Мужской портрет, ханс мемлинг

Мемлинг Ханс (Memling Hans) (около 1440–1494), нидерландский живописец. Учился, возможно, у Рогира ван дер Вейдена; с 1465 года работал в Брюгге.

Мужской портрет, Ханс Мемлинг Виллем Морел и Барбара ван Вландерберг,

1482, Королевский музей, Брюссель

Мужской портрет, Ханс Мемлинг Сцены страстей Христовых, 1470,

Галерея Сабауда, Турин

В произведениях Мемлинга, сочетавшего в своем творчестве черты искусства поздней готики и Возрождения, бытовое, лирическое истолкование религиозных сюжетов, мягкая созерцательность, гармоничное построение композиции соединяется со стремлением к идеализации образов, канонизации приемов старонидерландской живописи (триптих “Богоматерь со святыми”, 1468, Национальная галерея, Лондон; роспись раки Святой Урсулы, 1489, Музей Ханса Мемлинга, Брюгге; алтарь со “Страшным Судом”, около 1473, костел Девы Марии, Гданьск; триптих мистического обручения святой Екатерины Александрийской, Музей Мемлинга, Брюгге).

Мужской портрет, Ханс Мемлинг

Работы Ханса Мемлинга, среди которых выделяются “Вирсавия”, редкое в искусстве Нидерландов изображение обнаженного женского тела в натуральную величину (1485, Музей земли Баден-Вюртемберг, Штутгарт), и точные по воссозданию облика модели портреты (мужской портрет, Маурицхёйс, Гаага; портреты Виллема Морела и Барбары ван Вландерберг, 1482, Королевский музей изящных искусств, Брюссель), отличаются удлиненностью пропорций, изяществом линейных ритмов, праздничностью колорита, основанного на мягких контрастах красных, синих, блекло-зеленых и коричневых тонов.

Мужской портрет, Ханс Мемлинг Суета земная, триптих, центральная панель,

1485, Музей изящных искусств, Страстбург

Мужской портрет, Ханс Мемлинг Ад, левая панель триптиха «Суета земная»,

1485, Музей изящных искусств, Страстбург

Мужской портрет, Ханс Мемлинг

Картина Ханса Мемлинга “Снятие с креста”. Гранадский диптих, левая створка. Волнующий момент христианской истории сведен к до боли простому изображению трех человек, поддерживающих тело Христа, и фрагмента лестницы, опирающейся на крест. Фигуры скручены в пространстве первого плана, тогда как пейзаж вдали представляет видимую, но объемно не воспринимаемую часть композиции.

Мужской портрет, Ханс Мемлинг Купание Вирсавии, 1485,

Государственная галерея, Штутгарт

Мужской портрет, Ханс Мемлинг Снятие с креста, 1475,

Королевская капелла, Гранада

Нидерландский живописец Мемлинг родился в Германии, но большую часть жизни провел в Брюгге, где стал ведущим художником своего времени. Ханс Мемлинг испытал сильное влияние Гуго ван дер Гуса и часто копировал произведения последнего.

Версии Мемлинга, однако, лишены драматической напряженности работ старшего мастера.Возможно, именно искренность и естественность сделали Мемлинга такой доступной и привлекательной фигурой в истории искусства.

Реализм его лиц, светоносные краски и простые, но уверенно построенные композиции представляют собой квинтэссенцию нидерландской живописи.

Источник: http://smallbay.ru/artholland/memling.html

Воображаемый музей. Ханс Мемлинг. Брюссель

Королевские Музеи изящных искусств в Брюсселе были учреждены по указу Наполеона Бонапарта в 1801 году во дворце бывшего правителя Австрийских Нидерландов. В настоящее время Музеи обладают всемирно известной коллекцией ранней нидерландской, фламандской и голландской живописи, а также превосходными произведениями мастеров других западноевропейских школ.

После оккупации французскими революционными войсками в 1794 году, в Брюсселе начала конфискация произведений искусства, которые раньше хранились во дворцах бежавшей аристократии и упраздненных монастырях.

Они составили основу первого в истории страны публичного музея. В последующие годы наиболее выдающиеся произведения из этой коллекции вывезли во Францию.

Правда, их все-таки вернули обратно, но уже после свержения Наполеона.

Мужской портрет, Ханс Мемлинг

Ханс Мемлинг. Мужской портрет

В 1811 году музей стал собственностью города Брюсселя. В 1887 году открылось новое здание музея, в котором разместилась коллекция произведений старых мастеров.

Собрание работ художников и скульпторов XIX века оставалось на прежнем месте, во дворце Габсбургов. В настоящее время для Музея пристроено здание для работ ХХ века.

В Музее старого искусства находится около 1200 произведений, охватывающих период с XIV по XVIII столетие.

Ханс Мемлинг впервые в России

Для «Воображаемого музея» из Брюсселя привезли в Москву полотно знаменитого нидерландского живописца Ханса Мемлинга «Мужской портрет». В музеях России никогда не было произведений этого художника. По этой причине весьма знаковым событием является предоставление на выставку в Государственный Музей изобразительных искусств «Мужского портрета» кисти этого мастера из Брюгге.

Согласно старой романтической легенде, в молодости Мемлинг вел разгульный образ жизни и за свои похождения был взят в солдаты. В 1477 году, после битвы при Нанси, в которой потерпел сокрушительное поражение последний бургундский герцог Карл Смелый, израненный Мемлинг оказался в Брюгге. Напрягая последние силы, он добрел до госпиталя Св.Иоанна, позвонил в колокольчик и потерял сознание.

Монахини-иоанниты подобрали и вылечили его. Выздоровлению Мемлинга якобы способствовал тайный роман с одной из монахинь, ухаживавшей за ним.  Поправившись, будущий художник зажил тихой затворнической жизнью и отблагодарил госпиталь Св.Иоанна целым рядом своих блистательных работ.

Однако, в действительности все обстояло гораздо прозаичнее. Согласно сохранившимся документам, уроженец Германии Ханс Мемлинг был зажиточным бюргером, жизнь которого протекала без особых приключений.

Он обладал значительным состоянием, владел несколькими домами в Брюгге,  был главой процветавшей художественной мастерской.

Профессиональное образование он получил, по всей видимости, в конце 1450-х годов под руководством Рогира ванн дер Вейдена в Брюсселе.

В 1467 году стал мастером гильдии Св.Луки в Брюгге. В 1468-1486 годах был главным городским художником, пользовался широкой известностью и получал многочисленные заказы как от земляков, так и от иностранцев.

Унаследовав от своих великих предшественников живой интерес к окружающему миру, применяя новые изобразительные приемы, Ханс Мемлинг стал знаковой творческой личностью.

Своей деятельностью он завершил «золотой век» нидерландской живописи.

Читайте также:  Подруги, густава климта, 1916-1917

Помимо больших и маленьких алтарей и картин на религиозные сюжеты, он писал немало портретов своих современников. К их числу принадлежит и «Мужской портрет», созданный около 1480 года, в зрелый период творчества Ханса Мемлинга.

 Талант художника проявился здесь в полной мере, показывая жизненную правду изображения. В области портретного жанра Ханс Мемлинг добился больших успехов.

Он первым в нидерландском искусстве широко использовал пейзаж в качестве фона и сделал его важным художественным средством, которое позволяет глубже постичь образ модели.

(Все картины кликабельны)

Источник: https://valentina-site.ru/zarubejnie-hudojniki/voobragaemi-muzey/voobrazhaemyiy-muzey-hans-memling-korolevskie-muzei-izyashhnyih-iskusstv-bryussel

Мемлинг, Ганс — это… Что такое Мемлинг, Ганс?

Ганс Мемлинг (нем. Hans Memling, нидерл. Jan van Mimmelynghe, лат. Johannes Memmelinc или Memlinc; 1433(1433)/1435, Зелигенштадт — 11 августа 1494, Брюгге) — крупнейший фламандский живописец второй половины XV века.

Продолжая позднеготическую живописную традицию, Мемлинг в религиозных картинах с тонко разработанными интерьерными и пейзажными фонами испытал влияние итальянской живописи Возрождения.

Уроженец Гессена, он работал главным образом в Брюгге, где имеется музей его имени.

Содержание

  • 1 Биография
  • 2 Творчество
  • 3 Литература
  • 4 Примечания
  • 5 Ссылки

Фамилия Мемлинг вероятно происходит от названия селения Мёмлинген близ Ашаффенбурга в Баварии.

Известно, что некий Ханс Мемлинген, возможно, отец художника, умер в 1451 году в Зелингенштадте. О молодых годах Мемлинга сведений немного. Предположительно началам ремесла он обучался в бенедиктинском аббатстве в Зелингенштадте.

Считается, что он сформировался как художник в Кёльне: в его творчестве прослеживается влияние утончённого Стефана Лохнера[1]. Около 1459—1460 он приехал в Нидерланды. Вероятно Мемлинг учился у Рогира ван дер Вейдена[2] в Брюсселе, однако документальных свидетельств об его ученичестве не сохранилось.

Но несомненно влияние ван дер Вейдена на художника: Мемлинг часто повторял в своих произведениях композиционные решения ван дер Вейдена.

Мемлинг переехал в Брюгге, где получил гражданство (30 января 1465 года) и стал членом гильдии Святого Луки. В реестре граждан Брюгге он значится как Jan van Mimmelinghe ghebooren Zaleghenstadt.

Сохранилась романтическая легенда о Мемлинге — солдате армии Карла Смелого, раненном в сражении при Нанси (1477). Он получил приют в госпитале Св. Иоанна в Брюгге и в благодарность написал для него несколько картин.

Действительности соответствует лишь то, что Мемлинг писал картины для госпиталя, а к военным действиям имел отношение только как богатый горожанин, ссудивший вместе с другими определённую сумму денег для борьбы с королём Франции Максимилиану I в 1480 году.

Жил на Синт-Йорисстрат в квартале живописцев. Был женат на Анне Фалькенаре (ум. 1487) и имел троих сыновей: Яна, Корнелиса, Николаса. Умер в 11 августа 1494 года[3], похоронен на кладбище церкви Св. Гислена.

Творчество

«Страсти Христовы» (1470). Галерея Сабауда, Турин

Художник пользовался европейской известностью. Заказчики Мемлинга жили в Англии, Франции, Италии. Постоянство стилистики его работ на протяжении длительного времени вместе с отсутствием документальных подтверждений создаёт определённые трудности в их хронологическом расположении.

Один из его ранних шедевров — триптих «Страшный суд» (1466—1473), выполненный для управляющего брюггским филиалом банка Медичи Якопо Тани. Характерные черты североевропейской живописи XV века проявились в этой монументальной композиции: внимание к деталям, световые эффекты, которые могли быть достигнуты только тончайшим письмом масляными красками, реализм.

Показывая низвержение грешников в Ад Мемлинг избегает грубого натурализма в изображении их мучений. Замечательный портретист, он сосредоточен на передаче чувства обречённости, ужаса, боли в чертах лиц персонажей. Вершины мастерства Мемлинг достигает в сцене введения в Рай.

Из всех художников, что обращались к теме Страшного суда, Мемлинг воплотил «прекраснейший из когда-либо созданных образов Рая»[4]. Исследователи творчества художника отмечают сходство алтаря с композициями на ту же тему ван дер Вейдена и Лохнера. Картина была отправлена во Флоренцию морем и на Балтике стала добычей пирата Пауля Бенеке.

«Страшный суд» попал в Гданьск и, несмотря на все хлопоты по возвращению картины, предпринятые Лоренцо Медичи, она так и осталась там (находится в Поморском музее).

«Страсти Господни» (1470—1471) — художник трактовал эпизоды Страстей довольно необычно. Он разместил евангельские сцены в городской среде, похожей на один из городов Нидерландов, сочетая мотивы мифологические и реалистические.

Один из первых натюрмортов в истории искусства (ок. 1485). Музей Тиссена.

«Вирсавия» (1485—1490) — редкое для того времени изображение обнажённой женщины. Мемлинг окружает библейскую героиню любовно выписанными предметами быта богатого бюргерского дома, создавая картину, полную интимного уюта.

Одно из известнейших поздних произведений Мемлинга — рака Святой Урсулы (1489). Реликварий резного дерева в виде капеллы в готическом стиле, украшенный сценами из жизни святой был заказан аббатиссой женского монастыря в Брюгге.

Композиции боковых стенок реликвария — шесть эпизодов печальной легенды об Урсуле, действие разворачивается на фоне пейзажа. Крышка раки украшена миниатюрами в форме тондо, такие вставки встречаются у мозельских реликвариев.

Мемлинг первым на севере Европы стал изображать портретируемых на фоне пейзажа[5].

Его кисти принадлежат известные изображения брюггских горожан, которые некогда являлись створкой диптиха, где донатор запечатлён в момент молитвенного обращения к мадонне.

Художник умел придать человеческим чертам мягкость и нежность, а тип композиции, где портретируемый помещался на фоне пейзажа погрудно в трёхчетвертном повороте, стал на долгое время образцом, которому следовали итальянские и нидерландские художники.

Оставаясь около тридцати лет верным раз и навсегда выбранному стилю, Мемлинг был продолжателем традиций таких мастеров Северного Возрождения, как Ян ван Эйк и Рогир ван дер Вейден.

Читайте также:  Мадонна с младенцем (мадонна бенуа), да винчи, 1478

Однако впоследствии его влияние продолжалось ограниченное время и только в пределах одной страны: по словам Фридлендера, «последующие поколения расценили его произведения как бледные и невыразительные».

Вновь открыл живопись Мемлинга Фридрих Шлегель[6], поставив его произведения в один ряд с выдающимися картинами немецкой школы.

Если романтики и викторианцы считали его мягкость высшим выражением средневекового искусства, то мы склонны сравнивать его с таким композитором, как Феликс Мендельсон. Иногда он очаровывает, но никогда не раздражает, никогда не шокирует и никогда не потрясает.

— Эрвин Панофский[7]

Рака Святой Урсулы (1479, музей Мемлинга в Брюгге) Портрет мужчины с римской монетой (до 1480, Антверпен) «Святой Себастьян» (1470-е, Брюссель).

Литература

  • М. Герман. Мемлинг. — Л., 1983.
  • Ф. Дзери Мемлинг. Страшный суд. — М.: Белый город. — 48 с. — (Сто великих картин). — 5 000) экз. — ISBN 5-7793-0346-0
  • С. Дзуффи. Возрождение. XV век. Кватроченто. — М.: Омега-пресс, 2008. — С. 41, 51, 108, 130, 318—320. — 384 с. — 3000 экз. — ISBN 978-5-465-01772-5

Примечания

  1. С. Дзуффи.

Источник: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/216574

Мемлинг ханс

Ни­дерландский жи­во­пи­сец.

По про­ис­хо­ж­де­нию не­мец. Пред­по­ло­жи­тель­но учил­ся в Кёль­не, за­тем пу­те­ше­ст­во­вал по Ев­ро­пе, в 1450-е гг. при­был в Брюс­сель, где, со­глас­но Дж. Ва­за­ри, был уче­ни­ком и под­мас­терь­ем Ро­ги­ра ван дер Вей­де­на. В 1465 по­се­лил­ся в Брюг­ге, ок.

1468–1486 за­ни­мал долж­ность пер­во­го ху­дож­ни­ка го­ро­да. Имел об­шир­ную мас­тер­скую и мно­же­ст­во за­ка­зов от ре­лиг. братств, знат­ных го­ро­жан и бо­га­тых ино­стран­цев (пред­ста­ви­те­лей бан­ка Ме­ди­чи в Брюг­ге, чле­нов Ган­зей­ско­го сою­за, так­же англ.

ари­сто­кра­тов и др.).

В сво­их про­из­ве­де­ни­ях М. про­дол­жил тра­ди­ции ни­дерл. мас­те­ров 1-й пол. – сер. 15 в. – Я. ван Эй­ка, Р. Кам­пе­на, Д. Ба­ут­са, Ро­ги­ра ван дер Вей­де­на. От них он унас­ле­до­вал сек­ре­ты тех­ни­ки мас­ля­ной жи­во­пи­си, приё­мы по­строе­ния про­стран­ст­ва, ком­по­зи­ции и фор­мы. Ал­тар­ные об­ра­зы М. тор­же­ст­вен­ны и мо­ну­мен­таль­ны.

Наи­бо­лее зна­чит. ра­бо­ты ран­не­го пе­рио­да – «Страш­ный суд» (1467–71, По­мор­ский му­зей, Гданьск) и «По­кло­не­ние вол­хвов» (ок. 1470, Пра­до, Мад­рид). В них М. ис­поль­зу­ет за­им­ст­во­ван­ные у ван дер Вей­де­на ком­по­зиц. схе­мы, вы­тя­ну­тые и за­ост­рён­ные ти­пы лиц и фи­гур, од­на­ко его стиль яв­ля­ет­ся бо­лее утон­чён­ным и спо­кой­ным. Ли­рич.

да­ро­ва­нию М. боль­ше со­от­вет­ст­во­ва­ла те­ма «Ма­дон­на с Мла­ден­цем» – «Мис­ти­че­ское об­ру­че­ние св. Ека­те­ри­ны» (1479–1480, Мет­ро­по­ли­тен-му­зей, Нью-Йорк), «Ал­тарь свя­тых Ио­ан­на Кре­сти­те­ля и Ио­ан­на Еван­ге­ли­ста» («Мис­ти­че­ское об­ру­че­ние св. Ека­те­ри­ны», 1474–79, Му­зей Х. Мем­лин­га, Брюг­ге), «Ма­дон­на с Мла­ден­цем на тро­не» (ок.

1480, Гос. му­зеи, Бер­лин). Эти ра­бо­ты от­ли­ча­ют стро­гая урав­но­ве­шен­ность ком­по­зи­ции, изя­ще­ст­во и гра­ци­оз­ность фи­гур, точ­ность ри­сун­ка, оп­ре­де­ляю­ще­го фор­мы и соз­даю­ще­го за­тей­ли­вую иг­ру скла­док одежд. Творч. ма­не­ра М. поч­ти не из­ме­ня­лась в те­че­ние его жиз­ни; в позд­них про­из­ве­де­ни­ях лишь по­яв­ля­ют­ся итал.

мо­ти­вы (пут­ти, гир­лян­ды и др.).

Вы­даю­щий­ся порт­ре­тист сво­его вре­ме­ни, М. в ран­них порт­ре­тах тра­ди­ци­он­но изо­бра­жал мо­дель на ней­траль­ном фо­не в трёх­чет­верт­ном раз­во­ро­те со сло­жен­ны­ми в мо­лит­вен­ном жес­те ру­ка­ми.

Вслед за ван дер Вей­де­ном соз­да­вал дип­ти­хи и трип­ти­хи, на од­ной из ство­рок ко­то­рых изо­бра­же­ны са­краль­ные пер­со­на­жи (ча­ще все­го «Ма­дон­на с Мла­ден­цем»), на дру­гой – до­на­тор. Со вре­ме­нем М.

за­ме­ня­ет ней­траль­ный фон ин­терь­ер­ным; он стал пер­вым ху­дож­ни­ком, ши­ро­ко ис­поль­зо­вав­шим пей­заж в ка­че­ст­ве порт­рет­но­го фо­на («Порт­рет мо­ло­дой жен­щи­ны», 1480, Му­зей Х. Мем­лин­га; «Порт­рет мо­ло­до­го че­ло­ве­ка на фо­не пей­за­жа», ок.

1480, Га­ле­рея Ака­де­мии, Ве­не­ция; «Порт­рет Мар­ти­на ван Нью­вен­хо­ве», 1487, Му­зей Х. Мем­лин­га; «Порт­рет Том­ма­зо Пор­ти­на­ри и его суп­ру­ги», ок. 1470, Мет­ро­по­ли­тен-му­зей).

Но­ва­тор­ским в твор­че­ст­ве М. ста­ло ис­поль­зо­ва­ние «си­муль­тан­ных» ком­по­зи­ций, в ко­то­рых ряд эпи­зо­дов еван­гель­ской ис­то­рии изо­бра­жён в еди­ном про­стран­ст­ве го­ро­да, ар­хи­тек­ту­рой на­по­ми­наю­ще­го по­строй­ки 15 в.

(«Стра­сти Хри­сто­вы», 1470–71, га­ле­рея Са­бау­да, Ту­рин; «Семь ра­до­стей Ма­рии», 1480, Ста­рая пи­на­ко­те­ка, Мюн­хен). Дей­ст­вую­щие ли­ца оде­ты в совр.

кос­тю­мы; оби­лие под­роб­но­стей, осо­бен­но­сти по­строе­ния про­стран­ст­ва и юве­лир­ная тон­кость ис­пол­не­ния сбли­жают эти кар­ти­ны с ми­ниа­тю­рой. Из мас­тер­ской М. вы­шла так­же зна­ме­ни­тая «Ра­ка св. Ур­су­лы» (1489, Му­зей Х.

 Мем­лин­га) – ре­ли­к­ва­рий в го­тич. сти­ле, стен­ки и крыш­ка ко­то­ро­го ук­ра­ше­ны жи­во­пис­ны­ми сце­на­ми (на­по­ми­наю­щи­ми ми­ниа­тю­ру) из жиз­ни свя­той.

Дополнительная литература: 

Bazin G. Memling. P., 1939; 

McFarlane K. B. H. Memling. Oxf., 1971; 

Jahn W. Der Maler H. Memling aus Seligenstadt: Burger zu Pruck in Flandern gewest. Michelstadt, 1980;

Гер­ман М. Мем­линг. Л., 1983.

Автор статьи: Е. М. Ели­сее­ва.

Литература

  • Zöller A. H. Mem­ling. Seligenstadt, 1983
  • Vos D.de. H. Memling: the complete works. L., 1994
  • Ни­ку­лин Н.Н. Зо­ло­той век ни­дер­ланд­ской жи­во­пи­си. XV век. 2-е изд. М., 1999

Источник: https://w.histrf.ru/articles/article/show/miemling_khans

Ганс (Ханс) Мемлинг (Memling) (ок. 1440-1494), нидерландский живописец

Тонкий колорист, склонный к умиротворенной лирич. и бытовой трактовке религиозных сцен (триптих «Поклонение пастухов», 1479).

Читайте также:  Музей замка буа-прео, франция

Биография

Мемлинг Ганс родился в Зелингенштадте близ Франкфурта-на-Майне около 1440. Учился, вероятно, сначала в Кёльне, а затем в Брюсселе у Рогира ван дер Вейдена.

В 1465 поселился в Брюгге, в 1467 вступил там в гильдию художников. Умер Мемлинг в Брюгге 11 августа 1494.

Покровители и заказчики Мемлинга жили по всей Европе, но его самые знаменитые произведения были сделаны для госпиталя св. Иоанна в Брюгге.

«Чэтсуортский триптих» (1468, Лондон, Национальная галерея) является примером ясного безмятежного стиля Мемлинга, который мало эволюционировал в течение четверти века. В центральной части триптиха изображена Мадонна, сидящая на троне в лоджии, вокруг нее — коленопреклоненные заказчики триптиха, ангелы и святые; боковые створки занимают одиночные фигуры святых.

Один из его ранних шедевров — триптих «Страшный суд» (1466—1473), выполненный для управляющего брюггским филиалом банка Медичи Якопо Тани. Характерные черты североевропейской живописи XV века проявились в этой монументальной композиции: внимание к деталям, световые эффекты, которые могли быть достигнуты только тончайшим письмом масляными красками, реализм.

Показывая низвержение грешников в Ад Мемлинг избегает грубого натурализма в изображении их мучений. Замечательный портретист, он сосредоточен на передаче чувства обречённости, ужаса, боли в чертах лиц персонажей. Вершины мастерства Мемлинг достигает в сцене введения в Рай.

Из всех художников, что обращались к теме Страшного суда, Мемлинг воплотил «прекраснейший из когда-либо созданных образов Рая»[4]. Исследователи творчества художника отмечают сходство алтаря с композициями на ту же тему ван дер Вейдена и Лохнера. Картина была отправлена во Флоренцию морем и на Балтике стала добычей пирата Пауля Бенеке.

«Страшный суд» попал в Гданьск и, несмотря на все хлопоты по возвращению картины, предпринятые Лоренцо Медичи, она так и осталась там (находится в Поморском музее).

Композиция «Страсти Христовы» (1470, Турин, галерея Сабауда) представляет собой детальное и тщательно разработанное художественное повествование. Все сцены развертываются в средневековом городе. Даже такой драматичный сюжет, как «Мученичество св. Себастьяна» (Брюссель, Королевский музей изящных искусств), мастер превращает в ясный и безмятежный образ.

Поздние алтари Мемлинга построены по образцу работ Рогира ван дер Вейдена и его собственных более ранних произведений. В «Поклонении волхвов» (ок. 1470, Мадрид, Прадо) использованы мотивы рогировского Алтаря Колумба, а Мистическое обручение св. Екатерины (1479), выполненное для госпиталя св.

Иоанна в Брюгге, представляет собой более утонченный вариант композиции раннего алтаря Мемлинга «Мадонна со святыми» (Лондон, Национальная галерея). Самым знаменитым созданием мастера является реликварий Рака св. Урсулы. Его украшают шесть композиций, которые рассказывают о паломничестве в Рим юной принцессы из Бретани и ее мученическом конце.

Это изящное и наивно-прямодушное повествование является квинтэссенцией искусства Мемлинга.

Мемлинг первым на севере Европы стал изображать портретируемых на фоне пейзажа[5].

Его кисти принадлежат известные изображения брюггских горожан, которые некогда являлись створкой диптиха, где донатор запечатлён в момент молитвенного обращения к мадонне.

Художник умел придать человеческим чертам мягкость и нежность, а тип композиции, где портретируемый помещался на фоне пейзажа погрудно в трёхчетвертном повороте, стал на долгое время образцом, которому следовали итальянские и нидерландские художники.

Оставаясь около тридцати лет верным раз и навсегда выбранному стилю, Мемлинг был продолжателем традиций таких мастеров Северного Возрождения, как Ян ван Эйк и Рогир ван дер Вейден.

Однако впоследствии его влияние продолжалось ограниченное время и только в пределах одной страны: по словам Фридлендера, «последующие поколения расценили его произведения как бледные и невыразительные».

Вновь открыл живопись Мемлинга Фридрих Шлегель[6], поставив его произведения в один ряд с выдающимися картинами немецкой школы.

***

Творчество неразрывно связано с городом Брюгге. Прославил себя лирическими образами мадонн. Завершает единую линию живописи 15в. Нидерландов. Родился в Германии. Для совершенствования художественной манеры переезжает в Нидерланды, где поступает в школу Рогира ван дер Вейдена. В его творчестве совершенно отсутствует жесткость письма учителя и беспощадность его характеристик.

Композиции Мемлинга ясны и размеренны, образы поэтичны и мягки. Возвышенное уживается с повседневным. Одна из наиболее характерных работ Мемлинга — ковчежец св. Урсулы, в живописных образах которого как раз и уживаются созерцательность ван-эйковского толка с интересом к жизненно-естественному, что свидетельствует об усилении бюргерских тенденций в нидерландском искусстве.

Сочетал в своем творчестве ренессансные и позднеготические черты. Писал религиозные сцены на фоне интерьеров и пейзажей, уделяя основное внимание изображениям первого плана (нередко полифигурным). В произведениях Мемлинга (триптих «Богоматерь со святыми»; роспись раки св.

Урсулы; алтарь «Страшный суд» в костеле девы Марии, Гданьск) бытовое, лирическое истолкование сюжетов, мягкая созерцательность, ясное гармоничное, а иногда и монументально-торжественное построение композиции, тщательность воссоздания облика персонажей (часто портретных) сочетаются с тяготением к идеализации образов, канонизации художественных приемов. Работы Мемлинга отличаются удлиненностью и грациозностью фигур, изяществом линейных ритмов, светской праздничностью колорита, основанного на мягких контрастах красных, синих, блекло-зеленых и коричневых тонов. Портреты Мемлинга выделяются точностью и строгостью воссоздания облика модели (мужской портрет).

Источник: https://vuzlit.ru/479484/gans_hans_memling_memling_1440_1494_niderlandskiy_zhivopisets

Ссылка на основную публикацию