Портрет статс-дамы измайловой, антропов — описание

РАЗВИТИЕ ПОРТРЕТНОГО ЖАНРА В ЖИВОПИСИ. А.П.АНТРОПОВ

АНТРОПОВ Алексей Петрович (17.03.1716, Санкт-Петербург, 12.06.1795, там же)

Живописец, портретист, монументалист, декоратор, иконописец.

1732-1733 – обучение живописи у Л.Каравака  и А.М.Матвеева

1733-1739 – обучение живописи у М.А.Захарова

1739 – определен в штат живописной команды Канцелярии от строений к И.Я.Вишнякову

1745 – 1750 – работал в Петербурге как живописец (настенная живопись), декоратор, иконописец.

1750-1755 – работал в Киеве как живописец , портретист, иконописец. Соприкосновение с полнокровным и жизнерадостным искусством украинского барокко, с распространенной в это время на Украине парсунной живописью оказало влияние на творчество Антропова, тяготевшего к народным традициям.

1753 – поясные портреты великого князя Петра Федоровича и великой княгини Екатерины Алексеевны.

1758 – возвращение в Петербург. Уроки у модного итальянского живописца П.А.Ротари.

1759 – «Портрет статс-дамы А.М.Измайловой». Одно из лучших классических произведений художника. Поясное изображение фигуры и поза характерны для Ротари, но при этом присутствует оригинальная манера письма Антропова – изображение лишено психологической глубины, акцент на физическую природу человека.

В портрете Измайловой  показаны классический тип русской барыни, определенная трактовка формы, использование насыщенной, контрастной цветовой гаммы. Таких портретов русское искусство ещё не знало.

Портрет Измайловой открывает целое направление в творчестве Антропова, связанное с созданием галереи камерных образов современников.

1760 – портрет петербургского архиепископа С.Кулебяки

1761 – изображения княгини Т.А.Трубецкой, графа И.Лобковича; портрет генерал-майора Краснощёкова; портрет протоиерея Ф.Я.Дубянского

1762 – парадный портрет в полный рост императора Петра III. Лучший среди больших портретов – картин. Портрет носит сугубо официальный характер. Безупречное  композиционное, пластическое  и цветовое решение полотна, последовательно выдержанного в барочных традициях. Известно несколько авторских повторений этого портрета.

Осень 1762 – Антропов с подмастерьями, один из которых Д.Г.Левицкий, пишут восемь коронационных портретов Екатерины II для триумфальных ворот. Портреты не сохранились. Представление о них дает небольшой эскиз (1762, ГТГ).

1763 – изображение графини А.К.Воронцовой, парные портреты представителей двух поколений семьи Бутурлиных.

1764 и 1766 – копии с портрета Екатерины II Ф.С.Рокотова

1766 – вариант коронационного портрета Екатерины II кисти С.Торелли

1766 – парадный портрет в полный рост императрицы Екатерины II

1766 – портрет князя А.М.Голицына

1768 – портрет А.И.Колычевой

  • 1770 – посмертный портрет Петра I
  • 1772 – нагрудный портрет цесаревны Анны Петровны
  • 1774 — портрет архиепископа Г.Петрова

1787 – портрет графа П.И.Панина

1780-е – портрет неизвестного в черном кафтане

Главные работы:

Портрет статс-дамы Измайловой, Антропов — описание

«Портрет статс-дамы А.М.Измайловой (1759, ГТГ)

Портрет статс-дамы Измайловой, Антропов — описание

«Портрет архиепископа Сильвестра Кулебяки» (1760, ГРМ)

Портрет статс-дамы Измайловой, Антропов — описание

«Портрет протоиерея Ф.Я.Дубянского» (1761, ГЭ)

Портрет статс-дамы Измайловой, Антропов — описание

«Портрет Ф.И.Краснощёкова» (1761, ГРМ)

Портрет статс-дамы Измайловой, Антропов — описание

«Портрет Петра III» (1762, ГРМ; эскиз 1762 – ГТГ; вариант, 1762 – ГТГ)

Портрет статс-дамы Измайловой, Антропов — описание

«Портрет Екатерины II» (эскиз, 1762, ГТГ)

Портрет статс-дамы Измайловой, Антропов — описание

«Портрет графини А.К.Воронцовой» (1763, ГРМ)

Портрет статс-дамы Измайловой, Антропов — описание

«Портрет А.В.Бутурлиной» (1763, ГТГ)

Портрет статс-дамы Измайловой, Антропов — описание

«Портрет Д.И.Бутурлина» (1763, ГТГ)

Портрет статс-дамы Измайловой, Антропов — описание

«Портрет М.Д.Бутурлина» (1763, ГТГ)

«Портрет графини М.А.Румянцевой» (1764, ГРМ; копия – ГИМ)

  1. «Портрет Екатерины II» (копия – вариант коронационного портрета работы С.Торелли (между 1763 и 1766), 1766, ГРМ; подготовительный вариант, до 1766 – ГЭ)
  2. «Портрет Петра I» (1770, ГРМ)
  3. «Портрет архиепископа Гавриила Петрова» (1774, ГРМ)
  4. _________________________________________________________________________

Полный текст статьи чит. в книге: РУССКИЕ ЖИВОПИСЦЫ XVIII-XIX вв. Биографический словарь. Санкт-Петербург, 2008

Автор статьи: Е.Ф.Петинова, кандидат искусствоведения.

см. в сообществе «Реставрация»: АЛЬБОМ «РУССКИЕ ЖИВОПИСЦЫ. XVIII-XIX ВЕКА. (иллюстрации)

Также, читайте на нашем сайте ПЕРЕЧЕНЬ ИМЕН.

Источник: http://volrest.ucoz.ru/publ/iskusstvovedcheskie_materialy/russkie_zhivopiscy_xviii_xix_veka/razvitie_portretnogo_zhanra_v_zhivopisi_a_p_antropov/14-1-0-65

Купить репродукцию картины Портрет статс-дамы Анастасии Михайловны Измайловой, Антропов Алексей

Портрет статс-дамы Измайловой, Антропов — описание

  • Закажите подарочный сертификат на выбранную вами сумму!
  • Электронный сертификат — мгновенная скорость доставки
  • Заказать сертификат
Разные типы исполнения Для Ваших задач: на холсте в раме, без рамы, с паспарту под стеклом, в рулоне Оформление онлайн 3 000 рам и множество цветов паспарту для оформления постеров и картин Включено в цену Все холсты уже покрыты защитным лаком, подвесы в наличии, сделана упаковка
Эко-материалы Наши постеры и картины можно вешать в детскую: печать делается самими безвредными пигментными чернилами Заказывайте без риска! Оплата при получении, возврат если не понравится в течение 14 дней Подарок и скидки Сертификат на следующую покупку в подарок, скидки на объем

Оформление картины

Исполнение

Любой постер или картину можно сделать в виде

Портрет статс-дамы Измайловой, Антропов — описание Портрет статс-дамы Измайловой, Антропов — описание Портрет статс-дамы Измайловой, Антропов — описание
Холст в раме Холст в деревянной или пластиковой раме. Натуральный хлопковый холст, натянутый на сосновый подрамник вручную Холст без рамы Холст на усиленном галерейном подрамнике с боковиной 35мм. Идеально выглядит для размеров постера от 50см и более устойчив к перепадам влажности Картина маслом Картина на холсте в раме, 100% роспись художника. Багетная рама на любой бюджет и цвет на Ваш выбор, можно без рамы Под стеклом в раме Постер под стеклом в рамес паспарту или без. На фотобумаге или акварельной бумаге (идеально для ретро или винтажных постеров) В рулоне Постер в релоне на холсте с полями для натяжки холста. Также на фото- или акварельной бумаге

Размер

Вы можете установить любой размер картины или постера, который подходит именно Вам

Размер изображения Минимальный размер Инструмент для обрезки изображения Размер картины вместе с рамой и паспарту Максимально возможный размер печати

Выбор оформления

Выбор из 3 000 багетных рам и десятков паспарту для оформления вашего постера или картины на стену

Выбор обработок

Любой постер или картину можно сделать в виде

Черно-белое изображение или сепия Ручная цифровая стилизация под живопись Роспись текстурным гелем для имитации мазков Роспись художником масляными красками

Каждую картину можно разделить на модули, выбрав один из стандартных предложенных вариантов, либо вручную задать количество частей, их размер, порядок и расположение исходного изображения на каждом модуле в окне конструктора.

НЕ НРАВИТСЯ КАРТИНКА? ХОЧЕШЬ ЗАКАЗАТЬ СВОЮ?

Воспользуйся сервисом “Картина из вашего фото”

похожие постеры и картины

100% экологичные материалы

Используем только натуральные материалы

70 лет яркости красок

Пигментные краски не выцветают 70 лет

Вернем деньги, если не понравится

100% возврат в течение 3-х недель

Помогаем с подбором

Постеров и картин по запросу за 1-2 дня

Источник: https://artpostergallery.ru/poster/portret-stats-damy-anastasii-mihaylovny-izmaylovoy-19983

Кавалерственные дамы Алексея Антропова

Портрет статс-дамы Измайловой, Антропов — описание
А. АнтроповАвтопортрет

            Антропову выпало работать в особенный век,
когда новизна входила в русское искусство семимильными шагами и, в то же время,
новое приспосабливалось к старине. В первой половине XVIII столетия рождалась русская
портретная школа, сохраняя лучшие свои особенности в сплаве с модным стилем
рококо. Поскольку мастера не желали порывать с парсунным письмом, это придавало
портретам некоторую наивность и скованность. Антропов, ученик Матвеева и
Вишнякова, до конца оставался представителем национальной школы. В то же время,
его привлекало мастерство французских и итальянских художников. Он учился у Луи
Каравакка и Пьетро Ротари, постепенно овладевая искусством оживить модель. Не
стремясь к разнообразию композиции, Антропов вполне лаконичен. Он пишет
погрудные портреты на нейтральном фоне. Модели малоподвижны, трактовка образов
кажется грубоватой, без аристократической утонченности и психологизма парадных
портретов, но цветовая гамма отличается декоративностью. Все, даже самые
мельчайшие делали, старательно выписаны. Антропов смело сопоставляет цвета,
создавая насыщенные контрасты. Декоративность идёт от парсун XVII века, тонкая наблюдательность и
правдивая передача характеров – шаг вперёд. В обязанности главного живописца Святейшего Синода, коим являлся
Антропов с 1761 года, входило написание портретов представителей русского
духовенства. Мастер усердно прилагает к этому руку, пишет официальные
портреты и камерные изображения. Работает много, однако из массы портретов
особенно выделяются два женских, на которых представлены знатные матроны. Обе далеко не молоды и много пережили и повидали на своём веку, начав придворную карьеру ещё при Петре  Великом и закончив её при Елизавете Петровне и Екатерине II. Итак, представьте, как одна за другой, перед художником позируют две
кавалерственные дамы, когда-то замечательные красавицы, а ныне — влиятельные
персоны, наперсницы и советчицы императриц. Безусловно, проникнутый почтением,
Антропов честно следует натуре, и под его кистью на полотне оживают непростые
характеры его моделей.

Портрет статс-дамы Измайловой, Антропов — описание

  • Портрет статс-дамы Анастасии Михайловны Измайловой,
  • урожденной Нарышкиной.
  • 1759 г. ГТГ

    В 1758 году Антропов пишет портрет
статс-дамы Анастасии Михайловны Измайловой, урожденной Нарышкиной. Троюродная
сестра и близкая подруга императрицы Елизаветы Петровны предстаёт уже пожилой,
умудренной годами женщиной. Ей 56 лет. Она шестью годами старше Елизаветы и с
юных лет обеих связывает доверительная дружба.

Анастасия Михайловна родилась в
1703 году в семье Михайлы Нарышкина и всю жизнь провела при дворе. Во времена
Петра I его племянницы
считались почти принцессами крови, и государь имел на них матримониальные виды.
Вероятно, по сей причине его двоюродные сестры, дочери  дядюшки Льва Кирилловича и племянницы,
засиживались в девицах. Настя Нарышкина в молодости слыла красавицей.

Весёлая,
бойкая, своенравная, умная, славящаяся остым языком, она, как магнитом,
притягивала к себе маленькую Елизавету Петровну. Во времена Анны Иоанновны
Нарышкина поддерживала опальную цесаревну.

Если довериться сплетнику маркизу де
Шетарди, именно ей Елизавета обязана знакомством с Алексеем Разумовским,
который затем становится самой большой любовью цесаревны и позже
морганатическим супругом императрицы.

Шетарди в 1742 году доносит в Версаль:
«Некая Нарышкина, вышедшая с тех пор замуж, женщина, обладающая большими
аппетитами и приятельница цесаревны Елизаветы, была поражена лицом
Разумовского, случайно попавшегося ей на глаза. Нарышкина так искусно повела
дело, что Разумовский от неё не ускользнул». Случайно встретив подругу,
Елизавета выведала её тайну и тотчас приняла решение «привязать к себе этого
жестокосердного человека, недоступного чувству сострадания».

    Впоследствии Анастасия Михайловна вышла
замуж за генерала Василия Васильевича Измайлова, способствовала восшествию на
престол Елизаветы и заняла при ней прочное место. Во дворцах государыни у неё
были собственные апартаменты.

Ко времени создания Алексеем Антроповым её
портрета, статс-дама уже основательно постарела, но по-прежнему пользовалась
влиянием при дворе.

Красавица погрузнела и во всех её движениях появилась вальяжность,
чопорность, строгость, что, в целом, не мешало ей по-свойски обращаться с супругом
Елизаветы.

Во время карточной игры, когда граф Разумовский приказывал ставить
перед каждым игроком червонцы столбиками, — это чтобы никто не стеснялся
принимать участие в игре, его старая приятельница взмахом руки сгребала золото
себе в ридикюль, конечно, зная благодушный характер фаворита.

Читайте также:  Автопортрет с желтыми лилиями, н. с. гончарова, 1907

    Антропов без прикрас передал и грузную
фигуру, и расплывшееся лицо Измайловой. По моде статс-дама набелена, щеки густо
нарумянены, широкие брови насурмлены. Лицо и глаза – зеркало души.

Антропов
проницателен, и живописует острый, насмешливый ум и властный характер своей
модели. Взгляд карих глаз очень живой, тонкие губы язвительно поджаты.

Измайлова, какой была в молодости, такой
и осталась.

    Образ пожилой дамы, созданный Антроповым,
можно считать примером перехода от парадного к камерному портрету. Фигура по
пояс написана на тёмном нейтральном фоне. Измайлова гладко причесана и одета в
синее закрытое платье с бледной розой на широкой груди. Грудь дамы скрыта под
белой кофтой, с воротом, завязанным под шеей красной лентой.

Самая выдающаяся
деталь её костюма – это портрет 
императрицы Елизаветы Петровны в бриллиантовой оправе на синем орденском
банте, пожалованный любимице в награду за годы преданного служения.

Художник
виртуозно пишет холодный блеск бриллиантов, предмет гордости Измайловой,
которая гордится своим родством с российской императрицей, всегдашней милостью
к ней монархини и, конечно же, тем, что и сама во всём под стать государыне
Елизавете.

    Портрет А.М. Измайловой хранится в
Государственной Третьяковской галерее.

Портрет статс-дамы Измайловой, Антропов — описание

  1. Портрет статс-дамы Марии Андреевны Румянцевой,
  2. урожденной графини Матвеевой
  3. 1764 г. ГРМ

    Портрет графини Марии Матвеевны Румянцевой
был принесён в дар Русскому музею В.И. Толстым в 1902 году. Ещё одна
неординарная женщина «безумного и мудрого столетия». Антропов вдохновенно
передаёт открытое лицо, твёрдый ясный взгляд карих глаз властной и умной статс-дамы.

Во всём облике видна порода и, вместе с тем, русская простота, доброжелательность
и общительность. Какая необыкновенно русская женщина перед нами, дорогой
зритель! Впечатляет, в первую очередь то, что она, явившись на свет в канун
нового века, при Петре I,
прожила почти до конца царствования Екатерины II.

Была отмечена всеми высочайшими
почестями и при этом никогда не позволяла себе кичиться высоким положением,
заслугами предков и собственной близостью к императору Петру Алексеевичу,
отличавшему её особо. Такой изображает её Антропов.

Если бы не бриллиантовый
орден с портретом императрицы Елизаветы Петровны на груди Румянцевой, её можно
бы принять за добрую русскую барыню.

Мария Румянцева, (1699 –
1788) была внучкой Артамона Сергеевича Матвеева, опекуна царицы Натальи
Кирилловны, убитого во время стрелецкого бунта 1682 года. Отец, граф Андрей
Артамонович – один из лучших дипломатов Петра I, человек передовых взглядов.  Мария получила европейское образование за
границей, когда жила с отцом в Лондоне и Париже.

Красивая, живая, острая на
язык, боярышня, вернувшись на родину, пленила царя Петра. Будучи уже женатым на
Екатерине, Пётр часто не мог устоять против прелестей её фрейлин. Марии
пришлось принять его ухаживания, хотя она впоследствии признавалась, что не
искала любви царя.

Не раз грозный Пётр заставал шалунью в компании
какого-нибудь красавца, и однажды решил выдать замуж, дабы супруг держал её в
ежовых рукавицах. В женихи красавице он выбрал своего любимого денщика Александра
Ивановича Румянцева.  За невестой дал богатое
приданое. Жених получил чин бригадира. Однако супруги редко бывали вместе.

  Румянцев постоянно находился в далёких краях
по заданию государя. Александр Иванович не сыскал в истории такую славу, как
А.Д. Меншиков, зато был вернейшим из самых верных птенцов гнезда Петрова. Царь
мог всецело доверять ему, и знал, что Румянцев пойдёт за него в огонь и в воду.

Самое трудное и отнюдь, не славное поручение Александру Ивановичу пришлось
выполнить совместно с Петром Андреевичем Толстым. Угрозами и посулами, они
выманили и привезли из-за границы царевича Алексея Петровича.

    Царь продолжал любить и замужнюю Марию Румянцеву.
Чувство сохранялось до конца жизни царя, и даже Екатерина испытывала к Марии
ревность. В 1724 году Александр Румянцев был послан в Константинополь, и оттуда
— в Персию.

В январе 1725 года умер царь Пётр, а вскоре Мария Андреевна выехала
навстречу мужу. Она была беременна и родила сына в молдавском селе Строенцы. Мальчика
назвали Петром. Императрица Екатерина I милостиво крестила ребёнка.

Этот чудесный младенец,
впоследствии фельдмаршал Румянцев-Задунайский, при Екатерине II станет соперничать славой и талантами
с самим Суворовым.

    При Анне Иоанновне генерал-аншеф Александр
Румянцев ненадолго попал в опалу. Особую же благосклонность к семье Румянцевых
проявляла Елизавета Петровна. В 1744 году она возвела Александра Ивановича в
графское достоинство. Марию Андреевну пожаловала в статс-дамы и проучила ей
заведование двором невесты наследника – юной Цербстской принцессы
Софии-Фредерики.

Мария Андреевна так усердно выполняла обязанности, что при
дворе принцессы её боялись как чумы, том числе и сама Екатерина. Строгая, но
любившая поговорить, графиня охотно докладывала Елизавете обо всех промашках
наследника и его невесты. Несмотря на это императрица Екатерина II оказала графине Румянцевой
особое благоволение, сделав её гофмейстериной.

После Кючук-Кайнарджийского
мира, героем которого был сын Марии Андреевны, Пётр Александрович, получивший
титул Задунайского, алмазами украшенные фельдмаршальский жезл, шпагу, лавровый
венок, масличную ветвь и бриллиантовые знаки ордена св. Андрея Первозванного, а
также в честь его была выбита медаль с его изображением, ей пожаловали орден
св. Екатерины.

Мария Андреевна почти на сорок лет пережила мужа (1749) и сама
скончалась в глубокой старости 4 мая 1788 года.

Итак, европейски
образованная, в душе графиня Мария Андреевна Румянцева оставалась простой
русской барыней, интересовавшейся домашним хозяйством, любившей посудачить и
посплетничать.

В глубокой старости она с удовольствие пересказывала интимные
подробности грехов собственной юности. Французский посланник граф Сегюр находил
её беседу «пленительной и поучительной, как хорошо написанную историю».

Гаврила
Романович Державин откликнулся на её смерть одой:

  • … Она блистала
  • Умом, породой,
    красотой,
  • И в старости любовь
    снискала
  • У всех любезною душой;

Графиня Мария Андреевна
Румянцева служила восьмерым монархам. Её портреты писали иноземные художники,
бывшие в особой чести у Екатерины II, но лучший её портрет, безусловно, принадлежит кисти Алексея
Антропова, сумевшего создать убедительный образ умной и властной, образованной
и мягкой нравом талантливой женщины – представительницы блестящего века.

Источник: http://biblioiskusstwo.blogspot.com/2016/01/blog-post.html

А.П.Антропов

Портрет статс-дамы Измайловой, Антропов — описание

Портрет статс-дамы А.М.Измайловой

1759г, холст, масло, 57.2 х 44,8см Государственная Третьяковская галерея, Москва

В 1758 году после долговременного отсутствия, связанного с работами в Киеве и Москве, Алексей Петрович Антропов возвратился в Петербург. В это время ему было уже за сорок и он пользовался уважением и известностью.

Однако он справедливо не числился среди мастеров первого ранга. Вернувшись в Петербург, Антропов решил усовершенствовать свое искусство и два года брал частные уроки у знаменитого итальянского портретиста П. Ротари. Результат был поистине чудесным: талантливый ремесленник превратился в выдающегося и, что особенно замечательно, самобытнейшего русского художника.

Первым и лучшим плодом этого обучения явился портрет статс-дамы А.М.Измайловой, урожденной Нарышкиной, дальней родственницы императрицы Елизаветы по отцу и ее любимицы.

Ближайшая подруга императрицы Елизаветы Петровны, Измайлова в молодости слыла красавицей, но ко времени создания портрета это была уже стареющая чопорная особа, пользующаяся немалым влиянием при дворе.

Без прикрас передал художник грузную фигуру, полное лицо с густо насурьмленными по тогдашней моде бровями и ярким румянцем на щеках.

Обращенный к зрителю живой взгляд карих глаз и язвительно поджатые губы выдают сметливый ум и властный характер Измайловой.

Особенности антроповской манеры заключаются в колорите портрета. Художник прибегает к цветам почти лубочной яркости и дает их в сопоставлениях столь контрастных, которые, кажется, мыслимы лишь в плоскостных изображениях.

Щеки пожилой, полной дамы пылают, как маки, ее голову обрамляет кружевной чепец, украшенный по сторонам красными бантами и подвязанный розовыми лентами. Поверх белой кофты надето голубовато-синее платье, которое украшают усыпанный брильянтами орден с портретом императрицы и бледная роза с зелеными листьями.

Массивная фигура Измайловой помещается на фоне очень темного цвета с зеленым оттенком.

Пользуясь такой палитрой, Антропов, однако, придает каждому тону светоносность и глубину, строит объемную форму, которая благодаря резким контрастам сочных красок выглядит исключительно динамичной, как бы заряженной внутренней энергией, прочной и весомой.

А эти качества формы сообщают образу характер волевой, смелый, необычайно живой и колоритный, каким и отличалась славившаяся в молодости красотою, обаятельная и умная наперсница Елизаветы.

Эта работа художника заслужила похвалу Ротари и принесла Антропову славу одного из лучших русских портретистов, повышение жалованья и чин подпоручика.

Источник: https://nearyou.ru/antropov/antr-izm.html

Антропов Алексей Петрович (1716–1795) Портрет Статс-Дамы М. А. Румянцевой

Антропов Алексей Петрович (1716–1795)

Портрет Статс-Дамы М. А. Румянцевой

В портрете статс-дамы Марии Андреевны Румянцевой (1699–1788), матери будущего полководца П. А. Румянцева-Задунайского, подчеркнута значительность ее социального статуса: полы накидки нарочито раздвинуты, чтобы явить бриллиантовый знак императрицы Елизаветы Петровны.

Антропов, по собственному признанию, особенно любил писать лица пожилых людей, в которых он не боялся подчеркнуть признаки прожитой жизни, молодые же лица казались ему невыразительными. Как пишет критик А.

 Эфрос, Антропов «не смеет, да и не хочет смеяться над этим слоем румян, который обязателен даже на лицах знатных старух, над тяжеловесностью их нарядов и украшений, он даже убежден, что барам так и надо рядиться, но он не испытывает ни холопьего трепета перед знатностью, ни услужливой потребности льстить богатству».

Портрет статс-дамы Измайловой, Антропов — описание

Портрет Статс-Дамы М. А. Румянцевой. 1764. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Следующая глава

Месть «Белой дамы»
И что его потянуло на ту проклятую выставку к юбилею Шагала со своими пятью картинами? Хотел доказать, что его работы не хуже великого мэтра?!Вот и доказал, идиот. Чуть на полицию не нарвался! Хорошо, что сумел выкрутиться. Покойный Матисс помог, царство

Читайте также:  «пророк елисей», джорджо вазари — описание картины

Павел Петрович Чистяков
(1832–1919)
Чистяков, почти всю свою жизнь работавший над исторической композицией «Последние минуты Мессалины, жены римского императора Клавдия», в 1870 году писал: «Маленькие Боткины говорят, что я, когда 70 лет буду, и все еще не кончу Мессалины. А что,

Андрей Петрович Рябушкин
(1861–1904)
Программное полотно Рябушкина на Большую золотую медаль «Снятие с креста» («Голгофа») получилось удачным и сильным по живописному мастерству. Но совет Академии художеств не присудил художнику медали, мотивировав свое решение тем, что

Портрет дамы в голубом
Конец 1770-х. Государственный Эрмитаж, Санкт-ПетербургС середины XVIII века английская живопись выдвинулась на ведущие позиции в европейском искусстве. Гейнсборо принадлежит к числу величайших мастеров Англии этой эпохи. Один из лучших в творчестве

Федор Петрович Толстой
1783–1873
Толстой родился в Петербурге в семье графа П. А Толстого, начальника кригс-комиссариата – ведомства, занимавшегося хозяйственными делами армии, провиантом и обмундированием. Его предшественники на этой должности наживали миллионы.

Карл Петрович Беггров
1799–1875
Беггров закончил пейзажный класс Петербургской Императорской академии художеств. Он учился у знаменитого пейзажиста М. Н. Воробьева.Беггров занимался литографированием и состоял в должности литографа при Главном управлении путей

Евгений Петрович Житнев
1809–1860
Житнев – ученик А. Г. Венецианова. Был крепостным, но получил вольную, учился вольноприходящим в Петербургской Императорской академии художеств. В 1835 году получил звание свободного художника, в 1856 году стал академиком

АЛЕКСЕЙ ТОЛСТОЙ
Была поздняя осень сорок третьего года. Снег еще не выпал, но туманы заволокли землю. Вылет был назначен на предрассветный час, но аэродромная метеостанция не давала погоды. К утру туман едва размыло ветром, и самолет поднялся, взяв курс на Харьков. В

Аргунов Иван Петрович (1721–1802)
Портрет неизвестной крестьянки в русском костюме
Эта картина – первое в русском портретном жанре изображение женщины «подлого сословия». Оно предвосхитило литературные образы сентименталистов, открывших в крестьянках способность

Рябушкин Андрей Петрович (1861–1904) Московская девушка XVII века
В своих картинах Рябушкин рассказывает о минувшем так, словно оно ему хорошо знакомо. В них нет напыщенной театральности и постановочных эффектов, а есть любование виртуозного стилиста «седой стариной»,

Кончаловский Петр Петрович (1876–1956)
Сухие краски
Как и все последователи художественной системы П. Сезанна, Кончаловский смотрит на изображенные предметы сверху, подчеркивая их весомость, объем. Но в отличие от французского живописца в натюрморте Кончаловского

Источник: https://design.wikireading.ru/989

Алексей Петрович Антропов Портрет статс-дамы Анастасии Михайловны Измайловой: Описание произведения

«Портрет статс-дамы Анастасии Михайловны Измайловой» кисти Алексея Антропова считается одной из жемчужин Государственной Третьяковской галереи.

Почему важна датировка картины Антропова?

Долгое время дискутировался вопрос с датировкой картины. Поначалу считалось, что «Портрет А.М.Измайловой» написан Антроповым около 1754 года. Сейчас датировка изменилась на более позднюю – годом исполнения картины считается 1759-й.

Почему это важно? Потому что даёт представление об истоках развитии русской живописи (в лице Антропова) и о претерпеваемых ею влияниях. Дело в том, что к середине 1750-х Антропов был уже сорокалетним человеком, зрелым мастером, но работал в основном над росписями стен «по образцам». У него почти не было навыка письма с натуры.

Прекрасно осознавая это, Антропов, вернувшись в Санкт-Петербург из Киева, где работал над декорированием Андреевской церкви, поступил на стажировку к придворному итальянцу Пьетро Ротари. Он был придворным художником, и Антропов подчёркивал, что обучался у Ротари «на собственный кошт».

У Ротари Антропов учится писать с натуры, перенимал сочные и нежные цветовые сочетания. «Портрет А.М.Измайловой» демонстрирует нам и то, и другое.

Кем была героиня «Портрета А.М.Измайловой» Алексея Антропова?

Анастасия Михайловна Измайлова была дочерью петровского камергера Нарышкина и женой генерала-майора Измайлова. Умная и властная, в молодости она слыла «красавицей в русском вкусе», а в зрелости была одной из влиятельнейших статс-дам при дворе Елизаветы Петровны.

Она родилась в 1703-м году, и если мы примем более позднюю датировку портрета, значит, на момент его написания ей было около 56-ти лет, и жизни ей остаётся всего год или два (Измайлова умерла в 1761-м). Для середины XVIII века этот женский возраст более чем почтенный.

Но Анастасия Михайловна явно не пренебрегает дамскими ухищрениями ради красоты и молодости: её лицо густо набелено и покрыто основательным слоем румян, волосы напудрены, брови густо насурьмлены. Как и сама императрица Елизавета, её статс-дама упорно не желает сдаваться старости.

Её плотно сжатые губы и волевой подбородок говорят об упрямстве и цельности её натуры. «Гренадёр в фижмах» – такое у низкоголосой и властной генеральши Измайловой было прозвище при дворе.

Какие выразительные средства и декоративные элементы использовал Антропов?

«Портрет А.М.Измайловой» — не парадный, а камерный, поэтому Антропов не пишет никаких обязательных для торжественного портрета элементов статусного интерьера. Отчасти этому он тоже учился у Ротари, знаменитого «мастера головок» — писать портретируемых на нейтральном темном фоне, сосредоточивая всё внимание именно на лице героини, на его индивидуальности и значительности.

Но в «Портерете А.М.Измайловой» интересны и декоративные детали, заимствованные у искусства рококо: завязанный под двойным подбородком ярко-розовый бант, контрастирующий с глубокой синевой платья, рокайльная роза кремового цвета на атласной ленте. Особенно бросается в глаза огромный орден Измайловой.

Это её бриллиантовый наградной знак с изображением императрицы, атрибут статс-дамы.

Антропов намеренно пишет его подробно и выпукло, придвигает к нижнему краю полотна – так он словно приближает украшение к зрителю, выпячивает его, демонстрируя, насколько хорошо научился передавать блеск и роскошь ювелирных украшений средствами живописи.

Анна Вчерашняя

Источник: https://artchive.ru/artists/955~Aleksej_Petrovich_Antropov/works/13602~Portret_statsdamy_Anastasii_Mikhajlovny_Izmajlovoj

Описание картины Алексея Антропова «Портрет А. М. Измайловой»

«Портрет А. М.Измайловой» написан в поворотный момент становления мастерства Алексея Антропова и признании его одним из самобытных и ярчайших художников своей эпохи. Данная картина наглядно демонстрирует эволюцию творческого мировоззрения Антропова после его обучения у знаменитого итальянского живописца Пьетро Ротари.

Сверх того, портрет выполнен в камерном стиле, когда модель изображена не в полный рост и на нейтральном фоне. А. П. Антропов не забывает о деталях, указывающих на статусные привилегии персонажа, но выходит за рамки, присущие тому же традиционному камерному варианту исполнения.

Внимание уделяется мимике лица, деталям в одежде… Наряду с этим Антропов стремится к сохранению реалистичности изображаемой героини, тонко передавая сущность её натуры. Портрет отличается ярким колоритом и контрастом цветовых вариаций.

А самые незначительные детали в одежде тщательно продуманы и закономерны.

Женщина, запечатленная на картине – Анастасия Михайловна, дочь Нарышкина – камергера великого царя Петра, в замужестве Измайлова. Обладая острым умом и стремящаяся к власти, она входила в ближайшую свиту императрицы Елизаветы и имела статус высокопоставленной особы.

Своенравную натуру выдают ехидно сжатые в тонкую линию губы и выразительный взгляд карих глаз. Однако как любая женщина, Анастасия Михайловна, в первую очередь, стремится увековечить в памяти потомков свою красоту.

Что является непростым делом, ведь на момент написания портрета этой почтенной особе уже было около 56 лет.

Неумолимое желание и стремление дамы оставаться неотразимой, художник сознательно выворачивает наизнанку. Он не скрывает уже порядком грузную и расплывшуюся фигуру женщины. Массивность тела подчеркивает роскошное платье насыщенного синего оттенка, с многочисленными оборками.

Красный бант невольно акцентирует внимание на двойном подбородке. Не скрывают увядания некогда славящейся своей красотой Анастасии Измайловы и косметические ухищрения прошлой эпохи: плотно набеленное лицо, излишний слой румян на щеках, напудренные волосы и густо накрашенные брови.

Грузность фигуре любимицы Елизаветы Петровны придаёт усыпанный бриллиантами орден с её изображением. Это украшение выдвинуто на первый план, указывая на высокий общественный статус модели и её значимость.

Орден – награда и особый знак личного расположения императрицы к члену своей свиты.

Проработанный до мельчайших граней каждого из алмазов эта деталь наряда приковывает взгляд, заставляя восхищаться передачей блеска и великолепия ювелирного украшения с помощью живописи.

Таким образом, хоть А. П. Антропов и не пытается раскрыть внутренний мир Анастасии Измайловой, но искусно и емко выделяет и отображает наиболее значительные и яркие черты её характера.

Источник: https://opisanie-kartin.com/opisanie-kartiny-alekseya-antropova-portret-a-m-izmajlovoj/

Описание картины Портрет статс-дамы Анастасии Михайловны Измайловой – Алексей Антропов

В искусствоведческом сообществе одной из самых значительных работ А. П. Антропова принято считать портрет А. М. Измайловой. Живописец изобразил статс-даму прямо и просто, без всяких кокетливых поворотов, с предельной честностью: придворная особа явлена обрюзгшей старухой, с нарочитым искусственным румянцем, насурьмленными бровями и чуть-чуть слезящимися глазами.

В портрете сказалась главная особенность художественного метода А. П. Антропова – натурная достоверность облика модели. Этому способствовало сочетание темного ровного фона с объемной трактовкой образа Измайловой, особенно ее головы. Возникает своего рода эффект выталкивания изображения из плоскости холста в пространство зрителя.

Мастер, как всегда, подробен в передаче деталей; он доходит даже до наивного изображения булавочки, которой заколото фишю, шейный платок.

Но самое главное – знак статс-дамы, выписанный крупно и четко, дабы не оставалось никаких сомнений в высоком социальном положении Анастасии Михайловны Измайловой, урожденной Нарышкиной, жены генерал-майора В. А.

Измайлова, старшей фрейлины при императрице Елизавете Петровне. Верится, что физическое сходство с моделью было огромное.

Портрет предельно убедителен: при взгляде на изображение Измайловой кажется, что слышишь ее властный басок или раскатистый самодовольный смех.

Персонаж этот весьма типичен для грубоватого в своих нравах и увеселениях елизаветинского двора. Вполне вероятно предположение И. М. Сахаровой, что портрет А. М. Измайловой был своего рода экзаменом на звание портретиста после окончания учебы у П. Ротари. С этого произведения начинается период наивысшего расцвета творчества А. П. Антропова, который приходится на 1760-е годы.

Читайте также:  Еврейский музей в нью-йорке, сша

Портрет А. М. Измайловой открывает в русской живописи новый тип камерного портрета, который был уже не просто версией парадного репрезентативного изображения, но произведением, обладающим своей специфической образностью. Благодаря погрудному срезу и крупному плану, максимально приближающему модель к зрителю, происходит почти полная нивелировка жеста и переключение внимания на лицо.

(No Ratings Yet) Loading…

Еще картины:

  1. Автопортрет – Алексей Антропов Этот портрет Антропов написал, когда ему исполнилось почти семьдесят лет. Портреты людей пожилого возраста особенно удавались художнику. И. Сахарова, крупнейший……
  2. Портрет Д. И. Бутурлина – Алексей Антропов 13 июля 1762 года из Петербурга в Москву была отправлена группа живописцев для украшения триумфальных ворот перед коронацией Екатерины II…….
  3. Портрет Анны Васильевны Бутурлиной – Алексей Антропов В написанном по заказу портрете помещицы Владимирской губернии видно стремление художника к реалистически правдивому изображению модели. Откровенно показаны мешки под……
  4. Портрет А. К. Воронцовой – Алексей Антропов В парадном портрете сочетаются принципы западноевропейского портрета и идущие от русского парсунного письма четры застылости, скованности, плоскостности. Женщина средних лет……
  5. Портрет архиепископа С. Кулябки – Алексей Антропов Грузный и одутловатый Сильвестр Кулябка изображен в полном епископском облачении: в фелони, клобуке, с посохом и панагией. На темном фоне……
  6. Портрет атамана Ф. И. Краснощекова – Алексей Антропов Портрет атамана Ф. И. Краснощекова написан скупо и лапидарно. Изображение построено на крупных объемах, которые сочетаются с декоративным узорочьем одежды…….
  7. Портрет Анны Михайловны Виельгорской – Карл Гампельн Гоголь был увлечен графиней Анной Михайловной Виельгорской и даже пытался сделать ей предложение. В издании переписки Гоголя с Виельгорскими этот……
  8. Портрет дамы в соломенной шляпке – Питер Рубенс Картина фламандского художника Питера Пауля Рубенса “Портрет дамы в соломенной шляпке” или иногда просто “Соломенная шляпка”. Размер портрета 79 x……
  9. Портрет Дамы с белкой – Ганс Гольбейн Портрет “Дамы с белкой” написан художником в его первый приезд в Лондон. На этой небольшой картине изображена молодая, но, видимо,……
  10. Портрет дамы в белом платье – Тициан Вечеллио Тициан написал множество портретов венценосных особ. Невозможно представить Филиппа II, Франциска I или Папу Римского Павла III иными, чем их……
  11. Портрет молодой дамы – Фаюмский портрет Фаюмский портрет – настоящее чудо в истории искусства. Созданный множество веков назад, он донес до нас “живые” облики людей, в……
  12. Портрет дамы в образе сивиллы – Гвидо Рени Картина болонского живописца Гвидо Рени “Портрет дамы в образе сивиллы”. Размер картины 92 x 74 см, холст, масло. В период……
  13. Портрет дамы в образе музы Науки – Жан Оноре Фрагонар Картина французского художника Жана Оноре Фрагонара “Портрет дамы в образе музы Науки”. Размер портрета 82 x 66 см, холст, масло…….
  14. Портрет дамы с веером – Диего Веласкес Картина испанского живописца Диего Веласкеса “Портрет дамы с веером”. Размер портрета 94 x 69 см, холст, масло. Изображение портретируемых дам……
  15. Портрет дамы – Алессандро Аллори Картина флорентийского художника Алессандро Аллори “Портрет дамы”. Размер картины 95 х 73 см, холст, масло. К концу 16 столетия и……
  16. Поясной портрет дамы – Питер Рубенс Поясной портрет дамы, считался раньше портретом Сюзанны Фоурмент или портретом дамы Боонен. Однако, модель, до сих пор, считается неизвестной…
  17. Портрет флорентийской дамы – Алессандро Аллори Картина итальянского художника Алессандро Аллори “Портрет флорентийской дамы”. Размер портрета 55 х 42 см, дерево, масло. Во Флоренции в середине……
  18. Портрет дамы в одеянии весталки – Ангелика Кауфман Картина швейцарской художницы Ангелики Кауфман “Портрет дамы в одеянии весталки”. Размер картины 91,5 x 71,5 см, холст, масло. Весталки –……
  19. Портрет жены Юлии Кустодиевой – Борис Кустодиев Этот портрет художник писал вскоре после свадьбы, он полон нежного чувства к жене. Сначала он хотел написать ее стоя, во……
  20. Портрет художника К. А. Коровина – Валентин Серов Валентин Александрович Серов неоднократно создавал портреты наделенных высочайшим дарованием художников и писателей своего времени. Примером тому может служить “Портрет Константина……

Описание картины Портрет статс-дамы Анастасии Михайловны Измайловой – Алексей Антропов.

Источник: https://art.goldsoch.info/portret-stats-damy-anastasii-mixajlovny-izmajlovoj-aleksej-antropov/

Читать

500 сокровищ русской живописи

сост Е. Н. Евстратова

©ЗАО «ОЛМА Медиа Групп», издание 2011

* * *

Древнерусская живопись

* * *

«Древнерусская иконопись выражает собой то глубочайшее, что есть в древнерусской культуре; более того, мы имеем в ней одно из величайших мировых сокровищ искусства», – писал русский религиозный философ Е. Трубецкой.

Обращение к иконописи Древней Руси достаточно сложно для современного зрителя.

В иконе мы имеем дело с эстетической системой, смысл которой невозможно понять без представлений о средневековой христианской культуре и духовной жизни.

К моменту принятия Русью христианства в X веке в Византии уже существовала целостная, продуманная художественная система. По словам летописца, именно восторг послов киевского князя Владимира от величавой радости православного богослужения в главном византийском храме Софии Константинопольской сыграл решающую роль в выборе им православной веры.

Несомненно, что на послов произвел сильное впечатление и образ самого храма: высоко парящий огромный купол, потоки золотого света, сверкающие мозаики на стенах. Вот как они описали свои впечатления: «и не знали – на земле или на небе мы: ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой, и не знаем, как и рассказать об этом.

Знаем мы только, что пребывает там Бог с людьми и служба их лучше, чем во всех странах».

Первые иконы – священные изображения на досках – появились в Византии в VI веке. В течение столетий Церковью были разработаны и утверждены единые правила изображения, позволяющие передать невидимый, горний мир, свидетельствующий о величестве и могуществе Бога. Эти правила носят название «иконописный канон».

В иконописном каноне сохранены «античные» основы иконы: тело человека и земной мир остаются узнаваемыми, часто присутствуют следы портретности в облике святых, складки их одежд своим пластическим великолепием иногда напоминают лучшие античные скульптуры.

При этом для изображения каждого святого или сюжета Священного Писания применялись определенные образцы – композиционные схемы, которые иконописцы не могли нарушать.

По словам Трубецкого, главное в иконе – «радость победы Богочеловека над зверочеловеком». Для того чтобы воспринять эту радость и приблизиться к Богу, человек должен совершить духовный подвиг, борясь с искушениями жизни.

Поэтому в иконе приглушено плотское начало: вытянутые фигуры святых почти прозрачны, бестелесны, неподвижны; не касаясь земли, они словно парят, устремляясь к миру небесному, пребывая в вечности, поскольку мир небесный вечен и неизменен в своей сущности.

Состояние внутреннего мира персонажей иконных образов часто передается напряженными, вопрошающими, суровыми или наполненными всеобъемлющей любовью глазами на изможденных, аскетичных ликах святых. Икона выступает как носитель духовного и вечного, через икону человек получает общение с божественным миром.

На одной иконе часто объединены события, которые, согласно Священному Писанию, происходили в разное время и в разных местах, так как сюжеты иконописи не связаны с земным измерением времени, их герои пребывают в неземном времени и пространстве.

В западноевропейской живописи, начиная с эпохи Возрождения, художники передавали в картинах цвета, доступные земному зрению. Иконописные краски не всегда соответствуют краскам «видимого мира».

Они воспринимаются как отблески божественного света, который исходит от Христа вечно, но не виден в его земном воплощении, поэтому каждый из цветов имеет свой символический смысл. Так, например, золотой цвет обозначает свет божественного сияния, его часто использовали для фона икон.

Золотые нити-лучи (ассист) покрывают крылья ангелов, ризу Богоматери и Божественного Младенца. Голубыми и зеленоватыми тонами окрашиваются небесные сферы, где живут ангелы. Белый цвет часто присутствует в одеждах ангелов святителей как символ чистоты, отрешенности от мира.

Пурпурный цвет в Византии был знаком императорского достоинства, поэтому в иконе он означает величайшую власть. В пурпурном плаще всегда изображается Богоматерь. Очень редко в иконах встречается черный цвет – символ ада и смерти.

Икона создается для храма, составляя с его внутренним пространством единое целое. Вот почему композиция иконы строится по правилам архитектурной композиции. Смысловой центр в ней совпадает со зрительным, композиционным центром, расположение фигур часто подчиняется законам симметрии.

Большинство икон анонимно. Средневековый художник ощущал себя не творцом собственных идей, а воплотителем Высшей Истины, носителем которой являлась земная Церковь.

Имена выдающихся иконописцев попадали в летописные свидетельства – так мы узнали об Андрее Рублеве, Данииле Черном, Дионисии.

Подписывать иконы начали только в XVII веке, когда из-за влияния западноевропейского искусства в ней утратились многие прежние эстетические принципы, а художник начал осознавать себя творцом.

Русские иконы стали частью сокровищницы мирового искусства совсем недавно, около 100 лет назад. Традиционная технология написания икон требовала покрывать их олифой, которая темнела от времени. Кроме того, старинные иконы часто поновлялись – поверх прежнего красочного слоя наносилось новое изображение.

В результате первоначальная живопись была скрыта от глаз, а потемневшая, закопченная икона удалялась из храма в специальные хранилища при храмах и монастырях. На смену старинным образам в иконостасы помещали «благолепные» иконы нового письма.

Накануне Первой мировой войны реставраторы научились расчищать старинные, часто закопченные доски, и изумленная публика увидела необыкновенную красоту ярких красок и изысканных линий древнерусской иконописи. С этого времени в России начался бум собирательства икон.

Их разыскивали в удаленных старообрядческих скитах, среди заброшенных вещей на колокольнях, в сараях среди мусора… После реставрации они становились частью личных коллекций, попадали в музеи. Все это совпало с подъемом русской религиозной философии в начале ХХ века. Труды Е. Трубецкого, П.

 Флоренского и других философов раскрыли сущностную взаимосвязь эстетического совершенства иконописи с ее духовным, богословским смыслом.

После принятия христианства русские мастера учились у приезжих византийских художников, перенимая единые для всего православного мира эстетические принципы. На Русь присылались многочисленные образы иконописи.

К числу наиболее прославленных образов, прибывших из Константинополя, принадлежит икона «Богоматерь Владимирская» выдающегося византийского мастера XII века, которая стала и эталоном для русских иконописцев, и драгоценной чудотворной святыней, связанной со становлением русского государства.

В первые века существования иконописи на Руси национальная школа еще не была ярко выражена. Образы на иконах XIII века сохраняют византийскую суровую экспрессию, монументальное величие, классическую ясность и уравновешенность.

Разорение Константинополя крестоносцами (1204) и монголо-татарское нашествие на Русь (1237) нарушили культурное единство православного мира. Русь оказалась в вынужденной изоляции, многие иконописные центры пришли в разорение. Новгород и Псков избежали завоевания.

Именно из Новгорода происходит большинство уникальных больших икон домонгольского периода («Устюжское Благовещение», «Спас Нерукотворный» и др.).

На рубеже XIV–XV веков на Руси начался духовный перелом, связанный с Куликовской битвой, с ослаблением ига. Митрополит Алексий и Сергий Радонежский подготовили политическое и нравственное возрождение земли Русской.

Постепенно происходит возвышение Москвы как духовного и политического центра государства, здесь начинают работать выдающиеся иконописцы – приехавший из Новгорода византийский мастер Феофан Грек и гениальный иконописец, причисленный Церковью к лику «преподобных», Андрей Рублев.

Источник: https://www.litmir.me/br/?b=252368&p=10

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector