Портрет п. а. демидова, левицкий — описание

Портрет П. А. Демидова, Левицкий — описание

Автопортрет. 1783

Дмитрий Григорьевич Левицкий (1735—1822)

Во второй половине XVIII века Россия вышла на широкую международную арену. Это способствовало дальнейшему по­дъему русского искусства. Особенно велики были в ту пору достижения в области портрета как живописного, так и скульптурного.

Портрет этого времени развивался на основе тех этических идеалов, которые были выдвинуты русскими просветителя­ми — передовой частью дворянской интеллигенции. Возрос­шее значение человеческой личности, борьба за ее достоин­ство утверждали новое понимание образа человека в пор­третном искусстве.

Целая плеяда молодых талантливых рус­ских мастеров — выходцев из простого народа, воодушевлен­ная просветительскими идеями, решительно выступила за со­здание в портретном искусстве произведений, отличающихся многогранностью характеристики человека, изысканностью изо­бразительных средств.

Во главе этой плеяды стояли три за­мечательных русских мастера, творчество которых подняло в России жанр портрета до уровня высших достижений миро­вого изобразительного искусства второй половины XVIII века. Это были скульптор Ф. И. Шубин, живописцы Фёдор Рокотов и Д. Г. Левицкий.

Последний в своих произведениях, проникну­тых жизнеутверждающим духом, полнокровным восприятием реальной действительности, создал необычайно' выразитель­ные и убедительные в своей конкретности образы представи­телей разных слоев русского общества 70-х—80-х годов XVIII века.

Дмитрий Григорьевич Левицкий родился на Украине. Отец его был известным киевским гравером и одновременно свя­щенником. В первой половине 50-х годов юноша Левицкий познакомился с мастером «живописной команды» Алексеем Петровичем Антроповым, крупнейшим русским художником, работавшим в Киеве над росписями только что построенной церкви Андрея Первозванного.

Заметив у Левицкого незаурядные способности к изобрази­тельному искусству, Антропов стал его учителем. В дальней­шем Левицкий переехал в Петербург, где продолжал зани­маться у Антропова.

В отличие от иностранных художников, работавших при царском дворе и нередко льстиво изображавших придворных, учитель Левицкого, обращаясь к портретам, создавал правди­вые образы, подчас весьма социально выразительные. Левиц­кий усвоил у Антропова его строгое, вдумчивое отношение к искусству, стремление к жизненной правде.

До сих пор еще не выяснены многие факты биографии Левицкого. Однако несомненно, что уже в 60-х годах он был до­статочно известен. К концу 60-х годов им были написаны пор­треты директора Академии художеств А. Ф. Кокоринова, профессора исторической живописи Г. И. Козлова, графа А. С.

Строганова и других видных людей того времени. В этих относительно ранних своих работах молодой художник сумел гораздо глубже проникнуть в сложный внутренний мир человека, чем его учитель Антропов.

Широкое признание при­несли Левицкому его произведения, представленные в 1770 го­ду на выставке Академии художеств. В 1773 году художник пишет парадный портрет богача вельможи Н. А. Демидова.

Совершенно необычным для такого типа портретов было изо- бражениэ вельможи не в парадном костюме, а в халате, до­машних туфлях, колпаке, надетом на бритую, без парика, го­лову.

Большим зрелым мастером выступает Левицкий в знамени­той серии из семи портретов — «Смолянки» (1773—1776). Эти портреты изображают воспитанниц петербургского Смольно­го института «благородных девиц».

Портреты (Смолянок» Левицкого принадлежат к лучшим произведениям живописи второй половины XVIII века. Пока­зывая юных институток, музицирующих, танцующих и разы­грывающих пасторали, Левицкий избежал какой-либо искус­ственности и жеманства.

Так, маскарадную пастушескую сце­ну в портрете Е. Н. Хованской и Е. Н.

Хрущевой художник решает не а характере традиционной пасторали, а сугубо реально, изображая не буколических пастушек, а переодетых девочек, занятых веселой я увлекательной игрой.

Необычно высокими художественными достоинствами отли­чается портрет Дени Дидро (1773), написанный Левицким во время пребывания великого французского философа-материалиста в Петербурге. В портрете Н. И.

Новикова (1796 или 1797) Левицкий воссоздал образ передового просветителя-пуб­лициста и книгоиздателя XVIII века.

Художник принадлежал к самым близким друзьям Новикова, оказывавшим ему под­держку во время его тюремного заключения.

Большое место в творчестве Левицкого занимали интимные портреты, среди которых одним из лучших является портрет М. А. Дьяковой (1778). Написанное в тонко разработанной гамме теплых оливково-зеленоватых и розовых тонов, это произведение очень живо передает молодость и обаяние де­вушки.

В конце 70-х—90-х годов Левицкий пишет еще ряд замеча­тельных портретов: Я. С. Сиверса (1779), итальянской певицы Анны Давиа (1782), архитектора, рисовальщика и поэта Н. А. Львова (1789), парный портрет М. А. и В. И. Митрофа­новых (1780-е гг.) и др.

В портрете Екатерины II — законодательницы (1783) Левиц­кий дал идеальный, желаемый образ «государя-гражданина». Он изобразил Екатерину как просвяшенную служительницу законов и «общего покоя».

Г. Р. Державин описал его в своей оде «Видение Мурзы». Сохранилась рисуночная копия, сделанная Левицким с пор­трета Екатерины. Это единственный, дошедший до нас досто­верный рисунок великого русского портретиста.

Левицкий занимался и преподавательской деятельностью. 3плоть до 1778 года он руководил портретным классом в Академии художеств.

Художественный календарь «Сто памятных дат» 1972 г.

Портрет А.В. Суворова. 1786

Портрет П. А. Демидова, Левицкий — описание

Портрет А.С. Протасовой, бывшей камер-фрейлины Екатерины II. 1800

Портрет П. А. Демидова, Левицкий — описание

Портрет архитектора А.Ф. Кокоринова. 1769

Портрет П. А. Демидова, Левицкий — описание

Портрет Екатерины II в виде законодательницы в храме богини Правосудия. 1783

Портрет П. А. Демидова, Левицкий — описание

Портрет Екатерины II. Около 1782

Портрет П. А. Демидова, Левицкий — описание

Портрет И.Л. Голенищева-Кутузова

Портрет П. А. Демидова, Левицкий — описание

Портрет М.А. Львовой. 1781

Портрет П. А. Демидова, Левицкий — описание

Портрет Урсулы Мнишек. 1782

Портрет П. А. Демидова, Левицкий — описание

Портрет священника (Г.К. Левицкого)

Портрет П. А. Демидова, Левицкий — описание

Портрет П.В. Бакунина Большого. 1782

Портрет П.А. Демидова. 1773

Портрет откупщика Н.А. Сеземова. 1770

Портрет Н.А. Львова. 1789

Портрет М.А. Дьяковой. 1778

Портрет Е.А. Воронцовой. До 1822

Портрет воспитанницы Имп. восп. общ. благ. девиц Н.С. Борщовой. 1776

Портрет воспитанницы Имп. восп. общ. благ. девиц Е.И. Нелидовой. 1773

Портрет воспитанницы Имп. восп. общ. благ. девиц Е.И. Молчановой. 1776

Портрет воспитанницы Имп. восп. общ. благ. девиц Г.И. Алымовой. 1773

Портрет воспитанницы Имп. восп. общ. благ. девиц А.П. Левшиной. 1775

Портрет воспитанниц Имп. восп. общ. благ. девиц Ф.С. Ржевской и Н.М. Давыдовой. 1772

Портрет воспитанниц Имп. восп. общ. благ. девиц Е.Н. Хрущевой и Е.Н. Хованской. 1773

  • Портрет великой княжны Александры Павловны. 1791
  • Портрет Бакуниной. 1782

Портрет А.Д.Ланского. 1782

Портрет А.Д. Левицкой, дочери художника. 1785

Источник: http://www.artcontext.info/pictures-of-great-artists/55-2010-12-14-08-01-06/1044-levickiy.html

Левицкий Дмитрий Григорьевич

Дмитрий Григорьевич Левицкий русский художник портретист, мастер парадного портрета. Его портретам свойственны интенсивность цвета и богатство оттенков, он точно подмечал позы и жесты натуры.

Родился на Украине в семье принадлежавшей старинному украинскому роду. Отец художника Григорий Кириллович занимался живописью и гравюрой, хотя он был священнослужителем из местечка Маячка, жил в Киеве.  Наверное, поэтому Дмитрий Левицкий продолжил увлечение отца и стал известным русским художником.

Большую роль в развитии художественных талантов юного художника сыграл А.П. Антропов художник того времени, расписавший в 1752-1755 годах собор Андрея Первозванного в Киеве. Дмитрий Левицкий с 1758 года учится у Алексея Антропова до 1762 года, в это же время он посещал классы Академии художеств, например, Дж Валериани. Д.Г.

Левицкого берут в «живописную команду» под руководством А.П. Антропова, И. Васильского и И. Вишнякова в подмастерье. Где Д.Г. Левицкий расписывал Триумфальные ворота, которые были выстроены в Москве по случаю коронации государыни Екатерины II.

После чего тут же в Москве для отстроенных новых церквей (Кира и Иоанна на Солянке и Великомученица Екатерина на Большой Ордынке) русский художник написал иконы.

В 1769 году Д.Г. Левицкий переезжает в Петербург, получает «назначение» в академики за портрет художника Г.И. Козлова и его жены, эта его работа не сохранилась.

В 1770 году картины Д.Г. Левицкого были представлены на летней академической выставке, что дало широкое признание художника в светском обществе. Получил звание академика за портреты ректора Академии и архитектора здания Академии художеств на Васильевском острое Александра Филипповича Кокоринова.

В 1771 году Д.Г. Левицкий начинает свою педагогическую деятельность, он вёл портретный класс Академии художеств на протяжении 17 лет. Помимо обучения художник выполнял заказы придворных особ и Академии.

В 1775 году становится советником Академии художеств.

Все лучшие работы Дмитрия Григорьевича Левицкого были написаны 1770-е годы. В это время русский художник написал портреты опекуна московского Воспитательного дома Б.В. Умского (1770), князя А.М. Голицына (1772), инжерер-генерала М.И. Мордвинова (1778), генерал-аншефа М.Н.

Кречетникова (конец 1770-х). Интересная работа Д.Г. Левецкого – портрет П.А. Демидова (1773).

Парадный портрет этот отличается тем, что написан с долей иронии, но, однако, предполагается, что замысел портрета принадлежит портретируемому, который изображен в домашнем халате в колпаке, опирающийся на садовую лейку, с гордой осанкой, торжественным жестом руки, указывающий на горшки с цветами, что свидетельствует об увлечении садоводством. Одна из лучших работ – портрет знаменитого французского философа Дени Дидро (1773), жившего в Петербурге в период с 28 сентября 1773 года по 22 февраля 1774 года.

В начале 1770-х годов Д.Г. Левицкий приступил к написанию серии портретов воспитанниц Воспитательного общества благородных девиц при Смольном монастыре. На картинах изображались девушки отличавшиеся какими-то особыми талантами или достижениями в науке и искусстве.

Среди них парные изображения Ф.С. Ржевской и А.М. Давыдовой (1771-1772), Е.Н. Хрущевой  и Е.Н. Хованской (1773), а также Н.С. Борщова (1776), Е.И. Нелидова (1773) и А.П. Левшина (1775). Таким образом Левицким был открыт новый жанр портретной живописи: «портрет в роли».

В 1780-е Левицким была создана уникальная галерея портретов выдающихся современников: А.В. Храповйцкого (1781), И.М. Долгорукова (1882), Е.А. Бакуниной (1782), М.А. Дьяковой (1778), А. Воронцова (конец 1780-х годов), Н.А. Львова (1789).

Особняком в ряду портретов стоит портрет дочери Агаши (1785), выполненный в русском крестьянском духе, характерном для того периода русской истории интересе к национальным образам.

Особое место среди лучших картин Левицкого занимает «Портрет Екатерины II – законодательницы» (1783). За свою жизнь Левицкий написал около 22 портретов государыни, однако, писал он их не с натуры, а с изображений других художников. Императрица не удостоила художника позированием.

В 1787 году художник оставляет Академию художеств, совет Академии, учитывая заслуги художника, назначает ему ежегодное пособие в размере 200 рублей.

Во время преподавания Д.Г. Левицкий разработал трёхступенчатую модель образования. На первой ступени ученики должны были копировать известные художественные произведения художников – Рембрандта, Ван Дейка, Греза, и русских художников Никитина и Лосенко.

На втором этапе ученики обучались самостоятельному композиционному мышлению. И на третьем этапе ученик должен был решить задачу портрета: изучить натуру и выразить в изображении её характер, образ. Ученики Левицкого — Л.С. Миропольский, С.С. Щукин, П.С. Дрождин. Е.Д.

Камеженков, — оставили яркий след в истории русской живописи.

В 1790-х годах делает большое количество заказов – официальные портреты. Среди них прославленные полководцы, кавалеры ордена Св. Владимира: В.А. Румянцев-Задунайский, А.В. Суворов, П.В. Завадовский, Н.В. Репнин, С.К. Грейг, И.Л.

Голенищев-Кутузов, В.П. Коновницын. Дипломаты, советники Екатерины II: П.В. Бакунин-Меньшой, С.Р. Воронцов, А.А. Безбородко И.И. Шувалов, Г.А. Потемкин.

Последним заказом стала серия портретов детей наследника престола Павла Петровича и Марии Фёдоровны.

В конце жизни художник теряет свои позиции первого художника, он испытывает большие материальные трудности, ему не выплачивается пособие. А ему надо было содержать большую семью. Здоровье Левицкого ухудшилось , он слепнет. Русский художник Дмитрий Григорьевич Левицкий похоронен на Смоленском кладбище, и сегодня один из участков Смоленского кладбища в Петербурге называют «Левицкой аллеей».

Портрет П. А. Демидова, Левицкий — описание

  • Портрет Е.Н. Хрущовой и Е.Н. Хованской

Портрет П. А. Демидова, Левицкий — описаниеПортрет П. А. Демидова, Левицкий — описаниеПортрет П. А. Демидова, Левицкий — описаниеПортрет П. А. Демидова, Левицкий — описание

  • Портрет А.Я. Левицкой, жены художника

Портрет П. А. Демидова, Левицкий — описание

  • Портрет А.Д. Левицкой (Агаши) — дочери художника

Портрет П. А. Демидова, Левицкий — описание

  • Екатерина II — законодательница в храме

Портрет П. А. Демидова, Левицкий — описание

  • Портрет В.И. Митрофанова и его жены М.А. Митрофановой

Портрет П. А. Демидова, Левицкий — описание

  • Портрет А.А. Ворошиловой в детстве

Портрет П. А. Демидова, Левицкий — описание

  • Портрет А.П. Храповицкого
  • Портрет Е.К. Ворошиловой в детстве
  • Портрет графа А.И. Воронцова
  • Портрет графини А.С. Протасовой
  • Портрет графини М.А. Варашиловой в детстве
  • Портрет Ф.С. Ржевской и княжны Н.М. Довыдовой
  • Портрет М.Ф. Полторацкого
  • Портрет Просковьи Воронцовой
Читайте также:  Ярмарка в гавре, альбер марке - описание

Источник: http://rus-artist.ru/2012-12-14-14-47-48.html

Портрет П.А. Демидова. Дмитрий Григорьевич Левицкий — Сонькин чердак

Левицкий, Дмитрий Григорьевич

Дмитрий Григорьевич Левицкий принадлежит к числу людей, прославивших русское искусство. «Один из известнейших русских художников, бывший… в свое время первым портретным живописцем» – так отозвался о нем президент Академии художеств А. Оленин в 1824 году, спустя два года после смерти мастера. 

Он избежал печальной участи многих русских живописцев XVIII века, надолго и несправедливо забытых: это имя не исчезало из памяти потомков. Для многих поколений зрителей его творчество стало олицетворением всей русской портретной школы XVIII столетия, высших достижений отечественной культуры, не уступающих лучшим западноевропейским образцам.

Портрет П.А. ДемидоваПортрет П. А. Демидова, Левицкий — описание

Один из портретов «Опекунской серии»(Так называемая Опекунская серия, Попечители Воспитательного дома — цикл портретов попечителей московского Воспитательного дома, написанный русскими художниками, в том числе Фёдором Рокотовым и Дмитрием Левицким).

Заказ портрета исходил от президента Академии художеств И. И. Бецкого, доверенного лица Екатерины II. О возросшем к этому времени признании Д. Г. Левицкого можно судить по тому, что за первый из заказанных И. И. Бецким портретов художник получил всего пятьдесят рублей, за второй (П. А. Демидова) — уже четыреста.

Личность изображенного являла весьма благодатный материал для художника.

Прокофий Акинфиевич Демидов — владелец крупнейших горнопромышленных предприятий, потомок тульских оружейников, еще при Петре I положивших начало своим колоссальным богатствам.

Он был одним из самых эксцентричных чудаков своего времени. Вместе с нелепыми прихотями богатого человека в нем уживались образованность и любознательность, страсть к просвещению и бескорыстная щедрость мецената.

О своеволии неслыханного богача сохранилось множество легенд, где отделить истину от вымысла возможно далеко не всегда.

Известны многочисленные примеры его «изобретательности», наподобие демидовского «выезда», состоявшего из колымаги ярко-оранжевого цвета, трех пар лошадей (одной — крупной и двух — мелкой породы) и форейторов — карлика и великана.

Вместе с тем известны случаи, когда Демидов делал крупные пожертвования, избегая огласки. Им было основано Коммерческое училище в Москве и были переданы большие суммы Московскому воспитательному дому и Московскому университету.

Научным увлечением Демидова было собирание гербария: его московская усадьба славилась цветниками и ботаническим садом, где были собраны редчайшие растения. В 1785 году он написал серьезный трактат «Об уходе за пчелами».

Изображение П. А. Демидова наиболее «картинное» из всех произведений Левицкого (за исключением написанного позднее «Портрета Екатерины II Законодательницы», 1783. ГРМ).

В портретах XVIII века все компоненты: одежда, аксессуары, обстановка, фон — несли определенную смысловую нагрузку, помогая прежде всего определить социальное положение модели. В портрете Демидова они имеют несколько другое значение.

В картине нет ни одной случайной подробности, однако каждая деталь — от гербария и лейки на столе до фасада здания — свидетельствует не о преуспевании изображенного, а о его вкусах, увлечениях, характере.

Весь строй портрета явно пародирует традиционные парадные изображения путем неожиданных, почти гротескных сопоставлений. Вместо официального мундира с наградами и регалиями на Демидове надеты домашний жилет, панталоны, чулки, широко распахнутый халат, колпак, а вокруг шеи небрежно обернут шарф.

Портрет П. А. Демидова, Левицкий — описание

Контрастом к этому сугубо нестандартному одеянию служит поза портретируемого — одновременно, как и положено, величественная и вместе с тем непринужденная: левая рука опирается на садовую лейку, а велеречивый жест правой указывает не на Воспитательный дом, которому он пожертвовал крупную сумму, а на горшки с цветами. Так же нарочито контрастно противопоставление предметов обихода с торжественным архитектурным фоном и занавесом, драпирующим колонны.  На столе луковицы и гербарий — предметы страсти любителя ботаники. Все это безусловно противоречит канону парадности, установившемуся в русской живописи XVIII столетия.

Некрасивое, умное, обладающее ярко индивидуальным выражением, лицо Демидова и вся фигура его написаны без всякой ложной многозначительности и снисходительности к возрасту.

Возможно, что замысел портрета принадлежал  самому Демидову. Левицкий ни до, ни после этого произведения никогда не выходил за установленные рамки парадного изображения. Портрет П. А. Демидова служит ярким примером новых изобразительных возможностей, расширяющих рамки портретного жанра.

Источники:

http://www.chernorukov.ru/articles/?article=411http://artclassic.edu.ru/catalog.asp?ob_no=16441http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1393107

Источник: https://www.sites.google.com/site/sonkincerdak/iskusstvo/zivopis/odin-portret/portret-p-a-demidova-dmitrij-grigorevic-levickij

Левицкий Дмитрий Григорьевич

Портрет П. А. Демидова, Левицкий — описание

Граф Артемий Иванович Воронцов (1748-1799),
кисти Дмитрия Левицкого.

ЛЕВИЦКИЙ Дмитрий Григорьевич (1735—1822) — живописец-портретист, способствовал утверждению портрета как полноправного жанра изобразительного искусства.

Торжественность его портретов сочетается с жизненностью образов, красочным богатством (серия портретов воспитанниц Смольного института, портреты М. А. Дьяковой, Екатерины II — «Екатерина-законода- тельница»).

В поздний период находился под влиянием классицизма.

Орлов А.С., Георгиева Н.Г., Георгиев В.А. Исторический словарь. 2-е изд. М., 2012, с. 274.

Портрет П. А. Демидова, Левицкий — описание

Левицкий Дмитрий Григорьевич
(наст. фамилия — Носов) (1735- 4.04.1822), живописец,
портретист. Родился на Украине в семье
священника, который был известен и как гравер.

Левицкий учился у своего отца
и А. П. Антропова, под руководством которого
участвовал в росписи Андреевского собора в Киеве
(1752-55). В 1758 Левицкий переехал в Петербург. За
портреты архитектора А. Ф.

Кокоринова (1769) и
откупщика Н. А. Сеземова (1770), представленные на
выставке в Академии художеств в 1770, Левицкому
было присвоено звание академика.

В 1771-87 он
руководил портретным классом в Академии
художеств.

Левицкий — наиболее
универсальный из русских портретистов XVIII в.
Образы в портретах Левицкого сохраняют яркую
индивидуальность. На портрете П. А. Демидова (1773)
видна естественность и широта натуры богача,
филантропа. В 1770-е Левицкий по заказу Екатерины
II
создал серию портретов воспитанниц
Смольного института.

Изображенные танцующими,
музицирующими, разыгрывающими пастораль в
театральных костюмах, юные “смолянки” пленяют
обаянием молодости, естественностью грации и
чувств. С к. 1770-х Левицкий входит в кружок Н. А.
Львова.
Углубленностью, духовным богатством и
напряженной внутренней жизнью отмечены портреты
Н. А.

Львова (1781) и его будущей жены М. А. Дьяковой
(1778).

В 1780-е Левицким были созданы блестящие по
выразительности исполнения работы — портреты
светской красавицы Урсулы Мнишек (1782),
итальянской актрисы Анны Давиа-Бернуцци (1783),
портрет-аллегория “Екатерина II —
законодательница в храме Правосудия” (1783),
портрет дочери Агаши в русском костюме (1785) и др.

В поздние годы Левицкий
написал портреты И. И. Дмитриева, А. С.
Протасовой, Я. И. Билибина и др., отмеченные
яркой выразительностью. После 1800 полуослепший
Левицкий почти не работал. Творчество Левицкого
повлияло на формирование последующего поколения
русских портретистов.

Л. Н. Вдовина

Дмитрий Григорьевич Левицкий (1735-1822). Среди художников восемнадцатого столетия Дмитрий Григорьевич Левицкий — самый значительный и многогранный. В его блестящих, изысканных портретах наиболее полно отразились философские и эстетические представления второй половины века, вера в силу разума, цельность и благородство человеческой натуры.

Родился Д. Г. Левицкий в Киеве в 1735 году, происходил из старинного украинского рода. Отец художника Григорий Кириллович был потомственным священником местечка Маячка, однако постоянно жил в Киеве, занимался живописью и гравюрой; он и передал сыну первые навыки живописного мастерства.

Важную роль в дальнейшей судьбе юноши сыграл известный петербургский художник А. П. Антропов, который приехал в Киев в 1752 году для росписи Андреевского собора.

Отец и сын Левицкие познакомились с Антроповым и, возможно, принимали участие в убранстве собора, так как Антропов имел полномочия привлекать к этим работам местных мастеров.

В 1758 году Левицкий уезжает в Петербург, становится учеником Антропова, живет в его доме и несколько лет работает в содружестве с ним. Вместе с Антроповым в 1762 году он едет в Москву, выполняет росписи Триумфальных ворот, воздвигнутых в связи с торжествами по случаю коронации Екатерины II.

Левицкий работает вместе с наиболее выдающимися мастерами Канцелярии от строений и, безусловно, такой творческий контакт оказался полезен молодому художнику. Через год Левицкий расстается со своим учителем. Унаследовав от А. Г1.

Антропова не только мастерство, но и бескорыстие, честность, трудолюбие, он начинает самостоятельный творческий путь.

Впервые имя Левицкого получает известность в связи с выставкой в Академии художеств в 1770 году, на которую он представил шесть мастерски написанных портретов. Среди этих работ особенно интересен портрет А. Ф. Кокоринова (ГРМ), выполненный в характерном для XVIII века жанре парадного портрета.

Для таких произведений обязательны пышность и торжественность. Одежда, жесты и поза портретируемого, окружающие его атрибуты, сама композиция картины с центральной постановкой фигуры должны были подчеркивать высокое общественное положение человека.

Все это есть и в портрете Кокоринова, в котором ощущается еще и какое-то особое спокойствие и ясность образа.

Художник с любовью пишет задумчивое лицо архитектора, использует в картине сдержанные цветовые сочетания, чтобы подчеркнуть человеческое достоинство и благородство характера строителя здания Академии художеств и ее первого директора.

За этот портрет Левицкий получает звание академика и с 1771 года в течение семнадцати лет руководит классом портретной живописи в Академии художеств.

1770—1780-е годы — время расцвета дарования Левицкого. За эти двадцать лет он создает самые значительные произведения. Имя художника окружено славой, постоянно поступают заказы царского Двора. К 1773 году относится выполненный им портрет П. А. Демидова (ГТГ).

Необычность портрета в какой-то мере определяется оригинальностью личности изображенного — прославленного «чудака» и в то же время человека образованного, жертвовавшего огромные суммы на просвещение.

Эту работу отличает соединение парадности в постановке фигуры с простотой внешнего облика Демидова, изображенного в торжественной позе, на фоне традиционной колоннады.

Вместе с тем, его окружают предметы вполне бытовые — горшки с цветами, лейка, — что говорит об увлечении Демидова садоводством. Домашний костюм усиливает интимную нотку образа.

Характерные для Левицкого поиски большей жизненности, естественности в изображении человека нашли воплощение в серии портретов смолянок, учениц Смольного института, основанного Екатериной II с целью создать женщин «новой породы» — воспитанных и образованных. Семь портретов были заказаны императрицей и выполнены на протяжении 1773—1777 годов.

В портреты смолянок художник вносит сюжетное начало, показывает человека в действии, когда раскрываются черты его характера. Девушки изображены исполняющими концертные номера. Известная артистическими способностями Е. И. Нелидова танцует и поет куплеты.

В ее улыбке, взгляде, движениях — живость, задор, веселое кокетство. Стремительно, темпераментно движется в танце Н. С. Борщова. Плавны и медленны движения А. П. Левшиной, девушки серьезной и мечтательной. Г. И. Алымова играет на арфе, повернувшись к зрителю со светски-любезной улыбкой.

Обаятельная, с тонким, умным лицом, Е. И. Молчанова декламирует стихи.

В этой серии имеются парные портреты Ф. С. Ржевской и Н. М. Давыдовой, Е. Н. Хрущовой и Е. Н. Хованской. Последний особенно выразителен по характеристике персонажей. Девочки разыгрывают пасторальную сценку.

Хрущова изображена в роли пастушка, Хованская —пастушки. Левицкий строит портрет на сопоставлении индивидуальных качеств моделей.

Застенчивая, робкая, чуть связанная в движениях — Хованская и бойкая, с задорной улыбкой и игривым жестом Хрущова.

Не имея первоначально общего замысла портретной серии «Смолянок», Левицкий тем не менее создал единую сюиту, содержанием которой явились обаяние и красота юности.

Портреты связаны единством формальных приемов, ритмом движений, общностью композиционного построения, использованием условного театрального или пейзажного фона, где человек доминирует.

Для всех этих портретов характерны декоративность цвета и его предметность, тонкая разработка изысканных тонов. Вместе с тем в каждом случае художник находит особый цветовой ключ.

Читайте также:  Пьета - джованни (джамбеллино) беллини

В этих работах проявился дар Левицкого в создании декоративного ансамбля, рассчитанного на оформление дворцового зала, понимание художником портрета как большой композиционной картины (в настоящее время вся серия находится в ГРМ).

Мастерство Левицкого проявилось и в ряде последующих полотен, и особенно в «Портрете Екатерины II — законодательницы», выполненном по заказу канцлера А. А. Безбородко (1783, ГРМ).

Портрет Екатерины II представляет, по существу, историческую картину, где содержание раскрывается через целую систему аллегорий. Такой образный прием был характерен для классицизма — стиля, который в то время утверждался в Академии.

Сохранилось описание портрета, сделанное самим Левицким, где он говорит, что Екатерина изображена в храме богини Правосудия; сжигая на алтаре маки, она «жертвует драгоценным своим покоем для общего покоя», орден святого Владимира подчеркивает заслуги перед Отечеством; виднеющееся вдали открытое море, российский флаг и жезл Меркурия на военном щите означают защищенную торговлю.

В формировании взглядов художника большую роль сыграло его сближение с кружком передовых мыслителей-литераторов (В. В. Капнист, Г. Р. Державин, А. Н. Оленин), где видное место занимал друг Левицкого — Н. А.

Львов, человек выдающейся образованности и разнообразных способностей, Львов постоянно выступал в защиту национального искусства, важности его общественной роли. Он и дает Левицкому программу портрета Екатерины II.

Любопытно, что Державин в оде «Видение мурзы», создавая образ Екатерины, дает стихотворное описание портрета Левицкого:

Сошла со облаков жена, — Сошла — и жрицей очутилась Или богиней предо мной. Одежда белая струилась На ней серебряной волной: Градская на главе корона,

Сиял при персях пояс злат…

Источник: http://www.hrono.ru/biograf/bio_l/levicki_dg.php

Левицкий Дмитрий Григорьевич (1735–1822) Портрет П. А. Демидова

Левицкий Дмитрий Григорьевич (1735–1822)

Портрет П. А. Демидова

Прокофий Акинфиевич Демидов (1710–1786) – старший сын уральского горнозаводчика А. Н. Демидова, в нарушение традиций большого парадного портрета представлен в домашнем шелковом халате в образе садовника, указывающего на оранжерейные цветы.

Демидов действительно увлекался ботаникой, выращивал редкие растения (на столе лежат очень дорогие по тем временам луковицы тюльпанов и раскрытая научная книга).

За колоннадой на заднем плане виднеется Московский воспитательный дом, на содержание которого Демидов жертвовал огромные деньги.

Портрет П. А. Демидова, Левицкий — описание

Портрет П. А. Демидова. 1773. Государственная Третъяковская галерея, Москва

Следующая глава

Глава 7
1820 – 1822
4 января 1820 года в Болонье Джузеппе Россини, отец композитора, записал: «В половине второго ночи наш маэстро Россини выехал в Неаполь…» По дороге из Милана во владения Барбаи он остановился в Риме, чтобы позировать Адамо Тадолини для бюста, заказанного

1821(?) – 1822
33. «Зельмира», драма, или опера-серпа, 2 акта; либретто – Андреа Леоне Тоттола по «Зельмире» (1762) Дормона де Белуа; написана в 1821(?)-1822 гг. Премьера: «Сан-Карло», Неаполь, 16 февраля 1822 г. В апреле 1822 г. «Зельмиру» поставили в Вене. Ее часто ставили в Италии и за ее

1822 – 1823
34. «Семирамида», трагическая мелодрама, или опера-сериа, 2 акта; либретто – Гаэтано Росси по «Семирамиде» Вольтера; написана в 1822-1823 гг. Премьера: «Фениче», Венеция, 3 февраля 1823 г. В течение нескольких лет «Семирамида» стала одной из самых популярных опер. В 1823 г. ее

Дмитрий Левицкий 1735-1822
В России XVIII век. Далекая, романтическая эпоха. Что мы знали бы о ней, как к ней относились, не будь у нас художников-портретистов – таких, как Дмитрий Левицкий? Портрет воспитанниц Императорского воспитательного общества благородных девиц

ДМИТРИЙ ПЛАВИНСКИЙ
Зверев в Тарусе Нищие те, кто нуждается в мифах.
Альбер Камю
В течение зимы подыскал домик на Салотопке — так называлось местечко в Тарусе, и поехал в Москву к матери вышибать деньги, скопленные для меня, но которые она решила положить в сберкассу до

Вячеслав Григорьевич Шварц
(1838–1869)
В 1866 году Петербургская академия художеств назначила Шварца комиссаром русского художественного отдела на Всемирной выставке, которая должна была открыться в 1867 году в Париже. Художник приложил все усилия к тому, чтобы впервые за

Гений Леонардо
(Дмитрий Петров)
Признаюсь, к существованию Леонардо да Винчи я отношусь как к существованию богов или мифических героев. Зевс, Аполлон, Геракл, Дедал, Леонардо — для меня это фигуры одного порядка. Но, если верить книгам, он действительно жил. Вот даты.

Акварели Гессе
(Дмитрий Зубов)
Во французском языке есть интересное выражение — «скрипка Энгра». Своим появлением оно обязано известному художнику Жану Огюсту Доминику Энгру и его страстному увлечению музыкой. Но людей, занимающихся каким-нибудь любимым делом

Дмитрий Крыжановский
Известный зодчий Д.А. Крыжановский родом из Иркутска, в 1896 году окончил Академию художеств, а творческий путь начал еще студентом на стройках, которые вели П.Ю. Сюзор и А.Ф. Красовский. Затем возводил павильоны на строительной выставке в Нижнем

Александр Григорьевич Варнек
1782–1843
Варнек учился в Петербургской Императорской академии художеств у знаменитого тогда портретиста, академика С. С. Щукина, ученика Д. Г. Левицкого. За «Портрет живописца» Варнек получил золотую медаль, дававшую право на заграничное

Григорий Григорьевич Чернецов
1801–1865
Никанор Григорьевич Чернецов
1804–1879
Братья Чернецовы родились в городке Лух Костромской губернии. Их предок Василий Чернецов был священником, духовником знаменитого боярина Артамона Матвеева, в семье которого жила воспитанница

Григорий Григорьевич Гагарин
1810–1893
Гагарин – художник-любитель, без обучения в Академии художеств достигший высочайшего профессионального уровня. Он происходил из князей Гагариных, которые возводили свой род к князьям Стародубским и к самому Рюрику. (Родоначальником

Рокотов Федор Степанович (1735–1808)
Портрет А. П. Струйской
В образе юной очаровательной помещицы есть что-то хрупкое и незащищенное. Ее трудно вообразить в реальной жизни. Контуры ее лица и волос словно растворены в мерцающем фоне. Из тающего полумрака на нас смотрят

Перов Василий Григорьевич (1834–1882) Портрет Ф. М. Достоевского
Портрет писался по заказу П. Третьякова, который хотел, чтобы в его галерее были представлены прижизненные портреты всех выдающихся деятелей русской культуры. Перов создал подлинный портрет-биографию

Источник: https://design.wikireading.ru/992

Левицкий Д.Г

Портрет П. А. Демидова, Левицкий — описание

Для увеличения — нажмите на изображение

Автопортрет. 1783

 Точная дата рождения Дмитрия Григорьевича Левицкого не установлена, однако исследователи творчества русского художника-портретиста склоняются к мнению, что приблизительно это 1735-1737 год. Также известно, что родился он на Украине в семье, происходящей из старинного украинского рода.

Отец будущего живописца, Григорий Кириллович, был потомственным священником местечка Маячка, что не мешало ему жить в Киеве, заниматься живописью и гравюрой. Предполагают, что Григорий Кириллович учился в Германии, а затем долгие годы был связан с Киево-Печерской типографией и Киевской духовной академией.

Возможно, увлечение отца повлияло на выбор жизненного пути Дмитрия. Но наиболее значительным для творческого развития и художественного образования юного художника стало знакомство и работа под руководством известного русского живописца середины XVIII века А.П.

Антропова, который в 1752 – 1755 годах расписывал церковь Андрея Первозванного в Киеве. 

В 1758 году Левицкий отправляется в Петербург, где поселяется у своего учителя. У Антропова Дмитрий Григорьевич занимался до 1762 года, одновременно посещая некоторые классы Академии художеств, в частности Дж. Валериани.

Затем в качестве подмастерья в так называемой «живописной команде», которой руководили Алексей Антропов, Иван Вельский и Иван Вишняков, Левицкий занимался украшением Триумфальных ворот, выстроенных в Москве по случаю коронации императрицы Екатерины II.

Из письменных источников известно, что после этого художник провел в Москве еще несколько лет, где участвовал в написании икон для двух только что отстроенных московских церквей: церкви Кира и Иоанна на Солянке и Великомученицы Екатерины на Большой Ордынке.

В 1769 году Левицкий окончательно перебирается в Петербург, на многие годы связав себя с Академией художеств, получив «назначение» в академики за портрет художника Г.И. Козлова и его жены (не сохранился).

В следующем году произведения Левицкого были представлены на ежегодной летней академической выставке. С этого момента начинается всеобщее признание живописца. За портрет ректора Академии и одного из архитекторов ее здания на Васильевском острове Александра Филипповича Кокоринова Левицкий получил звание академика, а в 1775 году был произведен в советники Академии.

В 1771 году художник возглавил портретный класс Академии художеств, которым руководил семнадцать лет. Левицкий получает придворные заказы, заказы Академии и частных лиц из дворянской элиты Петербурга.

Он становится признанным мастером парадного портрета.

Отличительной чертой художника являлась способность найти выразительную позу и жест, сочетать интенсивность цвета с тональным единством и богатством оттенков.

1870-е годы стали для живописца временем наивысшего расцвета творчества. Среди его работ этого периода портреты опекуна московского Воспитательного дома Б.В. Умского (1770), князя А.М. Голицына (1772), инженер-генерала М.И. Мордвинова (1778), генерал-аншефа М.Н. Кречетникова (конец 1770-х годов).

Нетрадиционной работой Левицкого стал портрет П.А.

Демидова (1773), который можно расценить как своеобразную иронию на парадный портрет, хотя его концепция, скорее всего, принадлежала не художнику, а портретируемому — богатому и оригинальному «чудаку» и в то же время образованному человеку, жертвовавшему огромные суммы на просвещение.

В этом произведении парадность в постановке фигуры сочетается с простотой внешнего облика Демидова, изображенного в торжественной позе, на фоне традиционной колоннады, но в домашнем костюме. Его окружают простые бытовые предметы: горшки с цветами, лейка, говорившие об увлечении Демидова садоводством.

Общепризнанным успехом Левицкого стала серия портретов воспитанниц Воспитательного общества благородных девиц при Смольном монастыре. Левицкий приступил к работе в начале 1770-х годов.

Художник писал портреты девушек, отличившихся особенными успехами в науках и искусствах. Парные изображения Ф.С. Ржевской и А.М. Давыдовой (1771-1772), Е.Н. Хрущевой и Е.Н. Хованской (1773), грациозно танцующие Н.С. Борщева (1776), Е.И. Нелидова (1773) и А.П.

Левшина (1775) — новая для русского искусства разновидность жанра: «портрет в роли».

В 1782 году Левицкий пишет графиню и придворную даму Урсулу I Мнишек (1782), графа Ф.Г. Орлова (1785), фаворита Екатерины II А.Д. Ланского (1782), итальянскую певицу Анну Давиа Бернуцци (1782), графиню, президента Академии наук Е.Р. Дашкову (1784).

Особое место в творчестве выдающегося живописца занимает портрет Екатерины II «законодательницы» (1783). За свою жизнь Д.Г. Левицкий написал более двадцати двух изображений императрицы, но она так ни разу и не удостаивала мастера позированием.

Художник писал образ царицы с работ других портретистов, в некоторых случаях в качестве модели художник использовал свою жену Настасью Яковлевну.

В августе 1787 года Левицкий оставляет преподавание в Академии, подав прошение об отставке. Совет Академии, учитывая заслуги художника, назначает ему пенсию 200 рублей в год.

Левицким была разработана трехступенчатая система обучения. На первом этапе его ученики копировали художественные образцы известных мастеров (Рембрандт, Ван Дейк, Грез, а также русские мастера Никитин, Лосенко).

Затем художник вел ученика к навыкам самостоятельного композиционного мышления. Последним этапом было решение собственно портретной задачи: внимательное изучение натуры с целью выражения общего в индивидуальной характерности облика. Ученики Левицкого — Л.С. Миропольский, С.С. Щукин, П.С.

Дрождин. Е.Д. Камеженков, — оставили яркий след в истории русской живописи.

В 1790-х годах Левицкий создал большое количество заказных официальных портретов. Это и прославленные полководцы, и кавалеры ордена Св. Владимира — В.А. Румянцев-Задунайский, А.В. Суворов, П.В. Завадовский, Н.В. Репнин, С.К. Грейг, И.Л.

Голенищев-Кутузов, В.П. Коновницын; и видные дипломаты и советники Екатерины II — П.В. Бакунин-Меньшой, С.Р. Воронцов, А.А. Безбородко И.И. Шувалов, Г.А. Потемкин.

Последним заказом стала серия портретов детей наследника престола Павла Петровича и Марии Федоровны.

Однако постепенно Дмитрий Григорьевич утрачивает роль первого живописца, испытывает большие материальные затруднения. Он живет уединенно, им все более овладевают религиозные настроения.

Читайте также:  Мол, набережная скьявони и лагуна у сан-марко, франческо гварди

Кроме того художник должен был содержать большую семью. В 1790 году Левицкий был вынужден обратиться к статс-секретарю Екатерины II А.А.

Безбородко с просьбой о выплате денег, положенных ему уже в течение четырех лет за портрет императрицы в рост, посланный на остров Мальта.

Вскоре здоровье художника становиться хуже, он начинает слепнуть. Последняя работа живописца относится к 1812 году. Умер Дмитрий Григорьевич Левицкий 4 апреля 1822 года. Похоронен на Смоленском кладбище. Его могила затерялась во времени, хотя и сегодня один из участков Смоленского кладбища в Петербурге называется «Левицкой аллеей».

*   *   *

Галерея (47 изображений)

*   *   *

Источник: http://gorenka.org/index.php/levitskij-d-g

Прокофий Демидов, чудак и филантроп

Прокофий Акинфиевич был истинным меценатом.

Он основал в Москве Демидовское коммерческое училище (первое в Европе!), вносил миллионные вклады в строительство Московского воспитательного дома, делал многотысячные пожертвования на Московский университет, а также основал Нескучный сад. Страстный любитель ботаники и певчих птиц, он даже на парадном портрете кисти Левицкого изображен опирающимся на лейку и указывающим перстом на кадки с растениями.

Портрет П. А. Демидова, Левицкий — описание Д.Г. Левицкий. Портрет П.А. Демидова. 1773

Однако всё же более всего Демидов был известен своими чудачествами. Современники отзывались о нем как о человеке грубоватом и независимом настолько, что Екатерина II называла его «дерзким болтуном». Прокофий Акинфиевич не уставал повторять, что происходит от кузнеца и не доверяет чиновным дворянам, которые «водят за нос» таких, как он, «мохнорылых».

Он мог запросто вывалять в меду, а потом в пуху заглянувшего к нему квартального надзирателя. Хотя сам он воспитывался в Гамбурге и подолгу жил за границей, он бравировал своей «русскостью», уснащал свои письма словечками вроде «таперя», «войтить», «коностас», а ещё более того едкими и не всегда пристойными шутками.

Мы собрали несколько историй из жизни этого неординарного человека.

Демидов и праздники

В 1768 году П.А. Демидов устроил в Петербурге народное гуляние, на котором спиртные напитки лились рекой. Пьянство народа носило столь необузданный характер, что около пятисот (!) человек умерли из-за алкогольной интоксикации.

Демидовский выезд

  • Выезд Демидова славился чудесными рысаками, но он мог велеть сделать веревочную упряжь, как у самого бедного мужика.
  • Из двух форейторов один был великаном, а другой — карликом.
  • Своего кучера он мог одеть в странный наряд, состоявший наполовину из парчи, а наполовину — из дерюги.
  • Однажды, когда среди российской знати вошли в моду очки, он выписал из Европы очки для своей челяди и заставил кучера и форейторов щеголять в очках.
  • Один из его экипажей был ярко-оранжевого цвета, а запрягал он его следующим образом: две громадные лошади в середине, две карликовые по бокам, и две такие же маленькие сзади.

Демидов и воры

Однажды повадились в сад к Демидову воры. Они рвали цветы, срывали незрелые плоды, вытаптывали грядки. Демидов велел снять с пьедесталов украшавшие сад итальянские статуи и поставил на их место дворовых мужиков — совершенно голых и вымазанных белой краской. Как только злоумышленники углубились в аллею и стали хулиганить, «статуи» неожиданно ожили и повергли воров в ужас.

Демидов и ненаучные эксперименты

Прокофий Акинфиевич не отказывал никому, но не упускал случая позабавиться. Так, он предложил награду тому, кто пролежит у него в доме год, не вставая с постели и не шевелясь. Желающему отводили особую комнату и приставляли слуг, которые днем и ночью не спускали с него глаз и удовлетворяли его желания в еде, питье и прочем.

Если он выдерживал испытание, то получал в награду несколько тысяч рублей. В противном случае его по уговору секли и выгоняли вон. Человек, согласившийся простоять перед Демидовым целый час не мигая, в то время как он махал пальцем перед его глазами, также получал награду.

Однако если Прокофий убеждался, что не корысть, а действительная бедность вынуждала человека идти на это испытание, то он давал денег больше, чем обещал.

Однажды знакомая старуха попросила у Прокофия Акинфиевича взаймы тысячу рублей. Тот согласился их дать при условии, что она сама отсчитает эту сумму медными деньгами и заберет их с собой. В то время медяки были очень тяжеловесными. Чтобы увезти такое их количество, потребовалось бы не менее трех ломовых лошадей. Однако старуха все же взялась отсчитывать нужную ей сумму.

На это ей пришлось потратить весь день. К тому же благодетель постоянно мешал ей: он ходил по комнате и несколько раз как бы нечаянно задевал столбики уже отсчитанных монет, заставляя просительницу начинать все сначала.

Наконец, вдоволь натешившись над отчаявшейся просительницей, он вкрадчиво сказал: «Не дать ли тебе, матушка, золотом, а то чай медь-то неудобно нести?» Та с радостью согласилась.

Легче пришлось разорившемуся купцу Мердеру, который тоже попросил помощи у Демидова. Тот дал деньги, но с условием, чтобы Мердер прокатил его на спине. Бедный купец долго возил тучного Прокофия Акинфиевича, но и сумму, которую просил, получил сполна.

Демидов и графиня

Первой статс-даме Екатерины графине Марии Андреевне Румянцевой однажды срочно понадобились 5000 рублей. Очень ей не хотелось обращаться к Демидову, но больше раздобыть денег было негде. Демидов заставил графиню долго упрашивать себя и наконец согласился выделить ей требуемую сумму, если графиня подпишет расписку следующего содержания:

«Обещаю и обязуюсь честью заплатить Демидову в такой-то срок 5000 рубл., полученные от него наличными деньгами. В случае же если сего обязательства не исполню, то объявляю всему свету, что я самая отъявленная потаскушка».

Делать было нечего, и графиня согласилась подписать такую бумагу.

В назначенный для уплаты долга срок денег у графини, конечно, не оказалось.

Демидов покуражился над графиней, угрожая ей самыми различными карами, а потом явился в праздничный день во дворец и стал всем придворным показывать расписку графини Румянцевой.

Вышел самый настоящий скандал, чего Демидов, собственно, и добивался. Дело дошло до Екатерины, которая велела немедленно выдать Демидову 5000 рублей, и собственноручно уничтожила злополучную расписку.

Демидов против англичан 

Когда Прокофий Акинфиевич был в Англии, он решил, что англичане его недостаточно уважают, так как те отказались продавать необходимые Демидову товары по желательным ему ценам.

После этого Демидов решил отомстить англичанам, и когда английские купцы прибыли в Петербург для покупки пеньки, Демидов скупил все наличные запасы пеньки в столице.

Он не желал продавать ее англичанам ни за какие деньги, и предпочел просто сгноить пеньку, которая ему самому была совершенно не нужна.

Демидов и сани

Говорят, одним жарким летним днем захотелось Прокофию Акинфиевичу в Нескучном саду прокатиться с ветерком в санях. Пришлось нанять охотников быстро ощипать листву на придорожных березах, закупить всю находившуюся в округе соль и осыпать ею путь в три версты. Проехавшись несколько раз по этому искусственному снегу, богач, очень довольный, возвратился домой.

Демидов и сыновья

Своих сыновей от первого брака с Матреной Пастуховой Демидов открыто не любил и содержал их почти в нищете. Когда императрица Екатерина II узнала о том, что сыновья миллионера так бедствуют, она заставила Демидова выделить на содержание каждому сыну (их было трое) по тысяче душ.

Чтобы сыновьям не достались огромные доходы с его рудников, Демидов осуществил несколько афер с переводом своих рудников на вымышленные имена.

В возрасте 74 лет Демидов обвенчался со своей давней сожительницей Татьяной Васильевной Семёновой (1748–1800), которая была моложе его на 36 лет. Он так описал зятю это событие: «Вчерашний день, 30 июня заманил меня священник в церкву и твою тёщу сделал превосходительною, только брат Никита был, а то никто не знал».

Демидов и дочери

Поскольку дворянам Демидов не доверял, своих дочерей он выдавал замуж только за купцов и промышленников.

Когда же одна из них посмела заявить, что хочет выйти за дворянина, Порфирий Акинфиевич поместил на дверях своего дома объявление, что у него «есть дочь дворянка и не желает ли кто-нибудь из дворян на ней жениться?».

Мимо проходил некто чиновник Станишевский, который решил воспользоваться данной ситуацией. Он тут же пожаловал к Демидову. В тот же день несчастная девушка была обвенчана с человеком, которого видела в первый раз в жизни.

Другую дочь Прокофий Акинфиевич выдал замуж так. Он вёл дела с купцом и промышленником Данилой Яковлевичем Земским. У Земского работал приказчиком его старший сын, Данила Данилович Земской, который понравился Демидову, и он решил выдать за него свою дочь Анну.

В своей шутейной манере Демидов договорился с Земскими, чтобы они до времени не открывали Анне своего настоящего положения. Анне же Демидов сказал, что решил выдать её замуж за простого приказчика, который, мол, понравился ему. Девушка поплакала немного, но, делать нечего, покорилась воле отца.

На следующий день после свадьбы молодые, по обычаю, гостили у тестя, то есть Демидова, а когда уезжали, то увидели в карете большую свиную тушу. Анна Прокофьевна догадалась, что это одна из шутовских проделок её отца, велела мужу следовать за ней в карету, и оказалось, что туша плотно набита золотыми монетами.

Стоит, правда, заметить, что семейная жизнь у молодых Земских не слишком удалась. У них было двое сыновей, но Данила Данилович любил выпить; после смерти отца выяснилось, что в делах он разбирается плохо. Анна Прокофьевна ушла от мужа в Ново-Девичий монастырь, а опеку над детьми поручили родственникам.

Умер Прокофий Акинфиевич Демидов в Москве 4 ноября 1788 года. Один из его современников, редактор «Русского вестника» П. Бартенев, характеризуя его жизнь и деятельность, писал: «Он был одним из своеобразнейших лиц чудного XVIII столетия, человек во всех отношениях достопамятный.

Екатерина была права, сделав его почетным опекуном и сенатором, и глядела сквозь пальцы на его так называемое самодурство, от которого терпеть приходилось лишь не многим, тогда как тысячи людей пользовались плодами его умной благотворительности…

Его чудачество доходило до юродства и, вероятно, было неудобно в близких с ним сношениях, но он был человек истинно почтенный и достоин сочувственного воспоминания в потомстве».

Источник: http://izbrannoe.com/news/lyudi/prokofiy-demidov-chudak-i-filantrop/

Портрет горнозаводчика Прокофия Акинфиевича Демидова

Янина БЕЛОШАПКИНА

Дмитрий Левицкий Портрет горнозаводчика Прокофия Акинфиевича Демидова 1773. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Eсть среди парадных портретов Левицкого один довольно необычный. Он огромный — в рост человека. Главный герой стоит в непринужденной, но в то же время торжественной позе на фоне обширного холла с колоннами и с видом на Воспитательный дом.

Вроде бы все, как полагается, — репрезентативно, с размахом. Вот только облачен портретируемый отнюдь не в придворный костюм, а в домашний халат, и на голове его красуется не парадная шляпа, а всего лишь ночной колпак.

Правой рукой сей странный персонаж указывает на горшки с цветами у подножия колонн. Чтобы расположиться удобнее, он облокотился на лейку, стоящую рядом на столе. Тут же, на столе, разложены луковицы каких-то растений и впечатляющий своими размерами труд по ботанике.

Разве видели зрители прежде подобные парадные портреты? Да ведь это какая-то пародия!

Но, видимо, такова была воля изображенного на портрете эксцентричного господина — Прокофия Акинфиевича Демидова, потомка знаменитого уральского заводчика, баснословно богатого и столь же баснословно эпатажного.

Чего стоил один только демидовский выезд, посмотреть на который сбегалась вся Москва, — ярко-оранжевая колымага, запряженная большими и маленькими лошадьми, с форейторами карликом и великаном, каждый из которых был обут в сапог на одной ноге и лапоть на другой.

Много говорилось о самодурстве и грубости Демидова, ни в грош не ставившего никого, кроме самого себя. И в то же время нельзя было отказать ему в образованности, любознательности и беспримерной щедрости. Большой любитель и знаток ботаники, Демидов разбил на берегу Москвы-реки парк с редкими растениями, открыв его для широкой публики (в настоящее время он является частью Нескучного сада).

Не кто иной, как Демидов, организовал в Москве Коммерческое училище. Он был одним из главных “опекунов” Московского университета, куда отдал “на благо науки” свою богатую коллекцию минералов, собрание медалей и монет, обширный гербарий и довольно неплохую библиотеку, не говоря уж о денежных вложениях.

Неизвестный художник. Нескучный дворец. Вторая половина XIX в. Государственный исторический музей, Москва

Однако самым крупным благотворительным проектом Демидова стал Воспитательный дом, на устройство и содержание которого он потратил больше миллиона.

За это Демидову было пожаловано звание действительного статского советника, а президент Академии художеств И.И.

Бецкой заказал Левицкому портрет столь значительного жертвователя для галереи опекунов Воспитательного дома (правда, результат должен был президента изрядно удивить).

Несмотря на весьма специфические условия выполнения задания, Левицкий справился с ним великолепно! Ему удалось создать совершенно особый вид — парадный “иронический” портрет, не встречавшийся до сей поры не только в русской, но и в зарубежной живописи. Небрежность костюма почти демонстративно контрастирует с торжественной обстановкой.

С одной стороны, в портрете Демидова имеются все признаки, позволяющие причислить его к разряду парадных, с другой — именно эта показная величественность подчеркивает характер человека неординарного и оригинального в своих увлечениях, оправдывая постулат о том, что можно жить частной жизнью, но при этом быть достойным гражданином своего отечества.

Источник: https://art.1sept.ru/article.php?ID=201000806

Ссылка на основную публикацию