Смерть и скупой (смерть скряги), иероним босх

Ерун Антонисон ван Акен, более известный как Иероним Босх, — нидерландский художник эпохи Возрождения, который соединил в своих картинах фантастические, фольклорные, философские и сатирические мотивы.

Детство и юность

Иероним Босх родился около 1453 года в Хертогенбосе (провинция Брабант). Его семья, происходившая из немецкого города Ахен (откуда и получила фамилию), издавна была связана с творческим промыслом. Дед Иеронима, Ян ван Акен, а также четверо из пяти его сыновей, в том числе отец будущего художника Антоний, были живописцами.

Смерть и скупой (Смерть скряги), Иероним БосхПортрет Иеронима Босха

Фамильная мастерская ван Акенов выполняла заказы по росписи стен, золочению деревянных скульптур и изготовлению церковной утвари. Вероятно, в этой кузнице живописи Иероним Босх и получил первые творческие уроки. В 1478 году, когда умирает отец, Босх становится владельцем художественной мастерской.

Первое упоминание об Иерониме датировано 1480 годом. Тогда он, желая начать собственное дело и обособиться от фамилии Акен, взял псевдоним Хиеронимус-живописец по фамилии Босх, что происходит от названия его родного города.

Смерть и скупой (Смерть скряги), Иероним БосхГравюра Иеронима Босха

В 1486 году в биографии Иеронима Босха наступает переломный момент: он вступает в Братство Богоматери — религиозное общество, посвященное культу Девы Марии. Он выполняет творческую работу — оформляет праздничные шествия и обряды, расписывает алтарь для капеллы Братства в соборе св. Иоанна. С этого момента религиозные мотивы проходят красной нитью по творчеству Иеронима.

Живопись

Первые известные картины Босха, которые носят яркий сатирический характер, предположительно относятся к середине 1470-х годов. Так, например, в период 1475-1480 годов создаются работы «Семь смертных грехов и Четыре последние вещи», «Брак в Кане», «Фокусник» и «Удаление камней глупости» («Операция глупости»).

Смерть и скупой (Смерть скряги), Иероним БосхКартина Иеронима Босха «Семь смертных грехов и Четыре последние вещи»

Эти произведения гипнотизируют современников. Например, король Испании Филипп II даже вешает картину «Семь смертных грехов…» в своей спальне, чтобы размышления о греховности человеческой натуры ощущались более остро.

В первых картинах Иероним высмеивает людскую наивность, их уязвимость перед шарлатанами, в том числе в монашеском одеянии. В 1490-1500 годах Босх создает еще более жестокую картину «Корабль дураков», на которой изображены монахи. Они распевают песни в окружении простолюдинов, а судном правит шут.

Смерть и скупой (Смерть скряги), Иероним БосхКартина Иеронима Босха «Корабль дураков»

Имеет место в творчестве Босха и пейзаж. Например, в триптихе «Сад земных наслаждений» Иероним изображает мир на третий день Творения Божьего. В центре картины — обнаженные люди, замершие в блаженном полусне, а вокруг них — животные и птицы, поражающие своими размерами.

Смерть и скупой (Смерть скряги), Иероним БосхКартина Иеронима Босха «Сад земных наслаждений»

Самым масштабным из уцелевших произведений Босха считается триптих «Страшный суд».

В центральной части изображен непосредственно Страшный суд, где праведникам на голубеющем небе противопоставлены проткнутые стрелами и копьями грешники. На левой створке — Рай в динамике.

На переднем плане показано сотворение Евы, на среднем — сцена искушения Адама и Евы яблоком раздора, а на заднем — херувим, который изгоняет их из Эдема. На правой створке триптиха изображен Ад.

Смерть и скупой (Смерть скряги), Иероним БосхКартина Иеронима Босха «Страшный суд»

Босх тяготел к подаче творчества через триптих. Например, картина «Воз сена» также состоит из трех частей. В центральной части изображена обезумевшая толпа, разбирающая на пучки большой воз сена. Таким образом художник обличает алчность.

Кроме того, на полотне можно найти гордыню в образе светских и духовных владык, любострастие во влюбленных парах и чревоугодие — в располневшем монахе. Левую и правую створки украшают уже знакомые мотивы — Ада и грехопадения Адама и Евы.

Смерть и скупой (Смерть скряги), Иероним БосхКартина Иеронима Босха «Воз сена»

По картинам Босха нельзя сказать, что он тяготел к определенному жанру живописи. В его полотнах находили отражение портреты, пейзажи, архитектурная живопись, анималистика и декор. Тем не менее, Иеронима считают одним из прародителей пейзажной и жанровой живописей в Европе.

Отличительная особенность творчества Иеронима Босха заключается в том, что он стал первым из соотечественников, кто создавал этюды и эскизы прежде, чем перейти к полноценному творению.

Некоторые наброски так и увидели свет в виде картин и триптихов.

Часто зарисовки являлись плодом воображения живописца, вдохновленного образами готических чудовищ, которых он видел на гравюрах или церковных фресках.

Смерть и скупой (Смерть скряги), Иероним БосхКартина Иеронима Босха «Блаженные и проклятые»

Характерно и то, что Иероним Босх не подписывал и не датировал свои произведения. По данным искусствоведов, лишь семь картин были подписаны рукой мастера. Те названия, которые полотна имеют сегодня, возможно, были придуманы вовсе не самим автором, а сохранились по музейным каталогам.

Иероним Босх творил в технике а ля прима (от ит. а la prima — «в один присест»), которая заключается в том, что слой масла заканчивают накладывать до его полного высыхания. В традиционном методе рисования художник ждет, пока высохнет слой краски, прежде чем положить следующий.

Личная жизнь

При всем безумии художественных замыслов Иероним Босх не был одинок. В 1981 году он женился на Алейт Гойартс ван дер Меервене, с которой, по предположениям, был знаком еще с детства. Она была из богатой и знатной семьи и принесла супругу солидное состояние.

Смерть и скупой (Смерть скряги), Иероним БосхПортрет Иеронима Босха

Брак не оставил потомков, однако обеспечил Иерониму денежное благополучие. С момента его женитьбы на Алейт он брался за те заказы, которые приносили ему моральное, а не материальное удовольствие.

Смерть

Живописец умер 9 августа 1516 года. Отпевание состоялось в той самой капелле собора св. Иоанна, которую Босх расписывал, будучи приверженцем идеи Братства Богоматери. Причину смерти, в отличие от творчества Иеронима, мистической назвать нельзя — на тот момент художнику шел 67 год. Однако спустя столетия после погребения историки свидетельствуют об удивительных событиях.

Смерть и скупой (Смерть скряги), Иероним БосхПамятник Иерониму Босху

В 1977 году могила была вскрыта, но там не оказалось никаких останков. Историк Ханс Гаальфе, который руководил раскопками, рассказал, что в могиле нашли осколок камня. Когда его положили под микроскоп, он начал нагреваться и светиться. Из-за этого интересного факта раскопки было решено прекратить.

Произведения

Работы Босха хранятся в галереях и музеях по всему миру — в Нидерландах, Испании, Франции, Италии, Португалии, Бельгии, Австрии и др.

  • 1475-1480 — «Семь смертных грехов и Четыре последние вещи»
  • 1480-1485 — «Распятие с донатором»
  • 1490-1500 — «Аллегория чревоугодия и любострастия»
  • 1490-1500 — «Увенчание терновым венцом»
  • 1490-1500 — «Сад земных наслаждений»
  • 1495-1505 — «Страшный суд»
  • 1500 — «Смерть скупца»
  • 1500-1502 — «Воз сена»
  • 1500-1510 — «Искушение святого Антония»
  • 1505-1515 — «Блаженные и проклятые»

Источник: https://24smi.org/celebrity/49680-ieronim-boskh.html

Смерть И Скупец Босх

Смерть и скупой (Смерть скряги), Иероним Босх

Фантасмагорический мир Босха вполне отвечает теории автоматизма изложенной Андре Бретоном в первом манифесте сюрреалистов (1924): художник запечатлевает любой образ, возникший в его сознании. Его передний план в основном состоит из неоднородных фигур, которые выстроены цепочкой или волнистыми линиями.

На длинной, вытянутой по вертикали картине изображена притча об алчности. Другие полагают, что искусство Босха отражает средневековые «эзотерические дисциплины» — алхимию, астрологию, чёрную магию.

Работал главным образом в Хертогенбосе в Северной Фландрии. Босх производит впечатление мастера «неподражаемого», однако его манера была воспринята множеством копиистов, как только выяснилось, что это гарантировало выгодную продажу картин.

Жил Босх с женой в Хертогенбосе на улице Красного Креста.

Читайте также:  Красная мебель, роберт рафаилович фальк, 1920

Каковы истоки темного начала в мироздании с точки зрения Босха и Средневековой культуры.

Эти надписи можно счесть лишними — нет надобности пояснять, что человек, жадно пожирающий всё, что ставит на стол хозяйка, совершает грех чревоугодия, а упитанный господин, дремлющий у камелька, — грех лени именно в этом его упрекает входящая в комнату женщина с четками в руках. Что ожидает мытарей.

Композиция картины служит своеобразной иллюстрацией к популярной в XVв. Другой бес с едва обозначенными крыльями облокотился на барьер с переброшенной через него красной мантией и прислонённым к нему рыцарским мечом— то и другое должно указывать на власть и высокое положение, которые также теряет человек, уходя в мир иной.

  1. Описание картины «Смерть скупца»
  2. Смерть и скупой (Смерть скряги), Иероним Босх
  3. Иероним Босх «Смерть скупца» 1500, Национальная галерея, Вашингтон
  4. Взятие Иисуса под стражу и Несение креста

Босх жил и работал преимущественно в родном Хертогенбосе. Сюжет удаления «камня глупости» прослеживается в голландских гравюрах, живописи и литературе вплоть до XVII в.

Орнаментальная надпись вверху и внизу гласит: «Мастер, удали камень.

Изъятые из позднеготического контекста, в котором они возникли, его чудовищные фигуры получили новую жизнь и знаменательно, что Макс Эрнст (1891—1976) и Сальвадор Дали (1904—1989) объявили себя его наследниками.

Ее он больше никогда не обретет. Символами этих похотливых помыслов являются огромные гниющие плоды, напоминающие растительный мир «Сада земных наслаждений». Сам Босх следил за изготовлением копий некоторых своих работ, в частности, триптиха «Воз сена», который существует в двух версиях (в собраниях Прадо и Эскориала).

«Именитый мастер» – так называли Босха в Хертогенбосе, которому художник оставался верен до конца своих дней, хотя прижизненная слава о нем распространилась далеко за пределы родного города.

Четыре круглых изображения по углам (тондо), называемые «четыре последние вещи», дополняют картину: они изображают смерть, Страшный суд, Рай и Ад.

Крылатый карлик на первом плане у барьера – своеобразная подпись Босха. Триптих Искушение Святого Антония изображает полеты рыб, хромых полулюдей-полуживотных, синтезы человека-растения, отрезанные конечности, странных существ, на триптихе «Сад земных наслаждений» мы видим эротическую чувственность, неприкрытую наготу, буйство естества.

  • Жизненный путь, алтарь Воз сена
  • Земной Рай, композиция Видения загробного мира
  • композиция Видения загробного мира
  • Аллегория чревоугодия и любострастия
  • Цикл лекций «Иероним Босх: фантазмы, грезы и загадки»

Именно такой власти лишается человек на смертном одре. Справа в шатре сидят любовники.

Здесь угадывается аллегория на тщетность скупости. Крылатый карлик на первом плане у барьера — своеобразная подпись Босха. Св.

  • Босх, Иероним – Смерть и Скупой
  • Репродукция картины «Смерть скряги»
  • Словари и энциклопедии на Академике
  • Напишите отзыв о статье Смерть скупца (картина Босха)
  • Отрывок, характеризующий Смерть скупца (картина Босха)

На длинной, вытянутой по вертикали картине изображена притча об алчности. Мы будем исследовать знаменитого, загадочного, тайного Иеронима Босха.

Вероятно, здесь высмеивается персонаж ярмарочного фарса — простачок или муж-рогоносец (книга, положенная на голову женщине, понималась как «руководство» для жуликов и обманщиков).

По размеру она совпадает с составленными вместе «Кораблём дураков» и «Аллегорией чревоугодия и любострастия», так что вполне могла быть наружной стороной другой, парной к ним створки. Но это не его деньги, это золото, которое умирающему протягивает сам бес.

Благодаря этому браку Босх получил доступ в замкнутый круг местной аристократии.

  • Смерть скупца (картина Босха) Информация о
  • Картина Смерть и Скупец – Босх Иероним

«Я не отрицаю, что он писал странные изображения вещей, но это делалось с единственной целью — дать трактовку Ада И то, что Иероним Босх сделал с благоразумием и достоинством, другие делали и делают без всякой сдержанности и рассудительности».

Мастерская ван Акенов выполняла самые разнообразные заказы — в первую очередь, это стенные росписи, но также золочение деревянной скульптуры и даже изготовление церковной утвари. На картине Босха исход этой битвы ещё далеко не предрешён.

Важно отметить, что схожей была также и тематика триптиха.

Иероним Босх— художник, вновь открытый ХХвеком. Семья ван Акенов, происходившая из немецкого города Аахена, была издавна связана с живописным ремеслом: художниками были Ян ван Акен (дед Босха) и четверо из его пяти сыновей, включая отца Иеронима, Антония, который незадолго до кончины передал мастерскую своему сыну Госсену. Меня зовут Лубберт Дас».

Откуда взялись Средневековые монстры и мутанты. Они пьют вино. Здесь угадывается аллегория на тщетность скупости. Очень уместно было поместить пеликана на оборотной створке панно, посвящённого любимому ученику Христа Иоанну, который, по словам Данте, «покоил главу на груди самого Божественного Пеликана».

Один из наиболее ярких мастеров раннего Северного Возрождения, Иероним Босх в своих многофигурных композициях, картинах на темы народных поговорок, пословиц и притч (Искушение святого Антония, Национальный музей старинного искусства, Лиссабон триптихи Сад наслаждений, Поклонение волхвов – все в музее Прадо Корабль дураков, Музей Лувр) сочетал изощренную средневековую фантастику, порожденные безграничным воображением гротескные демонические образы с фольклорно-сатирическими и нравоучительными тенденциями, с необычными для искусства его эпохи реалистическими новшествами. Все изображения повествовали о грехах человека, о его настоящей сущности.

Эта картина представляет фольклорную линию в творчестве художника. Стиль Босха уникален и не имеет аналогий в нидерландской живописной традиции. Датируемая 1490-1500 годами картина «Смерть и скупец», принадлежащая кисти зрелого Босха, является, по всей видимости, частью более крупного произведения.

На картине Босха исход этой битвы ещё далеко не предрешён. Не исключено, что у Босха был замысел самостоятельного морализирующего произведения.

Все эти картины по контрасту дополняют друг друга – с изощрённой изобретательностью в них раскрыта тема человеческой греховности, позволяя «реконструировать» сюжет некогда объединявшего их триптиха как «Семь смертных грехов».

Смерть и скупой (Смерть скряги), Иероним Босх

Композиция картины служит своеобразной иллюстрацией к популярной в XV в. богословской книге «Ars moriendi» («Искусство умирать»), многократно переиздававшейся в Нидерландах и Германии.

Босх, быть может, под влиянием своих предшественников, обращавшихся к этому сюжету, на сей раз отказался от столь излюбленного им изображения шабаша бесов и даже изображённые слева внизу горящие корабли и маленький монстр справа, навеянные образами Апокалипсиса, не могут сколько-нибудь серьёзно нарушить ту идиллическую обстановку, в которой Иоанн радуется явлению Девы Марии «во славе». Босх, кто ты. Обсудим темную сторону эстетики Босха, обратимся к инфернальному и топографии ада. Об этом можно судить на основании узкого формата и резкой перспективы. «Sine Cerere et Libero friget Venus» («Без даров Цереры и Вакха зябнет Венера») — этот стих Теренция был хорошо известен в эпоху Средневековья проповедники и авторы моральных поучений неустанно внушали своей пастве, что «чревобесие и пьянство — мать блуда».

Действие происходит постепенно, снизу вверх. На картине Босха исход этой битвы ещё далеко не предрешён. Сильно вытянутый вертикальный формат и диагональное построение композиции придают картине сходство с алтарной створкой. Х. де Сигенса, будучи в начале XVII в. библиотекарем Эскориала, хорошо знал картины Босха.

По размеру она совпадает с составленными вместе «Кораблём дураков» и «Аллегорией чревоугодия и любострастия», так что вполне могла быть наружной стороной другой, парной к ним створки.

Читайте также:  Картина "савояр", перов, 1864 - описание

В архивных документах не раз упомянуто имя Босха: ему, как живописцу, давались разнообразные заказы — от оформления праздничных шествий и обрядовых таинств Братства (что не могло пройти бесследно для его творческого сознания) до написания створок алтаря капеллы Братства в Сент-Янскатедрал (1489, картина утеряна) или даже модели канделябра. Он уже радостно выглядывает из-под пола.

Возможно, это автопортрет мастера, который с улыбкой размышляет о богатстве и смерти. Так что «Хиеронимус-художник» (так он впервые упомянут в документе 1480 г. ) взял псевдоним, видимо из необходимости как-то обособиться от прочих представителей своего рода — подобные случаи в Нидерландах были нередки.

Картина «Смерть и скупец» написана на сюжет, возможно, навеянный хорошо известным в Нидерландах назидательным текстом «Ars moriendi» («Искусство умирать»), где описана борьба чертей и ангелов за душу умирающего. Иеронима Босха называют не иначе как – Почётным профессором кошмаров.

В руке у богача – четки, на поясе висит ключ от сундука.

В этом маленьком «руководстве» описываются искушения, которыми одолевает умирающего легион бесов, собирающийся у смертного одра и то, как его ангел-хранитель всякий раз дарует ему утешение и силы противостоять им.

Искусство Босха всегда обладало громадной притягательной силой, но прежде считалось, что его «чертовщина» призвана всего лишь забавлять зрителей, щекотать им нервы, подобно тем гротескным фигурам, которые мастера итальянского Возрождения вплетали в свои орнаменты.

Возможно, это автопортрет мастера, который с улыбкой размышляет о богатстве и смерти. На переднем плане изображены символы рыцарства: сброшенный плащ, щит, рыцарский шлем, перчатка и копье – это по видимому указание на отброшенные скупцом ценности морали и верности христианскому долгу, что символизирует собой рыцарство.

Действие происходит постепенно, снизу вверх. Большая часть работ Босха вскоре после их создания была перевезена в Испанию и испанские авторы эпохи Контрреформации также обращали внимание на демонический характер его «странных образов».

К таким художникам следует отнести, прежде всего, Квентина Массейса и Иоахима Патинира. Лубберт — имя нарицательное, обозначающее слабоумного. «Корабль дураков», «Семь смертных грехов и четыре последние вещи», «Смерть скупца», триптих «Воз сена», «Коробейник» и т. д.

, – в каждом произведении Босха очевидно специфическое присутствие зла искушения, порока.

Его творчество волнует и притягивает, оно очень загадочно и, как это ни странно, совершенно современно.

Из всех грехов у похоти, пожалуй, больше всего символических обозначений, начиная с вишни и других «сладострастных» плодов: винограда, граната, клубники, яблока.

Во втором круге видна латинская надпись Cave, cave, Deus vivit — «Бойся, бойся ибо Господь всё видит». Каковы истоки извращенных форм, странных и причудливых тел героев его произведений.

Апокалиптическое мироощущение художника конца средневековой эпохи было прочувствовано современником кризисов, войн и революций ХХ века.

В руке у богача — четки, на поясе висит ключ от сундука. Великий испанский писатель Лопе де Вега называл Босха «великолепнейшим и неподражаемым художником», а его работы — «основами морализирующей философии». В своих картинах соединял такие вещи, которые не соединял до него никто. Основоположник Европейских пейзажной и жанровой живописи.

Иероним Босх – великий нидерландский художник. То, что Питер Брейгель Старший (ок.

Картина хранится в Художественной галерее Йельского университета и воспринимается как фрагмент большого тематического ансамбля, возможно, триптиха.

В этом маленьком «руководстве» описываются искушения, которыми одолевает умирающего легион бесов, собирающийся у смертного одра и то, как его ангел-хранитель всякий раз дарует ему утешение и силы противостоять им.

Св.

Творчество Босха кажется странно современным: четыре столетия спустя его влияние неожиданно проявилось в движении экспрессионистов и позднее – в сюрреализме.

В этом маленьком «руководстве» описываются искушения, которыми одолевает умирающего легион бесов, собирающийся у смертного одра и то, как его ангел-хранитель всякий раз дарует ему утешение и силы противостоять им.

Его кроткий взор устремлён к представшему ему видению: «жена, облечёная в солнце под ногами её луна» (Откр. Законодатели моды обычно не придерживаются никаких правил.

Подобные же жанровые сценки иллюстрируют гнев (двое мужчин дерутся у дверей таверны), алчность (судья берет взятку), зависть (проигравший истец злобно взирает на своего удачливого соперника).

Сам Бретон определял Босха как «абсолютного визионера», отводя ему роль предтечи сюрреализма: поэтику воображения без границ предваряет творчество «живописца бессознательного».

Смерть пересекает порог комнаты, ангел взывает к образу распятого Спасителя, а дьявол пытается овладеть душой умирающего скряги. В 1478 умирает его отец и Босх наследует его художественную мастерскую.

Босх, Бос (Bosch) Хиеронимус, великий нидерландский художник. Эту иллюстрацию в то время можно было встретить в книге «Искусство умирать», которая не единожды перепечатывалась и переиздавалась не только в Нидерландах, но и в соседней Германии.

Братство, посвящённое культу Девы Марии, занималось и делами милосердия. Что касается разного рода нечисти, то тут фантазия Босха не знает границ. богословской книге «Ars moriendi» («Искусство умирать»), многократно переиздававшейся в Нидерландах и Германии.

В городском архиве сохранились сведения о жизни мастера.

По внешнему кругу разворачиваются сцены Страстей, завершающиеся наверху кульминацией распятия. Композиция картины служит своеобразной иллюстрацией к популярной в XV в.

богословской книге «Ars moriendi» («Искусство умирать»), многократно переиздававшейся в Нидерландах и Германии. Как и в «Семи смертных грехах», здесь Босх запечатлевает кульминационный момент.

Интересно, что в самом сундуке умирающего, где лежат его деньги, уже толпятся бесы.

12:1). Об этом можно судить на основании узкого формата и резкой перспективы.

Легко узнать сексуальные символы: мужские — это все заострённые предметы: рог, стрела, волынка, часто намекающая на противоестественный грех женские — всё, что вбирает в себя: круг, пузырь, раковина моллюска, кувшин (обозначающий также дьявола, который выпрыгивает из него во время шабаша), полумесяц (намекающий ещё и на ислам, а значит, с точки зрения Босха, на ересь).

Имя Босх пошло от того, что все свои работы, он, по неизвестной причине, подписывал сокращённым названием своего родного города Хертогенбос – Den Bosch.

Под изображением каждого из семи смертных грехов дано его латинское название. Родился в 1460 году – умер в 1516 г. Полное имя – Иеронимус Антонисзон ван Акен. А какими могут быть его проблемы.

Он продолжает тянуться к мешку с драгоценными и так горячо любимыми накоплениями.

Голландское выражение «иметь камень в голове» означало «быть глупым, безумным, с головой не на месте».

Хотя широта интерпретаций его творчества необъятна (от алхимических до психоаналитических концепций), на лекции мы окунемся в мир визионера-художника и культуру Средневековья, обратимся к анализу идей, окружавших Босха и разделяемых им, попробуем разгадать те загадки, которые его современники прочитывали в знаменитых ныне триптихах. Все эти картины по контрасту дополняют друг друга — с изощрённой изобретательностью в них раскрыта тема человеческой греховности, позволяя «реконструировать» сюжет некогда объединявшего их триптиха как «Семь смертных грехов». Другие часто встречающиеся символы: это лестница, обозначающая путь к познанию в алхимии или символизирующая половой акт перевёрнутая воронка — атрибут мошенничества или ложной мудрости ключ (познание или половой орган), часто по форме не предназначенный для открывания отрезанная нога, традиционно ассоциирующаяся с увечьями или пытками, а у Босха связанная ещё и с ересью и магией. Однако смирённое зло берёт реванш на оборотной, внешней стороне доски, где написанный в технике гризайли поток бесов и монстров, фосфоресцируя подобно глубоководной рыбе, льётся по двойному кругу диаметром 39 см. По сравнению с более ранним «Несением крест» из Гента здесь налицо изменение манеры и композиционных приёмов мастера.

.

Источник: http://aquareller.com/wdr/201806/smert-i-skupec-bosh/

Смерть скупца (картина Босха) — это… Что такое Смерть скупца (картина Босха)?

«Смерть скупца» — картина нидерландского художника Иеронима Босха.

Читайте также:  Савояр с сурком, антуана ватто, 1716

Сильно вытянутый вертикальный формат и диагональное построение композиции придают картине сходство с алтарной створкой.

По размеру она совпадает с составленными вместе «Кораблём дураков» и «Аллегорией чревоугодия и любострастия», так что вполне могла быть наружной стороной другой, парной к ним створки.

Все эти картины по контрасту дополняют друг друга — с изощрённой изобретательностью в них раскрыта тема человеческой греховности, позволяя «реконструировать» сюжет некогда объединявшего их триптиха как «Семь смертных грехов».

На картине изображена узкая и высокая спальня, в открытую дверь которой уже заглядывает Смерть. Ангел-хранитель, поддерживая умирающего, пытается обратить его взор к распятию в оконной нише, однако человек всецело занят помыслами о тех материальных богатствах, с которыми ему сейчас суждено будет расстаться.

Одной рукой он машинально тянется к мешку с золотом, который протягивает ему высунувшийся из-под полога бес.

Другой бес с едва обозначенными крыльями облокотился на барьер с переброшенной через него красной мантией и прислонённым к нему рыцарским мечом — то и другое должно указывать на власть и высокое положение, которые также теряет человек, уходя в мир иной.

Композиция картины служит своеобразной иллюстрацией к популярной в XV в. богословской книге «Ars moriendi» («Искусство умирать»), многократно переиздававшейся в Нидерландах и Германии.

В этом маленьком «руководстве» описываются искушения, которыми одолевает умирающего легион бесов, собирающийся у смертного одра, и то, как его ангел-хранитель всякий раз дарует ему утешение и силы противостоять им. В книге победу одерживает ангел — торжествуя, он-то и возносит душу на Небеса, тогда как дьявольская рать в бессильной злобе завывает внизу. На картине Босха исход этой битвы ещё далеко не предрешён.

Смерть скупца. 1500. 25,6 х 14,9 см. Кабинет рисунков. Лувр. Париж

Сцена смерти отодвинута на задний план, а ближе к зрителю изображён ещё один скупец преклонного возраста: опуская правой рукой монеты в денежный сундук, он в левой, опирающейся на клюку, сжимает чётки. Соседство эпизодов, обычно изображавшихся отдельно, вероятно призвано акцентировать для зрителя вопрос о выборе жизненного пути. Недаром в сундуке и под ним копошатся дьявольские монстры.

В Лувре хранится рисунок Босха с таким же названием и почти полностью повторяющий композицию картины. Это законченное произведение вряд ли было эскизом к картине, скорее оно появилось при её переводе в гравюру. Изменение формата отразилось на компоновке атрибутов переднего плана — рыцарские доспехи переместились вправо.

Литература

  • Тревин Коплстоун. Хиеронимус Босх. Жизнь и творчество. — М: «Лабиринт-К», 1998.
  • Девитини А. Босх: Пер. с итал./А.Девитини — М: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель», 2002.
  • Баттилотти Д. Босх: Пер. с итал./Д.Баттилотти — М: «Белый город», 2000.
  • Вальтер Бозинг. Босх: Пер. с нем./В.Бозинг — М: Арт-Родник, 2001.
  • История искусства зарубежных стран. Средние века, Возрождение / Под ред. Ц. Г. Нессельштраус. М., 1982
  • Фомин Г. И. Иероним Босх. М., 1974
  • Ш. де Тольнай. Босх. М., 1992
  • Г. Мартин. Босх. М., 1992
  • К. С. Егорова. Три картины Босха на тему «Мыслитель и природа». Сов. искусствознание, вып. 19. М., 1985
  • Р. Х. Марейниссен, П.Рейфеларе. Иероним Босх: художественное наследие. М., 1998

Источник: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/354368

Тайна смерти и мистика произведений Иеронима Босха…

Поклонение волхвов, Иероним Босх.

«С таким мастерством твоя правая рука раскрывает все, что содержится в таинственных недрах ада, что я верю, будто глубины и самые далекие области ада были тебе показаны». 1572 год Доминик Лампсоний, гуманист из Голландии, поэт и художник — о творчестве Иеронима Босха.

Инопланетяне в соборе…

Его дед, и отец, и два его дяди были художники, и поэтому неудивительно, что Иеронимус ван Акен (такое настоящее имя Иеронима Босха, 1450–1516) так же стал художником.И ему даже не надо было учиться живописи на стороне — семейная мастерская, в которой исполняли заказы на стенные росписи и изготовление церковной утвари, стала Акену замечательной школой.

Незадолго до смерти отца семейная мастерская переходит к Босха, а удачная женитьба Иеронима на богатой наследнице (а также ее ранняя и весьма загадочная ее кончина) обеспечила живописцу безбедное существование и возможность заниматься творчеством так, как ему хочется.

Тут то и началась самая настоящая чертовщина. Потому как к тому времени Иероним Босх занимает видное положение в своем родном городе Хертогенбосе (Северный Брабант, Нидерланды),  его творения (а занимался он в основном росписью храмов и изготовлением церковных триптихов) не подвергались критике.

Но как смогла пропустить Церковь, скажем, такую сотворенную Босхом соборную фреску: толпа верующих тянет руки к небесам, с небес, окруженный зеленоватым светом, к ней спускается ослепительно-белый шар, а в центре шара изображение… святого? ангела? Ничего подобного!Это — совершенно загадочная, мало похожая на человека (да и на святого тоже) фигура, полностью лишенная одежды. Многие современные исследователи считают,

  • что живший в XV веке живописец изобразил на фреске… прибытие на Землю инопланетян!
  • Предсказания будущего…

Триптих «Поклонение волхвов». Все художники, которые брались за этот сюжет, писали его «снизу» — с точки зрения молящегося. Лишь Босх позволил себе взглянуть на младенца Иисуса сверху— и это тоже сошло ему с рук.

В «церковных» произведениях Босха нечасто встречаются «классические» черти с рогами или ангелы с крыльями. Но везде присутствуют жуткие, аюсолютно немыслимые лица, которые возможно повстречать только в аду, как думали его современники, или на других планетах, как полагают некоторые современные специалисты.

Линда Харрис исследовательница творчества Босха из Америки заверяет, что многие видения Страшного суда на его полотнах с абсолютной точностью являются отображением эпизодов современных войн и катаклизмов.

Загадка жизни, загадка смерти…

С уверенностью нельзя сказать как выглядел Босх, — дошедшие до нас портреты, на которых якобы изображен сам художник, вызывают у экспертов определенные сомнения.А после кончины живописца количество загадок, которые окружали его имя, лишь увеличилось.

Скончался Иероним Босх в родном Хертогенбосе в возрасте 66 лет и был торжественно похоронен в часовне церкви Святого Иоанна. Но когда в 1977 году могила была вскрыта, то… она оказалась пустой!Руководивший раскопками историк Ханс Гаальфе рассказал, что на могиле Босха лежал странный надгробный камень, не похожий на гранит или мрамор.

  1. Когда кусочек камня положили под микроскоп, то частица этого загадочного материала начала светиться, а температура его поверхности вдруг возросла на 3 градуса.
  2. Прослышав о таких странностях, Церковь немедленно запретила раскопки, и тайна смерти художника, как и мистика его произведений, навечно осталась для нас тайной.
  3. Тайна смерти и мистика произведений Иеронима Босха – Люди в истории

ПОНРАВИЛАСЬ СТАТЬЯ, ПОДЕЛИТЕСЬ С ДРУЗЬЯМИ:

Источник: https://shtorm777.ru/tajna-smerti-i-mistika-proizvedenij-ieronima-bosxa.html

Ссылка на основную публикацию