Музей современного искусства, рим

Чтобы обойти все музеи Рима, не хватит, вероятно, нескольких лет. Главное, с чего-то начать.

После того, как будет охвачен стандартный туристический маршрут Колизей — Римский форум — Пантеон и сделано селфи на фоне фонтана Треви, можно пуститься на исследование сокровищ, скрытых за стенами величественных палаццо и, конечно, Ватикана.

Особенно приятно укрываться в уютных музейных залах от непогоды или, наоборот, жгучего итальянского солнца. ARTANDHOUSES составил свой путеводитель по самым знаменитым римским музеям, отметив те достопримечательности Вечного города, которые никак нельзя пропустить.

Музеи Ватикана / Musei Vaticani

www.museivaticani.va

По Ватиканским музеям можно написать отдельный путеводитель — всего их двадцать девять. На территории Ватикана искусство занимает целых семь километров, и чтобы их тщательно изучить, понадобится по крайней мере месяц.

Пять миллионов человек ежегодно штурмуют музеи и галереи папской резиденции, желая увидеть главные сокровища Ватикана — Сикстинскую капеллу и Станцы. Потолок Сикстинской капеллы расписал Микеланджело, а Станцы — четыре зала — были расписаны самим Рафаэлем и его учениками, главный шедевр здесь — «Афинская школа».

Обязательна к осмотру и Ватиканская пинакотека с картинами Джотто, Рафаэля, Караваджо, Фра Анджелико, Перуджино и других гениев Ренессанса.

Музей современного искусства, Рим Музей современного искусства, Рим Музей современного искусства, Рим

Капитолийские музеи / Musei Capitolini

www.museicapitolini.org

Капитолийский музей, который был открыт в 1471 году, — первый публичный музей в мире. Сегодня на Капитолийской площади, спроектированной Микеланджело, расположены три музейных здания — Сенаторский дворец, Палаццо консерваторов и Новый дворец.

В основе коллекции — собрание античной бронзы папы Сикста IV. С тех пор так и повелось — на Капитолий надо приходить, чтобы смотреть скульптуру. Самым известным экспонатом музея стали остатки гигантской скульптуры императора Константина — высота одной только головы составляет 2,5 метра.

Сохранились также ступни и кисти рук этого 12-метрового колосса, вместе они выглядят как сюрреалистическая инсталляция. Сами интерьеры дворцов — образец роскоши со стенными росписями, изображающими исторические события и мифологические сюжеты.

Одна из самых любимых публикой статуй — «Мальчик, вынимающий занозу» I века до н. э.

Музей современного искусства, Рим Музей современного искусства, Рим Музей современного искусства, Рим

Галерея Боргезе / Galleria Borghese

www.galleriaborghese.beniculturali.it

Галерею основал кардинал Сципион Боргезе, большой любитель и коллекционер искусства и к тому же сборщик налогов. Благодаря своей должности кардинал имел возможность конфисковывать и скупать за бесценок произведения искусства.

Боргезе был большим почитателем таланта Караваджо и Лоренцо Бернини, именно эти мастера в галерее представлены лучше других.

Здесь можно увидеть «Больного Вакха» и «Мальчика с корзиной фруктов» Караваджо, скульптуру «Аполлон и Дафна» Бернини, но, кроме того, и другие шедевры Возрождения — «Даму с единорогом» Рафаэля, «Венеру с Купидоном» Лукаса Кранаха Старшего, а также картины Рубенса, Джованни Беллини, Витторе Карпаччо и многих маньеристов.

Музей современного искусства, Рим Музей современного искусства, Рим Музей современного искусства, Рим

Вилла Фарнезина / Villa Farnesina

www.villafarnesina.it

Вилла Фарнезина — образец дворцовой роскоши с росписями Рафаэля. Изначально вилла принадлежала банкиру Агостино Киджи, который был кредитором двух пап. Рафаэль расписал стены нескольких помещений — это «Триумф Галатеи» в первом зале и фрески в лоджии Амура и Психеи.

Фрукты и цветы, написанные художником очень реалистично, казались продолжением сада, куда выходила лоджия. На одной из стен изображена голова юноши, по легенде нарисованная самим Микеланджело, который заходил к Рафаэлю в гости, но не застал его.

Самый примечательный арт-объект галереи — огромная золотая кровать с отделкой из драгоценных камней и слоновой кости, которая, как считалось, по стоимости превосходила всё палаццо.

Музей современного искусства, Рим

Галерея Дориа-Памфили / Galleria Doria-Pamphilj

www.doriapamphilj.it

В этой галерее, принадлежавшей аристократической семье, хранится итальянская живопись XVII века. Один из главных экспонатов галереи — портрет папы Иннокентия Х, выходца из клана Памфили, кисти Веласкеса.

Отдельного внимания заслуживает обстановка богатого дома — с канделябрами, зеркалами и позолотой повсюду. Еще здесь хранятся «Кающаяся Магдалина» и «Отдых на пути в Египет» Караваджо, четыре картины Тициана, «Двойной портрет» Рафаэля и множество пейзажей Клода Лоррена.

Здесь же можно увидеть бюст Олимпии Майдалькини-Памфили, которая, как говорят, правила вместо папы Иннокентия Х.

Электростанция Монтемартини / Centrale Montemartini

www.centralemontemartini.org/

В здании бывшей электростанции расположился Археологический музей. В Монтемартини интересно сочетание археологических экспонатов и промышленной архитектуры.

Идея устроить музей в построенной в 1912 году электростанции возникла, когда Капитолийские музеи находились на ремонте и часть коллекции временно перевезли сюда. Сочетание оказалось столь экстраординарным, что в 1997 году в Монтемартини открыли музей.

Среди заводских интерьеров со станками разместили скульптуры эпохи Римской Республики, археологические находки и мозаики из императорских садов.

Палаццо Альтемпс / Palazzo Altemps

www.museonazionaleromano.beniculturali.it/it/171/palazzo-altemps

В Палаццо Альтемпс хранится античная коллекция скульптуры Музея античного искусства Рима. В музее объединили три собрания — самого кардинала Альтемпса, страстного собирателя искусства, а также князей Маттеи и Людовизи.

Последние строили свой дворец на месте бывшей виллы Цезаря, а затем и Саллюстия, и стали обладателями ценнейшей коллекции античного искусства. Оттуда и главный шедевр — «Трон Людовизи», мраморный блок V века до н. э.

с рельефами, изображающими Афродиту, выходящую из пены морской.

Палаццо Барберини / Palazzo Barberini

www.barberinicorsini.org

В Палаццо Барберини располагается Национальная галерея старинного искусства. Здесь архитектура спорит по важности с живописью. Палаццо было построено для папы Урбана VIII, урожденного Барберини. Дворец строили три великих архитектора — Карло Мадерна, Франческо Борромини и Лоренцо Бернини.

Две лестницы демонстрируют талант двух соперников — лестница Борромини сворачивается спиральной улиткой, а лестница Бернини уходит в перспективу квадратами. Среди шедевров галереи — «Юдифь и Олоферн» Караваджо, «Поклонение пастухов» Эль Греко, «Форнарина» Рафаэля, «Венера и Адонис» Тициана.

Но и в целом уровень живописи здесь очень высокий.

Палаццо Массимо / Palazzo Massimo alle Termi

www.museonazionaleromano.beniculturali.it/it/170/palazzo-massimo

В Палаццо Массимо расположен Музей античного искусства. Самое интересное здесь — древнеримские мозаики с бегемотами, крокодилами и каракатицами, а также подлинные древнеримские фрески.

Основное пространство занимает коллекция скульптур, среди которых самая известная — «Кулачный боец», найденный во время раскопок Квиринала.

В подвале палаццо — подземная обеденная комната из дома Ливии, супруги императора Августа, стены которой расписаны в виде райского сада.

Галерея Спада / Galleria Spada

www.galleriaspada.beniculturali.it

Небольшая галерея расположена во дворце кардинала Спада. Здесь хранится симпатичная коллекция итальянской живописи, где встречается Тициан, Гвидо Рени и Гверчино. Но главная достопримечательность дворца — Перспективаная галерея, построенная архитектором Борромини.

Это уникальная архитектурная обманка, на которые был мастер гений барокко. Кажется, что вы видите длинную галерею, которая на самом деле длиной всего 8 метров. А всё потому, что пол чуть уходит вверх, а потолок вниз.

Заслуживает внимания и интерьер, включающий фрески, мебель и люстры из муранского стекла.

Галерея Корсини / Galleria Corsini

www.barberinicorsini.org/en

Галерея Корсини — еще одна галерея, принадлежавшая богатой римской фамилии. Парадная лестница, украшенная античными скульптурами, ведет в залы с антикварной мебелью и картинами. Палаццо построил кардинал Нери Косини, племянник папы Клемента XII, в XVIII веке.

Здесь хранится прекрасная коллекция итальянской живописи от Раннего Ренессанса до конца XVIII века. Главные хиты — «Страшный суд», «Вознесение» и «Пятидесятница» Фра Анджелико и «Иоанн Креститель в пустыне» Караваджо.

Кроме того, здесь можно увидеть сладкую сентиментальную живопись Гверчино и Гвидо Рени.

Вилла Джулия / Villa Giulia 

www.villagiulia.beniculturali.it

Вилла получила свое название по имени папы Юлия III и служила резиденцией для понтификов. В Национальном музее этрусков на Вилле Джулия хранится лучшая коллекция этрусского искусства в мире. Принадлежавший к одной из древнейших цивилизаций народ создал искусство, на котором, как на фундаменте, стоит искусство Рима.

Этаж музея занимают предметы из этрусских некрополей — саркофаги, статуэтки, урны. Есть даже реконструкции этрусских городов. Кроме того, на Вилле Джулия хранятся знаменитые этрусские терракотовые скульптуры, в том числе статуя Аполлона, а также терракотовый саркофаг супругов из некрополя Бандитачча VI века до н. э.

Читайте также:  Картина «царь иван васильевич грозный», васнецов — описание и видео

и, конечно же, вазы и украшения.

MAXXI / Museo Nazionali delle Arti del XXI Secolo

www.maxxi.art

Римский Музей современного искусства был построен Захой Хадид. Оправдывая свое максималистское название, музей занимает площадь 27 000 кв. м. Грандиозное здание, состоящее из двух — MAXXI Art и MAXXI Architecture, обошлось казне в €150 млн.

Музей — настоящее произведение современного искусства, который стоит посетить, уже только чтобы увидеть головокружительные архитектурные перспективы. Правда, сами римляне язвительно прозвали MAXXI «макарониной» за извилистость. В его постоянной коллекции современное итальянское искусство XX и XXI веков.

Кстати, экспозиция совсем недавно обновилась. Временные выставки также проходят.

Национальная галерея современного искусства / La Galleria Nazionale d’Arte Moderna

www.lagallerianazionale.com

В галерее хранится самое большое собрание искусства XIX–XX веков. В 55 залах можно увидеть более 1000 произведений. Значительную часть занимает итальянское искусство XIX века, давно вышедшее из моды, однако сегодня, возможно, стоит пересмотреть его достоинства.

Сильная сторона коллекции — итальянское искусство ХХ века, когда Италия внесла большой вклад в копилку мирового искусства. Здесь хранится собрание футуристов, прекрасная подборка работ Де Кирико, Амедео Модильяни, Джорджо Моранди, Ренато Гуттузо, Лучо Фонтаны, Альберто Бурри, Яниса Куннелиса.

Международный модернизм представлен работами Густава Климта, Огюста Родена, Марселя Дюшана, есть даже Кандинский.

MACRO / Museo d’Arte Contemporanea di Roma

www.museomacro.it

MACRO — еще один музей современного искусства, но не национальный, как MAXXI, а городской. Под музей приспособили здание бывшей пивоваренной фабрики Peroni, согласно с модной концепцией джентрификации.

Проект по перестройке поручили француженке Одиль Дек, которая создала драматичное современное пространство в красно-черной гамме и пристроила к основному зданию правое крыло. В постоянной экспозиции музея — итальянское современное искусство, начиная с 1960-х годов.

Во втором здании музея, MACRO Testaccio, перестроенном из бывшей скотобойни, проходят временные выставки.

Источник: http://art-and-houses.ru/2018/12/10/top-15-muzeev-i-art-tsentrov-rima/

Национальная галерея современного искусства в Риме

В конце 19-го века власти Рима пришли к выводу, что без музея современной культуры городу не обойтись.

Но ведь его куда-то нужно разместить! Первым домом коллекции стал специальной построенный Дворец выставок. Его проект представил архитектор Пио Пьянчетти в 1883 году.

Под крышей здания экспозиция выставлялась до начала 20-го века. Затем ей нашлось более подходящее место — на территории виллы Боргезе.

Музей современного искусства, Рим Дворец выставок в 1889-м году. В 1880-е он недолгое время выполнял функции галереи современной культуры Музей современного искусства, Рим Фото Виллы Боргезе в наши дни. Туда в начале 20-го века была перемещена галерея

В самой вилле на тот момент уже не первый век проживали лучшие произведения изобразительного искусства и скульптуры. Собирать масштабную коллекцию начал Сципион Боргезе, знаток живописи и племянник Папы Римского.

Для хранения своих сокровищ он построил целый особняк. Перед смертью Боргезе взял с наследников обещание стабильно пополнять коллекцию новыми экспонатами.

Однако с его кончиной процесс замедлился, и новых поступлений почти не было.

Музей современного искусства, Рим

Бюст Сципиона Боргезе — в 17-м веке он построил на территории своей виллы целый особняк (Галерея Боргезе) для хранения своей коллекции предметов искусства

В начале 20-го века вся вилла оказалась в руках властей Рима. Они решили, что на этой территории будет органично смотреться еще один дворец. Его открыли в 1908 году, аккурат к годовщине объединения Италии. В здании памятную дату и отметили, а через четыре года сюда переехала Национальная галерея современного искусства и располагается здесь по сей день.

Как добраться до Национальной галереи современного искусства

  • Музей располагается в пешей доступности от Галереи Боргезе, поэтому найти его самостоятельно очень просто.
  • Точный адрес:  Viale delle Belle Arti, 131, 00197, Roma, Italia.
  • Как добраться от ж/д вокзала Термини:
    1. Вариант 1
    2. Метро:от станции Termini до станции Flaminio (6 минут) по оранжевой ветке.
    3. Пешком:850 метров по улице Via di Villa Ruffo.
    • Вариант 2
    • Метро:от станции Termini до станции Barberini (2 минуты) по оранжевой ветке.
    • Автобус:от остановки Barberini (MA) на автобусе 160 до остановки Del Fiocco/Valle Giulia (7 минут).
    • Пешком:450 метров по улицам Viale Esculapio и Scaleo Bruno Zevi.
    1. Вариант 3
    2. Автобус:от остановки Termini (MA-MB-FS) на автобусе 223 до остановки Bertoloni (13 минут).
    3. Автобус:от остановки Rossini на 19 автобусе до остановки Galleria D’Arte Moderna.

Национальная галерея современного искусства на карте

Что посмотреть

Изначально в стенах музея выставлялись только работы романтиков, реалистов и модернистов. При этом подавляющее большинство выставленных картин принадлежали перу местных художников.

Музей современного искусства, Рим

Джованни Фатори «Портрет первой жены» (19-й век). Большая часть картин принадлежит перу местных художников

Особого внимания заслуживают картины местного футуриста Джино Северини. Его другие работы широко известны всему миру и выставляются в крупнейших музеях Франции, Великобритании, Венгрии, Голландии.

Музей современного искусства, Рим Одна из картин выдающегося местного футуриста Джино Северини в галерее «Динамизм светлых форм в пространстве» (1912-й год) Музей современного искусства, Рим Джино Северини «Голова» (1913-й год). Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина

В музее представлены лучшие работы итальянского реализма, в котором присутствуют и элементы символизма. Наиболее характерным представителем жанра является Ренато Гуттузо, а особенно его картина «Распятие», в которой библейский сюжет тесно переплетен с событиями, современными самому художнику.

Музей современного искусства, Рим

Шедевр Ренато Гуттузо «Распятие» (1941-й год) — одна из лучших работ итальянского реализма

Представлена здесь и скульптура, прекрасными образцами которой являются работы Хименеса, Эудженио Макканьяни, Умберто Боччони. Все вместе они наглядно доказывают, что этот жанр итальянского искусства не закончился на Бернини.

Музей современного искусства, Рим Этторе Хименес «Возрождение» (1895-й год) Музей современного искусства, Рим Умберто Боччони «Antigrazioso» (1913-й год) Музей современного искусства, Рим Эудженио Макканьяни «Similia Similibus» (1913-й год)

В середине 20-го века власти Рима решили, что музей необходимо расширять. Сделать это планировали за счет добавления в коллекцию произведений мировых гениев. Так в галерее появились шедевры рук Кандинского, Ван Гога, Моне, Сезанна, Матисса, Дега, Брака, Уорхола, Миро и многих других.

Винсент Ван Гог «Арлезианка» или «Портрет мадам Жину» (1889-й год). В середине 20-го века римские власти приняли решение расширять коллекцию галереи и начали пополнять её произведениями мировых гениев Одна из 250-ти картин цикла Клода Моне «Кувшинки»

Часы работы и стоимость билетов

Часы работы:

  • Вторник-воскресенье — 08:30-19:30;
  • Понедельник — выходной.

Cтоимость билетов:

  • 10 € (~709 руб.);
  • С Roma Pass вход бесплатный.

Roma Pass — туристическая карта, которая предоставляет посетителям Рима льготы на использование транспорта и визиты в некоторые достопримечательности

Узнать об актуальных выставках и событиях музея можно на официальном сайте.

Интересные факты

  • Основная часть экспозиции была куплена на Биеннале в Венеции и других крупных выставках. Остальные экспонаты передали в дар частные владельцы.
  • Одной из самых известных картин в музее является работа австрийца Густава Климта под названием «Три возраста женщины». В 2003 ее фрагмент украсил выпущенную в Италии памятную монету в 50 евро.

В галерее находится необычное произведение «Фонтан» авторства Марселя Дюшана. Все творчество следуя за дадаизмом, художник пытался уничтожать понятие эстетики. Одна из его известных фраз: «Я швырнул им в лицо полку с писсуаром, и теперь они восхищаются их эстетическим совершенством».

Этот экспонат считается одним из шедевров мировой культуры

Полезные советы

  • При музее работает ресторан с отапливаемой террасой, в котором можно перекусить после осмотра экспозиции.
  • В помещении можно фотографировать без использования вспышки.
  • Экспозиция расставлена в хронологическом порядке, поэтому имеет смысл осматривать все залы подряд.
  • Очередей на вход почти никогда не бывает.

Панорама Национальной галереи современного искусства снаружи

Хотя коллекция Национальной галереи современного искусства весьма обширна, это не тот музей, где можно провести весь день. На осмотр залов уходит в среднем полтора часа.

Поэтому будет логично объединить посещение экспозиции с чем-либо еще, например, с визитом в соседскую галерею Боргезе.

Читайте также:  Анализ и описание картины айвазовского «девятый вал»

Любителям актуального творчества будет интересно посетить и другие музей — Галерею современного искусства на улице Via Crispi, MACRO рядом с Porta Pia и MAXXI в Фламинио.

Источник: https://theplacement.ru/travel-directory/nacionalnaya-galereya-sovremennogo-iskusstva/

Современное искусство и архитектура в Риме |

На противоположном конце города, к югу от центра, любителям модерна и авангарда стоит побывать в квартале EUR. Далеко от центра расположен и район Тор-Тре-Тесте, но слепящая белизна «Церкви третьего тысячелетия» Дивес-Мизерикордия, построенной американцем Ричардом Мейером, производит потрясающее впечатление.

Музей современного искусства, Рим
«Церковь третьего тысячелетия» © Rick Ligthelm / Flickr.com

А ещё современный Рим — это атмосфера популярных у молодёжи кварталов Тестаччо, Остиенсе и Гарбателла, где знаменитые кинорежиссёры и дизайнеры стоят в очередь за самыми эксклюзивными лофтами, которые появляются в бывших здешних промышленных зданиях — например, рядом с газгольдером.

Современный Рим

Музей MAXXI

В квартале Фламинио, на территории казармы Монтелло, находится музей MAXXI, построенный по проекту англо-иракского архитектора Захи Хадид, выбранной из 273 кандидатов со всего мира.

Это комплекс с горизонтальным развитием, задуманный как «дельта с несколькими реками»: здесь восемь продольных корпусов, пересекающихся и огибающих друг друга, которые распределены по участку в 30 тысяч квадратных метров.

Музей современного искусства, Рим
Заха Хадад, музей MAXXI © Kotsovolos Panagiotis / Shutterstock.com

Экспозиция музея посвящена различным проявлениям современного художественного творчества, экспериментам, исследованиям в области культуры нашего времени.

Музей современного искусства MACRO

Цель этого музея — перекинуть культурный мост между центром и периферией с помощью современного искусства и тех явлений культуры, которые уже существуют на территории Рима — ассоциаций, фондов, спонтанно возникающих даже в глухих окраинах музеев.

Музей современного искусства, Рим
Новое здание музея MACRO © odiledecq.com

MACRO — это не только Рим, амбиции его создателей простираются на международную арену.

В залах музея на улице виа-Ницца и в квартале Тестаччо проходят выставки зарубежных художников, которых соединяет с Римом некая особая связь. Постоянно проводятся выставки в сотрудничестве с посольствами и институтами культуры других стран, ведётся совместная работа с крупнейшими центрами современного искусства Европы и всего мира с целью проведения общих выставок и обмена мероприятиями.

Музей современного искусства, Рим
Залы MACRO © archdaily.com

Регулярно проходят ретроспективы и персональные выставки главных действующих лиц итальянского искусства и культуры.

MACRO — это ещё и музей нашего времени, и он с возрастающим вниманием смотрит на появление и рост популярности новых художников, а также на события и новые тренды современной арт-сферы, стремясь приблизить к музею и миру искусства самых юных посетителей.

Музей современного искусства, Рим
Залы MACRO © archdaily.com

Здание, построенное по проекту Одиль Декк, располагает выставочными площадями почти на 4 350 квадратных метров, а также пространствами, предназначенными для услуг посетителям: здесь есть большая терраса, конференц-зал, книжный магазин, ресторан, бар, парковка и учебная зона. Динамичные и формы и изгибы нового здания, прекрасно интегрированные в контекст, создают чувственный и полный света пейзаж, где различные языки современного искусства существуют в естественной для себя среде.

«Церковь третьего тысячелетия»

Корабль с поднятыми парусами — вот с чем сравнивают церковь Дивес-ин-Мизерикордия, построенную по проекту американского архитектора Ричарда Майера.

Три великолепных паруса из белого бетона высотой 26 метров — мощный символ, который отсылает и к раннехристианскому образу души, которая, словно корабль, стремится к маяку Христа, и к историческому значению понтификата Иоанна-Павла II: церковь уподобляется парому, на котором верующие переправляются в третье тысячелетие.

Музей современного искусства, Рим
Интерьер церкви © pucciarellic / Flickr.com

Это произведение современной архитектуры появилось в квартале Тор-Тре-Тесте на окраине Рима в 2003 г. Благодаря инновационному материалу, использованному при строительстве, она будет сохранять свой цвет в неизменном виде многие годы.

Концертный комплекс «Музыкальный парк Auditorium»

Этот комплекс, разместившийся в низине между холмами Париоли с востока и возвышенностью, на которой построена Олимпийская деревня, появился в 2002 г.

Музей современного искусства, Рим
Вид на комплекс из амфитеатра © michelangeloop / Shutterstock.com

Органичные объёмы трёх концертных залов расположились, словно волшебные жуки, прибывшие с далёких планет, вокруг амфитеатра под открытым небом — площади «Города музыки».

Музей современного искусства, Рим
Концерт в «Музыкальном парке» © ginomagazine.it

Всё это построено из традиционных римских материалов: трибуны из травертина и основание из римского кирпича.

Залы различной вместимости (самый большой назван в честь святой Цецилии) спроектированы таким образом, чтобы удовлетворить нужды любых музыкантов; объединяет их и великолепная акустика.

В тёплое время годы многие концерты проходят в летнем амфитеатре — сердце комплекса; его вместимость достигает 3 000 зрителей.

Источник: https://latuaitalia.ru/art/sovremennoe-iskusstvo-i-arhitektura-v-rime/

Национальная галерея современного искусства в Риме: билеты, время работы

Национальная галерея современного искусства (на родном языке “Galleria Nazionale d’Arte Moderno», она же GNAM), расположена на территории живописного римского парка Вилла Боргезе. Более семи десятков выставочных залов заполнены пятью тысячами экспонатов.

Национальная галерея современного искусства является логичным дополнением Галереи Боргезе, расположенной в этом же поместье. Если в Галерее Боргезе выставлено творчество мастеров 15-18 веков, то большую экспозиции GNAM составляет живопись и скульптура 19-20 столетий.

История создания

Свою деятельность Национальная галерея современного искусства начала на закате 19 века. Идея организовать музей, в котором демонстрировались бы образцы современного итальянского искусства, давно витала в воздухе.

И вот, в 1883 году был построен Дворец выставок по проекту архитектора Пио Пьянчетти.

Вплоть до начала 20 века живописцы новой объединенной Италии выставлялись в здании Plazo delle Esposizioni, а затем вся экспозиция переместилась в более живописное место, на Виллу Боргезе.

Музей современного искусства, Рим

История Виллы Боргезе (Villa Borghese) уникальна сама по себе и заслуживает отдельного упоминания. Итальянский кардинал Сципион Боргезе, большой поклонник искусства и потомственный князь, в начале 17 века разбил на 80 гектарах столичной земли обширный парк.

На территории виллы был выстроен особняк, превращенный кардиналом в галерею живописи и скульптуры.

Потомки Сципиона Боргезе, следуя его заветам, работали над расширением коллекции предметов искусства. В 1903 году знаменитая вилла сменила своего владельца. Прекрасный парк вместе со всеми постройками перешел во владение города.

В 1908 году римские власти инициировали строительство дворца, в котором должно было произойти торжество, посвященное 50-летию объединения Италии.

К 1911 году все работы были закончены под чутким руководством архитектора Чезаре Баццани. Таким образом, на просторах Виллы Боргезе появилось еще одно величественное здание. Спустя 4 года выставочный зал стал новым домом для Национальной галереи современного искусства.

Экспозиции и выставки

Само название выставочного зала говорит о том, что он ориентирован на творчество итальянских мастеров-современников. Поначалу стены GNAM украшали работы художников, представляющих романтизм, реализм и модернизм. Портреты, пейзажи Болдини, Палацци, Винченцо Каприле, Челинтано, Витторио Коркоса.Музей современного искусства, Рим Особенно сочно выглядит южное побережье Италии, выполненное последователями Соррентийской художественной школы. Также стоит обратить внимание на уникальное направление в итальянской живописи – маккьяйоли (от слова macchia – «пятно»).

Почетное место занимают работы итальянской школы импрессионизма – полотна Джованни Сегантини и Превиати.

Поклонникам абстрактного искусства и неожиданных цветоформ рекомендуем уделить внимание творчеству художника-космополита Джино Северини.

Футуристические полотна этого мастера разлетелись по музеям всего мира: Франция, Британия, Голландия, Венгрия.

Конечно же родная Италия не осталась обделенной, подборка полотен Северени побуждает посетителей галереи к жарким дебатам. Дополняют экспозицию футуризма картины Джакомо Балла.

Музей современного искусства, Рим

На смену футуризму пришли идеи реализма, что в сочетании с яркими политическими взглядами людей искусства привело к образованию нового жанра – реализм с большой примесью символизма.

Один из самых знаменитых представителей итальянского реализма — художник и график Ренато Гуттузо. В Национальной галерее современного искусства выставлена одна из сильнейших его работ – «Распятие» (1941 г.).

Переложив библейский сюжет на события, происходящие в Италии и Европе, мастер предлагает свое видение угнетенного класса и хозяев жизни.

Итальянская скульптура

Среди пяти тысяч экспонатов немалое место занимает итальянская скульптура. Еще в 19 веке искусствоведы утверждали, что последним гением данного жанра был маэстро Джованни Лоренцо Бернини.

Читайте также:  Микеланджело буонарроти - краткая биография и картины

Однако богатая коллекция современных работ опровергает эту точку зрения. Скульптор Антонио Бальцико, творивший на протяжении 19 века, оставил после себя ряд великолепных скульптур. «Клеопатра», полулежащая на каменном ложе поражает своей мерцающей грацией. Мастер продолжает воспевать красоту женского тела работой «Полигимния».

Музей современного искусства, Рим

Противопоставление мощи и коварства животрепещуще изображено в скульптурной группе «Геракл и Лик» Антонио Кановы. Элегантность и непорочность сквозят в работах Хименеса.

А маэстро Эудженио Макканьяни воплощает в мраморе женские образы, пышущие жизнью и соблазном («Подобное подобным»).

Скульптур Поль-Альберт Бартоломе дает жизнь хрупким и ранимым образам («Воссоединение»).

Музей современного искусства, Рим

Двадцатый век привнес в скульптуру идеи, значительно изменившие облик работ. На смену реалистичности и красоте пришли гипертрофированные, подчас, гротескные образы.

Музей современного искусства, Рим

Среди современников обращают на себя внимание работы футуристического художника и скульптора Умберто Боччони. Наиболее знамениты следующие его работы: пышущее апокалипсисом полотно «Город восстает», ультрареалистическая скульптура «Antigrazioso».

Расширение экспозиции

Музей современного искусства, Рим

К середине 20 века стало очевидным, что в галерее пользуются популярностью работы не только уроженцев Италии, но и зарубежных мастеров.

Экспозиция музея значительно расширилась за счет вливания произведений европейских и даже штатовских творцов.

Живопись: Моне, Ван Гога, Пикассо, Климта, Матисса, Сезанн, Дега, Жоржа Брака, Джексона Поллока, Василия Кандинского, Хоана Миро. Зарубежная скульптора: Генри Мур, Иван Местрович, Марини, Манцу, Хесус Рафаэль Сото.

Как добраться

  • Национальная галерея современного искусства находится в Риме по адресу: Galleria Comunale d’Arte Moderna, Via Francesco Crispi 24 — 00187 Roma

Просмотреть Национальная галерея на карте большего размера

  • Официальный сайт галереи: www.galleriaartemodernaroma.it;
  • Часы работы: Галерея открыта для посещений с вторника по воскресенье с 10:00 до 18:00. Последний посетитель запускается за 30 минут до закрытия;
  • Выходные: понедельник, 1 января, 1 мая, 25 декабря;
  • Полная стоимость билета для взрослого посетителя – 7,5 евро, детский – 6,5 евро;

Добраться до Национальной галереи современного искусства можно на такси, либо:

  • метро – линия А, станция Flaminio рядом с Пьяцца дель Попполо. А далее, подняться на холм Пинчо пешком 900 метров;
  • городским автобусом №№ 88, 95, 490, 495.
  • трамваями 2,3,19 до остановки  Galleria Arte Moderna

↘️???????? ПОЛЕЗНЫЕ СТАТЬИ И САЙТЫ ????????↙️ ПОДЕЛИСЬ С ДРУЗЬЯМИ

Источник: https://Italy4.me/lazio/roma/nacionalnaya-galereya-sovremennogo-iskusstva-v-rime.html

Музей MAXXI в Риме Захи Хадид

К концу XX столетия итальянцы, которые всегда гордились своей культурой, поняв, что их столица — единственная в Европе, не обладающая музеем современного искусства, решительно приступили к исправлению этого упущения. В 1998 году были подведены итоги двухэтапного международного конкурса на проект, а в мае 2010 года, после 11 лет строительства, республиканский музей был открыт.

Здание Национального музея современного искусства XXI века (MAXXI — Museo nazionale delle arti del XXI secolo), возведенное по заказу Министерства культуры Италии за 150 миллионов евро, стало самым крупным на тот момент сооружением из построек по проектам Хадид (соавтор — Патрик Шумахер). Общая площадь его, включая экспозиционные залы, конференц-зал и другие пространства для различных мероприятий и мастерские, занимает 27 000 квадратных метров.

Музей современного искусства, Рим

Римский район Фламинио был известен до того, как здесь появился музей, и выделялся двухэтажным комплексом центральной казармы Монтелло, архитектура которой, как и рядом расположенных скромных малоэтажных домов, резко контрастировала с окружающими высотками.

Музей современного искусства, Рим

Вход в музей на сохраненном фасаде казармы Монтелло

Хадид учла привычные парадоксы районной застройки, проектируя музей: ему была отведена территория на месте казармы, и архитектор использовала ее протяженную форму. При этом, как дань прошлому, со стороны улицы Гвидо Рени она сохраниля старый, очень скромный фасад казармы, устроив именно здесь парадный вход. Весьма длинные корпуса за ним змеятся некрутым изгибом к параллельной улице Мазаччо.

Бетонная галерея, а вернее, «галереи», стыкуются друг с другом и расходятся, как река в дельте как наплывы лавы, заставляя вспомнить однокоренное слово «лавировать» — именно лавирующим может ощущать себя посетитель внутри их длящихся пространств.

(Впрочем, после открытия музей получил прозвище «макаронина».) В одном из интервью Заха Хадид рассказывала об особенностях работы над проектом: «В моих рисунках было много штриховых линий.

Они превратились в макеты с прожилками, затем оказались частью диаграмм для музея МАХХI».

Традиционным (с оглядкой на знаменитую Венецианскую биеннале) является и основное подразделение помещений: предназначенные для визуальных искусств в «МАХХI Art» и для показа и фиксации новых тенденций в зодчестве в «МАХХI Architecture» (музей располагает фондом современного искусства и фондом современной архитектуры). Естественно, здесь есть сервисный ареал разного толка: для работы и отдыха (библиотека и медиатека, комнаты для просмотра видеоматериалов и занятий с детьми, кафе, мастерские, книжный магазин и т. д.). Помещения для временных выставок окружают залы основной экспозиции.

Выкрашенные в белый наливные бетонные корпуса MAXXI, пронизанные на выступающих объемах ленточными окнами, Хадид устанавливает на тонкие алюминиевые стойки, позволяя вспомнить ее первую постройку (пожарная часть компании «Витра» в немецком Вайле-на-Рейне), прочувствовать ее желание следовать архитектурным правилам Ле Корбюзье (пешеходные асфальтовые тротуары проходят между стойками под объемами верхних ярусов) и, одновременно, — восточному зодчеству и нимейеровской пластичности. Однако сложность переплетений архитектурных абрисов и маршрутов, неожиданность визуальных перспектив по мере им следования — «визитная карточка» самой Хадид. Как и понимание символики архитектуры. Над старой стеной вентрального входа нависает цементный корпус, словно отсылая знатоков к Риму как к палимпсесту культур.

Музей современного искусства, Рим

Крыша музея. Фрагмент

Хадид утверждает: «В Риме фантастический свет. Главная идея проекта — заполнить помещение естественным светом, а также предоставить кураторам как можно больше свободы для формирования экспозиций». Стекло, из которого сделаны в основном стены первого этажа и крыша, стало инструментом для воплощения этого замысла.

Двухъярусный атриум формирует главное ядро музея, вокруг него группируются выставочные залы и другие служебные пространства. В интерьере главным выразительным элементом являются изгибы сплошных черных ограждений лестничных маршей, текучие ленты которых создают яркий контраст с белизной стен. Экспозиционные помещения оформлены тактично нейтрально.

Музей современного искусства, Рим

Из-за сложных переплетений внутренних галерей и переходов для строительства использовался самоуплотняющийся бетон. Хадид хорошо понимает специфику музейного дела и музейного пространства сегодня: это уже не отвратительный набор комнат, соединенных общим проходом.

Галерея искусств теперь место, где вы можете экспериментировать со светом и движением, изучать поведение людей, помогать возникновению диалога.

Новый музей должен стать форумом для обмена информацией и постоянно меняющегося искусства, дающего силы городу… Для музея MAXXI в Риме разработали ступенчатую систему стен, которая развертывается из существующей городской ткани и сливает ее с новым зданием…

Знаете, что больше всего вдохновляет в проекте MAXXI? Это местное сообщество, для которого пространство музея стало новой римской пьяццей. Это место для всех, как ярмарочная площадь, и днем, и вечером.

Это уже не просто музей, но часть общей городской системы Рима. Традиционно основным местом действия здесь оставался исторический центр.

Но с открытием в 2010 году MAXXI в городе появилось со-общество современных художников, которые ведут невероятно интересную работу».

  • В год открытия римский музей современного искусства MAXXI был удостоен премии Джемса Стирлинга — главной награды Великобритании от Королевского института британских архитекторов (RIBA).
  • Архитектурные особенности музея MAXXI:
  • • Постройка трехуровневая;
    • Пересекающиеся галереи. По словам Хадид, MAXXI не должен восприниматься как одно здание — только как несколько;
    • Модернистские стойки должны ассоциироваться с колоннадой главной площади Рима перед собором Святого Петра и создавать ощущение пьяццы;
    • Здание занимает 27 000 м2;
    • Крутые изгибы современной архитектуры вторят линиям древних сводов;
    • Кажущаяся массивность внешнего облика в интерьере трансформируется в легкие динамичные пространства;
  • • MAXXI расположен в районе Фламинио.

Источник: https://delovoy-kvartal.ru/muzey-maxxi-v-rime-zahi-hadid/

Ссылка на основную публикацию