангельский эпизод, когда Христос после бичевания и поругания был выведен……
- Портрет князя А. А. Вяземского – Карл Людвиг Христинек Александр Алексеевич Вяземский – князь, русский государственный деятель, один из ближайших сановников Екатерины II. Родился 3 августа 1727 года. Он……
- Оплакивание Христа – Жан Малуэль Большого тондо “Оплакивание Христа” , с гербом Филиппа Смелого на обороте; картина была создана, возможно, около 1400, вскоре после вступления……
- Крещение Христа – Джотто Эта сцена из цикла фресковых росписей капеллы дель Арена подтверждает устоявшуюся точку зрения, согласно которой принципы изобразительной стилистики Джотто, в……
- Оплакивание Христа – Джотто Этот шедевр Джотто – жемчужина капеллы дель Арена. Центром композиции являются два сближенных лица: мертвого Христа и Его Матери. Именно……
Описание картины Святая Екатерина Сиенская просит Христа освободить Пальмертину – Джироламо ди Бенвенуто.
Источник: https://art.goldsoch.info/svyataya-ekaterina-sienskaya-prosit-xrista-osvobodit-palmertinu-dzhirolamo-di-benvenuto/
Италия, Сиена
Кафедральный собор Сиены, или Дуомо, официально освятили в 1179 году, однако его окончательная отделка завершилась несколько столетий спустя. Интересны интерьеры собора, сохранившие огромное количество древних мозаик, а также колокольня, построенная в XIII веке.
На крыше собора расположены статуи святых (XV век), которые с высоты как будто оберегают город от несчастий.
Главной достопримечательностью старой части Сиены является центральная площадь Пьяцца дель Кампо. Архитектурная доминанта этой просторной, имеющей форму раковины площади — массивный фасад городской ратуши (Палаццо Пубблико).
Общая завершенность вида и гармония построения сделали Пьяцца дель Кампо одной из наиболее великолепных площадей города. Разделенная полосами светлого камня на девять секторов, кирпичная мостовая площади отлого поднимается к полукругу зданий, опоясывающих ее с северо-востока. На верхнем конце центрального сектора расположен Фонтан Радости (Фонте Гая).
Богато декорированное прямоугольное основание фонтана — шедевр, созданный Якопо делла Кверча (1419 г.), — было реконструировано в 1868 году; оригинальные работы находятся в настоящее время в городской ратуше.
Общая гармония восприятия этого места во многом обусловлена тем фактом, что красивые здания на одной стороне площади и расположенная напротив городская ратуша выполнены в очень похожем стиле. Особенно поразительным является здание Палаццо Санседони (1216-1339), расположенное слева от Фонтана Радости.
На южной стороне центральной площади Пьяцца дель Кампо города Сиены возвышается городская ратуша Палаццо Пубблико (итал. Общественный дворец) — внушительное готическое здание, построенное из кирпича и известняка (1288-1309 гг.). Верхние этажи нижнего крыла были достроены в 1680 г.
Здание имеет множественные верхние надстройки и обширные подвальные помещения. Фасад оживляют ряды изящных окон и карнизы с круглыми арками, верх фасада украшен зубцами. На каждой оконной арке можно увидеть изображение черно-белого гербового щита Сиены — Бальзаны.
Каждый край центрального корпуса украшен маленькой колокольней, под зубчатым верхом которой укреплена круглая пластина с монограммой имени Христа (IHS) — изображение которой было отличительным признаком Св. Бернардино Сиенского (1380-1444), проповедовавшего в Пьяца дель Кампо.
В центре зала на первом этаже можно увидеть гербовый щит рода Медичи, потомки которого с 1569 года носили титул Великих герцогов Тосканских. Фасад здания и правая колонна перед ним украшены серией изображений Капитолийской Волчицы.
Слева от Палаццо Пубблико располагается Торре дель Манджа, одна из наиболее смело задуманных средневековых башен. Ее стержень выполнен из кирпича, а зубчатая платформа с бойницами и другими необходимыми атрибутами — из известняка.
Общая высота башни до верхушки ее металлической звонницы (включающей 1666 колоколов) составляет 102 метра. Она была построена в 1338-1348 гг. двумя братьями, Франческо и Муччо ди Ринальдо; проект считался настолько безрассудным, что они были вынуждены взять весь риск на себя.
С платформы башни открывается великолепный вид на город и его окрестности. У подножия башни расположена часовня Капелла ди Пьяцца, построенная в 1352 г. в честь избавления города от эпидемии чумы 1348 года; в 1463 г. внешний вид часовни был значительно изменен.
Ее архитектура эпохи Возрождения, как продолжение традиции античных канонов, резко контрастирует со сдержанным фасадом Палаццо Пубблико.
На северо-восточном углу площади Пьяцца дель Кампо, выходя фасадом на улицу Банчи ди Сотто, возвышается Палаццо Пикколомини — дворец, построенный в 1469 году Пьетро Паоло Поррина по проекту Бернардо Росселино для Ненни Пикколомини, отца будущего Папы Пия III.
В этом великолепном здании эпохи Возрождения в настоящее время расположен Национальный Архив, в котором хранятся исторические документы, правительственные отчеты, манускрипты и так далее.
Особый интерес представляют так называемые «таволетта ди Биккерна» — деревянные обложки для расходных книг, которые расписывались лучшими художниками Сиены по заказу городского казначейства.
На улице Банчи ди Сопра располагается Палаццо Салимбени — похожее на крепость готическое здание XIV века.
Его великолепный трехэтажный фасад хорошо виден с удобного расстояния, что редко возможно на узких улицах Сиены.
Здание Палаццо Салимбени в настоящее время занимает один из старейших итальянских банков — Монте дей Паски ди Сиена, основанный в 1472 году и действующий в городе с 1624 года.
Каза ди Санта Катерина — дом, в котором родилась известная католикам всего мира святая — Катарина Бенинказа (Катарина Сиенская).
В течение своей жизни Катарина яростно боролась за перенос папского престола в Рим, за что заслужила немалое уважение среди мирян.
Сегодня на месте ее рождения практически ничего не изменилось, кроме того, что к ее дому были пристроены небольшая часовня и оратория для мессы.
Оратория Сан-Бернардино построена в конце XV века неподалеку от церкви Святого Франческо. По легенде, на месте возведения оратория святой Бернардини провел свою первую мессу.
Два уровня оратория украшены старинными фресками сиенских мастеров. На первом этаже посетители могут увидеть работы Франческо Вани, Рутилио, Доменико Манетти и Вентура Салимбени.
Верхний уровень украшают фрески XVI века, принадлежащие кисти Джироламо дель Пачия, Доменико Беккафуми и некоторых других.
Баптистерий Сан-Джованни, построенный примерно в конце XIV века, расположен позади главного Кафедрального собора.
Баптистерий сегодня многие причисляют к историческим жемчужинам Сиенты, так как он хранит старинные фрески и скульптуры различных итальянских мастеров.
Многие искусствоведы даже предполагают, что часть здешних скульптур относится к творениям великих деятелей Возрождения — Донателло и Гиберти.
Собор Санта-Мария, одна из прекраснейших церквей Италии, возведен на самой высокой точке города, к юго-востоку от Кроце дель Травальо. Нет никаких сведений, когда церковь была впервые построена на этом месте. Строительство собора в его современном виде было начато в 1229 г.; купол был завершен в 1264 г., а восточная часть клироса продлена над купелью около 1317 г.
Затем в 1339 г. жители Сиены решились на грандиозное расширение собора, которое должно было превратить его в крупнейшие готическое здание в Италии. Современная церковь должна была стать трансептом новой 100-метровой церкви, главная ось которой повернулась бы на 90 градусов.
Однако скоро работа над проектом была остановлена, частично из-за того, что старый фундамент не выдерживал веса нового здания, частично из-за эпидемии чумы 1348 года, унесшей множество жизней. Некоторое представление о масштабности проекта дают те части нового нефа, которые были достроены. Фасад первоначального здания был завершен только к 1380 г.
Богатое скульптурное оформление было основательно обновлено в 1869 г., а мозаичные полотна установлены в 1877 г. Колокольня датируется концом XIV века.
Рядом с городскими стенами, располагается Церковь Святого Доминика, суровое кирпичное здание, построенное в цистерцианском готическом стиле. Возведенная первоначально в 1226 году, впоследствии она была изменена и расширена; в 1340 здесь была установлена колокольня с зубчатыми стенами, в стиле, чуждом цистерцианской архитектуре.
Неф с вложенным прямоугольным хором не имеет проходов, а трансепт непривычно высок и просторен, отсюда можно войти в две часовни, примыкающие к хору. Своей эффектностью интерьер обязан в первую очередь отсутствию внутреннего декора, усиливающему впечатление, производимое свободным пространством.
В северо-восточной поперечной стене нефа расположен вход в сводчатую часовню, где находится самый ранний из известных портретов Святой Екатерины Сиенской (1347-80 гг.) — фреска работы Андреа Вани (ок. 1400 г.
) Часовня Святой Екатерины, пристроенная к правой стене нефа, содержит два шедевра мастера Содомы — «Экстаз Святой Екатерины» и «Святая Екатерина без чувств» (обе работы 1525 года), а также мраморную раку работы Джованни ди Стефано (1446 г.) где хранится голова святой, умершей и похороненной в церкви Санта-Мария-сопра-Миневра (итал. Святая дева Мария над Минервой) в Риме.
На высоком алтаре в хоре под балдахином установлены две фигуры ангелов с канделябрами (ок. 1475 г.) работы Бенедетто да Майано. В первой часовне справа можно увидеть фрески работы Маттео ди Джованни, а во второй часовне слева — настенную роспись Маттео ди Джованни и Бенвенуто ди Джованни. Одно из окон апсиды выходит на великолепную панораму города.
Источник: https://rorocho.livejournal.com/27619.html
Толкование Евангелия, Глава 38 — читать, скачать — Борис Ильич Гладков
В следующие дни, в среду или четверг, но вероятнее, что в среду, Иисус был приглашен Симоном-прокаженным отобедать с ним в его доме, в Вифании. По закону Моисея, строго воспрещались всякие сношения с прокаженными до их выздоровления, поэтому следует признать, что пригласивший Иисуса Симон в то время не страдал уже проказой.
Почему же Евангелисты Матфей и Марк называют его прокаженным? Разве прежняя болезнь могла усвоить ему навсегда такое прозвище? Едва ли.
Не будет ли правильнее предположить, что он исцелен был Иисусом от проказы так недавно, что не только близкие, но и сам он не отвык называть себя прокаженным? Некоторые толкователи полагают, что этот Симон и тот Симон-фарисей, о котором повествует Евангелист Лука (Лк. 7, 36) – одно и то же лицо.
Но ведь Симон-фарисей враждебно относился к Иисусу, не оказал Ему даже самой обычной вежливости, не велел омыть Ему ноги и не приветствовал Его лобзанием, да и жил-то в Галилее, тогда как Симон-прокаженный был расположен к Иисусу, и жил в Иудее, в Вифании; следовательно, это не одно и то же лицо.
Во время обеда, когда все возлежали вокруг стола, вошла женщина с алавастровым сосудом драгоценного цельного нардового мира (о нардовом мире и алавастре см. выше, с. 387). Кто была эта женщина, Евангелисты не говорят.
Три женщины в разное время помазали Иисуса миром: первая – в доме Симона-фарисея, предание называет ее Марией Магдалиной, вторая – Мария, сестра Лазаря, и третья – в доме Симона-прокаженного.
Иоанн Златоуст, Августин и другие полагают, что одна и та же женщина помазала Иисуса два раза, в доме Симона-фарисея и в доме Симона-прокаженного.
Надо полагать, что предположение это основательно, и что женщина, явившаяся теперь в дом Симона-прокаженного, была действительно Мария Магдалина, так как Евангелисты Матфей и Марк не называют ее по имени, и не называют ее, вероятно, по той же причине, по какой и Евангелист Лука не назвал по имени явившуюся в дом Симона-фарисея грешницу (об этом см. выше с. 387).
Женщина эта, став сзади Иисуса, наскоро отбила тонкое горлышко алавастрового сосуда и вылила драгоценное миро на Его голову. Благоухание разнеслось по всей комнате, и некоторые из присутствующих (Мк. 14, 4), по сказанию же Евангелиста Матфея (Мф.
26, 8) – ученики Иисуса – стали шепотом переговариваться между собой: «К чему такая безрассудная трата? Какое значение она может иметь для Иисуса, чуждого всякой роскоши, живущего в бедности, не имеющего даже постоянного жилища? Ведь это драгоценное миро можно было бы продать более, чем за триста динариев! Не лучше ли было бы деньги эти раздать нищим?»
«Оставьте ее, – сказал им Иисус, – зачем смущаете ее такими разговорами? Зачем стараетесь внушить ей, что она поступила дурно? Она доброе дело сделала для Меня (Мк. 14, о).
Вы заботитесь о нищих; это похвально; но нищих вы всегда будете иметь перед глазами, и можете благотворить им во всякое время, когда захотите; Меня же недолго будете видеть. И эта женщина, как бы прощаясь со Мной, сделала все, что могла (Мк.
14, 8): она помазала тело Мое к предстоящему погребению Моему. И это доброе дело ее будет известно в целом мире: везде, где будет проповедано обо Мне, будет сказано о ней».
Да, имя Марии Магдалины известно всему миру; везде, где читают Евангелие (а читают его на 409 языках), говорят и о ней, и приводят ее жизнь как пример, до какого совершенства, до какой святости может дойти грешник, искренне покаявшийся и порешивший: больше не грешить!
Источник: https://azbyka.ru/otechnik/Biblia/tolkovanie-evangelija/38