Итак, число подлинников, стоимость ухода за бородой, размах юбилейных торжеств и другие непоследние вещи…Говорят, что биография Иеронима Босха — тайна за 7-ю печатями, его картины — антология 7-ми смертных грехов и еще 777-ми простительных, а чтобы понять их адекватно, требуется не меньше 7-ми пядей во лбу. Отчасти это и вправду так.
Однако в распоряжении Артхива есть и кое-какие иные числа, проливающие свет на жизнь, творчество и посмертную славу Босха.
5 сыновей было у деда Босха, Яна ван Акена. По крайней мере, 4 из них (включая отца Иеронима — Антониса ван Акена, умершего около 1478 года) стали художниками.
Ни одной картины Босха не осталось в Хертогенбосе — городе, в котором художник родился и умер и который, скорее всего, никогда не покидал.
Каждый 19-й из жителей Хертогенбоса во времена Босха принадлежал к одной из религиозных конгрегаций, а сам Босх был высокопоставленным (или, как сказали бы сейчас, элитным) членом хертогенбосского Братства Богоматери. Того самого, которое существует с 1318 года и поныне, и на заседаниях которого принято лакомиться жареным лебедем.
Не менее 14-ти документов, дающих представление о финансовом положении Иеронима ван Акена, принявшего псевдоним «Босх», имеется в распоряжении его биографов. Женившись на много старшей его и далеко не бедной Алейт Гойартс ван дер Меервене, художник никогда не был стеснён в средствах, а к началу XVI века числился одним из самых богатых жителей города.
Ни одна из работ Босха не датирована самим автором.
Ни одно название картин Босха ему не принадлежит. Все названия — и даже имена персонажей картин — это позднейшие описания и интерпретации.
5 на 13 сантиметров — самая маленькая из известных на сегодняшний день картин, атрибутированных Босху. Это «Портрет старухи» из Музея Бойсманса ван Бёнингена в Роттердаме.
Впрочем, исследователи склоняются к мысли, что скорее это не самостоятельный портрет, а лишь фрагмент какой-то из несохранившихся работ.
Женский профиль напоминает поющую монахиню с другой известной луврской картины Босха, поэтому предполагают, что роттердамская старуха вполне могла быть частью неизвестной авторской версии «Корабля дураков».
Иероним Босх. Корабль дураковИероним Босх. Голова женщины (Голова старухи)
Только 1 раз женщина стала главной героиней алтарного триптиха Босха. Речь идёт о «Распятой мученице» из Дворца Дожей в Венеции, также известной еще, как минимум, под 3-мя именами: «Распятие святой Юлии», «Распятие святой Либераты» и «Распятие святой Вильгефортис» (от латинского Virgo Fortis — стойкая дева).
Иероним Босх. Распятая мученица1500-е , 104×119 см
300 тысяч евро стоило восстановить бороду на лице героини триптиха Босха «Мученичество св. Вильгефортис». По легенде, христианская святая вымолила себе бороду, чтобы не быть насильно выданной замуж за короля-язычника. На полную реставрацию бороды у специалистов ушло почти 8 месяцев.
9 лет длился масштабный «Проект по исследованию и реставрации работ Босха» (The Bosch Research and Conversation Project, BRCP) под руководством Йоса Колдевея и Матхейса Илсинка — бороду св. Вильгефортис реанимировали в его рамках.
Одним из результатов работы Проекта, завершившегося в 2016-м, в год 500-летия со дня смерти Босха, стало переатрибутирование некоторых работ художника.
Например, «7 смертных грехов и 4 последние вещи» и «Извлечение камня глупости» из Прадо, а также «Несение креста» из Гента нидерландские исследователи считают работами последователей Босха.
Всего 24 картины и 20 рисунков принадлежат руке Босха, согласно выводам BRCP.
608 страниц составляет католог-резоне произведений Босха, выпущенный в издательстве Mercatorfonds как результат работы нидерландского исследовательского проекта. Приобрести каталог можно за 125 евро.
17 картин и 19 рисунков Босха путём беспрецедентных переговорных усилий сумел заполучить из разных музеев мира Шарль де Моэй, директор Музея Северного Брабанта для ретроспективной выставки «Иероним Босх. Видения гения», которая проходила в Хертогенбосе с февраля по май 2016-го года.
В 7 миллионов евро оценили расходы на выставку в Хертогенбосе её организаторы, еще в 3 миллиона обошлись предварительные исследования.
Более 420 тысяч человек посетило выставку «Иероним Босх. Видения гения» на родине художника. Входной билет стоил 22 евро.
«Три философа» называется знаменитая картина Джорджоне, на которой, как полагает искусствовед Линда Харрис, автор книги «Тайная ересь Иеронима Босха», изображены Леонардо, сам Джорджоне и тайно посещавший Венецию Босх (в центре).
Джорджоне. Три философа1504, 125.5×146.2 см
80 лет провела в запасниках Музея Нельсона-Аткинса в Канзас-сити доска «Искушение святого Антония» с атрибуцией «последователь/подражатель Иеронима Босха», пока в 2016-м году статус картины не был сенсационно повышен: теперь работу считают написанной самим Босхом.
Иероним Босх. Искушение Святого Антония1500-е , 38.1×25.4 см
220 на 390 сантиметров — размеры «Сада земных наслаждений». Это самое масштабное произведение Босха из тех, что дошли до нашего времени, не только по глубине художественного замысла и мастерству исполнения, но и просто по габаритам. Второй по величине триптих Босха — «Страшный суд» (163,7 на 247 см, Вена), третий — «Искушение святого Антония» (131,5 на 225 см, Лиссабон).
Иероним Босх. Сад земных наслажденийИероним Босх. Страшный суд
Иероним Босх. Искушение Святого Антония. Триптих
3 картины Босха с одинаковым названием «Несение креста» хранятся в музеях трёх городов: первая в Вене, вторая в Мадриде, а третья и самая известная (хотя теперь и не считающаяся подлинником) — в Генте.
Иероним Босх. Несение креста
3 версии «Поклонения волхвов» приписываются кисти Босха: триптих, хранящийся в Прадо (Мадрид), и две картины — из Музея Метрополитен (Нью-Йорк) и Художественного музея Филадельфии.
Иероним Босх. Поклонение волхвов. ТриптихИероним Босх. Поклонение волхвов
2-х странников, очень похожих между собой, написал в разное время Босх. Одного — на внешних створках триптиха «Воз сена», второго — на доске, которая сейчас представлена в Роттердаме (возможно, это также были также створки утраченного триптиха).
Некоторые учёные склоняются к мнению, что обоих странников Босх щедро одарил собственными чертами лица.
«Этот нос невозможно приписать никому другому!», — замечает исследователь Николас Бом, автор научно-популярного фильма «Загадки Иеронима Босха», снятого BBC.
Иероним Босх. Воз сена. Внешние створки триптиха. Иероним Босх. Странник
4 типа темперамента обнаружили исследователи на картине Босха «Увенчание терновым венцом». Тянет руки из правого нижнего угла сангвиник, вкладывает персты в раны холерик, венок из терний надевает на Христа флегматик, а в правом верхнем углу сочувственно кладёт руку на Его плечо меланхолик. Многие считают, что последний — это автопортрет художника.
Иероним Босх. Увенчание терновым венцом1510, 73.8×59 см
Более 40 персонажей Босха доступны в приложении для iOS и Android под названием Bosch Camera, выпущенном организаторами празднования года Босха в Хертогенбосе. С его помощью пользователь может переносить героев Босха на свои фотографии и коллажи.
3 доллара 99 центов нужно доплатить, чтобы получить возможно полетать на летучей рыбе среди героев центральной и правой створок триптиха Босха в приложении-симуляторе для iOS и Android «Босх: виртуальное путешествие по Саду земных наслаждений». Левую створку «Рай» можно исследовать бесплатно.
500 лет назад, 9 августа 1516-го года, по Босху отслужили заупокойную мессу в соборе Св.Иоанна.
Лишь за 12 лет до смерти художника, в 1504-м году, в документах впервые возникает псевдоним «Босх».
Автор Анна ВчерашняяИсточник — АртхивКроме того, моем посте о картинах Босха —
http://vakin.livejournal.com/1199615.html
http://vakin.livejournal.com/924669.htmlhttp://vakin.livejournal.com/713508.html
Источник: https://tito0107.livejournal.com/994932.html
«Несение креста» Иеронима Босха — УМБРА
Иеронима Босха называют одним из самых загадочных художников в истории искусства. Про него известно не так уж много, даже нет точной даты рождения. Считается, что он родился около 1450 года. Известна только дата смерти – 9 августа 1516 года. И в этом году исполняется ровно 500 лет, как Босх ушел из жизни.
Босх родился в небольшом голландском городке Хертогенбосе. Там в 2007 году открылся центр творчества художника, где хранятся репродукции всех его произведений. А сохранилось всего 25 живописных картин и девять рисунков. Иероним родился в потомственной семье художников. Его биографы предполагают, что именно в семейной мастерской он и получил первые уроки живописи.
Спустя пять столетий творчество Иеронима Босха продолжает вызывать вопросы и заставляет исследователей изучать образы его картин, часто мрачных, пугающих. Каких только версий не выдвигали, а некоторые исследователи и вовсе утверждали, что художник был в секте, где проводились запрещенные ритуалы. Но большинство ученых эту версию отвергают.
Искусствоведам Босх подкинул нелегкую задачу. Лишь семь его картин подписаны, а оригинальные названия его работ практически не сохранились. Художник работал чаще всего на дереве в технике масляной живописи алла прима, то есть писал в один слой. Картины Босха полны символизма. Многие из образов «путешествуют» из работы в работу. Например, пожар.
В родном городе художника, когда Иероним был еще ребенком, случился страшный пожар. Дом его семьи не пострадал, но само событие произвело на Босха сильное впечатление, что в дальнейшем нашло отражение в его творчестве. Еще один символ, который есть почти в каждой картине, — сова. В Средневековье эта птица считалась воплощением ночи и безжалостности.
Иероним Босх «Несение креста», 1505
В работах Иеронима Босха есть несколько повторяющихся сюжетов. К тамким можно отнести картину «Несение креста» 1505 года. Она находится в Мадриде в Королевском дворце. Весь первый план картины занимает фигура Иисуса Христа. Ему помогает немного облегчить ношу, приподняв крест, престарелый Симон Киринеянин в белых одеждах.
Обратите внимание, на зрителя смотрят только два героя этой работы – Христос и ведущий его на казнь палач. У палача такой глубокий взгляд, будто он говорит: «Да, я веду его на Голгофу, но вы делаете то же самое». Во времена Босха считалось, что главным врагом католичества было мусульманство.
И символы этой религии, например, полумесяц можно увидеть на одеждах палача.
Остальные персонажи картины не смотрят на зрителей, их лица не так четки. Палачи занимают всю левую часть картины. В отдалении изображен апостол Иоанн, на руки которого упала Мария. Вся композиция картины и взгляд Христа, из глаз которого скатилась слеза, нацелены на сопереживание зрителей. Эту картину в 1547 году Филипп II подарил монастырю в Эскориале.
«Несение креста», фрагмент
С названием «Несение креста» есть еще две картины, авторство которых преписывают Босху. Одна из них, датируемая 1480 года, хранится в Вене в Музее истории искусств. Еще одна картина с названием «Несение креста» (1490-1500) хранится в Музее изящных искусств в Генте (Бельгия). Об этих работах подробно рассказывается в фильме «Иероним Босх, вдохновленный дьяволом», вышедшем в 2016 году.
Иероним Босх «Несение креста», 1480
- 4 фильма об Иерониме Босхе
- *«Великие мастера: Загадки Иеронима Босха» (реж. Anne James, 1980)
- *«Сад наслаждений Иеронима Босха» (реж. Jean Eustache, 1980)
- *«День свиньи или Фантастический мир Иеронима Босха» (реж. Sergio Pacelli, 1992)
- *«Иероним Босх: Вдохновленный дьяволом» (реж. Питер ван Хёйсте, 2016)
Источник: http://umbra.media/arhiv/495/
Несение креста
Искусство Нидерландов 15 и 16-го веков Картину Иеронима Босха «Несение креста» отличает щемяще холодная интенсивность цвета. И лишь на лице Христа – его голова опущена, как бы прижата точкой пересечения диагоналей – теплые, человеческие оттенки, живой румянец.
Но только цвет и выделяет его. Ибо черты лица родственны у всех. И даже светлое, почти белое лицо святой Вероники той же природы, что и других фигур (в ее головном уборе слияние желтого с синим приобретает ядовитый, циничный оттенок).
Босх на картине изображает Иисуса Христа среди беснующейся толпы, плотно заполняя пространство вокруг него злобными, торжествующими физиономиями. Босх приходит к утверждению мрачного, иррационального и низменного характера жизни.
Он не только выражает свое мировосприятие, свое чувство жизни, но дает ей морально-этическую оценку.
Для Босха образ Христа – олицетворение безграничного милосердия, душевной чистоты, терпения и простоты. Ему противостоят мощные силы зла. Они подвергают его страшным мукам, физическим и духовным. Христос демонстрирует человеку пример преодоления всех трудностей. Картина считается поздним произведением Босха.
Сцена, изображенная крупным планом, помогает добиться эффекта безжалостной злобы, искривляющей лица людей. Но безмятежен лик Христа, склонившегося под тяжестью ноши, причем его образ, запечатленный на фоне полотна ткани святой Вероники, смотрит прямо на зрителя.
Перед лицом своей участи Христос бесстрастен и непоколебим, тогда как разбойник, тоже осужденный на казнь, бледен от ужаса.
В этой работе Босх применяет эффектный прием особого стиля маньеризма, который станет затем модным в Антверпене.
К концу зрелого периода Босх отказывается от композиций, изобилующих маленькими подвижными фигурками, и возвращается – уже на новом творческом уровне – к простому построению, крупным формам и светлым тонам своих ранних работ.
Обличительная направленность картины «Несение креста» оказывает сильнейшее воздействие на зрителя. Фьеран писал об этой вещи: «Все человеческое здесь атрофируется, все скотское гипертрофируется.
В карикатурной манере художник множит низкие лбы, толстые губы, крючковатые клювы, перебитые носы, двойные и тройные подбородки. Тем самым он создает почти клинические образы глупости, ипохондрии, жестокости, трусости, идиотизма, кретинизма и т.п. Скотская сущность налицо». По своим художественным качествам гентское «Несение креста» противоречит всем живописным канонам.
Босх изобразил сцену, пространство которой утратило всякую связь с реальностью. Головы и торсы выступают из мрака и во мраке же исчезают. Но что бы ни создавал Босх, он никогда не бывает ни тривиальным, ни грубым. Уродство, как внешнее, так и внутреннее, он переводит в некую высшую эстетическую категорию, которая и спустя шесть столетий продолжает будоражить умы и чувства.
Перейти к следующей работе мастера ►
Источник: http://smallbay.ru/article/bosch99.html
Фреска Джотто и картина И. Босха «Несение креста» (описание)
В разных вариантах повторят художники мученический путь Христа на Голгофу. Картин на этот сюжет бесчисленное множество. Мы же обратимся лишь к двум из них. Начнём с фрески Джотто «Несение креста».
Глядя на это произведение, понимаешь, что оно об одиночестве и беспомощности человека перед лицом грубой силы, но в то же время — о его духовном величии и мужестве. Медленно движется печальная процессия. Безжалостно сдавленный и подталкиваемый толпой, идёт Иисус.
Рядом стражник, оглядывающийся в беспокойстве: всё должно пройти согласно предписанию Синедриона.
Мы останавливаем взгляд на оттеснённой к краю фигуре Марии. В озлобленной толпе она так же одинока и беззащитна, как и её несчастный сын. К нему устремлён её взгляд, скользящий над головами бессердечных мучителей.
Лишь на мгновение встречаются взгляды родных людей, но мы успеваем заметить прощальное выражение лица измученной страданиями матери и печальный взор идущего навстречу своей смерти, обернувшегося назад Иисуса.
Трагизм происходящего здесь передан настолько гениально и просто, что ему невозможно найти аналогии в истории мирового искусства.
![]() |
Джотто. Несение креста. 1306—1308 гг. Капелла дель Арена, Падуя |
![]() |
И. Босх. Несение креста. 1515—1516 гг. Музей изобразительных искусств, Гент |
Намеренно гротескно запечатлён этот сюжет в картине нидерландского художника Иеронимуса Босха «Несение креста».
Никогда искусство не раскрывало перед зрителями таких тёмных и низменных глубин человеческой души. В центре слева направо движется главная процессия. Среди её участников солдаты, стражники, монахи, горожане.
Кое-где среди современных художнику доспехов, плащей, камзолов, колпаков мелькают восточные тюрбаны и римские хламиды.
Фигуры постепенно укрупняются. Приближая их к нам, художник позволяет более пристально рассмотреть черты людских пороков. Копошащаяся толпа людей, напирающая и давящая друг друга, кажется сборищем мерзких, вызывающих отвращение существ.
На звероподобных лицах (лицах ли?) мучителей и палачей Христа, окруживших его голову наподобие тернового венца, — садистская жестокость, переходящая в радостное наслаждение и ехидную ухмылку. Материал с сайта http://worldofschool.ru
Бесчисленные оттенки ненависти, злобы, грубости и насилия… Внимательно всматриваясь в уродливый образ низменной толпы, замечаем отдельные детали: искорёженные носы, хищные гримасы, бегающие глаза, оскаленные рты, жаждущие немедленной расправы и крови… Как отвратительно это ликующее, радостное Зло!
И вот на фоне этих рычащих, ревущих нелюдей — простое, по-человечески спокойное, почти отрешённое лицо Иисуса. Он прильнул к деревянному кресту.
О чём он думает? На таком чудовищном фоне он действительно выглядит божественно. Оттеснённая палачами святая Вероника с удивлением рассматривает белый плат, только что приложенный к лицу Христа.
На нём чудесным образом отпечатался благородный лик Спасителя.
На этой странице материал по темам: Вопросы по этому материалу:
Источник: http://WorldOfSchool.ru/iskusstvo/bibliya/novyj-zavet/iisus/strasti/krestnyj-put/freska-dzhotto-i-kartina-i.-bosha-nesenie-kresta-opisanie
Иероним Босх Несение креста: Описание произведения
Наряду с «Садом земных наслаждений», гентское «Несение креста» долго считалось наиболее узнаваемой вещью Иеронима Босха, воспринималось как босховский творческий манифест, программная картина и «символ веры».
Уж слишком впечатляющей была эта адская мозаика, сложенная из крепко пригнанных друг к другу дегенеративных лиц, – настолько отвратительных, что даже и завораживающих. Произведение расценивалось как безусловно великое и новаторское.
«Несение креста» из Гента считалось в каком-то смысле визитной карточкой Босха, работой, которую невозможно приписать никому другому.
Эрудированный испанский монах Хосе де Сигуэнса когда-то проницательно написал о Босхе и его отличии от прочих живописцев: «Разница между работами этого человека и работами других художников заключается в том, что другие стараются изобразить людей такими, как они выглядят снаружи, ему же хватило мужества изображать их такими, какими они являются изнутри».
Не раз картина Босха становилась поводом для художественных рефлексий. У поэта Павла Антокольского есть стихитворение о том, будто бы Босх привёл его в харчевню, где за соседним столом пировали палачи, которых художник изобразит в «Несении креста»:
Он сел в углу, прищурился и начал:
Носы приплюснул, уши увеличил,Перекалечил каждого и скрючил,Их низость обозначил навсегда.А пир в харчевне был меж тем в разгаре.Мерзавцы, хохоча и балагуря,Не знали, что сулит им срам и гореСей живописи Страшного суда.
«Несение креста» — имитация?
Узнаваемость картины была столь велика, что заключение голландских ученых, сделанное в 2016-м году по результатам проводившихся с 2010-го года масштабных исследований, стало настоящей сенсацией.
Эксперты утверждали: это не Босх! Генсткое «Несение креста», действительно, создано в эпоху Босха и, вероятнее всего, даже вышло из его мастерской, но непосредственно Босху оно не принадлежит.
Скорее всего, это не подлинник, а подражание (подробнее читайте здесь).
Отличие гентского «Несения креста» от венского
В Вене хранится еще одна картина Босха с тем же названием, авторство которой не ставится под сомнение. На ней можно видеть вполне традиционно решённое изображение крестного пути Христа на Голгофу: Спаситель идет, согнувшись под тяжестью креста, вдалеке виден традиционный для Босха брабантский пейзаж, а окружающие Христа имеют вполне человеческий облик, хотя среди них есть и Его мучители.
Более позднее, гентское, «Несение креста» отличается от венского кардинально. В первую очередь, изменяется колорит: звучные и яркие краски уступают место темным и холодным оттенкам серого и коричневого с тревожным металлическим блеском.
Меняется и композиция: вместо ростовых фигур появляется калейдоскоп лиц, занимающих всё пространство почти квадратной доски. Всё это порождает ощущение тесноты, давки, кромешного ужаса – и вместе с тем потрясающий эстетический эффект.
Перебитые носы, толстые губы, выбитые зубы, выступающие подбородки и глаза, горящие нездоровым азартом, – художник изображает не людей, а живое воплощение человеческих пороков и страстей.
На их фоне выделяются спокойные лица Христа и святой Вероники (апокрифического персонажа, не упомянутого в Евангелиях) с закрытыми глазами. Вероника держит в руках плат с изображение лика Христа.
Каких ещё персонажей «Несения креста» можно идентифицировать?
Поначалу может показаться, что все эти уродливые личины, где всё порочное в человеке гипертрофируется, а доброе – нивелируется, сливаются в единую неразличимую массу, на которую и смотреть-то грех (не даром у Христа и Вероники закрыты глаза). Но на самом деле кое-кто из персонажей подлежит идентификации.
Человека, уцепившегося руками за крест, одни исследователи называют римским солдатом, который повис на кресте, чтобы Иисусу было еще труднее его нести. Другие полагают, что это Симон из Кирены, который, наоборот, помогает Христу нести крест (Лк.23:26). Кроме того, на картине изображены и оба разбойника, которых должны казнить вместе с Христом.
В правом нижнем углу – нераскаявшийся, который и на кресте будет оскорблять Христа и кричать: «Разве ты не Помазанник? Тогда спаси себя и нас!», а в правом верхнем – разбойник, который раскаялся и просил: «Вспомни обо мне, когда придёшь Царём».
На картине его поучает монах: нет единого мнения, доминиканец это или францисканец, но написан он с обычным для творчества Босха антиклерикализмом (см., например, «Корабль дураков»).
Директор Музея изящных искусств в Генте справедливо заметил: если и вправду «Несение креста» не принадлежит кисти Босха, создать подобную вещь мог только гений, еще более крупный, нежели Босх.
Анна Вчерашняя
Источник: https://artchive.ru/hieronymusbosch/works/231017~Nesenie_kresta