Томас Корэм (1668 – 1751) – основатель первой детской благотворительной организации в Англии – Больницы для подкидышей – Foundling Hospital.
Вернувшись из Америки, капитан торгового судна был потрясен количеством брошенных детей на улицах Лондона. Он особенно горячо переживал то, что к чему привыкнуть было невозможно… но привыкали – к смерти оставленных на улицах Лондона малышей от голода и холода.
Тем более, что и сам чуть было не потерял младшего ребенка – сына спас от смерти его первый помощник на корабле.
Многие матери не могли прокормить своих детей..
О жестокости общества по отношению к неимущим и системе Работных домов рассказала классическая английская литература.
Это история не только беспощадности и презрения к тем, кто по тем или иным причинам оказался на обочине жизни и о ком с такой любовью и состраданием рассказывали великие английские писатели, но и история мужества людей, не побоявшихся ставить перед обществом и властью острые и злободневные вопросы и, с помощью других таких же неравнодушных людей, решать их. Это история становления социальной системы Великобритании – неоднозначная и увлекательная.
Ч.Диккенс “Приключение Оливера Твиста” ( 1837-1839). Иллюстрация к первому изданию романа. “Либо медленно умирать голодной смертью в работном доме, либо быстро умереть вне его стен”, – Чарльз Диккенс.
Прошло долгих 17 лет прежде чем Корэм получил Указ от короля Георга II на организацию приюта для подкидышей. Открытие Больницы стало важным общественным событием – ведь благодаря приюту жизнь тысяч детей была спасена.
Благородное начинание привлекло видных благотворителей. И каких!
Портрет Корэма кисти Хогарта.
Благотворителями стали выдающиеся художники и музыканты XVIII века: Уильям Хогарт, например, пожертвовал больнице свой сатирический шедевр «Шествие стражи в Финчли», написанный в 1750 году.
Уильям Хогарт.1697 – 1764. Автопортрет. Художник и благотворитель, защитник детей.
Со временем именно в этом сиротском приюте открылась первая национальная общественная картинная галерея. Коллекция произведений искусства включает работы Уильяма Хогарта , Томаса Гейнсборо, Джошуа Рейнольдса и других крупных благотворителей больницы, не только талантливых, но и отзывчивых.
Больница для подкидышей стала исторической достопримечательностью Лондона: теперь это музей, в котором рассказывается о жизни Корэма, бережно сохраняются экспонаты того времени, а в залах звучит музыка Гайдна – еще одного замечательного покровителя детских душ.
Франц Йо́зеф Гайдн – великий композитор и благотворитель.
- Отдельный зал посвящен его музыкальному наследию.
- В музее представлена комната, в которой матерей уговаривали не расставаться с ребенком, хранятся предметы – пуговицы, монеты, даже драгоценности, которыми матери “отмечали” своих детей для того, чтобы, если наступят лучшие времена, опознать по ним своего ребенка и забрать его из приюта…
Вот эти трогательные экспонаты.
Больница для подкидышей продолжает свою миссию спасения детей, но уже в качестве современной мощной благотворительной организации Великобритании, названной в честь ее основателя – Корэм.
Здесь защищают права детей, так, как и раньше, поскольку сотрудники уверены, что далеко не у всех детей счастливое детство. Надо ли добавлять, что в организации огромное внимание уделяют всем возможностям творческого развития детей и подростков.
А вот как они защищают – это уже непростой вопрос.
Сайт музея:
http://foundlingmuseum.org.uk/
Сайт благотворительной организации:
http://www.coram.org.uk/
Молчаливые свидетели горя матерей…
Источник: http://goldenpelikan.ru/ya-veryu-v-to-chto-u-kazhdogo-est-obyazannost-delat-vse-luchshee-chto-tolko-on-mozhet-tomas-korem/
Хогарт Уильям
Другие известные художники
Каждая европейская страна пережила свой «золотой» век классического искусства, отмеченный высочайшими достижениями национальной художественной школы, творчеством самых одаренных мастеров. Для Англии таким веком стал восемнадцатый.
Победившая в конце XVII столетия буржуазная революция дала возможность этой стране стать богатейшей державой мира, где работало целое созвездие талантливых философов, ученых, писателей, театральных деятелей, художников.
Но в первой трети XVIII века, когда великий Хогарт был еще молод, этот процесс только начинался. Однако уже тогда в Англии сложились богатые традиции литературы и театра, а славные имена поэтов предшествующего времени Джефри Чосера, Джона Мильтона и особенно Уильяма Шекспира составляли гордость нации.
Театр еще со времен Шекспира занимал особое место в жизни англичан, оставаясь и в XVIII веке едва ли не самым любимым их увлечением. И не случайно одна из постановок была увековечена в самой ранней тематической композиции Хогарта.
Это был особенно нашумевший в 1720-е годы красочный и остроумный спектакль «Опера нищего» Джона Гея, сюжет которой был подсказан Джонатаном Свифтом.
В этом откровенном памфлете за масками воров и проходимцев зрители без труда различали черты современных высокопоставленных особ.
Автопортрет, 1745.
Рассказывали, будто всесильный премьер-министр сэр Роберт Уолпол громко аплодировал песенке о взятках, очевидно, ему и адресованной, и попросил спеть ее еще раз, остроумно выходя из неловкого положения.
Хогарт откликнулся на спектакль, от которого был в восторге, картиной «Опера нищего» (1727), где очень точно воспроизвел одну из сцен третьего акта пьесы — детали, декорации, исполнители, — то, что обычно навсегда уходит.
А, кроме того, эта работа стала своего рода отправной точкой в том неизведанном мире, куда Хогарта влекла его «Муза комедии».
В воображении мастера постепенно создавался свой «живописный театр» с его артистами, декорациями, трагикомическими коллизиями, а главное — злободневными сюжетами. Авторами «пьес» этого театра были двое: художник и сама жизнь.
Уильям Хогарт родился в Лондоне, в семье бедного школьного учителя-неудачника. Жить приходилось почти в трущобах, в холоде и голоде, один за другим умирали братья и сестры маленького Уильяма. А впечатлительная натура мальчика уже впитывала «крики» Лондона — царившие на его улицах быт и нравы, подмечала противоречия и парадоксы.
В столице Англии была тогда сосредоточена вся общественно-политическая и культурная жизнь страны. Но здесь же соперничали роскошь и нищета, изысканность и вульгарность, каких в «галантном» XVIII веке не знала ни одна европейская столица.
На улицах Лондона, в кофейнях, в домах Хогарт встречал людей разных сословий, профессий, нравов и взглядов, внимательно присматривался к ним.
Для Хогарта, чье общее образование ограничивалось уроками отца да неоконченной приходской школой, именно Лондон стал подлинным учителем.
И мастер, рисовавший вывески, и гравер, и придворный живописец Джеймс Торнхилл, у которых Хогарт обучался профессиональному умению, в своих художественных интересах были далеки от того, что особенно влекло их подопечного — повседневность, жизненность, реализм.
«Замысел Компании Южных морей»
За два предыдущих столетия в стране обосновалось множество иностранных портретистов, иногда выдающихся, чаще — заурядных. Аристократия ценила и собирала картины преимущественно старых итальянских и фламандских мастеров, и до XVIII века в Англии не было ни одного значительного отечественного портретиста, а также художника, писавшего жанровые полотна или пейзажи.
Хогарт первым вступил на рискованный и тернистый путь зачинателя новых жанров. А, по существу, стал творцом самобытного, чисто английского искусства. «Я обратился к совсем новому жанру — к писанию картин и созданию гравюр на современные нравственные темы — области, еще не испробованной ни в одной стране и ни в какие времена», — вспоминал он позже в «Автобиографии».
Первая живописная «пьеса» Хогарта — серия из шести картин «Карьера потаскушки» (1731) — показывает дно английского общества.
Это грязные улицы вдали от фешенебельного центра Лондона, жалкие холодные комнаты дешевых домов, становившиеся нередко притоном бродяг и воров; тюрьма, страшный образ которой жил в сознании Хогарта с детства, — его отец был арестован за неуплату долгов.
Достоверна и типична не только история падения героини Хогарта — Мери Хэкэбаут, неопытной провинциалки, с легкой руки сводни превратившейся в проститутку. Кажется, что все персонажи написаны с подлинных лиц, их даже отождествляли с известными публике современниками. И это не случайно — Хогарт хотел, чтобы сюжет и мораль каждой картины и серии в целом были предельно понятны зрителю.
«Предвыборный банкет»
Такой подход к живописи был абсолютно новым в изобразительном искусстве, но не в философии, театре, литературе Англии XVIII века. Вера в исправительную, очищающую силу искусства была характерна для английского Просвещения, призывавшего активно вторгаться в жизнь, воздействовать на нее.
Хогарт стал первым и самым ярким художником-просветителем Англии. Знаменитый писатель-просветитель Генри Филдинг провозгласил Хогарта «одним из самых полезных сатириков своего времени».
По Хогарту, основная задача «полезного искусства» — не развлечение публики, а обличение порока, суд над жизнью, вершит который сатира.
Гравюры, которые со своих картин собственноручно делал Хогарт, раскупались, развозились во все уголки Англии, пересекали Ла-Манш, принесли их автору широкую известность.
Вдохновленный восторженным приемом своей первой серии — сцены из нее воспроизводились на посуде, веерах, а тема была использована в театральной постановке, — Хогарт приступил к созданию новой.
К 1735 году появилась «Карьера распутника», состоявшая из восьми картин. Новый живописный спектакль показывал, как вырождаются сыновья того класса, который фактически победил в революции конца XVII века и направил движение Англии по прогрессивному пути капиталистического развития.
Молодые люди, подобные главному герою серии Томасу Рейквеллу, часто забывали о выдвинутом в новой Англии принципе «здравого смысла», пускались в сомнительные приключения, разматывая нажитые отцами состояния.
В этой серии окончательно определилось основное направление искусства Хогарта: сатирически заостренный реализм. В ХХ веке на несколько видоизмененный сюжет этой серии была написана опера великого композитора И.Ф.
Стравинского «Похождения повесы».
«Агитация»
В отличие от существовавших до Хогарта голландских, фламандских, французских жанровых картинок, английский художник не ограничивается описательным показом одной сцены.
У него каждая серия объединена общим сюжетом, единым героем, действие развивается из картины в картину.
Как в пьесе, здесь есть пролог, кульминация и эпилог, которые позволяют зрителю следить за происходящим, сопереживать действующим лицам, порицать и высмеивать недостойные поступки и нравы.
Между крайними событиями обеих серий — приездом в Лондон Мери и ее похоронами, вступлением в наследство Томаса и его заключением в сумасшедший дом Бедлам — Хогарт подробно изображает жизнь Лондона.
Впервые в искусстве город становится не просто фоном и даже местом действия, а живым организмом, со своей меняющейся физиономией, характером, настроением.
Он обретает самостоятельную тему в творчестве художника, о чем говорит исполненная большого чувства серия «Четыре времени суток» (конец 1730-х).
Позже, в своей знаменитой гравюре «Переулок Джина» (1751) Хогарт показывает самую уродливую и отвратительную гримасу города — повальное пьянство и его последствия, ставшие тогда подлинным бичом и болью английского общества. В 1740-е годы в Лондоне джин стоил едва ли не дешевле чая, по этой причине смертность вдвое превысила рождаемость; на сто жителей города, включая детей и стариков, приходилось по питейному заведению.
К середине 1740-х годов Хогарт был уже видным деятелем английской культуры, достаточно обеспеченным человеком, но продолжал оставаться поборником справедливости, вскрывал «язвы», поразившие не только «низы», но и «верхи» английского общества.
История жизни Уильяма Хогарта
- В 1744 году под кистью Хогарта рождаются шесть картин новой серии, самого знаменитого его живописного театра – «Модный брак», где художник высмеивает и осуждает уже не дешевых проституток и своден, не ничтожных развратников, а высшие круги английского общества.
- Модный брак. Будуар графини
В те времена беднеющая аристократия Англии стремилась сблизиться с богатыми буржуа, зачастую идя на «модные браки» — «деловые» союзы без любви. Выдающийся английский писатель, младший современник Хогарта Оливер Голдсмит в своем знаменитом сатирическом произведении «Гражданин мира» так описывает подобную типичную ситуацию: «…теперь, когда молодая пара намеревается вступить в брак, взаимная склонность и общность вкусов будущих супругов является последним и самым незначительным соображением. А вот если совпадают их имущественные интересы, тогда, поддавшись взаимному влечению души, они готовы в любой момент заключить договор. Давно заложенные лужайки кавалера без памяти влюбляются в достигшие брачного возраста рощи барышни». Такие союзы приводили, как правило, к печальным последствиям.
Хогарт впервые создает социальную сатиру, опережая своего современника писателя Филдинга и открывая путь в литературе Уильяму Теккерею и Чарлзу Диккенсу в XIX веке, но в живописи Англии ни при Хогарте, ни позже уже ничего подобного не было.
Серия «Модный брак» замечательна и живописными достижениями, но лишь ХХ столетие сумело оценить высокие эстетические достоинства работ художника, блестящее мастерство Хогарта-колориста.
В 1750-е годы в творчестве Хогарта дошел черед до «святая святых» английской политической системы – «Выборов в парламент». Это последняя живописная серия из четырех картин стала своего рода итогом «современных нравственных сюжетов».
Совесть и призвание просветителя-борца не позволили Хогарту обойти молчанием то, что было тогда болью всех передовых людей, о чем писали газеты и сатирические памфлеты.
В правящих кругах страны царили подкупы, политика низводилась до уровня мелкой распродажи, и кампания по выборам в парламент, которым так гордилась Англия, была лишь банальной дракой за выгодные места.
И хотя Хогарт был добропорядочным гражданином, сыном своего класса и не собирался ниспровергать существующую в Англии систему, он видел и переживал зло, мешавшее процветанию его родины. Он ополчился на него со всей силой своего сатирического реализма, предвосхищая будущее искусство великих сатириков испанца Гойи и француза Домье.
Модный брак. Брачный контракт
Конечно, Хогарту было нелегко жить с таким мироощущением, воплощая его в сугубо своеобразном искусстве. Он был знаменит, но далеко не многими признан и любим, а главное, у него не было учеников и близких последователей.
Художники тех лет и позже, в пору расцвета национальной школы живописи предпочитали изображать утонченный быт аристократов, занятия буржуа и фермеров.
Портреты великосветских дам, кавалеров и подражавших им нуворишей оставались любимым жанром в английском обществе.
Отдал ему дань и Хогарт. Собственно говоря, он начал свою карьеру живописца с небольших заказных портретов, появившихся еще в конце 1720-х годов. Но уже в первых своих полотнах, например, «Бракосочетании С.Бэкингема и М.Кокс» (1729) Хогарт решительно порывает с господствовавшей традицией парадных портретов.
Он пишет свои модели чаще в кругу семьи, в интимной обстановке — в интерьере или на лоне природы, где персонажи объединены общим действием, разговором, событием, что придает произведению жанровый характер. Такие «разговорные картинки» стали специфическим английским явлением.
Традиции созданного им жанра группового портрета ощущаются и в оригинальном позднем портрете великого английского трагического актера – «Дэвид Гаррик с женой» (1757).
Среди друзей и почитателей Хогарта актеров было особенно много, ведь он страстно любил театр. В портретной галерее художника увековечены прославленные мастера английской сцены – «Д.Гаррик в роли Ричарда III», «Лавиния Фентон» и другие.
В конце жизни, достигший вершин профессионального мастерства, мудрый, старый и одинокий художник обращается к образам людей из народа: «Портреты слуг» (1760-е), «Девушка с креветками» (1763). Главное достоинство этих, словно незаконченных, работ в их удивительной жизненности, характерности. Каждый из изображенных самоценен как личность.
И этот подход к человеку, и сам выбор моделей были принципиально новы. По новаторски смелым было живописное решение «Девушки с креветками», намного опережавшее беглой эскизной импрессионистической манерой исполнения, светлыми красками все, что делалось ненавистными Хогарту «черными мастерами» его времени, которые подражали старинным полотнам.
Эта работа стала подлинным шедевром художника.
THE FISHING PARTY — УИЛЬЯМ ХОГАРТ
Ломавшим традиционные устои было все творчество мастера, включая его первый в Англии теоретический труд по эстетике – «Анализ красоты» (1752). В последние годы жизни Хогарт все больше чувствовал себя одиноким среди современных молодых художников, особенно ему досаждал становившийся необычайно модным Джошуа Рейнолдс, будущий президент Королевской академии художеств.
Эпитафию Хогарту написал Гаррик: «…Если гений воспламеняет твою душу, остановись, прохожий, если природа трогает тебя, урони слезу; если же ничего не волнует тебя, уходи, ибо благородный прах Хогарта покоится здесь».
Он создал своего рода энциклопедию английской жизни своей эпохи, заложил особенности национального живописного языка и вошел в историю мирового искусства как «отец английской живописи», проторив дорогу мастерам Англии второй половины XVIII столетия.
В 1721 году Хогарт сделал гравюры «Пузыри южных морей» и «Лоте-рея» — вещи сенсационные. Как раз накануне разорилась и разорила огромное количество вкладчиков «Компания южных морей», среди учредителей которой были коронованные особы. Что касается лотерей, то они вошли в это время в моду, и Хогарт был первым, кто заподозрил в них изрядную долю мошенничества.
Вскоре Хогарт пишет «Маскарады и оперы» (1724), «Допрос Бембриджа» (1729), «Сара Малкольм» (1732). Допрос Бембриджа стал еще одним событием дня.
Специальная парламентская комиссия рассматривала дело о чудовищных злоупотреблениях и жестокости директора тюрьмы для несостоятельных должников, и об этом шумел весь Лондон.
А Сара Малкольм была соучастницей зверского преступления и привлекла к себе такое внимание, что ее скелет был выставлен позже на всеобщее обозрение.
1742 William Hogarth The Graham Children Huile sur Toile 160,5×181 cm Londres, National Gallery
Нравом Хогарт обладал неуживчивым, и впервые доставил себе известность (но не славу) пародиями на придворного живописца Уильяма Кента, чьи работы и в самом деле не возвышались над посредственностью и который, что было особенно ненавистно Хогарту, истому англичанину, был выучеником итальянцев. Потом он поссорился с высоко им ценимым, хотя тоже отнюдь не первоклассным художником Джеймсом Торнхиллом и с самим Гарриком. Конфликт с Торнхиллом имел, правда, основание более глубокое. Хогарт потихоньку обвенчался с его молоденькой дочерью. (Позже разгневанный отец простил их).
С Гарриком же Хогарт был какое-то время не в ладах по причине совсем мелкой. Знаменитый актер сделал Хогарту какое-то небольшое замечание по поводу своего портрета. Выслушав друга, Хогарт бросился к мольберту и замазал его лицо черной краской. Гаррик, впрочем, отнесся к этому всего лишь как к глупой выходке. Он никогда не переставал любить Хогарта.
Источник: https://tunnel.ru/post-khogart-uilyam
Дети капитана Корама
В лондонском Блумзбери есть необычный парк – взрослым вход в него разрешен лишь в сопровождении ребенка. До 1935 года здесь находился Воспитательный дом, основанный человеком по имени Томас Корам.
Крестный отец лондонских сирот
Портрет Томаса Корама
Капитан дальнего плавания, создатель успешного судостроительного бизнеса в американских колониях, основатель колонии в Джорджии, где могли укрыться от преследований кредиторов должники, в 1720 году, уже на шестом десятке, он вышел в отставку и поселился на южном берегу Темзы, в лондонском районе Розерхит.
В начале XVIII века на улицах британской столицы ежегодно оказывалось около тысячи младенцев. Оставленные часто на куче мусора, они были частью столичного пейзажа, которую многие в силу привычки уже не замечали или не хотели замечать. Но они тронули сердце немолодого моряка, который подал прошение о предоставлении ему права основать учреждение с целью
предотвращения многочисленных смертей несчастных только что родившихся младенцев и искоренения бесчеловечного обычая подвергать новорожденных уличным опасностям».
Возможно, сыграл свою роль и тот факт, что Томас сам потерял мать, когда ему было всего три года.
Не имея ни связей, ни значительных средств, Томас Корам вынужден был ежедневно пешком наматывать мили по Лондону, собирая подписи сильных мира сего и знаменитостей того времени под петицией создании задуманного им воспитательного дома. Наконец, 16 лет спустя, 17 октября 1739 года высочайшее разрешение было получено.
Томас Корам вложил в свое детище изрядную долю собственных средств, однако, уже в 1741 году его фактически выгнали из приюта. Причиной тому стала, вероятно, публичная критика из его уст в адрес кое-кого из коллег попечителей воспитательного дома и персонала.
Попав в неловкое положение, вызванное пересудами в обществе, и беспокоясь о том, какое влияние они окажут на работу приюта, члены правления сплотились против Корама — и он довольно быстро стал чужим в созданном им же заведении, однако продолжал навещать воспитанников приюта и даже стал крестным отцом 20 из них.
Прием детей в воспитательный дом
В 8 часов вечера 25 марта 1741 года все лампы и свечи во временном здании приюта на Хэттон Стрит были потушены, чтобы несчастные матери, которые не могли позволить себе заботиться о собственном ребенке, могли незаметно проскользнуть через входные двери и так же незаметно оставить маленький, теплый, мирно сопящий во сне или плачущий навзрыд сверток. К полуночи план по приему детей был выполнен. Многие матери получили от ворот поворот, но 30 младенцев – 18 мальчиков и 12 девочек – получили шанс на лучшую жизнь.
Принятых на воспитание детей крестили и давали им новые имена. Первые двое были названы в честь отца-основателя благотворительного заведения и его жены Томаса и Юнис Корамов. Часто воспитанникам приюта давали имена великих людей вроде Уильяма Шекспира, Джеффри Чосера и Френсиса Дрейка.
Самых маленьких устраивали в приемные семьи или к нянькам, где они жили до достижения ими 5-летнего возраста; затем они возвращались жить и учиться в стены приюта, который покидали в возрасте 14 лет, девочки готовые к работе прислугой, а мальчики – к ремесленной стезе или военной службе.
На память о маме
Воспитательный дом Томаса Корама стал настолько популярным, что вскоре пришлось устраивать лотерею, ибо всех принять было невозможно. Матери вытаскивали шарики из мешка: белый — ребенка брали, черный — он возвращался домой вместе с матерью, красный –можно было подождать и попытать счастья еще раз в конце дня, если к тому времени в приюте еще оставались свободные места.
Когда ребенок поступал в приют, единственной просьбой к матери была снабдить его какой-нибудь меткой на случай, если однажды она решит за ним вернуться. Коллекция этих меток, среди которых монеты, брелоки, лотерейный билет, кусочки лент и даже стихотворения, хранится сейчас в Музее Воспитательного дома.
Но очень часто у бедных женщин не было ничего, так что они отрезали кусочек от своего платья или от одежки младенца, как правило, сшитой из старой материнской одежды.
Один фрагмент оставался у матери, а другой, точно такой же, прикреплялся к регистрационному билету, оформлявшемуся на каждого поступавшего в приют ребенка. Хранились они в запечатанных конвертах.
Эта практика существовала вплоть до конца XVIII века, а в XIX веке эти памятки были найдены секретарем Воспитательного дома и оформлены в книги, которые сейчас хранятся в центральном лондонском архиве, за исключением одной, выставленной в музее воспитательного дома.
Среди них есть одна, очень необычная, для приемыша №16515, малыша по имени Чарльз. Его мать Сара Бендер сшила футляр для иголок из семи кусочков ткани в стиле пэчворк. На нем она красными нитками вышила сердечко, а над ним – первые буквы своего имени и имени сына.
11 февраля 1767 года, отдавая Чарльза в приют, она разрезала сердце пополам. В Воспитательном доме ребенок получил новое имя – Бенджамин Туирл. Спустя восемь лет 10 июня 1775 года, держа в руках заветную половинку вышитого сердца, Сара вернулась за своим сыном.
Бенджамину/Чарльзу повезло: он был одним из всего 152 из 16.282 принятых на воспитание в приют между 1741 и 1760 годом детей, которые снова обрели своих матерей.
Из-за болезней и недостаточного питания более двух третей приютских детей умерли, не дождавшись возвращения своих мам.
Хогарт, Гендель и прочие покровители сирот
Воспитательный дом Томаса Корама стал выдающимся явлением не только в мире благотворительности, но и в светской жизни столицы. Пожертвования сыпались, как из рога изобилия, однако, не все из них были в форме денег.
Так живописец Уильям Хогарт, посвятивший воспитательному дому более 25 лет своей жизни, бывший одним из попечителей с самого его основания, создавший герб приюта и униформу воспитанников, внес кроме этого и значительный вклад в художественную коллекцию приюта.
Даря последнему свои полотна, он побуждал к тому же своих современников Томаса Гейнсборо, Джошуа Рейнольдса, Томаса Хадсона и др., что в итоге вылилось в создание первой в Англии публичной картинной галереи.
Впрочем, имел он и свой корыстный интерес в этой благотворительности. Еще до начала сотрудничества с приютом Хогарт подарил две фрески больнице Святого Варфоломея в Лондоне, что повлекло за собой уже платные заказы на портреты знаменитых врачей.
Пользовавшийся большой популярностью у охваченной филантропистскими настроениями общественности приют он рассматривал как отличную возможность прорекламировать себя в эпоху, когда не то что Интернета, публичных художественных галерей не было.
Вообще, Уильям Хогарт был сообразительный малый. Его «Поход в Финчли» появился в коллекции Воспитательного дома благодаря лотерее. Подписанты на авторский эстамп с картины могли приобрести билет за 3 шиллинга и поучаствовать в розыгрыше оригинала. Непроданные билеты вместе с выигрышным Хогарт отдал приюту.
В 1749 году в приюте состоялся первый благотворительный концерт, идея которого принадлежала Георгу Фридриху Генделю.
Тогда был впервые исполнен написанный великим композитором гимн Воспитательного дома, концовкой которого стала «Аллилуйя» из генделевской«Мессии» — на тот момент лондонской аудитории фактически незнакомая, так как со времени первого исполнения в Дублине в 1742 году больше практически не исполнялась.
Концерт имел такой успех – в том числе и финансовый, — что в следующем году «Мессию» исполняли уже дважды с перерывом в две недели – так велико было число желающих ее послушать, а для выдворения пытавшихся пролезть без билета пришлось вызывать стражей порядка.
Разумеется, Генделя выдвинули в попечители приюта. Правда, в первый раз он отказался, сказав, что предпочитает служить детям «по-своему».
Он подарил орган для приютской часовни, и она стала идеальным местом для исполнения «Мессии»: многие считали, что подобного рода произведение негоже исполнять в рамках концерта, другое дело – если оно звучит в стенах часовни и собирает пожертвования на благое дело.
Ежегодные «мессианские» концерты со смертью композитора в 1759 году не прекратились. Последний состоялся в 1777 году; за почти 30 лет генделевские благотворительные концерты заработали для приюта почти 7.000 фунтов (около полумиллиона с учетом инфляции).
Послесловие
Лондон рос, и в 1926 году было принято решение о переезде приюта. Здание в Блумзбери было снесено (несколько комнат были воссозданы в стенах созданного гораздо позже Музея).
Новое здание, почти точная копия старого, было построено в Беркхэмстеде в графстве Хартфордшир. Воспитательный дом продолжал работу до 1954 года, когда лишившихся родителей детей стали вместо приютов оформлять в приемные семьи.
За 215 лет своего существования через приют Томаса Корама прошло 27.000 детей.
Источник: http://curiouslondonguide.com/deti-kapitana-korama/
Художник Уильям Хогарт: живопись, гравюры, биография
Уильям Хогарт (англ. William Hogarth; 10 ноября 1697, Лондон — 26 октября 1764, Лондон) — английский график и художник-жанрист, основатель и крупный представитель национальной школы живописи, Хогарт – выдающийся иллюстратор, автор сатирических гравюр, открыватель новых жанров в живописи и графике. Прославился сатирическими рисунками и реалистическими портретами. Многие свои произведения художник, испытавший на себе влияние идей философов Просвещения, подчинил задаче воспитания с помощью художественного творчества нравственного начала в человеке и искоренения пороков.
Самые знаменитые произведения Уильяма Хогарта : серии гравюр «Модный брак», «Карьера проститутки», «Карьера мота», «Выборы в парламент», гравюры «Улица пива», «Переулок джина», «Характеры и карикатуры», картины «Автопортрет», «Портрет капитана Корема», «Девушка с креветками».
Биография Уильяма Хогарта
Учился Уильям Хогарт в Хёгле у гравера Э.Геймбла. С 1720 г. Хогарт посещал занятия в Академии Джеймса Торнхилла, в том же году начал самостоятельно работать как профессиональный художник. Первыми работами художника были книжные иллюстрации, в том числе к сатирической поэме Сэмюэла Батлера «Гудибрас» (1726).
Двумя годами позже Уильям Хогарт начал писать маслом групповые портреты небольшого формата и с тех пор постоянно занимался как живописью, так и гравюрой. В 1730—1731 гг. Уильям выполнил серию из шести картин, получившую название «Карьера проститутки». Большим успехом пользовались гравюрные оттиски серии, напечатанные в 1732 году.
Неизвестно, была ли его модель, написанная на серии картин) вымышленной или реально существовала. Мы видим на этих картинах ярко накрашенную молодую женщину. Сквозь белила, румяна и помаду просвечивает трагическая судьба человека, вынужденного работать в столь непрезентабельной профессии.
В то время посетитель публичного дома мог получить любую женщину, заплатив всего шиллинг.
Следующая серия гравюр Хогарта — «Карьера мота» — была опубликована в 1735 г., а в 1745 г. появился знаменитый цикл «Модный брак». Затем последовали другие серии, среди которых — «Прилежание и леность» (1747), «Четыре стадии жестокости» (1751) и «Выборы» (4 гравюры, 1755—1758).
Хогарт выполнил также множество отдельных гравюр, несколько портретов и ряд исторических картин. В 1753 г. вышел в свет его трактат «Анализ красоты». В 1757 г. Георг II назначил Уильяма Хогарта главным живописцем; в этой должности художник стал преемником Джеймса Торнхилла.
В 1764 художник выпустил свою последнюю гравюру «Конец, или Бездна». В середине 50-ых годов XVIII века почти в любой английской лавочке или книжном магазине можно было купить гравюры Уильяма Хогарта, об этом уже издалека сообщали яркие вывески.
Лучше любых биографов о нём рассказал автопортрет, композиция которого необычна — это «картина в картине».
Уильям Хогарт наблюдал жизнь людей разного материального достатка, принадлежавших ко всем слоям общества; он был не только талантливым портретистом, но и моралистом, и сатириком. В портретной живописи художник был объективен и прямолинеен, что хорошо заметно в «Портрете капитана Т.Корема» (1740, Лондон, Сиротский приют Корема) и «Портрете Саймона Фрейзера, лорда Ловета» (1746, Лондон, Национальная портретная галерея). В искусстве Хогарта, несомненно, важное место принадлежит юмору. Так, в двух знаменитых гравюрах 1751 г. он противопоставил ужасные последствия, ожидающие тех, кто злоупотребляет дешевым джином «Переулок джина», процветанию и благополучию тех, кто отдает предпочтение английскому пиву «Пивная улица». Сатирическое изображение жизни эпохи, особенно в сериях «Модный брак» и «Выборы», ставит его в один ряд с великими романистами-сатириками 18 в.
В 1743—1745 Уильям Хогарт написал шесть картин из серии «Модный брак» (Лондонская Национальная галерея), остроумно критикующих высшее общество XVIII века. Это предупреждение, показывающее катастрофические последствия опрометчивого брака по расчету. Считается, что это лучшая работа художника.
Галерея картин Уильяма Хогарта
Источник: http://www.artcontext.info/pictures-of-great-artists/55-2010-12-14-08-01-06/699-hogarth.html
Творчество уильяма хогарта. анализ картины «брачный контракт»
Творчество уильяма хогарта. анализ картины «брачный контракт»
Шуличенко Анастасия Александровна
студент, кафедра дизайна и медиатехнологий, Белгородский государственный институт искусств и культуры, г. Белгород.
shulik-ana@mail.ru
Чернявская Наталья Эдвиновна
научный руководитель, кандидат педагогических наук, доцент, кафедра иностранных языков, Белгородский государственный институт искусств и культуры, г. Белгород.
Уильям Хогарт, известный английский живописец, иллюстратор, автор сатирических гравюр и теоретик искусства, его по праву считают основателем английской школы живописи.
Художник родился в семье бедного сельского учителя в пригороде Лондона. С самого раннего детства мальчик проявлял незаурядные способности к рисованию.
Из-за проблем в семье он поздно занялся учебой, однако был очень наблюдательным ребенком с хорошей памятью.
Так и не окончив начальную школу, он стал помощником гравера, а после полностью содержал семью, так как его отец умер. Хогарт много занимался самообразованием, брал различные уроки и старался как можно больше развивать свои навыки в живописи.
В творчестве Хогарт старался правдиво показать жизнь различных слоев общества, иногда даже высмеивая их. Его знаменитые серии картин: «Карьера проститутки», «Выборы в парламент» и «Модный брак», лучше всего выражают суть жизни общества 17-18 веков.
Серия картин «Модный брак» (Marriage a la Mode) стала первой в Британии, высмеивающая нравы высшего общества.
В нее вошли: «Брачный контракт» (The Marriage Contract), « Вскоре после свадьбы» (Shortly After the Marriage), «Визит к шарлатану» (The Visit to the Quack Doctor), «Будуар графини» (The Countess's Morning Levee), «Дуэль и смерть графа»(The Death of the Earl), «Смерть графини» (The Suicide of the Countess).
[3] Шесть великолепных полотен целиком отобразили жизнь персонажей. Каждая картина интересна своей уникальностью, насыщена множеством деталей и является очередным жизненным этапом. Сейчас все шесть картин из цикла «Модный брак» находятся в Национальной галерее Лондона.
Картина «Брачный контракт» из цикла картин «Модный брак» была написана в 1743—1745 годах и являлась первой из шести. «Брачный контракт» повествует о начале типичной для того времени истории.
В данной своей картине Хогарт показывает всю суть высшего общества и браков по расчету. Картина наполнена множеством деталей и отсылками к различным библейским сюжетам.
Художник старался показать реалистичность события и красочную детальность стиля рококо.[1]
Граф по фамилии Сквандер («мот») решил женить своего молодого сына на дочери преуспевающего городского торговца. Действие происходит в одной из комнат дворца графа. Сюжет картины это заключение брачного контракта между бедным сыном аристократа и дочерью богатого торговца. Благодаря браку семья жениха избежит финансового краха, а семья невесты купит себе связи в высшем обществе.
Рисунок 1. Уильям Хогарт. Брачный контракт. 1743-45. The Marriage Contract. Холст, масло. Национальная галерея, Лондон. [2]
Картину можно разделить на две части: левую и правую. Материал, в котором написана картина это масло, оно дает возможность автору показать яркость деталей, выразить эффекты, сделать лица людей реалистичными, а так же детализировать фактуру мебели и интерьера.
В картине два композиционных центра которые можно выделить в треугольники. Первый треугольник — три фигуры слева, и второй — две фигуры справа. Фигуры людей выстроены по принципу золотого сечения, линии идут по касательной от плеч, а так же между лицами. Передний план выделен двумя животными, а задний — различными предметами интерьера.
С левой стороны находятся два человека, это жених и невеста, которые сидят спиной к друг другу, что говорит об их незаинтересованности всем происходящим. Жених, повернувшись к зеркалу, занимается своим туалетом. В глаза бросается пятно на его шее, это говорит о том, что герой скорей всего болен венерической болезнью.
Он полностью отвлечен от происходящего.
Невеста, напротив, очень заинтересованно слушает адвоката по имени Сильверстанг и играет с колечком, надев его на середину платка, как бесполезную вещицу. Юноша же заигрывает с девушкой, близко наклонившись к ее лицу. Он, невзирая на отведенную ему роль жениха, увлечен юной особой.
С правой стороны — отцы жениха и невесты заключают брачный контракт с госслужащими. Отец невесты, приняв скромную позу, как всякий торговец внимательно читает контракт и ищет выгоду для себя, в то время как отец жениха гордо восседает на кресле, поставив травмированную ногу (скорее всего из-за подагры, которую не случайно называют болезнью алкоголиков) на стул.
Отец — торговец указывает левой рукой на верхнюю часть древа его семьи и правой рукой на себя, видимо объясняя свое положение и важные связи. На столе перед ним небрежно высыпаны монеты, видимо для оплаты составителей контракта.
Богатые одежды и небрежное отношение к деньгам говорит, что этот человек хвастается своим положением аристократа, что он вовсе не беден, хоть на самом деле это не так. Адвокат протягивает ему контракт, но он даже его не смотрит, так как занят рассказом о себе. Здесь и прослеживается связь между отцом и сыном, они оба очень самолюбивы.
Так же видна связь в позах персонажей: поза дочери направлена в ту же сторону что и отца. Движения же отца и сыном, напротив, обращены в совершенно противоположную им сторону, но их позиции точно так же совпадают.
Печальный конец этого брака предрекает фигура судьи, одетого в черное. Он читает свиток, направив взгляд на улицу, где тревожно собрались темные кучевые облака, словно перед дождем.
На заднем плане картины — различные библейские сюжеты и некоторые значительные детали. Медуза Горгона направила свой взгляд на флиртующую с адвокатом невесту, словно уличила их в бесстыдстве и от этого негодующе открыла рот.
Она так же является символом предательства, так как по греческой легенде это была прекрасная девушка, которая, пытаясь скрыться от греческого бога и ища помощи, спряталась в храме Афины, но Афина не только не помогла ей, но и превратила ее волосы в гидр.
Вокруг Медузы Горгоны расположены несколько картин — это «Давид и Голиаф», в которой Голиаф умирает по своей самонадеянности и глупости, «Мученичество св. Лаврентия», где убивают жестокими пытками за неверие в языческих богов, «Убиение Авеля», где показано братоубийство, «Св.
Себастьян» в которой главный герой так же был подвержен пыткам за веру, «Юдифь и Олоферн», где изображена карательная смерть полководца.[3] Все это словно указывает, что брак будет неудачным и предрекают смерть обоих супругов.
На переднем плане две охотничьи собаки, скрепленные цепью, символ этого брака. Они словно супруги с их отцами, подчинены своим хозяевам и не могут выбрать иную жизнь кроме той, что предрекли им их родители. Но будущее их и не заботит, так как дети знати в то время были увлечены лишь светской жизнью и растратой наследства и приданного.
Эта картина показывает, насколько было печально положение аристократии и знати в 17 веке, эпохе балов, пафоса и веселья. Традиции, моральные устои, все это отходило на самый задний план, достоинство и честь меркли рядом с шутовством и отношениями «купи-продай».
Бытовая живопись Хогарта с ее злободневной тематикой, безжалостной обличительной силой намного опережает свое время, прокладывая пути критическому реализму в искусстве 19 века, а также развитию бытовой и политической карикатуры, и в этом отношении Хогарт был новатором.
Список литературы:
Источник: https://sibac.info/studconf/hum/xxxviii/46404
Хогарт Уильям (1697 — 1764)
Политический и экономический расцвет Англии начинается с 16-го века. В правление королевы Елизаветы Англия уже по праву считается владычицей морей.
Новые морские пути и связанная с ними торговля сформировала в стране сильную буржуазию, и в 17-м веке в Англии произошла буржуазная революция.
В результате государственного переворота 1688 года была установлена буржуазно-конституционная монархия, ограничившая власть короля и провозгласившая верховенство парламента.
Таким образом, завоевания буржуазной революции пришли в Англию на столетие раньше Франции.
Союз буржуазии с дворянством способствовал расцвету английской культуры и эстетических вкусов. Теперь Англия справедливо считается первой страной в области литературы, драматургии и театра.
Английское изобразительное искусство сложилось позже остальных видов искусств, и процесс этот был трудным. Феодальные войны и Реформация тормозили формирование собственной художественной традиции. В протестанской Англии почти не было религиозной живописи. В 17-м веке медленно начинает развиваться портретный жанр, в основном миниатюра.
Расцвет национальной английской живописи начинается с Уильяма Хогарта.
Этот художник помог сблизиться с передовой английской литературой и театром. Хогарт сначала учился у ювелира, затем стал заниматься гравюрой и как гравер сложился быстрее живописца. В гравюрах он изображает современную жизнь и делал предметом сатиры все ее отрицательные стороны: распущенность нравов, продажность суда, разложение армии и т.д.
Хогарт создает целые серии живописных полотен: «История шлюхи», «История распутника», «Модный брак». В этих сериях художник рассказывает о судьбе простых людей.
Каждая из картин в сериях представляет собой как самостоятельное произведение живописи. Многие картины дошли до нас только в виде гравюр, т.к. живописные произведения погибли во время пожара.
Картины Хогарта, достоверные и по сюжету, и в деталях быта, звучали морализаторски-назидательно, как воскресная проповедь.
Хогарт занимался и исторической живописью, религиозными сюжетами.
Хогарт — это жанровые картины и гравюры, в которых он показал социальную жизненную драму несколько прямолинейно, но без всякого иносказания, в доступной, ясной форме.
На протяжении всей жизни Хогарт обращался и к портрету. Это и групповые портреты, и парадные, и портреты близких людей.
Хогарт был единственным художником английского Просвещния и первым живописцем-просветителем в Европе. Его искусство прочно связано с искусством театра, сатирических журналов, с литературой Просвещения. Справедливо считается, что Хогарт стал первым представителем великой живописи в Англии.
Источник: http://cvetamira.ru/hogart-uilyam-1697-1764