Скульптура «рабочий и колхозница»: автор, описание, история

У архитектора еще во время работы над зданием павильона родился образ венчающей его скульптуры юноши и девушки, олицетворяющих рабочий класс и колхозное крестьянство. По задумке Иофана они должны были высоко вздымать эмблему CCCH — серп и молот. На такой сюжет его натолкнула идея античной статуи «Тираноборцы», где воздетые к небу в руках героев мечи заменили на «мирные» серп и молот.

В конкурсе на создание Рабочего и Колхозницы победила Вера Мухина. Натурщиком для рабочего стал атлет Игорь Басанько, а для колхозницы позировала работница московской телефонной станции Анна Богоявленская.

Воплощение скульптуры заняло 3,5 месяца, при этом использовали новейшие технологии, открытые советским металловедом П.Н.

 Львовым: на многотонный каркас навешивали сформованную на деревянных шаблонах оболочку из хромоникелевой стали и сваривали.

Чтобы довезти Рабочего и Колхозницу до Парижа, 25-метровый памятник разрезали на 65 частей и упаковали в 28 железнодорожных вагонов. В Польше ящики не прошли в туннель, и пришлось резать скульптуру еще на несколько частей.

На выставке в Париже Рабочий и Колхозница произвели фурор! Они стали центром притяжения, поэтому не удивительно, что во время монтажных работ вскрылось несколько диверсий.

Фотографии статуи печатали все ведущие газеты, ее копии повторяли на множестве сувениров выставки.

А про стоявший напротив советского павильона павильон Германии с гербовым орлом на крыше говорили, что тот со стыда отвернул голову.

При возврате из Парижа памятник Рабочему и Колхознице повредили. После реконструкции его в 1939 году установили на низком (11 метров вместо нужных 33) постаменте перед Северным входом ВДНХ.

Скульптура «Рабочий и колхозница»: автор, описание, история

В 2003 году скульптуру «Рабочий и Колхозница» разобрали. Ее планировали отреставрировать до конца 2005, но из-за финансовых проблем работы затянулись.

Лишь в ноябре 2009 года памятник установили на новый специально построенный для него павильон-постамент, повторяющий пропорции оригинального павильона Иофана.

4 декабря 2009 года монумент «Рабочий и Колхозница» открыли, а 4 сентября 2010 в его постаменте начал работу музейно-выставочный центр «Рабочий и колхозница». Там можно узнать историю создания скульптуры по фотографиям, проектам и макетам.

Считается, что с 1947 года скульптура «Рабочий и Колхозница» стала символом киностудии «Мосфильм». Но монумент впервые появился в комедии «Здравствуй, Москва». Известно, что сын Веры Мухиной пытался оспорить в суде право Мосфильма использовать образ Рабочего и Колхозницы, но его иск отклонили.

Рабочий и Колхозница на фотографиях разных лет:

  • Скульптура «Рабочий и колхозница»: автор, описание, история
  • Скульптура «Рабочий и колхозница»: автор, описание, история
  • Скульптура «Рабочий и колхозница»: автор, описание, история
  • Скульптура «Рабочий и колхозница»: автор, описание, история
  • Скульптура «Рабочий и колхозница»: автор, описание, история
  • Скульптура «Рабочий и колхозница»: автор, описание, история
  • Скульптура «Рабочий и колхозница»: автор, описание, история
  • Скульптура «Рабочий и колхозница»: автор, описание, история
  • Скульптура «Рабочий и колхозница»: автор, описание, история

А что о Рабочем и Колхознице можете рассказать вы?

/

Источник: https://liveinmsk.ru/places/pamyatniki/rabochii-i-kolhoznica

Как появилась знаменитая скульптура «Рабочий и колхозница»

Скульптура «Рабочий и колхозница»: автор, описание, история

1 июля исполнилось 127 лет со дня рождения советского скульптора Веры Мухиной, самым знаменитым и «народным» произведением которой является монумент «Рабочий и колхозница». Его называли символом советской эпохи и эталоном соцреализма, хотя в свое время скульптуру чуть не забраковали из-за того, что в складках платья крестьянки кому-то почудился силуэт врага народа Л. Троцкого.

Скульптура «Рабочий и колхозница»: автор, описание, история

Проект советского павильона архитектора Б. Иофана

Скульптура «Рабочий и колхозница»: автор, описание, история

В 1936 г. СССР готовился к участию во Всемирной выставке искусств и техники в Париже. Архитектор Борис Иофан предложил выполнить советский павильон в виде трамплина, динамично устремленного вверх, со скульптурой на крыше.

Борис Иофан так объяснял свою идею: «В возникшем у меня замысле советский павильон рисовался как триумфальное здание, отображающее своей динамикой стремительный рост достижений первого в мире социалистического государства, энтузиазм и жизнерадостность нашей великой эпохи построения социализма… Чтобы любой человек при первом взгляде на наш павильон почувствовал, что это – павильон Советского Союза… Скульптура мне представлялась сделанной из легкого светлого металла, как бы летящей вперед, как незабываемая Луврская Ника – крылатая победа».

Скульптура «Рабочий и колхозница»: автор, описание, история

Советский павильон на выставке в Париже, 1937

Скульптура «Рабочий и колхозница»: автор, описание, история

Сама экспозиция была довольно скудной, по сути павильон был главным экспонатом. Рабочий и колхозница олицетворяли хозяев советской земли – пролетариат и крестьянство.

На идею композиции Иофана натолкнула античная статуя «Тираноборцы». Соединение серпа и молота – тоже не находка Иофана и Мухиной, в работах некоторых художников эта идея уже имела свое воплощение.

Архитектор разработал общий проект, а найти его конкретное решение предстояло скульптору.

Скульптура «Рабочий и колхозница»: автор, описание, история
Слева – Тираноборцы. V в. до н. э. Справа – скульптура Веры Мухиной *Рабочий и колхозница*

Летом 1936 г. среди скульпторов был объявлен конкурс, на котором свои проекты представили В. Андреев, М. Манизер, И. Шадр и В. Мухина. Главной находкой Мухиной была кажущаяся легкость и воздушность массивной скульптуры, достичь которую удалось благодаря «летящей» за фигурами материи.

«Много споров возбудил введенный мною в композицию развевающийся сзади кусок материи, символизирующий те красные полотнища, без которых мы не мыслим ни одной массовой демонстрации. Этот «шарф» был настолько необходим, что без него разваливалась вся композиция и связь статуи со зданием», – говорила Мухина.

Ее проект одобрили, с условием «одеть» фигуры, изначально задуманные обнаженными.

Скульптура «Рабочий и колхозница»: автор, описание, история
Проекты скульптуры В. Андреева и М. Манизера

Скульптура «Рабочий и колхозница»: автор, описание, история

Гипсовая модель Б. Иофана и проект скульптуры В. Мухиной

В начале 1937 г.

с завода, на котором проходила сборка, поступил донос на Мухину, в котором говорилось, что работа не может быть закончена в намеченные сроки, так как скульптор постоянно прерывает работу и требует исправлений, а в отдельных местах стальной оболочки каркаса явственно виден профиль врага народа Л. Троцкого. Тогда на донос не отреагировали, но по возвращении с выставки арестовали комиссара советского павильона И. Межлаука и нескольких инженеров, работавших над созданием статуи.

Скульптура «Рабочий и колхозница»: автор, описание, история

Вера Мухина в мастерской, 1940-е гг.

Скульптура «Рабочий и колхозница»: автор, описание, история

Слева – сборка статуи на опытном заводе. Справа – собранная скульптура

Размеры статуи были впечатляющими: в высоту она достигала 23,5 метра и весила 75 тонн. Для транспортировки на выставку скульптуру разрезали на 65 частей и погрузили на 28 платформ.

После сборки в Париже статуя произвела настоящий фурор. Французский график Ф. Мазерель признавался: «Ваша скульптура поразила нас. Мы целыми вечерами говорим и спорим о ней».

Пикассо восхищался тем, как выглядит нержавеющая сталь на фоне сиреневого парижского неба.

  • Процесс сборки статуи
  • Ромен Роллан писал: «На Международной выставке, на берегах Сены два молодых советских гиганта возносят серп и молот, и мы слышим, как из их груди льется героический гимн, который зовет народы к свободе, к единству и приведет их к победе».
  • Рабочая модель скульптуры
  • Рабочая модель скульптуры

После окончания выставки скульптура была вновь разобрана и перевезена в Москву.

Там ее восстановили из толстых листов стали и установили на гораздо более низком постаменте перед входом на Всесоюзную сельскохозяйственную выставку. В 1947 г.

статуя «Рабочий и колхозница» стала символом киностудии «Мосфильм». А Вера Мухина заслуженно получила негласное звание первой леди советской монументальной скульптуры.

Источник: https://ribalych.ru/2016/07/04/znamenitaya-skulptura/

Скульптура Рабочий и колхозница. Автор монумента

В 2014 году исполнилось 125 лет со дня рождения великого советского скульптора Веры Мухиной. Ее имя известно каждому человеку, живущему на постсоветском пространстве, потому что оно неразрывно связано с монументальным творением художника – скульптурной композицией «Рабочий и колхозница».

Биография Веры Мухиной

Скульптура «Рабочий и колхозница»: автор, описание, история

Во время Первой мировой войны Мухина работала сестрой милосердия в госпитале. Там же произошла ее первая встреча с хирургом Алексеем Андреевичем Замковым, с которым она вскоре была обвенчана. Непролетарское происхождение семьи часто ставило под угрозу жизни ее членов. Активное участие Мухиной в революционных переменах страны отражалось в скульптурных композициях. Герои Мухиной отличались мощью и жизнеутверждающей силой.

Вера Игнатьевна много и упорно трудилась всю свою жизнь. Потеряв в 1942 году мужа, она тяжело переживала эту утрату. Нездоровое сердце позволило Мухиной прожить еще немногим больше десяти лет после ухода супруга. В 1953 году она умерла, будучи совсем не старой женщиной – ей было 64 года.

Как все начиналось

За свою яркую и насыщенную жизнь Вера Мухина создала немалое количество художественных творений, среди которых картины, скульптуры, изделия из стекла. К сожалению, большая часть работ осталась неизвестна широкому кругу поклонников ее таланта.

Главное творение жизни Мухиной, прославившее ее на долгие годы – это скульптура «Рабочий и колхозница». Сама Вера Игнатьевна называла свою композицию «Рабочий и крестьянка».

В Большой советской энциклопедии творение скульптора определили как «эталон социалистического реализма».

В 1936 году советское правительство получило из Франции приглашение принять участие во Всемирной парижской выставке. Официальная тема масштабного мероприятия: «Искусство и техника в современной жизни».

Скульптура «Рабочий и колхозница»: автор, описание, история

Победа идеи скульптуры «Рабочий и колхозница»

Советским правительством ставилась задача не только создать грандиозный технологический и архитектурный проект, но и всячески подчеркивать его идеологическую направленность.

В соответствии с многолетними правилами выставки страны-участницы должны оформлять свои павильоны в национальном стиле.

Советский проект призван был показать всему миру превосходство отечественной экономической системы.

В объявленном конкурсе на оформление павильона приняли участие многие именитые и маститые архитекторы того времени. Победу одержал Борис Иофан, создавший проект в классическом стиле, центральную часть которого занимала скульптура. Высокая комиссия одобрила идею в целом, но отвергла памятник. Немедленно был проведен следующий конкурс, в результате которого победила Вера Мухина.

Скульптура «Рабочий и колхозница»: автор, описание, история

Этапы возведения памятника – трудности и достижения

Теперь предстояло ускоренными темпами создавать сооружение в истинном размере. Скульптура «Рабочий и колхозница» по замыслу автора имела гигантскую высоту – 25 метров. На осуществление грандиозной работы отводилось всего полгода.

Большой размер памятника призван был не только привлекать внимание величиной, он должен был воссиять над Парижем. В качестве основы для строительства скульптуры рассматривали бронзу или медь.

Эти металлы отличаются основательностью и благородным видом. Но они не обеспечивали запланированного излучения, потому что поглощали свет.

Поэтому скульптор монумента «Рабочий и колхозница» Вера Мухина приняла решение возводить памятник из нержавеющего стального листа.

Сначала форму композиции сколачивали из деревянных брусков, обрабатывали поверхности столярными инструментами и добивались идеальной гладкости. Затем поверх деревянной основы выкладывали тончайшие листы стали, толщина которых не превышала миллиметра. Стальной панцирь полностью повторял деревянную форму. Изнутри стальная мозаика скреплялась при помощи сварных швов.

Приемная комиссия, возглавляемая советским вождем, одобрила готовый монумент. На следующем этапе композиция «Рабочий и колхозница» должна была отправиться в Париж. Для удобства транспортировки памятник был разделен на шестьдесят пять частей и погружен в железнодорожный состав.

Общий вес сооружения составлял 75 тонн, из которых всего 12 тонн отводилось на стальную обшивку. Для перевозки памятника, инструментов и грузоподъемных механизмов было задействовано три десятка грузовых вагонов.Скульптура «Рабочий и колхозница»: автор, описание, история

Восторженные отзывы парижан

При перевозке, к сожалению, не обошлось без повреждений. В процессе монтажных работ спешно устранялись огрехи, но точно к назначенному часу, 25 мая 1937 года, памятник «Рабочий и колхозница» засиял в парижском небе. Восторгу парижан и участников выставки не было предела.

Читайте также:  «ингеборг», арбо петер николай — описание картины

Стальная композиция восхищала красотой и великолепием, переливаясь в солнечных лучах всевозможными оттенками. Эйфелева башня, расположенная в непосредственной близости от советской скульптуры, теряла свое величие и привлекательность.

Советский монумент был награжден золотой медалью — Гран-при. Достигнутым результатом по праву могла гордиться Вера Мухина – скромный и талантливый советский скульптор. «Рабочий и колхозница» сразу приобрели в глазах всего мира статус символа Советской державы.

По окончании выставки советская делегация получила предложение от французской стороны продать скульптурную композицию. Руководство СССР, конечно, ответило отказом.

Где установлен знаменитый советский памятник

Скульптурная группа «Рабочий и колхозница» благополучно возвратилась на родину и вскоре была установлена на свое постоянное место жительства – перед одним из входов на ВДНХ (Выставку достижений народного хозяйства). Сегодня эта территория принадлежит ВВЦ (Всероссийскому выставочному центру), одному из самых посещаемых многочисленными жителями и гостями столицы мест Москвы.

Автор монумента «Рабочий и колхозница» Вера Мухина не одобрила место установки. Да и по высоте скульптура стала ниже из-за того, что постамент был втрое уменьшен в размере. Вере Игнатьевне больше нравился район на стрелке Москвы-реки, там, где ныне стоит Петр Первый работы Церетели. Предлагала она и смотровую площадку на Воробьевых горах. Однако к ее мнению не прислушались

Скульптура «Рабочий и колхозница»: автор, описание, история

«Рабочий и колхозница» – всемирно известный символ советской эпохи

С момента Парижской выставки скульптурная композиция стала национальным признаком советского государства, растиражированным по всему миру в виде почтовых марок, открыток, памятных монет, альбомов с репродукциями.

Изображение известного памятника появилось в виде многочисленных сувениров и по своей популярности могло соперничать только с русской матрешкой.

А с 1947 года киностудия «Мосфильм» стала использовать в своих заставках знаменитую скульптуру «Рабочий и колхозница», тем самым утвердив как эмблему советской страны.

Вера Мухина – признанный мастер скульптурного творчества

В благодарность советская власть наградила Веру Мухину Сталинской премией. Кроме этого, было еще множество наград и различных правительственных благ, которые получила известная женщина-скульптор.

«Рабочий и колхозница» дали возможность Мухиной пользоваться полной свободой в творческой деятельности.

Но, к большому сожалению потомков, легендарный скульптор осталась в памяти только как автор единственного монумента.

Скульптура «Рабочий и колхозница»: автор, описание, история

Другие творения Веры Мухиной

Руками талантливого творца был сооружен памятник Чайковскому, расположенный перед Московской консерваторией, а также Максиму Горькому на Белорусском вокзале. Автору принадлежат скульптурные композиции «Наука», «Хлеб», «Плодородие».

Вера Мухина принимала активное участие в работе над скульптурными группами, расположенными на Москворецком мосту. За свой труд Вера Игнатьевна неоднократно награждалась правительственными орденами, высшими советскими премиями, она была избрана членом президиума Академии художеств Советского Союза.

Скульптура «Рабочий и колхозница»: автор, описание, история

Второе рождение монументального памятника

В 2003 году было принято решение о реконструкции знаменитой скульптуры. Монумент был демонтирован и для удобства работы разделен на множество фрагментов. Реставрационные действия продолжались около шести лет.

Внутренний каркас конструкции был укреплен, а стальное обрамление зачищено от загрязнений и обработано защитными химическими средствами, способными продлить срок службы памятника.

Обновленная скульптурная композиция была установлена на новый высокий постамент в декабре 2009 года. Теперь памятник стал вдвое выше, чем был прежде.

Сегодня монумент «Рабочий и колхозница» – это не только символ советской эпохи, а монументальное творение талантливого автора Веры Мухиной, признанное во всем мире. Памятник является визитной карточкой Москвы, достопримечательностью, которую ежегодно посещают сотни тысяч туристов из всех уголков земного шара.

Источник: https://autogear.ru/article/146/763/skulptura-rabochiy-i-kolhoznitsa-avtor-monumenta/

Прообразы памятника «Рабочий и колхозница» и другие любопытные факты

Памятник «Рабочий и колхозница» в Москве – один из самых узнаваемых символов советской эпохи. Скульптурная композиция представляет собой фигуры мужчины и женщины, будто устремленные  ввысь – к светлому будущему – и поднимающие зажатые в кулак молот и серп.

Автор скульптуры – Вера Игнатьевна Мухина.

Правда, со временем забылся тот факт, что «отцом» или, по крайней мере, соавтором памятника является архитектор Борис Михайлович Иофан, разработавший концептуальную и композиционную основу монумента.

Это нисколько не умаляет великий талант Мухиной, воплотившей идею уже в пластике. Причем, этого права она добилась в результате проведенного специального конкурса, в котором участвовали такие известные скульпторы, как Матвей Генрихович Манизер и Иван Дмитриевич Шадр.

Скульптура «Рабочий и колхозница»: автор, описание, история

Из истории «Рабочего и колхозницы»

«Рабочего и колхозницу» готовили для Всемирной выставки 1937 года, которая проводилась в Париже. Памятник являлся доминантой советского павильона – его завершением.

Он хоть и был выполнен в лаконичном стиле, но представлял собой внушительный по размерам павильон – 165 метров в глубину и почти 35 в высоту (вместе со скульптурной композицией – под 60).

Разработал проект все тот же Иофан.

Что послужило прообразом памятника «Рабочему и колхознице»?

По воспоминаниям Исаака Юльевича Эйгеля, работавшего в тот период у Бориса Михайловича, прообразом монумента стали:

  • скульптурная группа «Тираноборцы» (Гармодий и Аристогитон), созданная в античные времена афинянами Критием и Неосиотом (V в. до н.э.)
  • древнегреческая «Ника Самофракийская» скульптора Пифокрита (III в. до н.э.).

Глядя на фотографии скульптур можно найти много сходного. Не правда ли?

Скульптура «Рабочий и колхозница»: автор, описание, история

Каркас памятника изготовили на московском предприятии «Стальмост», а обшивку – в цехах завода московского НИИ машиностроения, которым руководил ученый Петр Николаевич Львов. Он внес ряд изменений в разработанную технологию сборки монумента:

  1. во-первых, предложил использовать для оболочки листы хром-никелевой стали вместо планируемых медных или даже бронзовых. Веским аргументом в пользу этого выбора стал тот факт, что «нержавейка» лучше отражала естественный солнечный свет и своим сиянием должна была затмить (ну как же тогда без этого) изображение символа орла, размещенного на фронтоне павильона фашисткой Германии.
  2. во-вторых, при соединении листов оболочки памятника использовали не традиционные тогда заклёпки, а точечную сварку, разработанную все тем же Львовым.

Работы по сборке «Рабочего и колхозницы» продолжались более трех месяцев и сопровождались определенными трудностями из-за конструктивных особенностей монумента.

В частности, возникли проблемы с установкой «развевающегося на ветру» шарфа женской фигуры, что даже послужило поводом для доноса на Веру Мухину. «Наушником» стал директор опытного завода ЦНИИМ С.П.

Тамбовцев, обвинивший ее в затягивании сроков сборки памятника, возможности его разрушения от ветровой нагрузки из-за парусности «шарфа» и даже в воспроизведении в линиях складок последнего … образа тогда уже врага народа Льва Троцкого.

На донос махнули рукой и для Веры Игнатьевны всё обошлось благополучно.

Работы по сборке, к которым было привлечено порядка полутора сотен рабочих и инженеров, закончили вовремя. Скульптурная группа высотой 25,5 метра весила около … 75 тонн: 63-тонный каркас плюс 12-тонная оболочка, толщиной всего в полмиллиметра.

Принимать «Рабочего и колхозницу» прибыл тогдашний Нарком обороны Климент Ефремович Ворошилов, а через пару часов памятник осмотрел лично Иосиф Виссарионович Сталин.

Путь в Париж и фурор на Всемирной выставке

После осмотра памятника высшим руководством, скульптурную группу разделили на 65 фрагментов, аккуратно упаковали в деревянные ящики, изнутри набитые войлоком и отправили в Париж по железной дороге. Всего понадобилось … 28 вагонов.

Для монтажа скульптурной композиции на павильон СССР в Париже, из Москвы привезли специально для этого изготовленный мачтовый кран, башню которого удерживали в равновесии натянутые с трех сторон металлические тросы. В одну из ночей неизвестными была повреждена одна из растяжек, что могло привести к обрушению крана на почти собранную скульптурную композицию. В следующие дни здесь выставили уже круглосуточную охрану.

Торжественное открытие выставки прошло 25 мая 1937 года.

«Рабочий и колхозница» получили не только восторженные отклики французской прессы. Ею восхищались всемирно известные люди того времени, среди которых поэт и прозаик Луи Арагон, писатель и драматург Ромен Роллан, художники Пабло Пикассо и Франс Мазерель.

Изображение шедевра Веры Мухиной размножили большими тиражами по всему миру на открытках, почтовых марках, плакатах и значках. Это был фурор!

После окончания Всемирной выставки французское правительство обратилось к руководству СССР с просьбой выкупить «Рабочего и колхозницу» и даже начало сбор денег среди своих граждан. Ответ нашей страны был отрицательным.

Скульптура «Рабочий и колхозница»: автор, описание, история

Возвращение на родину и история памятника времен СССР

К сожалению, демонтаж «Рабочего и колхозницы» после окончания выставки провели по-варварски.

Мало того, что этим занималась группа рабочих «близко не стоявших» при его создании, так еще на площадку не пустили и саму Веру Мухину, остававшуюся еще в Париже.

Это было ей наказанием за то, что во время командировки она проживала у своей знакомой – художницы Александры Александровны Экстрер, т.н. «невозвращенки», а не где разместились все члены советской делегации.

Скульптурную композицию порезали автогеном на 44 фрагмента, закидали (по-другому и не назовешь) на открытые железнодорожные платформы и отправил в СССР. Неповрежденными доехали лишь «голова и рука рабочего».

Вновь собрали скульптурную композицию лишь к августу 1939 года, спеша к открытию ВСХВ (ныне – ВДНХ). Тогда «Рабочего и колхозницу» перелицевали полностью, заменив прежние полумиллиметровые металлические листы оболочки на двухмиллиметровые. Значительно изменили и каркас. В итоге – некоторые части монумента значительно отличались от оригинала.

Стоит отметить, что вопрос о месте установки памятника на родине решался долго и сложно!

Вера Мухина видела памятник или на Ленинских (ныне – Воробьевых) горах, или на Крымском Валу, о чем неоднократно писала в правительственные органы.

К ней даже не прислушались, а приняли решение установить его на Рыбинской ГЭС в Ярославской области. Был даже изготовлен эскизный проект, но из-за затягивания сроков сдачи в эксплуатацию гидроэлектростанции, решили поставить … на Манежную площадь.

В конце концов, памятник установили на нынешнем месте – у Северного входа на ВСХВ, являвшегося на тот момент главным входом на всесоюзную выставку.

Установили – это культурно сказано. Его водрузили на 10-метровый наспех устроенный постамент высотой всего 10 метров (сравните с высотой 35 метров павильона СССР, на крыше которого он стоял). Его Вера Игнатьевна прозвала «пеньком», из-за которого скульптурная группа потеряла всю свою динамичность.

Скульптура «Рабочий и колхозница»: автор, описание, история

Долгие годы после этого Мухина вместе с архитектором Иофаном пытались «достучаться до небес»: если и не переносить памятник, так хотя бы поставить его на соответствующей высоты пьедестал.

Дело сдвинулось с мертвой точки лишь в 1975-м, когда Совет депутатов города Москвы одобрил идею установки «Рабочего и колхозницы» на высокий постамент, выполненный в виде павильона. Разработкой проекта занялся сам Иофан, но спустя год его не стало и воплощение идеи в жизнь вновь застопорилось.

Читайте также:  Красная мебель, роберт рафаилович фальк, 1920

В 1987-м, когда отмечали 50-летний юбилей создания памятника, «наверху» решили перенести его на новое место – на стрелку Болотного острова неподалеку от ЦДХ на Крымском Валу. Реализации помещала лишь ветхость конструкции. Но, как говорят, «свято место пусто не бывает» и в 1997-м здесь появился церетелиевский Петр I.

Реставрация памятника и торжество разума

К 1998-му году состояние памятника уже было ужасающим, но понадобилось еще 5 лет, пока не были выделены деньги на его реконструкцию. К демонтажу приступили в 2003-м и уже к 2005-му власти обещали вновь открыть восстановленных «Рабочего и колхозницу».

Снять то сняли, но практически сразу после этого занимавшуюся этим делом организацию обвинили в хищении средств и дальнейшие работы приостановили. Еще долго не в особо приспособленных помещениях пролежали фрагменты скульптуры.

К восстановительным работам вновь приступили лишь в 2007-м, но из-за мизерного финансирования работы шли ни шатко, ни валко, пока за день до наступления нового 2009 года московские власти вновь не объявили конкурс на проведение реставрационных работ. Выиграла его фирма Елены Батуриной – супруги тогдашнего мэра Москвы Юрия Лужкова (а кто бы сомневался).

Руководить проектом поставили скульптора Вадима Михайловича Церковникова. К работе были привлечены значимые институты и предприятия не только Москвы, но и других городов России.

За относительно короткий срок они сумели восстановить большую часть фрагментов памятника (лишь 10% не подлежали восстановлению) с использованием наисовременнейших материалов и создать новый, более надежный, тройной каркас.

Все работы провели с особой тщательностью.

Скульптура «Рабочий и колхозница»: автор, описание, история

28 ноября 2009 года скульптуру «Рабочего и колхозницы» установили на новый постамент высотой под 35 метров и длиной 66 метров, который визуально похож на павильон СССР, спроектированный Борисом Иофаном. На фронтоне пьедестала установлен государственный герб СССР, напоминающий подобный от 1937-го года.

Сегодня в пространстве под памятником расположен музейно-выставочный центр, 3 уровня которого имеют общую площадь чуть более 3 тысяч квадратных метров.

Вот такие любопытные факты и история памятника «Рабочий и колхозница» со счастливым концом и, надеемся, прекрасным будущим.

Скульптура «Рабочий и колхозница»: автор, описание, история

Источник: https://ProgulkiPoMoskve.ru/pamyatnik_rabochemu_i_kolxoznice_moskva_vdnx

История рабочего и колхозницы

«Рабочий и колхозница» —  поистине уникальный монумент советской эпохи. Мало кто знает, что у этого всемирно известного памятника и самого обычного граненого стакана — один и тот же создатель.

Рабочий и колхозница, на поднятых руках вздымающие к небу орудия труда как символ союза пролетариата и крестьянства. Как много в этом скульптурном дуэте для сердца советского слилось.

HistoryTime постарается постичь эту утраченную ныне значимость вместе со своими уважаемыми читателями.

Идея создания скульптуры принадлежит архитектору Борису Иофану. «Рабочий и колхозница» должны были олицетворять могущество нашей страны в павильоне СССР на Парижской выставке в 1937 году — для этой цели они и создавались.

Для воплощения замысла устраивался закрытый конкурс среди самых известных скульпторов тех времен.

Победу одержал проект Веры Мухина, в котором главные фигуры застыли в уверенном движении не только вперед, но и вверх — как и положено настоящим советским символам (помните, как в известной советской песне: «все выше и выше, и выше»).

Это издалека кажется, что мухинские труженики сплелись в едином монолите. Ан нет! Памятник монументального искусства состоит из 5000 (!) деталей. Его собирали пару месяцев, накладывая листы нержавейки на специально созданный каркас и закрепляя с помощью точечной сварки. Это был первый в стране опыт подобного сварочного процесса.

Скульптура «Рабочий и колхозница»: автор, описание, история

На Парижской выставке советский павильон символично располагался напротив немецкого — а посредине, разумеется, Эйфелева башня. Напомним, к тому времени Гитлер уже около четырех лет находится у власти.

Нацисты намеренно сконструировали свой павильон на несколько метров выше советского, а на верхушке для пущей внушительности установили железного орла. Однако главная имперская птаха выглядела столь миниатюрно по сравнению с парой гигантских советских трудяг, что воспринималась едва ли не комично.

Говорят, что зрители сочли это зрелище нелепым, а монументу «Рабочий и колхозница» – не раз аплодировали.

По окончании выставки скульптуру вернули в Москву, где она простояла недвижимой практически 70 лет.

В 1987 году монумент решили перенести от северного входа ВДНХ, но оказалось, что ему требовался капитальный ремонт каркаса, который разъела коррозия. Однако из-за кризиса 90-ых годов о памятнике вспомнили лишь в 2003-м.

Его разобрали и отправили в цех Центрального научно-исследовательского института стальных конструкций им. В.А. Кучеренко.

Установление монумента «Рабочий и колхозница»

В течение шести лет монументом пытались заняться основательно, но не хватало финансирования.

В итоге право реставрирования получила компания, занимавшаяся проектированием канализационных коллекторов — как оказалось, мастера широкого профиля.

Коллектив и руководство ответственно отнеслись к порученному им делу и детально разработали план. Научным руководителем реставраторов стал скульптор Вадим Церковников, шесть лет боровшийся за восстановление шедевра.

Каркас восстанавливался по старому образцу. Каждая из пяти тысяч деталей была сфотографирована и разложена на компьютере по цветовому спектру, чтобы определить, какие части подлежат реставрации, а какие необходимо заменить полностью. В итоге выяснялось, что в негодность пришли только 500 элементов. В ноябре 2009 года реставрация скульптуры «Рабочий и колхозница» успешно завершилась.

  • 28 ноября того же года с помощью специального крана памятник установили на специальный постамент, где позже открылся музейно-выставочный центр.
  • Изображение советского символа можно было увековечено на заставке киностудии «Мосфильм», почтовых марках, медали «Лауреата ВДНХ СССР».
  • Серп, молот да красное знамя, Легендарная авоська, «Все на картошку!»

Источник: https://historytime.ru/sovetskie-simvoly/istoriya-rabochego-i-kolxoznicy/

Монумент «Рабочий и колхозница»

Скульптура «Рабочий и колхозница»: автор, описание, история

Эта монументальная работа должна была стать символом страны. И она им стала. А затем – символом эпохи, Москвы, Мосфильма.

И, конечно, закономерно, что эта скульптура стала и олицетворением творчества её создательницы – скульптора Веры Игнатьевны Мухиной. Вера Игнатьевна для многих и осталась в памяти автором одной скульптуры – «Рабочего и колхозницы». Хотя были и другие работы.

Вера Игнатьевна Мухина родилась в Риге в 1889 году в состоятельной семье. И по семейным же обстоятельствам она вскоре с отцом покинула город на Балтике. С детства проявила интерес к изобразительному искусству. В 1909–1911 годах она занималась в студии Константина Фёдоровича Юона. Константин Фёдорович был признанным мастером лирического пейзажа, участником объединения «Мир искусства».

Именно в эти годы Мухина впервые проявляет интерес к скульптуре. В начале 1912 года с ней произошёл несчастный случай, в результате чего она получила серьезную травму лица и должна была долго лечиться. После операции опекуны, управлявшие делами семьи после смерти отца, отправили её в Париж.

Там Вера завершала лечение и одновременно училась у знаменитого французского скульптора Эмиля Антуана Бурделя и посещала Академию «Ля Палетт», а также школу рисунка. Во Франции, а затем в Италии Мухина поняла, что её настоящим призванием является скульптура. Она вернулась в Россию с началом Первой мировой войны.

Здесь, на Родине, она создает первое своё значительное произведение – скульптурную группу «Пьета». Работа был задумана как своеобразный реквием по погибшим на полях войны.

После революции она меняет сферу своей деятельности и обращается к прикладному искусству. Она занимается промышленным дизайном, разрабатывает этикетки, книжные обложки, эскизы тканей и ювелирных украшений. Созданная по эскизам Мухиной коллекция одежды была удостоена Гран-при на Парижской выставке 1925 года.

Но затем Мухина решила вновь вернуться к скульптуре. В объёмной пластике скульптор ищет новые идеи, новые темы, новые средства самовыражения. К одной из очередных выставок она выполнила скульптуру крестьянки.

На работу обратили внимание. Анатолий Васильевич Луначарский отметил скульптуру в «Известиях». Это был первый широкий успех Мухиной. «Крестьянку» взяли в Третьяковскую галерею.

Наряду с первой премией это было полное признание художника.

В конце двадцатых годов Мухина входит в группу художников, которые разрабатывают дизайн советских выставок в различных странах Европы.

В 1935 году она начинает работать над созданием архитектурного оформления советского павильона на Всемирной выставке в Париже 1937 года.

Два с лишним года создавался монумент, который был призван стать символом Советского государства. Это была гигантская группа «Рабочий и колхозница», постаментом которой был советский павильон на Всемирной выставке. Постамент был спроектирован ведущим советским архитектором Борисом Михайловичем Иофаном.

Иофану, победившему в конкурсе на строительство павильона, принадлежит и идейный замысел скульптуры.

У архитектора, по его словам, ещё во время работы над конкурсным проектом «родился образ… скульптуры, юноша и девушка, олицетворяющие собой хозяев советской земли – рабочий класс и колхозное крестьянство. Они высоко вздымают эмблему Страны Советов – серп и молот».

Считается, что на создание «Рабочего и колхозницы» Иофана натолкнула идея античной статуи «Тираноборцы», изображающей жителей Афин Гармодия и Аристогитона, стоящих рядом с мечами в руках.

«Рабочий и колхозница» стала первым монументальным проектом Веры Игнатьевны Мухиной. Метод создания – контактная точечная электросварка, материал – хромоникелевая нержавеющая сталь с повышенным светоотражением. Высота – 24 м, длина шарфа – 20 м. Готовая скульптура весила 75 тонн. «Рабочий и колхозница» стали высшим художественным и инженерным достижением своего времени.

Для перевозки в Париж скульптуру разрезают на 65 блоков, упаковывают в войлок, грузят на 28 платформ.

В дороге выяснилось, что некоторые части не проходят по габаритам через польские туннели, и тогда эти части разрезали автогеном. В Париже – очередной ударный монтаж.

И вот в парижское небо взметнулись вспыхнувшие на солнце стальные серп и молот. Они демонстрировали всему западному миру новый, социалистический, пафосный облик труда.

Композиция Мухиной потрясла Европу и была признана шедевром искусства ХХ века. Скульптурная группа получила большую золотую медаль Гран-при.

После выставки скульптуру снова демонтировали и пароходом доставили в Ленинград. Там снова перегрузили на железнодорожные платформы и привезли в Москву. В итоге целыми довезли лишь одну из голов и руку мужской фигуры. Все остальные детали оказались смятыми.

Скульптура была фактически сделана заново из других листов стали, двухмиллиметровых, то есть вчетверо более толстых, чем парижские.

Затем скульптуру смонтировали перед Северным входом на Всесоюзную сельскохозяйственную выставку (нынешний Всероссийский выставочный центр). Но гигантские фигуры были поставлены на гораздо более низком постаменте, в три раза ниже, чем в Париже.

В Париже «Рабочий и колхозница» словно парили в небе. По замыслу Иофана и Мухиной, скульптуру подняли на 34,5 метра, то есть на высоту многоэтажного дома. Только так она смотрелась победоносно.

Читайте также:  Подруги, густава климта, 1916-1917

В 1939 году, вопреки мнению авторов, монумент водрузили на неказистый постамент. Мухина называла его «пеньком». Вера Игнатьевна тщетно боролась с этим «пеньком» до самой смерти.

Также до конца жизни она не могла смириться с тем, что в её скульптурах видели не произведения искусства, а средства наглядной агитации.

В 2003 году начались работы по реконструкции знаменитой скульптуры. Это было вызвано коррозией несущих конструкций и поверхности памятника. Монумент был демонтирован и разобран на 40 элементов.

Все части скульптуры были очищены и обработаны специальными антикоррозийными составами.

Система внутреннего каркаса спроектирована таким образом, чтобы к каждому важному узлу памятника обеспечивался доступ для проведения профилактических работ.

Теперь высота павильона-постамента для легендарной скульптуры составила 34,5 метра – в точном соответствии с первоначальным замыслом Веры Игнатьевны Мухиной. Общая высота обновленного монумента достигла 60 метров.

На передней части постамента установлен герб Советского Союза, тот самый, что украшал в 1937 году советский павильон в Париже. Его размер – 3,5 на 3,5 метра, вес – 10,5 тонны. Много лет он хранился на складе. Вес самого изваяния увеличился более чем на 100 тонн. Это вызвано тем, что в ходе реставрации был значительно усилен несущий каркас композиции.

В 2009 году работа, которой Вера Игнатьевна Мухина выразила стиль своей эпохи, вновь заняла своё место. Но уже в пространстве другой эпохи.

Источник: http://zvonoknaurok.ru/publ/putevoditel_po_mirovoj_khudozhestvennoj_kulture/dostoprimechatelnosti_moskvy/monument_rabochij_i_kolkhoznica/98-1-0-4121

Описание монумента Веры Мухиной «Рабочий и колхозница»

Описание монумента Веры Мухиной «Рабочий и колхозница»

«Рабочий и колхозница» – олицетворение советского периода истории, его идеалов и социальной направленности. Памятник состоит из двух фигур – девушки и юноши, которые держат над головами символы пролетарской власти – серп и молот. Скульптура занимает почетное место в истории монументального искусства страны советов и «родная» для жителей бывшего СССР.

Известный архитектор Борис Иофан, черпая вдохновение от выдающихся скульптур Древней Греции и Рима, разработал концепцию создания подобного монумента, но с «советским» шармом. В 1936 году был организован конкурс на лучшее проектирование статуи. Среди работ талантливых скульпторов был выделен набросок Веры Мухиной, которая и воплотила в жизнь замысел грандиозного памятника.

Сначала из гипса была создана уменьшенная модель памятника высотой в 1,6 м. Во время сооружения этот образец планировалось увеличить в 15 раз. Сооружение памятника происходило на заводе машиностроения и металлообработки с привлечением огромного количества работников. Впервые для памятника был использован новый материал – нержавеющая сталь.

Поскольку статуя была громоздкая, под каждую деталь конструировались шаблоны из дерева, которые применялись в качестве каркаса для листов стали. Для соединения элементов статуи была испробовано новшество того времени – технология электросварки.

На создание монумента была потрачено 3,5 месяца и громоздкая работа сполна оправдала себя. Несмотря на трудности перевозки гигантского памятника, в 1937 году он был доставлен в Париж и достойно презентовал монументальное искусство Советского Союза.

Когда скульптура была возвращена на родину, долго открытым оставался вопрос о размещении статуи. После реконструкции, монумент «Рабочий и колхозница» был установлен на пьедестале в 11 метров и поставлен на Северном входе ВСХВ – ВДНХ. Образ памятника был настолько удачно разработан, что вскоре советская киностудия «Мосфильм» стала использовать его в качестве эмблемы.

(1 votes, average: 5.00

Источник: https://opisanie-kartin.com/opisanie-monumenta-very-muxinoj-rabochij-i-kolxoznica/

"Рабочий и колхозница": что было написано в доносе на скульптора Веру Мухину

В первоначальном варианте рабочего и колхозницу, впоследствии ставших фирменным знаком «Мосфильма», Вера Мухина изобразила пусть и тщательно задрапированными, но все-таки обнаженными. Впоследствии, по рекомендации правительства скульптору пришлось одеть фигуры. Именно в складках сарафана колхозницы доносчик и увидел нечто такое, о чем не смог промолчать.

Для Всемирной выставки в Париже архитектор Борис Иофан спроектировал павильон, напоминавший узкий океанский лайнер. Динамику павильона и должна была подчеркнуть скульптурная группа. Конкурс на лучший проект этого памятника  выиграла Вера Мухина. Однако поначалу даже сама Мухина не обрадовалась своей победе.

Если верить автору издания «Пешком по Москве» Михаилу Жебраку, как только проект был одобрен, Веру Игнатьевну огорошили: мол, ровно через 10 дней 3-метровая модель должна быть готова. Понимая, что проделать такую грандиозную работу за столь короткий срок попросту невозможно, художница расплакалась.

Поэтому решили, что для начала будет достаточно и метрового экземпляра.

Но это было только начало. После изготовления модели предстояло соорудить композицию в натуральную, 24-метровую, величину. Несмотря на то, что до выставки оставалось больше года, работы было так много, что все 200 человек, задействованных в данном процессе, в том числе и сама Вера Мухина, трудились в буквальном смысле круглосуточно.

Как утверждает Федор Раззаков на страницах своей книги «Свет погасших звезд. Люди, которые всегда с нами», Мухина отважно лазала по фигурам, проверяя каждую деталь, а то и сама принималась за сварку. «Рабочий и колхозница» были готовы только к марту 1937 года. Однако за свое творчество Мухина рисковала получить не благодарность, а срок.

Дело в том, что на скульптора в адрес соответствующих органов поступил донос. Как утверждает Никита Воронов, автор издания «Вера Мухина», доносчик заявил, что Мухина занимается откровенным саботажем, намеренно срывая работу над монументом.

Но самое главное, автор письма намекнул на то, что в складках сарафана колхозницы якобы проглядывает лицо Троцкого. Как известно, за так называемый троцкизм тогда были осуждены многие рядовые граждане и видные деятели. Поэтому для того времени обвинения были довольно серьезными.

По крайней мере, если бы на донос не обратили никакого внимания, вряд ли на завод ЦНИИМАШ, где сооружали памятник, приехал бы сам Сталин.

Перед вождем на завод пожаловали Молотов и Ворошилов. Об этом визите упоминает в своей книге «Они окружали Сталина» и Рой Медведев. Ворошилов велел Мухиной убрать мешки под глазами у колхозницы, а Молотов внимательно осмотрел складки сарафана.

Ничего так и не углядев, Молотов сказал, что ему не нравится шарф, развевавшийся на шее у колхозницы. «Она же не балерина!» — возмутился Председатель Совета Народных Комиссаров. Но Вера Игнатьевна заверила высокого гостя в том, что шарф нужен для равновесия. Ответ Мухиной Молотова удовлетворил. А ночью на предприятие приехал и Сталин.

Он молча постоял возле скульптуры в течение 20 минут и удалился, так и не произнеся ни единого слова.

Вера Мухина старалась не зря. Через несколько дней скульптуру разрезали на 65 частей, упаковали в ящики и, погрузив их в 28 железнодорожных вагонов, отправили во Францию. На выставке в Париже «Рабочий и колхозница» произвели настоящий фурор.

Во французском издании «Юманите» появилась фотография советского монумента с торжественной надписью о том, что теперь Эйфелева башня наконец обрела свое завершение. И в самом деле, французы хотели оставить творение Мухиной себе. Если верить автору издания «Четыре подруги эпохи.

Мемуары на фоне столетия» Игорю Оболенскому, парижане даже собирали для этого подписи. Однако СССР предпочел вернуть скульптуру на родину.

«Рабочего и колхозницу» снова разобрали и отправили в Москву. В столице скульптуру восстановили из более толстых стальных листов и установили на слишком низкий для должного впечатления постамент. Как пишет А. Л.

Мясников в своем издании «100 великих достопримечательностей Москвы», в Париже композиция как будто парила в воздухе, находясь, как и положено, на высоте больше 34 метров. Однако в Советском Союзе «Рабочего и колхозницу» водрузили на то, что сама Вера Игнатьевна Мухина называла «пеньком».

По словам Мясникова, до конца жизни художница боролась не только за достойный постамент, но и за то, чтобы ее произведение не воспринимали исключительно как средство наглядной агитации.

Источник: https://russian7.ru/post/rabochiy-i-kolkhoznica-chto-bylo-napisa/

Скульптура «Рабочий и колхозница» в Москве | Узнай Москву

Впервые мир увидел произведение скульптора на Международной выставке в Париже 1937 года.

Огромная, сильная и вместе с тем необычайно легкая, скульптура была сооружена на павильоне Советского Союза, построенного по проекту архитектора Б.М. Иофана.

Юноша и девушка держат высоко над головой символы труда – серп и молот. Ткань юбки и шарф развеваются на ветру подобно алому стягу – герою советских парадов и демонстраций.

В 1937 году Вера Игнатьевна Мухина приняла участие в конкурсе на скульптуру для павильона СССР. Вместе с ней в конкурсе участвовали В.А. Андреев, М.С. Манизер и И.Д. Шадр.

Советский павильон был задуман как символ, отражающий рост достижений молодой страны. Нарастающими уступами здание поднималось ввысь и венчалось «мощной скульптурной группой». Таков был замысел архитектора. Скульптура должна была подчеркнуть динамику и мощность здания, не задавив его.

«Группа должна была рисоваться четким ажуром на фоне неба», — вспоминала В.Мухина.

Скульптура Мухиной была признана лучшей. «Рабочий и Колхозница» в ее исполнении стали единым целым со зданием, задуманным Иофаном.

Прекрасным решением оказался шарф в руках Колхозницы, подчеркнувший горизонтальное движение павильона.

Развевающееся от встречного ветра полотнище, руки, откинутые назад, объединяли скульптурную композицию с пьедесталом, со зданием павильона. Однако именно шарф стал поводом для придирок комиссии и волнений скульптора.

Слишком необычной деталью одежды был он для простой трудящейся женщины. Но без него группа теряла горизонтальную линию, переставала быть динамичной.

Вся композиция была сделана из нового тогда материала — хромоникелевой стали. Части скульптуры выколачивались на деревянных шаблонах, а потом сваривались и крепились на мощном балочном каркасе-скелете.

Это было новое слово в скульптуре. За воплощение скульптуры в новом материале отвечал инженер Центрального научно-исследовательского института машиностроения П.И. Львов.

И он прекрасно справился со своей задачей.

На выставке в Париже скульптура Мухиной имела огромный успех. Фотографии статуи печатали все ведущие газеты, ее копии повторили на множестве сувениров выставки.

После парижской выставки скульптуру перевезли обратно в Москву. Сначала ее не собирались восстанавливать на родине, но в 1939 г. она заняла место перед Южным входом на Выставку достижений народного хозяйства. Долгие годы скульптура стояла на невысоком постаменте, который Мухина называла «пенек».

Лишь в 2009 году, после нескольких лет реставрации, скульптуру вернули на площадь. К этому времени здесь был построен павильон, повторяющий павильон Иофана, спроектированный для Выставки 1937 года. Сегодня «Рабочий и Колхозница» стоят на здании, уступами поднимающимся ввысь.

Они напоминают нам о времени, когда Серп и Молот были символами молодой страны Советов.

Источник: https://um.mos.ru/houses/rabochiy-i-kolkhoznitsa/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector