Сельский крестный ход на пасхе, перов, 1861

Сельский крестный ход на Пасхе, Перов, 1861

Картина Василия Перова Сельский крестный ход на Пасхе: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора.

Сельский крестный ход на Пасхе, Перов, 1861

Церковный причт (священники, диаконы и псаломщики) имел два источника дохода — требы и доход от церковной земли. А уж обо всем остальном. Синода скоро сделают запрос, на каком основании Вы покупаете такие безнравственные картины и выставляете публике. Отсюда и подхалимство в советской России. 17 века народ и церковь вообще пребывали в органическом единстве.

Этого нет ни в картине Перова, ни в приведённом здесь объяснении этой картины, ни в старом (критикуемом здесь) неверном объяснении картины. Собирались и издавались песни, поговорки, сказки.

В 1862 году он выставил в Обществе поощрения художников в Петербурге «Сельский крестный ход на Пасхе» (1861, ГТГ), но полотно было удалено с выставки с запрещением предавать его известности. Нет таких форм рабства, деспотизма и обскурантизма, которые не были бы освящены традицией.

Жить было тяжело. Да, но если те не обещали то, чего хотели крестьяне. На огороде еще не созрели первые овощи.

Сельский крестный ход на Пасхе, Перов, 1861

«Сельский крестный ход на Пасхе»: Как за эту картину Перова чуть не отправили в ссылку

(1868). Все это крестьян — людей темных— возмущает.

Но уже в Средневековье традиция платить десятину ушла в прошлое. На нем епитрахиль и фелонь. Он нетвердым шагом спускается по ступеням деревянной русской избы. В среднем приходе было 2–3 тысячи человек (400–500 домохозяйств) и подобные события происходили около 150 раз в году. Лицо лишено всякого выражения, глаз практически не видно на «испитом» лице.

Критика оценивала живописные особенности полотна. Столько вопросов и скороспелых напрашивающихся ответов. Иначе кровь расстрелянного падет и на нас, а не только на тех, кто совершил его. Известный официозный скульптор Микешин критиковал за «выхваченность из живой действительности», «видя в этом одну грязь». Собирались ииздавались песни, поговорки, сказки.

Самым дорогим обрядом была свадьба — за нее священник мог получить 3–10 рублей, в зависимости от благосостояния брачующихся и собственной наглости (и еще наесться и напиться), крещение и отпевание обходились уже куда дешевле.

С трудом хватало на оплату занятий и квартиры, жил впроголодь. Картина ««Сельский крестный ход на Пасхе» может показаться насмешкой над религией.

Неудивительно, что сама собой в голову приходит мысль подсунуть в темных сенях в мешок священнику ворону, выдавая ее за курицу.

Сельский крестный ход на Пасхе, Перов, 1861

Описание картины Василия Перова «Сельский крестный ход на Пасхе»

Все запасы проедены. Критика оценивала живописные особенности полотна. От картины к картине последовательно приближался к созданию подлинного шедевра. А лет дарованию сколько.

К сожалению, социального консенсуса вокруг славления/подарков не создалось. Между тем Стасов заметил, что такая сатира «больно кусается». Крестьяне чаще всего считали славление не религиозным обычаем, а обираловкой.

Сельский крестный ход на Пасхе, Перов, 1861

История одного шедевра: «Сельский крестный ход на Пасхе» Перова

Прихожане же не платили священнику жалованья никогда и ни при каких обстоятельствах. До церковного раскола сер. Художник рассказывает о людях, он никак не стремится высмеять само Православие. Перов писал в те годы, когда творческая интеллигенция была озабочена судьбой крестьянства. Купившему её Павлу Михайловичу Третьякову художник В. Г.

И почему несут хоругви, фонарь и крест. Правда, вскоре его заставили полотно снять. В Гражданскую войну церковь так же выступило против большей части народа. С другой стороны, автор старательно упрощает все детали, связанные с культом. И Перову вместо Италии как бы не попасть в Соловки».

Сельский крестный ход на Пасхе, Перов, 1861

Список картин Василия Григорьевича Перова

Академия художеств получила предписание снять полотно с экспозиции. Зачем религиозную процессию превратили в позорище.

Некоторые причты (на начало 20 века — приблизительно каждый шестой) получали государственную дотацию, но и ее размер в подавляющем большинстве случаев был сильно ниже прожиточного минимума.

Зимой, когда мороз особенно лютовал, молодой человек оставался дома— невчембыло идти.

Нищета-это унижение. Писатель Коваленский хвалил картину за «верность с действительностью и за превосходное техническое исполнение». После раскола и петровских реформ начались некоторые осложнения.

разве мог человек с высшим духовным образованием работать в сельской церкви. Картина («Попы») была выставлена на Невском на постоянной выставке, откуда хотя ее и скоро убрали, но все-таки она подняла большой протест.

Последние крохи и копейки изведены на разговление после Пасхи.

Писатель Коваленский хвалил картину за «верность с действительностью и за превосходное техническое исполнение». Целью его сатиры является непорядочное священство, а не вера. Священник на селе не имел никакой социальной защиты. Авторы стремились показать жизнь безприкрас, натуралистично.

Благочестивые и благомыслящие зрители были шокированы. Картина («Попы») была выставлена на Невском на постоянной выставке, откуда хотя её и скоро убрали, но все-таки она подняла большой протест. Пчёлка Майя, атеизм здесь ни при чём. В заявлении в Комитет по землеустроительным делам Нижегородской губ. Художник Василий Худяков писал: «А другие слухи носятся, что будто бы Вам от Св.

Сельский крестный ход на Пасхе, Перов, 1861

Картина Сельский крестный ход на Пасхе Василия Перова

Я читала о крайне нищенском состоянии сельских священников. Это далеко не так. Эти богослужебные предметы тоже не носят в трапезную.

Внимание зрителя приковано в фигуре священника в праздничном облачении. Остальных добил товарищ Сталин. Худяков писал: слухи носятся, что будто бы Вам от св. То есть никакой товарной продукции село этой части России в среднем не производило. имеющий уши да услышит.

Под крыльцом кто-то уснул. Первоначально учился живописи в школе Ступина в Арзамасе. Некоторые наглецы просто прятались у соседей или не открывали ворота. Путь до церкви, виднеющейся вдали, очень долог. Сопоставьте время, надежды, усилия и художественную модель, в которой мыслящий остро чувствующий человек пытается выразить свою боль земным несовершенством.

(Лк. Нигилисты и «передовая» общественность исповедовавшая Чернышевского и Писарева, восприняли перовское творение «на ура». В 1861 году по окончании училища получил золотую медаль. Не приведи Господи, чтоб такое повторилось когда-нибудь в будущем.

Алкоголь уничтожил в нем человека. Сколько чтимых икон Богородицы. Если бынепомощь одного изпреподавателей, Перов несмог бызакончить курса. 18-летним юношей поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. «Сельский крестный ход на пасхе» вызвал протест официальной критики и церкви, была снята с выставки Общества поощрения художеств, запрещена к показу и воспроизведению.

«Сельский крестный ходнаПасхе» Перова: история шедевра

Таковым стало его полотно «Последний кабак у заставы». Авторы стремились показать жизнь без прикрас, натуралистично. И Перову вместо Италии как бы не попасть в Соловки». Это превратилось в школу угодничества.

Нигилисты и «передовая» общественность исповедовавшая Чернышевского и Писарева, восприняли перовское творение«на ура». И, пожалуйста, не отвечайте мне. «В истории сакрализовали всякую мерзость под напором «царства Кесаря», под корыстными социальными влияниями.

Сельский крестный ход на Пасхе, Перов, 1861

Картина «Сельский крестный ход на Пасху» – пример религиозного невежества интеллигенции

человек (что составляло почти половину населения России) было произведено зерна, за вычетом посевного материала, ровно по 15 пудов на человека, что составляло официальный физиологический минимум. Неоднозначно оно было встречено и современниками. Жить было тяжело.

Взволнованный «духовной слепотой» и «нравственным падением» русского священства, художник берет на себя смелость затронуть в своем творчестве проблему моральной недееспособности церковных служителей. Двое из них пьяны, третий, который виден только со спины, трезв. Одно несомненно – боль и талант близнецы.

Вот выписка из одного интересного дела:О расстройстве из дворян казаком Матвеем Кузнецовым крестьян поселка Кузнецовского Первого Донского округа, 1867л.

1Господину Войсковому наказному Атаману Войска ДонскогоВследствие отношения вашего превосходительства от 24 февраля настоящего года за 2448 имею честь представить рапорт ко мне Мартыновского Волостного правления за 550м и объявление крестьян поселка Кузнецовского на Сал, на благоусмотрение Вашего Превосходительства.

При этом имею честь доложить, что из дворян казак Семикаракорской станицы Матвей Кузнецов, упоминаемый в рапорте Мартыновского волостного правления известен мне лично как человек не трезвого поведения и вредный в среде крестьян того поселка тем, что не будучи знаком с правами и обязанностями крестьян, составляет им не дозволительные просьбы и этим вводит их заблуждение относительно законности распоряжения лиц поставленных над ним. Не смотря на приказание моего предместника есаула Харитонова и моих, крестьяне того поселка неисполняют законных распоряжений волостного старшины и уклоняются от участия в найме писаря Несмияновского сельского общества, к которому они принадлежат, а нанимают для себя отдельно от прочих крестьян своего общества писарем помянутого казака Кузнецова без всякой надобности и тот им пишет бумаги, подобные представленному объявлению, которое писано его рукой и под- (конец листа, продолжения нет)Для ЛЛ – некий казак-дворянин, едва научившись писать, стал принимать от крестьян заказы на написание всяческих бредовых обращений. Это осталось и сейчас, когда нет уже, слава Богу, лживого «православного государства». Это Россия, страна несовершенных институтов.

100 лет до полета Гагарина. 28). Ответа не будет. Но это отдельная тема. Атеизм – это отрицание существования Бога. какого года. Такое неистовое глумление. В центре картины трое крестьян в праздничной одежде. Вся эта забавная, хмельная процессия держит путь в церковь.

Сельский крестный ход на Пасхе, Перов, 1861

Описание работы «Сельский крестный ход на Пасхе»

Многие католические священники и других стран ЛА, участвовали в революционном движении. Под стать своему «пастырю» и сама паства. Хлебникова, Олеши, Булгакова, Цветаевой.

Неужели нельзя организовать дело поудачнее. Благочестивые и благомыслящие зрители были шокированы. Легко догадаться, что при наличии конкуренции цены на них были сбиты в копейки. Но тут интересно ещё кое-что.

Не все разглядят крест в руках у священника, образа примитизированы, они не отображают ликов. Все деньги, полученные от продажи урожая осенью, уже истрачены. Это говорит о Православном государстве, о расширении православия на Руси.

Вместе с тем «Сельский крестный ход» можно понимать не как выступление против христианской православной веры, но как обличение недостатков отечественных приходских священнослужителей.

Такого количества церквей (многие из которых строились по инициативе и на собственные средства крестьян и посадских людей) как в России, не было ни в одной стране мира.

Сельский крестный ход на Пасхе, Перов, 1861

Перов Василий Григорьевич – Сельский крестный ход на Пасхе (1861) (1 фото)

Советский искусствовед А. А. Зимой, когда мороз особенно лютовал, молодой человек оставался дома – не в чем было идти. Крестьяне тоже не рады.

Вместе с тем «Сельский крестный ход» можно понимать не как выступление против христианской православной веры, но как обличение недостатков отечественных приходских священнослужителей. В тот же день Василия исключили из школы и отправили домой.

Когда А. Пиночет путем кровавого переворота пришел к власти, чилийской столицы Сантьяго (вдумайтесь только) отлучил диктатора от церкви. Между тем Стасов заметил, что такая сатира «больно кусается». Для начала 19 века это просто гигантская сумма.

Сельский крестный ход на Пасхе, Перов, 1861

«Сельский крестный ход на Пасхе»: Как за эту картину Перова чуть не отправили в

Если бы не помощь одного из преподавателей, Перов не смог бы закончить курса. Советский искусствовед А. А. Перов писал втегоды, когда творческая интеллигенция была озабочена судьбой крестьянства.

Вместе с попами, против которых боролись эти прекрасные и умные люди. Приговор крестьян Макарьевского уезда Нижегородской губ. Действие происходит на фоне раннего весеннего утра. По существу, казаки-купцы.

Духовенство двигалось вприпрыжку, пело наскоро — на дом отводилось по 5–10 минут, половина из которых уходила на торг со сквалыжным хозяином (или на унизительное попрошайничество, это как кто воспринимал процесс).

«Сельский крестный ход на пасхе» (1861)

Свое образование онпродолжил вМоскве вучилище живописи, ваяния изодчества. Всем горько, стыдно, неудобно, все вымотались, поют нестройно. Известный официозный скульптор Микешин критиковал за «выхваченность из живой действительности», «видя в этом одну грязь». Это вообще не предмет спора, это предмет знания.

Читайте также:  Озеро. русь, исаак ильич левитан

при царизме. Вот таким образом и «уважение» к нищете такое. 27. Зачем это всё происходит. Увидев картину Перова, представители Синода выразили протест. 11.

» Вот была публикация про Анатолия Зверева, сопоставьте с судьбами Шевченко, Гаршина, даже Достоевского, Врубеля, Чюрляниса. Мы должны, повинуясь учению слова Божия, осудить это дело. Не тратьте своё и моё время.

Втотжедень Василия исключили изшколы иотправили домой. Вот и картины рисовали, например (а ещё – печатали в газетах статьи, писали книги – кто что мог).

Варзамасской школе живописи, куда еговскоре отправили учиться, Василий задержался недолго. Нетрудно представить во что превратится процессия у церковных ворот.

Например, Павел Третьяков выкупил ее сразу же и выставил у себя. При вымогательстве подарков происходят низкие сцены.

Сочинение по картине Перова «Сельский крестный ход на пасхе»

На первой плане крестьянка в ярком платке, которая тянет слова молитвы. в Государственную думу (апрель 1906 г.

): Все крестьяне втихомолку обижаются на церковный причт Теперешние священники для крестьян чужды, они не ездят к крестьянам в деревни крестить детей, за венчание берут сколько хотят, берут деньги себе за праздничные молебны в церкви, а также и за похороны.

Третьи вообще не хотели давать денег, но зато наливали — и это не шибко радовало причт, рассчитывавший расходовать собранное в течение всего года (другого повода для подарков не существовало). Это в 20-30-е годы так писали, а потом ещё в период хрущёвских гонений на церковь. Хотя в это и трудно поверить, но у священника не было заработной платы.

1861-го. Но если так, то почему священник в облачении. Во имя смирения требовали послушания злу и неправде. Вот таким образом скандал следовало погасить как можно скорее. Скотина стоит голодная и настала пора снимать ей на корм солому с крыши. Священник, диакон и псаломщик делили полученные деньги в соотношении 4:2:1, но диакон был далеко не во всяком причте.

Вот таким образом в 1917 году народ стал рушить храмы и сносить колокола так, словно в баню сходил. Струдом хватало наоплату занятий иквартиры, жилвпроголодь. Свое образование он продолжил в Москве в училище живописи, ваяния и зодчества. На крыльце дома хозяйка пытается привести в чувство уснувшего мужа.

В нем и в целом во всем его творчестве отражена судьба русского народа.

Источник: http://aquareller.com/wdr/201807/selskiy-krestnyy-hod-na-pashe-avtor/

История одного шедевра: «Сельский крестный ход на Пасхе» Перова – статьи

Сюжет

На фоне мрачного пейзажа разворачивается не менее мрачная «пастораль»: из избы вываливается паства вместе со священником. По разъезженной улице подгулявшая толпа начинает крестный ход.

Действие происходит не на Пасху, а на светлую седмицу, то есть на неделе после религиозного праздника. В это время священник обходил все дома прихода, в каждом из которых его привечали и угощали.

Священник, с трудом стоящий на ногах, с осоловевшим взглядом, словно окружен рамой крыльца, как на парадном портрете. Ирония художника нам понятна: тот, кто должен был стать духовным лидером, впал во искушении и не только не выполняет свою миссию, но ведет других по ложному пути.

Сельский крестный ход на Пасхе, Перов, 1861 «Тройка», 1866

В пастве нет ни веры, ни трепета перед религиозными святынями. Одни мужичок несет икону перевернутой, а лик в руках женщины и вовсе обшарпан. Очевидно, что священнику и дьячку, который даже упал от количества выпитого, недосуг заниматься делами прихода.

Контекст

Увидев картину Перова, представители Синода выразили протест. Академия художеств получила предписание снять полотно с экспозиции. Неоднозначно оно было встречено и современниками. Например, Павел Третьяков выкупил ее сразу же и выставил у себя. Правда, вскоре его заставили полотно снять.

Художник Василий Худяков писал: «А другие слухи носятся, что будто бы Вам от Св.

Синода скоро сделают запрос; на каком основании Вы покупаете такие безнравственные картины и выставляете публично? Картина («Попы») была выставлена на Невском на постоянной выставке, откуда хотя её и скоро убрали, но все-таки она подняла большой протест! И Перову вместо Италии как бы не попасть в Соловки».

Под Италией имеется в виду поездка, в которую художнику разрешили отправиться в качестве награды за его другое полотно, написанное в том же 1861 году, — «Проповедь в селе».

Сельский крестный ход на Пасхе, Перов, 1861 «Проповедь в селе», 1861 год

Были и те, кто рассмотрел в Перове мастера обличения и защитника простых людей, терпящих тяжелое унизительное положение и покинутых в их горе. Так, критик Владимир Стасов называл полотно «Сельский крестный ход на Пасхе» правдивым и искренним. Ему парировал художник Михаил Микешин, полагавший, что Перов убивает высокое искусство, показывая лишь неприглядную сторону жизни.

Перов писал в те годы, когда творческая интеллигенция была озабочена судьбой крестьянства. В эпоху реформ, кардинальным образом менявших уклад жизни большой части населения страны, стало модным интересоваться фольклором.

Собирались и издавались песни, поговорки, сказки. Авторы стремились показать жизнь без прикрас, натуралистично.

За писателями народную ноту подхватили художники, чьи картины встречала публика, уже подготовленная и растревоженная прочитанными до того Пушкиным, Гоголем, Достоевским, Некрасовым.

«Молодой художник поднимал выпавшую из рук Федотова кисть… и продолжал начатое им дело, точно будто не бывало никогда на свете всех лжетурчанок, лжерыцарей, лжеримлян, лжеитальянцев и лжеитальянок, лжерусских, лжебогов и лжелюдей», — писал о Перове Стасов.

Судьба художника

Перов с детства знал жизнь будущих героев своих ранних полотен. Он был незаконнорожденным сыном прокурора в Тобольске. И хотя родители его обвенчались вскоре после рождения Василия, это не давало ему права на фамилию отца. Перов же было прозвищем за чистописание.

Вася решил стать художником довольно рано. Дело было вот как. У отца была солидная псарня, а в кабинете на самом видном месте висел портрет родителя вместе с любимым псом.

После смерти собаки барон пригласил художника, которому поручил прямо на портрете зарисовать умершее животное и изобразить на его месте новое.

Маленький Василий был так впечатлен произошедшим на картине волшебством, что упросил художника оставить ему кисти и краски.

Сельский крестный ход на Пасхе, Перов, 1861 Автопортрет, 1870

В арзамасской школе живописи, куда его вскоре отправили учиться, Василий задержался недолго. У подростка не сложились отношения с однокашниками — после очередного обидного прозвища Перов запустил в обидчика тарелкой с горячей кашей. В тот же день Василия исключили из школы и отправили домой.

Свое образование он продолжил в Москве в училище живописи, ваяния и зодчества. Жить было тяжело. Зимой, когда мороз особенно лютовал, молодой человек оставался дома — не в чем было идти. С трудом хватало на оплату занятий и квартиры, жил впроголодь.

Если бы не помощь одного из преподавателей, Перов не смог бы закончить курса.

Впоследствии художнику всегда приходилось решать денежные проблемы. Даже в создании Товарищества передвижных художественных выставок (те самые «передвижники») Василий Григорьевич участвовал в основном как в бизнес-проекте. Позднее, когда объединение сконцентрируется на пропаганде своих идей через искусство, Перов оставит их.

Живописца волновали русские типажи.

Из поездки по Италии, куда его отправила Академия, он вернулся раньше срока, указав в прошении о возвращении, что не понимает европейской жизни и не считает для себя возможным создать что-либо стоящее там.

В Москве же, где Перов жил и писал до своей кончины, он смог принести в галереи жизнь улиц, лица простых людей, серость, грязь и нищету, о которой одни не говорили, а другие и не знали вовсе.

Сельский крестный ход на Пасхе, Перов, 1861 «Никита Пустосвят», 1881

Незадолго до смерти Перов столкнулся со своего рода творческим кризисом.

По воспоминаниям современников, он начал варварски править свои ранние картины (удалять персонажей, кромсать полотна), вплоть до уничтожения.

Сказывались постоянная нехватка денег и усталость от попыток каким-либо образом улучшить свое материальное положение; смерть первой жены и двоих детей; моральное истощение и кризис идей.

Перову не было и 50, когда он скончался от чахотки. Похороны были очень торжественны. На руках через всю Москву тело перенесли от заставы до церкви училище, а после литургии в Даниловский монастырь.

Источник: https://diletant.media/articles/37390172/

Изображение русского духовенства в творчестве Перова

Авторство: Цоглин Аркадий

25.04.2012 Статьи/Искусство

                               Крестный ход в изображении Василия Перова

Сельский крестный ход на Пасхе, Перов, 1861

На фото: картина «Крестный ход на Пасхе»

 В 1861 году известный русский художник Василий Перов написал картину «Сельский крестный ход на Пасхе». На холсте запечатлена типичная сцена  главного православного праздника в деревне, знакомая большинству зрителей того времени.

Группа крестьян, мужчин и женщин, в согласии с установленным порядком крестного хода движется по сельской улице с иконами, хоругвями и крестами. На некоторых лицах видны признаки религиозного воодушевления. Но сразу же бросается в глаза общая черта их состояния – участники крестного хода пьяны.

Сильно нетрезв до степени невменяемости и священник, стоящий на крыльце дома с крестом в опущенной руке, и вся группа персонажей, окружающих его. Двое из них уже лежат, третьего с трудом удерживает от падения молодая крестьянка. В центре картины стоит крестьянка с иконой в руках и небрежно одетая (один чулок спущен).

На ее лице смешанное выражение экстаза и пьяного оцепенения. Идущий рядом пожилой человек с иконой низко опустил голову, одурманенную хмелем. Слева видны темные фигуры участников процессии, один из которых читает какую-то книгу. Все они бедно одеты, и никто не выражает радости по поводу Пасхи.

Заметно отчуждение этих людей друг от друга — они смотрят в разные стороны.  Над избой стоит голое дерево без листьев, а небо затянуто тучами, сквозь которые еле виден солнечный свет, что усиливает общее настроение унылости, исходящее от крестного хода.

Художник выразил в своей картине резко отрицательное отношение к традиции крестного хода и, пожалуй, к религии вообще, подчеркивая низкий культурный уровень верующих.

В середине и во второй половине 19 века творчество Василия Перова было популярно в России, и во многом благодаря атеистической и реалистической тенденциям в описании общественных нравов.

Картина «Сельский крестный ход на Пасхе» хранится в Государственной Третьяковской галерее, напоминая нашим современникам о темных страницах истории  страны.

Об этом необходимо говорить в условиях искусственного возвращения в общественную жизнь церковных порядков и обычаев в последние годы, санкционированного чиновниками и принимающего явно нецивилизованные формы. Необдуманная идеализация религии в средствах массовой информации и образовании может привести нас в духовный тупик.

Трапеза в монастыре» Василия Перова — образ православного духовенства России Сельский крестный ход на Пасхе, Перов, 1861 На фото: картина В.Перова «Трапеза в монастыре»

Картина Василия Перова «Трапеза в монастыре» продолжает линию реалистического изображения русского духовенства в творчестве художника, начатую картиной «Сельский крестный ход на пасхе». Сюжет этого монументального полотна представляет многофигурную композицию участников застолья в монастыре.

Как и в предыдущей работе, духовные лица пируют с обильными алкогольными возлияниями. В этом состоянии они откровенно проявляют свое истинное отношение к людям. Монастырское начальство помыкает прислугой и лицами низкого звания, демонстрирует чванство и высокомерие.

Никаких признаков «христианского смирения» у них нет и в помине. На переднем плане изображен толстый поп, он уже пьян. Напротив него другой заметно нетрезвый священник недоуменно рассматривает свою тарелку. Возле стола согнулась в низком поклоне фигура такого же пьяного монаха.

 В правой части картины изображена пара знатных гостей – важная дама и ее престарелый муж или покровитель, перед ними угодничает священник. Они не обращают внимания на бедную женщину с детьми, протягивающую руку за подаянием. На дальнем плане сосредоточена группа просителей и певчих.

И совершенно неуместно в этой пьяной оргии выглядит изображение распятого Христа между столами.

В церковно-монастырской среде, очевидно, господствуют те же нравы, что и во всем российском обществе. Людей связывают феодальные отношения господства и подчинения. Значимость каждого человека определяется его положением в социальной иерархии. Эта мысль и составляет содержание картины Перова.

 Аркадий Цоглин

Посмотреть и оставить отзывы (13)

Читайте также:  «студия художника», джорджо вазари — описание

Последние публикации на сопряженные темы

  • Когда я вернусь
  • Творческий конкурс: что здесь происходит?
  • Отзыв на фильм 28 панфиловцев 2016 года — наглая антиисторическая клевета и бездарные актеры
  • Чайники Бертрана Рассела. Картина
  • С Днём космонавтики!

    Пришествий на страницу: 798

  • Источник: http://www.ateism.ru/article.htm?no=2016

    Перов. "Сельский крестный ход на Пасху"

    ?

    диакон Андрей Кураев (diak_kuraev) wrote, 2015-09-27 00:40:00 диакон Андрей Кураев diak_kuraev 2015-09-27 00:40:00 Category: Сельский крестный ход на Пасхе, Перов, 1861Для понимания картины надо учесть, что она изображает действо, которого просто нет в современной церковной жизни.1. Место действия. Это не храм, а изба (храм видел слева вдали).2. Направление движения: из двери — направо (для выходящего). При крестном ходе никониане идут направо. Причем идущие явно уходят, а не собираются совершать круговое движение вокруг здания.3. Время действия. Вечер. Значит, это не пасхальная полночь (когда, собственно, и совершается пасхальный крестный ход) и не утро любого из дней Светлой седмицы, когда ход повторяется. В любом случае это литургическое действие происходит вокруг храма.4. Священник в голубом облачении, а не в белом (если это ночной ход) или красном (если дневной). То есть вообще не в пасхальном. Это значит, что он «на требе», то есть совершает частную службу.Все это означает, что перед нами действие, которое называлось «славление». (Вот вопрос: а точно ли нынешнее название картины является оригинально-авторским?)Хождение по избам в день Рождества и Пасхи для сбора подаяний. По мемуарной литературе 19 века священники очень стеснялись этого своего вынужденного попрошайничества. Идти к бедным людям, чтобы от их нищеты что-то принести и для своих детей…

    Зарплат в ту пору у духовенства не было вообще. Что дадут люди — на то и жили. Порой сами же пахали землю или ловили рыбу (как на иной картине Перова http://diak-kuraev.livejournal.com/934983.html). Деньги люди давали при совершении треб. Количество таких треб предвидеть нельзя (когда кто родится или помрет или венчается).

    Но зато и «епархиальных налогов» не было (разве что строго регламентированные отчисления от продажи свечей или «венчальных памятей» конкретно на содержание епархиальных школ для детей того же самого духовенства. Сами епархиальные нужды финансировались из госбюджета.На «славлении» заходили в каждый дом, и была надежда что-то накопить на пару следующих месяцев.

    Но в основном крестьяне давали пожертвование продуктами. Денег у них у самих не было. А выгоднее всего для прижимистого крестьянина было вместо десятка яиц уважить батюшку рюмкой водки.Вот поэтому к концу славления (на картине — вечер) клирики были пьяны.

    И поэтому они же очень сильно ждали, что государство, которое за сто лет до того отняло почти все церковные земли, все же возьмет священников на зарплату (это современный герчский вариант), избавив их от попрошайнических унижений перед лицом собственных прихожан.Впрочем, вот свидетель:Начнем с Пасхи.Положим, что молебен отслужен благоговейно.

    Как бы хорошо было, если бы по окончании его священник, благословив семейство, поздравив с праздником, пожелав провести его по-христиански, тотчас уходил в соседний дом. А хозяин свое приношение дал бы деликатно, не заметно для других или положил бы в носимую кружку, или бы причт получал вознаграждение за свои труды от всей деревни в начале или после молебнов.

    Тогда бы хождение не теряло своего религиозного характера, оставляло приятное впечатление. Но вот действительность. Молебен кончен, благословение роздано, хозяин выступает с мошной; священник, иногда не только в епитрахили, но даже в ризах, протягивает руку, на которую редко кладется та именно монета, которую желает получить причт.

    От этого один начинает настаивать на прибавке, другой отстаивает свой карман или прибавляет по пятакам и даже грошам. К первому являются на помощь дьякон и причетники, но и второй часто находит адвокатов в толпе или в своем семействе. Особенно в этом отношении замечателен первый молебен в деревне.

    Многие крестьяне чуть не каждый раз думают о том, нельзя ли уменьшить плату за молебен, а причт заботится если не возвысить ее, то поддержать в прежней цифре. Столкновение начинается в первом дворе, куда даже сходятся хозяева и прочих домов, чтобы видеть, на чьей стороне останется победа.

    Если причт одержит ее, то ему уже легче действовать в соседних домах, а если первый домохозяин не проиграл битвы, то она с большими усилиями возобновляется в следующих домах, пока или не умиротворится как-нибудь дело, или утомленный причт увидит бесполезность своих усилий.

    Вот почему первый домохозяин получает иногда наставления от целой деревни, да и во время битвы поддержку то словом, то миганием и киванием. … сколько бывает сцен, которые можно назвать гогартовскими. Хочу описать их из желания не унизить духовенство, а быть ему полезным.

    Может быть, имеющие власть, увидят, что нужно же когда-нибудь освободить его от того унизительного положения, в котором оно теперь находится.В так называемых неодноштатных селах нужно в течение семи дней обойти не 200-300, а боо, даже 10оо дворов, разбросанных иногда в 30-40 деревнях; тут на каждый день придется по 100-150 дворов.

    Кроме того, дни в Святки бывают слишком непродолжительны. От этого славельщики не только ходят вечером до 8-ю ч, но и приезжают в деревню задолго до рассвета. Я знаю одно село, где нарочно 25 декабря служили утреню как можно ранее, чтобы после нее осла¬вить деревню в 50 дворов.

    Но в деревнях до рассвета и вечером после сумерек любят держать ворота на запоре; часто это делают и днем, а иногда, что греха таить, узнавши о приезде славельщиков, и нарочно припирают ворота.

    Таким образом, духовные лица, подошедши к дому, должны еще первоначально постучать в окно; оно не всегда вдруг откроется или отворится, из него высунется голова, услышат слова: «Попы или дьячки пришли», вновь скроется, а славельщики стой на улице, по которой иногда проезжают обозы.

    Невыгоды увеличиваются от того, что славельщики, очень быстро ходя из двора во двор, иногда оставляют свои шапки где-либо в доме, и потому перед воротами на ветру приходится стоять с непокрытыми головами. А отпирают ворота не всегда скоро. Чтобы избежать такого затруднения, иногда посылается наперед вестник, который стучит по окнам и докладывает, что приехали попы или дьячки.

    Тут не обходится без промахов: у мужика бывает две избы, из которых одна без жильцов. Вестник частенько принимается стучать именно в этой избе и не вдруг узнает о своей ошибке, особенно утром, когда еще хозяева не успели встать и зажечь огонь.

    Нередки случаи, особенно для дьячков, когда на стук их выглянет кто-либо в окно, потом закроет его, потом после не всегда короткой паузы вновь выглянет и скажет: «Дарить нечем», и славельщики ступай к другому двору. Это уже карикатура на городские: «Дома нет, пожалуйте после» и пр.

    Но вот и ворота не заперты; можно войти на двор, не дожидаясь разрешения на улице в виду проезжающих, при улыбках, а иногда и очень ясных насмешках их. И тут, впрочем, не обходится без препятствий. Крестьяне любят оберегать свои дворы не одними запорами, но и дворняжками; эти, в свою очередь, за оказываемое им доверие стараются отличиться своим усердием.

    И потому едва славельщики войдут на двор, как иногда встречаются дружным натиском и лаем двух-трех дворняжек.

    Надобно иметь толстую палку и крепкую руку, даже ловкость и смелость, чтобы уберечь свои платья и ноги от зубов этих привилегированных охранителей общественной безопасности; иногда сами хозяева выбегают на помощь посетителям, а иногда как будто не слышат ничего; а между тем какой-либо плутишка-мальчишка осторожно с плутовской улыбкой выглядывает из волокового окна и любуется происходящей на дворе битвой между двуногими и четвероногими существами. Но и посетители, особенно причетники и семинаристы, принимают тоже решительные меры. Злые неотвязчивые дворняжки им уже известны, поэтому перед входом в дом, где они находятся, посетители запасаются не палками, а хорошими кольями. Дворняжки опрометью бросаются; одни из посетителей выдерживают первоначальную атаку, а другие, сделавши диверсию, стараются отрезать отступление для атаковавших. Тогда начинается атака на дворняжек, в свою очередь, со всех сторон; бедняжки поздно замечают военную хитрость, жертвой которой они сделались, рассыпаются, ищут спасения в бегстве, но везде встречают неприятеля: и спереди, и сзади; находят спасение или перепрыгнувши через забор и задние ворота, или укрывшись в какую- либо лазейку под амбаром и сенями. Духовные лица прежде, большей частью, ходили в подрясниках из домашнего сукна синего цвета. Дворняжки, ознакомившиеся с описанной битвой, после уже едва бывало завидят, по выражению их врагов, синий кусок, как бросались за задние ворота. И после таких битв входят к мужику в избу и, запыхавшись, начинают славить Христа!!!Сцены в избах разнообразятся от того, в какое время суток славельщики приходят в них. Если это случится рано утром, до рассвета, то их встречает только один хозяин или хозяйка; поют, а тут в одном углу раз¬дается сопение, в другом настоящее русское храпение; там мальчишка, проснувшийся от громкого пения, закричал: «Мама, мама»; а здесь ребенок в люльке еще сильнее поет свои песни; и все это сливается в один общий хор. Впрочем, самое худшее время для славельщиков — первая половина дня, с того момента, как хозяйки начнут топить печи…Доселе предполагалось, что духовные лица во время своих хождений по приходу бывают, как говорится, в своем виде, трезвыми. К несчастью, опыт часто противоречит этому. Приступая к столь щекотливому пред¬мету, нахожу нужным попросить у трезвых духовных лиц извинения в том, что скажу правду об их нетрезвых товарищах.Русские люди любят угостить и себя, и других при всяком удобном случае, при радости и горе, а чаще потому, что нет ни радости, ни горя, а просто скучно сидеть. Исполнение религиозных обрядов не избегло влияния этой любви или, лучше, страсти. Окрестили ли, повенчали ли кого, умер ли кто, нужно ли его помянуть, — надобно непременно угостить и себя, и причт духовный. Как же не исполнить этого обычая в праздники, особенно в Пасху, когда все почти предаются полному разгулу? Смешнее и страннее всего замечать это в людях образованных, по крайней мере ставящих себя выше толпы. Они сильно вооружаются против того, что духовные лица при исполнении религиозных обрядов слишком злоупотребляют угощением прихожан, а между тем, приди к ним священник в праздник, постараются угостить его, обидятся, если он не остановился, и похвалятся тем, если засидится у них. Чудно ты, русское общество!Даже в элегантном Петербурге, преимущественно, впрочем, в купеческих домах во время Святок и Пасхи едва приходской причт пропоет обычные песнопения, присядет по просьбе хозяина, как является, конечно не везде, но и не очень редко, поднос с бокалами шампанского: с праздником-де надобно поздравить. Но это делается, большей частью, только для священников и дьяконов, причетники же в передней или постоят, или угостятся мадерой, хересом и даже водкой. В губернских и других городах шампанское почти неизвестно, даже донское — редкость, но зато готовы бутылки иностранных вин русского изделия и свое отечественное, — очищенное и неочищенное; даже иногда и столик с разными закусками к услугам пришедших. В деревнях все подражания иностранцам брошены; кроме своего родного зеленого ничем не потчуют; разве только для непьющего священника какой-либо богатый мужик возьмет красненького или беленького винца.Не трудно предвидеть последствия этих угощений. Конечно, Петербург очень элегантен и давно забыл русскую пословицу: «Пьян, да умен, два уменья в нем»-, духовенство здесь держит себя тоже элегантно: оно не любит себя унижать. Может быть иногда в Святки и в Пасху, перед обедом или вечером, можно заметить и в священниках больше веселости и живости в разговоре, нежели сколько ее бывает в нормальном состоянии; причетники же изредка бывают даже навеселе. Но неприятных сцен тут почти не встретишь. Другое дело губернские и прочие города. И здесь едва ли не большинство священников умеет поддержать свою честь, дорожат ею, по крайней мере не роняет себя. Но тут при хождениях в Пасху, в Святки, и в храмовые праздники по вечерам, а иногда поранее, одних нужно немного поддержать, у других от чего-то язык прилипает к гортани, третьих даже отводят и отвозят домой, и самое пение общим хором похоже бывает на крыловский квартет. Петербургская элегантность здесь многими забывается: боятся уже обидеть хозяина отказом, выпивают и… упиваются.В селах еще хуже бывает, хотя и там ныне есть очень много трезвых священников. Но большинство членов церковных причтов уже никак не могут принадлежать к обществу трезвости. Их часто даже и оправдывают в том. В самом деле, у нашего простого народа есть какое-то дикое удовольствие напоить гостя, особенно почетного, до самого нельзя. Крестьянин готов из-за копейки, просимой за требу, проспорить со священником полчаса, но. часто с удовольствием употребит на угощение причта полтину и рубль. Встречая сопротивление этой прихоти, он иногда даже говорит: «Батюшка, выпей, так тебе четвертак, а не выпьешь, так пятак»…Ростиславов Д.:О православном белом и черном духовенстве в России. В 2-х томах. Рязань, 2011, т. 1, сс.369-378

    Читайте также:  6 фестиваль джаза в казанском изобразительном музее » музеи мира и картины известных художников

    Подробнее: http://www.labirint.ru/books/384802/

    • Живя в Берлине, Франц Кафка каждый день прогуливался по парку. Там он однажды встретил маленькую девочку, которая потеряла куклу и громко плакала.…
    • Член Общественной палаты РФ Павел Пожигайло в разговоре с ведущим программы «Русская мечта» на телеканале «Царьград» заместителем главы ВРНС…
    • Что вполне логично. Ахилла пишет: на должность и.о. директора ХПП «Софрино» митрополит Меркурий (Иванов) был представлен 18 октября. Нашему порталу…

    Источник: https://diak-kuraev.livejournal.com/935973.html

    Василий Перов. Сельский крестный ход на Пасху: что на самом деле изображено на картине?

    Сельский крестный ход на Пасхе, Перов, 1861

    Так, да не так. Священник на картине и вправду пьян. А вот крестный ход — совсем не крестный ход вокруг храма в Пасхальную ночь, который приходит на ум современным верующим. Посмотрите внимательнее. Процессия выходит не из церкви, а из обычной крестьянской избы (церковь виднеется на заднем плане); крестный ход поворачивает по часовой стрелке (крестный ход вокруг православного храма движется только против часовой стрелки). Дело происходит на закате (а не в полночь). Что же тогда мы видим?

    Начнем объяснение с того, как формировался заработок приходского священника в старой России. Хотя в это и трудно поверить, но у священника не было заработной платы.

    Некоторые причты (на начало 20 века — приблизительно каждый шестой) получали государственную дотацию, но и ее размер в подавляющем большинстве случаев был сильно ниже прожиточного минимума. Прихожане же не платили священнику жалованья никогда и ни при каких обстоятельствах.

    Церковный причт (священники, диаконы и псаломщики) имел два источника дохода — требы и доход от церковной земли.

    Три требы — крещение, венчание, отпевание — составляли основу дохода духовенства, так как крестьянам было не отвертеться от совершения данных обрядов (церковь вела метрические книги, и обряды, связанные с метрической записью, можно было проводить только в приходе, к которому ты был приписан), и им волей–неволей приходилось соглашаться с теми ценами, которые заламывали священники. В среднем приходе было 2–3 тысячи человек (400–500 домохозяйств), и подобные события происходили около 150 раз в году. Самым дорогим обрядом была свадьба — за нее священник мог получить 3–10 рублей, в зависимости от благосостояния брачующихся и собственной наглости (и еще наесться и напиться), крещение и отпевание обходились уже куда дешевле. Все остальные второстепенные требы крестьяне, в отличие от главнейших трех, могли заказать не только в собственном, но и в любом другом приходе. Легко догадаться, что при наличии конкуренции цены на них были сбиты в копейки. Священник, диакон и псаломщик делили полученные деньги в соотношении 4:2:1, но диакон был далеко не во всяком причте.

    Крестьяне были твердо уверены, что причту следует удовлетворяться доходами от треб, а общее богослужение и исповедь причт должен совершать без всякого жалованья. Священники же и не мечтали о том, чтобы выпросить у прихода твердую сумму — все надежды на получение жалованья они возлагали на государство (надежды не сбылись).

    У сельской церкви был обычно земельный участок — в среднем 50 десятин (55 га), приходившийся, в среднем на три семьи причетников. Таким образом, духовенство было обеспечено землей либо в том же размере, что и крестьяне, либо немного лучше.

    Бедные псаломщики чаще всего крестьянствовали сами, а священники (в особенности имевшие формальное образование) по обычаю своего времени считали невозможным марать руки физическим трудом и сдавали землю в аренду (хотя крестьянствовать самим было бы выгоднее).

    Результат получался такой, что священники всегда были недовольны своими доходами. Да, священник был обычно обеспечен на уровне зажиточного крестьянина (диакон — на уровне среднего крестьянина, а псаломщик был и вовсе горчайшим бедняком).

    Но это и было причиной жестокой фрустрации — в том мире всякий человек со средним или неполным средним образованием (а священник являлся таковым лицом) зарабатывал как минимум в 3–4 раза больше человека физического труда.

    Кроме злосчастного сельского батюшки.

    Теперь мы подходим к содержанию картины. Стремясь увеличить свои доходы, священники выработали обычай славления на Пасху.

    Церковная процессия обходила все хозяйства прихода (ориентировочно, их было 200–300–400 в 3–6 селениях), заходила в каждый дом и исполняла несколько кратких церковных песнопений — теоретически считалось, что крестьяне должны воспринимать такой обряд как благопожелание на следующий календарный цикл. В ответ крестьянам как–бы полагалось дарить причту подарок, желательно в денежной форме.

    К сожалению, социального консенсуса вокруг славления/подарков не создалось. Крестьяне чаще всего считали славление не религиозным обычаем, а обираловкой. Некоторые наглецы просто прятались у соседей или не открывали ворота.

    Другие, еще более наглые, всовывали духовенству в виде приношения какую–то малоценную дрянь. Третьи вообще не хотели давать денег, но зато наливали — и это не шибко радовало причт, рассчитывавший расходовать собранное в течение всего года (другого повода для подарков не существовало).

    Церковная процессия тоже вела себя неблаголепно — все дома прихода надо было обойти за Пасхальную неделю, то есть на день приходилось по 40–60 домов.

    Духовенство двигалось вприпрыжку, пело наскоро — на дом отводилось по 5–10 минут, половина из которых уходила на торг со сквалыжным хозяином (или на унизительное попрошайничество, это как кто воспринимал процесс).

    В довершение всех бед, православная Пасха приходится на тот период, в который благосостояние крестьянского двора достигало наинизшей точки. Все деньги, полученные от продажи урожая осенью, уже истрачены. Все запасы проедены. Скотина стоит голодная, и настала пора снимать ей на корм солому с крыши.

    Последние крохи и копейки изведены на разговление после Пасхи. На огороде еще не созрели первые овощи. И тут–то к крестьянину и являются церковники, нагло требующие денег за абсолютно ненужные пять минут нестройного пения.

    Неудивительно, что сама собой в голову приходит мысль подсунуть в темных сенях в мешок священнику ворону, выдавая ее за курицу.

    Таким образом, на картине изображено совершенно не то, что кажется современному зрителю.

    На наш невнимательный взгляд художник нарисовал священника, который хамским образом нарезался, вместо того чтобы чинно шествовать и благолепно петь. На самом же деле картина (что типично для Перова) бичует неуместный, криво сложившийся и плохо работающий социальный институт.

    Процессия волочится по грязным дворам с утра до вечера, шестой день, переезжая от деревни к деревне. Всем горько, стыдно, неудобно, все вымотались, поют нестройно. Крестьяне тоже не рады. При вымогательстве подарков происходят низкие сцены.

    Да, священник пьян — но он обошел уже 50 домов, и в каждом его заставили выпить, а он ведь хотел, чтобы ему дали денег.

    Зачем это всё происходит? Неужели нельзя организовать дело поудачнее? Неужели нельзя как–то согласовать интересы духовенства и прихожан к взаимному удовлетворению? Зачем религиозную процессию превратили в позорище? Ответа не будет. Это Россия, страна несовершенных институтов.

    P.S. Как дополнительная версия, процессия изображена в наиболее пикантный момент — она добралась до деревенского кабака (кабак и живущий при нем кабатчик — это тоже домохозяйство, подлежащее посещению).

    Может быть, именно поэтому крыльцо выходит прямо на деревенскую улицу, а не во двор, что типично для обычного крестьянского дома. Этим же можно объяснить и пьяных на крыльце и под крыльцом.

    Предполагается, что кабатчик угостил священника тем, чего у него больше всего — вот поп и дошел до столь жалкого состояния.

    Источник: https://azbyka.ru/znakomstva/blogs/190495/161837/vasilij-perov-selskij-krestnyj-hod-na-pashu-cto-na-samom-dele-izobrazeno-na-kartine

    Описание картины Василия Перова «Сельский крестный ход на Пасхе»

    Описание картины Василия Перова «Сельский крестный ход на Пасхе»

    «Сельский крестный ход на пасхе» был Василием Григорьевичем Перовым написан в 1861 году. В это время реформ и преобразований, в год отмены крепостного права художник стремился через реалистичный сюжет передать тонкую критику современного российского общества. Он взял на себя смелость обличить некоторые пороки своих современников на этом полотне.

    Когда картина предстала перед глазами высокочтимой публика, она произвела на гостей выставки глубокий шок. Здесь религия переплетается с повседневным бытом, неодухотворенным и прозаичным.

    Нелицеприятная сцена вызвала много отрицательных отзывов на долю автора, в том числе, со стороны государственной власти.

    Общество требовало убрать позорную картину из музея, и, только благодаря Павлу Третьякову, она осталась на своем месте.

    Мы видим вечерние сумерки после празднования Воскрешения Христова. Картина, предстающая перед нашими глазами, не оставляет приятного впечатления. Все герои полотна, мягко говоря, не совсем трезвые.

    Священник, который захмелел и уморился, опустил глаза вниз, лицо его раскраснелось, накидка небрежно заброшена поверх одежды. Он нетвердым шагом спускается по ступеням деревянной русской избы. На первой плане крестьянка в ярком платке, которая тянет слова молитвы.

    Рядом с ней старичок, в руках он держит икону, которую даже не удосужился перевернуть головой вверх. Вся эта забавная, хмельная процессия держит путь в церковь.

    Видеть в полотне насмешку над религией не совсем верно. Автор старался передать не глумление над верой, а лишь «мертвую» веру современного духовенства и народа. Официальные представители духовенства не ищут благословения Господа. Они нацелены на личную выгоду, которую получают за счет авторитета среди народа. Их ризы становятся своеобразным прикрытием от грехов паления нравственности.

    (3 votes, average: 3.67

    Источник: https://opisanie-kartin.com/opisanie-kartiny-vasiliya-perova-selskij-krestnyj-xod-na-pasxe/

    Ссылка на основную публикацию