«натюрморт с битой дичью и омаром» написан Снейдерсом в пору творческого расцвета и в нем великолепное мастерство художника проявилось в полную силу.
Описание картины Франца Снейдерса «Натюрморт с битой дичью и омаром»
26). Эти предметы помогали привнести в изображение нечто земное, светлое и радостное. Иногда такая охота приносит много добычи. Подобные мозаичные композиции, обрамленные орнаментальным рисунком, назывались эмблемами.
О яблоке Сезанна: «Как это прекрасно». Критика маргинальных явлений социума (пьянство, бедность, разврат) — вполне умеренная и порой даже веселая (вспомним Яна Стена). Детей у него не было. И тут сложно с ними не согласиться: все-таки обычным портретом назвать это никак не получится.
Натюрморт с дичью, овощами и лимонами, Санчес Хуан Котан, 1602
Живопись в Голландии XVII века не могла избежать влияния новых общественных отношений и развития экономики. После такого выстрела дичь распугивается на значительном расстоянии. В 1647 году художник овдовел. Взяв в руки ружье и полностью замерев, ждем взлета.
Художник Маринус ван Реймерсвале (ок. Не помешает на этой охоте и манок. Так в натюрморте зримо ощущается присутствие человека, хотя художник и не рисовал его. Джон Бергер, английский искусствовед, писатель, художник, в своем эссе Why Lookat Animals.
Обычно под выстрел попадают молодые и неопытные особи лысухи. Это показалось Фризе странным.
Меняя направление движения, стараемся заставить уток плыть к стене камыша в один из углов карты или заливчиков, при этом утки обычно находятся на значительном расстоянии от лодки и плывут достаточно спокойно, не пытаясь взлететь до тех пор, пока не упираются в препятствие. Добыть же взрослую птицу чрезвычайно сложно.
Здесь все преувеличено, обилие даров природы и их разнообразие кажется безграничным.
Среди портретных натюрмортов у Арчимбольдо есть и совсем необыкновенные — «перевертыши»: достаточно повернуть картину на 180 градусов, чтобы увидеть абсолютно новое изображение.
Затем присоединился к гильдии св. Так, Иос ван Клеве (1464 — ок. Но интерес к натюрморту появился в голландской живописи гораздо раньше.
Известно, что император Рудольф II был восхищен своим «съедобным» портретом и очень щедро наградил художника.
Картина символична и выразительна, она лучше всяких слов рассказывает о драматичных послереволюционных годах. Но она возможна только при наличии ветра.
Наиболее удачные охоты с подъезда бывают в начале сезона охоты на вводно-болотную дичь. Это мог быть и Снейдерс и кто-то из знаменитых англичан.
Мастер фламандского барокко Франс Снейдерс (1579-1657)
Кроме кота человека на картине «выдает» и собака — она в терпеливом ожидании смотрит прямо на него. Вот таким образом точка прицеливания должна быть несколько выше цели.
В картине «Битая дичь и омар» яркое красочное пятно скатерти и омар заключены в овал, очерченный раскинувшимся павлином, овощами на полу и лесенкой с поставленной на нее снедью.
Биография не имеет полноценных источников.
Оба ствола этой модели имеют цилиндрическую сверловку, без дульного сужения. Она же, привязанная или прикованная – пристрастие к порокам и мирским делам.
68×88, 2 Котан – мастер натюрморта, ввел в европейскую живопись XVII века особый испанский тип этого жанра – «боде-гон», означающий в переводе «харчевня, съестная лавка». Человеческие фигуры для картин Снейдерса писали другие художники.
Это все, что довольно скупо известно о таком художнике, как Франс Снейдерс.
Вот таким образом стрелять из него надо сидя, чтобы центр тяжести находился ниже уровня бортов. Их там просто не могло быть. Брейгель просил разрешения сделать копию с картины Тициана. Я для данной охоты использую короткоствольное ружье ИЖ-43Ф 12 калибра.
Франс Снейдерс: жизнь и творчество художника
Даже из города золото вывезли в начале войны в глубь страны. Тем более в ящиках из-под немецких снарядов. Назначение виртуозно написанных цветочных композиций было многообразным. Стрелять по сидячей на воде утке можно лишь только в том случае, когда точно видно, что по направлению вашего выстрела нет другого охотника или рыбака.
Эти произведения были выполнены для епископа города Брюгге. В коллекции Эрмитажа хранятся образцы мозаик из Древнего Рима. При этом нужно постараться пользоваться самыми даже незначительными укрытиями. Сначала он жил в Риме.
Расположение масс построено на контрасте форм, фактуры, красок игре светотени. Не кажется ли вам, что в голландской живописи XVII века (с их уютно-бытовыми образами бюргерского дома) неохотно говорили о смерти.
Вполне объяснимая реакция: кто же из нас хочет думать о смерти, аде, оторванности от природы или убийствах. Картина «Утренний натюрморт» полна яркого света, она передает ощущение утренней свежести и покоя. Кажется, что только рама картины удерживает их.
изучал живопись под руководством Питера Брейгеля Младшего.
На полке стоят подсвечник с оплывшим огарком, коробка и разнообразные профессиональные атрибуты. Птица достаточно осторожная, взлетает редко и неохотно, при малейшей опасности старается скрыться в высокой траве. Художники вводили в окружение религиозной сцены такие детали, как цветы, плоды, сосуды.
В «Рыбной лавке» воля художника объедиинила, наверное, Вce, что только могли дать человеку морские глубины. Франс Снейдерс родился в 1579 году в Антверпене. Один из братьев, Мишель, был также художником.
Также при помощи манка можно определить примерное место дневки уток.
, in About Looking, New York, 1980 говорит о том, «что государственные зоопарки игрушки—животные и вообще идея широкого коммерческого распространения образа животных начинает процветать там, где животные выведены из повседневной жизни» (стр.
Натюрморт с битой дичью и омаром
В правой руке ребенка — корзина с луком (обязательное блюдо на столе римлян с древнейших времен). Эти идеи неизбежно оказывали влияние на художественную среду того времени. Лучшими местами для такой охоты я считаю затопленные торфоразработки. Чтобы заинтересовать покупателей, художники прибегали к разным уловкам.
Снейдерс изображал редкие, порой экзотические, но невыдуманнные породы морских обитателей. Осенью тактику необходимо менять: теперь утки держатся на открытой воде большими стаями.
1540) в композиции «Мадонна с младенцем и Иосифом» (Эрмитаж, Санкт-Петербург) показал на парапете, рядом с босыми ножками младенца Христа, разрезанный апельсин и маленький ножик с перламутровой ручкой.
Вероятно, это мифические золотые яблоки, способные подарить человеку вечную молодость. Его яблоко не решишься очистить, его захочешь скопировать».
Красный цвет не является доминирующим, но делает по контрасту с белой драпировкой и собачкой композицию очень декоративной.
Натюрморт с дичью, овощами и лимонами
Огромные композиции предназначались для украшения дворцовых парадных помещений. Геракл похитил их из сада нимф Гесперид по приказанию царя Эврисфея. «Вот тебе, дедушка и реституция.
Французский художник Поль Серюзье высказывался о фруктах Сезанна так: «О яблоке обыкновенного художника скажут: «Его хочется съесть». Известно, что Сезанн даже говорил: «Я покорю Париж своими яблоками».
Не менее интересны и другие минималистичные натюрморты Штеренберга—– «Натюрморт с конфетами», «Простокваша», «Пирожное» (см.
Однако самым известным из натюрмортов Дали является «Живой натюрморт» («Движущийся натюрморт»), написанный в период его увлечения физикой (преимущественно ядерной и квантовой). Чаще всего внимание художника привлекают простые вещи, например, скудные продукты пайкового времени — черный хлеб и селедки.
Но то было в сорок первом. В натюрмортах XVII века можно говорить о сохранении символики vanitas (суета земной жизни), voluptas carnis (бренность плоти) и т. д. О детстве и юных годах сведений почти не сохранилось.
А. С. Старость — да, присутствует, благополучная и счастливая. Картины – самое популярное украшение голландского интерьера со времен позднего средневековья, которое могло себе позволить растущее население городов.
Художники / Живопись / Пинтер Юлия Михайловна / Картины художника / натюрморт с дичью
Известно, что он в 1592-1593 гг. 1493 — ок.
Появились «завтраки» – натюрморты голландских художников изображающие разные стадии трапезы. В это время Дали покончил со «статичностью» на картинах и стал представлять материю в виде частиц. Картины увеличиваются в размерах, они поражают количеством разнообразных текстур. Если только немцы не перехватили золотой запас, который вывозили из Прибалтики.
Среди натюрмортов испанского художника-сюрреалиста есть немало вполне «обычных» — «Натюрморт» 1918 года, натюрморты «Рыба» 1922 года и «Корзинка с хлебом» 1925 года, «Натюрморт с двумя лимонами» 1926 года и др. На мой взгляд, здесь проявлен психологический аспект. Для удачного подъезда лодку необходимо маскировать тростником и ветками. Жанровая специализация художников приняла и географический характер.
При этом охотник должен внимательно следить за поведением птиц. Как могли попасть к немцам золотые слитки в годы войны в пригородах Ленинграда. Работы Снейдерса пользовались спросом. Мы знаем, что у него было пять братьев и сестер.
Так, портрет «Садовник» при повороте становится натюрмортом «Овощи в миске», а портрет «Повар» превращается в натюрморт с поросятами на блюде. Но все-таки, эмблематический подтекст в этой живописи выражен не всегда. Манок существенно сокращает время на поиск потенциальной добычи.
Дейнека Александр Александрович
Подъехать к ним значительно сложнее. Художники добивались такого иллюзорного сходства изображения с натурой, что подобные картины и в самом деле могли обмануть публику. Несмотря на «мертвую природу», картина полна жизни и словно пронизана движением. В ящике лежали тускло поблескивающие слитки золота.
Мое недоразумение и вопросы относительно этого вида живописи росли, пока я не прочитала статью Натали Уолок (Nathaniel Wolloch «Dead Animals and the Beast-Machine: seventeenth-century Netherlandish paintings of dead animals, as anti-Cartesian statements»), где автор излагает вполне убедительные причины возникновения и популярности этого вида натюрмортов в голландском и фламандском искусстве XVII века.
На передке повозки — три яблока. Хотя станковых работ, выполненных древнегреческими живописцами, до нас дошло немного из письменных источников известно, что в Древней Греции получили распространение натюрморты-«обманки», писавшиеся с целью не только показать мастерство авторов, но и ввести в заблуждение зрителей.
Внимание художник уделяет деталям и фактуре — в «Селедках» четко прописаны деревянная столешница, кусок хлеба, блестящая чешуя рыб.
1570), написавший полотно «Сборщики податей» (Эрмитаж, Санкт-Петербург), акцентирует внимание не только на облике героев (мастер дает очень точную характеристику персонажей), но и на вещах, лежащих на столе.
Его композиции чрезвычайно разнообразны, а колористика просто прекрасна. Натюрморт представлен и на римской мозаике «Июнь», выложенной из разноцветной смальты. Но его работы не стали популярны.
Если позволяло мастерство, они создавали «обманки» или «тромплей», от французского trompe-loeil – обман зрения.
Если в XV веке образы ада, выраженные в алтарной картине, уравновешивали идею жизни-смерти-воскрешения (будь то в христианстве или в уже упоминавшейся натурфилософии), то изображение мертвого животного в натюрмортах XVII века — это потребность говорить о смерти без моральных обязательств. Частым заказчиком и покровителем Снейдерса был епископ Гента. Давида Штеренберга часто называют «художником натюрморта».
Снейдерс ФрансКартины и биография
Во-первых, оно достаточно сильно низит. Сам Снейдерс умер в 1657 году и завещал свое состояние сестре. Подъезд можно произвести и по совсем открытой воде, но со всеми предосторожностями. Над его кудрявой головкой зритель видит латинскую надпись «Junius» — июнь.
Двигаться на лодке необходимо вдоль стены камышей, стараясь производить как можно меньше шума. И действительно у Сезанна были с яблоками «особые отношения»: он считал их совершенными творениями как по форме, так и по цвету. На простейших примерах он стремился показать истинную красоту природы. «Кладовые» «кухни» и «лавки» Снайдерса — это гимн во славу земного плодородия и богатства.
Не ждали же они с отправкой слитков три года. Сам Дали называл этот период — с 1949-го по 1962 годы — «ядерным мистицизмом». Во-вторых, сильная отдача.
Голландский натюрморт 17 века был выгодным товаром и для «производства» картин организовывались большие мастерские. И, в-третьих, очень громкий звук выстрела. У него было много учеников.
С 1610 года начинается активное сотрудничество с Рубенсом.
Мастер натюрморта Абрахам ван Бейерен (1620 – 1690)
Внимание художник уделяет деталям и фактуре — в «Селедках» четко прописаны деревянная столешница, кусок хлеба, блестящая чешуя рыб. Я же иногда использую следующую тактику.
Франс Снейдерс семь лет жил и учился в Италии. ниже в галерее). Заплыв с наветренной стороны на значительное расстояние от стаи птиц, полностью ложусь на дно лодки и позволяю ветру свободно нести ее на стаю уток. Один охотник устраивается в засаде, а второй старается нагнать на него птиц. Холст, масло.
Натюрморт с дичью, овощами и фруктами
На лысух лучше охотиться на двух лодках. Пушкина). Никому из них не стыдно было бы признаться в авторстве.
Если же обезьяна смотрелась в зеркало – это воспринималось как изображение суетности. Охотиться на лысух с подъезда более сложно. Разнообразные предметы можно увидеть и в росписях египетских гробниц. Огромный интерес к предметному миру проявляли художники античной эпохи. Хороший результат дает тактика: прижимание утки в один из углов карты.
Другое дело, когда вы охотитесь с лодки. Давида Штеренберга часто называют «художником натюрморта». «Натюрморт с битой дичью и омаром» входит в серию из 4 картин Снейдерса, названную «Лавка». Несмотря на название картины историки искусства определяют ее жанр не иначе как «портретный натюрморт». — пробормотал он, восхищенно рассматривая полотно. Тут же лежит цветущая ветвь аквилегии.
С первого взгляда картина «Утренний натюрморт» проста и незамысловата, однако если присмотреться, можно заметить интересные детали, например, отражающегося в чайнике рыжего кота — возможно, он лежит на коленях хозяина. При этом авторы ищут пути повышения занимательности для зрителя.
A русские помещики и дворяне не имели привычки хранить золото и подвалах своих усадеб. Художник, создавший это произведение, воспевает щедрость земли и плодородие лета. Теперь о самой охоте с подъезда. Его изображение придает неожиданный поэтический оттенок натюрморту и, несомненно, граничит с многозначной символикой этого образа.
Стрелял из многих ружей этой модели и у всех просматривался именно этот недостаток.
От сказочного изобилия этих полотен захватывает дух.
Источник: http://aquareller.com/wdr/201803/natyurmort-s-dichyu/
Натюрморты Хуана Санчеса Котана
Нашёл интересные натюрморты: овощи на верёвках плюс оригинальные композиционные решения; думал, что какой-то современный художник – но нет, живописец конца XVI – начала XVII века!
Хуан Санчес Котан (Juan Sánchez Cotán). Айва, капуста, дыня и огурец (1600).
Хуан Санчес Котан (1560 – 1627) – испанский художник, чьи работы приближались к реализму, вошёл в историю как мастер натюрморта, хотя написал их всего ничего.
В основном Котан писал портреты испанских аристократов и картины на религиозную тематику. Работал художник в Толедо.
Вероятно, на создание натюрмортов как самостоятельных картин его подтолкнул успех нидерландских и итальянских живописцев.
Известно, что в 43 года художник закрыл свою мастерскую и ушёл в картезианский монастырь Санта-Мария дель Пилар, где прошёл путь очищения и стал послушником. Писать он не перестал, но работал исключительно над историко-религиозными произведениями.
В 1604 году Котан переехал в Гранаду, где принял постриг в 1612 году (согласно картезианскому кодексу годы послушничества длились приблизительно десять и более лет). Там он и жил до конца своих дней (хотя покидал монастырь для выполнения заказов).
- К сожалению, религиозную живопись Котана можно считать посредственной, чего не скажешь о новаторских натюрмортах художника.
- Так что именно Хуан Санчес Котан стал основоположником испанского натюрморта, иначе бодегона.
- Реалистичные натюрморты Котана оказали огромное влияние на бодегоны Сурбарана и Веласкеса и развитие этого жанра в целом.
Хуан Санчес Котан (Juan Sánchez Cotán). Натюрморт с битой дичью, овощами и фруктами (1602). Находится в Прадо.
Хуан Санчес Котан (Juan Sánchez Cotán). Натюрморт с фруктами и овощами (около 1600).
Хуан Санчес Котан (Juan Sánchez Cotán). Натюрморт с битой дичью и овощами (между 1600 – 1603 годами).
Хуан Санчес Котан (Juan Sánchez Cotán). Натюрморт с цветами, овощами и корзинкой вишен (около 1600).
Хуан Санчес Котан (Juan Sánchez Cotán). Натюрморт с морковью. Вероятно, последний натюрморт живописца, написанный в Гранаде, в монастыре. Иначе – «Постный натюрморт» (1604 год).
Источник: https://artmarshals.livejournal.com/51732.html
Читать онлайн Мастера натюрморта страница 18. Большая и бесплатная библиотека
Целый ряд полотен Тенирса посвящен теме «кухонь», где в кухонный интерьер с фигурами людей и животных включены элементы натюрморта («Кухня», 1644, Маурицхёйс, Гаага). Необыкновенно забавными выглядят картины с изображением кухонь, в которых хозяйничают обезьяны («Обезьяны в кухне», Эрмитаж, Санкт-Петербург; «Обезьяны, играющие в карты», ГМИИ, Москва).
Работая придворным художником эрцгерцога Леопольда-Вильгельма, Тенирс написал ряд полотен под названием «Герцог Леопольд-Вильгельм в своей картинной галерее в Брюсселе». Эти произведения интересны тем, что на них изображены многие знаменитые картины, находившиеся в галерее испанского наместника. Кроме того, Тенирс сделал копии почти всех картин этого собрания.
Пользовавшийся большой популярностью у современников, Тенирс имел множество знатных и богатых заказчиков. Их привлекало замечательное мастерство художника, а также то, что он всегда прислушивался к пожеланиям своих клиентов. Творчество Тенирса притягивало к себе зрителей и в XVIII веке. Королевские собрания многих европейских государств стремились приобрести его картины.
Теперь полотна Тенирса украшают самые знаменитые музеи и картинные галереи Европы. Большое количество прекрасных работ фламандского живописца хранится в Эрмитаже.
Микеланджело да Караваджо(1573–1610)
Алтарные композиции, создаваемые Караваджо, нередко отвергались заказчиками, считавшими их слишком натуралистичными и грубыми.
Римская церковь Санта-Мария делла Скала отказалась от заказанной Караваджо картины «Успение Марии» (1605–1606, Лувр, Париж). Простонародный облик изображенных на полотне апостолов вызвал возмущение церковнослужителей.
Отвергнутая картина по настоянию П. П. Рубенса была приобретена герцогом Мантуанским, при дворе которого работал знаменитый фламандец.
Итальянский живописец Микеланджело да Караваджо (настоящее имя — Микеланджело Меризи) родился в городке Караваджо в Ломбардии.
В 1584 году Караваджо стал обучаться у миланского художника Симоне Петерцано. Около 1590 года он переехал в Рим.
Свой творческий путь Караваджо начал как художник, писавший гирлянды и цветы в мастерской Джузеппе Чезаре д’Арпино. Пребывание в ателье д’Арпино было недолгим, но эта школа оказала большое влияние на становление молодого художника.
Во многом от д’Арпино идет интерес Караваджо к миру вещей, любовное внимание к предметам. Около 1595 года появилась знаменитая картина Караваджо «Юноша с лютней» (Эрмитаж, Санкт-Петербург), вызвавшая восторг у современников художника.
Мастер уделяет равное внимание изображению лютниста и натюрморту, состоящему из множества предметов на столе. Перед играющим музыкантом лежит скрипка со смычком и нотные тетради. Одна из них раскрыта, и зритель может прочитать каждый знак на ее страницах.
На темном фоне стены четко вырисовывается стеклянная ваза с яркими цветами, рядом с ней рассыпаны фрукты, овощи и листья. Восхищает виртуозная передача изящного сосуда из тонкого стекла, игра света на его гладкой поверхности.
В Риме покровителем Караваджо стал кардинал дель Монте, заказавший художнику натюрморт «Корзина с фруктами» (1596, Галерея Амброзиана, Милан). Это полотно — один из первых настоящих натюрмортов в европейской живописи.
Важную роль в создании лаконичной и в то же время очень изящной картины играет освещение.
Вероятно, мастер писал свое полотно против света — на светлом фоне ярко выделяется корзинка с фруктами, а виноградные листья, свисающие из нее, выглядят почти черными силуэтами.
Такой контраст светлого фона и темных очертаний корзинки, обрамленной орнаментом темно-зеленых листьев, делает произведение очень выразительным.
Тщательно выписывая и укрупняя каждую деталь, Караваджо подчеркивает силу звучания всех элементов этой гармоничной композиции, отмеченной праздничным, жизнеутверждающим настроением.
Интерес к миру вещей заметен и в других произведениях Караваджо («Мальчик с фруктами», ок. 1593, Галерея Боргезе, Рим; «Вакх», ок. 1593–1594, Галерея Уффици, Флоренция).
Со второй половины 1590-х годов Караваджо создает главным образом картины на мифологические и библейские сюжеты («Жертвоприношение Авраама», 1594–1596, Галерея Уффици, Флоренция; «Юдифь и Олоферн», 1595–1596, собрание В. Коппи, Рим; «Голова Медузы горгоны», Галерея Уффици, Флоренция).
В этих, как и в более зрелых, работах мастер уделяет большое внимание светотеневым эффектам, вносящим в композицию ощущение напряженного драматизма. Таковы монументальные полотна из цикла, посвященного св.
Матфею («Евангелист Матфей, внимающий ангелу», «Призвание апостола Матфея», «Мученичество апостола Матфея», все — в 1597–1598-х, церковь Сан-Луиджи деи Франчези, капелла Контарелли, Рим).
В последний период своей жизни Караваджо работал главным образом над алтарными композициями («Семь дел милосердия», 1507, церковь Монте делла Мизерикордия, Неаполь; «Погребение св. Лючии», 1608, церковь Санта-Лючия, Сиракузы; «Казнь Иоанна Крестителя», 1608, собор, Ла-Валлетта; «Поклонение пастухов», 1609, Национальный музей, Мессина).
Жизнь Караваджо была так же драматична, как и его картины. В 1606 году, поссорившись во время игры в мяч с одним из участников этого развлечения, художник убил своего противника на дуэли. Обвиненный в убийстве, он покинул Рим, откуда перебрался на остров Мальта.
Но и здесь несчастья не оставляли Караваджо. Поссорившись с крупным вельможей, он был арестован. Вскоре живописцу удалось покинуть Мальту и попасть на Сицилию.
Преследования наемных убийц не позволяли Караваджо оставаться на одном месте, и 1608–1609 годы он провел в скитаниях по сицилийским и южноитальянским городам.
В 1609 году Караваджо, поселившийся в Неаполе, подвергся нападению и получил серьезное ранение. В 1610 году он отправился в Рим в надежде получить помощь своих покровителей. Но добраться до него художник не смог. Последним пристанищем больного живописца стал городок Порто д’Эрколе, где Караваджо умер от лихорадки.
Реалистичное искусство Караваджо, отразившее бунтарский нрав художника, оказало огромное влияние на дальнейшее развитие европейской живописи. К творчеству знаменитого итальянца обращались такие известные мастера XVII столетия, как Я. Йорданс, П. Рубенс, Х. Рибера, Д. Веласкес, Ф. Сурбаран, Рембрандт.
Хуан Санчес-Котан(1561–1637)
Санчес-Котан всегда оставался загадкой для исследователей. Находившийся в самом расцвете творческих и физических сил, известнейший толедский живописец неожиданно для всех решил стать картезианским монахом и вступил в обитель Паулар. В ту пору ему было сорок лет. Но и в этот период Санчес-Котан не оставлял кисти, продолжая создавать прекрасные картины.
Испанский живописец Хуан Санчес-Котан родился в Оргазе. Учился у толедского художника Бласа дель Прадо, известного в то время благодаря своим натюрмортам.
В ранний период жизни Санчес-Котан написал целый ряд композиций на религиозные сюжеты. Они пользовались успехом у современников, но, к сожалению, ни одна из алтарных картин до нас не дошла.
В завещании, составленном художником перед пострижением в монахи, перечислено множество его натюрмортов, написанных в стиле бодегонес (bodegon — «харчевня, трактир»).
Среди них такое известное полотно, как «Овощи и дичь» (1602, собрание герцога де Гернани, Мадрид).
В 1604 году Санчес-Котан стал монахом обители Сьерра де Гуадаррама. В 1612 году его перевели в картезианский монастырь в Гранаде. Здесь он и умер, почитаемый своими соотечественниками.
Не все произведения Санчес-Котана имеют точную датировку, поэтому можно лишь предположить, что большая часть натюрмортов предшествовала его религиозному творчеству.
Натюрмортам художника свойственны такие качества, как строгость и лаконичность композиционного решения, музыкальность линий, четкое распределение объемов, тончайшие светотеневые переходы.
Таковы «Бодегон с артишоком» (Музей изобразительных искусств), Гранада; «Натюрморт с тыквой» (Музей искусства, Сан-Диего, Калифорния).
Необычен «Натюрморт» (ок. 1600–1610, частное собрание), изображающий лежащие и висящие овощи и фрукты. Эта простая и ясная композиция, исполненная свежо и непосредственно, поражает своей иллюзионистической убедительностью. Каждый предмет на полотне, выписанный тщательно и точно, кажется монументальным и весомым.
Чтобы сделать изображение более выразительным, художник использует эффект драматического освещения. Фрукты и овощи, показанные на глухом черном фоне, подвешены на веревках или лежат на подоконнике.
Хотя в картине есть что-то от голландской живописи, чувствуется, что мастер уходит от северных традиций, ведь в искусстве Голландии натюрморт — это прежде всего стол с расставленной на нем дорогой посудой с овощами и фруктами. Санчес-Котан так подает простые предметы, что зритель понимает: они вовсе не предназначены для трапезы.
Мастер вложил в свою композицию иной смысл, о чем говорят строгость и упорядоченность расстановки вещей. Простому жанру Санчес-Котан придает значимость, как будто возносит натюрморт на более высокую ступень иерархической лестницы.
Источник: https://dom-knig.com/read_223544-18
Хуан Санчес-Котан. Натюрморт
Хуан Санчес-Котан. Натюрморт.
Испанский натюрморт XVII столетия – яркое и самобытное явление в истории европейской живописи. В XVII веке в испанском искусстве невероятную популярность получила деревянная натуралистическая скульптура на религиозную тематику. Эти статуи изображали людей в полный рост, в сложных ракурсах, в движении, с передачей мимики и жестов, особенностей цвета кожи, одежды и т.д. Если были подобные поиски натуралистического изображения в пластике, то, возможно, и в живописи они тоже присутствовали. Во всяком случае, такой жанр как натюрморт располагает к изучению натуры и к передаче ее, по возможности, объективно, ведь капуста и тыква не обидятся, если их изобразить их без прикрас, даже с подпорченными боками. А еще в натюрморте нет сюжета, значит можно выстроить отношения героев, основываясь на форме, цвете и других материальных особенностях натуры. Все предметы будто перечислены через запятую, они распределены в пространстве ниши, не соприкасаясь друг с другом. Но ведь их должно что-то и объединять. У этих предметов есть вес, цвет, форма, внутреннее и внешнее.
Итак, начнем с особенностей тени и света. Огурец и долька тыквы отбрасывают двойные тени – на вертикальный край столешницы и на ее горизонтальную часть, подчеркивая свою объемность и пространственное расположение. Тыква в данном случае не оригинальна, хотя часть ее тени заслоняет ее же дольку, то есть в некотором смысле, у этих героев состоялось общение.
Дальше происходит нечто странное – капуста и яблоко вообще не отбрасывают тень на столешницу, потому что подвешены. Тяжесть этих плодов мы ощущаем по натяжению нити, на которой они висят. И именно благодаря своему вертикальному расположению капуста и яблоко тоже взаимодействуют, создавая вертикальный аккорд.
Стоит убрать эти нитки, и получится сюрреалистическая картина в стиле Сальвадора Дали!
Яркой световой доминантой является тыква, и также светлые пятна, но более тусклые, мы видим на кончике огурца и на яблоке. Тыква здесь кульминационна еще и потому что разрезана, мы видим ее нутро, она здесь самый интересный, действующий герой, живущий не только в пространстве, но и во времени (была целой – стала разрезанной).
А еще предметы чередуются по цвету – желтоватый и зеленоватый – колорит создает четкий ритм.
Удивительно, но этот натюрморт звучит, он ограничен нишей и в то же время, дает возможность для импровизации в каденции черно-космического фона! Странное явление – чем больше стремление к передаче натуры, тем четче создается образ космического и необъяснимо-таинственного. Может, есть такой закон, кто объяснит?
Моя подруга, посмотрев на этот натюрморт, предложила очень необычное толкование: это череда этапов жизни человека. И действительно, рождаясь румяным яблочком, мы витаем в невесомости, потом идет “капустная” стадия собирания и формирования себя, потом мы приземляемся и что-то отдаем миру, что-то рождаем, и последняя стадия – сморщенный огурец, своей тенью скользящий вниз.
Философский, музыкальный, живописный, натуралистичный – этот натюрморт Хуана Санчес-Котана не оставит равнодушным, приглядитесь, может, он вам что-нибудь еще расскажет?
Источник: https://onaturmorte.ru/naturmort-xvii-veka/xuan-sanches-kotan-natyurmort/