Спящая девушка, рой лихтенштейн — описание картины

Фактрум публикует подборку самых дорогих шедевров, ушедших с молотка в уходящем году.

Спящая девушка, Рой Лихтенштейн - описание картины

Для торгов The Artist’s Muse дома Christie’s кураторы собрали произведения художников от конца XIX века до начала XXI, изображающие вдохновлявших их женщин.

Рекордсменом оказалось полотно итальянца Амедео Модильяни. Торги за картину длились всего девять минут, произведение приобрел коллекционер из Китая.

Он заплатил $170,4 млн, что сделало картину вторым самым дорогим в мире произведением, проданным на открытых торгах.

«Указующий человек», Альберто Джакометти — $141 285 000

Спящая девушка, Рой Лихтенштейн - описание картины

Итальянец Альберто Джакометти известен экспериментами с формой: чтобы добиться драматизма от своих скульптурных портретов, он делал человеческие фигуры предельно тонкими и вытянутыми.

Созданный в 1947 году «Указующий человек» выполнен в фирменной манере Джакометти. После продажи 11 мая на торгах Christie’s в Нью-Йорке он является самой дорогой скульптурой в мире.

Предыдущий рекорд также принадлежал Джакометти и его «Шагающему человеку», проданному в 2010 году на Sotheby’s за $104 млн с лишним.

«Алжирские женщины (Версия O)», Пабло Пикассо — $179 365 000

Спящая девушка, Рой Лихтенштейн - описание картины

На торгах Looking Forward To The Past, которые дом Christie’s провел в Нью-Йорке 11 мая, полотно Пабло Пикассо «Алжирские женщины (Версия O)» установило новый мировой рекорд.

С результатом $179 млн с лишним картина побила предыдущий рекорд, установленный в 2013 году «Тремя набросками к Люсьену Фрейду» Фрэнсиса Бэкона.

Написанная в 1955 году «Версия O» — последняя и самая известная из серии «Алжирские женщины». На торги она выставлялась во второй раз.

«Медсестра», Рой Лихтенштейн — $95 365 000

Спящая девушка, Рой Лихтенштейн - описание картины

«Медсестра» американца Роя Лихтенштейна, выставленная 9 ноября в Нью-Йорке на торги The Artist’s Muse дома Christie’s, стала самым дорогим произведением, проданным за прошлый год в сегменте «Послевоенное искусство».

Лихтенштейн пришел к стилю поп-арт в 1960-х, после экспериментов с кубизмом и абстрактным экспрессионизмом.

«Медсестра», выполненная в узнаваемой — вдохновленной комиксами — манере художника, написана в 1964 году, в самый плодотворный период Лихтенштейна.

No. 10, Марк Ротко — $81 925 000

Спящая девушка, Рой Лихтенштейн - описание картины

«Полотно No. 10» один из основоположников абстрактного экспрессионизма Марк Ротко написал в 1958 году — в период, когда он довел свою живописную манеру практически до совершенства. Двухцветная картина ушла с молотка за $81,9 млн, не превысив рекорд художника — $86,9 млн, установленный в 2012 году полотном «Оранжевый, красный, желтый».

«Без названия (Нью-Йорк)», Сай Твомбли — $70 530 000

Спящая девушка, Рой Лихтенштейн - описание картины

Написанная американским художником-абстракционистом и скульптором Саем Твомбли в 1968-м, картина входит в его знаменитую серию «школьных досок». Для создания этой художник использовал обычный мел. Картина была продана на торгах Sotheby’s 11 ноября в Нью-Йорке, и стала самой дорогой работой вечера, а заодно установила ценовой рекорд на произведения художника.

«Певица кабаре», Пабло Пикассо — $67 450 000

Спящая девушка, Рой Лихтенштейн - описание картины«Певица кабаре» — портрет обнаженной женщины, написанный в 1901 году 19-летним Пикассо и относящийся к «голубому периоду» художника. Произведение было продано 5 ноября на торгах Sotheby’s в Нью-Йорке с небольшим превышением цены в $60 млн, которые за полотно планировал выручить аукционный дом.

«Бюст женщины (Женщина в сеточке для волос)», Пабло Пикассо — $67 365 000

Спящая девушка, Рой Лихтенштейн - описание картины

Этот кубистический женский портрет Пикассо написал в 1938 году — когда отношения художника с фотографом Дорой Маар только начинались. «Бюст женщины («Женщина в сеточке для волос)» — один из самых известных написанных Пикассо портретов Маар. Выставивший картину на торги 11 мая в Нью-Йорке дом Christie’s рассчитывал продать не менее чем за $55 млн — а выручил на 10 с лишним миллионов больше.

«Социальный смотритель спит», Люсьен Фрейд — $56 165 000

Спящая девушка, Рой Лихтенштейн - описание картины

Полотно «Социальный смотритель спит» Люсьена Фрейда 13 мая на торгах Christie’s в Нью-Йорке ушло с молотка с небольшим превышением верхнего эстимейта ($30–50 млн). Картина, являющаяся одной из серий из четырех портретов Сью Тилли, установила ценовой рекорд на произведения художника.

«Аллея Алискамп», Винсент Ван Гог — $66 330 000

Спящая девушка, Рой Лихтенштейн - описание картины

Пейзаж «Аллея Алискамп» Винсент Ван Гог написал в 1888 году — как раз в тот период, когда художник переехал в Арль. В его палитре появились яркие цвета, а из-под кисти родились его главные шедевры. 5 мая в Нью-Йорке на торгах Sotheby’s полотно появилось на аукционе впервые за десять с лишним лет.

Источник: https://www.factroom.ru/kultura/most-expensive-art-2015

Этот абстракционизм стоит миллионы долларов. Полюбуйся на эту красоту!

Глядя на некоторые картины, которые сегодня продают на аукционах, хочется плакать. Плакать, потому что выглядят эти полотна как мазня ребенка, а стоят — как вилла в Майами. Время пришло представить самые дорогие абсурдные шедевры, ушедшие с торгов за миллионы долларов.

Картина «Зелено-белый», Элсворт Келли — $1,6 млн

Спящая девушка, Рой Лихтенштейн - описание картиныblogspot

Это вам не просто неровный зеленый круг на белом фоне. Это образец живописи, где главным объектом выступает сам цвет. Сие творение купили на торгах Christie’s в Нью Йорке в 2008 году.

Собственно, и на остальных картинах художника вы не найдете сложных узоров и реалистичных пейзажей — только простейшие фигуры на белом, черном или ярком фоне.

«Голубой дурак», Кристофер Вул — $5 млн

Спящая девушка, Рой Лихтенштейн - описание картиныpinterest

Картина ушла с торгов Christie’s (Нью-Йорк) в 2010 году. Современный американский художник Кристофер Вул пошел дальше своих коллег и помимо «мазни» и «каракуль» стал размещать на холстах еще и надписи крупными буквами.

Есть немалая доля иронии в том, что одним из самых дорогих произведений из этой серии стало полотно с надписью «FOOL» (Дурак).

«Концепция пространства. Ожидание», Лучо Фонтана — $ 12,8 млн

Спящая девушка, Рой Лихтенштейн - описание картиныисточник: forbes

Белый холст с прорезями был продан на лондонском аукционе Sotheby’s в 2015 году. Художник Лучо Фонтана известен «варварским» отношением к своим полотнам — он беспощадно резал их и прокалывал. Но делал это так, чтобы потом можно было показать «изувеченную» картину зрителю.

Для мастера его прорези олицетворяли саму бесконечность. «Когда я усаживаюсь перед одной из моих прорезей и начинаю ее созерцать, внезапно я чувствую, что дух мой освобождается. Я ощущаю себя человеком, вырвавшимся из оков материи, принадлежащим к бесконечному простору настоящего и будущего», — говорил Фонтана.

Картина «Голубая звезда» Жоана Миро — $36,9 млн

Спящая девушка, Рой Лихтенштейн - описание картиныkarenruimy

Один из самых дорогих лотов аукциона Sotheby’s, проходившего в британской столице в 2012 году. Это первая в нашем списке картина, на которой, кажется, пытались что-то нарисовать. Только вот что?

Полотно было создано испанским художником-сюрреалистом Жоаном Миро. В свое время живописец голодал, из-за чего частенько наблюдал на стенах галлюцинации. Увиденные образы творец переносил на картины. Теперь его полотна продаются за миллионы долларов.

«Спящая девушка» Роя Лихтенштейна — $44,8 млн

Спящая девушка, Рой Лихтенштейн - описание картиныnytimes

«Спящая девушка» ушла с молотка в 2012 году на аукционе Sotheby’s в Нью-Йорке. За работы Лихтенштейна, которого когда-то называли «худшим художником Америки» сегодня отдают баснословные деньги.

Рой Лихтенштейн известен тем, что создавал картины на основе комиксов: художник просто брал и перерисовывал чужие работы, добавляя что-то свое. За это ему приходилось терпеть нападки критиков, но это же и сделало его знаменитым. Картины Лихтенштейна постоянно мелькают в списках самых дорогих полотен.

«Без названия», Сай Твомбли — $ 69,6 млн

Спящая девушка, Рой Лихтенштейн - описание картиныgazeta

Картина была продана на Нью-Йоркских торгах аукционного дома Christie’s в 2014 году. Когда такое рисует ребенок – это каракули. Но, когда это делает распиаренный художник – это шедевр, достойный того, чтобы выложить за него сумасшедшие деньги. Другие произведения Твомбли представляют собой все те же каракули и стоят так же неприлично дорого.

Читайте также:  Смерть сократа, жак луи давид, 1787

«Черный огонь» Барнетта Ньюмана — $84,2 млн

Спящая девушка, Рой Лихтенштейн - описание картиныbloomberg

Этот шедевр был продан на проходивших в Нью-Йорке торгах Christie’s в 2014 году. Авторский знак Барнетта Ньюмана – вертикальные линии, которые прозвали «молниями».

Другие картины мастера отличаютcя от той, что представлена выше, разве что цветом, да шириной этих самых молний. Цены на полотна художника растут от аукциона к аукциону.

«Оранжевое, красное, желтое», Марко Ротко — $86,9 млн

Спящая девушка, Рой Лихтенштейн - описание картиныucrazy

Картина на сегодняшний день является самым дорогим произведением мастера. Она была продана в 2012 году на аукционе Christie’s в Нью-Йорке.

Марко Ротко — еще один художник, говоривший со своим зрителем через цвет. Большинство других его картин  представляют собой такую же, простите, цветастую размазню. Сам творец отказывался объяснять суть своих абстрактных произведений.

Говорят, картины Ротко погружают зрителя в пучину чувств — если смотреть на них с близкого расстояния, можно испытать и восторг, и боль, и страх, и даже начать беспричинно плакать.

Картина «№ 5, 1948» Джека Поллока — $140 млн

Спящая девушка, Рой Лихтенштейн - описание картиныimgkid

Картина «№ 5, 1948» Джека Поллока сотворила настоящую сенсацию, когда в 2006 году она была продана за рекордные $140 млн на аукционе Sotheby’s. По сей день картина остается самой дорогой в мире.

У американского художника Джека Поллока, как и у всех уважающих себя живописцев, была своя отличительная техника. Разместив холст на полу или стене, художник начинал приплясывать рядом с ним, практически погружаясь в транс. В этом состоянии он начинал разбрызгивать или лить на картину краски.

Именно так создавалось и полотно «№ 5». За свою манеру творить живописца прозвали «Джеком — разбрызгивателем».

Глядя на эти абсурдные дорогостоящие произведения, понимаешь, что искусство на каком-то этапе развития свернуло не туда.

Сегодня знатоки живописи вглядываются в размазанные краски и каракули, пытаясь разгадать гениальную задумку мастера.

Может, картина с надписью «Дурак» действительно шедевральна? Она отлично характеризует коллекционеров, выкладывающих сумасшедшие деньги за полотна, которые смог бы нарисовать любой.

А что ты думаешь по этому поводу?

Источник: https://e-w-e.ru/bezumno-dorogie-bezumnye-kartiny/

Творчество какого художника выросло из комиксов?- 1000 фактов

Интересный факт: картины американского художника Роя Лихтенштейна выросли из комиксов. Один из сыновей поспорил, что папе не нарисовать так хорошо, как нарисованы комиксы.

Картина Тонущая девушка или Мне все равно, или Я — раковина, написана в 1963 году Роем Лихтенштейном нефтью и синтетическими полимерными красками на холсте. Находится в Музее современного искусства в Нью-Йорке.

Используя тенденции комического искусства, пузырьки передают мысли на рисунке, а точки — эффект механизированного процесса печати. Это одна из представительных картин поп-арт движения. Картина — шедевр мелодрамы, изображает женщину в трагической ситуации.

На картине изображена плачущая женщина на фоне бурного моря (а, может быть, в океане своих слез?). Она предпочитает утонуть, но не позвать на помощь. Это одна из работ Лихтенштейна, где упоминается имя Брэд, но сам Брэд на картине не присутствует.

Голова девушки лежит на воде как на подушке и кажется, что это место последнего успокоения девушки. Она находится в подвешенном состоянии бедствия. Критики считают, что «картина заморожена во времени и пространстве». Тем не менее эта картина типична для американского индустриального искусства.

Спящая девушка, Рой Лихтенштейн - описание картины

Предтеча картин Лихтенштейна

Между 1962 и 1963 Лихтенштейн пародировал картины плачущих женщин Пикассо, таких как Безнадежная  и серия Плачущие девушки. Возможно, другой причиной был разрыв с женой в 1963 году.

Перейдя на комическую основу работы, Лихтенштейн применял упрощенную цветовую схему и коммерческую печать. Заимствовал технику  точек, используемую в газетной печати.

Женщины на картинах Лихтенштейна, имеют жесткие, четкие, но хрупкие контуры и выглядят, как будто они вышли из одного и того же корыта макияжа.

Спящая девушка, Рой Лихтенштейн - описание картины

Идеи картин Лихтенштейна

В начале 60-х Лихтенштейн выпустил несколько картин, где показаны несчастные девушки, связавшиеся с властными мужчинами. Беспомощные девушки, с одной стороны — жертвы несчастной любви, а с другой — жертвы своего неповиновения.

Они хотят умереть, но не обратиться в тяжелой ситуации к своему любимому. Лихтенштейн говорил, что из мультфильма или фотографии берет маленькую картинку, помещающуюся в непрозрачный проектор.

Затем проецирует рисунок на холсте и начинает играть с карандашом, пока результаты не удовлетворят его.

Related posts:

Источник: http://1000facts.ru/znaete-li-vyi-o-kartinah-hudozhnika-roya-lihtenshteyna/

«Спящая девушка» Роя Лихтенштейна ушла с молотка за $45 млн

9 мая 2012 года в Нью-Йорке на торгах современного искусства аукционного дома Sotheby’s за рекордную цену была продана картина в стиле поп-арт знаменитого художника Роя Лихтенштейна. Подробности об этой работе рассказывает Luxlux.net.

Спящая девушка, Рой Лихтенштейн - описание картины

«Спящая девушка» Роя Лихтенштейна

Классика поп-арта на аукционе Sotheby’s

Картина классика американского поп-арта Роя Лихтенштейна была выставлена на торги Sotheby’s, посвященные послевоенному и современному искусству. Его знаменитая работа «Спящая девушка» была продана за рекордную сумму $44,9 млн.

«Спящая девушка» признана критиками одним из лучших полотен в стиле поп-арта. Она выполнена в излюбленном американцами жанре комикса и изображает классическую блондинку во время сна. Необыкновенная популярность работы Роя Лихтенштейна у коллекционеров объясняет очень рекордную сумму, заплаченную на аукционе.

Проданная на торгах работа поставила новый ценовой рекорд на произведений Роя Лихтенштейна . В ноябре прошлого года его картина «Я вижу всю комнату… Но в ней никого нет!» была продана на аукционе Christie’s за $43,2 млн.

Спящая девушка, Рой Лихтенштейн - описание картины

Рой Лихтенштейн

Хозяева «Спящей блондинки»

Ранее работа «Спящая блондинка» принадлежала известным коллекционерам и ценителям современного искусства Вил и Беатрис Герш. Они приобрели картину в галерее Ferus а Лон-Анжелесе в далеком 1964 году. С тех пор она не покидала их коллекции и по праву занимала одно из главных мест среди других полотен современных художников.

Более 50 лет эта картина провела в коллекции Герш, а после их смерти наследники выставили «спящую блондинку» на аукцион. О продаже полотна на торгах аукционного дома Sotheby’s было объявлено еще в феврале этого года. С тех пор интерес к этому полотну Лихтенштейна был необыкновенно высок и специалисты утверждали, что цена на нее может побить все рекорды на полотна современного искусства.

Читайте также:  Выставочный зал "варшавка"

Специалисты в один голос приравнивают «Спящую девушку» Роя Лихтенштейна к шедеврам таких именитых современных художников ХХ века, как Пабло Пикассо, Амедео Модильяни и Константина Бранкузи.

Большинство работ Роя Лихтенштейна сейчас находится в ведущих музеях мира, в том числе и в Музее современного искусства в Нью-Йорке.

Источник: http://luxlux.net/spyashhaya-devushka-roya-lihtenshteyna-ushla-s-molotka-za-45-mln-49742/

Рой Лихтенштейн: художник, рисовавший комиксы

Рой Лихтенштейн, один из ярких представителей поп-арта, изображающий супергероев, чувственных блондинок и персонажей популярных мультфильмов. Одной из идей художника было превращение товара в предмет искусства. Учитывая, что работы Роя Лихтенштейна регулярно попадают в списки самых дорогих картин, ему это неплохо удалось.

Знаменитый американский художник Рой Лихтенштейн родился 27 октября 1923 года, на Манхеттене, США. Детское увлечение искусством со временем переросло в самую сильную страсть художника.

Он поступил на курсы по искусству в Огайо, однако после трёх лет обучения ушёл на службу, так как началась Вторая Мировая война. После войны он продолжил обучение и даже был преподавателем в течение 10 лет в художественном университете.

В этом же университете в Огайо он получил степень магистра изящных искусств.

Толчком к признанию и последующему прорыву Роя Лихтенштейна как художника стала детская просьба его сына: «Папа, нарисуй мне что-нибудь такое же красивое, как комикс». И он нарисовал «Смотри, Микки» (1961), ставшую его первой картиной на основе комиксов, с которой и началась его слава «пионера американского поп-арта».

Последующие работы были развитием темы картинок из комиксов, а процесс их создания выглядел следующим образом: художник пролистывал газеты и журналы комиксов в поисках необычных картинок, понравившуюся иллюстрацию вырезал и проецировал на холст, обводя изображение карандашом.

Затем вносил некоторые корректировки в рисунок на холсте и раскрашивал его.

Но подобно другим художникам-первопроходцам, Рой экспериментировал с разными направлениями искусства — то с сюрреализмом, то с кубизмом, то с абстрактным экспрессионизмом.

Причем изобразительное искусство до определенного времени не изучал, а относился к нему как к хобби. В 1951 году у Лихтенштейна состоялась его первая персональная выставка, которая успеха ему не принесла.

Равно как было абсолютно безуспешным в плане призвания и последующее десятилетие.

Для Лихтенштейна характерно использование в картинах пивных пробок, этикеток консервных банок, обрывков фотографий и других легко узнаваемых предметов.

В поисках самовыражения художник обращался к комиксам Строя на них свою образную систему, он монументализировал фрагменты и широко известных героев комиксов, увеличивая их масштаб, воспроизводя первоначальный цвет и качество дешевой печати.

Он хотел добиться, чтобы его картины выглядели, как напечатанные, а не созданные человеком.

В 1966 году, когда лондонская галерея Tate приобрела картину Лихтенштейна Whaam!, о нем стали писать и говорить, и в скором времени уже на ура прошла его персональная выставка в той же галерее.

После этого буквально за несколько лет он превратился в одного из самых узнаваемых художников своего поколения — с неизменными для его работ, заставляющими задумываться точками-пикселями, парой-тройкой цветов и черных линий.

Следующие его эксперименты — уже не над комиксами, а над работами художников — Пикассо, Матисса, Моне, Мондриана. Они, как и первые его картины, были встречены зрителями недоброжелательно.

В 1989 году он вошел в тройку живущих художников с максимальной стоимостью работ, после того как его картину Torpedo…Los! продадут на аукционе за $5,5 млн. В сентябре 1997 года он умер, став одним из самых влиятельных художников второй половины ХХ века.

Стоимость работ Лихтенштейна после его смерти продолжит расти: в 2005 году картина Inthecar будет продана за $16,2 млн, в 2010 году картину Ohhh…Alright купят уже за $42,6 млн.

А в 2012 году его знаменитая работа «Спящая девушка» была продана за рекордную сумму $44,9 млн.

Созданного им стиля сейчас придерживаются многие известные художники, копируют, в свою очередь, уже его работы. И сегодня ценителей его работ гораздо больше, чем тех, кто их критикует.

Источник: buro247.az

Источник: https://jewishnews.com.ua/society/roj-lixtenshtejn-xudozhnik-risovavshij-komiksyi

10 самых дорогих картин XX века

  • 25+ фактов об азиатской кухне, которые помогут вам уже при следующем заказе суши
  • 10 звезд, которые начали карьеру, снявшись в низкопробных ужастиках
  • 15 примеров рекламы, которая врубает эмоции на всю катушку
  • 20+ фактов о самой популярной киносемье, о родстве членов которой вы, скорее всего, даже не знали
  • Люди объяснили свою работу простыми словами. Так, чтобы понял 6-летний ребенок
  • Почему я выбрала отношения по выходным и не изменяю своим принципам более 10 лет
  • Звезда инстаграма не побоялась показать, что происходит за кадром ее идеальных фото
  • 20+ повседневных вещей, которые придумали дизайнеры от бога
  • 24 макрофотографии, которые доказывают, что ваше тело — это целый космос
  • Почему Зендея (девушка Человека-паука) — новая любовь Голливуда
  • Как выглядят жены популярных отечественных телеведущих
  • 16 человек, с которыми вы бы не согласились поменяться местами даже за миллион
  • 18 деталей из популярных фильмов, которые мы все дружно проворонили
  • 19 фото, от которых сердце начинает биться сильнее
  • 10 актрис, которых вы узнаете из тысячи, но ни за что не вспомните молодыми
  • Как сложилась судьба Олив Оатман — девушки с индейской татуировкой на лице

Источник: https://www.adme.ru/tvorchestvo-hudozhniki/10-samyh-dorogih-kartin-xx-veka-1443765/

Рой Лихтенштейн — Биография художника, известные произведения, выставки

Все выставки художника

Худший художник Америки

Для своей первой работы, с которой начинается «комиксовый» период в его творчестве, Лихтенштейн не случайно выбрал именно Микки Мауса. По словам художника, диснеевский мышонок был тем образом, в котором никому не пришло бы в голову искать хоть что-то от высокого искусства, он, в определенном смысле, был полной его противоположностью.

В этом, собственно, и заключалась ценность комиксов для Лихтенштейна. Они были настоящим олицетворением массовой культуры, причем культуры подростковой. Все эти гипертрофированные взрывы, звукоподражания в подписях и нереалистичные герои как нельзя лучше подходили миру тинейджеров с их вечным максимализмом.

К культуре комиксов никто даже не пытался относиться всерьез и искать в ярких журналах какие-то художественные достоинства. Собственно, и «культура комиксов» своим появлением во многом должна быть благодарна именно Лихтенштейну.

Совсем скоро в обиход войдет термин «графический роман» и начнут вестись разговоры о мрачной эстетике комиксов в стиле нуар.

Однако, в отличие от первоисточников, работы Лихтенштейна подвергались гораздо более жестокой критике.

В начале 60-х, после долгих лет жизни в Огайо и Нью-Джерси, он возвращается в родной Нью-Йорк и взрывает американскую культурную столицу своими картинами кричащих цветов с плоскими изображениями печеного картофеля, хот-догов, фритюрниц и стиральных машин.

Читайте также:  Порт на закате, клод лоррен - описание картины

Своей внезапно возросшей популярностью художник был обязан знаменитому арт-дилеру Лео Кастелли, который в 1962 году организовал персональную выставку Лихтенштейна. О том, что к этому моменту он уже был весьма популярной фигурой в художественных кругах Нью-Йорка, говорит тот факт, что большая часть представленных на выставке картин была выкуплена влиятельными коллекционерами еще до ее начала.

Сразу же после этой выставки на Лихтенштейна обрушился шквал обвинений в вульгарности и «пустоте». Журнал Life даже назвал его худшим художником Америки. В ответ на все нападки Лихтенштейн не отмалчивался, а давал ответные интервью, отстаивая свою точку зрения на собственные картины и искусство в целом.

Кроме всего прочего, Лихтенштейна обвиняли в том, что он бездумно копирует страницы из журналов, не создавая ничего принципиально нового. Он же неоднократно утверждал, что подвергает каждое выбранное изображение «принципиальной трансформации, но это сложно доказать с помощью любой рациональной аргументации».

Работы Лихтенштейна подвергались нападкам не только со стороны художественных критиков. Как несложно догадаться, он впал в немилость и у авторов комиксов.

Когда картина художника «Мне видно всю комнату… но в ней никого нет!» была выставлена в Музее Соломона Гуггенхайма, Уильям Овергард, автор комикса «Стив Ропер», из которого Лихтенштейн позаимствовал изначальное изображение, написал обиженное письмо в газету.

Овергард писал, что бесконечно рад тому, что его работа выставлена в музее, вот только подписана она не его именем, и Лихтенштейн ее безнадежно испортил. Художник в очередной раз оказался в центре скандала.

Ополчившиеся на Лихтенштейна и Уорхола (который тоже изображал Микки Мауса и Дональда Дака) авторы комиксов заявили, что, если те могут беззастенчиво красть их работы, они могут в ответ создать собственный поп-арт. Была организована выставка, которую оскорбленные графики собрали из банок с супом «Кэмпбелл» и коробок со стиральным порошком.

Как и следовало ожидать, выставка оказалась провальной, причем не понравилась она даже самим авторам комиксов. По всей вероятности, в какой-то момент они все же поняли, в чем состоит принципиальное различие между их работами и картинами поп-художников: представители поп-арта не копировали бездумно окружающую действительность, а в свойственной им манере — часто холодной и отстраненной — выражали свое отношение к массовой культуре через ее самые яркие образы. Как бы там ни было, ни Овергард, ни другие авторы в итоге решили не затевать никаких разбирательств об авторских правах.

Многогранность и эксперименты

Рой Лихтенштейн родился в Нью-Йорке 27 октября 1923 года в семье с немецко-еврейскими корнями. Сын застройщика и домохозяйки с детства проявлял интерес к искусству, но одной лишь живописью не ограничивался.

Он заслушивался научно-фантастическими передачами по радио, собирал модели самолетов и часами бродил по музею естественной истории. Подростком Рой посещал курсы по акварели, а в старшей школе собрал собственную джазовую группу.

К 1940 году Рой окончательно определился с тем, кем хочет стать в будущем, и начал учиться живописи у Реджинальда Марша в Художественной студенческой лиге. Тогда же Лихтенштейн пишет первые картины в стиле социального реализма.

Позже в том же году он поступил в Университет штата Огайо, где кроме рисунка и дизайна изучал ботанику, историю и литературу. В это время стиль его работ меняется: он пишет портреты и натюрморты, в которых явственно просматривается влияние Пабло Пикассо и Жоржа Брака.

Совсем скоро на мир обрушилась война, и Лихтенштейн решил прервать обучение, чтобы послужить своей стране. В рамках подготовки к службе он изучал языки, посещал инженерные и летные курсы.

Но в армии Лихтенштейн по большей части занимался работой секретаря и рисовальщика, копировавшего изображения из армейской газеты. Почетную отставку художник получил в 1946 году, успев побывать во Франции, Англии, Бельгии и Германии.

После этого он вернулся в университет, получил степень бакалавра и остался в вузе еще на десять лет — уже в качестве преподавателя.

По всей вероятности, во время службы в армии, Лихтенштейн мечтал стать пилотом, и, по мнению некоторых искусствоведов, это нашло отражение в его более поздних работах, основанных на комиксах.

Можно обратить внимание на то, что в своих картинах он никогда не использовал фантастические и «супергеройские» комиксы, которые были особенно популярны в то время.

Многие из работ Лихтенштейна созданы на основе серии «All American Man of War», в частности, повторяющийся мотив авиакатастрофы (1, 2, 3, 4, 5, 6). Что же касается его послевоенных картин, то в них, несмотря на серийность сюжетов, художник не задерживался надолго в одном стиле.

После анималистических скульптур, портретов и натюрмортов он экспериментирует с экспрессионизмом и биоморфным сюрреализмом. Позже Лихтенштейн, работы которого уже начали выставляться в галереях, пишет портреты музыкантов, дорожных рабочих и гонщиков в духе картин Пауля Клее.

В одной из кливлендских галерей художник знакомится со своей будущей женой Изабель Уилсон. В 1951 году в Нью-Йорке проходит его первая персональная выставка, а позже в этом же году он переезжает в Кливленд и начинает писать портреты ковбоев и коренных американцев, зарабатывая на жизнь инженерными и чертежными работами.

В это же время Литенштейн создает уникальный вращающийся мольберт, позволявший ему поворачивать холст непосредственно во время работы, чтобы получить возможность писать с любого угла. О своем изобретении художник, вдохновленный новым методом работы, говорил так: «Я пишу свои картины вверх ногами или повернув их на бок. Часто я даже не помню, о чем они.

Мое внимание цепляется не за сюжет».

Рой и Изабель развелись вскоре после рождения второго сына. Художник на время осел в Нью-Джерси, поступив на должность преподавателя в Рутгерский университет, а затем окончательно перебрался в Нью-Йорк, где прожил до конца своих дней.

Однако в 1960 году в Нью-Джерси Лихтенштейн успел познакомиться с человеком, повлиявшим на все его дальнейшее творчество. Этим человеком был художник Аллан Капроу, которого называют одним из предшественников поп-арта.

Вскоре после знакомства с ним Лихтенштейн напишет «Смотри, Микки».

Не комиксами едиными

Несмотря на то, что прославили Лихтенштейна работы, написанные на основе комиксов, период, в который он их писал, не продлился и десяти лет. Уже во второй половине 60-х художник начинает обращаться к новым сюжетам и образам, при этом неизменно используя в качестве «визитной карточки» имитацию печатного растра — точки «Бен-Дэй».

На точечном фоне он пишет свои знаменитые гигантские полотна с «напечатанными» густыми мазками краски (1, 2, 3, 4, 5). В своем уникальном стиле копирует работы Пикассо, Мондриана и Ван Гога, пишет картины с отсылками к Матиссу, Дали и де Кирико.

С помощью точек, черных линий и все того же набора цветов Лихтенштейн создает пейзажи, портреты и интерьеры.

Отдельного внимания заслуживают работы художника, посвященные стеклам и зеркалам. Первой из них можно назвать «Увеличительное стекло», написанное в 1963 году, а уже в 70-х он пишет целую серию зеркал и стеклянных стаканов, удивительным образом умудряясь передать глубину и игру света с помощью одного набора выразительных средств (1, 2, 3, 4, 5, 6, 7).

В 1978 году Лихтенштейн создает свой самый знаменитый автопортрет: пустая белая футболка неизвестной марки, над которой на месте головы висит в воздухе такое же пустое зеркало.

В этом, наверное, и заключается вся суть поп-арта: художник не перерабатывает образы, выплескивая на холст внутренние переживания, как это было в эпоху абстрактного экспрессионизма, а лишь отражает то, что демонстрирует ему общество.

Евгения Сидельникова

+48

В 2 коллекциях и 94 подборках
Вся лента Посмотреть 340 работ художника

Источник: https://artchive.ru/roylichtenstein

Ссылка на основную публикацию