«семь смертных грехов и четыре последние вещи», иероним босх — описание картины

Май 27th 2010 —

«Семь смертных грехов и Четыре последние вещи», Иероним Босх — описание картины

Семь смертных грехов и четыре последние вещи: 1475—1480, Прадо, Мадрид. Иероним Босх.

Босх, Бос (Bosch) Хиеронимус (собственно Хиеронимус ван Акен, Hieronymus van Aeken) (около 1450/60–1516), великий нидерландский живописец.

Работал главным образом в Хертогенбосе в Северной Фландрии. Один из наиболее ярких мастеров раннего Северного Возрождения, Иероним Босх в своих многофигурных композициях, картинах на темы народных поговорок, пословиц и притч (“Искушение святого Антония”, Национальный музей старинного искусства, Лиссабон; триптихи  “Сад наслаждений”, “Поклонение волхвов” – все в музее Прадо; “Корабль дураков”, Музей Лувр) сочетал изощренную средневековую фантастику, порожденные безграничным воображением гротескные демонические образы с фольклорно-сатирическими и нравоучительными тенденциями, с необычными для искусства его эпохи реалистическими новшествами.

Около трёхсот лет картина висит в Эскориале (Монастырь Сан Лоренсо дель Эскориал), где её когда-то в своей спальне повесил испанский король Филипп II. С тех пор картина покидала Эскориал лишь один раз: во время гражданской войны в Испании — из соображений безопасности она была передана на временное хранение в Прадо.

Центральная часть, состоящая из четырёх концентрических кругов, символизирует Всевидящее Око Божье, в зрачке которого воскресший Христос показывает свои раны. Во втором круге видна латинская надпись Cave, cave, Deus videt — «Бойся, бойся, ибо Господь всё видит».

Третий круг изображает лучи, похожие на солнечные, а четвёртый, в сегментах, — семь смертных грехов. Под изображением каждого из семи смертных грехов дано его латинское название.

Эти надписи можно счесть лишними — нет надобности пояснять, что человек, жадно пожирающий всё, что ставит на стол хозяйка, совершает грех чревоугодия, а упитанный господин, дремлющий у камелька, — грех лени; именно в этом его упрекает входящая в комнату женщина с чётками в руках.

Любострастие воплощают несколько влюблённых пар, гордыню — дама, любующаяся своим отражением в зеркале, которое держит перед ней дьявол, принявший обличье горничной в невероятном чепце.

Подобные же жанровые сценки иллюстрируют гнев (двое мужчин дерутся у дверей таверны), алчность (судья берет взятку), зависть (проигравший истец злобно взирает на своего удачливого соперника). Жанрово-аллегорические сценки, полные грубоватого юмора, написаны в детализованной живописной манере старых голландцев.

Изображения семи смертных грехов расположены по кругу, что обозначает постоянство их присутствия. Босх включил их в радужную оболочку глаза Бога и таким образом сделал предостережением тем, кто думает, что избежит последующей кары. Четыре круглых изображения по углам (тондо), называемые «четыре последние вещи», дополняют картину: они изображают смерть, Страшный суд, Рай и Ад. Начертанные на развевающихся свитках слова: «Ибо они народ, потерявший рассудок, и нет в них смысла»(Второзаконие 32:28) и «Сокрою лицо мое от них и увижу, какой будет конец их»(Второзаконие 32:20)

  • Смертный грех- так в христианстве называют грехи, которые ведут к гибели души.
  • Вопреки распространённому заблуждению, концепция «Семи смертных грехов» не является частью христианского вероучения, но служит одним из возможных способов описания греховности человека.
  • В Новом Завете указан только один грех, который не будет прощён человеку, всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам; если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святаго, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем (Мф.12:31-32)
  • «Семь смертных грехов и Четыре последние вещи», Иероним Босх — описание картины
  • Центральная часть  — Всевидящее Око Божье, в зрачке которого — Христос, показывающий на раны, тем самым смотрящего

В этой картине практически нет случайных или ненужных деталей, всё взаимосвязано и подчинено некоей мысли — и ни прибавить, ни отнять. Как бог в центре всего мироздания и мира человека верующего, так и глаз этот — в центре картины.  «Cave, cave, Deus videt» — гласит надпись во втором круге:  «Бойся, бойся, ибо Господь всё видит».

 Вот главная нравоучительная мысль, видимо раньше нравы были много проще, художник не скрывает её, ставит в центр, возвеличивая.  Впрочем, эта надпись — не последняя.

На картине 2 штандарта, на которых — цитаты из текста Ветхого Завета (книга Второзакония 32:28-29 и 32: 20), лично мне показалось (не поленился, полез, нашёл перевод) — они поясняют: почему собственно нужно бояться. Сверху:

«Семь смертных грехов и Четыре последние вещи», Иероним Босх — описание картины

28 Ибо они народ, потерявший рассудок, и нет в них смысла.
29 О, если бы они рассудили, подумали о сем, уразумели, что с ними будет!

  1. Снизу:
  2. «Семь смертных грехов и Четыре последние вещи», Иероним Босх — описание картины
  3. 32:20 И сказал: сокрою лице Мое от них и увижу, какой будет конец их; ибо они род развращенный; дети, в которых нет верности.

В последнем центральном круге, самом широком и живописном, разделённом на семь секторов — по числу грехов, можно видеть жанровые сценки, иллюстрирующие каждую из греховных страстей.

Даже в этой близости «греховного» круга к стилизованному Оку Божьему, есть своя мысль:  греховное — всегда на глазах у господа, всегда в центре его внимания, его не скрыть, не спрятать, за него отвечать.

И было бы даже скучно, нравоучения и поучения — что хорошего, если бы не гротескные, полные грубоватого юмора житейские сценки, больше похожие на карикатуры — по одной на каждый грех и внизу, как и положено — подпись: с чем дело имеем.

«Семь смертных грехов и Четыре последние вещи», Иероним Босх — описание картины

Смерть (Death). Иероним Босх.

Вот умирающий. Смерть на пороге.  Ангел-хранитель — слева, за спиной. Рядом  —  священники, смею надеяться — врач.  Но зло всегда рядом, попирая смердящим  задом и святость (ангел) и благочестие и саму жизнь

«Семь смертных грехов и Четыре последние вещи», Иероним Босх — описание картины

Ад (Hell)(низ, левый угол). Иероним Босх.

«Семь смертных грехов и Четыре последние вещи», Иероним Босх — описание картины

Страшный суд (Last Judgement) (верх, правый угол). Иероним Босх.

«Семь смертных грехов и Четыре последние вещи», Иероним Босх — описание картины

Рай (Paradise)Небесные врата(низ, правый угол). Иероним Босх.

В Книге Притчей говорится:

Вот шесть, что ненавидит Господь, даже семь, что мерзость душе Его:
— глаза гордые, язык лживый и руки, проливающие кровь невинную, Притч 30:13
— сердце, кующее злые замыслы, ноги, быстро бегущие к злодейству,
— лжесвидетель, наговаривающий ложь и сеющий раздор между братьями.

Притч 19:5
— Сын мой! храни заповедь отца твоего и не отвергай наставления матери твоей; Притч 1:8; 23:22
навяжи их навсегда на сердце твое, обвяжи ими шею твою.

Втор 6:8; Притч 3:3
— Когда ты пойдешь, они будут руководить тебя; когда ляжешь спать, будут охранять тебя; когда пробудишься, будут беседовать с тобою: Притч 3:23
— ибо заповедь есть светильник, и наставление — свет, и назидательные поучения — путь к жизни, Пс 118:105; 2Петр 1:19

  • — чтобы остерегать тебя от негодной женщины, от льстивого языка чужой. Притч 2:16;7:5; Сир 26:13

Источник: http://alchevskpravoslavniy.ru/kartiny/ieronim-bosx-bosch-hieronymus-van-aeken.html

История одного шедевра: «Семь смертных грехов и четыре последние вещи» Босха

?

Вадим Алешин (vakin) wrote, 2018-06-23 12:15:00 Вадим Алешин vakin 2018-06-23 12:15:00 Category: «Семь смертных грехов и Четыре последние вещи», Иероним Босх — описание картиныИероним Босх. Семь смертных грехов и четыре последние вещи. 1475—1480Доска, масло. 120 × 150 см

Прадо, Мадрид

Кликабельно — 2863px × 2441px«Семь смертных грехов и четыре последние вещи» (нидерл. Zeven Hoofdzonden) — картина нидерландского художника Иеронима Босха.Предположительно эта картина относится к раннему периоду творчества Босха. Её также называют «столешницей» по её функциональному предназначению, которое она, впрочем, никогда не выполняла. Сюжет картины настраивает зрителя на религиозные размышления. Уже около трёхсот лет картина висит в Эскориале, где её когда-то в своей спальне повесил испанский король Филипп II. С тех пор картина покидала Эскориал лишь один раз: во время гражданской войны в Испании — из соображений безопасности она была передана на временное хранение в Прадо.ОписаниеЦентральная часть, состоящая из четырёх концентрических кругов, символизирует Всевидящее Око Божье, в зрачке которого воскресший Христос показывает свои раны. Во втором круге видна латинская надпись Cave, cave, d[omi]n[u]s videt — «Бойся, бойся, ибо Господь всё видит». Третий круг изображает лучи, похожие на солнечные, а четвёртый, в секторах, — семь смертных грехов. Под изображением каждого из семи смертных грехов дано его латинское название. Эти надписи можно счесть лишними — нет надобности пояснять, что человек, жадно пожирающий всё, что ставит на стол хозяйка, совершает грех чревоугодия, а упитанный господин, дремлющий у камелька, — грех уныния; именно в этом его упрекает входящая в комнату женщина с чётками в руках. Любострастие воплощают несколько влюблённых пар, гордыню — дама, любующаяся своим отражением в зеркале, которое держит перед ней дьявол, принявший обличье горничной в невероятном чепце. Подобные же жанровые сценки иллюстрируют гнев (двое мужчин дерутся у дверей таверны), алчность (вор стаскивает монету), зависть (проигравший истец злобно взирает на своего удачливого соперника). Жанрово-аллегорические сценки, полные грубоватого юмора, написаны в детализованной живописной манере старых голландцев. Изображения семи смертных грехов расположены по кругу, что обозначает постоянство их присутствия. Босх включил их в радужную оболочку глаза Бога и таким образом сделал предостережением тем, кто думает, что избежит последующей кары. Четыре круглых изображения по углам (тондо), называемые «четыре последние вещи», дополняют картину: они изображают смерть, Страшный суд, рай и ад. Начертанные на развевающихся свитках слова: «Ибо они народ, потерявший рассудок, и нет в них смысла» (Втор. 32:28) и «Сокрою лицо мое от них и увижу, какой будет конец их» (Втор. 32:20)

Отдельные части картины

ГневПохоть«Семь смертных грехов и Четыре последние вещи», Иероним Босх — описание картиныУныние«Семь смертных грехов и Четыре последние вещи», Иероним Босх — описание картиныОбжорство«Семь смертных грехов и Четыре последние вещи», Иероним Босх — описание картиныАлчность«Семь смертных грехов и Четыре последние вещи», Иероним Босх — описание картиныЗавистьГордыняСмертьСтрашный судАдРайИисус Христос

Литература:

* Тревин Коплстоун. Хиеронимус Босх. Жизнь и творчество. — М: «Лабиринт-К», 1998.Девитини А. Босх: Пер. с итал./А.Девитини — М: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель», 2002.* Баттилотти Д. Босх: Пер. с итал./Д.Баттилотти — М: «Белый город», 2000.* Вальтер Бозинг. Босх: Пер. с нем./В.Бозинг — М: Арт-Родник, 2001.* История искусства зарубежных стран. Средние века, Возрождение / Под ред. Ц. Г. Нессельштраус. М., 1982* Фомин Г. И. Иероним Босх. М., 1974* Ш. де Тольнай. Босх. М., 1992* Г. Мартин. Босх. М., 1992* К. С. Егорова. Три картины Босха на тему «Мыслитель и природа». Сов. искусствознание, вып. 19. М., 1986

* Р. Х. Марейниссен, П.Рейфеларе. Иероним Босх: художественное наследие. М., 1998

Источник — Википедия

via mi3ch.livejournal.com

Источник: https://vakin.livejournal.com/2216739.html

Описание картины Иеронима Босха «Семь смертных грехов и Четыре последние вещи» Картины художников

«Семь смертных грехов и Четыре последние вещи», Иероним Босх — описание картины

Ерун Антонисон ван Акен или Иероним Босх. Известный нидерландский художник эпохи Северного Возрождения.

Читайте также:  Верещагин василий васильевич: картины, биография

До наших дней сохранились 25 картин и 8 рисунков этого живописца. Наиболее известная картина — «Семь смертных грехов и Четыре последние вещи».

Подобно Данте Алигьери из «Божественной комедии», который спустился в Чистилище и познал все его круги, Иероним Босх воссоздал на своем полотне грехи человека, согласно религиозным канонам своего времени. Картина написана излюбленной техникой художника – алла прима, когда первые мазки масляной краски создают окончательную фактуру полотна.

«Семь смертных грехов» — уникальный шедевр художника. Имея форму своеобразной «столешницы» (хотя ею никогда не являлась), написанная для демонстрации человеку его греховной природы и философского назидания, картина производит неизгладимое впечатление.

На темном фоне полотна нарисована многоструктурная композиция из пяти окружностей разного диаметра.

В самом центре расположено подобие всевидящего ока, внутри которого находится Иисус Христос, наблюдающий за всеми событиями в этом мире и замечая все греховные деяния человека.

Вокруг Иисуса, против часовой стрелки, как изначально задумал автор, изображены жанровые сценки, написанные в детализированной манере старой голландской школы живописи.

Каждая сценка наглядно демонстрирует все человеческие пороки:

    гнев — изображен в виде драки двух мужчин и женщины, которые изрядно выпили перед этим; гордыню — женщина, жадно всматривающаяся в зеркало, служившее излюбленной аллегорической демонстрацией Босха тщеславию и гордыне, т. к. оно считалось инструментом дьявола; похоть — две влюбленные парочки, охваченные страстью; лень — невыполнение своих обязанностей священником, к которому на исповедь пришла прихожанка; чревоугодие — толстый человек, который пожирает все, что есть на столе и никак не может насытиться; алчность — подкуп судьи, от решения которого зависит судьба человека; зависть — выражена в косых взглядах пожилых супругов на своего соседа, который сделал дорогую покупку).
  • Внизу каждого изображения имеется надпись на латинице или цитата из Ветхого Завета (например, под оком Господа написано Cave, cave, Deusvidet – «Бойся, ибо Господь все замечает»).
  • По четырем углам картины расположены четыре окружности одинакового размера (так называемые тондо), которые дополняют смысл картины, демонстрируя итоги человеческой жизни – смерть (умирающий человек в окружении священников, в изголовье которого стоит сама госпожа Смерть, Ангел и демон);
  • Страшный Суд (апостолы, души ждущие справедливого суда и ангелы с иерихонскими трубами);
  • Ад (очень реалистичное изображение грешников, кипящих котлов, пыток и чертей) и Рай (апостол Петр открывает врата перед праведниками, Всевышний на троне и святые).
  • Почти все картины Иеронима Босха пронизаны ироничным сарказмом над тщетностью человеческого бытия, но картина «Семь смертных грехов» заставляет задуматься и переосмыслить свою жизнь, чтобы сделать ее чище и духовнее.

Источник: http://opisanie-kartin.iusite.ru/1507_opisanie_kartiny_ieronima_bosha_sem_smertnyh_grehov_i_chetyre_poslednie_veschi.htm

Сочинение по картине Семь смертных грехов и четыре последние вещи — Иероним Босх

«Семь смертных грехов и Четыре последние вещи», Иероним Босх — описание картины

Семь смертных грехов» — одна из самых ранних известных работ Босха. Она имеет ярко выраженный нравоучительный характер с элементами иронии и сатиры. Эта работа обладает довольно усложненной структурой: пять разного диаметра окружностей на темном фоне.

Предполагают, что это крышка стола — столешница, расписанная мастером.

Обычай расписывать столы был тогда достаточно распространен. Такой работой не гнушались и именитые художники. Мы знаем, например, что самым ранним дошедшим до нас произведением великого немца Ганса Гольбейна Младшего была как раз расписная крышка стола, очень поврежденная, но сохранившаяся.

Именно эта работа Босха висела в личных покоях испанского короля Филиппа II. Она находилась между его кабинетом и спальней, так что, проходя из комнаты в комнату по нескольку раз в день, монарх мог созерцать символы человеческих грехов и размышлять о греховной природе человека.

Это одно из наиболее ясных и нравоучительных произведений Босха снабжено подробными, разъясняющими смысл изображенного цитатами из Ветхого Завета из книги «Второзаконие».

Начертанные на развевающихся свитках слова: сверху: «Ибо они народ, потерявший рассудок, и нет в них смысла «О, если бы они рассудили, подумали о сем, уразумели, что с ними будет!» ; снизу: «Сокрою лице Мое от них и увижу, какой будет конец их; ибо они род развращенный; дети, в которых нет верности. определяют тему этого произведения. В центре — нечто вроде всевидящего ока.

В середине — подобие зрачка, в котором по бедра изображен Христос, стоящий в саркофаге. Христос все видит, он в центре мира, он в центре этого условно изображенного глаза. Ниже надпись: «Берегись, берегись, Бог видит все».

Это не собственно глаз, но явный намек на него. Всевидящее око зрит все, но оно по неисповедимым, непонятным для нас причинам, не вмешивается в ход вещей.

Муки Христа — зарок человечества — оказываются едва ли не напрасными. Он указывает на свою рану в боку, он в очередной раз взывает к людям, но это воззвание оказывается почти никем не услышанным.

Широкая полоса, идущая вокруг этого квази-зрачка напоминает радужную оболочку.

Круг расчерчен лучами, которые в то же время несколько напоминают рисунок радужки.

И, наконец, на внешней, самой широкой полосе изображены семь сцен, которые символизируют семь смертных грехов. Каждый грех обозначен надписью и трактован художником в виде жанровой сценки.

Таким образом, Босх создает обобщенную картину человечества, погрязшего в грехах.

Интересно обратить внимание вот на что: мы традиционно говорим о семи грехах, хотя строго говоря, это ведь не грехи, как поступки — кража, убийство или другие греховные деяния человека.

Семь смертных грехов в католической традиции — это, скорее, семь свойств человека, семь черт его характера, которые приводят к этим преступлениям и проступкам. Семи грехам традиционно, как вы знаете, противостоят семь добродетелей. Три религиозные христианские добродетели четыре мирские. Босх, изображая грехи, не обращается к отвлеченным образам.

У Босха это сценки, довольно жизненные по смыслу, но гротесковые, окарикатуренные по манере изображения. Дальше следует надпись — представлениe семи смертных грехов, способных погубить душу, с их латинскими названиями:

У Иеронима Босха, если «читать»,согласно композиции, от «шести часов» против часовой стрелки: ГНЕВ, ТЩЕСЛАВИЕ, СЛАДОСТРАСТИЕ, ЛЕНЬ, ЧРЕВОУГОДИЕ, АЛЧНОСТЬ, ЗАВИСТЬ. Художник находит для каждого из них понятный, жизненный пример, показанный с насмешкой.

Источник: https://kartiny.rus-lit.com/bosx-ieronim/sem-smertnyx-grexov-i-chetyre-poslednie-veshhi-ieronim-bosx/

Hieronymus Bosch (Иероним Босх). Семь смертных грехов и Четыре последние вещи

?

Олег Иванович (helgimat) wrote, 2010-05-25 00:37:00 Олег Иванович helgimat 2010-05-25 00:37:00 Categories:

  • искусство
  • история
  • религия
  • Cancel

Это цитата сообщения beauty_Nikole с ЛиРу.

Ерун Антонисон ван Акен (нидерл. Jeroen Anthoniszoon van Aken более известный как Hieronymus Bosch (Иероним Босх) (1450 Схертогенбос, Брабант, Нидерланды — 09.08.1516 Схертогенбос, Брабант, Нидерланды) — нидерландский художник, Site один из крупнейших мастеров Северного Возрождения, считается одним из самых загадочных живописцев в истории западного искусства. Почитать Работал главным образом в Хертогенбосе в Северной Фландрии. В своих многофигурных композициях, картинах на темы народных поговорок, пословиц и притч сочетал изощренную средневековую фантастику, порожденные безграничным воображением гротескные демонические образы с фольклорно-сатирическими и нравоучительными тенденциями, с необычными для искусства его эпохи реалистическими новшествами.

Кто бы был в состоянии рассказать о всех тех бродивших в голове Иеронима Босха удивительных и странных мыслях, которые он передавал с помощью кисти, и о тех привидениях и адских чудовищах, которые часто более пугали, чем услаждали

смотревшего!

©Carel van ManderThe Seven Deadly Sins and the Four Last Things, 1485, Museo del Prado, MadridСемь смертных грехов и Четыре последние вещи, 1475-1480,Доска, масло. 120×150 см.Прадо, Мадрид

Изображение кликабельно до большого размера

Предположительно эта картина относится к раннему периоду творчества Босха. Её также называют «столешницей» по её функциональному предназначению, которое она, впрочем, никогда не выполняла. Сюжет картины настраивает зрителя на религиозные размышления. Уже около трёхсот лет картина висит в Эскориале (Монастырь Сан Лоренсо дель Эскориал — монастырь, дворец и резиденция короля Испании Филиппа II, расположен в часе езды от Мадрида у подножия гор Сьерра-де-Гвадаррама.), где её когда-то в своей спальне повесил испанский король Филипп II. С тех пор картина покидала Эскориал лишь один раз: во время гражданской войны в Испании — из соображений безопасности она была передана на временное хранение в Прадо.Центральная часть, состоящая из четырёх концентрических кругов, символизирует Всевидящее Око Божье, в зрачке которого воскресший Христос показывает свои раны. Во втором круге видна латинская надпись Cave, cave, Deus videt — «Бойся, бойся, ибо Господь всё видит». Третий круг изображает лучи, похожие на солнечные, а четвёртый, в сегментах, — семь смертных грехов. Под изображением каждого из семи смертных грехов дано его латинское название. Эти надписи можно счесть лишними — нет надобности пояснять, что человек, жадно пожирающий всё, что ставит на стол хозяйка, совершает грех чревоугодия, а упитанный господин, дремлющий у камелька, — грех лени; именно в этом его упрекает входящая в комнату женщина с чётками в руках. Любострастие воплощают несколько влюблённых пар, гордыню — дама, любующаяся своим отражением в зеркале, которое держит перед ней дьявол, принявший обличье горничной в невероятном чепце. Подобные же жанровые сценки иллюстрируют гнев (двое мужчин дерутся у дверей таверны), алчность (судья берет взятку), зависть (проигравший истец злобно взирает на своего удачливого соперника). Жанрово-аллегорические сценки, полные грубоватого юмора, написаны в детализованной живописной манере старых голландцев. Изображения семи смертных грехов расположены по кругу, что обозначает постоянство их присутствия. Босх включил их в радужную оболочку глаза Бога и таким образом сделал предостережением тем, кто думает, что избежит последующей кары. Четыре круглых изображения по углам (тондо), называемые «четыре последние вещи», дополняют картину: они изображают смерть, Страшный суд, Рай и Ад. Начертанные на развевающихся свитках слова: «Ибо они народ, потерявший рассудок, и нет в них смысла»(Второзаконие 32:28) и «Сокрою лицо мое от них и увижу, какой будет конец их»(Второзаконие 32:20)Смертный грех- так в христианстве называют грехи, которые ведут к гибели души.

Читайте также:  «пророк даниил», микеланджело буонарроти — описание

Вопреки распространённому заблуждению, концепция «Семи смертных грехов» не является частью христианского вероучения, но служит одним из возможных способов описания греховности человека.В Новом Завете указан только один грех, который не будет прощён человеку

всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам; если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святаго, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем (Мф.12:31-32)Страшный суд (Last Judgement)В Книге Притчей говорится, что Господь ненавидит шесть вещей, даже семь, что ему противны:Гордый взглядЛживый языкРуки, проливающие невинную кровьСердце, кующее злые замыслыНоги, быстро бегущие к злодействуЛжесвидетель, наговаривающий ложь

Сеющий раздор между братьями

Вот шесть, что ненавидит Господь, даже семь, что мерзость душе Его: глаза гордые, язык лживый и руки, проливающие кровь невинную, сердце, кующее злые замыслы, ноги, быстро бегущие к злодейству, лжесвидетель, наговаривающий ложь и сеющий раздор между братьями.

Сын мой! храни заповедь отца твоего и не отвергай наставления матери твоей; навяжи их навсегда на сердце твое, обвяжи ими шею твою.

Когда ты пойдешь, они будут руководить тебя; когда ляжешь спать, будут охранять тебя; когда пробудишься, будут беседовать с тобою: ибо заповедь есть светильник, и наставление — свет, и назидательные поучения — путь к жизни, чтобы остерегать тебя от негодной женщины, от льстивого языка чужой. (Прит.6:16-24)

  • Библия не приводит точного списка грехов, но предостерегает от их совершения в десяти заповедях. Список восходит к восьми помыслам Евагрия Понтийского:ΓαστριμαργίαΠορνείαΦιλαργυρίαΛύπηὈργήἈκηδίαΚενοδοξίαὙπερηφανία

Чревоугодие (Обжорство) (лат. Gula)Они были переведены в католических молитвах следующим образом:Gula (обжорство)Fornicatio (блуд, похоть)Avaritia (алчность)Tristitia (отчаяние)Ira (гнев)Acedia (уныние)Vanagloria (тщеславие)Superbia (гордыня)Гордыня (Высокомерие) (лат. Superbia)В 590 году папа Григорий Великий пересмотрел список, сведя отчаяние к унынию, тщеславие к гордыне, добавив похоть и зависть, и убрав блуд. В результате получился следующий список, используемый и Папой Григорием I и Данте Алигьери в Божественной комедии:luxuria (похоть)gula (обжорство)avaritia (алчность)acedia (уныние)ira (гнев)invidia (зависть)superbia (гордыня)

Концепция семи смертных грехов получила распространение после трудов Фомы Аквинского (XIII век). В XIV веке было создано мнемоническое правило SALIGIA, по первым буквам латинских названий грехов (superbia, avaritia, luxuria, invidia, gula, ira, acedia)

Блуд (Похоть)(лат. Luxuria)Католическая церковьК смертным грехам относятся:Гордыня (Высокомерие) (лат. Superbia)Зависть (лат. Invidia)Чревоугодие (Обжорство) (лат. Gula)Блуд (Похоть)(лат. Luxuria)Гнев (Злоба) (лат. Ira)Алчность (Жадность) (лат. Avaritia)

Уныние (Праздность) (лат. Acedia)

Уныние (Праздность) (лат. Acedia)Подобает оценивать грехи по их тяжести. Уже ощутимое в Писании, различие между грехом смертным и грехом обыденным (повседневным, или простительным) прочно вошло в Предание Церкви. Оно подкреплено человеческим опытом. Смертный грех разрушает любовь в сердце человеческом тяжким нарушением Закона Божия; он отвращает человека от Бога… Смертный грех, нарушая в нас основной жизненный принцип, которым является любовь, вызывает необходимость новой инициативы милосердия Божия и обращения сердца, совершающегося обыкновенно в рамках таинства Примирения…Смертный грех — это столь же радикальная возможность человеческой свободы, как сама любовь. Он влечет за собой потерю любви и лишение освящающей благодати, то есть состояния благодати. Если он не искуплен раскаянием и прощением Божиим, он влечет исключение из Царства Христа и вечную смерть в аду, ибо наша свобода властна выбирать навсегда и безвозвратно. — Катехизис Католической церквиГнев (Злоба) (лат. Ira)

Православная церковь

Православная святоотеческая традиция включает в список смертных грехов 8 греховных страстей:чревоугодие,прелюбодеяние,сребролюбие,гнев,печаль,уныние,тщеславие,гордыня.

Подробное рассмотрение данных страстей сделан святителем Игнатием (Брянчаниновым) в его сочинении «Восемь главных страстей с их подразделениями и отраслями»

Anonymous Portrait of Jheronimus Bosch, 16th century (?)

Источник: https://helgimat.livejournal.com/20606.html

Семь смертных грехов и Четыре последние вещи

iov75

«Семь смертных грехов и Четыре последние вещи»Иероним Босх (ок. 1460 -1516)

Семь смертных грехов» — одна из самых ранних известных работ Босха. Она имеет ярко выраженный нравоучительный характер с элементами иронии и сатиры.

Иероним Босх.Семь смертных грехов и Четыре последние вещи, 1475—1480Доска, масло. 120×150 см.Прадо, МадридЭта работа обладает довольно усложненной структурой: пять разного диаметра окружностей на темном фоне. Предполагают, что это крышка стола — столешница, расписанная мастером. Обычай расписывать столы был тогда достаточно распространен.

Такой работой не гнушались и именитые художники. Мы знаем, например, что самым ранним дошедшим до нас произведением великого немца Ганса Гольбейна Младшего была как раз расписная крышка стола, очень поврежденная, но сохранившаяся.Именно эта работа Босха висела в личных покоях испанского короля Филиппа II.

Она находилась между его кабинетом и спальней, так что, проходя из комнаты в комнату по нескольку раз в день, монарх мог созерцать символы человеческих грехов и размышлять о греховной природе человека.

Это одно из наиболее ясных и нравоучительных произведений Босха снабжено подробными, разъясняющими смысл изображенного цитатами из Ветхого Завета из книги «Второзаконие».Начертанные на развевающихся свитках слова:сверху:

«Ибо они народ, потерявший рассудок, и нет в них смысла»О, если бы они рассудили, подумали о сем, уразумели, что с ними будет!»(Вт.32:28-29);

Jheronimus Bosch Table of the Mortal Sins (top inscription).

снизу:«Сокрою лице Мое от них и увижу, какой будет конец их; ибо они род развращенный; дети, в которых нет верности». (Вт.32:20 ) определяют тему этого произведения.

Jheronimus Bosch Table of the Mortal Sins (bottom inscription).В центре – нечто вроде всевидящего ока. В середине – подобие зрачка, в котором по бедра изображен Христос, стоящий в саркофаге. Христос все видит, он в центре мира, он в центре этого условно изображенного глаза.

Ниже надпись: «Берегись, берегись, Бог видит всё».

Иисус ХристосTable of the Mortal Sins [detail: Christ].Это не собственно глаз, но явный намек на него. Всевидящее око зрит все, но оно по неисповедимым, непонятным для нас причинам, не вмешивается в ход вещей. Муки Христа — зарок человечества — оказываются едва ли не напрасными. Он указывает на свою рану в боку, он в очередной раз взывает к людям, но это воззвание оказывается почти никем не услышанным.Широкая полоса, идущая вокруг этого квази-зрачка напоминает радужную оболочку. Круг расчерчен лучами, которые в то же время несколько напоминают рисунок радужки.И, наконец, на внешней, самой широкой полосе изображены семь сцен, которые символизируют семь смертных грехов. Каждый грех обозначен надписью и трактован художником в виде жанровой сценки.Таким образом, Босх создает обобщенную картину человечества, погрязшего в грехах. Интересно обратить внимание вот на что: мы традиционно говорим о семи грехах, хотя строго говоря, это ведь не грехи, как поступки — кража, убийство или другие греховные деяния человека. Семь смертных грехов в католической традиции – это, скорее, семь свойств человека, семь черт его характера, которые приводят к этим преступлениям и проступкам. Семи грехам традиционно, как вы знаете, противостоят семь добродетелей. Три религиозные христианские добродетели четыре мирские. Босх, изображая грехи, не обращается к отвлеченным образам. У Босха это сценки, довольно жизненные по смыслу, но гротесковые, окарикатуренные по манере изображения.Дальше следует надпись — представлениe семи смертных грехов, способных погубить душу, с их латинскими названиями:У Иеронима Босха, если «читать»,согласно композиции, от «шести часов» против часовой стрелки:

ГНЕВ,ТЩЕСЛАВИЕ(гордыня),СЛАДОСТРАСТИЕ(похоть),ЛЕНЬ, ЧРЕВОУГОДИЕ,АЛЧНОСТЬ(жадность), ЗАВИСТЬ.

Художник находит для каждого из них понятный, жизненный пример, показанный с насмешкой.ГневTable of the Mortal Sins [detail: Ira (wrath)].1. Прямо перед Вами сцена ревности, драка, изображающая ГНЕВ.На зелёной лужайке перед гостиницей — драка. Человек в необычном, для того времени, головном уборе, бросив плащ, накинулся на женщину. Второй (возможно, соперник) — одел на голову стол, как шлем, тоже вынул нож и приготовился вступиться за неё.Перевёрнутый стол, шляпа на полу, кувшин в руках у женщины говорят, что это люди изрядно выпили, и это не начало ссоры.ГордыняTable of the Mortal Sins [detail: Superbia (pride)].2. Здесь видим сцену показывающую ГОРДЫНЮ Женщина любуется собой, глядя в зеркало, педлагаемое демоном. Зеркало часто используется Босхом, чтобы показать гордыню, тщеславие, которые внушает демон.ПохотьTable of the Mortal Sins [detail: Luxuria (extravagance)].3. В центре — сцена, показываюшая СЛАДОСТРАСТИЕ, ПОХОТЬ. В палатке — две влюблённые пары, занятые прелюдией к полному выражению страсти. Их развлекают клоуны, рядом музыкальные инструменты.Со времен раннего христианства отцы церкви всячески поносили «непристойные пляски и телодвижения», «низкие и бесстыдные песни» праздношатающихся потешников. Они клеймили бродячих актеров и актрис как «детей сатаны» и «вавилонских блудниц» — людей безнравственных, распущенных, возбуждаемых «демоном блуда». В связи с безнравственной музыкой бичевал разврат и Иероним Босх, который возводил в абсолют греховность земного существования. На его картинах музыкальные инструменты — символ похоти.(нам, сегодняшним, трудно это понять)УныниеTable of the Mortal Sins [detail: Accidia (sloth)]4. ЛЕНЬ(уныние)Женщина, пришедшая к священнику(или монахиня), пытается призвать его выполнять свои обязанности, о которых он забыл(то ли уснув, то ли предавшись мечтам)ОбжорствоTable of the Mortal Sins [detail: Gula (gluttony)].5. О ЧРЕВОУГОДИИ, ненасытности говорит сцена. Взъерошенный, полный человек ест и не может насытиться. Ребёнок просящий есть, худой человек, которого не приглашают к столу, бедная обстановка комнаты говорят: ненасытность приводит к бедности и эгоизму.

  • Четыре круглых изображения по углам (тондо), называемые «четыре последние вещи», дополняют картину: они изображают смерть, Страшный суд, Рай и Ад. Начертанные на развевающихся свитках слова: «Ибо они народ, потерявший рассудок, и нет в них смысла»(Второзаконие 32:28) и «Сокрою лицо мое от них и увижу, какой будет конец их»(Второзаконие 32:20)
  • liveinternet.ru

АлчностьTable of the Mortal Sins [detail: Avaricia (medieval spelling for Avaritia, greed)].6. Шестой смертельный грех — АЛЧНОСТЬ,ЖАДНОСТЬ. Босх показывает в виде помощника шерифа, решение которого зависит от взятки.ЗавистьTable of the Mortal Sins [detail: Invidia (envy)].7. ЗАВИСТЬ изображается пожилой парой, завистливо глядящей на соседа с редкой и дорогой птичкой. А другой прохожий с завистью смотрит на другую «птичку» — их дочь,красавицу и помощницу, о ценности которой родители позабыли.Собаки выражают фламандскую пословицу: «Две собаки с одной костью редко договариваются «.Художник напоминает людям, погруженным в каждодневную суету привычных, будничных грехов, повторяющихся снова и снова, что за злом неотступно следует воздаяние.Четыре угла картины украшены сценами «четырех последних вещей» (по выражению проповедников того времени) :Смерть, Страшный суд, Ад и Небесные вратаСмертьTable of the Mortal Sins [detail: Death].Смертное ложе (верх, левый угол)Лежит истощенный человек. Последние минуты жизни, смерть уже рядом. Его окружают монахи и врач.Под внимательным взглядом ангела-хранителя, монах молится о спасении души умирающего. Но, как в большинстве работ Босха, зло всегда рядом — подобный обезьяне, демон примостился рядом с ангелом.Страшный судTable of the Mortal Sins [detail: Last Judgment].Страшный суд (верх, правый угол)Четыре тубящих ангела возвещают о начале Страшного суда. Христос сидит на прозрачном шаре, по обе стороны от него — избранные праведники. Внизу умоляющие о прощении проклятые грешники, которые тонут, отправляясь в Ад.АдTable of the Mortal Sins [detail: Hell]Ад (низ, левый угол )Ад является самым поразительным из четырех сцен. Здесь показаны различные наказания, соответствующие семи смертным грехам.Cлевa — пара в кровати, покрытая красным (символ прелюбодеяния).Вокруг — множество демонов, готовящихся к пыткам.В центре фигура, которую пытает демон в костюме монахини.Следующая — лежит на каменной плите, готовая к расчленению.Внизу — пару, (похожую на Адама и Еву), пытают и угрожет демон, несущий сферу.РайTable of the Mortal Sins [detail: paradise].Небесные врата(низ, правый угол)Небесные врата… У входа Св Пётр и небесное трио ангелов приветствует новых граждане Города Бога, которые появляются в воротах голыми, как новорожденные малыши.Даже здесь, у входа, притаился демон, надеясь сбить с пути праведную душу(слева, внизу). Но зоркий Архангел в красном плаще — на страже.Христос с открытой книгой(в центре круга), сообщает решение Бога. Вокруг Дева Мария, апостолы и четыре коленопреклонённых ангела.Справа — те, кто принимает прибывших и проводит их в Рай.Предположительно эта картина относится к раннему периоду творчества Босха. Её также называют «столешницей» по её функциональному предназначению, которое она, впрочем, никогда не выполняла. Сюжет картины настраивает зрителя на религиозные размышления. Уже около трёхсот лет картина висит в Эскориале, где её когда-то в своей спальне повесил испанский король Филипп II. С тех пор картина покидала Эскориал лишь один раз: во время гражданской войны в Испании — из соображений безопасности она была передана на временное хранение в Прадо.Центральная часть, состоящая из четырёх концентрических кругов, символизирует Всевидящее Око Божье, в зрачке которого воскресший Христос показывает свои раны. Во втором круге видна латинская надпись Cave, cave, Deus videt — «Бойся, бойся, ибо Господь всё видит». Третий круг изображает лучи, похожие на солнечные, а четвёртый, в сегментах, — семь смертных грехов.Под изображением каждого из семи смертных грехов дано его латинское название.Эти надписи можно счесть лишними — нет надобности пояснять, что человек, жадно пожирающий всё, что ставит на стол хозяйка, совершает грех чревоугодия, а упитанный господин, дремлющий у камелька, — грех лени; именно в этом его упрекает входящая в комнату женщина с чётками в руках. Любострастие воплощают несколько влюблённых пар, гордыню — дама, любующаяся своим отражением в зеркале, которое держит перед ней дьявол, принявший обличье горничной в невероятном чепце.Подобные же жанровые сценки иллюстрируют гнев (двое мужчин дерутся у дверей таверны), алчность (судья берет взятку), зависть (проигравший истец злобно взирает на своего удачливого соперника). Жанрово-аллегорические сценки, полные грубоватого юмора, написаны в детализованной живописной манере старых голландцев. Изображения семи смертных грехов расположены по кругу, что обозначает постоянство их присутствия. Босх включил их в радужную оболочку глаза Бога и таким образом сделал предостережением тем, кто думает, что избежит последующей кары.http://subscribe.ru/group/chelovek-priroda-vselennaya/2842098/

Читайте также:  Картина "ботаник", перов, 1874

Источник: https://iov75.livejournal.com/2097477.html

Four Last Things. Семь смертных грехов и четыре последние вещи — Офтоп на DTF

«Бойся, бойся, ибо Господь все видит» – эти слова, размещенные в центре известной картины Иеронима Босха «Семь смертных грехов и четыре последние вещи», как нельзя лучше описывают жизнь рядового христианина на протяжении всего Средневековья. Герой прелестной point-and-click-адвенчуры Four Last Things в должной мере соблюдает это предписание.

Проснувшись однажды утром после беспокойного сна – с участием Адама и Евы, Господа Бога и всяких инфернальных сущностей, – пожилой паломник отправляется в ближайшую церковь, дабы исповедоваться и обрести душевный покой перед приближением Суда Небесного.

По странному распорядку местного духовенства, отпущение грехов населению может производиться лишь в том же округе, где они совершались (бюрократия такая бюрократия).

Так что нашему бедолаге, в молодости основательно покуролесившему в Нюрнберге и Любеке, отдельно отличившись сами знаете по какой заповеди в каждой портовой гавани южнее Осло, для получения полной индульгенции теперь требуется заново совершить семь главных прегрешений. Что поделать – правила есть правила, а в Рай всем хочется…

Вот где грехи совершали, туда и идите!

Собственно, вот и весь геймплей: перемещаясь между локациями, вы изыскиваете способы для вычеркивания пунктов из вашего to-do-списка (как при походе в магазин; можете справиться с бумажной версией в инвентаре), попутно прикарманивая все плохо и хорошо лежащее.

Даже для типичных point-and-click-продуктов игра несколько коротковата – со всеми земными делами можно управиться за час.

Кроме того – на что прямо указывает название игры, отсылающее к вышеупомянутой картине Босха, – в рамках предлагаемого маршрута вы посетите такие сверхпопулярные туристические места, как Рай и Ад, и примете участие в незабываемых мероприятиях – Смерти и Страшном Суде. Не забудьте панамку!

Неповторимое очарование Ренессанса, заставляющее умиленно улыбаться отнюдь не только чванливого эстета, – заслуга графического исполнения, целиком основанного на шедеврах мастеров Северного Возрождения.

В процессе прохождения можно нехило подковать себя в данной области, чтобы затем блеснуть эрудицией на какой-нибудь викторине: мало того что каждый активный предмет (и персонажа, хе-хе) можно осмотреть, ощупать/взять и прокомментировать от лица главного героя, узнав о его происхождении, так еще и одна из локаций представляет собой целую картинную галерею, в которой можно с упоением рассматривать исходники. Кстати о них!

«Пейзаж со сценой отдыха на пути в Египет» и «Пейзаж со святым Иеронимом» Патинира вместе с «Извлечением камня глупости» и «Концертом в яйце» Босха – в одном коллаже

В 15-16 вв. значимым центром изобразительных искусств Западной Европы были нидерландские города, где творили небезызвестные Ян ван Эйк, Иероним Босх, Питер Брейгель Старший и сыновья, Ян Провост, Иоахим Патинир и другие.

В конце 16 века в результате разделения государства на Голландию и Южные Нидерланды (Фландрия, Брабант и более мелкие провинции) здесь образовались две национальные художественные школы – голландская (Ян Стен, Адриан ван Остаде) и фламандская (Антонис ван Дейк, Давид Тенирс Младший).

Так вот, характерные полотна всех названных художников, а также представителей Дунайской школы типа Лукаса Кранаха Старшего и Альбрехта Дюрера, и используются в игре, причем не просто как статичные красочные задники – а как полноценные локации.

Рассматривая детали, можно проследить, как в голландской живописи фокус постепенно перемещался на мирскую тематику, а вместо так называемого «космического панорамного пейзажа» и сцен из Библии появлялись мирские портреты и бытовая живопись.

Совмещая элементы разных картин (в одной локации их может быть больше десятка) с помощью искусного коллажирования, разработчику удалось добиться аутентичного и при этом слегка карикатурного эффекта.

Над персонажами тоже пришлось потрудиться: например, прототипом тела нашего героя послужил «Блудный сын» того же Босха, а голова взята из портрета работы Адриана ван Утрехта. Отдельно стоит отметить забавную анимацию, в которой критики единогласно усматривают влияние Терри Гиллиама.

Благодаря всему этому проходить игру не только в высшей мере познавательно, но и довольно весело.

Поздравляем вас, гражданин, согрешимши!

Оттеняет визуальные изыски прекрасный саундтрек, состоящий из сочинений классических композиторов: Баха, Вивальди, Каваччо, Тосканини, Форе…

(Лично мне полюбилась Tirsi e Clori Клаудио Монтеверди: то и дело напеваю уже месяц, спаси-и-и-ите-е-е!) Примечательно, что музыка взята из открытого доступа, что существенно сэкономило издержки на производство проекта – вместе с очевидным отсутствием претензий правообладателей на живопись. Весьма показательно на фоне вечно стенающих разработчиков: при должном желании можно и в бюджет вписаться, и приличный продукт выпустить…

Воплотил все это искусствоведческое безумие в жизнь независимый шотландский разработчик Джо Ричардсон, собравший для производства игры на Кикстартере свыше 4 тысяч фунтов.

В его портфолио, кстати, еще одна единолично выполненная игра со схожей механикой и коллажной графикой – The Preposterous Awesomeness of Everything, но эстетика там явно хромает. Что же касается «Четырех вещей», игра была выпущена меньше года назад – 23 февраля 2017 года – и отмечена несколькими фестивальными наградами.

Сам разработчик презентует ее как «если бы Monkey Island создавалась в 16 веке во Фландрии путешествующим во времени фанатом „Монти Пайтона“…».

Апостол Петр говорит по-ангельски

Несмотря на простенький геймплей, незамысловатый сюжет и крохотные локации, творение Джо Ричардсона обладает явным преимуществом на фоне множества других инди-проектов: оно не только стильное, эстетически выверенное и полное самоиронии в лучших постмодернистких традициях, но и содержит по-настоящему глубокий образовательный потенциал. Пожалуй, это один из лучших примеров того, как разные виды искусства – живопись, музыка и игровой дизайн – могут органично взаимодействовать, одаривая внимательного игрока наслаждением истинного гурмана.

Memento mori, читатель, – и успешного грехопадения!

Оригинал опубликован на GameRulez.

Материал опубликован пользователем. Нажмите кнопку «Написать», чтобы поделиться мнением или рассказать о своём проекте.

Написать

Источник: https://dtf.ru/flood/13384-four-last-things-sem-smertnyh-grehov-i-chetyre-poslednie-veshchi

Ссылка на основную публикацию