Музей кон-тики: история великого путешественника

Кон-Тики – это плот, на котором ученый Тур Хейердал с командой из 5 человек проплыл из Перу в Полинезию. 101-дневное путешествие состоялось в далеком 1947 году. Но до сих пор экспедиция считается необыкновенной и обрастает легендами.

Как возникла идея экспедиции?

Целью путешествия на «Кон-Тики» было доказать, что индейцы Южной Америки могли пересечь Тихий океан и заселить полинезийские острова. Тур Хейердал считал, что инки совершали длительные заплывы на плотах из дерева. По примерному «маршруту миграции» индейцев и поплыл «Кон-Тики».

Музей Кон-Тики: история великого путешественника

Однако сама теория зародилась гораздо раньше. Тур Хейердал –норвежский археолог и этнограф, проводивший массу исследований по всему миру. Так, за 10 лет до экспедиции ученый вместе с женой оказался на Маркизском архипелаге.

Один из старцев поведал семье о Кон-Тики – боге местных племен. В истории говорилось, что божество помогло предкам полинезийцев покинуть большую страну, преодолеть океан и заселить здешние острова.

Музей Кон-Тики: история великого путешественника

Легенда поразила Тура Хейердала. Ученый продолжил исследование и нашел подтверждение мифа. В джунглях Полинезии этнограф обнаружил гигантские статуи Кон-Тики. Изваяния были идентичны памятникам инков в Южной Америке.

Идея путешествия по стопам бога Кон-Тики зародилась в 1946, за год до отплытия. Хейердал начал изучать старинные манускрипты, рисунки и архивы. Работа увенчалась успехом: исследователь обнаружил подробное изображение плотов южноамериканских индейцев.

Поиск единомышленников

Тур Хейердал беседовал с сотней ученых, путешественников и моряков. Однако большинство из них считало идею о заплыве на плоту сумасшедшей. Исследователь не терял надежды, и вскоре у него появились единомышленники. Новые знакомые начали активно искать спонсоров проекта. В итоге о норвежском ученом и его плане написали газеты.

Тур Хейердал проводил одни переговоры за другими. В число спонсоров проекта вошло и военное министерство США. Чиновники обеспечили экспедицию сухими пайками и необходимым снаряжением: спальными мешками, спецобувью и др. Позже Тур Хейердал встретился с президентом Перу и получил разрешение на строительство в местном порту.

Строительство и конструкция плота

Власти Перу выделили Хейердалу и его команде портовый док и несколько рабочих. При строительстве плота были использованы задокументированные технологии инков:

Музей Кон-Тики: история великого путешественника

  1. «Кон-Тики» строили из бальсы, очищенной от коры. Бальзовое дерево считается самым легким и прочным в мире. Подходящие экземпляры доставили в порт из Эквадора.
  2. Материал использовался сырым. Влага внутри дерева выступала в качестве пропитки и не позволяла морской воде впитываться глубже. В результате плот долго продержался на плаву.
  3. «Кон-Тики» соорудили без использования гвоздей. Основу плота составили 9 бальсовых бревен длиной 10–14 метров. Сверху на них уложили деревья меньшего диаметра, образовав палубу. Бальзовые бревна и другие составные части перевязали канатами, уложенными в прорезанные пазы. Это препятствовало перетиранию веревок бревнами.
  4. Над основанием установили мачту и рулевое весло с широкой лопастью. Оба элемента были изготовлены из мангрового дерева, которое не тонет.
  5. «Кон-Тики» имел острый нос, благодаря использованию бревен различной длины. Такой подход позволил увеличить скорость движения.
  6. Судно было оснащено парусом площадью 27 м2 и 2 рядами досок, торчащих из дна плота и выполнявших роль выдвижных килей. Механизм препятствовал боковому сносу «Кон-Тики» и облегчал управление им.
  7. Для удобства палубу устлали циновками из молодого бамбука. А посередине разместили небольшую бамбуковую хижину с крышей из банановых листьев.

Музей Кон-Тики: история великого путешественника

Завершив строительство, команда увидела точную копию древних южноамериканских плотов. Судну решили дать имя бога полинезийцев и инков, вдохновившего Тура Хейердала на плавание. В связи с этим на парус нанесли изображение бога Кон-Тики.

Оценка плота критиками

Посмотреть на готовый плот прибывала делегация за делегацией. Критики в один голос заявляли, что «Кон-Тики» не достигнет цели и развалится от первой же крупной волны. Зеваки даже заключали пари, как скоро плот пойдет ко дну. Экспедицию называли «авантюрой» и «массовым самоубийством». Но Тур Хейердал не отменил плавание.

Экипаж «Кон-Тики»

Руководителем экспедиции стал сам Тур Хейердал. В его команду вошло еще 5 человек:

Музей Кон-Тики: история великого путешественника

  1. Эрик Хессельберг – штурман и художник, совершивший несколько кругосветных плаваний;
  2. Кнут Хаугланд – радист, участник Второй мировой войны;
  3. Турстейн Робю – второй радист, совершивший военный подвиг: несколько месяцев он передавал в Англию доносы с немецкого линкора «Тирпиц»;
  4. Герман Ватцингер – инженер и техник, знавший основы метеорологии и гидрологии;
  5. Бенгт Даниэльссон – кок и единственный из членов команды, говоривший по-испански.

Тур Хейердал сознательно не брал в команду профессиональных моряков. Ученый не хотел, чтобы успех экспедиции объяснили опытностью экипажа. Это дало бы повод усомниться в способности перуанских индейцев повторить подобное плавание.

Седьмым неофициальным членом команды и одновременно ее талисманом стал южноафриканский зеленый попугай Лолита. Пернатый товарищ не переставая болтал по-испански. К несчастью, на пол пути птицу смыло за борт во время шторма.

Как проходила экспедиция?

«Кон-Тики» отплыл 28 апреля 1947 года из порта Кальяо в Перу. Катер «Гуардиан Рио» отбуксировал плот на 50 миль, прямо до течения Гумбольдта. Далее команда взяла управление в свои руки. Каждый день «Кон-Тики» преодолевал путь в 80 км. В один из погожих дней плот прошел рекордное расстояние в 130 км.

Музей Кон-Тики: история великого путешественника

Для экспедиции было выбрано наиболее благоприятное время года с Южным экваториальным течением и пассатами. Поэтому за время путешествия «Кон-Тики» пережил лишь 2 шторма, один из которых длился 5 дней. В итоге на полпути разошлись бревна, потерялось кормовое весло, а парус и палуба получили сильные повреждения. Когда буря закончилась, экипаж сумел устранить поломки.

31 июля, на 93-й день путешествия, команда заметила остров Пука-Пука. Однако пристать к нему не удалось, поскольку плот моментально унесло течением. На 97-й день плавания «Кон-Тики» подошел к острову Ангатау.

Весь день экипаж искал проход в опасных рифах. К вечеру с другой стороны острова показалась деревня. Однако даже с помощью местных островитян команда не смогла направить «Кон-Тики» против ветра в безопасный проход.

На 100-й день плавания плот подошел к атоллу Рароиа в Полинезии. Однако территория также была полностью окружена рифами. Экипаж решил пробиться на сушу во время прилива. Несколько часов плот било мощнейшими волнами. После этого наступил прилив: «Кон-Тики» смог попасть на берег и команда высадилась.

7 августа 1947 года, на 101-й день плавания, экспедиция на «Кон-Тики» была завершена. Экипаж перетащил все необходимые вещи на остров и провел там неделю, пока к ним не приплыли местные островитяне. А еще некоторое время спустя команду забрал норвежский корабль, отправленный властями для спасения экспедиции.

Встречи с акулами

Единственная сложность во время заплыва состояла в регулярной проверке узлов. Для этого членам экипажа приходилось спускаться под воду, где проплывали стаи акул. Хищники окружали «Кон-Тики» из-за запаха крови от пойманной для пропитания рыбы.

Музей Кон-Тики: история великого путешественника

Чтобы спуск под воду был менее опасным, команда соорудила специальную корзину. Заметив акулу, проверяющий прятался в конструкцию и подавал знак, чтобы его вытащили на поверхность.

Однажды плот начала преследовать гигантская китовая акула. В итоге один из участников экспедиции не выдержал и воткнул в нее копье, заставив скрыться. Акулы нередко окружали «Кон-Тики» и даже пытались укусить ученых. К счастью, все обошлось.

Особенной стала встреча с акулой-другом. Животное пристало к плоту почти на неделю. Тур Хейердал лично прикармливал хищника, бросая пищу прямо в пасть. Однако один из членов команды попытался поймать акулу за хвост, и «приятельница» уплыла.

Провизия и питьевая вода

Индейцы в пути обходились сушеным бататом и вяленым мясом. Но Хейердал решил не рисковать. На плот был взят 3-месячный запас еды и питья: армейские сухие пайки, фрукты и 1100 литров воды в небольших бидонах.

Музей Кон-Тики: история великого путешественника

Для защиты от морской воды провизия хранилась в картонных коробках, покрытых асфальтом (битумом). Тару размещали на основных бревнах под палубой: дерево блокировало доступ солнечных лучей и обеспечивало прохладу.

Продукты готовили на примусе, который хранился в ящике из мангрового дерева. Однажды прибор стал причиной пожара на борту. Однако экипаж во время среагировал: беды удалось избежать.

Большая часть экипажа питалась морепродуктами. На борт нередко попадала летучая рыба, а в специальной сетке скапливался планктон. Кроме того, рыбная ловля позволяла за 20 минут поймать целый обед. Чаще всего на удочку попадалась рыба-дельфин, бонито, тунец и скумбрия. Чуть позже исследователи научились хватать за хвост и затаскивать на плот небольших акул.

В качестве эксперимента, двое членов команды питались исключительно армейскими пайками. На тот момент такой рацион считался инновацией и не был опробован. Консервами питался и остальной экипаж, особенно во время шторма, когда рыбалка была мало возможна.

Музей Кон-Тики: история великого путешественника

На «Кон-Тики» было достаточно питьевой воды. Но уже через несколько недель пути она стала неприятной на вкус. Поэтому участники экспедиции регулярно пополняли запасы, собирая дождевую воду.

Также была предпринята попытка, подобно индейцам, пить лимфатическую жидкость из гланд рыб.

Кроме того, команда выяснила, что зерна овса устраняют неприятный привкус морской воды и делают ее пригодной для питья.

Музей Кон-Тики: история великого путешественника

Для нормализации водно-солевого обмена в организме экипаж периодически добавлял морскую воду в питьевую. Так, удавалось восполнить недостаток соли, потерянной с потом.

Быт

В первый же день команда распределила обязанности и расписала вахты. Важные вопросы участники экспедиции решали на собраниях. Подход обеспечил дружественную атмосферу в коллективе малознакомых людей. Кроме того, к плоту привязали резиновую лодку.

В ней можно было побыть, если хотелось уединения. С лодки также вели видеосъемку плота для будущего документального фильма.

Тур Хейердал ежедневно записывал в дневник свои наблюдения, брал пробы рыб и планктона, снимал фильм. Радисты следили за сохранностью портативной и стационарной радиостанции в условиях сырости, отправляли в эфир рапорты и метеосведения. Кок готовил и читал: в каюте хранилась его личная библиотека. Техник устранял поломки, занимался метео- и гидроизмерениями.

Читайте также:  Урок музыки, леонид осипович пастернак

Художник латал парус, а также делал смешные зарисовки товарищей или морских обитателей.

Научные достижения: что доказал Тур Хейердал?

Благодаря путешествию на «Кон-Тики» Тур Хейердал смог:

  1. Доказать теорию миграции индейцев в Полинезию. Заплыв показал, что выходцы из Южной Америки вполне могли пересечь Тихий океан на плотах и заселить острова архипелага.
  2. Раскрыть тайну появления кокосовых пальм в Полинезии. Во время плавания Тур Хейердал установил, что из-заморской воды кокосы теряют способность к всходам. Значит, плоды не могли быть занесены на острова течением. Кокосовые орехи были привезены на плотах индейцами из Латинской Америки.
  3. Найти живую змеиную макрель. Ранее обнаруживали лишь трупы рыбы на берегу. В ходе путешествия выяснилось, что змеиная макрель поднимается к поверхности за добычей только в ночное время. Кроме того, экипаж подметил, что рыба прекрасно привлекается светом.
    Рыба «Змеиная макрель»

Фильм и книга

Тур Хейердал написал книгу «Путешествие на “Кон-Тики”». Произведение стало бестселлером и было переведено на 67 языков. Всего издали 50 млн экземпляров.

Книга «Экспедиция Кон-Тики»
Книга «Экспедиция Кон-Тики»

Прямо во время плавания Тур Хейердал снял документальный фильм о заплыве на «Кон-Тики». Творение ученого было награждено премией «Оскар». А в 2012 году в Норвегии сняли полнометражный исторический фильм о событиях 1947 года.

Послесловие

Путешествие на «Кон-Тики» стало мировой сенсацией. Команда из 6 человек преодолела 6980 км на плоте из дерева, доказав, что человеку подвластна стихия. Сам же «Кон-Тики» хранится в одном из музеев Осло – на родине Тура Хейердала. Ученые утверждают, что плот по-прежнему способен выдержать длительный заплыв.

Дорогие Друзья, делитесь этой историей с друзьями в социальных сетях — кнопки ниже. Мы уверены, что многие о ней не знают, но узнав, будут удивлены таким событием в истории, которое вызывает восхищение.

Подписывайтесь на обновление сайта. Впереди вас ждет еще много интересного

Источник: https://secretofworld.ru/puteshestviya/kon-tiki.html

Музей "Кон-Тики" — место обитания легенды

Музей Кон-Тики: история великого путешественника

Музей Кон-Тики в Осло, как и музей кораблей викингов, расположен на полуострове Бюгдой и посвящен жизни и деятельности великого норвежского путешественника Тура Хейердала (1914 – 2002). Главным экспонатом музея является плот «Кон-Тики», на котором Хейердал в 1947 году пересёк Тихий океан.

Вот и главный экспонат музея.

Музей Кон-Тики: история великого путешественника

Плот «Кон-Тики» был сооружен в Перу из девяти бревен бальзового дерева (в высушенном состоянии они легче пробкового дерева) по древнему полинезийскому методу.

Музей Кон-Тики: история великого путешественникаМузей Кон-Тики: история великого путешественникаМузей Кон-Тики: история великого путешественника

Команда Тура Хейердала на плоту отправилась в путешествие из Перу, покинув порт в конце апреля 1947 года. Добравшись до течения Гумбольта, «Кон-Тики» взял курс на острова Полинезии. Путь к архипелагу Туамоту занял 101 день, все это время команда занималась научными исследованиями, ставила опыты, а Тур Хейердал снимал документальный фильм.

Музей Кон-Тики: история великого путешественника

Экспозиция музея передает все основные вехи исторического путешествия. Под дном плота красуются рыбы, сопровождавшие путешественников, в том числе открытая Хейердалом змеиная макрель, и большая тигровая акула.

Музей Кон-Тики: история великого путешественника

  • А вот и сам Тур сидит в своей библиотеке.
  • Музей Кон-Тики: история великого путешественника
  • В другом зале музея находится еще один знаковый экспонат — папирусная лодка «Ра-2», на которой в 1970 году Хейердал вновь потряс общественность: на этой лодке он пересек Атлантику, доказав, что древние египтяне могли таким образом плавать к берегам Америки.

Музей Кон-Тики: история великого путешественника

До конца своей жизни, а умер Тур Хейердал в 2002 г. в возрасте 87 лет, знаменитый норвежец занимался изучением загадок истории.

Он написал несколько книг, ставших бестселлерами, и получил премию «Оскар» за документальный фильм, снятый во время путешествия на плоту «Кон-Тики».

Перечисление официальных наград и почетных званий Хейердала занимает немало места, несмотря на его оппозиционность к традиционным научным взглядам.

Оригинал взят у natali_ya в Музей «Кон-Тики» — место обитания легенды

Источник: https://valery-3.livejournal.com/5684580.html

Тур Хейердал – The Kon-Tiki Museum

Тур Хейердал – один из величайших исследователей в истории. В 1947 году он пересек Тихий океан на плоту из бальсовых бревен под названием «Кон-Тики». Это была первая из его экспедиций, запечатленная на пленку, и впоследствии снятый фильм получил «Оскара» как лучший документальный фильм 1951 года.

Позднее  Хейердал совершал похожие  переходы на лодках «Ра», «Ра-II» и «Тигрис», в ходе которых он стал широко известен как борец за защиту природы и мир на всей планете. Кроме того, он проводил важные археологические раскопки на Галапагосских островах, на острове Пасхи и в Тукуме.

В Музее Кон-Тики выставляются предметы из всемирно известных экспедиций Тура Хейердала, плот «Кон-Тики» и папирусная лодка «Ра-II».

Музей Кон-Тики: история великого путешественника

Родился 6 октября 1914 г., Ларвик, Норвегия
Умер 18 апреля 2002 г., Колла Микери, Италия
Профессия Этнолог, археолог-экспериментатор и писатель
Супруги Лив Кушерон Торп (1936–1947)
Ивонн Дедекам-Симонсен (1949–1980)
Жаклин Бер (1991–2002)
  • Тур-мл. и Бьёрн (в браке с Лив)
    Анетте, Мариан и Хелен Элизабет (в браке с Ивонн)
  • Норвежская Академия наук (1958); Нью-Йоркская Академия наук (1960); Американская антропологическая ассоциация (1966); Почётный член Норвежского географического общества (1953); Почётный член Географического общества Перу (1953); Почётный член Географического общества Бразилии (1954); Почётный член Королевского Антверпенского географического общества, Бельгия (1954); Почётный член Географического общества СССР, Москва (1964); Почётный член Болгарского географического общества, София (1972); Клуб исследователей, Нью-Йорк (1942); Всемирный фонд дикой природы; Зелёный крест (Член-основатель); Международный фонд миропонимания (Член-основатель); Движение за единый мир

Дети
Членство в организациях
Избранные награды

ПОЧЁТНЫЙ ДОКТОР УНИВЕРСИТЕТА ОСЛО (1961); ПОЧЁТНЫЙ ДОКТОР МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА (1989); ПОЧЁТНЫЙ ДОКТОР УНИВЕРСИТЕТА САН-МАРТИН (1991); ПОЧЁТНЫЙ ДОКТОР ТИХООКЕАНСКОГО ЛЮТЕРАНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА (1998); ПОЧЁТНЫЙ ДОКТОР УНИВЕРСИТЕТА МЭНА (1998); ПОЧЁТНЫЙ ДОКТОР ЛАТВИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК (1998); ПОЧЁТНЫЙ ДОКТОР ЗАПАДНОГО УНИВЕРСИТЕТА (2011); МЕДАЛЬ АНДЕРСА РЕТЦИУСА (1950) И МЕДАЛЬ «ВЕГА» (1962), ШВЕДСКОЕ ОБЩЕСТВО АНТРОПОЛОГИИ И ГЕОГРАФИИ; МЕДАЛЬ ПРЕМИИ БОНАПАРТА-ВАЙСА, ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО (1951); МЕДАЛЬ МУНГО-ПАРКА, КОРОЛЕВСКОЕ ШОТЛАНДСКОЕ ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО (1951); МЕДАЛЬ ЛОМОНОСОВА, МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ (1962); МЕДАЛЬ ПАТРОНА КОРОЛЕВСКОГО ГЕОГРАФИЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА (1964); ПРЕМИЯ ЗА ВЫДАЮЩИЕСЯ ЗАСЛУГИ ИМ. БЬЮГА ХАРСТАДА, ТИХООКЕАНСКИЙ ЛЮТЕРАНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ (1965); ПРЕМИЯ БРЭДФОРДА УОШБЕРНА, БОСТОНСКИЙ НАУЧНЫЙ МУЗЕЙ (1982); ПРЕМИЯ ЗА ВЫДАЮЩИЕСЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ИМ. ФРИТЬОФА НАНСЕНА (1985); АВСТРИЙСКИЙ ПОЧЁТНЫЙ ЗНАК ЗА ЗАСЛУГИ В НАУКЕ И ИСКУССТВЕ (2000); МЕЖДУНАРОДНАЯ ПРЕМИЯ, ИСПАНСКОЕ ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО (1998); МЕДАЛЬ КЛУБА ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ (1979); МЕДАЛЬ СВ. ХАЛЛВАРДА, ОСЛО (1997); БОЛЬШОЙ КРЕСТ ОРДЕНА СВ. ОЛАВА (1987); ПОЧЁТНЫЙ ОРДЕН ЗА ВЫДАЮЩИЕСЯ ЗАСЛУГИ, ПЕРУ (1952); ОРДЕН «ЗА ВЫДАЮЩИЕСЯ ЗАСЛУГИ» (1965); ОРДЕН «ЗА ЗАСЛУГИ», ЕГИПЕТ (1971); ОРДЕН АЛАУИТСКОГО ТРОНА, МАРОККО (1971); МЕДАЛЬ ИМ. АЛЕКО КОНСТАНТИНОВА (1972); ОРДЕН ЗОЛОТОГО КОВЧЕГА (1976); ПРЕМИЯ «ПОСЛАНЕЦ МИРА», ООН/ФАО (1976); МЕЖДУНАРОДНАЯ ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПРЕМИЯ ПЕХЛЕВИ, ООН (1978); НАГРАДА «ЗОЛОТОЙ ЦВЕТОК РЕЙДТА» (1981)

Музей Кон-Тики: история великого путешественника

Тур Хейердал родился 6 октября 1914 г. в норвежском городе Ларвик. Там же он и вырос. Его отец, Тур-старший, был владельцем пивоварни, а мать, Алисон, руководила музейным объединением Ларвика и окрестностей.

Благодаря ей и  сын увлёкся   животными и естествознанием. Одно время он даже содержал собственный зоологический музей в бывших помещениях отцовской пивоварни. Тур хорошо рисовал, и уже в возрасте восьми лет изображал фантазийные  острова южных морей.

Он решил стать путешественником-первооткрывателем.

В юные годы Тур Хейердал занимался бегом по пересечённой местности, ходил в походы по лесам и горам.

В горных районах Южной и Центральной Норвегии он учился выживанию в естественных условиях при помощи примитивных подручных средств.

Вместе со своим другом Эриком Хессельбергом Хейердал совершал длительные походы в горных массивах Рондане и Йотунхеймен, где они ночевали под открытым небом или в снежных норах. Тура всегда сопровождала лайка по кличке Казан.

Свои путешествия он описывал в статьях, которые печатались в газете «Тиденс Тегн» и в различных альманахах. Как правило, заметки  сопровождались собственным рисунками или фотографиями автора. Позднее он начал писать обучающие статьи, например «Как построить иглу». Это принесло ему определённую известность среди любителей активного отдыха.

После окончания школы в 1933 г. Хейердал начал изучать биологию и географию в Университете Осло. Здесь он познакомился с Бьярне Крепелином, который путешествовал по Полинезии во время Первой мировой войны. На Таити Крепелин обручился с Туиматой – дочерью вождя Тереииэроо. В 1918 г.

в Таити пришла эпидемия испанского гриппа, и половина населения острова погибла, включая Туимату. В память о ней Крепелин завещал Университету Осло свою знаменитую «Полинезийскую библиотеку».

Эта библиотека, а также дружба Крепелина с вождём Тереииэроо сыграли большую роль в будущей жизни и карьере Хейердала.

Музей Кон-Тики: история великого путешественника

Гражданин мира

Все люди равны. Все сталкиваются с одинаковыми практическими трудностями. Это было одной из базовых идей Тура Хейердала о человеческой жизни. Он также считал, что люди способны работать и жить вместе невзирая на этнические, политические и религиозные различия.

Тур Хейердал был активным участником движения за мир во всём мире с конца 1950-х до начала 1990-х годов. Он обращался к высшим властям и самым могущественным политикам множества государств, в том числе к Андрею Громыко и Джону Ф. Кеннеди.

Хейердал нашёл отклик своим взглядам в Движении за единый мир (World Federalist Movement), активным членом которого он стал. Движение за единый мир –  это организация, борющаяся за мир, сотрудничество, невзирая на границы стран, и за мир, в основе которого лежит международный закон и право. Позднее он стал её почётным вице-президентом.

Хейердал активно участвовал также в работе Колледжа объединённого мира, который содержит множество средних школ в разных частях мира, где живут и учатся дети из разных стран. Организация была основана во время холодной войны, и такие школы должны были дать молодым людям разного происхождения стимул учиться друг у друга и узнавать культуры друг друга.

Читайте также:  Моление о чаше, андреа мантенья, 1455

Своими экспедициями на «Ра», «Ра II» и «Тигрисе», в которых участвовали люди разных национальностей, Хейердал хотел показать, что люди способны успешно сотрудничать, несмотря на разницу культур.

Этим он также хотел подкрепить свою гипотезу о том, что мировой океан являлся доступной для водного сообщения средой, благодаря которой и в доисторические времена были возможны контакты между разными культурами.

Когда Хейердал в 1978 г. путешествовал из Ирака в Джибути на тростниковой лодке «Тигрис», он хотел проплыть на ней по Красному морю, но не сделал этого из-за войны в регионе, а решил сжечь корабль.

Тогда же было отправлено письмо Генеральному секретарю ООН Курту Вальдхайму, где выражался протест против войны и против продажи западными странами оружия развивающимся государствам.

Под открытым письмом подписался весь экипаж.

«Наша планета больше, чем связки тростника, которые перенесли нас по морю, но достаточно мала, чтобы ей грозили те же самые опасности.

Все мы, кто живёт, должны осознать острую необходимость в сотрудничестве умов, если мы хотим спасти нас самих и нашу общую цивилизацию от превращения в тонущее судно».

Музей Кон-Тики: история великого путешественника

Защитник окружающей среды

Во время плавания на «Ра» Хейердал обнаружил, что Атлантический океан сильно загрязнён. На поверхности океана экипаж увидел малые и большие сгустки нефти.

Об этом было сообщено в ООН (Организацию объединённых наций). Генеральный секретарь ООН попросил Хейердала во время плавания на «Ра II» делать ежедневные наблюдения за уровнем загрязнения океана.

Сгустки нефти были замечены 43 раза за 57 дней плавания.

Члены экспедиции обратились к Генеральному секретарю ООН У Тану. Проблемы нефтяного загрязнения моря привлекли всеобщее внимание, особенно в американской прессе. Тур Хейердал был приглашён на слушания в Конгресс США.

Он также по поручению норвежского министерства иностранных дел участвовал в качестве представителя Норвегии в подготовке первой конференции ООН по проблемам окружающей среды в Стокгольме в 1972 г.

На конференции, в частности, был принят запрет на сброс отработанных нефтепродуктов в море – это стало прямым следствием обращения международного экипажа тонущего тростникового судна «Ра».

Тур Хейердал никогда не прекращал деятельность по защите окружающей среды, в особенности защите от загрязнения океанов, которые он всегда именовал единым «мировым океаном», поскольку все океаны связаны друг с другом.

Музей Кон-Тики: история великого путешественника

Рисунок Тура Хейердала, 1946

ХУДОЖНИК

Тур Хейердал как художник известен не многим. Его интерес к доисторической эпохе, антропологии и археологии отразился в его книгах, фильмах и рисунках.

Как и все дети, Тур Хейердал много рисовал в детстве. Отчёты о первых путешествиях Хейердала по лесам и горам печатались в газетах и журналах, часто в сопровождении его собственных юмористических иллюстраций. Во время путешествия по Тихому океану  вместе со своей женой Лив в 1937–1938 гг.

он нарисовал ряд карикатур о пережитых ими приключениях. А позднее, вплоть до экспедиции на  «Кон-Тики», его рисунки приобретают более общественно-критический оттенок, подвергая критике отношение людей к иным расам, слепую веру в прогресс и политику мирового распределения благ.

К своим рисункам он также добавлял комментарии или подписи.

Ещё одним интересом Тура Хейердала на протяжении всей его жизни была резьба по дереву. Уже в юношеском возрасте он проявил способности к этому ремеслу. Сохранилось великолепное небольшое панно с изображением южного острова, вырезанное Хейердалом в детстве на крышке сундука.

В пожилом возрасте Хейердал вырезал две головы Кон-Тики на массивной входной двери в «Casa Kon-Tiki» – доме Хейердала в Тукуме, Перу.

Музей Кон-Тики: история великого путешественника

ПОПУЛЯРИЗАТОР

Большую часть жизни Тур Хейердал провёл за письменным столом – либо дома, занимаясь написанием книг, либо в библиотеках разных стран мира в поисках новых знаний. За свою жизнь он опубликовал ряд книг и более пятидесяти научных статей.

Тур Хейердал не боялся бросать вызов устоявшимся научным теориям, задавать неожиданные вопросы, подрывавшие основы общепризнанных аксиом. Не всегда дерзкий экспериментатор оказывался прав, но ведь без вопросов нет науки.

Многие из них до сих пор ждут своего решения.

Люди помнят Тура Хейердала как великого популяризатора, от природы обладающего талантом привлекать людей к разговору по поводу какого-  либо феномена или явления. О своих приключениях и опыте он всегда хотел рассказать другим людям, и что блестяще делал своими книгами, фильмами, фотографиями и лекциями.

Тур Хейердал – автор четырнадцати научно-популярных книг. Большинство из них переводились на другие языки и издавались огромными тиражами. «Экспедиция на «Кон-Тики» (1948 г.) была переведена на 70 языков и продана в количестве десятков миллионов экземпляров, став наиболее продаваемой книгой из когда-либо написанных норвежскими авторами.

Большинство экспедиций Тура Хейердала были запечатлены на плёнке, а созданные на их основе фильмы пользовались большой популярностью, донося идеи знаменитого норвежца до широкой публики. А фильм «Кон-Тики» даже  получил престижную премию «Оскар» в 1951 г. как лучший документальный фильм.

Источник: https://www.kon-tiki.no/thor-heyerdahl/?lang=ru

Путешествие на Кон-Тики. Как Тур Хейердал превратил авантюру в сенсацию?

Естественно, что подобное путешествие было воспринято как откровенная авантюра. Поэтому немало корреспондентов и просто зевак собрались, чтобы посмотреть на людей, избравших столь экстравагантный способ коллективного самоубийства.

Вскоре лодки с зеваками, сопровождавшие плот, повернули назад, и только катер, надсадно пыхтя, продолжал тянуть «Кон-Тики» в открытый океан.

Примерно в 50 милях от берега экипаж катера попрощался с путешественниками, и для них начался длинный и чрезвычайно опасный путь в неведомое.

У этого удивительного великого путешествия была своя предыстория. И началась она за десять лет до начала этого плавания в центре Тихого океана на небольшом островке Маркизского архипелага, где Тур Хейердал с супругой проводили исследования. Позднее он вспоминал, что в один из теплых вечеров

«мы смотрели на проплывавшие над нами облака, на волнующееся, освещенное луной море и слушали полуголого старика, который сидел на корточках и не сводил глаз с угасавших угольков костра.

 — Тики, — тихо говорил старик, — был богом и вождем. Тики привел моих предков на эти острова, где мы и теперь живем. Раньше мы жили в большой стране, там, далеко за морем…».

Этот разговор запал путешественнику в память. Как ни странно, первые подтверждения правоте старика Хейердал нашел прямо на островном архипелаге: оказалось, «что гигантские изваяния Тики в здешних джунглях удивительно похожи на каменные статуи — памятники исчезнувших культур в Южной Америке».

Затем последовала работа в архивах, музеях, изучение старинных манускриптов и рисунков, на которых изображались плоты древних индейцев Южной Америки. Окончательно идея путешествия на плоту от латиноамериканского побережья к островам Полинезии, чтобы подтвердить возможность такого пути заселения островных архипелагов, оформилась за год до отплытия.

Своей теорией Хейердал в Нью-Йорке попытался заинтересовать старого маститого ученого, но тот её принял в штыки.

«Вы ошибаетесь, в корне ошибаетесь, — повторил он и возмущенно затряс головой, словно вытряхивая из нее столь еретическую мысль», — вспоминал позднее путешественник.

На попытки возражений «старик улыбнулся и спокойно сказал: «Ну что ж, попробуйте пройти из Перу до тихоокеанских островов на бальсовом плоту».

Музей Кон-Тики: история великого путешественника

Вскоре решение о подобном путешествии было принято. В рискованную экспедицию с Хейердалом рискнули отправиться ещё пять человек: Кнут Хаугланд, Бенгт Даниельссон, Эрик Хессельберг, Турстейн Робю и Герман Ватцингер. В Перу они построили из девяти громадных стволов бальсового дерева плот, аналогичный тем, что раньше делали индейцы. Своему плоту путешественники дали имя «Кон-Тики».

Уже первые дни плавания показали, что плот устойчив, слушается руля и, благодаря океанскому течению и ветрам, медленно, но верно движется в нужном направлении. На плоту был наведен относительный порядок, все имущество, приборы и съестные припасы надежно закрепили. Сразу же распределили обязанности и расписали вахты.

Позднее Хейердал в своей книге подробно описал повседневную жизнь на плоту и обязанности каждого члена экипажа. Бенгта «скорее всего можно было найти в дверях каюты, где он лежал на животе, углубившись в один из семидесяти трех томов своей библиотеки. А вообще мы назначили его стюардом, это он отмерял нам дневной паек.

Герман в любое время суток мог оказаться где угодно — то с метеорологическими приборами на мачте, то с подводными очками под плотом, где он проверял шверт, то за кормой, в надувной лодке, где он занимался воздушными шарами и какими-то непонятными приборами. Он был у нас начальником технической части и отвечал за метеорологические и гидрографические наблюдения.

Кнют и Торстейн без конца возились со своими отсыревшими сухими батареями, паяльниками и схемами. Каждую ночь они поочередно дежурили и посылали в эфир наши рапорты и метеосводки.

Эрик чаще всего латал парус, или сращивал канаты, или вырезал деревянные скульптуры, или рисовал бородатых людей и удивительных рыб. Точно в полдень он вооружался секстантом и взбирался на ящик, чтобы поглядеть на солнце и высчитать, сколько мы прошли за сутки. Сам я прилежно заполнял судовой журнал, составлял рапорты, собирал пробы планктона и рыб, снимал кинофильм».

На плоту все по два часа несли вахту, причем ночью дежурный обязательно привязывался канатом. Вопросы, связанные с текущей деятельностью, решали на общих собраниях, сообща принимая решения.

По очереди готовили пищу, основу которой составляла рыба и сухие пайки, полученные на испытание от военных. Перед выходом в плавание коробки с пайками залили асфальтом, чтобы предотвратить попадание в них морской воды.

В ходе плавания часть консервов, которые не были залиты асфальтом, вода основательно подпортила.

Плот был невелик, всего 14 метров от носа до кормы, и оказался вполне надежным, хотя бревна постепенно стали впитывать воду. Когда во время плавания от бревен под водой отколупнули несколько щепок, они просто утонули.

Маленькие размеры плота, на котором крайне сложно было укрыться от непогоды, создавали бытовые проблемы. В небольшой хижине можно было только лежать или сидеть.

О её размерах дает представление следующая запись Хейердала:

Читайте также:  Портрет капитана томаса корама, уильям хогарт — описание

«Я посмотрел направо, вглубь полутемной хижины. Там лежал на спине бородатый человек и читал Гете; пальцы его ног были просунуты сквозь бамбуковую решетку низкого потолка шаткой, крохотной хижины — нашего общего дома».

Со всеми проблемами, возникавшими в ходе плавания, путешественники справлялись вполне успешно. Рассчитывать они могли только на собственные силы. Если бы что-то произошло, надеяться на помощь не приходилось, так как маршрут проходил в стороне от морских путей. К счастью, им удалось избежать сильных штормов и нападений морских хищников, хотя акулы кружились вокруг плота не раз.

Вопреки пессимистическим прогнозам плавание прошло успешно, став мировой сенсацией. 7 августа 1947 года плот подошел к атоллу Рароиа, входящему в островной архипелаг Туамоту. В океане путешественники провели 101 день, преодолев 8000 километров.

Хейердал и его спутники доказали, что на бальсовых плотах подобные плавания могли совершаться и в древности, делая вполне вероятной и относительно безопасной миграцию людей из Латинской Америки на острова Полинезии.

Музей Кон-Тики: история великого путешественника

По результатам плавания Хейердалом была написана книга «Путешествие на Кон-Тики», сразу же ставшая мировым бестселлером, а документальный фильм об удивительном плавании через океан вскоре получил «Оскара».

Естественно, что у путешественников появились последователи, пожелавшие пройти тем же путем. В новом плавании предлагали принять участие и Туру Хейердалу, но у него были другие планы. Впереди смелого норвежца ждали не менее дерзкие и опасные плавания, новые увлекательные книги и фильмы.

Легендарному плоту «Кон-Тики» повезло. Из порта Папеэте на Таити, где путешественники дожидались оказии для возвращения на родину, их вместе с плотом забрало норвежское судно.

Теперь легендарный плот находится в Осло, где создан музей Кон-Тики.

Кроме плота здесь выставлена папирусная ладья «Ра II», пересекшая Атлантику от Марокко до Барбадоса, а также множество реликвий, привезенных великим путешественником из своих экспедиций.

Время не уменьшает интереса к удивительным плаваниям великого норвежского путешественника. Периодически телевидение демонстрирует снятые им фильмы, продолжают переиздаваться написанные Туром Хейердалом книги, помогая читателям почувствовать терпкий соленый запах океана и зовущий в неведомое ветер странствий.

Музей Кон-Тики: история великого путешественника Музей Кон-Тики: история великого путешественника

Источник: https://ShkolaZhizni.ru/culture/articles/36218/

«Кон-Тики»: невероятная история Тура Хейердала / Путешествия / XCOM-HOBBY

Музей Кон-Тики: история великого путешественника

В конце апреля 1947 года жители Перу наблюдали удивительную картину: шестеро отважных путешественников во главе с Туром Хейердалом готовились пересечь Тихий океан на бальсовом плоту. «Кон-Тики» был завален мешками с провизией и инвентарем, корзинами и связками бананов.

В тот день у причала собрались корреспонденты местных газет, представители власти и обычные зеваки. Экспедицию окрестили «авантюрой» и «самым экстравагантным способом массового самоубийства».

Когда плот оказался в 50 милях от берега в открытом океане, буксировавший его военный катер отчалил обратно, а путешественники отправились в неизведанное — к берегам Полинезии, навстречу опасным океанским течениям и штормовым ветрам.

Почти за семь десятилетий экспедиция обросла массой легенд и новых подробностей. Но настоящая история знаменитого путешествия, которое многих вдохновило на смелые поступки, все же сохранилась.

Как все начиналось

За 10 лет до начала всемирно известной экспедиции Тур Хейердал вместе с супругой посетили Маркизский архипелаг, где проводили очередное исследование. В Полинезии норвежский археолог впервые услышал о Тики — боге и вожде здешних племен.

Тур Хейердал и его жена Лив

Местный старец поведал историю божества, которое привело его предков на острова из большой страны, помогло пересечь океан и обосноваться на новой родине. Захватывающий рассказ, больше похожий на миф или легенду, поразил путешественника. 

К своему удивлению, совсем скоро он нашел доказательства правоты рассказчика — гигантские изваяния Тики, напоминающие огромные статуи в Южной Америке. Во время изучения старинных архивов, музейных экспонатов и манускриптов Хейердал увидел рисунок плотов древних индейцев Южной Америки, который и стал началом великой авантюры.

Окончательная идея экспедиции была оформлена лишь в 1946 году. Археолог твердо решил доказать теорию заселения островных архипелагов по пути от латиноамериканского побережья к Полинезии. До великого открытия считалось, что кокосы, произрастающие на островном архипелаге, занесены из Южной Америки морской водой. Но у Хейердала была своя теория.

Тур Хейердал

В Нью-Йорке он попытался заинтересовать идеей одного из ученых, но столкнулся с категоричным возражением. Научным сотрудникам теория показалась возмутительной и вызвала шквал негодования. 

  • Когда путешественник попробовал объясниться, один из ученых с улыбкой ответил: «Ну что ж, попробуйте пройти из Перу до тихоокеанских островов на бальсовом плоту».
  • Отважная команда и строительство плота

Вместе с отчаянным антропологом в экспедицию отправились еще 5 человек: штурман и художник Эрик Хессельберг, кок Бенгт Даниэльссон (он единственный из экипажа говорил по-испански), радист Кнут Хаугланд, второй радист Турстейн Робю и техник, инженер и метеоролог Герман Ватцингер.

Седьмым участником плавания и его талисманом стал южноафриканский попугай Лолита.

Изначально команда планировала построить плот из бальсовых деревьев, растущих на берегу Эквадора, как это делали древние инки. Но путешественники смогли найти подходящий материал лишь в глуби континента. Для строительства потребовалось 9 стволов огромных деревьев, с которых пришлось снять кору и сплавить до Лимы, столицы Перу.

Представители местной власти до конца не верили в успех экспедиции, однако успели заключить между собой пари, взяли автографы у экипажа и выделили портовый док и рабочих, которые активно участвовали в строительстве.

Из больших стволов они выпилили бревна, ставшие основой плота. Поверх основания закрепили еще один слой древесины, но уже меньшего размера.

Палубу застелили бамбуковыми циновками, а посредине соорудили хижину из банановых листьев.

Удивительно, но судно удалось построить без единого гвоздя, согласно традициям индейских племен. Руль и мачту выполнили из мангрового дерева, все составные части прочно скрепили веревками, а художник и участник экспедиции Эрик Хессельберг нарисовал на парусе изображение Кон-Тики — бога солнца, почитаемого древними инками.

Среди океанских просторов 

28 апреля 1947 года команда начала путь от перуанского порта Кальяо. Военно-морской катер отбуксировал плот до течения Гумбольдта, откуда команда продолжила двигаться самостоятельно. 

С первых дней плавания «Кон-Тики» послушно двигался по океанскому течению. Благодаря прочности и отличному рулевому механизму проблем с управлением не возникало, а продуманное расписание вахт и распределение обязанностей обеспечили безопасность и благоприятную дружескую атмосферу. 

В экспедиции Тур Хейердал начал снимать документальный фильм. Если кому-то из экипажа хотелось уединения, он мог на время пересесть в резиновую лодку, которую прочно прикрепили к плоту. 

Все вопросы путешественники решали собственными силами или на общих собраниях. Хотя маршрут экспедиции проходил вдали от морских путей, а погода то и дело приносила штормовые ветра, плавание обошлось без серьезных происшествий. В пути команда потеряла лишь попугая, который упорхнул во время бури.

Участники экипажа готовили еду на примусе. Чтобы защитить прибор от повреждений, его хранили в деревянном ящике и убирали в хижину. Однажды на палубе случился пожар, но слаженная работа помогла вовремя справиться с огнем.

Часть команды питалась морепродуктами. Во время плавания на борт часто попадала летучая рыба и другие обитатели океана, а для приготовления полноценного обеда достаточно было на 20 минут закинуть удочку в открытое море. 

Двое членов экипажа приняли участие в интересном эксперименте. Они отказались от свежей рыбы и питались сухими пайками, которые были разработаны для американских военных, но еще не опробованы. Для поддержания солевого баланса в организме участники экспедиции смешивали питьевую воду с морской, а запасы пресной воды пополняли во время тропических дождей.

Путешествие не обошлось без встречи с опасными жителями океанских глубин. Однажды китовая акула подплыла к судну настолько близко, что одному из членов экипажа пришлось использовать копье, чтобы спасти команду. Бывали случаи, когда плот окружали целые стаи кровожадных акул, но все обошлось.

Первая серьезная опасность подстерегла команду на половине пути. Плот пережил сразу две больших бури, одна из которых не прекращалась в течение пяти дней. Во время шторма экипаж потерял рулевое весло, а парус и палуба получили серьезные повреждения. Когда ветер утих, команде удалось восстановить поломку, покрепче связать бревна, которые сильно разошлись, и благополучно продолжить путь. 

Заветная цель совсем близко

Ежедневно «Кон-Тики» проходил путь в 80 км, но рекордом стало расстояние в 130 км, которое экипаж преодолел в погожий день. 

Основная сложность состояла в постоянной проверке узлов. Члены команды без труда ныряли под воду, но каждое погружение могло оказаться фатальным.

Стаи акул, которые приплывали на запах крови пойманной и разделанной рыбы, часто окружали плот и не позволяли вовремя проверить механизм. Чтобы избежать опасной встречи, команда смастерила специальную корзину для ныряльщика.

Как только акула появлялась в поле зрения, проверяющий мог спрятаться и подать знак экипажу, чтобы его вытянули на борт.

Команда «Кон-Тики» обсуждает маршрут

Шел 93-й день плавания, когда команда впервые увидела островки земли с кокосовыми зарослями, но вместе с хорошей новостью пришли неприятности. Вблизи архипелага Туамоту существовала вероятность наткнуться на опасные рифы, которые были практически не видны из-за небольшого размера. Во время прибоя члены экипажа старались как можно лучше разглядеть дно и островки кораллов.

На 97-й день команда встретила лодку местных жителей, которые помогли экипажу грести, а на 101-й день — в третий раз увидела землю. Выбиваясь из сил, мореплаватели причалили к коралловому атоллу Рароиа. К счастью, плот успешно выдержал встречу с рифами.

Так 7 августа 1947 года команда оказалась на уединенном острове архипелага Полинезия, преодолев путь в 6980 км. Неделю экипаж наслаждался роскошными кокосовыми пальмами и прозрачным океаном, пока на горизонте снова не показалась лодка местных жителей.

Путешествие длиной в 101 день закончилось. Каждый день отважные мореплаватели боролись со стихией, совершали невероятные открытия и встречались с опасными жителями океана. 

Команда во главе с Туром Хейердалом доказала, что в мире нет ничего невозможного. Вопреки всему, экипаж отчаянных романтиков, смельчаков и первооткрывателей пересек Тихий океан на простом плоту, став настоящей сенсацией. 

Триумфальное возвращение и мировая слава

Заслуги экспедиции мгновенно признало мировое сообщество.

Невероятно, но команде удалось совершить сразу три открытия: 

  • доказать факт пересечения древними племенами Тихого океана из Южной Америки;
  • подтвердить теорию о том, что кокосы из Южной Америки в Полинезию были завезены на плотах;
  • обнаружить живую змеиную макрель, которую до этого изучали лишь по выброшенным на берег особям. Команда выяснила, что днем она обитает на глубине, а с приходом темноты начинает охоту и поднимается на поверхность.

После возвращения домой Тур Хейердал написал книгу «Путешествие на “Кон-Тики”», ставшую мировым бестселлером и переведенную на 70 языков. Документальный фильм «Кон-Тики», снятый Хейердалом во время путешествия, был удостоен премии «Оскар» в 1952 году. Позже, в 2012 году, на экран вышел художественный фильм «Кон-Тики», который был номинирован на премии «Золотой глобус» и «Оскар».

Музей «Кон-Тики»

Легендарный «Кон-Тики» по сей день хранится в одноименном музее в Осло. Удивительно, но плот прекрасно сохранился и даже выдержал длительную транспортировку на норвежском судне. Ученые уверены, что бальсовые бревна до сих пор могут держаться на воде и противостоять стихии.

@Ирина Ермолаева 6318  просмотров знаменитые путешественники Тур Хейердал

Источник: https://www.xcom-hobby.ru/post/kon-tiki_neveroyatnaya_istoriya_tyra_heyerdala/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector