Скульптура тропической и южной африки

Слайд 1

Скульптура тропической и южной Африки

Тема: Скульптура Тропической и Южной Африки.Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Садовская средняя общеобразовательная школа филиал с.Лозовое
с.Лозовое Тамбовского района Амурской областиМХК. 8 класс
Составила учитель русского языка и литературы Ефимова Нина Васильевна

Слайд 2

Скульптура тропической и южной Африки

Повторение с проверкой д/задания
Какие виды изобразительного искусства народов мира вы знаете?
Что такое мозаика, из чего она состоит? Расскажите о процессе создания книжной миниатюры. Каковы сюжеты книжных миниатюр Востока?

Слайд 3

Скульптура тропической и южной Африки

А кругом на широких равнинах, Где трава укрывает жирафа, Садовод Всемогущего Бога
В серебрящейся мантии крыльев
Сотворил отражение рая.
Русский поэт Н.И.Гумилев (1886-1921)

Слайд 4

Скульптура тропической и южной Африки

«Отражением рая» воспринимали и воспринимают в наши дни манящий африканский континент. Одной из причин столь ус­тойчивого интереса к нему является самобытная культура народов Аф­рики. Особенно успешно развивалась скульптура

Слайд 5

Скульптура тропической и южной Африки

Характерные черты скульптуры:
выразительность и экспрессивность силуэта,
декоратив­ность, монохромность (одноцветность), использование природных мате­риалов, растительных волокон, вставок, аппликаций, нашивок и т.д.,Фигура царя. XIV-XVI вв. Ифе. Бронза.Изображение духа плодородия. XX в. Нигерия. Дерево, кость, краска, ткань. Наголовник. XIII в. Камерун. Дерево, обтянутое кожей. Рельеф с крокодилом. Нигерия

Слайд 6

Скульптура тропической и южной Африки

Деревянная скульптура народов Африки чрезвычайно разнообраз­на, часто она воплощает народные представления о настоящей жизни и о прошлой.

На языке скульптуры художественно можно передать очень многое, в том числе и народную мудрость. Статуя фетиши Нкиси. Для защиты от колдовства и черной магии. Конго.

Статуя духа Икенга, олицетворяющего способность мужчины достигать успеха и власти. НигерияСтатуя предка. Раскрашенное дерево. Камерун. 

Слайд 7

Скульптура тропической и южной Африки

Традиционная африканская скульптура представлена прежде все­го масками. Они производят неизгладимое впечатление, их лик запоми­нается надолго, но в то же время он непроницаемо обманчив. Ритуальная маска Каогле племени Кран. Начало ХХ в. ИвуарМаска тайного общества ММВО. XIII В. Дерево. Нигерия.Маска обручения. Используется в брачных обрядах. 

Слайд 8

Скульптура тропической и южной Африки

Африканская маска чаще всего изображает умершего предка или духа, возвратившегося к людям в выразительном облике.

В её устрашаю­щем, загадочном оформлении символически переданы религиозные представления о мире и действующих в нём силах. Маска изображающая умершего. XIX в. Камерун. ДеревоМаска духа красивой Девы.

Маска-наголовник изображающая предка. XVII в. Дерево, кожа антилопы, краска, металл. Камерун.

Слайд 9

Скульптура тропической и южной Африки

Маска немыслима без костюма, звучащей музыки тамтамов, танцев и пения. При свете костров и факелов во время традиционных обрядов и празднеств она оживает. Она способна внушить страх перед высшими силами природы, перед духами предков.Жрец в маске леопарда. Камерун.

Слайд 10

Скульптура тропической и южной Африки

Древними являются маски, связанные с культом живот­ных — покровителей рода или племени. Сведения о них передаются из поколения в поколение.

Священным животным народов догона (Судан) является крокодил, и есть множество масок, передающих этот облик.Маска символизи-рующая крокодила. Дерево. Догоны, Мали.Маска, выражающая черты человека и зверя. Камерун.

 Маска-наголовник. Изображает голову буйвола. XVII в. Дерево. Камерун.

Слайд 11

Особенность африканской скульптуры – раз­нообразие художественной трактовки. Каждый элемент украшения пытался передать ее сим­волический смысл.

Если в маске или статуэтке не было украшений, то подчёркивалась фактура дерева, которое полировалось до блеска. Характеристика деревянных скульптурМаска-шлем. XIV в. Дерево. МендеСтатуэтка из африканской коллекции С. И.

Щукина. XIII в. Бидього.Статуэтка-амулет акуа-ба. XVI в. Дерево. Гана. 

Слайд 12

Известны скульптурные произведения Бенина и города-государства Ифе на территории современной Нигерии.

В реалистичес­кой пластике живого человеческого лица переданы внутренняя красота и значительность человека. Женская терракото-вая голова. XII-XV вв. Ифе (Нигерия).Мужской терракотовый портрет в головном уборе.

XII-XV вв. Ифе (Нигерия).Женская терракотовая голова в диадеме из жемчуга. XII-XV вв. Ифе (Нигерия).

Слайд 13

Идеальный образ создаётся благодаря художе­ственному обобщению, отказу от изображения конкретных и индивиду­альных черт. Делая скульптуры правителя, они создавали обобщённый образ владыки, в котором вопло­щали отвлечённую идею божественной силы и власти.Фигура правителя в одежде для коронации. Терракота. Ифе (Нигерия).Мужская голова правителя в жемчужной короне. Терракота. Ифе (Нигерия).

Слайд 14

Параллельные горизонтальные бороздки – характерная черта скульптуры Ифе. Они позволяли с наибольшей точ-ностью передать пропорциональность объёма головы, рисунок припухлых губ, красивый нос, одухотворённость образа, идеал челове­ческой красоты и гармонии.Голова бога моря Олокуна. XII-XIV вв. Бронза, высота 36 см
Ифе (Нигерия).Женская голова. XII-XV вв. Терракота. Ифе (Нигерия).

Слайд 15

Произведения бронзового литья Бенина восходят к искусству Ифе, но работы мастеров Бенина более выразительны и декоративны. Царь Бенина (Обба) в полном облачении, поддерживаемый придворными. Бронза. Бенин (Нигерия)Голова женщины. Бронза. Бенин (Нигерия)

Слайд 16

В них больше преувеличения – огромные глаза выделены не только контуром, но и выпуклыми веками, стилизованный воротник из коралловых бус доходит до нижней губы, уши напоминают затейливые завитки, выражение лица больше напоминает застывшую маску. Голова царицы. XVI в. Бронза. Бенин (Нигерия)Голова женщины.
XVI в. Бронза. Бенин (Нигерия)

Слайд 17

Узорчатые головные уборы, различ­ные украшения, удивительно красивый орнамент — всё это придаёт скульптурным произведениям Бенина причудливый и оригинальный ха­рактерБронзовые скульптуры Бенина (Нигерия)

Слайд 18

Русская деревянная скульптура. XV век.Древние русские деревянные скульптурыМужичок. XVII век. Христос в темнице. XVII в.

Слайд 19

Закрепление материала. Каковы особенности скульптуры народов Тропической и Южной Африки?
Расскажите подробнее о ритуальных масках народов Африки.
Чем отличаются скульптурные произведени­я Бенина и Ифе?

Слайд 20

Источник: https://topslide.ru/mhk-izo/skulptura-tropichieskoi-i-iuzhnoi-afriki

Презентация по МХК на тему "Скульптура тропической и Южной Африки"(8 класс)

Инфоурок › ИЗО, МХК ›Презентации›Презентация по МХК на тему «Скульптура тропической и Южной Африки»(8 класс)

Скульптура тропической и южной Африки

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд Скульптура тропической и южной Африки Описание слайда:

Скульптура Тропической и Южной Африки Урок по мировой художественной культуре в 8 классе. Разработан учителем высшей категории школы № 176 Парфеновой Валентиной Александровной. г.Нижний Новгород 2009 год

2 слайд Скульптура тропической и южной Африки Описание слайда:

« А кругом на широких равнинах, Где трава укрывает жирафа, Садовод Всемогущего Бога В серебрящейся мантии крыльев Сотворил отражение рая…» Н.С.Гумилев

3 слайд Скульптура тропической и южной Африки
4 слайд Скульптура тропической и южной Африки Описание слайда:

Самобытная культура Африки основная причина устойчивого интереса к ней. «Отражением рая» в его первозданности и сегодня считается африканский континент.

5 слайд Скульптура тропической и южной Африки
6 слайд Скульптура тропической и южной Африки Описание слайда:

Скульптура Африки Характерные черты: Выразительность и экспрессивность силуэта Декоративность Монохромность Использование природных материалов( растительных волокон, вставок, аппликаций, нашивок.)

7 слайд Скульптура тропической и южной Африки Описание слайда:

Искусство догонов. Догоны живут в районе Бандиагары , ( республика Мали) считаются создателями древнейшей скульптуры: 1)антропоморфные статуи предков 2)зооантропоморфные ритуальные маски 3)зооморфные изображения( встречаются в декоре бытовых и ритуальных предметов)

8 слайд Скульптура тропической и южной Африки Описание слайда:

Деревня догонов

9 слайд Скульптура тропической и южной Африки Описание слайда:

Деревня теллем — предков догонов.

10 слайд Описание слайда:

Статуи предков Характерно : художественное обобщение отказ от индивидуальных черт возможность поклонения

11 слайд Описание слайда:

Ритуальные маски Использование масок во многих ритуалах обязательно: ритуалы рождения ребенка ритуалы погребения ритуалы инициации ритуалы в честь рождения мира, рода, и т.д.

12 слайд
13 слайд Описание слайда:

Разновидности масок

14 слайд Описание слайда:

Зооморфные маски связаны с культом животных — покровителей рода или племени. У догонов — крокодил, у курумба- антилопа, существуют маски сочетающие несколько частей животных, часто встречается хамелеон, собака…

15 слайд Описание слайда:

Разновидности масок маски мужские и женские маски с горизонтальной композицией и вертикальной композицией маски с личиной и без личины маски с украшениями: осколки зеркала, бусы, перья птиц — каждый элемент имеет свой символический смысл

16 слайд Описание слайда:

Антропоморфные маски

17 слайд
18 слайд Описание слайда:

Украшения африканских народов

19 слайд Описание слайда:

Маски связанные с культом мертвых

20 слайд Описание слайда:

В масках без украшений выявлялась фактура дерева, которое полировалось до ослепительного блеска. В дорогих африканских масках до сегодняшнего дня используется черное ( эбеновое) дерево. При использовании других пород дерева, оно зачерняется при помощи дыма, покрывается патиной.

21 слайд Описание слайда:

Бронзовая скульптура Бенина Характеризуется реалистической пластикой живого человеческого лица, где передаются внутренняя красота и значительность человека. Мастерам удавалось находить едва уловимую грань между сходством и несходством .

22 слайд Описание слайда:

Бронзовая скульптура Бенина Выразительность работ мастеров Бенина подчеркивается выпуклыми веками глаз, стилизованным воротником из коралловых бус, доходящим иногда до нижней губы, узорчатыми головными уборами

23 слайд Описание слайда:

Скульптура Анголы М а с к и (современное исполнение)

24 слайд Описание слайда:

Скульптура Анголы ( современное исполнение)

25 слайд
26 слайд
27 слайд Описание слайда:

Яркая и загадочная Африка. Обычаи, маски, орнаменты, музыка, танцы африканских народов напрямую связаны с историей возникновения этой древнейшей цивилизации, они говорят о прошлом много и красноречиво, но для того чтобы понять смысл и значение этих посланий необходимо знать их язык, ощутить мировосприятие народов, осознать своеобразие культуры в различных регионах Африки.

28 слайд Описание слайда:

Читайте также:  Микеланджело буонарроти - краткая биография и картины

Использованные материалы и интернетресурсы greatness-world.blogspot.com lavkaradostei.fo.ru nigeria.su biletix.livejournal.com vafrike.ru alexlat.ucoz.ru klyaksy.com https://ganjalive.org vokrugsveta.ru archdesignfoto.com www.liveinternet.ru unitedpeople.ucoz.com Фотографии из личного архива

Краткое описание документа:

Общая информация

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Источник: https://infourok.ru/prezentaciya_po_mhk_na_temu_skulptura_tropicheskoy_i_yuzhnoy_afriki8_klass-354312.htm

Презентация по МХК "Скульптура Тропической и Южной Африки"

Скульптура тропической и южной Африки

  • Скульптура Тропической и Южной Африки
  • Урок по мировой художественной культуре
  • в 8 классе.
  • Разработан
  • учителем высшей категории
  • школы № 176
  • Парфеновой
  • Валентиной Александровной .
  • г.Нижний Новгород
  • 2009 год

Скульптура тропической и южной Африки

« А кругом на широких равнинах, Где трава укрывает жирафа, Садовод Всемогущего Бога В серебрящейся мантии крыльев Сотворил отражение рая…» Н.С.Гумилев

Скульптура тропической и южной Африки Скульптура тропической и южной Африки

Самобытная культура Африки основная причина устойчивого интереса к ней. «Отражением рая» в его первозданности и сегодня считается африканский континент.

Скульптура тропической и южной Африки Скульптура тропической и южной Африки

Скульптура Африки

Характерные черты :

  • Выразительность и экспрессивность силуэта
  • Декоративность
  • Монохромность
  • Использование природных материалов( растительных волокон, вставок, аппликаций, нашивок.)

Скульптура тропической и южной Африки

  1. Искусство догонов.
  2. Догоны живут в районе Бандиагары ,
  3. ( республика Мали) считаются создателями древнейшей скульптуры:
  4. 1)антропоморфные статуи предков
  5. 2)зооантропоморфные ритуальные маски
  6. 3)зооморфные изображения( встречаются в декоре бытовых и ритуальных предметов)

Скульптура тропической и южной Африки

Деревня догонов

Скульптура тропической и южной Африки

Деревня

теллем — предков догонов.

Скульптура тропической и южной Африки

Статуи предков

Характерно :

  • художественное обобщение
  • отказ от индивидуальных черт
  • возможность поклонения

Ритуальные маски

Использование масок во многих ритуалах обязательно:

  • ритуалы погребения
  • ритуалы инициации
  • ритуалы в честь рождения мира, рода, и т.д.

Разновидности масок

Зооморфные маски связаны с культом животных — покровителей рода или племени .

у курумба- антилопа, существуют маски сочетающие несколько частей животных, часто встречается хамелеон, собака…

Разновидности масок

  • маски с горизонтальной композицией и вертикальной композицией
  • маски с личиной и без личины
  • маски с украшениями: осколки зеркала, бусы, перья птиц — каждый элемент имеет свой символический смысл

Антропоморфные маски

Украшения африканских народов

Маски связанные с культом мертвых

В масках без украшений выявлялась фактура дерева, которое полировалось до ослепительного блеска. В дорогих африканских масках до сегодняшнего дня используется черное ( эбеновое) дерево. При использовании других пород дерева, оно зачерняется при помощи дыма, покрывается патиной.

Бронзовая скульптура Бенина

Характеризуется реалистической пластикой живого человеческого лица, где передаются внутренняя красота и значительность человека. Мастерам удавалось находить едва уловимую грань между сходством и несходством .

Бронзовая скульптура Бенина

Выразительность работ мастеров Бенина подчеркивается выпуклыми веками глаз, стилизованным воротником из коралловых бус, доходящим иногда до нижней губы, узорчатыми головными уборами

  • Скульптура Анголы
  • М а с к и
  • (современное исполнение)

Скульптура Анголы ( современное исполнение)

Яркая и загадочная Африка.

  • Обычаи, маски, орнаменты, музыка, танцы африканских народов напрямую связаны с историей возникновения этой древнейшей цивилизации, они говорят о прошлом много и красноречиво, но для того чтобы понять смысл и значение этих посланий необходимо знать их язык, ощутить мировосприятие народов, осознать своеобразие культуры в различных регионах Африки.

Источник: https://videouroki.net/razrabotki/prezentatsiya-po-mkhk-skulptura-tropicheskoy-i-yuzhnoy-afriki.html

Искусство древней и средневековой Тропической Африки

Подробности Категория: Изобразительное искусство и архитектура древних народов Опубликовано 26.03.2016 17:40 Просмотров: 2904

Скульптура тропической и южной Африки

Искусство Тропической Африки стало известно европейцам только в конце XIX в. Но совершенство этого искусства было поразительным. 

Самобытное искусство народов Тропической Африки развивалось преимущественно в западной ее части: в западном Судане, на Гвинейском побережье и в Конго.

Конечно, искусство Африки очень разнообразно, можно выделить различные стили африканского искусства со своими особыми чертами.

Но в пределах одной небольшой статьи нет возможности подробнее рассмотреть эту тему, поэтому мы даём только обобщенную характеристику всего искусства народов Тропической Африки.

Искусство и культура Африки до сих пор ещё не полностью изучено, в этом вопросе пока много загадок и пробелов. Хотя открытия делаются постоянно.

Археологи уверены, что африканское искусство развивалось не только в Тропической Африке, но и во многих областях Южной и Северной Африки, и в том числе в горных массивах Сахары, которая 7-8 тысяч лет назад была населена народами, занимавшимися охотой, скотоводством и земледелием.

В Сахаре найдены тысячи наскальных рисунков и росписей самого различного стиля и самых различных периодов. Древнейшие из них относятся к 5 тысячелетию до нашей эры, более поздние – к первым векам нашей эры

О существовании доисторических росписей в Сахаре знали давно, но только после экспедиции французского ученого А. Лота в 1957 г. о ней стало широко известно: он привез в Париж более 800 копий наскальных изображений из района горного массива Тассилин. А в настоящее время наскальные изображения обнаружены почти во всей Африке.

Скульптура тропической и южной Африки

Ландшафт Тассилин-АдджерОгромное пустынное плато Тассилин-Адджер (площадь 72 тыс. км²) расположено в Центральной Сахаре, на юго-востоке Алжира. Поверхность Тассилин-Адджера пересекают каньоны, русла высохших древних рек. В скалах Тассили множество гротов и пещер, а также горячих вулканических источников.

Скульптура тропической и южной Африки

Древние обитатели Тассилин-Адджера оставили свыше 15 тыс. наскальных рисунков и рельефов, датируемых от 7 тысячелетия до н. э. до VII в. н. э. Это один из крупнейших памятников наскального искусства Сахары, объект ЮНЕСКО. Рисунки относятся к различным временным периодам. Самые ранние – петроглифы, они выполнены в натуралистическом стиле и датируются 6000-2000 лет до н. э.

  • Скульптура тропической и южной Африки
  • Сцена охотыЭто в основном сцены охоты и изображения животных «эфиопской» фауны: слонов, носорогов, жирафов, гиппопотамов, крокодилов, страусов, антилоп, вымершего вида буйвола и др.
  • Скульптура тропической и южной Африки

БуйволыЖивотные изображены очень реалистично. Есть некоторые рисунки, выполненные позднее – их стиль уже отличается. Люди, изображённые здесь, относятся к так называемому «бушменскому типу». Это люди в масках, с луками и стрелами. Анри Лот, изучавший рисунки в 1956-1957 гг., называл их «круглоголовые люди».

Более поздние рисунки конца 3000-1000 лет до н. э. выполнены красками и изображают домашних животных: овец, коз, крупный рогатый скот. Здесь встречаются также изображения лошадей, собак, муфлонов, слонов и жирафов.

Рисунки выполнены более условно, чем предыдущая группа. Люди обычно в масках, с луками и стрелами, дротиками, топорами и кривыми палками. Мужчины одеты в короткие широкие плащи, женщины – в колоколообразных юбках.

Скульптура тропической и южной Африки

ВерблюдыТакже были найдены изображения лошадей и повозок с колесами, относящиеся к середине 2 тысячелетия до н. э.- началу нашей эры.Появление верблюда на рисунках (200-700 гг. н. э.) знаменует «период верблюда».Среди скал также было найдено множество наконечников стрел, скребков, костей, зернотёрок, каменных ножей и др. орудий человека.

В эпоху неолита эта местность была богата водой и здесь произрастали различные породы лиственных и хвойных деревьев, олеандр, мирт, дуб, цитрусовые и оливковые деревья. В тех местах, где сейчас можно увидеть засыпанные песком долины, протекали полноводные реки. В них было много рыбы и крупных речных животных: бегемотов, крокодилов – об этом свидетельствуют сохранившиеся кости. 

Петроглифы Феццана

Петроглифы Феццана считаются вершиной первобытного искусства. Местность, где находятся эти изображения, в настоящее время представляет собой безжизненную пустыню. На скалах ясно видны изображения слонов, бегемотов, носорогов, жирафов, быков, антилоп, страусов и других животных, а также фигуры лучников, охотников с дротиками и т. д. Размеры фигур достигают нескольких метров.

Скульптура тропической и южной Африки

Скульптура тропической и южной Африки

В IV тысячелетии до н. э. из наскальных изображений остаются жирафы, страусы, антилопы, но появляются изображения хищников и первые фигуры быков.

Быки в разных позах и ракурсах, то с длинными, то короткими рогами, с рогами, загнутыми назад или изогнутыми в виде лиры, становятся основным объектом изображения.Примерно в середине IV тысячелетия до н. э.

в Тассилин обосновываются скотоводческие племена, поэтому появляются большие наскальные панно, изображающие перегон скота, сцены войны, охоты, собирания злаков.

Древние художники высекали свои произведения в скалах или писали их минеральными красками с преобладанием желтых, коричневых, голубых и красноватых тонов. Яичный белок использовался в качестве вяжущего материала. Краски наносились рукой, кистями и перьями.

Культура Нок

Скульптура тропической и южной Африки

Область жизнедеятельности Нок

Древнейшая известная африканская культура была открыта в 1944 г. в местечке Нок (Нигерия), между реками Нигер и Бенуэ. В оловянных шахтах были найдены скульптурные портреты и детали фигур, выполненные почти в натуральную величину из обожженной глины. Эту культуру назвали культурой Нок. С тех пор удалось найти множество предметов этой культуры.

Их датировали при помощи метода радиоактивного углерода. Цивилизация Нок возникла в Нигерии примерно за 900 лет до н. э. и загадочно исчезла в 200 году н. э. (конец неолита (каменного века) и начало Железного века). Считается, что цивилизация Нок раньше всех в регионе, расположенном к югу от Сахары, стала изготавливать терракотовые статуэтки.

Статуэтка Женщины. Высота 48 см. Возраст: от 900 до 1500 лет

Терракотовая скульптура НокЦивилизация Нок также известна распространением металлургии железа в Африке южнее Сахары. Их культуре принадлежат и бронзовые скульптуры. Их изготовляли с помощью «метода потерянного воска». Грубую глиняную болванку обмазывали толстым слоем воска, из которого лепили модель.

Читайте также:  Богоматерь с младенцем и святой анной, альбрехт дюрер, 1519

Затем её вновь покрывали глиной и заливали в специально оставленное отверстие расплавленный металл. Когда воск вытекал, модель сушили, внешний слой глины разбивали и полученную бронзовую фигурку тщательно шлифовали.

Этот метод был известен ещё в Древнем Египте, но убедительных доказательств связи древнего Египта и Нок нет.

Совершенство лепки и обжига говорит о том, что культура Нок развивалась на протяжении длительного периода. Возможно, ей предшествовала какая-то другая, еще более древняя культура.

Народ сао

До наших дней дошли легенды о загадочном народе сао, жившем в районе озера Чад. Эта археологическая культура существовала в X-XIX вв. н. э. в области нижних течений рек Шари и Логоне (территория современной Республики Чад).

По преданию, народ сао пришёл в район озера Чад из оазиса Бильма в Сахаре. Население занималось охотой, рыболовством и земледелием, знало металлургию железа, меди и бронзы; были развиты различные ремёсла. Раскопками, произведёнными в середине 20-х гг. XX в.

исследованы остатки многочисленных поселений. Открыты руины городских стен и глинобитных домов, множество изделий из глины (скульптура, погребальные урны, детские игрушки, украшения, большие сосуды для хранения зерна), металлов, кости, рога, перламутра.

Наиболее интересные произведения глиняной скульптуры (главным образом X в.) – головы и статуи, поражающие гротескной деформацией черт лица.

Скульптура саоСуществует легенда о народе сао – это были гиганты, одной рукой перегораживавшие реки, делавшие луки из стволов пальм и легко переносившие на плечах слонов и гиппопотамов.

Находки археологов подтвердили, что действительно в X-XVI вв. здесь жил народ, создавший самобытную культуру.

Сао строили большие города, обнесенные глинобитными стенами 10-метровой высоты, создавали скульптуры из глины и бронзы, в которых обычно сочетались черты человека и животного.

Кроме скульптурных произведений до нас дошли также бронзовые рельефы с разнообразными сюжетами, украшавшие столбы и стены дворцовых галерей. Бенинские мастера создавали также произведения из слоновой кости и дерева: маски-подвески, жезлы, солонки и т. д.

Наскальная живопись (Южная Родезия)Памятники древнего искусства Африки были обнаружены и в Южной Африке. В 20-х гг. XIX в. в горах Матопо были найдены наскальные изображения мифологического содержания. Среди этих изображений встречаются сцены земледельческих обрядов, вызывания дождя, убиения царя, оплакивания, восхождения на небо.

Рельеф (Южная Родезия)

Деревянная скульптура

Самым распространенным видом искусства Тропической Африки была народная скульптура из дерева. Ее создавали почти все народы от Сахары до Южной Африки, кроме восточных районов, где был распространен ислам.

Хотя возраст самых древних дошедших до нас произведений не превышает 150-200 лет, считают, что деревянная скульптура существовала в Тропической Африке издавна, но во влажном тропическом климате дерево очень быстро разрушается.

Народная скульптура составляет две большие группы: собственно скульптуру и маски. Скульптура была большей частью культовой (изображения различных духов, предков), а маски использовались во время обрядов посвящения юношей и девушек в члены общины, а также во время различных церемоний, праздников, маскарадов и т. д.

У каждого африканского народа был свой оригинальный стиль скульптуры, но в ней много общих черт.

Её обычно вырезали из свежего, непросушенного дерева мягких пород, раскрашивали тремя красками – белой, черной и красно-коричневой, иногда зелёной и синей.

Африканские мастера сильно преувеличивали размеры головы, а остальные части фигуры оставались непропорционально маленькими. В масках часто соединялись черты человека и животного.

Богатые самобытные художественные традиции сохранились на территории процветавшего в XVI-XVIII вв. в глубине экваториальных лесов государства Бушонго (в верховьях реки Кассай, притока Конго).Во многих районах Тропической Африки искусство деревянной скульптуры существует и сейчас.

Искусство средневековой Африки

Культура Ифе

И́фе – город на юго-западе Нигерии. Это один из важнейших очагов древней цивилизации в Западной Африке. В XII-XIX вв. Ифе был городом-государством народа йоруба.

В Ифе найдены терракотовые головы, монументальные бронзовые головы богов и властителей, выразительные, покрытые орнаментальными украшениями бронзовые полуфигуры (скорее всего, это были цари Ифе).

Бронзовая скульптура Ифе оказала большое влияние на развитие художественной культуры Бенина – государства, существовавшего до конца XIX в. на территории Нигерии. Йоруба до настоящего времени считают Ифе своей прародиной.

Когда в результате экспедиций 1910 и 1938 гг. были найдены здесь бронзовые и терракотовые скульптуры, которые не уступали лучшим образцам античного искусства, то эти находки поразили Европу. Трудно установить время исполнения этих фигур, но ориентировочно это XII-XIV вв.

Портретные скульптуры из Ифе исполнены почти в натуральную величину. Они отличаются пропорциональностью и гармонией – воплощённый идеал человеческой красоты того времени. К тому же бронзовая отливка этих фигур была так же совершенна, как и формы.

Согласно легенде, искусство бронзового литья было в XIII в. занесено из Ифе в город-государство Бенин. Здесь, как и в Ифе, оно служило царям – оба.

Мастера-литейщики жили в специальном квартале города, а особые чиновники строго следили за сохранением секрета бронзового литья.

Город был уничтожен во время английской карательной экспедиции 1897 г., и многие произведения искусства погибли в огне.

Бронзовые рельефы ИфеКроме скульптурных произведений, до нас дошли также бронзовые рельефы с разнообразными сюжетами, украшавшие столбы и стены дворцовых галерей. Бенинские мастера создавали также произведения из слоновой кости и дерева: маски-подвески, жезлы, солонки и т. д.

  1. В некоторых скульптурных головах культуры Ифе можно заметить черты передачи сходства.

Бронзовая фигура царяК XV в. государство Бенин стало господствовать над народом йоруба. Оживлённую торговлю с Бенином вели португальцы (XVII-XVIII вв.), поэтому существует описание этого государства, его великолепных дворцов.

Французский путешественник Ландольф даже сравнивал Бенин с крупными французскими городами того времени.

О былом великолепии его дворцов рассказывают нам бронзовые рельефы, головы и резные слоновые бивни, хранящиеся теперь в музеях Европы и Америки.

Бенинская бронзаБольшие бронзовые головы изображают в основном царей Бенина. До сих пор в каждом доме в Бенине находится алтарь, где приносят жертвы предкам, и прежде всего покойному отцу. На алтарях обычно ставятся резные деревянные головы, по возможности точно передающие портретное сходство с умершим.

По преданию, в середине XIII в. (правление царя Огула) из города Ифе в Бенин прислали мастера-литейщика Игве-Ига, он выучил других мастеров, которые жили в особом квартале вблизи царского дворца. Искусство бронзового литья держали в секрете.

Бронзовые рельефы украшали залы дворцов и галерей. На них изображали различные сцены из жизни, а также царей, придворных и т.д.Культура Ифе и Бенина оказала влияние на культуры почти всех народов Гвинейского побережья.

Например, литейщики Ганы изготавливали миниатюрные бронзовые отливки гирек для взвешивания золота. Очень распространено было литьё из золота у народов бауле. Их золотые масочки отличаются изяществом.

Их носили на шее или у пояса. Возможно, они изображали головы убитых врагов.

Маски бауле разнообразны, но имеют и общие черты: овальное лицо, миндалевидные закрытые глаза, длинный тонкий нос, волосы в виде скрученных пучков и др.

  • Маска баулеИскусство древних и средневековых государств Тропической Африки говорит о том, что народы Африки достигли высокого уровня и создали самобытную высокохудожественную культуру.

Источник: http://ency.info/mirovaya-khudozhestvennaya-kultura/izobrazitelnoe-iskusstvo-i-arkhitektura-drevnikh-narodov/569-iskusstvo-drevnej-i-srednevekovoj-tropicheskoj-afriki

Мистическая африканская скульптура

Скульптура тропической и южной Африки

Эталоном мирового скульптурного искусства признано творчество выдающихся европейских скульпторов и художников, которые оставили после себя богатое скульптурное наследие. При этом долгое время в тени оставалось скульптурное искусство народов Африки. Только относительно недавно искусствоведы всего мира заинтересовались и серьезно занялись изучением африканской скульптуры, отражающей национальные мотивы и уникальные культурные традиции многочисленных народностей, населяющих Африку.

Скульптурные традиции африканских народов

Африканскую скульптуру нередко называют примитивной, поскольку здесь мы можем наблюдать торжество простых форм и акценты на единение инстинктов человека и природы. Для африканской скульптуры редко использовались сложные и дорогие материалы – чаще всего фигуры создавались из дерева, кости, гипса или глины.

Укрупненная голова, обнаженное тело, характерные африканские наряды и украшения – все это привычные и знакомые каждому черты традиционного африканского скульптурного искусства. При этом, в отличие от европейской скульптуры, несущей исключительно декоративный характер, африканцы вкладывают в каждую работу глубокий религиозный, а иногда и мистический смысл.

Каждая африканская народность имеет свои традиции в искусстве, однако чаще всего африканцы создавали причудливые тотемы, магические статуэтки и знаменитые африканские маски. Каждое творческое направление имеет свои особенности и тонкости.

Скульптура тропической и южной Африки источник

Африканские тотемы

История создания африканских тотемов уходит глубоко к истокам древнейших форм первобытной религии. Принадлежность определенной группы людей к какому-либо тотему определялась обычно родственными связями по женской или мужской линии.

Читайте также:  «четыре времени суток», уильям хогарт — описание картины

Люди, относящие себя к тому или иному тотему, верили, что всегда незримо связаны с идолом и имеют общие с ним качества и черты. В качестве тотема представляли обычно животных (койот, ворон, волк, медведь и т.д.), явления природы (ветер, гром, молния и т.д.

), растения (початки кукурузы).

Тотемы выбирались по принципу исключительной важности для племени.

Так, например, для европейцев может казаться крайне странным поклонение растениям и продуктам, употребляемым в пищу, в то время как африканцы воспринимают еду как важнейшее средство выживания.

Разные племена и народности по-разному относились к тотему. В редких случаях с тотемом стараются не соприкасаться, однако чаще всего тотемному животному, растению или природному явлению поклоняются.

Скульптуры-тотемы использовались в ритуальных целях и в качестве предметов религиозного культа. Тотемы по форме часто не отвечают своему наименованию. Фигуры животных нередко исполняют схематически, а явления природы представляют в виде многоликих столбов и статуй.

Скульптура тропической и южной Африки источник

Магические статуэтки

Большинство африканцев и сегодня безоговорочно верят в силу магии и колдовства. Самыми влиятельными людьми в социуме считаются колдуны, шаманы, пророки и целители.

Особенно ярко эти традиции проявляются в тропической и южной Африке.

Именно здесь свое развитие получило искусство создания магических статуэток, которые также как и тотемы нередко использовались в качестве атрибутов для проведения религиозных и колдовских ритуалов.

Африканцы считают, что такие статуэтки способны накапливать энергию и высвобождать ее, когда это необходимо шаману.

При этом, в отличие от тотемов, магические статуэтки чаще всего представлены человеческой фигурой, имеющей устрашающую наружность – рога, озлобленное выражение лица, черты животного, агрессивную маску и т.д.

До сих пор, многие биоэнергетики верят в мистическую силу африканских статуэток, которые способны оказывать влияние на жизнь человека и события, происходящие в его судьбе.

Африканские маски

Маска – самый знаменитый в мире предмет традиционного африканского искусства. Все что связано с африканскими масками для представителей западного мира всегда ассоциируется с чем-то загадочным и таинственным, в то время как сами африканцы по форме и оформлению этого атрибута могут рассказать о его владельце очень многое.

В качестве материала для изготовления африканских масок чаще всего используется дерево, однако некоторые племена применяют с этой целью слоновую кость или специальные глиняные и гипсовые составы. Изначально маска символизирует дух или божество, которое, по мнению африканцев, живет в этом мистическом атрибуте.

Во время проведения различных ритуалов, маска надевается на человека и живущий в ней дух вселяется в тело этого представителя племени.

Африканцы настолько убеждены в глубокой смысловой наполненности маски, что нередко впадают в состояние транса и гипноза во время ритуалов с использованием этого традиционного предмета искусства.

Скульптура тропической и южной Африки источник

Почти в каждом африканском племени есть человек, занимающийся созданием масок. При этом, согласно традиции, ценность маски определяется не ее декоративностью и красотой, а ее мистической силой. Для оценки этого показателя маску используют для проведения ритуала, после чего смотрят на его результаты.

Если цель, с которой ритуал проводился была достигнута, считается, что маска стала носителем того или иного духа. Если «вселившийся» в маску дух почитается племенем, этот мистический атрибут могут даже поселить в отдельное бунгало, с ним ведут разговоры, делятся секретами и посвящают ему молитвы.

Символизм африканской маски – сложная наука, которой занимаются этнографы и искусствоведы со всего мира. Африканские маски могут иметь различные формы, размеры, расцветки и декор. Так, например, для древнейшего и самого многочисленного африканского племени Бамбара, проживающего на территории современного государства Мали, характерны исключительно «воинствующие» маски.

Представители этих племен убеждены, что каждая такая маска становится носителем воинствующего духа одного из предков, который защищает народность от колонизаторов и неблагоприятных природных явлений.

В то же время на территории современной Либерии и Кот-д’Ивуара популярны маски коровы, несмотря на то, что эти племена практически не занимаются фермерством и сельским хозяйством.

Мистическая африканская скульптура сегодня получила особенную популярность во всем мире. Связано это не с идеальной эстетикой и тонким творческим талантом мастеров, а с невероятной энергетикой, которой пропитан каждый предмет африканского искусства.

Загадочные ритуалы и первобытные традиции, распределение энергии и незыблемая вера в духов и богов природы – все это лежит в основе скульптурного мастерства Африки, которое продолжает вызывать трепет и восторг у истинных ценителей искусства и творчества.

источник обложки

Источник: https://www.gessostar.ru/afrikanskaya-skulptura/

История искусств: искусство Африки

И снова приветствую вас на нашем курсе истории искусств! Из Южной Америки мы с вами отправляемся дальше и исследуем загадочный мир африканского искусства. Давайте выясним, как сильно повлияла история на искусство того времени.

Бенинская маска из слоновой кости.

Искусство Тропической Африки

Африка — колыбель человечества. Задолго до появления первых письменных источников люди, культура и традиции процветали здесь под ослепительно палящим солнцем.

Почитая плоды, даруемые природой, африканцы сосредотачивали свои художественные стили вокруг различных изображений животного и растительного мира, а также природных мотивов.

Однако, все течет, все меняется, — и в африканское искусство пришли новые темы и новые материалы. И хотя художники вдохновлялись как правило человеческими формами, они также открывали для себя множество новых стилей за пределами норм традиционного африканского искусства, таких как современная живопись и прекрасные ткани ручной работы.

Так давайте знакомиться с разнообразными стилями этого таинственного континента, начиная с самых ранних скульптур цивилизации Нок и заканчивая превосходным бронзовым литьем Восточной Африки.

Бенинская бронза из Нигерии.

Скульптура и резьба

В раннем железном веке представители цивилизации Нок в северной Нигерии создавали потрясающие терракотовые скульптуры, зачастую изображавшие абстрактные фигуры древних людей и животных, как надгробия или магические амулеты.

Скульптура Нок.

И хотя о культуре Нок практически ничего не известно, в ходе раскопок археологами было найдено множество глиняных статуэток, созданных приблизительно 2 тыс. лет назад. Стилизованные головы, украшенные замысловатыми драгоценностями едва пережили долгие годы разрушительного воздействия воды и сейчас позволяют нам увидеть жизнь этой ранней цивилизации.

Скульптура «королевы-матери» из Бенина.

Даже сегодня скульптура — весьма распространенная форма искусства в Африке. Исторически, ее делали из дерева и других органических материалов, собираемых художниками.

Западные африканцы, однако, позже поспособствуют притоку бронзового литья в этот регион, так как оно использовалось для украшения дворцов правителей и многого другого.

Маски

Хоть африканские маски и относятся к форме скульптуры, их история заслуживает отдельного разговора.

Коммерческие африканские маски.

Сочетая в себе религиозные и духовные смыслы, эти маски использовались для ритуальных танцев и различных церемониальных действ. Маска как таковая по сути не имела ничего общего с реалистичным человеческим лицом. И хотя маски напоминали формой человеческую голову или морду животного, стиль исполнения их разнился, имея множество абстрактных толкований.

Мужская маска Mwaash aMbooy.

Африканские маски, напоминающие животных, считались духами этих самых животных. Буйволы, крокодилы и антилопы были одними из самых популярных объектов изображения, в частности, в культуре догонов и бамбара, где такие маски использовались во время церемоний инициации юношей.

Маска Wabele.

Кроме дерева использовались и многие другие материалы. Для ручного изготовления таких масок важнейшими материалами также являлись металл, светлый камень и даже ткани различного типа.

Текстиль

Яркие ткани также пришли к нам из обширных земель Африки. Догоны Западной Африки, к примеру, считали,что искусство прядения и ткачества имеет прямое отношение к человеческому размножению, а также к идее возрождения.

Ткань кенте.

Каждый цвет символизировал определенное качество или признак, характерный для их культуры. Черные и белые ткани кенте, к примеру, надевались, как правило, во время похорон народностями эве и ашанти.

Боголан бамбара.

Ткать не запрещалось никому: и мужчины, и женщины учились этому с самых ранних лет. Художники окрашивали свои ткани красителями местного производства, которые позволяли получить очень красивые оттенки коричневого, желтого, красного и небесно-голубого цветов.

Африканский рынок тканей боголан.

И хоть вестернизация во многом способствовала упадку искусства создания тканей, оно все еще занимает значительное место в африканском обществе. Как полагают многие, оно олицетворяет историю континента, «написанную на ткани».

Заключение

Яркие цвета, абстрактные формы определяют стили искусства Африки. И хотя в ее истории еще много вопросов без ответа, огромнейшее разнообразие ее культур и влияний стало достойным наследием в мировом искусстве. Надеюсь, вы продолжите самостоятельное изучение этого интереснейшего периода времени.

Еще больше удивительных историй об искусстве Африки вы можете найти по ссылкам ниже. И присоединяйтесь ко мне в следующем месяце, мы обсудим неоклассическое искусство.

Также в статье использованы следующие ресурсы:

Источник: https://design.tutsplus.com/ru/articles/art-history-african-art—cms-28849

Ссылка на основную публикацию