Проводы покойника, василий григорьевич перов, 1865

February 6, 2013

Проводы покойника, Василий Григорьевич Перов, 1865

В начале 60-х годов Перов выступал по преимуществу как страстный обличитель темных сил, угнетавших народ. Но к середине 60-х годов интерес художника начинает перемещаться от прямого обличения угнетателей к самим угнетенным. Он создает ряд произведений, рисующих народное горе, в центре которых стоят образы обездоленных. В ряду лучших из этих произведений – картина «Проводы покойника» (1865).

Сюжет картины – потеря крестьянской семьей своего кормильца – близок замечательной поэме Некрасова «Мороз Красный нос». Обращение двух выдающихся художников-демократов к сходной теме не было простой случайностью. Тяжесть крестьянской жизни, беспросветная нужда могли быть раскрыты через изображение смерти кормильца семьи с особой наглядностью.

В картине Перова изображены проводы умершего крестьянина на кладбище. Гроб провожают вдова умершего и его двое детей. Провожатые умещаются вместе с гробом на дровнях, запряженных деревенским савраской. За дровнями нет провожающих, и они неторопливо скользят по зимней дороге мимо занесенного снегом косогора под лай выбежавшей откуда-то собаки.

При более внимательном рассмотрении в картине выступают отдельные детали и частности, дополняющие, углубляющие и усиливающие первое впечатление, создающие реалистическую конкретность образа.

Кусок домотканого холста, высунувшийся в щель из-под крышки гроба, веревка, обвязывающая гроб, прикрывающая его рогожа – свидетельство крестьянской бедности; тулуп и шапка умершего отца, в которые одет мальчик, напоминают об их прежнем владельце.

Но все эти детали не нарушают общего целостного впечатления от картины, ибо они подчинены этому целому. Каждая из них раскрывает новую грань образа, помогая живее ощутить изображенное явление.

Еще до того, как зритель успеет рассмотреть картину во всех частностях, он улавливает трагизм изображенной ситуации, проникается ее скорбным настроением. Одиночество осиротевшей семьи ощущается не только в отсутствии провожающих, но еще более в особой компактности маленькой группы людей, жмущихся к сосновому гробу.

Изображенная на фоне снежного пейзажа, эта группа замкнута в своем силуэте, представляя как бы затерявшийся маленький мирок, отделенный в своем несчастье от остального мира. Линия силуэта, прекрасно найденная художником, необычайно выразительна.

В очерке женской фигуры она достигает наибольшей красноречивости, здесь она особенно отчетлива, так как женщина помещена художником на фоне самой светлой части неба.

Зритель видит согнутую непосильной тяжестью жизни спину, устало опущенные плечи, горестно поникшую голову. Скупые, но необычайно точные линии, которыми охарактеризована женская фигура, не менее сильно, чем стихи Некрасова, рассказывают о тяжкой доле крестьянской вдовы.

Прослеживая взглядом силуэт группы, зритель как бы ощущает движение саней, поддержанное ритмично повторяющимися кривыми в очертаниях крышки гроба, плечей крестьянки, дуги.

Движение в глубь картины подчеркивает встречное движение плывущих по небу тяжелых снежных облаков и тот прорыв в глубину, впечатление которого создает светлая полоса у горизонта.

В создании общего настроения картины большая роль принадлежит пейзажу. Перов был первым русским художником, глубоко почувствовавшим поэзию серых пасмурных дней и сумевшим выразить через эту поэзию свои скорбные мысли о России.

Тяжелое, словно придавившее людей небо, убогий ельник, обегающий по косогору, деревянная кладбищенская церквушка, виднеющаяся вдали, стая взметнувшихся вверх черных птиц – все это еще более усиливает впечатление одиночества и заброшенности крестьянской семьи.

Холодная тональность колорита служит дополнительным средством раскрытия этой темы.

По глубине содержания, по выразительности художественного языка, по силе эмоционального воздействия, по истинно поэтическому ощущению действительности картина «Проводы покойника» одно из лучших произведений русской живописи.

Ученик Перова, ставший затем выдающимся художником, М.В.

Нестеров так сказал о своем учителе: «…Перов, почти без красок, своим талантом, горячим сердцем достигал неотразимого впечатления, давая то, что позднее давал великий живописец Суриков в своих исторических драмах».

https://calendula.com.ua простые кремы для тортов кофейный крем.

Проводы покойника, Василий Григорьевич Перов, 1865

Гмии им. пушкина. иорданс

Проводы покойника, Василий Григорьевич Перов, 1865

Гмии им. пушкина. рубенс

Проводы покойника, Василий Григорьевич Перов, 1865

Гмии им. пушкина. фламандцы

Проводы покойника, Василий Григорьевич Перов, 1865

ГМИИ. Немецкое Возрождение

Проводы покойника, Василий Григорьевич Перов, 1865

Гмии им. пушкина. нидерланды xv—xvi

Проводы покойника, Василий Григорьевич Перов, 1865

Гмии им. пушкина. итальянцы xv—xvi

Проводы покойника, Василий Григорьевич Перов, 1865

ГМИИ: пластика малых форм

Проводы покойника, Василий Григорьевич Перов, 1865

Гмии им. пушкина. итальянцы xiii—xv

Проводы покойника, Василий Григорьевич Перов, 1865

Гмии им. пушкина. египет и византия

Общий ход эволюции искусства в Римской империи уводил

Музей Шерлока Холмса

Кроме того, потомки писателя были категорически против музея, посвященного его вымышленному персонажу, отказались

Британский музей

Эта находка сыграла важнейшую роль в изучении истории Древнего Египта. На камне, найденном

Национальная галерея

Собрание Национальной галереи считается одним из лучших в мире. Интересно, что здание

Эрмитаж

Зал был задуман как мемориальный и посвящен памяти Петра I. Это нашло непосредственное отражение в

Старая Пинакотека

Отличительная особенность этого музея состоит в том, что среди его экспонатов нет ни произведений скульптуры, ни графики,

Третьяковская галерея

Приступая к осуществлению поставленной перед собой задачи, Третьяков имел ясно

Оружие в Эрмитаже

Доспех прикрывал почти все тело рыцаря подвижно скрепленными пластинами, шлем полностью защищал

Музей Орсе

Работы – «Завтрак на траве» (1863) и «Олимпия» (1863), – когда-то вызвавшие бурю негодования публики

Источник: http://ourarts.ru/?p=731

Перов В.Г. «Проводы покойника». Описание картины

Проводы покойника, Василий Григорьевич Перов, 1865

1865 г. Холст, масло 43,5 x 57 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия

Описание картины Перова В.Г. «Проводы покойника»

Картина «Проводы покойника» была создана первой после возвращения Перова из-за границы. Искусствоведы относят это полотно к «скорбным» сюжетам из всего многогранного творчества живописца Василия Перова.

Остросоциальная эмоциональная картина фактически лишена динамичного сюжета – это как будто момент, случайно выхваченный из жизни. Чувство псевдообыденности происходящего и рождает  ту скорбную интонацию, которая передаётся зрителю.

Небольшая семья везёт на кладбище усопшего. Нет широкой процессии, голосящих старух, взволнованного многолюдья, стенаний и слёз, наоборот, нищая крестьянская семья провожает своего родного человека  в последний путь, тихо, отрешённо и смиренно.

Для воплощения сюжета автор выбрал диагональную композицию – она позволяет рассмотреть всех участников и лишает полотно статичности. Кульминационным центром работы можно назвать погонщика со сгорбленной спиной, который вяло подгоняет лошадь. Худая лошадка из последних сил тянет сани в гору.

Взгляд перемещается на сани, где выхватывает часть простого деревянного гроба, который обнимает ребёнок, чтобы его поддержать. Вдова покойного сидит рядом с закрытым гробом, и просто убита горем, вся её фигура выражает бессилие и скорбь. Холодный, даже ледяной пейзаж с низкими тёмными тучами довершает ощущение глубокого одиночества и безысходности.

Картина получила огромное признание у современников. В своё время о ней положительно отзывался Стасов, а центральный выставочный зал впервые выдал денежную премию художнику. Также полотно получило признание за рубежом.

Лучшие картины Перова В.Г.

Проводы покойника, Василий Григорьевич Перов, 1865 Проводы покойника, Василий Григорьевич Перов, 1865 Проводы покойника, Василий Григорьевич Перов, 1865 Проводы покойника, Василий Григорьевич Перов, 1865
Проводы покойника, Василий Григорьевич Перов, 1865 Проводы покойника, Василий Григорьевич Перов, 1865 Проводы покойника, Василий Григорьевич Перов, 1865 Проводы покойника, Василий Григорьевич Перов, 1865
Проводы покойника, Василий Григорьевич Перов, 1865

Источник: http://www.hudojnik-peredvijnik.ru/perov-v-g/perov-v-g-provody-pokojnika/

Перов Василий Григорьевич

Жизнь и творчество Василия Перова

Василий Григорьевич Перов родился в Тобольске 4 января 1834 года. Он был внебрачным сыном тобольского прокурора Г.К. Криденера, человека просвещенного и свободомыслящего. Когда Перов был еще мальчиком, Криденер из-за своего независимого характера принужден был оставить казенную службу.

Материальное положение семьи сильно ухудшилось, и отцу пришлось поступить на плохо оплачиваемое место управляющего имением. Учила мальчика грамоте сначала мать, а потом заштатный дьячок. В каллиграфии Василий был настолько искусен, что учитель дал ему прозвище Перов, ставшее впоследствии его фамилией.

 

Детство Перова проходило в окрестностях Арзамаса. Он оканчивает уездное училище. Идя навстречу влечению сына, отец устраивает его в Арзамасскую художественную школу А.В. Ступина. Здесь он с 1847 по 1849 год получил начатки профессионального образования. Следующие годы он работал самостоятельно, живя у отца в имении. 

В 1852 году Василий приехал в Москву и на следующий год поступил в Московское училище живописи и ваяния. Сначала его учителем был Е.Я. Васильев, строгий классик. Он по-отечески заботился о Перове, поселил у себя и этим помог ему в трудную минуту, когда молодой художник из-за нужды хотел оставить учебу. Оканчивал училище Василий под руководством С.К. Зарянко. 

Проводы покойника, Василий Григорьевич Перов, 1865

В конце пятидесятых годов Перов был уже достаточно технически подготовлен и мог ставить себе творческие задачи, стремясь к правдивой и ясной передаче взволновавшей его темы.

Когда подошло время работать с целью получения академических медалей, Перов пишет одну за другой картины, которые, появляясь на выставках, сразу создают ему имя. Первая картина была им написана в 1857 году и называлась «Приезд станового на следствие».

Картина принесла молодому художнику большую серебряную медаль. Эта картина стала заметным событием для публики и критики. В Перове увидели «прямого наследника и продолжателя Федотова». 

В 1860 году Перову была присуждена малая золотая медаль за картину «Первый чин. Сын дьячка, произведенный в коллежские регистраторы».

Получив право участвовать в конкурсе на Большую золотую медаль, Перов решился представить Академическому совету эскиз на тему «Сельский крестный ход на пасхе» (1861). С этой картиной молодой художник входит в историю русского искусства.

О впечатлении, которое она произвела, свидетельствует письмо художника В. Худякова П. Третьякову: «А другие слухи носятся, что будто бы Вам от св.

Синода скоро сделают запрос: на каком основании Вы покупаете такие безнравственные картины и выставляете публично? Картина («Попы») была выставлена на Невском на постоянной выставке, откуда хотя ее и скоро убрали, но все-таки она подняла большой протест! И Перову вместо Италии как бы не попасть в Соловки». 

Проводы покойника, Василий Григорьевич Перов, 1865

Н. Г. Криденер. 1856.Государственный Русский музей

После того, как «Сельский крестный ход на пасхе» был отвергнут академией, Перов пишет новую картину на соискание Большой золотой медали — «Проповедь в селе» (1861). На этот раз картина была принята. Похоже, академическое начальство не поняло настоящего смысла картины. 

В 1862 году Перов написал «Чаепитие в Мытищах». Композиция картины построена на противопоставлении тучного монаха-чревоугодника и хромого слепца, инвалида войны, с мальчиком-поводырем. 

Проводы покойника, Василий Григорьевич Перов, 1865

Приезд станового на следствие. 1857. Государственная Третьяковская галерея

Осенью того же года Перов женится на Елене Эдмондовне Шейс. А уже в декабре вместе с женой, получив от Академии художеств пенсион на заграничную поездку, он уезжает в Париж. По дороге он знакомится с музеями Берлина, Дрездена, посещает мастерские художников. 

Наблюдая народную жизнь в столице Франции, художник создает такие яркие работы, как «Продавец песенников», «Уличная сцена в Париже», «Савояр». Эти произведения говорят о росте живописного мастерства художника, в них видно стремление более глубоко раскрыть психологию человека, выявить в нем социально-типические и индивидуальные черты. 

Читайте также:  Музей-аптека в киеве, краткое описание экспонатов аптеки, украина

Проводы покойника, Василий Григорьевич Перов, 1865

Сцена на могиле. 1859. Государственная Третьяковская галерея

Перов недолго пробыл в Париже. Испрашивая у академии разрешение на досрочное возвращение, он мотивировал это тем, что «незнание характера и нравственной жизни народа» делают невозможным окончание задуманных им картин. Академия удовлетворила просьбу художника и продолжила ему пенсионерство в России. В 1864 году Перов вернулся в Москву, где и прошла вся его дальнейшая жизнь. 

История жизни Василия Григорьевича Перова

Первая же картина, созданная после возвращения, — «Проводы покойника» (1865) — сразу определила бесспорную роль Перова как лидера нового движения — формирующегося идейного реализма. «Перед нами сани с женщиной и детьми, — говорил Д.В. Григорович.

— Как это сделал художник, мы не знаем, это тайна его высокого таланта, но глядя на эту спину, сердце сжимается, хочется плакать». Эти похороны еще безотраднее и печальнее, чем у Некрасова в поэме «Мороз-Красный нос». Там гроб провожали отец, мать, соседи и соседки.

У Перова — никто, он дал полную покинутость и одиночество крестьянской семьи в ее горе. 

Проводы покойника, Василий Григорьевич Перов, 1865

Странник. 1859.Саратовский художественный музей

Близка этой картине по духу «Тройка» (1866). К лучшим произведениям этого типа относятся также «Утопленница» (1867) и «Последний кабак у заставы» (1868). 

Во второй половине шестидесятых годов Перов продолжает работать и в области сатиры, острие которой по-прежнему направлено главным образом против духовенства. Не щадит художник и купечество. В картине «Приезд гувернантки в купеческий дом» (1866) Перов показывает тяжелую участь интеллигентной девушки, вынужденной идти в кабалу к купцу-самодуру. 

Наряду с глубокими общественными темами, искусство Перова затрагивало и более простые житейские мотивы. Картины «Дилетант» (1862), «Учитель рисования» (1867), «Сцена у железной дороги» (1868), «Спящие дети» (1870), «Приезд институтки к слепому отцу» (1870) и другие чрезвычайно точно рисуют жизнь и быт простых, ничем не примечательных людей, их горести и радости. 

Проводы покойника, Василий Григорьевич Перов, 1865

Дилетант. 1862.Государственная Третьяковская галерея

В 1869 году совместно с Мясоедовым, которому принадлежит идея создания Товарищества художественных передвижных выставок, Перов организовал московскую группу передвижников. Перов стал одним из деятельных членов Товарищества и в течение семи лет являлся членом Правления. 

В семидесятые годы в творчестве Перова преобладают житейские бытовые сюжеты.

Его «Птицелов» (1870), «Охотники на привале» (1871), «Рыболов» (1871), «Ботаник» (1874), «Голубятник» (1874) и другие картины представляют характерные типы московских обывателей того времени.

Именно это приводило в восторг В.В. Стасова: «Тут предстала целая галерея русских людей, мирно живущих по разным углам России». 

Проводы покойника, Василий Григорьевич Перов, 1865

Сватовство. 1862

Если говорить о достижениях Перова, то в позднем творчестве они связаны в первую очередь с портретом. Его «Фомушка-сыч» (1868) — одно из самых замечательных, самых проникновенных изображений русского крестьянина пореформенного времени. А его портреты? Этот «купец Камынин», сам Островский, Достоевский (1872), Погодин, — разве это не целая эпоха? 

Перов впервые в русской живописи подошел к изображению народных восстаний. Исторические полотна Перова — «Суд Пугачева» (два варианта) и «Никита Пустосвят» (1881) подготовили появление знаменитых произведений Сурикова. 

Проводы покойника, Василий Григорьевич Перов, 1865

Утопленница. 1867.Государственная Третьяковская галерея

Большое значение для воспитания молодых художников имела педагогическая деятельность Василия Григорьевича в Московском училище живописи и ваяния. Под непосредственным наблюдением Перова здесь выросла целая плеяда русских живописцев, проявивших себя в последующее время. 

Личная жизнь художника с конца шестидесятых годов складывалась трагически. В 1869 году умерла его жена, а спустя некоторое время он похоронил и двух своих старших детей. В довершение всего в 1874 году Перов узнает, что болен чахоткой, излечить которую было тогда практически невозможно. 10 июня 1882 году, после тяжелой мучительной болезни, художник скончался. 

Проводы покойника, Василий Григорьевич Перов, 1865

Странник. 1870.Государственная Третьяковская галерея

Источник: https://tunnel.ru/post-perov-vasilijj-grigorevich

Описание картины Василия Перова «Проводы покойника»

Проводы покойника, Василий Григорьевич Перов, 1865

Первой работой Перова, написанной после возвращения в Россию, стала картина «Проводы покойника». Если ранние произведения Перова — это обличительный документ с подробным перечислением свидетельств существующего зла, то пафос «Проводов покойника» — не уличение во зле, а сострадание его жертвам. Настроение картины — немая, бесслезная скорбь бедняков, привычных к несчастью.

Известно, что Перов никак не связывал замысел картины с некрасовской поэмой «Мороз — Красный Нос», хотя в зрительском сознании «Проводы покойника» прочно закреплены как иллюстрация к Некрасову. И действительно, картина могла бы служить идеальной заставкой поэмы. Но у Некрасова, где также описываются похороны бедного крестьянина, все же присутствует похоронный ритуал, проводы, шествие:

Убитая, скорбная пара
Шли мать и отец впереди.
Ребята с покойником оба
Сидели, не смея рыдать,
И, правя савраской, у гроба
С вожжами их бедная мать
Шагала…
За Дарьей соседей, соседок
Плелась негустая толпа…

У Перова — будничность, обыденность смерти и почти невероятное для крестьянского быта одиночество: нет даже «не густой толпы» соседей, нет «проводов» — просто свозят гроб. Единственным «провожающим» оказывается воющая собака, ей выпала роль хоть как-то «оплакать» умершего хозяина.

В предыдущих произведениях Перов намеренно обращал к зрителю лица героев, словно призывая читать запечатленные на них следы пороков, уродства, тупой бессмысленности существования.

В «Проводах покойника» он изображает фигуру героини со спины, скрывая от зрителя лицо, проявляя таким образом деликатность художника, который понимает, что рассматривать лицо убитого горем человека было бы в данном случае неуместным, праздным любопытством.

Былой изобразительный рассказ превращается в выразительное молчание. Важная роль отведена пейзажу.

После основательно подзабытых, эпизодических в первой половине XIX века опытов в изображениях зимы Перов едва ли не первым из русских художников середины века делает зимнюю природу художественной темой своих произведений. В «Проводах покойника» — застывшая земля, сумрачный косогор, холодная даль. В «Тройке» — тревожный ветер и метель, в «Последнем кабаке у заставы» — зимние сумерки, поземка и ледяное небо.

«Проводы покойника» стали значительной удачей Перова, но одновременно здесь обозначился в критическом реализме действительно критический, то есть переломный момент. Описательный жанр с обличительной тенденцией был бы шагом назад, повторением пройденного.

Одно только перечисление сюжетов, которые так или иначе занимали Перова во второй половине 1860-х годов, выдает стремление удержаться на высоте обличительного пафоса, но одновременно демонстрирует «метания» художника, прежде столь решительного в выборе сюжетов и ныне словно не знающего, за что приняться. Одновременно с «Проводами покойника» была начата (и вскоре брошена) большая картина «Монастырская трапеза», сюжетно напоминающая «Чаепитие в Мытищах», но в широкомасштабном, эпическом варианте. Тогда же написана «Очередная у бассейна» — бедняки, в зимнюю стужу и вьюгу стоящие в очереди за водой.

  • Год написания картины: 1865.
  • Размеры картины: 43,5 x 57 см.
  • Материал: холст.
  • Техника написания: масло.
  • Жанр: жанровая живопись.
  • Стиль: реализм.
  • Галерея: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия.

Источник: https://opisanie-kartin.ru/perov-vasilij/provody-pokojnika/

Творчество Некрасова и картина В.Г.Перова "Проводы покойника"

       При изучении литературы второй половины 19 века следует обратить внимание на общую эстетическую программу шестидесятников, на ее особенное, конкретное претворение в творчестве писателей и художников. Самая будничная тематика, все стороны русской действительности становятся объектом художественного отражения.

Дореформенной и послереформенной деревне, судьбе крестьянства, тяжелой доле русской женщины, горькой жизни детей, городской бедноте посвящает свою музу Некрасов. Суровые и мрачные сцены народной жизни встают с полотен Перова.          Как родился сюжет новой картины? Василий Григорьевич Перов, вероятно, и сам хорошо не знал.

Может быть,Проводы покойника, Василий Григорьевич Перов, 1865 жил он где-то в тайниках души, подсмотренный ещё в юности, в деревне; может быть, прозвучал для него в какой-нибудь печальной русской песне, в похоронном колокольном звоне или был навеян поэмой Некрасова «Мороз, Красный нос», которая всегда вспоминается, когда смотришь картину «Проводы покойника». Ведь то, о чем писал поэт Некрасов в своих стихах, то, что изображал художник Перов в своей картине, происходило повсюду на Руси: каждый день погибали тысячи людей, каждый день для русского крестьянина «невесело солнце всходило», и каждый день у какой-нибудь избы, как в то утро, когда хоронили Прокла,

  • Савраска, запряженный в сани, Понуро стоял у ворот; Без лишних речей, без рыданий
  • Покойника вынес народ.

– Ну, трогай, саврасушка! трогай! Натягивай крепче гужи! Служил ты хозяину много,

В последний разок послужи!..

        И на картине Перова в последний раз везет Савраска своего хозяина на погост – на кладбище – тяжело, медленно везет в гору розвальни с гробом хозяина. Гроб покрыт рогожей. К нему прижались двое детей: мальчик в огромном, должно быть, отцовском тулупе и девочка.

Опустив поводья, сгорбившись, на передке саней сидит женщина – мать. Горько у нее на душе, и давят ее невеселые думы.

Умер муж, как вырастит она детей без отца – кормильца семьи? Как будет жить?          Картина «Проводы покойника» еще безотраднее, еще печальнее, чем похороны, о которых рассказывает в поэме «Мороз, Красный нос» Некрасов.

За Дарьей – соседей, соседок Плелась негустая толпа, Толкуя, что Прокловых деток

Теперь незавидна судьба…

        А здесь только единственный друг семьи – лохматая собачонка бежит около саней. Вокруг все сурово, мрачно: низко нависли хмурые тучи, унылая зимняя дорога погружается в мрак наступающего вечера, темнеет перелесок на холме, вдали виднеется несколько убогих избушек…

Беспокойно, тоскливо становится на душе, когда смотришь на эту картину, и думается: «здесь одни только камни не плачут», и ведь никому на свете не нужны эти дети, никому не нужна их несчастная мать.         На картине нет ни ярких красок, ни стремления как-то внешне поразить зрителя.

Написана она очень сурово, сдержанно. Мы не видим даже лица женщины, только ее спину, и, «как сделал художник, мы не знаем, – писал Дмитрий Васильевич Григорович, – это тайна его высокого таланта, но, глядя на эту одну спину, сердце сжимается, хочется плакать». (Из книги: Н.С.Шер.

Читайте также:  Национальный музей естественной истории, париж, франция

Рассказы о русских художниках. –М.: Детская литература, 1966)

Источник иллюстрации: Волынский Л.Н. Лицо времени. – М.: Детская литература, 1965, стр. 80–81.

Источник: http://literatura5.narod.ru/perof1.html

Описание картины Василия Перова «Проводы покойника»

Описание картины Василия Перова «Проводы покойника»

Эта картина получила всеобщее признание не только у современников художника, но и у других «людей искусства». Например, в положительном тоне о «Проводах покойника» отзывался В. Стасов. За своё полотно Перов первый раз в жизни получил специальную премию, которую выдавал центральный выставочный зал России. Также картина получила признание за рубежом.

Закончил работу над картиной Перов в 1865 году, нарисовав на полотне простую русскую семью, прощающуюся с одним из её членов. Все персонажи опустили головы, всем видом показывая скорбь о потере дорого члена семьи.

Пожилая женщина, от бессилия просто лежит рядом с гробом, она настолько убита горем, что не может даже обнять гроб, как это делает молодая женщина, возможно, жена усопшего.

Эта трогательная сцена семейной любви вызывает у зрителя глубокое чувство сожаления к чужой потере.

Изображенные на картине скорбящие люди не вызывали бы столько жалости, если бы не угрюмый пейзаж на втором плане. Чёрные и серые тучи оказывают заметное психологическое давление на зрителя, они ещё больше нагнетают обстановку. Похожие чувства вызывает и скудный пейзаж, состоящий из серого снега и нескольких кустиков, отчаянно хватающихся за жизнь.

На картине даже конь чувствует всю тягость своей ноши, не говоря уже о поникшем главе семьи, опустившего голову. Создаётся такое впечатление, что он вожжи не держит и конь не спеша бредёт, куда ему вздумается. Верный слуга дома – собака отчаянно лает, испуская протяжный и тоскливый вой.

Таким образом, картина Перова «Проводы покойника» не отличается хорошей прорисовкой пейзажа (он никогда серьёзно не увлекался этим направлением), зато художник умело передал подавленное настроение и грустную атмосферу всех членов семьи, изобразив их с опущенными головами и обессилившим телом.

(6 votes, average: 2.33

Источник: https://opisanie-kartin.com/opisanie-kartiny-vasiliya-perova-provody-pokojnika/

Перов Василий Григорьевич (1833 — 1882)

Перов Василий Григорьевич

Внебрачный сын чиновника, вышедшего в отставку и служившего управляющим имением, он провел детство в деревне. Свою фамилию получил за умение чисто, красиво писать пером. В 1860 году закончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Был наиболее выдающимся его выпускником, а впоследствии и профессором этого училища. За успехи в училище получил Большую золотую медаль.

Перов был одним из первых художников, кто смело разрушил все преграды, отделявшие русскую живопись от действительной жизни простого человека, правдиво обрисовал нищую послереформенную деревню в России, жалкое существование городской бедноты.

Все сюжеты для своих произведений Перов брал из жизни, наблюдая ее со всех сторон. После окончания училища со своим другом, художником Прянишниковым, они бродили по окрестностям Москвы, наблюдали и обдумывали темы для своих картин.

Произведения Перова носят остросатирический обличительный характер.

Чаепитие в Мытищах (1862)

Как-то забрели они (Перов с Прянишниковым) в Мытищи.

И увидели под тенью деревьев, за столом сидит откормленный, краснорожий иеромонах, отдуваясь, пьет чай с блюдечка; у ног его саквояж, из которого торчит горлышко бутылки.

За ним служка-чернец, стоя, пьет пустой чай, он не смеет сидеть в присутствии «святого отца». «Святой отец уже выпил целый самовар, а молодая девушка доливает еще. Так родилась картина «Чаепитие в Мытищах».

Рядом с блаженствующим попом стоит нищий калека-солдат — тянет руку за подаянием.

Мы видим приколотую к его шинели медальку, — быть может, под Севастополем оставил ногу горемыка-солдат? Служанка отталкивает прочь его руку, неприязненно скосил взгляд поп, а мальчонка-поводырь стоит, не смея протянуть за милостыней отцовский картуз.

Какая горькая нота сочувствия к детям звучит в картине! Нет горше обиды, чем обида ребенка, и нестерпимо видеть эту робкую фигурку мальчишки — голодного и босого — рядом с равнодушным обжорством!

Проводы покойника (1865)

Самое , вероятно, примечательное произведение Перова, очень созвучное с поэмой Некрасова «Мороз, Красный нос».

В последний раз везет Савраска своего хозяина на погост, тяжело, медленно везет в гору розвальни с гробом хозяина. Гроб покрыт рогожей. К нему прижались двое детей, ошеломленных страшной потерей.

Опустив поводья, сгорбившись, на передке саней сидит вдова, мать. Сколько скорби в ее склоненной голове, в руках, согбенной спине! Горько у нее на душе, давят невеселые думы.

Умер кормилец, муж — как ей теперь жить, как поднять детей!? Безотрадна судьба детей, так же, как и в произведении Некрасова:

«…Савраска увяз в половине сугроба —
Две пары промерзших лаптей
Да угол рогожей прикрытого гроба
Торчат из убогих дровней.
…Ребята с покойником оба

Сидели, не смея рыдать…»

Савраска плетется, понурив голову. Остановилась, подняв голову, завыла собака. Не только животные, но, кажется, сама природа переживает с людьми их горе. Холод, ощущаемый в природе, печальные краски зимних сумерек, сдержанная гамма серо-желто-коричневых тонов подчеркивают сиротливость, суровую трагедию крестьянской семьи.

Тройка (1866)

Еще не закончив писать картину «Проводы покойника», Перов задумал другую — показать только детей, детей мастеровых, детей московской улицы.

Перов представил зимнюю, вьюжную улицу, как бы отгороженную от людей , от уличной суеты угрюмой монастырской стеной. Вдоль стены, по улице вверх трое детей везут на салазках огромную обледенелую бочку с водой.

Два мальчика и девочка выбились из сил, ветер рвет их дырявую одежонку, а они все тянут и тянут свои сани, вот-вот соскользнет бочка с обледенелых саней, но какой-то случайный прохожий удержал бочку сзади и помогает ее везти.

Невозможно без сострадания смотреть на эти изможденные лица детей, видеть эти глаза, наполненные горечью, страданием, мукой. Суровые краски зимнего пейзажа усиливают безотрадное впечатление от картины.

Перов быстро написал двоих крайних детей, но долго не мог найти «коренника», мальчика в центре «Тройки». Однажды у Тверской заставы он увидел усталых пешеходов — старушку с мальчиком. Художник был поражен, насколько мальчик подходил по своему типу для его картины.

Перов с трудом уговорил старушку-мать позволить написать сына, та все боялась, что это великий грех. После долгих уговоров она согласилась.

Мальчик сидел спокойно; Перов писал горячо, быстро, а старушка, которая оказалась при ближайшем рассмотрении гораздо моложе, тихо рассказывала о том, как похоронила мужа, детей и остался у нее только единственный сын Васенька, единственная ее радость. Картина была написана.

«Тройку» впоследствии купил Третьяков П.М. Однажды на квартиру художника пришла какая-то старушка. Он не узнал ее, она напомнила ему о себе и долго не могла успокоиться — все плакала.

Потом сказала, что сын ее умер, она, похоронив его, распродала все, собрала немного денег и вот пришла купить картину, где «был списан ее сынок». Перов объяснил, что картина ему уже не принадлежит и повел ее в Третьяковскую галерею.

Она обвела комнату своим кротким взглядом и стремительно подошла к той картине, где изображен ее милый Вася. «Батюшка ты мой! Родной ты мой, вот и зубик-то твой выбитый!» — и с этими словами, как подрезанная, повалилась на пол.

Много времени провела мать у картины Перова, никто ее не тревожил, и только дежурный наполненными слез глазами смотрел не нее. «Море слов, а горя реченька, горя реченька бездонная!,,»

Это бездонное человеческое горе всегда и везде умел видеть и видел Перов своим большим и щедрым сердцем.

Приезд гувернантки в купеческий дом (1866)

В этой картине художник поднимает один из самых острых вопросов общественной жизни России 60-х годов — бесправное тяжелое положение женщины.

На картине изображено первое знакомство купеческой семьи с приехавшей работать гувернанткой. Молодая девушка, потупив взор, стоит посреди комнаты и вытаскивает из сумки рекомендательное письмо. Ее в упор рассматривают купеческая семья. Впереди важно стоит с тупым выражением лица хозяин дома и нагло рассматривает «товар».

Столпившиеся за его спиной домочадцы каждый по-своему смотрит и оценивает приезжую. Рассматривают гувернантку и любопытные слуги, но отношение к ней уже другое, не хозяйское. Одиноко стоит в центре комнаты сама молодая девушка. Ее строгий, скромный костюм контрастирует с безвкусной обстановкой комнаты.

Тяжело придется бедной девушке в этой сытой, но бездушной семье.

Последний кабак у заставы. (1868)

Несколько лет спустя после картины «Проводы покойника» Перов написал «Последний кабак у заставы».

Вся как бы погруженная в тоскливо-туманную мглу надвигающегося зимнего вечера, она производит неотразимое впечатление: вдали желтовато-рыжая полоска тумана, в окнах чуть светятся красноватые огни, а у заставы стоят столбы с двуглавыми орлами и куда-то вдаль уходит заснеженная, изрезанная полозьями саней дорога. У входа в кабак «Расставание» понуро стоят две лошади, запряженные в крестьянские дровни. Вот у последней заставы у кабака, в санях сидит, закутавшись в платок, одинокая русская женщина и думает свою горькую думу. Она, должно быть, уже много часов сидит и ждет своего мужа, ждет безропотно, терпеливо, может быть, даже жалеет его. Потом, пьяного, повезет его домой и так же безропотно будет терпеть его побои, молчать и работать, не разгибая спины до самой смерти.

«…Доля ты! -русская долюшка женская!
Вряд ли труднее сыскать!
Немудрено, что ты вянешь до времени,
Всевыносящего русского племени

Многострадальная мать!»

Гитарист — бобыль 1865.

Совсем небольшая картина. Написана превосходно, с суровой простотой, без всяких лишних подробностей. У деревянного стола, покрытого вместо скатерти какой-то блекло-розовой тряпицей, сидит человек. На столе недопитый стакан вина, бутылка,картуз. В руках человека гитара; он перебирает струны. Кто он, этот некрасивый, сгорбленный человек с такими печально-унылыми глазами?

Портрет А.Н.Островского, писателя. (1871)

Среди портретов, написанных Перовым, особенно выделяется портрет писателя А.Н.Островского. Перов любил пьесы Островского, часто смотрел их в Малом театре, бывал и у самого Островского, которого хорошо знал. И он написал его таким, каким привык видеть дома,- в стареньком беличьем тулупчике. Он сидит на стуле, чуть наклонившись вперед, и смотрит на зрителей умными и добрыми глазами.

Читайте также:  Танец в буживале, ренуар, 1883

Охотники на привале (1870)

На опушке леса расположились на отдых охотники. Их трое.

Один из них, по-видимому старый барин-помещик, рассказывает о своих фантастических приключениях на охоте; охотник помоложе жадно слушает его рассказ, забыл даже закурить приготовленную папиросу; в центре ямщик-крестьянин недоверчиво почесывает за ухом — он-то хорошо знает, что такое эти охотничьи рассказы! Рядом на земле — ружье, охотничья сетка, битая дичь.

Рыболов (1870)

В этой картине художник запечатлел редкие минуты отдыха простого человека, радость от общения с природой…

Птицеловы (1870)

Поэтическая картина, которую как-то подглядел Перов, гуляя по лесу. …Старик лежит на траве на опушке леса и тихонько насвистывает на дудочке — приманивает птиц; рядом мальчик держит клетку. Лица у обоих серьезные, напряженные — вот-вот попадет в силок первая птица…

Портрет Ф.М.Достоевского (1872)

Крамской так сказал об этом портрете Перова:» Портрет этот не только лучший портрет Перова, но и один из лучших портретов русской школы вообще…» На темном фоне рельефно выделяется бледное лицо Достоевского.

Высокий лоб, полуопущенные, смотрящие в одну точку глаза, скорбно сжатый рот, ссутулившаяся под бременем забот фигура, жест рук, обхвативших колено тонкими, нервными пальцами, убедительно передают сложный душевный мир писателя, горечь его раздумий.

Во всем его облике чувствуется и значительность, и трагизм, та скорбная поэзия, которая есть в произведениях самого Перова. Темный, сумеречный фон , на котором выделяется фигура писателя, создает ощущение горестной тишины и одиночества.

Старики-родители на могиле сына. (1874)

Печальная поэтическая картина, навеянная романом Тургенева «Отцы и дети».

Источник: http://cvetamira.ru/perov-vasiliy-grigorevich-1833-1882

Василий Перов. Проводы покойника. Описание картины. Шедевры русской живописи. | Русские художники. Russian Artists

В 1864 году Перов вернулся в Москву, где и прошла вся его дальнейшая жизнь.

Живописное мастерство художника стало совершеннее, художественный язык богаче, сюжеты разнообразнее. Направленность его искусства осталась неизменной.

Новые картины Перова не потеряли своей обличительной силы, – изменилась несколько лишь форма обличения.

От сатиры художник переходит теперь к выражению тех драматических коллизий, которыми была переполнена тогдашняя социальная действительность.

Первая же картина, созданная после возвращения, – «Проводы покойника» (1865) – сразу определила бесспорную роль Перова как лидера нового движения – формирующегося идейного реализма.


«Перед нами сани с женщиной и детьми, – говорил Д.В. Григорович, – как сделал художник, мы не знаем, – это тайна его высокого таланта, но глядя на эту спину, сердце сжимается, хочется плакать».

Эмоциональный и социальный смысл картины точно почувствовал В.В. Стасов: «Перов создал в 1865 году одну из лучших своих картин: «Деревенские похороны».

Картина была маленькая по размерам, но великая по содержанию… Художество выступало тут во всем величии своей настоящей роли: оно рисовало жизнь, оно «объясняло» ее, оно «произносило свой приговор» над ее явлениями. …Эти похороны еще безотраднее и печальнее, чем у Некрасова в поэме «Мороз-Красный нос».

Там гроб провожали отец, мать, соседи и соседки, – у Перова никого. Перов дал полную покинутость и одиночество крестьянской семьи в ее горе».

Всего лишь через несколько месяцев после приезда в Москву, где навсегда поселилась семья художника, появилась его картина «Проводы покойника» (1865), где впервые он избирает для себя в качестве темы картины не событие как таковое, а производное от него состояние.

Темные, свинцовые тучи, закрыв полнеба, тяжело зависли над землей, погасив сияние обильного снега, растворив его белизну в рефлексах серого. Резкий контраст темного и светлого, данный мощным аккордом в верхней части картины, постепенно смягчается, отзываясь глухим, тусклым эхом в живописном поле холста.

Разбежавшийся по нему тенями различной интенсивности серый цвет, холодный, безжизненный, главенствует в колорите картины, определяя ее тональное звучание.
Тощая лошадь, еле перебирая ногами, медленно бредет к погосту, от которого, словно души умерших, отлетают птицы в небесную высь.

Возница— молодая вдова, везущая в санях страшный груз, в котором соединилось все: и смерть кормильца, и сиротство малых детей, и обездоленность семьи.

Мы не видим лица женщины, но ее психологическое состояние «читается» сразу по этим безвольно опущенным плечам, придавленным не только преждевременной смертью мужа, но и тяжелым бременем неизвестности судьбы.

Художник избирает диагональное построение композиции, всегда предполагающее динамику, обоснованную здесь самим контекстом действия.

Но в данном случае Перов создает неожиданную коллизию, когда композиционный центр картины выдержан в обратном движении ритма, прямо противоположном естественной динамике взятого ракурса.

В этом пластическом противостоянии двух сил, сдерживающих и, можно сказать, нейтрализующих друг друга, и возникает столь необходимая Перову статика. Именно она — главный нерв художественного образа картины, в которой нет ропота, бурного, страстного движения чувств, но только тихое смирение.

В отечественном искусстве это, вероятно, первая картина, в которой тонко и деликатно раскрылось, может быть, самое сокровенное в русском человеке — его самоотречение в терпении скорбей. Такое «самоотвержение, — писал святитель Игнатий Брянчанинов,— основывается на вере во Христа».

Воспетое Перовым «самоотвержение» придает всей картине высокий духовный смысл, в котором раскрывается святая святых русской души— ее покорное, смиренное приятие Божией воли.

И если в более ранних своих произведениях Перов оставался сторонним, хотя и неравнодушным, наблюдателем, то здесь он соучаствует в происходящем своим душевным движением, тем сердечным откликом, в котором и боль, и искреннее сострадание. Качество, впервые проявившееся с такой силой в искусстве мастера, ознаменовав собою начало его внутреннего обновления.

Источник: http://www.tanais.info/art/perov13more.html

Сочинение-описание по картине В.Г.Перова «Проводы покойника» Подготовила урок учитель русского языка МБОУ «Икковская ООШ» Красавцева Наталия Сергеевна. — презентация

1 Сочинение-описание по картине В.Г.Перова «Проводы покойника» Подготовила урок учитель русского языка МБОУ «Икковская ООШ» Красавцева Наталия Сергеевна

2 Всего хлебнул в юности художник: и бедности и бездомья.

Не потому ли понятней становились ему все те, кто пришел потом в его картины? А жизнь была подлинной школой, и Перов мог бы повторить слова своего предшественника, Павла Федотова: «Моего труда в мастерской немного…

Главная моя работа — на улицах и в чужих домах. Я учусь жизнью. Я тружусь, глядя в оба глаза. Мои сюжеты раскиданы по всему городу, и я сам должен их разыскивать…»

3 Творчество Перова оставило глубокий след в истории русского искусства. Тема народных страданий, искусство реалистического психологического портрета развивались современниками и последователями Перова, членами Товарищества передвижных художественных выставок, одним из основателей и руководителей которого был Перов.

4 Период расцвета творчества Перова относится к середине шестидесятых-семидесятых годов.

В эти годы им были созданы особенно значительные по глубине и остроте социальной характеристики, наиболее разнообразные по содержанию и художественно самые совершенные произведения — «Монастырская трапеза», «Утопленница», «Последний кабак у заставы», «Охотники на привале», а также ряд первоклассных портретов.

5 Можно с уверенностью сказать, что среди работ художника картина «Проводы покойника» занимает центральное место. Она была создана Перовым в 1865 году, вскоре после того, как художник, увлеченный страстным желанием служить своим искусством родине, раньше срока вернулся из пенсионерской поездки за границу.

6 Картина «Проводы покойника» — итог глубокого изучения Перовым крестьянской жизни, ставшей отныне главной темой его искусства.Несомненно, сюжет картины был подсказан художнику самой действительностью.

«Холод, пустыри, засыпанная снегом глушь, забвение и навеки безвестность, словно какая-то из миллионов птичек замерзла на дороге и никто о ней не знает и не будет никогда знать, никому ни жизнь ее, ни смерть ее не были интересны…»

7 Сани движутся медленно, преодолевая подъем на небольшой пригорок. Согнутая спина женщины в тулупе. Это не плавный изгиб от усталости, линия спины надломлена. Дети, прижавшиеся к гробу, лишь дополняют и разъясняют глубокое горе матери. Собака слева приостановилась и не то лает, не то воет, обратясь к виднеющейся вдали окраине деревни.

8 Тщательно прорисован круп лошади, ее ноги, опущенная голова, в целом передающие известное усилие, необходимое для того, чтобы везти перегруженные сани. Усилию лошади отвечает напряжение согнутой спины женщины в тулупе.

Хмурый зимний ландшафт, тощая, понурая лошаденка, с трудом вытягивающая на пригорок тяжелые сани, придавленная несчастьем крестьянка, дети, с двух сторон прижавшиеся к грубо сколоченному гробу… С детства запоминается этот образ беспросветного народного горя, с огромной, обобщающей силой воплощенный в картине В.Г.

Перова «Проводы покойника» «Эти похороны еще безотрадней и печальней, чем у Некрасова в поэме «Мороз, Красный нос», там гроб провожали отец, мать, соседи и соседки, у Перова — никого».

9 Возница молодая вдова, везущая в санях страшный груз, в котором соединилось все: и смерть кормильца, и сиротство малых детей, и обездоленность семьи. Мы не видим лица женщины, но ее психологическое состояние «читается» сразу по этим безвольно опущенным плечам, придавленным не только преждевременной смертью мужа, но и тяжелым бременем неизвестности судьбы.

10 Настроение в картине не было бы столь мрачным, если бы тяжелая свинцовая туча не давила с низкого неба на всю группу, если бы не был пустынен и безрадостен пейзаж, если бы не создавал он своими серыми тонами ощущения мертвящего холода.

Пожалуй, одна только бегущая слева собачка не разделяет общего тягостного настроения. Она не случайно выделена художником из тусклой тональной гаммы интенсивным темным пятном, и поэтому сразу бросается в глаза.

Перов ввел ее в холст для контраста, чтобы еще более подчеркнуть скорбное молчание людей.

11 Опорный конспект Природа: хмурый ландшафт, холод, пустырь, подъём, свинцовые тучи, пустынный пейзаж, серые тона. Возница-вдова: тулуп, согнутая спина, платок, Лошадь: тощая, понурая, гнедая

12

Источник: http://www.myshared.ru/slide/605283/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector