Кузьму Петрова-Водкина, художника, творившего на стыке двух эпох, современники называли «древнерусским иконописцем, волею случая попавшим в будущее». Полотна живописца не только отражали настоящее, но и пророчили грядущее.
А еще – вызывали яростные споры поклонников и критиков.
Первые говорили о гениальности, самобытности и глубоком символизме, другие – что лучше бы Петрову-Водкину, как и намеревался, работать на железной дороге или продолжить семейное дело и стать сапожником.
Детство
Родился будущий живописец на севере Саратовской области, в городке Хвалынске, расположившемся на правом берегу Волги. Семья Петровых-Водкиных «прославилась» своим предком, любителем «беленькой» Петром. Дед Кузьмы во хмелю зарезал кроильным ножом супругу, а спустя несколько часов и сам скончался. С тех пор детей Петра называли то Петровыми, то Водкиными.
Автопортрет Кузьмы Петрова-Водкина
Художнику досталась в «наследство» двойная фамилия, не слишком почетная и напоминающая о семейной трагедии. Отец живописца, Сергей Петрович, получив «прививку» от пагубного пристрастия, был абсолютным трезвенником и лучшим в городе сапожником.
Творческое начало в Кузьме родные отметили в детстве. Мальчик так правдоподобно рассказывал небылицы, что слушатели поневоле верили. Тяга к рисованию тоже проявилась в ранние годы. Первой поклонницей творчества внука оказалась бабушка Арина. Пейзаж, нарисованный Кузьмой масляными красками на куске жести, женщина одобрила и украсила им могилу деда Федора.
Фото Кузьмы Петрова-Водкина
Вторая «картина» Петрова-Водкина тоже украсила кладбищенское надгробие. В этот раз – в благодарность за спасенную жизнь. Кузьма купался в Волге, но заплыл слишком далеко и, выбившись из сил, начал тонуть. Спас мальчика перевозчик Илья Захаров, успевший подплыть на лодке.
Спустя неделю Захаров, спасая очередную жертву волн, утонул сам. Нарисованная на жестяной пластине Волга с маленькой лодкой перевозчика и головами тонущих, посвященная погибшему спасателю, – первое «тематическое» полотно живописца.
Портрет матери Кузьмы Петрова-Водкина
Учился Кузьма Петров-Водкин в 4-классном училище. Там познакомился с иконописцами и попытался повторить увиденное. Первую работу не одобрил священник: уж очень приземленной оказалась Богородица, напоминавшая обуреваемую земными страстями деревенскую бабу.
В 1893 году, окончив училище, Петров-Водкин поехал в Самару, чтобы продолжить образование и получить специальность железнодорожника. Экзамены Кузьма провалил, но не растерялся и поступил в школу живописца Федора Бурова. Через 2 года Федор Емельянович умер, учеников распустили. 15-летний живописец вернулся домой.
Автопортрет Кузьмы Петрова-Водкина
Путь к художественному Олимпу сыну открыла мама, горничная в купеческом доме Казариных. Она показала работы Кузьмы прибывшему по приглашению хозяев архитектору Роберту-Фридриху Мельцеру. Пораженный талантом мальчика, архитектор повез юного живописца в Петербург и помог с поступлением в училище технического рисования Штиглица.
Меценатами и спонсорами одаренного земляка стали купцы Казарины. Они оплачивали квартиру и учебу Кузьмы.
Живопись
В Петербурге творческая биография живописца стремительно развивается. Полученный в Хвалынске опыт иконописи пригодился: Петров-Водкин создал эскиз Богородицы с младенцем для церковной апсиды Ортопедического института. Чтобы перевести эскиз иконы в керамику, художник отправился в Англию, на фабрику. Панно в майолике сохранилось до наших дней.
Картина Кузьмы Петрова-Водкина «Вакханка»
В 1987-м Кузьма Петров-Водкин перебрался в Москву, где стал студентом училища живописи, ваяния и зодчества. Учился под началом Валентина Серова. В 1900 году трудился на заводе по изготовлению керамики в подмосковном селе Всехсвятском. Училище окончил в 1905-м.
С детства склонный к авантюрам и приключениям молодой человек мечтал побывать в Европе, но денег на путешествие не было. Помог случай. В столичной газете Кузьма Петров-Водкин увидел объявление о том, что рискнувшему преодолеть путь от Москвы до Парижа на велосипеде спонсор оплатит дальнейшее путешествие по городам Европы.
Картина Кузьмы Петрова-Водкина «Девушки на Волге»
Молодой художник уговорил приятеля составить компанию и отправился в путь. Дотянули до Германии, на дальнейшую дорогу сил не хватило. В Мюнхене русскому живописцу повезло: друзья собрали деньги для оплаты двухмесячной учебы в школе Антона Ашбе, где в свое время совершенствовали мастерство Иван Билибин, Игорь Грабарь и Василий Кандинский.
Мечта побродить по парижским улицам осуществилась в 1905-м. Три года Петров-Водкин брал уроки в частных художественных академиях. В эти годы побывал в Италии и Северной Африке, вдохновившей на полотна «Семья кочевников», «Африканский мальчик», «Кафе». Через год после возвращения в Россию, в 1909-м, состоялась первая персональная выставка живописца.
Картина Кузьмы Петрова-Водкина «Сон»
В 1910 году Петров-Водкин подарил миру картину «Сон», вызвавшую бурную дискуссию и скандал в обществе. На полотне изображены обнаженные женщины, разглядывавшие спящего голого мужчину. Илья Репин откликнулся на работу разгромной рецензией в газете, зато Александр Бенуа назвал «Сон» шедевром. Эротизм присутствует во многих картинах художника.
В 1912 году символист представил работу «Купание красного коня», изменив мнение Репина: мэтр откликнулся восхищенным: «Талантище!».
Картина Кузьмы Петрова-Водкина «Купание красного коня»
Картину называют главным произведением Кузьмы Сергеевича, самым таинственным и «многослойным». О символах и сокрытых в ней значениях и сегодня спорят. Говорят, полотно навеяно новгородскими иконами, написанными древнерусскими мастерами. Были и те, кто увидел в картине образ грядущей революции. Шедевр хранится в Третьяковской галерее.
Спустя 3 года Кузьма Петров-Водкин порадовал любителей головоломок и поклонников символизма новой загадкой – полотном «Жаждущий воин». Ценители искусства рассматривают фигуры картины как восточные иероглифы: у каждой свое значение, а все вместе «читается» как некая «фраза».
Картина Кузьмы Петрова-Водкина «Жаждущий воин»
Написан шедевр в разгар Первой мировой войны, трагичное для русского воинства время. Приверженцы символизма разглядели в изображенном воине всадника апокалипсиса и провели параллели к Откровениям Иоанна Богослова. По их мнению, посредством зловещей символики на картине отображена происходящая катастрофа, предсказанная в Евангелии.
Поклонники творчества Петрова-Водкина верили в его дар предсказания. В 1918-м он представил натюрморт под названием «Селедка». Поднявшим его на смех за тривиальность сюжета художник хмуро ответил, что изображенное на полотне – паек блокадного времени. До страшных событий в Ленинграде оставалось 23 года.
Картина Кузьмы Петрова-Водкина «Смерть комиссара»
Юбилею Красной армии художник посвятил картину «Смерть комиссара», исполненную трагизма. Цветовое решение и воплощение мастером идей «сферической перспективы» оценили искусствоведы и коллеги Петрова-Водкина.
За 5 лет до смерти Кузьма Петров-Водкин закончил картину «1919 год. Тревога». На ней изображено жилище рабочего в городе, захваченном белогвардейцами. Герой сюжета тревожно всматривается в синие сумерки за окном, за его спиной притихшая семья. Трагизм усиливается изображением спящего младенца.
Картина Кузьмы Петрова-Водкина «1919 год. Тревога»
Полотно нарисовано в 1934-м и, как считают поклонники художника, лишь формально названо «1919 год». Гениальный провидец почувствовал раскручивающийся маховик сталинских репрессий и нарастающую тревогу в обществе.
Революцию Кузьма Петров-Водкин принял, диссидентом не был и, как всем казалось, благожелательно встретил изменения в стране Советов. Но когда художника не стало, к его наследию охладели: власть вдруг заподозрила, что истоки творчества живописца таятся в иконописи, а за символизмом Кузьма Сергеевич спрятал иные смыслы, не столь приятные для советской власти.
Личная жизнь
В Париже 27-летний Петров-Водкин встретил женщину, с которой прожил до конца дней. Мара – дочь владельца парижского пансиона – стала верной супругой Марией Федоровной. В мэрии французской столицы молодоженов расписали, а спустя 2 года, в 1908-м, они уехали в Россию.
Кузьма Петров-Водкин и его жена Мария Жозефина Йованович (в России — Мария Федоровна)
Дочь Елену жена родила Кузьме Ивановичу в 37 лет. На событие художник отозвался восторженно:
«Я был наполовину человек, не испытав этого! Теперь мне есть для чего жить!».
Смерть
В 1928-м медики запретили Петрову-Водкину работать с красками: испарения вредили пораженным туберкулезом легким.
Кузьма Иванович перебрался из северной столицы в Детское Село, где его окружили знаменитые литераторы Алексей Толстой, Константин Федин и Вячеслав Шишков.
Могила Кузьмы Петрова-Водкина
Художник тоже взялся за перо и написал 20 рассказов, 12 пьес и 3 романа. Два романа Петров-Водкин отнес в издательство, но начинание «зарубил» Максим Горький. После критики сочинений издательства закрыли двери перед Кузьмой Ивановичем.
Не стало яркого представителя символизма и постимпрессионизма в середине февраля 1939 года. Судьба отмерила ему 60 лет, а причиной смерти стал туберкулез.
Картины
- 1907 – «Африканский мальчик»
- 1910 – «Сон»
- 1912 – «Купание красного коня»
- 1915 – «Жаждущий воин»
- 1915 – «Девушки на Волге»
- 1916 – «На линии огня»
- 1917 – «Утро. Купальщицы»
- 1918 – «Селедка»
- 1918 – «Автопортрет»
- 1918 – «Утренний натюрморт»
- 1920 – «1918 год в Петрограде»
- 1922 – «Портрет А. А. Ахматовой»
- 1928 – «Смерть комиссара»
- 1934 – «1919 год. Тревога»
- 1934 – «Портрет В. И. Ленина»
Источник: https://24smi.org/celebrity/51427-kuzma-petrov-vodkin.html
Русский музей готовит грандиозную выставку работ Кузьмы Петрова-Водкина
25 мая 2018 года Государственный Русский музей откроет для публики грандиозную экспозицию работ Кузьмы Петрова-Водкина (1878−1939), посвященную 140-летию со дня рождения мастера.
В залах корпуса Бенуа будут показаны работы художника, освещающие все периоды его творческой биографии, произведения как известные, так и забытые, находящиеся в собраниях различных музеев и частных коллекциях.
На представительной выставке будут показаны около 250 произведений живописи и графики из собраний Русского музея, Третьяковской галереи, Эрмитажа.
Экспонаты предоставили Художественный музей города Хвалынска, где родился художник,Петербургский театральный музей, Музей театрального искусства им. А. А.
Бахрушинав Москве, а также региональные художественные музеи и частные коллекционеры Петербурга и Москвы.
- Богоматерь «Умиление злых сердец»
- Кузьма Сергеевич Петров-Водкин
- 1915, 100×110 см
Одна из изюминок предстоящей выставки — этюды и эскизы к известным картинам мастера. Представленные рядом с завершенными произведениями Кузьмы Петрова-Водкина из постоянных экспозиций Русского музея и Третьяковской галереи, они позволят зрителям воочию представить процесс работы художника над его знаменитыми картинами.
Кузьма Петров-Водкин. «Купание красного коня (фрагмент)». 1912
Кузьма Петров-Водкин. Мальчик-всадник. Этюд к картине «Купание красного коня». 1912
1918 год в Петрограде (Петроградская мадонна)
Кузьма Сергеевич Петров-Водкин
1920, 73×92 см
Рисование привлекало Кузьму с детства. В Хвалынске он учился в училище прихода,где состоялось его первое знакомство с искусством. Наблюдая за местными иконописцами, мальчик начал делать первые шаги в живописи: пробовал писать пейзажи и даже иконы.
После окончания учебы, провалившись на экзамене при поступлении в училище в Самаре, Петров-Водкин смог попасть к художнику Федору Емельяновичу Бурову, у которого он получил начальные навыки своей будущей профессии. В дальнейшем он продолжил обучение в Петербурге, в училище Штиглица,куда был зачислен благодаря покровительству архитектора Мельцера, а также в Москве.
Наставником Петрова-Водкина был Валентин Серов. Больше подробностей о жизни художника читайте в биографическом очерке Артхива.
Смерть комиссара
Кузьма Сергеевич Петров-Водкин1928, 196×248 см
«Художник и объединения» — такой могла бы быть тема отдельного исследования,о трансформации творчества мастера на фоне исторических событий разных лет. В 1911 году Кузьма Петров-Водкин стал членом объединения «Мир искусства».
После Революции в числе других деятелей науки и искусства он становится членом-учредителем Вольной философской ассоциации (Вольфила, 1919—1924).
С распадом этого союза, в 1924 году, Петров-Водкин стал участником объединения «Четыре искусства».
- 1919 год. Тревога
- Кузьма Сергеевич Петров-Водкин
- 1934, 169×138 см
Художник активно занимался преподаванием с 1910-го года, работая в Школе Елизаветы Званцевой.
Он пришел в школу, где уже существовала передовая художественная педагогика, в частности, последовательно внедряемая Львом Бакстом, который и привел Петрова-Водкина в качестве преподавателя себе на смену.
Очень сильный состав учеников предопределил характер их отношений с Петровым-Водкиным: он был педагогом и одновременно старшим товарищем по искусству.
С 1918 по 1932 годы Петров-Водкин профессорствовал в Академии художеств, пережив вместе с ней все реорганизации и переименования. Его система в какой-то период была практически единственной учебной методологией, в полной мере отработанной и цельной, так что за это время с Петровым-Водкиным соприкасались более сотни студентов первого года обучения.
- Тревога
- Кузьма Сергеевич Петров-Водкин
- 1926, 75×71 см
Полагаем, что большое количество работ и прекрасно выстроенная экспозиция позволят посетителям узнать много нового, и, в первую очередь, увидеть большое количество работ мастера, отличных от «программных». В ожидании большой выставки предлагаем посмотреть виртуальный тур по залу номер 76 Русскго музея, где работы Кузьмы Петрова-Водкина представлены в постоянной экспозиции.
- Автопортрет
- Кузьма Сергеевич Петров-Водкин
- 1918, 71×58 см
- https://artchive.ru
Источник: http://worldartdalia.blogspot.com/2018/05/blog-post_2.html
Биография художника Петров-Водкин Кузьма Сергеевич
Живописец, график, художник-монументалист, теоретик искусства.
Родился в семье сапожника. Первоначальное образование получил в иконописных мастерских, затем обучался в классах живописи и рисования в Самаре (1892–1895) у Ф. Е. Бурова.
Продолжил образование в Центральном училище технического рисования барона А. Л. Штиглица в Петербурге (1895–1897). В 1897 поступил в МУЖВиЗ, занимался у В. А. Серова, Н. А. Касаткина, К. Н. Горского, А. Е. Архипова, Л. О. Пастернака.
В 1900 работал на керамическом заводе Н. П. Сорохтина в селе Всехсвятском под Москвой.
В 1901 путешествовал по Европе, посетил Варшаву, Прагу, Лейпциг, Мюнхен, где посещал школу А. Ашбе. В 1902 за картину «Семья сапожника» награжден медалью. В том же году вместе с П. В. Кузнецовым и П. С.
Уткиным принял участие в росписи Церкви Казанской Божьей Матери в Саратове (росписи и майолики уничтожены в 1904), в 1903–1904 создал эскизы майолик для оформления клиники Р. Р. Вредена в Петербурге.
В 1904 окончил МУЖВиЗ со званием неклассного художника. Предпринял поездку в Лондон, в 1905–1906 — в Италию, в 1907 — в Северную Африку (Алжир, Тунис, пустыня Сахара) и Пиренеи. В 1906–1908 неоднократно бывал во Франции, занимался в школе Р. Коларосси и других частных академиях Парижа.
После возвращения в Россию в 1908 жил в Петербурге. В 1909 в редакции журнала «Аполлон» состоялась первая персональная выставка Петрова-Водкина, на которой экспонировались живописные этюды и рисунки путешествий в Париж, на Пиренеи, в Африку.
С 1910 (до 1923) — член и постоянный экспонент возобновленного «Мира искусства». На выставках «Мира искусства» 1912 и 1913 в Москве показал картины «Купание красного коня» и «Мать», имевшие громкий успех. Принимал участие в выставках Союза русских художников.
В 1910–1917 преподавал в Школе Елизаветы Званцевой, а также на курсах Общества взаимного вспомоществования русских художников (1911–1912).
В 1910 выполнил росписи церкви Василия Златоверхого в Овруче, в 1913 — Морского собора в Кронштадте, в 1913–1914 русской церкви в итальянском городе Бари, в 1914–1915 — Троицкого собора в городе Сумы.
В 1911–1912 принял участие в работе Всероссийского съезда художников. В 1913 сотрудничал с Театром К. Н. Незлобина в Москве. Совершил путешествие на Кавказ, в 1916 посетил Ферапонтово и Кирилло-Белозерский монастырь.
После революции участвовал в работе комиссии по реформе Академии художеств. Преподавал последовательно в петроградских (ленинградских) Государственных свободных художественных мастерских, ВХУТЕМАСе, ВХУТЕИНе, Академии художеств.
Со своими учениками занимался праздничным оформлением Петрограда к первой годовщине Октября. Экспонировал свои произведения на Первой государственной свободной выставке произведений искусства в 1919 в Петрограде.
В 1920 в петроградском Доме искусств состоялась ретроспективная выставка художника.
В 1921 ездил в Самарканд с экспедицией Академии истории материальной культуры, результатом стала книга очерков «Самаркандия», проиллюстрированная путевыми зарисовками художника.
В 1924–1925 совершил поездку во Францию, из которой привез значительное число рисунков тушью и сепией.
С 1925 — член-учредитель и экспонент объединения «4 искусства», с 1927 — почетный член французского Астрономического общества.
С 1927 жил в Детском Селе под Ленинградом. В 1931 вошел в состав АХРР. В 1930-е сотрудничал с Государственным академическим театром драмы, создал оформление постановок «Братья Карамазовы» Ф. М. Достоевского (не осуществлена) и «Женитьба Фигаро» П. О. Бомарше.
В 1930 вышла в свет автобиографическая книга Петрова-Водкина «Хвалынск», а в 1933 — «Пространство Эвклида». В 1936 в Государственном Русском музее в Ленинграде, а годом позже в Москве прошли персональные выставки произведений Петрова-Водкина.
Посмертные ретроспективные выставки творчества Петрова-Водкина были организованы в 1966, 1978, 1980 в Государственном Русском музее, в 1966 — в Государственной Третьяковской галерее. В 1967 была подготовлена передвижная выставка произведений мастера, представленная в Саратове, Киеве, Курске, Риге, Ереване, Праге, Бухаресте, Софии, в 1971 — в Варшаве и Будапеште.
Петров-Водкин — один из наиболее значительных мастеров первой трети ХХ столетия. В ранней период испытал сильное влияние символизма и модерна, в особенности творчества таких мастеров как В. Э. Борисов-Мусатов, Ф. фон Штук, П. Пюви де Шаванн, М. Дени.
В 1910-х выработал собственный стиль, близкий неоакадемизму, в котором сказалось внимательное изучение итальянской живописи раннего Возрождения, интерес к русской иконописи и французскому постимпрессионизму (в частности, к творчеству Гогена и Матисса).
Разработал и активно применял в своей художественной практике теорию «сферической перспективы», в которой, благодаря использованию нескольких точек зрения (определенной системе ракурсов, разворота плоскостей к зрителю), удавалось охватить обширное пространство, подчеркнуть момент движения и совместить в одной композиции разновременные эпизоды.
В 1920-е продолжал заниматься проблемами перспективы, композиции и колорита: стремился объединять все формы и планы на картине с помощью трех основных цветов: красного, синего и желтого («трехцветки»). Давал соответствующие колористические задания свои ученикам, создав собственную школу.
Творчество Петрова-Водкина представлено в коллекциях многих российских музеев. Наиболее значительными собраниями живописных и графических произведений художника обладают Государственная Третьяковская галерея и Государственный Русский музей.
Источник: https://artinvestment.ru/auctions/970/biography.html
Петров-Водкин Кузьма. Биография, названия, описание картин
Кузьма Сергеевич Петров-Водкин (5.11.1878, Хвалынск, Саратовская губерния, Российская империя — 15 февраля 1939, Ленинград, СССР) — российский и советский живописец, график, теоретик искусства, писатель и педагог. Заслуженный деятель искусств РСФСР.
Биография Кузьмы Петрова-Водкина.
Кузьма Сергеевич Петров-Водкин родился 24 октября (5 ноября) 1878 года в городе Хвалынске Саратовской губернии Российской империи, в семье сапожника.
Будучи учеником четырёхклассного городского училища, Кузьма познакомился с двумя местными иконописцами, у которых он мог наблюдать за всеми этапами создания иконы.
Под впечатлением он пробует самостоятельно писать иконы и пейзажи масляными красками. В 1893 году он окончил училище.
Проработав лето в судоремонтных мастерских, по осени Кузьма отправился в Самару поступать в железнодорожное училище, но провалился. В итоге оказался в классах живописи и рисования Ф. Е. Бурова.
В 1897 году Петров-Водкин переехал в Москву, где поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ), где учился у Валентина Александровича Серова. В 1900 году работал на керамическом заводе в селе Всехсвятском под Москвой. Окончил МУЖВЗ в 1905 году.
С 1905 по 1908 год занимался также в частных академиях Парижа. В этот период посетил Италию (1905) и Северную Африку (1907). В 1911 году Петров-Водкин стал членом объединения «Мир искусства». В 1924 году стал участником объединения «Четыре искусства».
Петров-Водкин был одним из реорганизаторов системы художественного образования.
С 1918 по 1933 г. он преподавал последовательно в Петроградских Государственных свободных художественных учебных мастерских (ПГСХУМ), ВХУТЕМАС, ВХУТЕИН, Институте пролетарского изобразительного искусства (ИНПИИ), ИЖСА. В августе 1932 года К. С. Петров-Водкин избирается первым председателем Ленинградского отделения Союза советских художников (ЛОССХ).
Художник скончался 15 февраля 1939 года в Ленинграде. Похоронен на Литераторских мостках Волкова кладбища.
Описание картин Кузьмы Петрова-Водкина:
Источник: https://opisanie-kartin.ru/category/petrov-vodkin-kuzma/
Петров-Водкин Кузьма Сергеевич
24 октября 1878 года в Хвалынске Саратовской губернии в семье сапожника родился писатель, теоретик искусства и художник Кузьма Сергеевич Петров-Водкин. При поддержке местных купцов Петров-Водкин подучил художественное образование, обучаясь на классах живописи и рисования Ф. Е. Бурова в Самаре 1895-1897 гг, а также в Петербурге в Центральном училище технического рисования Штиглица. В 1905 году он оканчивает Московское училище живописи, зодчества и ваяния, в числе наставников которого был В.А. Серов. В 1901 году в Мюнхене он посещал студию А. Ашбе, а также частные академии в Париже в 1905-1908 гг. в это же время он много путешествовал по Средиземноморью и Западной Европе, бывал в Северной Африке. Огромное значение для него имели среднеазиатские и крымские впечатления, разнообразные воздействия которых он испытал на старинных (Живопись итальянского раннего Возрождения и Древней Руси), так и на современных (французский символизм) традиций. Петров-Водкин являлся членом объединений «Четыре искусства» и «Мир искусства». Проживал в Ленинграде, а начиная с 1897 года — в Пушкине.
Уже ранние его картины выполнены целиком в духе символизма, где преобладают мотивы волшебного сна или легенды — «Сон» 1911, «Играющие мальчики» 1911 (Русский музей, Санкт-Петербург).
В качестве монументального свидетельства творческой зрелости художника выступает его известное полотно — «Купание красного коня», 1912 года, в котором простой деревенский сюжет благодаря звучному локальному колориту и плавной ритмике форм поэтически обобщен в судьбы России.
Таким же образом воспринимаются такие картины, как «Мать» 1913, «Девушки на Волге» 1915.
В таких своих новаторских декоративно-монументальных работах, как росписи в Морском Никольском соборе Крондштадта, витраж и росписи в Троицком соборе города Сумы, росписи в храме Василия Златоверхово в Овруче, Петров-Водкин представляется в качестве замечательного мастера «церковного модерна». Порой религиозные мотивы одухотворяли также его светские композиции, которые сегодня находятся в Третьяковской галерее.
В 1910-х годах начинает складываться особенная художественно-теоретическая система Петрова-Водкина, в которой главная роль отводится принципу «сферической перспективы», благодаря которому получается, изображая натуру в ракурсах сбоку и сверху, передать «землю, как планету».
Даже его натюрморты и портреты, которые воспринимаются в качестве масштабных духовных вех своего времени, — «Селедка», «Автопортрет» — 1918, «А.А.
Ахматова» — 1922, которые сегодня находятся в Третьяковской галерее, по-своему монументально-значительны и «планетарны».
Будучи самым искренним попутчиком революции, художник создал эпически идеализированные образы Гражданской войны — «Смерть комиссара» — Русский музей, 1928, «После боя» — Центральный музей Вооруженных сил, 1928. Однако, картина «1919 год.
Тревога» 1934 года, изображающая питерского рабочего, которого ночью вызывают в ополчение, воспринимается, как закономерное предчувствие «большого террора» Сталина, с подобными ночными арестами, а многофигурное полотно «Новоселье» — Третьяковская галерея, 1937 год, считается сатирой на новый быт.
Очень часто, еще начиная с ранних подражаний М. Метерлику, Петров-Водкин старался обращаться к литературе, что было особенно актуально в поздний период.
Весьма самобытны в своем жанре, романтически-эмоциональны, его «Пространство Эвклида» и «Хлыновск» являются своего рода вымышленными автобиографиями, в которых причудливым образом сочетаются черты авантюрного романа, мемуаров и теоретического трактата.
Помимо художественной деятельности, Петров-Водкин также достаточно плодотворно работал в качестве педагога в Академии художеств и школе Е.Н. Званцевой и художника театра.
Петров-Водкин умер 15 февраля 1939 года в Ленинграде.
Источник: http://iskusstvu.ru/artist/petrov_vodkin_kuzma_sergeevich
Петров-Водкин Кузьма Сергеевич (Kuzma Petrov-Vodkin)
Имя: Петров-Водкин Кузьма Сергеевич (Kuzma Petrov-Vodkin)
Годы жизни: 1926 — 1927 годы
Направление: Символизм
Биография: Этот талантливейший художник в основном знаком нам по знаменитой картине «Купание красного коня», написанной в 1912 году и традиционно воспринимаемой как предвестник революции в России, хотя сам мастер трактовал ее как подсознательное ощущение грядущей войны (Первой мировой). На деле же художник был весьма разнообразно одаренным человеком и занимался не только живописью, но и керамикой, росписями и созданиями декораций для различных театральных декораций.
Он родился в простой семье потомственных сапожников в городе Хвалынске тогдашней Саратовской губернии, в 1878 году. Его отец прославился тем, что был единственным на весь город сапожником, не прикасавшимся к спиртному.
Причиной тому была страшная трагедия детства, давшая сыну фамилию «Водкин» и сильнейшее отвращение к алкоголю. Его отец, в пьяном угаре зарезал свою жену и вскоре умер сам в страшной агонии.
Так как отца звали Петром, то его дети приобрели фамилию Петровы, а попутно и прозвище — Водкины.
Когда Сергей Водкин женился на Анне Петровой, как-то естественно возникла двойная фамилия, которая стала передаваться по наследству.
Юный Кузьма не собирался становиться художником, он учился в начальном училище и планировал стать железнодорожником. Однако, как это иногда бывает, судьба распорядилась по-своему. Знакомство с иконописью поразило юношу, и он стал пробовать свои силы в искусстве. Он стал учиться в Самаре у Федора Бурова, но обучение прервала смерть последнего.
Судьба еще раз вмешалась в жизнь мастера, когда его работы попали на глаза известному архитектору Роберту-Фридриху Мельтцеру. Он забрал молодого человека в Санкт-Петербург, где помог ему с обучением в Центральном училище технического рисования барона Штиглица, впоследствии ставшее и лучше известное нам как Мухинское училище.
Первая работа Петрова-Водкина как зрелого самостоятельного художника отлично сохранилась до наших дней. Это икона в технике майолика на стене церкви в Александровском парке. Она впечатляет одновременно и каноничностью образа, и новаторским исполнением.
В 1897 году художник перебирается в Москву, где до 1905 года учится в Училище живописи, ваяния и зодчества в классе Валентина Серова. Следующие три года он путешествует и учится в различных европейских странах.
В это время на его живопись имеют сильное влияние модернизм и символизм.
Однако впоследствии у него появляется собственная оригинальная манера письма, которую можно считать сплавом реализма и сразу нескольких современных течений в живописи.
В 1911 году художник становится членом объединения «Мир искусства», через 8 лет — одним из соучредителей «Вольфила» — «Вольной философской ассоциации», просуществовавшей до 1924 года.
В советский период работы мастера были востребованы. Он писал живописные полотна, работал над графикой и создавал декорации, преподавал, писал статьи по искусству и с удовольствием отдался литературной деятельности.
В 1932 году он стал первым председателем отделения Союза советских художников в Ленинграде. Скончался мастер в 1939 году, оставив после себя огромное материальное и духовное наследие.
muzei-mira.com
Источник: https://mirovoeiskusstvo.ru/?page_id=1187
Кузьма Сергеевич Петров-Водкин: картины, биография
Творчество Кузьмы Сергеевича Петрова-Водкина (1878-1939)
Без творчества Кузьмы Сергеевича Петрова-Водкина трудно представить историю русского изобразительного искусства. В работах мастера своеобразно преломились многие принципиально важные черты нашей культуры, они оказывают несомненное влияние и на современных художников.
В своих автобиографических книгах «Хлыновск» и «Пространство Эвклида» Кузьма Петров-Водкнн рассказал о своем детстве и юности. Отец его был сапожником в приволжском городке Хвалынске, мать была родом из деревни.
Впечатления юности, любовь к безграничным волжским просторам 258 впоследствии не раз послужили для него источником творческого вдохновения. Но прежде чем стать художником, Кузьме Петрову-Водкину пришлось преодолеть барьер предрассудков. В среде, в которой он вырос, искусство считалось «баловством».
Сам он писал об этом так: «Мне казалось, что я становлюсь барчуком, Ухожу от живого труда в какую-то эмпирею, откуда выхода к здоровой жизни нет…»
После недолгого пребывания в Самаре, он уехал в Петербург в училище Штиглица, а затем перебрался в Москву в Училище живописи, ваяния и зодчества. Там среди его профессоров был и В. А. Серов, произведения которого очень нравились молодому художнику. В Училище Петров-Водкин подружился с П. В. Кузнецовым и М. С. Сарьяном.
Как и его друзьям, большую пользу ему принесли поездки за границу. В 1001 году он работал в одной из лучших мастерских Мюнхена у А. Ашбе. В Мюнхене он впервые хорошо познакомился с произведениями французских импрессионистов и постимпрессионистов, картинами Г. фон Маре и Ф. Ходлера.
В 1005 году, окончив Училище, Кузьма Петров-Водкин решает пройти еще одну «академию» и отправляется на три года в путешествие. Он побывал в Греции, Италии, совершил поездку по Северной Африке, долго жил в Париже и показывал там свои работы на выставках. Его интересует в это время очень многое.
Впоследствии все эти увлечения «переплавятся» и помогут рождению собственного стиля, но в ранних произведениях еще есть несомненные следы увлечений Пювисом де Шаванном и Гогеном, Матиссом и старыми мастерами Италии.
В 1000 году, по возвращении на Родину, Петров-Водкнн устроил выставку своих работ в редакции журнала «Аполлон». Огромнейшее впечатление на него в этот период производит древнерусское искусство.
В знаменитой картине «Купание красного коня» (1012) уже ясны принципы его живописи. Кузьма Петров-Водкин идет от традиций русской фрески. Он сторонник картины как произведения, выражающего большие идеи своего времени.
И не удивительно, что «Купание красного коня» трактуют очень широко, символически, как блоковский образ России, «степной кобылицы».
В предреволюционные годы начинается и работа Петрова-Водкина над темой «Материнства», проходящей через всю его жизнь. В таких его полотнах, как «Мать» (1913), «Утро» (1917), «Матери» (1925) мастер поэтически показывает нам величие и чистоту русской женщины-матери.
Остро чувствуя ограниченность выразительных возможностей традиционной итальянской перспективы, Петров-Водкин разрабатывает свою теорию, которую несколько приблизительно называют сферической перспективой.
В основе ее лежит желание увидеть землю как планету, добиться того, чтобы человек почувствовал себя частью мира. Это был отнюдь не только технический прием, «погоня» за современными достижениями науки. «Сферическая перспектива» художника играет значительную идейную роль.
Она помогает ему передать величие человека, его «масштаб», дает новый необычный угол зрения. Очень интересно Петров-Водкин трактует и цвет как выразительное и идейное средство живописи. Нередко у него только три цвета — красный, синий, зеленый. Каждый из них несет определенные и вполне конкретные чувства.
Это понимание роли цвета сходно с пониманием цвета в древнерусском искусстве и в устном народном творчестве, где солнышко всегда красное, луг — зеленый, небо — синее.
В первые революционные годы Петров-Водкин работает очень напряженно. Он преподает в Академии художеств, оформляет улицы и площади Петрограда к революционным праздникам, делает обложку первомайского номера журнала «Пламя». Лучшее его полотно этого периода — «Петроград в 1918 году», которое порой называют «Петроградская мадонна» .
В нем обычный для тех дней эпизод — переселение бедноты в новые квартиры, — напряженная и суровая атмосфера эпохи показаны во всей своей значительности и красоте. Художник хочет, чтобы искусство его служило всем людям и упорно ищет новых путей.
«Я почувствовал, как и многие в то время, всю огромную ответственность моего дела, моего искусства перед этими двинувшимися к жизни массами».
После революции по-настоящему развернулось и дарование Петрова-Водкина как портретиста. Особенно известен его строгий по форме «чеканный» портрет поэтессы Анны Ахматовой (1922), ряд портретов жены, «Желтое лицо» (1921) и другие.
С огромной настойчивостью пишет мастер свои полотна о революции: «После боя» (1923) и «Смерть комиссара» (1927), которые стали заметным событием в культурной жизни Советской страны. В «Смерти комиссара» показана красота подвига, чувствуется величие идеи, во имя которой отдает свою жизнь герой. Здесь нет и тени «смакования» физических страданий.
Все — лозы людей, характер их взаимоотношений, странный «планетарный» пейзаж — говорит о важности и возвышенности подвига…
Петров-Водкин в разные годы изредка оформлял театральные постановки, книги, но сам он не придавал решающего значения этой своей деятельности. Многое для понимания особенностей творчества и личности художника дает знакомство с его теоретическими статьями.
Галерея картин Петрова-Водкина
На заметку: На сайте vsefilmi.net, где можно смотреть фильмы и сериалы онлайн, смотрите передачу: Пусть говорят (эфир 08.08.2013) смотреть онлайн. Ведущий Андрей Малахов приглашает в телестудию гостей, которые рассказывают реальные истории из жизни.
Источник: http://www.artcontext.info/pictures-of-great-artists/55-2010-12-14-08-01-06/1161-petrov-vodkin.html
ПЕТРОВ-ВОДКИН Кузьма Сергеевич
1878, Хвалынск Саратовской губ. – 1939, Ленинград
Живописец, график, теоретик искусства, писатель.
Родился в Хвалынске Саратовской губернии. Учился в иконописной мастерской, позже – в классах живописи и рисования Ф. Е. Бурова в Самаре (1893–1895), в Центральном училище технического рисования барона А. Л. Штиглица в Петербурге (1895–1897), в Московском училище живописи, ваяния и зодчества у А. Е. Архипова, Н. А. Касаткина и В. А.
Серова (1897–1904), в студии А. Ашбе (1901) в Мюнхене, в частных академиях Парижа (1905–1908), в том числе в студии Ф. Коларосси. В эти же годы посетил Италию, Грецию, Францию, Северную Африку. Испытал разнообразные воздействия как современных (французский символизм), так и старых традиций (живопись Древней Руси и итальянского Раннего Возрождения).
С 1908 участник выставок «Золотого руна». Член обществ «Мир искусства» (1910–1922), «Четыре искусства» (1925–1928) и других. Преподавал в школе Е. Н. Званцевой (1910–1915) в Петербурге, в Свободных художественных мастерских (1918–1921), Всероссийской Академии художеств (1918–1933). Профессор.
Первый председатель Ленинградского отделения Союза советских художников.
Показать полный текст Скрыть полный текст
Уже в ранний период творчество отмечено символистской ориентацией («Элегия», 1906; «Берег», 1908; «Сон», 1910). Принципиально важным рубежом стало «Купание красного коня» (1912), в котором прочитывается стремление к синтезу восточной и западной живописных традиций.
В этот же период сформулировал принцип трехцветия, в котором принимал за основные цвета только синий, желтый и красный, считая остальные производными от их смешения друг с другом. Активно использовал этот принцип в картинах, посвященных материнству («Мать», 1915, «Богоматерь Умиление злых сердец», 1914–1915, «Петроградская мадонна», 1918).
В 1910-х складывается особая художественно-теоретическая система Петрова-Водкина, где главную роль играет принцип «сферической перспективы», который позволяет, изображая натуру одновременно сверху и сбоку, передавать ощущение «земли как планеты» («Полдень. Лето», 1917, «Весна», 1935 и др.). По-своему «планетарны» его натюрморты («Селедка», «Утренний натюрморт», 1918).
Космологический символизм сказывается и в портретах («Автопортрет», 1918; «Голова мальчика-узбека», 1921; «Портрет Анны Ахматовой», 1922, и др.). Искренне приняв революцию, художник создал эпически-идеализированные образы Гражданской войны («После боя», 1923; «Смерть комиссара», 1928).
На рубеже 1920-х и 1930-х, вынужденный из-за болезни на время оставить живопись, обратился к литературному творчеству. Именно тогда написаны автобиографические повести «Хлыновск» (1930) и «Пространство Эвклида» (1933).
Источник: https://rusmuseumvrm.ru/reference/classifier/author/petrov_vodkin_kuzma_sergeevich/?show=asc&page=3