Третьяковская галерея впервые за 25 лет представит масштабную экспозицию работ Валентина Серова, посвященную 150-летию художника. Выставка откроется 7 октября и продлится до 17 января.
Она займет три этажа филиала Третьяковки на Крымском Валу и объединит более 250 произведений Серова из собраний 25 российских музеев (включая ГМИИ имени Пушкина, Русский музей), четырех зарубежных — Музея Орсе (Париж), Офицерского фонда Королевской лейб-гвардии (Копенгаген), Национальной галереи Армении, Национального художественного музея Республики Беларусь и девяти частных коллекций.
На выставке можно будет увидеть многие известные портреты кисти Валентина Серова. Судьба героев этих картин зачастую остается неизвестной для зрителей. Поэтому «Известия» рассказывают истории пяти людей, запечатленных в известных работах художника.
«Девушка, освещенная солнцем» (1888)
Серов написал этот портрет, когда ему было 23 года. Моделью стала двоюродная сестра художника, скульптор Мария Симонович. Позже она вспоминала: «Мы работали запоем, оба одинаково увлекаясь, он — удачным писанием, а я — важностью своего назначения. Он всё писал, а я все сидела. Часы, дни, недели летели, вот уже начался третий месяц позирования… Да, я просидела три месяца…». Художник считал эту картину самой значительной своей работой.
В скором времени после создания портрета Мария Симонович уехала в Париж учиться скульптуре и там вышла замуж за политического эмигранта, психиатра Соломона Львова. Их сын — известный молекулярный биолог, лауреат Нобелевской премии Андре Львов. В 1895 году, когда Симонович приехала в Россию, Серов написал еще один ее портрет.
«Девочка с персиками» (1887)
Это портрет Веры Мамонтовой, старшей дочери знаменитого предпринимателя и мецената Саввы Мамонтова. Портрет был написан в столовой усадьбы Мамонтовых в Абрамцево. Августовским днем 1887 года 11-летняя Вера Мамонтова, отвлекшись от уличных игр, вбежала в дом и присела за стол, схватив персик, выращенный в оранжерее. Ее жизнерадостный вид так впечатлил Валентина Серова, что он предложил девочке позировать. Художник знал модель с младенчества. Он часто бывал и даже подолгу жил в имении Мамонтовых Абрамцево. Валентин Серов подарил картину матери Веры Елизавете Мамонтовой, и долгое время портрет находился в Абрамцево, в той же комнате, где был написан. Теперь там висит копия, а оригинал выставлен в Третьяковской галерее.
Судьба Веры Мамонтовой оказалась трагической: в 32 года она умерла от пневмонии, оставив троих детей.
Портрет М.Н. Ермоловой (1905)
Серов написал портрет актрисы Марии Ермоловой в честь 35-летия ее актерской карьеры по заказу московского Литературно-художественного кружка. Работа над картиной проходила в московской квартире актрисы на Тверском бульваре. Несмотря на свою занятость, Ермолова согласилась позировать Серову на протяжении 32 сеансов. Ее близкая подруга, писательница и драматург Татьяна Щепкина-Куперник, вспоминала: «Она отрывалась на минутку от позы, в которой простаивала, не двигаясь, часами… Эти две замкнутые натуры чем-то подошли друг к другу. Во время долгих сеансов — безмолвно, без слов — Мария Николаевна поведала художнику свою сущность».
После создания этого портрета Мария Ермолова играла на театральной сцене еще 18 лет. В 1923 году, спустя 2 года после кончины мужа, Ермолова ушла со сцены.
Самой ее не стало в 1928 году. Последние годы жизни актриса провела в одиночестве и практически ни с кем не общалась.
Портрет Генриетты Гиршман (1907)
Генриетта Гиршман — коллекционер русской живописи, мебели работы русских мастеров, предметов декоративно-прикладного искусства. Она была супругой известного русского предпринимателя, мецената и коллекционера Владимира Гиршмана.
Дружеские отношения связывали семью с Сергеем Дягилевым, которому Генриетта Гиршман помогала организовывать выставку русского искусства в Париже в 1906 году.
В их доме бывали также многие знаменитые художники — Александр Бенуа, Константин Сомов, Борис Кустодиев, Мстислав Добужинский и Валентин Серов.
С Серовым она познакомилась в 1903 году. В течение следующих 7 лет, с 1904 по 1911 год, Генриетта Гиршман заказала художнику пять портретов. В 1911 году Серов также написал портрет Владимира Гиршмана. После 1922 года Гиршманы эмигрировали во Францию.
Они занимались торговлей антиквариатом, но из-за кризиса начала 1930-х прекратили дело. В связи с болезнью мужа Генриетта Гиршман была вынуждена устроиться на работу в книжный магазин, а затем — в женскую гимназию в одном из предместий Парижа.
Последние годы Генриетты Гиршман провела в Нью-Йорке, где она умерла в 1970 году.
Портрет Мики Морозова (1901)
На картине изображен сын предпринимателя, мецената и коллекционера Михаила Морозова и одной из крупнейших представительниц религиозно-философского и культурного просвещения России начала ХХ века Маргариты Мамонтовой. Серов рисовал Мику, когда ему было 4 года. Из-за подвижности ребенка картину пришлось писать короткими сеансами, длившимися по 30 минут.
Мика Морозов с 2 лет обучался английскому языку. Впоследствии он уехал учиться в Великобританию, затем вернулся в Россию и окончил филологический факультет МГУ. Михаил Морозов стал знаменитым литературоведом, театроведом, педагогом, переводчиком и одним из основателей советского научного шекспироведения. Его портрет висит на кафедре шекспироведения МГУ.
Источник: https://iz.ru/news/592601
«Портрет Мики Морозова» В. Серова
Ужe сaмo пoявлeниe сынa в сeмьe кoмпoзитoрa и пиaнистки oбязывaлo eгo предназначаться искусству. В. Сeрoв, кoтoрoгo oбучaл сaм Рeпин, нe пoшeл пo стoпaм свoиx рoдитeлeй-музыкaнтoв, oн выбрaл живoпись. Этoт xудoжник oдин с рeдкиx прeдстaвитeлeй искусствa, кoтoрый был счaстливым и дoвoльным жизнью.
Eгo, бeзуслoвнo, пoсeщaли терзания твoрчeствa, нo сaм дoм, который наполняла творческая цыганщина тех времен, казалось, помогал Серову всосать творческие метания как должное.
Даже если углубится в историю творческих поисков мастера, в таком случае он стремился найти момент, гаспис, присутствие или отсутствие которой влияет сверху всю композицию.
Этот муж (совета) отличался тихим и скромным характером, унаследованным ото матери и авторитетом среди творческой интеллигенции своего времени, которая помнила ради талант отца. Серов, мастер портрета, т. е.
взрослого, так и детского, сравним не долее чем с Левитаном по импрессионистичной манере изображения.
Вдобавок вся основа творчества первого – сие были люди с их улыбками и серьезными лицами, неусидчивые ребятня, среди которых и Вера Мамонтова, и Мика Морозов.
Михаила Михайловича Морозова, сына промышленника и мецената, нехило знают те, кто учится или — или учился в МГУ. Это его копия висит на кафедре шекспироведения, сие он подготовил и издал «Гамлета» с больше чем подробным словарем. Но кое-когда-то этот человек был курчавым жизнерадостным мальчиком, которого и нарисовал Кабаковск.
Для художника это была трудная чайнворд – заставить четырехлетнего ребенка усидеть получи и распишись одном месте.
Портрет писался ради несколько сеансов, каждые из которых длились в среднем получаса, а в итоге получилась выразительная и живая фреска, написанная скупыми красками.
Здесь кто в отсутствии искусственной наигранности или напряженности, которая свойственна детьми на фотографиях или портретах. Кабаковск гениален – он смог представить портретик гиперактивного ребенка, причем в духе импрессионизма.
Мальчишка изображен сидящим в детском кресле, да кажется, что усидчив он всего делов на какую-то минуту. Всю атмосферу картины не возбраняется описать только одним словом – динамизм, тот или другой ощущается при одном только взгляде бери эту работу.
Поза Мики стремительная, его растопырки в движении, а карие глаза полны шаловливой наивности, которая умиляет. Грызло малыша слегка приоткрыт, будто некто хочет что-то сказать, вдобавок ему любопытно, почему этот персона с кистями и мольбертом оторвал его с важного занятия и посадил на одно околица.
Мика – это абсолютно открытый и дружелюбный ребеночек, который бежит навстречу миру с распахнутыми глазами, а макрокосм принимает его.
Внутренняя биоэнергия мальчика непередаваема: он вот-вишь сорвется с кресла и зальется непосредственным и звонким детским шутейно.
Удивительна и колористика картины. Снега) костюм мальчика на темно-коричневом фоне и особое золотистое переливы, исходящее от его фигуры. Произведение кажется свободной и несколько воздушной – данный прием нужен Серову, чтобы обнаружить активность и желание движения у четырехлетнего малыша: симпатия использует пастельные оттенки, тонкие силуэт в сочетании с незначительной детализацией.
Поражают контрасты, сверху которых построен портрет: крупная единица Мики и его легкая фигурка, белая головка сорочка и темное кресло, подлокотники которого визуально пересекают рядно по диагонали.
Мальчик кажется в результате такого приема расположенным к зрителю, а его перемещение проступает из глубины самого полотна.
Сие происходит за счет того, будто Серов строит пространство в виде глубины из-за самой плоскостью картины, а скрытый разногласие белой одежды и пышущего здоровым румянцем лица становится основополагающий идеей данной работы.
Отличительной чертой картины «Портрет Мики Морозова» является так, что написана она не в открытом пространстве, а в помещении.
Удивительно, в духе смог художник найти то объяснение, которое передало нежную детскую кожу, пушистые курчавые грива, ощущение изумленных горящих глаз и резвость движения.
Еще более удивительно ведь, как Серов запоминал освещение, опять-таки портрет был написан ни из-за один сеанс и при этом с близкого расстояния.
В изобразительном искусстве дальняя устремленность считается самой лучшей для изображения, поелику не требует детализации. Ближнее находиться (на вержении камня, наоборот, предусматривает целостность ощущений зрителей, безусловно и самой композиции.
Серов не был бы талантом, буде бы не преодолел такую томительность и сделал портрет выразительным. Он, используя сочные мазки, написал полуотворенный рот с яркими губами, а легкими, да точными прикосновениями кисти смог рассказать жемчужины зубов.
Его скупая своеобразная путь изображение прослеживается в мотивах разноцветной спинки кресла, прячущейся в полутени.
Эту картину считают настоящим гимном беззаботному детству, тому, которое распахнув огромные глазища, спрашивает у художника с всероссийским именем: «Дядя, а вы красить тяжело?». Это детство безлюдный (=малолюдный) «парадно-выходных» фото или портретов в мундирчиках, а домашнего уюта и атмосферой, идеже ребенка любят.
Каждый, кто по крайности раз увидел портрет Мики Морозова, захочет вернуться в свое нежн или сделать жизнь своего детей безопасной и беззаботной.
Явление Серова – это то, что заставляет поступаться деньги и вещи для детских домов, обустраивать детские площадки вот дворах многоэтажек – одним словом, трендец, что хоть как-то может приблизить к доверчивому и прекрасному миру Мики. Сия экспрессия никого еще не оставила равнодушным.
Знакомые Михаила Морозова говорили, что же и во взрослом возрасте он походил нате мальчугана на портрете, студенты пытались поспрошать про Серова, а сам профессор МГУ, наверно, приставки не- раз хотел вернуться в незабываемые детские годы.
Все, мало кто из студентов знал, почему не только знакомство с одним с великих художников и авторитетность исследований спасли Мику в зрелом возрасте с лагерей ГУЛАГа.
В то время продолжатель капиталистов, которых проклинала комвласть, работал с самыми выдающимися филологами Запада – вдобавок его творческий путь во многом предрешил душа с кистями, сумевший запечатлеть все притягательность детства.
Желаете приобрести новые стильные джинсы но еще не знаете какие целесообразнее выбрать? В таком случае могу порекомендовать брендовые джинсы левис, которые можно посмотреть в специализированном каталоге магазина по адресу http://nonstopshop.com.ua/product-category/muzhskie-dzhinsy/levis-501/
Источник: http://k-a-r-t-i-n-a.ru/portret-miki-morozova-v-serova/
Описание картины «Портрет Мики Морозова» В. Серова
Художник: Валентин Александрович Серов Название картины: «Мика Морозов» Картина написана: 1901 г. Холст, масло.
Размер: 62,3 × 70,6 см
Уже само появление сына в семье композитора и пианистки обязывало его служить искусству. В. Серов, которого обучал сам Репин, не пошел по стопам своих родителей-музыкантов, он выбрал живопись. Этот художник один из редких представителей искусства, который был счастливым и довольным жизнью.
Его, безусловно, посещали муки творчества, но сам дом, который наполняла творческая богема тех времен, казалось, помогал Серову воспринимать творческие метания как должное.
Если углубится в историю творческих поисков мастера, то он стремился найти момент, деталь, присутствие или отсутствие которой влияет на всю композицию.
Этот человек отличался тихим и скромным характером, унаследованным от матери и авторитетом среди творческой интеллигенции своего времени, которая помнила про талант отца.
Серов, мастер портрета, как взрослого, так и детского, сравним лишь с Левитаном по импрессионистичной манере изображения.
Причем вся основа творчества первого – это были люди с их улыбками и серьезными лицами, неусидчивые дети, среди которых и Вера Мамонтова, и Мика Морозов.
Михаила Михайловича Морозова, сына промышленника и мецената, хорошо знают те, кто учится или учился в МГУ. Это его портрет висит на кафедре шекспироведения, это он подготовил и издал «Гамлета» с более чем подробным словарем. Но когда-то этот человек был курчавым жизнерадостным мальчиком, которого и нарисовал Серов.
Для художника это была трудная задача – заставить четырехлетнего ребенка усидеть на одном месте.
Портрет писался за несколько сеансов, каждые из которых длились около получаса, а в итоге получилась выразительная и живая картина, написанная скупыми красками.
Здесь нет искусственной наигранности или напряженности, которая свойственна детям на фотографиях или портретах. Серов гениален – он смог представить портрет гиперактивного ребенка, причем в духе импрессионизма.
Мальчик изображен сидящим в детском кресле, но кажется, что усидчив он лишь на какую-то минуту. Всю атмосферу картины можно описать только одним словом – динамизм, который ощущается при одном только взгляде на эту работу.
Поза Мики стремительная, его руки в движении, а карие глаза полны шаловливой наивности, которая умиляет. Рот малыша слегка приоткрыт, будто он хочет что-то сказать, причем ему любопытно, почему этот человек с кистями и мольбертом оторвал его от важного занятия и посадил на одно место.
Мика – это абсолютно открытый и дружелюбный ребенок, который бежит навстречу миру с распахнутыми глазами, а мир принимает его.
Внутренняя энергия мальчика непередаваема: он вот-вот сорвется с кресла и зальется непосредственным и звонким детским смехом.
Удивительна и колористика картины. Белый костюм мальчика на темно-коричневом фоне и особое золотистое сияние, исходящее от его фигуры. Композиция кажется свободной и несколько воздушной – этот прием нужен Серову, чтобы показать активность и желание движения у четырехлетнего малыша: он использует пастельные оттенки, тонкие линии в сочетании с незначительной детализацией.
Поражают контрасты, на которых построен портрет: крупная голова Мики и его легкая фигурка, белая сорочка и темное кресло, подлокотники которого визуально пересекают холст по диагонали.
Мальчик кажется в результате такого приема расположенным к зрителю, а его движение проступает из глубины самого полотна.
Это происходит за счет того, что Серов строит пространство в виде глубины за самой плоскостью картины, а скрытый антагонизм белой одежды и пышущего здоровым румянцем лица становится основной идеей данной работы.
Отличительной чертой картины «Портрет Мики Морозова» является то, что написана она не на открытом пространстве, а в помещении.
Удивительно, как смог художник найти то освещение, которое передало нежную детскую кожу, пушистые курчавые волосы, ощущение изумленных горящих глаз и стремительность движения.
Еще более удивительно то, как Серов запоминал освещение, ведь портрет был написан ни за один сеанс и при этом с близкого расстояния.
В изобразительном искусстве дальняя перспектива считается самой лучшей для изображения, поскольку не требует детализации. Ближнее расстояние, наоборот, предусматривает целостность ощущений зрителей, да и самой композиции.
Серов не был бы талантом, если бы не преодолел такую трудность и сделал портрет выразительным. Он, используя сочные мазки, написал полуоткрытый рот с яркими губами, а легкими, но точными прикосновениями кисти смог передать жемчужины зубов.
Его скупая своеобразная манера изображение прослеживается в мотивах разноцветной спинки кресла, прячущейся в полутени.
Эту картину считают настоящим гимном беззаботному детству, тому, которое распахнув огромные глазища, спрашивает у художника с всероссийским именем: «Дядя, а вам красить тяжело?». Это детство не «парадно-выходных» фото или портретов в мундирчиках, а домашнего уюта и атмосферой, где ребенка любят.
Каждый, кто хоть раз увидел портрет Мики Морозова, захочет вернуться в свое детство или сделать жизнь своего детей безопасной и беззаботной. Картина Серова – это то, что заставляет жертвовать деньги и вещи для детских домов, обустраивать детские площадки во дворах многоэтажек – одним словом, все, что хоть как-то может приблизить к доверчивому и прекрасному миру Мики.
Эта экспрессия никого еще не оставила равнодушным. Знакомые Михаила Морозова говорили, что и во взрослом возрасте он походил на мальчугана на портрете, студенты пытались расспросить про Серова, а сам профессор МГУ, наверно, не раз хотел вернуться в незабываемые детские годы.
Однако, мало кто из студентов знал, что не только знакомство с одним из великих художников и авторитетность исследований спасли Мику в зрелом возрасте от лагерей ГУЛАГа.
В то время наследник капиталистов, которых проклинала комвласть, работал с самыми выдающимися филологами Запада – причем его творческий путь во многом предрешил человек с кистями, сумевший запечатлеть все очарование детства.
Источник: https://5sec.info/kartiny/kartina-serova-portret-miki-morozova/
Благодетельница рабочих
04.04.2000
Валентин Серов. Портрет Мики Морозова, внука Варвары Морозовой. 1901 г. |
ЕЩЕ В НАЧАЛЕ 90-х годов недалеко от метро «Кировская» (ныне «Чистые пруды») стояло небольшое здание интересной архитектуры — Тургеневская библиотека-читальня, по которой и получила название Тургеневская площадь. Но в одночасье, по прихоти одного из представителей властей предержащих, здание было уничтожено…
13 сентября 1883 г. на имя городского головы поступило заявление от Варвары Алексеевны Морозовой о намерении пожертвовать Московскому городскому общественному управлению 50 000 руб. на учреждение читальни в память незадолго перед тем скончавшегося Ивана Сергеевича Тургенева.
Бесплатная читальня должна была давать «возможность пользоваться книгами тем слоям городского населения, которым по состоянию их средств существующие библиотеки недоступны». По проекту архитектора Чичагова было возведено здание библиотеки. В январе 1885 г. после освящения читальня была открыта. Среднее количество посетителей в день — 271 человек.
Среди читателей были в основном мужчины, доля женщин не превышала 8%.
Основательница библиотеки-читальни Варвара Алексеевна Морозова была дочерью известного мецената, библиофила, собирателя рукописей и старопечатных книг Алексея Ивановича Хлудова. Род свой Хлудовы вели от Ивана Ивановича — ткача-кустаря из Егорьевска Рязанской губернии.
Обладая большим природным умом, редкой предприимчивостью и огромным трудолюбием, Иван Хлудов и его сыновья достигли значительного материального достатка и завели торговое дело в Москве, приписавшись к купцам. Варвара Хлудова родилась уже в Москве, в 1848 г.
, систематических знаний не получила, но благодаря природной настойчивости сама занялась своим образованием. В ее дневниковых записях юношеской поры можно найти строки о большом желании заниматься просветительской работой. Желание это было реализовано сполна.
Да и не только этим родом благотворительной деятельности суждено было заниматься Варваре Алексеевне «во взрослой жизни».
Легким ее жизненный путь назвать нельзя. Много испытаний выпало на долю Варвары Хлудовой, в замужестве Морозовой. Замуж ее выдали рано. Муж — Абрам Абрамович Морозов — приходился супруге дальним родственником. Так причудливо и не случайно пересекались именитые купеческие династии. Брак счастливым не назовешь.
Абрам Морозов был человеком малообразованным, с упрямым характером и зачатками тяжелой психической болезни, которая быстро прогрессировала и задолго до старости свела его в могилу. В 34 года Варвара Морозова осталась вдовой, имея на руках троих сыновей.
Еще до того, как болезнь сделала Абрама Абрамовича невменяемым, он составил завещание на имя жены и сыновей с роковым условием: вторичное замужество лишает Варвару Алексеевну всего ее состояния. А состояние было огромным.
Вторично замуж она не вышла, несмотря на большую многолетнюю и взаимную любовь к известному и уважаемому в Москве человеку — экономисту и публицисту Василию Михайловичу Соболевскому.
Простив мужу условия завещания, В.А. Морозова вскоре после его смерти в память о нем решила употребить часть денег на строительство психиатрической клиники. Эта клиника фактически положила начало формированию клинического городка на Девичьем поле, который существует и по сей день.
Сейчас это всем известный комплекс клиник в районе Большой и Малой Пироговских улиц. На земле, приобретенной в районе Олсуфьевского и Божениновского переулков, была отстроена, а также полностью оборудована клиника. Затраты на строительство и оборудование составили более 500 000 руб.
Клинике хотели присвоить имя самой Варвары Алексеевны, но она отклонила предложение, пожелав, чтобы клиника носила имя Абрама Абрамовича, о чем и свидетельствовала мраморная доска (с 1938 г. клиника им. С.С. Корсакова). Местность, приобретенная Морозовой, граничила с усадьбой Льва Толстого.
Рассказывают, что Лев Николаевич посещал клинику, говорил с врачами и пациентами.
В том же клиническом городке по инициативе Морозовой было выстроено здание института для лечения опухолей. Когда Варваре было 6 лет, от онкологической болезни умерла ее мать. В память о ней, желая облегчить участь страдавшим тем же недугом, Морозова организует постройку и обзаведение этого института.
В 1898 г. она вместе со своими сыновьями жертвует 150 000 руб. Раковый институт, прозванный «Морозовским», был открыт в 1903 г. Ныне онкологический институт, который носит теперь имя П.А. Герцена, располагается в другом месте, а здесь находится НИИ медицинской паразитологии и тропической медицины.
Но не только в Москве известна была Варвара Алексеевна своей благотворительной деятельностью. После смерти мужа она наследует огромную текстильную фабрику в Твери — Тверская мануфактура была крупнейшей среди текстильных предприятий не только в Тверской губернии, но и во всей России.
Варвара Морозова обладала практичностью и деловитостью, хорошо ориентировалась в коммерческих делах. Управление Тверской мануфактурой осуществляла твердой рукой.
Но проводя жесткую политику управления, Варвара Алексеевна не забывала и об улучшении бытовых условий жизни фабричных рабочих, и о благотворительных делах, вершившихся в ставшем для нее родным городе Твери.
Интересен документ, называющийся «Сведения о размерах производства фабрики, представленные Правлением Товарищества на Всероссийскую промышленную и художественную выставку 1896 г. в Нижнем Новгороде», дающий представление о мануфактуре времени правления Варвары Морозовой. Вот некоторые выдержки из него:
«Количество занимаемых рабочих: мужчин — 3944, женщин — 2047, детей — 59 человек.
Число рабочих часов в сутки у мужчин и женщин, смотря по роду работ — 8, 9, 11, 12, у детей — 8 час.
При фабрике имеются бесплатные: школа 4-годичного курса, рассчитанная до 1500 учащихся с классом кройки и рукоделия; больница на 80 кроватей, при коей состоят 2 постоянно живущих врача, 2 фельдшера и 1 фельдшерица; родильный приют на 20 кроватей, при нем 1 постоянно живущая акушерка; богадельня, в коей проживают 13 престарелых рабочих; колыбельная на 85 детей с прислугой, няньками и смотрительницей (что-то типа наших яслей, воспитательниц называли «детскими садовницами». — Н.К.); приют на 35 детей-сирот.
Предпринято размещение рабочих в особых колониях, для чего уже по сие время имеются выстроенными 40 отдельных домиков на 4 семьи каждый, с отведенной для каждого домика землею в 180 кв. саж. с садом и огородом.
Кроме того, за последнее пятилетие выстроены 4 новые каменные казармы усовершенствованного типа с новейшею системой отопления и вентиляции.
Все жилые помещения рабочих в санитарном отношении находятся под наблюдением фабричного и медицинского персонала».
Морозова искренне считала себя благодетельницей рабочих.
Во время стачек и забастовок на мануфактуре (они случались и до ее правления) всегда стремилась сама выяснить и уладить возникавшие конфликты и искренне удивлялась неблагодарности и ожесточению забастовщиков.
Ведь когда зачинщики подвергались допросу в полиции, на вопрос об образовании они отвечали: «…учился при фабрике Морозовых», «…воспитывался на счет фабрикантов Морозовых».
С годами фабрика расширялась, число рабочих увеличивалось, и вновь возникала нехватка жилых, лечебных и просветительских учреждений и строений. В 1910 г.
общее собрание пайщиков мануфактуры постановило перечислить на эти цели 580 000 руб. Начинается строительство, и уже в 1913 г. появляется самая большая казарма при фабрике.
Она получила название «Париж» и зависть тех, кто не проживал в ней.
С 1892 г. директором-распорядителем на мануфактуре был Иван Абрамович — средний сын Варвары Алексеевны. Он один из трех сыновей стал продолжателем семейного дела.
По его инициативе двумя годами ранее при фабрике был построен Народный театр для рабочих (как и казарма «Париж», здание театра выполнено в стиле «модерн» и построено одним и тем же архитектором — В.К. Терским. Оба сооружения великолепно смотрятся и по сей день). Поначалу заведение называлось «Чайная и зал для спектаклей».
Зал предназначался для разрешенных царской цензурой небольших спектаклей, а главное — для «духовых концертов» для рабочих. Однако театральные зрелища завоевывали все большую популярность, и в 1902 г. здание стало называться «Театр и при нем чайная». Малоприятной была роль этого здания для хозяев мануфактуры в 1905 г.
, когда оно превратилось в место революционных собраний. По требованию властей театр был закрыт. Озлобленный беспорядками на фабриках, Иван Морозов выполнил это требование с удовольствием.
По-разному сложились судьбы сыновей Варвары Алексеевны. Но, безусловно, каждый из них оставил свой след в истории рода. Так, Иван известен как коллекционер, один из самых знаменитых московских меценатов. Всем москвичам — любителям живописи — хорошо знаком дом на Пречистенке, 21, здание Академии художеств. Он был построен вскоре после пожара 1812 г.
, а в 1900-х, когда владельцем стал Иван Абрамович, был перестроен так, чтобы там смогла разместиться коллекция живописи. К 1917 г. она насчитывала уже более 100 работ русских художников и около 250 произведений новейшей французской живописи. Ныне картины русской школы из коллекции находятся в Третьяковской галерее, французской живописи — частично в Музее изобразительных искусств им. А.
С. Пушкина, частично — в Эрмитаже.
Коллекционером был и старший сын Михаил. Он собрал великолепную коллекцию западной живописи, хотя в его собрании находилось немало картин знаменитых русских художников, таких, как Суриков, Левитан, Перов, Коровин, Серов. Особенно любил Михаил Абрамович творчество художника Серова.
Серовым были написаны портреты самого Михаила, его брата Ивана, жены Ивана Абрамовича и детей Михаила Абрамовича. Самой удачной и известной стала картина «Мика Морозов», находящаяся сейчас вместе с другими в Третьяковской галерее. Всего в коллекции Морозова насчитывалось 60 икон, 10 скульптур и около 100 картин.
После смерти Михаила Абрамовича его вдова, Маргарита Кирилловна, в соответствии с желанием мужа передала собранную им коллекцию в дар Третьяковской галерее.
В делах управления фабрикой Михаил принимал минимальное участие, причем занял жесткую позицию, выступая против намерений матери и среднего брата улучшить положение фабричных рабочих.
Абсолютно не принимал участия в родовом текстильном деле младший сын Арсений, красавец, балагур, страстный охотник. Зато удивил и «порадовал» всю Москву постройкой неординарного сооружения на Воздвиженке — замка в испано-мавританском стиле (ныне «Дом дружбы», Воздвиженка, 16).
К 1917 г. на мануфактуре перерабатывалось около 600 тыс. пудов хлопка и выпускалось более полумиллиона пудов готовой пряжи. Ткацкая фабрика вырабатывала столько же суровья. Ситцевая фабрика выпустила более 60,1 млн. метров готовых тканей. На всех производствах Тверской мануфактуры было занято 17,8 тыс. человек.
При фабриках находилось 11 благотворительных заведений Товарищества: больница, театр, библиотека, богадельня, дом призрения, аптека, санаторий, лазарет, родильный приют, колыбельная, училище, школа рукоделий. Эти заведения пользовались отчислениями Морозовых до 1918 г. При детском приюте с 1913 г. по 1920 г.
организовывались продовольственные дни для детей прислуги, надзирателей и служащих. Построенному в 1899 г. ремесленному училищу при фабриках Товарищества для детей рабочих и служащих Морозовы ежегодно жаловали от 7 до 35 тыс. рублей. При Товариществе в 1910 г. был отстроен дом призрения, а в 1913 г.
на средства фабрикантов открывается санаторий в Гаграх для больных туберкулезом.
Морозова одна из первых попыталась создать в Твери внепартийный женский союз для женщин всех сословий.
В Москве была председателем Московского женского клуба, активно поддержавшего идеи и деятельность партии «Народной Свободы», являлась членом кадетской партии, на ее средства издавалась либеральная газета «Русские ведомости», редактором которой был В.М.
Соболевский. К ней в дом, на Воздвиженку, 14, приходили революционеры, просили денег, спускали их в картежной игре, приходили снова, просили, а иногда и требовали.
В 1897 г. в арендованном здании на Пречистенке В.А. Морозова открыла общедоступные бесплатные вечерние курсы («пречистенские») для рабочих при техническом обществе, привлекала в качестве преподавателей видных ученых и деятелей искусства. В 1908 г. для курсов было построено трехэтажное здание в Нижнем Лесном (ныне Курсовом) переулке.
Здание сохранилось. В 1919 г. курсы были преобразованы в рабфак, носивший имя Николая Бухарина, который одно время направлял работу революционных кружков. Курсы являлись их нелегальным представительством. Варвара Алексеевна, помимо преподавателей, входила в состав правления курсов.
Трудно предположить, что она не знала, что творится в стенах ее заведения.
Но не только люди зрелого возраста благодаря Варваре Алексеевне могли повышать свой общеобразовательный и профессиональный уровень. В 1877 г. она учреждает ремесленные классы. В ремесленные классы принимали мальчиков для обучения столярному и слесарному делу. Курс обучения каждому ремеслу — четырехлетний.
Кроме изучения ремесла дети обучались также общеобразовательным предметам с целью пополнения полученного ими общего образования. Сначала училище располагалось в наемных помещениях, а затем для них было куплено владение, в котором построено специальное здание для училища и квартир учащихся (на современной Бакунинской улице).
На приобретение этого владения и на постройки в нем учредительницей было затрачено около 150 000 руб.
В 1897 г. В.А. Морозова пожертвовала сумму в 10 000 руб. на постройку здания женского начального училища.
Варвара Алексеевна Морозова умерла в 1917 г., перед революцией. В своем завещании передавала большую часть своего состояния — пай «Тверской мануфактуры» — рабочим фабрик.
Источник: http://www.ng.ru/style/2000-04-04/16_worker.html
— "Портрет Мики Морозова" Валентин Серов написал в 1901 году. От картины не отвести глаз, настолько жи
«Портрет Мики Морозова» Валентин Серов написал в 1901 году. От картины не отвести глаз, настолько живым получился ребенок. Смотришь и страшно за него до холодка в сердце. Впереди — революция семнадцатого, голод двадцатых, расстрелы тридцатых, война сороковых… Выжил? Сгинул?
Михаил Михайлович Морозов — из семьи тех самых фабрикантов Морозовых — богатейших промышленников и меценатов — образование получал в Англии, несмотря ни на что, вернулся в Россию, в двадцатых годах закончил филологический факультет Московского университета.
Стал известным советским литературоведом, театроведом, переводчиком. Всю свою жизнь посвятил творчеству Шекспира, результаты его работы получили мировую известность. В 1949 году занял пост главного редактора англоязычного журнала News.
Пережил Вторую Мировую, арестован не был. Чудо.
В 1952 году высшее руководство СССР захотело провести в Москве особую конференцию с участием наследников знаменитых русских купеческих фамилий – Рябушинских, Морозовых, Елисеевых, Мамонтовых и других – с целью наладить отношения с эмиграцией, а главное, привлечь её капиталы для вложений в послевоенное восстановление и развитие советской экономики.
Встал вопрос, кому встречать приглашенных? Кто сможет расположить к себе столь важных гостей — не Берия же с Маленковым… И вспомнили про Мику — Михаила Михайловича — потомка известной фамилии, блестяще образованного, свободно владеющего европейскими языками, известного за границей ученого.
Вызвали. Рассказали, в чем суть, сформулировали задачи. Михаил Михайлович без промедления согласился.
И тут поинтересовались его социальным статусом и материальным положением. Неожиданно выяснилось, что зарплата профессорская по западным меркам — копеечная, живет Михаил Михайлович в убогой коммунальной квартире, и о простых благах, знакомых любому западному гражданину, не имеет даже представления.
Тут же, в его присутствии Микоян продиктовал своему помощнику перечень того, что необходимо сделать, а именно: обеспечить товарища М.М.
Морозова презентабельной одеждой, достойной зарплатой, отдельной обставленной мебелью квартирой — где-нибудь в приличном месте — на Фрунзенской набережной или Кутузовском проспекте, дачей, оборудованной для приёма гостей, личным автомобилем и еще чем-нибудь, что может захотеть Михаил Михайлович.
Буквально ошеломленный предстоящими переменами Морозов был доставлен домой в чёрном лимузине, чем несказанно удивил соседей и близких, которые еще более были ошарашены его рассказом о предстоящих переменах. Затем Мика лег на диван немного отдохнуть и… умер. От пережитого потрясения случился инфаркт. Ему было пятьдесят пять лет.
А встреча с потомками бывших миллионеров царской России, под названием «Совещание промышленников», из-за смерти Сталина состоялась в Кремле только через три года».
Источник: https://galactikka.com/news-5a08a941bd047033018b45d7
Ответы@Mail.Ru: Мика Морозов сочинение по картине
Описание картины «Мика Морозов».
В 1901 году Валентин Александрович Серов создал портрет маленького четырехлетнего мальчика Мики Морозова, который был сыном известного русского мецената Михаила Абрамовича Морозова.
Портрет Мики не зря называют одной из лучших картин художника.
В ней столько света, тепла, доброты, что невольно задерживаешь взгляд на всем полотне, хочешь разглядывать ее, находить все новые детали, все глубже проникать в замысел художника, постигая тайны великого творчества талантливого русского живописца. Мика изображен в движении: он забежал в комнату и присел на высокий стул лишь на несколько минут.
Его остановила просьба художника, присесть ненадолго, задержаться и попозировать. Вся фигура ребенка полна движения, легкие кудри волос красиво обрамляют лицо, белая просторная рубашка не сковывает движений. По одеянию мальчика понятно, что он только встал, еще не завтракал, но уже занят решением своих маленьких дел, своих детских проблем.
Весь образ Мики наполнен чистотой, невинностью, желанием бегать, прыгать, щебетать о чем-то своем, спрашивать, играть, двигаться беспрестанно, не задерживаясь ни на минуту.
Хорошо заметен на картине контраст — голова кажется большой в сравнении с худеньким телом, белая рубашка ярко выделяется на фоне темного кресла, цветной узор накидки контрастирует со серой стеной.
Никого не оставляет равнодушным и внешность мальчика. Это живой симпатичный ребенок, радостью сияют его глаза.
Яркий румянец на его щеках свидетельствует, что мальчик здоров и много двигался с утра. Художник смог запечатлеть и бархатистость детской кожи, непосредственность позы мальчика, мягкие складки рубашки. Глядя на картину понимаешь, что Валентину Александровичу очень нравится образ малыша, его радует его подвижность, жизнерадостность и непосредственность.
Художнику удалось остановить мгновение, ведь в следующую секунду Мика сидел уже по другому, о чем-то рассуждал в полголоса, а через минуту покинул комнату. Можно сказать, что эта картина предрекла судьбу мальчика, Мика Морозов в последствии стал искусствоведом и театральным историком, то есть связал навсегда свою жизнь с искусством, быть может, это было с легкой руки художника Серова.
Главным образом картины Серова стал мальчик не старше 5 лет, это Мика Морозов. Кажется, что мальчик только что проснулся, потому что на нем ночная рубашка, его курчавые волосы еще не причесаны. Мальчика будто разбудили и заставили позировать. Но в силу возраста ему не хочется сидеть на одном месте, он готов сорваться с места и побежать.
Его образ написан с близкого расстояния, в комнате, она хорошо освещена. Его чистое и светлое лицо выражает детскую непосредственность, наивность и непринужденность. Мальчик одет в белую рубашку, а белый цвет олицетворяет чистоту, этот малыш как маленький ангелочек, такой же светлый и чистый.
Большие глаза и глубокий взгляд мальчика притягивают внимание. Они излучают доброту, блеск и очарование, в них детская непринужденность, светлые мысли, нет никаких переживаний и проблем. На щеках легкий румянец, его рот приоткрыт, может быть, мальчик что-то хочет сказать, или чем — то удивлен.
Лицо мальчика выражает одухотворенность, интерес, любопытство, веру в чудо. Маленький ангелочек изображен в такой позе, что невозможно предугадать, что именно взбредет в его голову, и что ему захочется сделать в следующее мгновение, он очень взволнован, махает руками, внутри него кипит буря.
Он сидит на красивом детском кресле, с массивными подлокотниками. Мальчик присел на край стула, и если ему сказать, что он свободен, то мальчик сразу встанет и побежит. Картина наполнена резвостью, энергичностью, динамичностью. При написании картины задний план Серов пишет темными тонами, только мальчик в светлых тонах.
Картина приковывает внимание, потому что на ней ярко и точно удалось передать все происходящее в тот момент. Она привлекает зрителя тем, что она очень живая, легкая, на ней изображено детство.
Каждый, кто смотрит на нее, вспоминает свои детские годы, то каким он был озорным и веселым и ему снова хочется вернуться туда: скрыться от переживаний и проблем и окунуться в мир радости и счастья. Картина вызывает восхищение, посмотрев на нее, тоже хочется начать что-нибудь делать. В ней экспрессия, она заражает зрителя, и заставляет восхититься талантливым художником.
огромное спасибо вячеслав!!!!
Главным образом картины Серова стал мальчик не старше 5 лет, это Мика Морозов. Кажется, что мальчик только что проснулся, потому что на нем ночная рубашка, его курчавые волосы еще не причесаны. Мальчика будто разбудили и заставили позировать. Но в силу возраста ему не хочется сидеть на одном месте, он готов сорваться с места и побежать.
Его образ написан с близкого расстояния, в комнате, она хорошо освещена. Его чистое и светлое лицо выражает детскую непосредственность, наивность и непринужденность. Мальчик одет в белую рубашку, а белый цвет олицетворяет чистоту, этот малыш как маленький ангелочек, такой же светлый и чистый.
Большие глаза и глубокий взгляд мальчика притягивают внимание. Они излучают доброту, блеск и очарование, в них детская непринужденность, светлые мысли, нет никаких переживаний и проблем. На щеках легкий румянец, его рот приоткрыт, может быть, мальчик что-то хочет сказать, или чем — то удивлен.
Лицо мальчика выражает одухотворенность, интерес, любопытство, веру в чудо. Маленький ангелочек изображен в такой позе, что невозможно предугадать, что именно взбредет в его голову, и что ему захочется сделать в следующее мгновение, он очень взволнован, махает руками, внутри него кипит буря.
Он сидит на красивом детском кресле, с массивными подлокотниками. Мальчик присел на край стула, и если ему сказать, что он свободен, то мальчик сразу встанет и побежит. Картина наполнена резвостью, энергичностью, динамичностью. При написании картины задний план Серов пишет темными тонами, только мальчик в светлых тонах.
Картина приковывает внимание, потому что на ней ярко и точно удалось передать все происходящее в тот момент. Она привлекает зрителя тем, что она очень живая, легкая, на ней изображено детство.
Каждый, кто смотрит на нее, вспоминает свои детские годы, то каким он был озорным и веселым и ему снова хочется вернуться туда: скрыться от переживаний и проблем и окунуться в мир радости и счастья. Картина вызывает восхищение, посмотрев на нее, тоже хочется начать что-нибудь делать. В ней экспрессия, она заражает зрителя, и заставляет восхититься талантливым художником.
Валентин Александрович Серов – знаменитый русский художник — получил хорошее художественное образование. Среди его работ можно найти картины разных жанров. Но основу его творчества составлял портрет. Серова считают мастером детского портрета, когда художнику удается добиться естественности в облике ребенка.
В целой галерее знаменитых портретов выделяется картина «Мика Морозов». На ней изображен маленький мальчик, сын М. Морозова, знаменитого в России мецената. На портрете Мике Морозову всего четыре года. Он сидит в детском кресле, взявшись за высокие подлокотники. Мальчик, похоже, только что проснулся. На нем еще надета ночная рубашка.
Мягкие кудрявые волосы в беспорядке обрамляют круглое лицо. Светлая кожа ребенка производит впечатление чистоты и детской непорочности. Она гладкая и бархатистая. На щеках играет легкий румянец Большие, темные, как спелые вишни, глаза широко раскрыты.
Они с нетерпением и в то же время с восторгом смотрят на художника, который вынуждает сидеть в бездействии, но совершает какие-то чудесные действия. Мика Морозов готов сорваться и бежать. Ему очень нелегко дается неподвижность. Руки сжимают подлокотники кресла так, как будто мальчик желает оттолкнуться ими, чтобы стремительнее был его бег.
Вся его поза выражает нетерпение, желание двигаться, играть, шуметь. С детских пухлых губ приоткрытого рта готовы сорваться нетерпеливые слова: «Когда же я пойду играть?» Он и сидит на краешке кресла. Такое впечатление, что он намеренно так сел, чтобы, как только последует разрешение, быстро убежать по своим детским делам.
Мика чем-то неуловимо напоминает птицу, готовую сорваться с места и взмыть в воздух при малейшем шуме или движении. Так и мальчик вот-вот сорвется с кресла и умчится в детскую, откуда будет раздаваться вскоре звонкий детский голосок, веселый смех и щебетание. Но, подчиняясь взрослой воле, мальчик старается сохранять неподвижность. Картина В. А.
Серова «Мика Морозов» построена на контрасте. Голова из-за пышных кудрей кажется большой по сравнению с щупленьким телом мальчика. Белоснежная рубашка контрастирует с темным креслом, которое украшает цветная узорчатая накидка, и серой стеной.
Этот темный фон как бы оттеняет детскую красоту и невинность маленького существа, так внимательно наблюдающего за действиями художника. Портрет Мики Морозова производит на зрителя сильное впечатление. Восхищает мастерство В. А. Серова. Вызывает умиление герой картины.
Его чистое и светлое лицо выражает детскую непосредственность, наивность и непринужденность. Мальчик одет в белую рубашку, а белый цвет олицетворяет чистоту, этот малыш как маленький ангелочек, такой же светлый и чистый. Большие глаза и глубокий взгляд мальчика притягивают внимание.
Они излучают доброту, блеск и очарование, в них детская непринужденность, светлые мысли, нет никаких переживаний и проблем. На щеках легкий румянец, его рот приоткрыт, может быть, мальчик что-то хочет сказать, или чем — то удивлен.
Лицо мальчика выражает одухотворенность, интерес, любопытство, веру в чудо. Маленький ангелочек изображен в такой позе, что невозможно предугадать, что именно взбредет в его голову, и что ему захочется сделать в следующее мгновение, он очень взволнован, махает руками, внутри него кипит буря.
Он сидит на красивом детском кресле, с массивными подлокотниками. Мальчик присел на край стула, и если ему сказать, что он свободен, то мальчик сразу встанет и побежит. Картина наполнена резвостью, энергичностью, динамичностью. При написании картины задний план Серов пишет темными тонами, только мальчик в светлых тонах.
Картина приковывает внимание, потому что на ней ярко и точно удалось передать все происходящее в тот момент. Она привлекает зрителя тем, что она очень живая, легкая, на ней изображено детство.
Каждый, кто смотрит на нее, вспоминает свои детские годы, то каким он был озорным и веселым и ему снова хочется вернуться туда: скрыться от переживаний и проблем и окунуться в мир радости и счастья. Картина вызывает восхищение, посмотрев на нее, тоже хочется начать что-нибудь делать. В ней экспрессия, она заражает зрителя, и заставляет восхититься талантливым художником.
У мальчика пухлые и розоватые губки
В 1901 году В. А Серов создал портрет маленького мальчика. Портрет не зря называют одной из лучших картин художника. Мика сидит как царь на своем удобном стуле.
Стул у него окутан пушистым мехом, а сам Мика одет в одежду напоминающую пижаму. Мика удивлено смотрит прямо, будто хочет побежать со всех ног к тому месту.
Автор успел запомнить, как сидел мальчик и нарисовать его реалистичный портрет
Главным образом картины Серова стал мальчик не старше 5 лет, это Мика Морозов. Кажется, что мальчик только что проснулся, потому что на нем ночная рубашка, его курчавые волосы еще не причесаны. Мальчика будто разбудили и заставили позировать. Но в силу возраста ему не хочется сидеть на одном месте, он готов сорваться с места и побежать.
Его образ написан с близкого расстояния, в комнате, она хорошо освещена. Его чистое и светлое лицо выражает детскую непосредственность, наивность и непринужденность. Мальчик одет в белую рубашку, а белый цвет олицетворяет чистоту, этот малыш как маленький ангелочек, такой же светлый и чистый.
Большие глаза и глубокий взгляд мальчика притягивают внимание. Они излучают доброту, блеск и очарование, в них детская непринужденность, светлые мысли, нет никаких переживаний и проблем. На щеках легкий румянец, его рот приоткрыт, может быть, мальчик что-то хочет сказать, или чем — то удивлен.
Лицо мальчика выражает одухотворенность, интерес, любопытство, веру в чудо. Маленький ангелочек изображен в такой позе, что невозможно предугадать, что именно взбредет в его голову, и что ему захочется сделать в следующее мгновение, он очень взволнован, махает руками, внутри него кипит буря.
Он сидит на красивом детском кресле, с массивными подлокотниками. Мальчик присел на край стула, и если ему сказать, что он свободен, то мальчик сразу встанет и побежит. Картина наполнена резвостью, энергичностью, динамичностью. При написании картины задний план Серов пишет темными тонами, только мальчик в светлых тонах.
Картина приковывает внимание, потому что на ней ярко и точно удалось передать все происходящее в тот момент. Она привлекает зрителя тем, что она очень живая, легкая, на ней изображено детство.
Каждый, кто смотрит на нее, вспоминает свои детские годы, то каким он был озорным и веселым и ему снова хочется вернуться туда: скрыться от переживаний и проблем и окунуться в мир радости и счастья. Картина вызывает восхищение, посмотрев на нее, тоже хочется начать что-нибудь делать. В ней экспрессия, она заражает зрителя, и заставляет восхититься талантливым художником.
Валентин Александрович Серов – знаменитый русский художник — получил хорошее художественное образование. Среди его работ можно найти картины разных жанров. Но основу его творчества составлял портрет. Серова считают мастером детского портрета, когда художнику удается добиться естественности в облике ребенка.
В целой галерее знаменитых портретов выделяется картина «Мика Морозов». На ней изображен маленький мальчик, сын М. Морозова, знаменитого в России мецената. На портрете Мике Морозову всего четыре года. Он сидит в детском кресле, взявшись за высокие подлокотники. Мальчик, похоже, только что проснулся. На нем еще надета ночная рубашка.
Мягкие кудрявые волосы в беспорядке обрамляют круглое лицо. Светлая кожа ребенка производит впечатление чистоты и детской непорочности. Она гладкая и бархатистая. На щеках играет легкий румянец Большие, темные, как спелые вишни, глаза широко раскрыты.
Они с нетерпением и в то же время с восторгом смотрят на художника, который вынуждает сидеть в бездействии, но совершает какие-то чудесные действия. Мика Морозов готов сорваться и бежать. Ему очень нелегко дается неподвижность. Руки сжимают подлокотники кресла так, как будто мальчик желает оттолкнуться ими, чтобы стремительнее был его бег.
Вся его поза выражает нетерпение, желание двигаться, играть, шуметь. С детских пухлых губ приоткрытого рта готовы сорваться нетерпеливые слова: «Когда же я пойду играть?» Он и сидит на краешке кресла. Такое впечатление, что он намеренно так сел, чтобы, как только последует разрешение, быстро убежать по своим детским делам.
Мика чем-то неуловимо напоминает птицу, готовую сорваться с места и взмыть в воздух при малейшем шуме или движении. Так и мальчик вот-вот сорвется с кресла и умчится в детскую, откуда будет раздаваться вскоре звонкий детский голосок, веселый смех и щебетание. Но, подчиняясь взрослой воле, мальчик старается сохранять неподвижность. Картина В.
А.
Серова «Мика Морозов» построена на контрасте. Голова из-за пышных кудрей кажется большой по сравнению с щупленьким телом мальчика. Белоснежная рубашка контрастирует с темным креслом, которое украшает цветная узорчатая накидка, и серой стеной.
Этот темный фон как бы оттеняет детскую красоту и невинность маленького существа, так внимательно наблюдающего за действиями художника. Портрет Мики Морозова производит на зрителя сильное впечатление. Восхищает мастерство В. А. Серова. Вызывает умиление герой картины.
Источник: https://touch.otvet.mail.ru/question/167130184