Питер брейгель старший, биография и картины

Питер Брейгель Старший, биография и картины

Источников, рассказывающих о жизни и творчестве Брейгеля, до обидного, очень мало. Даже год рождения указывается приблизительно. Местом его рождения часто называют приграничный г. Бреду. Свою деятельность Брейгель начал в Антверпене подмастерьем у художника Питера Кука ван Альста. С 19-летнего возраста трудится у издателя Иеронима Кока. Их тесное сотрудничество будет успешным и очень длительным.

В 1551 г. Брейгеля принимают в Гильдию св. Луки, и он получает звание мастера. В 1552 г. посещает несколько крупных городов Италии. В Риме он познакомился с мастером миниатюры Д. Кловио и создал «Пейзаж со Христом и апостолами…». В изображении фигур ему оказывает помощь Мартен де Вос.

Питер Брейгель Старший, биография и картины

Возвратившись в 1554 г. домой, живописец еще долго находится под впечатлением от увиденных им, и навечно запечатленных в памяти, несравненных итальянских пейзажей. Он пишет великолепное полотно «Вид Неаполя».

В 1555 г. И. Кок издает несколько гравюр Брейгеля с пейзажами. Отметим, что одновременно здесь печатались гравюры с полотен И. Босха. Возможно эта фантасмагория, шифрованный язык аллегорий в некоторой степени повлияли на творчество Брейгеля. Он создает картины, где бесконечность мира поглощает простого обывателя: «Сеятель», «Падение Икара».

«Падение Икара»

Питер Брейгель Старший, биография и картины

С 1558 г. мастер всерьез занимается творчеством, работая помногу часов каждый день. В 1559 г. он создает произведение «Битва Масленицы и Поста». Это вид из небольшого окошка на центральную городскую площадь. Видно веселье, с которым горожане празднуют масленицу. Люди одеты в карнавальные костюмы.

В углу площади разыгрывается комическое сражение Масленицы и Поста. Некоторые искусствоведы считают, что эта сценка была своеобразным ответом на указ Филиппа II. Этот король-аскет, требовал строгого выполнения всех обрядов.

Однако в государстве, только что испытавшим жестокое поражение в военных сражениях, прокатилась волна невиданного доселе террора святой инквизиции.

«Битва Масленицы и Поста»

Питер Брейгель Старший, биография и картины

Поэтому Брейгель уже не изображает безграничные, красивые пейзажи, а все чаще пишет бурлящую людскую стихию. Эту идею мастер позже разовьет в «Фламандских пословицах» и «Играх детей».

«Фламандские пословицы»

Питер Брейгель Старший, биография и картины

В картине о детях мы видим обычную городскую улицу, где играет множество ребятишек. Интересно, что здесь даже не обозначен предел перспективы. Возможно, автор хотел показать, что простые, не имеющие никакого смысла детские забавы – символизируют такую же абсурдную деятельность человечества.

В 1550-х гг. живописец обратился к теме места человека в этом сложном мире. Происходит резкая смена сюжетов его произведений. Зловещая фантастичность его сюжетов превосходит даже Босха. «Триумф Смерти» – высохшие скелеты нападают на людей, а ищут убежище от них в огромной мышеловке, со знаком креста.

«Триумф Смерти»

Питер Брейгель Старший, биография и картины

«Безумная Грета» – сморщенная древняя старуха, обряженная в латы, держит в трясущихся руках шпагу. Она решительно намерена броситься в ад – это яркая аллегория жадности.

 «Безумная Грета»

Питер Брейгель Старший, биография и картины

В 1563 г. Брейгель женился на дочери друга – художника Мейкен Кук и с молодой супругой уезжает Брюссель. В браке рождается два сына, будущих известных живописцев. Многие произведения в эти дни Брейгель пишет по заказу. Покровительство мастеру оказывают – кардинал А. Перенно да Гранвела, который фактически управляет страной; известный коллекционер Н. Йонгелинк, ученый А. Ортелиус.

До нашего времени дошло не более 20 полотен мастера, относящихся к этому периоду его творчества. Главные герои в них («Избиение младенцев», «Несение креста» и др.), теряются среди толпы. Мастер словно специально затушевывает значимость исторического события или чуда в повседневности.

«Несение креста» («Путь на Голгофу»). Пред нами предстает безликая толпа, она весело глумится над Христом, склоненным под тяжестью креста, однако его фигура почти неразличима в людской суете.

«Путь на Голгофу»

Питер Брейгель Старший, биография и картины

В искусстве Нидерландов и всей мировой культуре полотна Брейгеля «Времена года» имеют неоценимое значение. В 1565 г. мастер пишет серию пейзажей из 4-х картин о временах года. Пожалуй, не найти больше такого утонченного изображения природных явлений. Ее бескрайность и великолепие на этих полотнах гармонично сливаются с жизнью простого труженика.

«Хмурый день» (весна), «Жатва» (лето), «Возвращение стад» (осень), «Охотники на снегу» (зима) – эта необыкновенная природная панорама – настоящий апофеоз пейзажа в искусстве живописи. Ни один другой художник не изображал осеннюю природу с такой правдивостью, как Брейгель.

Зеленовато-бурые и слегка рыжеватые оттенки помогают мастеру создать некую плоть, из которой он умело строит образы. Стоя у этих шедевров, нам слышится тихое унылое мычание коров, звонкий цокот копыт коня, громкие нетерпеливые возгласы погонщиков.

Картины до того реальны, что кажется до нас долетает легкий, едва уловимый запах пахучей сырости уже начинающей загнивать, желто-багровой листвы. А фоном для царственно увядающей природы, служат величественные горы на горизонте.

Посмотрите на полотно «Охотники на снегу», отвлекитесь на несколько мгновений от вечных житейских мыслей и вас пронзит холодное веяние, услышите тихий шорох, взлетевшей с обледеневшей ветки, сороки-белобоки – он так хорошо различим при морозе.

А еще через мгновение до вас донесется усталое дыхание собак и тяжелая, упруго-хрустящая по насту, поступь охотников. Вы словно побываете вместе с мастером на зимней охоте.

И ощутив на себе этот бодрящий морозец, так чудно изображенный на картине, вам захочется поскорее очутиться в тепле родного дома.

Вера в людей и страх за простого человека, мгновение пьянящего оптимизма и затем тупого пессимизма, какая-то глубокая до дрожи неудовлетворенность сквозит в последних произведениях этого великого художника, всю свою жизнь ищущего и не нашедшего гармонии в своем особом творческом мировосприятии.

«Охотники на снегу»

Питер Брейгель Старший, биография и картины

В 1567 – 1569 гг. мастер создает произведения о жизни простого народа. В 1567 г. была выполнена, можно сказать, масштабная работа – «Крестьянский танец». Она отличается от всех предшествующих картин Брейгеля.

Мастер изображает героев крупном масштабе (что не характерно для работ этого живописца), а сюжет несет в себе пафос и жесткую рациональность. Богатырские фигуры крестьян приближены к зрителю, написаны безупречно тщательно, но удивительно сдержанно и лаконично.

Брейгеля, казалось, не интересовало шумное празднество крестьян, ни отдельные из группы, а лишь крестьяне – их облик, характерные жесты и манеры. Его взгляд строго объективен, а размещение фигур – точность математика.

Каждый персонаж несет в себе лишь одну черту образа крестьянства, а те, кому автор подарил главные из качеств, находятся на первом плане. Мастер, словно кубики из конструктора, собирает образ сельского жителя, придавая ему даже внешний суровый вид. Он показывает лучшие и худшие черты.

Характер композиции подводит итог мощной силы этого социального слоя. В этом произведении Брейгеля родился новый бытовой сельский жанр, который впоследствии станет особым течением в искусстве. Но значение произведения не ограничивается этим. Впервые в истории живописи ярко выражен образ народа.

«Крестьянский танец»

Питер Брейгель Старший, биография и картины

«Крестьянский праздник». Здесь еще острее выражает характер народа, а главные персонажи обретают невиданную мощь. В последние годы жизни Брейгель пишет довольно мрачно и жестко. Это – «Мизантроп», «Калеки», «Похититель гнезд», и в особом ряду стоит картина «Слепые». Во Средние века часто изображали слепого поводыря, который, медленно ступая, держит за руку другого слепого.

Это символ «перевернутого мира, вселенной», где все наоборот. Брейгель возвращается к этой теме. Некоторые искусствоведы предполагают, что сюжет взят мастером из старинной притчи. Живописец много и мучительно раздумывал о духовной слепоте – случае, судьбе, которые управляют человеком. Его современники вели ожесточенные диспуты об истинной вере.

Возможно, поэтому мастер помещает в сюжеты символ веры – храм.

Питер Брейгель скончался в Брюсселе в начале осени 1569 г. Ему было около сорока пяти лет.

Источник: https://histnote.ru/piter-breigel-starshij/

Брейгель Питер старший. Биография, названия, описание картин

Питер Брейгель Старший, биография и картиныПитер Брейгель Старший (ок. 1525 — 9.09.1569, Брюссель), известный также с прозвищем «Мужицкий»  — нидерландский живописец и график, самый известный и значительный из носивших эту фамилию художников. Мастер пейзажа и жанровых сцен. Отец художников Питера Брейгеля Младшего («Адского») и Яна Брейгеля Старшего («Райского»).

Биография Питера Брейгеля Старшего.

Точная дата рождения Питера Брейгеля неизвестна, предположительно он родился в 1525-1530 годах. Место рождения его также остается загадкой: скорее всего это город Бреда в Нидерландах или деревня Брёгел, находящаяся неподалеку от этого города.

Начинал Брейгель как график, в возрасте примерно 20 лет он поступает на обучение в мастерскую Питера Кука ван Альста, придворного художника, где и работает до смерти своего учителя в 1550 году.

После выхода из мастерской Брейгеля принимают в антверпенскую гильдию живописцев, он поступает в мастерскую к Иерониму Коку, известному граверу.

Там он знакомится с творчеством Босха, которое производит на молодого художника неизгладимое впечатление и он пишет свое видение его картин.

В 1552-1553 Питер Брейгель отправляется в путешествие по Франции, Италии, Швейцарии, где оказывается совершенно потрясен шедеврами Возрождения и природой Средиземноморья, после чего продолжает работать в гравюрной мастерской, где по его рисункам изготавливаются гравюры «Осел в школе» и «Большие рыбы поедают малых», которая была продана с подписью Иеронима Босха.

В середине 1560-х годов Брейгель вместе с семьей переселяется в Брюссель, где в этот период из-под его кисти выходят картины «Голова крестьянки» — единственный известный портрет художника, «Поклонение волхвов», серия «Времена года», от которой осталось только пять картин. Главные темы в работах Питера Брейгеля Старшего, или, как его прозвали современники, Мужицкого — природа, сельская жизнь, крестьяне.

Умер художник в Брюсселе в 1569 году, там же и был похоронен. К сожалению, ни одного произведения художника в русских музеях нет.

Читайте также:  Шулер с бубновым тузом, жорж де латур

Описание картин Питера Брейгеля старшего:

Питер Брейгель Старший, биография и картины Питер Брейгель Старший, биография и картины Питер Брейгель Старший, биография и картины Питер Брейгель Старший, биография и картины Питер Брейгель Старший, биография и картины Питер Брейгель Старший, биография и картины Питер Брейгель Старший, биография и картины Питер Брейгель Старший, биография и картины

Источник: https://opisanie-kartin.ru/category/breigel-piter/

Питер Брейгель Старший — это… Что такое Питер Брейгель Старший?

Питер Брейгель-старший, известный также как «Мужицкий» (нидерл. Pieter Bruegel de Oude, МФА: [ˈpitər ˈbrø:ɣəl]; ок. 1525—1569) — (фламандский) живописец и график, самый известный и значительный из носивших эту фамилию художников. Мастер пейзажа и жанровых сцен. Отец художников Питера Брейгеля Младшего (Адского) и Яна Брейгеля Старшего (Райского).

Биография

Питер Брейгель родился предположительно между 1525 и 1530 г. (точная дата неизвестна). В качестве версий относительно места его рождения называют город Бреда в провинции Брабант, а также деревушку Брёгел около этого города.

Первоначально фамилия художника писалась Brueghel, и так же она писалась у его детей; однако с 1559 г. он начал подписывать свои картины Bruegel.

Свою творческую биографию он начал как график. К середине 1540-х гг. он попал в Антверпен, где обучался в мастерской у Питера Кука Ван Альста, придворного художника императора Карла V.

В мастерской Ван Альста Брейгель работал до самой смерти своего учителя в 1550 г. В 1551 г.

Брейгель был принят в антверпенскую гильдию живописцев и поступил на работу в мастерскую к Иерониму Коку, печатавшему и продающему гравюры.

В мастерской Кока художник увидел эстампы с картин Босха, которые произвели на него такое впечатление, что он рисует собственные вариации на темы великого художника.

В 1552—1553 годах по предложению Кока Брейгель совершает путешествие во Францию, Италию, Швейцарию, чтобы сделать серию рисунков итальянских пейзажей, предназначенных для репродукции в гравюре. Потрясен древними памятниками Рима и шедеврами Возрождения, морскими стихиями и живописными гаванями Средиземноморья.

В 1553 году Брейгель женился на дочери своего учителя Ван Альста, Марии (Мэйкен).

Свое главное прозвище «Мужицкий» получил за живописную серию «Времена года», в которой с большой любовью отразил красоту земледельца в действии — в могучей пластике широкого жеста косца, тяжеловатой грации собирательницы колосьев.

В зрелые годы жил и работал в Антверпене, в 1563 г. переехал в Брюссель.

Художник умер 5 сентября 1569 г. в Брюсселе. Похоронен в брюссельской церкви Богородицы-в-часовне.

Из всех сохранившихся картин Брейгеля около трети находятся в Музее истории искусства в Вене. В музеях России произведения Брейгеля отсутствуют.

Питер Брейгель Старший, биография и картины

Охотники на снегу. 1565

Питер Брейгель Старший, биография и картины
Мизантроп. 1568. Национальные музей и галерея Каподимонте. Неаполь.

Некоторые известные работы

  • «Путь на Голгофу», 1564, Музей истории искусств, Вена
  • «Триумф смерти», 1562, Музей Прадо, Мадрид
  • «Самоубийство Саула», 1564, Музей истории искусств, Вена
  • «Обращение Савла», 1567, Музей истории искусств, Вена
  • «Перепись в Вифлееме», 1566, Королевские музеи изящных искусств, Брюссель
  • «Избиение младенцев» 1566, Музей истории искусств, Вена
  • «Морской бой в гавани Неаполя» 1558—1562, Galleria Doria Pamphili, Рим
  • «На пути в Египет», 1563, Институт искусства Курто, Лондон
  • «Падение Икара», 1558, Королевские музеи изящных искусств, Брюссель
  • «Падение мятежных ангелов», 1562, Королевские музеи изящных искусств, Брюссель
  • «Вавилонская башня», 1563, Музей истории искусств, Вена
  • «Страна лентяев», 1567, Старая пинакотека, Мюнхен
  • «Крестьянская свадьба», 1568, Музей истории искусств, Вена
  • «Притча о слепых», 1568, Музей Каподимонте, Неаполь
  • «Поклонение волхвов», 1564, Лондонская Национальная галерея, Лондон
  • «Христос и женщина, уличённая в прелюбодеянии», 1565
  • Цикл картин «Перевёрнутый мир» (1556):
  • Цикл картин «Двенадцать месяцев», сюжеты которых основаны на часослове; первоначально содержал 6 или 12 картин, из которых сохранилось только пять:
    • «Охотники на снегу», 1565, Музей истории искусств, Вена
    • «Возвращение стада», 1565, Музей истории искусств, Вена
    • «Сенокос», 1565, Národní galerie (Национальная галерея), Прага
    • «Жатва», 1565, Музей Метрополитен, Нью-Йорк
    • «Хмурое утро», 1565, Музей истории искусств, Вена

Генеалогическое древо

Библиография

  • Алпатов М., Питер Брейгель Мужицкий, М., 1939;
  • Климов P., Питер Брейгель, М., 1959;
  • Гершензон-Чегодаева Н. М. Брейгель. М., 1983
  • Вastelaar R. van, Hulin de Loo G., Peter Bruegel l’Ancien, son oeuvre et son temps, v, 1-2, Brux., 1906—1907;
  • Grossmann F., Peeter Brueghel, L.- Firenze, 1956
  • Rocquet, C.-H., Breuegel ou l’atelier des songes, Paris, 1987;
  • Rucker, R. (2002). As above, so below: A novel of Peter Bruegel. New York: Forge.

Ссылки

Питер Брейгель Старший, биография и картины

Зимний пейзаж с катающимися на коньках и птицами.

Wikimedia Foundation. 2010.

Источник: https://biograf.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1095542

Питер Брейгель (Старший) биография кратко и интересные факты

Питер Брейгель Старший, биография и картины

Сообщение о Питере Брейгеле Старшем, голландском живописце изложено в этой статье.

Питер Брейгель Старший краткая биография и интересные факты

Будущий художник появился на свет в 1525 году. Место, где родился Питер Брейгель Старший — это городок Бреда (согласно другой версии в селе Брейгель) в Нидерландах. Точной даты рождения неизвестно. Его творческая деятельность начиналась с графики: сначала он обучался у Ван Алста, а после для издателя гравюр Кока создавал рисунки.

В период 1551—1553 годов совершает поездку в Италию. Параллельно с этим определяется его творческая индивидуальность как художника. В 1551 году его избирают в члены профессионального художественного объединения – Гильдию святого Луки, находящуюся в Антверпене. Поэтому можно утверждать, что художник Питер Брейгель Старший уже состоялся.

В начале 60-х годов XVI столетия происходят перемены в личной жизни Брейгеля. Он связывает себя узами брака  в 1563 году с Марией Кук, дочерью своего бывшего учителя и наставника Альста. Это позволило ему добиться более высокого положения в обществе и обзавестись полезными знакомствами.

Супруги обосновались в Брюсселе. Перед художником открылись новые возможности, так как в столице жили богатые вельможи и коронованные особы, которые могли стать его покровителями. Здесь Питер начал писать свои картины в новой манере, далекой от господствующей стилистики и принципов композиций.

Питер Брейгель Старший еще не знал, что ему осталось жить всего 6 лет. Но за этот относительно короткий период ему удалось создать много шедевров. Среди его заказчиков значились крупные личности: кардинал Антуан Перрено де Гранвела, банкир Николас Ионгелинк.  В первые годы он создал знаменитую сегодня серию картин «Месяцы».

Творчество Питера Брейгеля Старшего большей мерой было посвящено изображениям природы, селу и его жителям, библейским персонажам.  Более поздние произведения излучают пессимистические раздумья о человеке, лишившегося воли к противостоянию и борьбе, а также пассивно идущего за судьбой.

Умер голландский художник в Брюсселе 5 сентября 1569 года.

Знаменитые картины Брейгеля —  «Битва Масленицы и Поста», «Фламандские пословицы», «Несение креста», «Избиение младенцев», «Поклонение волхвов», «Перепись в Вифлееме», «Проповедь Иоанна Крестителя», «Обращение Савла», «Жатва», «Притча о Слепых», «Падение Икара», «Вавилонская башня», «Вино на празднике Святого Мартина», «Проповедь святого Иоанна Крестителя», «Страна лентяев», «Калеки», «Три солдата», «Сорока на виселице», «Крестьянская свадьба», «Разоритель гнезд», «Крестьянский танец», «Пьяницу заталкивают в свинарник».

 Питер Брейгель Старший интересные факты

  • Сначала фамилия художника писалась как Brueghel, но с 1559 года художник стал подписывать свои творенья Bruegel.
  • Он никогда не писал обнаженных фигур и заказных портретов, несмотря на то, что ему поступали такие предложения от богатых заказчиков.
  • Прозвище Питера Брейгеля Старшего звучало как Мужицкий. Он получил такое прозвище, чтобы художника не путали с его сыном, который также рисовал картины.
  • Главными героями его картин был простой люд и крестьяне.
  • У Питера Брейгеля Старшего с его женой было трое детей. Когда он умер, старшему сыну было всего 5 лет
  • До 20 века сохранено 45 живописных полотен мастера и много эскизов. Из всех картин, которые сохранились, около трети имеет Музей истории искусств в Вене.

Источник: https://kratkoe.com/piter-breygel-starshiy-biografiya-kratko-i-interesnyie-faktyi/

Биография

Подробности Категория: Художники Опубликовано: 07.02.2016 11:47 Биограф Просмотров: 2280 Питер Брейгель Старший, биография и картины

Брейгель Питер Старший Родился: 1525 года. Умер: 30 августа 1569 года.

Питер Брейгель Старший ок. 1525 — 9 сентября 1569, Брюссель), известный также под прозвищем «Мужицкий» — нидерландский живописец и график, самый известный и значительный из носивших эту фамилию художников. Мастер пейзажа и жанровых сцен. Отец художников Питера Брейгеля Младшего («Адского») и Яна Брейгеля Старшего («Райского»).

Питер Брейгель родился предположительно между 1525 и 1530 годами (точная дата неизвестна). Местом его рождения чаще всего называют город Бреда (в современной нидерландской провинции Северный Брабант) или деревушку Брёгел около этого города.

Первоначально фамилия художника писалась Brueghel (это написание сохранилось у фамилий его детей), однако с 1559 года он начал подписывать свои картины Bruegel.

Свою творческую биографию он начал как график. К середине 1540-х годов он попал в Антверпен, где обучался в мастерской у Питера Кука ван Альста, придворного художника императора Карла V.

В мастерской Ван Альста Брейгель работал до самой смерти своего учителя в 1550 году.

Читайте также:  Амброзианская библиотека, милан, италия

В 1551 году Брейгель был принят в антверпенскую гильдию живописцев и поступил на работу в мастерскую к Иерониму Коку, печатавшему и продававшему гравюры.

В мастерской Кока художник увидел эстампы с картин Босха, которые произвели на него такое впечатление, что он нарисовал собственные вариации на темы великого художника.

В 1552—1553 годах по предложению Кока Брейгель совершил путешествие во Францию, Италию, Швейцарию, чтобы сделать серию рисунков итальянских пейзажей, предназначенных для репродукции в гравюре. Был потрясён древними памятниками Рима и шедеврами Возрождения, морскими стихиями и живописными гаванями Средиземноморья. Предположительно в Риме он работал с миниатюристом Джулио Кловио.

В 1563 году Брейгель женился на дочери своего учителя Ван Альста, Марии (Майкен).

В 1556 году Брейгель работал в Антверпене для печатной мастерской «Четыре ветра», принадлежавшей нидерландскому издателю Иерониму Коку.

По рисункам Брейгеля здесь были изготовлены гравюры «Большие рыбы поедают малых» и «Осёл в школе». Желая угодить вкусам богатых заказчиков, Кок даже не гнушался подделывать подписи на гравюрах.

Так, гравюра «Большие рыбы поедают малых» была продана с подписью знаменитого нидерландского художника Иеронима Босха.

В 1557 году Брейгель написал цикл гравюр, иллюстрирующий семь смертных грехов.

В 1563 году переселился с семьёй в Брюссель.

Можно многое узнать о художнике, ответив на вопрос, чего он не писал. Насколько известно, Брейгель не писал заказных портретов и обнажённых фигур.

Из портретов, приписываемых Брейгелю, только один несомненно принадлежит ему. Это картина «Голова крестьянки» 1564 года.

Наверняка художник не имел недостатка в просьбах написать портреты своих современников, но судя по всему, Брейгель подобных заказов не принимал.

В 1565 году была написана серия «Картины месяцев или времён года», от которой сохранилось всего пять произведений. В позднесредневековых иллюстрированных молитвенниках для знати религиозным текстам часто предшествовал календарь, где на каждый месяц приходилось по страничке.

Смена сезонов изображалась чаще всего через призму занятий, соответствующих каждому месяцу. Но у Брейгеля в смене времён года основную роль играет природа, а люди, так же как и леса, горы, вода, животные, становятся лишь частью необозримого ландшафта. «Возвращение стад. Осень», «Охотники на снегу.

Зима» и «Сенокос» — одинакового формата и, возможно, выполнены для одного заказчика. Две другие — «Жатва. Лето» и «Сумрачный день. Весна».

Карел ван Мандер называет заказчиком всей серии «Месяцев» богатого антверпенского купца Николаса Йонгелинка, который затем, срочно нуждаясь в крупной сумме денег, отдал все эти картины в залог и так и не выкупил их.

Чтобы не путать Питера Брейгеля с его сыном — тоже живописцем, Старшего позднее окрестили Брейгелем Мужицким.

Более тридцати приблизительно из сорока пяти картин кисти Брейгеля (или приписываемых ему) посвящено изображению природы, деревни и её жителей. Безликие представители сельских низов становятся главными героями его работ: на своих рисунках он зачастую вообще скрывает лица.

Никто из художников ранее не осмеливался создавать произведения на подобные темы. Но многие поздние работы свидетельствуют о растущем интересе художника к индивидуальным фигурам. Художник начинает писать крупные фигуры людей, по отношению к которым окружение играет уже подчинённую роль.

К таким картинам относятся «Притча о слепых», «Разоритель гнёзд» (другое название — «Крестьянин и разоритель гнёзд»), «Калеки» и «Мизантроп».

Питеру Брейгелю было около сорока, когда армия испанского герцога Альбы с приказом уничтожить еретиков в Нидерландах вошла в Брюссель. В течение последующих лет Альба приговорил к смерти несколько тысяч нидерландцев. Последние годы жизни прошли в атмосфере террора, насаждаемого Альбой.

Об одной из последних работ Брейгеля, «Сорока на виселице», ван Мандер пишет, что «он завещал жене картину с сорокой на виселице. Сорока означает сплетников, которых он хотел бы увидеть повешенными».

Виселицы ассоциировались с испанским правлением, когда власти начали приговаривать к позорной смерти через повешение предикантов, а сам террор Альбы держался почти исключительно на слухах и доносах.

Картина «Избиение младенцев» содержит изображение зловещего человека в чёрном, наблюдающим за исполнением приказа царя Ирода; этот человек очень похож на Альбу; значит, короля Филиппа II художник сравнивает с Иродом.

Ван Мандер сообщает также о последней картине Брейгеля «Торжество правды», которую он называет самой лучшей в творчестве художника. До нас она не дошла, к тому же у ван Мандера соседствуют правда и вымысел.

Художник умер 5 сентября 1569 года в Брюсселе. Похоронен в брюссельской церкви Нотр-Дам де ла Шапель.

Из всех сохранившихся картин Брейгеля около трети находятся в Музее истории искусства в Вене. В России произведений Брейгеля нет.

Некоторые известные работы

Цикл картин «Перевёрнутый мир»:Битва Масленицы и Поста, 1559. Музей истории искусств, ВенаИгры детей, 1559-60. Музей истории искусств, ВенаНидерландские пословицы, 1559. Берлинская картинная галерея, БерлинПадение Икара, 1558. Королевские музеи изящных искусств, БрюссельМорской бой в гавани Неаполя, 1558—1562. Galleria Doria Pamphili, РимТриумф смерти, 1562.

Музей Прадо, МадридПадение мятежных ангелов (др. название: Падение восставших ангелов), 1562. Королевские музеи изящных искусств, БрюссельВавилонская башня, 1563. Музей истории искусств, ВенаНа пути в Египет, 1563. Институт искусства Курто, ЛондонВино на празднике Святого Мартина, 1563-65. МадридПуть на Голгофу (др. название: Несение креста), 1564.

Музей истории искусств, ВенаСамоубийство Саула, 1564. Музей истории искусств, ВенаПоклонение волхвов, 1564. Лондонская Национальная галерея, ЛондонХристос и женщина, уличённая в прелюбодеянии, 1565.

Институт искусства Курто, ЛондонЦикл картин «Двенадцать месяцев», сюжеты которых основаны на часослове; первоначально содержал 6 или 12 картин, из которых сохранилось только 5:Охотники на снегу, 1565. Музей истории искусств, ВенаВозвращение стада, 1565. Музей истории искусств, ВенаСенокос, 1565. Дворец Лобковица в Пражском Граде, ПрагаЖатва, 1565.

Музей Метрополитен, Нью-ЙоркСумрачный день, 1565. Музей истории искусств, ВенаПерепись в Вифлееме, 1566. Королевские музеи изящных искусств, БрюссельСвадебный танец, 1566. Институт искусств Детройта, ДетройтИзбиение младенцев, 1566. Музей истории искусств, ВенаОбращение Савла, 1567. Музей истории искусств, ВенаСтрана лентяев, 1567.

Старая пинакотека, МюнхенКрестьянский танец, 1567. Музей истории искусств, ВенаКрестьянская свадьба, 1568. Музей истории искусств, ВенаСорока на виселице, 1568. Гессенский музей, ДармштадтМизантроп, 1568. Музей Каподимонте, НеапольПритча о слепых (др. название: Слепые), 1568. Музей Каподимонте, Неаполь

Калеки, 1568. Лувр, Париж

Источник: http://biography.su/khudozhniki/brejgel-piter-starshij

Питер Брейгель Старший, Изображений: 50

Питер Брейгель Старший – нидерландский художник, донесший до нас посредством своих картин кусочек средневековья, в котором ему довелось прожить короткую, но наполненную творчеством жизнь. В Нидерландах он и родился, и умер, хотя многие великие художники заканчивали свою жизнь на чужбине, вдали от родины (как, например, Франсиско Гойя, Пабло Пикассо, Николай Рерих).

О первом двадцатилетнем периоде жизни Питера Брейгеля практически ничего не известно, документальные свидетельства начинают отражать его жизнь только с 1551 года. Предположительные дата и место рождения художника – 1525 год и деревушка Брейгель.

Биография великого художника была написана автором «Книги о художниках» Карелом ван Мандером спустя 35 лет после смерти Питера Брейгеля Старшего и проверить её достоверность не представляется возможным. К сожалению, не осталось ни переписки, ни изображений супруги и сыновей выдающегося художника.

Становление таланта молодого Брейгеля проходило в художественной мастерской Питера Кука ван Альта. Живописец императора Карла V усердно передавал свои знания талантливому ученику. И его труды не пропали даром – в 1551 г.

гильдия художников имени Святого Луки приняла Брейгеля в свои ряды. В мастерской Кока он впервые видит эстампы Босха. Они производят на него неизгладимое впечатление и он пробует писать свои варианты, подражая великому художнику.

До конца своей жизни он сохранит своё восторженное преклонение перед гением Босха.

По предложению владельца гравюрной мастерской Иеронима Кока художник совершил заграничную поездку в Италию и другие европейские страны с целью совершенствования своего мастерства и ознакомления с красивейшими итальянскими пейзажами, памятниками, скульптурой и живописью эпохи Возрождения. Горы настолько потрясли воображение молодого Брейгеля, что нашли отражение во многих его картинах. Его называют мастером жанровых сценок из сельской жизни. Однако на многих картинах нельзя разглядеть лица, только фигуры.

По некоторым данным он работает в Риме с Джулио Кловио, занимавшегося миниатюрой.

В 1563 г. произошли радикальные перемены в жизни художника: из Антверпена он переехал в столичный город Нидерландов – Брюссель и сочетался счастливым браком с Марией Кук, дочерью своего умершего в 1550 г. бессменного наставника и друга. Брейгель создает целую серию гравюр о семи смертных грехах. Это приносит ему широкую известность.

Среди его постоянных заказчиков появляются и кардиналы, и банкиры, и знатные вельможи. Он богат, перспективен, с открывающимися впереди широкими горизонтами. В 1564 и 1568 гг. рождаются сыновья Питер и Ян, продолжатели рода и династии. Но осенью 1569 г. жизнь замечательного художника неожиданно обрывается.

В церкви Нотр-Дам де ла Шапель он когда-то венчался, там же и был погребен.

Многогранный художник, осветивший своим талантом все шестнадцатое столетие, а особенно ярко свои родные Нидерланды, оставил нам очень разноплановые картины, в которых нашли отражение и прекрасные пейзажи, и мистические сюжеты, и библейские мотивы, и простая крестьянская жизнь (за что, кстати, он и получил прозвище «Мужицкий»). Самые известные картины, которые просто впечатываются в сознание далекого от эпохи Возрождения современного человека – это «Вавилонская башня», «Времена года», «Слепые».

Читайте также:  Скульптура «рабочий и колхозница»: автор, описание, история

Искусствоведы утверждают, что Брейгель никогда не писал портретов по заказу, а также избегал изображения обнаженных фигур.

Источник: https://gallerix.ru/storeroom/1029566649/

Питер Брейгель-старший: биография, картины, жизнь

Алеся Гладкая 24.11.2012

Известный нидерландский художник Питер Брейгель-старший создал свой колоритный стиль письма, которым существенно отличался о других живописцев эпохи Возрождения. Его картины – это образы народного сатирического эпоса, изображения природы и быта деревни.

Некоторые работы завораживают своей композицией – на них хочется смотреть и смотреть, рассуждая о том, что именно хотел донести до зрителя художник. Особенность письма и видения мира Брейгеля напоминают творчество раннего сюрреалиста Иеронима Босха.

Точная дата и место рождения Питера Брейгеля не известно. Библиограф художника Карель ванн Мандер называет приблизительную дату и местность рождения Питера – это 1525 год маленький город Бреды.

Некоторые исследователи считают, что родился Питер в деревушке Брегел, находящейся недалеко от Бреда, так как именно от названия деревни и произошла его фамилия.

О детстве художника ничего неизвестно, Карель ванн Мандер предполагает, что родители Брейгеля были обыкновенными людьми – крестьянами.

Когда Питеру было до 20 лет (приблизительно в 1540-х), он поступает на обучение графике в мастерскую Кука ванн Альста, известного в то время фламандского художника, служащего придворным живописцем у императора Карла Пятого.

 После смерти учителя, а это произошло в 1550 году, Брейгель вступает в гильдию живописцев Антверпена. В 1551 году он поступает на службу в мастерскую Иеронима Кока, который продавал печатаные гравюры.

Именно здесь Питер Брейгель увидел эстампы (оттиски на бумаге) картин Иеронима Босха.

Вдохновленный странными образами на картинах великого сюрреалиста, Брейгель пробует рисовать что-то подобное. С 1552 года Брейгель путешествует по Франции, Швейцарии и Италии.

По просьбе Иеронима Кока Питер должен был сделать несколько рисунков пейзажей Италии для дальнейшего переведения их в гравюры.

В Риме художник насыщается прекрасным – рассматривает древние строения, любуется морскими гаванями, изучает картины живописцев эпохи Ренессанса.

В Италии он пишет одну из ранних картин «Пейзаж с Христом и апостолами».  В 1553 Брейгель жениться на Марии, дочери своего первого учителя Кука ванн Альста.

У Марии и Питера родилось трое детей, двое из которых впоследствии занялись, как и их отец, художественным мастерством. В 1554 художник посещает Швейцарию и Альпы.

Горы, чистый воздух и бездонно-голубое небо затмили все впечатления от Италии. Здесь он пишет прекрасные и колоритные пейзажи.

В 1556 году, вернувшись в Антверпен, Брейгель передает Иерониму Коку свои рисунки. Издатель тут же изготавливает гравюры на продажу.

Списки с брейгельской картины «Большие рыбы поедает малые»  мошенник-Кок подписывает поддельной подписью самого Босха – все это делается, дабы угодить богатым заказчикам издателя.

В 1557 году Брейгель пишет семь гравюр на тему «Смертные грехи». В 1561 году вместе с семьей художник переезжает в Брюссель.

Большинство работ этого времени были написаны для кардинала де Гранвела, ученого Ортелиуса, коллекционера Йонгелинк.

В 1562 году из-под пера мастера выходит «Триумф смерти» – страшная картина, описывающая безлюдную землю, покрытую виселицами и колесами для пыток.

 В 1565 году Брейгель пишет цикл «Картин месяцев и времен года», от которого до наших дней дошло только пять изображений. Эта большая и сложная работы была выполнена для купца-коллекционера Йонгелинка, который впрочем, затем продал весь цикл.

Большая часть картин, написанная Брейгелем, посвящена образам природы, деревни и ее простых жителей. Так в 1567-1569 он пишет ряд картин на эту тематику.

В своих работах Питер передает всю драматургию жизни крестьян, тщательно вырисовывая их внешность, одежду. Питер Брейгель-старший умер в 1569 году 5 сентября в Брюсселе.

  Рассматривая картины Мужицкого Брейгеля (так его называют критики), сразу же видно влияние на его творчество великого «мастера ужасов» Иеронима Босха.

Но не стоит считать Брейгеля плагиатчиком, ведь он всего лишь озираясь на работы Босха, создал драматические картины, полные собственного представления о человеке, его месте на Земле. Именно поэтому Брейгеля-старшего можно по праву считать истинным мудрецом эпохи Возрождения.

Источник: http://hogen-mogen.ru/notes/dutch/piter-breigel-starshii/

Брейгель старший питер

Му­жиц­кий. / Ориг.: Pieter Bruegel de Oude — нидерл.

БРЕ́ЙГЕЛЬ СТА́РШИЙ (между 1525 и 1530-1569 годы), или Му­жиц­кий (Breugel; Bruegel de Oude, Boere Brue­ghel), Пи­тер (Пер ден Дрол, Peer den Drol). Ни­дерландский жи­во­пи­сец и ри­со­валь­щик.

Учил­ся у Питер Кук­ке ван Ал­ста в Антвер­пе­не. Ра­бо­тал в Ан­твер­пе­не (член гиль­дии жи­во­пис­цев Святого Лу­ки, с 1551 года) и Брюс­се­ле (с 1563 года).

На­чи­нал твор­че­ст­во как ри­со­валь­щик; с 1551 года вы­пол­нил для ан­твер­пен­ско­го из­да­те­ля Иеронима Ко­ка свыше 135 ри­сун­ков, пе­ре­ве­дён­ных в гра­вю­ру различными мас­те­ра­ми и имев­ших гран­ди­оз­ный ус­пех: ве­ли­ча­вые па­но­ра­мы аль­пий­ских пей­за­жей, от­кры­ваю­щие­ся с вы­со­ты птичь­е­го по­лё­та (в 1552-1553 годах Брейгель Старший со­вер­шил по­езд­ку в Рим че­рез Фран­цию, во вре­мя ко­то­рой ис­пол­нял ри­сун­ки), и ал­ле­го­рические ком­по­зи­ции с мно­го­численными мел­ки­ми фи­гур­ка­ми, на­по­ми­наю­щи­ми мон­ст­ру­оз­ные об­ра­зы Иеронима Бос­ха (се­рии «Семь смерт­ных гре­хов», 1558 год; «Семь доб­ро­де­те­лей», 1559-1560 годы; «Мор­ские ко­раб­ли», 1564–1565 годы, и другие).

Боль­шин­ст­во жи­во­пис­ных про­из­ве­дений Брейгеля Старшего — ал­ле­го­рии и прит­чи, за­им­ство­ван­ные из фольк­ло­ра, осо­бен­но — сце­ны народной жиз­ни, ко­то­рые в его твор­че­ст­ве ста­но­вят­ся ос­но­вой уни­вер­саль­ной кар­ти­ны ми­ра. К ре­лигиозной те­ма­ти­ке Брейгель Старший поч­ти не об­ра­щал­ся (ли­бо трак­то­вал её весь­ма свое­о­быч­но).

Сре­ди са­мых ран­них кар­тин — «Па­де­ние Ика­ра» (1555-1558 годы, Ко­ро­лев­ские му­зеи изящ­ных искусств, Брюс­сель): зем­ле­па­шец и пас­тух, за­ня­тые сво­им тру­дом, не за­ме­ча­ют тра­ге­дию ан­тич­но­го ге­роя; рав­но­душ­на к его смер­ти и пре­крас­ная при­ро­да, в изо­бра­же­нии ко­то­рой за­мет­ны тра­ди­ции пер­во­го ни­дерландского пей­за­жи­ста — Иоахима Па­ти­ни­ра.

В кар­ти­нах «Фла­манд­ские по­сло­ви­цы» (1559 год, Государственные му­зеи, Бер­лин), «Бит­ва Мас­ле­ни­цы и По­ста» (1559 год) и «Дет­ские иг­ры» (1560 год, обе – Ху­до­же­ст­вен­но-ис­то­рический му­зей, Ве­на) фольк­лор­ные сю­же­ты да­ны в из­люб­лен­ном мас­те­ром па­но­рам­ном ох­ва­те, даю­щем воз­мож­ность на­блю­дать не­обы­чай­ное раз­но­об­ра­зие бы­то­вых сцен.

Мо­гу­чий пла­стич. та­лант со­че­та­ет­ся у Брейгеля Старшего с не­обы­чай­ным да­ром за­ни­ма­тель­но­го рас­сказ­чи­ка; пе­ст­ро­та цве­то­вых пя­тен под­чёр­ки­ва­ет зре­лищ­ную ост­ро­ту это­го жи­во­пис­но­го кар­на­ва­ла.

  • Од­на­ко уже в бли­жай­шие го­ды жиз­не­ра­до­ст­ный юмор сме­ня­ет­ся у Брейгеля Старшего осо­зна­ни­ем тра­гических сто­рон бы­тия.
  • Кро­ва­вые со­бы­тия Ни­дер­ланд­ской ре­во­лю­ции на­шли в его твор­че­ст­ве пря­мое или опо­сре­до­ван­но-ино­ска­за­тель­ное вы­ра­же­ние.
  • Кар­ти­ны, соз­дан­ные около 1562-1563 года («Три­умф смер­ти», Пра­до, Мад­рид; «Бе­зум­ная Гре­та», Му­зей Май­ер ван дер Берг, Ан­твер­пен), вы­ра­жа­ют чув­ст­во го­ре­чи и от­чая­ния, глу­бо­кое без­ве­рие ху­дож­ни­ка в ра­зум­ное уст­рой­ст­во ми­ра; в них яв­ст­вен­но ощу­ти­мо сле­до­ва­ние тра­ди­ци­ям Иеронима Бос­ха.

В 1565 году соз­дан цикл боль­ших кар­тин, по­свя­щён­ных вре­ме­нам го­да, — наи­бо­лее гар­мо­нич­ное и це­ло­ст­ное из всех соз­да­ний Брейгеля Страшего: «Су­мрач­ный день. Вес­на», «Воз­вра­ще­ние стад. Осень», «Охот­ни­ки на сне­гу. Зи­ма» (все — Ху­до­же­ст­вен­но-ис­то­рический му­зей, Ве­на) и «Жат­ва. Ле­то» (Мет­ро­по­ли­тен-му­зей, Нью-Йорк).

  1. В этом цик­ле, вы­ра­жаю­щем по­этические пред­став­ле­ния о веч­ной че­ре­де кар­тин ми­ро­зда­ния, ху­дож­ник об­ра­ща­ет­ся к бы­ту кре­сть­ян; пер­вый план за­нят отдельной жан­ро­вой сце­ной, дав­шей на­зва­ние про­из­ве­де­нию, за ней — ухо­дя­щий вглубь пей­заж.
  2. Эмо­цио­наль­ное воз­дей­ст­вие уси­лива­ет­ся тон­ко про­ду­ман­ной ко­ло­ри­стической гам­мой, в ко­то­рой уже нет кра­соч­ной пе­ст­ро­ты пре­ды­ду­щих кар­тин; в ка­ж­дой ком­по­зи­ции гос­под­ству­ют еди­ная то­наль­ность, ощу­ще­ние глу­бо­ко­го един­ст­ва жиз­ни че­ло­ве­ка и при­ро­ды.
  3. В позд­них ра­бо­тах Брейгель Старший соз­да­ёт ха­рак­тер­ные народные ти­пы и сце­ны народного бы­та; ко­ло­рит те­перь стро­ит­ся на круп­ных цве­то­вых пят­нах фи­гур пер­во­го пла­на.
  4. «Кре­сть­ян­ский та­нец» (1568 год, Ху­до­же­ст­вен­но-ис­то­рический му­зей, Ве­на) про­ни­зан вих­ре­вым дви­же­ни­ем ис­сту­п­лён­но-са­мо­заб­вен­ной пля­ски; бур­ной ди­на­ми­ке тан­ца про­ти­во­сто­ит ти­хий по­кой ухо­дя­щей вдаль де­ре­вен­ской улоч­ки.
  5. В «Кре­сть­ян­ской свадь­бе» (1568 год, Ху­до­же­ст­вен­но-ис­то­рический му­зей, Ве­на) так­же изо­бра­же­на, ка­за­лось бы, празд­нич­ная сце­на, но в ли­цах уча­ст­ни­ков нет ни­ка­ко­го ве­се­лья; ху­дож­ник ост­ро под­ме­ча­ет ин­ди­ви­ду­аль­ные жес­ты, но пре­об­ла­даю­щим ста­но­вит­ся ощу­ще­ние при­ми­тив­но­сти че­ло­ве­че­ской на­ту­ры, её не­со­вер­шен­ст­ва и гре­хов­но­сти.
  6. Кар­ти­на «Сле­пые» (1568 год, Национальная га­ле­рея Ка­по­ди­мон­те, Не­аполь) — фи­лософская прит­ча, пол­ная го­ре­чи и пес­си­миз­ма, не­со­мнен­но, на­ве­ян­ная дра­ма­тическими со­бы­тия­ми из ис­то­рии Ни­дер­лан­дов.
  7. Твор­че­ст­во Брейгеля Старшего, бу­ду­чи вер­ши­ной и ито­гом раз­ви­тия Воз­ро­ж­де­ния в Ни­дер­лан­дах, вме­сте с тем вы­хо­дит за его гра­ни­цы.
  8. Мак­си­маль­но ис­поль­зуя гу­ма­ни­сти­че­ские ре­нес­санс­ные пред­став­ле­ния о ми­ре и че­ло­ве­ке для соз­да­ния обоб­щён­ных ху­дожественных об­ра­зов, Брейгель не скры­ва­ет сво­его раз­оча­ро­ва­ния в воз­мож­но­стях че­ло­ве­ка, в са­мих ре­нес­санс­ных идеа­лах.

Искусство Брейгеля Старшего не име­ло не­по­сред­ст­вен­ных про­дол­жа­те­лей, хо­тя ока­за­ло воз­дей­ст­вие на раз­ви­тие фламандского пей­за­жа, бы­то­во­го жан­ра, на­тюр­мор­та.

Сы­но­вья Брейгеля Старшего — жи­во­пис­цы Ян Брей­гель «Бар­хат­ный» (1568-1625 годы) и Пи­тер Брей­гель Млад­ший (ок.

1564-1638 годы) — час­то ко­пи­ро­вали про­из­ве­де­ния от­ца (так­же ав­торы кар­тин на ре­лигиозные и бы­то­вые сю­же­ты).

Иллюстрации:

П. Брей­гель Стар­ший.«Боль­шие ры­бы по­еда­ют ма­лых». Ри­су­нок пе­ром. 1556 год. Аль­бер­ти­на (Ве­на). Архив БРЭ;

П. Брей­гель Стар­ший. «Три­умф смер­ти». Около 1562-1563 годов. Пра­до (Мад­рид). Архив БРЭ;

П. Брей­гель Стар­ший. «Охот­ни­ки на сне­гу. Зи­ма». 1565 год. Ху­до­же­ст­вен­но-ис­то­ри­че­ский му­зей (Ве­на). Архив БРЭ.

Литература

  • Tolnay Ch. P. Bruegel l’Ancien. Brux., 1935
  • Львов С. Л. П. Брей­гель Стар­ший. М., 1971
  • Gérard J. Bruegel et son époque. Brux., 1978
  • Гер­шен­зон-Че­го­дае­ва Н. М. Брей­гель. М., 1983
  • Marijnissen R. H. Bruegel: tout l’œuvre peint et dessiné. Anvers, 1988
  • Fran­castel P., Ferrier J. L. Bruegel. P., 1995

Источник: https://w.histrf.ru/articles/article/show/brieigiel_pitier_st

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector