Портрет иды рубинштейн, валентин серов, 1910

Париж. Идет 1910 год. Вся французская столица без ума от дягилевских сезонов. Импульсивные парижане уже услышали русские оперы, с нашими гениальными певцами, с изумительными декорациями. Пришла очередь балетов.

Парижан покоряют постановки Михаила Фокина, столь новаторские, их потрясают костюмы и декорации, созданные нашими лучшими художниками, но более всего поражают А. Павлова и В. Нижинский, Т. Карсавина и И. Рубинштейн. Уже скоро великий В. Серов создаст незабываемый плакат с А. Павловой и напишет портрет Иды Рубинштейн.

Портрет Иды Рубинштейн, Валентин Серов, 1910

Краткие сведения о семье

Ида Львовна Рубиншштейн (1885-1960) родилась в богатейшей семье в Харькове. Не одно поколение Рубинштейнов жило в нем. Многие, в том числе и ее отец, были почетными гражданами этого города. Дед основал банкирский дом.

Отец и ее дядя владели тремя заводами по переработке сахара, вели им оптовую торговлю. На их пивоваренном заводе «Новая Бавария» варилось пиво и продавалось по стране. В четырех принадлежащих им банках совершались крупные денежные операции.

Имея колоссальные доходы, они не забывали о благотворительности.

Братья регулярно выдавали деньги для поддержания еврейской общины и синагоги. Они занимались меценатством и создали «Русское музыкальное общество» в Харькове. Их дом любил посещать К.С. Станиславский, происходящий сам из состоятельной семьи русских промышленников. Но никто не знал, какой портрет Иды Рубинштейн будет написан.

Краткая биография

Когда маленькой Иде было пять лет, то умерла Эрнестина Исааковна, ее матушка. Через два года она стала круглой сиротой, потому что умер и ее батюшка, Лев Рувимович. На ребенка свалилось огромное состояние. Ее опекуном стал родной дядюшка. Но и он прожил недолго. Всего на два года он пережил брата.

Девятилетнюю девочку забрала к себе в Петербург старшая двоюродная сестра. Это была тоже очень состоятельная семья. Сиротку любили и баловали, но не забывали, что ее надо учить. Впоследствии Ида Львовна владела четырьмя языками. В Петербурге Ида окончила гимназию. Она выросла, имея яркую необычную внешность, была высокой и худощавой.

Ида просто просилась на фото, но позже будет написан портрет Иды Рубинштейн. Портрет Иды Рубинштейн, Валентин Серов, 1910 Сама Ида мечтала о карьере актрисы и сделала попытку выступить в главной роли в спектакле «Антигона». Но критики дали отрицательные отзывы о начинающей актрисе. Тогда она уговорила Михаила Фокина давать ей частные уроки. Он скептически к этому отнесся, поскольку так поздно в балет не приходят. Однако настойчивость девушки сломила все преграды. Так она пришла в балет. Да не в какой-нибудь, а в самый современный, о котором все говорят «идущий против течения». И роль, которую она себе «выбила», всех повергла в шок. Фокин буквально слепил из дебютантки невероятный образ. Она впервые выступила на публике в «Танце семи покрывал».

Первый фурор

Нисколько не стесняющаяся танцовщица вышла на публику только в бусах и семи тяжелых покрывалах из парчи, скрывающих ее длинное узкое тело с головы до ног. Леон Бакст нарисовал для нее эскиз платья. Сейчас мы бы это назвали стриптизом. Но тогда этого слова и в помине не было.

Замирающие зрители смотрели, как колдовскими сладостными движениями сбрасываются по мере танца одно за другим покрывала, и в конце концов на танцовщице остаются только ряды цветных бус.Портрет Иды Рубинштейн, Валентин Серов, 1910 Завораживали движения, полные страсти. Когда Ида застыла в последнем па, зал ошеломленно молчал. А потом поднялась буря восторгов. Ее долго не отпускали. Пришлось повторить почти половину танца. Ее образ, такой соблазнительный, будет волновать и в 21 веке, и появится скульптурный портрет Иды Рубинштейн. Эта эротика, полная таланта, станет ее фирменным стилем.

Париж с Дягилевым

Ученицу М. Фокина Сергей Дягилев взял в Париж. Даже среди гениальных профессионалов она не потерялась.

Хореографические данные, угаданные Михаилом Фокиным, раскрылись в полной мере, изумив искушенную парижскую публику, которая чего только не видела. Потрясенный Дебюсси написал для нее «Мученичество святого Себастьяна».

А подруга Ромейн Брукс, американская художница, написала несколько ее портретов в образе Св. Себастьяна.

Эта дама была, так же как и Ида, очень состоятельной и могла себе позволить жизнь в фешенебельном шестнадцатом округе. Томительное вначале, а потом превращающееся в вихрь «Болеро» много позже, в 1928 году, напишет для Иды Морис Равель. Игорь Стравинский преподнесет несравненной диве балет «Персефона», а Валентин Серов – портрет Иды Рубинштейн.

Приезд Валентина Серова во Францию

Портрет Иды Рубинштейн, Валентин Серов, 1910

Ида с семитскими чертами лица, с крупным ртом, носом с горбинкой, матовой кожей без румянца, ореолом тяжелых темных волос на голове как нельзя лучше походила на жительницу Ассирии или Вавилона. Фигура, отточенная ежедневными занятиями у станка, была современной, а лицо уводило в глубокую древность. Такой она будет создана на картине. Портрет Иды Рубинштейн Валентин Александрович Серов напишет в 1910 году.

«Шехерезада»

Портрет Иды Рубинштейн, Валентин Серов, 1910Портрет Иды Рубинштейн, Валентин Серов, 1910

В мастерской художника

Для работы Валентин Серов выбрал домовую церковь Шатель католического монастыря на бульваре Инвалидов. Там он снимал себе жилье и там же оборудовал мастерскую. Все жильцы выглядывали из окон, когда на сеансы шла по двору Ида Рубинштейн. Портрет Серова, еще не написанный, уже вызывал интерес благодаря столь эффектной модели.

Портрет Иды Рубинштейн, Валентин Серов, 1910

Валентин Александрович Серов, картина: портрет Иды Рубинштейн

Положив на расставленные табуретки чертежные доски, Серов набросил на них синюю ткань. Он посадил натуру спиной к себе. Опора на руки, которые образуют равнобедренный треугольник. А длиннейшие ноги обвиты зеленым шарфом.

Портрет Иды Рубинштейн, Валентин Серов, 1910 Если внимательно посмотреть, то в композиции виден еще один треугольник. Ноги и тело извиты, как в позе йоги. Но балерине это несложно. Ее гибкое стройное тело примет любую заданную позу, которая покажет эту изумительную бестелесную плоть. Так начал художник портрет Иды Рубинштейн. Он боялся, что она не выдержит его взгляда, который проникает в самую сущность натуры. Но Ида была бесстрастна. Рисуя портрет Иды Рубинштейн, Валентин Серов (1910) отказался от привычных академических приемов. Он сломал перспективу. Он сделал фон и тело одного цвета. Модель сливается со стеной. Это и есть появившийся в то время стиль модерн.Портрет Иды Рубинштейн, Валентин Серов, 1910 Ярко выделяются только пышные черные кудри. Возможно, это нимб, как в работах художников Раннего Возрождения. А голову Серов сложно развернул в полупрофиль.

Случайное и неизбежное

Реальный образ танцовщицы художник не создавал. Между его моделью и им самим лежит пропасть. Портрет Иды Рубинштейн – картина сложная, которая соединяет реальность и условность.

Серов, работая интуитивно и сознательно, использовав человеческие качества и внешность Иды, стилизовал натуру, поэтому появляется ощущение, что характер балерины сложен.

Она узнаваема, портрет остался портретом.

Эта броская внешность, выразительность, ее пластика, ее великолепие – все отразил Серов. Портрет Иды Рубинштейн (1910) одновременно пронизан лирикой, тонкой и грустной. Модель по существу слаба и беззащитна.

Да, она необыкновенно причудлива, сумасбродна, эксцентрична, но в то же время художник выявил ее незащищенность, внутренний драматизм. Это было достигнуто в том числе тем, что Серов рисовал обнаженную модель.

В поисках монументального стиля был написан портрет Иды Рубинштейн. Картина явила обобщенный образ женщины эпохи декаданса.

Михаил Врубель

Гениальный М. Врубель скончался в 1910 году. Но перед этим он тяжко болел. Ослеп. Его связью с миром была любимая жена, ее божественный голос. Поэтому искать портрет Иды Рубинштейн Врубеля бесполезно. Он его никогда не писал.

Где сейчас находится картина Серова?

Директор Русского музея сразу же приобрел эту работу позднего Серова, несмотря на все нападки критиков. Он посчитал ее, и, как показало время, правильно, новым словом в искусстве и, более того, шедевром.

Источник: https://autogear.ru/article/243/208/portret-idyi-rubinshteyn-valentin-aleksandrovich-serov-opisanie-kartinyi/

Скандальный «Портрет Иды Рубинштейн»: почему Серова обвинили в надругательстве над красотой

Портрет Иды Рубинштейн, Валентин Серов, 1910 В. Серов. Портрет Иды Рубинштейн, 1910

Везде, где появлялась эта картина, тут же разгорались жаркие споры. Илья Репин называл «Иду Рубинштейн» Валентина Серова «гальванизированным трупом», считая эту работу самым неудачным портретом. Многие современники обвиняли художника в попрании традиционных ценностей и даже надругательстве над красотой. Обнаженная натура сама по себе не была вызовом обществу в начале ХХ века, что же так возмутило зрителей и критиков?

Портрет Иды Рубинштейн, Валентин Серов, 1910 Скандальная танцовщица Ида РубинштейнПортрет Иды Рубинштейн, Валентин Серов, 1910

Танцовщицу Иду Рубинштейн называли ожившей героиней модерна.

У нее была нестандартная внешность, которая по тем временам считалась весьма далекой от канонов красоты: очень высокая («длинная, как день без хлеба», – писали в миланских газетах), субтильная и угловатая («Худощавая, как Дон Кихот», – говорил Луначарский). Тем не менее именно такой типаж как раз входил в моду в начале ХХ столетия за рубежом, и парижан декадентский образ роковой женщины сводил с ума.

Портрет Иды Рубинштейн, Валентин Серов, 1910 Ида Рубинштейн в образе ШахерезадыПортрет Иды Рубинштейн, Валентин Серов, 1910 Жак-Эмиль Бланш. Портрет танцовщицы Иды Рубинштейн в образе Шахерезады

У нее не было ни балетного, ни театрального образования. Ее танцы многие называли бездарными, вызывающими и эксгибиционистскими. А.

Бенуа о ее исполнении роли Клеопатры писал: «Царица Египта… постепенно лишалась всех своих покровов и затем предавалась любовному экстазу у всех на глазах, причем лишь в самый критический момент являлись услужливые придворные дамы, окружавшие занавесками ложе любовников».

Ида Рубинштейн нередко танцевала полуобнаженной, но то, что зрители видели на сцене, не шокировало их так, как на портрете танцовщицы кисти Серова.

Портрет Иды Рубинштейн, Валентин Серов, 1910 В. Серов. Портрет Иды Рубинштейн, 1910. Фрагмент

Художник изобразил танцовщицу полностью обнаженной, что само по себе было вызовом, так как на картине был не мифологический персонаж, а современница, знакомая многим. Но возмущенную реакцию публики вызвал даже не сам факт наготы, а «надругательство над красотой».

Очертания тела модели не только не соответствовали классическим стандартам прекрасного в живописи, но были их полной противоположностью. Серов сознательно прибегает к стилизации: чрезмерно удлиняет ноги танцовщицы, деформирует все ее тело, заостряет контур, превращая обнаженную женщину в бесплотное существо, лишенное женственности и чувственности.

В этой отталкивающей красоте «на нерве», «на изломе» художник увидел отражение эпохи начала ХХ в. с его новыми эстетическими идеалами.

Портрет Иды Рубинштейн, Валентин Серов, 1910 Антонио де ла Гандара. Ида Рубинштейн, 1913

Портрет был впервые представлен в 1911 г. на выставке «Мира искусства», в том же году ее приобрел музей Александра III (Русский музей), после чего разразился скандал с требованиями возмущенных зрителей удалить картину из музея. Суриков называл «Иду» «безобразием», Репин – «гальванизированным трупом», многие критики – «декадентщиной» и «уродством».

Читайте также:  «жиль», антуан ватто — описание и видеообзор картины

В прессе модель именовали зеленой лягушкой и грязным скелетом. В. Пикуль вспоминал о ней такие отзывы: «Худощавое стальное тело, странно напоминающее кузнечика. Очарование ядовитое, красота на грани уродства, странное обаяние!». Реакция была тем более бурной, что Серов считался одним из самых популярных портретистов рубежа веков, работы которому заказывали многие аристократы.

И вдруг – портрет обнаженной танцовщицы, да еще такой!

Портрет Иды Рубинштейн, Валентин Серов, 1910 Скандальная танцовщица Ида Рубинштейн

Эта картина была создана за год до смерти художника, она явно выбивалась из стилистики ранее созданных им портретов и стала своеобразным манифестом нового искусства. Провокация была сознательной, поэтому реакция публики не смущала художника: «Вот какие бывают скандалы, – писал Серов в одном из писем за три недели до смерти. – И я рад, ибо в душе – скандалист, – да и на деле, впрочем».

Портрет Иды Рубинштейн, Валентин Серов, 1910 Карикатура Алексея Радакова на *Портрет Иды Рубинштейн* В. Серова

Сам художник искренне восхищался Идой Рубинштейн и называл ее Венерой ХХ века. «Монументальность есть в каждом ее движении – это просто оживший архаический барельеф!» – восклицал Серов.

Источник: http://magspace.ru/blog/painting/299628.html

Даже не верится,что этот портрет написал Серов. | Волшебная сила искусства

Портрет Иды Рубинштейн, Валентин Серов, 1910

В.А.Серов.Портрет Иды Рубинштейн 1910год.

Современники писали: «Худощавое стальное тело, странно напоминающее кузнечика. Очарование ядовитое, красота на грани уродства, странное обаяние!»

Так был принят этот портрет современниками.

Впрочем, единства мнений в критике не было. Проницательный Серов сразу заметил, что портрет Иды Рубинштейн, как правило, нравится женщинам… Серова поливали грязью. Про его «Иду» говорили так: — Зеленая лягушка! Грязный скелет! Гримаса гения! Серов выдохся, он иссяк..

, теперь фокусничает! Это лишь плакат! Серов всегда был беспощадным реалистом, но в портрете Иды он превзошел себя: еще несколько мазков, и портрет стал бы карикатурой.

Серов остановил свой порыв над пропастью акта вдохновения, как истинный гений! Дитя своего века, Серов и служил своему веку: над Идою Рубинштейн он пропел свою лебединую песню и оставил потомству образ современной женщины-интеллигентки в самом тонком и самом нервном ее проявлении…

Из Рима портрет привезли в Москву, и здесь ругня продолжалась. Илья Репин назвал «Иду» кратко: — Это гальванизированный труп! — Это просто безобразие! — сказал Суриков…

   Серов умер в разгаре травли. Он умер, и все разом переменилось. Публика хлынула в Русский музей, чтобы увидеть «Иду», которая стала входить в классику русской живописи.

И постепенно сложилось последнее решающее мнение критики: «Теперь, когда глаза мастера навеки закрылись, мы в этом замечательном портрете Иды не видим ничего иного, как только вполне логическое выражение творческого порыва.

Перед нами — классическое произведение русской живописи совершенно самобытного порядка…»

   Когда мнения изменились,то все увидели,что это не просто портрет женщины Иды Рубинштейн, а создан образ актрисы, выражающий суть ее танца. Рубинштейн была исполнительницей стилизованного, утонченного и одновременно темпераментного танца.

    Увидев балерину, Серов был поражен ее оригинальностью и живо представил, каким выразительным может быть ее образ на холсте. Художник часто говорил, что временами его привлекает не сам человек, а что из него можно сделать.

    О Рубинштейн Серов писал: «У нее рот раненой львицы, а сама она смотрит в Египет». Экстравагантность артистки подсказала и своеобразный язык этого полотна. Подчеркивая необычность модели, он находит адекватный стиль и форму выражения, где соединяет реальное и условное.

  «Правдиво портретно написана голова, акцентированы крепкие, сильные ноги балерины, а фигура, плоская, почти бесплотная, дана в развороте, напоминающем изображения на древнеегипетских фресках. Гнутые линии четко очерчивают фигуру. Абсолютно абстрагированный монохромный цвет дается большими плоскостями. Серов создает монументальное полотно, связанное по форме со стилем модерн.»

Чтобы понять художника и его картину,нам нужно знать,кто же такая Ида Рубинштейн.

Портрет Иды Рубинштейн, Валентин Серов, 1910

  Ида родилась в еврейской семье банкира и просвещенного мецената Льва Рубинштейна. Девочка рано осиротела, унаследовав приличное состояние отца.

Родственники забрали ее в Петербург, где в особняке на Английской набережной Ида выучила пять иностранных языков, читала Ницше и на всю жизнь влюбилась в театр и мечтала стать актрисой. Несмотря на протесты родственников, Ида пошла учиться на драматические курсы при Малом театре.

Дебютировала она в частной постановке драмы Оскара Уайльда «Саломея» (1909) под покровительством Михаила Фокина, в единственном представлении пьесы она исполнила Танец семи покрывал полностью обнажённой.

Портрет Иды Рубинштейн, Валентин Серов, 1910
Портрет Иды Рубинштейн, Валентин Серов, 1910

  Впоследствии Рубинштейн создала несколько собственных балетных трупп, сотрудничала с Онеггером («Жанна д’Арк на костре», по П.Клоделю), Равелем («Болеро», «Вальс»), Стравинским («Поцелуй феи», «Персефона»), Ибером («Странствующий рыцарь»). Она дружила с Сарой Бернар, Марком Шагалом, Жаном Кокто, Андре Жидом, Вацлавом Нижинским.

Портрет Иды Рубинштейн, Валентин Серов, 1910

Леон Бакст: «Это суще­ство мифическое… Как похожа она на тюльпан, дерзкий и осле­пительный. Сама гордыня и сеет вокруг себя гордыню»

Портрет Иды Рубинштейн, Валентин Серов, 1910

   После оккупации Франции в 1940 году Ида Рубинштейн переселилась в Лондон, где работала в госпитале для французских и английских солдат. В 1945 году вернулась во Францию, вскоре приняла католицизм и последние десять лет прожила на юге страны в полном одиночестве.

Портрет Иды Рубинштейн, Валентин Серов, 1910

Александр Бенуа говорил о танцовщице: «В ней есть что-то таинственное до холода, до озноба. И что-то слишком пряное, слишком изысканное, слишком упадочное».

   Она бросила свои миллионы на сцену. Создала новый стиль в театре и в танце. Привлекла к работе (и щедро опла­чивала) лучших композиторов, поэтов, художников, режиссеров. Была признана Сарой Бернар и стояла с ней на одной сцене. У нее от природы был бедный голос, но она приучила публику находить красоту в своих мелоде­кламациях.

    Да и ее образ жизни. Она летала на собственном самолете, каталась на своей яхте, отправлялась в Африку охотиться на львов. Дома у нее жила пантера. Гостей принимала в царственных, экзотических нарядах…

  В 1934 г. французское правительство наградило И. Ру­бин­штейн орденом Почетного легиона. М. Лонг: «Это совсем немного за тот ворох шедевров, который она оставила Франции». На следующий год страна, в которой И. Рубин­штейн жила и работала более четверти века, предоставила ей свое гражданство.

   «Вам угодно знать про мою жизнь? Я лично делю ее на две совершенно самостоятельные части: путешествия и театр, спорт в движении и волнующее искусство. Вот что берет все мое время. Одно велико, другое безгранично. Я то уезжаю в далекие страны, то подымаюсь в безоблачные сферы… Мне необходима смена, и полная смена впечатлений – иначе я чувствую себя больной». (Ида Рубинштейн)

Смерть Иды Рубинштейн от сердечного приступа наступила неожиданно 20 сентября 1960 года. В ее завещании строго оговаривался вопрос похорон. Та, что так желала славы и ажиотажа вокруг себя, отказывалась от прежних притязаний: запрет на извещение о смерти, полная тайна времени кремации и захоронения, на памятнике никаких надписей, ни имени, ни дат. Только две буквы: I.R.

Портрет Иды Рубинштейн, Валентин Серов, 1910

   Ида Рубинштейн ушла так же неподражаемо, как и жила. К ее имени всегда будут искать особенное прилагательное. Таинственная, легендарная, неповторимая, блистательная, жестокая, инфернальная… И это будет правдой.

Только вот на серовском портрете она печальна и беззащитна.

  Мне хотелось бы знать ваше отношение к портрету  и судьбе женщины.Мнения очень неоднозначны.

Источники.

http://opisanie-kartin.com/opisanie-kartiny-valentina-serova-portret-idy-rubinshtejn/

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/afc6eca6-ca72-4e87-ad74-9805200b4487/Serov.Portret_​Idy_Rubinshteyn.htm

http://www.migdal.org.ua/times/92/16467

http://www.tanais.info/art/serov62more.html

Источник: https://maxpark.com/community/6782/content/1433429

Истрия одного шедевра

Сюжет

Собственно, о сюжете говорить в данном случае довольно сложно. На картине изображена известная балерина Ида Рубинштейн. Обстановка небрежная, как если бы Ида только что проснулась, а Серов решил сделать фото для инстаграма.

Мать Серова собирала кружок нигилистов, а отец — музыкантов и художников

Зеленая шаль, опутывающая ноги, похожа на змею. От ее укуса по сюжету популярного в те время балета погибла Клеопатра — одна из ролей, которые сделали Рубинштейн звездой. В портрет оказывается вписана тема смерти, поэтому взгляд Иды кажется прощальным.

Контекст

Ида Рубинштейн была скандальной звездой. На сцене она появлялась почти обнаженной, лишь едва прикрытая прозрачным покрывалом.

«…царица Египта… постепенно лишалась всех своих покровов и затем предавалась любовному экстазу у всех на глазах, причем лишь в самый критический момент являлись услужливые придворные дамы, окружавшие занавесками ложе любовников», — вспоминал Бенуа, как Рубинштейн исполняла роль Клеопатры.

Портрет Иды Рубинштейн, Валентин Серов, 1910 Ида Рубинштейн в образе Шехерезады

И вот тут парадокс: на балете изящно раздетой Иде рукоплескали, а в галерее, глядя на ту же Иду те же люди недоумевали. Да, публика повидала немало обнаженных и мужчин, и женщин на полотнах и на сцене.

Но то все мифологические персонажи, а тут Ида Рубинштейн — живая женщина, которую все знали. Это уже не «прекрасная нагота», а раздетость. «Декадентщина» и «уродство» — так отзывались о картине современники.

Сам же Серов, которого Рубинштейн чрезвычайно вдохновляла, портретом городился.

Серов часто уничтожал почти завершенный портрет и заново брался за работу

У Иды Рубинштейн не было ни балетного, ни специального театрального образования. Но она выглядела так, как в начале XX века было выглядеть модно: длинная, тоненькая, с восточными чертами. В глазах Серова она была Венерой XX века.

Судьба художника

Серов рос в доме, где царил хаос. Творческий, но все же хаос.

Мать — Валентина Семеновна Бергман — была убежденной нигилисткой, боготворила Чернышевского с его идеями о свободе и равенстве, а про этикет эта дама и слышать не желала.

Отец — Александр Николаевич Серов — был популярным в то время композитором. Кстати, разница в возрасте у супругов составляла 26 лет: 43-летний Александр Николаевич женился на своей 17-летней ученице.

Семья и друзья называли Серова ласково Антошей

Дом на ушах стоял: к матери приходили нигилисты и революционеры, к отцу — писатели, скульпторы, музыканты, художники. А до маленького Вали руки особо не доходили. Ребенок рос замкнутым, угрюмым. Когда Вале было 6 лет, отец скончался.

Мать, осознав, что сын увлечен рисованием, отправилась с ним в Париж, где тогда жил Репин. Последний уже был знаменит своими бурлаками, да и Валентина Семеновна хорошо его знала. В дальнейшем, когда и Репин, и Серовы вернулись в Россию, они возобновили занятия.

Мальчик так много времени проводил у учителя, что практически считался членом семьи.

Академию художеств Серов бросил через пять лет: попросил отпуск якобы по болезни, а на самом деле его скука одолела. Стены, говорит, коридоры — все то же изо дня в день, надоело.

Портрет Иды Рубинштейн, Валентин Серов, 1910 Валентин Серов

Уже в 1875 году Серов познакомился с Мамонтовыми. В Абрамцеве он у них часто и подолгу гостил.

Читайте также:  Подруги, густава климта, 1916-1917

И именно Савва Мамонтов был первым продюсером Серова: находил заказчиков на портреты, в основном, знаменитостей, которые приезжали в Россию на гастроли.

Одна из таких работ попала на выставку Московского общества любителей художеств в 1886 году. Это был дебют — не громкий, но и не провальный, в целом, все одобрили молодое дарование.

Серов считал, что ему удалась только «Девушка, освещенная солнцем»

Знаменитым Серов стал после той самой «Девочки с персиками», которая и сегодня первой приходит на ум при имени художника. После этой картины (и еще «Девушки, освещенной солнцем») от него ждали таких же солнечных, «позитивных» портретов. Но не тут-то было.

Портреты заказывали в основном буржуа и аристократы — люди, которые знали, как принять выгодную позу, правильно улыбнуться и многозначительно взглянуть.

Но хватало их ненадолго — после долгого позирования у них сдавали нервы, немели члены, и лицо искажали истинные эмоции.

Вот тут-то их и подлавливал Серов, за это его портреты часто называли шаржистскими, позировать ему боялись, но все это только добавляло ему популярности.

Портрет Иды Рубинштейн, Валентин Серов, 1910 «Девушка, освещенная солнцем», 1888

Серов чувствовал себя универсальным художником, а ему заказывали сплошь портреты. Это его немало удручало, но что поделать?! На отдыхе он писал пейзажи, из путешествия в Грецию вернулся с античными идеями (которые реализовал незадолго до смерти). А в остальном — портреты.

Незадолго до смерти — в конце 1911 года — рассматривая в Третьяковке свою «Девушку, освещенную солнцем», сказал: «Написал вот эту вещь, а потом всю жизнь, как не пыжился, ничего уже не вышло, тут весь выдохся».

Источник: https://diletant.media/articles/31800939/

Портрет Иды Рубинштейн — Журнал "Культурная Столица"

Главная › Каталог статей › Культура & Искусство › Живопись

  • В.Серов «Портрет Иды Рубинштейн»
  • Портрет Иды Рубинштейн, Валентин Серов, 1910
  • Рассказы о шедеврах живописи

Ида Рубинштейн! Загадочная личность, странная женщина, удивительная судьба, о которой так мало известно: Ида умела хранить тайны…
Знаменитая танцовщица на картине Серова совершенно обнажена. Только тонкое покрывало змейкой вьется по ее кровати. И обнаженная натура, и покрывало на картине не случайны, художник Серов вообще не любил случайности: Ида Рубинштейн прославилась как танцовщица после исполнения Танца Семи Покрывал на музыку Александра Глазунова. Танец готовился для постановки «Саломеи» по Оскару Уайльду, но спектакль был запрещен Священным Синодом, и тогда Ида решилась на абсолютную авантюру: безо всякой хореографической подготовки она захотела из одного танца сотворить целый спектакль.


Помогал ей в этом знаменитый балетмейстер Михаил Фокин. Триумф был сногсшибательный! На сцене в танце Ида скидывала один за другим семь покрывал и оставалась совершенно обнаженной – с одной ниткой жемчуга на шее.

Не только российская сцена – мировая! – еще не видела столь откровенной эротики и столько страсти на балетной сцене. Ошеломляющий успех Ида имела и в Европе. Позже в Париже она откроет свою хореографическую школу.

Не знаю, видел ли Серов на сцене Иду Рубинштейн. Но он создал, без сомнения, лучший ее портрет . Правда, первый показ этого портрета вызвал скандал: как только не обзывали героиню портрета критики и художники.

И зеленой лягушкой, и грязным скелетом, а Илья Репин назвал Иду кратко: «Это гальванизированный труп!»
Однако после смерти художника все переменилось: народ стал ломиться в Русский музей, чтобы посмотреть на ее портрет.

Портрет Иды Рубинштейн, Валентин Серов, 1910

В.Пикуль «Портрет из Русского музея»
С чеканным стуком падала туфля на каменные плиты храма Шатель, а холодные своды при этом гулко резонировали. Обнаженная высокая женщина с перстнями на пальцах рук и ног всходила на шаткое ложе, как на заклание.

Изгиб ее спины был удивителен, как и вся она. В этой женщине — все приметы времени, в котором она жила. Современники писали: «Худощавое стальное тело, странно напоминающее кузнечика. Очарование ядовитое, красота на грани уродства, странное обаяние!»

И вот, когда я увидел ее впервые, я мучительно обомлел:
— Кто она? Откуда пришла к нам? И почему она здесь?
Встреча моя с нею произошла в Русском музее…

Меня волновал этот резкий мазок, с такой сочностью обозначивший ее спину и лопатки. И почему она (именно она!) до сих пор привлекает внимание к себе? Почему столько споров, столько страстей, которые продолжаются и поныне…

Только потом я узнал, что для нее (специально для нее!) были написаны:
ГЛАЗУНОВЫМ — «Саломея» («Пляска семи покрывал») в 1908 году;
ДЕБЮССИ — «Мученичество Святого Себастьяна» в 1911 году;
РАВЕЛЕМ — знаменитый балет «Болеро» в 1928 году;

СТРАВИНСКИМ — «Персефона» в 1934 году.

Но особенно остро меня всегда тревожил один момент в биографии этой женщины. Когда она предстала перед Серовым.

Но для этого надо быть последовательным. Начнем с начала.
И сразу — вопрос: а где оно, это начало?
Конец всегда найти легче, нежели начало.

А начало я отыскал в дне 27 августа 1904 года, когда Вера Пашенная, скромница в бедном сатиновом платье, пришла в Малый театр держать экзамен при студии.

Ее буквально ослепил этот зал, но уже на склоне лет она призналась, что от этого дня «ярко запомнилась только одна фигура!»
Мимо нее прошла красавица в пунцовом платье, вся в шорохе драгоценных кружев, за нею волочился длинный шлейф…

«Меня поразила прическа с пышным напуском на лоб. Онемев, я вдруг подумала про себя, что я совершенно неприлично одета и очень нехороша собой…»
Так появилась Ида Львовна Рубинштейн, и скоро видный актер и педагог А.П.Ленский стал хвастать по Москве своим друзьям:

— А у меня теперь новая ученица — будущая Сара Бернар!..

Ида Рубинштейн родилась в еврейской семье киевского миллионера-сахарозаводчика. Училась в петербургской гимназии. Длинноногая девочка, нервная и томная, «она производила впечатление какой-то нездешней сомнамбулы, едва пробудившейся к жизни, охваченной какими-то чудесными грезами…

»
Ида сознавала обаяние своей поразительной красоты и, казалось, уже смолоду готовила себя к роли околдованно-трагической. Начинала же она с изучения русской литературы, которую пылко любила. Ее привлекала тогда художественная декламация. Но голос дилетантки терялся в заоблачных высях, не возвращаясь на грешную землю.

Это был пафос — взлет без падения. «Не то! Совсем не то…»

Ида Рубинштейн заметалась из театра в театр. Станиславский уже заметил ее и звал Иду в свой прославленный театр. Но Ида оказалась у Комиссаржевской, где она «…

не сыграла ровно ничего, но ежедневно приезжала в театр, молча выходила из роскошной кареты в совершенно фантастических и роскошных одеяниях, с лицом буквально наштукатуренным, на котором нарисованы были, как стрелы, иссиня-черные брови, такие же огромные ресницы у глаз и пунцовые, как коралл, губы; молча входила в театр, не здороваясь ни с кем, садилась в глубине зрительного зала во время репетиции и молча же возвращалась в карету».

Актер А. Мгебров не понял, зачем Ида приходила в театр. А дело в том, что Комиссаржевская готовила к постановке пьесу Оск. Уайльда «Саломея». Ида Рубинштейн должна была выступить в заглавной роли.

Библейская древность мира! Всей своей внешностью она как нельзя лучше подходила к этой роли. Известный театровед В.

Светлов писал: «В ней чувствуется та иудейская раса, которая пленила древнего Ирода; в ней — гибкость змеи и пластичность женщины, в ее танцах — сладострастноокаменелая грация Востока, полная неги и целомудрия животной страсти…»

Казалось бы, все уже ясно, путь определен. Готовясь к этой роли, Ида Рубинштейн прошла выучку таких замечательных режиссеров, как А.Санин и В.Мейерхольд.

Опытные мастера русской сцены уже разгадали в Иде тот благородный материал, из которого можно вылепить прекрасную Саломею. Но.., тут вмешался черносотенный «Союз русского народа» во главе с Пуришкевичем.

Ополчился на Саломею и святейший синод — постановку запретили, театр Комиссаржевской прекратил существование.
А издалека за Идою следили зоркие глаза Станиславского.

«Звал же я ее учиться как следует, — сообщил он с горечью отвергнутого учителя, — но она нашла мой театр устаревшим. Была любительницей и училась всему… Потом эти планы с Мейерхольдом и Саниным, строила свой театр на Неве. Сходилась с Дункан — та прогнала ее. Опять пришла ко мне и снова меня не послушалась!»

«Саломея» увлекала ее. Иде казалось, что она сможет обойти запрет синода, поставив пьесу в домашних условиях. Не тут-то было! Но в это время она встретилась с непоседой Михаилом Фокиным.
— Научите меня танцевать, — попросила она его.
Этому обычно обучаются с раннего детства, и Фокин глядел на Иду с большим недоверием.

Какое непомерно узкое тело!
Какие высокие, почти геометрические ноги! А взмахи рук и коленей как удары острых мечей… Все это никак не отвечало балетным канонам. Но Фокин был подлинным новатором в искусстве танца.
Фокин в балете — то же, что и Маяковский в поэзии.
— Попробуем, — сказал великий реформатор…

Как раз в это время Париж был взят в полон «русскими сезонами»; Сергей Дягилев пропагандировал русское искусство за границей. Респектабельный, с элегантным клоком седых волос на лбу, он почти силой увез в Париж старика Римского-Корсакова. «Буря и натиск!» Шаляпин, Нежданова, Собинов.
Перед ошеломленной Европой был целиком пропет «Борис Годунов» и вся (без купюр) «Хованщина».

Мусоргский стал владыкою европейских оперных сцен. Русский портрет, русские кружева, декорации… Но Дягилев морщился:

— А где балет, черт побери?

Ида Рубинштейн бросила мужа, оставила дом и, следуя за Михаилом Фокиным, очертя голову кинулась в Европу, как в омут. Вдали от суеты, в тихом швейцарском пансионе Фокин взялся готовить из Иды танцовщицу.

Неустанный труд, от которого болели по ночам кости! Никакого общества, почти монашеская жизнь, и только одна забава хозяин отеля поливал из шланга водою своих постояльцев.

Вряд ли тогда Ида думала, что ее ждет слава.

«Русский сезон» продолжался. И вот, когда французы по горло уже были сыты и русской-живописью, и русской музыкой, и русским пением, вот тогда (именно тогда!) расчетливый С. Дягилев подал напоследок Парижу — как устрицу для обжоры! — Иду Рубинштейн.

И оглушающим набатом грянуло вдруг: слава!!!
Валентин Александрович Серов приехал в Париж, когда парижане уже не могли ни о чем говорить — только об Иде, все об Иде. В один день она стала знаменитостью века. Куда ни глянешь — везде Ида, Ида, Ида… Она смотрела с реклам и афиш, с коробок конфет, с газетных полос — вся обворожительная, непостижимая.

«Овал лица как бы начертанный образ без единой помарки счастливым росчерком чьего-то легкого пера; благородная кость носа! И лицо матовое, без румянца, с копною черных кудрей позади. Современная фигура, а лицо — некоей древней эпохи…»
Конечно, натура для живописца наивыгоднейшая!
Серов увидел ее в «Клеопатре» (поставленной по повести А. С. Пушкина «Египетские ночи»).

Читайте также:  «похищение европы», франсуа буше — описание картины

На затемненной сцене сначала появились музыканты с древними инструментами. За ними рабы несли закрытый паланкин. Музыка стихла… И вдруг над сценою толчками, словно пульсируя, стала вырастать мумия.
Серов похолодел — это была царица Египта, мертвенно-неподвижная, на резных котурнах.

Рабы, словно шмели, кружились вокруг Клеопатры, медленно — моток за мотком — освобождая ее тело от покровов. Упал последний, и вот она идет к ложу любви. Сгиб в колене. Пауза. И распрямление ноги, поразительно длинной!
— Что-то небывалое, — говорил Серов друзьям. — Уже не фальшивый, сладенький Восток банальных опер.

Нет, это сам Египет и сама Ассирия, чудом воскрешенные этой женщиной.
Монументальность в каждом ее движении, да ведь это, — восхищался Серов, — оживший архаический барельеф!
Художник верно подметил барельефность: Фокин выработал в танцовщице плоскостный поворот тела, словно на фресках древнеегипетских пирамид.

Серов был очарован: все его прежние опыты создания в живописи Ифигении и Навзикаи вдруг разом обрели выпуклую зримость.
— Увидеть Иду Рубинштейн — это этап жизни, ибо по этой женщине дается нам особая возможность судить о том, что такое вообще лицо человека… Вот кого бы я охотно писал!
Охотно — значит, по призыву сердца, без оплаты труда.

— А за чем же тогда дело стало? — спросил художник Л. Бакст.
Серов признался другу, что боится ненужной сенсации.
— Однако ты нас познакомь. Согласится ли она позировать мне? А если — да, то у меня к ней одно необходимое условие…
— Какое же?
— Я желал бы писать Иду в том виде, в каком венецианские патрицианки позировали Тициану.
— Спросим у нее, — оживился Бакст. — Сейчас же!

Без жеманства и ложной стыдливости Ида сразу дала согласие позировать Серову обнаженной. Жребий брошен — первая встреча в пустынной церкви Шатель. Через цветные витражи храм щедро наполнялся светом. Пространство обширно… О том, что Серов будет писать Иду, знали только близкие друзья Для остальных — это тайна…

— А не холодно ли здесь? — поежился Серов. Ида изнеженна, как мимоза, и ей (обнаженной!) в знобящей прохладе храма сидеть по несколько часов в день…

Вынесет ли это она? Проникнется ли капризная богачиха накалом его вдохновения? Не сбежит ли из храма? И еще один важный вопрос: выдержит ли Ида убийственно-пристальный взор художника, который проникает в натуру до самых потаенных глубин души и сердца?
А взгляд у Серова был такой, что даже мать не выдерживала его и начинала биться в истерике: «Мне страшно.., не смотри на меня, не смотри!»

Из чертежных досок художник соорудил ложе, подставив под него табуретки. Он закинул его желтым покрывалом.

Впервые он (скромник!) задумался о собственном костюме и купил для сеансов блузу парижского пролетария Этой неказистой одеждой Серов как бы незримо отделил себя от своей экзотичной и яркой натурщицы.

«Ты — это ты, я — это я, и каждый — сам по себе!»
Кузина Серова вызвалась во время работы готовить для него обеды на керосинке. Листок бумаги, упавший на пол, вызывал в храме чудовищный резонанс, шум которого долго не утихал.
А потому Серов предупредил сестру:

— Ниночка, я тебя прошу: вари что хочешь или ничего не вари, но старайся ничем не выдать своего присутствия. Пусть госпожа Рубинштейн думает, что мы с нею в Шатель наедине…

Источник: http://kstolica.ru/publ/kultura_iskusstvo/zhivopis/portret_idy_rubinshtejn/42-1-0-670

Описание картины Валентина Серова «Портрет Иды Рубинштейн»

Портрет Иды Рубинштейн, Валентин Серов, 1910

Тема «жизни напоказ» очень увлекла Серова в последние годы его творчества, и образ Иды Рубинштейн как нельзя лучше подходил для раскрытия этой темы. Художник увидел ее во время своего пребывания в Париже в постановке «Клеопатра», поставленной по пьесе Пушкина «Египетские ночи», и был — как и все зрители — совершенно очарован ею. Серов мечтал написать знаменитую танцовщицу и, наконец познакомившись с ней, спросил, согласится ли она позировать ему «в том виде, в котором венецианские патрицианки позировали Тициану», то есть обнаженной. Из досок и табуреток в церкви Шатель было сделано ложе, накрытое желтым покрывалом. Серов писал ее по нескольку часов в день несколько недель подряд. Лишь один раз ему пришлось сделать перерыв, на время поездки Иды в Москву.

Изображение состоит из нервных, ломаных линий, а сама работа близка к эстетике модерна — образ предельно стилизован, обнаженность не сопряжена здесь с ощущением стыда, это скорее вариант артистического костюмированного портрета — Рубинштейн появлялась в «Клеопатре» практически обнаженной. Даже похожий на змею зеленый шарф,перечеркнувший ноги танцовщицы, напоминает нам о Клеопатре, которая словно бросает прощальный взгляд на зрителя.

Поза Иды свидетельствует о том пристальном внимании публики, перед которым она была совершенно беззащитна, — вся ее жизнь после Русских сезонов Дягилева, принесших ей небывалый успех, стала достоянием общественности.

Закончив портрет, Серов вернулся в Москву. В 1911 году работа была экспонирована на Всемирной выставке в Риме и, как следовало ожидать, подверглась острым нападкам критиков. Вопреки скандалу, портрет был приобретен Музеем Александра III, но лишь после смерти художника работа была оценена по достоинству.

  • Год написания картины: 1910.
  • Размеры картины: 47 x 233 см.
  • Материал: холст.
  • Техника написания: уголь, темпера.
  • Жанр: портрет.
  • Стиль: модерн.
  • Галерея: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия.

Источник: https://opisanie-kartin.ru/serov-valentin/portret-idy-rubinshtein/

Описание картины Валентина Серова «Портрет Иды Рубинштейн»

Описание картины Валентина Серова «Портрет Иды Рубинштейн»

Созданная еще в 1910 году картина известного русского художника Валентина Серова «Портрет Иды Рубинштейн», напоминает по характеру своего исполнения именно работы старых итальянских художников былых столетий. А все потому, что черты известной танцовщицы, которая была изображена на картине, весьма неестественны, потому как изображены очень прямыми, что является прямым нарушением всех известных канонов жанра академической живописи, которых строго придерживалось большинство художников Европы прошлого века. Также сломана и сама перспектива в картине, и поэтому у зрителя может складываться впечатление, что сама танцовщица как бы сливается со стеной, будто становиться даже ее частью. Причем надо также отметить, что сам художник даже усиливает нарочно этот эффект в своей картине, потому как выбрал одинаковый цвет как для фона, так и для тела танцовщицы.

В позе Иды Рубинштейн четко можно определить отсылки к работам мастеров эпохи Возрождения, к которым Серов достаточно часто обращался в своем творчестве. Так, поворот головы танцовщицы и ее весьма сложная с точки зрения художественного исполнения поза четко об этом свидетельствуют. Общее же впечатление дополняет и прическа Иды, которая напоминает зрителю не что иное, как нимб.

Необходимо сказать, что общее впечатление от этой картины у зрителя должно возникнуть только после детального изучения всех ее составляющий и, прежде всего, особенностей фигуры самой танцовщицы, которая является как бы олицетворением красоты. Обнаженная Ида Рубинштейн возлежит на фиолетово-голубом ложе обнаженная, как бы приглашая зрителя оценить глубинную суть ее красоты и изящества.

Картина была написана Серовым с ориентацией на основные принципы эстетики модерная, которые были популярны в те времена.

(4 votes, average: 5.00

Источник: https://opisanie-kartin.com/opisanie-kartiny-valentina-serova-portret-idy-rubinshtejn/

Портрет Иды Рубинштейн — это… Что такое Портрет Иды Рубинштейн?

  • Рубинштейн, Ида Львовна — Ида Львовна Рубинштейн портрет Антонио де ла Гандара …   Википедия
  • Рубинштейн, Ида — Леон Бакст. Костюм для Иды Рубинштейн в роли Елены Спартанской, 1912 Ида Львовна Рубинштейн (5 октября 1883, Харьков 20 сентября 1960, Ванс, Альпы Приморские) российская танцовщица и актриса, известная по портрету В. А. Серова. Содержание 1 Био …   Википедия
  • Рубинштейн Ида Львовна — Леон Бакст. Костюм для Иды Рубинштейн в роли Елены Спартанской, 1912 Ида Львовна Рубинштейн (5 октября 1883, Харьков 20 сентября 1960, Ванс, Альпы Приморские) российская танцовщица и актриса, известная по портрету В. А. Серова. Содержание 1 Био …   Википедия
  • Портрет княгини Ольги Орловой — …   Википедия
  • Ида Львовна Рубинштейн — Леон Бакст. Костюм для Иды Рубинштейн в роли Елены Спартанской, 1912 Ида Львовна Рубинштейн (5 октября 1883, Харьков 20 сентября 1960, Ванс, Альпы Приморские) российская танцовщица и актриса, известная по портрету В. А. Серова. Содержание 1 Био …   Википедия
  • Ида Рубинштейн — Леон Бакст. Костюм для Иды Рубинштейн в роли Елены Спартанской, 1912 Ида Львовна Рубинштейн (5 октября 1883, Харьков 20 сентября 1960, Ванс, Альпы Приморские) российская танцовщица и актриса, известная по портрету В. А. Серова. Содержание 1 Био …   Википедия
  • Ида Львовна Рубинштейн — Танцовщица и драматическая актриса, участница первых Русских сезонов в Париже Ида Львовна Рубинштейн родилась 3 октября (21 сентября по старому стилю) 1883 г. (разные источники называют то 1880, то 1883, то 1885 годы). Также обстоят дела и с… …   Энциклопедия ньюсмейкеров
  • Темпера —         (итал. tempera, от temperare смешивать краски), живопись красками, связующим веществом в которых являются эмульсии из воды и яичного желтка, а также из разведённого на воде растительного или животного клея, смешанного с маслом (или с… …   Художественная энциклопедия
  • Серов, Валентин Александрович — Валентин Серов Автопортрет Дата рождения …   Википедия
  • Серов — Валентин Александрович (1865, Санкт Петербург – 1911, Москва), русский живописец, график, театральный художник, педагог. Сын композитора А. Н. Серова. После смерти отца (1871) будущий художник много путешествовал с матерью по России и Европе. В… …   Художественная энциклопедия

Источник: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1327386

Ссылка на основную публикацию