«стигматизация святого франциска», джотто ди бондоне — описание картины

veneyaРенессанс именно та эпоха, о которой я хочу сегодня рассказать, несомненно, притягивает к себе своими тайнами и искусными мастерами, когда люди достигли наивысшего расцвета в искусстве, философии, в выражении своего сознания, а их божественные творения разговаривают с нами через формы и проявленные эмоции, через композицию и колорит на языке ушедшей эпохи. По традиции послушаем волшебную музыку этого времени (слушаем самую верхнюю композицию) эту http://vk.com/audios1994536?album_id=25285170&performer=1&q=скрипка%20и%20орган., еще одна красивая композиция http://vk.com/search?section=audio&c[q]=%C2%E0%F2%E8%EA%E0%ED%F1%EA%E0%FF%20%EE%F0%E3%E0%ED%ED%E0%FF%20%EC%F3%E7%FB%EA%E0&c[performer]=1 и эти http://vk.com/audios1994536?album_id=25285170&performer=1&q=Francesco%20Durante Художники того времени опирались на классическое искусство, создавая свои произведения, полные гармонии и единства.

Например, работа Донателло «Св. Иоанн Креститель», является одним из мировых шедевров, который воздействует на зрителя своей духовной мощью, когда физическая форма тела Святого рассказывает нам свою собственную историю.

«Стигматизация Святого Франциска», Джотто ди Бондоне — описание картины

Донателло «Св. Иоанн Креститель», 1438, дерево, высота 141 cм. Санта Мария Глориоса деи Фрари, Венеция

«Стигматизация Святого Франциска», Джотто ди Бондоне — описание картины

Донателло создавал свои величайшие произведения на рубеже Средневековья и начала Ренессанса. И ему удалось уловить духовность образа Иоанна Крестителя, а не столько отразить сходство с ним, кроме того обратите внимание на его беглый взгляд, живые пальцы, т.е.

оживленную структуру, а не просто безликую плоскую сущность. Однако как отголосок Средневековья мы видим его застывший взгляд на лице. «Стигматизация Святого Франциска», Джотто ди Бондоне — описание картиныНачало XIV — последняя четверть XVI века и в некоторых случаях — первые десятилетия XVII века (например, в Англии и, особенно, в Испании) ознаменовало переход от Средневековья к эпохе Ренессанса (Возрождение).

Интересно, что в строительстве соборов в Византии, скульпторы, художники вдохновлялись восточной культурой. Например, известная древняя Базилика Святого Марка в Венеции

«Стигматизация Святого Франциска», Джотто ди Бондоне — описание картины«Стигматизация Святого Франциска», Джотто ди Бондоне — описание картиныв 11 веке была декорирована великолепной мозаикой в византийском стиле мастерами, прибывшими с Востока. «Стигматизация Святого Франциска», Джотто ди Бондоне — описание картины«Стигматизация Святого Франциска», Джотто ди Бондоне — описание картиныЕе золотые своды, кажется, могут заставить поверить в Небеса, проливая на верующих теплый божественный свет. «Стигматизация Святого Франциска», Джотто ди Бондоне — описание картиныТакже является местом нахождения мощей апостола Марка и множества ценных предметов искусства, вывезенных из Константинополя в ходе крестовых походов. В мозаике изображены сцены из жизни Христа, прославляющие его могущество. Однако в 14 веке все меняется, деформируется форма, изменяется значение, смыслы, художники, скульпторы изображают кровь, тяготеют к измененным пропорциям, это можно увидеть на нескольких примерах Христа на кресте. «Стигматизация Святого Франциска», Джотто ди Бондоне — описание картины

Через 10 лет после смерти Франциска Ассизского в 1235 г. итальянский художник Бонавентура Берлингьери создает икону, на которой изображает святого с нимбом над головой и стигматами на ногах, причем ее стилистика близка к византийским образцам.

В церкви Сан-Дамиано в Италии можно увидеть «Распятие Христа», созданное неизвестным умбрийским художником в 12 в. Открытые глаза Христа символизируют открытый взгляд Иисуса на спасенный им мир, так же, как и у святого Франциска.

  • А во Флоренции можно полюбоваться на удивительную по архитектуре францисканскую церковь Санта Кроче.
  • Внутри нее вы увидите высокие потолки, мозаику и фрески известного художника и архитектора эпохи Проторенессанса Джотто (Джотто ди Бондоне).

Например, мы можем увидеть один из шедевров фреску «Кончина святого Франциска», написанная Джотто, где ему удалось показать бушующие эмоции, переданные через мимику лица, положение тел в пространстве. Обратите внимание на тело Франциска, оно изображается, так же, как и тело Христа в гробу.

  1. В ските Святого Франциска «Ле Челле» в Кортоне можно увидеть как жил Святой, отойдя от мира, сценки из его жизни, а также фрески, где отчетливо изображены стигматы на руках, как его истинная связь с Христом.
  2. Это же можно увидеть на фреске Пьетро Лоренцетти «Стигматизация святого Франциска» в церкви Сан Франческо в Ассизи.
  3. Пизанский собор являет собой значительный памятник романской архитектуры, где можно увидеть красивейшие скульптуры, фрески, мозаику.
  4. Баптистерий Святого Джона в Пизе
  5. Капелла Скровеньи в Падуе прославилась благодаря работам Джотто.
  6. Интересно, что можно найти подобные ей церкви и в других странах, например монастырь святого Пантелеймона, что в Македонии, рядом с городом Скопье, архитектура тоже выполнена в византийском стиле.
  7. Баптистерий Сан-Джованни во Флоренции еще один образец византийского стиля,
  8. Винсент Ван Гог «Сеятель (Сеятель на закате)», 1888
  9. В Сиенском соборе
  10. находится известная алтарная картина «Маэста» Дуччо ди Буонинсенья, наполненная истинно лирическим звучанием.
  11. В Северной Европе в городке Брюгге, что находится в Бельгии и называют не иначе как северной Венецией, можно найти великолепные образцы ренессансного периода.
  12. Церковь Богоматери в Брюгге.

Художники и скульпторы очень жизненно и красочно передали жизнь Христа на грани отчаяния, человеческой слабости, но достоинства и смирения. Все пространство церкви расписано фресками, где Джотто передал сцены из жизни Христа, установив неторопливый, размеренный темп повествования. Художник смог очень достоверно передать градацию эмоций в персонажах, четкость смысла, вложив свои собственные чувства, почти мистическое, духовное единение с Богом. Причем изображенные персонажи, словно ожившие античные статуи, которые плачут, переживают, испытывают самые разные эмоции. Во фресках отразилось новое для византийского искусства стремление выразить Божественное, приблизив его к миру человеческих понятий, где персонажи полны драматизма. внутри которого можно найти великолепные фрески, где все утопает в золотистом божественно-теплом свете, словно лучи заката в Венеции. Это же свечение можно наблюдать на картинах Ван Гога с его огромным, ярким, божественным солнцем. Фигура Христа занимает центральное положение на мозаике 11-12 вв. под потолком, благословляя всех прихожан, кроме того в сценах, расположенных по периметру, расписаны драматические события, где люди рядом с какими-то странными рептилиями, монстрами, что производит неизгладимо впечатление. В самом Сиенском соборе расписанные фрески олицетворяют собой истории, которые настолько достоверно и точно написаны, с такой живописностью и полны чувств, словно составленная мозаика «Декамерона». Дуччио смог выйти за пределы традиционной византийской живописи, изобразив в необычной манере персонажей, их жесты, выражения лиц, передав их эмоции в страстной манере.

Известно, что в Брюгге жил и работал один известный и прекрасный живописец Ганс Мемлинг, который создал изумительный триптих «Обручение св. Екатерины», находящийся в госпитале св. Иоанна в Брюгге.

  • Работа другого не менее известного живописца Джованни Беллини «Мадонна со святыми» (1478-1488) для алтаря венецианской церкви Сан-Джоббе, сразу стала одним из наиболее известных его произведений.
  • Другая его работа «Мадонна на троне со святыми Петром, Екатериной, Лючией и Иеронимом» (1505), написанная в церкви Сан Дзаккариа, в Венеции, показывает нам, насколько отличается 16 век от предыдущих.

Творчество этого художника всегда отличалось вниманием к деталям, световым эффектам, которые могли быть достигнуты только тончайшим письмом масляными красками. Вокруг трона Мадонны художник изобразил святых Франциска, Иоанна Крестителя, Иова, Доминика, Себастьяна и Людовика Тулузского. Беллини вписал этот алтарный образ в архитектуру храма таким образом, что он создавал полную иллюзию продолжения храмового пространства. Колорит картины обыгрывает отблески полукруглой ниши апсиды, этому же способствует и мягкая моделировка форм, словно бы окутанная лёгкой дымкой. Картина более реалистична, одухотворена, создается некая иллюзия интимного разговора между персонажами, однако мы видим сохранение традиций через детали (подвижные пальцы, как у Джотто, сочетание цветов, как у Дуччо). Обратите внимание на верх ниши, где над Богоматерью художник изобразил золотое свечение мозаики, как в византийском стиле.

Продолжение следует…

Источник: https://veneya.livejournal.com/18613.html

Описание картины Стигматизация святого Франциска – Джотто

Фрески, украшающие церковь Сан-Франческо в Ассизи, – еще одна острая проблема “джоттоведения”. Строительство этой церкви началось в 1228 году, сразу после канонизации святого Франциска, умершего в 1226 году. Между 1260-м и 1320 годами в церкви появились фрески, созданные ведущими художниками того времени.

Впрочем, авторство ни одного из них документально не подтверждено. В некоторых источниках XIV-XV веков упоминается о том, что Джотто работал в Ассизи. Еще одно указание на этот факт мы находим в “Жизнеописаниях” Д. Вазари. Так, он пишет, что Джотто написал серию прославленных фресок в Верхней церкви Сан-Франческо.

Здесь показаны две фрески из этой серии – “Стигматизация святого Франциска” и “Чудесное открытие источника” . Вазари также отмечает, что Джотто прибыл в Ассизи по приглашению Джованни да Мурровалле, правившего городом с 1296-го по 1304 год. Таким образом, устанавливается и датировка этих работ. Вплоть до конца XIX века эти сведения считались абсолютно достоверными.

Читайте также:  Музей битлз в ливерпуле

Потом возникли вопросы.

В частности: все ли фрески написаны одной и той же рукой? Некоторые ученые утверждали, что серия фресок была лишь задумана Джотто, реализовали же его идею неизвестные нам мастера.

Другие искусствоведы вообще отрицают причастность Джотто к созданию этих фресок, мотивируя свое мнение тем, что фрески в Ассизи стилистически сильно отличаются от фресок, написанных Джотто для капеллы дель Арена в Падуе, и находя ассизские работы легковесными и несовершенными.

Споры длятся по сей день.

(No Ratings Yet) Loading…

Еще картины:

  1. Стигматизация Святого Франциска – Эль Греко Как и другие картины этих лет, созданные на религиозную тему, “Стигматизация Св. Франциска” была создана для частного заказчика. Доменико подписал……
  2. Стигматизация святого Франциска – Ян ван Эйк Картина “Стигматизация святого Франциска” написана художником Яном ван Эйком в 1428-1429 годах. Стремление в любой сцене, в любом человеке и……
  3. Испытание огнем – Джотто Последними из уцелевших картин Джотто являются фрески в капеллах Барди и Перуцци во флорентийской церкви Санта-Кроче. Это – одна из……
  4. Фигура архангела Гавриила с фрески “Благовещение” – Джотто Джотто бедно представлен в музеях мира. Лишь “Мадонна Оньиссанти” экспонируется в галерее Уффици во Флоренции. Несколько других музеев располагают панелями,……
  5. Образ святого Стефана – Джотто “Мадонна Оньиссанти” – единственная станковая работа, которая считается несомненно выполненной самим Джотто. Однако существует еще несколько подобных произведений, приписываемых кисти……
  6. Проповедь птицам – Джотто Эта работа входит в “проблемный” ассизский цикл -“проблемный” в том смысле, что по поводу авторства Джотто до сих пор ведутся……
  7. Молитва Святого Франциска – Франсиско-де Сурбаран Работа Сурбарана Молитва Святого Франциска посвящена одному из самых почитаемых католических святых. Он изображен в мрачном ущелье в момент истовой……
  8. Блаженство святого Франциска – Микеланджело Меризи да Караваджо Картина итальянского художника Меризи да Караваджо “Блаженство го Франциска” известна также и под другим названием “Экстаз святого Франциска”. Размер картины……
  9. Чудо святого Франциска – Себастьяно Риччи Картина итальянского живописца Себастьяно Риччи “Чудо святого Франциска”. Размер картины 400 x 167 см, холст, масло. Другое название картины “Святой……
  10. Экстаз святого Франциска – Микеланджело Меризи да Караваджо “Экстаз святого Франциска” является работой итальянского мастера барокко Микеланджело Меризи да Караваджо. Картина является первым полотном Караваджо на религиозную тему…….
  11. Мадонна с ангелами – Чимабуэ Произведений флорентийского мастера Чимабуэ, творчество которого связывают с эпохой Проторенессанса, сохранилось немного. Он работал во Флоренции, Пизе, Риме, Ассизи. Дж…….
  12. Архитектура – Джотто Вскоре после возвращения из Неаполя Джотто был назначен главным архитектором Флоренции. В документе, датированном 1334 годом, говорится, что для этой……
  13. Распятия – Джотто Среди работ, приписываемых Джотто, числятся три больших распятия. Это вырезанные в форме креста деревянные панели с образом распятого Христа. Одно……
  14. Тайная вечеря – Джотто Композиционная схема этой фрески Джотто соединяет отдельные черты византийского прототипа с совершенно новыми мотивами, которые способны усилить столь важный для……
  15. Святой Франциск источает воду из скалы – Джотто ди Бондоне На этой репродукции представлена одна из сцен фрескового цикла о житии св. Франциска, расположенного под окнами на боковых стенах нефа…….
  16. Брак в Кане Галилейской – Джотто В Евангелии от Иоанна рассказывается, как во время брачного пира в Кане Христос превратил воду в вино. Фреска Джотто представляет……
  17. Сретение Господне – Джотто В восточной стене капеллы имеется арочное отверстие, ведущее в алтарь, стены которого тоже расписаны, но к этой росписи Джотто не……
  18. Экстаз Св. Франциска – Джованни Беллини Эта картина – хвалебная песнь Творцу и красоте созданного Им мира. Пейзаж здесь не просто фон, но своеобразная книга, каждый……
  19. Мученичество святого Стефана – Джорджо Вазари Художник, архитектор и историк искусства Вазари в живописи проявил себя как приверженец маньеризма, то есть искусства, которое пришло на смену……
  20. Распятие (капелла дель Арена) – Джотто Как и все работы в капелле дель Арена, эта фреска выполнена Джотто в технике “буон фреско”, предполагающей нанесение краски на……

Описание картины Стигматизация святого Франциска – Джотто.

Источник: https://art.goldsoch.info/stigmatizaciya-svyatogo-franciska-dzhotto/

Джотто ди Бондоне.Фрески Верхней церкви Сан-Франческо (продолжение)

18 сцена: Явление Святого Франциска во время проповеди Антония Падуанского в Арле«Хотя Франциск не мог быть телесно со всеми отдаленными ветвями ордена, но устав, установленный им, пылкие молитвы, им возносимые, и благословения, им данные, создавали впечатление, будто он был все время с ними.

Иногда даже Господь, во всей своей всемогущей власти, позволял ему чудесно являться среди них, как это произошло как-то в Арле.

Случилось однажды, что брат Антоний, прекрасный проповедник, читал пастве о Страстях Сына Божьего и о надписи на кресте Его «Иисус из Назарета, царь Иудейский», как один из братьев, звавшийся Мональд, человек образцовых достоинств, был сподвигнут Господом обернуться к дверям церкви.

И увидел он там блаженного Франциска в воздухе, а руки его были простерты к кресту, благословляя всех собравшихся.

И наполнились их сердца тогда великим утешением, которое было знаком присутствия их Отца и подтверждением увиденного братом Мональдом»Сцена помещена в интерьере зала капитула, данного в сокращении, со стеной фона, разделенной, согласно традиции, на три проема. Но не только это делает фреску такой особенной.

Монахи, похожие на крестьян своими широкими фигурами, расположились в разнообразных позах, одеты в рясы разных окрасок. Слева изображена грузная и несокрушимая масса фигуры Святого Антония.

Примечательно, что Святой Франциск изображен в позе, как в сцене «Экстаз Святого Франциска» — рукава рясы похожи на крылья, и намекают на молитвенное состояние святого, обращающегося и к ученикам, и к небесам.

Цикл фресок житие Святого Франциска в Верхней церкви Сан-Франческо, Ассизи. Джотто / www.art-giotto.ru» src=»https://imgprx.livejournal.net/8d25fabf62df741c76297dff7a0ce38879e89809/KbAgD_iyBlomqKAmAjMXIVlPLwzXPW34n0mAdWnip9sRYgj_pMi1a3DDQcFhZVLnhouV2T-aKVeJtGbTCQvx44qYvgiLrjEMVEn_GcJ4rcU»>19 сцена: Стигматизация Святого Франциска

На фреске описан наиболее поразительный эпизод жизни Святого Франциска Ассизского. Утром четырнадцатого сентября, праздника Воздвижения Креста Господня Святой Франциск молился с каким-то новым пылом, как в молодости, когда он ожидал чего-то очень важного. Он всегда бесконечно любил крест Господень, начертал его на своей накидке, когда отказался от отца и от мира, запечатлел его в сердце и распял себя покаянием. В этот особенный час святой молился: «О, Господь мой, Иисус Христос, о двух милостях прошу тебя перед смертью: первая — почувствовать душою и телом, насколько это возможно, ту скорбь, которую Ты, сладчайший Иисус, претерпел в час Твоей лютой страсти; вторая — ощутить сердцем, насколько возможно, ту необычайную любовь, которою так горела твоя душа, что Ты по Своей воле принял столь страшные муки за нас, грешных».

Святой Франциск просил о том, чтобы любить и страдать, как Господь, а поскольку он не представлял себе любви без действия и страдания, после того, как он пошел за Христом, после того, как он воссоздал в своих ощущениях Рождество, ему оставалось воссоздать в ощущениях Распятие. И столь горячо он желал этого, и столь пылал этой мыслью, что Господь разделил с ним, как с другом, всю Свою любовь и всю Свою скорбь: Он распял его, как Сам был распят.

Из глубины ослепительно сияющих небес к Франциску спустился серафим о шести огненных крыльях. Два крыла соединялись на голове и простирались вниз, два других покрывали все тело, и еще два были раскрыты в полете. И в этой божественной птице молнией блистал Иисус.

Святой созерцал необыкновенное явление, и в его сердце поднимались вместе счастье от лицезрения Господа и скорбь от того, что он видел Его распятым.

Тем временем чудесный жар снедал его душу и проникал в тело, отзываясь острой пульсирующей болью в ногах, руках, ребрах, и голос говорил ему: «Знаешь ли ты, что Я с тобой сделал? Я даровал тебе стигматы, зримые знаки Моей страстей, дабы ты был Моим хоругвеносцем». Крылатый серафим исчез, ушла боль.

Прошло немало времени, прежде чем святой Франциск пришел в себя и почувствовал, что его руки мокры, а из-под ребер с левой стороны груди стекает горячая струйка. Он посмотрел: это была кровь. Он попытался встать — но не удержался на ногах. Он сидел на земле, и деревья приветливо простирали над ним густую зеленую корону.

Читайте также:  Морской музей, барселона: фото, адрес, карта

Он посмотрел на руки, на ноги и увидел, что они пронзены гвоздями, черными, будто из железа, с большими круглыми шляпками, вколоченными в ладони и ступни. Он распахнул рясу и оглядел левую сторону груди, где боль проникала в самое сердце, и нашел там рану, словно от удара копьем, открытую, красную и кровоточащую.

Это и были стигматы, о которых говорил серафим.

Пока продолжалось явление серафима Франциску, сверкающий свет озарял вершину Верны и освещал горы и долины далеко вокруг. Пастухи у своих стад недоумевали, что же это за сияние там, наверху, не похожее на пожар.

Погонщики мулов, которые по дороге в Романью ночевали в домах на берегу, увидели в окнах свет и решили, что настал день, запрягли и нагрузили своих животных.

Каково же было их изумление, когда уже проехав какое-то расстояние, они увидели, как эта необычная заря погасла, и настоящий рассвет занимается на востоке. Гора пылала духовным огнем, отблеском великого чуда.

Еще два года до смерти носил святой на своем теле эти отличительные знаки, скрывая их, насколько возможно, от любопытных глаз. 

20 сцена: Смерть и вознесение Святого ФранцискаФреска Смерть и вознесение Святого Франциска одна из сложнейших и многофигурных композиций цикла жизнеописания святого, наряду с сценой Каннонизации Святого Франциска. Между небесной и земной сферами привлекает взляд разделяющее их сияющее облако. Вытянувшееся тело упокоившегося святого, его умиротворенное лицо, как и фигуры спящих на всех сценах, где изображены сновидения, контрастирует с окружающими фигурами скорбящих монахов.

На рассвете второго октября, в пятницу, после мучительной ночи, он сел на своем жестком ложе, велел принести хлеба, благословил его, приказал разделить его на столько частей, сколько было присутствующих и роздал своими израненными руками по кусочку каждому в память о вечере Господней и в знак того, что он, как и Учитель, любил своих чад до самой смерти и готов был умереть за них, и хотел бы что-нибудь отнять от себя, чтобы передать им. Теперь все было исполнено. В субботу ему стало хуже, и к вечеру, чувствуя, что умирает, он запел псалом, начинающийся словами: «К тебе, Господи, воззвал», и продолжал петь, пока сестра Смерть не забрала у него голос.

«… смерть предстала ему как блаженная, как сестра избавительница, едва лишь он увидел, что перед ним тот же путь, которым прошел Христос, вознёсшийся к славе Отца. И тогда мир сошёл в его душу, он почувствовал, что восхищён в те высшие пределы, куда не достигает земная суета. Ему казалось, что он идёт по цветущей тропе к свету, сияющему всё ярче.

С последним вздохом он выговорил: «Выведи из темницы мою душу, чтобы мне славить имя Твоё. Вокруг меня соберутся праведные, когда Ты явишь мне благодеяние». В этот миг сердце его перестало биться. Бог исполнил последнюю его просьбу. Внезапно в сумерках послышались движения многих крыльев: это жаворонки слетелись к келье Святого и запели свою песню.

В чистой синеве неба зажигались первые звезды»

21 сцена: Явление Святого Франциска брату Августину и епискому Ассизскому«Брат Августин был старшим в общине Терра ди Лаворо. Когда он умирал, в его последний смертный час внезапно он закричал столь громко, что был услышан всеми — хотя давно уже все думали, что он не может разговаривать: «Подожди меня, отец! Подожди меня! Я иду за тобой!». Братья спросили, с кем он разговаривает, и услышали в ответ: «Разве вы не видите отца нашего Франциска, возносящегося в небеса?». И в тот же миг душа брата Августина покинула его смертную плоть и последовала за святым отцом». Фреска Явление брату Августину и епискому Ассизскому сложная многоплановая, мнгофигурная композиция. Ложе монаха, напоминающего архитектурным обрамлением альков богатейшего вельможи, в отличие от кровати епископа, который, кажется, спит под открытым небом.

На сцене, где должен быть по сюжету изображен умирающий, поза главного персонажа полна динамзма, он готов вскочить и бежать, его окружают несколько монахов, выражающие своими фигурами большой спектр эмоций — это и изумление, и скорбь, и сострадание.

22 сцена: Подтверждение стигматов Святого ФранцискаПо композиции фреска Подтверждение стигматов Святого Франциска частично повтряет сцену Смерть и вознесение Святого Франциска. Также вытянуто тело святого, окруженное скорбящими.

«Тело Святого, которое перед смертью было давно почерневшее от болезни, стало прекрасным, оно сияло великой чистотой и видом своим доставляло утешение.

Все его члены, поначалу окоченелые, стали мягкими и обрели гибкость, свойственную телу младенца… В самой середине рук и ног были не отверстия от гвоздей, но сами гвозди, образовавшиеся из его плоти, даже возросшие с самой плотью, сохранявшие темный цвет, и правое ребро орошалось кровью».

23 сцена: Оплакивание Святого Франциска Святой Кларой и монахинями-клариссами«На следующее утро его понесли в город. Духовенство, власти, народ длинной вереницей потянулись к восточным воротам с песнопениями и молитвами, восклицая и приветственно помахивая зелеными ветками. У обители Св. Дамиана была сделана остановка. Клара и ее дочери имели слишком большое право повидать отца в последний раз. Поднявшийся плач тронул бы и камни. Плакали женщины, глубоко постигшие любовь, это был плач дев о человеке, за которым они пошли в совершенной преданности ему, привлеченные его примером и силой воздействия. Их печаль контрастировала с праздничным настроением толпы в то мягкое воскресное утро. После последнего прощального приветствия кларисс, процессия медленно двинулась дальше».

24 сцена: Каннонизация Святого Франциска«Побуждаемый собственным желанием и желанием всех христиан, папа ускорил процесс канонизации, назначив комиссию кардиналов. Около сорока чудес, подвергнутых рассмотрению, были исторически засвидетельствованы, но многим эта процедура показалась излишней. «Какая надобность, — говорили они, — в засвидетельствованных чудесах, если святость этого святейшего человека мы видели своими глазами, осязали своими руками и знаем, что она проверена истиной?». Оставалось лишь совершить великий обряд. 16 июля 1228 года Григорий IX прибыл из Перуджи в Ассизи и торжественно причислил Франциска к лику святых, отслужив папское богослужение на площади Св. Георгия».

25 сцена: Явление Святого Франциска Григорию IXФреска Явление Григорию IX представляет собой еще одну страницу, примечательную с точки зрения изображения пространства. Снова речь идет о рациональнейшим образом построенном помещении, в котором когда-то происходило Утверждение устава францисканского ордена и Проповедь перед папой Гонорием, но на этот раз пространственная конструкция центрирована не полностью — дальнейший шаг к решениям, примененным в будущем.

«Перед канонизацией святого блаженной памяти папа Григорий IX, которому Франциск предсказал понтификатство, сомневался в его стигматах. Но однажды ночью, которую папа проводил в слезах, явился ему во сне святой Франциск. Лицо его было сурово, и упрекал он Григория за его сомнения.

Затем поднял он свою правую руку и показал рану в подреберье, а затем сказал взять чашу и собрать кровь, стекающую из раны. Папа взял чашу, и кровь переполнила её через края.

С этой ночи Григорий так уверовал в стигматы, что не позволял больше никому усомниться в этих чудесных знаках и наказывал сурово таких людей».

Источник: https://santo-leprotto.livejournal.com/3900.html

Искусство Джотто ди Бондоне

«Мадонна с младенцем и двумя 
ангелами» из ц. Сан-Джорджо-алла-Коста дошла до нас в обрезанном виде. Особенно пострадали правый и левый край.

Из того, что осталось, можно мысленно реконструировать, что Мадонна восседает на троне светлого мрамора с розоватым обрамлением и мозаичными бордюрами в стиле «космати», которые оканчиваются резным готическим украшением в виде голов животных — именно так она обычно изображалась в то время.

Произведению присущ такой же яркий свет и тщательно выписанные детали, как на ранних фресках Джотто. В нём видно стремление к передаче убедительной весомости и человеческой значительности центрального образа, которое впоследствии особенно проявится в его «Мадонне Оньисанти» из Галереи Уффици.

Читайте также:  Женский портрет, корреджо (антонио аллегри)

«Стигматизация Святого Франциска» представляет собой большую алтарную икону размером 3,14×1,62 м. Произведение было создано около 1300 года для церкви Сан-Франческо в Пизе. На нижней части оригинальной рамы сохранилась подпись «OPUS IOCTI FIORENTINI». Однако, несмотря на подпись, в течение длительного времени авторство Джотто оспаривалось многими исследователями. Справа и слева есть изображения гербов, которые одни исследователи интерпретируют как принадлежащие семейству Уги, другие — как принадлежащие семейству Чинквини. Вполне вероятно, что кто-то из них был заказчиком этого алтарного образа. Джотто изобразил один самых важных моментов в жизни Святого Франциска — обретение стигматов от Христа во время молитвы на горе Альверно. Иисуса художник написал в виде серафима. Картина имеет пределлу, на которой изображены три сцены из жизни святого Франциска: «Сон Иннокентия III», «Утверждение устава францисканского ордена» и «Проповедь птицам». По сути, все сюжеты алтарного образа являются вариациями на тему тех же сцен, написанных в ассизском фресковом цикле. Обычно подчёркивают их иконографическое сходство, реже — стилистическую близость, которая столь же наглядна. Итальянский искусствовед Лучано Беллози отмечает хрупкую готическую элегантность пределлы, выразившуюся, в частности, в утончении фигур, и считает, что эта особенность стала объектом подражания для некоторых флорентийских мастеров, например, для Мастера Святой Цецилии. Однако другая часть экспертов считает, что пределла со сценами из жизни Св. Франциска написана не самим Джотто, а кем-то из его ассистентов. Приблизительно тем же временем (ок. 1300 года) датируется «Полиптих» (91×340 см.), который Джотто написал для флорентийской церкви Бадия. На произведении есть подпись художника. Джотто изобразил здесь Мадонну с младенцем, Св. Николая, Иоанна Богослова, Св. Петра и Св. Бенедикта. Все исследователи отмечают стилистическую близость этого полиптиха к Распятию, написанному художником в Темпио-Малатестиано в Римини, которое было создано несколько позднее, в 1310-х годах. Несмотря на достаточно плохую сохранность, отчётливо видна глубокая серьёзность и значительность, которыми Джотто наделил святых. Величавый ритм, с которым торжественное предстояние поясных фигур святых повторяется в пяти частях полиптиха, размеренный бег лент с их именами на золотом фоне возле голов склоняют к выводу, что это одно из лучших произведений художника. Округлая фигура Мадонны весьма напоминает аналогичную, расположенную в тондо над входной дверью Верхней церкви в Ассизи. Этот полиптих упоминал в своём труде Лоренцо Гиберти. Он был обнаружен в монастыре Санта-Кроче, Флоренция, и ныне хранится в галерее Уффици

Вероятно, ещё до приезда в Падую, где он расписал знаменитую Капеллу 
Скровеньи, Джотто побывал в Римини. Расцвет риминийской школы XIV века, несомненно, связан с поездкой Джотто в этот город. Прямым свидетельством пребывания там Джото является «Распятие» из Темпио-Малатестиано (церковь Сан-Франческо в Римини), дошедшее до нас с обрезанными краями — отсутствуют фигуры Марии и Иоанна Богослова на правом и левом лучах креста; навершие креста с благословляющим Богом-отцом обнаружено в частной коллекции в Англии. Однако в остальном этот крест сохранился лучше, чем большое Распятие из церкви Санта-Мария-Новелла, его считают более благородной версией большого флорентийского креста, близкой к зрелым вариантам этого сюжета, созданным Джотто позднее. Тем не менее, исследователи отмечают, что пластика тела и физиогномические особенности Христа лежат ближе к более архаическим работам мастера, таким как полиптих из Бадии и картина «Стигматизация Св. Франциска» из Лувра

Средний период в творчестве мастера 
стал пиком его художественного 
развития. В это время он создал фрески в капелле Скровеньи в Падуе.

Эти росписи считаются концентрированным выражением сути всего творчества Джотто.

К этому же периоду принадлежат и лучшие станковые произведения, в которых со всей полнотой выразилось стремление мастера к реалистическому отображению. В его более поздних работах видно усиливающееся влияние готики.

«Мадонна Оньисанти» является самой известной алтарной картиной Джотто. Этот большой алтарный образ, размером 3,25×2,04 метра, художник написал для Умилиатского братства церкви Оньисанти во Флоренции. Стилистическая близость к падуанским фрескам позволяет отнести его создание к первому десятилетию XIV века.

По своему иконографическому типу это «Маэста», то есть такая разновидность изображения Мадонны с младенцем, когда фигуры священных протагонистов обращены к верующему фронтально, при этом младенец изображён благословляющим. Аналогичные произведения были созданы Чимабуэ («Мадонна» из ц. Санта-Тринита) и Дуччо («Мадонна Ручеллаи»).

Однако, за одно или два десятилетия, отделяющие произведения этих мастеров от «Мадонны Оньисанти», изменилось многое.

Иератические и возвышенные образы иного мира, воплощённые в Мадоннах эпохи дученто, уступили место человечной матери семейства со светлым и открытым лицом и даже с чуть заметной улыбкой в складке губ, позволяющей увидеть белизну зубов, в то время как Мадонны дученто всегда были отчуждены и печальны.

Земная природа Марии заявляет о себе весомостью её тела, ещё более очевидной из-за контраста с хрупкими архитектурными деталями трона. Приземлённое упрощение образа по сравнению с великими художниками XIII века не означает его обеднения.

Ткани широкого шерстяного плаща и прозрачной туники Мадонны в картине Джотто ещё более рафинированны и драгоценны. Равным образом и в изображении трона, ставшего роскошным, но вместе с тем более правдивым и убедительным, видно хроматическое богатство. Группы ангелов и святых здесь наполняют реально существующее пространство и похожи на торжественных и любезных персонажей королевского двора.

Хранящееся в Художественной галерее 
Берлина «Успение Марии» (75×178см) обнаруживает тесную связь с «Мадонной Оньисанти», поскольку происходит из той же церкви. Если бы её остроконечная форма не была изначальной, можно было бы подумать, что это пределла картины из Уффици. Близость между ними необычайно тесна: ангел, стоящий позади двух персонажей со свечами в руках в правой части картины, рисунком своего профиля почти идентичен коленопреклонённому ангелу в правой части «Мадонны Оньисанти». Композиционное построение слегка асимметрично из-за того, что кортеж ангелов и патриархов справа расположен по восходящей линии, поднимающейся к плечам Христа, а группа апостолов слева, напротив, по линии нисходящей, которая заканчивается фигурой молодого апостола (Иоанн?), склонившегося, прижимая руки к груди. Джотто изобразил саркофаг простой формы, который украшен орнаментом в стиле «космати», расположив его слегка асимметрично, как будто он виден слева. Сцена изображает момент, когда умершую Марию опускают в гробницу. Ангелы поддерживают край плащаницы, а апостол, поддерживающий её тело, склонился над саркофагом. Над всем возвышается Христос, который принимает в свои руки, как дитя в пеленах, душу Марии. Композиция выдержана в торжественном и суровом тоне, но в то же время смягчённом и нежном, напоминающем падуанские фрески мастера

«Расписной крест», выполненный 
Джотто для Капеллы-дель-Арена, ныне хранящийся в городском музее Падуи, обнаруживает сильную близость к композиции Распятия в Нижней церкви Сан Франческо в Ассизи. Художник повторил здесь старую иконографическую схему, слегка модифицировав изображение тела Христа. Особенностью этого креста являются и более характерные для XIV века резные детали окончания его лучей. Произведение датируют приблизительно 1310—1317 годами

К 1310—1315 годам исследователи относят 
создание Алтаря Перуцци. По всей вероятности, он был создан для той же капеллы, которую Джотто расписал несколькими годами позднее. Из этого следует, что заказчиком алтаря было всё то же семейство флорентийских банкиров Перуцци. Алтарь состоит из пяти панелей, каждая размером 62,3×43 см, за исключением центральной части с изображением Благословляющего Христа (66,7×49см). Слева направо на полиптихе изображены Иоанн Богослов, Богоматерь, Христос, Иоанн Креститель и Св. Франциск. Художник исполнил это алтарь совместно с ассистентами из своей мастерской

Приблизительно в 1315 году из мастерской Джотто вышел ещё один расписной крест (ныне Лувр, Париж).

Часть исследователей (включая Лючано Беллози) считает этот крест произведением самого Джотто, основываясь на близости его стиля к фрескам Джотто в правом трансепте Нижней церкви в Ассизи; другая часть специалистов полагает, что он создан кем-то из его учеников или ассистентов.

Оригинальной особенностью этого креста является изображение пеликана, кормящего своей кровью птенцов, в верхней части креста, то есть там, где обычно располагается либо благословляющий Христос, либо Бог-отец.

Пеликан был в Средневековье символом жертвенности, поскольку считалось, что ради своих голодных птенцов он способен расклевать себе грудь, чтобы накормить их собственной кровью. Во всём остальном крест соответствует сложившимся канонам — на правом и левом окончаниях изображены скорбящие Иоанн Богослов и Богоматерь.

Источник: http://referat.yabotanik.ru/iskusstvo-i-kultura/iskusstvo-dzhotto-di-bondone/236675/222123/page2.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector