На острове валааме, шишкин, 1881

Александр Афонин. «Валаамские дали».

На острове Валааме, Шишкин, 1881

Александр Афонин. «Моя валаамская красавица». Этюд.

На острове Валааме, Шишкин, 1881

Александр Афонин. «Остров Дивный. Валаам».

На острове Валааме, Шишкин, 1881

Алексий — монах Валаамского монастыря. «Вид на Валаамский монастырь сверху». 1889.

На острове Валааме, Шишкин, 1881

Архип Иванович Куинджи. «На острове Валааме». 1873.

На острове Валааме, Шишкин, 1881

Валаамские острова, группа скалистых островов на северо-западе Ладожского озера. Состоят из одного крупного острова и свыше 50 мелких островов. Площадь 36 квадратных километров. Высота до 70 м. На острове Валаам посёлок и здание монастыря (основан в 14 в.).

Энциклопедический словарь. Государственное научное издательство «Советская энциклопедия». 1963.

* * *

Архип Иванович Куинджи. «На Валааме».

На острове Валааме, Шишкин, 1881

И. В. Ческий. «Вид Валаамского монастыря». 1-я половина XIX века.

На острове Валааме, Шишкин, 1881

Иван Иванович Шишкин. «Вид на острове Валааме». 1858.

На острове Валааме, Шишкин, 1881

Иван Иванович Шишкин. «Сосна на Валааме». 1858.

На острове Валааме, Шишкин, 1881

Иван Иванович Шишкин. «Валаам. Лес на камнях». 1859.

На острове Валааме, Шишкин, 1881

Иван Иванович Шишкин. «Скалы на острове Валааме. Кукко». 1859.

Иван Иванович Шишкин. «Вид на острове Валааме. Местность Кукко». 1858-1860.

Иван Иванович Шишкин. «Камни в лесу. Валаам». 1858-1860.

Иван Иванович Шишкин. «На краю берёзовой рощи. Валаам». 1859-1860.

Иван Иванович Шишкин. «Трущоба (Вид на острове Валааме)». 1860.

Иван Иванович Шишкин. «Пейзаж с охотником. Остров Валаам». 1867.

Юрий Константинович Люкшин. «Беседа». Серия «Валаамские старцы». 1989.

Юрий Константинович Люкшин. «Молитва святого Гермогена». Серия «Валаамские старцы». 1989.

Юрий Константинович Люкшин. «Молитва святого Сергия». Серия «Валаамские старцы». 1989.

Юрий Константинович Люкшин. «Святые Сергий и Герман». Серия «Валаамские старцы». 1989.

ЖИВОПИСЬ. АЛФАВИТНЫЙ КАТАЛОГ

Источник: http://aria-art.ru/0/V/Valaam/0.html

926. Пять мест, увековеченных Иваном Шишкиным

?

ВЕТВЯЩАЯСЯ БИОСФЕРА (albercul) wrote, 2014-01-27 21:39:00 ВЕТВЯЩАЯСЯ БИОСФЕРА albercul 2014-01-27 21:39:00 Category: ОГЛАВЛЕНИЕ ЖУРНАЛА:Записи 2 — 245 http://albercul.livejournal.com/49123.htmlЗаписи 246 — 661 http://albercul.livejournal.com/65567.htmlЗаписи 662 и далее http://albercul.livejournal.com/172658.html

Оригинал взят у vova_91 в Пять мест, увековеченных Иваном Шишкиным

На острове Валааме, Шишкин, 1881«Утро в сосновом лесу»Иван Иванович Шишкин, один из талантливейших русских пейзажистов, сумевший передать красоту российской природыНа острове Валааме, Шишкин, 1881И. Н. Крамской. Портрет художника И. И. Шишкина

СЕЛИГЕР

На острове Городомля Шишкин создал свою знаменитую картину «Утро в сосновом бору». Cамая известная картина Ивана Шишкина, написанная им в 1889 году в соавторстве с Константином Савицким (его кисти принадлежат всеми любимые медведи). Животные получились у Савицкого настолько удачно, что он даже расписался на картине по ее окончании.

Но когда картину приобрел Третьяков, то оставил лишь подпись Ивана Шишкина, так как считал, что в картине, «начиная от замысла и кончая исполнением, все говорит о манере живописи, о творческом методе, свойственном именно Шишкину». Сейчас картина находится в Государственной Третьяковской галерее.

Солнечный свет на картине пронизывает ветви деревьев и придает лесу особенную невесомость. Остров Городомля расположен на озере Селигер в Тверской области. Остров покрыт хвойными лесами, а внутри него есть озеро с двумя островами. Это место как будто специально создано для того, чтобы с него писали пейзажи.

Именно здесь написана и еще одна известная картина Ивана Шишкина — «Корабельная роща» (1898). Эта картина — завещание художника, она написана в год кончины Ивана Шишкина. Именно в этом полотне как бы обобщен весь опыт долгой и непростой жизни мастера. Картина «Корабельная роща» сейчас принадлежит Русскому музею.На острове Валааме, Шишкин, 1881«Корабельная роща»

ЕЛАБУГА

Близ Елабуги (Татарстан) художник написал несколько картин. Одна из них — «Рожь». Картина была написана художником в 1878 году. В ней Шишкин мастерски изобразил колосящуюся золотистую рожь, охраняемую соснами-великанами.Сам Шишкин так описал свою картину и созданный образ: «Раздолье.

Простор. Угодье, рожь. Благодать. Русское богатство».Картина писалась после совершенной художником в 1877 году поездки в Елабугу (Татарстан). На протяжении многих лет именно на своей родной земле Иван Шишкин черпал вдохновение.

В основу картины лег один из карандашных набросков с лаконичной авторской надписью: «Эта». Именно картиной «Рожь» завершаются в 1870-х годах завоевания Шишкина-пейзажиста. Эта картина сейчас находится в Государственной Третьяковской галерее.На острове Валааме, Шишкин, 1881«Рожь»

ВОЛОГОДСКИЙ ЛЕС

На картине «Бурелом» изображен лес в Вологодской области, под впечатлением о посещении которого в 1887 году Иван Иванович и написал полотно. Картина была закончена в 1888 году. На картине, будто на сцене, разворачивается драматичное действие.

Поваленные еловые деревья создают сложную картину движения. Иван Шишкин изображает экспрессивную картину гибели леса, борьбу между жизнью и смертью, невидимые силы природы.На острове Валааме, Шишкин, 1881«Бурелом»

ВАЛААМ

На Валааме художник провел пять сезонов: 1858, 1859, 1860, 1867, 1878 годы. За ранние валаамские работы (три рисунка пером и восемь живописных этюдов с видами Валаама, среди них «Сосна на Валааме», «Вид острова Валаам») в 1858 году художник получил большую серебряную медаль Академии художеств.

В течение следующих сезонов создаются полотна «Вид на Валааме» («Ущелье Валаама»), «Скалы на острове Валаам. Кукко» (1859-й — малая золотая медаль), пейзаж «Вид на острове Валааме. Местность Кукко» (1860-й — большая золотая медаль). До сих пор на Валааме бережно сохраняется раскидистая гигантская сосна, которая так и называется — сосна Шишкина.На острове Валааме, Шишкин, 1881«Сосна на Валааме»

СИВЕРСКИЙ ЛЕС

Шишкин владел усадьбой в деревне Выре (сейчас Гатчинский район Ленинградской области). Он купил усадьбу в 1881 году. Шишкинская дача находилась за рекой Оредеж.

С началом лета он переезжает сюда вместе с молодой женой Ольгой Антоновной Лагодой-Шишкиной, тоже талантливой художницей.

На живописных берегах Оредежа в Сиверском лесу Шишкин особенно плодотворно работал, здесь были созданы многие его этюды.«Ручей в лесу.Сиверская»источник

Поддержи автора — Добавь в друзья!

Источник: https://albercul.livejournal.com/241212.html

Картина Шишкина «Сосна на Валааме»

На острове Валааме, Шишкин, 1881     Работы Ивана Ивановича Шишкина воспевают красоту и самобытность русской природы. Каждое его полотно переполнено любовью ко всему, что его окружает. Недаром репродукции картин живописца так популярны среди истинных ценителей искусства.

Валаам в творчестве Шишкина

     Одной из самых известных картин художника является «Сосна на Валааме», написанная в 1858 году. Именно с этого этюда и началось увлечение Ивана Ивановича суровой природой острова, которой он посвятил целый цикл работ. Сосна же, изображённая на картине, до сих пор называется «шишкинской».

     В 1858 году Шишкин представил эту работу и ещё несколько картин и рисунков членам Академии художеств, в которой проходил обучение, живя в Петербурге. Совет Академии пришёл в восторг от увиденного, объявив, что полотен, подобных этим, ещё никогда не видел. Картины были удостоены высокой награды – большой серебряной медали.

Описание картины «Сосна на Валааме»

     Сосна – центральный образ этюда. Высокое стройное дерево выписано с особой тщательностью. Кажется, от художника не ускользнула ни одна мелочь: он детально прорисовал ветки, хвою, кору, плавный изгиб, который приобрело дерево с течением времени.

     Пейзажисту с предельной точностью удаётся обрисовать атмосферу, царящую на Валааме. Каменистая почва, возвышенность, открытая всем ветрам, деревья с засыхающими ветками, жёлтая поникшая трава подчёркивают суровость природы, характерную для этой местности.

     Дополнительный штрих – покосившийся крест, прислонённый к дереву. Эта деталь настраивает на размышления о смысле жизни. Смотрящий на картину гадает о том, каким был человек, похороненный здесь, по-видимому, уже очень давно, и невольно ассоциирует его с могучей сосной, которая оказалась способна противостоять суровой природе Валаама.

     Выразительности созданным образам добавляют приглушённые цвета, использованные в картине.

     Большая часть творчества И.И.Шишкина — портрет маслом удивительной русской природы. В каждой картине великого художника – неподдельное восхищение красотой и уникальностью мира, который находится вокруг него.

Источник: https://ru-portret.ru/stati/opisanie-kartiny-ivana-ivanovicha-shishkina-sosna-na-valaame.html

Русские художники на Валааме. Шишкин Иван Иванович — Калейдоскоп путешествий

  • Русские художники на Валааме. Шишкин Иван Иванович
  • Наиболее проникновенно северную своеобразную природу Валаама раскрыл в своих полотнах известный русский пейзажист Шишкин Иван Иванович (1832-1898). На Валааме художник провел пять сезонов: 1858, 1859, 1860, 1867, 1878 годы
Читайте также:  Поль сезанн, биография и картины художника

«Нам, двоим товарищам (И.Шишкину и А.Гине), предложили на Совете ехать нынешнее лето на Валаам на Ладожском озере, там монастырь, местность великолепная, часто туда посылают наших учеников, …потому что там природа такая разнообразная, дикая и, следственно, трудная», — писал в 1858 году Иван Шишкин родителям.

Вернувшись в Петербург, художник представил свои работы, среди которых были подлинные шедевры  – «Сосна на Валааме», «Вид острова Валаам».

«Я выставил восемь вещей красками, так называемые этюды, писанные с натуры на Валааме, и три рисунка пером, и эти-то рисунки произвели страшный фурор. …Совет Академии торжественно объявил, что таких рисунков Академия еще не видела, и хотели дать золотую медаль, но отложили до марта» (письмо И. Шишкина от 24 декабря 1858 года).

В тот же год осенью на Валаам приезжал государь император с супругой. «На днях мне сообщил эконом валаамский, – написал в письме тем же адресатам И.И. Шишкин, – приятную новость.

Вот какую: картину, которую я писал для подарка в монастырь, бывши там, они поднесли в подарок государыне, которой Валаам очень понравился, и изъявила как-то желание, и желание её предупредили. Две вещи подарили, одна моя, а другая – художника, который уже теперь за границей (предположительно, речь идет об А.С.

Богомолове-Романовиче), и тоже там был и оставил в подарок. Но при всем том монахи неохотно расстались с ними, но надеются, что еще напишем им».

В мае 1859 года состоялось награждение лучших учеников Академии художеств. «Сегодня …я удостоился, – сообщает И.И. Шишкин в следующем письме, – получить торжественно, при звуках музыки, золотую медаль. …Я сегодня две получил.

Серебряная почти такая же, как и та, которую вы видели, только вдвое больше, а золотая – это просто прелесть, но главное, на ней надпись великолепная: Достойному. Я вам их пришлю все. …Еду опять на Валаам вместе с Гине…

Адрес знаете: …Выборгской губернии, чрез Сердоболь, на остров Валаам, художнику такому-то…».

Из всех видов живописи И.И. Шишкин более всего любил пейзаж. На Валааме художник работал с необычайным творческим подъемом, несмотря на частые ненастья. «Погода здесь стоит прегадкая, ветра и дожди страшные. Вчера повалило несколько деревьев на наших глазах.

Особенно жаль два огромных клена, верно, лет по полтораста, тоже сломало, …потому что стояли на огромной скале, над садом. И мы теперь шляемся под дождем и под ветром, ходим смотреть волны – да, действительно, я еще до сих пор ничего подобного не видывал, даже и вообразить-то не мог. Страх что такое. Хлещут в скалы вверх сажень на восемь…

Есть где разгуляться… Несмотря на весь ужас их действия, мы смотрим на них с величайшим удовольствием. Не знаю, как завтра пойдет пароход из Петербурга, нынче их два, стал недавно ходить новый пароход «Валаам» Сердобольский и частью монастырской компании.

Славный пароход, но качки боится и, вероятно, тоже будет трусить, а монахи молодцы, им все нипочем. Сегодня из Сердоболя приехал отец игумен, и ничего, только, говорит, покачало порядочно».

На волне творческого подъема Иван Шишкин работал, забыв дни и числа. Датировка письма, текст которого только что цитировался, удивительна: «Валаам. Июль, числа не знаю, знаю только, что последние числа. Четверть 11 часов ночи. 1859 год».

«С Валаамом расстались не без сожаления, – с грустью закончил письмо Иван Шишкин, – северные ветры и дожди вытеснили нас преждевременно».

Карельские скалы – сколько поэзии и красоты увидел в них художник! В этот сезон Шишкиным были созданы лучшие его работы: «Вид на Валааме» (Ущелье Валаама), «Скалы на острове Валаам. Кукко» – (1859 г. малая золотая медаль). За пейзаж «Вид на острове Валааме. Местность Кукко», демонстрировавшийся на академической выставке, художник был удостоен в 1860 году большой золотой медали.

Мотив, близкий этюду «Вид на острове Валаам», И.И. Шишкин повторил в пейзаже «Вид на острове Валаам. Местность Кукко» (Государственный Русский музей).

Пешеходные прогулки по Валааму – это покой и одиночество, размышление и постижение истин, прикосновение к вечности. Сколько лет этим древним северным скалам? Освещаемые солнцем и поливаемые дождем, они дряхлеют, разрушаются, и вот уже трещины, первые вестники старости, проникают в гранитную плоть некогда могучих телес.

Как отдаленный гул многоголосого эха слышится в картине звучание вечности, её первоначальный стихийный зов.

Какой краткой на фоне этого звука кажется человеческая жизнь! Как много напутано в неё лишнего, сорного! Как много сил потрачено на блуждания в лабиринтах собственных иллюзий! Не мудрствуй излишне, путешественник. Вспомни истину, уже возвещенную миру: «Сотри случайные черты, и ты увидишь – мир прекрасен!», и успокой свое сердце счастьем прожитого дня.

 «Вид на острове Валаам»

Мощное творческое зерно художника ярко проявляется в летнем валаамском пейзаже, наполняющем зрителя энергией природных сил и завораживающем, словно словом откровения, запечатленной красотой реального мира.

«Шишкин – художник народный, – писал В.В. Стасов о работах художника. – Всю жизнь он изучал русский, преимущественно северный лес, русское дерево, русскую чащу, русскую глушь. Это его царство, и тут он не имеет соперников, он единственный. Иные рисунки пером, иные гравюры, его офорты еще выше, чем картины, такова их сила, изящество и поразительная правда, такова любовь к ним автора».

Несколько столетий назад И. Гете написал: «Природа – единственная книга, все страницы которой полны глубокого содержания». И.И. Шишкин с большой любовью всматривается в каждую деталь этой книги. Даже камни, поросшие мхом и папоротником, становятся объектом восторгов талантливой кисти художника.

Тщательно прописана каждая травинка, каждый листик, каждая ветка на дереве.

Влажностью дышит мшистый покров, и кажется, что именно здесь, в глубине леса, в солнечной истоме летнего дня зарождается таинственный дух природы, первооснова её существования, чувствуется подпитывающая её изнутри некая неведомая сила, и этот малый микрокосм предстает перед зрителем в во всем великолепии своего существования.

  1. «Камни на острове Валаам»
  2. «Пейзаж с охотником. Валаам»

И.И. Шишкина как художника больше всего привлекает красота лесных просторов, каждого его дерева, игра света на листьях, цветах, травах. В письмах художника часто встречаются фразы о «великолепных ивах», «богатых соснах», «роскошных дубах». Художественная интуиция сгущает восприятие и поэтому становится правдивее реальной действительности.

Прогулки по Валааму, его лесным зарослям – наслаждение для Шишкина необычайное. Отсюда – наполненность счастьем почти всех его работ валаамского цикла.

В тишине лесных тропинок есть особое обаяние. Оно дарит человеку внутреннюю умиротворенность души. Мир природы и мир духа здесь существуют вместе в согласии и гармонии. Если человек доверяет окружающему его бытию, события вызревают постепенно, сами собою, пребывая в спокойном развитии и проявляя себя с важной медлительностью. Спешка ничему не поможет и ничего не ускорит.

Верное постижение истины необходимо для уклонения от ошибки, зачастую непоправимой. Верно ли говорил преподобный Филофей Синайский – уклонись добрым молчанием от суетных разговоров, ибо нет ничего разорительнее многословия и зловреднее невоздержанного языка? Ничто так не истребляет богатство душевное, как неуместные пустые беседы.

То, что созидаем каждый день в себе и что трудом собираем, словоохотливостью языка расточаем. Как двери в бане, часто растворяемые, быстро испускают тепло, так и излишние словеса выпускают из души добрые намерения, которые, не успев совершиться, уже потеряли свою созидательную силу. Слово есть слуга ума, а слуге не подобает править своим господином.

Читайте также:  Автопортрет с женой саскией, рембрандт, 1635

Велика, велика сила молчания – не зря древние мудрецы называли её матерью мудрости.

Если Вы захотите увидеть Валаам своими глазами, Вам сюда

Источник: http://travelclubonline.ru/kareliya/russkie-hudozhniki-na-valaame-shishkin-ivan-ivanovich/

Описание картины Ивана Шишкина «Вид на острове Валааме»

Описание картины Ивана Шишкина «Вид на острове Валааме»

Картина написана Иваном Ивановичем Шишкиным в 1858 году.

Живописец изобразил на полотне остров Валаам. Мы видим самое прекрасное время – лето. Вся зелень настолько сочная, что просто нельзя ей не радоваться. Живописец сумел передать ее свежесть и красоту. Сколько оттенков зеленого цвета использовал Шишкин.

Чтобы максимально естественно изобразить каждую травинку и каждый листик. Они далеко не одного монотонного цвета. Деревья, освещенные лучами летнего солнца максимально естественными. Мы не просто видим их, а словно ощущаем легкое дуновение летнего ветерка, который ласково колышет листья и траву.

Так и хочется оказаться здесь, чтобы насладиться красотой и особой тишиной, наполненной еле слышными звуками природы. Вот-вот застрекочут кузнечики и зашуршат слегка потревоженные листья. Каждая деталь прорисована Шишкиным максимально точно. Возникает ощущение, что это даже не картина, а фотография.

Художник изобразил обычный летний день, который весь проникнут солнечным светом. Нежно-голубое небо, сочная зелень, тихая речка, что может быть прекраснее этого тихого очарования природы. Такая красота, на первый взгляд. Незаметна.

Ее можно увидеть каждый день. Но именно в этом ее подлинная сила. Только мастер может не только увидеть, но и передать на своей картине живую природу, которая вся напоена летним солнцем. В повседневной жизни мы все куда-то спешим.

На некогда остановиться и прислушаться.

Шишкин любил природу и умел передать ее красоту. Мастерство художника – подметить незаметное, найти необычное в обычном, услышать звуки тишины.

Вся природа на картине объемна. Каждый камень полностью осязаем, каждая травинка и листья деревьев объемны. Так хочется их потрогать, и кажется, что это вполне реально.

Живописец вложил в эту картину свою душу.

(6 votes, average: 4.33

Источник: https://opisanie-kartin.com/opisanie-kartiny-ivana-shishkina-vid-na-ostrove-valaame/

Описание картины На острове Валааме – Иван Шишкин

Шишкин неоднократно обращался к красотам святого острова Валаам в своем творчестве. Суровая северная природа, один из духовных центров Православия, сама оторванность этого уголка от земли, – все привлекло мастера пейзажа.

На картине “На острове Валааме” перед нами остров в сумерках. Вдали видна колокольня монастырского собора, окруженная древним лесом. Лунный свет, заливающий пейзаж, подчеркивает его суровую однообразность, простоту и бесхитростность.

Торжествует над природой монастырский собор, выделяясь белизной и величием.

Темные, приглушенные тона, нечеткие контуры прекрасно передают суровость валаамского вечера, а лунный свет придает пейзажу таинственность… Складывается ощущение, что именно здесь, на острове Валаам воедино слились мир Горний и мир Земной, и единение это породило ту удивительную великую гармонию, которая наполняет картину атмосферой тишины и покоя.

(No Ratings Yet) Loading…

Еще картины:

  1. Перед грозой – Иван Шишкин Шишкин признан одним из известных русских художников 19 века, который получил мировую славу благодаря пейзажам. Самой известной картиной этого художника……
  2. Осенний пейзаж – Иван Шишкин Насколько многогранна русская природа! Каждое время года неповторимо, красиво по-своему. Смена сезонов всегда приносила неизменное вдохновение и поэтам, и художникам…….
  3. Туман в лесу – Иван Шишкин Иван Шишкин утвердил в русском искусстве лесной пейзаж, показав его возможности и бесконечное разнообразие. Художник предпочитал изображать в картинах нечто……
  4. Вырубленный лес – Иван Шишкин Шишкин, считая рисунок главным источником и средством познания натуры, был неутомимым рисовальщиком. Он оставил нам десятки тысяч рисунков. Еще во……
  5. Полдень. В окрестностях Москвы – Иван Шишкин В истории русского искусства эта картина обойдена вниманием исследователей, а между тем она стала вехой в истории русского пейзажа. Надо……
  6. Корабельная роща – Иван Шишкин На полотне представлен типично русский лесной пейзаж с поднявшейся могучей стеной густого хвойного бора. Опушка его буквально купается в лучах……
  7. Сосны, освещенные солнцем – Иван Шишкин Шишкин Иван Иванович один из известных русских художников, живописцев, пейзажистов много работал с этюдами. Так, он пытался решить разнообразные задачи……
  8. Березовая роща – Иван Шишкин Трудно представить себе русскую живопись без картин Ивана Шишкина, утверждающих величие родной земли нашей. Часами можно стоять у этого полотна,……
  9. Молодые сосенки у песчаного обрыва. Мери-Хореи по финляндской железной дороге – Иван Шишкин “Финские” – в данном случае название условное. Северная природа – это огромная тема в творчестве Шишкина. Это и Валаам, и……
  10. Дождь в дубовом лесу – Иван Шишкин Иван Иванович Шишкин не просто выдающийся художник, но, прежде всего, великий мастер пейзажной живописи. Больше всего художник любил создавать лесные……
  11. Прогулка в лесу – Иван Шишкин Картина “Прогулка по лесу”, написанная Иваном Шишкиным в 1869 году очень красочна, она полна летнего солнечного тепла и позитива. В……
  12. Ручей в лесу. Сиверская – Иван Шишкин Шишкин, является моим самым любимым художником, его картины на мой взгляд, предстают передо мной как живые. Глядя на них ты……
  13. Зима – Иван Шишкин Картина Ивана Шишкина “Зима” относится к позднему периоду творчества художника-пейзажиста, который давно мечтал изобразить зимний лес с замерзшими деревьями и……
  14. Ручей в березовом лесу – Иван Шишкин Замечательная работа И. И. Шишкина “Ручей в березовом лесу” написана пейзажистом в 1883 году. В настоящее время картина находится в……
  15. Сосновый лес – Иван Шишкин На картине мы видим залитый летним солнцем уголок соснового леса. Выбеленные солнечным светом песчаные дорожки указывают на то, что неподалеку,……
  16. Рожь – Иван Шишкин Пейзаж-картина под названием “Рожь” была написана художником в 1878 году, для ее создания была использована яркая манера живописи. Картина вызывает……
  17. На севере диком… – Иван Шишкин Картина написана по мотивам одноименного стихотворения М. Ю Лермонтова. В картине звучит тема одиночества. На неприступной голой скале, посреди кромешной……
  18. Лесное кладбище – Иван Шишкин На картине изображена болотистая местность: поваленные деревья заросли толстым слоем древесного мха, и между ними – редкие старые сосны, словно……
  19. Лесная глушь – Иван Шишкин В 1872 году активно развивается талант И. И. Шишкина. Как раз в это время формируются его взгляды на искусство. В……
  20. На покосе в дубовой роще – Иван Шишкин Коллекция казанского музея произведений Ивана Ивановича Шишкина дает яркое представление о художественном наследии выдающегося пейзажиста, особенностях образного строя его работ……

Описание картины На острове Валааме – Иван Шишкин.

Источник: https://art.goldsoch.info/na-ostrove-valaame-ivan-shishkin/

Дивный остров Валаам

Три дня на Северном Афоне

 После краткого молебна и благословения священника Вознесенского собора отца Романа Иванова наш автобус по запруженной фурами трассе к рассвету каким-­то чудом оказывается в Приозерске.

Суденышко три часа скользит по безбрежной глади Ладожского озера. Наконец выплывает целый хоровод больших и малых островов. «А который из них Валаам?» – обескураженно спрашиваем у нашего тверского гида Оксаны. «А все – Валаам, – смеется она.

– Хотя каждый из них имеет свое название». 

Драгоценный камень на зеленом бархате

Выясняется, что это целый архипелаг из 53 островов общей площадью 36 квадратных километров. Главный из них – «наш», со Спасо-­Преображенским монастырем. Идем проливами и каналами. На голых камнях густо растут вперемешку размашистые ели, толстенные дубы, стройные кедры и лиственницы. Направо – створ живописной Монастырской бухты. Сверкает купол Никольского скита. Здесь наш причал.

Читайте также:  Композиция viii, василий кандинский, 1923

На Валааме в древности жили карелы – рыбаки, охотники, землепашцы. Поклонялись они богу Велесу. По одной из версий, и название архипелага – земля Велеса. Другая, правда, утверждает, что в переводе с финского оно означает «светлая земля». По преданию, побывавший здесь апостол Андрей Первозванный разрушил языческие капища и установил каменный крест. 

Основали монастырь в Х веке святые преподобные Сергий и Герман Валаамские, всей России чудотворцы. Возможно, они были греческими миссионерами. В 1182 году их нетленные мощи иноки привезли на остров из Новгорода, где укрывали их от многочисленных нападений на обитель шведов. Святых похоронили в скале, над которой впоследствии построили Спасо­Преображенский собор.

Медленно поднимаемся по лестнице из 100 ступеней на гору Фавор. На памятнике у часовни Государей читаем, что в 1819 году прискакал сюда по льду озера император Александр I. В 1858­-м обитель посетил император Александр II с семейством. 

Здесь творили художники Федор Иордан, Михаил Клодт, Иван Шишкин, Александр Гине, Архип 

Куинджи… Французский писатель Александр Дюма, глядя, как мы сейчас, с горы Фавор на Спасо­-Преображенский монастырь, восхитился: «Это драгоценный камень на зеленом бархате. Взять бы его и увезти с собой».

От монастырского гида Ивана, студента­практиканта Санкт­Петербургской духовной академии, с некоторым удивлением узнаем, что тверская губерния тоже имеет отношение к Валааму.

Верхневолжье дало ему хранителя и строителя игумена Дамаскина, в миру Дамиана Кононова. Он родился в 1795 году в крестьянской семье в Старицком уезде. В 1819 году пришел на Валаам.

Послушником работал на конюшне, в пекарне и сапожной мастерской. После пострига в 1825 году удалился в скит Всех Святых на семь лет. 

Став игуменом, Дамаскин пригласил на остров академика архитектуры Алексея Горностаева. В его «русском стиле» построены здесь все храмы. В 1840-­м началась постройка любимого настоятелем скита Всех Святых с келейными корпусами. В 1852-­м появился странноприимный дом. В 1853-­м на входе в Монастырскую бухту – «жемчужина Валаама» – Никольская церковь…

К 1864 году у отца Дамаскина братии было уже 140 человек. Он завел больницу с аптекой, библиотеку в 12 тысяч томов. Будучи во всем самоучкой, вел обширную переписку с церковными иерар­хами, благотворителями, архитекторами, художниками. При нем велся строгий учет всему хозяйству, а также наблюдения за погодой и колебаниями воды в Ладоге.

Имелись разнообразные мастерские и заводы. В 1863 году на острове был построен водопровод, один из первых в России. Монастырь торговал лесом, лошадьми, саженцами из своего питомника. Валаамский камень – сердобольский гранит – покупали столицы для памятников и облицовки зданий. Атланты Эрмитажа, между прочим, сделаны именно из него.

 

В конце жизни отец Дамаскин тяжело болел. Последнее творение – каменная церковь во имя Преподобных Отцов, в посте и подвиге просиявших, – построена им на новом кладбище, где он и был похоронен в 1881 году.

Разместили нас в так называемой зимней гостинице. После советско-­финской войны 1939–1940 годов здесь находилась школа боцманов и юнг ВМФ. Через полтора года остров снова захватили. Наша авиация наносила по финским войскам сильные удары. Однажды зажигательная бомба врезалась в землю рядом с главным входом в Спасо­Преображенский собор, но каким­то чудом не взорвалась.

С 1979-­го Валаам – музей­-заповедник. Зайцы здесь прыгают в траве так бес­печно, что я успеваю разглядеть их огромные серые ноги. По кедровой поросли видно, что ею приходят лакомиться лоси.

Одного из сохатых поймала в видо­искатель, когда зверь плыл с одного островка на другой.

«Здесь, наверное, нет хищников?» – присев отдохнуть на бревнышко, спрашиваем у нашего гида Ивана. Пока тот пожимает плечами, из­за ствола ближнего дерева нагло показывается нам на глаза по­летнему линялый лис – зачем ему зай­цы, если и паломники неплохо подкармливают? 

Монашеская жизнь на острове возобновилась в 1989­-м. Ныне монастырь – ставропигиальный, то есть подчиняется непосредст­венно Патриарху. В нем около 200 насельников. Восста­новлено 11 скитов. В 2005-­м Святейший Патриарх Алексий Второй торжественно освятил верхний храм со­бора.

Хозяйство у монастыря обширное. Сады в нем выросли на земле, которую привозили с собой все, кто ехал на остров. Верхний – аптечный. В центральном – 60 сор­тов яблонь и даже… персики с арбузами. В трапезной кормят разнообразно. Без мяса, но с собственной жареной до вкуснейшей оранжевой корочки форелью.

На горе Елеон – двух­этажная ферма: внизу размещаются 50 пестрых красавиц голландской породы, а сверху, с сеновала, им сбрасывают в ясли корм. Паровая машина подает воду в поилки. Есть сепаратор, погреб и даже маленькая железная дорога до пролива, откуда на суденышках молоко плывет в монастырь.

Ухаживают за стадом 20 монахов. Когда пасут, играют коровам на дудочке. Во время дойки включают им классическую музыку. На площадку, с которой любуются окрестностями паломники, буренок стараются не пускать, но мы обнаруживаем все же их следы на газонах. Монах­пастух вздыхает: «Вся Божья тварь стремится к красоте. Как коровкам было отказать полюбоваться панорамой?».

На остров Александ­ра Свирского плывем по озеру 45 минут. Взбираемся вверх по скалам. Святой прожил здесь в одиночестве семь лет.

Рядом с его ныне обновленным скитом – каменный крест и камнем же выложенная открытая могила. Он хотел и почить здесь, но ушел в нынешнюю Ленинградскую область, на реку Свирь.

Известен святой в православном мире тем, что, как ветхозаветный Авраам, удостоился видеть Бога нашего в трех ипостасях.

Спускаемся еще по одной лесенке, и перед нами на гранитных плитах – самый старый на острове деревянный крест. Под ним в тесной каменной пещере – столик Александра Свирского. Здесь он денно и нощно молился. 

В соседний Предтеченский скит нас не пускают: там три отшельника в уединении друг от друга живут и питаются одними сырыми продуктами.

Зато побывали мы у живого Кедронского потока, у Вознесенской часовни, в Гефсиманском саду с церковью Успения, у часовни «Моление о чаше», у Поклонного креста в Воскресенском скиту, который построил меценат Иннокентий Сибиряков. Потратив все свои деньги на богоугодное дело, он ушел монахом на Афон.

Коневский скит, стоящий на стыке двух озер, известен тем, что здесь принял решение служить Богу недавно почивший Патриарх Алексий. По словам монаха отца Виталия, маленький Алеша Редигер однажды расшалился, и мама сделала ему замечание. На что прозорливый старец Николай мягко сказал: «Пусть пока побалуется, в будущем его ждут великие дела».

«Не скучно вам здесь жить одному?» – интересуемся у отца Виталия. И в его синем взгляде ловим что­-то такое, чего нам даже не понять по нашей мирской суетности. «Да и не один я, – отвечает. – Рядом со мной, в озере, живет бобр. Четыре хатки уже построил». 

Оглянувшись вокруг, примечаем, что животное взялось уже и за дуб, который растет в двух шагах, – подгрызло дерево со всех сторон. А вдруг оно на скит рухнет?

Отец Виталий, однако, в своем соседе уверен: «Это еще тот строитель. Дуба жалко, но и бобра нельзя обидеть – живая тварь…»

Источник: https://tverlife.ru/news/71360.html

Ссылка на основную публикацию