«смерть скупца», иероним босх — описание картины

Ерун Антонисон ван Акен, более известный как Иероним Босх, — нидерландский художник эпохи Возрождения, который соединил в своих картинах фантастические, фольклорные, философские и сатирические мотивы.

Детство и юность

Иероним Босх родился около 1453 года в Хертогенбосе (провинция Брабант). Его семья, происходившая из немецкого города Ахен (откуда и получила фамилию), издавна была связана с творческим промыслом. Дед Иеронима, Ян ван Акен, а также четверо из пяти его сыновей, в том числе отец будущего художника Антоний, были живописцами.

«Смерть скупца», Иероним Босх — описание картиныПортрет Иеронима Босха

Фамильная мастерская ван Акенов выполняла заказы по росписи стен, золочению деревянных скульптур и изготовлению церковной утвари. Вероятно, в этой кузнице живописи Иероним Босх и получил первые творческие уроки. В 1478 году, когда умирает отец, Босх становится владельцем художественной мастерской.

Первое упоминание об Иерониме датировано 1480 годом. Тогда он, желая начать собственное дело и обособиться от фамилии Акен, взял псевдоним Хиеронимус-живописец по фамилии Босх, что происходит от названия его родного города.

«Смерть скупца», Иероним Босх — описание картиныГравюра Иеронима Босха

В 1486 году в биографии Иеронима Босха наступает переломный момент: он вступает в Братство Богоматери — религиозное общество, посвященное культу Девы Марии. Он выполняет творческую работу — оформляет праздничные шествия и обряды, расписывает алтарь для капеллы Братства в соборе св. Иоанна. С этого момента религиозные мотивы проходят красной нитью по творчеству Иеронима.

Живопись

Первые известные картины Босха, которые носят яркий сатирический характер, предположительно относятся к середине 1470-х годов. Так, например, в период 1475-1480 годов создаются работы «Семь смертных грехов и Четыре последние вещи», «Брак в Кане», «Фокусник» и «Удаление камней глупости» («Операция глупости»).

«Смерть скупца», Иероним Босх — описание картиныКартина Иеронима Босха «Семь смертных грехов и Четыре последние вещи»

Эти произведения гипнотизируют современников. Например, король Испании Филипп II даже вешает картину «Семь смертных грехов…» в своей спальне, чтобы размышления о греховности человеческой натуры ощущались более остро.

В первых картинах Иероним высмеивает людскую наивность, их уязвимость перед шарлатанами, в том числе в монашеском одеянии. В 1490-1500 годах Босх создает еще более жестокую картину «Корабль дураков», на которой изображены монахи. Они распевают песни в окружении простолюдинов, а судном правит шут.

«Смерть скупца», Иероним Босх — описание картиныКартина Иеронима Босха «Корабль дураков»

Имеет место в творчестве Босха и пейзаж. Например, в триптихе «Сад земных наслаждений» Иероним изображает мир на третий день Творения Божьего. В центре картины — обнаженные люди, замершие в блаженном полусне, а вокруг них — животные и птицы, поражающие своими размерами.

«Смерть скупца», Иероним Босх — описание картиныКартина Иеронима Босха «Сад земных наслаждений»

Самым масштабным из уцелевших произведений Босха считается триптих «Страшный суд».

В центральной части изображен непосредственно Страшный суд, где праведникам на голубеющем небе противопоставлены проткнутые стрелами и копьями грешники. На левой створке — Рай в динамике.

На переднем плане показано сотворение Евы, на среднем — сцена искушения Адама и Евы яблоком раздора, а на заднем — херувим, который изгоняет их из Эдема. На правой створке триптиха изображен Ад.

«Смерть скупца», Иероним Босх — описание картиныКартина Иеронима Босха «Страшный суд»

Босх тяготел к подаче творчества через триптих. Например, картина «Воз сена» также состоит из трех частей. В центральной части изображена обезумевшая толпа, разбирающая на пучки большой воз сена. Таким образом художник обличает алчность.

Кроме того, на полотне можно найти гордыню в образе светских и духовных владык, любострастие во влюбленных парах и чревоугодие — в располневшем монахе. Левую и правую створки украшают уже знакомые мотивы — Ада и грехопадения Адама и Евы.

«Смерть скупца», Иероним Босх — описание картиныКартина Иеронима Босха «Воз сена»

По картинам Босха нельзя сказать, что он тяготел к определенному жанру живописи. В его полотнах находили отражение портреты, пейзажи, архитектурная живопись, анималистика и декор. Тем не менее, Иеронима считают одним из прародителей пейзажной и жанровой живописей в Европе.

Отличительная особенность творчества Иеронима Босха заключается в том, что он стал первым из соотечественников, кто создавал этюды и эскизы прежде, чем перейти к полноценному творению.

Некоторые наброски так и увидели свет в виде картин и триптихов.

Часто зарисовки являлись плодом воображения живописца, вдохновленного образами готических чудовищ, которых он видел на гравюрах или церковных фресках.

«Смерть скупца», Иероним Босх — описание картиныКартина Иеронима Босха «Блаженные и проклятые»

Характерно и то, что Иероним Босх не подписывал и не датировал свои произведения. По данным искусствоведов, лишь семь картин были подписаны рукой мастера. Те названия, которые полотна имеют сегодня, возможно, были придуманы вовсе не самим автором, а сохранились по музейным каталогам.

Иероним Босх творил в технике а ля прима (от ит. а la prima — «в один присест»), которая заключается в том, что слой масла заканчивают накладывать до его полного высыхания. В традиционном методе рисования художник ждет, пока высохнет слой краски, прежде чем положить следующий.

Личная жизнь

При всем безумии художественных замыслов Иероним Босх не был одинок. В 1981 году он женился на Алейт Гойартс ван дер Меервене, с которой, по предположениям, был знаком еще с детства. Она была из богатой и знатной семьи и принесла супругу солидное состояние.

«Смерть скупца», Иероним Босх — описание картиныПортрет Иеронима Босха

Брак не оставил потомков, однако обеспечил Иерониму денежное благополучие. С момента его женитьбы на Алейт он брался за те заказы, которые приносили ему моральное, а не материальное удовольствие.

Смерть

Живописец умер 9 августа 1516 года. Отпевание состоялось в той самой капелле собора св. Иоанна, которую Босх расписывал, будучи приверженцем идеи Братства Богоматери. Причину смерти, в отличие от творчества Иеронима, мистической назвать нельзя — на тот момент художнику шел 67 год. Однако спустя столетия после погребения историки свидетельствуют об удивительных событиях.

«Смерть скупца», Иероним Босх — описание картиныПамятник Иерониму Босху

В 1977 году могила была вскрыта, но там не оказалось никаких останков. Историк Ханс Гаальфе, который руководил раскопками, рассказал, что в могиле нашли осколок камня. Когда его положили под микроскоп, он начал нагреваться и светиться. Из-за этого интересного факта раскопки было решено прекратить.

Произведения

Работы Босха хранятся в галереях и музеях по всему миру — в Нидерландах, Испании, Франции, Италии, Португалии, Бельгии, Австрии и др.

  • 1475-1480 — «Семь смертных грехов и Четыре последние вещи»
  • 1480-1485 — «Распятие с донатором»
  • 1490-1500 — «Аллегория чревоугодия и любострастия»
  • 1490-1500 — «Увенчание терновым венцом»
  • 1490-1500 — «Сад земных наслаждений»
  • 1495-1505 — «Страшный суд»
  • 1500 — «Смерть скупца»
  • 1500-1502 — «Воз сена»
  • 1500-1510 — «Искушение святого Антония»
  • 1505-1515 — «Блаженные и проклятые»

Источник: https://24smi.org/celebrity/49680-ieronim-boskh.html

10 кинорежиссёров, которые продолжили дело Иеронима Босха

«Смерть скупца», Иероним Босх — описание картиныТерри Гиллиам. Кадры из анимационных скетчей к телешоу «Монти Пайтон».

«Смерть скупца», Иероним Босх — описание картиныИероним Босх. Сад земных наслаждений. Музыкальный Ад. Правая створка. Фрагмент

«Смерть скупца», Иероним Босх — описание картиныСад земных наслаждений. Центральная часть. Фрагмент

Читайте также:  Олеский замок-музей, украина, олеско

«Смерть скупца», Иероним Босх — описание картиныИероним Босх. Искушение Святого Антония. Левая створка триптиха. Фрагмент

У Терри Гиллиама (режиссера «12 обезьян», «Бразилии», «Страха и ненависти в Лас-Вегасе», участника знаменитой комик-группы «Монти Пайтон») много общего с Иеронимом Босхом.

Дело не только в той легкости, с которой Гиллиам превращает съемки студийных блокбастеров в ад для инвесторов и продюсеров. Босх — давняя обсессия Терри Гиллиама.

По его словам, однажды увидев триптих «Искушение святого Антония» в Брюсселе, он испытал «синдром Стендаля», превратился в «собаку Павлова от искусства» и теперь всякий раз при упоминании Иеронима Босха роняет восторженные слюни.

«Когда мне нужен ироничный, или сюрреалистичный, или попросту возмутительный образ, я часто обращаюсь к Босху, Брейгелю или Гойе, — говорит Терри Гиллиам. — Впрочем, меня никогда не интересовала эксцентричность ради нее самой. Мне важна гуманистическая составляющая. Босх умел разглядеть странное и пугающее. Но притом сохранял чувство юмора и любовь к людям».

Влияние Босха можно увидеть в фильмах Гиллиама — к примеру, без него определенно не обошлось в сценах апокалиптического будущего из «12 обезьян». Но заметнее всего оно в анимационных скетчах, которые Терри делал для телешоу «Монти Пайтон». Тут и летающие рыбы, и потешные монашки, да и тема фанфар решена в традиционной для Босха манере.

Кристоф Ган

«Смерть скупца», Иероним Босх — описание картиныКристоф Ган. Кадры из фильма «Сайлент Хилл».

«Смерть скупца», Иероним Босх — описание картиныИероним Босх. Искушение Святого Антония

«Смерть скупца», Иероним Босх — описание картиныИероним Босх. Сад земных наслаждений. Музыкальный Ад. Правая створка. Фрагмент

«Смерть скупца», Иероним Босх — описание картиныИероним Босх. Искушение Святого Антония. Правая строка триптиха. Фрагмент.

«Смерть скупца», Иероним Босх — описание картиныИероним Босх. Смерть блудницы

Французский постановщик Кристоф Ган, главным образом известный, благодаря экранизации культовой компьютерной игры «Сайлент Хилл», сумел воссоздать на большом экране натурально босховский ад. Багрово-парной кошмар «Сайлент Хилла» щедро присыпан пеплом и типичными для Босха символами — крестами, ключами и т. п.

По городу бродит жуткий пирамидоголовый жнец (нужно ли напоминать, насколько любимы были Босхом всякие пирамиды, конусы и треугольники?), и, кажется, если приглядеться, на лезвии его чудовищного тесака обнаружится столь характерное для Босха клеймо «М».

Но главное, конечно, не символы, а близкая Иерониму Босху мысль о том, что ад неотвратим и для грешников, и для тех, кто мнил себя праведниками.

И пусть в чисто визуальном плане «Сайлент Хилл» — это реверанс в адрес другого живописца ужасов, Фрэнсиса Бэкона, внимательному зрителю не составит труда разобраться, откуда ноги растут.

Это, впрочем, только фигура речи. В Сайлент Хилле, как и на картинах Босха, ноги растут, порой, из самых неожиданных мест.

Дэвид Линч

«Смерть скупца», Иероним Босх — описание картиныДэвид Линч. Кадры из фильма «Синий бархат» и сериала «Твин Пикс».

Иероним Босх. Сад земных наслаждений. Музыкальный Ад. Правая створка. Фрагмент

Иероним Босх. Сад земных наслаждений. Центральная часть. Фрагмент

Иероним Босх. Сад земных наслаждений. Фрагмент центральной части триптиха

Иероним Босх. Слышащий лес и зрячее поле

«Как будто Норманн Роквелл встречается с Иеронимом Босхом», — сказал однажды о фильме «Синий бархат» один из звукорежиссеров Дэвида Линча. Эта снайперская формулировка подойдет ко многим фильма Линча. Уютная открыточная одноэтажная Америка, из-за опрятных фасадов которой вдруг начинает переть инфернальная жуть, — его излюбленная натура.

Едва ли вы перепутаете кадр Линча с фрагментом какого-нибудь триптиха Босха. Связь между ними более глубинная, поверхностным взглядом ее не разглядеть. Тот же «Синий бархат» неслучайно начинается с отрезанного уха — ключевого образа в творчестве Босха. Да и о том, что совы — не то, чем кажутся, Босх знал за 500 лет до сериала «Твин Пикс». Словом, Дэвид Линч — верный последователь Иеронима.

Просто идти в Черный вигвам можно разными тропами.

Гильермо Дель Торо

Гильермо Дель Торо. Кадры из фильмов «Лабиринт фавна» и «Хэллбой 2».

Иероним Босх. Искушение Святого Антония. Центральная часть триптиха. Фрагмент

Иероним Босх. Сад земных наслаждений. Музыкальный Ад. Правая створка. Фрагмент

Иероним Босх. Искушение Святого Антония. Центральная часть триптиха. Фрагмент

Иероним Босх. Наброски монстров

В первую очередь мексиканца дель Торо роднит с Босхом страсть к многофигурным композициям. Его фильмы, как и полотна Босха, слегка страдают от перенаселения. Их тоже можно рассматривать годами, обнаруживая на заднем плане все новые лица, рыла, смыслы, сюжетные вензельки.

В них тоже тесновато от тиар и нимбов, рогов и копыт. Дель Торо, как и Босх, нередко становится жертвой смелых зрительских трактовок.

Недаром лучшие из кинокритиков норовят разобрать «Хэллбоя» в контексте манихейской ереси, а, например, «Лабиринт фавна» — как метафору взаимоотношений ребенка с миром религиозных запретов.

Кроме того, с Босхом дель Торо объединяет еще и средневековое отношение к потустороннему: для Гильермо разнокалиберная нечисть — такая же обыденность, как для нас с вами — метрополитен или социальные сети.

Джордж Лукас

Джордж Лукас. Кадры из киносериала «Звездные войны».

Иероним Босх. Два монстра

Иероним Босх. Сад земных наслаждений. Левая створка. Фрагмент

Иероним Босх. Страшный суд. Центральная часть триптиха. Фрагмент

Иероним Босх. Черепаха с черепом на панцире и крылатый демон

Джорджа Лукаса трудно заподозрить в любви к средневековой живописи. Тем не менее, автор «Звездных войн» говорил в интервью, что некоторых инопланетных существ он придумал под влиянием картин Босха (в частности он упоминал Джаббу Хатта). Что ж, Босх, конечно, знал толк в гигантских жабах. Впрочем, не будем забывать о том, что Лукас был в первую очередь ловким промоутером.

Есть подозрение, что он просто решил добрать за счет Босха солидности. Создавая культ планетарного масштаба, стоит обзавестись респектабельными источниками вдохновения — в самом деле, не говорить же Лукасу, что на создание «Звездных войн» его вдохновило «Маппет-шоу». Кроме того, это что-то вроде культурной индульгенции фанатам эпопеи.

Теперь никто не упрекнет их в инфантильности и легкомыслии.

Мартин Макдонах

Мартин Макдонах. Кадры из фильма «Залечь на дно в Брюгге».

Иероним Босх. Страшный Суд

Иероним Босх. Страшный суд. Центральная часть триптиха. Фрагмент

Иероним Босх. Страшный суд. Центральная часть триптиха. Фрагмент

Иероним Босх. Страшный суд. Центральная часть триптиха. Фрагмент

Испанский монах Хосе де Сигуэнса писал: «В то время как другие художники изображали человека таким, какой он снаружи, только Босху хватало мужества рисовать его таким, каков он изнутри». В этом смысле англичанин Макдонах — подходящий преемник: Судный день происходит у его героев внутри.

Полнометражный дебют Макдонаха — «Залечь на дно в Брюгге» — был затеян под впечатлением от картины Босха «Страшный суд», и режиссер хотел, чтобы «эхо Босха» слышалось в каждом кадре.

Есть в нем и сцена, где гангстер, снедаемый чувством вины, разглядывает «Страшный суд» (нужно отдать должное храбрости дирекции музея Гронинге в Брюгге, пустившей в столь приличное место Колина Фаррелла).

Тут же звучат одна из лучших арт-рецензий в истории («Все остальные — дрянь, а эта мне нравится») и одна из лучших трактовок сюжета:

— Чистилище — это же место, которое где-то посередине… — резюмирует герой ленты. — То есть совсем дерьмом ты не был, но и высот не достиг — как «Тоттенхэм».

Читайте также:  Весна, с. а. виноградов, 1911

Алексей Герман

Алексей Герман. Кадры из фильма «Трудно быть богом».

Иероним Босх. Несение креста

Иероним Босх. Увенчание терновым венцом

Иероним Босх. Поклонение Волхвов. Центральная часть триптиха. Фрагмент

Иероним Босх. Воз сена

Для большинства наших современников картины Иеронима Босха — диковинное свидетельство о нравах, обычаях, коллективных страхах, бытовавших в темном и загадочном Средневековье.

Другое дело Алексей Герман: работая над своей последней лентой «Трудно быть богом», он держал в голове не столько братьев Стругацких, сколько Босха и Брейгеля. И снимал притом фильм о нашем времени.

В интервью кинокритику Антону Долину Герман рассказывал:

«Брейгель — мягкий реалист, в отличие от Босха. А Голландия даже теперь — какие-то не мягкие, а утрированные, концентрированные Средние века… Я всех нас увидел. Мы делали фильм про всех нас.

Ничем этот Арканар от нас не отличается — такие же доносы, такая же подлость, такие же тюрьмы, такие же Черные, такие же Серые. Ничего мы не достигли: что было в XVI веке, то и у нас в XXI-м.

А земляне — далеко не лучшее произведение».

М. Найт Шьямалан

М. Найт Шьямалан. Кадры из фильмов «Шестое чувство», «Таинственный лес», «Знаки».

Иероним Босх. Святой Иоанн Креститель в пустыне

Иероним Босх. Искушение Святого Антония. Правая створка триптиха. Фрагмент

Иероним Босх. Смерть скупца. Фрагмент

Иероним Босх. Извлечение камня глупости. Фрагмент

Некоторые биографы считают, что Иероним Босх творил не столько в назидание потомкам, сколько на потеху знатным заказчикам. Его картины — многофигурные ребусы, в которых Босх зашифровывал библейские тексты, фольклор, астрологические прогнозы, сатирические высказывания и т. п., были для вельмож чем-то вроде интеллектуальных паззлов, собирая которые они могли еще и пощекотать свои нервы.

В контексте этой теории М. Найт Шьямалан — автор «Шестого чувства», «Знаков» и «Таинственного леса» — выглядит прямым наследником: только его фильмы одинаково интригуют и пугают публику.

Сэмюэль Байер

  • Сэмюэль Байер. Кадры из видеоклипа Until it Sleeps группы Metallica
  • Иероним Босх. Се Человек (Ecce Homo)
  • Иероним Босх. Распятие с донатором

Иероним Босх. Воз сена. Левая и правая створки триптиха

Иероним Босх. Сад земных наслаждений. Музыкальный Ад. Правая створка. Фрагмент

В фильмографии американца Байера — всего один полнометражный фильм: ремейк «Кошмара на улице Вязов», который неловко сравнивать не то что со средневековой живописью, но даже с оригинальным фильмом про Фредди Крюгера.

А вот клип Until it Sleeps, который Байер снял для группы Metallica, — это очевидный оммаж Босху: за пять минут Байер умудрился процитировать «Сад земных наслаждений», «Воз сена» и приписываемую Босху работу «Се человек». Что ж, Байер, вообще большой любитель подпустить многозначительности и пафоса в презренную поп-культуру.

Даже персональная выставка его фоторабот (по большей части состоявшая из обнаженной женской натуры) называлась «Диптихи и триптихи».

Валерий Угаров

Валерий Угаров. Кадры из мультипликационного фильма «Халиф-аист».

 Сад земных наслаждений. Центральная часть. Фрагмент / Искушение Святого Антония. Иероним Босх.

Видения загробного мира (Блаженные и проклятые)

В послужном списке мультипликатора Валерия Угарова — несколько выпусков сериалов «Веселая карусель» и «На задней парте». Тем удивительней обнаружить в нем совершенно босховский пункт — мультипликационную экранизацию сказки Гауфа «Халиф-аист».

Тех, кто видел это в детстве, уже не испугать поделками вроде «Кошмара на улице Вязов»: не пытаясь походить на полотна мастера визуально, эта «Халиф-аист» эксплуатирует самые жуткие элементы обязательной босховской программы.

Колдуны, алхимия, рептилоиды, звероподобные фрики, мертвое дерево, тьма. Но главное — характерная для Средневековья в целом и Босха в частности тема расплаты за такие тяжкие грехи, как любопытство, веселье и легкомыслие.

Ведь здешний герой попал в передрягу не столько потому, что спутался с колдуном-вивисектором, сколько из-за того, что смеялся.

Андрей ЗимоглядовИсточник: Аrtchive.

Источник: https://cameralabs.org/10910-10-kinorezhissjorov-kotorye-prodolzhili-delo-ieronima-boskha

Смерть Скупца

«Смерть скупца», Иероним Босх — описание картины

Она имеет достаточно прямолинейное название «Смерть скупца».

Описание картины «Смерть скупца»

богословской книге «Ars moriendi» («Искусство умирать»), многократно переиздававшейся в Нидерландах и Германии.

Другой бес с едва обозначенными крыльями облокотился на барьер с переброшенной через него красной мантией и прислонённым к нему рыцарским мечом— то и другое должно указывать на власть и высокое положение, которые также теряет человек, уходя в мир иной.

(С другой стороны, существует законченный натурный рисунок, возможно, специально сделанный для этой сцены. Смерть (то есть переодетый в нее человек) была неизменным персонажем поминальных и карнавальных процессий.

Композиция картины служит своеобразной иллюстрацией к популярной в XV в. богословской книге «Ars moriendi» («Искусство умирать»), многократно переиздававшейся в Нидерландах и Германии. Не тратя деньги на благо, а складывая их в сундук, скупец всю жизнь копит для черта, а не для себя и черт этими деньгами утащит его в ад.

Крылатый карлик на первом плане у барьера — своеобразная подпись Босха. Именно такой власти лишается человек на смертном одре. Возможно, это автопортрет мастера, который с улыбкой размышляет о богатстве и смерти. В книге победу одерживает ангел. А какими могут быть его проблемы.

В этом маленьком «руководстве» описываются искушения, которыми одолевает умирающего легион бесов, собирающийся у смертного одра и то, как его ангел-хранитель всякий раз дарует ему утешение и силы противостоять им.

Ангел-хранитель, поддерживая умирающего, пытается обратить его взор к распятию в оконной нише, однако человек всецело занят помыслами о тех материальных богатствах, с которыми ему сейчас суждено будет расстаться. На картине Босха исход этой битвы ещё далеко не предрешён.

Одной рукой он машинально тянется к мешку с золотом, который протягивает ему высунувшийся из-под полога бес.

Под сундуком кишат адские монстры. «Именитый мастер» – так называли Босха в Хертогенбосе, которому художник оставался верен до конца своих дней, хотя прижизненная слава о нем распространилась далеко за пределы родного города. На длинной, вытянутой по вертикали картине изображена притча об алчности.

Все эти картины по контрасту дополняют друг друга – с изощрённой изобретательностью в них раскрыта тема человеческой греховности, позволяя «реконструировать» сюжет некогда объединявшего их триптиха как «Семь смертных грехов». Композиция картины служит своеобразной иллюстрацией к популярной в XVв. Он продолжает тянуться к мешку с драгоценными и так горячо любимыми накоплениями. Работал главным образом в Хертогенбосе в Северной Фландрии.

Читайте также:  Шоколадный домик в киеве - описание музея, украина

Ее он больше никогда не обретет. Произведение изображает один из семи страшных грехов – алчность.

Другой бес с едва обозначенными крыльями облокотился на барьер с переброшенной через него красной мантией и прислонённым к нему рыцарским мечом – то и другое должно указывать на власть и высокое положение, которые также теряет человек, уходя в мир иной. На этой картине мы видим, как Ангел-хранитель поддерживает человека, умирающего в своей постели.

Чернила называются пигментными, обратите внимание они в 5-6 раз дороже экосольвентного (которыми пользуется большинство конкурентов), они химически безвредные и гораздо ярче.

Здесь угадывается аллегория на тщетность скупости. В этом маленьком «руководстве» описываются искушения, которыми одолевает умирающего легион бесов и то, как его ангел-хранитель всякий раз дарует ему утешение и силы противостоять им. Об этом можно судить на основании узкого формата и резкой перспективы.

Композиция картины служит своеобразной иллюстрацией к популярной в XV в. богословской книге «Искусство умирать», многократно переиздававшейся в Нидерландах и Германии. В руке у богача — четки, на поясе висит ключ от сундука.

Стиль Босха уникален и не имеет аналогий в нидерландской живописной традиции. Действие происходит постепенно, снизу вверх. Все изображения повествовали о грехах человека, о его настоящей сущности. Одной рукой он машинально тянется к мешку с золотом, который протягивает ему бес.

Все эти картины по контрасту дополняют друг друга— с изощрённой изобретательностью в них раскрыта тема человеческой греховности, позволяя «реконструировать» сюжет некогда объединявшего их триптиха как «Семь смертных грехов».

Важно отметить, что схожей была также и тематика триптиха. Эту иллюстрацию в то время можно было встретить в книге «Искусство умирать», которая не единожды перепечатывалась и переиздавалась не только в Нидерландах, но и в соседней Германии.

Интересно, что в самом сундуке умирающего, где лежат его деньги, уже толпятся бесы.

В этом маленьком «руководстве» описываются искушения, которыми одолевает умирающего легион бесов, собирающийся у смертного одра и то, как его ангел-хранитель всякий раз дарует ему утешение и силы противостоять им.

В книге победу одерживает ангел – торжествуя, он-то и возносит душу на Небеса, тогда как дьявольская рать в бессильной злобе завывает внизу. Здесь угадывается аллегория на тщетность скупости. Смерть пересекает порог комнаты, ангел взывает к образу распятого Спасителя, а дьявол пытается овладеть душой умирающего скряги.

По размеру она совпадает с составленными вместе «Кораблём дураков» и «Аллегорией чревоугодия и любострастия», так что вполне могла быть наружной стороной другой, парной к ним створки.

Он уже радостно выглядывает из-под пола. На картине Босха исход этой битвы ещё далеко не предрешён. Но это не его деньги, это золото, которое умирающему протягивает сам бес. Босх, Бос (Bosch) Хиеронимус, великий нидерландский художник. На картине Босха исход этой битвы ещё далеко не предрешён.

«Смерть скупца», Иероним Босх — описание картины

Иероним Босх «Смерть скупца» 1500, Национальная галерея, Вашингтон

Один из наиболее ярких мастеров раннего Северного Возрождения, Иероним Босх в своих многофигурных композициях, картинах на темы народных поговорок, пословиц и притч (Искушение святого Антония, Национальный музей старинного искусства, Лиссабон триптихи Сад наслаждений, Поклонение волхвов – все в музее Прадо Корабль дураков, Музей Лувр) сочетал изощренную средневековую фантастику, порожденные безграничным воображением гротескные демонические образы с фольклорно-сатирическими и нравоучительными тенденциями, с необычными для искусства его эпохи реалистическими новшествами.

Источник: http://aquareller.com/wdr/201806/smert-skupca/

Смерть скупца (картина Босха) — это… Что такое Смерть скупца (картина Босха)?

«Смерть скупца» — картина нидерландского художника Иеронима Босха.

Сильно вытянутый вертикальный формат и диагональное построение композиции придают картине сходство с алтарной створкой.

По размеру она совпадает с составленными вместе «Кораблём дураков» и «Аллегорией чревоугодия и любострастия», так что вполне могла быть наружной стороной другой, парной к ним створки.

Все эти картины по контрасту дополняют друг друга — с изощрённой изобретательностью в них раскрыта тема человеческой греховности, позволяя «реконструировать» сюжет некогда объединявшего их триптиха как «Семь смертных грехов».

На картине изображена узкая и высокая спальня, в открытую дверь которой уже заглядывает Смерть. Ангел-хранитель, поддерживая умирающего, пытается обратить его взор к распятию в оконной нише, однако человек всецело занят помыслами о тех материальных богатствах, с которыми ему сейчас суждено будет расстаться.

Одной рукой он машинально тянется к мешку с золотом, который протягивает ему высунувшийся из-под полога бес.

Другой бес с едва обозначенными крыльями облокотился на барьер с переброшенной через него красной мантией и прислонённым к нему рыцарским мечом — то и другое должно указывать на власть и высокое положение, которые также теряет человек, уходя в мир иной.

Композиция картины служит своеобразной иллюстрацией к популярной в XV в. богословской книге «Ars moriendi» («Искусство умирать»), многократно переиздававшейся в Нидерландах и Германии.

В этом маленьком «руководстве» описываются искушения, которыми одолевает умирающего легион бесов, собирающийся у смертного одра, и то, как его ангел-хранитель всякий раз дарует ему утешение и силы противостоять им. В книге победу одерживает ангел — торжествуя, он-то и возносит душу на Небеса, тогда как дьявольская рать в бессильной злобе завывает внизу. На картине Босха исход этой битвы ещё далеко не предрешён.

Смерть скупца. 1500. 25,6 х 14,9 см. Кабинет рисунков. Лувр. Париж

Сцена смерти отодвинута на задний план, а ближе к зрителю изображён ещё один скупец преклонного возраста: опуская правой рукой монеты в денежный сундук, он в левой, опирающейся на клюку, сжимает чётки. Соседство эпизодов, обычно изображавшихся отдельно, вероятно призвано акцентировать для зрителя вопрос о выборе жизненного пути. Недаром в сундуке и под ним копошатся дьявольские монстры.

В Лувре хранится рисунок Босха с таким же названием и почти полностью повторяющий композицию картины. Это законченное произведение вряд ли было эскизом к картине, скорее оно появилось при её переводе в гравюру. Изменение формата отразилось на компоновке атрибутов переднего плана — рыцарские доспехи переместились вправо.

Литература

  • Тревин Коплстоун. Хиеронимус Босх. Жизнь и творчество. — М: «Лабиринт-К», 1998.
  • Девитини А. Босх: Пер. с итал./А.Девитини — М: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель», 2002.
  • Баттилотти Д. Босх: Пер. с итал./Д.Баттилотти — М: «Белый город», 2000.
  • Вальтер Бозинг. Босх: Пер. с нем./В.Бозинг — М: Арт-Родник, 2001.
  • История искусства зарубежных стран. Средние века, Возрождение / Под ред. Ц. Г. Нессельштраус. М., 1982
  • Фомин Г. И. Иероним Босх. М., 1974
  • Ш. де Тольнай. Босх. М., 1992
  • Г. Мартин. Босх. М., 1992
  • К. С. Егорова. Три картины Босха на тему «Мыслитель и природа». Сов. искусствознание, вып. 19. М., 1985
  • Р. Х. Марейниссен, П.Рейфеларе. Иероним Босх: художественное наследие. М., 1998

Источник: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/354368

Ссылка на основную публикацию