Мемлинг Ханс (Memling Hans) (около 1440–1494), нидерландский живописец. Учился, возможно, у Рогира ван дер Вейдена; с 1465 года работал в Брюгге.
Виллем Морел и Барбара ван Вландерберг,
1482, Королевский музей, Брюссель
Сцены страстей Христовых, 1470,
Галерея Сабауда, Турин
В произведениях Мемлинга, сочетавшего в своем творчестве черты искусства поздней готики и Возрождения, бытовое, лирическое истолкование религиозных сюжетов, мягкая созерцательность, гармоничное построение композиции соединяется со стремлением к идеализации образов, канонизации приемов старонидерландской живописи (триптих “Богоматерь со святыми”, 1468, Национальная галерея, Лондон; роспись раки Святой Урсулы, 1489, Музей Ханса Мемлинга, Брюгге; алтарь со “Страшным Судом”, около 1473, костел Девы Марии, Гданьск; триптих мистического обручения святой Екатерины Александрийской, Музей Мемлинга, Брюгге).
Работы Ханса Мемлинга, среди которых выделяются “Вирсавия”, редкое в искусстве Нидерландов изображение обнаженного женского тела в натуральную величину (1485, Музей земли Баден-Вюртемберг, Штутгарт), и точные по воссозданию облика модели портреты (мужской портрет, Маурицхёйс, Гаага; портреты Виллема Морела и Барбары ван Вландерберг, 1482, Королевский музей изящных искусств, Брюссель), отличаются удлиненностью пропорций, изяществом линейных ритмов, праздничностью колорита, основанного на мягких контрастах красных, синих, блекло-зеленых и коричневых тонов.
Суета земная, триптих, центральная панель,
1485, Музей изящных искусств, Страстбург
Ад, левая панель триптиха «Суета земная»,
1485, Музей изящных искусств, Страстбург
Картина Ханса Мемлинга “Снятие с креста”. Гранадский диптих, левая створка. Волнующий момент христианской истории сведен к до боли простому изображению трех человек, поддерживающих тело Христа, и фрагмента лестницы, опирающейся на крест. Фигуры скручены в пространстве первого плана, тогда как пейзаж вдали представляет видимую, но объемно не воспринимаемую часть композиции.
Купание Вирсавии, 1485,
Государственная галерея, Штутгарт
Снятие с креста, 1475,
Королевская капелла, Гранада
Нидерландский живописец Мемлинг родился в Германии, но большую часть жизни провел в Брюгге, где стал ведущим художником своего времени. Ханс Мемлинг испытал сильное влияние Гуго ван дер Гуса и часто копировал произведения последнего.
Версии Мемлинга, однако, лишены драматической напряженности работ старшего мастера.Возможно, именно искренность и естественность сделали Мемлинга такой доступной и привлекательной фигурой в истории искусства.
Реализм его лиц, светоносные краски и простые, но уверенно построенные композиции представляют собой квинтэссенцию нидерландской живописи.
Источник: http://smallbay.ru/artholland/memling.html
Воображаемый музей. Ханс Мемлинг. Брюссель
Королевские Музеи изящных искусств в Брюсселе были учреждены по указу Наполеона Бонапарта в 1801 году во дворце бывшего правителя Австрийских Нидерландов. В настоящее время Музеи обладают всемирно известной коллекцией ранней нидерландской, фламандской и голландской живописи, а также превосходными произведениями мастеров других западноевропейских школ.
После оккупации французскими революционными войсками в 1794 году, в Брюсселе начала конфискация произведений искусства, которые раньше хранились во дворцах бежавшей аристократии и упраздненных монастырях.
Они составили основу первого в истории страны публичного музея. В последующие годы наиболее выдающиеся произведения из этой коллекции вывезли во Францию.
Правда, их все-таки вернули обратно, но уже после свержения Наполеона.
Ханс Мемлинг. Мужской портрет
В 1811 году музей стал собственностью города Брюсселя. В 1887 году открылось новое здание музея, в котором разместилась коллекция произведений старых мастеров.
Собрание работ художников и скульпторов XIX века оставалось на прежнем месте, во дворце Габсбургов. В настоящее время для Музея пристроено здание для работ ХХ века.
В Музее старого искусства находится около 1200 произведений, охватывающих период с XIV по XVIII столетие.
Ханс Мемлинг впервые в России
Для «Воображаемого музея» из Брюсселя привезли в Москву полотно знаменитого нидерландского живописца Ханса Мемлинга «Мужской портрет». В музеях России никогда не было произведений этого художника. По этой причине весьма знаковым событием является предоставление на выставку в Государственный Музей изобразительных искусств «Мужского портрета» кисти этого мастера из Брюгге.
Согласно старой романтической легенде, в молодости Мемлинг вел разгульный образ жизни и за свои похождения был взят в солдаты. В 1477 году, после битвы при Нанси, в которой потерпел сокрушительное поражение последний бургундский герцог Карл Смелый, израненный Мемлинг оказался в Брюгге. Напрягая последние силы, он добрел до госпиталя Св.Иоанна, позвонил в колокольчик и потерял сознание.
Монахини-иоанниты подобрали и вылечили его. Выздоровлению Мемлинга якобы способствовал тайный роман с одной из монахинь, ухаживавшей за ним. Поправившись, будущий художник зажил тихой затворнической жизнью и отблагодарил госпиталь Св.Иоанна целым рядом своих блистательных работ.
Однако, в действительности все обстояло гораздо прозаичнее. Согласно сохранившимся документам, уроженец Германии Ханс Мемлинг был зажиточным бюргером, жизнь которого протекала без особых приключений.
Он обладал значительным состоянием, владел несколькими домами в Брюгге, был главой процветавшей художественной мастерской.
Профессиональное образование он получил, по всей видимости, в конце 1450-х годов под руководством Рогира ванн дер Вейдена в Брюсселе.
В 1467 году стал мастером гильдии Св.Луки в Брюгге. В 1468-1486 годах был главным городским художником, пользовался широкой известностью и получал многочисленные заказы как от земляков, так и от иностранцев.
Унаследовав от своих великих предшественников живой интерес к окружающему миру, применяя новые изобразительные приемы, Ханс Мемлинг стал знаковой творческой личностью.
Своей деятельностью он завершил «золотой век» нидерландской живописи.
Помимо больших и маленьких алтарей и картин на религиозные сюжеты, он писал немало портретов своих современников. К их числу принадлежит и «Мужской портрет», созданный около 1480 года, в зрелый период творчества Ханса Мемлинга.
Талант художника проявился здесь в полной мере, показывая жизненную правду изображения. В области портретного жанра Ханс Мемлинг добился больших успехов.
Он первым в нидерландском искусстве широко использовал пейзаж в качестве фона и сделал его важным художественным средством, которое позволяет глубже постичь образ модели.
(Все картины кликабельны)
Источник: https://valentina-site.ru/zarubejnie-hudojniki/voobragaemi-muzey/voobrazhaemyiy-muzey-hans-memling-korolevskie-muzei-izyashhnyih-iskusstv-bryussel
Мемлинг, Ганс — это… Что такое Мемлинг, Ганс?
Ганс Мемлинг (нем. Hans Memling, нидерл. Jan van Mimmelynghe, лат. Johannes Memmelinc или Memlinc; 1433(1433)/1435, Зелигенштадт — 11 августа 1494, Брюгге) — крупнейший фламандский живописец второй половины XV века.
Продолжая позднеготическую живописную традицию, Мемлинг в религиозных картинах с тонко разработанными интерьерными и пейзажными фонами испытал влияние итальянской живописи Возрождения.
Уроженец Гессена, он работал главным образом в Брюгге, где имеется музей его имени.
Содержание
|
Фамилия Мемлинг вероятно происходит от названия селения Мёмлинген близ Ашаффенбурга в Баварии.
Известно, что некий Ханс Мемлинген, возможно, отец художника, умер в 1451 году в Зелингенштадте. О молодых годах Мемлинга сведений немного. Предположительно началам ремесла он обучался в бенедиктинском аббатстве в Зелингенштадте.
Считается, что он сформировался как художник в Кёльне: в его творчестве прослеживается влияние утончённого Стефана Лохнера[1]. Около 1459—1460 он приехал в Нидерланды. Вероятно Мемлинг учился у Рогира ван дер Вейдена[2] в Брюсселе, однако документальных свидетельств об его ученичестве не сохранилось.
Но несомненно влияние ван дер Вейдена на художника: Мемлинг часто повторял в своих произведениях композиционные решения ван дер Вейдена.
Мемлинг переехал в Брюгге, где получил гражданство (30 января 1465 года) и стал членом гильдии Святого Луки. В реестре граждан Брюгге он значится как Jan van Mimmelinghe ghebooren Zaleghenstadt.
Сохранилась романтическая легенда о Мемлинге — солдате армии Карла Смелого, раненном в сражении при Нанси (1477). Он получил приют в госпитале Св. Иоанна в Брюгге и в благодарность написал для него несколько картин.
Действительности соответствует лишь то, что Мемлинг писал картины для госпиталя, а к военным действиям имел отношение только как богатый горожанин, ссудивший вместе с другими определённую сумму денег для борьбы с королём Франции Максимилиану I в 1480 году.
Жил на Синт-Йорисстрат в квартале живописцев. Был женат на Анне Фалькенаре (ум. 1487) и имел троих сыновей: Яна, Корнелиса, Николаса. Умер в 11 августа 1494 года[3], похоронен на кладбище церкви Св. Гислена.
Творчество
«Страсти Христовы» (1470). Галерея Сабауда, Турин
Художник пользовался европейской известностью. Заказчики Мемлинга жили в Англии, Франции, Италии. Постоянство стилистики его работ на протяжении длительного времени вместе с отсутствием документальных подтверждений создаёт определённые трудности в их хронологическом расположении.
Один из его ранних шедевров — триптих «Страшный суд» (1466—1473), выполненный для управляющего брюггским филиалом банка Медичи Якопо Тани. Характерные черты североевропейской живописи XV века проявились в этой монументальной композиции: внимание к деталям, световые эффекты, которые могли быть достигнуты только тончайшим письмом масляными красками, реализм.
Показывая низвержение грешников в Ад Мемлинг избегает грубого натурализма в изображении их мучений. Замечательный портретист, он сосредоточен на передаче чувства обречённости, ужаса, боли в чертах лиц персонажей. Вершины мастерства Мемлинг достигает в сцене введения в Рай.
Из всех художников, что обращались к теме Страшного суда, Мемлинг воплотил «прекраснейший из когда-либо созданных образов Рая»[4]. Исследователи творчества художника отмечают сходство алтаря с композициями на ту же тему ван дер Вейдена и Лохнера. Картина была отправлена во Флоренцию морем и на Балтике стала добычей пирата Пауля Бенеке.
«Страшный суд» попал в Гданьск и, несмотря на все хлопоты по возвращению картины, предпринятые Лоренцо Медичи, она так и осталась там (находится в Поморском музее).
«Страсти Господни» (1470—1471) — художник трактовал эпизоды Страстей довольно необычно. Он разместил евангельские сцены в городской среде, похожей на один из городов Нидерландов, сочетая мотивы мифологические и реалистические.
Один из первых натюрмортов в истории искусства (ок. 1485). Музей Тиссена.
«Вирсавия» (1485—1490) — редкое для того времени изображение обнажённой женщины. Мемлинг окружает библейскую героиню любовно выписанными предметами быта богатого бюргерского дома, создавая картину, полную интимного уюта.
Одно из известнейших поздних произведений Мемлинга — рака Святой Урсулы (1489). Реликварий резного дерева в виде капеллы в готическом стиле, украшенный сценами из жизни святой был заказан аббатиссой женского монастыря в Брюгге.
Композиции боковых стенок реликвария — шесть эпизодов печальной легенды об Урсуле, действие разворачивается на фоне пейзажа. Крышка раки украшена миниатюрами в форме тондо, такие вставки встречаются у мозельских реликвариев.
Мемлинг первым на севере Европы стал изображать портретируемых на фоне пейзажа[5].
Его кисти принадлежат известные изображения брюггских горожан, которые некогда являлись створкой диптиха, где донатор запечатлён в момент молитвенного обращения к мадонне.
Художник умел придать человеческим чертам мягкость и нежность, а тип композиции, где портретируемый помещался на фоне пейзажа погрудно в трёхчетвертном повороте, стал на долгое время образцом, которому следовали итальянские и нидерландские художники.
Оставаясь около тридцати лет верным раз и навсегда выбранному стилю, Мемлинг был продолжателем традиций таких мастеров Северного Возрождения, как Ян ван Эйк и Рогир ван дер Вейден.
Однако впоследствии его влияние продолжалось ограниченное время и только в пределах одной страны: по словам Фридлендера, «последующие поколения расценили его произведения как бледные и невыразительные».
Вновь открыл живопись Мемлинга Фридрих Шлегель[6], поставив его произведения в один ряд с выдающимися картинами немецкой школы.
Если романтики и викторианцы считали его мягкость высшим выражением средневекового искусства, то мы склонны сравнивать его с таким композитором, как Феликс Мендельсон. Иногда он очаровывает, но никогда не раздражает, никогда не шокирует и никогда не потрясает.
— Эрвин Панофский[7]
Рака Святой Урсулы (1479, музей Мемлинга в Брюгге) | Портрет мужчины с римской монетой (до 1480, Антверпен) | «Святой Себастьян» (1470-е, Брюссель). |
Литература
- М. Герман. Мемлинг. — Л., 1983.
- Ф. Дзери Мемлинг. Страшный суд. — М.: Белый город. — 48 с. — (Сто великих картин). — 5 000) экз. — ISBN 5-7793-0346-0
- С. Дзуффи. Возрождение. XV век. Кватроченто. — М.: Омега-пресс, 2008. — С. 41, 51, 108, 130, 318—320. — 384 с. — 3000 экз. — ISBN 978-5-465-01772-5
Примечания
- ↑ С. Дзуффи.
Источник: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/216574
Мемлинг ханс
Нидерландский живописец.
По происхождению немец. Предположительно учился в Кёльне, затем путешествовал по Европе, в 1450-е гг. прибыл в Брюссель, где, согласно Дж. Вазари, был учеником и подмастерьем Рогира ван дер Вейдена. В 1465 поселился в Брюгге, ок.
1468–1486 занимал должность первого художника города. Имел обширную мастерскую и множество заказов от религ. братств, знатных горожан и богатых иностранцев (представителей банка Медичи в Брюгге, членов Ганзейского союза, также англ.
аристократов и др.).
В своих произведениях М. продолжил традиции нидерл. мастеров 1-й пол. – сер. 15 в. – Я. ван Эйка, Р. Кампена, Д. Баутса, Рогира ван дер Вейдена. От них он унаследовал секреты техники масляной живописи, приёмы построения пространства, композиции и формы. Алтарные образы М. торжественны и монументальны.
Наиболее значит. работы раннего периода – «Страшный суд» (1467–71, Поморский музей, Гданьск) и «Поклонение волхвов» (ок. 1470, Прадо, Мадрид). В них М. использует заимствованные у ван дер Вейдена композиц. схемы, вытянутые и заострённые типы лиц и фигур, однако его стиль является более утончённым и спокойным. Лирич.
дарованию М. больше соответствовала тема «Мадонна с Младенцем» – «Мистическое обручение св. Екатерины» (1479–1480, Метрополитен-музей, Нью-Йорк), «Алтарь святых Иоанна Крестителя и Иоанна Евангелиста» («Мистическое обручение св. Екатерины», 1474–79, Музей Х. Мемлинга, Брюгге), «Мадонна с Младенцем на троне» (ок.
1480, Гос. музеи, Берлин). Эти работы отличают строгая уравновешенность композиции, изящество и грациозность фигур, точность рисунка, определяющего формы и создающего затейливую игру складок одежд. Творч. манера М. почти не изменялась в течение его жизни; в поздних произведениях лишь появляются итал.
мотивы (путти, гирлянды и др.).
Выдающийся портретист своего времени, М. в ранних портретах традиционно изображал модель на нейтральном фоне в трёхчетвертном развороте со сложенными в молитвенном жесте руками.
Вслед за ван дер Вейденом создавал диптихи и триптихи, на одной из створок которых изображены сакральные персонажи (чаще всего «Мадонна с Младенцем»), на другой – донатор. Со временем М.
заменяет нейтральный фон интерьерным; он стал первым художником, широко использовавшим пейзаж в качестве портретного фона («Портрет молодой женщины», 1480, Музей Х. Мемлинга; «Портрет молодого человека на фоне пейзажа», ок.
1480, Галерея Академии, Венеция; «Портрет Мартина ван Ньювенхове», 1487, Музей Х. Мемлинга; «Портрет Томмазо Портинари и его супруги», ок. 1470, Метрополитен-музей).
Новаторским в творчестве М. стало использование «симультанных» композиций, в которых ряд эпизодов евангельской истории изображён в едином пространстве города, архитектурой напоминающего постройки 15 в.
(«Страсти Христовы», 1470–71, галерея Сабауда, Турин; «Семь радостей Марии», 1480, Старая пинакотека, Мюнхен). Действующие лица одеты в совр.
костюмы; обилие подробностей, особенности построения пространства и ювелирная тонкость исполнения сближают эти картины с миниатюрой. Из мастерской М. вышла также знаменитая «Рака св. Урсулы» (1489, Музей Х.
Мемлинга) – реликварий в готич. стиле, стенки и крышка которого украшены живописными сценами (напоминающими миниатюру) из жизни святой.
Дополнительная литература:
Bazin G. Memling. P., 1939;
McFarlane K. B. H. Memling. Oxf., 1971;
Jahn W. Der Maler H. Memling aus Seligenstadt: Burger zu Pruck in Flandern gewest. Michelstadt, 1980;
Герман М. Мемлинг. Л., 1983.
Автор статьи: Е. М. Елисеева.
Литература
- Zöller A. H. Memling. Seligenstadt, 1983
- Vos D.de. H. Memling: the complete works. L., 1994
- Никулин Н.Н. Золотой век нидерландской живописи. XV век. 2-е изд. М., 1999
Источник: https://w.histrf.ru/articles/article/show/miemling_khans
Ганс (Ханс) Мемлинг (Memling) (ок. 1440-1494), нидерландский живописец
Тонкий колорист, склонный к умиротворенной лирич. и бытовой трактовке религиозных сцен (триптих «Поклонение пастухов», 1479).
Биография
Мемлинг Ганс родился в Зелингенштадте близ Франкфурта-на-Майне около 1440. Учился, вероятно, сначала в Кёльне, а затем в Брюсселе у Рогира ван дер Вейдена.
В 1465 поселился в Брюгге, в 1467 вступил там в гильдию художников. Умер Мемлинг в Брюгге 11 августа 1494.
Покровители и заказчики Мемлинга жили по всей Европе, но его самые знаменитые произведения были сделаны для госпиталя св. Иоанна в Брюгге.
«Чэтсуортский триптих» (1468, Лондон, Национальная галерея) является примером ясного безмятежного стиля Мемлинга, который мало эволюционировал в течение четверти века. В центральной части триптиха изображена Мадонна, сидящая на троне в лоджии, вокруг нее — коленопреклоненные заказчики триптиха, ангелы и святые; боковые створки занимают одиночные фигуры святых.
Один из его ранних шедевров — триптих «Страшный суд» (1466—1473), выполненный для управляющего брюггским филиалом банка Медичи Якопо Тани. Характерные черты североевропейской живописи XV века проявились в этой монументальной композиции: внимание к деталям, световые эффекты, которые могли быть достигнуты только тончайшим письмом масляными красками, реализм.
Показывая низвержение грешников в Ад Мемлинг избегает грубого натурализма в изображении их мучений. Замечательный портретист, он сосредоточен на передаче чувства обречённости, ужаса, боли в чертах лиц персонажей. Вершины мастерства Мемлинг достигает в сцене введения в Рай.
Из всех художников, что обращались к теме Страшного суда, Мемлинг воплотил «прекраснейший из когда-либо созданных образов Рая»[4]. Исследователи творчества художника отмечают сходство алтаря с композициями на ту же тему ван дер Вейдена и Лохнера. Картина была отправлена во Флоренцию морем и на Балтике стала добычей пирата Пауля Бенеке.
«Страшный суд» попал в Гданьск и, несмотря на все хлопоты по возвращению картины, предпринятые Лоренцо Медичи, она так и осталась там (находится в Поморском музее).
Композиция «Страсти Христовы» (1470, Турин, галерея Сабауда) представляет собой детальное и тщательно разработанное художественное повествование. Все сцены развертываются в средневековом городе. Даже такой драматичный сюжет, как «Мученичество св. Себастьяна» (Брюссель, Королевский музей изящных искусств), мастер превращает в ясный и безмятежный образ.
Поздние алтари Мемлинга построены по образцу работ Рогира ван дер Вейдена и его собственных более ранних произведений. В «Поклонении волхвов» (ок. 1470, Мадрид, Прадо) использованы мотивы рогировского Алтаря Колумба, а Мистическое обручение св. Екатерины (1479), выполненное для госпиталя св.
Иоанна в Брюгге, представляет собой более утонченный вариант композиции раннего алтаря Мемлинга «Мадонна со святыми» (Лондон, Национальная галерея). Самым знаменитым созданием мастера является реликварий Рака св. Урсулы. Его украшают шесть композиций, которые рассказывают о паломничестве в Рим юной принцессы из Бретани и ее мученическом конце.
Это изящное и наивно-прямодушное повествование является квинтэссенцией искусства Мемлинга.
Мемлинг первым на севере Европы стал изображать портретируемых на фоне пейзажа[5].
Его кисти принадлежат известные изображения брюггских горожан, которые некогда являлись створкой диптиха, где донатор запечатлён в момент молитвенного обращения к мадонне.
Художник умел придать человеческим чертам мягкость и нежность, а тип композиции, где портретируемый помещался на фоне пейзажа погрудно в трёхчетвертном повороте, стал на долгое время образцом, которому следовали итальянские и нидерландские художники.
Оставаясь около тридцати лет верным раз и навсегда выбранному стилю, Мемлинг был продолжателем традиций таких мастеров Северного Возрождения, как Ян ван Эйк и Рогир ван дер Вейден.
Однако впоследствии его влияние продолжалось ограниченное время и только в пределах одной страны: по словам Фридлендера, «последующие поколения расценили его произведения как бледные и невыразительные».
Вновь открыл живопись Мемлинга Фридрих Шлегель[6], поставив его произведения в один ряд с выдающимися картинами немецкой школы.
***
Творчество неразрывно связано с городом Брюгге. Прославил себя лирическими образами мадонн. Завершает единую линию живописи 15в. Нидерландов. Родился в Германии. Для совершенствования художественной манеры переезжает в Нидерланды, где поступает в школу Рогира ван дер Вейдена. В его творчестве совершенно отсутствует жесткость письма учителя и беспощадность его характеристик.
Композиции Мемлинга ясны и размеренны, образы поэтичны и мягки. Возвышенное уживается с повседневным. Одна из наиболее характерных работ Мемлинга — ковчежец св. Урсулы, в живописных образах которого как раз и уживаются созерцательность ван-эйковского толка с интересом к жизненно-естественному, что свидетельствует об усилении бюргерских тенденций в нидерландском искусстве.
Сочетал в своем творчестве ренессансные и позднеготические черты. Писал религиозные сцены на фоне интерьеров и пейзажей, уделяя основное внимание изображениям первого плана (нередко полифигурным). В произведениях Мемлинга (триптих «Богоматерь со святыми»; роспись раки св.
Урсулы; алтарь «Страшный суд» в костеле девы Марии, Гданьск) бытовое, лирическое истолкование сюжетов, мягкая созерцательность, ясное гармоничное, а иногда и монументально-торжественное построение композиции, тщательность воссоздания облика персонажей (часто портретных) сочетаются с тяготением к идеализации образов, канонизации художественных приемов. Работы Мемлинга отличаются удлиненностью и грациозностью фигур, изяществом линейных ритмов, светской праздничностью колорита, основанного на мягких контрастах красных, синих, блекло-зеленых и коричневых тонов. Портреты Мемлинга выделяются точностью и строгостью воссоздания облика модели (мужской портрет).
Источник: https://vuzlit.ru/479484/gans_hans_memling_memling_1440_1494_niderlandskiy_zhivopisets