Перспектива с портиком, антонио каналь (каналетто), 1765

Картины венецианцев совсем не похожи на работы представителей миланской школы живописи. Полотна Алессандро Маньяско отличаются драматизмом, сложностью композиций и сюжетов, эмоциональным напряжением, трагедией героев – эти чувства возникали в непростое время контрреформации и пришедшей с ней   инквизиции.

Джованни Антонио Каналь Каналетто – современник Маньяско, представляет совсем другую, венецианскую школу живописи. Каналетто считается величайшим мастером ведуты. Веду́та (италь. veduta, «вид») — жанр европейской живописи, особенно популярный в Венеции XVIII века.

Это картина, рисунок или гравюра с детальным изображением повседневного городского пейзажа.

Настоящее имя художника было Каналь. Суффикс –етто – означает прозвище, сын такого-то. Отцом знаменитого мастера Джованни Антонио Каналетто был театральный художник Бернардо Каналь. По всей видимости Каналетто учился у отца, помогая ему рисовать театральные декорации.

Позже будущий мастер постигал азы искусства в Риме у художника Паоло Панини, который изображал интерьеры. Первая известная подписанная им самим работа датируется 1723 годом. Вскоре пришёл успех и появилось много заказчиков.

Каналетто пользовался известностью у англичан, они любили заказывать картины  у итальянского мастера. Художник имел возможность путешествовать, два раза он был в Лондоне.

В 60-х XVIII годах мастер поселился в Венеции, где и умер в 1768 году.

“Возвращение Бучинторо к молу у Дворца дожей”
Сюжет картины – праздник XVIII века, но его традиции уходят вглубь веков. Венеция существует с VI века.

Земли здесь совершенно гиблые, совсем не приспособленные для жизни. Название страна получила от племени венетов, там поселившихся. В V-VI веке по Европе прошли орды варваров.

А на территорию Венеции никто не покушался, места там были глухие и племена варваров туда не добрались.

Любопытно, что Венеция никогда не была феодальным государством. Это была средневековая республика, где пожизненно избирали правителя – дожа. Дож жил во дворце. На заднем плане картины хорошо виден дворец дожа. Рядом – площадь святого Марка. Мы видим изображение праздненства, известного с XI века.

Перспектива с портиком, Антонио Каналь (Каналетто), 1765
Перспектива с портиком, Антонио Каналь (Каналетто), 1765

На картине бученторо возвращается с церемонии обручения дожа с морем. В центре изображена маленькая ладья. Если приглядеться к ней внимательно, то мы разглядим французские символы в украшении носовой части.

Это лилии. В то время особенно подчёркивалась дружба с Францией. Да и к тому же заказал эту картину в 1726 году  французский посланник в Венеции граф де Жержи.

Поэтому именно французское судно  помещено в центре композиции.

Перспектива с портиком, Антонио Каналь (Каналетто), 1765
Интересно, что в Эрмитаже есть парная к этому полотну картина, на тему приёма посла. Наша картина условно датируется 1728 годом, раньше она не могла быть написана из-за сложных дипломатических отношений между Францией и Венецией.

Художник уделяет большое внимание деталям. Вся церемония празднества, её участники, архитектура собора святого Марка, кампаниллы, библиотека со всеми деталями (арками, колоннами) воспроизведены очень точно. Даже сейчас эта часть города легко узнаваема на современных снимках.

Чтобы свет и воздух ощущался на полотне, Каналетто изображает много воды между лодками. Все архитектурные детали он чуть-чуть размывает, контуры делает не столь чёткими. Ведь если изобразить строгие линии, на картине нельзя почувствовать воздух.

Свет из-за размытых контуров становится мягким, рассеянным – настоящим. Вдали предметы не могут быть чёткими! Поэтому городской пейзаж на полотне выглядит очень «настоящим», жизненным. Пейзаж у Каналетто просторен и прекрасен.

Такую живопись можно сравнить с музыкой Вивальди, настолько она лёгкая и воздушная, но в то же время – очень глубокая.
Картина не просто изображает Венецию, она её отражает. Не упущены и детали во дворце дожа.

Мы видим, что на празднике присутствует множество народа, они наблюдают за происходящим с балконов. Но фигуры изображены буквально несколькими мазками, без подробной прописки детали. И поэтому мы не отвлекаемся на их рассматривание.

Перспектива с портиком, Антонио Каналь (Каналетто), 1765Перспектива с портиком, Антонио Каналь (Каналетто), 1765
Интересно рассмотреть странные костюмы в масках на одной из лодок. Карнавалы в Венеции были очень длинными. Случалось, что они продолжались до 300 дней в году. И маска очень важна для понимания жизни в Венеции. Это город призрак. Люди здесь могут быть кем угодно. Ведь маска преображала человека.

В карнавалах использовали всего несколько видов масок. То есть практически все люди выглядели одинаково. Маски делали таким образом, что она позволяла принимать пищу не снимая покров!  Носили её с прямоугольным плащом – домино. Покрой одежды скрывал пол человека.

Конструкция маски преображала голос и по этому признаку тоже нельзя было узнать человека. Одетый в маску человек таким образом напрочь терял индивидуальность – пол, возраст, сословие.
Маски на картине напоминают те, что надевали доктора во время чумы, набивая их особыми травами и благовониями.

Считалось, что эти вещества препятствуют заражению, но это было не так. Именно маска в те времена была признаком карнавала и одновременно ассоциировалась со смертью. Поэтому художник был до конца честен, изображая персонажей в масках на своём полотне.

Эта картина поступила в собрание музея из НКВД когда арестовали её владелеца, композитора Венедиктова.

В собрании хранятся и два других полотна Каналетто. Первая из них: «Вид на церковь острова Лагуны и церковь Санта Мария делле Верджини от Кампо Сан Пьетро ди Кастелло»

Перспектива с портиком, Антонио Каналь (Каналетто), 1765

И парная к ней: «Вид на острова лагуны и арсенал от Кампо Сан Пьетро ди Кастелло».

Перспектива с портиком, Антонио Каналь (Каналетто), 1765

На двух картинах очень хорошо заметно, что это вид, выполненный практически с одной точки. Посмотрите на здание справа и вы увидите:  на выступе, рядом с парусом стоит цветок в горшке. И на первой картине «Вид на церковь острова Лагуны и церковь Санта Мария делле Верджини от Кампо Сан Пьетро ди Кастелло»,

Перспектива с портиком, Антонио Каналь (Каналетто), 1765

справа вы увидите угол, часть этого же жёлтого здания и тот же цветок в горшке.
Здесь – другая Венеция. Спокойная и будничная.

Каналетто – мастер света. Свет у него контрастный, сложный. В его полотнах свет как будто вспыхивает редкими всплохами, освещая то одну, то другую часть картины.

В собрании музея находятся несколько произведений учителя Каналетто, Паоло Панини.

Ведута. Джованни Паоло Панини
“Внутренний вид церкви Сан Джованни ин Латерано в Риме”. Из собрания Юсуповых. Базилика сан Джованни.

Перспектива с портиком, Антонио Каналь (Каналетто), 1765

Все архитектурные детали прорисованы с удивительной тщательностью и подробностями. Но что бы это не получилось геометрическим чертежом, художник пишет человечков в пространство ведуты – это оживляет картину, делает её реальной, жизненной.
Джованни Паоло Панини «Внутренний вид церкви Сан Паоло Фуори ле Мура в Риме»

Перспектива с портиком, Антонио Каналь (Каналетто), 1765

Художник мастерски работает со светом. Свет у него проникает внутрь сквозь окна. Он обволакивает внутреннее пространство и  играет на колоннах собора, как будто на гранях драгоценного камня.

Джованни Паоло Панини “Папа Бенедикт XIV посещает фонтан Треви”. Полотно происходит из коллекции Салтыкова. Художник точно воспроизводит архитектурный ансамбль площади.

Именно Панини оказал на Каналетто большое влияние, именно от своего учителя Каналетто научился в подробностях изображать архитектурные детали.

Картина Макеле Мариеске. “Вид Большого канала в Венеции с Фондамента дель Вин.”

Возможно автор полотна был учеником Каналетто. Но это только предположение. Мариеске работал как театральный художник, и это всё, что мы о нём знаем. Он умер в 33 года.К этой картине тоже существует парная, она находится в Эрмитаже.

Здесь художник рисует совсем другую Венецию. Она сырая,   будничная, мрачная, даже трагическая. Тусклый закатный свет освещает ветхие сырые дома и отражается в тёмной воде. Нет в мире более сырого города, чем Венеция.

Стены домов очень часто покрыты плесенью, жителей Венеции одолевают болезни. Интересно, что если человек рождался в Венеции, то он часто здесь жил до глубокой старости.

А если он приезжал и решал остаться в Венеции, то  очень часто загадочно умирал.

Картины в коллекцию музея попадали разными путями. После декрета 1924 года о преобразовании ГМИИ из музея слепков в музей подлинников на Волхонку 12 начался приток картин. Работы прославленных мастеров поступали из Эрмитажа, из Румянцевского музея, из Первого музея Западной живописи и даже из НКВД после ареста владельцев картин.

В следующей части мы расскажем о работах Бернардо Беллотто.

Все снимки взяты с сайта ГМИИ.

(Пока оценок нет, будьте первым! Оцените пожалуйста материал.) Загрузка…

Источник: https://kraeved1147.ru/gmii-kanaletto-panini/

Каналетто АнтониоКартины и биография

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я

Каналетто Джованни Антонио (Canaletto Giovanni Antonio) (1697-1768). Итальянский живописец эпохи классицизма и офортист. Собственно, настоящая фамилия Каналь (Canal). Родился 28 октября 1697 года. Учился у своего отца, театрального художника Бернардо Каналя. Работал главным образом в Венеции, а также в Риме (1719-1720 и около 1740) и Лондоне (1745-1755). Мастер архитектурного пейзажа-ведуты, Каналетто писал панорамные виды Венеции и других городов, наполняя их красочными изображениями городской жизни.

Перспектива с портиком, Антонио Каналь (Каналетто), 1765

Темза и дома пригорода Ричмонда, 1747, Частное собрание

Перспектива с портиком, Антонио Каналь (Каналетто), 1765

Вестминстерское аббатство и процессия рыцарей, 1749

Перспектива с портиком, Антонио Каналь (Каналетто), 1765

Большой канал и Собор Санта Мария делла Салюте, 1730, Музей города Хьюстон, США

Ведуты Каналетто ценились наравне с работами признанного мастера этого жанра Карлевариса. Но живописец, в отличие от Карлевариса, волшебным образом наполнял свои работы пестрой живой жизнью и удивительным светом.

Перспектива с портиком, Антонио Каналь (Каналетто), 1765

Документальная точность рисунка и совершенство перспективного построения сочетаются в произведениях художника с нарядностью и свежестью цветовой гаммы, световоздушными эффектами, нарядной зрелищностью композиционного решения (“Двор каменотеса”, около 1730, Национальная галерея, Лондон; “Отъезд венецианского дожа на обручение с Адриатическим морем”, 1740-е годы, Государственный музей изобразительных искусств, Москва; “Портик дворца”, 1765, Галерея Академии, Венеция; “Старый Уолтонский мост”, 1754).

Перспектива с портиком, Антонио Каналь (Каналетто), 1765

Площадь в Пирне, 1754

Перспектива с портиком, Антонио Каналь (Каналетто), 1765

Набережная Сан-Марко, около 1740

Перспектива с портиком, Антонио Каналь (Каналетто), 1765

Площадь Сан-Марко, 1730

Тонкой наблюдательностью, легкостью светотеневых градаций отмечены пейзажные офорты Каналетто (“Ведуты”). В 1746 году художник отправился в Лондон. В течение продолжительного времени Каналетто был самым успешным живописцем видов Лондона его и окрестностей. Впоследствии, его техника становится довольно манерной. В 1755 году художник возвращается в Венецию, где и работает до конца своих дней.

Перспектива с портиком, Антонио Каналь (Каналетто), 1765

В 1763 году Джованни Антонио Каналетто избрали членом только что созданной венецианской Академии, хотя необходимую для показа при вступлении в нее новую работу художник написал только спустя два года. Ею стало знаменитое “Каприччо с колоннадой”, поражающее своей искусной перспективой.

Есть сведения, что первоначально Каналетто хотел представить в Академию панораму “Площадь Сан-Марко: вид с юга и запада” (1763), единственную свою датированную позднюю картину, однако ему подсказали, что жюри вряд ли понравится городской вид, выполненный с низкого ракурса (а именно так писал Каналетто в старости).

Полотна же с фантастической или искаженной перспективой в Академии неизменно приветствовались.

Перспектива с портиком, Антонио Каналь (Каналетто), 1765

Мост Вестминстер, 1746

Мост Риальто с южной стороны

Возвращение Буччинторо в праздник вознесения, 1732

Пьяццетта, 1735, Галерея античного искусства, Рим, Италия

Последняя дошедшая до нас работа Каналетто – рисунок пером и тушью. Несмотря на годы, взгляд художника остается по-прежнему зорким, а рука – крепкой.

В нижней части листа написано: «Я, Джованни Антонио де Каналь, сделал этот рисунок, изображающий певчих в соборе Сан-Марко, в возрасте 68 лет, не прибегая к очкам. 1766 год». Спустя два года художник умер и был похоронен с большими почестями. Заупокойную мессу по нему служили 12 священников.

Читайте также:  Биография и картины сальвадора дали

Если говорить об оставленном им наследстве, то оно оказалось весьма скромным: поношенная одежда, несколько личных вещей и 28 картин, которые так и не удалось продать.

Легенды о том, что Каналетто, благодаря влиятельным покровителям и многочисленным заказам скопил несметное состояние, были опровергнуты после его смерти. Кредитор Каналетто Джозеф Смит, он же британский консул в Венеции, продал основную часть его картин английскому королю Георгу III. Таким образом в королевском собрании оказалась значительная часть лучших картин и рисунков Каналетто.

Источник: http://smallbay.ru/canaletto.html

Джованни Антонио Каналь Каналетто (1697 — 1768)

22.07.2008

Публикации

С именем этого мастера связаны возникновение и расцвет в искусстве Венеции XVIII столетия особого вида пейзажа — ведуты.

Городской пейзаж, в котором предметом изображения является сама Венеция, события, происходящие на ее улицах, площадях, набережных, каналах, обретал все большее признание среди коллекционеров, пользовался спросом у туристов.

Вводимые в изображение городского пространства бытовые эпизоды подчеркивали достоверность происходящего, позволяли передать более широкую панораму города.

Создание точной ведуты («veduta esatta») отвечало стремлению к объективной передачи реальности, что было неотъемлемой чертой искусства века Просвещения. С этой целью художники-ведутисты обратились к «камере-обскура» — оптической камере, устройству, в котором рисунок переносится на бумагу с помощью линзы и зеркала.

Перспектива с портиком, Антонио Каналь (Каналетто), 1765

Церковь Санти Джованни э Паоло и Скуола ди Сан Марко. 1725

Каналетто — самый прославленный мастер венецианской ведуты — сделал этот вид пейзажа высокопоэтическим искусством. Он был учеником своего отца, театрального декоратора Б. Каналя. Работал в Риме (1717—1720), где писал городские виды и познакомился с произведениями римского ведутиста Дж.П. Паннини и голландского мастера пейзажа Г. ван Виттеля.

В юношеские годы Каналетто испытал и влияние М. Риччи, работавшего в другом виде традиционного пейзажа — каприччо. Фантазия и пейзажное восприятие мира были объединены в нем с изысканным чувством декоративности и живописности. Ранние каприччи Каналетто 1719—1720 годов написаны широким пастозным мазком.

Распределение света и тени фиксируется крупными пятнами темных и светлых тонов. Фантастические руины оживлены фигурками людей в современных костюмах.

Используя прием сценографов барокко (Каналетто помогал отцу и сам работал над созданием театральных декораций), художник часто использует прием «угловой» перспективы, открывая пространство с боковой точки зрения. В каприччо этого времени он использует зарисовки античных построек, сделанные во время путешествия в Рим.

Пейзажный рисунок отныне стал особой стороной его деятельности. Он был не просто подсобным материалом, из которого черпаются детали, но самостоятельным произведением, передающим первое впечатление от натуры, от увиденного пейзажного мотива, архитектурного ансамбля.

Перспектива с портиком, Антонио Каналь (Каналетто), 1765

Регата на Большом канале. После 1735

С 1723 года Каналетто работал в Венеции. Он обратился к жанру ведуты, постепенно отказываясь от изображения иллюзорного перспективного пространства, приемов барочной сценографии и передавая с помощью камеры-обскура все более широкие панорамные виды.

Топографическая точность всегда сочетается в его ведутах с декоративным, несколько приподнятым восприятием света, которым он передает красочную и театрализованную атмосферу жизни «дивного города-острова», как называли Венецию XVIII века попавшие под магию ее обаяния путешественники.

В 1730-е годы к нему приходит известность в связи с исполнением серий ведут для английского консула в Венеции Дж. Смита и герцога Бедфорда. В эти же годы Каналетто начинает публиковать серии офортов со своих произведений, что приносит художнику мировую славу.

В серии для двух знатных английских заказчиков входят более камерные полотна с изображением видов города и ведуты, на которых запечатлены многолюдные сборища венецианцев по случаю торжеств.

В последних он передает сцены выезда дожа на его галере «Бученторо» в день Вознесения или празднования обряда обручения дожа с морем, театрализованные пешие процессии («андате») в церковь Санти Джованни э Паоло на службу, регаты на Большом канале, церемонии приема послов. Каналетто тщательно фиксирует подробности исторических событий в жизни Венеции, представляющих для него как художника века Просвещения особую ценность.

Перспектива с портиком, Антонио Каналь (Каналетто), 1765

Вид Мола от Бачино ди Сан Марко 1740-е

Яркие краски, которыми переданы одеяния дожа и знатных сановников республики Святого Марка, костюмы горожан, позолота резьбы «Бученторо» и гондол, сверкающие в солнечных лучах палаццо, переливающаяся гладь воды Большого канала или водного бассейна Сан Марко у Пьяцетты образуют единую нарядную и праздничную колористическую гамму полотен. Полихромия ведут с изображением торжеств в картинах с изображением будничной жизни Венеции сменяется более приглушенными красками. Маленькие площади (кампи) Венеции со зданиями церквей и филантропических братств (скуол), виды мола, вид таможни на мысе острова Джудекка, перспективы Большого канала с его легкими мостиками, под которыми проплывают гондолы, набережными с выстроившимися вдоль них палаццо из истрийского камня оживлены в его ведутах фигурками горожан, рыбаков, торговцев, гондольеров.

Перспектива с портиком, Антонио Каналь (Каналетто), 1765

Вид церкви Санта Мария делла Салюте и Доганы от Большого канала 1728—1730

Ведуты для английских заказчиков написаны мелким точным мазком («tocco forte»), в них нет напряженной динамики красочных цветовых пятен ранних римских каприччо. В соответствии с перспективными задачами художник варьирует силу тона, передавая тонко дифференцированные градации света и тени, смягчая этим четкость планового построения ведут.

Краски неба, воды, архитектуры, костюмов приведены в них к сплавленному тональному звучанию. Как поэтическое воспоминание о Венеции воскресают в памяти полотна Каналетто с изображением самых живописных уголков города — церкви Санта Мария делла Салюте на острове Джудекка или построенной Палладио церкви Сан Джорджо Маджоре.

Каналетто изображает их на фоне водного пространства с различных точек города, словно передвигаясь, находя все новые ракурсы и связанные с ними нюансы освещения. В видах 1740-х годов художник иногда объединяет венецианские и римские постройки, придавая этим воображаемым ведутам вид грандиозный театральной декорации.

Возможно, они были исполнены во время второго пребывания в Риме в 1742 году. В них меньше поэзии и больше рассудочности, чем в ранних каприччо.

Перспектива с портиком, Антонио Каналь (Каналетто), 1765

Вид Бачино ди Сан Марко. До 1745

Перспектива с портиком, Антонио Каналь (Каналетто), 1765

Темза возле Сити. 1746—1747

Плодотворным периодом в творчестве Каналетто были годы его пребывания в Англии (1746—1750; 1751—1756).

Здесь он писал ведуты с изображением мостов через Темзу и дворцов, расположенных на ее набережных, виды английских парков с их бесконечной перспективой и неопалладианскими павильонами, устремленных ввысь средневековых аббатств.

Его внимание привлекали и многолюдные сборища на Темзе в дни праздников, напоминавшие ему венецианские регаты. Знакомство с английским пейзажем открыло новые возможности для совершенствования в манере тональной живописи. Он привлек его своей более естественной красочностью, менее яркой и бутафорской, чем облик Венеции.

Перспектива с портиком, Антонио Каналь (Каналетто), 1765

Итонский пейзаж. Ок. 1754

По возвращении на родину Каналетто в основном повторял старые сюжеты, не создав уже больше произведений, по художественной значимости равных ранним работам.

В 1763 году шестидесятилетний художник, уже обретший мировую известность, был удостоен чести стать членом Академии художеств Венеции.

На его надгробии современники, высоко ценившие его талант, оставили такую поэтичную надпись: «Антонио Каналь, венецианский ведутист, к которому по уму, по вкусу и по правдивости мало кто из старших и никто из современников не мог приблизиться».

Елена Федотова

Источник: http://www.art-catalog.ru/article.php?id_article=585

Мир искусства художника Джованни Антонио Каналетто

Перспектива с портиком, Антонио Каналь (Каналетто), 1765По картинам Каналетто можно изучать архитектуру 18 века. Мир искусства Каналетто — панорамы городов. Картины настолько детально написаны, что могут являться пособием для изучения строений.

Его работы преимущественно виды городского пейзажа. Начинал с панорамных видов Венеции. В отличие от традиций своего времени он писал сразу с натуры, не делая предварительных набросков. Картины художника были живые, солнечные, красочные.

Любые работы художников того времени (современников), дают нам возможность более реалистично ощутить дух того времени. Картины писались с топографической точностью, часто используя камеру обскура.

Джованни Антонио Каналетто (Giovanni Antonio Canal) вошел в мир искусства как сторонник пейзажа названым ведуты. Для достоверности сюжет переносился на бумагу с помощью линз и зеркал. Получался некий рисунок, который нужно было раскрасить. Да, да в те времена это называлось живописью…

Мир искусства художника Д. А. Каналетто

Но Джованни вносил в эти раскраски бытовые сценки, таким образом, оживлял сюжет. Такой подход нравился туристам, и они охотно приобретали картины.

Конечно до импрессионистов, картин Левитана, Шишкина еще было далеко, но ведь это начало. Может быть без таких мастеров как Каналетто, ну или Леонардо Да Винчи мир искусства был бы до сих пор в зачаточном состоянии.

Итальянский художник Джованни Антонио Каналетто (1697–1768) родом из Венеции. Первым учителем, познакомившим с миром искусства маленького Джованни, был его отец Бернардо Каналь. Отец был театральным художником. Надо заметить, что настоящая фамилия Джованни — Каналь.

В двадцать два года совершил поездку в Рим, где после изучения работ знаменитого художника Д. П. Паннини, решает заниматься искусством. Так появляются первые картины видов Венеции. Нам известна первая его работа «Архитектурная каприччио» датированная 1723 годом.

Работы были оценены англичанами, которые в то время приезжали на обучение в Италию. Многие из картин удачно были им проданы.

Помогал ему в этом ирландец Оуэн Максуини. Обанкротившись, у себя на родине, он переехал в Венецию. Успешно перепродавал картины зажиточным соотечественникам, знатокам мира искусства и живописи в частности.

Еще одним каналом сбыта картин Каналетто был его друг Джозеф Смит. Он был знатоком искусства живописи. Как то с картин Каналетто сделал гравюры и послал сборник в Англию. После этого заказов стало больше, чем мог справиться Каналетто, пришлось привлекать помощников.

Как известно монета имеет две стороны, и в мире искусства так же.

Завистники не сидели, сложа руки. Популярность Джованни Антонио Каналетто не давала покоя конкурентам. Рынок наводнили подделки художника.

К 1740 году в связи с войной англичане почти не появлялись в Венеции, поэтому работы стали не востребованы, что в свою очередь уменьшило доходную часть бюджета художника. Прожив еще шесть лет на родине, Джованни решает перебраться в Британию, и к 1746 году обосновывается в Лондоне.

В течение десяти последующих лет он пишет виды Англии, виды улиц и домов. Новизны в произведениях не появляется, поэтому картины продаются с трудом. И к пятьдесят пятому году он возвращается на родину. К 1763 году избирается в Академию Художеств Венеции.

Хотя художник не был женат и не успел обзавестись детьми, жизнь прожил не зря. Несомненно, его влияние на мир искусства. Например, на его работах обучался мастер городского пейзажа Алексеев Федор Яковлевич.

Источник: https://artatac.ru/hudozhniki/zarubeznaia-klassika/mir-iskusstva-hudozhnik.html

Каналетто (Джованни Антонио Каналь), Изображений: 148

Каждый день интеллигенция мира устремляется в Венецию. Город расположен на сотне островов, которые окружает море…

Мир Венеции начинается с путешествия на гондоле, старом средстве передвижения по венецианским каналам. Этот мир навсегда остался на полотнах Каналетто (Джованни Антонио Каналь), творившего в эпоху классицизма.

Жизнь этого художника не описана биографами: до нас дошли незначительные сведения из прожитой жизни. Письма (их немного), дневники современников, которые восхищаются талантом Джованни, несколько расписок, сообщающих о том, что картину Каналетто написал в срок.

Но художник запоминается своими полотнами. Любой, даже самый непосвященный в вопросы живописи, человек, взглянув на картины Джованни Антонио, восклицал: «А все-таки он талантлив!» Это восклицание пронеслось через толщу веков.

Читайте также:  Украинская хата, илья ефимович репин - описание картины

Семья Канале

Известно, что великий итальянский живописец и офортист Джованни Антонио Канале по прозвищу Каналетто родился 7 октября 1697 года в Венеции. Талант ему достался от отца, посвятившего свою жизнь театру. Только Бернардо Канале не был актером, он был театральным художником.

Отец стал для Джованни первым учителем. Практику юноша отрабатывал в театре, помогая отцу декорировать сцену.

«А все-таки он талантлив!»

Имя молодого художника зазвучало среди скульпторов и живописцев Венеции в 1720. Этому предшествовала поездка в Римв 1719 году, где двадцатидвухлетний юноша знакомится с картинами Д. П. Паннини. Знакомство вдохновило молодого человека к занятиям живописью. Первая картина «Архитектурная каприччио» датирована 1923 годом. Появляются новые полотна, на которых красуются панорамы Венеции.

Его талант никто не оспаривал, работы выставлялись рядом с полотнами Карлевариса, мастера городского пейзажа – ведуты. Картины двух мастеров кисти были похожи изображаемыми миром. Современники путали полотна, не замечая того, что мир на картинах молодого художника пестрый и радостный, наполненный удивительным светом.

Отличительной чертой мастерства Каналетто была его манера писать ведуты сразу с натуры без эскизов и набросков. Позже стал писать картины в студии с помощью камеры-обскуры. Его первые работы отличаются высокой детализацией видов. По ним можно изучать зодчество 18 века.

Джозеф Смит в судьбе Джованни

Иногда судьба благосклонно относится к гениям, посылая им настоящих друзей. Такими для Джованни оказались купец Джозеф Смит и ирландец Оуэн Максуини. Они были знатоками живописи, высоко оценили шедевры Каналетто и помогали ему продавать их. Основными покупателями были англичане.

Смит заказал художнику 14 небольших полотен с изображением Большого канала, с которых Антонио Висентини – известный итальянский офортист, сделал гравюры.

В 1735 году был издан первый альбом под названием «Вид Большого канала Венеции» с гравюрами Висентини по картинам Каналетто. Смит послал каталог в Англию. Успех был ошеломляющим.

Заказов стало поступать так много, что Каналетто уже не справлялся с ними, пришлось брать помощников. Популярность Джованни стала приманкой для мошенников и завистников. Итальянский рынок наводнили подделки и копии.

К 1740 году положение дел резко ухудшилось, так как в связи с военными действиями англичане перестали посещать Венецию, а значит, и покупать картины мастера. Чтобы поправить материальное положение, Каналетто решает перебраться поближе к своим потенциальным покупателям.

Лондонский период

В 1745 году в возрасте 48 лет живописец меняет место жительства. В столице Британии он провел неполные десять лет. Лондон предстает перед Каналетто под дугами нового лондонского моста через Темзу.

Продолжительное время он рисует столицу, ведуты с её окрестностями, улицами и домами, английские парки с их бесконечной перспективой.

Изображает сборища толпы в праздничные дни, которые напомнили итальянцу венецианские регаты.

Талант художника продолжает развиваться, он совершенствуется в исполнении тональной живописи. Его картины наполнены естественными красками, отсутствует бутафорность и яркость, присущая ранним венецианским работам.

Лондонский период стал очень плодотворным, хотя в чопорной Англии он чувствует себя неуютно, да и продаж особых нет.

Возвращение на родину

В 1755 году следует возвращение в Венецию. Однако, это уже не тот восторженный молодой художник, покоривший мир радостным светом. Каналетто в основном воспроизводит старые мотивы, не создавая новых сюжетов. В работах зазвучали пессимистические мотивы.

В 1763 Каналетто избирается членом только открывшейся венецианской Академии Художеств. Это была большая честь. Художник при вступлении должен предоставить свою новую работу, но Джованни сделал это только через 2 года.

Изначально он хотел представить «Площадь Сан-Марко: вид с юга и запада», датированную 1763 годом, но по совету друзей остановил свой выбор на полотне «Каприччо с колоннадой», воплотившее полет фантазии автора, в котором слились архитектурные памятники Рима, Падуи, Венеции и Англии.

Жюри эта работа действительно очень понравилась, поскольку в Академии приветствовались работы с фантастической или искаженной перспективой.

Последняя работа

В возрасте 68 лет он сделал свой последний рисунок пером и тушью, изобразив певчих в соборе Сан-Марко. Датировал свою работу 1766 годом и сделал на ней памятную надпись: «…сделал этот рисунок…не прибегая к очкам».

В 1768 году великий художник ушел из жизни. Венеция почтила память Каналетто, устроив ему пышные похороны. Заупокойную мессу отслужили 12 священников. На его надгробии сделали надпись: «Антонио Каналь, венецианский ведутист, к которому по уму, по вкусу и по правдивости мало кто из старших и никто из современников не мог приблизиться».

Наследство

Несмотря на большую популярность и прижизненное признание после смерти Джованни Каналетто осталась только поношенная одежда, пара дешевых личных вещей и 28 картин.

При жизни художник не был женат, у него не было детей, распорядителем наследства стал Джозеф Смит, доверенное лицо мастера. Почти все картины он продал английскому королю Георгу III. В королевском собрании оказалось настоящее сокровище – большая часть лучших работ итальянского художника Каналетто.

Последователи манеры кисти Каналетто

Многие художники стали последователями его таланта, стремились понять технику его кисти. Тему городского пейзажа продолжил Алексеев Федор Яковлевич, который учился на его работах.

Говорят, чтобы познать Венецию, нужно прокатиться на гондоле или рассмотреть полотна великого Каналетто…

Источник: https://gallerix.ru/album/Canaletto

Читать онлайн "Галерея Академии Венеция" автора Геташвили Н. — RuLit — Страница 23

Репрезентативный портрет семьи прокуратора Луиджи Пизани объединяет в себе идеи семейной добродетели и официозной представительности.

Дож Алвизе Пизани явно горд своим потомством — сыном-прокуратором, занимавшим одну из самых почетных должностей в чиновничьей иерархии республики, плодовитой достойной невесткой Паолиной Гамбарой, их четырьмя прелестными отпрысками.

Справа — двое вельмож, лица которых отмечены чертами фамильного сходства. Это сыновья Альвизе, братья Луиджи, Эрмолао IV Джованни Франческо и Эрмолао II Франческо.

Из праздничного семейного круга своим строгим черным одеянием выделяется аббат Джованни Грегоретти, протягивающий ребенку крендель, словно гостию — церковный хлебец в таинстве причащения. И без того многофигурный портрет кажется переполненным за счет включения аллегорических фигур, символизирующих плодовитость, разумную деятельность и супружескую верность.

Антонио Каналь (Каналетто) (1697–1768) Каприччо с руинами и воротами Портелло в Падуе 1750–1760. Холст, масло. 61×76

Свой творческий путь венецианец Антонио Каналетто начинал театральным декоратором, следуя по проторенной отцом, тоже театральным художником, Бернардо Каналем, дороге.

Известно, что живописец пользовался «камерой-обскурой» — оптическим прибором, позволявшим очень точно запечатлевать различные панорамные виды.

Однако очевидно, что первоначальная театральная практика выработала в нем тонкое чувство аранжировки пространства, замечательное умение использовать перспективу.

Работы Каналетто производили фурор, а богатые путешественники, желавшие сохранить память о Серениссиме, получить «экспортный вариант венецианского мифа», своими бесчисленными заказами сделали его богатым человеком. Однако соседние города в области, принадлежащей Венецианской республике, также были предметом внимания художника. С 1746 по 1756 мастер жил и работал в Англии.

Термин «каприччо» стал популярным в Италии с конца XVI века. Противопоставляя себя уже утвердившемуся натурализму караваджизма, некоторые художники ратовали за свободу фантазии. Таким образом, в упомянутом жанре стали возможны соединение реального и выдуманного мотива, причудливые руины, игра света и тени, иногда фантастические образы.

Когда-то ворота Портелло служили въездом в город Падуя. Каналетто сочетает античные и готические руины, покрывая старые постройки проросшим на них кустарником.

Так он иллюзорно связывает воедино природные мотивы и искусственные объемы строений.

В его искусстве появляется излюбленный образ: изображение величественного небесного пространства с бегущими облаками, которые отражаются в текучих водах.

Оба пейзажа, данный и считающийся парным к нему «Каприччо с античными руинами и строениями», также из собрания Галереи, были столь популярными, что их часто копировали.

Антонио Каналь (Каналетто) (1697–1768) Перспектива с портиком 1765. Холст, масло. 131×93

Во время пребывания в Риме в 1719-1720-х Каналетто создал декорации для опер Доменико Скарлатти.

Известно также, что именно здесь он пленился искусством голландских ведутистов (живописцев, которые специализировались на видах городов) и бамбочанти (так называли мастеров из разных стран, работавших в Риме и писавших городские уличные сценки).

Бамбочанти в отличие от голландских жанристов никогда не допускали в своих композициях насмешку и сарказм. Из их искусства Каналетто извлек уроки работы в свободной, эскизной манере, а также точной передачи перспективы.

Данное позднее произведение художника с венецианским портиком, выходящим в очаровательный дворик, с точно прописанными деталями и магическим освещением, служило наглядным примером, учебным пособием в области перспективы, но первоначально было выполнено как квалификационная работа самого Каналетто и предназначалось для занятия должности профессора Академии живописи и скульптуры.

Широко известна ее копия кисти русского живописца Ф. Алексеева — «Внутренний вид двора с садом. Лоджия в Венеции» (1776), которого назвали русским Каналетто.

Франческо Гварди (1712–1792) Вид на остров Сан-Джорджо и Джудекку. Около 1774. Холст, масло. 200×281

Франческо Гварди возглавил семейную художественную мастерскую после смерти брата. Он начал свой творческий путь с портретов, писал религиозные композиции и сценки в интерьерах, но всю жизнь оставался певцом родного города.

Справедливо мнение, что именно творчество Гварди, являясь вершиной европейского жанра ведуты, обозначило его завершение. Живописец отходит от четкого, структурно размеченного объективистского видения.

Венеция на его полотнах предстает сказочной фантазией, окутанной поэтической дымкой вибрирующего прозрачного света.

Источник: https://www.rulit.me/books/galereya-akademii-veneciya-read-437853-23.html

КАНАЛЕ́ТТО

КАНАЛЕ́ТТО [Canaletto; наст. фам. Ка­наль, Ка­на­ле (Canal, Canale)] Ан­то­нио (Джо­ван­ни Ан­то­нио) (17.10.1697, Ве­не­ция – 10.4.1768, там же), итал. жи­вопи­сец, ри­со­валь­щик, гра­вёр. Учил­ся у сво­его от­ца, сце­но­гра­фа Бер­нар­до Ка­на­ля (1674–1744); с 1716 по­мо­гал от­цу в оформ­ле­нии опер А.

 Ви­валь­ди в ве­не­ци­ан­ских те­ат­рах «Сант-Анд­же­ло» и «Сан-Кас­сиа­но», в 1719–20 – опер А. Скар­лат­ти в те­ат­ре Кат­ра­ни­ка в Ри­ме. Под влия­ни­ем ра­бо­тав­ших в Ри­ме ве­не­ци­анца Л. Кар­ле­ва­ри­са, Дж. П. Пан­ни­ни и голл. пей­за­жи­ста Г. А. ван Вит­те­ля обра­тил­ся к на­пи­са­нию гор.

ви­дов (ве­дут), ис­пол­нен­ных ши­ро­ки­ми пас­тоз­ны­ми маз­ка­ми и по­стро­ен­ных на рез­ких кон­тра­стах све­та и те­ни («Ар­ка Сеп­тимия Се­ве­ра», 1719, ча­ст­ное со­б­ра­ние, Бер­га­мо; «Ка­прич­чио с руи­на­ми», 1720–1721, фонд Дж. Чи­ни, Ве­не­ция, и др.). О зна­ком­ст­ве К. с ка­прич­чио М.

 Рич­чи сви­де­тель­ст­ву­ют ро­ман­ти­зи­ро­ван­ная, за­га­доч­ная ат­мо­сфе­ра пей­за­жей, стрем­ле­ние к пе­ре­да­че све­то­воз­душ­ной сре­ды, то­наль­ная жи­во­пись.

В ве­ду­тах 1730-х гг., соз­дан­ных в Ве­не­ции, К. ов­ла­де­ва­ет но­вы­ми приё­ма­ми: пре­дель­но точ­но, с по­мо­щью ка­ме­ры-об­ску­ры фик­си­ру­ет оп­тич. ра­курс изо­бра­жае­мо­го ви­да; стре­мясь ко всё бо­лее ши­ро­ко­му ох­ва­ту па­но­рам, чёт­ко вы­страи­ва­ет про­стран­ст­во.

В его про­из­ве­де­ни­ях до­ку­мен­таль­ность со­че­та­ет­ся с по­этич­но­стью, кра­соч­ной пе­ре­да­чей ат­мо­сфе­ры го­ро­да в дни тор­жеств, свя­зан­ных с вы­ез­да­ми до­жа, приё­мов иностр. по­слов, празд­ни­ков в честь свя­тых: «При­ём фран­цуз­ско­го по­сла в Ве­не­ции» (1724, Эр­ми­таж, С.

-Пе­тер­бург), «Воз­вра­ще­ние «Бу­чин­то­ро» к мо­лу в день Воз­не­се­ния» (1726–27, ГМИИ; 1730, Ко­ро­лев­ское со­б­ра­ние, Винд­зор­ский за­мок) и др. Кра­соч­ная гам­ма ста­но­вит­ся у К.

бо­лее при­глу­шён­ной в кар­ти­нах, за­пе­чат­лев­ших буд­нич­ную жизнь го­ро­да, ма­лень­кие пло­ща­ди, уз­кие улоч­ки, на­бе­реж­ные и ка­на­лы с изящ­ны­ми ар­ка­ми мос­ти­ков, ожив­лён­ные фи­гур­ка­ми ры­ба­ков, тор­гов­цев, про­гу­ли­ваю­щих­ся дам и ка­ва­ле­ров, си­лу­эта­ми чёр­ных гон­дол («Мас­тер­ская мра­мор­щи­ков в Сан-Ви­та­ле», 1730, Нац. га­ле­рея, Лон­дон; «Цер­ковь Сан­ти-Джо­ван­ни-э-Пао­ло и Скуо­ла Сан-Мар­ко», 1726, КГ, Дрез­ден). Пей­за­жи 1730-х гг. на­пи­са­ны лёг­ки­ми мел­ки­ми маз­ка­ми, в них нет на­пря­жён­ной ди­на­ми­ки боль­ших кра­соч­ных пя­тен ран­них ка­прич­чио; К. ис­поль­зу­ет бо­лее тон­кие и раз­но­об­раз­ные гра­да­ции све­то­те­ни, пла­сти­че­ски точ­но вы­пи­сы­вая ви­ды пл. Св. Мар­ка (см. илл. к ст. Ве­не­ция) и Пьяц­цет­ты, яр­кие фа­са­ды двор­цов Боль­шо­го ка­на­ла.

Уже с 1720-х гг. К. соз­да­вал по за­ка­зам англ. кол­лек­цио­не­ров се­рии во­об­ра­жае­мых и ре­аль­ных ве­дут с изо­бра­же­ни­ем из­вест­ных угол­ков и па­мят­ни­ков Ве­не­ции, от­час­ти по­вто­ряя ста­рые мо­ти­вы. В 1746–55 ху­дож­ник ра­бо­тал в Анг­лии, где пи­сал ви­ды Лон­до­на, Винд­зо­ра, бе­ре­гов Тем­зы, ин­терь­е­ры ср.-век.

Читайте также:  «ингеборг», арбо петер николай — описание картины

ка­пелл («Ка­пел­ла в Итон­ском кол­лед­же», 1747; «Грин­вич­ский гос­пи­таль в Лон­до­не со сто­ро­ны Тем­зы», 1747–50, обе – Нац. га­ле­рея, Лон­дон; «Вид Сент-Джейм­ско­го пар­ка», 1749, со­б­ра­ние лор­да Мал­мс­бе­ри, Ве­ли­ко­бри­та­ния, и др.), а так­же ка­прич­чио. Се­рии ри­сун­ков и офор­тов К.

хра­нят­ся в Ко­ро­лев­ском со­б­ра­нии Винд­зор­ско­го зам­ка, му­зе­ях Ве­не­ции и др. го­ро­дов.

По воз­вра­ще­нии в Ве­не­цию К. по­вто­рял в ве­ду­тах гл. обр. ста­рые те­мы («Ин­терь­ер со­бо­ра Св. Мар­ка», Винд­зор­ский за­мок; «Празд­ник об­ру­че­ния ве­не­ци­ан­ско­го до­жа с Ад­риа­ти­че­ским мо­рем», ок. 1763–64, ГМИИ).

Лишь в 1763 ху­дож­ник стал чле­ном ве­не­ци­ан­ской АХ. Дос­ти­же­ния К. в раз­ра­бот­ке пе­ре­да­чи све­то­воз­душ­ной ат­мо­сфе­ры ока­за­ли зна­чит. влия­ние на ев­роп. иск-во 18–19 вв. Сре­ди уче­ни­ков К. – его пле­мян­ник Б.

 Бел­лот­то.

Источник: https://bigenc.ru/fine_art/text/2040774

Жанровые пейзажи Каналетто

Краткая биография и описание некоторых пейзажей художника.

Джованни Антонио Каналь

Каналетто (1697, Венеция – 1768, Венеция), настоящее имя Джованни Антонио Каналь, первоначально учился у своего отца — художника по театральным декорациям. Около 1719 поехал учиться в Рим.

Большое влияние на него оказали Джованни Паоло Паннини и, прежде всего, Лука Карлеварис, писавший городские пейзажи — так называемые ведуты. Для живописи Каналетто характерны академическое построение перспективы и реалистичное изображение природы.

В топографических видах городов он с точностью воспроизводит красоту архитектуры. Различные настроения природы передают игра света и тени, а также оттенки неба. Каналетто нередко вписывал в свои пейзажи жанровые сцены для оживления композиции.

Работая с 1746 по 1753 в Англии, он способствовал распространению венецианского городского пейзажа за пределами Италии.

Пейзажи

Скуола ди Сан Рокко, после 1730. Холст, масло, 47*80 см.
С помощью пронизанного лучами света Каналетто сознательно подчеркивает пространственную перспективу вокруг здания Скуолы Сан Рокко.

Он написал несколько эскизов, изображающих здание в разных ракурсах, а затем свел их в единую монументальную композицию.

Эта синтетическая манера изображения является достижением художника, принесшим живописцу всеевропейское признание.

Набережная Мендиканти, около 1723. Холст, масло, 143*200 см.
Венецианские пейзажисты эпохи барокко редко обращались к теме бедных кварталов. Их ведуты были ориентированы прежде всего на изображение прекрасного.

Поразительно также то, что Каналетто изобразил трущобы топографически верно и в подробностях, а приглушенная игра света и тени усиливает реалистический эффект картины, создающий интимное и таинственное настроение.

«Бученторо» у мола в день Вознесения, 1729. Холст, масло, 182*259 см.
Cогласно старому обычаю, в день Успения Девы Марии дож — глава города — выходил в море на своей роскошной галере «Бученторо» и бросал в воды лагуны кольцо, что символизировало обручение Венеции с морем.

Это торжественное событие не раз служило сюжетом для полотен Каналетто. Многочисленные подвижные фигуры и пышные декорации придавали им нарративный характер.

Передний план картины, погруженный в тень, переносит внимание зрителя на роскошную галеру в центре и одновременно расширяет перспективу.

Прием посланника императора во дворце дожа, 1729.
Холст, масло, 184*265 см. Возможно, что Каналетто написал эту картину, изображающую сцену передачи посланником дожу вверительной грамоты, по заказу графа Джузеппе ди Болоньи.

Реалистично, в праздничных тонах, передает художник этот акт государственной важности, при котором присутствуют представители различных сословий.

Так, в правом углу картины дворян и простолюдинов отличает не только одежда — они отделены друг от друга забором.

Мост Риальто, вид с юга, около 1737. Холст, масло, 68.5*92 см.
Городской пейзаж представляет панораму Большого канала и построенного в 1591 деревянного моста.

Скользящие по каналу гондолы играют в картине самостоятельную роль. Благодаря контрасту света и тени канал кажется очень узким.

Но это впечатление смягчается светящимся голубым небом, занимающим всю верхнюю половину картины, придающим произведению определенную торжественность.

Большой канал, от палаццо Бальби, напротив Риальто, около 1724.
Холст, масло, 144*207 см. В этом раннем произведении художник изобразил канал в его максимальной перспективе: вдали виден мост Риальто, а за ним — купола собора Санта Мария делла Салюте.

Картина содержит элементы театральной декорации, о чем свидетельствуют стиль изображения архитектурных сооружении и различная степень освещенности переднего и заднего планов.

В отличие от неторопливо текущих вод канала, на котором почти не видно гондол, затянутое облаками небо создает внутреннюю динамику полотна.

Источник: https://artrue.ru/articles/zhanrovye-pejzazhi-kanaletto.html

Ведуты Каналетто

  • Джованни Антонио Каналь
  • Человек, посвятивший всю свою жизнь живописи, наполнивший свои картины необычайным действием и удивительной игрой света и тени, не мог остаться в анналах мировой культуры незамеченным.

Джованни Антонио Каналь (Каналетто) был признанным венецианским мастером городских пейзажей-панорам (ведутов). Его картины поражали топографической точностью деталей городского вида и обилием сцен городской жизни, и принесли популярность его родному городу среди иностранных туристов.

  1.  
  2. Площадь Сан-Марко (1730 г.)
  3. Дворец Дожей (1730-е гг.)

На раннем этапе своего творчества Каналетто писал виды с натуры, не делая предварительных набросков и эскизов. В дальнейшем стал работать в мастерской, пользуясь камерой-обскурой.

Камера-обскура – прародитель фотокамеры. Светонепроницаемый ящик, с отверстием в одной из стенок, позволял получить оптическое изображение объектов на экране, расположенном на противоположной стенке устройства. Это сильно облегчало работу живописца.

  •  
  • Камера-обскура, схема
  • Творческую жизнь художника условно можно разделить на два периода: венецианский и лондонский.

Каналетто был верен своему родному городу, и именно красочные виды Венеции принесли ему славу. В свои ранние творческие годы художник уделял особое внимание светотеневой моделировке, картины именно этого периода были выдержаны в более светлом колорите.

 

Двор камнетеса (1727-28 гг.)

Венецианские регаты, регулярно проводившиеся на Большом канале в честь значимых для города события, явились прекрасным для художника поводом совместить традиционный городской вид с праздничным действом.

Большой канал Каналетто писал неоднократно. Не меняя ракурсов картин, он менял лишь их «декорации».

На его картинах представлена будничная жизнь города: различные социальные типажи, дети, собаки, все живет своей исключительной жизнью.

  1. Регата на Большом канале (1733-34 гг.)
  2. Регата (1730-е гг.)
  3.  Большо канал (1730-е гг.)
  4. Вид на мост Реальто с юга (1730-е гг.)

Второй период своего творческого пути Каналетто провел в Лондоне. Это была больше вынужденная мера, связанная с упадком спроса на его картины и начавшейся в Европе войны.

В своем позднем творчестве художник по большей части избегал сильных светотеневых контрастов. В Лондоне, как и в Венеции, Каналетто занимался тем же – писал подробные городские пейзажи.

Однако его лондонские ведуты значительно уступают видам его родного города.

  • Вид на Лондон через арку Вестминстерского моста (1746-47 гг.)

Лондон. Госпиталь Гринвич в устье Темзы (1753 г.)

Тема праздников красной нитью проходит через все творчество художника. Он писал их не только в родной Венеции, но и в Англии.

Вестминстерский мост в Лондоне с кортежем лорда-мэра на Темзе (ок. 1749 г.)

Помимо топографических видов Каналетто любил писать каприччио — архитектурные фантазии, составленные из деталей, собранных из разных мест. Они представляют собой поэтические пейзажи, в произвольном порядке собирающие архитектурные памятники Рима, Падуи, Венеции и Англии.

Каприччио с классическими руинами (ок. 1740 г.)

Каприччио с колоннадой (ок. 1765 г.)

Последняя известная работа Каналетто – рисунок пером и тушью. В нижней части листа написано: «Я, Джованни Антонио де Каналь, сделал этот рисунок, изображающий певчих в соборе Сан-Марко, в возрасте 68 лет, не прибегая к очкам. 1766 год». Спустя два года художник умер, оставив после себя поношенную одежду, несколько личных вещей и 28 картин, которые так и не удалось продать.

Собор Сан-Марко с певчими (1766 г.)

Источник: https://art.mirtesen.ru/comments/42379512368/page

Каналетто антонио

Каналетто антонио — итальянский живописец, рисовальщик, гравёр.

Учил­ся у сво­его от­ца, сце­но­гра­фа Бер­нар­до Ка­на­ля (1674-1744 годы); с 1716 года по­мо­гал от­цу в оформ­ле­нии опер А. Ви­валь­диА. Ви­валь­ди в ве­не­ци­ан­ских те­ат­рах «Сант-Анд­же­ло» и «Сан-Кас­сиа­но», в 1719-1720 годах — опер А. Скар­лат­ти в те­ат­ре Кат­ра­ни­ка в Ри­ме.

Под влия­ни­ем ра­бо­тав­ших в Ри­ме ве­не­ци­анца Л. Кар­ле­ва­ри­са, Дж. П. Пан­ни­ни и голландского пей­за­жи­ста Г. А.

ван Вит­те­ля обра­тил­ся к на­пи­са­нию городских ви­дов (ве­дут), ис­пол­нен­ных ши­ро­ки­ми пас­тоз­ны­ми маз­ка­ми и по­стро­ен­ных на рез­ких кон­тра­стах све­та и те­ни («Ар­ка Сеп­тимия Се­ве­ра», 1719 год, ча­ст­ное со­б­ра­ние, Бер­га­мо; «Ка­прич­чио с руи­на­ми», 1720-1721 годы, фонд Дж.

Чи­ни, Ве­не­ция, и др.). О зна­ком­ст­ве Каналетто с ка­прич­чио М. Рич­чи сви­де­тель­ст­ву­ют ро­ман­ти­зи­ро­ван­ная, за­га­доч­ная ат­мо­сфе­ра пей­за­жей, стрем­ле­ние к пе­ре­да­че све­то­воз­душ­ной сре­ды, то­наль­ная жи­во­пись.

В ве­ду­тах 1730-х годов, соз­дан­ных в Ве­не­ции, Каналетто ов­ла­де­ва­ет но­вы­ми приё­ма­ми: пре­дель­но точ­но, с по­мо­щью ка­ме­ры-об­ску­ры фик­си­ру­ет оп­тический ра­курс изо­бра­жае­мо­го ви­да; стре­мясь ко всё бо­лее ши­ро­ко­му ох­ва­ту па­но­рам, чёт­ко вы­страи­ва­ет про­стран­ст­во.

В его про­из­ве­де­ни­ях до­ку­мен­таль­ность со­че­та­ет­ся с по­этич­но­стью, кра­соч­ной пе­ре­да­чей ат­мо­сфе­ры го­ро­да в дни тор­жеств, свя­зан­ных с вы­ез­да­ми до­жа, приё­мов иностранных по­слов, празд­ни­ков в честь свя­тых: «При­ём фран­цуз­ско­го по­сла в Ве­не­ции» (1724 год, Эр­ми­таж, Санкт-Пе­тер­бург), «Воз­вра­ще­ние «Бу­чин­то­ро» к мо­лу в день Воз­не­се­ния» (1726-1727 годы, ГМИИ; 1730 год, Ко­ро­лев­ское со­б­ра­ние, Винд­зор­ский за­мок) и др.

Кра­соч­ная гам­ма ста­но­вит­ся у Каналетто бо­лее при­глу­шён­ной в кар­ти­нах, за­пе­чат­лев­ших буд­нич­ную жизнь го­ро­да, ма­лень­кие пло­ща­ди, уз­кие улоч­ки, на­бе­реж­ные и ка­на­лы с изящ­ны­ми ар­ка­ми мос­ти­ков, ожив­лён­ные фи­гур­ка­ми ры­ба­ков, тор­гов­цев, про­гу­ли­ваю­щих­ся дам и ка­ва­ле­ров, си­лу­эта­ми чёр­ных гон­дол («Мас­тер­ская мра­мор­щи­ков в Сан-Ви­та­ле», 1730 год, Национальная га­ле­рея, Лон­дон; «Цер­ковь Сан­ти-Джо­ван­ни-э-Пао­ло и Скуо­ла Сан-Мар­ко», 1726 год, КГ, Дрез­ден). Пей­за­жи 1730-х годов на­пи­са­ны лёг­ки­ми мел­ки­ми маз­ка­ми, в них нет на­пря­жён­ной ди­на­ми­ки боль­ших кра­соч­ных пя­тен ран­них ка­прич­чио; Каналетто ис­поль­зу­ет бо­лее тон­кие и раз­но­об­раз­ные гра­да­ции све­то­те­ни, пла­сти­че­ски точ­но вы­пи­сы­вая ви­ды площадь Святого Мар­ка и Пьяц­цет­ты, яр­кие фа­са­ды двор­цов Боль­шо­го ка­на­ла.

Уже с 1720-х годов Каналетто соз­да­вал по за­ка­зам английских кол­лек­цио­не­ров се­рии во­об­ра­жае­мых и ре­аль­ных ве­дут с изо­бра­же­ни­ем из­вест­ных угол­ков и па­мят­ни­ков Ве­не­ции, от­час­ти по­вто­ряя ста­рые мо­ти­вы.

В 1746-1755 годах ху­дож­ник ра­бо­тал в Анг­лии, где пи­сал ви­ды Лон­до­на, Винд­зо­ра, бе­ре­гов Тем­зы, ин­терь­е­ры средневековых ка­пелл («Ка­пел­ла в Итон­ском кол­лед­же», 1747 год; «Грин­вич­ский гос­пи­таль в Лон­до­не со сто­ро­ны Тем­зы», 1747-1750 годы, обе — Национальная га­ле­рея, Лон­дон; «Вид Сент-Джейм­ско­го пар­ка», 1749 год, со­б­ра­ние лор­да Мал­мс­бе­ри, Ве­ли­ко­бри­та­ния, и др.), а так­же ка­прич­чио. Се­рии ри­сун­ков и офор­тов Каналетто хра­нят­ся в Ко­ро­лев­ском со­б­ра­нии Винд­зор­ско­го зам­ка, му­зе­ях Ве­не­ции и др. го­ро­дов.

По воз­вра­ще­нии в Ве­не­цию Каналетто по­вто­рял в ве­ду­тах ста­рые те­мы («Ин­терь­ер со­бо­ра Святого Мар­ка», Винд­зор­ский за­мок; «Празд­ник об­ру­че­ния ве­не­ци­ан­ско­го до­жа с Ад­риа­ти­че­ским мо­рем», около 1763-1764 годов, ГМИИ).

Лишь в 1763 году ху­дож­ник стал чле­ном ве­не­ци­ан­ской Академии художеств. Дос­ти­же­ния Каналетто в раз­ра­бот­ке пе­ре­да­чи све­то­воз­душ­ной ат­мо­сфе­ры ока­за­ли зна­чительное влия­ние на ев­ропейское искусство XVIII-XIX веков.

Сре­ди уче­ни­ков Каналетто — его пле­мян­ник Б. Бел­лот­то.

Иллюстрации:

А. Ка­на­лет­то. «Ка­прич­чио с пор­ти­ком». Офорт. Архив БРЭ.

А. Ка­на­лет­то. «Тем­за и Си­ти в Лон­до­не. Вид от Рич­монд-хау­са». 1747. Ча­ст­ное со­б­ра­ние (Ве­ли­ко­бри­та­ния). Архив БРЭ.

Литература

  • Bromberg R. Canaletto’s etchings. L. a. o., 1974
  • Corboz A. Canaletto: una Venezia im­ma­ginaria. Mil., 1985. Vol. 1–2
  • Constable W. G. Canaletto. 2nd ed. Oxf.; N. Y., 1989. Vol. 1–2
  • Links J. G. Canaletto. L., 1999
  • Pignatti T. A. Ca­nal detto il Canaletto. Firenze, 2001
  • Фе­до­то­ва Е. Д. Ве­не­ция. Жи­во­пись ве­ка Про­све­ще­ния. М., 2002

Источник: https://w.histrf.ru/articles/article/show/kanalietto_antonio

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector