«персей и андромеда», антон рафаэль менгс — описание картины

«Персей и Андромеда», Антон Рафаэль Менгс — описание картины

Автопортреты Менгса

«Персей и Андромеда», Антон Рафаэль Менгс — описание картины
«Персей и Андромеда», Антон Рафаэль Менгс — описание картины
«Персей и Андромеда», Антон Рафаэль Менгс — описание картины
«Персей и Андромеда», Антон Рафаэль Менгс — описание картины

Менгс Антон Рафаэль (Anton Raphael Mengs) (1728-1779), самый крупный немецкий живописец эпохи классицизма, любимый живописец короля Карла III и его сына Карлоса IV.

Сын дрезденского придворного художника �смаэля Менгса (1688-1764), Антон с раннего детства учился у отца, который намеревался сделать сына великим художником.

Вместе со всей семьей Антон в 1741 году отправился в Рим, где работал под родительским руководством и усердно изучал произведения Микеланджело, Корреджо и Рафаэля . . .

Кстати, в честь последнего он и получил свое второе имя. В Риме Менгс быстро себя зарекомендовал, как юный вундеркинд.

По возвращении в Дрезден Менгс получает от короля Августа Ш звание придворного живописца, но вскоре опять уезжает в Рим, где остается до 1749 года.

Работая над образом мадонны, Антон влюбился в свою натурщицу из Академии, простую итальянскую девушку, и 6 июля 1749 года женился на ней, приняв католичество.

Молодая римлянка Маргарита Гуацци, стала моделью для многих его картин и матерью его семерых детей.

Опять вернувшись в Дрезден с женой, он получает уже звание первого королевского живописца и заказ на выполнение главного алтаря в придворной церкви.

Под предлогом лучшего исполнения заказа Менгс в третий раз отправляется в Рим. В течение третьего «римского» периода Менгс пишет портреты, конкурируя с Помпео Батони, ведущим портретистом эпохи рококо.

Вскоре Менгса приглашают преподавать в Академию Святого Луки. Среди учеников Менгса как в Риме, так и позже в Мадриде, называют Франсиско Гойю, �оганна Тишбейна, Ричарда Бромптона и Джакомо Кваренги.

В Риме Менгс познакомился с швейцарской художницей Анжеликой Кауфман, которая была на 15 лет моложе, чем его сестра Тереза.

Кауфман представила Менгса своему другу, немецкому археологу и историку искусства, �оганну Винкельману, который стал самым близким другом Менгса и оказал большое влияние на формирование взглядов художника.

В 1761 году для кардинала Альбани, покровителя Винкельмана, Менгс пишет свою самую известную работу, роспись потолка, фреску «Парнас», вдохновленную вновь открытой при археологических раскопках живописью и скульптурой Геркуланума (древнеримского города на берегу Неаполитанского залива).
В том же 1761 году Менгс сопровождает неаполитанского короля Карла III Бурбона в �спанию и на протяжении десяти лет живет в Мадриде, где создает фрески для Королевского дворца и пишет портреты самого Карла III, а также Карла IV, Фердинанда Бурбона и Марии-Луизы Пармской.
Следующую пару десятилетий художник работал то в Мадриде, то в Риме, в котором и умер в возрасте 51 года.
Его работы соединяют РІ себе элементы техники Рафаэля, Корреджо Рё Тициана СЃРѕ стремлением Рє более четкому соблюдению правил композиции Рё красотой форм. РџСЂРё Р¶РёР·РЅРё Менгс пользовался славой, современники видели РІ нём РЅРѕРІРѕРіРѕ Рафаэля, РѕРЅ был членом художественных академий Болоньи, Р РёРјР°, Флоренции, Генуи, Венеции, РђСѓРіСЃР±СѓСЂРіР° Рё Мадрида, придворным С…СѓРґРѕР¶РЅРёРєРѕРј короля Саксонии Рё Польши Рё короля Карла IV Неаполитанского…
Российская императрица была покорена работами Менгса и не жалела денег на приобретение его полотен. Картина Антона Менгса «Благовещенье» является настоящей жемчужиной Эрмитажа.

Прекрасный знаток античного и современного искусства проповедовал отказ от излишеств стиля рококо и возврат к классическим нормам.

Он разработал строгие правила выбора моделей и сюжетов для художественного произведения.

РћРЅ призывал соединить античную красоту СЃ лучшими чертами творчества Рафаэля, Тициана, Корреджо…

Картины Менгсa:

«Персей и Андромеда», Антон Рафаэль Менгс — описание картиныПарнас

  • «Персей и Андромеда», Антон Рафаэль Менгс — описание картины
  • «Персей и Андромеда», Антон Рафаэль Менгс — описание картины
  • «Персей и Андромеда», Антон Рафаэль Менгс — описание картины
  • «Персей и Андромеда», Антон Рафаэль Менгс — описание картины      

РЎСѓРґ ПарисаДанаяГанимед Персей Рё Андромеда                                           Юпитер Рё Ганимед             Диана, как персонификация ночи                       Аполлон, как персонификация полдня       РђРјСѓСЂ, как персонификация вечера                                   РђРјСѓСЂ СЃРѕ стрелой                   РљСѓРїРёРґРѕРЅ РђРІРіСѓСЃС‚ Рё Клеопатра                                               Октавиан Рё Клеопатра             РўСЂРёСѓРјС„ истории                                     Аллегорический портрет Колфилда

Менгс выразил в картине «Триумф истории» просветительские идеалы века, прославил открытие музея Пио-Клементино в Риме, созданного усилиями двух Пап — Климента XIV и Пия VI. Фигуры Славы, �стории, Времени и олицетворяющего прошлое и будущее двуликого Януса, указывающего на открытую дверь музея, где виднеется шедевр экспозиции — скульптура «Спящая Ариадна», характеризуют новую, светскую по духу аллегорию века Просвещения.

                  Милосердие Рё сила                                         Сцена СЃ Дидоной Рё Р�СЂРёСЃ

  1. Картины Терезы Конкордии Менгс-Марон,старшей сестры художника:

Семирамида получет известие Рѕ вавилонском восстанииАпофеоз Траяна Наслаждение                                                     Невинность Аллегория правды                                                     Аллегория рисования Cкорбящая матерь (Mater Dolorosa)                                       Непорочное зачатие       Непорочное зачатиеБлаговещенье       РЎРѕРЅ святого Р�осифа                                         Мадонна СЃ младенцем Рё ангелами Поклонение пастухов                       Рождение Христа                             Святое семейство СЃ Р�оанном Крестителем Святое семействоОтдых РЅР° пути РІ ЕгипетСвятой Р�оанн Креститель       Р�оанн Креститель РІ пустыне                                         Святой Себастьян         Бичевания Христа                                         Христос РІ Гефсиманском саду Христос СЃ тростником (вместо скипетра РІ насмешку)                                 Распятие                             Оплакивание Христа Путь РЅР° Голгофу                                                       Апостол Петр Святой ПетрНе прикасайся РєРѕ РјРЅРµ (Noli me tangere) — явление Христа Марии МагдалинеКающаяся МагдалинаКающаяся Магдалина       Святая Цецилия                                                                   Сивилла Сошествие святого Духа                 Вознесение Марии                         Вознесение Христа       Слава святого Евсевия             Слава святого Евсевия                       Вознесение Христа Воскресение СЃ Магдалиной, царем                               Явление младенца Христа             Давидом, святыми Петром Рё Р�аковом                         святому Антонию Падуанскому             Девушка РІ голубом платье СЃ вуалью                                         Девочка СЃ голубем             Джулия Карлотта Менгс, сестра С…СѓРґРѕР¶РЅРёРєР°                             Доротея София Тиле                       Певица Катерина Регина                                         Певец Доменико Аннибальди           Гравер Бартолоцци                                         Голова девушки РїРѕ имени Тондера Мария Жозефа Австрийская, умерла РІ 16 лет           Парено Р�забель РђСЂСЃРµ, маркиза РґРµ Льяно Леди Винсент Сток Р”'Абернон                                         Мария Луиза Пармская Мария Каролина Австрийская, королева НеаполяМария Луиза РґРµ Бурбон, великая герцогиня Тосканы Мария Антония Баварская                                         Мария Амалия Саксонская Вильям Бартон Конингем                                         Джакомо Казанова             Джузеппе Франки c бюстом Гомера                                         Р�оганн Винкельман         Карл III, король Р�спанииКарл РґРµ Бурбон, РїСЂРёРЅС† Астурийский Фердинанд IV, король Неаполя                                         Дон Луис, инфант Р�спании Р�нфант Антонио РґРµ Бурбон                                 Р�нфант Габриэль РґРµ Бурбон             Король Польши РђРІРіСѓСЃС‚ III                           Р�нфант Франсиско Хавьер РґРµ Бурбон Фридрих РђРІРіСѓСЃС‚ II Саксонский                                 Карл III, король Р�спании       РџСЂРёРЅС† Эдвард Фрэнсис Джеймс Стюарт       Джон Стюарт, 7-Р№ граф Галлоуэй                     Роберт Стюарт, 1-Р№ маркиз Лондондерри       Леопольд, великий герцог Тосканы                     Мария Антония, королева Сардинии Папa Климент XIII Реццонико             Эрцгерцог Франц Австрийский (2 РіРѕРґР°)               Герцогиня Мария Тереза Австрийская (5 лет)               Дети императрицы Марии Терезии           Герцог Фердинанд Рё герцогиня Мари фон Габсбург
      Тереза РљРѕРЅРєРѕСЂРґРёСЏ Менгс-Марон,                                   Юлиана Шарлотта Менгс,       старшая сестра С…СѓРґРѕР¶РЅРёРєР°                                         младшая сестра С…СѓРґРѕР¶РЅРёРєР°  

Читайте также:  Подруги, густава климта, 1916-1917

Источник: http://sschool8.narod.ru/Masters/A_Mengs.htm

Адромеда и спаситель её Персей (мифы древней Греции в живописи)

anastgalНесомый крылатыми сандалиями Гермеса, достиг Персей Эфиопии, страны на далеком юге. Теперь ему надо было держать путь к северу вдоль береговых утесов. Но что это? На одной из скал, у самого моря, увидел Персей дивное изваяние: беломраморный образ прикованной девушки. Спустился Персей, подошел ближе, и понял, что не скульптор создал это чудо красоты. Живая дева смотрела на него так жалостно, так умоляюще, что дрогнуло сердце героя.»Кто ты? — спросил Персей. И почему прикована к этой пустынной скале?»»Зовут меня Андромедой, — ответила дева, — я дочь Кефея, царя этой страны. Моя мать Кассиопея похвалялась, что она красотой првосходит Нереид. Разгневались нимфы морских волн на эти слова, вывели из глубин моря самое страшное из всех морских чудовищ и наслали его на нашу страну. Великое множество бед сотворило оно: убивало людей, пожирало скот, уничтожало посевы. послал отец мой вопросить оракул Зевса-Амона в оазисе ливийской пустыни, и ответил оракул, что успокоится чудовище не раньше, чем ему отдадут меня на съеденье. Как только произнесла Андромеда эти слова, послышался шум разбивающихся о берег волн и глухой, зловещий рев, точно целого стада разъяренных быков. Огромная волна бросилась на скалистый берег, и когда она отхлынула, на берегу остался исполинский змей.На крылатых сандалиях Гермеса взмыл Персей в воздух, и бросился с высоты на чудовище. Глубоко вонзился изогнутый меч героя в спину змея. Кровь и вода хлынули из оскаленной пасти чудовища, но намокли крылатые сандалии, не может Персей снова взлететь. Тогда могучий сын Данаи обхватил левой рукой скалу, что возвышалась над морем, и трижды погрузил меч свой в широкую грудь змея.

Окончен ужасный бой. Радостные крики несутся с берега. Все славят героя. Сняты оковы с прекрасной Андромеды, и, торжествуя победу, ведет Персей спасенную им деву во дворец Кефея. (с)

Теперь, когда все вспомнили этот древнегреческий миф, я могу представить вам собрание репродукций картин разных художников, по большей части великих — на всех изображёно, как всё было на самом деле.«Персей и Андромеда», Антон Рафаэль Менгс — описание картины«Андромеда и Персей, Санкт-Петербург, Летний дворец»

«Персей и Андромеда», Антон Рафаэль Менгс — описание картины

«Берн Джонс, Прикованная Андромеда»«Прикованная Андромеда», законченная в 1888 г. Тут скорее показана сцена знакомства, чем освобождения. Персей снял шлем, но кажется, что он отстранил его от лица, выражающего смесь смущения и любопытства. Очень хороша Андромеда – чуть потупив взор, она будто оценивает юношу, нисколько не стыдясь. Замечательный фон создает фантастический арабский город на заднем плане (по легенде, дело было в Эфиопии).(с)

«Персей и Андромеда», Антон Рафаэль Менгс — описание картины

«Берн Джонс, Битва Персея с драконом»«Битва Персея с драконом», написана в 1878 г. Сразу отмечаю непривычный ракурс Андромеды. Изумителен цветовой контраст между ее нежным и хрупким телом и жесткой, угловатой схваткой Персея с драконом. Это и контраст между покоем и движением. Художник придал фантастический вид зверю, чтобы подчеркнуть бессвязность и неразбериху клубка сражающихся тел.(с)

«Персей и Андромеда», Антон Рафаэль Менгс — описание картины

«Энгр, Руджьер и Анжелика»Несмотря на такое название. лично у меня не вызывает сомнения тот факт,что сюжет картины навеян автору мифом именно об Андромеде и Персее.

«Персей и Андромеда», Антон Рафаэль Менгс — описание картины

«Гюстав Моро, Андромеда»На символическом полотне Гюстава Моро (1867) Персей выглядывает откуда-то сбоку, но это вызывает удивление лишь у небольшой змеюки в низу картины, а сама виновница назревающего конфликта пребывает в экстазе. (с)

«Персей и Андромеда», Антон Рафаэль Менгс — описание картины

«Эдуард Пойнтер, Андромеда»У Эдуарда Пойнтера (1869) сверхэротичной Андромеде вообще нет дела ни до дракона, ни до Персея. (с)

«Персей и Андромеда», Антон Рафаэль Менгс — описание картины

«Гюстав Доре, Андромеда»«Пьер Минар, 1679, Персей и Андромеда»«Эохим Эйтевал, 1611, Персей и Андромеда»«Рубенс, 1621, Персей и Андромеда»«Рубенс, 1640, Персей освобождает Андромеду» «Персей и Андромеда (фреска из дома Диоскуров в Помпеях, 65-70 гг.)»«Тамара де Лемпицка, Андромеда (портрет мадам Бокард,1931)»«Фредерик Лейтон, Perseus and Adromeda»«Теодор Чёсер, Андромеда»«Андромеда»«Тициан Вечеллио, Персей и Андромеда»«Андромеда и морское чудовище, Пьер Этьен Монно, 1700-04»«Андромеда, Питер Пауль Рубенс, ок. 1638 г.Берлин, Государственные музеи»«Персей и Андромеда, Франсуа Лемуан, 1723 г.Лондон, собрание Уоллеса»«Андромеда, Борис Валледжо, 1991 г.»«Персей и Андромеда, Пьер Пюже, 1678-84 гг.Париж, Лувр»«Персей, освобождающий Андромеду, Франческо Маффеи, 1657-58 гг.Венеция, собрание венецианского сеттеченто, дворец Редзонико» «Персей и Андромеда, Джорджо Вазари, 1570-72 гг.Флоренция, палаццо Веттио»«Персей освобождает Андромеду, Пьеро ди Козимо, ок. 1510 г.Флоренция, галерея Уффици»«Vanloo Charles (Carle) — Perseus and Andromeda»«Андромеда, Эжен Делакруа (Delacroix) франц.1852»«Персей и Андромеда, Мораццоне.10-е гг. XVII века.Флоренция, галерея Уффици»«Персей и Андромеда, Менгс Антон Рафаэль (Megs)»«Perseus, Andromeda and Ketos, Altes Museum, Berlin»«Гюстав Доре, Андромеда»«Персей и Андромеда, Gustav Schwab, фрагмент»Raffaello Sanzio «St George Fighting the Dragon», 1505Г. фон Кюгельген. АндромедаК. Брюллов. Персей и Андромеда. 1820Рембрандт. Андромеда, прикованная к скалеСафронов ВладимирУ. ЭттиЗа дополнения спасибо:

http://pheonae.livejournal.com/84292.html

Источник: https://anastgal.livejournal.com/1051686.html

Антон Рафаэль Менгс (Anton Raphael Mengs) — художник

22 марта 1728, в Богемии родился самый крупный немецкий живописец эпохи классицизма, превосходный портретист Антон Рафаэль Менгс (Anton Raphael Mengs). Художник умело сочетал точную передачу индивидуальных черт модели с барочной парадностью.

При жизни современники видели в нём нового Рафаэля, и он имел международную славу.

Он писал портреты самых могущественных людей того времени, таких как папа Климент XIII, король Пруссии Фридрих II Великий, королей Саксонии, Испании, Великой княжны Екатерины Павловны и других.

«Персей и Андромеда», Антон Рафаэль Менгс — описание картиныПапа Климент XIII, 1758

Он разработал строгие правила выбора моделей и сюжетов, и был прекрасным знатоком современного и античного искусства, призывающим соединить античную красоту с лучшими чертами творчества.

Менгс стремился к красоте форм и к соблюдению точных правил композиции, законов светотени и определенных приёмов живописи масляными красками, фресковой росписи, а также техники пастельного и акварельного рисунка.

«Персей и Андромеда», Антон Рафаэль Менгс — описание картиныОлицетворение трех частей дня в греческой мифологии / Personifikasi tiga bagian hari dalam mitologi Yunani, 1765

Антон Рафаэль Менгс был за возврат к классическим нормам и отказ от излишеств стиля рококо.

Следование великим мастерам прошлого художник считал единственным путём достижения идеальной красоты, не существующей в природе, но являющейся результатом отбора наилучшего. Он критиковал живописцев XVII в.

за избыточную драматизацию и повышенный религиозный пафос, и за чрезмерное увлечение светотеневыми эффектами. А художников XVIII в,, он критиковал за отсутствие моральных и образовательных устремлений.

«Персей и Андромеда», Антон Рафаэль Менгс — описание картиныLa Adoración de los pastores, 1770

Anton Raphael Mengs, как теоретик, пользовался большим уважением в интеллектуальных кругах Европы, оказывая сильное влияние на развитие живописи того времени. Менгс был членом художественных академий Болоньи, Рима, Флоренции, Генуи, Венеции, Аугсбурга и Мадрида.

«Персей и Андромеда», Антон Рафаэль Менгс — описание картиныFresco de Anton Raphael Mengs

Его книга Gedanken uber die Schonheit und den Geschmack in der Malerei («Мысли о красоте и вкусе», впервые опубликована в Цюрих 1762 с переизданием) использовалась во многих академиях как учебник.

Сборник сочинений Менгса, вышедший на итальянском языке в Парме (1780), был переведён на испанский (Мадрид, 1780, 1797); французский (Амстердам, 1781; Регенсбург, 1782; Париж, 1787); немецкий (Халле, 1787) и английский (Лондон, 1796) языки.

«Персей и Андромеда», Антон Рафаэль Менгс — описание картиныSemiramis erhält die Nachricht vom Babylonischen Aufstand, 1756

Читайте также:  Улица берлина, георг гросс, 1931

Вскоре после смерти художника (29 июня 1779 г, Рим) его слава угасла, хотя Менгсу и отдавали должное как великому портретисту. В XIX веке Менгса считали «холодным и неискренним».

И хотя Менгс считал себя первым неоклассицистом, но прежде всего он был одним из последних мастеров барокко, о чем говорил Рудольф Виттковер: «В конечном счете, он (Менгс) в такой же степени завершает традицию, как и начинает новую».

«Персей и Андромеда», Антон Рафаэль Менгс — описание картиныLot and his Daughters (Лот и его дочери)

PS: В наше время появляется очень много работ великих художников, в том числе и те, что возможно принадлежат творчеству Менгса. Но, к сожалению, большая часть из таких картин подделка. Поэтому, в этой публикации JuicyWorld.org постарались опубликовать только те работы, по которым нет споров об авторстве художника

«Персей и Андромеда», Антон Рафаэль Менгс — описание картины(Palacio Real de Madrid) Порка Христа, 1769

Христос на Масличной горе, 1769
Portrait of William Burton Conyngham, 1854-57
Портрет Катерины Регины (Екатерина Павловна (1788-1819) — великая княжна, 4 дочь Павла I
Фердинанд IV, король Неаполя
Anton Raphael Mengs / Sir James Gray, 1761

Ritratto del cardinal Zelada, 1773
Портрет Доменико Аннибале, 1750
Карл III Испанский, 1761
Сон Иосифа / The Dream of St. Joseph, 1773-1774
The Triumph of History over Time, ceiling Vatican Library, 1772

Персей и Андромеда, ок 1774-1777 (Эрмитаж)

Virgen María en actitud dolorosa, 1765
Иоан креститель проповедует в пустыне, 1760 / St. John the Baptist Preaching in the Wilderness
Saint Peter, 1773-1776

The Holy Family with the Infant St John the Baptist, 1763

Annunciation, 1779
Anton Raphael Mengs / Автопортрет, 1773

Могила Антона Рафаэля Менгса в Santi Michele e Magno (Рим)
Prince of Asturias, Future Charles IV of Spain (1765)
La marquesa de Llano, 1775
Helios as Personification of Midday (1765)
Diana as Personification of the Night (1765)

  • Booking.com

Источник: https://juicyworld.org/anton-raphael-mengs/

«Персей и Андромеда» картина Рубенса

«Персей и Андромеда» — картина, которая считается одним из самых значительных шедевров великого художника Питера Пауля Рубенса (1577-1640). В настоящее время полотно античной тематики находится в Санкт-Петербургском Эрмитаже. Картина была написана Рубенсом в 1620-1621 гг.

Размеры: 99,5 x 139cм. Есть мнение, что «Персей и Андромеда» провисела в доме художника до конца его жизни и продолжала находиться там ещё долгое время. Об этом говорит одна из гравюр 1684 года, на которой изображён дом художника, а сквозь окно можно увидеть это самое произведение.

В Эрмитаж поступила в 1769 году.

Сюжет картины заимствован из поэмы Овидия, которая называется «Метаморфозы». Мифологическая история рассказывает о сыне Зевса и Данаи — Персее, который спас от чудовища Андромеду.

Андромеда, будучи дочерью царицы Кассиопеи, была принесена в жертву морскому чудовищу за то, что мать похвалилась её неземной красотой и назвала Андромеду прекраснее всех морских дочерей Посейдона. За это её приковали к скале. Персей спустился к Андромеде, которая пленила его своей небесной красотой, и убил чудовище.

В схватке с чудовищем ему помогла голова убитой им медузы Горгоны, взгляд которой обращает в камень любое существо. За этот подвиг Персей получает Андромеду в жёны.

Именно этот сюжет и лёг в основу картины Пауля Рубенса.

На картине изображёны: сам Персей, его конь Пегас, который имеет крылья и умеет летать; голова медузы Горгоны на зеркальном щите; шлем владыки царства мертвых Аида, который является шапкой невидимкой (держит один из амуров), крылатые сандалии, подаренные Персею Гермесом.

В ногах Персея лежит убитое им морское чудовище. Несмотря на то, что картина выполнена на античную тему и в античной стилистике, некоторые черты всё же имеют фламандский почерк живописи.

Так, например, Андромеда, которая по принципам античного искусства должна была предстать утончённой красавицей с идеальными чертами, здесь выглядит довольно пышнотелой. То же самое относится к коню, который излишне мускулист и откормлен. Кроме основных героев мифа, здесь находятся и другие фигуры, которые носят символическое значение: амуры — символы любви и страсти, богиня победы Ника венчает Персея лавровым венком.

«Персей и Андромеда», Антон Рафаэль Менгс — описание картины

Питер Пауль Рубенс — Персей и Андромеда

Хотите, чтобы в вашем доме было уютно и комфортно? Этого добиться вам поможет мебель для кухни, большой выбор которой вы сможете найти в интернет-магазине РиФ. Всё, что нужно для вашего жилища, в одном месте.

«Персей и Андромеда», Антон Рафаэль Менгс — описание картины

???? Блинцов | 2014-06-27, 09:23 | ???? 427

Источник: https://art-assorty.ru/6237-persey-i-andromeda-rubens.html

Персей и Андромеда. Главные герои и символы картины Рубенса

Питер Пауль Рубенс. Персей спасает Андромеду. 1622 г. Эрмитаж, Санкт-Петербург

Миф о Персее и Андромеде – один из самых известных. Все знают о чудовище, которое хотело сожрать прекрасную деву. И о смелом герое, который победил исчадие ада и спас красавицу.

Но вот подробности мы вряд ли помним. А ведь детали этого мифа – одна вкусней другой.

И предыстория о том, почему родители Андромеды покорно отдали дочь на съедение чудищу. И неожиданное появление Персея на крылатом коне. А уж легенда о происхождении его непарнокопытного питомца и вовсе завораживает.

На картине Рубенса мы видим зарождение чувств спасителя и спасённой. Но поженятся ли они? Будет ли им счастье?

Забегая вперёд – да, этих двоих ждёт хэппи-энд. Но достигнуть его окажется непросто: на их пути ещё будут препятствия не только в виде чудища морского…

Питер Пауль Рубенс. Персей спасает Андромеду. 1622 г. Эрмитаж, Санкт-Петербург

1. Андромеда

Андромеда – девушка непростая. Как-никак царская дочь. Её отец правил Йоппой (в наше время – город Яффа в Израиле). А по матери она немножко богиня. Ее прадедом был сам Гермес.

Но Андромеда героиня ещё и трагическая. Она была вынуждена расплачиваться за грехи родителей.

Ее мать неосмотрительно возгордилась своей красотой. И нет, чтобы гордиться в одиночестве перед зеркалом. Она умудрилась это сделать в присутствии нираид, богинь водной стихии.

А как мы знаем, божества Древней Греции всепрощением не отличались. Если бесит что-то, то сразу – наказание.

Нираиды нажаловались Посейдону, и тот наслал чудище морское на Йоппу. Долгие годы оно разоряло прибрежные селения. Пока царь не узнал от Оракула, что остановить его можно, принеся в жертву его дочь Андромеду.

Так красавица и оказалась прикованной к скале.

Называю я её красавицей лишь потому, что так было написано у античных авторов.

Рубеновская же интерпретация её красоты своеобразна. Девушка с телом мягкой сдобы, золотыми волосами и ярким румянцем на всю щеку.

Она далека, очень далека от канонов классической красоты. Чтобы вы понимали, о чем я, сравните её с Андромедой Рафаэля Менгса.

Антон Рафаэль Менгс. Персей и Андромеда. 1778 г. Эрмитаж, Санкт-Петербург

2. Персей

Персей – один из самых известных героев мифологии. По популярности уступает разве что Гераклу. Между прочим, они братья по отцу.

Земная мать Персея, Даная, родила его от Зевса. Помните девушку, к которой Громовержец явился в виде золотого дождя?

Орацио Джентилески. Даная. 1621 г. Музей Гетти, г. Лос-Анджелес, США

Персея Вы легко можете узнать на любой картине по крылатым сандалиям. Они достались ему от трёх сестёр-старух. У них был один зуб и один глаз на троих. Персей похитил их и обменял на всякие волшебные штучки, в том числе и эти сандалии.

Персей, как и Геракл, совершал подвиги. Вот однажды он и летел с очередного задания. Только что он победил Горгону Медузу. Пролетая над побережьем близ Йоппы, он и увидел несчастную Андромеду.

Его сердце учащенно забилось. Сражённый красотой Андромеды, он решил её спасти. Когда чудище приблизилось к девушке, Персей показал ему голову Горгоны. И то обратилось в камень.

Думаю, это был самый простой бой с чудищем в истории мифов и сказок.

Перед боем Персей осмотрительно выпросил у отца разрешение жениться на Андромеде. Тот дал обещание, умолчав, что у дочери уже был жених, его родной брат Финей.

Жених оскорбления не стерпел. Ворвался на свадебный пир, чтобы убить наглого Персея. Но был обращён в камень.

Аннибале Карраччи. Персей и Финей. 1597 г. Палаццо Фарнезе, Рим

В итоге пара все же поженилась. И жили они долго и счастливо, родив нескольких детей.

Проверьте себя: пройдите онлайн-тест «Насколько Вы разбираетесь в живописи?»

3. Чудище Кето

Кето было настоящим чудовищем. Которое ещё и неплохо плодилось. Все драконы и змееподобные Девы – дети Кето. В том числе Горгона Медуза. Да-да, получается мать погибла от взгляда дочери.

На картине Рубенса Кето уже повержено. Поэтому мы его даже не сразу замечаем. Оно цвета камня, в самом низу полотна.

Питер-Пауль Рубенс. Персей и Андромеда (деталь)

Из произведений античных авторов не до конца ясно, как было побеждено чудище. То ли оно погибло от меча Персея, то ли от взгляда отрубленной головы Горгоны.

Рубенс явно выбрал второй вариант.

Однако у него есть ещё одна картина на тот же сюжет, где голова Горгоны отсутствует. Видимо чудище было здесь повержено мечом.

Питер Пауль Рубенс. Персей спасает Андромеду. 1622 г. Государственный музей Берлина

4. Голова Горгоны

Медуза была самой младшей сестрой из трёх Горгон. И к тому же смертной. Она родилась с обычными волосами.

Но однажды возжелал её Посейдон. Медуза скрылась от него в храме Афины. Он её там все равно нашёл и овладел ею прямо в храме.

Афине, конечно, это очень не понравилось. И она наколдовала бедной девице шевелюру из змей.

Питер Пауль Рубенс. Голова Медузы Горгоны. 1618 г.

Читайте также:  Поль сезанн, биография и картины художника

Медуза обращала своим взглядом все живое в камень. Но Персей смог эту напасть преодолеть. Во время сражения с Горгоной, он смотрел на её отражение в щите. В какой-то момент ему удалось нанести удар и обезглавить Медузу.

5. Пегас

Когда Персей убил Медузу, она была беременна от Посейдона. Из её головы вышли их дети. Воин Хрисаор … и крылатый конь Пегас. Его взял с собой Персей.

Эдвард Коли Берн-Джонс. Рождение Пегаса и Хрисаора. 1885 г. Городская художественная галерея Саутгемптон, Великобритания

А ещё из головы медузы разбежались змеи по окрестностям и убили все живое. А вытекшая кровь попала в море и так образовались кораллы.

6. Богиня победы Ника

Персей только совершил свой подвиг, а богиня победы Ника уже тут как тут. С венком для победителя. Она тоже крылататая. Да уж, немало крыльев для одной картины.

Почему не Афина? Эта могущественная богиня отвечала за всепобеждающую силу, мудрость и войну. Ника же скорее была покровительницей триумфа. Так сказать, с более узкой специализацией.

7. Амуры

Так как мы видим зарождение любви между двумя героями, то амуры просто наводнили картину.

Трое амуров помогают Андромеде одеться. Ещё один держит золотой шлем Персея. Другой – щит с головой Горгоны. И ещё один оседлал Пегаса.

Они пухленькие дальше некуда, как и полагается всем героям Рубенса. Удивительный факт, что сам художник был худощав, следил за своим питанием и физической формой. Жены его были тоже не особо пышными.

Чем так хорош Рубенс со своими «Персеем и Андромедой»

Картина «Персей и Андромеда» написана в стиле барокко. На ней много героев, каждый из которых занят своим делом.

Но Рубенс гениально размещает их в пространстве. В результате ощущения хаоса нет. В первую очередь – за счёт почти монохромного цвета. Герои хорошо гармонируют с фоновым темным камнем.

А ещё хаос нивелируется благодаря расположению героев в виде треугольника. Правда, чтобы уместить массивного коня, пришлось вынести его круп на передний план картины. Но нас волшебным образом это не смущает. Он в тени и в целом красив (насколько круп вообще может быть красив).

Чтобы понять гений Рубенса, сравните его шедевр с картиной Джорджо Вазари на тот же сюжет. У последнего тоже много героев, и как раз ощущение хаоса присутствует.

Джорджо Вазари. Персей и Андромеда. 1572 г. Палаццо Веккьо, Флоренция.

Вот так, разобравшись во всех героях картины, пропадает ощущение растерянности от того, что ничего не понятно.

И тогда хочется уже наслаждаться самой картиной. Особенно цветом. Рубенс был непревзойденным мастером в передаче оттенков кожи.

Он передавал красоту человека через перламутровое сияние с розовыми и серыми отливами. Кожа Андромеды светится изнутри и лоснится, словно шелковая ткань.

Прибавьте сюда скромность девушки. Это выражено в опущенных глазах, легком напряжении из-за того, что обнажена, и разлившемся румянце по всей щеке.

Это совсем иная красота, которую нужно еще разглядеть.

Рубенс в этом сюжете избегает страстности барокко. Иначе он изобразил бы битву и испуганную до ужаса Андромеду.

Питер Пауль Рубенс. Персей и Андромеда (деталь). 1622 г.

Здесь же мы видим лирическое. Бой позади. Молодые люди впервые прикоснулись друг другу. Амуры явно довольны. Только Пегас ещё настороженно смотрит на окаменевшего Кето. Он по-звериному не доверяет его неподвижности.

Рубенс любил этот сюжет: когда благородная Сила побеждает абсолютное Зло и освобождает Красоту. Сюжет, который повторён в бесчисленных сказках разных народов на протяжении 2500 лет.

О другом шедевре мастера читайте в статье «Охота на львов» Рубенса: динамика, эмоции и роскошь в одном флаконе.

Для тех, кто не хочет пропустить самое интересное о художниках и картинах. Оставьте свой e-mail (в форме под текстом), и Вы первыми будете узнавать о новых статьях в моем блоге.

Оксана Копенкина

PS. Проверьте себя: пройдите онлайн-тест «Насколько Вы разбираетесь в живописи?»

Англоязычная версия статьи

Источник: https://arts-dnevnik.ru/persei-andromeda-rubens/

Описание картины Персей и Андромеда – Антон Рафаэль Менгс

Антон Рафаэль Менгс является крупнейшим немецким представителем Неоклассицизма – направления, возникшего в Европе во второй половине XVIII века и основанного на безусловном преклонении перед античным искусством. Вдохновителем и теоретиком этого направления был историк Иоганн Винкельман, а его книга “История искусства древности” была известна в то время каждому образованному европейцу. Мысли Винкельмана о совершенстве и непревзойденной красоте античных образцов повлияли на многих известных художников, включая великого итальянского скульптора Антонио Канову.

В Германии наиболее преданным и последовательным единомышленником Винкельмана был Антон Рафаэль Менгс, живопись которого является практическим воплощением идей Винкельмана, близкого друга Менгса.

Монументальное полотно “Персей и Андромеда” можно считать программным произведением неоклассицизма.

Художник избирает в качестве сюжета античный миф, известный по шедевру Рубенса, причем у Менгса изображен тот же кульминационный момент легенды.

Сравнивая оба произведения, трудно найти более разных художников и более разную трактовку темы.

Атлетичный и красивый Персей похож на статую Аполлона Бельведерского. Поза и движение, в котором замерла Андромеда отсылают нас к рельефу античных времен. Герои Менгса совершенны, но холодны; картина Рубенса насыщена тончайшими оттенками цвета, а герои естественны и прекрасны в проявлении своих чувств.

Эта картина была создана Менгсом в Риме. В дальнейшем, после ее отправки заказчику начался ее трудный путь. Судно, на котором транспортировалась картина было перехвачено разбойниками, которые продали ее в порту Испании морскому министру.

Затем, в 1780 году, она была приобретена для собрания императрицы Екатерины II.

(No Ratings Yet) Loading…

Еще картины:

  1. Маркиза де Льяно – Антон Рафаэль Менгс Немецкий художник Антон Рафаэль Менгс вошел в историю искусства как теоретик неоклассицизма. С этим направлением было связано и его позднее……
  2. Поклонение пастухов – Антон Рафаэль Менгс Полотно “Поклонение пастухов” написано Менгесом в Риме специально для испанской коллекции. В этом значительном для понимания творчества художника произведении хорошо……
  3. Персей и Андромеда – Карл Брюллов По предположению Э. Ацаркиной, литературным источником сюжета была одноименная кантата, посвященная победе русскими над французами. Сюжет из древнегреческой мифологии. Сын……
  4. Персей и Андромеда – Питер Рубенс Одной из бесспорных вершин творчества стала картина “Персей и Андромеда”. Рубенc обратился к любимому им миру античности. Сюжет картины заимствован……
  5. Персей и Андромеда – Иоахим Эйтевал Картина написана голландским художником Иоахимом Эйтевалом по мотивам древнегреческого мифа. Размер картины 180 х 150 см, холст, масло. Андромеда, в……
  6. Персей и Андромеда – Фредерик Лейтон Среди излюбленных художниками разных эпох мифологических сюжетов история Персея и Андромеды – одна из наиболее популярных. Кроме Фредерика Лейтона, к……
  7. Мадонна Ансидеи – Рафаэль Санти Алтарная картина Рафаэля Санти “Мадонна Ансидеи” написана художником во Флоренции; молодому живописцу еще не исполнилось и 25 лет. Размер картины……
  8. Сикстинская Мадонна – Рафаэль Санти Рафаэль написал эту картину для главного алтаря монастырской церкви Сан Систо в Пьяченце в 1513 г., как мы это узнаем……
  9. Падения Христа по пути на Голгофу – Рафаэль Санти “Падения Христа по пути на Голгофу”, также известный как “Ло-Спазимо” или “Ил-Спазимо ди-Сицилия”, является картиной итальянского периода высокого Возрождения, за……
  10. Донна Гравида – Рафаэль Санти Женский портрет, известный с начала XIX века под названием “Беременная” , написан одновременно или чуть раньше Портретов супругов Дони. Все……
  11. Мадонна дель Грандука – Рафаэль Санти По приезде во Флоренцию он самостоятельно штудирует новые художественные проблемы. В художественном развитии Рафаэля флорентийский период значил необычайно много. Оьраз……
  12. Немая – Рафаэль Санти Санцио работает над позами, придает лицам выражение достойное, строгое, спокойное, иногда немного печальное, тщательно выписывает костюмы, эта тенденция проявляется на……
  13. Распятие с Девой Марией, святыми и ангелами – Рафаэль Санти Хранящееся в Лондонской Национальной галерее Распятие с девой Марией, святыми и ангелами, или, как еще называют картину – Распятие Монд,……
  14. Чудесный улов – Рафаэль Санти Удивительную картину на сюжет чуда с уловом Петра и Андрея создал итальянский художник Рафаэль. Называется она “Чудесный улов”. Перед нами……
  15. Парнас – Рафаэль Санти Дебют Рафаэля в залах Ватикана был потрясающим. Папа Юлий II поручил ему работу над фресками так называемых “Станцев” – четырех……
  16. Аньоло Дони – Рафаэль Санти На картине изображен Аньоло Дони, богатый торговец шерстью, живший в квартале Санта Кроче. В 1504 году Дони женился на дочери……
  17. Дама с единорогом – Рафаэль Санти Картина Рафаэля Санти “Дама с единорогом”. Размер картины 65 x 51 см, холст, масло. Единорог, мифическое животное с телом быка,……
  18. Похищение Гипподамии – Питер Рубенс Картина фламандского художника Питера Пауля Рубенса “Похищение Гипподамии”. Размер картины 182 x 290 см, холст, масло. Картину также иногда называли……
  19. Санти. Лев X – Рафаэль Санти Последние семь лет своей жизни Рафаэль работал при Льве X из дома Медичи, сыне Лоренцо Великолепного. Новый папа был прямой……
  20. Рафаэль и Форнарина – Жан Огюст Доминик Энгр Портрет Рафаэля Санти и Форнарины, возлюбленной именитого художника – кусочек биографии Санти, помешанного на чувствах к той самой Форнарине, что……

Описание картины Персей и Андромеда – Антон Рафаэль Менгс.

Источник: https://art.goldsoch.info/persej-i-andromeda-anton-rafael-mengs/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector