Скульптуры фальконе: фото, описание скульптур

Скульптуры Фальконе: фото, описание скульптур   Французы были невысокого мнения о Фальконе: «Слишком обычный, такой, каких много. Идеи его банальны, а техника тривиальна». Интерес к творчеству мастера возник после того, как появилась его самая знаменитая скульптура — «Медный всадник» в Петербурге. Многие земляки художника приезжали в российскую столицу, чтобы лично увидеть шедевр, созданный «посредственностью». Во многом французы были правы, но не во всем. Как известно: «Лицом к лику лица не разглядеть. Большое видится на расстоянии».Скульптуры Фальконе: фото, описание скульптур   Фальконе рано попал в придворные скульпторы. Выполнял заказы монархов и их фавориток. Высокое положение требовало от него строго соблюдать все условности моды, а модным при дворе был внешне сложный и замысловатый стиль рококо.

   Работы автора «Медного всадника» сегодня можно увидеть в Лувре, Эрмитаже и нескольких французских музеях.

Скульптуры Фальконе: фото, описание скульптур

Флора (1751, Государственный Эрмитаж)

   Изящная статуэтка, изображающая богиню весны, выполнена в особенной манере «галантного стиля». Милое лицо с мягкими, нечеткими чертами. Хрупкое телосложение, целомудренная поза — все в этой работе говорит о том, что главная задача этой работы — украшать интерьер, создавать атмосферу легкого флирта, кокетства и шаловливости. Скульптуры Фальконе: фото, описание скульптур

Сидящий купидон (1757, Лувр, Париж)

   Излюбленный сюжет мастеров эпохи рококо — изображение божества любви — купидона. Крылатый малыш приложил палец к губам, приглашая держать в тайне его проказы. Лицо его полусерьезно, на лице едва заметная улыбка. Еще одна интерьерная скульптура в ряду характерных для середины 18 века. Однако, реалистичные линии тела, пластичность и сложная поза, указывают на несомненный талант автора, а также на то, что художнику тесно в рамках затейливого рококо…Скульптуры Фальконе: фото, описание скульптур

Амур (1757, Государственный Эрмитаж)

   Является по своей сути повторением предыдущей скульптуры. Автор лишь немного изменил позу, а лицо героя сделал более детским и задорно-веселым.Скульптуры Фальконе: фото, описание скульптур

Пигмалион и Галатея (1763, Лувр, Париж)

   Известный мифологический сюжет мастер рассматривает, как награду художнику за упорство и талант. Перед зрителем момент чуда — статуя оживает, Пигмалион замер от восхищения. Фигура Эрота, целующего руку Галатее, уравновешивает композицию, завершает ее, вписывая всю группу в овал — излюбленную форму рококо.Скульптуры Фальконе: фото, описание скульптур

Оракул (1766, Национальный музей керамики, Севр)

   Необыкновенно изящная и трогательная статуэтка, изображающая двух молодых людей, играющих в популярную игру. Обилие мелких деталей, тщательно проработанные складки одежды, игривые лица — все в этой работе вызывает радость и интерес.

   Известно, что Фальконе в своей творческой жизни не был счастлив. Выполняя заказы своих влиятельных покровителей, он потерял творческую свободу.

Лишь однажды, во время работы над памятником Петру первому, ему удалось воплотить в жизнь по-настоящему свой замысел. На родине художник принимал участие в создании скульптур нескольких церквей.

К сожалению, большинство его работ погибло во время Великой французской революции.

Источник: https://muzei-mira.com/sculpture/1612-eten-skulptury-falkone.html

Фальконе Этьен

Другие известные скульпторы

ФАЛЬКОНЕ (Falconet) Этьен Морис (1 декабря 1716, Париж — 24 января 1791,там же), французский скульптор, в своих произведениях воплотивший эмоционально-лирическую линию европейского классицизма середины — второй половины 18 в. 

Учился у своего дяди, мраморщика по профессии, затем работал под руководством придворного скульптора-портретиста Жана Батиста Лемуана, одновременно изучая в версальском парке работы известных французских мастеров.

В 1744 принят в парижскую Академию за представленную на конкурсе группу «Милон Кротонский» (авторский гипс — 1744, Эрмитаж); в 1754 году за исполнение этой группы в мраморе получил звание академика. В этом раннем произведении, как и в ряде других работ («Франция, обнимающая бюст Людовика XV» по рисунку Ш. Куапеля, 1748, завершена О.

Пажу в 1779, Лувр), Фальконе сохранил свойственную пластике барокко динамику и театральность, одновременно тяготея к классицистической ясности формы. 

Работы для церкви св. Роха В 1753-66 годах Фальконе принимает участие в украшении капелл Распятия и св. Девы в парижской церкви св. Роха. Из восьми скульптурных групп, исполненных в манере барочных алтарей 17 в.

, сохранилась лишь одна («Моление о чаше»), остальные погибли в годы Французской революции.

В капелле Распятия скульптурную группу со Спасителем на кресте Фальконе установил на постаменте в виде груды необработанных камней, контраст естественной фактуры постамента и отполированных фигур создавал изысканный декоративный барочный эффект (впоследствии этот прием будет использован в памятнике Петру I). 

Скульптуры Фальконе: фото, описание скульптур

Этьенн Морис Фальконе

Произведения1750-60-х годов В работах, исполненных по заказу мадам де Помпадур, фаворитки Людовика XV, старался следовать господствовавшей при дворе моде на искусство рококо. Статуи «Музыка», «Амур», «Купальщица» (все — 1750-е, Лувр), полные рокайльной (см.

рокайль) изысканной грации, естественны и изящны без жеманства, — аллегорические образы по-земному конкретны.

В 1757 Фальконе был назначен директором Севрской фарфоровой мануфактуры (находившейся под покровительством маркизы де Помпадур), для которой создает целое множество сразу вошедших в моду статуэток из бисквита с изображением аллегорий и мифологических персонажей («Психея», 1758, Эрмитаж). 

Образ Амура чрезвычайно характерен для французского искусства 18 в., для стиля рококо. «Амур» Этьена Мориса Фальконе был исполнен для украшения будуара в парижском особняке маркизы Помпадур. Имея огромный успех на выставках, статуя привлекла внимание коллекционеров и многократно повторялась скульптором. «Амур», хранящийся в Эрмитаже, был заказан графом Строгановым

Маленький бог любви изображен сидящим на облаке. Лукаво улыбаясь, он достает стрелу из колчана. Скульптор обрабатывает мрамор с таким совершенством, что нежная шелковистая поверхность детского тела и мягкие вьющиеся волосы Амура воспринимаются почти иллюзорно. С таким же мастерством переданы капризно изогнутые лепестки розы, лежащей у его ног. 

Скульптуры Фальконе: фото, описание скульптур

Статуэтка Enfants jouant а-ля loterie,1757. Севр, Национальный музей керамики

Преклоняясь перед античным искусством, мастер, однако, никогда не воспринимал его как холодный и безжизненный канон. «Только природу, живую, одухотворенную, страстную должен воплощать скульптор в мраморе, в бронзе или в камне», — эти слова всегда были девизом Фальконе.

Образы сидящей девочки-подростка с розами у ног («Флора», 1750-60, Эрмитаж), юной девушки в античном хитоне с голубем в руках («Нежная грусть», 1763, Эрмитаж), ожившей Галатеи, перед которой склонился восхищенный Пигмалион («Пигмалион и Галатея», 1763, Лувр), исполнены нежного элегического настроения, силуэты фигур плавны и изящны, легкие наклоны полны музыкальной грации.

Подлинным шедевром мастера явилась статуя «Зима» (начата по заказу мадам де Помпадур в середине 1750-х гг. и завершена в 1771), о которой восторженно отозвался друг скульптора Дени Дидро, не раз повторявший, что ценит в творчестве Фальконе прежде всего верность природе.

Облик сидящей девушки, олицетворяющей зиму и прикрывающей плавно спадающими складками одеяния, как снежным покровом, цветы у ног, полон тихой мечтательной грусти. Аллюзией зимы являются знаки зодиака, изображенные по сторонам постамента, и чаша у ее ног, расколовшаяся от замерзшей воды.

«Это, может быть, самая лучшая вещь, какую я мог сделать, и я смею думать, что она хороша», — писал Фальконе. 

Скульптуры Фальконе: фото, описание скульптур

Пьетро Стаджи. Пигмалион и Галатея, 1797. Мрамор. Государственный Эрмитаж

В 1766 году скульптор Фальконе прибыл в Россию, чтобы изваять по приказу императрицы Екатерины памятник Петру I. 

Стремясь выразить свое благоволение новой императрице и одновременно засвидетельствовать поддержку ее действиям, в июле 1762 году Сенат постановил соорудить ей памятник. 

Через месяц начальник Конторы строений И.И.Бецкий подготовил соответствующую программу. Осенью 1763 года Екатерина неожиданно отказалась от создания собственного памятника и сочла более разумным поставить памятник Петру I. 

«Петр — создатель, преобразователь, законодатель», — так определил для себя главную идею скульптор Фальконе. Он видел своего героя в неразрывной связи с судьбой России, с судьбами ее истории и народа. 

Сначала создавалась так называемая «Малая копия» с ее принципиально важным для Фальконе решением — Петр верхом на вздыбленном коне, остановившийся на краю обрыва и жестом правой руки утверждающий могущество новых идей. Екатерине модель понравилась, и скульптор приступил к работе. 

Мастерская скульптора находилась на Малой Морской улице. Натурщиками коня для памятника Петру были самые горячие кони из дворцовой конюшни — Бриллиант и Капризник. Кони на какое-то мгновение застывали, поднявшись на дыбы, а художник в это время лихорадочно зарисовывал положение ног коня, посадку и поворот головы всадника. 

Однако бронзовый конь, стоящий на двух ногах, мог получиться опасно неустойчивым. И у скульптора возникла мысль — бросить под копыта змею. Символизируя враждебные России силы, она одновременно служила бы дополнительной опорой. 

Русский скульптор Гордеев вылепил змею, и она вошла в общий комплекс монумента. Работа над моделью заняла полтора года. В мае 1770 года модель была выставлена для «всенародного зрелища»

Скульптуры Фальконе: фото, описание скульптур

«Медный всадник»

При отливке памятника форма дала течь, и хлынувшая из печи раскаленная бронза вызвала пожар. Артиллерийский литейщик Хайлов спас модель и работа по отливке продолжилась. Когда памятник был отлит и отшлифован, возник вопрос о постаменте, для которого была необходима огромная гранитная скала. 

Скалу для памятника Петру I искали почти год. Ее обнаружили в деревушке Лахта, в восьми верстах от Петербурга. Длина его была более тринадцати метров, ширина примерно шесть-семь, а высота восемь метров. Камень перевозили в Петербург в течении четырех месяцев. 

Когда «Гром-камень» был водружен на Сенатской площади, в Петербурге в честь этого события выбили специальную медаль с надписью: «Дерзновению подобно. Генваря 20. 1770». 

После первой отливки, которая в целом была превосходной, все же голова всадника пострадала. Фальконе трижды переделывал голову Петра, стремясь создать убедительным задуманный образ. 

То, что по каким-то причинам не удавалось Фальконе, блестяще исполнила его ученица, которая к тому времени была уже незаурядным мастером. 

Памятник был открыт 7 августа 1782 года — столетие со дня вступления на престол Петра I. 

В качестве пьедестала для памятника был использован гранитный монолит, так называемый «Гром-камень», найденный на берегу Финского залива, недалеко от деревни Конная Лахта.

Доставка в Петербург громадного монолита весом около 1600 тон была осуществлена крайне изобретательным способом.

Камень был погружен на специальную платформу с желобчатыми полозьями, которая при помощи 32 бронзовых шаров опиралась на деревянные переносные рельсы с желобами.

По рельсам платформа доехала до причала, где уже стояла специально построенная большая баржа. Для удобства погрузки баржу затопили, погрузили на нее камень, а затем откачали воду из трюма и баржа всплыла.

По воде «Гром-камень»; был доставлен на сенатскую площадь, где в момент его выгрузки 26 сентября 1770 года собралась огромная толпа горожан. В честь необыкновенной транспортной операции Екатерина II повелела отчеканить памятную медаль.

На одной стороне ее изображен «Гром-камень», а на другой — надпись: «Дерзновению подобно. Генваря, 20. 1770». 

История жизни Этьена Фальконе

«Медный всадник» (1766-1778) Всю жизнь Фальконе мечтал о создании монументального произведения, — воплотить эту мечту ему удалось в России. По совету Дидро императрица Екатерина II поручила скульптору создание конного памятника Петру I.

Эскиз из воска был сделан еще в Париже, после приезда мастера в Россию в 1766 началась работа над гипсовой моделью в величину статуи.

Отказавшись от аллегорического решения, предложенного ему в окружении Екатерины II, Фальконе решил представить самого царя как «созидателя, законодателя и благодетеля своей страны», который «простирает десницу над объезжаемой им страной».

Читайте также:  «благовещение», сандро боттичелли, 1485 — описание и видеообзор картины

Скульптуры Фальконе: фото, описание скульптур

Грозящий Амур, 1755.Мрамор. Лувр, Париж

Голову статуи он поручил моделировать своей ученице Мари Анн Колло, но впоследствии, по-видимому, внес свои коррективы в образ, пытаясь выразить в лице Петра сочетание мысли и силы.

В статуе царя, усмиряющего коня на крутой вершине скалы, великолепно передано единство движения и покоя; особое величие монументу придают царственно гордая посадка Петра, повелительный жест руки, поворот вскинутой головы в лавровом венке, олицетворяющие сопротивление стихии и утверждение державной воли.

Возвышаясь на постаменте в виде уступчатой гранитной скалы (знаменитом «Гром-камне», весом в сто тысяч пудов, доставленном на плоту из Лахты), памятник (после поэмы А. С. Пушкина за ним укрепилось название «Медный всадник») выразительным силуэтом вырисовывается на фоне перспективы Петербурга.

Выбитая на пьедестале лаконичная надпись «Petro primo Catharina secunda» («Петру первому Екатерина вторая») сделана по предложению Фальконе. Отделку бронзы после отливки (которую делал Ф. Гордеев) в 1775 Фальконе выполнял сам.

Покинув Россию в 1778 до установки монумента (торжественное открытие памятника было приурочено к двадцатилетию царствования Екатерины II 7 августа 1782 года), Фальконе уехал в Голландию и в 1781 вернулся во Францию.

Последние 10 лет жизни, разбитый параличом, он не мог работать. 

В истории французского искусства XVIII века Этьен Морис Фальконе (1716-1791) занимает особое место. Он известен не только как выдающийся художник, но и как писатель-теоретик. 

Скульптуры Фальконе: фото, описание скульптур

Купальщица. 1757. Лувр

Мастер огромного диапазона, Фальконе обладал ярким многогранным дарованием. Творческая деятельность его протекала в атмосфере предреволюционных настроений, когда в художественных Округах шли споры о новых путях развития искусства. Общность взглядов связывала его тесной дружбой с Дени Дидро, видным идеологом революционной буржуазии.

Смело отстаивая свою точку зрения на задачи искусства, Фальконе возражал против слепого подражания античности. «Природу живую, страстную — вот что должен изображать скульптор в мраморе, бронзе, камне,»-говорил он.

И даже в период своей наибольшей близости к утонченному, несколько манерному, окрашенному эротикой искусству рококо, господствовавшему в это время, Фальконе оставался верен своим принципам. 

Во второй половине 1750-х годов он работал на Севрской мануфактуре, вначале выполняя модели по рисункам художника Буше, в дальнейшем он вступает на путь самостоятельного творчества. К этому периоду относится его мраморная статуя «Грозящий Амур». 

К античному мифу об Амуре неоднократно обращались художники на протяжении многих веков.

Во французском искусстве XVIII века в соответствии со вкусами и представлениями легкомысленного, ищущего вечного праздника светского общества Амур был веселым, кокетливым, подчас жестоким богом любви.

Летая повсюду со своим луком и колчаном, наполненным стрелами, он властно управлял сердцами людей, неся им радость и счастье, а порой и жестокие муки любви. 

Амур Фальконе — это шаловливый, жизнерадостный ребенок. Лукаво улыбаясь и как бы грозя или предостерегая, он собирается совершить очередную шалость — пустить одну из своих губительных стрел в намеченную жертву.

Свободно и непринужденно сидит он на облаке, приготовившись вытащить стрелу из колчана.

Сама тема и та легкость и изящество, с которым она воплощена, говорят о вкусах и требованиях эпохи, но силою своего дарования Фальконе превратил холодный мрамор в живую пластическую форму, наполненную дыханием жизни.

Скульптуры Фальконе: фото, описание скульптур

Зима, 1771. Мрамор. Эрмитаж

Искренней радостью и непосредственностью веет от всего облика Амура. Мягкий наклон его головы,хитрый взгляд, лукавая улыбка, пальчик, приложенный к губам,-все это придает живость композиции.

Скромными, но очень выразительными средствами передана прелесть пухлого, почти осязаемого детского тела, его естественная ребячья грация, его крылья, нежные перышки которых как бы трепещут.

Кажущаяся простота и легкость, с которой Фальконе решает свою композиционную задачу, исключительная жизненная правдивость изображения говорят о высоком мастерстве скульптора, создавшего бога любви в образе ребенка, покоряющего своей искренностью. 

В простом пластическом мотиве сидящей женской фигуры скульптор гениально сочетал некоторые внешние черты господствовавшего тогда стиля рококо с реалистическими устремлениями, присущими его многогранному таланту.

Весь облик девушки — воплощение юности, какой-то особенной чистоты и женственного обаяния — передан свободно и выразительно; он подкупает своей жизненностью и непосредственностью.

Богатая игра света и тени, мягкая и уверенная моделировка мрамора создает иллюзию живой поверхности обнаженного тела. Необычайный дар композиционных решений позволяет Фальконе создавать бесконечные вариации в изображении обнаженного женского тела.

Он настойчиво возвращается к этим мотивам. Под его резцом рождаются образы, в основе которых всегда лежит тонкое восприятие природы. Они покоряют своей поэтичностью и высоким мастерством исполнения. 

Его нимфы, купальщицы, венеры, различаясь деталями поз, причесок, аксессуарами, пользовались колоссальным успехом и создали ему всемирную славу

Источник: https://tunnel.ru/post-falkone-ehten

Фальконе: скульптуры, биография автора памятника Петру 1

Скульптуры Фальконе: фото, описание скульптур

«Человек одаренный, обладающий всевозможными качествами, совместимыми и несовместимыми с гениальностью… У него вдоволь тонкости, вкуса, ума, деликатности, благородства и изящества; он груб и вежлив, приветлив и угрюм, нежен и жесток; он обрабатывает глину и мрамор, читает и размышляет; он нежен и колок, серьезен и шутлив; он философ, который ничему не верит и хорошо знает, почему». Таков Морис Этьен Фальконе в характеристике его друга Дени Дидро.

Фальконе родился в Париже в 1716 году, в семье столяра. Вероятно, ремесло скульптора он начал осваивать у своего дяди Ж. — Б.Лемуана, рано распознавшего способности своего ученика.

Скульптуры Фальконе: фото, описание скульптур

1741 Portrait of Étienne Maurice Falconet by Jean-Baptiste Lemoyne

Лемуан способствовал расцвету его таланта и всю жизнь оставался одним из немногих преданных друзей Фальконе. Первая крупная самостоятельная работа Фальконе — «Милон Кротонский», выставленная в Салоне 1745 года, была сдержанно принята Академией, но принесла ему известность.

В 1750-е годы и особенно после получения звания академика в 1754 году (оно давало право на выполнение королевских заказов) он много работал. Среди наиболее известных произведений этих лет декоративные скульптуры в алтаре церкви св.

Роха, скульптуры «Музыка» для украшения замка Бельвю, «Садовница» для замка Кресси, гипсовый барельеф «Охота на уток» для замка св. Губерта. Тогда же им была начата статуя «Зима», заказанная маркизой Помпадур и завершенная уже в России в 1771 году. Она находится ныне в собрании ленинградского Эрмитажа.

Особенный успех принесли ему работы, выставленные в Салоне 1757 года, — две мраморные статуи «Грозящий Амур» и «Купальщица». Статуя Амура была исполнена для парижского особняка маркизы Помпадур.

Многие скульпторы Франции обращались к образу маленького бога любви, который играючи ранил любовными стрелами сердца людей. У Фальконе Амур — шаловливый ребенок, грозящий или предостерегающий, готовится выпустить очередную стрелу.

Скульптуры Фальконе: фото, описание скульптур

Амур (1757, Государственный Эрмитаж)

Скульптор необыкновенно убедительно передает в мраморе естественную грацию и нежность тела ребенка. Мягкий наклон головы, лукавая улыбка, плутовской взгляд, пальчик, приложенный к губам, — все это словно подмечено в жизни.

Образ пленяет и очаровывает изяществом трактовки темы. Эту статую, ставшую очень популярной в 18 столетии, неоднократно повторяли в гипсе, мраморе, фарфоре.

Ее воспроизведения находятся во многих музеях Советского Союза, в том числе в Эрмитаже и ГМИИ им. А.С.Пушкина.

Скульптуры Фальконе: фото, описание скульптур

Сидящий купидон (1757, Лувр, Париж)

В 1757 году Фальконе возглавил скульптурную мастерскую на Севрской мануфактуре, где создал десятки моделей для мелкой фарфоровой пластики. Его влияние на скульптуру Севра было столь велико, что современники десять лет его работы на Севре называли «периодом Фальконе в мануфактуре». Его произведения являются воплощением стиля рококо в скульптуре.

Скульптуры Фальконе: фото, описание скульптур

Оракул (1766, Национальный музей керамики, Севр)

В отличие от многих своих современников Фальконе не посетил Италию. Но он считал, что познакомиться с шедеврами древности можно и по гипсовым копиям, которые тщательно штудировал.

Будучи человеком начитанным и широко эрудированным, он неоднократно излагал свои взгляды на мастерство скульптора. В «Размышлениях о скульптуре» он писал: «Натуру живую, одушевленную, страстную — вот что должен изображать скульптор в мраморе, бронзе, камне».

В этом и многих других высказываниях Фальконе выступает противником эстетической доктрины классицизма, разработанной Винкельманом.

В 1766 году судьба скульптора резко изменилась. По приглашению Екатерины II он вместе с двумя своими помощниками 12 сентября 1766 года выехал в Россию для создания памятника Петру I. Автор был рекомендован Екатерине II философом Дени Дидро и русским посланником во Франции Д.А.Голицыным.

Скульптуры Фальконе: фото, описание скульптур

Фальконе заинтересовался личностью Петра I еще во Франции. Этому способствовали и общий интерес к России и особенно сочинение Вольтера «История России при Петре Великом».

Однажды в доме Дидро, своего близкого друга, он сделал набросок скачущего галопом коня, поднятого на дыбы на краю обрывистой скалы властной рукой всадника — Петра I. Тогда же в Париже скульптор выполнил эскиз памятника из воска.

Прибыв в Россию, Фальконе обратился к тщательному изучению исторического материала, связанного с жизнью и деятельностью Петра I, внимательно проанализировал его прижизненные портреты и гипсовую посмертную маску. Скульптор стремился понять личность Петра, его значение для России.

Он увидел в царе прежде всего мудрого политика и самодержавного деспота, человека, обладающего огромной волей законодателя, совершающего великие преобразования, преодолевающего косность и невежество в стране и направляющего ее к прогрессу.

Фальконе отверг традиционную трактовку образа правителя как восседающего на коне римского цезаря. Он объяснял свой замысел: «Я ограничусь только статуей героя, которого не рассматриваю ни как полководца, ни как победителя. Надо показать людям более прекрасный образ законодателя, благодетеля своей страны…

Мой царь не держит никакого жезла; он простирает свою десницу над объезжаемой страной. Он поднимается на верх скалы, служащей ему пьедесталом, это эмблема побежденных им трудностей. Итак, эта отеческая рука, эта скачка по крутой скале — вот сюжет, данный мне Петром Великим. Природа и люди противопоставляли ему самые отпугивающие трудности. Силой упорства своего гений он преодолевает их, он быстро совершил то добро, которого никто не хотел».

В 1768 году Фальконе приступил к созданию модели в величину памятника. Для этого понадобились знания анатомии лошади, и он долго изучал с натуры движение остановленного всадником на краю обрыва коня.

В 1770 году работа над большой гипсовой моделью была завершена и Фальконе принялся за разработку постамента. Он задумал его в виде гранитной скалы. В окрестностях Петербурга был найден камень огромных размеров — «Гром-камень».

Был разработан смелый инженерный план его доставки к месту установки памятника, несколько недель длилась перевозка, за которой наблюдала вся Россия и о которой поступали известия в Европу. В честь успешного окончания ее была выбита медаль с надписью «Дерзновению подобно».

Гром-камень обработали до нужных размеров, и на нем была сделана надпись на русском и латинском языках «Петру первому Екатерина вторая лета 1782».

В 1777 — 78 годах были произведены работы по отливке и чеканке памятника. Фальконе специально изучал технику литья из бронзы монументальных произведений.

Отливка, в которой принимали участие немецкие и русские мастера, прошла не совсем удачно, верхняя часть статуи пострадала, и голову Петра, над которой трудилась ученица и помощница Фальконе Мари Анн Колло, первая во Франции женщина-скульптор, пришлось отливать отдельно. Под копытами коня Фальконе поместил змею.

В одном из объяснений замысла скульптор трактует ее как «побежденную зависть». Она является аллегорией, «возвышает мысль» и одновременно выполняет конструктивную роль, придает статуе устойчивость.

Читайте также:  Грюнвальд, мюнхен - описание

Фальконе покинул Россию, не дождавшись торжественного открытия памятника на Сенатской площади 7 августа 1782 года. Двенадцать лет посвятил он монументу, который вошел в число великих произведений мирового искусства. После отъезда из России Фальконе не работал как скульптор. Памятник Петру явился вершиной его мастерства и итогом творческого пути.

  • С.Морозова
  • Зима,1763. Эрмитаж, Санкт-Петерубрг
  • Пигмалион и Галатея (1763, Лувр, Париж)

Источник: http://www.vse-strani-mira.ru/famous-people/129-famous-french/2423-falkone.html

Скульптуры Этьена Мориса Фальконе

Этьен Фальконе, французский скульптор, родился 1 декабря 1716 года. Он был сыном простого столяра. Первые навыки в скульптуре Этьен получил в мастерской своего дяди Никола Гильома, мастера-мраморщика.

Французы были невысокого мнения о Фальконе: «Слишком обычный, такой, каких много. Идеи его банальны, а техника тривиальна». Интерес к творчеству мастера возник после того, как появилась его самая знаменитая скульптура — «Медный всадник» в Петербурге.

  • Многие земляки художника приезжали в российскую столицу, чтобы лично увидеть шедевр, созданный «посредственностью».

Фальконе «Памятник Петру I»

И прямо в темной вышине Над огражденною скалою Кумир с простертою рукою

Сидел на бронзовом коне

.

(А.С. Пушкин)

Всю жизнь Фальконе мечтал о создании монументального произведения, — воплотить эту мечту ему удалось в России. По совету Дидро императрица Екатерина II поручила скульптору создание конного памятника Петру I. Эскиз из воска был сделан ещё в Париже, а после приезда мастера в Россию в 1766 г. началась работа над гипсовой моделью в величину статуи.

Он отказался от канонизированного образа императора-победителя, римского цезаря, в окружении аллегорических фигур. Он стремился воплотить образ созидателя, законодателя, преобразователя, как сам писал в письме к Дидро: «Мой монумент будет прост. Там не будет ни Варварства, ни Любви народов, ни олицетворения народа.

Я ограничусь только статуей этого героя, которого я не трактую ни как великого полководца, ни как победителя, хотя он, конечно, был и тем, и другим. Гораздо выше личность Созидателя, Законодателя, Благодетеля своей страны и вот ее-то и надо показать людям».

В качестве аллегории он оставил лишь змею, имеющую не только смысловое, но и композиционное, конструктивное значение: усиление статуи.

Памятник этот стал пластическим образом целой эпохи. Конь, вставший на дыбы, смиряется твердой рукой могучего всадника. Голова всадника — это также совершенно новый образ в иконографии Петра – это торжество ясного разума и действенной воли.

Фальконе «Памятник Петру I» (фрагмент)

В качестве постамента был использован так называемый «Гром-камень», на который при поисках в окрестностях Петербурга (8-12 км) указал крестьянин Семен Григорьевич Вишняков. Первоначально камень весил около 2 тыс. тонн.

Этот памятник больше известен под названием «Медный всадник», хотя поэма Пушкина была написана намного позже, в 1833 г., а памятник отлит из бронзы.

Его отлил артиллерийский литейщик Емельян Хайлов, тогда как привезенный из Франции литейщик отказался от этой работы в силу особой ее сложности: скульптура была со стенками разной толщины – передняя часть должна была быть тоньше, а задняя – толще, чтобы вздыбленный конь имел большую устойчивость.

Голова бронзового императора была отлита по проекту ученицы и невестки Фальконе Мари-Анны Колло.

Памятник открыли 7 августа 1782 года – в столетний юбилей воцарения Петра. Фальконе не дождался открытия памятника, он уехал в Париж в 1778 г.

Работы по завершению монумента были поручены Юрию Матвеевичу (Георгу Фридриху) Фельтену – архитектору, работавшему с уже знаменитым тогда Растрелли. Вскоре с Фальконе случился удар, приведший к параличу, приковавшему художника к постели на восемь лет.

Он так и не оправился от этой болезни. 24 января 1791 года жизнь замечательного художника оборвалась.

Фальконе «Памятник Петру I» (фрагмент)

Змея под копытами коня, по замыслу Фальконе играющая роль дополнительной опоры и символизирующая «побеждённую зависть», выполнена русским скульптором Федором Гордеевичем Гордеевым.

Увенчала постамент памятника надпись царицы: «Екатерина II Петру I».

«Санкт-Петербургские ведомости» (август 1782 г.

) писали об открытии памятника: «В 2 часа стали собираться гвардейские полки… Строй войска простирался до 15 000… На месте памятника взорам людей представилась дикая каменная гора, вышиной в 5, а в окружении в 32 сажени… Сигнал открытия был дан ракетою… Вдруг видению всех предстал изумленным очам зрителей Петр на коне, как будто бы из недр он внезапно въехал на поверхность огромного камня… Ему отдали честь ружьем и уклонением знамен, а суда на Неве поднятием флагов и пальбою с обеих крепостей и беглым огнем».

По смелости композиционного и технического решения, строгости и лаконизму форм памятник Петру – одно из лучших произведений монументального искусства того времени. До сих пор Фальконе в первую очередь известен как автор этого памятника, равных которому в мировой скульптуре немного.

Фальконе рано попал в придворные скульпторы. Выполнял заказы монархов и их фавориток. Высокое положение требовало от него строго соблюдать все условности моды, а модным при дворе был внешне сложный и замысловатый стиль рококо.

Работы автора «Медного всадника» сегодня можно увидеть в Лувре, Эрмитаже и нескольких французских музеях.

Флора (1751, Государственный Эрмитаж)

Изящная статуэтка, изображающая богиню весны, выполнена в особенной манере «галантного стиля». Милое лицо с мягкими, нечеткими чертами. Хрупкое телосложение, целомудренная поза — все в этой работе говорит о том, что главная задача этой работы — украшать интерьер, создавать атмосферу легкого флирта, кокетства и шаловливости.

Весь облик девушки — воплощение юности, какой-то особенной чистоты и женственного обаяния. «Только природу, живую, одухотворенную, страстную должен воплощать скульптор в мраморе, в бронзе или в камне», — эти слова всегда были девизом Фальконе.

Сидящий купидон (1757, Лувр, Париж)

Излюбленный сюжет мастеров эпохи рококо — изображение божества любви — купидона. Крылатый малыш приложил палец к губам, приглашая держать в тайне его проказы. Лицо его полусерьезно, на лице едва заметная улыбка.

Еще одна интерьерная скульптура в ряду характерных для середины 18 века.

Однако, реалистичные линии тела, пластичность и сложная поза, указывают на несомненный талант автора, а также на то, что художнику тесно в рамках затейливого рококо…

Амур (1757, Государственный Эрмитаж)

Во второй половине 1750-х годов он работал на Севрской мануфактуре, вначале выполняя модели по рисункам художника Буше, в дальнейшем он вступает на путь самостоятельного творчества.

К этому периоду относится его мраморная статуя «Грозящий амур». Античный Амур был веселым, кокетливым, а подчас и жестоким богом любви.

Летая повсюду со своим луком и колчаном, наполненным стрелами, он поражал сердца людей, неся им радость и счастье, а порой и жестокие муки любви.

Является по своей сути повторением предыдущей скульптуры. Автор лишь немного изменил позу, а лицо героя сделал более детским и задорно-веселым. У Фальконе Амур – это шаловливый ребенок, жизнерадостный и лукавый. Скульптор превратил холодный мрамор в фигуру, наполненную жизнью и теплом.

Мягкий наклон его головы, хитрый взгляд, лукавая улыбка, пальчик, приложенный к губам, — все это наполняет композицию жизнью. Очень выразительно передана прелесть пухлого детского тела, его естественная ребячья грация, его крылья, нежные перышки которых как бы трепещут.

О высоком мастерстве скульптора, создавшего бога любви в образе ребенка, покоряющего своей искренностью, говорит эта работа.

Пигмалион и Галатея (1763, Лувр, Париж)

Известный мифологический сюжет мастер рассматривает, как награду художнику за упорство и талант. Перед зрителем момент чуда — статуя оживает, Пигмалион замер от восхищения. Фигура Эрота, целующего руку Галатее, уравновешивает композицию, завершает ее, вписывая всю группу в овал — излюбленную форму рококо.

Статуэтка Enfants jouant la loterie,1757 год, Севр

Необыкновенно изящная и трогательная статуэтка, изображающая двух молодых людей, играющих в популярную игру. Обилие мелких деталей, тщательно проработанные складки одежды, игривые лица — все в этой работе вызывает радость и интерес.

Зима,1763. Эрмитаж, Санкт-Петерубрг

Подлинным шедевром мастера явилась статуя «Зима» (начата по заказу мадам де Помпадур в середине 1750-х гг. и завершена в 1771г.), о которой восторженно отозвался друг скульптора Дени Дидро.

Облик сидящей девушки, олицетворяющей зиму и прикрывающей плавно спадающими складками одеяния, как снежным покровом, цветы у ног, полон тихой мечтательной грусти. Аллюзией зимы являются знаки зодиака, изображенные по сторонам постамента, и чаша у ее ног, расколовшаяся от замерзшей воды.

«Это, может быть, самая лучшая вещь, какую я мог сделать, и я смею думать, что она хороша», — писал Фальконе.

Фальконе начал работу над статуей «Зима» в 1763 г., выполняя заказ маркизы Помпадур, фаворитки Людовика XV, которая была его первой покровительницей.

Смерть маркизы в следующем году остановила работу над скульптурой.

После окончания переговоров о приезде в Россию для выполнения памятника Петру I, незаконченная работа была приобретена Екатериной II и в 1766 г. отправлена в Петербург, где Фальконе ее завершил.

Первоначально скульптуру хотели поместить в Ботаническом саду. Зима представлена в образе молодой женщины, укрывающей краем плаща цветы. У ее ног — расколовшаяся чаша с замерзшей водой — символ зимнего холода; куб, на котором она сидит, украшен знаками Зодиака, соответствующими зимним месяцам.

Облик сидящей девушки, олицетворяющей зиму и прикрывающей плавно спадающими складками одеяния, как снежным покровом, цветы у ног, полон тихой мечтательной грусти. Аллюзией зимы являются знаки зодиака, изображенные по сторонам постамента, и чаша у ее ног, расколовшаяся от замерзшей воды.

В простом пластическом мотиве сидящей женской фигуры скульптор гениально сочетал некоторые внешние черты господствовавшего тогда стиля рококо с реалистическими устремлениями, присущими его многогранному таланту.

Весь облик девушки — воплощение юности, какой-то особенной чистоты и женственного обаяния — передан свободно и выразительно; он подкупает своей жизненностью и непосредственностью. Богатая игра света и тени, мягкая и уверенная моделировка мрамора создает иллюзию живой поверхности обнаженного тела.

Милон Кротонский. 1754. Лувр

Фальконе выполнял «Милона Кротонского» для получения первого академического звания «назначенного» (agréé). Гипсовая модель «Милона» экспонировалась в Салонах Лувра в 1745 г. Однако академический совет не разрешил молодому скульптору выполнять окончательный мраморный вариант «Милона» на том основании, что в нем усмотрели слишком большое сходство с одноименной статуей Пьера Пюже (1671-1682).

Художественные качества дебютной работы Фальконе неоднократно обсуждались критиками и искусствоведами. Интересно, что в своих оценках они особенно обращали внимание на степень подражательности произведения.

Купальщица. 1757. Лувр

Необычайный дар композиционных решений позволил Фальконе создать бесконечные вариации в изображении обнаженного женского тела. Он настойчиво возвращается к этим мотивам. Под его резцом рождаются образы, в основе которых всегда лежит тонкое восприятие природы. Они покоряют своей поэтичностью и высоким мастерством исполнения.

Известно, что Фальконе в своей творческой жизни не был счастлив. Выполняя заказы своих влиятельных покровителей, он потерял творческую свободу.

Лишь однажды, во время работы над памятником Петру первому, ему удалось воплотить в жизнь по-настоящему свой замысел. На родине художник принимал участие в создании скульптур нескольких церквей.

К сожалению, большинство его работ погибло во время Великой французской революции.

Галерея работ Фальконе

Флора, 1751 г. Эрмитаж

Статуэтка. Севр, Национальный музей керамики

Три грации, ок. 1770 г. Париж, Лувр

  1. Оракул, 1766 г. Севр, Национальный музей керамики
  2. «Купальщица», 1780-е
  3. «Сидящая нимфа»
  4. «Психея с цветами»
  5. «Леда и лебедь», 1750-е
  6. «Аллегория музыки», 1752
  7. «Сидящая девочка», 1788
  8. Нежная грусть
  9. Венера с голубями
  10. «Туалет Венеры»
  11. «Задумчивая девочка»
  12. Из разных источников
Читайте также:  Фра беато анджелико: картины и биография

Источник: https://xvastunishka.us/blog/43948124933/next

Художник по камню Этьен Морис Фальконе: мелодия мрамора

С Петербургом и художниками величественного образа города на Неве ассоциируется у каждого русского человека скульптор Фальконе. Пётр Великий, Екатерина Великая, Александр Пушкин, Медный Всадник — непреложные символы столицы Великой Российской Империи.

Портрет Фальконе работы Жана Батиста Лемуана, 1741

Вы, дорогой читатель, скажете: «Что, опять про Медный Всадник?» Конечно, нет. Об этом позже…

Из парижских низов к вершинам творчества

Первым днем зимы триста три года тому назад в семье парижского столяра родился Этьен Морис Фальконе. Дядя будущего скульптора был мраморщиком в мастерских. Нет, не ваятелем, а каменотёсом.

В юности Фальконе не получил какого-либо художественного образования, но обучался резьбе по дереву в мастерских по изготовлению болванов для демонстрации париков. То есть, казалось, ему было предначертано стать простым ремесленником.

Но тот, кто всё предначертал, по-видимому, рассудил иначе.

«Сидящий купидон»,1757, Лувр, Париж

Художественной резьбе, рисованию и лепке юный гений обучался самостоятельно. Его работы, сделанные по собственной инициативе вовремя заметили, и он был взят в ученики к Жану Батисту Лемуану — королевскому придворному скульптору.

«Милон Кротонский»

Только в возрасте двадцати восьми лет Фальконе будет зачислен в Парижскую Академию за выполненную в гипсе конкурсную скульптурную работу «Милон Кротонский». Через десятилетие скульптор получил звание академика за эту же скульптурную группу, выполненную им в мраморе.

«Амур», 1757, Государственный Эрмитаж»Оракул», 1766, Севр, Национальный музей керамики

Дальнейший путь уже сорокалетнего ваятеля продолжился многими заказами в самых значительных местах тогдашних новостроек прекрасного Парижа. Церковь святого Роха — здесь Фальконе создал всю алтарную группу скульптур,

«Аллегория музыки», 1752

замок Бельвю — скульптура «Музыка», замок Кресси — скульптурная группа «Охота на уток». Это были заказы от французской королевской фамилии и ближнего круга вельмож. Много работ выполнено по просьбам маркизы Помпадур, известной в то время своей страстью к предметам изящных искусств.

Статуэтка «Enfants jouant la loterie», 1757, Севр»Зима», 1763, Государственный Эрмитаж»Купальщица», 1757, Лувр

На протяжении всей жизни у Фальконе, скорее всего, не было друзей, близких товарищей и учеников. Только с учителем, Жаном Лемуаном они поддерживали дружеские и творческие отношения. Был ли он замкнут или слишком самолюбив? Возможно. Но в те годы скульптору, получающему заказы от самых высоких особ было трудно поддерживать тёплые отношения с коллегами, лишёнными такой возможности.

Статуэтка, Севр, Национальный музей керамики

Живой камень и металл

Академик, вышедший из нижних слоёв общества, внёс огромный вклад в развитие мировой скульптуры. Столкновения взглядов классицизма, барокко и рококо, с наметившимися очертаниями нового понимания значения искусства, уже в более позднее время стали называть эпохой Просвещения.

«Нежная грусть»»Флора», 1751, Государственный Эрмитаж

Фальконе работает практически во всех вариантах материалов: мрамор, гипс, фарфор, бронза. Античная мифология, экстерьерные скульптурные группы, фарфоровые украшения, созданные художником, отличаются живыми формами продуманных линий.

«Три грации», около 1770, Париж, Лувр

Формулируя принципы скульптурного искусства, Фальконе отказывается от канонов классицизма, предлагая концепцию свободного движения и напряжённых форм, а также некоторые изменения пропорций для оживления твёрдых материй.

«Пигмалион и Галатея», 1763, Лувр, Париж

Им написано несколько работ по теории скульптурного творчества. Скульптуры «Амур» и «Флора», разных лет, а также «Психея», «Пигмалион и Галатея» — стали хрестоматийными образцами представления античных образов в скульптуре.

«Леда и лебедь», 1750

А «Нежная грусть» — стала одним из образцов философского подхода в понимании монументального искусства. Многочисленные Купидоны работы Фальконе разных лет и в наше время служат эталоном декора в архитектуре.

Главный монумент

Известно, что Фальконе сам предложил первый эскиз памятника Петру в виде идеи всадника на вздыбленном коне над обрывом с простёртой дланью. Он мечтал создать значительный монумент великому человеку, почитаемому в Европе и остальном мире. После недолгих переговоров Императрица пригласила скульптора в Петербург с группой мастеров для создания памятника.

«Медный всадник»

Во время обсуждений и лекций по монументальному творчеству часто освещается вопрос распределения масс у различных памятников. Иногда это вызывает даже раздражение у зрителя: ну какая разница, сколько у него опор? Конечно, все слышали хотя бы раз и про две ноги, хвост и змею.

Так ли важны эти подробности для восприятия человека, интересующегося искусством, чтобы каждый раз на них останавливаться?Всё дело в том, что распределение масс — не инженерная задача в монументальном творчестве. Восприятие скульптуры, движения композиции во многом зависит именно от расположения видимых форм в пространстве.

Покоящаяся глыба не создаёт никаких ощущений. В то же время, наклонный валун, нависший на краю склона уже катится по нему.

Памятник Петру I

Решение Фальконе даже после согласования проекта спровоцировало много сомнений и споров у его создателей — так ещё никто не делал. Работы над созданием памятника продолжались двенадцать лет. Об инженерных аспектах воплощения мысли художника известно немало подробностей, настолько необычной стала его конструкция.

Но человек, самостоятельно учившийся не только азам художественных наук, но даже чтению и письму, был непреклонен в своём намерении создать небывалый образ великого правителя, изменившего многие стереотипы столетних истин целого континента.

Всё в этом Всаднике вызывает трепетное уважение: напряжённые линии статного коня, стремительные складки одежд человека, порыв вздыбленного животного, остановленный властной рукой.

Громада русского царя на коне, нависшая над Гром-камнем и берегом Невы, замершее их общее движение, скомпенсированное только мышечной энергией мощного коня и статного всадника, формирует не только аллегорические образы, но прочерчивает параллели истории великого города, столицы государства, вобравшего в себя всё лучшее и величественное из земель и стран цивилизации. Фальконе создал в Петербурге и ряд других замечательных скульптур, но «Медный Всадник», воспетый гением величайшего из поэтов, стал не только самым узнаваемым образом города, но и вершиной творчества его создателя.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5b56ff56050fd400a9295af2/5c56ed760547ee00ad0b5ab8

Выдающийся скульптор Этьен Фальконе

?

kolybanov (kolybanov) wrote, 2012-12-01 19:17:00 kolybanov kolybanov 2012-12-01 19:17:00 Categories: Автор — Томаовсянка. Это цитата этого сообщенияВыдающийся скульптор Этьен Фальконе

 

Этьен Морис Фальконе (1716 — 1791) – французский скульптор, родился 1 декабря 1716 года. Он был сыном простого столяра. Семья Фальконе происходила из провинции Савойя. Первые навыки в обращении со скульптурным материалом Этьен получил, как полагают, в мастерской своего дяди Никола Гильома, мастера-мраморщика.

Учителем и близким другом Этьена был Жан-Луи Лемуан, скульптор короля, крупный портретист. К нему Фальконе сохранил до конца жизни теплые чувства и благодарность, с ним участвовал в работах по украшению Версальского парка, где впервые увидел произведения выдающегося французского ваятеля Пьера Пюже.

Почти всю жизнь Фальконе провел в Париже, городе, который был для него школой художественного мастерства. Его дарование развивалось главным образом на почве национальной культуры. Он не был в Италии, куда обычно так стремились художники всех стран.

С произведениями античных мастеров он познакомился по слепкам, рисункам и гравюрам.

  В 1753 году Фальконе принял участие в конкурсе по реконструкции и украшению церкви Св. Роха. Работа в церкви продолжалась в течение десяти лет — почти до самого отъезда скульптора в Россию. Огромный талант Фальконе позволил ему одновременно с 1757 года работать на Севрской мануфактуре.

Здесь скульптор занимал должность директора модельерной мастерской. Сотрудничая с Буше, Фальконе сначала выполнял модели по его рисункам, а в дальнейшем начал работать самостоятельно. Скульптор сумел выявить особые художественные свойства французского фарфора, которые он блестяще использовал.

Долгожданный успех принесло участие Фальконе в Салоне 1757 года. И какой успех! Описывая две мраморные статуи скульптора — «Грозящий Амур», а также «Купальщица», критики захлебывались от восторга.

Не зная, которой отдать предпочтение, публика восхищалась обеими, оживленно их обсуждая.

Его Амурка — это шаловливый, жизнерадостный ребенок. Улыбаясь и как бы грозя или предостерегая, он собирается совершить очередную шалость — пустить стрелу в намеченную жертву. Искренней радостью и непосредственностью веет от всего облика Амура. Мягкий наклон головы, хитроватый взгляд, лукавая улыбка, пальчик, приложенный к губам, — все это тонко подмечено в жизни.

  Большой успех выпал и на долю «Купальщицы». Плавны и текучи линии стройной фигуры девушки, движения ее полны грации.

Она стоит, опираясь о высокий пень, изящным жестом слегка придерживая легкую ткань у бедра и пробуя воду кончиками пальцев ноги.

Голова купальщицы чуть наклонена, что красиво подчеркивает гибкую линию шеи, лицо с несколько удлиненным овалом сохраняет детскую округлость — самые простые мотивы под резцом Фальконе становятся убедительными и поэтически выразительными.

В начале шестидесятых годов в творчестве Фальконе с большей силой начинают сказываться тенденции классицизма. Появляется статуя «Нежная грусть». Те же черты классицизма характерны и для группы «Пигмалион и Галатея».

  • Подлинным шедевром мастера явилась статуя «Зима», о которой восторженно отозвался друг скульптора Дени Дидро, не раз повторявший, что ценит в творчестве Фальконе прежде всего верность природе.
  • Зима,1763. Эрмитаж, Санкт-Петерубрг
  •  «Это, может быть, самая лучшая вещь, какую я мог сделать,
  • и я смею думать, что она хороша»                                       Фальконе

Всю жизнь Фальконе мечтал о создании монументального произведения, воплотить эту мечту ему удалось в России. По совету Дидро императрица Екатерина II поручила скульптору создание конного памятника Петру I.

Отказавшись от аллегорического решения, предложенного ему в окружении Екатерины II, Фальконе решил представить самого царя как «созидателя, законодателя и благодетеля своей страны», который «простирает десницу над объезжаемой им страной».

Условия Фальконе определяли: памятник Петру должен состоять из «главным образом конной статуи колоссального размера». Гонорар скульптору предложили достаточно скромный (200 тысяч ливров), другие мастера просили в два раза больше. В Санкт-Петербург Фальконе прибыл со своей семнадцатилетней помощницей Мари-Анн Колло.

Подготовка гипсовой модели памятника в натуральную величину заняла целых двенадцать лет, она была готова к 1778 году. Работа над будущим «Медным всадником» велась на участке бывшего временного Зимнего дворца Елизаветы Петровны.

В 1769 году прохожие могли здесь наблюдать как гвардейский офицер взлетал на лошади на деревянный помост и ставил её на дыбы. Так продолжалось по несколько часов в день. У окна перед помостом сидел Фальконе и внимательно зарисовывал увиденное. Кони для работы над памятником были взяты из императорских конюшен: скакуны Бриллиант и Каприз.

Этьен Фальконе. Медный всадник. 1768—1770.

Пушкин назвал памятник «Медным всадником», и так его называют до сих пор.

Фальконе выступал как теоретик искусства, зачитав в 1760 в парижской Королевской академии свои Размышления о скульптуре, которые вышли отдельным изданием в Амстердаме (1761).

Утверждая, что искусство идеально концентрирует в себе красоту, рассеянную в природе, Фальконе подчеркивал особую роль творческого чувства как «души произведения», – тем самым и здесь связывая идеал с чувством и, соответственно, классицизм с рококо.

peoples.ru›art/sculpture/etien_phalkone/

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

Источник: https://kolybanov.livejournal.com/5035404.html

Ссылка на основную публикацию