Радуга, алексей кондратьевич саврасов, 1875

Радуга, Алексей Кондратьевич Саврасов, 1875

1875 г. Холст, масло. 44 x 56 см
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия

Описание картины Саврасова А.К. «Радуга» 

Типичный пейзаж крестьянской местности. На склоне пригорка видны 4 крестьянские постройки. Справа – река, к ней от домов спускается светлая дорога, вдоль нее – деревянная изгородь у огородов. Над деревней от домов в небо уходит радуга, ярко видная на фоне белых облаков. Она, словно зеркало, повторяется в силуэте дороги.

Одинокая фигура женщины с коромыслом и ведрами подчеркивает трагизм одиночества русской души (души художника) и одновременно скорбь о судьбе русского народа, основная масса представителей которого затеряна в глуши русских селений.

Это новаторское в живописном отношении произведение, как и все другие у этого художника. От монохромной палитры Саврасов уже переходит к ощущению внутренней завершенности, интенсивности переживания. Он намеренно «сужает» пространство картины, «снижает» мотив, пишет широко и свободно.

Лучшие картины Саврасова А.К.

Радуга, Алексей Кондратьевич Саврасов, 1875 Радуга, Алексей Кондратьевич Саврасов, 1875 Радуга, Алексей Кондратьевич Саврасов, 1875 Радуга, Алексей Кондратьевич Саврасов, 1875
Радуга, Алексей Кондратьевич Саврасов, 1875 Радуга, Алексей Кондратьевич Саврасов, 1875 Радуга, Алексей Кондратьевич Саврасов, 1875 Радуга, Алексей Кондратьевич Саврасов, 1875
Радуга, Алексей Кондратьевич Саврасов, 1875

Источник: http://www.hudojnik-peredvijnik.ru/savrasov-a-k/savrasov-a-k-raduga/

Саврасов А.К

  • Радуга, Алексей Кондратьевич Саврасов, 1875
  • Радуга, Алексей Кондратьевич Саврасов, 1875
  • Радуга, Алексей Кондратьевич Саврасов, 1875
  • Радуга, Алексей Кондратьевич Саврасов, 1875
  • Радуга, Алексей Кондратьевич Саврасов, 1875
  • Радуга, Алексей Кондратьевич Саврасов, 1875
  • Радуга, Алексей Кондратьевич Саврасов, 1875
  • Радуга, Алексей Кондратьевич Саврасов, 1875
  • Радуга, Алексей Кондратьевич Саврасов, 1875
  • Радуга, Алексей Кондратьевич Саврасов, 1875
  • Саврасов Алексей Кондратьевич ( 1830-1897)

12 мая 1830 года в семье успешного торговца галантерейными товарами и купца второй гильдии Кондратия Артемьевича Соврасова родился сын Алексей, которому было суждено стать одним из главных основателей русской пейзажной школы.Отец и сын некоторое время писали свою фамилию через «о» — Соврасов (в частности, А. К. Саврасов так писал свою фамилию до середины 1850-х годов).

Нигде не обучаясь, мальчик к двенадцати годам самостоятельно научился весьма неплохо рисовать, писал акварелью и гуашью модные в то время простенькие романтические сценки. Что-то вроде различных вариантов «извержения Везувия» или «морские бури», которые затем за бесценок раскупали уличные лотошники, впоследствии их перепродававшие.

Вопреки желанию отца, который мечтал приспособить сына к «коммерческим делам», мальчик в 1844 году поступил в Московское училище живописи и ваяния, где учился в классе пейзажиста К. И. Рабуса.

С самого начала Саврасову необычайно повезло с педагогом. Мало того, что именно благодаря Рабусу он вернулся к обучению живописи, так ещё высокообразованный учитель смог дать юному художнику массу бесценных знаний, вовсе не предусмотренных программой училища.

Карл Рабус обучал своих студентов технике рисунка и живописи, а также знакомил их с азами эстетики и теории красок, опираясь на трактаты Иоганна Вольфганга Гёте и самого Леонардо да Винчи.

Его воспитанники не просто изучали и копировали лучшие образцы классического европейского изобразительного искусства, но и очень много времени посвящали работе с натурой. Рабус постоянно повторял своим ученикам, что самое важное для хорошего пейзажиста — уметь «видеть» (чувствовать) природу.

Обладая незаурядным даром убеждения, педагог старался приобщить начинающих художников к пониманию высоких задач искусства вообще, и живописи в частности.

Во время обучения, в 1850 году им была выполнена картина «Камень в лесу у Разлива», который искусствоведы считают несколько неуклюжим по композиции. В этом же году за картину «Вид Московского Кремля при луне» удостоен звания неклассного художника.

Известным имя Саврасова сделала работа «Вид на Кремль от Крымского моста в ненастную погоду», выполненная в 1851 году. По замечанию Н. А. Рамазанова, художник «передал момент чрезвычайно верно и жизненно. Видишь движение туч и слышишь шум ветвей дерева и замотавшейся травы — быть ливню».

В 1871—1875 годах, живя и работая по большей части в Москве, Саврасов участвовал в экспозициях Товарищества передвижных художественных выставок, в 1873−1878 — в академических выставках.

В поисках новых принципов пейзажа он много работал в окрестностях Москвы: в Сокольниках, Фили, Кунцево, Мазилово, Строгино, Братцево; выезжал в северные губернии России, в Поволжье.

В этот период появились его картины: самая знаменитая — «Грачи прилетели» (1871).

Полотно «Распутица» (1894 год, Волгоградский музей изобразительных искусств) также прекрасно характеризует душевное состояние живописца в последние годы. Прекрасный на первый взгляд зимний пейзаж, оставляет впечатление одиночества и пустоты, а чёрный санный след на тракте передает безысходный мотив неотвратимого конца.

Алексей Кондратьевич Саврасов, стоявший у самых истоков национального пейзажа, умер 26 сентября 1897 года в отделении для бедных Городской больницы Москвы №2.

Неделю спустя, Левитан опубликовал в газете «Русские ведомости» статью, посвященную памяти мастера. В ней он назвал своего любимого педагога первым «лириком» отечественной живописи.

Именно Саврасов сумел запечатлеть на холсте поэзию и красоту русской природы, пронизанную неземным светом, передав через нее образ своего народа и любимой им Родины.

Источник: http://www.art-ris.ru/istoriya-iskusstv/russkie-khudozhniki/savrasov-ak/

Саврасов Алексей Кондратьевич

Пейзажист-лирик. Создатель первых истинно национальных пейзажей в России. Обучал многих художников того времени. Он писал «пейзаж настроения».

Отец его, Кондратий Артемьевич Соврасов (так писал свою фамилию отец художника), был мещанином. Благодаря долгому и кропотливому труду Кондратий Артемьевич получил «звание» купца третьей гильдии.

Саврасов получил от отца суровое воспитание, предполагалось, что он пойдёт по стопам отца.

Однако с детства художник был наделён талантом, его рисунки пользовались большим спросом и их сбывали на Никольской и у Ильинских ворот.

Дважды Саврасов поступал на учёбу в Московское училище живописи и ваяния. Первый раз в 1844 году, учёбу пришлось оставить из-за болезни матери, её сразила чахотка. В 1848 году он вновь поступает в Училище. Отец не разделял интересов сына к живописи, он даже выселил сына с картинами на чердак. Тут вмешался московский обер-полицмейстер генерала И. Лужина.

В итоге Саврасов успешно сдаёт  экзамены и поступает в Училище. Наставником юного живописца был замечательный педагог пейзажного класса Карл Рабус (его имя было забыто). Карл Рабус был известной фигурой в мире искусства в те времена. Его одноклассником был Брюллов, его другом был немецкий романист Л. Тик, А Иванов, Н. Гоголь, А Венецианов.

Благодаря своему наставнику Саврасов из дилетанта превратился в художника.

В 1850 году Саврасов пишет две картины – «Вид  Московского Кремля при луне» и «Камень в лесу у “Разлива”. Вид в имении И.Д. Лужина близ станции Влахернская». За эти полотна Саврасов получил официальное звание художника.

Художнику сопутствовал ошеломительный успех. На него обратила внимание в 1854 году великая княгиня Мария Николаевна. Саврасов стал писать пейзажи на её даче, расположенной между Петергофом и Ораниенбаумом.

Тогда же, в 24 года, он стал академиком.

Конец 1850-х годов полон успехов в творчестве молодого живописца.  В 1857 году, после смерти Рабуса, Саврасову  предлагают возглавить пейзажный класс в Московском училище живописи и ваяния. Четверть века Саврасов обучает юных художников. Известными стали его ученики  К. Коровин и И. Левитан, продолживший дело своего учителя.

В 1857 году Саврасов женится на Софье Карловне Герц, сестре своего приятеля и одноклассника, Константина Герца. Другой её брат Карл Герц, основатель кафедры истории и искусств в Московском университете, он также был известным археологом и секретарём Общества любителей художеств.

Саврасов состоял в этом Обществе и за счёт Общества съездил на лондонскую Всемирную выставку в 1862 году. В 1860-х годах вёл активный образ жизни в мире искусства, в различных источниках упоминается его имя. Он был ответственным за перевозку шедевра А.

Иванова «Явление Христа народу» из Петербурга в Москву в 1862 году; в 1862 году общался на равных с известным по всей Европе швейцарским художником А. Каламом; в 1867-м году был на парижской Всемирной выставке; в 1869, совместно с художником В.

Пукиревым, выпустил учебник «Курс рисования»; в 1860-х годах участвовал в открытии Товарищества передвижных художественных выставок и после был членом его правления.

Близким другом Саврасова был живописец В. Перов. Они вместе обучали молодые дарования и вместе работали. Саврасов доверял Перову и тот вносил последние штрихи в картины художника – «Печерский монастырь под Нижним Новгородом». Считается, например, что Саврасов написал пейзаж для картин Перова «Птицелов» и «Охотники на привале».

Самым большим и ошеломительным успехом Саврасова были «Грачи». Эту картину он показал на I выставке передвижников. История этой картины связана с поездками русского художника на Волгу (в начале 1870-х годов), художник много ездил по Волге и написал целую серию пейзажей.

Жизнь художника в дальнейшем складывалась  трагически. У него не было  собственного жилья (он жил на казенной квартире от Училища), он испытывал большие материальные трудности. Четверо его детей умерли в младенчестве.

О картинах публика отзывается не однозначно, картины получают негативные оценки. Так с 1881 года русский художник больше не участвует в выставках. Левитан писал о том, что великий русский художник чужд и в своей семье.

Саврасов пристрастился к алкоголю, у него начинают болеть глаза. В 1876 году от него ушла жена с детьми. В заключение его уволили из Училища, отобрав казенную квартиру. Началось «хождение по мукам» художника, он ночевал в ночлежках. В таких условиях Саврасов завёл новую семью. Гражданская жена, Е.М.

Моргунова, родила двоих детей. Саврасов опускался всё ниже. Однако он не оставил живопись. Отдавал свои картины чуть не задаром. И несмотря не на что он оставался великим живописцем, о чём свидетельствует изданный в 1894 году альбом саврасовских рисунков.

Умер он в отделении для бедных 2-й городской больницы.

Известные произведения Саврасова  Алексея Кондратьевича

Картину «Лосиный остров в Сокольниках» Саврасов написал в 1869 году, находится она в Государственной Третьяковской галерее, в Москве.  Этой картиной заканчивается творческий период жизни русского художника 1860-х годов.

Картина отличается эмоциональностью и религиозным утверждением «земли» и «неба». Это воплощение реализма и метафизики, а не просто любование природой. Саврасов написал целую «энциклопедию» Подмосковья, дошедшую до наших дней.

Картина «Лосиный остров» принесла первую премию русскому художнику на конкурсе Общества любителей художеств, в 1870 году, и была куплена П. Третьяковым.

Основной символ картины сосновый лес, делающий картину монументальной и соединяющий небо и землю в одно целое. Мастерски выполнена голубоватая дымка, курящаяся над влажной низиной, что было достигнуто приёмом лессировки. Реалистичность картине придают тщательно выписанные детали – сонные коровы, лесная растительность.  Набегающие тучи придают тревожный образ пейзажу.

Картина «Печерский монастырь под Нижним Новгородом» (1871), Нижегородский государственный художественный музей. Этой картиной была открыта «волжская» серия картин художника, созданной в самый плодотворный период его творчества.

Тема Волги была продолжена, одним из лучших учеников Саврасова, Левитаном. Картина исполнена в жанре «лирического» пейзажа, которому свойственны одухотворённость, щемящее настроение.

  На заднем плане картины открывается Волга – с её голубой водой, островами, широкими песчаными отмелями и берегами. Композиционный центр картины – колокольня и голубые купола белокаменного монастыря.

Картина полна жизни, тут и скворечники, и развешенное на верёвках бельё, вьющийся дымок из трубы. Изображённая Саврасовым слобода приглашает зрителя к сопричастности, кажется, будто возможно сбежать с косогора, ведущего к монастырю.

Ещё одна известная картина Саврасова «Просёлок», её художник написал в 1873 году. Является новаторским произведением живописи 1870-х годов. Художник запечатлел одно мгновенье – мгновенье между только что закончившимся ливнем и солнцем, которое вот-вот должно вспыхнуть в небе.

В этой картине русский художник мастерски написал воздух, что вообще присуще стилю саврасовских работ. Сам художник не был очень доволен своей работой. Её он выполнил в духе импрессионизма. Работа была подарена другу И. Прянишникову, одному из участников Товарищества передвижных выставок.

Так картину зритель увидел уже в 1893 году.

Картина как будто светится и переливается. Краски в ней тёплые и тона плавно переходят из одного цвета в другой. Топкий и грязный просёлок превращается в некий эстетический эталон, создаёт художественный сюжет. Деревья тянутся к небу в предчувствие появления солнца, очертания их слегка размыты.

Картину «Радуга» А.К. Саврасов исполнил в 1875 году, находится она в Государственном Русском музее, в Санкт-Петербурге. Это одна из картин, представляющих серию саврасовских «радуг». Глубокая тишина отражена в картине, умытый мир как будто застыл и задумался.

Здесь виден поиск идеала в обыденном. Приглушен колорит, радуга еле заметна, однако сюжет картины полон очарования. На заднем плане изображены бедные селения.  Скудная лестница, перед которой остановилась крестьянка, делается лестницей в небо.

Во всех картинах Саврасов пишет птиц.

Природа вечно дышит. Всегда поёт и песнь её торжественнаА.К. Саврасов

Шедевр Саврасова А.К.– картина «Грачи прилетели»

Картина исполнена в 1871 году и хранится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве.  Интерес к «национальному» пейзажу проявился уже на I Передвижнической выставке в 1871 году. «Грачи прилетели» стали откровением для посетителей нашумевшей выставки. Шедевр Саврасова стал символом целой эпохи в русском изобразительном искусстве.

Пейзаж “Грачи прилетели” есть лучший, и он действительно прекрасный, хотя тут и Боголюбов, и барон Клодт, и Шишкин. Но всё это – деревья, вода и даже воздух, а душа есть только в “Грачах”И. Крамской

В этой картине искусно выстроена перспектива, высветленные тона, взгляд утопает в просторах русской весны. В картине нет заброшенности, манера Саврасова сближать следы деятельности человека с природой – тёплый вьющийся дымок указывает на то, что где-то рядом живут люди.

  В центре изображена заурядная, с облупившейся краской колокольня. Верба – символ воскресенья, бессмертия жизни. Поэтизируются берёзы, неказистые, в ветвях которых прилетевшие грачи вьют гнёзда. По определению Б.

Асафьева, художнику в этой работе свойственна «тончайшая и глубоко-мелодическая чуткость».

Радуга, Алексей Кондратьевич Саврасов, 1875

  • Вид в Швейцарских Альпах (гора Малый Рухен

Радуга, Алексей Кондратьевич Саврасов, 1875

  • Камень в лесу у «разлива»

Радуга, Алексей Кондратьевич Саврасов, 1875

  • Лосиный остров в Сокольниках

Радуга, Алексей Кондратьевич Саврасов, 1875

  • Печорский монастырь под Нижним Новгородом

Радуга, Алексей Кондратьевич Саврасов, 1875Радуга, Алексей Кондратьевич Саврасов, 1875Радуга, Алексей Кондратьевич Саврасов, 1875Радуга, Алексей Кондратьевич Саврасов, 1875Радуга, Алексей Кондратьевич Саврасов, 1875Радуга, Алексей Кондратьевич Саврасов, 1875

  • Разлив Волги под Ярославлем

Источник: http://rus-artist.ru/2013-06-27-16-01-10.html

Алексей Кондратьевич Саврасов

Алексей Кондратьевич Саврасов (12 (24) мая 1830, Москва — 26 сентября (8 октября) 1897, Москва) — русский художник-пейзажист, один из членов-учредителей Товарищества передвижников.

Алексей Кондратьевич Саврасов родился 24 мая 1830 года в семье московского купца третьей гильдии. В ранней юности у будущего художника обнаруживаются незаурядные способности к живописи. Вопреки желанию отца, который мечтал «приспособить сына к коммерческим делам», Саврасов в 1844 году поступает в Московское училище живописи и ваяния.

В 1848 году в отчетах Совета Московского художественного общества упоминается об успехах лучшего ученика перспективного и пейзажного класса А. К. Саврасова, которым руководит известный московский «видописец» К. И. Рабус. На средства И. В.

Лихачева, мецената, члена Совета Московского художественного общества, Саврасов в числе учащихся летом 1849 года едет на юг России и пишет виды Одессы и Малороссии. За программные работы этого года художника награждают похвальным листом, а 25 сентября 1850 года он кончает Училище и получает звание неклассного художника за картины «Вид Московского Кремля при луне» и «Камень у маленького ручья».

Первые пейзажи Саврасова непосредственно связаны с традициями академической школы. В академической пейзажной живописи 40-50-х годов преобладало романтическое направление, к нему был близок и учитель Саврасова. В юношеских произведениях Саврасова — «Вид Москвы с Воробьевых гор» (1848, ГТГ), «Вид Кремля в ненастную погоду» (1851, ГТГ) — сказалось внешнее влияние романтизма.

Однако пейзажи Саврасова отличались живыми наблюдениями, искренностью чувств. Летом 1854 года художник работает у Финского залива под Петербургом. На осенней выставке в Академии художеств (6 октября 1854 г.) привлекли внимание две его картины: «Вид в окрестностях Ораниенбаума» и «Морской берег в окрестностях Ораниенбаума», за которые художнику присваивается звание академика.

Обе картины значительно отличаются от его прежних работ. Избрав традиционный романтический мотив, художник ищет поэтичность не во внешних эффектах, а в лирическом воспроизведении природы. С любовью он передает очарование летнего вечера на взморье, влажность морского воздуха в тени вековых валунов, сумрак под широко раскинувшимися ветвями деревьев.

В Москве Саврасов снова участвует в выставках Училища живописи и ваяния, а после смерти своего учителя в 1857 году становится руководителем пейзажного класса. Преподавание идет успешно, Саврасова окружают любящие друзья и ученики. В том же году он женится на Софье Карловне Герц, сестре известного археолога и историка искусства.

В их доме собираются художники, деятели искусства, меценаты (в том числе и П. М. Третьяков), читаются литературные новинки, ведутся оживленные беседы, споры по вопросам, волновавшим в то время русское общество. Особенно дружен был А. К. Саврасов с В. Г. Перовым, инициатором создания Товарищества передвижных выставок. В. Г.

Перов помогал художнику писать фигуры бурлаков в картине «Волга под Юрьевцем», Саврасовым же написан пейзаж в картинах Перова «Птицелов» и «Охотники на привале». Значительный этап в творческом развитии художника представляет картина «Пейзаж с рекой и рыбаком» (1859, Гос.. художественный музей Латвийской ССР). Здесь нет ни борьбы стихий, ни поражающих контрастов освещения.

Спокойные линии берега, плавный силуэт купы деревьев, мягкий солнечный свет, озаряющий подмосковную долину. Для русского искусства 60-е годы прошлого столетия были временем утверждения национального характера русского пейзажа. Все чаще пейзажисты обращаются к изображению преимущественно сельской среднерусской полосы, стремятся правдиво передать красоту родной земли.

Много работает Саврасов в окрестностях Москвы: «Вид в селе Кунцево» (1855, ГТГ), «Вечерний пейзаж» (1861, Гос. художественный музей Латвийской ССР), «Сельский вид» (1867, ГТГ). Весной 1862 года по предложению Общества любителей художеств А. К.

Саврасов выехал за границу, посетил Всемирную художественную выставку в Лондоне, побывал в Копенгагене, Берлине, Дрездене, Лейпциге, Париже, Мюнхене, прожил два месяца в горной Швейцарии. Английские и немецкие мастера привлекли внимание художника «стремлением к правде и самостоятельности».

Наиболее значительным произведением Саврасова 60-х годов была картина «Лосиный остров» (1869, ГТГ), удостоенная первой премии на конкурсе Московского Общества любителей художеств. Отмечая эту удачу, один из современников писал об умении художника «поэтично пе-ренесть на полотно знакомый каждому из нас клочок природы из окрестностей Москвы». Величавый и торжественный сосновый бор стоит, как страж раскинувшихся далей.Ясный летний день.На лугах мирно пасется стадо. Тщательно разработана в пейзаже каждая деталь: кусты, деревья, трава на поляне. Здесь художник раскрывает значительность обычного и повседневного в природе. Картина «Лосиный остров» относится ко времени расцвета творчества художника. Последующие годы ознаменованы созданием лучших его произведений.

В декабре 1870 года А. К. Саврасов вместе с женой едет на Волгу. Он живет в Ярославле, под Костромой, в Нижнем Новгороде, Юрьевце.

Картина «Печерский монастырь под Нижним Новгородом» (1871, Горьковский гос. художественный музей) — одно из самых больших полотен художника и первый из известных его волжских пейзажей.

Саврасов покорен величавой торжественностью, необъятными просторами волжской природы, ее органической связью с жизнью человека, с жизнью русского народа.

В широкую панораму пейзажа естественно вписаны дома слободки с садами, зеленеющие луга, синие лагуны, песчаные отмели, и над всем — возвышающийся белокаменный монастырь. Природа и человек в картине едины. «Тихая жизнь в Ярославле позволяет мне сосредоточенно заниматься искусством», — пишет художник П.

М. Третьякову. Одна за другой появляются картины «Волга под Юрьевцем» (1871, местонахождение неизвестно), «Разлив Волги под Ярославлем» (1871, ГРМ) и, наконец, «Грачи прилетели» (1871, ГТГ), появившаяся на Первой передвижной выставке, восторженно принятая всеми.

«Пейзаж „Грачи прилетели» есть лучший, и он, действительно прекрасный, хотя тут и Боголюбов, и барон Клодт, и И. И. (Шишкин. — О. И.). Но все это — деревья, вода и даже воздух, а душа есть только в „Грачах»», — писал И. Н. Крамской Ф. А. Васильеву. Появлению картины предшествовали этюды с натуры, написанные художником в Ярославле и в селе Молвитиново близ Костромы.

Неяркий и тонкий колорит, построенный на мягких сочетаниях серых, коричневых, белых и голубых тонов, передает перламутровую нежность весенних красок. В северной природе после долгой зимы пробуждение наступает медленно. Снег долго лежит на полях, коченеют на ветру деревья, и вдруг все наполняется легким трепетом жизни, радостным гомоном птиц.

Белоствольные березки тонкими ветвями устремляются к легким облакам, голубеющему небу, под теплым дуновением ветра розовеют и набухают почки, шумные грачи вьют гнезда. Воздух весенний, легкий, прозрачный и ясно видны высокая каменная церквушка с шатровой колокольней и широкие просторы полей с рекой вдалеке. «Какая простота! — писал И. И. Левитан.

— Но за этой простотой вы чувствуете мягкую, хорошую душу художника, которому все это дорого и близко его сердцу». Никто до Саврасова не мог так глубоко и поэтично раскрыть красоту и лиричность русского пейзажа. Картина «Грачи прилетели» способствовала успеху Первой передвижной выставки.

С тех пор Саврасов прочно связал свою творческую деятельность с Товариществом передвижных выставок. Многие произведения художника, которые появлялись на выставках передвижников, были написаны в Поволжье. Саврасов бывал под Нижним Новгородом и под Казанью, но больше всего любил места между Ярославлем и Костромой.

Его картины многообразны по передаче состояния природы, диапазону чувств. В пейзаже «Разлив Волги под Ярославлем» (1871, ГРМ) спокойная мощь русской природы, «разливы рек, подобные морям». В одних произведениях природа предстает обновленной, ликующей — «Проселок» (1873, ГТГ), «Радуга» (1875, ГРМ), в других — взволнованной, поэтически приподнятой — «Вечер.

Перелет птиц» (1874, Одесская картинная галерея). В 70-е годы в произведениях Саврасова все более ощущается печаль, тревога, а то и острая тоска: «Лунная ночь. Болото» (1870, ГТГ), «Закат над болотом» (1871, ГРМ). Под впечатлением личной трагедии (смерть дочери в 1871 г.

) Саврасов создает одно из самых драматических своих полотен «Могилы над Волгой» (1874, частное собрание). В конце 70-х годов художник тяжко заболевает, в творчестве его заметны черты упадка. Но и в поздний период появляются подлинно поэтические произведения, и среди них — «Рожь» (1881, ГТГ), «Зимний пейзаж» (частное собрание), «Северная деревня», «Весна.

Огороды» (1883, Пермская гос. художественная галерея). Нелегкими оказались для художника последние десятилетия. Известны прошения Саврасова о денежных ссудах, о казенной квартире: эти годы А. К. Саврасов провел в глубокой нужде и умер 26 сентября 1897 года в Москве. Его ученик И. И.

Левитан писал: «Не стало одного из самых глубоких русских пейзажистов, с Саврасова появилась лирика в живописи пейзажа и безграничная любовь к своей родной земле. Да, покойный Саврасов создал русский пейзаж, и эта его несомненная заслуга никогда не будет забыта в области русского художества».

Материалы из книги: Дмитриенко А.Ф., Кузнецова Э.В., Петрова О.Ф., Федорова Н.А. 50 кратких биографий мастеров русского искусства. Ленинград, 1971 г.

Грачи прилетели

К концу лета на Волге

Камень в лесу у Разлива

Рожь

Пейзаж с сосной

Распутица

Весенний день

Оттепель. Ярославль

Оттепель

Зимний пейзаж

Зима

Сухарева башня

Проселок

Дворик.Зима

Радуга

Озеро в горах Швейцарии

Сельский вид

1)

2)

3)

4)

5)

6)

7)

8)

9)

10)

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.

Источник: http://magspace.ru/blog/148587.html

Ссылка на основную публикацию