Озеро. русь, исаак ильич левитан

Озеро. Русь, Исаак Ильич Левитан

    Исаак Ильич Левитан (1860 -1890) — известный художник, родился в Литве, в образованной, но обедневшей еврейской семье.
В тринадцать лет Исаак поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Его учителями были художники Перов, Саврасов и Поленов. Художник Алексей Саврасов, обратил внимание на талант Левитана и взял его к себе в пейзажный класс.
   Интересный факт, что из-за еврейского происхождения Левитан, окончив училище, звания художника не получил — ему был выдан диплом учителя чистописания.
   Но он был талантлив и трудолюбив, и огромное количество наипрекраснейших пейзажей, портретов вышло из-под кисти великого Левитана. Под его рукой оживали никем ранее не замеченные уголки родной и любимой им природы.
   В 1898г. Левитану было присвоено звание академика пейзажной живописи. Он начал преподавать в том самом училище Москвы, где не получил диплома художника. Исаак Левитан был членом Товарищества передвижных художественных выставок. В 1900г. работы Левитана экспонировались в русском отделе Всемирной выставки в Париже. В 1901 прошла посмертная выставка произведений Левитана в Петербурге и Москве.
   Среди многих замечательных картин было представлено полотно «Озеро. Русь» (1900г.). Эту картину Левитан писал незадолго до своей смерти, и она осталась неоконченной. Тем не менее, картина «Озеро. Русь» считается главным произведением позднего Левитана. Картина является частью собрания Государственного Русского музея в Петербурге.
   Она — одно из трёх самых больших по размеру произведений художника — 1м49см×2м 8 см, и бесценна по значимости. При её написании Левитан использовал огромное количество этюдов и эскизов. Большой труд!

  • Давайте посмотрим на это изумительное творение.
  • Озеро. Русь, Исаак Ильич Левитан

   Солнце и свет прямо струятся с картины на нас. Сердцем входишь в её пространство. На переднем плане мы видим большое, зеркальной чистоты озеро. Эти краски взяты у самой природы, а уж в этом Левитан был мастер.

На высоком берегу вдали — деревенька. На мой взгляд, она олицетворяет простоту и чистоту русской души. А рядом — белая церковь – символ веры Руси.
   Такой свежестью веет от картины! А как прекрасны облака на бездонной синеве неба.

В душе рождаются строчки:

Эх! Взлететь бы белой птицей! В поднебесье покружиться,
Покачаться в облаках, как у мамы на руках.

   Не зря это полотно названо « лебединой песней» Мастера. На картину хочется смотреть и смотреть! За тонкость передачи настроения «художником – поэтом» назвал Левитана живописец Михаил Нестеров. Какой размах и величие просторов Руси!

Текст подготовила Лилия Нестерова ( стихи автора текста).

Источник: http://iz-sssr.ucoz.ru/publ/opisanija_kartin/i_i_levitan_ozero_rus/6-1-0-57

Описание картины "Озеро" ("Русь") Левитана: анализ, материалы для сочинения

Озеро. Русь, Исаак Ильич Левитан
Картина «Озеро» («Русь»)
И. И. Левитана

Картина «Озеро» («Русь») является одной из последних работ выдающегося русского художника Исаака Левитана.
В этой статье представлено описание картины «Озеро» («Русь») Левитана: анализ произведения, материалы для сочинения.

Смотрите: Описание других картин Левитана В литературе встречаются несколько вариантов названия этой картины: «Озеро», «Озеро. Русь», «Озеро» («Русь»). Левитан работал над картиной «Озеро» («Русь») в 1899-1900 гг. Картина размером 149 × 208 см выполнена маслом на холсте. Полотно хранится в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге. Эта картина является одним из трёх самых крупных произведений Левитана (в тройку крупнешийх работ также входят полотна «У омута» и «Над вечным покоем»). Картина впервые была выставлена в Санкт-Петербурге и Москве в 1901 году уже после смерти Левитана.

На картине «Озеро» («Русь») Левитана изображено большое озеро в солнечный день.Озеро занимает практически всю нижнюю половину картины. На дальнем берегу озера видны желтовато-зеленые поля и дервенские постройки. Над крестьянскими избушками возвышается белая церковь. По голубому небу плывут большие белые облака, обрасывая тень на деревню и отражаясь в озере. 

Описание картины «Озеро» из книги В. Петрова «Исаак Левитан»:

«Главным произведением позднего Левитана стала большая картина «Озеро» (1898-1900), или, как художник называл ее для себя, — «Русь».

Начатое живописцем, по некоторым сведениям, под впечатлением от поэзии Пушкина, над иллюстрациями к которой он работал в конце 1890-х годов, и прежде всего от пейзажного мотива стихотворения «Последняя тучка рассеянной бури», это полотно стало «лебединой песнью» Левитана.

Конечно же, художник вкладывал в это полотно свою выстраданную, благословляющую любовь к жизни и стране… и именно поэтому особенно добивально монументального лиризма образа, соединения в живописной решении почти импрессионистической непосредственности ощущения свежестви и яркости солнечного дня с декоративно-монументальным началом, роднящим «Озеро» с традициями фресковой живописи.»

(из книги В. Петрова «Исаак Левитан», изд-во «Белый город», 2000 г.)

Описание картины «Озеро» из книги С. Пророковой «Левитан»:

«В мастерской осталось недописанным самое большое левитановское полотно. Он работал над ним самозабвенно. Этой яркой, ликующей по краскам картиной художник как бы прощался с жизнью. В ней пылкая привязанность к отчизне, преклонение перед роскошью природы и осуждение нищеты человеческой жизни. В этом полотне — весь Левитан, итог его короткой, мучительной и яркой жизни. Для себя он назвал картину «Русью», для всех подписал: «Озеро». Но мыслилась она именно как «Русь». Когда вы подходите к этой картине в левитановском зале Русского музея, вас ошеломляет волшебство кисти художника. Он писал ее долго, но считал незаконченной. Мы не видим усилий мастера. Ему же она казалась замученной. Он мечтал подняться после болезни и все прописать заново. Облака, словно пена, плывут по небу и таким же легким мерцающим отражением придают воде загадочный оттенок. Если Клода Моне называли «Рафаэлем воды», то Левитана можно было с полным основанием назвать «Рафаэлем неба». Вы ощущаете почти зримо прозрачный осенний день, когда воздух упруг и чист. Вы видите, как быстрая тень чуть касается прибрежного холма.» (из книги С. Пророковой «Левитан»)

Описание картины «Озеро» из книги «Русский пейзаж»:

«В последнем незавершенном полотне Левитана «Озеро. Русь» с очевидностью проявились живописные поиски художника, как бы начинающие в России пластику искусства нового века. 

Желание уловить меняющееся состояние атмосферы, переменчивость красок мира, подвижность воздуха, равно как и эскизная манера фиксации чувств и переживаний, явили собой результат иного метода осмысления мира. Былой масштаб мышления заменился зорким восприятием природных явлений, улавливанием их погодных состояний. 

В картине «Озеро. Русь» Левитан обогатил живопись взволнованной чувствительностью к меняющимся краскам, к изменчивости освещения, к вибрации цвета, отчего былой покой его картин сменился живым движением. Мазок динамичен. Кажется, он способен зафиксировать ускользающие состояния природы. 

Необычная яркость красок наводит на мысль о том, что художник пишет чистым, открытым цветом — по тем временам явное новшество. 

В конце жизни Левитан опять писал деревню. Но интерпретация ее совсем иная, чем в деревенских сюжетах начала творчества. В картинах конца 1890-х годов художник вовсе не пытался выразить деревенское бытие. Он использовал его как повод для воплощения своих настроений.»

(В. Манин, книга «Русский пейзаж», изд-во «Белый город», 2004 г. )

Описание картины из книги «История русской живописи в 12 томах»:

Читайте также:  Смерть комиссара, кузьма сергеевич петров-водкин, 1928

«Солнцем пронизана… последняя его картина — «Озеро» («Русь»), которую он начал писать незадолго до смерти. На ней все тот же бескрайний русский простор, но теперь он светел и радостен. Бегут по высокому небу пышные облака, озерная вода под свежим ветром рябит и сверкает на солнце. Хочется дышать этим ветром, смотреть на этот простор и надеяться, что все будет хорошо.»

(Майорова Н., Скоков Г., «История русской живописи в 12 томах. 90-е годы XIX века», том 8, 2006 г.)

Это было описание картины «Озеро» («Русь») Левитана: анализ произведения, материалы для сочинения.

Смотрите: Описание других картин Левитана

Источник: http://www.literaturus.ru/2016/08/ozero-rus-levitan-opisanie.html

Описание картины Исаака Левитана «Озеро. Русь»

Озеро. Русь, Исаак Ильич Левитан

Последнее десятилетие в жизни Исаака Левитана было особенно плодотворным. В пейзаже «Озеро. Русь» нашли отражение размышления художника о смысле жизни. Согласно некоторым данным, Левитан начал работу над этой картиной под впечатлением от пушкинской поэзии и сумел вложить в это полотно всю свою любовь к России.

Широкая гладь воды отражает облака, освещённые солнцем. На дальнем берегу, насколько видит глаз, поля, деревушки, купола церквей. Всё в картине — солнце, ветер, несущиеся облака — пронизано ощущением счастья.

Трудно поверить, что это полотно писал умирающий художник. Казалось, он хотел сказать: «Это Русь, счастливая, свободная, какой она может быть и будет.

Не бедность, не смирения и страдания — удел России, она вся — в будущем».

В этой картине Левитан особенно сближает идею чистого пейзажа с земной жизнью человека. Радостный, полный солнечного света, воздуха пейзаж картины с ее торжественными просторами земли и неба кажется олицетворением праздничного дня в деревне. На картине изображена белая колокольня, стоящая на высоком берегу реки.

Над ней плывут мягкие облака, небо кажется особенно синим и глубоким и вместе с облаками отражается в глубокой воде озера. Здесь же сочные зелёные луга, яркие осенние деревья и желтые поля, и всё это переполнена приподнятым, одухотворенным звучанием.

Глядя на эту картину, невольно испытываешь радость и чувство гордости за свой край.

Несмотря на то что это работа Левитана не закончена, полотно «Озеро. Русь» даже в таком виде, бесспорно, принадлежит к наиболее значимым произведениям художника. Безусловно, эту картину можно отнести к живописи настроения, подобные полотна наполнены самыми разными человеческими размышлениями и чувствами.

Мастер лирического пейзажа, величайший художник Исаак Левитан безоговорочно был принят своими современниками. Он сумел обогатить пейзажную живопись поэтическим восприятием, многообразием тем и эмоциональной глубиной.

  • Год написания картины: 1899.
  • Размеры картины: 208 x 149 см.
  • Материал: холст.
  • Техника написания: масло.
  • Жанр: пейзаж.
  • Стиль: реализм.
  • Галерея: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия.

Источник: https://opisanie-kartin.ru/levitan-isaak/ozero-rus/

Озеро. Русь

Озеро. Русь, Исаак Ильич Левитан

В то время, как Исаак Левитан, не достигший сорокалетнего возраста умирал, его картины с огромным успехом экспонировались на Парижской Всемирной выставке. После смерти художника 22 июля 1900 года, родственники нашли в его мастерских около 40 пейзажей, которые были незакончены. Среди них находилось большое полотно под названием «Озеро. Русь». По некоторым сведениям Левитан начал работу над этой картиной под впечатлением от Пушкинской поэзии. Именно в конце 1890-х годов художник работал над иллюстрациями к произведениям Александра Сергеевича Пушкина и прочитав его стихотворение «Последняя туча рассеянной бури», в фантазиях художника зародился новый пейзажный мотив.

Часто это полотно называют Левитановской лебединой песенью. Художник вложил в полотно, выстраданную временем благословенную любовь к жизни и Руси, природа которой несравнима ни с чем.

В этом произведении художник добился монументального лиризма образа, который объединил в столь живописном художественном решении яркость солнечного дня, зарождающейся осени, почти импрессионистские ощущения свежести и декоративно-монументальное начало, схожее с  манерой старинной фресковой живописи.

Изображенная на картине белая колокольня, стоящая на высоком берегу, облака, которые плывут по бездонному небу и отражаются всей своей красотой в глубокой воде озера, сочные зеленые луга, яркие осенние деревья и желтые поля – все это переполнено приподнятым одухотворенным звучанием.

Радостное состояние и чувство гордости за свой край, создают лишь падающие на холмистый берег и прозрачную воду небольшие тени от облаков. Несмотря на то, что эта работа Левитана до конца не закончена, полотно «Озеро.

Русь» даже в таком виде бесспорно принадлежит к наиболее значимым произведениям художника.

Эта работа относится к пейзажу настроения и каждый природный образ в ней одухотворен и осмыслен человеческими размышлениями и чувствами. Мастер лирического пейзажа, величайший художник Исаак Левитан безоговорочно был принят своими современниками.

Он сумел обогатить пейзажную живопись поэтическим восприятием, многообразием тем и эмоциональной глубиной. В картине «Озеро. Русь» художнику в очередной раз удалось передать всю глубину русской природы, ее богатства.

Блистательно написанные мастером пейзажи отличаются сложными цветовыми решениями, которые могут передать осеннюю красоту природы.

Обсудить на форуме

Источник: https://art-on-web.ru/levitan/pictures/2342

Левитан И.И

Озеро. Русь, Исаак Ильич Левитан

Для увеличения — нажмите на изображение

Автопортрет. 1880-е

Вот это идеал пейзажиста — изощрить свою психику до того, чтобы слышать «трав прозябанье». Какое это великое счастье!

Левитан И.И.

Воображаю, какая прелесть теперь у нас на Руси — реки разлились, оживает все… Нет лучше страны, чем Россия! Только в России может быть настоящий пейзажист.

Левитан И.И.

 Левитан Исаак Ильич (1860–1900) родился 30 августа (18 по старому стилю) в Сувалкской губернии Литвы. Его родители, евреи, были весьма бедны, хоть и неплохо образованы. У будущего великого художника был брат и две сестры, и чтобы дать детям хорошее образование, Левитаны переехали в Москву.

Там Авель, старший ребенок в семье, начал обучаться в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, а еще через пару лет, в 1873 году, в это же училище поступил и Исаак. Надо сказать, что 13-летнему начинающему художнику несказанно повезло, поскольку его учителями стали такие мэтры, как Поленов, Саврасов и Перов.

Вскоре родители умерли, и дети их оказались на краю настоящей нищеты – и в этот момент Исаака взял в свой «пейзажный» класс А. Саврасов. За короткое время юный живописец достиг некоторого мастерства, так что даже был награжден за две выставочные работы малой серебряной медалью и денежной премией, которая позволила ему продолжить учение.

Как истинному гению, 16-летнему Исааку курс давался достаточно легко, однако он не успокаивался на этом и продолжал работать тем упорнее, чем лучше и «живее» становились его полотна. 

Увы, счастье долгим быть не могло… За чужие прегрешения, за покушение на царя-освободителя Александра II, в 1879 году все евреи были в срочном порядке выселены из второй столицы и ему пришлось заниматься самообразованием.

Несмотря на то, что закончить обучение Исааку не удалось, практически все его работы последующих лет, вплоть до 1884 года, выполнены на вполне профессиональном и очень чувственном уровне – он писал пейзажи Останкино и Звенигорода (Саввинская слобода), к этому периоду относятся картины «Дуб», «Сосны», «Последний снег» и некоторые другие. Однако достаточно часто его одухотворенные пейзажи вызывали раздражение зрителей, которые считали, что русские пейзажи может и должен писать только русский… Происхождение сыграло с Левитаном недобрую шутку – он все же закончил в 1885 году училище, однако ему не выдали диплом художника – словно в насмешку над здравым смыслом, начальство посчитало достаточным обозначить его статус словами «учитель чистописания».

Читайте также:  «мадонна с младенцем и двумя ангелами», боттичелли — описание картины

И, само собой, у бездипломного живописца совершенно не было средств к существованию, ему пришлось уехать в забытую богом деревню Максимовку – и на сей раз судьба ему улыбнулась: по соседству в гостях бывали иногда Чеховы, Антон и Михаил, с которыми Левитан познакомился. Тогда же стали покупать некоторые его полотна, что упрочило материальное положение Исаака Ильича, однако у него в таком молодом возрасте обнаружилась вдруг сердечная болезнь. В 1986 году поездка в Крым не только помогла ему поправить здоровье, но и вдохнула новые силы, и художник даже организовал выставку своих живописных работ, а еще через год он изыскал возможность отправиться на берега Волги, о чем давно уже мечтал, тем более что волжские пейзажи изумительно писал его учитель Саврасов, и ездил после этого еще неоднократно.

На высоких волжских откосах и в городе Плёс он написал около двухсот прекрасных картин – к слову, после этого небольшой сонный городок стал настоящей Меккой для пейзажистов.

А в самом конце 80-х годов художник смог, наконец, побывать в Италии и Франции и лично познакомиться с работами импрессионистов и мастеров барбизонской пейзажной школы.

Видимо, именно после этого путешествия и полученных впечатлений Левитан стал задумываться о «пейзаже настроения», как особом жанре живописи.

После возвращения в Россию Исаак Ильич вошел в знаменитое Товарищество передвижников, собравшее лучших представителей различных художественных школ и жанров и финансируемое Сергеем Морозовым, известным меценатом и ценителем искусства. Именно он, кстати, дал Левитану возможность работать в Москве в прекрасно подготовленной мастерской. В 1892 году на двадцатой Передвижной выставке он экспонировал свои картины «Лето», «Октябрь», «Осень» и «У омута».

Но империя жила по своим правилам, и в этом же году художника в очередной раз вынудили покинуть Москву как «некрещенного еврея», ему пришлось жить в окрестных губерниях – и продолжать писать.

К данному времени относится его знаменитая «Владимирка», цепляющая душу какой-то унылой серой безнадежностью, что не странно, если вспомнить, что именно по этому тракту гнали в Сибирь этапы кандальников… Вскоре стараниями друзей Исаак Ильич смог вернуться.

В следующие годы живописец несколько раз проживал в усадьбах у своих друзей в Тверской губернии – видимо, именно там и возникла у него идея «самой русской его картины», как писали критики, говоря о полотне «Над вечным покоем».

Однако там же случилась у него и любовная драма – в него влюбилось сразу несколько женщин, и эти непростые отношения отравляли все последние годы его жизни. По сути, любовь, которая должна окрылять, «помогла» ему уйти из жизни раньше времени.

К слову, Левитан, как и многие творческие люди, был влюбчив, и это даже несколько охладило его дружеские отношения с А.П. Чеховым, который некоторые личные нюансы его отношений с женщинами использовал в своих рассказах (впрочем, через несколько лет друзья помирились).

Сам художник об этом писал так: «Почему я один? Почему женщины, бывшие в моей жизни, не принесли мне покоя и счастья? Быть может потому, что даже лучшие из них – собственники. Им нужно все или ничего. Я так не могу. Весь я могу принадлежать только моей тихой бесприютной музе, все остальное – суета сует…»

В 1895 году живописец снова побывал в Европе, а по возвращении написал еще одну блистательную свою картину – «Март».

Однако сложности с женщинами, болезнь сердца и общий настрой постоянно приводили его к депрессии, так что он даже пытался покончить с собой, хотя многие это приняли как театральный жест.

После этого его навестил Чехов и, будучи под сильнейшим впечатлением от встречи, написал «Чайку» и «Дом с мезонином», что снова вызвало у Исаака Ильича сильнейшую обиду.

В этом же году он написал картину, которая стала настоящей жемчужиной среди его работ, «Золотую осень». Поистине, и одной этой картины хватило бы, чтобы навсегда вписать имя Левитана в историю, как имя настоящего гения. Это полотно, а также «март» и «Ненюфары» приобрел для своей галереи П.М. Третьяков.

В следующем Левитан побывал в Финляндии, где продолжал писать – в это время он завершил работы «Крепость», «Скалы» и еще несколько столь же сильных работ в открытом им жанре «пейзаж настроения».

И тогда же переболел тифом, что еще больше усугубило его и без того некрепкое здоровье, болезнь стала прогрессировать и перешла в стадию неизлечимой, что подтверждается письмами Чехова, который осматривал своего друга.

Однако проделанная художником гигантская работа принесла все же свои плоды и заслуженную славу – в 1898 году Исаак Ильич стал академиком и преподавателем в училище, которое закончил лишь 13 лет назад.

Тогда он мечтал создать для русских пейзажистов большую мастерскую и назвать ее «Дом пейзажей», однако по состоянию здоровья был вынужден выехать в Ялту, где в это же время находился и Чехов – жаль говорить, но былая дружба к ним уже не вернулась… Так и не поправившийся Левитан вернулся в Москву, все время проводил в мастерской – а в это время в Париже на Всемирной выставке с огромным успехом проходила выставка его лучших картин.

Художник умер, так и не успев узнать, какой успех принесла ему эта экспозиция.

А в мастерской остались недописанными около сорока его картин, в том числе «Озеро», которая вполне могла бы стать его лучшим творением – и, тем не менее, оно было показано публике в следующем году на посмертной выставке живописца. А много позже, весной 1941 года, прах Левитана перенесли на Новодевичье кладбище и захоронили рядом с его другом Чеховым.

  • Умер Алексей Иванович в Петербурге 18 октября 1894 года.
  • *   *   *
  • Галерея (255 изображений)

*   *   *

 Историко-биографический фильм «Исаак Левитан. Постижение любовью» (Из коллекции «Тайники русского музея» видеостудии «Кварт»)

Год выпуска: 2008

Продолжительность: 00:26:01Формат: aviРазмер: 174 Мб

  1. Режиссер: Г. Иванова
  2. Невозможно представить себе русскую живопись без полотен Левитана, Россию без поэтического воплощения ее красоты и печали великим художником.
  3. Этот фильм о жизни и судьбе Исаака Левитана, о постижении любовью русской природы.
  4. Скачать для ознакомления: Исаак Левитан. Постижение любовью

Источник: http://gorenka.org/index.php/levitan-i-i

Озеро Русь

Картина написана в 1895году. Последняя работа художника. Одновременно основная для позднего периода Левитана. Живописец умер, не успев завершить данную работу. Однако, даже в своем незаконченном виде, она производит огромное впечатление. На картине изображен солнечный осенний день.

Читайте также:  Портрет саксонского принца и принцессы, лукас кранах старший

Свежесть передана художником в импрессионистической непосредственности. Зритель видит замысловатые облака, плывущие по голубому бездонному небу. Они выкрашены в золотистый цвет. На высоком берегу заметны колокольни белого цвета. На картине так же изображены деревья и сочные луга.

Она вселяет в нас надежду в то, что впереди у России радостное и светлое будущее. Данная работа Левитана воплотила в себе все наблюдения и любовь художника к русской природе. На написание данной картины было потрачено много времени. Левитан работал очень вдохновенно.

Натурой послужило озеро в Тверской губернии, куда часто ездил художник.

Левитан соединил буйство летних красок с осенними оттенками родной природы. Мастер хочет передать нам идеальное состояние природы, когда она счастлива. Данная картина заражает своей лиричностью. Небо, изображенное Левитаном, несет в себе особый смысл.

Облака не просто плывут по нему, они как будто вообще выходят за рамки картины. Особую выразительность, а так же масштабность и широту придают эти плывущие облака. Цвета художник использовал очень яркие и сочные.

Облака не белые, они имеют оттенок фиолетового цвета, а там, где на них падают солнечные лучи еще и золотого. Все предметы обобщены, потому что Левитан пишет картину широкими мазками. Левитан в своей работе хочет соединить монументальность с легкостью и декоративностью.

Присутствуют переходы между цветом и светом, которые насыщают полотно тонкостью и психологизмом.

Ключевые слова: В каком стиле написана картина озеро Русь,

Болезнь сердца, давно беспокоившая Левитана, начала быстро прогрессировать. По совету врачей он ездил на лечение в Италию, Швейцарию, Германию. От него не скрывали серьезности положения. На портрете кисти В. А. Серова, написанном в первой половине 90-х гг., у Левитана утомленное лицо и очень печальные глаза, его рука бессильно лежит на спинке кресла. 

В конце декабря 1899 г. он нашел в себе силы, чтобы навестить больного Чехова в Ялте. Писателю была отправлена телеграмма: «Сегодня жди знаменитого академика». Звание академика Академии художеств Левитан получил около года назад. В Ялте встретились два совсем не старых, но очень больных человека. 

Летом ученики Левитана выезжали на этюды. Так было и летом 1900 г. Ученики Левитана поселились в Химках, но так и не дождались своего учителя. 

Левитан умер 22 июля 1900 г., прожив почти сорок лет. В его мастерской осталось около 40 неоконченных картин и около 300 этюдов. В 1901 г. прошла посмертная выставка произведений Левитана в Петербурге и Москве. Кроме ранее экспонировавшихся произведений – выставленные впервые, и среди них – неоконченная картина «Озеро. Русь» (1900).

Источник: https://8-poster.ru/pictures/Ozero_Rus/

Исаак Левитан. Озеро. Русь. Описание картины. Шедевры русской живописи

22 июля 1900 Исаак Ильич Левитан, не дожив до сорокалетнего возраста несколько дней, умер от ревматического миокардита (по неподтвержденному диагнозу). А в это время на Всемирной выставке в Париже с успехом экспонировались его картины.

После смерти художника родственники в его мастерской нашли около сорока незаконченных пейзажей.

Среди работ, которые мастером считались незаконченными и не демонстрировались публике, была обнаружена большая картина «Озеро» (1898-1900), или, как художник называл ее для себя, — «Озеро. Русь».

Она, по некоторым сведениям, была начата под впечатлением от поэзии Пушкина, над иллюстрациями к которой он работал в конце 1890-х годов, и прежде всего от пейзажного мотива стихотворения «Последняя туча рассеянной бури»,

Александр Пушкин Туча 1835.
Последняя туча рассеянной бури!
Одна ты несешься по ясной лазури,
Одна ты наводишь унылую тень,
Одна ты печалишь ликующий день. Ты небо недавно кругом облегала,
И молния грозно тебя обвивала;
И ты издавала таинственный гром
И алчную землю поила дождем.
Довольно, сокройся! Пора миновалась,
Земля освежилась, и буря промчалась,
И ветер, лаская листочки древес,
Тебя с успокоенных гонит небес.

Это полотно стало лебединой песнью Левитана.

Конечно же, художник вкладывал в это полотно свою выстраданную, благословляющую любовь к жизни и стране, природа которой столь «широко по лицу земли в красе царственной развернулася» (Иван Никитин), и именно поэтому особенно добивался монументального лиризма образа, соединения в живописном решении почти импрессионистической непосредственности ощущения свежести и яркости солнечного дня ранней осени с декоративно-монументальным началом, роднящим «Озеро» с традициями старинной фресковой живописи.

Золотые облака, плывущие по бездонному небу и отражающиеся в голубой воде озера, белые колокольни на высоком берегу, зеленые луга, желтые поля, яркие осенние деревья — все наполнено одухотворенным приподнятым звучанием. И лишь небольшие тени от облаков, падающие на холмистый берег и прозрачную воду, вносят в радостное состояние гордости за свою землю частичку грустных раздумий.

Исаак Левитан не успел завершить это полотно, но даже в своем незаконченном виде оно принадлежит к самым значительным его произведениям.

Иван Никитин Русь 1851.
Под большим шатром
Голубых небес —
Вижу — даль степей
Зеленеется. И на гранях их,
Выше темных туч,
Цепи гор стоят
Великанами. По степям в моря
Реки катятся,
И лежат пути
Во все стороны. Посмотрю на юг —
Нивы зрелые,
Что камыш густой,
Тихо движутся; Мурава лугов
Ковром стелется,
Виноград в садах
Наливается. Гляну к северу —
Там, в глуши пустынь,
Снег, что белый пух,
Быстро кружится; Подымает грудь
Море синее,
И горами лед
Ходит по морю; И пожар небес
Ярким заревом
Освещает мглу
Непроглядную… Это ты, моя
Русь державная,
Моя родина
Православная! Широко ты, Русь,
По лицу земли
В красе царственной
Развернулася! У тебя ли нет
Поля чистого,
Где б разгул нашла
Воля смелая? У тебя ли нет
Про запас казны,
Для друзей — стола,
Меча — недругу? У тебя ли нет
Богатырских сил,
Старины святой,
Громких подвигов? Перед кем себя
Ты унизила?
Кому в черный день
Низко кланялась?


На полях своих,
Под курганами,
Положила ты
Татар полчища. Ты на жизнь и смерть
Вела спор с Литвой
И дала урок
Ляху гордому. И давно ль было,
Когда с Запада
Облегла тебя
Туча темная? Под грозой ее
Леса падали,
Мать сыра-земля
Колебалася, И зловещий дым
От горевших сел
Высоко вставал
Черным облаком! Но лишь кликнул царь
Свой народ на брань —
Вдруг со всех концов
Поднялася Русь. Собрала детей,
Стариков и жен,
Приняла гостей
На кровавый пир. И в глухих степях,
Под сугробами,
Улеглися спать
Гости навеки. Хоронили их
Вьюги снежные,
Бури севера
О них плакали!.. И теперь среди
Городов твоих
Муравьем кишит
Православный люд. По седым морям
Из далеких стран
На поклон к тебе
Корабли идут. И поля цветут,
И леса шумят,
И лежат в земле
Груды золота. И во всех концах
Света белого
Про тебя идет
Слава громкая. Уж и есть за что,
Русь могучая,
Полюбить тебя,
Назвать матерью, Стать за честь твою
Против недруга,
За тебя в нужде
Сложить голову!

Источник: http://www.tanais.info/art/levitan2more.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector