Потомок знатного иудейского рода, подростком попал вместе с соплеменниками в вавилонский плен после завоевания Навуходоносором Иерусалима. В Вавилоне он получил халдейское образование и был призван на службу при дворе. Согласно Библии, Даниил обладал от Бога даром понимать и толковать сны, чем и прославился при дворе Навуходоносора, а после падения Вавилона — при дворе Кира и Дария.
Пророк Даниил во рву. Мозаика в Осиос Лука, XII–XIII вв. неизвестен, Public Domain
Среди известных эпизодов истории Даниила — его чудесное спасение в львином рву и истолкование слов «мене, мене, текел, упарсин», начертанных таинственной рукой на стене во время Валтасарова пира.
Пророк Даниил, икона XVII в. неизвестен, Public Domain
При раскопках города Угарита была обнаружена поэма XIV века до н. э., герой которой — мудрый и справедливый судья, заступавшийся за вдов и сирот — носит имя Дани-Ил, отсылающее к почитанию им бога Эля/Ила. Некоторые учёные отождествляют Даниила, упомянутого у Иезекииля, с Дани-Илом из этой поэмы.
Книга пророка Даниила
Книга пророка Даниила входит в Ветхий Завет канонической Библии и входит в число пророческих.
«Пророк Даниил». Микеланджело Буонарроти, Роспись свода Сикстинской капеллы Микеланджело (1475–1564), Public Domain
Краткое содержание книги
Пять Царств Даниила и их толкование в христианстве
Даниил объяснил Навуходоносору сон про истукана (Дан. 2:31), разбитого камнем, который после этого сделался великою горою (истукан — языческие царства, сменяющие друг друга, камень — Мессия, а гора — Вечное царство Божие).
Ты (Навуходоносор) — это золотая голова (первое царство)! После тебя восстанет другое царство, ниже твоего, и еще третье царство, медное, которое будет владычествовать над всею землею.
А четвертое царство будет крепко, как железо; ибо как железо разбивает и раздробляет все, так и оно, подобно всесокрушающему железу, будет раздроблять и сокрушать… Бог небесный воздвигнет царство (пятое), которое вовеки не разрушится, и царство это не будет передано другому народу; оно сокрушит и разрушит все царства, а само будет стоять вечно
—Дан. 2:31-46; 7:1-28
Согласно одному из отцов Церкви, Ефрему Сирину, «златая глава» — царство вавилонское. Серебряные грудь и руки — царство Мидян. Чрево и бёдра медные — царство персидское. Голени железные — царство Александра Македонского. Ноги железные и глиняные — десять царей, восставших после Александра.
Царство другое меньшее, то есть царство Мидян, восстанет и сокрушит царство вавилонское. Всею землею возобладает царство Кира царя персидского. Пальцы ног из железа и глины — десять царей, восставшие в царстве греческом, из которых одни крепки и сильны, как железо, а другие малы и бессильны.
И хотя они вступят между собой в союзы, но, не будет у них единодушия и любви;
Иоанн Златоуст добавляет, что слова «смешаются через семя человеческое» (Дан. 2, 43), означают, что среди царей этих многие будут не царского рода.
«И во дни тех царств Бог Небесный воздвигнет царство, которое вовеки не разрушится, и царство это не будет передано другому народу» (Дан. 2, 45) — по толкованию Ефрема Сирина: «Царство сие не иудейскому народу дано будет.
Хотя таинственно и предначертано было оно в Маккавеях, которые уничижили царство Греков; но в самой действительности исполнилось сие пророчество на Господе нашем». «Камень отторгнут был от горы не руками» (Дан. 2, 45) — это Господь наш, Который родился в уничижении и подобно камню отсечен от горы, то есть произошел от племени Авраамова.
Также Ефрем пишет, что Гора означает и «святую Деву, от Которой отсечен камень без рук, то есть неискусобрачно».
Иоанн Златоуст уточняет, что слова: «оторвался от горы» «указывают на свободное действие без принуждения», чем подчеркивается добровольное решение Господа Иисуса Христа прийти в мир для спасения людей;
«И наполнил всю землю» (Дан. 2, 35) — это об Евангелии, которое распространилось во все концы мира. Свт. Иоанн Златоуст предлагает также и аллегорическое толкование на разрушение царств Камнем, символизирующим Христа Спасителя: разрушаемые Царства — это гордость (македонян) и владычество (римлян).
Пророк Даниил. Пророческий чин из главного иконостаса ц. Иоанна Златоуста в Коровниках в Ярославле. Ок. 1654 г. неизвестен, Public Domain
Библия гласит, что Даниил и другие иудеи в Вавилоне не отказались от веры отцов, за что были часто притесняемы. Но в каждом случае они чудом спасались. Так, за отказ поклониться идолу, три друга Даниила, иудеи Анания, Мисаил и Азария (получившие в пленении имена Седраха, Мисаха и Авденаго соответственно), были брошены в печь, но чудом спаслись.
Сам Даниил был брошен в яму ко львам на растерзание (при персах), но был чудесным образом спасен (Дан. 6:16).
Ответ Даниила царю B. Pratt. Автор оригинала — Ривьер, Брайтон (1840–1920), Public Domain
Перед падением Вавилона под мощью мидян, Даниил объяснил царю Валтасару знаменитое пророчество «мене, мене, текел, упарсин» (Дан. 5:25-28) о скорой гибели Валтасара и его царства.
Позже Даниил исчислил срок в «семьдесят седьмин» (Дан. 9:24), оставшийся до прихода в мир Мессии.
В царствование Кира Даниил показал ему пророчество Исаии о Кире, чем сподвиг последнего на освобождение евреев из вавилонского пленения и на восстановление Храма в Иерусалиме.
Смерть и захоронение Даниила
Считается, что Даниил дожил до преклонного возраста (по некоторым источникам, до 100 лет) и был похоронен в гробнице в городе Сузы.
Гробница пророка Даниила в Сузах Robert Wielgórski a.k.a. Barry Kent, CC BY-SA 3.0
Впрочем, его могилы показывают также по крайней мере в пяти локациях, в том числе в Киркуке и Самарканде.
Могила в Самарканде представляет собой склеп длиной около 18 метров. Святой почитается иудеями, христианами и мусульманами. Последние называют похороненного в ней святого Данияром.
Рядом с могилой находится 500-летнее фисташковое дерево, которое после нескольких лет сухостоя в 2000-х годах вдруг дало зеленые побеги.
Считается также, что останки святого привез в Самарканд из военного похода в Малую Азию Тамерлан.
Также сообщается, что когда войска мусульманского праведного халифа Умара взяли город Тустар (совр. Шуштер), они обнаружили там гробницу Даниила. По приказу халифа его останки были перезахоронены ночью, вдали от людских глаз, чтобы уберечь их от дальнейшего поклонения ему.
Источник: https://bolshoevoznesenie.ru/78044-prorok-daniil/
ДАНИИЛ
(евр. Dâniyye»l, Dani»el, «судья бог», «бог мой судья»), легендарный еврейский праведник и пророк-мудрец, приключения и видения которого описаны в библейской книге, канонически носящей его имя («Книга пророка Даниила»).
Он называется в числе иудейских отроков знатного происхождения, здоровых, «красивых видом и понятливых для всякой науки», доставленных в Вавилон по повелению царя Навуходоносора после занятия им Иерусалима и оставленных при дворе; сообразно с вавилонским обычаем, ему дано новое имя — Валтасар (Дан. 1, 1-7). Чтобы не нарушать иудейские предписания питания, Д.
вместе с другими евр. отроками (Ананией, Мисаилом и Азарией) воздерживается от царских яств, ест только овощи и пьёт только воду, тем не менее чудесным образом лица их оказываются красивее, а тела полнее. Яхве дарует четырём отрокам знание и «разумение всякой книги и мудрости», а Д. ещё и разумение «всяких видений и снов» (1, 8-19). Т. о., мудрость Д.
трактуется как божья награда за набожность. Оба эти качества служат предпосылкой дальнейшим эпизодам легендарной биографии.
Навуходоносор созывает своих мудрецов, чтобы те сказали, что ему снилось, и растолковали значение сна. Мудрецы не могут ответить и обречены на смертную казнь. Но Д.
(который тоже причислен к мудрецам) Яхве помогает открыть сновидение: царь видел огромного страшного истукана с головой из золота, грудью и руками из серебра, чревом и бёдрами из меди, голенями из железа, ногами из железа и глины; оторвавшийся от горы камень ударил истукана, разбил его ноги, после чего раздробилось и было унесено ветром и всё остальное (отсюда выражение «колосс на глиняных ногах»). Д. толкует сон как пророчество о пяти грядущих мировых державах, последняя из которых не разрушится вовеки (ср. мотив нисходящей последовательности «металлических царств» у Гесиода, 8-7 вв. до н. э.). Потрясённый царь преклоняется перед Д., признаёт его бога «богом богов» и ставит Д. «над всею областью вавилонскою и главным начальником над всеми мудрецами вавилонскими» (2, 48).
Эта житийная легенда варьируется в рассказе о другом царском сновидении: среди земли дерево до неба, которое будет срублено по воле всевышнего, но так, что его главный корень останется в земле. Д. толкует царю и этот сон: дерево — сам царь, который будет отлучён от людей, станет жить с зверями, питаться травой, как вол, доколе не познает, что «всевышний владычествует над царством человеческим и даёт его, кому хочет»; пророчество сбывается (4, 1-25; 5, 21). Здесь налицо мотивы вещего, неотвратимого сна и превращения царя в дикого зверя в наказание (за гордыню), широко распространённые в народной словесности. Исследователи склонны видеть в этом рассказе также отражение исторического факта отлучения царя Набонида (сына Навуходоносора) по болезни; это подкрепляется и кумранским текстом.
В эпизоде трех отроков в печи (Дан. 3) сам Д. не участвует, но рассказ варьируется в главе 6, где он снова герой приключения. Д. возвышен царём Дарием. Завистливые сатрапы испрашивают царский указ, повелевающий всякого, кто будет просить о чём-нибудь какого-либо бога или человека, кроме царя, бросить в ров со львами, и Д., продолжавший, несмотря на указ, молиться своему богу, брошен в этот ров. Опечаленный Дарий, подойдя на следующее утро ко рву, взывает жалобным голосом: «бог твой, которому ты неизменно служишь, мог ли спасти тебя от львов?» и неожиданно получает ответ: «бог мой послал ангела своего и заградил пасть львам». Обрадованный Дарий велит освободить невредимого Д. Этот текст — одно из ранних свидетельств излюбленного впоследствии житийного мотива о предании праведника на съедение свирепому льву и ласковом отношении зверя к невинному человеку.
В эпизоде валтасарова пира (см. Валтасар) Д. единственный из всех мудрецов прочитывает и толкует таинственную надпись, появившуюся на стене (Дан. 5).
К каноническим текстам о приключениях Д. (носящим фольклорно-сказочный характер) примыкает ряд апокрифических добавлений к «Книге Д.», содержащихся в греческих переводах Библии. Д.
разоблачает обман вавилонских идолопоклонников — жрецов бога Бела, похищавших жертвы, которые приносились идолу — медному дракону: рассыпает пепел вокруг идола, а утром видны следы ног жрецов, уносивших жертвенных животных через тайный ход. Царь велит казнить жрецов и разрешает Д. разрушить храм Бела.
Рассказ варьируется: вавилоняне поклоняются живому дракону как бессмертному богу. Д. даёт идолу лепёшку из жира, смолы и волос, после чего дракон подыхает. Царь выдаёт Д. возмущённой толпе, его бросают в ров с семью львами, которые, однако (как и в Дан. 6), щадят праведника. Чтобы Д.
не умер с голода, пророк Хаваккук (Аввакум) с помощью ангела доставляет из Иудеи пищу к львиному рву.
Повествование о Сусанне даёт образ Д. как «праведного судьи». Сусанна, красивая и набожная жена Иойакина, ложно обвинена старейшинами, домогавшимися её любви, в измене мужу. Появляется мудрый юноша Д.
, который уличает старейшин в лжесвидетельстве, за клевету их казнят.
Другую часть «Книги Д.», отличную от «приключений», составляют его апокалиптические «видения» (Дан.
7-12), также насыщенные фантастическими образами:
— видение вышедших из моря четырёх больших зверей (крылатый лев с вырванными крыльями и сердцем человеческим, зверь, похожий на медведя, подобие барса с четырьмя птичьими крыльями и четырьмя головами, зверь с железными зубами и десятью рогами — этот зверь убит, у других тоже отнята власть; ангел объясняет Д.
, что четыре зверя — это четыре царя, которые «восстанут из земли» (раннее апокалиптическое видение и толкование, приуроченное всемирно-историческим царствам — вавилонскому, персидскому, мидийскому и греческому, символизированным гербовыми зверями);
— рассказ о козле с рогом между глазами, поразившем овна (значение видения Д. поясняет Гавриил: овен с двумя рогами — цари мидийский и персидский, козёл — царь Греции);
— прозрение Д. значения пророчества Иеремии (Иерем. 25, 11; 29, Ю) о падении Иерусалима (первого иерусалимского храма, исторически — в нач. 6 в. до н. э.) и предстоящем затем 70-летнем изгнании евреев, причём разумению слов Иеремии Д. снова учит прилетевший «муж Гавриил»: «семьдесят седьмин определены для народа твоего…» (Дан. 9, 24);
— откровение, полученное Д. от «блестящего мужа», который явился ему, чтобы возвестить, что будет с его народом в «последние времена»: столкновение Персии с Грецией, борьба между «царём южным» и «царём северным»; будет осквернено святилище и прекратится ежедневная жертва и там будет поставлена «мерзость запустения» (т. е.
идол), наступит «время тяжкое», но Михаил, заступник иудеев, спасёт тех из народа, «которые найдены будут записанными в книге, и многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление» (12, 1-2). В «пророческих» главах «Книги Д.
» предсказывается приход мессии («сына человеческого»), впервые в Библии относительно ясно выражена идея страшного суда, вера в воскресение мёртвых (праведных), даётся эсхатологическое исчисление срока предстоящего спасения избранных. Здесь также отразились представления об ангелах — заступниках определённых народов. Мессианские идеи «Книги Д.
» оказали глубокое влияние на первоначальное христианство; обозначение «сын человеческий» стало в евангельских текстах постоянным самоназванием Иисуса Христа.
Относительно времени возникновения и авторства «Книги Д.» христианское ортодоксальное толкование в основном совпадает с библейским каноническим — считается, что её автор — сам Д., приключения которого имели место при дворе Навуходоносора II (606-562 до н. э.) и Дария I (522-486 до н. э.). Большинство современных исследователей полагает, что «Книга Д.
» состоит из двух, значительно отличающихся частей: глав о «приключениях» Д. и глав с «пророчествами». В первых наблюдаются анахронизм и бытовые несообразности относительно обстановки 6-5 вв. до н. э.
; главы с апокалиптическими видениями отражают лучшую осведомлённость автора о более позднем историческом периоде — поражения персидской державы Дария III («овна») от Александра Македонского («козла с рогом») и вскоре наступившего распада его державы, а также знание подлинной ситуации при дворе Антиоха IV Эпифана («возвысившийся рог», «царь коварный»), однако факт смерти царя (163 до н. э.) автору, очевидно, ещё неизвестен. Получается, что книга составлена не в б в., а во 2 в. до н. э. (точнее, в 167-163 до н. э.). Автор стремится яркими примерами мученичества внушить терпение перед лицом религиозных гонений Антиоха IV, а видениями крушения тщеславных царей и торжества набожных укрепить веру в будущее. Установление столь поздней даты составления второй части книги не исключает использования для её первой части повествовательных сюжетов (устных или письменных) более раннего происхождения, самостоятельных рассказов разного времени. Лишь впоследствии они были подчинены общему замыслу и приурочены древнему мудрецу по имени Д.: имя Д. как древнего праведника и мудреца встречается в библейской «Книге Иезекииля» (14, 14 и 20; 28, 3,- Д. упомянут наряду с Ноем и Иовом); после проведённых в 1929 раскопок в Рас-Шамре этот Д. был отождествлён учёными с героем найденного там фрагмента угаритской поэмы сер. 2-го тыс. до н. э. по имени Данэл (Данниилу). Много общего с «Книгой Д.», плохо укладывающейся в каноническую Библию, имеют кумранские памятники. «Книга Д.» — самое раннее из известных нам иудаистических произведений в жанре апокалиптики, занявшей большое место в развитии иудаистической и особенно христианской эсхатологии (см. Эсхатологические мифы). Относительно числа авторов-составителей «Книги Д.» мнения учёных расходятся (допускается до пяти редакторов).
Почти все эпизоды «Книги Д.» изображались в иконописи, в других видах церковного и светского искусства. Из изображения Д. в львином рву, встречающегося уже в фресках катакомб и рельефах раннехристианских саркофагов, видно, что Д. среди львов стал эмблемой воскресения мёртвых. Этот сюжет распространён и в искусстве средневековья, когда он воспринимался как префигурация воскресения Христа (книжная миниатюра, пластика соборов в Арле, Вормсе, Женеве, Фрейберге и др.), в живописи 16-17 вв. (Лука Лейденский, Я. Тинторетто, Я. Пальма Младший, Пьетро да Кортона, Сальваторе Роза). Из других сюжетов, связанных с Д., наиболее часто встречаются в искусстве (а также в литературе, особенно в драматургии 16-17 вв.) изображение истории Сусанны (обнажённая красавица у водоёма в сюжете «Сусанна и старцы» многих художников 16-17 вв.) и валтасарова пира (см. в ст. Валтасар). Бесчисленны лубочные картинки на сюжеты не только приключений, но и видений Д., стимулировавших в 20 в. появление «апокалиптических» картин. Во многих соборах Западной Европы сохранились статуи Д. среди пророков; Микеланджело изобразил его на одной из фресок в Сикстинской капелле Ватикана.
Лит.: Амусин И. Д., Тексты Кумрана, в. 1, М., 1971; Ginsberg Н. L., Studies in Daniel, N. Y., 1948; Eiesteldt O., Einleltung in das Alte Testament, 3 Aufl., Tübingen, 1964.
(Источник: «Мифы народов мира».)
Пророк Даниил.
Пророк Даниил.Фреска Микеланджело в Сикстинской капелле Ватикана.
1508—12.
Даниил в львином рву.
Даниил в львином рву.Рельеф в Вормсском соборе.
Конец XII в.
Микеланджело Буонарроти. Фрески плафона Сикстинской капеллы. История творения. Пророк Даниил. 1508-1512 гг.
Источник: https://mirznanii.com/b/61v1885/daniil
Сочинение по картине Пророк Даниил (фреска) — Микеланджело Буонарроти Буонарроти
Фреска Микеланджело Буонарроти с изображением пророка Даниила. Роспись плафона Сикстинской капеллы собора святого Петра. Даниил, в Библии праведник и пророк-мудрец, жизнь и видения которого описаны в «Книге пророка Даниила».
В период вавилонского плена Даниила оставляют при дворе Навуходоносора и дают ему новое имя — Валтасар. Вместе с тремя другими юношами Даниил воздерживается от нечистой пищи с царского стола, но чудесным образом получает красоту и телесное здоровье.
В эпизодах «Книги пророка Даниила» юношу в числе других призывают толковать сны Навуходоносора, и с помощью Яхве он истолковывает их как пророчество о грядущих пяти мировых державах.
Потрясенный мудростью пророка царь ставит Даниила «главным начальником над всеми мудрецами вавилонскими».
В другом случае царское сновидение Даниил истолковывает как предзнаменование грядущего сумасшедствия царя.
В главе 3 описывается эпизод с тремя отроками в печи, в котором не участвует сам Даниил, но этот рассказ в измененном виде излагается в главе 6, где Даниила по приказанию Дария бросают в ров со львами.
Увидев пророка невредимым, царь освобождает его. Во время пира у Валтасара Даниил, единственный из мудрецов, прочитывает и толкует таинственную надпись. В греческих переводах «Книги пророка Даниила» существует еще ряд апокрифических эпизодов: он разоблачает языческих жрецов, губит дракона, которому поклоняются вавилоняне и др.
Среди этих эпизодов в европейском изобразительном искусстве особенно был популярен сюжет о Сусанне, ложно обвиненной старейшинами в измене мужу.
Здесъ Даниил выступает как ветхозаветный судья, разоблачающий клеветников. Главы 7-12 составляют апокалиптические видения, в которых предрекается пришествие мессии, впервые в Библии определенно высказывается идея Страшного Суда, воскресения праведников из мертвых. Эти видения — самые ранние из известных нам иудейских произведений в жанре апокалиптики.
Даниил как древний праведник и мудрец упоминается в «Книге Иезекииля» наряду с Ноем и Иовом. По ортодоксальной традиции, считается, что автором книги был сам Даниил, живший при дворе Навуходоносора II и Дария I.
Исследователи тюбингенской школы считают, что знание автором исторических реалий относится ко времени гонений на иудеев Антиоха IV Эпифана, однако автору неизвестно о смерти царя, и это приводит к выводу, что книга создана во 2 веке до н. э., при том, что образ Даниила гораздо древнее.
Современные исследователи насчитывают до пяти редакторов-составителей «Книги пророка Даниила». По новому на образ Даниила позволили взглянуть находки в Рас-Шамре фрагментов угаритской поэмы середины 2-го тысячелетия до н. э., отец героя которой, Акхата, носит имя Даннииилу, т. е.
имя библейского пророка восходит к доиудаистическим временам.
Неоднократно излагаются предания о Данииле и в кумранских рукописях. Практически все эпизоды книги Даниила были чрезвычайно популярны в европейском искусстве, а часть их у всех народов стали поговорками. Образ Даниила во львином рву стал символом грядущего воскресения мертвых, провозвестником воскресения Христова.
Источник: https://kartiny.rus-lit.com/mikelandzhelo/prorok-daniil-freska-mikelandzhelo-buonarroti-buonarroti/
Пророк Даниил
Один из четырех великих пророков. (Другие: ИЕЗЕКИИЛЬ, ИСАИЯ и ИЕРЕМИЯ.)
Пророк Даниил происходил из царского рода. Он еще мальчиком отведен был в вавилонский плен. В плену, по желанию царя Навуходоносора, Даниил был избран с некоторыми другими пленными мальчиками из лучших иудейских семейств, для служения при царском дворе.
В 586 году до Рождества Христова царь Вавилонии Навуходоносор, захвативший до этого Сирию и Палестину, до основания разрушил оказавший сопротивление Иерусалим вместе с единственным Храмом иудеев, построенным еще при царе Соломоне. Первый, хотя и не последний, раз в истории Иудейское царство перестало существовать; первосвященники были убиты, а большая часть населения уведена со своих земель в вавилонский плен.
Правда, плен этот был своеобразным и не подразумевал абсолютного и безраздельного рабства, однако людям, насильно оторванным от родной земли и лишенным своей главной святыни, от этого было вряд ли намного легче.
Тем временем сам Навуходоносор не считал себя жестоким вандалом, равно как и покоренный им народ ничтожными рабами. Самых способных иудейских юношей царь приказал воспитывать их при своем дворце, обучать разным наукам и халдейскому языку.
Согласно библейской легенде:Пищу им он приказал давать со своего царского стола. В числе избранных были три друга Даниила: Анания, Азария и Мисаил.
Даниил, вместе со своими тремя друзьями, твердо хранил веру в истинного Бога. Они не хотели есть царской пищи, чтобы не съесть чего-либо запрещенного законом Моисеевым, и просили начальника давать им только хлеб и овощи.
Начальник не соглашался, так как боялся, что они похудеют, и царь накажет его.
Но Даниил упросил его сделать пробу в течение десяти дней. И когда прошло десять дней, то оказалось, что Даниил и его друзья не только не похудели, а даже стали полнее, здоровее и красивее своих товарищей. После этого их больше не принуждали есть царскую пищу.
За такое строгое исполнение закона, за воздержание (пост) и благочестие — Бог наградил этих отроков хорошими способностями и успехами в учении. На испытании они оказались умнее и лучше других и получили высокие должности при царском дворе. А Даниилу Бог, кроме того, дал еще уменье разъяснять сны.
Такое возвышение иудейских отроков послужило на пользу пленным иудеям. Благочестивые отроки получили возможность защищать иудеев от притеснений и улучшить их жизнь в плену. Кроме того, через них и язычники могли познавать истинного Бога и прославлять Его.
Однажды Навуходоносор увидел необыкновенный сон, но, проснувшись утром, не мог его вспомнить. Сон же этот очень беспокоил царя. Он созвал всех мудрецов и гадателей и велел им напомнить этот сон и объяснить его значение. Но они не могли этого сделать и говорили: «нет на земле человека, который бы мог напомнить царю сон». Навуходоносор разгневался и хотел казнить всех мудрецов.
Даниил, чтобы спасти мудрецов от неминуемой смерти, сам вызвался растолковать царю то, что его так взволновало. Даниил пришел к царю и сказал: «царь! когда ты ложился спать, ты думал о том, что будет после тебя. И вот, во сне ты увидел огромного истукана: в блеске стоял он и страшен был вид его.
У этого истукана голова была из чистого золота, грудь и руки из серебра, чрево и бедра из меди, голени из железа, а ступни частью из железа, частью из глины. Потом от горы сам собою, без содействия рук человеческих, оторвался камень и ударил в ноги истукана, и разбил их.
Тогда весь истукан рассыпался и превратился в прах, а камень так увеличился, что покрыл собою всю землю. Вот, царь, твой сон!
«Этот сон», продолжал Даниил, «означает следующее: ты царь царей, которому Бог небесный даровал царство, власть, силу и славу, и ты владеешь другими народами. Царство твое — это золотая голова. После тебя настанет другое царство, ниже твоего.
Потом настанет третье царство, медное, которое будет владычествовать над всею землею. Четвертое царство будет крепкое, как железо. Как железо разбивает и раздробляет все, так и оно, подобно всесокрушающему железу, будет раздроблять и сокрушать.
Но в тоже время оно будет разделенное, частью будет крепкое, частью хрупкое. В дни последнего царства Бог Небесный воздвигнет вечное царство, которое не будет передано какому-либо народу, но сокрушит все царства земли и распространится по всему миру на века.
Так Великий Бог дал знать царю, что будет после всего».
Выслушав все, царь Навуходоносор встал и поклонился пророку Даниилу до земли и сказал: «воистину Бог ваш Бог богов и Владыка царей!». Так началась история предсказаний Даниила.
Царь Навуходоносор поставил Даниила начальником над всеми вавилонскими мудрецами, то есть над учеными людьми, и оставил его при своем дворце в большом почете. А трех его друзей, Ананию, Азарию и Мисаила, назначил правителями страны Вавилонской.
Предсказание Даниила исполнилось в точности. После вавилонского царства, следовали еще три великих царства: мидийско-персидское, македонское или греческое и римское, из которых каждое владело иудейским народом.
Во время же римского царства явился на земле Христос, Спаситель мира, и основал Свое всемирное, вечное царство — святую Церковь.
Гора, от которой оторвался камень, означала Пресвятую Деву Марию, а камень — Христа и Его вечное царство.
(Библия — «Книга прор. Даниила гл. 1-2.)
О пророках
Источник: https://nearyou.ru/0Sistina/s-daniel.php