Портрет донны исабель де порсель, франсиско де гойя

Гойя-и-Лусьентес  Франсиско Хосе де (1746–1828), испанский живописец, гравер, рисовальщик. один из самых выдающихся художников в истории не только испанского, но и мирового искусства. 

Гойя отличался потрясающей работоспособностью, универсальным талантом и высочайшим техническим мастерством. Его гений яркой звездой просиял на небосклоне испанской живописи и пробудил ее от долгой спячки.   

        Искусство Гойи повлияло на формирование многих художественных явлений 19 века. Его воздействие ощущается в творчестве Жерико, Делакруа, Домье, Эдуард Мане. Влияние его творчества на живопись и графику имело общеевропейский характер и сказывается вплоть до современности.

Портрет донны Исабель де Порсель, Франсиско де Гойя

                                                                                                              Автопортрет

            Имя Франсиско Гойи произносится сейчас в Испании с великим уважением и гордостью, ибо он был, наверное, последним из славных художников «севильской школы». Талант его был огромный, эксцентричный. Кисть Ф. Гойи полна жизни и энергии, живописные эффекты его картин сильны и неожиданны

                В своем искусстве художник порой отличался странными выходками. Например, собрав в чашку все краски, снятые с палитры, он бросал их на белую стену и из образовавшихся пятен создавал картину. Так он расписал все стены своего дома, и почти одной ложкой и половой щеткой, мало прибегая к обыкновенным кистям, написал известное полотно «Истребление французов мадридской чернью». 

Портрет донны Исабель де Порсель, Франсиско де Гойя

  Эскиз гобеленов для королевских дврцов.Солнечный зонтик.        

 В 1777 году была написана картина «Зонтик». «В ней очень сильна чудесная поэзия рождающегося стиля Гойи.

В гибкой грации женщины, в ярких и смелых рефлексах цвета, переливах розового, желтого, зеленого, сочетающихся с черным, в сложном фантастическом освещении и какой-то почти музыкальной стройности композиции ощущается магия кисти, которая только что осознала свое могущество и откровенно наслаждается им. Мастерство этой вещи безупречно, атмосфера ее еще безоблачна. Это – одна из вершин «раннего Гойи»» (В. Алексеев).

Портрет донны Исабель де Порсель, Франсиско де Гойя

 Махи,танцующие с горожанами.

 Испанские страсти.

Под рокот гитары, под треск кастаньет Смеются прикрытые веером губы. Наверное я не узнаю секрет – За что эти губы мужчинам так любы. От солнца и ветра щекам горячо. Открыта для всех, но не всякий дерзает. Смотрю завороженно на каблучок, Который насквозь моё сердце пронзает.

 Под взглядом спокойно-насмешливых глаз Я выгляжу кроликом рядом с удавом. Ей свыше дана несомненная власть, Любви и свободы бесспорное право. Как ливень внезапный бурна и свежа, Танцуя идет грациозная маха. Она вызывает тайфун и пожар, Но вихрь и огонь замирают от страха.

 И я всё равно благодарен любви, Что смог испытать необычное счастье, Что этот холодно-решительный вид 

Во мне вызывает испанские страсти(авт.неизв)

            «Махи» Франсиско Гойи (одетая и обнаженная) прославлены безмерно, пожалуй, даже больше, чем его серия «Капричос». И первая причина тому — романтическая история, окутывающая их вот уже почти два столетия.

Портрет донны Исабель де Порсель, Франсиско де Гойя

«Обнажённая  маха»

На картине мы видим женщину в облегающем костюме,словно в гареме восточного владыки:прозрачная блуза,шаровары,перехваченные широким поясом и короткие болеро не только не скрывали,сколько подчёркивали пышные формы.

    Это тело ,дразнящее,искушающее,словно готово было скользнуть к зрителю,за рамки картины.Тени и изменяющие их полосы света,пробегали по платью и поясу,делая их свет переливчатым,неуловимым,беспокойным.

   Доподлинно не известно,кто послужил моделью для картин.Наиболее распространённым является мнение,что натурщицей была герцогиня Альба,которую связывали с Гойей продолжительные отношения.

Портрет донны Исабель де Порсель, Франсиско де Гойя

Одетая маха.

Портрет донны Исабель де Порсель, Франсиско де Гойя

  Сбор винограда.          

   «Махи на балконе» —  стали одной из самых знаменитых картин в собрании Нью-Йоркского Метрополитен-музея. Сюжет этого полотна является традиционным в испанском искусстве начиная с XVI века. «Махо» и «махи» — так во времена Ф.

Гойи назывались молодые андалузские щеголи и щеголихи из средних слоев городского населения, одевавшиеся в подчеркнуто национальные одежды. Тогда это считалось вызывающей дерзостью, поскольку королевский двор, а за ним и вся испанская знать обратились к французской моде в одежде.

                 Франсиско Гойя в юности и сам был настоящим «махо». Во время своей жизни в Мадриде он много времени (как ловкий гимнаст, музыкант и певец) проводил на улице и постоянно был замешан во всевозможных историях. Как сообщает одна биографическая легенда, Ф.

Гойю однажды подобрали на улице с ножом соперника в спине. Вскоре он поправился, но оставаться в столице не мог, так как на него обратила свое неблагосклонное внимание испанская инквизиция. Денег у Ф. Гойи не было, поэтому он поступил в странствующую группу матадоров.

Портрет донны Исабель де Порсель, Франсиско де Гойя

             «Махи на балконе» прекрасны, они полны колдовского очарования, их красота влечет к себе, однако ирония манящего взгляда настораживает. Недаром в кукольной красоте «мах» есть что-то обманчивое, особенно в сочетании с мрачными фигурами мужчин, лица которых почти скрыты плащами и надвинутыми на глаза шляпами.

       Махи обитали во всех крупных городах. Но главной их резиденцией был Мадрид, вернее определенный квартал Мадрида – Манолерия. Мужчины были кузнецами, слесарями, ткачами, трактирщиками или промышляли контрабандой, торговлей в разнос, игрой.

     Женщины содержали кабачки, чинили одежду и белье, торговали на улицах фруктами, цветами, разнообразной снедью; ни одна ярмарка, ни одно празднество не обходилось без их товара. Не гнушались они и тем, чтобы выманивать деньги у богатых мужчин.

               Зрителей притягивают и увлекают эти «махи» в кружевных мантильях. Ф. Гойя изумительно передал изменчивую, нежную и одновременно огненную натуру испанки, о которой еще великий Мигель Сервантес сказал, что она — «ангел в церкви, дома, на улице… и дьявол в любви»

Читайте также:  Смерть комиссара, кузьма сергеевич петров-водкин, 1928

Портрет донны Исабель де Порсель, Франсиско де Гойя

Маха и люди в масках.

Портрет донны Исабель де Порсель, Франсиско де Гойя

Продавщица горшков.

Портрет донны Исабель де Порсель, Франсиско де Гойя

  • «Портрет Тибурсио Переса-и-Куэрво»
  • Семья Карла Четвёртого.
  • «Портрет кардинала Луиса Марии де Борон-и-Вальябрига»
  • Портрет герцога Веллигтона
  • Портрет Франсиско Байеу
  •  Портрет доньи Исабель Кабос де Порсель»

              Выставляемая напоказ аморальность жизни махос, их песни и танцы (с тамбуринами, кастаньетами и гитарами) были чрезвычайно притягательными для высшего общества. Часто аристократы избирали из их среды себе любовниц и любовников. К 1770-м гг. «махаизм» превратился в повальное увлечение в высших кругах.

Портрет актрисы Антонии Сарате, преподнесённый Эрмитажу  в 1972 году американским миллионером А. Хаммером.

  1. «Портрет доньи Тадеа Ариас де Энрикес»
  2. «Портрет Нарсисы Бараньяна де Гойкоечеа»
  3. Портрет Франсиски Сабаса-и-Гарсиа»
  4. Восстание 2 мая 1808 года в Мадриде

        До наших дней дошло около 700 картин Гойи, от миниатюр до больших настенных росписей и фресок. Сохранилось также около тысячи его рисунков и 300 выполненных в различной технике гравюр. Чаще всего Гойя писал на холсте.

     Помимо кистей, он иногда наносил краску ножом, пальцами и т. д. В своей книге «Путешествие по Испании», опубликованной в 1845 году, французский писатель Теофиль Готье (1811—1872) сообщает, что художник создавал свои картины с помощью губок, тряпичных лоскутов, щеток или, как в случае с картинами, посвященными мадридскому восстанию 2 мая 1808 года, деревянной ложкой. 

              Знакомство с творчеством Гойи было бы не полным без его серии «Капричос»,но решила эту серию поместить отдельно,сишком много споров и противоречивых мнений она вызывает.

16 апреля 1828 года Гойа умер в своих апартаментах в Фоссе де л’Интенданс в Бордо.Ему было 82года.

ПАНТЕОН ГОЙИ. МОГИЛА ГОЙИ В ЧАСОВНЕ САН АНТОНИО ДЕ ЛА ФЛОРИДА. МАДРИД

Диапазон мастерства Франсиско Гойи огромен – как по тематике (он рисовал портреты, жанровые и батальные сцены), так и по использованным техническим приемам.

      Гойя не обошел стороной ни один жанр, будь то религиозно-культовая живопись, аллегория, композиция в перспективе, сатирическая гравюра или карикатура.

Конечно мы не можем здесь познакомиться со всеми направлениями его творчества.Если вам захочется обсудить отдельные его работы,то укажите это в х.

  • Ваше отношение к творчеству художника?
  • Какие работы,из показанных здесь, вам запомнились и понравились?
  • Источники:

http://blog.i.ua/community/1952/628143/

 http://www.nearyou.ru/100kartin/100karrt_40.html

http://smallbay.ru/goya.html

http://www.arttrans.com.ua/sub/galleries/reproductions/artist/106/Goya___Lucientes__Francisco/list1.html

Источник: https://newsland.com/community/6782/content/fransisko-goia/2172205

СОШ 8 Подольск, творчество Гойи

Портрет донны Исабель де Порсель, Франсиско де Гойя

Автопортреты Франсиско Гойи

Портрет донны Исабель де Порсель, Франсиско де ГойяАвтопортрет РІ юности Портрет донны Исабель де Порсель, Франсиско де ГойяАвтопортрет, 1795 Портрет донны Исабель де Порсель, Франсиско де ГойяАвтопортрет, 1815 Портрет донны Исабель де Порсель, Франсиско де ГойяАвтопортрет СЃ доктором

Гойя Франсиско (Francisco Goya) (1746-1828), испанский живописец, гравер, рисовальщик.
С 1760 годa учился в Сарагосе у Лусана-и-Мартинеса.

В 1769 году Гойя отправился в �талию, в 1771 году вернулся в Сарагосу, где писал фрески в духе итальянского барокко.

С 1773 года художник работал в Мадриде и выполнил для королевской мануфактуры свыше 60 гобеленов со сценами повседневной жизни и народных развлечений («Зонтик», «�гра в жмурки»).

С начала 1780-х годов Гойя получил известность и как автор выполненных в тонкой цветовой гамме портретов, фигуры и предметы в которых как бы растворяются в тонкой дымке («Семья герцога Осуна», «Портрет маркизы Понтехос»). В 1780 году Гойя был избран в мадридскую Академию художеств, в 1799 — «первый живописец короля». Одновременно в творчестве Гойи нарастают черты трагизма, неприязнь к феодально-клерикальной �спании «старого порядка». �сключительного расцвета достигло портретное творчество Гойи, в котором звучат тревожное чувство одиночества («Портрет сеньоры Бермудес»), аромат тайны и скрытой чувственности («Маха одетая» и «Маха обнаженная»). С удивительной силой обличения запечатлел художник надменность, физическое и духовное убожество королевской семьи в групповом портрете «Семья Карла IV»). Глубоким историзмом, страстным протестом проникнуты большие картины Гойи, посвященные борьбе против французской интервенции («Восстание 2 мая 1808 года в Мадриде», «Расстрел повстанцев в ночь на 3 мая 1808 года»). В начале 1790-х годов тяжелая болезнь привела художника к глухоте. Трудные для него годы, совпавшие с периодом жестокой реакции, он провел в своем загородном доме («Дом глухого»), стены которого расписал маслом. В созданных здесь сценах (ныне в Прадо, Мадрид), включающих невиданно смелые для своего времени, остродинамичные и устрашающие символико-мифологические образы, он воплощал идеи противостояния прошлого и будущего, бесконечно-ненасытного дряхлого времени («Сатурн») и освободительной энергии юности («Юдифь»).

С 1824 года Гойя жил во Франции, где писал портреты друзей, осваивал технику литографии. �скусство Гойи повлияло на формирование многих художественных явлений XIX века.

Его воздействие ощущается в творчестве Жерико, Делакруа, Домье, Эдуард Мане.

Влияние его творчества на живопись имело общеевропейский характер и сказывается вплоть до современности.

Мифологические картины Франсиско Гойи:

Портрет донны Исабель де Порсель, Франсиско де ГойяСатурн Портрет донны Исабель де Порсель, Франсиско де ГойяТитан

Жизнерадостные картины Франсиско Гойи:

Портрет донны Исабель де Порсель, Франсиско де ГойяЗонтик Портрет донны Исабель де Порсель, Франсиско де ГойяР�РіСЂР° РІ жмурки
Портрет донны Исабель де Порсель, Франсиско де ГойяРџРёРєРЅРёРє РЅР° берегу Манзанареса Танцы РЅР° берегу Манзанареса
Карнавал Свадьба
Соломенный манекен Весна, Цветочницы Осень, Сбор винограда
The Greasy Pole (La Cucana) Продавец посуды The Fall (La Caida)
Охота на перепелов Бордоcская молочница Девушка с кувшином
Маха и поклонники Маха и Челестина Маха на балконе Махи на балконе
Маха одетая Маха обнаженная

Картины Франсиско Гойи на религиозные сюжеты:

Святое семейство Святой Георгий Святой Франциск
Чудо Святого Антония Падуанского Христос Чудо Святого Антония Падуанского, фрагмент

Паломничество к церкви

Святого �сидора

Портреты работы Франсиско Гойи:

Герцогиня Альба Герцогиня Альба Маркиза Понтехос Маркиза де ла Солана
Графиня де Чинчон Графиня де Чинчон La Tirana Сеньора Бермудес
Дама с веером Антония Сарате �сабель Кобос де Порсель Жена торговца книгами
Хосефа Байеу-Гойя, жена художника Маркиза де Санта-Крус Граф Флоридабланка
Мария Тереза де Валабриджа, Вашингтон Мария Тереза де Валабриджа на лошади Генерал Хосе Ребольедо де Палафокс
Герцог Веллингтон Дон Мануэль Осорио де Сунига Семья герцога Осуна
Семья короля Карла IV Семья Луи Бурбона
Читайте также:  Музей карет, лиссабон

Другие работы Франсиско Гойи:

Похороны сардинки Шабаш ведьм Огонь
Лампа дьявола Дом умалишенных Прошлое и настоящее
Дом умалишенных Фантастическое видение, 1823
Зима (Буран) Пикадоры, ловящие быка Борьба с молодым быком
Быки Бордо Коррида, 1794
Восстание на Пуэрта дель Соль 2 мая 1808 года Расстрел в ночь со 2 на 3 мая 1808 года

Источник: http://sschool8.narod.ru/Masters/A_Goya.htm

Портрет с открытки. Донна Изабель де Порсель

Одним из сильных  впечатлений моего детства было знакомство с картиной Франсиско Гойи « Сон разума рождает чудовищ». Я не могла оторваться от этой картины, боясь ее и восхищаясь. И долгое время после этого Франсиско Гойю я представляла этаким безумным художником, тесно связывая его имя только со знаменитой серией «Капричос».

Но ведь Гойя вошел в историю не только благодаря сюрреалистическим картинам. Гойя – прекрасный портретист, создавший целую галерею портретов современников. Портреты составляют почти половину всего наследия Гойи.

В моей коллекции открыток несколько женских портретов, написанных художником в разные периоды его жизни. Сегодня я хочу рассказать об одной.

Это портрет донны Изабель де Порсель.  Портрет написан маслом на холсте размером 82 × 54,6 см  в 1804-1805 годах, и хранится в Национальной галерее в Лондоне в зале № 39. На него невозможно не обратить внимание.

Один из самых красивых женских портретов Национальной галереи. Похвастаюсь – я его видела! Как считают некоторые исследователи, в этом портрете Гойя раскрыл собственные представления о вечной молодости и женственности.

Кто же эта донна Изабель де Порсель? К сожалению, о ней известно совсем немного.Известно, что была она женой испанского политика Антонио де Порселя, рядом с домом которого Франсиско Гойя жил в Мадриде. Видимо художник был вхож в дом политика. Ведь в это же время был написан и парный портрет Антонио де Порселя. К сожалению, до настоящего время он не сохранился.

В 1953 году портрет погиб во время пожара музея в Буэнос-Айресе, где он хранился.Изабель де Порсель родилась в 1780 году в городе Ронда в Андалузии. В 1802 году Изабель вышла замуж за  Антонио де Порселя. Тому ко времени женитьбы было уже 46 лет. Он был вдовцом, имел шестерых детей от первого брака.

У них была большая разница в возрасте (24 года!), но родственники Изабель считали, что партия получилась удачной. Совместно у супругов де Порсель родилось четверо детей. Умерла Изабель де Порсель в 1842 году, пережив мужа на десять лет.Всего лишь несколько скупых строк биографии. Мы ничего не знаем о ней.

Как жила? О чем мечтала? Была ли счастлива? Кто бы помнил об этой женщине столько времени, если бы не портрет Гойи?

Только благодаря ему, мы и сейчас можем любоваться красотой этой женщины. Приятный овал лица, чувственный рот, аккуратные уши, светло-русые волосы и, конечно, потрясающие глаза.

Некоторые исследователи-искусствоведы считают портрет невероятно эротичным, предполагают, что отношение Гойи к Изабель де Порсель выходили за рамки простых отношений между художником и моделью. Открытая, сладострастная красота женщины неприкрыта, хотя, на первый взгляд,  все прилично и целомудренно.

На портрете Изабель де Порсель предстает перед нами в одежде махи. Маха – излюбленный образ в творчестве Франсиско Гойи. Вообще-то, махо – это представители низших классов общества, своим видом и манерой поведения выражающие презрение высшему обществу Мадрида.

Но в 18 веке мода  махо распространилась среди знати и даже дошла до королевского двора. Высокородные дворянки копировали наряды простолюдинок, считая их как бы символом Испании. Конечно, на другом уровне, из других материалов и совсем с другими украшениями.

Но и в нарядах знати присутствовали обязательные для махи белая рубашка, высоко, под грудью, подвязанный корсет и, конечно, мантилья – черная кружевная накидка.

Поза женщины на портрете тоже чисто «испанская», как бы переплетается с танцем фламенко — левая рука согнута в локте и упирается в бедро, тогда как торс и голова резко повернуты в противоположном направлении. Одним из уникальных аспектов этой картины является то, что женщина смотрит на левую сторону зрителя, а не на него, что характерно для большинства картин Гойи.

Известно, что Лондонская Национальная галерея купила портрет донны Изабель де Порсель в июне 1896 года примерно за 404 фунтов. То, что на портрете изображена сама Изабель де Порсель, тоже не вызывает сомнения – на обратной стороне полотна об этом имеется надпись.

А вот то, что портрет принадлежит именно кисти Франсиско Гойи, среди специалистов вызывает до сих пор  споры.  Имеется мнение, что портрет донны Изабель де Порсель прописан не с той особой тщательностью и наличием мелких деталей, чем всегда отличались подлинные портреты Гойи.

К тому же во время реставрации портрета рентгеновское исследование выявило, что сам портрет написан поверх изображения некоего человека в военной форме, который не был признан работой Франциско Гойи.

Вот тут и возникает вопрос: почему Гойя для портрета жены богатого заказчика (тем более своего хорошего приятеля) использовал вторичный холст, к тому же чужой?

Загадки имеются, и будут ли они когда-нибудь разгаданы, неизвестно. Но это, по большому счету, не так уж и важно. Есть портрет красивой женщины, и созерцание его дает наслаждение уже ни одному поколению.

Надо признать, что не каждая картина (пусть и известного живописца) удостоена чести быть изданной на почтовых марках. А вот портрет  донны Изабель де Порсель. украшает марки.

Закончить рассказ о портрете хочу стихами Елены Яриной

Женский образ доньи Исабель.Гордость ей присуща и волненье,Истинной испанки де Порсель,Темперамент яркий — восхищенье.Розовое платье,  кружева.Маха настоящая, природа.Стать, характер, образ, головаДевушки-испанки из народа.

Волосы  подобраны вверху,Рыжие на лоб спадают пряди,Остановит лошадь на скаку,Сила притяжения во взгляде.Широко раскрытые глазаСами вам заглядывают в душу.Знайте: эта девушка – гроза…Только будет сердце свое слушать.

Читайте также:  Морская крепость суоменлинна, финляндия

Донья, донья, донья ИсабельКобос де Порсель – живой чертенок!Нос прямой, а губы – карамель,И румянец, подбородок тонок.Руки – нежно-белых два крыла,Как струна гибка, но так спесива.

И она на танец позвала,А танцует, боже, как красиво!Вот сейчас она сорвется в плясВсей испанской удалью с размахом.Каблучков – стаккато- перепляс

Горожанки- по-испански-маха…

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5a280ac1256d5c1b60207bb3/portret-s-otkrytki-donna-izabel-de-porsel-5a2a7483ad0f222ccd35dc49

Портрет Исабель де Лобо-и-Порсель — 1805 Картины Гойи

Октябрь 17, 2012

Портрет донны Исабель де Порсель, Франсиско де Гойя

Портрет Исабель де Лобо-и-Порсель

1805; 82х54,6 смНациональная галерея, Лондон

В 1805 году Гойя выставляет в Академии Сан Фернандо несколько портретов, которые явились свидетельством того, что в этот период художника больше всего интересуют душевные переживания человека и разного рода индивидуальные психологические нюансы.

Свое внимание мастер сосредотачивает на изображении лиц и, особенно, глаз, более всего способных, по его мнению, выразить внутреннее состояние портретируемого.

Открыто восхищается художник яркой внешностью, темпераментом и полнотой ощущения жизни в портрете Исабели де Лобо-и-Порсель.

Видя ее смелый взгляд, энергичную свободную позу, глубокую внутреннюю силу и уверенность, невольно вспоминаешь испанок-героинь, которые сражались наравне с мужчинами во время народно-освободительной войны (герильи). По мнению Гойи, Исабель вполне могла стать одной из них.

Лицо девушки кажется каким-то особенным, просветленным — этого эффекта мастеру удается достичь благодаря следующему приему: при помощи тонкой кисточки маленькие мазки белого и красного цветов наносятся на нос и левую щеку, в уголки губ и на подбородок…

Как считают некоторые исследователи, в образе доньи Исабели Гойя раскрыл собственные представления о вечной молодости и женственности, ее изображение было для него аллегорическим воплощением родной Испании…

Колосс — 1808-1812

Портрет донны Исабель де Порсель, Франсиско де Гойя

Колосс

1808-1812; 116х105 смПрадо, Мадрид

В картине «Колосс» воображение зрителя потрясает зловеще поднимающаяся из-за горизонта огромная фигура. Создается впечатление, что от грохочущих шагов гиганта содрогается земля. Толпа испуганных людей и животных в ужасе обращается в бегство. Атмосфера всеобщей паники захватывает зрителя: нам самим невольно хочется скрыться, исчезнуть, чтобы избежать ужасов кровопролития.

Полотно по духу и настроению близко серии драматических и обличающих гравюр Гойи под названием «Десастрес де ла герра» («Бедствия войны»)… Чудовище пытается настигнуть кого-то, кто находится вне поля нашего зрения. Возможно. Наполеона — так, по крайней мере, считает большинство специалистов.

С другой стороны, мало кто из них соглашается признать состоятельной версию о том, что сам гигант является аллегорическим представлением испанского короля. Скорее всего, Гойя видел в этом великане символ величия и мощи испанского народа, своими героическими действиями заставившего Наполеона бежать…

(1746-1828) Франсиско Гойя

Поделиться ссылкой в социальных сетях

«Философия Жизни» — это познавательный онлайн-журнал. В нем собраны интересные статьи из разных областей жизни: культура и искусство, наука и религия, история и приключения, география и астрономия, рассказы о знаменитых людях.

«ФЖ» является своеобразным путеводителем по интеллектуальной и культурной жизни. Тематический архив статей поможет легко ориентироваться в выборе интересующего материала. Сетевой журнал «Философия Жизни» может быть интересен широкому кругу читателей.

Добавляйте знания и делитесь ими!

Знаете ли вы … …уродство красоты?Портрет донны Исабель де Порсель, Франсиско де Гойя

У народа апатани, проживающего в Индии, до 1970-х годов сохранялась традиция вставлять в нос женщинам деревянную пробку. Их намеренно уродовали таким образом, чтобы защитить женщин от похищений мужчинами других племён.

Источник: http://www.filoli.ru/artists/030-goya/portret-isabel.php

Портрет Исабели Ковос де Порсель. 1806 г. Национальная галерея, Лондон

В 1808—1814 гг.

страну оккупирова­ли войска Наполеона Бонапарта, что вызвало ожесточённое сопротивле­ние испанцев, монархия Бурбонов рухнула, король Фердинанд VII от­рёкся от престола и был изгнан; раз­разилась первая испанская револю­ция, которая тесно переплелась с национально-освободительным дви­жением.

Народ получил некоторые демократические свободы, но Ферди­нанд VII, вернувшийся в Испанию, от­менил их. В 1820 г. началась вторая революция, завершившаяся в 1823 г, Она частично восстановила завоева­ния первой революции. Всё это на­долго приковало к себе внимание ху­дожника.

Новая серия офортов Гойи, нача­тая в 1810 г. и законченная только в 1820 г., получила название «Бедствия войны». В этих графических работах уже нет злодеев и нечистой силы, как в «Капричос», но есть жестокий реализм, который позволяет зрите-

Франсиско Гойя.

Всё проходит. Из серии «Бедствия войны». 1810—1820 гг. Офорт.

Франсиско Гойя.

Какое мужество! Из серии «Бедствия войны». 1810—1820 гг.

лю пережить войну вместе с худож­ником как чудовищную катастрофу. В «Бедствиях войны» переплетается множество тем. Это и голод, и гра­бёж, и разбой победителей. Осо­бенно выделяются своей натура­листичностью сцены насилия, где израненные человеческие тела вы­ставлены напоказ завоевателями.

Хотя серия и посвящена траги­ческим событиям в Испании, тема войны звучит обобщённо, недаром один из листов Гойя сопроводил надписью: «Так повсюду».

События, которые изобразил мастер, проис­ходят в любую эпоху в любой стра­не, когда идёт война, бесчеловечная именно своей будничностью.

При­чём художник обращает внимание зрителя на то, что её жертвами становятся не солдаты, а прежде всего беззащитные люди, мирные обыватели.

Среди этих сцен Гойя поместил офорт «Какое мужество!». Это ро­мантическое по духу произведение как будто не согласуется с основным мотивом серии, однако оно показы­вает ещё одну сторону войны.

Здесь изображена Агостина Сарагосская, прославившаяся тем, что летом 1808 г. во время боя заменила воз­ле пушки погибших артиллеристов. Композиция офорта проста и лако­нична.

Молодая грациозная женщи­на в светлом платье протягивает за­жжённый фитиль к запалу пушки,

которая намного больше её самой. Под ногами у героини — груда обез­ображенных тел.

Около 1814 г. Франсиско Гойя вновь обратился к теме войны и на­силия, на этот раз избрав технику масляной живописи.

В историче­ских картинах «Восстание 2 мая 1808 года в Мадриде» и «Расстрел повстанцев в ночь на 3 мая 1808 го­да» художник всеми силами стремил­ся воссоздать реальность происходя­щего.

Кажется, что изображённые на первом полотне французы скачут из глубины картины прямо на зрителя

Франсиско Гойя.

Источник: https://megaobuchalka.ru/5/36781.html

Ссылка на основную публикацию