Смерть марата, жак луи давид — описание картины

serg_slavorumОригинал взят у postmodernism в Смерть Марата — история и её художественные воплощенияСмерть Марата, Жак Луи Давид - описание картины

Иногда в ванной люди умирают, и некоторые из подобных смертей становятся легендарными. Как, например, случилось с лидером группы Doors. Несмотря на то, что достоверно известно — умер Мориссон не в ванной, Оливер Стоун в своей картине «Дорз» увековечил этот миф. Показав символическое омоложение растолстевшего Моррисона, возврат того былого Диониса, который, умерев, навечно остался молодым и прекрасным, он раз и навсегда создал ещё один великолепный миф.

В некоторых случаях смерть происходит насильственно. Случается, что и такие смерти тоже становятся легендой. Причём, по прошествии времени мифом становится тандем «убийца — жертва», именно так в спайке, а не по-одиночке. О таком случае и пойдёт сегодня речь.

Наверное, самая известная (после, конечно, архимедовской) ванна в истории, и уж точно самая знаменитая в живописи — это ванна, в которой был убит Жан-Поль Марат.

13 июля 1793 года молодая 25-тилетняя девушка своей недрогнувшей рукой заколола самого жестокого теоретика-обоснователя кровавого террора Французской революции, призывавшего затопить Францию в крови 200 000 «врагов революции и народа» (в противовес этим несчастным себя он называл «Другом народа»).

Звали девушку-убийцу Шарлотта Корде, она была внучкой знаменитого поэта Корнеля.Вот как об этом пишут историки:«История знает политические убийства, имевшие еще большие последствия, чем дело Шарлотты Корде.

Однако, за исключением убийства Юлия Цезаря, быть может, ни одно другое историческое покушение не поразило так современников и потомство. Для этого было много причин — от личности убитого и убийцы до необычного места действия: ванной комнаты».

А вот, что сказала сама Шарлотта Корде, ненадолго пережившая свою жертву (17 июля 1793 года она была публично казнена на гильотине):

«Стыдно за преступление, а не за эшафот».

А такие посмертные слова приписал (точнее, пририсовал) Марату Жак Луи Давид на своей картине «Голова Марата»:

«Они не могли меня купить, и убили».Убийство Марата нашло отражение во многих произведениях живописного искусства, самой знаменитой из них стала картина Жака Луи Давида «Смерть Марата» (вверху), лично мне она знакома ещё из школьного учебника истории. Но не только Давид запечатлел это драматическое событие. Известны также обращения и других художников к этой теме. С совершенно других точек зрения.Например, на картине другого француза, Поля Жака Бодри, главным героем является уже убийца, а не жертва. Картина и называется соответствующе — «Шарлотта Корде»Смерть Марата, Жак Луи Давид - описание картиныА вот ещё одна картина, описывающая произошедшее — «Убийство Марата», пера Антуана Йозефа Виртца.Смерть Марата, Жак Луи Давид - описание картиныВ 1996 году она была размещена на почтовой блок-марке.Смерть Марата, Жак Луи Давид - описание картиныВ Советском Союзе выпускалась открытка-репродукция картины.Смерть Марата, Жак Луи Давид - описание картиныЕщё одна версия — от Жюля-Шарля Авье:Смерть Марата, Жак Луи Давид - описание картиныНиже картина, имя автора которой, к сожалению, мне не известно.Смерть Марата, Жак Луи Давид - описание картиныОбращались к этому сюжету и наши художники, например, Андрей Гончаров.Смерть Марата, Жак Луи Давид - описание картиныВладимир Алёхин.Сразу же после совершения убийства вышло множество графических рисунков, авторство которых я тоже определить не смог. Если вдруг кто-то сможет подсказать мне — не откажите в любезности.А некоторые художники, увидели это событие так.Эдвард Мунк показал мёртвого Марата вне ванной.Есть несколько пуританских изображений, на которых убитый был облачён в верхнюю одежду.Наш соотечественник Денис Жуков, вообще, поместил Марата в лесу под берёзками, а Шарлотте в руки вручил пистолет (что ж, каждый художник имеет право на своё видение).Интересна также и следующая картина, в которой Марат отсутствует, но зато есть Шарлотта Корде (если её можно узнать в этом существе…) в ванной!А напоследок вот такая американская интерпретация — картина Сандро Бирка «Смерть Мануэля»

ПС. Не обошёл эту тему и кинематограф — например, в фильмах «Караваджо», «Наполеон», «О Шмидте», «Бойцовский клуб», «Крёстный отец 2» вполне себе угадывается образ, знакомый из живописи.

Источник: https://serg-slavorum.livejournal.com/1497593.html

«Смерть Марата» – картина гениального Давида

Искусство и развлечения 24 октября 2016

Жак-Луи Давид (1748-1825) – представитель неоклассицизма во французской живописи. После периода барокко и еще более рафинированного и легкомысленного рококо новым словом стало возвращение к античной простоте в XVIII веке. Самым ярким представителем новой школы стал Давид.

Несколько слов о художественной манере живописца

Начав работать под влиянием Ф. Буше и отдав долг красивости рококо, молодой художник побывал в Риме и вернулся из него, полный новых впечатлений и идей. Он обратил свой взгляд на нравственность и героизм античной истории, на лаконизм изображения.

В Риме он написал «Клятву Горациев» в 1784 году. Это произведение стало образцом для большинства художников, чувствующих веление времени. Его с восторгом приняли в Риме и Париже.

Именно тогда сформировались черты техники, которой он будет пользоваться долгое время:

  • Выделяются фигуры и предметы на первом плане.
  • Задний план предназначен, чтобы оттенить их. Используются строгие темные или тусклые тона.
  • Композиция предельно лаконична.
  • Детали четкие, даны крупными мазками. Это отличает их от воздушности рококо.

Кровавая Великая французская революция

Смерть Марата, Жак Луи Давид - описание картины

Предварительная работа Давида

Смерть Марата, Жак Луи Давид - описание картины

«Смерть Марата»: описание картины

«Каждый из нас несет перед родиной ответственность за талант, который он имеет. Истинный патриот должен служить ей охотно, всеми средствами просвещая сограждан и призывая их к возвышенным подвигам и добродетели» – это высказывание Давида. Смерть Марата, Жак Луи Давид - описание картиныПод таким углом зрения он изобразил смерть Марата. Картина лаконична. Художник не стал писать болезненное состояние кожи пламенного революционера. Композиция проста и смела. Она напоминает тело Христа в произведении «Пьета» Микеланджело или «Погребение» Караваджо. А его рана заставляет вспомнить о копье, которое пробило грудь Иисуса. Тело уже мертвого Марата со свисающей из ванны рукой держит перо. Вторая рука лежит на доске. В ней находится лживое письмо Корде, которое запятнано кровью.Смерть Марата, Жак Луи Давид - описание картины Она в нем говорит, что очень несчастна. Последнее, что написал сам герой, лежит рядом. Там говорится, что деньги следует отдать матери 5 детей, чей отец погиб за свободу. Ассигнация лежит тут же рядом. Вода в ванне и простыни окрашены кровью. На полу лежит большой кухонный нож, также обагренный кровью. Некрасивое широкоскулое лицо Марата облагорожено тишиной смерти, поцеловавшей его. В этой картине присутствует что-то нежное и горькое одновременно. С такими чувствами видел Давид смерть Марата. Картина наполнена исторически реальными деталями, но несет отпечаток идеала. Надпись на грубом деревянном ящике гласит: «МАРАТУ – Давид». Это такая своеобразная эпитафия.

Читайте также:  Богоматерь с младенцем, виктор михайлович васнецов

Колорит и детали

Смерть Марата, Жак Луи Давид - описание картины

Картина «Смерть Марата» (1793) находится в Брюсселе.

Источник: fb.ru

Источник: https://monateka.com/article/119786/

Давид Ж. Л.«Смерть Марата» . Шедеврах живописи

Смерть Марата, Жак Луи Давид - описание картины «Слава Франции», художник Жан Луи Давид, одним из первых обратился к изучению природы и античности, ввел в живопись строгость рисунка и античную чистоту стиля. Сам он говорил, что хочет, чтобы вставший из гроба афинянин не мог отличить его картины от древних греческих произведений. Приняв простоту за основу композиции своих произведений, он добился в своей живописи чистого воспроизведения греческих форм во всей их первозданной истине и классическом совершенстве.

Жан Луи Давид был вождем классицизма во Франции, писал одновременно и чрезвычайно суровые, строгие по композиции картины (прославленных античных борцов за свободу), и блестящие реалистические портреты. Его вдохновенное полотно «Смерть Марата» является примером полного слияния идеала с жизнью, идеалом чистоты классического стиля и страстного революционного энтузиазма.

Имя Жана Луи Давида неразрывно связано с событиями французской буржуазной революции 1789-1794 годов. Он получил от Конвента звание «живописец революции», был назначен революционным правительством в комиссию по народному просвещению, впоследствии стал членом комиссии по делам искусств.

Среди вождей революции, тесно связанных с народом и отстаивавших его интересы, наибольшей славой и известностью пользовался неистовый публицист, редактор и издатель газеты «Друг народа» Жан Поль Марат.

Это он во всеуслышание заявил: «Не будет свободы, не будет безопасности, не будет мира, не будет покоя для французов, не будет надежды на освобождение для других народов, пока не будет срублена голова тирана».

И это он изо дня в день повторял в своей знаменитой газете.

Реакция и буржуазия, вошедшие в сговор с контрреволюционерами, не знали более ненавистного имени, тем более что Марата нельзя было ни устрашить, ни подкупить. Неудивительно, что именно против него ополчились все черные силы контрреволюции.

Марат был тяжело болен, но даже больной он продолжал выпускать газету. Добрый и отзывчивый к простым людям, он охотно принимал у себя дома тех, кто обращался к нему за помощью. Именно этой его доверчивостью и воспользовались враги Марата.

13 июля 1792 года незваная гостья была настойчива, и когда ее не пустили к Марату (он чувствовал себя в этот день особенно плохо), она вернулась во второй раз — уже к вечеру. Привратнице она сказала, что ей необходимо повидать Марата, так как она пришла по важному и срочному делу.

Источник: http://worldartdalia.blogspot.com/2015/01/blog-post_70.html

Давид Ж. Л.«Смерть Марата»

Главная — Рассказы о шедеврах — 100 картин

Смерть Марата, Жак Луи Давид - описание картины

«Слава Франции», художник Жан Луи Давид, одним из первых обратился к изучению природы и античности, ввел в живопись строгость рисунка и античную чистоту стиля.

Сам он говорил, что хочет, чтобы вставший из гроба афинянин не мог отличить его картины от древних греческих произведений.

Приняв простоту за основу композиции своих произведений, он добился в своей живописи чистого воспроизведения греческих форм во всей их первозданной истине и классическом совершенстве.

Жан Луи Давид был вождем классицизма во Франции, писал одновременно и чрезвычайно суровые, строгие по композиции картины (прославленных античных борцов за свободу), и блестящие реалистические портреты. Его вдохновенное полотно «Смерть Марата» является примером полного слияния идеала с жизнью, идеалом чистоты классического стиля и страстного революционного энтузиазма.

Имя Жана Луи Давида неразрывно связано с событиями французской буржуазной революции 1789-1794 годов. Он получил от Конвента звание «живописец революции», был назначен революционным правительством в комиссию по народному просвещению, впоследствии стал членом комиссии по делам искусств.

Среди вождей революции, тесно связанных с народом и отстаивавших его интересы, наибольшей славой и известностью пользовался неистовый публицист, редактор и издатель газеты «Друг народа» Жан Поль Марат.

Это он во всеуслышание заявил: «Не будет свободы, не будет безопасности, не будет мира, не будет покоя для французов, не будет надежды на освобождение для других народов, пока не будет срублена голова тирана».

И это он изо дня в день повторял в своей знаменитой газете.

Реакция и буржуазия, вошедшие в сговор с контрреволюционерами, не знали более ненавистного имени, тем более что Марата нельзя было ни устрашить, ни подкупить. Неудивительно, что именно против него ополчились все черные силы контрреволюции.

Марат был тяжело болен, но даже больной он продолжал выпускать газету. Добрый и отзывчивый к простым людям, он охотно принимал у себя дома тех, кто обращался к нему за помощью. Именно этой его доверчивостью и воспользовались враги Марата.

13 июля 1792 года незваная гостья была настойчива, и когда ее не пустили к Марату (он чувствовал себя в этот день особенно плохо), она вернулась во второй раз — уже к вечеру. Привратнице она сказала, что ей необходимо повидать Марата, так как она пришла по важному и срочному делу.

Источник: https://nearyou.ru/100kartin/100karrt_38.html

Жак-Луи Давид — Смерть Марата

Смерть Марата, Жак Луи Давид - описание картины

Картина Давида «Смерть Марата» изображает событие, глубоко потрясшее общественное мнение во Франции в 1793 голу. Тринадцатого июля революционер Жан Поль Марат был убит в собственном доме Шарлоттой Корде, молодой аристократкой, сторонницей жирондистов. Сославшись на необходимость передать Марату секретную информацию, женщина настояла, чтобы он принял ее лично. Допущенная в комнату, где Марат имел обыкновение ежедневно принимать ванну, она нанесла ему смертельный удар ножом, в то время когда он писал, сидя в воде. Женщину немедленно арестовали и через три дня гильотинировали.

В картине жертва выступает как великий исторический пример.

Передавая суть события, художник отказался от красноречия и энергического стиля своих ранних работ на исторический сюжет и увековечил память о своем друге Жане Поле Марате, с которым он встречался лишь за день до злодеяния, в образе агонизирующего Христа, взятом из религиозной иконографии. Полотно является гражданским посланием и одновременно данью уважения политику и другу.

Читайте также:  «мадонна с младенцем», мазаччо — описание картины

Картина была заказана Жаку Луи Давиду сразу после смерти Марата. Она подписана: «Марату — Давид, год Второй». Это произведение было закончено в октябре 1793 года, или во Втором году, в месяце Вендемьера по революционному календарю, вошедшему в силу в 1791 году.

Марат изображен бездыханным, в ванне, принимая которую, он лечил донимавшую его кожную болезнь. Хорошо видна глубокая рана. Откинутая правая рука еще держит перо, а левая сжимает «коварное письмо», переданное ему убийцей: «Мари Анна Шарлотта Корде гражданину Марату. Я очень несчастна, и этого достаточно, чтобы обеспечить мне Ваше расположение».

В картине, поражающей непреклонным веризмом повествования, очевиден скрытый намек на религиозную иконографию: погибший уподобляется снятому с креста Христу.

Это эмблематичная фигура, в которой человек ассоциируется со своей судьбой, своим недугом и ужасной смертью, настигшей его в наивысший момент существования: интеллектуального труда на службе у революции. Здесь явно сказывается желание создать светскую икону.

Смертельная рана в груди, ванна, перо, чернильница и деревянный ящик трактованы художником как эмблемы идентификации и мученичества жертвы.

Давид выполнил с картины две копии, следы которых сразу же затерялись. Они были инвентаризированы после его смерти на квартире художника Антуана Жана Гро, одного из лучших учеников Давида, бывшего также официальным реквизитором произведений искусства, предназначенных для собрания Наполеона.

В 1835 году внук художника Жюль Давид выкупил оригинал картины у тети, баронессы Менье . В 1885 году в руки торговца картинами Поля Дюран-Рюэля попала ее копия, и в 1889 году он возбудил нашумевший процесс против вдовы Жюля Давида, утверждая, что как раз ему принадлежит полотно с оригинальной композицией.

В 1893 году картина вдовы Жюля Давида вошла в собрание Музея в Брюсселе, в то время как другая была приобретена Национальным музеем Версаля.

Источник: http://painteropedia.ru/david-smert-marata/

«Смерть Марата» — выдающаяся картина революционера и художника Ж. Л. Давида

Смерть Марата, Жак Луи Давид - описание картины

К началу XIX века общепризнанным лидером среди французских художников был Жан Луи Давид — самый последовательный представитель неоклассицизма в живописи и чуткий летописец своего бурного времени. Этого живописца называют «свидетелем эпохи», так как, отразив в своем искусстве различные этапы политической жизни Франции — времени «старого режима» (времени царствования Людовика XVI), революции, консульства, империи, реставрации Бурбонов, — он был не только художником, но и известным общественным деятелем. Этот живописец был связан с передовыми идеями и революционной борьбой масс. Давид  родился в Париже в зажиточной буржуазной семье. Как художник он начал свою деятельность в 1760-е годы, когда неоклассицизм начал свое распространение во Франции и в других европейских странах. Стремясь получить хорошую живописную школу, в 1766 году Давид становится учеником парижской Академии художеств. Педагогическая система его учителя — известного живописца Ж.М. Вьена — основывалась на требовании достижения «правда и величия» на основе излучения античности, живописи Рафаэля и мастеров болонской школы, скульптуры Микеланджело. Полученная Давидом первая премия на Римском конкурсе в Академии давала ему право на совершенствование мастерства в Италии в качестве пенсионера Французской академии в Риме. Первое самостоятельное историческое полотно «Врач Эразистрат обнаруживает причины болезни Антиоха» (Париж, Школа изящных искусств) было написано в духе грациозной интерпретации античного сюжета Вьеном, с легким привкусом допустимой фривольности.

Когда грянула революция, Давид в сентябре 1792 года был избран депутатом в Конвент, высший законодательный и исполнительный орган Первой республики, а после переворота 31 мая 2 июня 1793 года, когда к власти пришли якобинцы, фактически стал проводником правительственной политики в области искусства.

Давид руководил также организацией национальных празднеств; в его задачи входило и прославление погибших революционеров, официально объявленных «мучениками свободы».

Он отбросил иносказания и обратился к непосредственному изображению действительности, запечатлел черты людей, отдавших свою жизнь за революцию.

Шедевр Давида тех лет — «Смерть Марата» (1793, Музей современного искусства, Брюссель).

13 июля 1793 года, спустя полтора месяца после якобинского переворота, один из его вдохновителей и вождей Жан Поль Марат (1743 — 1793) был заколот в своей квартире дворянкой по имени Шарлота Корде, нормандской аристократкой, правнучкой знаменитого драматурга Пьера Корнеля.

Выступая в Конвенте, Левассер воскликнул: «Над нами занесен убийцами кинжал! Укрепим, насколько возможно, нашу политическую деятельность!» Давид, посетивший Марата накануне его смерти, а затем назначенный распорядителем похорон, хорошо знал обстоятельства убийства. Удар был нанесен Марату под правую ключицу, когда тот сидел в ванне: из-за кожной болезни он был вынужден так работать и принимать посетителей — тело революционера было обезображено экземой.

Картина «Смерть Марата» была закончена художником меньше чем за три месяца и повешена в зале заседаний Конвента. «Я писал ее сердцем», — говорил о своем шедевре Давид.

Историческая достоверность картины сочетается здесь с эмоциональной насыщенностью образа от непосредственного впечатления той обстановки, в которой художник видел последний раз «друга народа».

Рассказывая о событии, Давид ограничился лишь самыми необходимыми деталями: безвольно поникшее тело, кровоточащая рана, орудие убийства и письмо, которым воспользовался убийца, чтобы его впустили в дом. Давид создал произведение, уподобленное величественному и строгому монументу.

Ванна и драпировка ткани, свешивающейся крупными складками, воспринимаются как античный саркофаг, чурбан, на котором стоит чернильница, — надгробием с надписью: «Марату — Давид».

Черты убитого носят портретный характер, хотя изменены выражением скорби и сострадания, но тело писалось с натурщика, так как требовалась героизация революционера, который под кистью художника превратился в благородного античного атлета.

Сумрачное пространство на заднем фоне — образ вечности, в которой должен остаться образ Марата, резкий свет и четкая устойчивая светотеневая моделировка усиливают чувство отрешенности от всего случайного. Художник монументализирует образное решение, подчеркивая его лаконизм и героику, его драматическую выразительность.

Читайте также:  Выставочный зал "варшавка"

Во всей композиции явно прослеживается аллюзия на изображения сцен снятия с креста и оплакивания Иисуса Христа. Линия христианства прослеживается и в изображении пера в руке убитого — перо в христианской иконографии было символом веры, надежды и любви — качествами, которыми в глазах современников, бесспорно, обладал Марат, и в изображении полотенца на голове Марата — явная аллюзия на терновый венец Христа. Картину Давида можно рассматривать в трех смысловых плоскостях: это и алтарный образ, и античный надгробный памятник, и исторический портрет.

В Лувре полотно пребывало недолго. После переворота 27 июля 1794 года и падения диктатуры якобинцев, картина вернулась обратно к автору. В 1886 году потомки Луи Давида передали ее в Королевский музей изящных искусств в Брюсселе, где она находится и по сей день.

Что касается автора картины, то после 9 термидора из-за контактов с окружением Робеспьера и участия в Комитете общественной безопасности, связанном с подписанием ордеров на арест, он был обвинен в поддержке «заговора Робеспьера» и заключен в тюрьму Люксембургского дворца, из которой был освобожден в 1795 году с приходом к власти правительства директории. Дальнейшая судьба Давида оказалась самым тесным образом связанной с перипетиями французской истории. После того, как Наполеон Бонапарт объявил себя наследником революции, он сделал Давида своим придворным художником. Но написанные по заказу полотна — «Наполеон при переходе через Сен-Бернар», «Коронация» и другие — при всех их художественных достоинствах все же уступали картинам революционных лет. Искусство Давида утратило революционную героику, оно стало холодным, парадным. Последние годы жизни художника прошли в эмиграции, куда он вынужден был отправиться после возвращение во Францию Бурбонов.

И все-таки, именно в картинах революционных лет, включая «Смерть Марата», Жан Луи Давид выступает как один из величайших реалистов в живописи нового времени.

13.07.2010

Мамонов Александр

Источник: http://www.illuminats.ru/component/content/article/1-2009-02-22-08-00-05/1188-qdeath-of-maratq-an-outstanding-painting-of-the-artist-revolutionary

Жак Луи Давид, «Смерть Марата»

Вистории искусства Франции 80-е гг. XVIII в. стали переломным моментом. Позади – полтора столетия засилья т.н. придворного стиля, давшего жизнь рококо, а впереди – гроза Великой французской буржуазной революции.

То, что еще вчера превозносилось как верх совершенства в живописи, сегодня самым беспощадным образом отвергается. Грядущая эпоха устанавливает свои идеалы.

На смену рококо пришел революционный классицизм, и ярчайшим представителем этого жанра стал Жак Луи Давид.

Персонажами своих первых полотен он делает известных героев античности, выражая через их образы новые идеалы эпохи – свободолюбие, первостепенное значение гражданского долга. «Клятва Горациев» была первым крупным произведением Давида, к творчеству которого можно взять эпиграфом слова «Каждый должен служить отечеству своими талантами».

Задолго до событий Великой французской революции Давид своим искусством призывал каждого к выполнению гражданского долга, и особенно отчетливо этот призыв прозвучал в картине «Клятва Горациев», за основу сюжета которой был взят легендарный эпизод древнеримской истории.

В период вражды Рима с Альба-Лонгой трем братьям-близнецам из римского рода Горациев предстояло пойти на смертельный поединок с друзьями детства – братьями Куриациями из Альба-Лонги. Борьба городов решалась исходом этого поединка.

Выбрав такой сюжет, Давид должен был ответить зрителю, как поступать, когда возникает противоречие между гражданским долгом и личными чувствами. Он мог показать колебания героев, акцентировать горе семьи, но на полотне все мысли и чувства героев настолько подчинены долгу, что практически не остается места домашним привязанностям.

Отец Горациев поднимает мечи, и братья клянутся победить или умереть. Мать и сестры юношей, полные сдержанной печали, предстают как персонажи второстепенные – они нужны художнику только для полноты раскрытия сюжета.

Наиболее полно талант Давида раскрылся в годы революции. Член Конвента, товарищ Робеспьера и Марата, Давид имел возможность быть очевидцем всех значительных событий, которые могли быть положены в основу сюжета очередной исторической картины.

Революционный период, вне всякого сомнения, наиболее значимый в творчестве Давида. За очень короткий (для художника) срок он создает сразу три замечательных картины, одна из которых «Смерть Марата» (1793 г.), стала вершиной его творчества.

Не случайно именно Давиду, знаменосцу революции, Конвент мог поручить эту работу. И художник блестяще с нею справился. Движимый неподдельным чувством скорби, Давид создал настоящий памятник «другу народа». Художнику удалось, как никогда более органично, совместить в этой работе черты портрета и картины на историческую тему.

Правая рука Марата все еще сжимает перо, хотя жизнь уже покинула его, в левой руке – письмо Шарлотты Корде. У нижнего обреза холста художник изобразил орудие убийства – обагренный кровью нож. Давид придал формам поистине скульптурную монументальность, поэтому картина напоминает изображение скульптурной группы.

Никогда более Давид не достигал такой художественной высоты, как в работе над этой картиной.

В конце столетия, после термидорианского переворота, Давид вновь возвращается к темам, навеянным античностью, однако этим его работам явно не хватает мощи, присущей полотнам восьмидесятых. Несмотря на это, в 1804 г.

именно Давид становится «первым художником Наполеона».

Это вовсе не значит, что его преданность делу Марата и Робеспьера была неискренней, – классицизм с одинаковой ревностью мог отстаивать идеи монархизма и республиканства, проклинать тиранию и воспевать тирана.

По заказу императора Давид написал несколько эффектных парадно-декоративных композиций и портретов, например «Коронование Жозефины».

Поздние полотна Давида просты по композиции, главное внимание он обращает на внутренний мир модели, проявляя явно реалистические тенденции в своей манере письма. В 1816 г., после реставрации власти Бурбонов, Давид вынужден был покинуть Францию.

Он уехал в Брюссель, но в последние годы своей жизни не создал значительных полотен, занимаясь в основном преподавательской деятельностью.

Три версии «Смерти Марата», а также другие картины Жака-Луи Давида

Источник: http://jivopis.org/david-zhak-lui—smert-marata/

Ссылка на основную публикацию