Праздник ирода и усекновение главы иоанна крестителя, беноццо гоццоли

Дни празднования:
9 марта — первое и второе обретение главы Иоанна Предтечи
7 июня- третье обретение главы Иоанна Предтечи

11 сентября -усекновение главы Иоанна Предтечи. Великий Церковный праздник.

Пророку Иоанну Крестителю, рождество которого Церковь отмечает 7 июля,  выпала огромная честь крестить самого Иисуса Христа. Его также называют Предтечей потому, что он стал предшественником и рождению Господа и смертью Его.
Иоанна Предтечу вспоминают в каждом богослужении. По своей святости он уступает только Пречистой Святой Деве.

Праздник Ирода и усекновение главы Иоанна Крестителя, Беноццо ГоццолиИстория события усекновения главы Крестителя
Первое обретение главы Иоанна Предтечи
Второе обретение главы Иоанна Предтечи
Третье обретение главы Иоанна Предтечи
Духовный смысл праздника. Однодневный пост
Тропарь и кондак
Величание
Видео

История события усекновения главы иоанна предтечи 

Иоанн Креститель жил и проповедовал о Господе в Галилее, где царствовал Ирод Антипа, отец которого, Ирод Великий, когда-то устроил резню и массовое убийство младенцев в Вифлиеме в погоне за жизнью новорожденного Иисуса Христа.

Праздник Ирода и усекновение главы Иоанна Крестителя, Беноццо ГоццолиПророк Иоанн не боялся критиковать даже правителя Ирода Антипу, который бросил свою официальную жену и открыто, в грехе жил с супругой своего родного брата Иродиадой. Она была злым человеком и правда, которую она слышал из уст Иоанна о себе, безумно бесила ее. Царствующие Ирод с Иродиадой пытались уговорить пророка замолчать и перестать упоминать их имена, они угрожали, пытались подкупить Иоанна, но Предтеча был непреклонен. На святого это все не имело никакого действия.  Ирод уважал и побаивался силу Иоанна Крестителя, но поддавшись на уговоры Иродиады, он все же приказал схватить Иоанна и поместить его под стражу.

Однажды,  когда во дворце праздновали день рождения Ирода, царь попросил Саломею, дочь Иродиады станцевать перед многочисленными приглашенными гостями. Девушка исполнила эту просьбу настолько хорошо, что потрясенный царь, находясь под впечатлением танца, прилюдно пообещал ей исполнить любое ее желание.

Саломея решила посовещаться со своей матерью, которая напомнила ей, что ее дочка живет в роскоши и не нуждается в деньгах или драгоценностях, а после ее смерти она и так будет править царством. А сейчас ей нужно избавиться от ненавистного Иоанна Пророка, после чего Саломея подошла к Ироду и, в награду за наслаждение танцем, попросила того дать голову Иоанна на блюде.

Услышав о такой страшной просьбе, царь Ирод был сильно смущен, он ведь прекрасно осознавал, что за убийством пророка последует гнев Божий. Кроме этого он опасался народного возмущения, люди почитали пророка Иоанна за святого и любили его.

  Да и сам Ирод, согласно Евангелию неоднократно приходил в темницу к Иоанну, разговаривал с ним и даже прислушивался к его советам. Но при этом царь боялся потерять свою любовницу Иродиаду, и не посмел отказаться от своего царского слова, которое было при высоких гостях. Он отдает палачам приказ отрубить голову Иоанну Крестителю.

Праздник Ирода и усекновение главы Иоанна Крестителя, Беноццо ГоццолиПриказ был выполнен, голова Иоанна Предтечи была вручена в руки Саломии, которая торжественно пронесла страшное блюдо по залу, показав его гостям. Согласно преданиям, еще какое-то время голова святого пророка продолжала обличать грешного царя и его любовницу. В бешенстве Иродиада стала колоть язык Иоанна булавкой, а потом отнесла голову к нечистому месту и лично ее закопала.
Конечно, кара Божия настигла Ирода и Иродиаду. Когда до них дошла весть о проповедях Иисуса Христа, царь был в испуге, сказав, сказав: «это Иоанн Креститель; он воскрес из мертвых, и потому чудеса делаются им».

Однажды зимой Саломия переходила речку по льду, но провалилась и острая кромка вонзилась ей прямо в шею. На месте ее гибели осталась только голова, тело ее унесло сильным течением, его так и не нашли. Также, как голову Иоанна Предтечи, ее голову принесли и показали Ироду и Иродиаде.

Кроме этого, тесть Ирода, аравийский император Арефа, стремясь отомстить Ироду за то, что он опозорил его дочь, пошел войной на своего бывшего зятя и сокрушил его войска. А великий император Гай Юлий Цезарь Калигула (37-41 гг.) прогневавшись на Ирода, отправил его с Иродиадой в ссылку в Галлию, а затем в Испанию.

Там, во время начавшегося землетрясения, они погибли, упав в разверзшуюся землю.

Первое обретение главы иоанна предтечи

Празднуется 9 марта (24 февраля старого стиля)

Праздник Ирода и усекновение главы Иоанна Крестителя, Беноццо ГоццолиПосле того, как был казнен Иоанн Креститель, ученики похоронили его тело в Самарии, в городе Севастии, а его голову нашли, поместили в кувшин и погребли в землю на Елеонской горе в одном из поместий Ирода. Через какое-то время, когда нечестивый Ирод был уничтожен, хозяином этой земли стал благочестивый Инокентий, вельможа при царском дворе. Он решил построить церковь и, когда копали землю, строители нашли сосуд с главой святого Иоанна Крестителя. В том, что это это святыня, Иннокентий не сомневался, от нее произошло не одно благодатное знамение. Произошло это в IV веке.
Вельможа с почтением относился к находке, но умирая, снова закопал святыню в то же место, где она была найдена. В те времена начинались гонения на христиан, и он побоялся, что святой сосуд будет уничтожен неверными. Построенный храм, после смерти Иннокентия, остался без надлежащего ухода и постепенно разрушился.

Второе обретение главы иоанна крестителя

Празднуется 9 марта (24 февраля старого стиля).

Прошло почти триста лет, когда, при равноапостольном Константине, гонения на христиан стали ослабевать. В Святой Иерусалим начали приходить паломники для поклонения святым Честному Кресту и Гробу Господню, найденным и восстановленным при помощи святой царицы Елены.
Праздник Ирода и усекновение главы Иоанна Крестителя, Беноццо ГоццолиДвум инокам, проделавшим долгий путь с Востока на Святую Землю, во сне явился сам Иоанн Предтеча и объяснил, где они могут обрести его честную главу. Они выполнили его повеление, но по непонятным для нас причинам, решили взять святыню и вернуться к себе домой. На обратном пути они встретили бедного гончара, который оставил свой город Емесы в Сирии, и отправился на поиски заработка в другую страну. Иноки дали бедняку нести мешок с сосудом и он нес этот груз до тех пор, пока ему не явился Иоанн Креститель и указал ему на то, что он должен сбежать от них вместе с данной ему по Божиему промыслу святыней.
Горшечник исполнил волю святого пророка, оставил иноков и отнес честную главу домой, где и хранил ее с почестями. За эту старательность Господь благословил бедняка и тот до конца своей жизни жил безбедно, святил Того, Кому был обязан своим благополучием, был щедр и раздавал милостыни страждущим.

Почувствовав приближение смерти, благочестивый гончар передал святую главу, запечатанную в водоносном сосуде, своей сестре. С того времени святыня переходила из рук в руки богобоязненным христианам до тех пор, пока не попала к иеромонаху Евстафию, который был почитателем арианской ереси.

   К этому священнику приходили люди и он исцелял их, пользуясь помощью спрятанной им святой главы Иоанна Предтечи. При этом он приписывал благодать себе и таким образом пытался распространять лжеучение Ария.

  Но скоро правда вышла наружу, еретик сбежал, закопав святыню в пещере возле Емессы, рассчитывая позже вернуться, достать ее и снова продолжить распространение своего лжеучения.
Но случилось не так, как рассчитывал Евстафий – именно эту пещеру для своих молитв выбрали благочестивые монахи, а позже тут образовался монастырь.

Прошло много лет. Однажды Иоанн Креститель явился в видении архимандриту Емесской обители Маркеллу и указал тому место, где находится его глава. По указаниям пророка ее нашли (согласно летописям Маркелла) 18 февраля 452 года.

24 февраля было открыто ее почитание, а через два дня сосуд с Честной Главой пророка перевезли в Емесу  в новую церковь во имя Иоанна Предтечи. При этих событиях происходили многие чудесные исцеления больных и немощных.
В этот день христиане празднуют второе обретение честной главы Иоанна Крестителя.

Праздник первого и второго чудесного обретения главы Церковь отмечает в один день- 8 марта (24 февраля по старому стилю).

Третье обретение главы иоанна крестителя

Празднуется 7 июня (25 мая по старому стилю)

Позже честную главу святого Иоанна перевезли в Константинополь, где святыня  находилась до расцвета иконоборческих гонений. Когда в столице начались волнения, святой сосуд с главой увезли и спрятали в Емесе. Около 810-820 гг.
Праздник Ирода и усекновение главы Иоанна Крестителя, Беноццо ГоццолиЕмеса подвергалась набегам  сарацин и поэтому главу Иоанна Предтечи переправили в Команы ( Абхазия), место, куда был сослан и скончался Иоанн Златоуст. Главу сокрыли в земле, где она находилась до окончания иконоборческих гонений. Примерно в 850 году смутные времена окончились.
Патриарху Игнатию однажды во время ночных молитв было видение, в котором ему открылось место нахождения честной главы Иоанна. Святитель сообщил об этом царю, который через посольство в Команах помог в третий раз найти потерянную святыню.
Третье обретение главы св. Иоанна Предтечи празднуется 7 июня (25 мая по старому стилю), в день, когда святыня была доставлена в Константинополь и установлена в церкви при дворе.

Духовный смысл праздника усекновения. однодневный пост

Митрополит Сурожский Антоний в одной из проповедей говорил, что убийство, то есть Усекновение главы святого – это на самом деле праздник.

Предтеча Господень своим примером показал нам, как праведно необходимо жить настоящему христианину. Он, невзирая на страх смерти, говорил только правду, обличал грех не только словами, но и даже своей смертью.

Церковью в день Усекновения установлен строгий однодневный пост, проходить который нужно без мяса, рыбы и молочных продуктов.

  • Поэтому в день Усекновения предусмотрен строгий пост, во время которого не употребляется в пищу мясо, молочные продукты, рыба.
  • Рецепты блюд для прохождения поста
  • «Не будем мы сообщниками чревоугодия Ирода», – говорит Типикон. Устав поясняет, как правильно относиться к этому празднику:

«Будем есть мясо или другую изысканную пищу? А Креститель жил в безводной и бестравной пустыне — ни хлеба не ел, ни другой еды не имел. Вино пьем? А он не пил ни вина, ни другого питья мирского.

Столом и одром его была земля, вкушал он только акриды (стручки рожкового дерева, по другим источникам — род съедобной саранчи) и дикий мед. Вместо чаши — пригоршни воды, текущей из камня.

Поэтому проведем этот день в посте и молитве».

Тропарь и кондак в праздник усекновения главы иоанна крестителя

Тропарь, глас 2

Читайте также:  Лицо войны, сальвадор дали - описание картины

Память праведного с похвалами, тебе же довлеет свидетельство Господне, Предтече: показал бо ся еси воистинну и пророков честнейший, яко и в струях крестити сподобился еси Проповеданного. Темже за истину пострадав радуяся, благовестил еси и сущим во аде Бога явльшегося плотию, вземлющаго грех мира и подающего нам велию милость.

Кондак, глас 5

Предтечево славное усекновение, смотрение бысть некое Божественное, да и сущим во аде Спасово проповесть пришествие; да рыдает убо Иродиа, беззаконное убийство испросивши: не закон бо Божий, ни живый век возлюби, но притворный, привременный.

ВЕЛИЧАНИЕ

Величаем тя, Крестителю Спасов Иоанне, и почитаем вси честныя твоея главы усекновение.

ВИДЕО

Икона Божией Матери Неопалимая Купина

Источник: http://hram-kupina.ru/cerkovnyj-kalendar/useknovenie-glavy-ioanna-predtechi/

Усекновение и обретения честной главы Пророка и Крестителя Господня Иоанна

Праздник Ирода и усекновение главы Иоанна Крестителя, Беноццо Гоццоли

После царя Ирода, который опасался Младенца-соперника, остались три наследника, между которыми Рим и разделил территорию Палестины: Ирод Филипп, Ирод Антипа и Ирод Архелай. Все они были правителями, не имея царского титула (Ирод Филипп и Ирод Антипа — тетрархи, а Ирод Архелай — этнарх).

Ирод Архелай в 6 г. н. э. был отправлен в ссылку в Галлию, а место правителя Иудеи, Самарии и Идумеи занял римский прокуратор.

Ирод Антипа, правивший Галилеей и Переей (Заиорданьем) увел Иродиаду, жену своего сводного брата Филиппа (еще одного сына Ирода Великого, который после смерти отца не стал тетрархом), а свою первую жену Фезелу, дочь набатейского (арабского) царя Ареты IV, отправил обратно к отцу.

Иродиада, будучи внучкой Ирода Великого, приходилась племянницей Ироду Филиппу и Ироду Антипе.

Царь Арета, пылая мщением, напал на Галилею; пострадали мирные жители, было перебито немало войска Ирода Антипы. Народ был недоволен и роптал.

Проповедовавший в это время Иоанн Креститель, авторитет которого был весьма значителен, в открытую обвинил Ирода Антипу в грехе прелюбодейства, повлекшем за собой тяжелые испытания для всех его подданных.

Разгневанный тетрарх заточил пророка в темницу, но не решался с ним окончательно расправиться.

Пир Ирода Антипы

Настал удобный день, когда Ирод по случаю дня рождения своего дал пир вельможам своим, тысяченачальникам и старейшинам  Галилейским.

Дочь Иродиады вошла, плясала и угодила Ироду и возлежавшим с ним; царь сказал девице: «Проси у меня чего хочешь, и дам тебе»; и клялся ей: «Чего ни попросишь у меня, дам тебе, даже до половины моего царства». Она вышла и спросила у матери своей: «Чего просить?» Та отвечала: «Головы Иоанна Крестителя».

И она тотчас пошла с поспешностью к царю и просила, говоря: «Хочу, чтобы ты дал мне теперь же на блюде голову Иоанна Крестителя». Царь опечалился, но ради клятвы и возлежавших с ним не захотел отказать ей. (Мк. 6, 21–26)

Рассказ о пире Ирода Антипы, после которого был обезглавлен Иоанн Креститель, содержится в Евангелиях от Матфея и Марка. По всей видимости, празднество состоялось в Тивериаде — столице Галилеи, построенной Иродом, во дворце тетрарха.

Есть и иная точка зрения — что Ирод со всем двором перебрался в то время в удаленную крепость Махерон, соответственно, и Иоанн Креститель томился в ее тюрьме.

Предполагается, что пророк томился в темнице, примыкающей ко дворцу или даже находящейся в одном здании с ним.

Евангелисты не называют дочери Иродиады по имени, но из труда Иосифа Флавия «Иудейские древности» мир узнал об имени этой страшной танцовщицы — Саломея. Одни исследователи полагают, что это была совсем юная девушка, другие — что она уже успела овдоветь.

Честная глава Иоанна Предтечи

Праздник Ирода и усекновение главы Иоанна Крестителя, Беноццо Гоццоли

И тотчас, послав оруженосца, царь повелел принести голову его. Он пошел, отсек ему голову в темнице, и принес голову его на блюде, и отдал ее девице, а девица отдала ее матери своей. Ученики его, услышав, пришли и взяли тело его, и положили его во гробе. (Мк. 6, 27–29)

Усекновение главы Иоанна Крестителя отмечается Русской Православной Церковью 11 сентября (29 августа).

В традиции Православной Церкви существуют предания о трех обретениях главы Иоанна Крестителя, в честь каждого установлено отдельное празднование:

1.  9 марта (24 февраля). По преданию, Иродиада не позволила похоронить голову Иоанна вместе с его телом и спрятала в своем дворце, откуда она была выкрадена благочестивой служанкой Иоанной, женой домоправителя Ирода Хузы, и в глиняном кувшине захоронена на Елеонской горе.

Спустя годы вельможа Иннокентий решил построить на том месте церковь и при копании рва обнаружил кувшин с реликвией, которая была опознана по исходившим от нее знаменьям.

Перед смертью Иннокентий, опасаясь, что реликвия будет поругана, спрятал ее в своей церкви, которая затем обветшала и разрушалась.

2. 9 марта (24 февраля). В правление Константина Великого глава Иоанна Предтечи была найдена двумя монахами-паломниками, которые взяли ее с собой, но, проявив леность, отдали встретившемуся им горшечнику.

По преданию, явившийся горшечнику Иоанн Предтеча повелел ему оставить неблагочестивых монахов и принять на хранение святыню. Перед смертью горшечник поместил главу в водоносный сосуд, запечатал и передал своей сестре.

Позднее реликвия оказалась у священника-арианина, который с помощью исцелений, исходивших от нее, поддерживал авторитет арианского вероучения (арианской ереси). Когда его обман раскрылся, он спрятал главу в пещере около города Емессы. Над пещерой возник монастырь, и в 452 г.

явившийся, по преданию, архимандриту обители Иоанн Креститель указал на место сокрытия своей главы. Она была найдена и перенесена в Константинополь.

Праздник Ирода и усекновение главы Иоанна Крестителя, Беноццо Гоццоли

3. 7 июня (25 мая). Из Константинополя главу Иоанна Крестителя во время волнений, связанных со ссылкой свт. Иоанна Златоуста, перенесли в город Емессу, а затем, в начале IX в., в Команы, где прятали в период иконоборческих гонений.

После восстановления иконопочитания патриарх Игнатий во время ночной молитвы получил указание о местонахождении реликвии. По приказанию императора Михаила III в Команы было направлено посольство, которое около 850 г.

обрело главу Иоанна Предтечи в указанном патриархом месте.

Другие статьи раздела «Листая православный календарь»

Ваш кирпичик в строительстве Дома Милосердия. Продолжаются работы по строительству храма свт.Василия Великого — установка первой закладной сваи для храма состоялась 27 марта 2018 года. Поддержите это нужное дело! Вложите ваш кирпичик прямо сейчас!

Назад к списку

Источник: http://dommil.com/articles/listaya_pravoslavnyy_kalendar/147/

Саломея — иудейская принцесса, дочь иродиады, падчерица ирода антипы

?

deligentkname (deligent) wrote, 2015-11-28 15:03:00 deligentkname deligent 2015-11-28 15:03:00 Categories: Автор — valniko77. Это цитата этого сообщенияСаломея — иудейская принцесса, дочь иродиады, падчерица ирода антипы. Праздник Ирода и усекновение главы Иоанна Крестителя, Беноццо Гоццоли

Ирод Антипа

Тициан, Саломея с головой Св. Иоанна Крестителя, ок. 1530″>

***

ЗАВЯЗКА.

Иоанн Креститель открыто выступал против этого брака. Пророк Божий открыто обличал Ирода в том, что тот, сожительствовал с Иродиадой, женой своего брата Филиппа.

После Крещения Господня святой Иоанн Креститель был заключен в темницу Иродом Антипой. Он не переставал упрекать Ирода и после того, как его заточили в крепость.

Поэтому узник был опасным для Иродиады и она искала повода разделаться с ним.

***

Джотто, Пир у царя Ирода, 1320 КУЛЬМИНАЦИЯ.

В день своего рождения Ирод устроил пир. Собралось много почетных гостей от военачальников до старейшин Галилеи.

Ирод просит станцевать дочь Иродиады — Саломею ритуальный танец семи покрывал, которым женщина говорит мужчине, что она в его власти, Саломея соглашается за награду, которую объявит после.

Она исполнила перед гостями зажигательный сирийский танец и угодила имениннику. Гости, как околдованные смотрели за нею — так прекрасна она была, так легки и изящны были ее движения. Они просили ее станцевать еще и еще. 

А когда Саломея закончила, пьяный Антипа воскликнул: «Проси у меня что хочешь!! Клянусь — все, что ты захочешь, будет твоим, хоть половина царства!!!»

Он призвал в свидетели присутствующих, что клятвенно выполнит любое пожелание царевны. Саломея решила посоветоваться с матерью. Мать ненавидя пророка за его слова, которые он осмелился сказать про нее, подсказала : «Голову…..Требуй голову Иоанна! И чтоб принесли ее немедленно!»

Саломея вернувшись в зал произнесла: «Я прошу голову…..голову самого Иоанна Крестителя»

И смолкли гости. Совсем недавно они восхищались танцем Саломеи. А теперь онемели от ужаса.Многие из них были людьми бесчестными. Немало дурных дел совершили они в жизни.  Да и самого Иоанна многие недолюбливали. Но убить пророка! На это из них не решился бы никто.Лицо Антипы помрачнело. Пророк всегда внушал ему уважение.

Однако Ирод, желая сдержать слово, данное при знатных гостях, приказал выполнить просьбу юной девушки. Иоанну Крестителю тут же отрубили голову и принесли Саломее. И вот показались слуги с большим блестящим блюдом. Недавно на тех блюдах те же слуги приносили гостям угощение. Теперь на одном из них лежала отсеченная голова Иоанна.

Саломея отнесла страшный дар матери.

***

  Лукас Кранах Старший, Пир Ирода, 1530 ЭПИЛОГ.

Божий гнев обрушился на тех, кто решился погубить пророка. Зимой на реке Саломея провалилась под лед. Голову ее, отрезанную острой льдиной, принесли Ироду и Иродиаде, как некогда принесли им голову св.

Иоанна Предтечи, а тело ее так и не нашли.Бывший тесть, аравийский царь Арефа, двинул свои войска против Ирода и нанес ему поражение.

Римский император в гневе сослал Ирода вместе с Иродиадой в Испанию, где они и погибли.

***

  Беноццо Гоццоли, Танец Саломеи на пиру у царя Ирода и обезглавливание святого Иоанна Крестителя, 1461-1462 Праздник Ирода и усекновение главы Иоанна Крестителя, Беноццо Гоццоли «Salome»  Gaston Bussiere (1862-1929) ***

Танец-обнажение  появился в глубокой древности, и тогда к нему относились с благоговейным уважением. Он служил не для развлечения простых смертных, а для услаждения богов. Месть семи покрывал. Танцы с раздеваниями. Были алмеи и у евреев. В танцовщицы шли девушки из знатных семей.

Они получали прекрасное образование и пользовались большим уважением. В Евангелии рассказывается о том, как пляска с раздеванием очаровала сынов Израиля. В 39 году нашей эры на дне рождения иудейского царя Ирода гостей развлекала его правнучка, танцовщица Саломея.

После «танца семи покрывал», которые красавица сбрасывала с себя одно за другим, восхищенный царь заявил, что даст ей все, что она пожелает. По наущению матери Саломея потребовала голову Иоанна Крестителя. Эта просьба была исполнена. Так Саломея — может быть, впервые в истории — использовала стриптиз как орудие мести.

Танец с раздеванием начал превращаться из священного ритуала в источник личной выгоды для исполнительницы.

Читайте также:  Портрет философа соловьёва, крамской, 1885

***

  Ханс Мемлинг, Алтарь Св. Иоанна Крестителя, 1474-1479 Саломея. Бартоломео Венето

Сохранились монеты с её изображением, датируемые 56-57 гг. На лицевой стороне монет изображён её муж Аристобул Халкидский с подписью ΒΑΣΙΛΕΩΣ ΑΡΙΣΤΟΒΟΥΛΟΥ («царя Аристобула»), на обратной — Саломея с подписью ΒΑΣΙΛΙΣ ΣΑΛΟΜΗΣ («царицы Саломеи»).

Первоначально, Саломея вышла замуж за своего дядю, тетрарха Ирода Филиппа II. После его смерти вышла замуж за двоюродного брата по матери, Аристобула, сына Ирода Халкидского; от него родила трёх сыновей: Ирода, Агриппу и Аристобула.

***

В искусстве образ Саломеи вдохновлял Боттичелли, Дюрера, Тициана, Рембрандта, Караваджо, а также романтиков и декадентов Оскара Уайльда (одноимённая пьеса, пост. 1896) и Рихарда Штрауса (одноимённая опера 1905 — по пьесе О. Уайльда). Балет (1907, а позднее симфоническую поэму) Трагедия Саломеи написал Флоран Шмитт. Известна картина Л. Антокольского «Саломея на пиру у Ирода».

Себастьяно дель Пьомбо, Дочь Иродиады, 1510 Тициан, Саломея с головой Иоанна Крестителя, 1515 Петер Пауль Рубенс, Пир у царя Ирода   Караваджо, Саломея с головой Крестителя, 1605 Леопольд-Анри Леви, Голова Иоанна для Иродиады   Гюстав Моро, Саломея, танцующая перед Иродом, 1874—1876 Гюстав Моро, Саломея, 1876  Люсьен Леви-Дюрмер Саломея 1896 г. Ф.фон Штук, Саломея, 1906 Ханс  Хассентойфель(Hans Hassenteufel) (1887-1943)

В античные времена была куда более известная Саломея, которую чтили многие века. Она была настолько уважаема, что поколениями матери, и Иродиада, вероятно, была среди них, называли своих дочерей Саломеями в ее честь.

Эта Саломея была единственной женщиной, которая когда-либо правила Иудеей единолично. Она даже упоминается в свитках Мертвого моря: единственная женщина, одна из 18 названных в них по именам людей.

Она осуществила ряд религиозных реформ и придала иудаизму времен Иисуса Христа более современную форму. Во времена хаоса мужчины выбрали ее вести их нацию и сражаться в битвах. Века спустя авторы Талмуда считали ее правление золотым веком. Однако эта выдающаяся женщина была практически забыта.

Ее имя Царица Саломея Александра .Свитки Мертвого моря впервые за более, чем 2000 лет, открыли ее настоящее имя: Шломцион (Shelamzion). Краткая форма этого имени — Саломея).

Саломея Александра (ивр. שְׁלוֹמְצִיּוֹן אלכסנדרה, Shelomtzion или Shlom Tzion, 140 до н. э. (?) — 67 до н. э.) — царица Иудеи с 76 по 67 годы до н. э. Жена и преемница царя Александра Янная.

***

 http://estetico.me/posts/view/salomeja-i-golova-ioanna-krestitelja

Источник: https://deligent.livejournal.com/15279197.html

Усекновение. Ирод, Иродиада, Саломея: кто виноват? Размышления к празднику

11 сентября Православная Церковь отмечает удивительный праздник — Усекновение главы Пророка Иоанна Крестителя.

Праздник Ирода и усекновение главы Иоанна Крестителя, Беноццо Гоццоли

Усекновение

В этот день был лишен жизни великий подвижник и праведник, проповедник, очень почитаемый в народе. Причем, жизнь его оборвалась вследствие стечения абсурдных, казалось бы, обстоятельств: Саломея, дочь незаконной жены Ирода Иродиады, потребовала голову Крестителя на блюде в вознаграждение за танец на пиру…

Три человека — Ирод, Иродиада, Саломея — стали виновниками его смерти. У каждого была возможность эту смерть предотвратить, но ни один этого не сделал.

Кто из них виноват больше? В контексте именно такой постановки вопроса мы предложили посмотреть на грядущий праздник нашим постоянным комментаторам — епископу Обуховскому Ионе и протоиерею Александру (Авдюгину).

Епископ Иона (Черепанов): «Для всех нас это повод еще раз задуматься о том, сколько раз в угоду общественному мнению мы поступались своей верой»

Любой праздник Православной Церкви всегда глубоко назидателен для православного человека, стремящегося к духовному росту, к совершенству. В ситуации, которая произошла много лет назад во дворце у Ирода, тоже есть много поучительного.

Что для себя нужно взять из этого события?

Например, что зачастую лучше пожертвовать своей репутацией — или деловой, или еще какой-угодно другой, но остаться верным Христу.

Все-таки часто люди, когда находятся перед решительным выбором — со Христом они или с миром, который лежит во зле, — или по малодушию, или в силу инерции выбирают мир.

Подобных случаев происходит множество, и, наверное, каждый человек сталкивался с подобной ситуацией.

Мы знаем, что Ирод с большим уважением относился к Иоанну Предтече и с большим вниманием всегда его слушал. Однако, опьяненный, он так увлекся танцем дочери Иродиады Саломеи, что пообещал ей в награду всё, что она захочет, даже до полцарства. Молодая девчонка пошла к матери, а та подговорила ее просить на блюде голову Иоанна Предтечи.

Когда Ирод услышал такую «просьбу», то, думаю, он мгновенно протрезвел, пришел в себя, но… Поступил «чисто по-пацански»: «пацан сказал – пацан сделал». Он не отрекся от своих слов в угоду своей гордыне и царской репутации, и в итоге – умертвил праведника, о котором Сам Христос говорил: «Над рожденными женами выше не было человека».

Действительно, на что только люди способны в угоду общественному мнению, в угоду тем окружающим, мнением которых они дорожат, даже если эти люди не имеют отношения ни к вере, ни к Церкви, а просто находятся рядом с ними.

Так и в этой ситуации: нужно не осуждать Ирода в очередной раз, что вот, он такой-сякой, так поступил. Этот праздник – в назидание всем нам. Это повод задуматься: а готовы ли мы пожертвовать своей репутацией ради Христа? И сколько раз в своей жизни в угоду общественному мнению мы поступались своей верой…

***

Кто из троих виноват больше? Думаю, все в равной степени. Но больше — виноват объединивший их воедино грех. Этот грех соединил сначала Ирода и Иродиаду в незаконном сожительстве, а затем получил продолжение на пиру через поступок Саломеи.

Всегда так бывает: оступившись раз и не имея желания измениться, продолжая жить греховной жизнью, упорствуя в своем заблуждении, человек доходит до того, что совершает еще больший грех.

***
Протоиерей Александр Авдюгин: «Там, где связь основана на грехе, на страдании другого, ничего доброго вырасти не может»

Гордыня Ирода и основанная на похоти злоба Иродиады породили то, что дочери, Саломее, было все равно, что попросить, лишь бы выполнить желание матери. Там, где связь основана на грехе, на страдании другого, ничего доброго вырасти не может. Ей, наверное, никто и никогда не показывал и не рассказывал, что такое грех и что высшее в мире есть образ Божий – человек.

Вина лежит и на Ироде, и на Иродиаде. И вот такое сочетание, можно сказать, мужского и женского греха в высшем обществе, основанное на неправде, на богатстве, на власти, на буйстве страстей — обязательно порождает таких исполнительниц, как Саломея, которые в своем грехе тоже будут беспредельны. Ради любого желания они согласны пойти на любое преступление, на любой грех.

Вывод какой может быть? Любое неправильно приобретенное богатство, любая неправильно приобретенная должность (неважно – маленькая или большая) будут вести за собой прогрессивно увеличивающийся грех. Чем выше будешь подниматься, тем тяжелее будет его сбросить, и тем сильнее будешь грешить. Много примеров можно привести. Единственный выход здесь – остановиться.

Грех подразумевает все больший разрыв между внутренним состоянием человека и внешним его деланием. К чему это может привести сегодня? Человек становится абсолютно двуличным: может иметь прекрасное образование, поведение, манеры, а внутри — гнилой, способный на любой поступок, на любую гадость, вообще не совместимую с понятием человека как образа Божия.

Источник: https://www.pravmir.ru/useknovenie-irod-irodiada-salomeya-kto-vinovat-razmyshleniya-k-prazdniku/

Усекновение главы Иоанна Крестителя: почему убийство пророка – праздник

11 сен­тяб­ря Цер­ковь празд­ну­ет Усек­но­ве­ние гла­вы Про­ро­ка, Пред­те­чи и Кре­сти­те­ля Гос­под­ня Иоан­на.

День му­че­ни­че­ской смер­ти «ве­ли­чай­ше­го из рож­ден­ных же­на­ми» опи­сан еван­ге­ли­ста­ми Мат­фе­ем (Мф. 14:1-12) и Мар­ком (Мк. 6:14-29).

Что про­изо­шло с Иро­дом по­том? Где на­хо­дит­ся се­го­дня гла­ва свя­то­го? По­че­му по­стить­ся в этот день – это зна­чит стать сво­бод­нее от раб­ства удо­воль­стви­ям?

По­сле смер­ти Иро­да Ве­ли­ко­го рим­ляне по­де­ли­ли тер­ри­то­рию Па­ле­сти­ны на че­ты­ре ча­сти, на­зна­чив в каж­дую из них пра­ви­те­ля из сво­их став­лен­ни­ков. Ирод Ан­ти­па по­лу­чил от им­пе­ра­то­ра Ав­гу­ста Га­ли­лею в свое управ­ле­ние.

Иоанн Кре­сти­тель об­ли­чал Чет­ве­ро­власт­ни­ка в том, что он, оста­вив свою за­кон­ную же­ну (дочь ара­вий­ско­го ца­ря Аре­фы), неза­кон­но со­жи­тель­ство­вал с Иро­ди­а­дой, же­ной сво­е­го род­но­го бра­та Филип­па. За это Ирод за­клю­чил свя­то­го в тем­ни­цу.

Неко­то­рые ис­то­ри­ки утвер­жда­ют, что Ирод сде­лал это не столь­ко из-за зло­бы на Иоан­на Кре­сти­те­ля, сколь­ко по­то­му, что же­лал за­щи­тить его от сво­ей воз­люб­лен­ной, зная ее мсти­тель­ный нрав. Иро­ди­а­да бы­ла чрез­вы­чай­но зла на про­ро­ка.

Усек­но­ве­ние гла­вы Иоан­на Пред­те­чи про­изо­шло во вре­мя пи­ра в честь дня рож­де­ния Иро­да, на ко­то­ром при­сут­ство­ва­ли вель­мо­жи, ста­рей­ши­ны и ты­ся­че­на­чаль­ни­ки.

Дочь Иро­ди­а­ды Са­ло­мия (Са­ло­мея) тан­це­ва­ла пе­ред го­стя­ми, рас­по­ло­жив тем са­мым к се­бе Иро­да, ко­то­рый по­клял­ся дать ей все, что она ни по­про­сит – хо­тя бы да­же и по­ло­ви­ну сво­е­го цар­ства.

По на­го­во­ру сво­ей ма­те­ри Иро­ди­а­ды, у ко­то­рой по­яви­лась воз­мож­ность ото­мстить свя­то­му Иоан­ну и на­все­гда из­ба­вить­ся от упре­ков и об­ли­че­ний, Са­ло­мея по­про­сил дать ей го­ло­ву Иоан­на Кре­сти­те­ля и при­не­сти ее на блю­де.

Ирод сму­тил­ся, так как бо­ял­ся гне­ва Бо­жия за убий­ство про­ро­ка, а так­же на­род­но­го гне­ва, по­сколь­ку Пред­те­ча был лю­бим жи­те­ля­ми Га­ли­леи. При этом из Еван­ге­лий из­вест­но, что Ирод во мно­гом слу­шал свя­то­го Иоан­на и по­сту­пал по его сло­вам – но, как пи­шет свт.

Иоанн Зла­то­уст, пра­ви­тель «цар­ство­вал над удо­воль­стви­я­ми, вер­нее, был ра­бом удо­воль­ствий». Зла­то­уст по­ла­га­ет, что, ско­рее все­го, клят­вой Ирод при­крыл­ся, как бла­го­вид­ным пред­ло­гом – на са­мом же де­ле, ис­тин­ной при­чи­ной его по­ступ­ка бы­ла бо­язнь по­те­рять Иро­ди­а­ду.

И он сдер­жи­ва­ет свою клят­ву, дан­ную в при­сут­ствии вы­со­ких го­стей: он от­да­ет со­от­вет­ству­ю­щий при­каз – и про­ис­хо­дит Усек­но­ве­ние гла­вы Иоан­на Пред­те­чи.

Су­ще­ству­ет пре­да­ние, со­глас­но ко­то­ро­му уста мерт­вой гла­вы про­ро­ка по-преж­не­му про­дол­жа­ли об­ли­чать пра­ви­те­ля: «Ирод, не долж­но те­бе иметь же­ну Филип­па, бра­та тво­е­го».

По­сле это­го Са­ло­мия в яро­сти ис­ко­ло­ла язык про­ро­ка иг­лой и за­ко­па­ла гла­ву Кре­сти­те­ля в нечи­стом ме­сте.

Ирод про­дол­жал пра­вить неко­то­рое вре­мя по­сле Усек­но­ве­ния гла­вы Иоан­на Пред­те­чи – еван­гель­ская ис­то­рия сви­де­тель­ству­ет о том, что Пон­тий Пи­лат по­сы­лал к нему свя­зан­но­го Иису­са Хри­ста (Лк.23,7-12).

Даль­ней­шая судь­ба Иро­да и Иро­ди­а­ды сло­жи­лась пе­чаль­но. Лю­бов­ни­ки бо­я­лись, что свя­той Иоанн вос­креснет из мерт­вых, а Ирод, ко­гда на­чал про­по­ве­до­вать Иисус Хри­стос, ужас­нул­ся это­му, ска­зав: «это Иоанн Кре­сти­тель; он вос­крес из мерт­вых, и по­то­му чу­де­са де­ла­ют­ся им».

По про­ше­ствии вре­ме­ни по­сле Усек­но­ве­ния гла­вы Иоан­на Пред­те­чи, Са­ло­мия, пе­ре­хо­дя зи­мой по льду ре­ку Си­ко­рис, про­ва­ли­лась под во­ду и лед сда­вил ее та­ким об­ра­зом, что го­ло­ва на­хо­ди­лась на по­верх­но­сти, а те­ло – в ле­дя­ной во­де.

Читайте также:  Уильям тернер - биография и картины

Она тщет­но пы­та­лась вы­брать­ся, но это ей не уда­ва­лось – так про­дол­жа­лось до тех пор, по­ка ост­рые глы­бы не пе­ре­ре­за­ли ее шею. Те­ло Са­ло­мии не на­шли, а го­ло­ву при­нес­ли Иро­ду с Иро­ди­а­дой, по­доб­но то­му, как неко­гда при­нес­ли гла­ву Иоан­на Пред­те­чи.

Усек­но­ве­ние гла­вы Иоан­на Пред­те­чи от­ра­зи­лось и на судь­бе са­мо­го Иро­да – в от­мест­ку за бес­че­стие сво­ей до­че­ри, ара­вий­ский царь Аре­фа на­пра­вил свои вой­ска про­тив него. Ирод по­тер­пел по­ра­же­ние и по этой при­чине раз­гне­вал рим­ско­го им­пе­ра­то­ра Ка­ли­гу­лу.

Он был со­слан вме­сте с Иро­ди­а­дой в за­то­че­ние в Гал­лию, а за­тем – в Ис­па­нию.

По­сле Усек­но­ве­ния гла­вы Иоан­на Пред­те­чи, его уче­ни­ки по­греб­ли те­ло свя­то­го в Са­ма­рян­ском го­ро­де Се­ва­стии. Свя­тая гла­ва Иоан­на Кре­сти­те­ля бы­ла най­де­на и по­гре­бе­на в со­су­де на Еле­он­ской го­ре.

По­сле­ду­ю­щие со­бы­тия раз­ви­ва­лись сле­ду­ю­щим об­ра­зом: один по­движ­ник ко­пал ров для ос­но­ва­ния хра­ма, на­шел свя­ты­ню и хра­нил ее у се­бя.

А пе­ред сво­ей смер­тью, опа­са­ясь, что свя­ты­ня мо­жет быть по­ру­га­на, скрыл ее в зем­ле в том же са­мом ме­сте, где и об­на­ру­жил.

В 452-м го­ду про­рок ука­зал в ви­де­нии ме­сто со­кры­тия сво­ей гла­вы – и она бы­ла вновь об­ре­те­на, по­сле че­го ее пе­ре­нес­ли в Емес­су, за­тем – в Кон­стан­ти­но­поль.

В па­мять это­го уста­нов­лен еще один празд­ник, нераз­рыв­но со­пря­жен­ный с Усек­но­ве­ни­ем гла­вы Иоан­на Пред­те­чи – об­ре­те­ние его чест­ной гла­вы.

Празд­ник пер­во­го и вто­ро­го чу­дес­но­го об­ре­те­ния от­ме­ча­ет­ся Цер­ко­вью 8 мар­та (24 фев­ра­ля ста­ро­го сти­ля).

Во вре­ме­на ико­но­бор­че­ских го­не­ний гла­ва бы­ла вы­ве­зе­на в Ко­ма­ны (Аб­ха­зия), из­вест­ном как ме­сто ссыл­ки и кон­чи­ны свт. Иоан­на Зла­то­уста, и спря­та­на в зем­ле. По­сле вос­ста­нов­ле­ния ико­но­по­чи­та­ния св.

пат­ри­ар­ху Иг­на­тию но­чью во вре­мя мо­лит­вы бы­ло ука­за­но ме­сто, где хра­нит­ся чест­ная гла­ва. Та­ким об­ра­зом свя­ты­ня бы­ла об­ре­те­на вновь. Это со­бы­тие празд­ну­ет­ся 7 июня (25 мая) как Тре­тье об­ре­те­ние гла­вы св.

Иоан­на Пред­те­чи

День стро­го­го по­ста

Усек­но­ве­ние гла­вы св. Иоан­на Пред­те­чи от­ме­ча­ет­ся 11 сен­тяб­ря (29 ав­гу­ста). Мит­ро­по­лит Су­рож­ский Ан­то­ний в од­ной из про­по­ве­дей так трак­ту­ет тот факт, что Усек­но­ве­ние гла­вы свя­то­го (то есть на­силь­ствен­ное убий­ство) – яв­ля­ет­ся имен­но празд­ни­ком:

«Се­го­дня мы празд­ну­ем день Усек­но­ве­ния гла­вы Иоан­на Пред­те­чи… Сло­во «празд­но­вать» мы при­вык­ли по­ни­мать как ра­дость, но оно же зна­чит «оста­вать­ся без де­ла», а без де­ла мож­но оста­вать­ся, по­то­му что за­хлестнет ду­шу ра­дость и уже де­ла нет до обыч­ных дел, а мо­жет это слу­чить­ся по­то­му, что ру­ки опу­сти­лись от го­ря или от ужа­са. И вот та­ков се­го­дняш­ний празд­ник: за что возь­мешь­ся пе­ред ли­цом то­го, о чем мы слы­ша­ли се­го­дня в Еван­ге­лии?»

По­это­му в день Усек­но­ве­ния преду­смот­рен стро­гий пост, во вре­мя ко­то­ро­го не упо­треб­ля­ет­ся в пи­щу мя­со, мо­лоч­ные про­дук­ты, ры­ба. «Не бу­дем мы со­общ­ни­ка­ми чре­во­уго­дия Иро­да», – го­во­рит Ти­пи­кон. Устав по­яс­ня­ет, как пра­виль­но от­но­сить­ся к это­му празд­ни­ку:

«Бу­дем есть мя­со или дру­гую изыс­кан­ную пи­щу? А Кре­сти­тель жил в без­вод­ной и бес­трав­ной пу­стыне — ни хле­ба не ел, ни дру­гой еды не имел. Ви­но пьем? А он не пил ни ви­на, ни дру­го­го пи­тья мир­ско­го.

Сто­лом и одром его бы­ла зем­ля, вку­шал он толь­ко ак­ри­ды (струч­ки рож­ко­во­го де­ре­ва, по дру­гим ис­точ­ни­кам — род съе­доб­ной са­ран­чи) и ди­кий мед. Вме­сто ча­ши — при­горш­ни во­ды, те­ку­щей из кам­ня.

По­это­му про­ве­дем этот день в по­сте и мо­лит­ве».

Пост в день Усек­но­ве­ния гла­вы Иоан­на Пред­те­чи уста­нов­лен, ве­ро­ят­нее все­го, вме­сте с празд­ни­ком, на­ча­ло ко­то­ро­го от­но­сит­ся к пер­вым вре­ме­нам хри­сти­ан­ской Церк­ви.

Древ­ность по­ста в этот день под­твер­жда­ет­ся уста­вом иеру­са­лим­ско­го мо­на­сты­ря прп. Сав­вы Освя­щен­но­го.

В нем го­во­рит­ся, что пост в день Усек­но­ве­ния гла­вы Иоан­на Пред­те­чи «за­ве­щан древни­ми свя­ты­ми от­ца­ми».

Не есть круг­лое – суе­ве­рие

От­но­си­тель­но празд­ни­ка Усек­но­ве­ния гла­вы Про­ро­ка, Пред­те­чи и Кре­сти­те­ля Гос­под­ня Иоан­на су­ще­ству­ет мас­са суе­ве­рий, не име­ю­щих от­но­ше­ния к су­ти по­чи­та­е­мо­го со­бы­тия.

На­при­мер, что в этот день нель­зя ста­вить на стол ни­че­го круг­ло­го (ни блюд, ни та­ре­лок), нель­зя есть пи­щу круг­лой фор­мы (то есть – кар­то­фель, лук, яб­ло­ки, ар­бу­зы), ис­поль­зо­вать ру­бя­щие и ре­жу­щие пред­ме­ты.

На­при­мер, по бе­ло­рус­ско­му по­ве­рью, свя­зан­но­му с днем Усек­но­ве­ния гла­вы Иоан­на Пред­те­чи, в те­че­ние го­да го­ло­ва свя­то­го по­чти при­рас­та­ет об­рат­но, но как толь­ко лю­ди в этот день нач­нут ре­зать хлеб – сно­ва от­па­дет.

У юж­ных сла­вян в день Усек­но­ве­ния гла­вы Иоан­на Пред­те­чи стро­го со­блю­дал­ся за­прет на крас­ные пло­ды и на­пит­ки, так как счи­та­лось, что «это кровь свя­то­го Иоан­на». По­это­му в этот день не ели чер­но­го ви­но­гра­да, по­ми­до­ров и крас­но­го пер­ца.

Ра­зу­ме­ет­ся, эти суе­ве­рия рас­про­стра­ня­лись (и рас­про­стра­ня­ют­ся ино­гда до сих пор) сре­ди лю­дей ма­ло­цер­ков­ных и не име­ют ни­ка­ко­го ос­но­ва­ния в тра­ди­ци­ях Церк­ви от­но­си­тель­но дня празд­но­ва­ния Усек­но­ве­ния гла­вы Иоан­на Пред­те­чи.

Где на­хо­дит­ся гла­ва св. Иоан­на Пред­те­чи

В ми­ре су­ще­ству­ет несколь­ко свя­тынь, непо­сред­ствен­но свя­зан­ных с со­бы­ти­я­ми Усек­но­ве­ния гла­вы Иоан­на Пред­те­чи.

Это ча­сти­цы гла­вы свя­то­го Иоан­на Кре­сти­те­ля: пе­ред­няя часть гла­вы на­хо­дит­ся в ка­то­ли­че­ском ка­фед­раль­ном со­бо­ре Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы в го­ро­де Амье­на (Ита­лия), часть гла­вы хра­нит­ся в Лав­ре свя­ти­те­ля Афа­на­сия Ве­ли­ко­го на Афоне, а гроб­ни­ца про­ро­ка с ча­стью его гла­вы на­хо­дит­ся в ме­че­ти Омай­я­дов в Да­мас­ке.

На ме­сте об­ре­те­ния гла­вы Иоан­на Кре­сти­те­ля – Еле­он, го­ры Воз­не­се­ния в Иеру­са­ли­ме – на тер­ри­то­рии рус­ско­го Спа­со-Воз­не­сен­ско­го мо­на­сты­ря по­стро­е­на ча­сов­ня в па­мять это­го со­бы­тия, а ме­сто об­ре­те­ния от­ме­че­но углуб­ле­ни­ем в мо­за­ич­ном по­лу.

В Москве ча­сти­цы мо­щей св. Иоан­на Пред­те­чи на­хо­дят­ся в несколь­ких хра­мах. На­при­мер, в Иоан­но-Пред­те­чен­ском жен­ском мо­на­сты­ре и хра­ме Вла­ди­мир­ской ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри в Ви­но­гра­до­во.

Под­го­то­вил: Дмит­рий Бо­ри­сов

По ма­те­ри­а­лам: http://www.nsad.ru 

Источник: https://azbyka.ru/days/p-useknovenie-glavy-ioanna-krestitelja-pochemu-ubijstvo-proroka-prazdnik

Саломея — это… Что такое Саломея?

Саломея (картина Бартоломео Венето)

Саломея (5 год или 14 год — между 62 и 71) — иудейская царевна, дочь Иродиады и Ирода Боэта, падчерица Ирода Антипы; впоследствии царица Халкиды и Малой Армении. Один из персонажей Нового Завета (однако там она упомянута лишь как дочь Иродиады Мф.14:6).

Саломея (картина Вардгеса Суренянца)

Сохранились монеты с её изображением, датируемые 56-57 гг. На лицевой стороне монет изображён её муж Аристобул Халкидский с подписью ΒΑΣΙΛΕΩΣ ΑΡΙΣΤΟΒΟΥΛΟΥ («царя Аристобула»), на обратной — Саломея с подписью ΒΑΣΙΛΙΣ ΣΑΛΟΜΗΣ («царицы Саломеи»).

Первоначально Саломея вышла замуж за своего дядю, тетрарха Ирода Филиппа II. После его смерти вышла замуж за двоюродного брата по матери, Аристобула, сына Ирода Халкидского; от него родила трёх сыновей: Ирода, Агриппу и Аристобула.

Монета с изображением Саломеи

По сообщению синоптических Евангелий, танец юной Саломеи на праздновании дня рождения Ирода Антипы очаровал его так, что он согласился выполнить любое её желание. Будучи научена своей матерью, Саломея потребовала убить пророка Иоанна Крестителя, и ей была принесена на блюде его голова.

В православной иконописной традиции сюжет известен под названием «Усекновение главы Св. Иоанна Предтечи».

Танец Саломеи, фреска в Монастыре Св. Иоанна, XII в.

В искусстве образ Саломеи вдохновлял Боттичелли, Дюрера, Тициана, Рембрандта, Караваджо, а также романтиков и декадентов Оскара Уайльда (одноимённая пьеса, пост. 1896) и Рихарда Штрауса (одноимённая опера 1905 — по пьесе О. Уайльда). Балет (1907, а позднее симфоническую поэму) Трагедия Саломеи написал Флоран Шмитт. Известна картина Л. Антокольского «Саломея на пиру у Ирода».

Саломея стала прототипом образа роковой женщины. Её образ — в центре одноимённых фильмов Гордона Эдвардса (1918, в загл. роли Теда Бара), Чарлза Брайанта (1923, в загл. роли Алла Назимова), Уильяма Дитерле (1953, в загл.

роли Рита Хейворт), Кармело Бене (1972, в загл. роли афроамериканская актриса и модель Дониале Луна), Педро Альмодовара (1978), Кена Рассела (1998), Карлоса Сауры (2002).

Также образ Саломеи появляется в 3 серии 5 сезона культового американского сериала «Настоящая кровь»

Образ Саломеи в изобразительном искусстве

XIV век

Георг Швайггер, Саломея приносит Ироду голову Иоанна Крестителя, ок.1648

  • Джотто, Пир у царя Ирода, 1320

XV век

  • Мазаччо, Обезглавливание Св. Иоанна Крестителя, 1426
  • Донателло Пир царя Ирода, 1427
  • Мазолино да Паникале Пир у царя Ирода, 1435
  • Рогир ван дер Вейден, Обезглавливание Иоанна Крестителя, 1446—1453
  • Фра Филиппо Липпи, Пир царя Ирода, 1452—1465
  • Джованни ди Паоло Ироду приносят Голову Иоанна Крестителя, 1454
  • Беноццо Гоццоли, Пир у царя Ирода и обезглавливание Св. Иоанна Крестителя, 1461—1462
  • Джованни Беллини, Голова Иоанна Крестителя, 1464—1468
  • Ханс Мемлинг, Алтарь Св. Иоанна Крестителя, 1474—1479
  • Андреа Вероккьо, Обезглавливание Иоанна Крестителя, 1477—1480
  • Боттичелли, Саломея с головой Св. Иоанна Крестителя, 1488

XVI век

, c 1515 (Galleria Doria Pamphilj, Rome)]]

  • Альбрехт Дюрер, Обезглавливание Св. Иоанна, 1510
  • Себастьяно дель Пьомбо, Дочь Иродиады, 1510
  • Альбрехт Дюрер, Ироду приносят голову Св. Иоанна Крестителя, 1511
  • Алонсо Берругете, Саломея, 1512—1516
  • Тициан, Саломея с головой Иоанна Крестителя, ок. 1515
  • Ханс Бальдунг Грин, Голова Иоанна Крестителя, 1516
  • Чезаре да Сесто, Саломея, 1516
  • Бернардино Луини, Иродиада, 1527—1531
  • Тициан, Саломея с головой Св. Иоанна Крестителя, ок. 1530
  • Лукас Кранах Старший, Саломея, ок. 1530
  • Алессандро Бонвичино, Туллия д'Арагона в образе Саломеи, ок. 1537

XVII век

Батистелло, Саломея, 1615

  • Караваджо, Саломея с головой Крестителя, 1605
  • Караваджо, Обезглавливание Иоанна Крестителя, 1605
  • Петер Пауль Рубенс, Пир у царя Ирода
  • Маттеус Мериан Старший, Обезглавливание Иоанна Крестителя, 1625—1630
  • Гвидо Рени, Саломея с головой Иоанна Крестителя, 1639—1640
  • Рембрандт, Обезглавливание Иоанна Крестителя, 1640

XVIII век

  • Джованни Баттиста Тьеполо, Обезглавливание Св. Иоанна Крестителя, 1732

XIX век

Франц фон Штук, Саломея, Ленбаххаус

  • Гюстав Доре, Дочь Иродиады получает голову Св. Иоанна Крестителя, 1865
  • Пьер Сесиль Пюви де Шаванн, Обезглавливание Иоанна Крестителя, ок. 1869
  • Анри Реньо, Саломея с блюдом и мечом в руках, ожидающая казни Иоанна Крестителя, 1870
  • Василий Суриков, Саломея приносит голову Иоанна Крестителя своей матери Иродиаде, 1872
  • Гюстав Моро, Саломея, танцующая перед Иродом, 1874—1876
  • Гюстав Моро, Саломея, 1876
  • Обри Бёрдслей, иллюстрации к драме Уайльда «Саломея», 1893

XX век

  • Ловис Коринт, Саломея, 1900
  • Ф.фон Штук, Саломея, 1906
  • Вардкес Суренянц, Саломея, 1907
  • Гастон Бюсьер, Саломея, 1914
  • Федерико Бельтран Массес, Саломея, 1932
  • Пьер Паоло Пазолини, Евангелие от Матфея, 1964
  • Лилиана Кавани, Ночной портье, 1974

XXІ век

  • Александр Войтович, Саломея, 2003

В астрономии

В честь Саломеи назван астероид (562) Саломея (англ.)русск., открытый в 1905 году.

Литература

Источник: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/90777

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector