Главная => Художники Ренессанса
Возможный автопортрет Джованни Беллини
Джованни Беллини (ок. 1430-1516), итальянский живописец венецианской школы, создал классически ясные картины на религиозные и мифологические темы, замечат. гармонией колорита, поэтичностью пейзажных мотивов («Мадонна дельи Альберетти», 1487; «Дож Лоредан», ок. 1502).
Биография
Наиболее ярко пути развития раннего Возрождения видны в творчестве семейства Беллини: Якопо Беллини и двух его сыновей — Джентиле и Джованни.
Наиболее знаменит в искусстве последний, именуемый на родине чаще Джанбеллино (1430-1516).
Он начал с сурового стиля в духе падуанцев, но позднее перешел к мягкой живописности, богатому золотистому колориту, секреты которого, как и тонкое чувство, передал своему ученику Тициану.
Мадонны Джанбеллино как бы растворяются в пейзаже, всегда органичны с ним ('Мадонна с деревьями').
Его аллегорические картины полны философско-созерцательного настроения ('Души чистилища'), иногда даже не поддаются какой-либо сюжетной расшифровке, но прекрасно передают существо образного начала.
Братья Беллини, как и Антонелло да Мессина, известны в истории искусства еще и тем, что усовершенствовали масляную технику, с которой лишь недавно познакомились итальянские мастера.
Венецианская школа завершает развитие искусства кватроченто. XV столетие принесло в итальянское государство истинное возрождение античных традиций, но на новой основе — понятых и осмысленных человеком новой эпохи.
Каждый из видов искусства оставил после себя какие-то важные решения новых задач;архитектура — тип светского палаццо; скульптура — образ человека, а не божества, как в античности; живопись разработала религиозную картину христианского или античного сюжета, но придала ей светские черты. Все это было важным вкладом кватроченто в искусство Возрождения.
Картины Джованни Беллини
Мадонна Фриццони
Мадонна с младенцем
Мадонна с младенцем с деревцами на заднем фоне
Греческая мадонна
Мадонна с младенцем
Мадонна с младенцем
Св. Доминик
Дож Леонардо Лоредано
Мужской портрет
- Портрет Дожа Леонардо
- Портрет кондотьера
- Портрет султана Мехмеда II
- Преображение Христа
- Распятие
- Благословляющий Христос
- Кровь Искупителя
- Иероним в пустыне
- Читающий Иероним
- Аллегория добродетели
- Мадонна с младенцем и святыми
- Христос на Елеонской горе
- Священная аллегория
- Святое собеседование
- Принесение во храм
- Преображение
- Пиршество богов
- Мертвый Христос, поддерживаемый ангелами
- Пьета
- Пьета
- Мадонна на лугу
- Мадонна с Иоанном-крестителем и неизвестной святой
- Мадонна с двумя святыми
- Обнаженная перед зеркалом
Источник: https://renesans.ru/renaissance/artist_11.shtml
Мадонна в творчестве Беллини
Художники стремились приблизить образ Марии к современности, подчеркнуть неземную любовь Мадонны к Сыну Божьему и ко всем земным людям. При этом изображение становится более простым и понятным, приближенным к общечеловеческим нормам красоты и начисто лишенным строгости и аскетизма церковной иконы.
Джентиле Беллини
Джентиле Беллини ( 1429 — 1507 годы жизни) — талантливый и влиятельный живописец и скульптор, творчество которого принадлежит искусству Возрождения.
Картина » Мадонна с младенцем» — одно из произведений гениального художника, которое на сегодняшний день находится в Украинском музее западного и восточного искусства в Киеве.
Джованни Беллини
Признаки искусства Высокого Возрождения можно найти в творчестве его младшего брата Джованни Беллини ( 1430 — 1516 годы жизни), прожившего долгую жизнь и творившего в жанре исторической и портретной живописи.
Его композиции наполнены всепоглощающим чувством гармонии. Беллини — младший утверждал, что живопись является главным видом искусства. Живописец в абсолютно материальных, на первый взгляд, вещах, видел и передавал совершенство и гармонию Вселенной.
Мадонны Джованни Беллини
Одним из центральных образов в творчестве Джованни Беллини стала Мадонна с младенцем. Однако не стоит усматривать в полотнах стремление живописца следовать установленным канонам изображения Богоматери.
Напротив, Мадонны на картинах Беллини — младшего вполне земные и реальные женщины, просветленный образ которых излучает всепоглощающую любовь к своему ребенку.
Среди полотен, принадлежащих кисти художника, можно назвать следующие:
- » Мадонна с младенцем» ( 1450 — 1455 годы). В данный момент находится в Городском музее Маласпина в Павии.
- » Мадонна с младенцем» ( 1475 — 1480 годы). На сегодняшний день полотно находится в коллекции музея Коррер в Венеции.
- » Мадонна с младенцем» ( 1480 год). Картина экспонируется в Музее Метрополитен в Нью — Йорке.
- » Мадонна с младенцем» ( 1483 год). Это картина известного живописца хранится в Акадении Каррара в Бергамо.
- » Мадонна с младенцем» ( 1487 год) — полотно находится в Венеции, в Галерее Академии.
- » Мадонна на лугу» ( 1505 год). В данный момент картина экспонируется в Национальной Галерее Лондона.
Однако самым известным изображением Богоматери является полотно » Мадонна со святыми», которое было написано художником в 1505 году для алтаря церкви Сан Заккария в Венеции. Творческому гению Джованни Беллини принадлежит особое умение объединять земное и духовное начало в облике Мадонны.
В образе Богоматери художник изобразил свою современницу — прекрасную юную мать из родного города, возможно, даже свою знакомую или родственницу. Основные произведения раннего и зрелого периода творчества живописца были написаны в чрезвычайно мягкой и нежной манере.
Источник: http://design-fly.ru/iskusstvo/madonna-bellini.html
Галерея Академии Венеция
Бернард Бёрнсон назвал Джованни Беллини величайшим венецианским мастером XV столетия. Художник начал писать около 1449, а через десять лет уже встал во главе крупной мастерской. Ко времени, когда был создан алтарь для церкви Сан-Джоббе (святого Иова), его манера письма была уже сформировавшейся.
У подножия высокого трона, на котором торжественно восседает Мадонна с Младенцем, благословляющая пришедших поклониться ей, — музицирующие ангелы (святой Иов считался одним из покровителей музыки).
Их одеяния — небесно-голубые, солнечно-желтые, цвета сочной зелени — отблескивают драгоценными переливами, движения, извлекающие небесные звуки, полны изящной гармонии и создают виртуальную окружность.
Ее линии отзвуком расширяются до периферии огромной доски, вторятся круглой «розой» над головой Мадонны и вместе с абрисом свода, апсиды и балдахина звучат уже мощным аккордом.
Фигуры выполнены в натуральную величину. Беллини расположил двух обнаженных святых, Джоббе и Себастьяна, по флангам трона Марии, рядом с ними — святых Иоанна Крестителя, Доминика и Людовика Тулузского. Архитектура и декор апсиды, покрытой золотой смальтой, напоминают собор Сан-Марко. На золотом фоне ясно читаются слова: «Аве, чистый цветок девственного целомудрия».
Композиция была заказана художнику церковью Сан-Джоббе и Сан-Бернардино, что в Канареджо. Полагают, что это было связано с чумным мором 1478.
Джованни (Джамбеллино) Беллини (1430(?)-1516) Мадонна с деревцами 1487. Дерево, масло. 71×58
Джованни Беллини был внебрачным сыном Якопо Беллини. Его первые художественные опыты совпали со временем пребывания в Падуе и Венеции «звезд» Раннего Возрождения — Паоло Учелло, Филиппо Липпи, Андреа дель Кастаньо и Донателло. И когда Венеция вступила в пору Высокого Возрождения, живописец стал одним из лидеров своего художественного поколения.
Представленная картина — первое датированное произведение Беллини. Мастера Возрождения с гордостью и полным правом подписывали свои работы, и на парапете у ног Младенца читается надпись: «IOANNES.BELLINUS.P.1487».
Художник, как всегда, с особым поэтическим чувством создает утонченную гармонию в отношении человеческой фигуры и пейзажа, которому здесь отводится роль второго плана.
И все же, как всегда у Беллини, в «говорящем» пейзаже два тоненьких деревца позади условного трона Мадонны напоминают тем, кто знаком с Ветхим Заветом, слова из Песни песней.
А их соседство с иссохшими стволами символизирует «процветание» истинных Ветхого и Нового Заветов. Удивителен внимательный и печальный взгляд Матери на божественного Младенца, чья нежная плоть словно демонстрирует Его уязвимую человеческую природу.
Джованни (Джамбеллино) Беллини (1430(?)-1516) Мадонна с Младенцем и святыми. Около 1500. Дерево, масло. 107×58
Из темноты выступают фигуры Мадонны с Младенцем, святых Екатерины Александрийской и Марии Магдалины, озаряемые мистическим светом. Так как женские персонажи рядом с Богоматерью изображены без атрибутов, то их интерпретация основывается на укорененной иконографической традиции.
Существует мнение, что в их образах выступают знатные венецианки, заказчицы Беллини. Замечательно отсвечивают жемчуга в волосах Екатерины и на роскошной отделке платья Магдалины. Благообразны и строги лица, однако их выражения смягчаются нежнейшей светотенью, аурой сфуматто (дымки).
Известно, что именно в это время, в 1500, Венецию посетил Леонардо да Винчи, художник, «открывший» Высокое Возрождение, атмосферные и живописные эффекты «растворения» объемов в пространстве, особый лирический настрой.
Впрочем, еще один образец для подобного рода композиций автор мог усмотреть у Антонелло да Мессины, который в последние годы жизни работал в Венеции, принеся сюда технику и образное влияние нидерландской живописи.
На протяжении всей своей творческой деятельности Беллини с равным успехом писал масштабные алтарные образы и камерные произведения, где религиозная идея сосредоточена в интимном «разговоре с Богом».
Именно поэтому жанр данной деревянной панели определяют как нечто среднее между «Мадонной с Младенцем» и «Святым собеседованием».
Иконография последнего предполагает символическое общение Христа или Богоматери с окружающими их святыми, «молчаливое собеседование».
Джованни (Джамбеллино) Беллини (1430(?)-1516) Пьета. Около 1505. Дерево, темпера. 65×87
Другое название произведения — «Пьета Дона далле Розе». Оно было выполнено по частному заказу для домашней молельни.
В панорамной трактовке пейзажа, на фоне которого видна скорбно умолкнувшая Мать, оплакивающая Сына, исследователи видят влияние представителей северных школ и, в частности, Альбрехта Дюрера, дважды посещавшего Венецию.
И, кроме того, — готической немецкой скульптуры, хорошо известной в Италии.
Так как в зданиях на пейзажном фоне, с которым контрастирует треугольная монументальная композиция первого плана, различают палаццо делла Раджоне и фасад собора Виченцы, возведенного Андреа Палладио, возникло предположение, что заказчиками могли быть жители Виченцы. Впрочем, в пейзаже изображены и надвратная башня Кастелло, и река Наттис, протекающая в местности у города Чивидале, и равеннская колокольня Сан-Аполлинаре Нуово.
Вьюнок у головы Христа — символ божественной любви к роду человеческому, а здесь — Его жертвы. Мотив плюща продолжен во фрагменте со срубленным деревом.
В Средневековье в связи с тем, что побеги этого растения часто обвивают мертвые деревья, возникла аллегория: «Non meis viribus» («Не сам вьющийся») — такое дерево явилось символом жизни души после смерти тела, как благо веры в Воскресение Христа.
Джованни (Джамбеллино) Беллини (1430(?)-1 516) Пьета. Фрагмент. Около 1505. Дерево, темпера. 65×87
Витторе Карпаччо (1460/1465-1525/1526) Патриарх Градо исцеляет бесноватого (Исцеление бесноватого на Риальто) 1494–1495. Холст, масло. 365×406
Мастер так называемого повествовательного жанра, замечательный «рассказчик», Витторе Карпаччо создал целый ряд картинных циклов для различных скуол Венеции. Лишь один из них по сей день целиком располагается на своем месте, в Скуоле Сан-Джорджо дельи Скьявони, остальные рассеяны по музеям мира.
Композиция «Патриарх Градо исцеляет бесноватого» входила в серию работ для Скуолы Святого Иоанна Евангелиста, в которой с 1369 хранилась часть чудотворного святого креста.
Ни одна другая венецианская скуола не обладала столь значимой реликвией.
Исцеление бесноватого патриархом Градо Франческо Кверини произошло в 1494 и являлось одним из девяти больших чудес, связанных с реликвией, описанных современными эпохе историками.
Художник с видимым удовольствием воспользовался заказом, чтобы со всем размахом изобразить одну из важнейших зон Венеции, экономический и деловой центр города — район Риальто.
Участники события на момент создания полотна еще были живы, поэтому Карпаччо желал не просто рассказать о чуде, а отобразить его почти репортажно, со всеми подробностями среды, нравов, деталями топографии.
Таким образом, можно утверждать, что перед нами — один из первых примеров произведений реалистического направления в живописи.
На одном полотне Карпаччо показывает разновременные события и вплетает в ткань многолюдной композиции три эпизода истории о Чуде святого креста — процессию братьев скуолы по мосту Риальто, вход патриарха и братьев в палаццо и сам момент исцеления на втором этаже лоджии патриаршего дворца.
Таким образом, мастер настолько увлекся повествованием, что отодвинул главное событие на периферию.
В глаза бросается, прежде всего, впечатляющая своей подлинностью панорама города, в которой различимы фасады реально существовавших построек, некоторые из них до сих пор украшают нынешнюю Венецию: постоялые дворы, торговые представительства, палаццо.
Мост через Большой Канал еще деревянный, с разводной центральной частью, пропускающей большие корабли. Через несколько лет после написания картины он сгорит в большом пожаре. Нынешний, построенный из истрийского камня, повторяет его старые формы.
Жизнь в городе кипит: женщины выбивают ковры, высунувшись из окон домов, на дальнем плане идет активная торговля, гондольеры везут своих пассажиров по делам, почти на уровне дымоходных труб развешено для просушки белье на крышах.
Да так значительно, что «спорит» с флагом на кровле дальней колокольни. Среди героев полотна различимы представители различных рас, народов, профессий и слоев населения.
В правом нижнем углу — целая группа участников компании делла Кальца, своего рода театрального сообщества, ответственного за проведение в городе карнавала и других увеселений.
Источник: https://nemaloknig.com/read-320651/?page=3
Джованни Беллини
- I. Оплакивание
- Смерть для Христа – воплощение, отчего же слезы и такая грусть? На иных распятиях он отрешенный, он весь уже там, у Отца…
- Как драгоценность, они влекут это тело, ставшее святыней –
В руке живой рука уже немая
Дж. Беллини. Пьета
Это тело – последнее, что осталось у матери, словно напрасны были все обещания прийти снова: не будет уже новых встреч, земная жизнь конечна – вот, в этот миг они постигают это ясно и страшно! – и пытаются удержать в руках Его тело, словно отказываются опустить его в земную горизонталь: из нее уже невозможен взлет.
Сочетание теплых тонов, уносящих лицо Марии, застывшее в маске скорби земной, оно отходит, потому что вся композиция построена на нескончаемом движении, а в лице Иисуса обреченность Небу?..
В самой известной композиции с четырьмя фигурами эта возносящая спираль похожа на гимн, как хорал, то опадающий (рука апостола), то снова вздымающий ввысь (Иосиф) – только земным не дано последовать за Ним, не дано свершить такую жертву и воплотиться…
Все евангелие пронизано скорбью. Это скорбь Иисуса о нас, людях земли, которым не дано вместить премудрости.
На картине Беллини происходит духовный разговор, беседа с учениками, заражение Духом Святым, и рождается надежда, когда включаешься в это нескончаемое движение, и тихая мелодия уже ясно слышится в сумерках мира – но скорбь не обрывается, а становится все сильнее…
Потому что наш земной ум не в силах вместить ни Духа, ни Софии – о ней мечтали поэты, и пели ей светлые гимны, однако на самом деле мы с болью снова и снова осознаем, что конечны, — да, мы смертны, и перед этим меркнет вся мудрость, все озарения поэтов и вся музыка звучит как монотонный тихий хорал, возносящий душу – неведомую мне, таинственную душу — к Богу, а я как бы остаюсь тут, на земле, одинокий и неприкаянный.
Потому что ни моя молитва, ни покаяние не внушают надежды мне земному – они как бы из мира иного светят далеким отсветом. Но разве можно жить отсветом, разве можно накормить надеждой?
*
Земная жизнь неповторима, и если ты человек – даже человек Христос! – ты ставишь какую-то задачу, ты пришел, чтобы свершить преображение рода человеческого. Назвался Сыном Человеческим, подчеркивая: ради вас пришел, я как вы, и как вам – даже страшнее востократ – мне придется пострадать…
И что бы Он ни свершил – а не мог ведь не знать, как много свершил! Не мог не знать, что его приход и проповедь завершились невиданным триумфом в Вечности, что он спас нас, дал нам великий свет и надежду – воистину накормил наши страждущие души! – не мог не знать он всего этого, и все-таки не мог не страдать от того, как же мало мы способны понять, как мы ленивы и жестоки…
И Он должен был почувствовать особенно резко и ясно ту границу, которая разделяет небо и землю – и вот, страшно тесно сплетены фигуры в этом последнем танце оплакивания: не отпускают его в смерть! – на самом деле, в жизнь вечную, из которой Он, как небесный луч, упал на наши лица на короткое мгновение –
И в это мгновение мы поняли, как низки и несовершенны, и как далеко до Бога, и как трудно нам понять самые простые вещи! – и как невозможно нашим слабым душам превозмочь земное тяготение и привычку стада — и вот, Он уже на небе, и ангелы с той же глубокой грустью влекут его тело, которое обретает золотистый оттенок Вечности – они грустят грустью небожителей о земной жестокости, страдании и подвиге — о том, как трудно человеку прийти к Богу, как это огромно и прекрасно – небо, и Божья Премудрость, как далек путь до нее, и снова, и снова светлой обреченностью пронизывает душу.
II. Мадонна
Дж. Беллини. Мадонна с младенцем
- Это метафизика: неразрешимость, непостижимость тайны жизни и тайны смерти, и оттого так задумчивы его мадонны с младенцем на руках, и оттого так высоки небеса Джамбеллини: слишком далеко до Бога, чтобы слабый земной разум мог возвыситься и постичь Его премудрость. И оттого так грустно и безнадежно звучит эта мелодия чистых тонов…
- В младенце Иисусе вечная возможность воплощения, богочеловеческий образ, влекущий иных наивных простаков: а мудрец ощущает глубину пропасти, видит, как безмерно далек Бог и как ничтожен человек…
- И, конечно же, особенно ясно это ощущает мать, земная мать, познавшая все неисповедимое таинство материнства, нежность и предчувствие потери, страшной Жертвы, которой она, мать, не может понять до конца. Ее лицо всегда строго и торжественно, и оно такое земное, что ощущаешь тихую боль…
Что такое эта жертва? Неизбежность? Жестокость? Есть в ней высший смысл или это очередная нелепость земного бытия? Младенец – жертвенная корова (вон она, на заднем плане) или ангел?
- Это картины о трагедии земной юдоли, смертности всех земных плодов и беззащитности теплой и ясной жизни перед холодом высокого Неба – но эта беззащитная жизнь и прекрасна этой молекулой тепла в мрачном Космосе вселенной, этой драмой и разрывом, тайной и надеждой, тихой грустью, что, как золотистая вуаль, окутала лик мадонны…
- Вот такая метафизика, трагичная и конкретная, как ни один земной роман.
- *
Этот выразительный пейзаж играет важную роль. Оказывается, Беллини внимательно выбирает тип пейзажа, то подчеркивая мирный характер раздумья, в котором находятся его мадонны, то, напротив, подчеркивая идею жертвы. Тут мадонна как бы ставит младенца на престол, сама оставаясь в земной сфере. Они в разных мирах.
Ребенок небесный, он извечно в мире ином, она же сидит в какой-то таинственной оторопи, в недвижимости прозрения, глаза ее в Вечности…
Несмотря на нимб, она не может последовать за Сыном, тут, в мире Духа, у каждого своя судьба и своя стезя.
Тут вопрос о возможности преодоления этой мучительной двойственности духа и плоти, в которой самая суть загадки под именем человек… Земное начало в ней живо и ясно, и одновременно воплощено небесное – в ее терпении, прозрении, премудрости и земном покое. Никаких усилий, протестов, вопросов: тихо и с верой принять судьбу сына…
На это способна лишь женщина – в ней приобщение к Духу безотчетно и органично, она замирает на грани миров не так, как мы – терзаясь и мучаясь, — а в волшебном полусне материнства, потому что и само материнство есть таинство – и небесными покровами окутана царственная поза младенца.
III. ТЕЛО ХРИСТА
Дж. Беллини. Мертвый Христос, поддерживаемый ангелами
Странная и редкая вертикальная композиция оплакивания. Тело Христа просто стоит, поддерживаемое, видимо, Иосифом Киреянином и Марией. Он как бы пока присутствует между ними? – нет, глаза его закрыты, тело мертвое, Его тут уже нет – Он на небе, а тело с ними… Что означает это мертвое тело, какой смысл оно выражает?
Ереси трясли мир несколько веков: утверждали то полную плотскость Христа (в человека вселился дух), то, напротив, Его полную духовность и условность тела. Таинство совмещения этих начал в одном человеке, в человекобоге, никак не могли постичь… И тут Богоматерь всматривается в это тело, в лицо, пытаясь постичь эту тайну. Он умер?.. Совершенно? И нет надежды? — но как же…
И тут она остается земной женщиной, как всегда у Беллини. Он никогда не писал неких небесных ликов, его мадонны – земные, он четко проводит связь между земной женщиной, родившей Бога, и Самим Богом, между земным и небесным, и небо на его картинах страшно далеко от земли… И мертвый Христос далек от окружающих его родных.
*
О, как они понимают сейчас, что тело есть только форма, странный сосуд, который тотчас разбивается, когда душа покидает его; мы сводим чувства, ощущения, эмоции к телесному, даже, признаем, спешим запечатлеть в телесном тонкое и неуловимое – записываем мысли и никак не можем записать, не удается ухватить мысль во всей полноте – отчего же так? И не удается преобразить высокое чувство в плотскую связь. Отчего?.. А именно оттого, что это разные стихии, разные сферы, это вечное противостояние формы и содержания, и диалектика пустая штука: вот, ушла душа, и тело вянет. Форма – скорлупа.
Тонкая, незримая, но непостижимая грань разделяет их. Она живой человек, она живет, страдает, а затем умрет; а Он – кто? Он – что? Может ли умереть – Бог? В этом что-то совершенно непостижимое и кощунственное. С другой стороны, и сама смерть представляется таинством, кто же может исследовать ее до конца и сделать вывод о том, что она может и что нет…
И другой вопрос: что такое духовное? Невозможно понимать его как отрыв от тела, от плоти, некое витание в небесном. Это иллюзия, и настоящая духовность гнездится в теле, в душе, в чувствах, ощущениях, борьбе с телом, преодолении плотскости. Именно поэтому все религии предписывают уход за телом, заботу о теле, а в христианстве человек воскресает в собственном теле: еще одна загадка…
На другой картине ангелы принимают Христа и несут его на небо. У них строгие лица, нечеловеческие строгие глаза.
Они скорбят… Но о чем? Ведь Он пришел туда, куда и должен был прийти, сделал то, ради чего явился в мир человеческий. «Сын Человеческий должен быть распят…» Беллини показывает мертвость этого тела.
Оно желто и бескровно, оно на глазах теряет живые тона – но зачем изображать такую мертвость? Есть ли в этом смысл?
Вероятно, есть, и весьма важный: Он Бог, Он абсолютно чист перед всеми, в том числе и перед своими палачами, и в этом факте убиения Агнца чудится самое страшное преступление – ведь всю мерзость измывательства и страшной казни Он испытывает в тысячу раз тяжелее, чем мы: вот, ариане учили, что Он вошел в тело, а на кресте вышел из него, душа отлетела и совершенно не страдала: они ничего не поняли в случившемся, – напротив, страдал ужаснее любого из нас; тут есть о чем поразмыслить и поплакать. Они плачут над этим телом как над несчастным человечеством; и ведь его «кровь течет в жизнь вечную», и наш путь за Ним, путь раскаяния и размышления о собственной странной природе…
«Мы тело Божье» — это слова о Церкви, она и есть Его тело, и мы все его частицы. Что же это за тело, что значат эти слова? Такое вот иссохшее и мертвое в этом мире – уже устремленное к миру иному? Тогда мысль мастера становится яснее.
Это проповедь аскетизма, умирания в мире во имя возрождения в Царстве.
Надо победить мир – и смерть как самое мирское, которое кажется непобедимым: «смертью смерть поправ» уходит Христос; Он полностью принимает смерть, самую жестокую, самую лютую, и торжественно и светло воскресает, давая пример будущего пути верующему человеку, который взыскует горнего…
К нему приходят только через смерть, через желтое бессильное тело трупа. В это надо поверить.
Так побеждают мир в самом страшном и безусловно мирском, что в нем имеется; но возможно ли такое? – да, и святые апостолы Беллини всматриваются в мертвого и становятся частью этого преображения; спиралевидная круговая композиция этой картины создает ощущение медленного вращения, медленного движения с Христом – это вечный круговорот и есть жизнь, когда мы приходим к Нему из мира, снова опускаемся в мир, снова отчаяние вздымает нас к Нему…
В этой вечной евхаристии они переживают и сливаются с Ним, частично, может быть, понимая великое таинство, а понять его вполне нам не дано. В этой смерти таится великая сила, в ней – Воскресение.
Беллини изображает мертвого Христа как средоточие тайн, тут процесс протекает во всех сферах, земное мешается в небесным, ясное с тайным, и Его преображение предстает таинственной прикровенной драмой.
…и становится в некоторой мере причастным тех свойств духовного тела, какие имеет оно получить в Воскресении…
— так писал Св. Антоний Великий.
Эта мысль переводит размышление в интересное метафизическое русло: разве человеку дано приготовить тело к вечной жизни – и то ли это тело? В спиралевом восхождении с телом апостолы вкушают вино вечной жизни, кровь Христову… Они понимают мимолетность форм и вечность души, понимают многое такое, чего описать невозможно…
Христос тут замер в некой высокой отрешенности – тут как бы высшая точка человеческого бытия. Понять нельзя. Надо прожить. Тут рождается новая духовная жизнь, а родиться она может только из смерти, только цветами на могиле жизни земной и плоти бренной…
Антоний пишет в гл.101 своих «Поучений»:
Безрассудная душа по естеству бессмертная, госпожа тела, становится рабою тела из-за чувственных удовольствий, не разумея, что услаждение тела есть пагуба душе
Очень точно выражено: душа именно теряет свое естество, приобщаясь к естеству телесному, ей по природе чуждому, но не замечает, как преображается, гибнет… И она погибнет вместе с грешным телом. Не так на картинах Беллини: мертвое тело Христа тут сохраняет царственное спокойствие и ангельскую чистоту, в нем тайна, его странствие не закончено.
Есть еще картина, где мы видим Христа на небе.
Три ангела бережно влекут Его тело, все алое – кровь, крыла, все пронизано этой кровью Агнца, рекой в жизнь вечную, и тело как бы безвольно опало, оно исчерпало все земные силы.
При этом, лики ангелов выражают самые разные настроения – изумление, сострадание, надежду, — и кровь становится багряным сиянием вечной жизни, жертвенный алый преображается в царственный золотой.
Как это просто – бессмертие…
В такие минуты художник посягает на касание самых последних тайн. И вдруг чувствуешь на какой-то летучий миг, как просто отринуть скверну мира, как ясно звучит в тебе слово Христа, как ликующе душа устремляется к Нему. В следующий миг снова сотни забот и мелочей утопят душу в мирском, но эта минута была с тобой, когда смотрел на небесного Агнца, и она пребудет навеки…
Есть у Беллини и совершенно ясная эволюция образа мертвого Христа. Ясно, что эта тема его волновала весьма живо, и вот, если мы видим на первой картине несколько одеревеневшее, истинно мертвое тело, то на поздней картине тело оживает для вечной жизни, влекомое сострадающими нежными ангелами в золотистом сиянии…
Кстати, тут удивительны эти лики ангелов: они не по-человечески, а уже по-небесному оплакивают Христа, сложное состояние сострадания и переживания земной низости? – и одновременно уже предчувствие великого и светоносного возрождения – знают, куда влекут, — и тем не менее, изумление и вопрос ясно написаны на их лицах: никогда ни ангельский, ни человеческий ум не вместят этого таинства. Откуда – смерть? Что она значит? Воздушная грация их фигур, сострадание жестов и выражений контрастируют с распростертым мертвым телом.
Вот духовная жизнь, небесное воинство, просветленное и ясное, пробитое золотым лучом, но… она никогда не будет полной.
Каким бы духовным и погруженным в высшие ценности ни был человек, какие бы высшие созерцания ни хранил в душе, и у него, и у ангелов теперь навеки пребудет мысль о смерти, о той великой жертве, которую принес Христос, и становится грустно, когда понимаешь, что мы до конца не сумеем ее оценить и оплакать.
И становится грустно, когда смотришь на этих ангелов, апостолов… Потому что и на небе не будет уже чистой радости и ясного света; эта страшная смерть, эта великая жертва соединила нас, и нет теперь света и тьмы, земли и неба, мира и Царствия Небесного – все слилось в более сложные и прикровенные сочетания, и выбор стал сложнее и фатальнее.
Беллини размышляет о смерти. Тут нет исхода. И мы плачем о нашей смертности, и никакой рай не заменит нам веселой и светлой земной юдоли, к которой мы так привычны… и космическим холодом обдает небесная идиллия, мечта о горнем.
Тут какая-то мысль сложная, ускользающая от понимания… Как бы вот, обещание рая, вот обещание спасения; оно возможно, не так ли?.. Только я ощущаю себя недостойным человеком плотским, великим грешником, которого не примет сияющая обитель.
О, как мало в нас надежды и веры! Как мало надежды, что я приму такую смерть, и в этот миг великая грусть охватывает несовершенных чад земных…
Показать статьи на схожую тему:
Источник: http://corpusletov.ru/arte/klassika/bellini/madonny-dzhovanni-bellini
Беллини Джованни (Giovanni Bellini)
Имя: Беллини Джованни (Giovanni Bellini)
Годы жизни: 1430-1516 годы
Направление: Возрождение, Венецианская Школа Живописи
Биография: Джованни Беллини – выдающийся живописец, принадлежащий к венецианской школе, один из основоположников Высокого Возрождения.
«В течение пятидесяти лет, – писал Бернсон в 1916 году, – Джованни вел венецианскую живопись от победы к победе.
Он застал ее в тот момент, когда она выходила из своей византийской оболочки, которой грозило окаменеть под воздействием педантически соблюдаемых канонов, и передал в руки Джорджоне и Тициана искусство, самое человечное из всех, какие знал западный мир после конца греко-римской культуры».
Критик В.Н. Лазарев назвал Джованни Беллини «самым обаятельным венецианским живописцем XV века».
Джованни Беллини был младшим сыном Якопо Беллини, известного художника. Большим художником стал и его старший брат – Джентиле. Точная дата его рождения неизвестна. Итальянский исследователь Мариолина Оливари считает, что это, скорее всего, 1432–1433 годы.
Первым учителем Джованни, естественно, стал отец. Огромное влияние на него оказал знаменитый Андреа Мантенья, женившийся в 1453 году на сестре Беллини Николозии.
«Значение Андреа для творчества Джованни нельзя свести только к их личным взаимоотношениям, – считает М. Оливари. – Андреа явился для него связующей нитью с тосканским и флорентийским искусством».
Первыми произведениями молодого художника стали изображения Мадонны с Младенцем. В дальнейшем Беллини напишет множество мадонн, очень простых, серьезных, не печальных и не улыбающихся, но всегда погруженных в ровную и важную задумчивость. Среди всех Мадонн, написанных Джованни до 1460 года, лучшей, без сомнения, является так называемая «Греческая Мадонна».
По свидетельству Фра Валерио Полидоро, в 1460 году Беллини совместно с отцом и братом Джентиле исполнил алтарный образ Гаттамелаты в соборе Сант-Антонио в Падуе. Эта картина, к сожалению, не сохранилась.
В шестидесятые годы для церкви Санта-Мария делла Карита Джованни исполнил четыре больших триптиха. Они были вскоре установлены на четырех фамильных алтарях, воздвигнутых между 1460 и 1464 годами.
К семидесятым годам живописная манера Беллини меняется. Здесь уже нет линеарного и плоскостного понимания композиции, чисто символической трактовки цвета как светового знака божественной причастности.
Цветовые соотношения вполне конкретны, хотя и не утратили своей символической наполненности; объемы отличает упругая пластическая лепка; одухотворенностью и музыкальностью полны движения беллиниевских персонажей.
В ранний период его рисунок еще отличается жесткостью.
С конца 1470-х годов, возможно, под впечатлением работ Антонелло да Мессина, посетившего Венецию, Джованни Беллини вводит в свои работы насыщенные светом и воздухом цветные тени. Образы Христа, Марии, Иоанна в его работах этого периода («Мадонна со святыми», 1476; «Оплакивание Христа», 1480) исполнены одновременно поэтической одухотворенности и трагического величия» (А.Б. Краснова).
В искусстве Беллини намечаются черты перехода от раннего к Высокому Возрождению.
Его алтарный образ «Мадонна со святыми» привлекает уравновешенной композицией, колористическим богатством, величественностью и ясной просветленностью характеров героев, погруженных в задумчивость.
Художник тонко улавливает портретное сходство, особенно юношеских и старческих лиц, стремится к красочной нарядности.
В конце века Беллини создает гениальную композицию «Озерная Мадонна» (ок. 1500). По одной из версий сюжет ее взят из французской поэмы XIV века «Паломничество души».
«Картина Беллини запечатлена каким-то единственным мгновением равновесия между жизнью и смертью, – пишет П. Муратов. – Отсюда ее чистота, ее невыразимо глубокий покой и религиозная важность. Как это бывает с образами наших снов, созданные художником образы не утратили зримой и яркой полноты.
Воображение Беллини облекло их в краски и формы, напоминающие нам какие-то места, где воды были так же зеркальны, облака так же светлы и тонки, далекие горы так же волшебны и мрамор так же бел и прозрачен.
Все это было, все это видано – хочется сказать при взгляде на картину Беллини, и мысль о Венеции неизменно овладевает душой. Ибо Венеция сквозит из нее всюду.
Венеция в разноцветных плитах террасы и в мраморе ограды и трона, Венеция в улыбке успокоенных вод, в этом прозрачном небе и в этом полете взгляда к линиям гор. Венеция в черном платке на плечах молодой и стройной женщины».
Беллини принадлежит ряд ярких портретных произведений: «Маленький Вакх», «Обнаженная перед зеркалом», «Портрет Фра Теодоро да Урбино» (1915).
Шедевр Беллини – «Портрет дожа Лоредана» (1501). Н. Харрис пишет: «Одежда Леонардо написана с любовной тщательностью. Однако блеск шелка и изысканная вышивка приглушены суровым выражением худощавого лица.
Беллини отказался от профильной позы, преобладавшей в портретной живописи раннего Ренессанса: он создал погрудное изображение анфас, которое напоминает скульптурный портретный бюст.
Венеция, как обычно, отставала от флорентийской моды, которая в то время уже ввела портреты, показывающие половину человеческой фигуры, включая руки. Примером тому может служить созданная почти в этот же период «Мона Лиза».
Такое решение придает портрету спокойную расслабленность и лишает его излишней официальности, что, конечно, вряд ли было бы уместно в портрете дожа – позднем шедевре Беллини; наглухо застегнутая одежда подчеркивает железную самодисциплину этого человека, облеченного властью».
Беллини был и замечательным мастером пейзажа, оказавшим решающее воздействие на венецианских пейзажистов последующего поколения. Лонги писал о пейзажах Беллини: «Покой, объемлющий извечные человеческие чувства: радующая сердце красота, благоговейная религиозность, неизменная одухотворенность, полнота жизнеощущения и всеобщее умиротворение, в котором растворены и смягчены все переживания».
Ярким образцом таланта Беллини пейзажиста является картина «Мадонна на лугу» (около 1505). «Эта картина является своего рода сводом канонов живописи Беллини и вершиной поразительного единства поэзии и метафорического языка религиозных значений, которого Джованни достиг благодаря широте культуры и эмоциональному богатству своей личности», – считает М. Оливари.
Последний период творчества Беллини открывается алтарной композицией «Мадонна с Младенцем на троне», Святыми Петром, Екатериной, Лючией и Иеронимом из церкви Сан-Дзаккариа в Венеции, датированной 1505 годом. Она создана совместно с братом Джентиле.
Хотя Беллини уже было около 75 лет, но он сохранил не только работоспособность, но и способность к творческому обновлению.
Знаменитый художник Альбрехт Дюрер, посетивший в то время Венецию, писал: «…Джованни Беллини… очень хвалил меня в присутствии многих господ, ему хотелось иметь что-нибудь из моих работ.
И он сам приходил ко мне и просил, чтобы я ему что-нибудь сделал. Он же хорошо мне заплатит. Все говорят мне, какой это достойный человек, и я тоже к нему расположен.
Он очень стар, но все еще лучший в живописи».
Лучшее произведение последних лет Беллини «Пиршество богов» (1514). Секретарь герцога д’Эсте заплатил художнику восемьдесят пять золотых дукатов за эту картину.
Вазари назвал ее одним «из прекраснейших произведений, когда-либо исполненных Джанбеллино».
В 1515 году Джованни Беллини подписал и датировал «Портрет Фра Теодоро да Урбино». Это было последнее завершенное произведение мастера. 29 ноября 1516 года Марин Санудо записал в своих дневниках: «Сегодня утром стало известно, что скончался Дзуан Белин, замечательный живописец… прославленный во всем мире, и хотя он был очень стар, писал еще превосходно».
bibliotekar.ru
Источник: https://mirovoeiskusstvo.ru/?page_id=950
Джованни Беллини — картины (всего 89) — WikiArt.org
Джованни Беллини (итал. Giovanni Bellini; ок. 1430—1433, Венеция — 1516, Венеция) — итальянский художник венецианской школы живописи.
Беллини уже при жизни был признанным мастером, выполнявшим множество самых престижных заказов, однако его творческая судьба, равно как и судьба его важнейших произведений, плохо документирована, поэтому датировка большинства картин приблизительна. Неизвестна и точная дата рождения художника. Если верить Вазари, который утверждает, что Джованни умер в возрасте 90 лет в 1516 году, то его рождение следует отнести к 1426 году. Однако это противоречит сохранившимся документам.
Джованни родился в семье художника Якопо Беллини, у которого кроме Джованни было ещё два сына, Никколо и Джентиле, а также дочь Николозия. Причём, согласно имеющимся данным, старшим сыном был Джентиле.
Супруга Якопо Беллини, Анна Ринверси, перед своими первыми родами в 1429 году сделала завещание, сохранившееся в нотариальных архивах. Поскольку первые роды были в 1429 году, то Джованни в 1426 году родиться никак не мог.
Дату его появления на свет исследователи относят к 1430-33 годам или даже позднее.
События в семействе Беллини имеют ещё один любопытный сюжетный поворот: в ноябре 1471 года Анна Ринверси, будучи уже вдовой Якопо, умершего, вероятно, за несколько месяцев до этого, составила своё последнее завещание, согласно которому всё её имущество переходило к Джентиле, Никколо и Николозии. Однако Джованни в этом завещании по каким-то причинам упомянут не был. Некоторые исследователи поспешили сделать предположение, что Джованни был рождён от любовницы, или являлся сыном Якопо Беллини от гипотетического первого брака. Но это предположение в силу отсутствия доказательств большого распространения не получило. Все исследователи творчества Беллини считают, что обучение он прошел в мастерской своего отца. Его ранние работы по-прежнему являются предметом дискуссий, поскольку среди учёных существуют расхождения в атрибуции тех произведений, которые приписываются его начальному периоду, приходящемуся на 1445-50 годы. Две картины — «Св. Иероним проповедует льву» из Института Барбера, Бирмингем, и «Распятие» из музея Польди-Пеццоли, Милан, которые ранее считали его ранними творениями, сегодня у ряда исследователей вызывают сомнение. Первая точная дата в биографии Джованни Беллини — 9 апреля 1459 года; тогда он упоминается у венецианского нотариуса Джузеппе Моизиса в качестве свидетеля. В это время он уже жил один в квартале Сан-Лио, но по прежнему трудился в мастерской своего отца, которому помогал выполнять наиболее крупные заказы. По свидетельству Фра Валерио Полидоро в 1460 году он совместно с отцом и братом Джентиле работал над алтарным образом Гаттемелаты в соборе Сант-Антонио в Падуе, который, к сожалению, не сохранился.
Венецианская живопись XV века находилась под влиянием двух культур — византийской и нидерландской. Одухотворённое величие византийских иконных образов и скрупулёзный натурализм северной школы послужили основой для становления творчества мастера.
Ещё одним источником вдохновения служили работы флорентийского скульптора Донателло в Падуе.
Однако самое сильное влияние на Джованни произвело творчество Андреа Мантеньи, который породнился с домом Беллини, женившись в 1453 году на сестре Джованни — Николозии.
К раннему периоду художника относят несколько «Мадонн с младенцем». 1450-60-и годами датируют «Мадонну с младенцем» из Городского музея Маласпина (Павия), «Мадонну с младенцем» из коллекции Джона Джонсона (Филадельфия), «Мадонну Леман» из собрания Лемана (Нью-Йорк), в которой уже видно влияние Мантеньи, а также так называемую «Греческую мадонну» из Галереи Брера (Милан). Последняя в этом ряду считается несомненным шедевром. С момента своего создания она украшала Дворец дожей в Венеции; в Галерею Брера попала в 1808 году после церковных реквизиций, устроенных Наполеоном. Ранее считалось, что картина написана на византийский манер — по золотому фону, однако позднейшие исследования установили, что надпись золотом по-гречески «Матерь божья» и «Христос» имевшиеся на ней, были добавлены в XVI веке, сам же Беллини изначально писал Мадонну на фоне синего неба.
Это часть статьи Википедии, используемая под лицензией CC-BY-SA. Полный текст статьи здесь →
Источник: https://www.wikiart.org/ru/dzhovanni-bellini
Джованни Беллини, Изображений: 162
Беллини был одним из самых влиятельных венецианских художников. Всю свою жизнь он жил и работал в Венеции, его карьера длилась долгих 65 лет.
Больше всего он известен своим новаторским изображением естественного света, который можно увидеть, например, на картине «Агония в саду», а также нежными и изящными изображениями Девы и оформлением алтарей.
Дюрер, находясь в Венеции примерно в 1506 году, написал, что “Джованни очень стар, но, всё же, он – лучший художник из всех”.
Джованни Беллини родился в знаменитой династии венецианских художников. Он был младшим братом Джентиле Беллини. Его творчество было впервые сформировано его отцом, Якопо Беллини. Ранние работы Джованни, например такие, как «Кровь Искупителя» и «Агония в саду», очевидно, повлияли на творчество его зятя, Андреа Мантенья.
Джованни Беллини – итальянский художник, который в своей работе отражал растущий интерес венецианской художественной среды к стилистическим нововведениям и проблемам эпохи Возрождения.
Хотя картины для зала Большого Совета в Венеции, считавшиеся его величайшими произведениями, были уничтожены огнём в 1577 году, изучение большого количества алтарей (например, в церкви Святых Иоанна и Павла в Венеции) и других сохранившихся работ, показывает устойчивую эволюцию от чисто религиозных сюжетов с повествовательным акцентом к новому натурализму городов и ландшафтов.
О семье Беллини известно немного. Его отец, художник Якопо, был учеником Джентиле да Фабриано, одного из ведущих художников начала 15 века, и, возможно, последовал за ним во Флоренцию.
В любом случае, Якопо передал принципы Флорентийского Возрождения одному из своих сыновей. Кроме сыновей Джентиле и Джованни, у него была дочь, Никколоса, которая в 1453 году вышла замуж за художника Андреа Мантенья.
Оба сына, вероятно, работали помощниками в мастерской своего отца.
Брат Джованни, Джентиле, был выбран правительством для работы над великими историческими сценами в зале Большого Совета в Венеции, но в 1479 году, когда его отправили в командировку в Константинополь (ныне Стамбул), Джованни занял его место.
С этого времени и по 1480 год большая часть времени и энергии Джованни была посвящена выполнению его обязанностей хранителя картин в зале, а также написанию шести или семи новых картин. Считается, что это были его величайшие работы, но они были утеряны, когда огромный зал был уничтожен огнём в 1577 году.
Современные студенты, изучая его творчество, могут получить приблизительное представление об утерянных картинах, глядя на «Мученичество Святого Марка» в Скуола ди Сан-Марко в Венеции.
Карьера Джованни Беллини, как творческая, так на личном фронте, была безмятежной и процветающей. Он жил и наблюдал за тем, как его школа живописи достигла известности и признания. Он видел, как его влияние распространялось благодаря множеству учеников, двое из которых превзошли своего наставника в мировой славе: Джорджоне, которого он пережил на шесть лет, и Тициан.
Источник: https://gallerix.ru/storeroom/1427668153/