Врубель Михаил Александрович – русский художник рубежа XIX-XX веков. Символист писал мрачные и трагичные картины, которые сложно перепутать с работами других художников.
Самые известные его работы – «Сирень» 1900 гг., «Царевна-Лебедь» 1900 гг., «Демон сидящий» 1890 гг.
Михаил Врубель – блестящий колорист, на его полотнах борются синева и золото. Художник жил так же, как и рисовал свои картины – ярко, с интригой, вызывая у зрителей ощущение, что катастрофа совсем близко.
Он употреблял спиртное и часто оставался без гроша в кармане. Врубель был настоящим чудаком – он мог прогуливаться по Киеву в чулках и не боялся заявлять, что у Репина нет таланта к рисованию.
В каждую картину художник старался вложить свои взгляды, добавляя в них что-нибудь необыкновенное, поэтому его работы считаются достоянием русской культуры.
В нашем рейтинге представлены самые знаменитые картины Врубеля – блестящего и яркого художника и одного из первооткрывателей символизма, с фотографиями и названиями.
10. Портрет сына
У Михаила Александровича в 1901 году родился сын, мальчику дали имя Савва. Отец, преисполненный радости, видел в своем сыне художественный талант, и говорил своим близким, что Савва необычно и пристально смотрит.
На портрете художника Савва изображен сидящим в коляске, сплетенной из лозы. Он сидит, опираясь на подушки, сшитые из тонкой ткани. Позади цветы в разнообразных цветовых тонах – желто-белые, сиренево-белые.
Шарф с горошком помогает зрителю сосредоточить свое внимание на лице мальчика. У него светлые волосы, большие глаза, пристальный взгляд, который был замечен его отцом…
У Саввы был порок – раздвоенная верхняя губа, и Врубель это не скрывает на своей картине. У мальчика печальный взгляд, в глазах много скорби…
Будто бы Врубель знал, что Саввушка пробудет на этом свете недолго, он умер в 1903 году от воспаления легких.
9. Девочка на фоне персидского ковра
На картине изображена 13-ти летняя дочь владельца киевской ссудной кассы – Маня Дахнович.
Врубель вернулся в Киев после путешествия по Италии, и сразу же приступил к работе. Картина противоречива, что свойственно характеру художника – в одной руке Маня держит кинжал, а в другой нежную розовую розу.
В картине отразилось пристрастие художника к тонким нюансам цветовых сочетаний, к переливающимся камням.
В ссудной кассе предпринимателя Дахновича Врубель любовался камнями и изучал сверкание и переливы рубинов, бриллиантов.
В 2018 году Укропочта выпустила марку стоимостью 5 гривен, и на ней изображена картина «Девочка на фоне персидского ковра» и подписано: «Врубель Михайло Олександрович».
8. Пан
Картина «Пан» относится к «сказочному циклу». Изначально Врубель назвал ее «Сатир», а критики переименовали ее.
На полотне изображено существо из русской сказки, охраняющее богатства. Позади этого существа зритель видит вечерний пейзаж, луну, освещающую местность, тонкоствольные деревья.
Главный герой картины похож на сказочного лешего, в руке он держит свирель – атрибут пастухов, чтобы с помощью звуков собрать разбредшихся животных.
Его взгляд зоркий, но добрый. Он следит за всем, что происходит, леший охраняет болота, но людям не причиняет вреда.
Михаил Александрович прочитал книгу «Святой Сатир» Анатолия Франца, и вдохновился на создание картины «Пан», которая была написана всего за несколько дней.
7. Жемчужина
Врубель получил подарок от Волошина – морскую сверкающую раковину, и считается, что она вдохновила его на создание картины.
Подарок напомнил художнику о море – он представил в своем воображении звуки, запахи, а затем перенес свои фантазии на полотно. Но сделать это было не так просто – раковина искрится, переливается, и Врубелю приходилось создавать переливы и в своей работе. Он использовал разные цвета – розовые, лиловые, голубые, зеленые.
Художник изобразил морскую раковину большего размера и населил ее обитателями – морскими царевнами. «Жемчужина» – одно из последних творений Врубеля, он долго работал над картиной, находясь в поиске волшебства и теплоты.
6. Сирень
Михаил Врубель увидел кустик сирени в Черниговской губернии, который настолько поразил его, что он решил написать картину.
Зритель видит чудо – на полотне изображена нимфа, гонимая паном, она находится в укрытии за кустиками сирени.
Художник изобразил буйство красок вокруг нимфы, не давая зрителю четкого образа. Он любил природу, и благодаря этому смог передать завораживающую красоту цветшей сирени, занимающую большую половину картины.
Сумерки, изображенные на полотне, передают таинственность женской фигуры. Вглядываясь в картину, можно понять, что в ней все взаимосвязано, девушка как бы появляется из царства природы.
5. Шестикрылый Серафим
Когда писалась картина – Врубель уже болел и находился в больнице В. П. Сербского.
«Шестикрылый Серафим» был навеян не только стихотворением Александра Сергеевича Пушкина «Пророк», но и сновидениями, наполненными безумием.
Зритель видит на картине Божьего посланника – горит лампада, поднят меч… Серафим смотрит беспристрастно, твердо – он исполнитель Высших сил.
Техника исполнения напоминает витражную вывеску, освещенную извне. Работа писалась масляными красками – она полна символических деталей, и передает интеллект Врубеля – его образование, знание темы.
Самое главное, что художник не лишился светлого ума и блестящей логики, страдая от тяжелого недуга.
4. Демон поверженный
Из цикла «Демоны» эта картина стала последней. На ней художник изобразил облик ангела-богоборца, потерпевшего поражение – он рухнул на скалы с небес и превратился из Ангела в Демона. Его тело стало слабым, беспомощным, а крылья разметались.
Скорее всего, Врубель хотел передать мысль о том, что демона невозможно победить, но получился сломленный образ. Картина передает сгорание человеческого характера, его падение.
Художник был одержим своей картиной, и даже, когда ее уже вывесили в галерее – он приходил с кистями и продолжал ее дорисовывать, не обращая внимание на посетителей.
Несмотря на болезнь, Врубеля не покидало желание творить.
3. Тамара и Демон
Картина «Тамара и Демон» – одна из иллюстраций художника, которые он рисовал к поэме Лермонтова «Демон».
На картине видны следующие декорации – кровать, ковры, которым, кажется, нет конца и края, лежит девушка, а ее черные длинные волосы заплетены в косы – Тамара закрывает руками свое лицо.
Демон сидит с ней рядом и пытается посмотреть ей в глаза. Его волосы темные, почти черные, длинные и вьющиеся, а взгляд строгий, как и в целом черты лица.
Демон – это олицетворение вечной борьбы человеческого духа, который мучается от душевных скитаний – его одолевают сомнения.
2. Царевна-лебедь
Одна из самых загадочных работ художника. «Царевна-лебедь» стала декорацией к опере, которая называется «Сказка о царе Салтане». С этой постановкой была связна вся семья Михаила Врубеля – его жена исполняла роль Царевны, а художник должен был создать эскизы костюмов.
Художника очень интересовала тема его картины – сказочность, сочетание того, что не сочетается, привлекали мастера, а также природные начала – теплое и холодное, светлое и темное.
Образ Царевны не списан с его жены – художник создавал персонаж из своих фантазий. От взгляда Царевны невозможно отвести взгляд! Он будто бы созывает всех желающих разделить с ней волшебное мгновение.
1. Демон сидящий
Когда Врубель был в Москве и гостил у Саввы Мамонтова (русский предприниматель), он писал картину в мастерской, которую предоставил ему хозяин дома.
По словам художника, он подумывал о создании картины еще в Киеве после оперы одного русского композитора – Рубинштейна «Демон» и поэмы Лермонтова. Художник говорил о Демоне следующие слова: «Демон – это не только злой дух, он еще и властный, величавый».
На его картине зритель видит Демона, сидящего посреди гор – он печален, а руки его сцеплены.
Некоторые считают, что картины Врубеля «Демоны» забрали жизнь художника, может ли это быть правдой? Если посмотреть на его образы в картинах, то становится очевидным – во всем мире нет их загадочнее.
Источник: https://top10a.ru/samye-znamenitye-kartiny-vrubelya.html
М. А. Врубель, «Сирень»: анализ и описание картины
Михаил Александрович Врубель является одним из самых неординарных и любимых русских художников. Созданные им пейзажи и образы раскрывают великолепный мир, который находится словно на границе между обыденностью и волшебством. Лучше всего эту эфемерную реальность раскрывает «Сирень» — один из сказочных «ноктюрнов» Врубеля, которые так любит публика.
Сказочный мир Врубеля
Михаил Врубель обладал невероятно многогранным художественным даром, о котором свидетельствуют храмовые росписи, декоративные панно, витражи, скульптуры, станковые полотна и графические рисунки.
Преданность призванию и сосредоточенность на работе позволили Врубелю создать множество великолепных работ, однако наиболее любимой является его серия сказочных «ноктюрнов» – ряда полотен, изображающих волшебных персонажей на фоне ночных или сумеречных пейзажей.
Уникальным талантом Врубеля являлось самобытное видение мифологических и сказочных персонажей и сюжетов.
Сатиры и дриады, богини и русалки, демон и плененная царевна – все они на картинах художника представляются не такими, какими выглядят по общественному мнению и привычным описаниям.
Кроме того, что Врубель наделял «русским духом» практически все, чего касалась его кисть, воображение художника было невероятно богатым и самодостаточным, а потому не нуждалось в подсказках и предубеждениях.
Михаил Врубель, «Сирень»: описание картины
Один из самых тонких и нежных «ноктюрнов», которые когда-либо писал Врубель – «Сирень» — создает небольшой уголок, в котором реальное смешивается со сказочным.
Из-за раскидистого куста сирени в тот самый момент, когда сумерки превращаются в ночь, словно выплывает нежная испуганная девушка.
Длинные волосы полностью скрывают ее фигуру и наряд, а кожа отражает лунный свет, создавая волшебный образ русалки или лесной феи.
Врубель сирень писал мастихином (и листву, и соцветия), а женскую фигуру — кистью, благодаря чему на картине создается объемная текстура цветов и листьев, которая контрастирует с гладкой и мягкой формой девушки. На фоне ярких, будто живых цветов барышня, укрытая каскадом длинных черных волос, сливается с тенью и словно выглядывает из-под покрова ночи, пытаясь что-то разглядеть.
М. Врубель, «Сирень»: анализ картины
Многие искусствоведы связывают «Сирень» с другой картиной Врубеля из серии «ноктюрнов» – «Пан». В длинноволосой красавице они угадывают нимфу, в которую был влюблен Сатир. Это предположение подтверждается словами самого Врубеля, который говорил, что «Сирень» является аллитерацией имени той самой нимфы, которую звали Сиринга.
Так же, как и Пан, нимфа Врубеля больше русская, чем греческая. Нет в ней той легкости и безмятежности, присущей классическим мифическим дриадам и наядам. Сотканная из сумеречного света и скрытая в густых соцветиях Сиринга больше напоминает дрему, русалку или другую представительницу Нави; как и врубелевский Пан – больше русский леший, чем греческий Сатир.
Варианты «Сирени»
При упоминании картины Врубеля «Сирень» почти всегда первым на ум приходит полотно, написанное в 1900 году и описанное выше, однако это не единственная картина художника, на которой изображены пышные лиловые соцветия. Существуют еще две работы Михаила Врубеля с таким же названием, одну из которых автору не удалось закончить.
В самом начале XX века художник решил показать миру свое видение Татьяны Лариной из поэмы Пушкина «Евгений Онегин». Врубель планировал изобразить девушку сидящей на лавочке у пышного куста сирени. В 1900 году был закончен этюд к картине, который также называется «Сирень».
В 1901 году Врубель начал работу над большой картиной, в основе сюжета которой снова была девушка, скрытая в тени цветущего куста сирени.
К сожалению, художник не успел закончить работу над полотном, и зрители так и не увидели, какой была Татьяна Ларина в представлении великого живописца.
Однако в фигуре, осанке и неясном портретном наброске угадывается любимая модель Врубеля – его муза и жена Надежда Забела-Врубель.
Источник: https://autogear.ru/market/article.php?post=/article/198282/m-a-vrubel-siren-analiz-i-opisanie-kartinyi
Михаил Врубель. Сирень
Поделитья с друзьями в социальных сетях:
Особое положение среди сказочных картин Врубеля занимают такие, в которых сказочное рождается из самого живописного видения. Прекрасным образцом этому может служить картина „Сирень» (1900).
Прелесть самой картины в том, что нечаянное появление фигуры выглядит как рождение органического, человеческого из мертвой материи, из драгоценных камней. В картине, в сущности, не происходит ничего, что можно было бы пересказать словaми. Но мы как бы присутствуем при возникновении образа.
Михаил Врубель.
Сирень.
1900. Холст, масло. Третьяковская Галерея
В картине до жути осязаемо передано то знакомое каждому изумление, которое мы ощущаем в сумерках и ночью, когда из тени выходит живое существо.
Здесь есть и нечто от тютчевских „Тени сизые смесились». Но подобное состояние передано языком живописи.
Свою героиню Врубель называл Татьяной (связывая свой мир со светозарным пушкинским миром природы) — по его мысли, она должна была воплощать душу сирени.
Пышные гроздья, вспыхивая лиловым огнем, живут, дышат, благоухают в сиянии звездной ночи. Один из современников Врубеля писал: «Природа ослепила его… за то, что он слишком пристально вглядывался в ее тайны». Рассыпая по полотну цветки сирени, как бы «взбивая» облако парящего цвета, Врубель виртуозно разыгрывает тему с вариациями, и название этой темы — «превращение Хаоса в Космос».
Врубель, один из мастеров русского Ар Нуво (Art Nouveau style, который появился в московском периоде творчества Врубеля), много работал в области монументально — декоративного и театрального искусства. Богатство природного мотива для него часто было лишь поводом.
Его фантазия была способна преобразить простой цветок или куст в фантастическую феерию цвета и линий.
Излюбленная художником цветовая гамма, включающая все оттенки синего, от голубого до фиолетового, в сочетании с розовым и зеленым, создает ощущение мерцающей, изменчивой поверхности.
На фоне яркого, цветущего куста, «составленного» из мазков разной фактуры, – темный силуэт женской фигуры. Черты ее лица напоминают любимую модель и жену художника, оперную певицу Н.И. Забелу, одновременно вызывая в памяти майоликовые скульптуры, которые Врубель делал по мотивам оперы Н.А. Римского-Корсакова «Снегурочка». По некоторым свидетельствам «Сирень» навеяна романсом Рахманинова — этот романс Забела исполняла в концертах.
Появление темноглазой феи как бы уже подготовлено созерцанием сиреневых масс, напоминающих груды аметистов. Она просто не может не появиться там. Так и шаловливые наяды возникают из игры волн, а дочери морского царя всплывают из радужных глубин жемчужной раковины.
«Там, в ночной завывающей стуже, В поле звезд отыскал я кольцо. Вот лицо возникает из кружев, Возникает из кружев лицо» (А. Блок).
В русском слове «сирень» переозвучено «Сиринга» — имя нимфы, преследуемой Паном и превратившейся в камыш, из которого Пан соорудил флейту. «Сирень» и «Пан» связаны единством мифологического сюжета.
Плоть врубелевских персонажей, как в известной арии варяжского гостя, «от скал тех каменных», от минералов и металлов, от растительного царства.
Из-за кустов сирени выглядывает смеющаяся голова духа природы, одного из тех, которыми древние мифы населяли мир. Даже незаписанный кусок холста с намеченным силуэтом задумчивой женской фигуры, сидящей на садовой скамейке, нисколько не снижает общего впечатления гармонии и раздумья, которыми пронизан холст.
Поделитья с друзьями в социальных сетях:
Источник: http://kayrosblog.ru/post118680765
Дух сирени
Помните, Букник-младший обещал вам цикл публикаций о картинах, собранных в музеях и галереях нашей страны? Мы решили начать с одного из наших любимых художников – с Михаила Врубеля (1856-1910).
Как и Франсуаза Барб-Галль, мы не вещаем, а разговариваем. Вопросы задает ребенок, мы – отвечаем.
Михаил Врубель
Сирень. 1901 Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея
Сирень занимает почти всю картину.
Действительно, сирень у Врубеля настоящий «герой», персонаж картины. Можно даже сказать, что это не пейзаж, а портрет сирени.
На картине изображена ночь?
Да, перед нами ночной пейзаж, «ноктюрн». Нам нечасто удаётся увидеть сад ночью. И этот пейзаж, с проступающими очертаниями деревьев на заднем плане и с кустом сирени под луной на переднем, похож на сон. Или на то, что мы видим перед пробуждением, между сном и явью.
«Сирень» – один из нескольких живописных «ноктюрнов» Врубеля. В 1899-1901 годы были написаны знаменитые «Пан», «К ночи», «Царевна-лебедь», «Лебедь». Все эти произведения посвящены ночным чудесам и превращениям.
А кто это сидит перед кустом сирени? Почему это место в картине похоже на рисунок?
Справа внизу – скамейка, на скамейке сидит девушка. Художник не окончил картину, поэтому здесь мы видим только подготовительный рисунок углем на холсте.
Почему неоконченная картина выставляется в музее?
У Врубеля есть две «Сирени». Одна написана в 1900 году, другая, неоконченная, – в 1901-м. Сам художник говорил: «Прошлогодняя моя сирень относится к настоящей вещи как эскиз к картине. Там мне удалось только кое-что уловить, и я очень захотел захватить вещь полнее; вот причина, что я упорствую на этом сюжете».
Мы не знаем, почему он не закончил картину. Важно, что незавершённость не мешает нам увидеть то, что Врубель хотел показать, а кроме того, всегда интересно посмотреть на «кухню» художника, на первый этап его работы.
Почему эта девушка ночью сидит на скамейке?
Возможно, ей не спалось, и она вышла на ночную прогулку в сад. Она задумчиво смотрит куда-то, может быть, кого-то ждет.
Над кустом сирени видна голова ещё какой-то девушки.
Да, мы видим женскую голову и руки. Фигура не отделена от сирени, она как бы вырастает, проявляется из неё, создана из того же вещества. Это больше похоже на какой-нибудь сказочный персонаж или дух.
Такие духи – божества деревьев – в древнегреческой мифологии назывались дриадами. Дриады представали в женском обличье и были одновременно прекрасными и пугающими, дикими и непонятными, как сама природа.
Считалось, что увидеть этих существ вероятнее ночью.
Эта сирень и сама становится как живая!
Часто говорят: «Природа оживает под кистью художника». Понятно, что это говорится в переносном смысле – ведь на самом деле художник только изображает природу при помощи холста, кисти, красок и так далее.
Но кажется, что в этой картине сирень оживает буквально. Энергичное порывистое движение дриады будто заставляет шевелиться ветки, слышен их шелест.
Перед нами уже не просто куст сирени – сама дриада в пышном, торжественном одеянии, волшебном платье из лиловых соцветий.
Но её не сразу можно разглядеть…
Врубель заставляет нас вглядываться в картину очень внимательно, чтобы увидеть все детали. Очертания предметов как бы проступают из темноты, из мрака. Художник здесь оказывается подобен Творцу, создающему мир из хаоса.
Краска, нанесённая на холст, становится веществом, из которого возникает мир, а кисть – инструментом.
И, как в природе из соединения атомов рождается определённое существо или растение, так и для Врубеля нет случайностей, а есть строгий закон – краски положены на холст в том единственном порядке и ритме, который только и возможен для создания нужного образа.
Дорогие друзья! Помните, пожалуйста, о том, что на мониторе и даже на репродукции невозможно разглядеть самого главного – цвета и фактуры картины. Пожалуйста, сходите в Третьяковскую галерею. Зал Врубеля находится в основном здании Третьяковки. Адрес: Лаврушинский переулок, д. 10. 10.00 – 19.30. Выходной – понедельник.
Источник: http://family.booknik.ru/articles/detyam-ob-iskusstve/dukh-sireni/
Михаил Врубель. Сирень. Описание картины. Шедевры русской живописи | Русские художники. Russian Artists
Особое положение среди сказочных картин Врубеля занимают такие, в которых сказочное рождается из самого живописного видения. Этого не знал никто из его предшественников. Здесь ему открылись новые возможности. Поиски и изучение формы плодотворно сочетались с полетом фантазии. Прекрасным образцом этому может служить картина „Сирень» (1900). Этюд к ней написан прямо с натуры.
Прелесть самой картины в том, что нечаянное появление фигуры выглядит как рождение органического, человеческого из мертвой материи, из драгоценных камней. В картине, в сущности, не происходит ничего, что можно было бы пересказать словами. Но мы как бы присутствуем при возникновении образа („Врубель. Переписка. Воспоминания о художнике», стр.
117 (об отсутствии у Серова „твердости техники»).).
В тени куста сирени мы различаем фигуру девушки. На нее ложатся голубые рефлексы, ее спутанные волосы скрывают фигуру. В картине до жути осязаемо передано то знакомое каждому изумление, которое мы ощущаем в сумерках и ночью, когда из тени выходит живое существо. Здесь есть и нечто от тютчевских „Тени сизые смесились». Но подобное состояние передано языком живописи.
Фигурка не то девушки, не то феи темнеет в кустах сирени; лиловые заросли заполняют все пространство картины, и кажется, им нет конца и за ее пределами.
Но не странная хрупкость девушки сообщают этим произведениям очарование сказки — сама их живописная концепция фантастична, само соотношение фигур и пейзажа. Образ человеческий предстает не на фоне пейзажа, а как бы выходит из его недр и составляет с ним нечто единое.
|
Свою героиню Врубель называл Татьяной (связывая свой мир со светозарным пушкинским миром природы) — по его мысли, она должна была воплощать душу сирени.
Масса зелени, то сгущающейся, то светлеющей до прозрачности и открывающей грунт, выдвигает нам навстречу цветы сирени — от этого возникает отчетливое ощущение словно «дышащей» картины. Одежда девушки написана темным пятном, никак не уточненным и не детализированным.
Тем самым выражена сама стихийность этого персонажа, словно «проявляющегося» из растительного царства. Лиловый и сиреневый — доминантные тона полотна. Но внутри основных цветов краски сияют и переливаются и вместе с ними парят цветы — в ритме музыки, заданной художником.
Страстная любовь к природе помогает художнику передать ее красоту. Пышные гроздья, вспыхивая лиловым огнем, живут, дышат, благоухают в сиянии звездной ночи. Один из современников Врубеля писал: «Природа ослепила его… за то, что он слишком пристально вглядывался в ее тайны».
Эта картина, как и некоторые другие, связана с хутором Н. Ге в Черниговской губернии, где в мае 1900 года Врубель увидел заросли цветущей сирени. Увидел и поразился им. Сирень стала темой самого сложного произведения художника, в котором он попытался выразить свое философское кредо и само стремление к преодолению пропасти между формой-видимостью и сутью-смыслом.
Это стремление, а вовсе не достижение (обретение смысла), было всегда дорого художнику. Всякое обретение он считал равным смерти, так как оно делает невозможным дальнейшее движение и развитие. Рассыпая по полотну цветки сирени, как бы «взбивая» облако парящего цвета, Врубель виртуозно разыгрывает тему с вариациями, и название этой темы — «превращение Хаоса в Космос».
Стремление правдиво воспроизвести природу, характерное для большинства пейзажистов второй половины XIX века, у Врубеля уступает место восприятию природного мотива как декоративного. Врубель, один из мастеров русского Ар Нуво (Art Nouveau style, который появился в московском периоде творчества Врубеля), много работал в области монументально — декоративного и театрального искусства.
Богатство природного мотива для него часто было лишь поводом. Его фантазия была способна преобразить простой цветок или куст в фантастическую феерию цвета и линий. Излюбленная художником цветовая гамма, включающая все оттенки синего, от голубого до фиолетового, в сочетании с розовым и зеленым, создает ощущение мерцающей, изменчивой поверхности.
На фоне яркого, цветущего куста, «составленного» из мазков разной фактуры, – темный силуэт женской фигуры. Черты ее лица напоминают любимую модель и жену художника, оперную певицу Н.И. Забелу, одновременно вызывая в памяти майоликовые скульптуры, которые Врубель делал по мотивам оперы Н.А. Римского-Корсакова «Снегурочка».
По некоторым свидетельствам «Сирень» навеяна романсом Рахманинова — этот романс Забела исполняла в концертах.
Почти все, сделанное Врубелем, первоначально вдохновлено, подсказано, навеяно каким-либо литературным, музыкальным или театральным источником.
Еще в отрочестве он «фантазировал карандашом» на сюжеты любимых авторов: со слов сестры известно, что он рисовал Лизу и Лаврецкого из «Дворянского гнезда» Тургенева, Гамлета и героев «Венецианского купца» Шекспира, Орфея и Эвридику, Данте и Беатриче. Эти рисунки не сохранились.
Сохранились «Маргарита» из «Фауста» Гете, более поздние рисунки к «Анне Карениной», «Моцарту и Сальери». К «Гамлету» Врубель возвращался еще не раз — в Академии и потом в Киеве (прекрасная композиция в синих тонах — «Гамлет и Офелия»).
А потом — Демон, снова «Фауст» (большая серия панно), «Ромео и Джульетта» (эскизы для витража), потом русские былины и сказки, оперы Римского-Корсакова. Потом пушкинский «Пророк».
Разглядывая эскизы «Сирени» (их несколько), мы верим, что в этих шевелящихся «тысячах и тьмах» соцветий прячутся какие-то еще не оформившиеся существа, может быть эльфы.
Появление темноглазой феи как бы уже подготовлено созерцанием сиреневых масс, напоминающих груды аметистов. Она просто не может не появиться там.
Так и шаловливые наяды возникают из игры волн, а дочери морского царя всплывают из радужных глубин жемчужной раковины.
Врубель любил изображать вплотную густые, вьющиеся заросли цветов, трав. Есть хорошее наблюдение в записках Е. И. Ге: «Помню, в детстве я очень любила быть в саду в зелени между дорожками. Я думала, что большие совсем не знают этих мест и этих маленьких видов.
На многих врубелевских картинах изображены именно эти любимые детьми чащи, причем синие дельфиниумы и лиловые колокольчики увеличены».
Только Врубель мог так прильнуть взглядом к этим чащам со всеми их изысканными деталями.
Он вникал в плетения стеблей, колючих еловых веток, в «архитектуру» гроздьев сирени, диковинные формы рогатых раковин, в структуру ледяных кристаллов, образующих зимой на стекле узоры, похожие на папоротники.
Все эти чудеса природы, обступающие нас, встречаемые на каждом шагу и, однако, так плохо замечаемые обычным автоматизированным зрением, под взором художника разрастались в волшебный мир. Он всматривался еще и еще — и чудились очертания фигур, глядящие глаза…
«Там, в ночной завывающей стуже, В поле звезд отыскал я кольцо. Вот лицо возникает из кружев, Возникает из кружев лицо» (А. Блок).
В русском слове «сирень» переозвучено «Сиринга» — имя нимфы, преследуемой Паном и превратившейся в камыш, из которого Пан соорудил флейту. «Сирень» и «Пан» связаны единством мифологического сюжета.
Природа на картинах Врубеля так же одухотворена, как люди, а люди сотворены из того же вещества, что и природа, даже неорганическая.
Кисть Врубеля редко придает человеческим телам и лицам мягкость и эластичность кожных покровов, под которыми струится теплая кровь.
Плоть врубелевских персонажей, как в известной арии варяжского гостя, «от скал тех каменных», от минералов и металлов, от растительного царства.
|
Лирическое откровение пейзажа, как бы обволакивающего зрителя своим красочным маревом, особенно впечатляет в другой «Сирени» — 1901 года. Этот ноктюрн не дописан Врубелем.
Но волшебные гаммы фиолетовых, лиловых тонов созвучно поют гимн красоте. Прохладой, свежестью веет от этого большого холста. Кисть мастера предельно раскованна, каждый ее удар точен.
Колера сиреневые и глубокие зеленые создают удивительное настроение спокойствия, умиротворенности.
Незавершенность полотна приоткрывает нам творческий процесс художника, его поразительное умение намечать большие отношения цвета, точно видеть тон, внутренний орнамент холста.
Из-за кустов сирени выглядывает смеющаяся голова духа природы, одного из тех, которыми древние мифы населяли мир. Даже незаписанный кусок холста с намеченным силуэтом задумчивой женской фигуры, сидящей на садовой скамейке, нисколько не снижает общего впечатления гармонии и раздумья, которыми пронизан холст.
Источник: http://www.tanais.info/art/vrubel25more.html
Блог: СОБИРАЕМСЯ В ТРЕТЬЯКОВКУ! СО ШПАРГАЛКОЙ В МУЗЕЙ: «СИРЕНЬ» Врубель | Клуб "Жюль Верн" -Блог
Дорогие мои ДРУЗЬЯ!
Продолжаем нашу рубрику: шпаргалки по великим полотнам Третьяковской галереи.
Вы не представляете, с каким наслаждением и радостным предвкушением я сажусь за написание этой рубрики.
Тематика этой рубрики мне не только близка по духу, но и очень интересна, потому что созерцание великих картин со знанием исторических, философских, биографических и прочих деталей картины даёт синергетический эффект восхищения прекрасным.
Когда ты знаешь какие-то детали, открываются совсем другие стороны картины, начинаешь всматриваться в элементы, которые ты мог и не заметить.
Когда есть возможность прикоснуться к прекрасному, порой не всегда понятному (но это только на первых порах!), не упускайте её. Старайтесь чаще уходить от суеты нашей жизни. А мы со своей стороны, приложим все усилия сделать жизнь Ваших детей и Вашу чуть более интереснее и комфортнее.
ИТАК,
Мы очень надеемся, что наши шпаргалки о полотнах Третьяковской галереи вдохновят Вас на посещение музея. Присоединяйтесь к нашим поездкам, пока дети играют, Вы можете спокойно созерцать великие полотна!
Врубель отличался редкой многогранностью дарования. Он известен как мастер монументальных росписей, станковых картин, театральных декораций, как график, скульптор и даже архитектор. В какой бы области ни работал художник, он создавал первоклассные произведения. «Врубель, — пишет Головин, — идеально выражал свою мысль. Есть какая-то безошибочность во всем, что он сделал».
Даже среди блестящих художников конца XIX — начала XX века Врубель выделяется самобытностью, неповторимостью своего искусства.
Врубель долгое время казался появившимся именно неизвестно откуда. Затруднительно казалось определить происхождение его стиля, его индивидуальной манеры. На поверхности этот индивидуальный стиль легко узнаваем: это манера трактовать видимые формы в виде мозаики мазков, кубизированная орнаментация объёмной формы.
Выявление структуры предмета становится для художника прежде всего способом заострения его музыкально-ритмических свойств, скрытой в нем орнаментики, обладающей энергией магнетического воздействия на зрителя.
Впоследствии, уже после смерти Врубеля, русские критики любили говорить о том, что именно Врубель был провозвестником кубизма…
Оригинальность мысли, новизна формы часто мешали пониманию творчества Врубеля современниками, и жестокая несправедливость критики больно ранила чуткого художника. «Что за бедствие вся жизнь этого многострадальца, — вспоминает Илья Репин, — и какие есть перлы его гениального таланта».
Картина «Сирень» 1901 г. – один из нескольких живописных «ноктюрнов» Врубеля.
Сирень занимает почти всю картину, она настоящий «герой», персонаж картины. Можно даже сказать, что это не пейзаж, а портрет сирени.
Перед нами ночной пейзаж, «ноктюрн». Нам нечасто удаётся увидеть сад ночью. И этот пейзаж, с проступающими очертаниями деревьев на заднем плане и с кустом сирени под луной на переднем, похож на сон. Или на то, что мы видим перед пробуждением, между сном и явью.
Справа внизу – скамейка, на скамейке сидит девушка. Художник не окончил картину, поэтому здесь мы видим только подготовительный рисунок углем на холсте. Мы не знаем, почему он не закончил картину. Важно, что незавершённость не мешает нам увидеть то, что Врубель хотел показать, а кроме того, всегда интересно посмотреть на «кухню» художника, на первый этап его работы.
Почему неоконченная картина выставляется в музее? У Врубеля есть две «Сирени». Одна написана в 1900 году, другая, неоконченная, – в 1901-м. Сам художник говорил: «Прошлогодняя моя сирень относится к настоящей вещи как эскиз к картине. Там мне удалось только кое-что уловить, и я очень захотел захватить вещь полнее; вот причина, что я упорствую на этом сюжете».
Почему эта девушка ночью сидит на скамейке? Возможно, ей не спалось, и она вышла на ночную прогулку в сад. Она задумчиво смотрит куда-то, может быть, кого-то ждёт.
Над кустом сирени видна голова ещё какой-то девушки. Да, мы видим женскую голову и руки. Фигура не отделена от сирени, она как бы вырастает, проявляется из неё, создана из того же вещества. Это больше похоже на какой-нибудь сказочный персонаж или дух.
Такие духи – божества деревьев – в древнегреческой мифологии назывались дриадами. Дриады представали в женском обличье и были одновременно прекрасными и пугающими, дикими и непонятными, как сама природа.
Считалось, что увидеть этих существ вероятнее ночью.
Эта сирень и сама становится как живая! Часто говорят: «Природа оживает под кистью художника». Понятно, что это говорится в переносном смысле – ведь на самом деле художник только изображает природу при помощи холста, кисти, красок и так далее. Но кажется, что в этой картине сирень оживает буквально.
Энергичное порывистое движение дриады будто заставляет шевелиться ветки, слышен их шелест. Перед нами уже не просто куст сирени – сама дриада в пышном, торжественном одеянии, волшебном платье из лиловых соцветий. Но её не сразу можно разглядеть… Врубель заставляет нас вглядываться в картину очень внимательно, чтобы увидеть все детали.
Очертания предметов как бы проступают из темноты, из мрака. Художник здесь оказывается подобен Творцу, создающему мир из хаоса. Краска, нанесённая на холст, становится веществом, из которого возникает мир, а кисть – инструментом.
И, как в природе из соединения атомов рождается определённое существо или растение, так и для Врубеля нет случайностей, а есть строгий закон – краски положены на холст в том единственном порядке и ритме, который только и возможен для создания нужного образа.
Дорогие друзья! Помните, пожалуйста, о том, что на мониторе и даже на репродукции невозможно разглядеть самого главного – цвета и фактуры картины. Пожалуйста, сходите в Третьяковскую галерею. Зал Врубеля находится в основном здании Третьяковки. Адрес: Лаврушинский переулок, д. 10. 10.00–19.30. Выходной – понедельник.
Приглашаем Вас к нам на ПРИКЛЮЧЕНИЯ. У нас увлекательные КВЕСТЫ для детей в Третьяковской галрее. Обратите внимание, пункт отправления на экскурсию: Балашиха.
- Квест «ПРОДЕЛКИ ПРИВЕДЕНИЯ В ТРЕТЬЯКОВСКОЙ ГАЛЕРЕЕ» для 7-10 лет;
- Квест «ЗАГАДОЧНОЕ ПРОИСШЕСТВИЕ В ТРЕТЬЯКОВСКОЙ ГАЛЕРЕЕ» для 10-12 лет
- Квест в Третьяковской галерее «ПРЕДОТВРАТИТЬ ПРЕСТУПЛЕНИЕ» для 13-14 лет.
Умного досуга Вам и Вашим детям! Красота личности через искусство!
Источник: https://JVern.club/blog/going-to-the-tretyakov-gallery-with-the-crib-in-the-museum-lilac-vrubel/
Миф о сирени и Врубель
Когда цветет сирень, то понятно: так природа встречает лето. Провожает его — рябина со своими ярко-красными горькими плодами. Как два верстовых столба по краям лета, сирень и рябина, обрамляют его: одна — в начале, другая — в конце. И в сирене, и в рябине поэты и художники находят образы человеческой жизни и судьбы.
Рябина — ее результат, ее горечь, а сирень — жизнь, пьянящая и манящая, душистая и обещающая, молодость, любовь, свежесть и ожидание счастья. Она пленяет девственной красотой и таинственностью, но только на миг, ее волшебство тает так же быстро, как первый снег. Есть древнегреческий миф о сирени.
Жила в давние времена прекрасная нимфа Сиринга, в которую влюбился бог Пан, друг бога Диониса. Но Пан был настолько страшным, что даже повитухи при его рождении испугались: он родился с рогами, ногами и бородой козла. Мать от страха бросила младенца на произвол судьбы и убежала. Его отец, Гермес, пожалел сына и принес его к богам на Олимп. Там его полюбили.
Peter_Paul_Rubens__Pan_et_Syrinx
Но Пан захотел вернуться на землю и стал жить в лесу, ублажая лесных жителей своей игрой на свирели. И все бы хорошо, но однажды он встретил прекрасную нимфу Сирингу, в которую без ума влюбился. Увидев нимфу на охоте в своем лесу, он был покорен ее красотой и пошел за ней, чтобы сказать, какая она красивая.
Но гордая и капризная нимфа, давшая клятву оставаться целомудренной, потому что считала, что никто не достоин ее красоты, увидев козлобородого Пана, бросилась от него бежать. Когда Пан был совсем близко, она увидела речку и взмолилась речным богам, чтобы те ее спрятали. Боги превратили девушку в тростник, который получил название сирени.
- Пан обучает Дафниса игре на сиринге (римская копия греческой скульптуры, найденная в Помпеях)
- Несчастный влюбленный Пан от горя и желания не расставаться с возлюбленной, сделал из нескольких тростиночек куста сирени свирель, которая напоминала ему о прекрасной нимфе.
По форме она была похожа на трубочки цветков сирени. Трубочку он так и назвал — Сиринга, которая в народе получила название флейты Пана (syrinx по-гречески — «трубка). Сиринга стала символом безмятежной радости, чистоты и идиллии.
- В этом мифе – вся правда о сирени-Сиринге, таинственном образе романтической веры в воздушную мечту, фантом, выдуманный мир, который никогда не сбывается и рассеивается, как мираж, как только к нему приближаешься.
- Не случайно цветет сирень белым, синим, лиловым и фиолетовым – цветами мечты, тайны и загадочности.
- Михаил Врубель именно таким увидел куст сирени, передав ее мистический образ и таинственную душу в образе девушки, которая рождается из живописного куста в ночных сумерках, превращаясь из драгоценных каменных росписей сирени в прекрасную нимфу.
Куст Врубель писал с натуры, но сказочная идея рождения живого из неживого, воплощения души природы в осмысленный образ, была подсказана ему его фантазией. Картина – воплощение древнегреческого мифа о Сиринге, только наоборот.
Образ девушки — не образ человека на фоне кустов сирени, как у Клода Моне в «Сирени на солнце», а фантастически-сказочное рождение прекрасной девушки-души цветущей сирени.
Она несет на себе ее черты: голубые блики и волосы – цвета ветвей кустарника. Девушка еще не полностью воплотилась, процесс не завершен. Художник назвал свою героиню Татьяной в честь Пушкинского образа души поэта.
Душа сирени — это и есть душа Татьяны.
В картине передана любовь художника к природе, к которой он относится как к живому существу. Современник Врубеля как-то сказал о его картинах: «Природа ослепила его… за то, что он слишком пристально вглядывался в ее тайны». Написание картины «Сирень» была связана с пребыванием Михаила Александровича в гостях у Николая Ге в Чернигове.
Михаил Врубель Сирень 1900
Здесь он увидел заросли сирени во всей ее цветущей красоте. Так возникла идея, которую он воплотил в самой сложной своей картине. Михаил Врубель пытался высказать в ней свою философию и свое творческое кредо: художник должен каждый раз стремиться преодолеть видимость формы, прорваться сквозь нее к смыслу.
Главное — стремление, процесс преодоления. Поэтому на картине процесс воплощения души в человеческий образ-смысл еще не завершен. Завершение будет означать смерть, т.к. дальше завершения движения нет. Но в мире процесс воплощения никогда не заканчивается. Возникают бесконечные острова смыслов, порождаемые каждым человеком из хаоса Бытия снова и снова.
Картина «Сирень» выполнена в излюбленной цветовой гамме Врубеля со всеми оттенками синего, присутствующими в цветах сирени: от голубого до фиолетового.
Черты лица выступающей из куста сирени нимфы напоминают черты любимой жены – оперной певицы Надежды Забелы, его излюбленной модели.
И в ее лице, кроме Черниговского куста сирени, явно присутствует мотив романса Рахманинова «Сирень» на слова Е.Бекетовой, который исполняла Надежда Ивановна на концертах.
Захаров Евгений, Сирень
Сирень завораживает и очаровывает не только художников, но и поэтов. Она вызывает у них самые разные ассоциации, но в основном жизнеутверждающие, восторженные, любовные. Привожу в заключение только самые-самые понравившиеся любимых поэтов.
Запевающий сон, зацветающий цвет,Исчезающий день, погасающий свет.Открывая окно, увидал я сирень.Это было весной — в улетающий день.Раздышались цветы — и на тёмный карнизПередвинулись тени ликующих риз.(Александр Блок)
***
Клонясь под волнами ветров,Сирень глядит в мое окно,Она моих не слышит слов,Ей все равно, ей все равно.Ни снов и радостей и бед,Она, смеясь, стучит в стекло,В ней вовсе состраданья нет,Ей все равно, ей все равно.
Она беспечна и нежна,В ней есть и солнце и тепло,Но не поймет меня она,Ей все равно, ей все равно.
Опять настанет новый день,И все, что было, то прошло,Тебе ведь нравится сирень,И все равно, и все равно(Николай Гумилёв)
- Козлов Дмитрий, Сирень
- ***
Положим,- гудение улья,И сад утопает в стряпне,И спинки соломенных стульев,И черные зерна слепней.И вдруг объявляется отдых,И всюду бросают дела.
Далекая молодость в сотах,Седая сирень расцвела!Уж где-то телеги и лето,И гром отмыкает кусты,И ливень въезжает в кассетыОтстроившейся красоты.И чуть наполняет повозкаРаскатистым воздухом свод, -Лиловое зданье из воска,До облака вставши, плывет.
И тучи играют в горелки,И слышится старшего речь,Что надо сирени в тарелкеПутем отстояться и стечь.(Сирень, Б.Пастернак )
***
Валентин Серов. Открытое Окно. Сирень. 1886
- Художник нам изобразилГлубокий обморок сирениИ красок звучные ступениНа холст, как струпья, положил.
- Он понял масла густоту -Его запекшееся летоЛиловым мозгом разогрето,Расширенное в духоту.
- А тень-то, тень всё лиловей,Свисток иль хлыст, как спичка, тухнет, -Ты скажешь: повара на кухнеГотовят жирных голубей.
Угадывается качель,Недомалеваны вуали,И в этом солнечном развалеУже хозяйничает шмель.(Импрессионизм, О.Мандельштам)
Тина Гай
Источник: https://subscribe.ru/group/na-zavalinke/8620680/