«после побоища игоря святославича с половцами», васнецов — описание картины

Сюжет

В чистом поле где-то недалеко от берегов Каялы покоится дружина Новгород-Северского князя Игоря Святославича, поверженная половцами.

Картина, на которой, казалось бы, торжествует смерть, не вызывает ужаса перед лицом погибших. Напротив, кажется, что воины спят, а с восходом солнца они воспрянут и продолжат битву.

Однако же по виду мертвых половцев, чьи тела изображены более натуралистично, мы понимаем, что никто из них больше не проснется.

Васнецова называли «богатырем русской живописи»

Разница в изображении русских и половцев позволяет Васнецову провести аллегорию борьбы добра со злом. Однако же в реальности эта разделительная линия не была столь четкой.

В многолетних отношениях Древней Руси и кочевников были периоды не только войны, но и мира.

Например, заключались династические браки: сын того же Игоря Святославича Владимир был женат на дочери половецкого хана Кончака. И это далеко не редкий пример.

«После побоища Игоря Святославича с половцами», Васнецов — описание картины Автопортрет (1873)

Самого Игоря Святославича, как и других князей, участвовавших в походе, нет на картине — они были пленены. На поле брани покоятся простые воины, которые могли бы остаться в живых, если бы Игорь не поспешил с походом, а объединился с большим числом русских князей.

Васнецов не ставит перед собой задачу изобразить сечу или ее последствия. Он хочет показать, в каком виде эти события остались в народной памяти, передать народное понимание долга, красоты, добра. События XII века перестают быть исторической хроникой, но становятся частью процесса мифотворчества и миропонимания.

Контекст

События, взятые за основу сюжета, происходили в мае 1185 года. Еще до начала похода Игорь Святославич видит солнечное затмение, что, естественно, было воспринято как дурное предзнаменование. Несмотря на это, князь, объединившись с братом Всеволодом, князем Курским и Трубчевским, и племянником Святославом Ольговичем, князем Рыльским, выдвигается в поход к берегам Донца.

«После побоища Игоря Святославича с половцами», Васнецов — описание картины Богатыри (1898)

Половцы же подготовили мощный удар, объединив почти все племена. Войска столкнулись на берегах Каялы. «Слово о полку Игореве», написанное вскоре после похода, говорит о трёх днях боя. Одержав победу, половцы вторглись на Русь — в сторону Переяславля и в Посемье. Тут уже русские князья скоординировались и смогли защитить города от разорения.

Игорю удалось сбежать из плена, где он оставил своего сына Владимира. Последний, будучи заложником хана Кончака, был вынужден жениться на его дочери Свободе. Вместе с молодой женой и новорожденным сыном Изяславом Владимир вернулся на Русь через год или два после побега отца из плена.

Судьба художника

Виктор Васнецов должен был стать священником, как и его отец. Однако же семинарию он не закончил и с благословения родителя уехал из родной Вяткской губернии в Петербург поступать в Академию живописи.

Васнецов был так обескуражен непривычной столичной жизнью, что постеснялся спросить, выдержал ли он вступительные испытания. Лишь через год, подавая документы повторно, он узнал, что уже давно зачислен.

«После побоища Игоря Святославича с половцами», Васнецов — описание картины С квартиры на квартиру (1876)

В Петербурге Васнецов познакомился и сблизился с передвижниками. Вместе с ними он начинал писать как реалист. По их же совету Васнецов отправился в Европу, но вернулся раньше срока. За границей он чувствовал себя чужим и растерянным перед совершенно непонятным, незнакомым людом. Художник не чувствовал контекст и потому не мог работать.

Васнецов должен был стать не художником, а священником

Вернувшись, живописец берется за полотно о витязе на распутье. С этой картины начинается «васнецовский стиль», объединивший фольклор, эпос, патриотический пафос и сказочность.

Современники были растеряны: это был совершенно не тот реалист Васнецов, которого они знали. От него требовали обличительных картин, с пороками людей, социальными проблемами, морализаторством.

Виктор Михайлович в ответ на это представлял свое видение того, что тревожит народ.

«После побоища Игоря Святославича с половцами», Васнецов — описание картины Аленушка (1881)

В конце 1890-х Васнецова пригласили в Киев расписывать Владимирский собор, который строился к празднованию тысячелетия крещения Руси. Виктор Михайлович сомневался, сможет ли выполнить столько ответственный заказ, однако все же согласился.

Другой важный проект, который раскрывает еще одну грань таланта Васнецова, — главный вход Третьяковской галереи в Лаврушинском переулке. Этот шедевр стал одним из самых известных олицетворений русского стиля в архитектуре.

«После побоища Игоря Святославича с половцами», Васнецов — описание картины Вече во Пскове (1909)

Еще при жизни его начали называть богатырем русской живописи. В большей степени это связано с тем объемом культурного пласта, который он поднимал в своем творчестве.

Широта тематики и форм воплощения, жанровое разнообразие и мастерство восхищали современников. Несмотря на это, последние годы Васнецов терпел крайнюю нужду, даже не всегда были краски и отопление в мастерской.

И все же художник продолжал работать практически до последнего дня своей жизни.

Источник: https://diletant.media/articles/38499086/

Сочинение по картине Васнецова После побоища Игоря Святославича с половцами

«После побоища Игоря Святославича с половцами», Васнецов — описание картины

На картине Васнецова «После побоища Игоря Святославича с половцами» изображено пропитанное смертью и кровью поле битвы.

Русские богатыри бились с половцами и теперь все участники сражения лежат бездыханные в чистом поле, а над ними кружат хищные птицы, радуясь нежданной добыче. Обстановка на картине сумрачная. Недаром чуть выше линии горизонта изображено заходящее солнце. Вечер и закат как будто сравниваются с ушедшей жизнью защитников Родины.

В центре картины на зелёной траве и в окружении скромных степных цветов изображены два русских воина, отдавших свои жизни за землю русскую.

Опытный воин в княжеском одеянии обращён лицом к зрителю. Голова его защищена шлемом, мощная грудь кольчугой, на ногах сапоги красного цвета. Рядом с телом тяжёлый щит и секира.

Второй защитник отечества совсем юный. Половецкая стрела пронзила его сердце, и  голова с белокурыми шелковистыми волосами поникла на родную землю.

Видно, что упавшие рядом воины бились к плечом к плечу, точно так же они и встретили свою смерть. На их лицах практически не выражены никакие эмоции, они спокойные и умиротворённые.

А вот фигуры поверженных половцев расположены на заднем плане картины, их лица темны и свирепы.

На фоне холодных тонов, создающих в картине ощущение жуткой тишины после боя, присутствуют несколько красных пятен, сразу бросающихся в глаза зрителю.

Это красный щит, красные сапоги князя и красное солнце, печально уходящее за горизонт. В какой-то степени красный цвет связан с кровью павших воинов, которой на картине нет.

Полевые цветы и ярко-зелёная трава обозначают продолжение жизни, несмотря ни на какие трудности.

Окружающаяся природа как будто плачет над погибшими воинами. Тёмное небо, грозные тучи, создающие тень над полем брани. В левом углу картины сидит среди густой травы хищная птица, которая, словно половец, уже напилась крови русских воинов.

Храбрая русская дружина разбила врага и полегла сама. На лицах павших воинов покой и умиротворённость: они исполнили свой воинский долг, продемонстрировали силу и храбрость, преподали урок кочевникам. Вся картина пронизана русским духом, духом патриотизма воинов, отдавших жизни за свою Родину.

Описание картины После побоища Игоря Святославича с половцами

Васнецов нередко использовал былинные сюжеты в собственных произведениях и этот факт во многом обуславливался особенностями его времени. Именно тогда на рубеже веков и в самые значимые периоды для развития государства было особенно актуально обратиться к какой-либо опоре, истокам, на которые могли бы положиться представители народа.

Мы видим такую потребность в творчестве многих людей эпохи Васнецова. Каждый хотел отобразить нечто былинное, вспомнить о величии страны и благодаря этому существовать в новой эпохе. После побоища Игоря Святославовича с половцами – эпичная картина из этого цикла.

На картине мы видим, как на закате поле после битвы покоится обездвиженными людьми и только два боевых сокола толи бьются за добычу и хотят съесть трупы, толи остались там от двух армий и продолжают битву. Люди лежат недвижно и они будто заснули. Каждый из этих воинов имеет на лице выражение покоя и безмятежности.

Как считается во многих культурах, для мужчины самый достойный вариант оставить тело – на поле битвы. Возможно именно поэтому на лицах людей тут мы видим выражение такой безмятежности. Они выполнили собственное дело и теперь могут отдохнуть.

Подобно тому как клонится день к закату, так закатился и день каждого из этих людей. Символика картины говорит о вечном цикле и непрестанном движении этого мира. Васнецов в том числе говорит и о естественности войны, хотя и не воспевает этот феномен.

Герои, изображенные на картине выполняли собственное дело, они защищали свою землю и поэтому достойно пали на этой земле. Теперь они спят спокойным сном. Безусловно, художник тут также взывает к героизму зрителей своего времени.

С другой стороны мы также наблюдаем естественность войны, которая выражается в фигурах двух коршунов, которые дерутся на этой картине. Третий сидит спереди, ближе к зрителям и мирно чистит себя.

Они являются естественной частью природы также как естественной частью природы являются и люди, которым на этом поле остается только удобрить землю, впитаться в почву стать, деревьями и другими растениями, пищей для животных и людей и снова воплотиться в сынах этой земли, которые снова станут в том числе и храбрыми воинам, которые будут эту землю защищать.

Для Васнецова эта картина была первой и наметила во многом вектор творчества, который будет обращен к легендарным и эпичным сюжетам. Хотя Васнецов и обращается к конкретным историческим периодам, во многом он говорит о темах вневременных.

Вариант 3

Здесь можно увидеть большое поле, на котором лежат умершие на войне солдаты. Кровь пропитала всю землю и от этого она стала красной.

Наши русские солдаты пытались защитить свою землю и поэтому до последней капли крови бились со своими врагами. Вот только теперь и они, и их враги лежат на земле, а земля, за которую бились, покрыта телами умерших солдат.

А над их головами летают большие птицы с целью отыскать что-нибудь съестное. Они рады, что добыча досталась практически просто так. Конечно, картина не впечатляющая, а наоборот наводит тоску и сумрак.

Немного наверху можно разглядеть заходящую луну, которая практически скрылась за горизонтом. Здесь можно сравнить уходящее солнце и уходящую жизнь солдат.

Если посмотреть в самый центр картины, то там можно увидеть двух молодых мужчин, которые отдали свою жизнь за спасение русской земли.

Один из воинов повернул голову прямо к зрителю и поэтому нам очень хорошо его видно. На голове у него находится шлем, который покрывает голову и спасает от ранений. А из груди торчит большая и длинная стрела, которая проткнула сердце и смерть пришла мгновенно.

Рядом с ним находятся и другие войны, которые также не пожалели своей жизни и смерть забрала их также быстро. Если посмотреть на лицо, то там даже нет никаких эмоций. Чего нельзя сказать про воинов, которые находятся немного подальше.

Они наоборот злы и им хочется убивать и убивать, вот только убили их.

Кроме этого на картине встречаются и красные оттенки цвета. Они имеются на шлеме, груди, сапогах или на земле возле убитых воинов. А на земле расцветают маленькие и очень красивые цветы. Это говорит о том, что жизнь для одних заканчивается навсегда, а вот для других она продолжается.

Природа вокруг павших солдат плачет по ним и сожалеет, что все так получилось. По небу ходят темные тучи. А в левой части картины можно увидеть птицу, которая уже наелась и напилась крови, а теперь ждет когда прилетят остальные ее сородичи.

Солдаты исполнили то, к чему стремились так долго. И они сделали все для того чтобы защитить свою родину и не дать невинным людям погибнуть. Они показали себя храбрыми и могущественными и доказали всем, что они патриоты своей родины.

Описание настроения картины После побоища Игоря Святославича с половцами

«После побоища Игоря Святославича с половцами», Васнецов — описание картины

Популярные сегодня темы

  • Сочинение по картине Нестерова Лель. Весна 5, 8 класс
    Михаил Васильевич Нестеров – талантливый советский художник, живописец. Один из участников уникального товарищества передвижных выставок, с помощью которых в то время деятели искусства знакомили простой
  • Сочинение по картине Маковского В жаркий день 2, 5 класс
    От картины, действительно, исходит жар – солнце так и светит. Столько зелёного цвета! И очень много солнца… Наверное, это середина лета.
  • Сочинение по картине Щербакова Русь Подмосковная 8 класс
    На художественном полотне русского живописца Б.В.Щербакова «Русь Подмосковная» изображена удивительно красивая природа средней полосы нашей страны. Картина написана художником в 1977 году
  • Сочинение по картине Казахский вальс Исмаиловой
    Каждый уважающий себя художник, знает культуру и обычаи своего народа, которые исходят еще от далеких предков, ведь во всем этом храниться культурное наследие нации
  • Сочинение по картине Рылова Зеленый шум 3, 7, 8 класс
    Одно из таких творений знаменитого художника Рылова – это картина под названием «Зеленый шум». Над созданием данного полотна, Аркадий Александрович работал около двух лет.
Читайте также:  «бездна ада», сандро боттичелли — описание картины

Источник: https://sochinimka.ru/sochinenie/po-kartine/vasnecov/sochinenie-po-kartine-vasnecova-posle-poboishcha-igorya-svyatoslavicha-s-polovcami

Описание картины "После побоища Игоря Святославича с половцами" Васнецов для сочинения

«После побоища Игоря Святославича с половцами», Васнецов — описание картины
«После побоища Игоря Святославича с половцами».
Художник В. Васнецов

Картина «После побоища Игоря Святославича с половцами» является одним из самых известных произведений выдающегося русского художника В. Васнецова.

В этой статье представлено описание картины «После побоища Игоря Святославича с половцами» Васнецов для сочинения.

Смотрите: Описание других картин

Картина «После побоища Игоря Святославича с половцами» была написана Васнецовым в 1880 году. Работа выполнена маслом на холсте. Размер картины составляет 205 x 390 см (то есть около 2 х 4 метра!). Картина находится в Третьяковской галерее.

Описание картины из книги «Русское изобразительное искусство»:

«…первым… большим произведением, показавшим своеобразие подхода к исторической тематике, стало «После побоища Игоря Святославича с половцами» (1880), сюжет которого он почерпнул из «Слова о полку Игореве». На картине представлена вечерняя степь, усеянная телами павших в жарком сражении. Преобладание в колорите холодных (зеленых, синих и голубых) тонов вызывает ощущение мертвой тишины, окутавшей бранное поле. Однако надвигающиеся сумерки еще не приглушили нарядности красок бархатных и шелковых одеяний русских витязей. Смерть не исказила мученическим выражением их лица. Воины покоятся, как в глубоком сне, на ковре из изумрудной муравы. Подобное решение исторической батальной сцены смутило многих даже в среде Товарищества. Васнецова упрекали в том, что он написал картину-«оперу», указывали, что одежда погибших должна была бы быть изрубленной, залитой кровью, а тела — покрытыми зияющими ранами. Дальновиднее всех оказался Крамской. В письме к Репину он прямо сказал: «…трудно Васнецову пробить кору рутины художественных вкусов». Художник воссоздавал событие не в том виде, в котором оно некогда происходило, а в том виде, в котором оно продолжало жить в благодарной памяти народа: в песне, былине и сказаниях. Эпосу всегда чужд натурализм. Фольклору свойственно наделять героев идеальными чертами. Красота погибшего княжича, изображенного в центре композиции,— собирательная красота любимца народных преданий. В их поэтизирующем представлении смерть за родину делает облик погибшего еще более прекрасным. Васнецов выражает народное благоговение перед памятью таких людей в участливом отношении к их судьбе самой природы. Эпическая напевность «Слова..» подсказала Васнецову своеобразные средства художественной выразительности. Уже в данной картине Васнецов обрел особый монументально-декоративный стиль. Фронтальная композиция отвечает торжественно-медлительному ритму повествования поэмы. Живописная манера, сочетающая крупные цветовые пятна одежды, подымающейся из-за горизонта луны и парящих орлов с узорчатой россыпью полевых цветов и орнаментикой костюмов, напоминает о декоративных началах, характерных для народно-прикладного искусства. Васнецову удалось ощутимо передать поэтический строй народного предания, убедительно засвидетельствовав огромные возможности реализма.» (И. И. Пикулев «Русское изобразительное искусство», 1977 г.)

Описание картины из книги «Васнецов Виктор Михайлович»:

«Эта тема, навеянная «Словом о полку Игореве» и нашедшая выражение в картине «После побоища Игоря Святославича с половцами», потребовала от Васнецова серьезной, углубленной подготовки. Для русской передовой культуры этого времени характерен интерес к истории народа, к его устному творчеству, как поэтическому отражению исторических черт его жизни и характера. Увлечение великим памятником героического русского эпоса присуще было широким кругам русского общества того времени.  Васнецов не только тонко воспринимал древнерусское народное творчество, он был чуток и к вопросам русской действительности.

…он откликнулся своей картиной на волновавшие русское общество военные события 1877—1878 годов, но откликнулся своеобразно, не так как на них отозвались В. В. Верещагин…

Васнецов показал присущую русскому народу беззаветную готовность мужественно отдать свою жизнь за родину, за правое дело. Великий патриотизм пронизывает древнерусскую поэму, и он был созвучен настроениям русских людей в годы русско-турецкой войны.

В прекрасной древней воинской повести, проникнутой печалью, — «Слово о полку Игореве» — Васнецов воспринял те мысли, чувства и образы, которые были созвучны его времени. Народное творчество вдохновило его на создание поэтического произведения во славу мужества народа. 

Не случайно Васнецов изобразил поле после битвы. В трагическом пафосе смерти Васнецов хотел выразить величие и беззаветность чувств, которые руководили воинами; размещением фигур павших художник показал, что русские сражались до последнего вздоха и падали последними на трупы своих врагов, другие, умирая, раскидывали широко свои могучие руки, как бы желая и мертвым телом прикрыть, защитить родную землю. Васнецов сосредоточил внимание на той части «Слова», в которой оно воспевает и возвеличивает князя Игоря и его воинов. Ему созвучно было в «Слове» полное мужества обращение князя Игоря к дружине, когда он «возбудил ум крепостью и поострил (его) мужеством своего сердца; исполнившись воинственного духа, навел свои храбрые полки на землю Половецкую за землю Русскую… И сказал Игорь своей дружине: «Братья и дружина! Лучше ведь быть зарубленным, чем плененным». Образ Игоря был близок и дорог художнику, потому что в нем он чувствовал исключительную силу мужественного русского духа; силу, пронизывающую всю повесть даже в тех строфах, в которых с эпической проникновенностью оплакивается гибель храброй дружины Игоря.  Его картина — не изображение битвы со всеми ужасами войны, не воспроизведение страшного смертоносного события, а эпически величественное и просветленно поэтическое произведение, вызывающее глубокое преклонение перед героической гибелью павших за родину героев.

Торжественное безмолвие царит на поле брани. Степь покрыта телами убитых воинов — русских и половцев. Величественно покоятся русские богатыри. Они пали смертью героев. Художник стремился выразить эпическую значительность события.

Глубокое впечатление оставляет могучий богатырь, упавший с широко раскинутыми руками, и прекрасный юноша, пронзенный стрелой в сердце. В глубине поля, справа, торжественно спокойно, как бы заснув, лежит убитый богатырь, в руке его остался зажатым лук.

Эти образы определяют идею картины — величие, благородство и красоту совершенного патриотического подвига. 

По всему полю рядом с русскими полегли поверженные половцы. Они гибли в судорогах страданий и лежат ничком, на боку, на спине, мучительно изогнувшись. В воздухе бьются орлы. На переднем плане слева орел чистит перья. Синими тучами закрыт горизонт, темная тень от них легла на край степи, из-за туч выходит тусклая, красная, как бы омытая в крови луна. На степь ложится сумрак. 

Как богатырская застава, встали Игоревы полки на границе своей земли и полегли за ее честь и неприкосновенность — таково содержание картины, эпически величавой и глубоко лиричной. 

Создавая картину, Васнецов стремился выразить преклонение перед павшими воинами. Он украсил их последнее ложе печально склонившимися к телам полевыми цветами — колокольчиками и ромашками, воплощая в своем произведении поэтический образ «Слова». 

От этого поэтического образа печали, тончайшими нитями связанного с народной поэзией, и шел Васнецов, творчески претворяя мотивы древней повести в своей композиции. 

…картина «После побоища Игоря Святославича с половцами» не является иллюстрацией какого-либо отдельного эпизода «Слова о полку Игореве»… Васнецов воплощал самую сущность образов «Слова». 

Васнецовым все опоэтизировано, все облечено в напевно-звучные, эпические образы.

Для картины Васнецов использовал также и то, что раскрылось перед его творческой фантазией при непосредственном ознакомлении с хранилищами исторических реликвий, древних доспехов, вооружения и одежд, покрытых богатым народным орнаментом. Здесь он проявил себя не только знатоком археологии и воссоздателем старины, но и чутким поэтом-художником, для которого имели особое, художественно-поэтическое значение древние доспехи, булатное оружие, мечи, копья, луки, шлемы, вся их тонкая чеканка, все их детали. Сохранив и используя их формы, узорчатость и орнаментацию, Васнецов заставил все это звучать как красивые добавочные мотивы декоративной композиции. Большую роль в картине «После побоища» играет пейзаж. Он поэтичен и эпически глубок. В нем воплощено величественное представление о патетико-возвышенных образах сказания, воспевавшего героическую кончину витязей Игоревой дружины.

Весь тон пейзажа с мрачными грозовыми тучами, тяжелой синей пеленой, надвигающимися на поле битвы, царящая мертвая неподвижность, которую не нарушают сцепившиеся в схватке орлы, тревожно-сумрачный облик восходящей кроваво-красной луны выражают вдохновенный образ «Слова».

Картина «После побоища Игоря Святославича с половцами» была для Васнецова не просто новым по теме и крупным по размерам произведением, но и боевым выступлением, утверждающим особые художественные принципы в исторической живописи — возможность поэтической интерпретации исторического сюжета. 

Васнецов хотел доказать не только допустимость, но и законность подобного рода исторических произведений. Сознание, что он способен сказать свое слово в области русской исторической живописи, будило в нем творческую энергию.

Новая и сложная проблема встала перед художником во всей серьезности. Васнецов не предполагал ограничиваться иллюстрированием одного из эпизодов «Слова». Он взялся за интерпретацию повести в целом, за перевоплощение образов поэзии в образы живописи, поэтического ритма в линейные ритмы, словесного и звукового в зрительное. 

Весь строй картины и ее живописное решение поэтично и выразительно. Оно идет от образности и настроения «Слова». Степная даль и синие тучи, несущие печальную весть земле русской, задуманы в соответствии с повестью.

Блеклые, приглушенные тона темно-зеленого ложа погибших воинов объединяют другие оттенки: стальной брони и доспехов, багряных щитов, сине-голубых одежд и узоров орнамента, желтой и оранжевой кожи, поблескивающих шлемов.

Только фигура юноши-воина слишком светла. 

Цветовое решение носит декоративный характер. Симметричное расположение крупных цветовых пятен гармонирует с общим композиционным ритмом. На темно-зеленом фоне луга напряженно звучит кровавый тон щитов. Сквозь синие тучи выходит красный диск луны. На переднем плане ему созвучен тон красных сапогов витязя. Коричневые пятна бьющихся орлов в центре, головы павшего половца справа и сидящего на земле орла слева поддерживают композиционное равновесие. Голубые и желтые пятна одежд дополняют колорит. Мелкая цветовая россыпь орнаментов и полевых цветов вносит узорчатость в картину.

Живописное решение эпически-лирической темы несло в себе декоративное начало, которое близко народному изобразительному искусству, с его любовью к яркому выразительному пятну. Красочность образов, свойственная народной поэзии, сказавшаяся в эпитетах и образах интерпретировавшегося поэтического произведения, нашла у Васнецова отражение в его красочной гамме, в самом звучании цвета.

Являясь новатором поэтической трактовки исторического сюжета, Васнецов откликнулся в своем произведении и на новую тенденцию развития русского искусства 70-х годов — создания положительного образа народа. В его картине прозвучали, как отражение событий современности, не только трагическое, но и сила, величие и героизм народа. 

…картина была написана в предельно короткий срок. Трудности заключались и в том, что до этого Васнецов не стоял ни разу перед холстом такого большого размера и такого ответственного и сложного содержания.

Читайте также:  Мадонна с младенцем (мадонна бенуа), да винчи, 1478

Как только картина была закончена и представлена на VIII Передвижную выставку в марте 1880 года, она принесла автору много огорчений. Прежде всего в самой среде Товарищества сна не встретила единодушного и полного признания. Были художники, не только не понимавшие произведения, но и решительно протестовавшие против принятия картины на выставку.

Итак, картина эта, вызвавшая большие споры, возражения, одновременно привлекла к художнику доброжелателей, нашедшихся среди посетителей передвижных выставок в Петербурге и Москве. Она укрепила также и материальное положение его. 

Картину хотел приобрести президент Академии художеств вел. кн. Владимир Александрович. Но Васнецов охотно согласился на предложение П. М. Третьякова, ценя включение картины в широко известное уже тогда его собрание, тем более что Третьяков уже приобрел в 1873 и в 1876 годах жанровые произведения художника.

Что же нового внес Васнецов своей картиной в русское искусство? Чем были вызваны горячие споры вокруг нее и почему многие чуткие знатоки искусства второй половины XIX века не могли прийти к единому мнению в оценке этого произведения?  Васнецова не удовлетворял только археологический бытовизм, снижавший идейность исторической живописи, лишавший ее силы и действенности. Ему было чуждо и превращение картин в «прозаические протоколы», лишенные обобщения и поэзии. Васнецов пленился содержанием «Слова», полным любви к родине, проникнутым печалью от сознания поражения князей в результате феодальной розни, вдохновился призывом к единству, к борьбе за народное дело. Вместе с тем он первый из художников XIX века оказался способным вдохновиться своеобразием стиля «Слова», его красотой. Картина Васнецова показала путь историческим живописцам к родникам народного творчества и выразила, пусть еще и неполно, тот «дух истории», которого недоставало многим произведениям русской исторической живописи 70-х годов. Она явилась решительным шагом вперед по пути глубокого художественного воплощения исторического прошлого русского народа и поэтической интерпретации родной старины в образах реалистического изобразительного искусства. Этот путь был нов, и по нему смело пошел Васнецов, тем самым расширив границы идейного реализма.  «После побоища Игоря Святославича с половцами» — картина не во всем технически безупречная. Но при наличии некоторых ее слабых сторон она явилась все же первым произведением, в котором была провозглашена новая художественная программа, была поставлена и для своего времени смело решена задача воплощения национальной красоты и героизма в образах монументальной реалистической живописи. Характерно, что никто из критиков, даже отрицательно относившихся к этому произведению, не мог обойти вопроса о ярко выраженном в нем национальном начале и новаторстве Васнецова в этом отношении.»

(Моргунов Н., Моргунова-Рудницкая Н. «Васнецов Виктор Михайлович» («Русские художники. Монографии»), 1962 г.)

Это было описание картины «После побоища Игоря Святославича с половцами» Васнецов для сочинения. 

Смотрите: Описание других картин

Источник: http://www.literaturus.ru/2016/09/opisanie-posle-poboishha-igorja-svjatoslavicha-s-polovcami-vasnecov-sochinenie.html

Сочинение описание картины После побоища Игоря Святославича с половцами Васнецова

Идея написания картины «После побоища Игоря Святославича с половцами» возникла у В.М.Васнецова, будучи в Петербурге, во время его увлечения жанром народных преданий. Сюжет монументального полотна взят из подлинных событий.

В нем, придерживаясь традиций русского народного эпоса, «Слова о полку Игореве», художник воспевает славный воинский подвиг, показывает сражение, переданное древнерусскими летописцами и народом, сохранившим в памяти величественные образы защитников Родины.

На картине представлено поле битвы, после которой не видно следов ужасного опустошения. Герои сражения здесь невредимы, они будто спят непробудным сном. Именно эти моменты в картине стали причиной яростных споров и возражений публики.

Многие критики были солидарны с остальными, они считали такую трактовку исторического сюжета невозможной. По их мнению, картина написана неправдиво. Полагалось, что тела павших в бою воинов должны были бы быть израненными, лица – искаженными, одежда – залитой кровью и порубленной в клочья.

Лишь великий Репин поддержал опечаленного Васнецова, утверждая, что работа эта – совершенно новая, первая в русской живописи в подобном исполнении.

Расположение фигур погибших воинов в композиции говорит о том, что они боролись до последнего вздоха. Так, в кульминации картины показан мужчина, лежащий в ракурсе с раскинутыми руками. Могучий, красивый, полный воинской доблести, богатырь, зрителю сразу представляется, каков он был живым. Видно, что непобедимый воин, падая, хотел встать, жить и продолжать бороться.

Его образ разработан художником с особой тщательностью. Могучую стать богатыря оттеняет красота молодого воина, лежащего рядом. Он пал от вражеской стрелы, пронзившей сердце. Сделав акцент на центральных героях, автор показывает, что и бывалые бойцы, и отроки – все вышли на борьбу с врагом, и были готовы отдать жизнь за свободу Родины.

На заднем плане композиции, справа – павший русский воин. В последнее мгновенье он стрелял из лука – орудие так и осталось зажатым в его руке. В образах этих героев художник возвышенно отражает великий патриотический подвиг русичей, отдавших жизнь за общее дело. По всей степи неподалеку от русских лежат сраженные половцы.

Погибшие мучительной смертью, их тела разбросаны как попало: одно – на боку, другое – изогнуто, третье – на спине с запрокинутой головой…

В воздухе над павшими воинами происходит бой двух орлов; третий, изображенный на переднем плане слева, чистит перья. Из-за горизонта поднимаются грозовые тучи, их тень закрывает степную даль. В небе из-за туч появляется большая красная луна.

Последнее пристанище воинов, поле битвы, украшено зеленой муравой и полевыми цветами. В композиции чувствуется свежесть наступающих сумерек. Красивым декоративным элементом к картине выступают доспехи богатырей, покрытые традиционным орнаментом.

Выполненная в 1880 г., в размере чуть меньше, чем 2х4 м, «После побоища» для Васнецова стала первой батальной картиной, началом новых художественных приемов в отражении исторических сюжетов. Композиция «После побоища» проникнута великим патриотизмом, присутствующим в характере русских.

В настоящее время полотно является народным достоянием и находится в Государственной Третьяковской галерее.

Другие сочинения:

← Богатырский скок↑ Васнецов В.М.Царевна-несмеяна →

«После побоища Игоря Святославича с половцами», Васнецов — описание картины

Источник: http://sochinite.ru/sochineniya/sochineniya-po-kartinam/sochineniya-po-kartinam-xudozhnika-vasneczova-v.m/posle-poboishcha-igorya-svyatoslavicha-s-polovcami-opisanie

Сочинение по картине Васнецова После побоища Игоря Святославича с половцами

Для того чтобы понять, что до нас хочет донести великий русский живописец Виктор Михайлович Васнецов в своей картине «После побоища Игоря Святославича с половцами» необходимо рассмотреть реальные исторические события, которые легли в основу творения.

 Игорь Святославович Новгород-Северский – один из князей Древнерусского государства, известный своим походом 1185 года. Тогда, князь собрал войско и вместе с братом, племянников и еще несколькими князьями пошли в сторону Дона.

На берегах реки Каялы русское войско столкнулось с основными силами половецкого войска, которое состояло из всех известных племен половцев. После сложного трехдневного сражения, русское войско потерпело поражение, в результате которого Игорь, как и несколько других князей, был взят в плен.

Из плена он бежал, а легенда о произошедшем стала знаменита в народе, став основой сюжета знаменитого «Слова о полку Игореве», а так же картины Виктора Михайловича Васнецова.

На картине изображено поле битвы, после конца сражения на нем. Русские войны сражались с половцами насмерть, участники сражения с обеих сторон лежат бездыханными на зеленой траве. Всё  поле пропитано их кровью и атмосферой смерти. Кругом лежат щиты, мечи, везде видны стрелы, нашедшие своих жертв. Над трупами воинов летаю хищные птицы-стервятники в поисках добычи.

На зеленой траве лежат тела двух русских богатыре. Один из них лежит лицом к зрителю. На нём надета мощная броня, кольчуга, он лежит на своем щите, рядом лежит его верный боевой топорик.

Всё в его образе даёт понять нам, что он – опытный воин, прошедший не одну битву и победивший не одного врага, но побежденный половцами в этот раз. Возможно, он был повержен, когда спасал другого русского война, тело которого лежит рядом с ним.

Его снаряжение чуть проще, чем у другого витязя, его лицо более детально прорисовано художником, благодаря чему мы можем понять, что перед нами еще совсем молодой юноша. Вокруг двух русских воинов лежат множество тел половцев.

Художником они прорисованы менее детально, они, вместе со своими жуткими лицами, своим окровавленным оружием, еле пережившими страшный бой щитами и снаряжением сливаются в одну свирепую армию.

Момент, запечатлённый художником, а если точнее, воссозданный им по легендам, — сумерки. Виднеется холодный закат, в поле витает легкая вечерняя дымка. даже цветы, растущие на поле в основном белые или синие. Холодные тона преобладают в окружении и всей картины в целом.

Всё это сочетается со спокойными и умиротворенными лицами поверженных русских воинов. Вся атмосфера картины – мертвецки спокойная и от этого ещё более жуткая. Цветущие поля, яркая зелень продолжила жить, а вот поверженные богатыри уже нет.

Природе нет дела до их смерти, она спокойно засыпает под лучами последнего закатного солнца. Но даже в такой тоске и мертвой тишине проглядывается явное уважение художника к героическому прошлому своей Родины.

Погибшие русские богатыри взывают не желание впасть в уныние или яростно мстить кому-то за обиды прошлого. Нет, они вызывают гордость за то, какие наши предки были смелыми и храбрыми, как любили своё Отечество.

Другие:

← Северный край↑ По картинамНатюрморт. Полевые цветы →

«После побоища Игоря Святославича с половцами», Васнецов — описание картины После побоища Игоря Святославича с половцами

Сейчас читают:

  • Характеристика и образ Варвары из пьесы Гроза сочинение
    Варвара, дочь Марфы Игнатьевны Кабановой и свояченица Катерины, яркий персонаж второго плана, в пьесе «Гроза». Эта молодая девушка под воздействием постоянных нотаций матери, будучи от природы, правдивой и честной, научилась врать,
  • Сочинение Орёл — мой город
    В Орле всё просто. В середине шестнадцатого века Иван Грозный приказал построить крепость, заградившую южные рубежи страны от набегов татар. Сказано – сделано. Так что дата основания города не просто задокументирована
  • Образ и Характеристика Правдина в комедии Недоросль Фонвизина сочинение
    Комедия Дениса Ивановича Фонвизина «Недоросль» выполнена в основных традициях классицизма, поэтому в нем присутствует четкое деление персонажей на отрицательных и положительных. Все они статичны, т.е. наделены определенными чертами характера
  • Только в труде велик человек сочинение
    Каждый из нас еще с самого раннего детства, мечтает заниматься делом, которое ему больше всего нравится. Когда мы вырастаем и становимся взрослыми и самостоятельными людьми, то мы стараемся овладеть каким-нибудь ремеслом или профессией,
  • Сочинение на тему Вид из окна осенью
    Осень — холодное время года. В это время мы меньше гуляем и чаще сидим дома. А когда сидишь дома, иногда хочется посмотреть в окно. Осенью вид из окна красивый.
  • Сочинение 100-летие со дня рождения А.И. Солженицына
    Имя Александра Исаакиевича Солженицына знает каждый еще со школы. В декабре 2018 года в связи с указанием президента будет празднование ста лет со дня рождения великого российского писателя и общественного деятеля. В этот день в библиотеках,

Источник: https://uchim-klass.ru/sochineniya/po-kartinam/posle-poboishha-igorya-svyatoslavicha-s-polovcami

После побоища Игоря Святославича с половцами

После побоища Игоря Святославича с половцами

Картина написана на сюжет древнерусской поэмы «Слово о полку Игореве». Васнецов изображает не батальную сцену, а поэтическое предание о красоте подвига. Окончена битва на земле. На небе бой продолжается – в предвкушении добычи сцепились между собой стервятники. Погибли защитники земли Русской, но сама земля жива и полна светлой скорби о павших.

Читайте также:  «пророк даниил», микеланджело буонарроти — описание

Торжественно восходит над полем брани огромная розовеющая луна, словно отразившая пролитую кровь. Васнецов сознательно не дает отталкивающей картины смерти, убирает все натуралистические детали. Печально склонившиеся васильки и ромашки – словно поэтическая иллюстрация к строкам из поэмы: «Никнет трава / От жалости.

/ А дерево с кручиной / К земле приклонилось».

«После побоища Игоря Святославича с половцами», Васнецов — описание картины

После побоища Игоря Святославича с половцами. 1880. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Следующая глава

После бала Мне неинтересны чужие слабости.
Лайма Вайкуле
Несмотря на промелькнувшие по телевидению клипы“Кто еще” и “Крылья”, а также транслировавшиеся в “Программе А” фрагменты сравнительно удачного второго концерта в МДМ, ни презентация, ни сам альбом не были

После полудня и вечер
Поскольку воздух вбирает влагу от земли или воды при нагревании в течение дня, во второй половине дня происходят изменения цвета (спектрального состава) света, не всегда наблюдаемые утром. Теплый воздух удерживает больше влаги. По мере охлаждения,

Глава восьмая
После «Ностальгии»
Итак, позади мой первый фильм, сделанный вне родины, но по официальному разрешению кинематографических властей, которое в свое время меня не удивило: ведь я делал фильм для родины и ради нее… Казалось, что всем это ясно, хотя дальнейшие

Беременность (и после нее)
Одна моя подруга недавно, так сказать, разрешилась от бремени. Я заехала, чтобы мне продемонстрировали младенца (чудесная, спокойная девочка – любо дорого посмотреть!), а потом мы обменялись комплиментами. Я как всегда узнала, что потрясающе

Эпилог, или история после истории
Семиотика поведения и другие идеи ЮРИЯ ЛОТМАНАЮрий Лотман (1922–1993) — профессор Тартуского университета, начинал свой путь в качестве театрального критика в Ленинграде. В период борьбы с космополитами он уехал в Эстонию, там был создан

Малевич после живописи
[текст отсутствует]

Жизнь после смерти Что за чудо случилось? Открыта снова Помпея,
Город Геракла воскрес в древней своей красоте. Иоганн Фридрих Шиллер «Я затрудняюсь назвать какое-либо явление, которое было бы более интересным…» – простодушно заметил Иоганн Вольфганг Гёте о гибели

ПОСЛЕ СМЕРТИ Был вымыт пол. Стояла полумгла.
     Плющ обнимал постель, где я лежала.
     Боярышником убрана была
И розмарином траурная зала.
И он пришел. Он думал, я спала
     И слышать не могла, но я внимала.
     Он тихо повторял: «Как мало, мало
Несчастное дитя, ты

Первый после бога… — Ты будешь царем природы. — Хочешь спать на ложе из роз?— Спасибо, потом насекомых не оберешься! — Папенькин сынок! — И это все Ваши кулинарные способности? — Груша червивая! А ну, позовите директора! — Выньте руки из карманов, когда я с Вами

После дождя
В одном из самых ярких романтических пейзажей Куинджи все проникнуто ощущением грандиозности и волнующей красоты мироздания. Бездонное грозовое небо раскинулось над освещенным последними солнечными лучами ярко-зеленым лугом. Извилистая полоса реки

Источник: https://design.wikireading.ru/1066

Виктор Михайлович Васнецов После побоища Игоря Святославича с половцами: Описание произведения

Когда Виктор Васнецов работал над картиной «После побоища Игоря Святославича с половцами», друзья его не узнавали – казалось, он даже помолодел, а уж сил у него прибавилось втрое. Но лишь кто-то входил к нему в мастерскую, холст оказывался занавешен: Васнецов никому не показывал, что же он пишет, пока полностью не завершил работу.

Сюжет картины вдохновлен «Словом о полку Игоревом» и «Русланом и Людмилой» Пушкина («О поле, поле, кто тебя усеял мертвыми костями?..»). Васнецову в вину ставили, что саму битву-то он и не написал. На самом деле художник сделал одиннадцать эскизов, прежде чем создал окончательный вариант.

И поначалу как раз планировал показать поле боя, жар битвы и всё то, чего критикам не хватило в его картине. Отказ от этого был осознанным.

Один из последних перед итоговой картиной эскизов хранится в Третьяковской галерее. Художник уже пришел к идее изобразить не сам бой, а именно «после побоища». Есть разница в колорите, на эскизе он более тревожный, с использованием интенсивных цветовых контрастов.

В окончательном варианте Васнецов от них отказался, отдав предпочтение более спокойным цветам и тем самым изменив общее настроение картины – теперь это не кровавые сумерки, а физически ощущаемая тишина. Заходящее солнце – не багровое, а мягко-розовое. Как ни странно это звучит, окончательному варианту присуща даже некоторая безмятежность.

Яркие красные пятна – лишь на сапогах богатыря слева да на щитах. Это явная отсылка к «Слову»:

И поля преградили

Дети бесовы —Кликом,А храбрые русичи —Щитами багряными.

Но сейчас ни злобы, ни ненависти нет на лицах убитых, хотя, судя по переплетенным телам, еще недавно там пылала жаркая битва. Смерть словно уравняла всех. Юноша на переднем плане, пробитый стрелой, кажется сияющим. С шеи его свисает сбившийся нагрудный крест.

Павел Чистяков, которого картина привела в восторг, говорил об этом персонаже: «Я насквозь вижу этого человека, я его знал и живым!». Над телами кружат стервятники, но и они вызывают не ощущение ужаса, а являются частью природного хода вещей.

И как же ошибались критики, упрекая Васнецова в «упоении трупами»! Что, как не гимн жизни, обозначают в изобилии растущие на этом поле смерти простые цветы – колокольчики, ромашки, незабудки?

Васнецов показал картину на восьмой выставке передвижников, и она вызвала ожесточенные споры. Репину – очень понравилась. «Для меня это необыкновенно замечательная, новая и глубоко поэтическая вещь. Таких еще не бывало в русской школе», – решительно заявил он. Именно с этой картины, пожалуй, Васнецов нашел свое направление, в котором у него не было предшественников.

Крамской же был озадачен. А известный критик и один из вдохновителей передвижников Владимир Стасов упрекнул картину в академизме, а художника – в увлечении условностями. Васнецов не остался в долгу, съязвив, что «художественная правда для Стасова непременно однобока и, извините, без штанов».

Но фактически он был очень расстроен таким холодным приемом работы, в которую вложил много сил. В газетах выходили одна разгромнее другой рецензии, в которых Васнецову в вину ставили «воспевание трупов». Большой поддержкой оказался отзыв его учителя из Академии Павла Чистякова.

Он принял картину с восторгом и сказал, что очень благодарен Васнецову за то, что ему удалось выразить то, что никому не удавалось раньше – сам дух Древней Руси, извечность ее и преемственность.

Алена Эсаулова

Источник: https://artchive.ru/viktorvasnetsov/works/25961~Posle_poboischa_Igorja_Svjatoslavicha_s_polovtsami

Сочинение по картине После побоища Игоря Святославича с половцами Васнецова

Взгляду зрителя предстаёт страшная картина последствий после кровопролитных войн. Поле, на котором властвует смерть. Страшная картина. Пришёл неприятель и забрал жизни храбрых воинов. Теперь множество детей стали сиротами, жёны – вдовами. Для многих мир не будет таким, как прежде, началось время испытаний.

Русские воины сделают всё, чтобы спасти родной край. На нашу землю пришёл враг в лице половцев. У них свои интересы и планы на нашу землю. Но им никогда не суждено сбыться, даже если все воины погибнут в бою, придёт их наследие и отмстит.

Русский витязь ничего не боится, для него свобода народа и родной земли дороже жизни. Неприятель шёл с огромной силой, возможно, рассчитывал, что сможет напугать русского бойца, но это была большая ошибка. Враг встретил мощнейшее сопротивление, такое, какого не ожидал. Бой был страшный не на жизнь, а на смерть. Полегли все.

На картине видно, что бойцы бились на результат. Никто не щадил себя, своей жизни. Воины, даже мёртвые не выпустили из рук мечей и стрел. Так с ними и остались.

Картина подчёркивает самоотверженность, силу, героизм и храбрость воинов. Они созданы для войны, и она их не пугает. На лицах солдат нет ни тени страха или ужаса. Всё привычно: очередной бой, очередная стрела, удар и конец.

Неожиданно наступил конец дней для каждого изображённого бойца.

Русский воин облачён в кольчугу, которая принимала и отражала множество ударов и злости неприятеля. В середине поля можно заметить молодого бойца, грудь которого недавно прошла стрела половца. Он молод, но теперь мёртв. Парень прожил короткую жизнь, она неожиданно прервалась.

Скорее всего, он мечтал стать военачальником, победить всех неприятелей и быть одним из лучших и знаменитых воинов, но не судьба. Теперь парня нет, рядом с ним лежит более опытный воин. Сложно понять, когда и как он замертво упал. Рядом с ним лежат щит и топор.

Воин боролся, но непонятно, где его неприятель.

Лица русских солдат абсолютно спокойны. Их не пугала смерть. Они знали, что рано или поздно одна из войн может лишить их возможности жить и воевать. Лица же половцев полны усталости, смятения и гнева. Они не ожидали, что их встретят мощным сопротивлением.

Над трупами летают стервятники. Они символизируют поведение половцев. Как непрошенные гости пришли на территорию чужих владений и решили испить кровь русских воинов. Данная картина подчёркивает патриотизм, любовь к родине и народу.

Описание 2

Нередко мы видим войну как красивый парад или радость выживших солдат, но на фоне этого многие забывают о том, что война представляет собой взаимное уничтожение. Люди истребляют друг друга. При этом нередко они не особенно видят в этом какой-либо смысл и даже не понимают ради чего воюют.

Князь Святослав Игоревич воевал с половцами, он защищал земли от набегов и также периодически проводил военные походы, которые позволяли подчинить себе других завоевать богатство. Так или иначе, всегда война и побоище оканчивались одинаково – кто-то выживал, а другие оставались на поле брани.

Именно этот второй итог и предлагает нам художник Васнецов для рассмотрения.

Васнецов нередко обращался к былинной тематике к истории Руси и в этой картине он тоже в какой-то степени романтизирует русскую историю, он изображает на переднем фоне двух красивых витязей, которые ,как говорится, сложили свои головы в поле. Они лежат мирно, будто бы спят и такое изображение, конечно, навевает некоторые ассоциации.

В частности мы видим людей, которые выполнили свой долг, совершили, возможно, даже какой-то ратный подвиг. Такое положение кажется как бы вершиной их жизни, высшим пределом, которого они только могли достигнуть, хотя, по сути, речь о закате их жизни, о чем также намекает и закатное солнце.

Тем не менее, следует осознавать определенную идеализацию данной картины, она предлагает самый или, один из самых лучших, вариант, которые только могут случиться.

Судя по этим фигурам, они достойно провели битву и сами намеревались именно так завершить свой жизненный путь.

С другой стороны мы не знаем подробностей, быть может у них остались семьи, о которых теперь некому заботиться, быть может, они оставили на родине какие-то дела, которые хотели завершить, а, по сути, оставили после себя только разрушение и гибель.

Поэтому картина вызывает противоречивые чувства, которые еще больше подчеркиваются двумя птицами, как бы продолжающими битву. Они дерутся толи за тела погибших, которыми хотят поживиться, толи просто продолжают нести в себе своеобразную энергию взаимной ненависти и противоборства, которые насыщают данное пространство.

Другие темы:

← Царевна-несмеяна↑ ВаснецовВитязь на распутье →

`

Источник: http://SuperSochinenie.ru/sochineniya/po-kartinam/vasnecov/posle-poboishcha-igorya-svyatoslavicha-s-polovcami

Ссылка на основную публикацию