«на горах», михаил васильевич нестеров — описание картины

Биографии известных русских художников

Михаил Васильевич Нестеров в своих воспоминаниях пишет: «В тихий весенний вечер 19 мая 1862 года, в Уфе, в купеческой семье Нестеровых произошло событие: появился на свет божий новый член семьи.

Этим новым членом нестеровской семьи и был я. Меня назвали Михаилом в честь деда Михаила Михайловича Ростовцева. Родился я десятым.

Было еще двое и после меня, но, кроме сестры и меня, все дети умерли в раннем детстве.

Род наш был старинный, купеческий: Нестеровы шли с севера, из Новгорода, Ростовцевы — с юга, из Ельца… Отец умер глубоким стариком — восьмидесяти шести лет. Я благодарен ему, что он доверился опытному глазу К.П.

Воскресенского и не противился, отдавая меня в Училище живописи, пустить меня по пути ему мало симпатичному, мне же столь любезному, благодаря чему моя жизнь пошла так полно, без насилия над самим собой, и я мог отдать силы своему настоящему призванию. Еще задолго до смерти отец мог убедиться, что я не обманул его доверия. Из меня вышел художник.

При нем был пройден весь главный мой путь до Абастумана включительно. К моей матери я питал особую нежность в детстве, хотя она и наказывала меня чаще, чем отец, за шалости…

«На горах», Михаил Васильевич Нестеров — описание картины

Время шло. Отец и мать стали поговаривать о том, что пора отдать меня в гимназию. Мысль эта явилась тогда, когда родители убедились, что купца из меня не выйдет, что никаких способностей к торговому делу у меня нет…

Осенью 1872 года я все же поступил в приготовительный класс гимназии. В гимназии пробыл я недолго, учился плохо, шалил много…

Родители скоро увидали, что большого толка из моего учения в гимназии не будет, и решили, не затягивая дела, отвезти меня в Москву, отдать в чужие руки, чтобы не баловался…

Вот настал и день экзаменов. Выдержал я из закона божьего, рисования и чистописания, из остальных — провалился. Отцу посоветовали отдать меня на год в Реальное училище К.П. Воскресенского, с гарантией, что через год поступлю в Техническое…

Рисование с каждым днем захватывало меня все больше и больше. Я явно стал пренебрегать другими предметами, и все это как-то сходило с рук. Я начал становиться местною известностью своим художеством и отчаянными шалостями. За последние меня прозвали «Пугачевым». Я и был атаманом, коноводом во всех шалостях и озорствах».

«На горах», Михаил Васильевич Нестеров — описание картины

Молчание

Директор реального училища заметил страсть Нестерова к рисованию и уговорил его отца в 1877 году отдать мальчика в московское Училище живописи, ваяния и зодчества, где определяющую роль играли крупнейшие художники-реалисты — Перов, Саврасов, Прянишников. Особенно любили студенты Перова. Его уроки все они надолго сохранили в памяти. «Яркая, страстная личность Перова налагала свой резкий отпечаток на жизнь нашей школы, ее пульс бился ускоренно», — вспоминал Нестеров.

В 1881 году Нестеров уехал в Петербург и поступил в Академию художеств. Ему казалось, что там он сможет получить более серьезную профессиональную подготовку. Но в академии Нестеров не нашел того, к чему стремился. Весной следующего года Михаил возвратился в Москву.

В последние годы пребывания в училище начал проявлять серьезный интерес к историческим темам.

И здесь проявилось растущее мастерство молодого художника, в картинах появились отдельные колористические находки, но общий тон по-прежнему оставался темным: «Шутовской кафтан» (1885), «Избрание Михаила Федоровича на царство» (1886).

«На горах», Михаил Васильевич Нестеров — описание картины

Преподобный Сергий Радонежский

Большое значение для дальнейшего развития Нестерова сыграла картина «До государя челобитчики» (1886), за которую он получил звание классного художника и Большую серебряную медаль. Сам Нестеров считал главным эмоциональным содержанием картины «таинственную величавость».

В 1885 году Нестеров женится на Марии Ивановне Мартыновской: «18 августа 1885 года мы обвенчались с Марией Ивановной, и для меня началась новая жизнь, жизнь радостей художественных и семейных. Свадьба была донельзя скромная, денег было мало. В церковь и обратно шли пешком.

Во время венчания набралось поглазеть в церковь разного народа. Невеста моя, несмотря на скромность своего наряда, была прекрасна. В ней было столько счастья, так она была красива, что у меня и сейчас нет слов для сравнения. Очаровательней, чем была она в этот день, я не знаю до сих пор лица…

Цветущая, сияющая внутренним сиянием, стройная, высокая — загляденье! А рядом я — маленький, неуклюжий, с бритой после болезни головой, в каком-то «семинарском» длинном сюртуке — куда был неказист.

И вот во время венчания слышу справа от себя соболезнования какой-то праздно глазеющей старухи: «А, ба-а-тюшки, какая она-то красавица, а он-то — ай, ай, какой страховитый!»

«На горах», Михаил Васильевич Нестеров — описание картины

Святая Русь

После венца мы собрались все у сестры жены. Стали обедать. И в самый оживленный момент нашего веселого пирования бывшего на свадьбе доктора-акушера вызвали из-за стола к больной. Вскоре он вернулся — опоздал, больная уже умерла… Все это тогда на нас произвело самое тяжелое впечатление, конечно, ненадолго, но хорошая, веселая минута была отравлена. В душу закралось что-то тревожное…»

22 мая 1886 года родилась дочь Ольга, а через семь дней Мария умерла. Потрясенный художник задумывает картины, посвященные ее памяти. Сам Михаил Васильевич многое в своем творчестве склонен объяснять этим трагическим событием.

Под старость он писал: «Все пережитое мною тогда было моим духовным перерождением, оно в свое время вызвало появление таких картин, как «Пустынник», «Отрок Варфоломей» и целый ряд последующих, создавших из меня художника, каким остался я на всю последующую жизнь».

«На горах», Михаил Васильевич Нестеров — описание картины

Всадники

В 1888-1889 годах Нестеров создает «Пустынника». По безлюдному берегу, опираясь на резную палку, медленно, осторожно переступая обутыми в лапти ногами, идет согбенный годами старичок. Поздняя северная осень. Вокруг разлита тишина. Спокойна светлая гладь воды, отражающая дальний, подернутый дымкой лес.

А здесь, впереди — одинокая иглистая елочка, ветка покрасневшей рябины, да нежно-зеленые запоздалые травинки, которые кое-где пробиваются сквозь побуревший покров топкого берега. Картина эта ясно говорила о появлении в русской живописи нового, интересного, значительного, своеобразного мастера.

Нестеров отправил картину на XVII передвижную выставку, где он впервые участвовал в качестве экспонента, но еще до вернисажа картину приобрел Третьяков.

На вырученные за картину деньги в мае 1889 года Нестеров едет за границу, изучает великих мастеров прошлого в городах Италии, а также в Париже и Дрездене.

Сильное впечатление произвели на него итальянские мастера XV века: Фра Беато Анжелико, Сандро Боттичелли, Филиппе Липпи. Его поразила прежде всего их необыкновенная духовность: «Сила их — есть сила внутренняя…

Внешний же вид настолько первобытен и прост, что разве и поражает чем — это необыкновенной наивностью».

«На горах», Михаил Васильевич Нестеров — описание картины

Соловки

Вернувшись, он поселяется в деревне недалеко от Абрамцева и приступает к работе над новой картиной — «Видение отроку Варфоломею» (1889-1890).

«Видение отроку Варфоломею» при своем появлении на передвижной выставке 1890 года вызвало самые противоречивые суждения.

Мнения о ней резко разделились, одни горячо ее приветствовали, но многие из «старших членов Товарищества», к которым примкнул и Стасов, высказывались против картины, усмотрев в ней отступление от реалистических методов изображения.

В девяностые годы Нестеров создал еще несколько полотен, посвященных Сергию Радонежскому. Но все они гораздо слабее первого.

История жизни Михаила Васильевича Нестерова 

С начала девяностых годов начинается длительный период, когда Нестеров в основном занимался храмовой живописью. Пятнадцать лет провел художник на лесах различных церквей и соборов.

По его эскизам выполнены росписи Владимирского собора в Киеве (1890-1895), где Нестеров выступил прямым продолжателем В.М.

Васнецова, мозаики и иконы церкви Спаса на крови в Петербурге (1894-1897), росписи церкви храма Александра Невского в Абастумани (1902-1904), храма Марфо-Мариинской обители в Москве (1908-1911).

Эти декоративные ансамбли — образцы не только православной эстетической традиции, но и своеобразного «церковного модерна». В образах нарастает лирическое начало, иконность сменяется психологической драмой. Нестеров, по словам В.В. Розанова, «пишет не Христа», а «как человек прибегает к Христу».

Сам Нестеров довольно критически оценивал свои церковные росписи: «Может, мои образа и впрямь меня съели, быть может, мое «призвание» не образа, а картины — живые люди, живая природа, пропущенная через мое чувство, словом — «опоэтизированный реализм».

«На горах», Михаил Васильевич Нестеров — описание картины

Под Благовест

Под влиянием романов Мельникова-Печерского, посвященных заволжским старообрядцам, Нестеров решил, по его собственным словам, «написать красками роман, роман в картинах».

Художник написал три из пяти задуманных «глав» романа — картины «На горах» (1896), «Великий постриг» (1897-1898) и «На Волге» (1905).

В дальнейшем, не желая расставаться с темой души, Нестеров создал ряд небольших картин, пронизанных чисто русской «любовью-жалостью» к их героиням, — «Думы», «Усталые», «Лето».

Читайте также:  «девушка в кокошнике. портрет м. и. нестеровой», нестеров — описание

25 сентября 1898 года художник был избран академиком живописи. В июле 1902 года Нестеров вступает во второй брак. Его избранницей становится Екатерина Петровна Васильева. Жениху — сорок лет, невесте — двадцать два.

«Она действительно прекрасна, высока, изящна, очень умна, по общим отзывам дивный, надежный, самоотверженный человек», — писал о ней Михаил Васильевич. В 1904 году рождается дочь Анастасия, прожившая совсем недолго.

В 1907 году у Нестеровых появляется сын Алексей.

«На горах», Михаил Васильевич Нестеров — описание картины

Благовещение. Архангел Гавриил и Дева Мария

1900-1910-е годы — один из самых ярких, интересных и в то же время противоречивых периодов в творчестве Нестерова.

В его произведениях появились новые черты, которые станут характерными для дальнейшего искусства художника: он все чаще обращался к крупнофигурным композициям, стремился к монументальности и обобщенности форм.

Изменился и эмоциональный настрой полотен. В них усилились тревожные ноты, мотивы одиночества, страдания.

Усилился интерес Нестерова к религиозно-философским исканиям. Оторванность от жизни нестеровской философии привела художника к крупному творческому поражению, которым явилась картина «Святая Русь» (1901-1905). Русский народ художник изобразил в качестве народа-богоискателя. Очень верную оценку дал картине Л.Н. Толстой, назвав ее «панихидой русского православия».

«На горах», Михаил Васильевич Нестеров — описание картины

Моление о Чаше

В 1905-1906 годах был создан первый портретный цикл художника, принесший ему славу одного из самых серьезных своеобразных портретистов начала века, куда вошли портрет жены художника («Портрет Е.П. Нестеровой», 1905), портрет его дочери («Портрет О.М. Нестеровой», 1905), «Амазонка» (1906) и другие картины.

После 1907 года художник возвращается к старым мотивам, в его произведениях снова появляется образ человека, ушедшего от мирской суеты, посвятившего свою жизнь религии: «Схимник» (1910); «Лисичка» (1914). В 1917 году он пишет картину «Философы», которую впоследствии считал одной из лучших своих работ.

Нестеров изобразил двух крупных религиозных мыслителей того времени — П.А. Флоренского и С.Н. Булгакова. К «Философам» примыкает по глубине и остроте характеристики написанный несколько ранее «Автопортрет» (1915) и полотно «Архиепископ» (1917). Этими произведениями завершается дореволюционный период творчества художника.

«На горах», Михаил Васильевич Нестеров — описание картины

Философы (С.Н.Булгаков и П. А.Флоренский)

Гражданская война надолго отрезала Нестерова от Москвы, он был в Уфе, тяжело болел в эти годы и не мог заниматься любимым делом в полную силу. Только в 1920 году художник перебрался в Москву.

Нелегким было его материальное положение. В ту пору он писал Турыгину: «Не работается, ни к чему. Повторять себя надоело, а новых мыслей нет, а те, что есть, около печки сидя, не напишешь».

Не приняв революцию, разрушившую все базисные для него духовные ценности, Нестеров тем не менее воздерживается от какого-либо протеста и живет исключительно творчеством. Его положение отныне двойственно.

С одной стороны, он окружен уважением как ветеран русского искусства, с другой — работает в условиях строгой цензуры.

Христианские сюжеты (в которых он часто варьирует прежние мотивы) допускаются лишь на «экспортные» выставки, даже единственная после революции персональная прижизненная выставка мастера (1935) устраивается как шестидневное мероприятие закрытого типа.

Однако Нестеров все же остается активным участником художественной жизни. Он постоянно представляет на выставках пейзажи и портреты; причем последние не уступают образам «досоветского Нестерова», даже нередко превосходят их своим драматическим напряжением и образной сложностью.

  • Девушки на берегу
  • Портрет Виктора Васнецова 

Люди искусства и науки (к примеру, «Художники П.Д. и А.Д. Корины», 1930; «Скульптор И.Д. Шадр», 1934; «Хирург С.С. Юдин», 1935; «Скульптор В.И. Мухина», 1940) выглядят на его портретах как своего рода подвижники, герои творческой аскезы, которая продолжается и приносит зримые плоды вопреки всему.

Таким же подвижником творчества выглядит и сам Нестеров в «Автопортрете» 1928 года. Ритмический изыск композиции и рисунка, экспрессивная звучность цвета, продуманность символических деталей — все это блестяще работает на образ в «Портрете академика И.П.

Павлова» (1935), наиболее известном из произведений этого цикла». 

Умер Нестеров 18 октября 1942 года.

Источник: https://tunnel.ru/post-nesterov-mikhail-vasilevich

Певец "Святой Руси " — Михаил Васильевич Нестеров

Певец «Святой Руси » — Михаил Васильевич Нестеров.

Михаил Васильевич Нестеров.

«На горах», Михаил Васильевич Нестеров — описание картины

«На горах», Михаил Васильевич Нестеров — описание картины

Автопортрет

Нестеров Михаил Васильевич (1862—1942) — родился в Уфе 19 (31) мая 1862 в купеческой семье. Получил высшее художественное образование в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1877-1881 и 1884-1886), где его наставниками были В.Г.Перов, А.К.Саврасов, И.М.

Прянишников, а также в Академии художеств (1881-1884), где учился у П.П.Чистякова. Жил преимущественно в Москве, а в 1890-1910 — в Киеве. Не раз бывал в Западной Европе, в том числе во Франции и Италии, много работал в Подмосковье (Абрамцево, Троице-Сергиева лавра и их окрестности).

Был членом «Товарищества передвижников».

«На горах», Михаил Васильевич Нестеров — описание картины

Путь ко Христу

«На горах», Михаил Васильевич Нестеров — описание картины

Святая Русь

«На горах», Михаил Васильевич Нестеров — описание картины

На Руси (Душа народа)

«На горах», Михаил Васильевич Нестеров — описание картины

Варфоломей. Эскиз

«На горах», Михаил Васильевич Нестеров — описание картины

Эскиз к «Видению отроку Варфоломею»

«На горах», Михаил Васильевич Нестеров — описание картины

Видение отроку Варфоломею

«На горах», Михаил Васильевич Нестеров — описание картины

Сергий Радонежский

«На горах», Михаил Васильевич Нестеров — описание картины

  • Сергий Радонежский
  • Труды Преподобного Сергия Радонежского
  • Вечерний звон
  • Дмитрий, царевич убиенный
  • На горах
  • Девушки на берегу
  • Странник на берегу реки
  • Сестры
  • Под Благовест
  • Святой Пафнутий Боровский
  • Святой старец Авраамий
  • Путник
  • Старый и малый
  • Лисичка
  • Великий постриг
  • Отцы-пустынники и жены непорочны
  • Пустынник
  • Архиепископ Антоний Волынский
  • Голова княгини
  • Ангел на гробе господнем
  • Благовещение. Дева Мария
  • Несение креста
  • Лель. Весна
  • Святая Варвара
  • Кончина Александра Невского

Портрет жены, Е.П.Нестеровой

  1. Элегия. Слепой музыкант
  2. Молчание
  3. Думы
  4. За приворотным зельем
  5. Абрамцево. Этюд к Варфоломею
  6. Александр Невский
  7. Два лада
  8. Родина Аксакова
  9. Осенний пейзаж в деревне
  10. Лев Толстой
  11. Философы
  12. Осень
  13. Зимой в скиту
  14. В осеннем лесу
  15. Весна-красна. 1922
  16. Сбор на погорелый храм в Москве
  17. Река Уфимка
  18. Христова невеста. 
  19. ***

Начало весны(Ранняя весна)Осенний пейзажБиографияРодился в Уфе 19 (31) мая 1862 в купеческой семье. Получил высшее художественное образование в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1877-1881 и 1884-1886), где его наставниками были В.Г.Перов, А.К.Саврасов, И.М.Прянишников, а также в Академии художеств (1881-1884), где учился у П.П.Чистякова. Жил преимущественно в Москве, а в 1890-1910 — в Киеве. Не раз бывал в Западной Европе, в том числе во Франции и Италии, много работал в Подмосковье (Абрамцево, Троице-Сергиева лавра и их окрестности).

Был членом «Товарищества передвижников».Если ранние его исторические картины еще по-передвижнически сюжетно-бытописательны, то позднее, как бы идя вослед В.М.Васнецову, он усиливает в своих образах фольклорные черты («За приворотным зельем», 1888), атмосферу религиозной легенды («Пустынник», 1888-1889). Под воздействием живописи французского символизма (П.Пюви де Шаванн и в особенности Ж.Бастьен-Лепаж) Нестеров подчеркивает идиллически-задушевное единство своих героев и окружающей природы. Таково знаменитое «Видение отроку Варфоломею» (будущему Сергию Радонежскому; 1889-1890), написанное близ Абрамцево, — картина, где чувством чудесного проникнуты в равной мере и фигуры, и типически-среднерусский пейзаж. С этих лет художник активно работает и в сфере религиозного монументально-декоративного творчества: росписи Владимирского собора в Киеве (1890-1895), где Нестеров выступил прямым продолжателем Васнецова; мозаики и иконы церкви Спаса на крови в Петербурге (1894-1897), росписи храма Александра Невского в Абастумани (1902-1904), Покровского храма Марфо-Мариинской обители в Москве (1908-1911). Здесь закрепляется традиция «церковного модерна», наполняющего канонические церковные сюжеты глубоким лиризмом.По-своему монументально-лиричны портреты художника; наиболее выразительны созданные им образы родных и духовно-близких людей («Амазонка», 1906; «Философы», 1917). В больших, «соборных» картинах Нестеров стремится выразить чаемые рубежи великого духовного обновления («Великий постриг», 1897; «Святая Русь», 1901-1906). Самое большое полотно мастера, «На Руси» («Душа народа», 1916), включает в толпу «очарованных странников» фигуры Достоевского, Льва Толстого и Владимира Соловьева. Неизменно весьма важную, порой самоценную роль играет лирический пейзаж (написанное по соловецким впечатлениям «Молчание», 1903).После революции Нестеров уединяется в творчестве. Религиозные сюжеты (где мастер варьирует прежние мотивы) по-прежнему присутствуют в творчестве. В эти годы художнику лучше всего удается выразить себя в портретах; он пишет людей искусства и науки как своего рода подвижников творческой аскезы. Таковы «Художники П.Д. и А.Д.Корины» (1930), «Академик И.П.Павлов» (1935), «Скульптор И.Д.Шадр» (1934), «Скульптор В.И.Мухина» (1940) и др. В последние десятилетия жизни Нестеров увлеченно работал над воспоминаниями, которые вышли отдельной книгой (под названием «Давние дни») в год его кончины.Умер Нестеров в Москве 18 октября 1942.

http://art-nesterov.ru/gallery2.php

Серия сообщений «***Русская живопись»: Часть 1 — Куликов Иван Семенович (1875 — 1941), русский художник. Часть 2 — Волшебный мир В. Э. Борисова-Мусатова …

Часть 6 — Чернецовы Григорий и Никанор Григорьевичи (1802-1865)

Часть 7 — А Россия была и будет !!!!…. Часть 8 — Певец «Святой Руси » — Михаил Васильевич Нестеров.

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

Источник: http://filov.mypage.ru/17750049.html

Михаил Нестеров: жизнь с кистью в руке. Армавирский этап

«На горах», Михаил Васильевич Нестеров — описание картины

«Жил я своим художеством, 
и, худо ли, хорошо ли, 
прожил жизнь с кистью в руке»
М.В.Нестеров.

Читайте также:  «девочка с персиками», серов — описание и видеообзор картины

Начало

Михаил Васильевич Нестеров, молодой художник
из далекой Уфы, ворвался в художественную жизнь России смело и стремительно.
Его картина «Видение отроку Варфоломею» стала сенсацией 18-ой
Передвижной выставки в Москве.

Юношеские мечты провинциала о признании, о
славе начинали сбываться. Его отец полушутя говаривал, что лишь тогда он
поверит в успех сына, когда его работы будут приобретены Павлом Михайловичем
Третьяковым, знаменитым московским коллекционером. Попасть в Третьяковскую
галерею значило больше, чем иметь академические звания и награды. И вот уже две
картины Нестерова куплены Третьяковым — «Пустынник» и «Видение
отроку Варфоломею».

«На горах», Михаил Васильевич Нестеров — описание картины
М. Нестеров «Пустынник»
«На горах», Михаил Васильевич Нестеров — описание картины
М. Нестеров «Видение отроку Варфоломею»

Михаил Нестеров известен большинству зрителей
как живописец «Святой Руси», страны богомольцев, монахов, юродивых и святых.
Именно они обеспечили узнаваемость художника, его отличность от
художников-современников. Его творчество всегда воспринималось неоднозначно.

Одни подсмеивались над тем, что Нестеров «все монахов пишет», другие – в том
числе Суриков, Поленов, Васнецов, Куинджи, вставали на его защиту, отстаивая
его право на свою тему.

И хотя в советское время Нестеров приобрел известность,
как портретист, самые значимые его произведения были посвящены теме пути к
Богу.

В продолжении этой темы были написаны такие
известные картины, как «Сергий Радонежский»,

«На горах», Михаил Васильевич Нестеров — описание картины

«Молчание»,

«На горах», Михаил Васильевич Нестеров — описание картины

«Зимой в скиту»,  

«На горах», Михаил Васильевич Нестеров — описание картины

«Лисичка»,

«На горах», Михаил Васильевич Нестеров — описание картины

«Дмитрий, царевич убиенный», 

«На горах», Михаил Васильевич Нестеров — описание картины

«На горах» и ряд других.

«На горах», Михаил Васильевич Нестеров — описание картины

Армавир в жизни художника

Когда грянула революция, Михаилу
Нестерову было 55 лет. Вдовец, свою вторую супругу Екатерину Васильеву
(1879-1955), он встретил в Киеве, где расписывал вместе с Михаилом Врубелем,
Василием Васнецовым и братьями Сведомскими Владимирский собор.

Графиня
Коновницына, начальница Института благородных девиц, где воспитывалась его дочь
Ольга, попросила живописца показать работы одной из классных дам.

Екатерина
Петровна стала спутницей Нестерова на 40 лет – до его смерти:  позировала
вместе с дочерью Натальей и сыном Алексеем для икон и росписей в
Марфо-Мариинской обители, портретов.

Спасаясь от полыхающей Гражданской
войны, в 1918 году Нестеровы отправились на Кавказ.

Армавир должен был стать
транзитной станцией, однако Михаил Васильевич заболел тифом, а дальше смута
пришла и в тихий провинциальный городок, отдалив отъезд семьи до 1920 года,
когда на Кубани установилась советская власть.

В эти два года власть в Армавире
менялась трижды, деньги почти кончились, Михаил Васильевич тяжело шел на
поправку: много позже он набросает этюды «На берегу», «Море», «Армавирский
дворик»… Чтобы прокормить семью, Екатерина Петровна давала уроки, потом пошла
служить в школу.

Духовная дружба

Среди картин Нестерова есть несколько
полотен, связанных между собой образом запечатленного на них армавирского
священника Леонида Федоровича Дмитриевского, с которым он познакомился в
Армавире в 1918 году.

«На горах», Михаил Васильевич Нестеров — описание картины

 «Леонид Федорович привлек меня своей тонкой душевной организацией
и выразительной внешностью… ликом русского Христа». Здесь, в Армавире, художник создает несколько портретных этюдов, написанных
с отца Леонида. (Нестеров М. Мемуары «Давние дни»).

Кандидат богословия Леонид
Дмитриевский (1875-1963) был священником по меньшей мере в шестом поколении.
Его супруга Вера Васильевна окончила Владимирское епархиальное училище, играла
на фортепиано, владела французским и немецким: ее не стало в 1919-м — не
выдержало сердце.

Когда Армавир займет белая армия генерала Антона Деникина, в
городе останутся сотни больных и раненых отступавшей Таманской армии.

Запертые
в городской тюрьме и подвалах штаба Деникина без помощи, они будут десятками
умирать от тифа, пока отец Леонид не убедит генерала разрешить горожанам
разобрать их по домам…

«Нестеровы жили в Армавире в доме по
ул. Розы Люксембург, 253, недалеко от отца Леонида, служившего в Николаевской
церкви, – рассказывает правнучка отца Леонида Дмитревского Ирина Погорелова,
живущая в Армавире, – Их знакомство в храме переросло в теплые и душевные
отношения.

Хотя Михаил Васильевич был старше отца Леонида на тринадцать лет,
нашлись и общие знакомые: Нестеров был знаком с архиеписком Антонием Волынским
(Храповицким) с 1890-х годов, в 1917 году написал его портрет «Архиерей», а
Леонид Федорович знал его в бытность ректором Казанской духовной академии, где
он учился в 1896-1900 гг».

Заболевший Нестеров долго и с трудом
поправлялся. Теплое участие и духовная поддержка со стороны отца Леонида
помогли художнику пережить это сложное время. После отъезда Нестерова из
Армавира его отношения с отцом Леонидом продолжились в переписке.

«После отъезда Михаила Нестерова из
Армавира его отношения с отцом Леонидом продолжились в переписке, которую
изъяли при аресте Леонида Федоровича в 1935 году. До этого у Леонида Федоровича
конфисковали мебель, фортепиано, золотой и серебряный кресты.

Прадеда шесть раз
арестовывали — непременно в дни церковных праздников, и каждый раз его прихожане
собирались под стенами НКВД и дожидались освобождения отца Леонида. Седьмой
арест стал последним: Леонида Федоровича осудили особым совещанием НКВД по
статье 58.

10 «Контрреволюционная деятельность» и отправили в трехлетнюю ссылку
в Каргополь, — рассказывает правнучка отца Леонида Ирина Викторовна Погорелова.

Единственная встреча Леонида
Федоровича и Михаила Васильевича после расставания в Армавире случилась в
Москве — в квартире художника на Сивцевом Вражке, где отец Леонид
останавливался на одну ночь на обратном пути из ссылки. Приехав к
Нестерову под покровом темноты, избегая людных мест, пряча, по возможности, от
посторонних взглядов свою бороду, дававшую повод для подозрений, отец Леонид
покинул квартиру художника засветло.

Дом, в котором жил М.В.Нестеров. Москва, Сивцев Вражек, 43

 Два года спустя Михаил
Нестеров тоже попадет под колесо террора: он проведет две недели в Бутырке, а
его зять, известный юрист Виктор Шретер, будет обвинен в шпионаже и расстрелян,
дочь Ольга отправится в лагерь в Джамбул, откуда вернется на костылях.
Приговорят к смерти и мужа младшей дочери Натальи Михаила Беляева — основателя
музея-квартиры А. Пушкина на Мойке, однако Нестеров напишет Сталину, и казнь
заменят ссылкой. 

«На добрую память в
день ангела…»

 Питая глубокое уважение к отцу Леониду, ко дню его Ангела
Нестеров написал акварель «Покров Богородицы».

Дарственная надпись на оборотной
стороне акварели гласит: «Глубокочтимому отцу Леониду Федоровичу Дмитриевскому
на добрую память в день его ангела 1920 г. 16 апреля. Михаил Нестеров».

 

«Покров Богородицы»,  1920 г. Бумага, акварель. 23,5 х 14,5.
Художественный музей им. Коваленко, г. Краснодар.
Дарственная надпись на оборотной стороне акварели

 Этюды, сделанные в Армавире, легли в основу
будущих картин художника, таких как: «Странники», «Путник», «Пророк»,
«Страстная седмица». Об этой работе художник писал: «Работаю одну вещь, задуманную лет 14 назад.
Работаю с увлечением.

Такую напишу, какую ты, как говаривал Иван-натурщик
«во щах не хлёбывал»,…». В 1933 году Нестеров сообщал: «Кончил картину, что носил
во чреве своем с 1919 г.».

В настоящее время эта картина, с изображением отца
Леонида, находится в Церковно-археологическом кабинете Московской духовной
Академии в Сергиевом Посаде.

 И уже вернувшись в Москву из Армавира,
в 1921-1922 гг., Михаил Васильевич создает галерею образов Спасителя, идущего
по свету в виде странника-богомольца. С каждого из холстов этого цикла
«Путники» на зрителя смотрит отец Леонид Дмитриевский, написанный со
сделанных в Армавире этюдов. Каждый из холстов был небольшого для станковой
живописи формата: такого, чтобы помещался за спинкой дивана, если придут с
обыском…

 «У каждого свои «пути»
к Богу, своё понимание его, свой «подход» к нему, но все идут к тому же самому,
одни только спеша, другие – мешкая, одни впереди, другие позади, одни радостно,
не сомневаясь, другие серьёзные, умствуя», — писал художник о содержании картины: «Летний вечер, среди полей по дороге
идут и ведут беседу Путник и крестьянин, встретившаяся женщина приветствует
Путника низким поклоном. Вот и всё. Картина невелика – аршина полтора: она одна
из нового цикла задуманного, самая небольшая и по размеру, и по содержанию»
(Письмо А.А. Турыгину, 1921).
В цикл «Путники» вошли позже
уничтоженный художником «Пророк», «Священник в белой рясе» и знаменитая
«Страстная седмица», законченная в 1932 году: написанный в Армавире этюд к ней
до конца жизни хранила дочь художника Наталья. В облике священника на картинах безошибочно узнается Леонид
Федорович Дмитриевский. 

 Продолжением темы начатого цикла стала картина
«За Волгой» 1922 года. В центре картины пейзаж: две берёзки на берегу реки,
мимо которых уже прошли странники.

Белые тонкие стволы берёз, тихая водная
гладь перекликаются со светлым обликом одного из путников, от которого
 исходит спокойствие и умиротворенность в противовес его собеседнику,
порождающему ассоциации с дальним мрачным берегом душевных терзаний.

Читайте также:  Выставочный зал "варшавка"

И от этого
берега, от тревог и смятений постепенно уводит путников по долгой извилистой
дороге мирная беседа. «Я избегал изображать так называемые сильные страсти,
предпочитая им наш тихий пейзаж, человека, живущего своей внутренней жизнью в
объятьях матушки-природы» – писал М.В. Нестеров.

«Странники. За Волгой», 1922
О. Леонид. Фрагмент картины «Странники». 1920г.
Холст, масло.  16,5 х 49,5.

Художественный музей им. Коваленко, г. Краснодар

Много позже все
авторские варианты этих картин из цикла «Путники» разойдутся по музеям и
частным собраниям: Национальный художественный музей Беларуси, в коллекцию
Лидии Руслановой и др. Весной 2013 года «Странники. За Волгой» будут проданы на
русских торгах аукционного дома MacDougall’s в Лондоне за 1,9 млн фунтов
стерлингов.

«Фрагмент варианта «Странников» до
1980 года хранился в семье Дмитриевских: сама картина была уничтожена
Нестеровым, а изображение Леонида Федоровича художник вырезал и передал прадеду
через их общего знакомого, учителя рисования Жукова, приезжавшего к нему в
Москву в 1930-х, — рассказывает внучка священника. 
Акварель «Покров Богородицы» и фрагмент «Странников» сейчас находятся в Краснодарском краевом художественном музее им. Ф.А.
Коваленко. 
Источник
Источник

Источник: http://armavirochka.blogspot.com/2016/08/blog-post_10.html

Михаил Нестеров. На горах. Великий постриг. Описание картин | Русские художники. Russian Artists

«На горах», Михаил Васильевич Нестеров — описание картины


На горах.

1896.
Холст, масло. 160 x 160. Музей Русского Искусства, Киев, Украина.

«На горах», Михаил Васильевич Нестеров — описание картины


Великий постриг.

1898.
Холст, масло. 178 x 195.
Государственный Русский Музей, Санкт Петербург, Россия.

В своё время на Нестерова очень сильное впечатление произвели романы Мельникова-Печерского («В лесах, «На горах» и другие), посвящённые жизни заволжских старообрядцев. С этим увлечением творчеством мастера-бытописателя связан цикл картин, главной темой которых является горестная судьба русской женщины.

Этот замысел складывался постепенно, по мере разработки темы, но в конечном варианте он предполагал создание пяти полотен.

Первым произведением цикла стала картина «На горах». В ней художник хотел показать страстное томление чистой, любящей, мечтательной души, чьи светлые порывы не находят взаимности. Своеобразным эквивалентом внутреннего мира девушки, написанной с Ю. Н.

Урусман, стал прекрасный уфимский пейзаж, покоряющий широким раздольем. Такой выбор художника имел и другую сторону, историческую: сюда, за Волгу, в Предуралье, веками бежали старообрядцы, спасаясь от гонений со стороны государства и официальной Церкви.

Здесь, согласно замыслу Нестерова, должны были развернуться события остальных частей драмы.

Во второй «главе романа» художник хотел изобразить встречу героини со своим возлюбленным в монастыре, куда они приехали на богомолье. Это намерение, однако, осталось неисполненным.

«На горах», Михаил Васильевич Нестеров — описание картины


За Волгой.

1905.
Холст, масло. 136 x 132.
Астраханская государственная картинная галерея имени П.М.Догадина.

Лишь в 1905 году Нестеров закончил третью «главу» — картину «За Волгой» (Астраханская картинная галерея), повествующую о моменте расставания главных героев. Данная работа оказалась, пожалуй, единственной в дореволюционном станковом творчестве художника, где он решился показать острый драматический конфликт.

Мотив противостояния, разлада буквально пронизывает ткань произведения. Это чувствуется не только в трактовке характеров персонажей, будто сошедших со страниц горьковских романов и пьес, но также в композиционном и колористическом решении картины, построенном на контрастном сопоставлении темных и светлых пятен.

Четвертая «глава» — «Великий постриг» — была написана художником несколькими годами раньше, и за нее он получил звание академика. В этом произведении Нестеров прослеживает дальнейшую судьбу героини, не нашедшей свое счастье «в миру» и теперь ищущей забвения в тиши затерявшегося в лесной глуши старообрядческого скита.

Здесь художнику удалось найти какую-то завораживающую лирическую интонацию, какой-то удивительный композиционный ритм, будто заставляющий звучать прозрачные звоны церковных колоколов, ощущать едва слышную поступь печальной процессии, в сопровождении которой, поддерживаемая под руки старыми монахинями, идет на постриг героиня разыгравшейся любовной драмы. Известную противоположность этой женщине, уже смирившейся со своей судьбой, являет идущая впереди девушка-послушница со свечой — «чистая голубица», как отзывался об этом образе сам Нестеров. Ее облик, отмеченный нежной, юной красотой, словно символизирует неумирающую надежду. Выразительности образов вторит выразительность весеннего пейзажа — одного из лучших в наследии мастера. Некоторые пытались толковать смысл картины как апологию женского иночества, как поэтическое узаконение женского страдания, однако это не так. Главная тема картины — реквием по несбывшемуся счастью.

«Великий постриг» стал, безусловно, большим творческим достижением Нестерова. Неудивительно поэтому, что последняя, пятая, «глава» романа, где героиня, не найдя успокоения в монастыре, должна была броситься в Волгу, так и не была написана художником. После тонкого, поэтичного символизма «Великого пострига» такая развязка могла бы показаться чересчур «литературной», надуманной и даже пошлой.

Главная сайта
       

Главная
       

На страницу «Нестеров»
       

«Три шедевра»

Источник: http://www.tanais.info/art/nesterov2more.html

Описание картины Михаила Нестерова «На горах»

Описание картины Михаила Нестерова «На горах»

Михаил Нестеров известен своей религиозной живописью. Он учился в Императорской Академии художеств, а позже вступил в союз художников.

На горе стоит женщина. Внизу протекает река, которая олицетворяет человеческое начало. Взгляд ее какой-то таинственный и устремлен вдаль. На ней темный сарафан до пят, белая кофта и белый платок.

А в чуть поднятой красивой руке держит букет цветов. Кажется, что она ведет молчаливый разговор. Она наслаждается красивым пейзажем. Стоя на горе, ей открывается великолепная природа тех краев. А душа ее страдает.

В ней чувствуется что-то глубоко скрытое, тайное.

Художник изобразил внутренний мир девушки – чуткая, глубокая и женственная душа. Летняя природа особо удивительна и красива. Небо светло-фиолетовое, такое низкое и глубокое. Луг покрыт зеленой травой, растут полевые цветы и деревья. Вдали виднеется большой лес. Природа как будто затихла. В этой картине человек и природа представлены как единое целое.

Идея картины «На горах» возникла у Нестерова после прочтения романов Мельникова-Печерского. Там подробно описывалась жизнь нижегородских купцов-старообрядцев.

Возможно, он изобразил момент перед уходом одной из героинь в монастырь. Девушка понимает, что ее ждет постриг, произнесение обетов, облачение в рясу и монастырская жизнь.

Выдержать испытание затворничества и одиночества не так-то просто. Но она сознательно идет на этот шаг.

Цвета на карты немного бледные. Зеленый цвет, который преобладает в этой картине, помогает нам объединиться с природой. Черный цвет платья девушки скрывает в себе подавленность и пустоту. Но в то же время белые элементы на одежде символизируют открытость, единство с природой и легкость. Художник досконально прорисовал каждый цветочек, каждую травку и деревце.

(2 votes, average: 4.50

Источник: https://opisanie-kartin.com/opisanie-kartiny-mixaila-nesterova-na-gorax/

Сочинение по картине Нестерова «На горах»

На картине изображена молоденькая девушка. Она стоит на высоком холме и задумчиво смотрит в сторону. На ее лице неподдельная грусть. Одета женщина в белую рубашку и темный длинный сарафан, волосы аккуратно спрятаны под платком. В ее руках букетик красных цветов.

Кого же ждет печальная красавица, а быть может провожает? В ее глазах отчетливо видна тоска. Неужели она грустит по любимому? Наверное, у нее здесь было свидание и кто-то подарил ей цветы.

Но он ушел и бедная женщина смотрит ему вслед. Возможно, тот человек ушел навсегда и она переживает. Ее сердце замирает от боли, ее душа, словно выжженная пустыня.

Возможно, она даже плачет, но мы не можем увидеть ее слез.

Женщина держит в руке цветы и, кажется, это единственное, что будет напоминать о любим. Вместе с этим букетом остались ее чувства, надежды, несбывшиеся мечты и частица души того человека, который его подарил. Прекрасная красавица изображена на фоне не менее прелестного пейзажа. Ее окружает великолепный простор.

Видимо, художник специально изобразил ее на возвышении, чтобы показать окружающую красоту. Трава стелется к ее ногам шелковым ковром, усыпанным мелкими цветами.

Две маленькие елочки, словно примкнули к берегу, чтобы в зеркале чистой реки полюбоваться своим отражением. Если спуститься с горы и посмотреть вдаль, то можно увидеть небольшой лесок.

На картине его трудно рассмотреть, ведь он сливается с общим пейзажем.

Женщина возвышается над лесом и он скорее напоминает маленький зеленый оазис. Хмурое небо придает еще больше драматизма ситуации. Рисуя небо, художник применил различные оттенки синего, серого и желтого цвета.

На фоне грустного неба, лицо женщины кажется совершенно безрадостным. В нем проглядываются обреченность и одиночество. Она не может ничего изменить и смирилась с судьбой.

Она не может забыть любовь и будет жить со своей печалью.

Глядя на героиню, мы невольно испытываем сострадание к ней. Нам хочется пожалеть ее и согреть ласковыми словами… В данном произведении Нестеров детально описал судьбу русской женщины в момент ее одиночества.

(No Ratings Yet)

Источник: https://school-essay.ru/sochinenie-po-kartine-nesterova-na-gorax.html

Ссылка на основную публикацию