Музей фрама в осло: корабль нансена, амундсена и свердрупа

Фотографии Антона Дергачева, комментарии Владимира ДергачеваМузей Фрама в Осло: корабль Нансена, Амундсена и СвердрупаМузей «Фрама», основанный в 1936 году, посвящен истории знаменитых норвежских полярных экспедиций.

Музей Фрама в Осло: корабль Нансена, Амундсена и СвердрупаНорвежская деревянная парусно-моторная шхуна «Фрам» (в переводе с норвежского «Вперёд») была специально построена для плавания в полярных широтах. На шхуне были совершены экспедиции к Северному полюсу и Южному полюсу: норвежские арктические экспедиции под руководством Фритьофа Нансена (1893 – 1896) и Отто Свердрупа (1898 – 1902) и антарктическая экспедиция, возглавляемая Раулем Амундсеном (1910 – 1912).Фритьоф Нансен был автором проекта «Фрама», предназначенного не только  для плавания в арктических водах. Судно должно было выдержать вмерзание во льды, чтобы таким способом  дрейфа достигнуть  Северного полюса.

Музей Фрама в Осло: корабль Нансена, Амундсена и Свердрупа

Старая фотография спуска «Фрама» на воду

Музей Фрама в Осло: корабль Нансена, Амундсена и СвердрупаМузей Фрама в Осло: корабль Нансена, Амундсена и Свердрупа

Посетители могут подняться на борт «Фрама»

Музей Фрама в Осло: корабль Нансена, Амундсена и СвердрупаМузей Фрама в Осло: корабль Нансена, Амундсена и СвердрупаМузей Фрама в Осло: корабль Нансена, Амундсена и СвердрупаМузей Фрама в Осло: корабль Нансена, Амундсена и Свердрупа

Памятник создателю «Фрама» Колину Арчеру. Парусник  считается самым прочным в мире кораблем из дерева.

Музей Фрама в Осло: корабль Нансена, Амундсена и Свердрупа

  • Маршрут экспедиции Нансена
  • На снимке — награды Фритьофа Нансена.

В музее представлены материалы, посвященные организации Нансеном гуманитарной помощи  жертвам голода в Поволжье в период гражданской войны в России.

Норвежский путешественник, «Наполеон полярных стран»,  Рауль Амундсен (1872 – 1928) стал первым человеком, достигшим Южный полюс (14 декабря 1911 года) и первым побывавшим на двух географических полюсах Земли.

  Под его руководством на «Фраме» был совершен морской переход по Северо-Западному (вдоль Канады) и Северо-Восточному (вдоль Сибири) пути в Арктике. Погиб в 1928 году во время поисков  пропавшей экспедиции  на дирижабле итальянца Умберто Нобиле.

Имел многочисленные награды, его именам названы  многие географические объекты.

  1. Старая фотография, на которой Амундсен с собакой изображен на фоне «Фрама» (1910).
  2. Во время антарктической экспедиции
  3. Памятник великим норвежским путешественникам
  4. Капитанский руль  «Фрама»
  5. Кают-компания
  6. Пианино и граммофон в кают-компании
  7. Судовой туалет 

Источник: https://dergachev-va.livejournal.com/27253.html

Осло. Подвиги полярного корабля «Фрам»

Главная / Норвегия / Осло / Музеи / Музей «Фрам» / Отзывы о месте

Ознакомившись в Копенгагене с его основными достопримечательностями и проехав из датской столицы до норвежской столицы Осло почти 600 км, на ночлег остановились в пригородном отеле Quality Hotel Entry, 3* — одном из обширной сети довольно комфортабельных отелей по всему миру. Утром после завтрака вырулили к центру города Осло. Погода стояла какая-то пасмурная. Но, как выяснилось после одного дня пребывания в Осло, столица Норвегии вовсе не так сера и однозначна, как это показалось сначала. И, если с утра погода еще только «раскачивалась», то ближе к обеду уже вовсю сияло солнце и было довольно тепло. В этот день город порадовал нас солнечным светом, заставлявшим расцветать красками даже самые прозаические его уголки.

Что можно успеть посмотреть в норвежской столице за один день? На первый план мы выдвинули посещение полуострова Бюгдёй — там можно увидеть три мировые морские достопримечательности — Музей корабля «Фрам», музей «Кон-Тики» и Музей Викингов. А список других музеев норвежской столицы можно посмотреть на сайте visitoslo.com.

Музей корабля «Фрам»

Этот музей, вход в который стоит 11 евро, посвящен одному единственному кораблю «Фрам» («Вперед»), на котором были совершены три удивительных и уникальных плавания — два к разным полюсам Земли и одно через два океана. Для такого героического корабля в 1936 году и было специально построено это здание музея, в которое и поместили этот корабль.

Музей Фрама в Осло: корабль Нансена, Амундсена и Свердрупа

Как известно, еще на заре европейской цивилизации, именно скандинавы были теми отважными путешественниками, которые бороздили близлежащие моря и заселили Исландию и Гренландию.

А чего только стоит Эрик Рыжий и его сын Лейф Эрикссон, открывшие Америку за 400 лет до испанского Колумба! Эти традиции старых мореплавателей, связанные с открытием новых земель, продолжались и в Средние века, и нашем последнем 20-м столетии.

Вот мы видим на входе в музей макет корабля «Фрам».

Музей Фрама в Осло: корабль Нансена, Амундсена и Свердрупа

А войдя в большой зал, видим перед собой реальную деревянную парусно-моторную шхуну «Фрам», специально построенную для нужд полярных исследований и приспособленную, в частности, к длительному дрейфу в паковых льдах. Ее борта сделаны так, что при сжатии деревянные конструкции не ломались, а как бы смещались немного по отношению друг к другу и при этом оставались целыми.

Музей Фрама в Осло: корабль Нансена, Амундсена и Свердрупа Музей Фрама в Осло: корабль Нансена, Амундсена и Свердрупа

Это судно было построено в 1892 году по заказу норвежского полярного исследователя Фритьофа Нансена (1861–1930). После его постройки экспедиция под его руководством бороздила на нем в период с 1893 по 1896 годы северные моря в арктических широтах и старалась достичь Северного полюса. Несмотря на проведенные две зимовки во льдах океана, Полюса достигнуть им не удалось.

Сам Нансен вместе со своим напарником Ялмаром Йохансеном, провизией и несколькими десятками собак пытались было достигнуть Полюса пешком, но и эта попытка тоже была обречена на неудачу.

Музей Фрама в Осло: корабль Нансена, Амундсена и Свердрупа

На сам корабль «Фрам», имя которому дала его первая жена Ева, можно подняться и посмотреть в каких условиях жили участники экспедиции. При проектировании корабля конструкторам были предъявлены повышенные требования к уюту, так как люди здесь должны были находиться на протяжении весьма длительного времени.

Музей Фрама в Осло: корабль Нансена, Амундсена и Свердрупа

В ходе трех больших экспедиций шхуна достигла широт 85° 57' с. ш. и 78° 41' ю. ш., дрейфовала в паковых льдах Центральной Арктики 1041 день от острова Котельный до Шпицбергена, два с половиной раза обогнула земной шар, пройдя более 54 000 морских миль (100 000 км).

Музей Фрама в Осло: корабль Нансена, Амундсена и Свердрупа

Экспозиция музея, кроме самого корабля, включает в себя довольно большую выставку научного оборудования для полярных экспедиций.

В качестве экспонатов представлено и медицинское оборудование судового врача от скальпеля до самых необходимых медикаментов первой помощи при травмах или обморожениях.

Музей Фрама в Осло: корабль Нансена, Амундсена и Свердрупа

На стендах мы видим также личные вещи участников экспедиций, предметы собачьих упряжек и многочисленные документы, фотографии, карты и судовые журналы. Была даже швейная машинка фирмы Зингер.

Музей Фрама в Осло: корабль Нансена, Амундсена и Свердрупа Музей Фрама в Осло: корабль Нансена, Амундсена и Свердрупа

Были и образцы всякого плотницкого инструмента, который был необходим и для ремонта каких-то частей корабля, и для обустройства лагеря на льдинах.

Выставленная посуда была хорошего качества — внешне даже похожа на дельфский бело-голубой фарфор из Голландии. Но, скорее всего — это были расписанные металлические кружки и тарелки.

Освещение кают корабля осуществлялось с помощья переносных фонарей, топливом для которых служил керосин. Но в основном шхуна шла под парусами.

«Фрам» постоянно перестраивался и модернизировался для нужд следующих экспедиций, в которых он участвовал: в 1897 году был возведён спардек (легкая защитная палуба на носу корабла) и увеличена высота надводного борта, в 1909 году паровая машина была заменена на дизельный двигатель.

Прожив свое детство и юношеские годы на Урале, я хорошо представляю себе что такое 30-40-градусный мороз, но все равно трудно понять как эти полярники жили и добивались своего в таких нечеловеческих условиях вечного холода. Мы-то ведь жили в теплых домах — пробежали, померзли и снова к печке.

А каково было им, пережившим почти без отопления и нормальной теплой одежды эти две полярные зимы? Нансен писал в своих воспоминаниях, что когда они вдвоем шли на нартах к Полюсу, были нередки случаи, когда они проваливальсь под лед, чудом выкарабкивались на него и снова шли упрямо вперед…

И ведь тогда не было никаких современных теплых спальных мешков и соответствующей теплой одежды, способной сохранять тепло тела человека. Самый лучший и теплый тип одежды в те времены был из шерсти. Ну и, конечно — из меха. В основном — волчьего. Я представляю себе те долгие ночи, которые невыносимо долго тянулись многими неделями и месяцами странствий.

А качка! Кто-нибудь испытывал когда-нибудь ее на себе? Когда тебя выворачивает наизнанку. Ведь это суденышко совсем небольшое — это не многосотметровый и многоэтажный лайнер, который тоже порой хорошо качает. Как говорится — не приведи Господь!

А стоянки на льду, когда корабль вот-вот-треснет! Когда все перемещаются на льдину и разбивают там палаточный лагерь.

И кто знает, что будет с полярниками? Думаю, все помнят историю с советским ледоколом «Челюскин», который так зажало льдами, что его металлический корпус треснул и он пошел ко дну, но все успели высадиться на льдину.

И благо, что в то время уже летали самолеты и все тогда стали героями — и летчики, и их пассажиры, некоторые из которых даже имели малых детей…

Но самым главным врагом команды «Фрама» во время дрейфа в долгие полярные ночи стала скука, которая приводила к конфликтам людей, стиснутых в тесных жилых помещениях, а также постоянная депрессия Нансена: он очень тяжело переносил разлуку с молодой женой, только-только родившей долгожданного ребенка.

Главной опасностью зажатого во льдах корабля были торосы, которые могли всей массой обрушиться на палубу, с таким грузом в десятки тонн «Фрам» не смог бы подняться из ледового ложа (лёд вокруг судна имел толщину 9 м). К концу января экспедицию вынесло течениями на широту 83° 34′ с. ш. Тем самым был побит рекорд Грили 1882 года — 83° 24′ с. ш.

Следует сказать, что Нансен со своим напарником Йохансеном так и не смогли достичь Северного Полюса пешком и, перезимовав в смастеренной ими землянке на одном из полярных островов, вышли на Большую Землю.

Но они установили рекорд, добравшись 6 апреля 1895 года до точки 86° 13.6' с. ш. — это было на тот момент абсолютным мировым рекордом.

И, несмотря на то, что Нансен и Йохансон не достигли Северного Полюса, они стали настоящими героями и карьера Нансена после этого резко пошла в гору.

Вернувшись на Большую Землю, Фритьоф занялся наукой, политикой и международной помощью в 20-е годы. Очень большую работу он проводил в области помощи вынужденным переселенцам, очутившимся в других странах после Первой Мировой и помощи голодающим в молодой советской России.

В 1910 году на этом же судне к Южному полюсу (Третье плавание «Фрама») ходил уже другой исследователь — Руаль Амундсен. С его покорением Южного полюса была связана очень большая интрига — именно в это же время на Южный полюс собралась и английская экспедиция «Терра Нова» под руководством Роберта Фолкона Скотта.

Руаль Амундсен (1872 — 1928)

Источник: https://www.tourister.ru/world/europe/norway/city/oslo/museum/3616/responses/5532

Фрам великолепный

oksa_sunРазбирала фотографии из Норвегии и нашла музей-Фрам. Не могу отказать себе в удовольствии доставить вам удовольствие и рассказать о музее это прекрасного корабля. 

Одной из причин посетить Норвегию, было желание увидеть легендарный Фрам – корабль, который совершил три полярных экспедиции в начале прошлого века. Парусники – это моя страсть. Но вкупе с историей полярных экспедиций, именами Фритьофа Нансена, Отто Свердрупа, Руаля Амундсена и Норвегией этот корабль  представлял для меня величайшую ценность

Бережливые норвежцы сохранили Фрам, поставили на берегу, возвели стены, защити от дождя и снега.

Совершенно непривлекательное снаружи строение с остроконечной крышей скрывает внутри историю полярных открытий. Расположен музей на острове Бюгдё, куда легко попасть из центра Осло на автобусе.

А приобретя Oslo pass – туристический билет на сутки или больше вы бесплатно доедете до музея и прогуляетесь по нему.

Читайте также:  Верещагин василий васильевич: картины, биография

Музей Фрама в Осло: корабль Нансена, Амундсена и Свердрупа

Стоило только зайти внуть, как почувствовала холод. Тусклое синеватое освещение удачно дополняло атмосферу, в которой ходил Фрам. И пройдя  кассу, я оказалась под бушпритом этого невероятного судна. Созданный без традиционного киля, корпус по своей конструкции напоминает половинку скорлупы ореха.

Это было сделано специально, чтобы корабль при попадании в ледовое пространство не был затерт и погиб как его многочисленные предшественники, а мог, как бы выжиматься поверх льдов, и оставаться невредимым. Размеры корабля поражают.

Это не какая-то там лодка викингов, тоже успешно, между прочим, ходившая в северных водах. Это настоящий исследовательский корабль, приспособленный для суровых условий и вполне комфортного проживания команды на борту. Рассчитан на 5!!! лет автономного плавания.

А если вспомнить, что на Южный полюс на нем везли множество собак и свиней – настоящая плавучая ферма.

Музей Фрама в Осло: корабль Нансена, Амундсена и Свердрупа

Длина шхуны – а это значит, что на Фраме две мачты для постановки парусов – 36 метров, её ширина  — 11 метров, а осадка всего 4.8 метра. Для сравнения, парусно-моторная прогулочная яхта 12 метров в длину имеет осадку около 2 метров.  И что примечательно, Фрам полностью деревянный.

Какого же труда стоило норвежцам его сохранить. Сразу вспомнила легендарный галеон-музей Васа, который стоит на музейном острове в Стокгольме.

Тот, правда, больше 300 лет пролежал на дне морском, а ходил по морю всего несколько часов — не чета Фраму, верно служившему до 1914 года прошлого века.

Музей Фрама в Осло: корабль Нансена, Амундсена и Свердрупа

Какой еще корабль может похвастаться такой богатой историей.

1893-1896 гг. – Дрейф через Арктический бассейн от Новосибирских островов в Гренландское море под руководством Нансена.

  • 1898 – 1902 – Исследование Канадского Арктического архипелага под командованием Свердрупа.
  • 1910-1912 – Антарктическая экспедиция Амундсена.
  • Припоминая каждое событие, я все еще не могу поверить, что в реальности прикасаюсь к обшивке корабля, побывавшего рядом с полюсами, несколько раз обошедшем вокруг земного шара.

Музей Фрама в Осло: корабль Нансена, Амундсена и Свердрупа

В музее три этажа. Бродя по ним, ты как бы обходишь корабль вокруг и можешь наблюдать его то с носа, то в кормы. Экспозиция рассказывает обо всех экспедициях судна, его капитанах, руководителях исследований, самодостаточных ученых и аванатюристах. Каждой мелочи здесь нашлось место: эмалированная брендированная посуда., реклама – призывы к спонсорам, фотографии собак.

Музей Фрама в Осло: корабль Нансена, Амундсена и Свердрупа

Туристов здесь уважают: информация подается интерактивно на нескольких языках. Всеми возможными способами создают атмосферу полярных походов – световое шоу зажигает на небе звезды, слышен шум волн – только нет характерного покачивания.

И, конечно же, здесь прохладно, поэтому в летних шортах, майках и легких платьях ходить не рекомендуется. За час музей не обойдете, а за два точно замерзнете. Полярную одежду пошитую из шкур и одеял – как это было в экспедиции Амундсена – не выдают.

Экскурсий нет, зато никто не мешает знакомиться с историей освоения ледовых территорий.

Музей Фрама в Осло: корабль Нансена, Амундсена и СвердрупаМузей Фрама в Осло: корабль Нансена, Амундсена и Свердрупа

Для любителей экстрима и аттракционов здесь есть настоящая ледяная пещера. На деревянной двери в стене музея плакат – Осторожно, полярные медведи.

По кнопке дверь открывается, я попадаю в маленькую камеру, и дверь за мной закрывается. Становится не по себе. Но тут стены раздвигаются и я в ледяной пещере.

Брожу по коридорам, любуюсь сталактитами и вдруг за углом во льду мумия… Такой вот норвежский юмор.

Музей Фрама в Осло: корабль Нансена, Амундсена и Свердрупа

Но самый лакомый кусочек оставляю напоследок. За что люблю норвежцев и финнов – все у них в музеях можно потрогать руками – или почти все. Шведы на свой Васа никого не пускают, зато аттракционов вокруг  — устать можно. Спустившись по трапу, чувствую под ногами палубу.

Ныряю в трюма – а там… машинное отделение с 4-х поршневым двигателем. Изначально корабль строился так, чтобы и ветром можно было разгонять его и движком. Перед Антарктической экспедицией Фрам прошел реконструкцию, и паровой двигатель заменили на дизельный.

И обшивку, поврежденную жучком, также заменили. Мачта одна тоже укороченной оказалась при ближайшем рассмотрении, но это вероятно уже после того, как разграбленный в 1914 году корабль восстанавливал его капитан Отто Свердруп. Не было в Норвегии корабельных сосен.

  Сейчас корабль имеет облик, в котором он был в своей второй экспедиции.

Музей Фрама в Осло: корабль Нансена, Амундсена и Свердрупа

Каюты радуют глаз – шкуры северных зверей, деревянные койки, личные вещи команды из прошлого-позапрошлого веков. Но тут же вопрос – как здоровые немалого роста мужчины умещались в этих койках? Судовая мебель кажется невероятно маленькой..

Заглянув во все отсеки корабля, не пропустив камбуз, где готовилась еда на всю команду – а в её составе было от  12  до 20  человек, выхожу на верхнюю палубу.

Это судно еще живое, настоящее, кажется, что спусти его на воду и Фрам пойдет в плавание. Встаю к штурвалу.

Тут на небе-потолке зажигаются звезды, по носу восходит огромная луна, слышу шум океана, и палуба под ногами начинает покачиваться…

Источник: https://oksa-sun.livejournal.com/63893.html

Музей Фрама в Норвегии

Именно так назывался легендарный корабль, находящийся прямо под крышей необычного музея.

История судна

«Фрам» — это корабль небольших размеров, построенный Колином Арчером, норвежским судостроителем, для исследования полярных широт. Знаменитым этот парусник стал благодаря трем великим путешественникам – Амундсену, Свердрупу и Нансену, оставившим глубокий след в истории покорения далеких северных земель.

Музей Фрама в Осло: корабль Нансена, Амундсена и Свердрупа

Все началось, когда Фритьор Нансен начал собираться в очередную полярную экспедицию, перспективы которой были поначалу совершенно туманными и непредсказуемыми.

Подготовить опасное и долгое путешествие ему помогал Отто Свердруп, старый друг, прошедший вместе с Нансеном на лыжах через всю Гренландию.

Колин Арчер не только выделил средства на постройку судна, но и сам сделал наброски его конструкции, учитывая все пожелания мореплавателей.

Музей Фрама в Осло: корабль Нансена, Амундсена и Свердрупа

Когда корабль был готов, Нансен лично простучал все крепления и прощупал всю его обшивку, чтобы убедиться в надежности судна. Стоит отметить, что создателями было учтено все: суровые погодные условия полярных широт, трение льда о днище корабля и его борта, необходимость постоянного лавирования между застывшими навечно ледяными глыбами. 

Музей Фрама в Осло: корабль Нансена, Амундсена и Свердрупа

Далеко не все исторические парусники того времени могли похвастаться такой сложной и надежной экипировкой. Нансен лично разработал специальную горелку для камбуза, которая долгое время служила путешественникам, согревая их длинными полярными ночами.

Покорители северных льдов

Первая экспедиция, капитаном которой назначили Свердрупа, состоялась в 1893 году. Прежде чем приблизиться к цели, «Фрам» долго пробирался вдоль холодных берегов русской Сибири, затем вмерзал в дрейфующие льдины и вместе с ними добирался до Северного полюса. 

Музей Фрама в Осло: корабль Нансена, Амундсена и Свердрупа

В итоге корабль прошел в стороне от назначенного места, и экспедицию пришлось на этом закончить. Судно вернулось обратно в Норвегию.

Вторая попытка была предпринята в 1898 году – данная экспедиция, увенчавшаяся успехом, продолжалась до 1902 года.

За это время отважным путешественникам удалось исследовать острова, относящиеся к Канадскому Арктическому архипелагу, и нанести на карту их контуры.

Музей Фрама в Осло: корабль Нансена, Амундсена и Свердрупа

Самой опасной стала третья экспедиция, детали которой держались в строгом секрете. Известно, что путешественники посетили многие интересные места и земли, на которые до этого не ступала нога человека.

Амундсен, намеревавшийся покорить Северный полюс, в последний момент изменил свои намерения и отправился к берегам Антарктиды.

Там он добрался до Южного полюса на собачьих упряжках и установил флаг своей страны, подтвердив, что Норвегия является родиной настоящих героев.

Открытие музея

После того, как судно преодолело тысячи морских миль, обтрепав паруса под ледяными ветрами Антарктики, и вернулось к родному берегу, было принято решение отправить его на покой. Однако после долгого стояния на приколе некогда крепкие бока судна стали подтачивать вредители, остов его накренился, паруса поникли. 

Музей Фрама в Осло: корабль Нансена, Амундсена и Свердрупа

Люди на короткий период времени забыли о паруснике, принесшем им славу и признание. Однако забвение длилось недолго. В 1920 году начались работы по реставрации корабля, а норвежские власти приняли решение пополнить с его помощью морские музеи своей страны.

В 1935 году в Осло возвели специальный постамент, на который был водружен обновленный «Фрам». Затем началось строительство здания с двускатной крышей, которое до сих пор охраняет и защищает славное наследие норвежских мореплавателей. Сама конструкция музея сделана таким образом, чтобы рассматривать знаменитый парусник посетители могли с нескольких уровней.

Музей Фрама в Осло: корабль Нансена, Амундсена и Свердрупа

Каждый гость этого заведения имеет возможность лично постоять за штурвалом парусника, неспешно пройтись по его палубе и даже заглянуть в тесную кают-компанию, в которой когда-то принимали важные решения великие мореплаватели. На борту судна хранятся многочисленные вещи, принадлежавшие Амундсену и Свердрупу, а также специальные морские приборы, без которых любое долгое путешествие было бы невозможным.

Музей Фрама в Осло: корабль Нансена, Амундсена и Свердрупа

Все здесь обустроено таким образом, чтобы люди максимально прочувствовали значение и величие этого небольшого парусника, обогнувшего весь земной шар, достигнувшего Южного полюса и покорившего суровые полярные широты.

Чтобы не упустить из виду ни одной детали, на осмотр корабля лучше всего выделить целый день. Также рекомендуется посмотреть музей Кон-Тики, расположившийся неподалеку и представляющий не меньший интерес для туристов.

Источник: http://proboating.ru/articles/traveling/museum-fram-in-norway/

Музей "Фрама" в Осло

Третьим ярким впечатлением от посещения столицы Норвегии стал музей «Фрама». В силу природной скромности напомню о первых двух.

  • Я тебя поведу к самому краю Вселенной
  • Смотрите сами и решайте! © Густав Вигеланд
  • Свободное время в городе каждый тратит на свое усмотрение, планов не было, но услышав про возможность попасть в музее великих мореплавателей, решила сразу, что обязательно поеду.

А почему? – да потому, что я один из моих любимых фильмов – «Два капитана». Кто смотрел, тот вспомнит, мальчика Саню, который стал полярным летчикам и долгие годы искал пропавшую экспедицию Татаринова. А тут совсем другие экспедиции.

Кстати, разбирая бабушкины архивы, тоже нашла интересную фотографию с надписью на обороте. Жаль, сколько не искала так и не нашла кто и куда отправлялся.

И мы уже на полуострове Бюгдёй и с трепетом входим в здание с надписью «FRAM». На фото покорители Южного полюса в экспедиции 1910 — 1912. Скульптура установлена в 2011 году в честь 100- летнего юбилея. Памятник полярникам расположен у музея «Фрама».

Музей Фрама в Осло: корабль Нансена, Амундсена и Свердрупа

По-норвежски — это означает «Вперед». И сразу с порога открывается прекрасный вид на корабль.

Музей Фрама в Осло: корабль Нансена, Амундсена и СвердрупаМузей Фрама в Осло: корабль Нансена, Амундсена и Свердрупа

По современным меркам оно небольшое, высота чуть больше 8 метров и длина свыше 30 метров. Построено на деньги Колина Арчера, но над судном, его формой работал Фритьоф Нансен, строительством ведал Отто Свердруп. И нас встречает Фритьоф Нансен.

Музей Фрама в Осло: корабль Нансена, Амундсена и Свердрупа

Фритьоф Нансен очень педантично и придирчиво подошел к вопросу, были внесены изменения в форму судно, наше внимание обратили на «яйцевидность» нижней части, которая была сделана с умыслом, когда льды сомкнут свои объятия, судно «выскочит» и сможет дрейфовать по поверхности вместе со льдами и тем самым минует участь многих кораблей быть раздавленными льдами.

Читайте также:  Дама в голубом, константин андреевич сомов

Музей Фрама в Осло: корабль Нансена, Амундсена и СвердрупаВ море синем, как в аптеке, Всё имеет суть и вес. Кораблю, как человеку, Нужно имя позарез! Имя вы не зря даёте, Я скажу вам наперёд: Как вы яхту назовёте, Так она и поплывёт. Назовите геркулесом — И скомандуйте: Вперёд! — И она без ледореза

Льды на Полюсе пробьёт! © фрагмент Е.Чеповецкий

Данные строчки появились позднее, но Фритьоф Нансен уже тогда предусмотрел этот вопрос и назвал судно именно так «Вперед».

Музей Фрама в Осло: корабль Нансена, Амундсена и СвердрупаМузей Фрама в Осло: корабль Нансена, Амундсена и Свердрупа

Нансен для покрытия расходов выступал во многих городах по пути следования судна к Северному полюсу. Маршрут экспедиции можно оценить по карте.

Источник: http://club.silver-ring.ru/posts/muzei-frama-v-oslo.html

Покорители Северного и Южного полюса Земли. Герои Норвегии – Фритьоф Нансен и Руаль Амундсен

Назовите десять знаменитых норвежцев, тут же возникнет Нансен – высокий голубоглазый блондин, полярник, Нобелиат как спаситель народов, политик, человек, которого сложно в чем-то упрекнуть.

Непременно список дополнит Амундсен – путешественник и полярный исследователь, который продолжил начинания Нансена и первым покорил Южный полюс, совершил перелёт на дирижабле над Северным полюсом и осуществил морской переход как Северо-восточным, так и Северо-западным путём.

Музей Фрама в Осло: корабль Нансена, Амундсена и Свердрупа

Страсть к путешествиям в норвежцах пробудили ещё праотцы-викинги.

Хитроумное сплетение легенд и саг пронесло славу этих храбрецов сквозь века, и с тех пор чуть ли не в каждом норвежце живёт желание исследовать что-то загадочное, неприступное, сложное… Географическое положение Норвегии изначально предполагало морские путешествия в северном направлении, где наиболее притягательными – особенно в конце XIX – начале XX в. – виделись заледенелые просторы Северного полюса.

Из двух великих норвежских исследователей льдов, Фритьофа Нансена и Руаля Амундсена, последний – фигура более противоречивая.

Когда Амундсен узнал, что Роберт Скотт собирается покорить Южный полюс, он вопреки цеховой этике бросился наперерез, опередил шотландца и стал первым человеком, достигшим абсолютного юга. Скотт пришёл к цели чуть позже и погиб в снегах, потрясённый проигрышем.

Научный мир осудил норвежца и решил считать первопроходцами и Скотта и Амундсена. Действительно, по сравнению с вечностью разница в 36 дней незначительна.

У Нансена всё проходило не так драматично. Был благонравен, радовал окружающих. Родился в 1861 году, учился на зоолога.

Ещё во время учёбы в университете Нансен совершил своё первое путешествие по Северному Ледовитому океану. Потом будет ещё несколько полярных экспедиций.

Будущему учёному и политику пригодилась спортивная выучка. Несколько раз Нансен становился чемпионом Норвегии по бегу на лыжах.

Музей Фрама в Осло: корабль Нансена, Амундсена и СвердрупаВ 1888 году, перед тем как возглавить экспедицию в Гренландию, стал доктором наук. А из экспедиции вернулся знаменитым, совершив с пятью спутниками пеший переход от восточного побережья Гренландии до западного. В 1890-е годы продолжал опасные ледовые походы. Шпицберген, Земля Франца-Иосифа, остров Джексон – для современников это равнялось первым полётам космонавтов. На севере и сейчас не сахар, а в те годы без современной техники было совсем тяжело. Когда Нансен отплывал на своём судне «Фрам», проект которого он специально разработал для арктических экспедиций, его провожали как на эшафот. Зато эти экспедиции, завершавшиеся чудесным возвращением героев, заложили основы новой науки, физической океанографии и серьёзно подняли акции лично Нансена. Герой-мореход завоевал всемирное признание и репутацию, которыми ему довелось позже воспользоваться на благо сотен тысяч наших соотечественников. В 1922 году получил Нобелевскую премию мира. Умер Нансен 13 мая 1930 года в своей усадьбе близ Осло. Согласно завещанию, его тело было кремировано, а прах развеян над Осло-фьордом.

Музей Фрама в Осло: корабль Нансена, Амундсена и Свердрупа

Руаль Амундсен родился в 1872 году в семье судовладельца и с юности мечтал о полярных исследованиях. Тем не менее, уступив настояниям матери, он поступил на медицинский факультет университета, который бросил в 1893 году, сразу после её смерти.

Поступив матросом на судно, Амундсен несколько лет плавал на разных судах и постепенно вырос до штурмана.

В 1897-1899 годах он принял участие в бельгийской антарктической экспедиции, участники которой из-за ошибок при подготовке и в ходе её проведения были вынуждены провести 13-месячную зимовку.

Этот тяжёлый урок пригодился Амундсену при подготовке его собственной арктической экспедиции. В 1903 – 1906 годах на небольшой яхте «Йоа» Амундсен с шестью спутниками исследовал Северо-Западный путь из Атлантического океана в Тихий. Однако это была лишь прелюдия к главной цели – Южному полюсу.

Стартовавшая летом 1910 года на знаменитом судне «Фрам» экспедиция прибыла к Антарктиде 13 января 1911 года.

Построив базу и тщательно подготовившись к переходу, в октябре 1911 года пять человек во главе с Амундсеном отправились на собачьих упряжках к Южному полюсу и достигли его 14 декабря 1911 года.

В дальнейшем Амундсен совершил ещё несколько путешествий на север и погиб, участвуя в спасении экспедиции Умберто Нобиле 18 июня 1928 года. Его так и не нашли.

Первоначально Амундсен планировал достигнуть Северного полюса, однако получив известие о покорении полюса Фредериком Куком, а позднее Робертом Пири, решил достичь Южного полюса. Когда 12 октября 1910 года Скотт прибыл в Мельбурн, там его ожидала телеграмма из Мадейры.

Она была краткой и по существу: «Позвольте сообщить Вам, «Фрам» направляется в Антарктику. Амундсен.» Экспедиция Амундсена высадилась в Антарктиде одновременно с экспедицией английского путешественника Роберта Скотта, однако сумела достичь Южного полюса на 36 дней раньше.

Музей Фрама в Осло: корабль Нансена, Амундсена и Свердрупа Музей Фрама в Осло: корабль Нансена, Амундсена и Свердрупа

В решающий поход к Южному полюсу норвежец отправился 20 октября. А Скотт – только 2 ноября 1911 года. Путь Амундсена был короче, правда, несколько труднее с точки зрения рельефа. Тяжёлым оказался подъём на горный хребет.

Зато по ровной местности собаки легко тащили сани, и люди лишь держались за привязанные к ним верёвки, скользя на лыжах. Прежде чем штурмовать полюс, обе экспедиции подготовились к зимовке. Скотт мог похвастаться более дорогой экипировкой, зато Амундсен в своём снаряжении учёл каждую мелочь.

Английский и норвежский отряды были равны по количеству людей – пять человек в каждом. Моторные сани англичан быстро вышли из строя, задолго до полюса пришлось застрелить выбившихся из сил пони. Люди сами потащили сани.

Оказалось, что англичане пренебрегают даже лыжами, в то время как для норвежцев это было привычное средство передвижения. Экспедиция Скотта осталась без топлива: оно вытекло из железных сосудов сквозь плохо пропаянные швы.

Музей Фрама в Осло: корабль Нансена, Амундсена и Свердрупа

14 декабря 1911 года Амундсен достиг Южного полюса. Англичане всё ещё шли, проявляя чудеса стойкости, но очень медленно. Лишь 18 января 1912 года они прибыли на полюс и уже не удивились, когда увидели там флаг Норвегии. Обратный путь оказался Скотту и его товарищам не под силу. Страшные морозы и ветер сделали своё дело.

Они часто сбивались с пути, голодали. 29 марта, в 20 км от продуктового склада, Роберт Скотт сделал последнюю запись в дневнике: «Смерть уже близка. Ради Бога, позаботьтесь о наших близких!». Тела троих полярников, в том числе и Роберта Скотта, были обнаружены в ноябре 1912 года.

На месте первой зимовке Скотта был воздвигнут крест со словами «Бороться и искать, найти и не сдаваться».

В 1936 году в Осло, на полуострове Бюгдой, был открыт музей, посвященный истории норвежских полярных экспедиций. Главный его экспонат – судно «Фрам», восстановленное полностью, на борт и во внутрь которого поднимаются туристы со всего мира!

  • Музей Фрама в Осло: корабль Нансена, Амундсена и Свердрупа
  • Добро пожаловать в Норвегию, страну первооткрывателей и путешественников!
  • гид — Попова Тамара
    Группа ВКонтакте: https://vk.com/popovatour

Источник: https://Bonturina.ru/skandinavia/norge/pokoriteli-severnogo-i-yuzhnogo-polyusa-zemli-geroi-norvegii-fritof-nansen-i-rual-amundsen.html

Полярная Заря, часть LXX. На борту легендарного "Фрама"

?

Перископ из глубин Тихого океана (periskop.su) wrote, 2009-06-30 10:20:00 Перископ из глубин Тихого океана periskop.su 2009-06-30 10:20:00 Categories:

  • путешествия
  • история
  • Cancel

Самое интересное про Осло я, однако, оставил на десерт. Вы, наверное, догадались — это я про шхуну «Фрам», детище Колина Арчера и один из самых легендарных кораблей в истории мореплавания. В его активе — три полярные экспедиции с научными открытиями мирового значения: арктический дрейф Нансена (1893-1896), исследования Канадского Арктического архипелага Свердрупа (1898-1902) и вершина карьеры — антарктическая экспедиция Руала Амундсена к Южному Полюсу (1910-1912).Неудивительно, что на борт «Фрама» экспедиционеры поднимались с некоторым волнением: что-то там нас ждёт? что мы увидим? Должен сказать, что наши ожидания полностью оправдались и мы не пожалели после этого, что заехали в норвежскую столицу, несмотря на некоторую унылость общих впечатлений от города — «Фрам» всё реабилитировал! И вообще, если вы не видели «Фрам», то и в Осло, на мой взгляд, не были.* * *Однако этот корабль в своё время вполне мог и пропасть для истории, когда он догнивал в Буэнос-Айресе в середине 1920-х, никому уже не нужный и со снятым такелажем. Как обычно в таком случае, судьбу его решила кучка энтузиастов, озаботившихся его спасением и восстановлением внутренних интерьеров. А потом уже подключилось и государство, понявшее через некоторое время, что «Фрам» — это не просто корабль, но и выражение норвежского национального духа, свидетель славных деяний отважных исследователей — и, более того — часть идентичности этой нации. В 1935 году он стал кораблём-музеем, и даже нацисты в годы окупации не тронули его.И вот теперь и мы можем его посмотреть. Давайте же пройдем на борт!

Предупреждаю, пост большой, иллюстраций много — полсотни.

Со стороны Осло-фьорда, если подходить по воде, избушку с «Фрамом» видно издалека (жёлтая, в центре), а справа от неё — музей «Кон-Тики» и «Ра». Однако нужно выходить на второй пристани — сперва катер от Ратуши привезёт нас гораздо правее, в некотором отдалении от этого места.

Вид на музей «Фрама» с берега. Рядом — вторая избушка, там стоит другое судно, относящееся к Морскому музею, мы на него уже не успели.

Музей «Фрама» позиционирует себя как мировой, а не локальный — и поэтому при входе наличествуют приветствия на основных языках планеты, кроме норвежского — на английском, немецком, французском, итальянском, испанском, русском, японском и китайском.Внутри этой «избушки» стоит и сам легендарный корабль, как в сухом доке. Это правильно, поскольку цель хранения — обеспечить полную сохранность реликвии для потомков. Слишком он важен для Норвегии.Вид на «Фрам» спереди. Для масштаба в кадре есть люди и первая, «нижняя» линия стендов с различными экспонатами.Около форштевня стоит Нансен, руководитель первой экспедиции и заказчик корабля, определивший его параметры (было высказано предположение, что это Арчер, но по-моему, это именно Нансен).

«Фрам» считается самым прочным кораблём из дерева, среди когда либо построенных. Арчер создал «Фрам» специально для арктической экспедиции Фритьофа Нансена, который предполагал вмерзнуть в арктические льды и с помощью дрейфа достичь Северного полюса.

Читайте также:  «четыре времени суток», уильям хогарт — описание картины

Необходимое условие прочности корпуса, способного выдержать давление льдов, конструктор заложил в проект, кроме того, Нансен проводил опыты по трению различных материалов о лёд. Из-за этого корабль имел значительную осадку и нетипичные для того времени обводы.

Поперечное сечение корпуса соответствовало форме яйца, борта корабля были сделаны толщиной 80 сантиметров, носовая часть усилена — ее толщина достигала 120 см. Набор — дубовый, обшивка — сосновая в четыре слоя. Расстояние между шпангоутами не превышало 3-4 см.

, это пространство было залито битумом с опилками, для достижения полной водонепроницаемости. Изнутри борта обиты пробкой, войлоком, оленьими шкурами и декоративной панелью из ели.

Первая экспедиция «Фрама». Ледовый дрейф в Восточной Арктике. 1895 г.А это уже фото встречи «Фрама» в гавании Христиании, после трехлетнего арктического похода, 1896 г. Его легко узнать по облепленности встречающими лодками и отсутствию расцвечивающих флагов.

Парусное вооружение принималось как у шхуны. Так как мощный корпус получился достаточно тяжелым (420 т. с паровой машиной и наполненным котлом), то скоростные характеристики корабля были принесены в жертву надежности. Судно отличалось превосходной управляемостью, было вёртким, легко всходило на волну, но отличалось валкостью из-за скруглённых обводов и отсутствия киля.

Помимо парусов корабль был оборудован паровым двигателем (машина тройного расширения с кулисой, позволяющей превратить её в компаунд; номинальная мощность 220 л.с.). Во избежании поломки во льдах, винт мог быть быстро поднят из воды с помощью лебедки.

Также, впервые в истории, для выработки электричества на «Фраме» была установлена динамомашина, которая могла работать либо от паровой машины, либо от ветряка.

«Фрам» в антарктических морях, 1910 г.

Экспедиция, в составе 13 человек (причём 13-й — матрос Бернт Бентсен (1860—1899), вошёл в состав команды за полчаса до отплытия), отправилась из Христиании в июне 1893 года, имея запас провизии на пять лет. Угля было взято 100 т.

, что соответствовало запасу на шесть месяцев полного хода, а, кроме того, по 20 тонн керосина и сырой нефти для отопления внутренних помещений. Полезная нагрузка (конструкционная — 380 т.) была превышена более чем на 100 тонн, так что при отплытии «Фрам» имел надводный борт высотой не более 50 см.

«Фрам» проследовал вдоль северного побережья Сибири. Не доходя до Новосибирских островов около 100 миль, Нансен изменил курс на более северный. К 20 сентября, достигнув 79º с.ш., «Фрам» прочно вмерз в паковый лед. Нансен и его команда приготовились к дрейфу на запад, к Гренландии.

Дрейф «Фрама» прошел не так близко к полюсу, как надеялся Нансен. Нансен вдвоем с Ялмаром Йохансеном покинули судно и попытались достигнуть полюса пешком. Они смогли достичь 86º14’ с.ш., и решили повернуть назад, отправившись к Земле Франца-Иосифа. В августе 1895 — мае 1896 гг.

они были вынуждены зимовать в экстремальных условиях на о. Джексона. 19 июня 1896 г. Нансен и Йохансен вышли на базу Эльмвуд экспедиции Фредерика Джексона на мысу Флора о. Нордбрук.

У Шпицбергена «Фрам» смог освободиться из льдов и направился к югу, после 1041 дня дрейфа. Блестяще зарекомендовала себя система ветрогенератора для выработки электроэнергии для освещения (работала с октября 1893 по август 1895 г.

, разобрана из-за износа механизмов). Хотя судно не предназначалось для использования в качестве ледокола, но за 28 ходовых суток было пройдено 100 миль в ледовых полях в июне-июле 1896 г.

В августе 1896 году Нансен и Йохансен встретились с судном экспедиции в норвежском порту Варде.

Карта Первой Арктической экспедиции «Фрама».Как видите, Нансен прошёл аж до дельты Лены, затем повернул на север и проследовал Землю Санникова. «Фрам» без Нансена после дрейфа в 1896 г. вернулся в Тромсё.

В 1907 г. «Фрам» был передан экспедиции Амундсена, во время которой предполагалось начать пятилетний дрейф через Арктику в районе Берингова пролива, для чего следовало предварительно пересечь Атлантический и Тихий океаны.

Судно подверглось генеральной ревизии, в ходе которой выяснилось, что деревянная конструкция, выдержавшая две арктические экспедиции, не повреждена, однако внутренняя теплоизоляция и угольные ямы поражены грибком. В ходе капитального ремонта в 1909 г. «Фрам» был переоборудован для перехода через Тихий океан.

Паровая машина была заменена на двухцилиндровый дизельный двигатель (180 л.с.). Запас керосина (90 т.) обеспечивал 95 дней беспрерывной работы двигателя. Поскольку двигатели фирмы Дизеля в 1909 г. были, скорее, экспериментальными моделями, бортмехаником «Фрама» стал конструктор его двигателя — Кнут Сюндбек.

Помещения для экипажа были расширены, чтобы можно было вместить 20 человек и запасы продовольствия на 2 года вперёд, 100 ездовых собак, дом для зимовки в Антарктиде, запасы угля и дров и т. д. После всех перестроек, водоизмещение «Фрама» достигло 1100 т. В 1910 году Руал Амундсен отправился в Антарктику, причём с мая 1910 по январь 1911 г. было пройдено 16 тыс.

морских миль без захода в порты. 13 января 1911 года, Амундсен подошёл к ледяному барьеру Росса в Антарктиде. Он высаживается в Китовой бухте Антарктиды, выехав на собачьих упряжках 19 октября 1911 года, уже к 14 декабря 1911 года достигает Южного полюса, на месяц опередив английскую экспедицию Роберта Скотта.

Карта Третьей Антарктической экспедиции «Фрама» (только южная часть экспедиции).На этой карте из архива «Лайфа» наглядно показана часть антарктического пути «Фрама» (линии внизу карты).

  • «Polarskibet. FRAM»

Ну вот, я немного вам рассказал об истории этого замечательного корабля.А теперь давайте взойдём на борт «Фрама».Корабль сам по себе небольшой (водоизмещение 800 — 1100 тонн). Он по размеру и вместимости примерно эквивалентен среднему рыболовному траулеру, на которых я часто бывал, живя на Камчатке. Однако по устройству он совершенно уникальный, учитывая его назначение. У него очень большая для такого водоизмещения осадка (около 5 метров) и маленькая, даже смешная, крейсерская скорость экономичного хода (5,5 узлов). Скорость принесена в жертву всем остальным характеристикам корабля, который предназначен для плавания в экстремальных условиях.На палубе «Фрама», вид в сторону носа. Деревянная дверь — вход внутрь.Один из экспедиционеров (Маэстро) усердно снимает другие виды, пока я стою на мостике и снимаю этот ракурс :)Носовая часть, близ якорных клюзов.Вентиляционные трубы машинного отделения. Вид в сторону кормы.Фрагмент такелажа.Вид на корму.Кормовой штурвал.Между мачтами, на тонких и почти невидимых лесках, очень оригинально подвесили тяжёлого антарктического буревестника.Впечатление производит!Конечно, в экспедициях палубы «Фрама» были весьма непрезентабельными — ведь это корабль-работяга, а не яхта для увеселений. Вот, скажем, фото 1911 г. (архив Life), антарктическая экспедиция Амундсена: на палубе гуляют и лежат гренландские лайки, которые потом повезут полярников по льдам к Южному полюсу.Из книги Амундсена «Южный Полюс»:Самым важным при снаряжении было найти хороших собак. Как я уже говорил, я должен был действовать уверенно, быстро и без промедления, чтобы с успехом привести все в порядок. На следующий же день после принятия мною решения, я уже был на пути в Копенгаген, где как раз в это время находились два инспектора гренландской администрации. Я с ними договорился, и они взялись доставить мне к 1 июля 1910 года в Норвегию 100 самых лучших гренландских собак. Таким образом, «собачий» вопрос был разрешен, так как выбор собак находился в опытных руках.Амундсен взял с собой в рейс 97 собак (в т.ч. 10 сук — четыре щенка родилось в пути, два было оставлено), на поход к полюсу — 52 собаки, назад с ним вернулось 12. После покорения Южного полюса предшественники «Гринписа» лили на него грязь и обвиняли в жестокости: как так, дескать, хладнокровно забил большую часть ездовых собак, изверг! Но факт остаётся фактом: для выживания и покорения полюса часть ездовых собак в пути была забита, сложена в специальные «холодильники» и пошла на пропитание другим собакам на обратном пути.Теперь давайте спустимся вниз, в недра «Фрама».

    Трапы круче, чем на пассажирском лайнере — видно, что при проектировании инженеры очень ответственно относились к использованию пространства.Первый внутренний ярус помещений (где находится кают-компания и каюты).Зайдём в кают-компанию. Она сделана подчёрнуто комфортно, в противовес другим, «рабочим» помещениям: бильярдный стол, граммофон, библиотека, пианино, мягкие диваны. Предполагалось, что в течение сурового трёхлетнего плавания это помещение должно было было служить средством релаксации экипажа.Диваны на самом деле тёмно-красного цвета.Проход от кают-компании к каютам экипажа. Там уже значительно меньше места.Камбуз.Очень интересна точка зрения Амундсена на алкоголь в экспедиции (из книги «Южный полюс»):Интерьеры «Фрама» во время Третьей (антарктической) экспедиции, из архива Life. Как видите, в начале похода на борту были даже живые свинки :)Команда «Фрама» в Третьей (антарктической) экспедиции. Часть этих людей впервые в истории достигнет Южного полюса, 14 декабря 1911 года.Граммофон в кают-компании.Каюта №7, где жили Отто Свердруп (вторая экспедиция) и Руал Амундсен (третья).Теперь спустимся в трюмную часть «Фрама», ниже ватерлинии.Силовые «рёбра» конструкции.Конструкции в носовой части.Машинное отделение, со 2-го яруса (стоит дизель, который был в Третьей антарктической экспедиции). В первых двух была паровая машина.Вид машинного отделения с 1-го яруса, трюмного.Надпись на основании дизеля.Стол в углу машинного отделения с инструментом.Запасные винты в трюме.А вот, кстати, винт и руль «Фрама» (вид снаружи).Лыжное полярное оснащение, в трюме.Набор хирургических, медицинских инструментов и спасательный инвентарь (2-й ярус).Больше я показать не смогу: иначе пост раздуется до слишком больших размеров. Скажу лишь, что от обхода и осмотра корабля и его деталей впечатление осталось грандиозное. И конечно, экспедиционеры просто не могли не сняться на память на его борту.Маэстро решил запечатлеться за штурвалом……а Командор — на мостике. Боцмана Зеленого мы не смогли нигде найти в момент сьёмки: он куда-то запропал и был обнаружен нами уже внизу, минут через двадцать.Внизу продается много разных сувениров о «Фраме», причём по весьма высоким ценам. Но, кто хочет — тот купит на память.Можно приобрести и портреты полярников (тут — Нансен), книги, видеофильмы, диски…Сувенирная вилка и конверт. Вот такие сувениры поехали после нашего посещения в разные концы света — в Америку и в Россию.Вывод такой: кто вдруг окажется в Осло и любит путешествия — обязательно идите! Просто даже без вопросов и раздумий! Даже если больше ничего там не посмотрите. Впечатление — потрясающее. Только надо идти пораньше, пока народу мало.

    Текст, выделенный коричневым, взят отсюда. Исторические снимки — архив «Лайфа».

    Автопробег «Полярная Заря — 2008», полное содержание

    Продолжение следует

    Источник: https://periskop.su/483458.html

    Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector