Муза, михаил врубель, 1896

Муза, Михаил Врубель, 1896

Врубель Михаил Александрович (1856 — 1910) Автопортрет 1889 картон, акварельЭрмитаж

Михаил Врубель, еще не успев окончить Петербургскую Академию, приехал в Киев расписывать древнерусский собор.

Он еще не знал, что проведет здесь целых шесть лет, откроет для себя удивительный мир византийского искусства, влюбится в жену своего работодателя, встретится с призраком и оставит в киевских храмах образы удивительной красоты.

Киевские годы Врубель будет вспоминать с особым трепетом. Намного позже, приехав в древний город со своей женой и любуясь им, он признается: «Как хорош, однако же, Киев! Жаль, что я здесь не живу. Я люблю Киев!»

Муза, Михаил Врубель, 1896Михаил Александрович ВрубельШиповник1884, 24×19 см.

Открытие древнерусского искусства. Кирилловская церковь

В Киев Врубеля пригласил А. Прахов, преподаватель Киевского Университета, искусствовед, занимавшийся реставрацией уникальных памятников Древней Руси. Он руководил работами по восстановлению только что открытых уникальных росписей ХІІ века в Кирилловской церкви, а также внутренней отделкой строящегося Владимирского собора.

Фрески, обнаруженные в Кирилловской церкви, решено было не консервировать, как это принято в современном реставрационном деле, а обновить, то есть дописать утраченные фрагменты, дескать, храм действующий и негоже его оставлять с «неоконченными» бледными росписями. Для этой работы были приглашены известные киевские художники Х. Платонов, Н. Пимоненко, И. Селезнев, ученики Рисовальной школы Н. Мурашко, а за мастером для задуманного Праховым новым иконостасом в византийском стиле ученый отправился в Петербург.

Муза, Михаил Врубель, 1896Современный вид убранства Кирилловской церкви 

Прахов обратился к своему старому приятелю П. Чистякову рекомендовать талантливого студента — профессор назвал одним из самых одаренных своих учеников М. А. Врубеля.

«Через несколько дней я побывал у него, — пишет в своих воспоминаниях Прахов, — просмотрел все работы и убедился в том, что имею дело с выдающимся талантом, превосходным рисовальщиком, а главное для меня — стилистом, хорошо понимающим античный мир и могущем, при некотором руководстве, отлично справиться с византийским стилем, не пользовавшемся в те времена почетом среди художественной молодежи».

Муза, Михаил Врубель, 1896Врубель «Автопортрет», 1885

Врубель приезжает в Киев и на несколько месяцев с головой окунается в мир византийского искусства, мало ему знакомый, ведь в Академии в то время упор делали на античность. Его учителем становится сам Прахов — специалист по Древней Греции и Востоку.

Богатейшая библиотека исследователя в полном распоряжении Михаила, а главное, рассказы искусствоведа, объехавшего всю Европу — Италию, Грецию и Турцию, исследуя древние памятники. Перед глазами художника постоянно находятся оригиналы греческого и древнерусского искусства — удивительные, прекрасные мозаики ХІ-ХІІ вв.

в Софийском соборе и Михайловском Златоверхом монастыре приводят его в восторг. 

Муза, Михаил Врубель, 1896Врубель «Пророк Моисей», 1884

Чтобы испробовать силы Врубеля Прахов поручил ему воссоздать фреску ХІІ века с изображением Архангела Гавриила, от которой осталась только графья — процарапанный в сырой штукатурке общий контур фигуры. От художника требовалось практически заново написать образ.

Врубель прекрасно справился с трудной задачей, он «не выдумывал ничего от себя, а изучал постановку фигур и складки одежды по материалам, сохранившимся в других местах», написав детали фигуры и одежды архангела в строго византийском стиле, как об этом вспоминает сын Прахова, Николай. 

Муза, Михаил Врубель, 1896Врубель «Архангел Гавриил», 1884

  • В Кириллавской церкви Врубель написал пророка Моисея, композиции «Ангелы с лабарами», «Сошествие Святого Духа», в которой прототипами апостолов были киевские ученые и священники.

Муза, Михаил Врубель, 1896Врубель «Ангелы с лабарами», 1884

Муза, Михаил Врубель, 1896

Врубель «Сошествие Святого Духа», роспись в Кирилловской церкви в Киеве

Сюжет «Надгробный плач» художник разработал в трех вариантах, но долгое время не мог показать эскизы Прахову. Тогда Врубель сам выбрал свою любимую сцену и написал ее на стене.

Когда Прахов приехал в Кирилловскую церковь, Врубель поспешил ему сообщить:

— Адриан Викторович, я знал, что вы очень заняты и оттого до сих пор не имели времени побывать у меня. Решил, что в Кирилловскую церковь, наверное, скоро заедите — вот и написал лучший, по моему мнению, эскиз прямо на стене. Потом, если одобрите, перепишу.

— Да какой же это эскиз, Михаил Александрович?! Это великолепное, вполне законченное художественной произведение! Больше ничего к нему не надо добавлять и переделывать! Напишите только заявление в строительную контору об окончании работы и получите следуемые за нее деньги. Вот и все. Поздравляю вас!»

Муза, Михаил Врубель, 1896Врубель «Оплакивание Христа», 1884Мадонна Врубеля

Часто бывая в доме Праховых, Врубель очарован хозяйкой — Эмилией Львовной. Своей сестре в письме он пишет, что встретил «чудесного человека». Он оказывает знаки внимания замужней даме, матери трех детей, надеясь на взаимность.

Как-то Врубель преподнес подарок Эмилии Львовне — необыкновенно красивую акварель «Восточная сказка». Зная, что художник постоянно стеснен в средствах, она предложила показать ее коллекционеру И.

Терещенко. Тогда Врубель, человек от природы деликатный и обычно сдержанный, от обиды порвал чудесную работу и молча ушел. Когда через несколько дней он вернулся с извинениями, ему передали заклеенный рисунок.

Муза, Михаил Врубель, 1896Михаил Александрович ВрубельВосточная сказка1886Михаил Александрович ВрубельГолова женщины (Портрет Э.Праховой)1885

Когда Михаил Врубель появился в Киеве, ему было 28 лет. Фигурой он был заметной — не в последнюю очередь из-за своих экстравагантных манер. Врубель мог появиться в «черном бархатном костюме, в чулках, коротких панталонах и штиблетах».

А чего стоило пальто с семью пелеринами — нонсенс! Этот «пережиток моды» оставался лишь в форменной одежды, и две пелерины мог носить генерал-губернатор… Как-то раз, запачкав нос зеленой краской, в ответ на замечание приятеля — художника Сведомского, — Врубель совершенно закрасил нос зеленым, прошелся по городу и явился в гости к Праховым. Еще и доказывал Эмилии, что это красиво и в будущем будет модно для господ — дамы ведь красятся?

Надо сказать, что Врубель во время пребывания в Киеве страдал от хронической нехватки денег. Хотя гонорары он получал регулярно, причем неплохие (только за алтарь ему было обещано 1 200 рублей), деньги у него не задерживались.

Его рассеянность и «несерьезный» образ жизни, а, возможно, и ставшая явно заметной симпатия художника к жене, заставили Прахова предложить Врубелю продолжить работу над иконостасными образами в Италии, на что тот охотно согласился.

Михаил Александрович ВрубельВосточный танец1887

Прахов дал свои последние «наставления»: «Поезжайте сначала в Равенну, познакомиться там с древними мозаиками церквей: San Vitale, San Appolinare in classe, San Appolinare nuovo, а потом поселитесь в Венеции.

Климат в ней мягкий, зимой иностранцев приезжает мало… Тут же, под боком, собор святого Марка с его чудесными мозаиками разных эпох, а в часе езды на гондоле, на острове Торчелло, в церкви Santa Maria Assunta — прекрасно сохранившиеся мозаики ХІІ века.

Кроме того, во Дворце дожей, в церквях и музеях — чудесные венецианские колористы: Джиованни Беллини, Паоло Веронезе, Тициан, Тинторетто и много других»

Врубель «Мост вздохов. Венеция» 1894Государственная Третьяковская галерея

Вернувшись из Венеции через несколько месяцев, Врубель представил четыре образа — Иисуса, Святых Кирилла, Афанасия и Богородицу с Младенцем. Перед последней работой, Богородицей, публика застывала, узнав в ней черты Эмилии Львовны Праховой. Ее образ не забылся художником, свои чувства он выразил в иконе — своей прекрасной Мадонне. 

Михаил Александрович ВрубельБогородица с Младенцем1885

    Врубель «Богородица с Младенцем» (эскиз для иконостаса Кирилловской церкви в Киеве), 1885Богородица с Младенцем. Алтарный образ в Кирилловской церкви в КиевеКирилловская церковь, наши дниИконостас в Кирилловской церквиВладимирский собор – непонятый гений

    Эскизы Врубеля для росписей во Владимирском соборе не были приняты комиссией. Их с трудом можно было представить соседствующими с фресками Васнецова, Нестерова и салонных художников братьев Сведомских и Котарбинского.

    — Превосходные эскизы показал мне сегодня в соборе Михаил Александрович, но для них надо построить собор совершенно в особенном стиле, — сообщил Адриан Прахов своей жене.

    Ангел с кадилом и свечой. 1887Бумага на картоне, акварель

    Искусствовед Киевского музея русского искусства М. И. Кружкова объясняет, почему эскизы Врубеля не были приняты, а, главное — остались непонятыми в то время: 

    «У Врубеля был другой уровень, абсолютное новое понимание религиозной живописи. Это понимание основывалось на великих традициях древнерусского искусства, но было переосмыслено веком модерна и символизма.

    Его символическая религиозная живопись была совершенно новым словом, именно поэтому было очевидное непонимание его творчества.

    Русская ортодоксальная церковь следовала устоявшимся традициям, и тогда не было возможности утвердить „авангардные“ — в смысле совершенно новые, — росписи Врубеля, хотя истоки их прослеживаются еще в творчестве Александра Иванова и Николая Ге».

    Врубель долго работал над эскизами и создал четыре варианта «Надгробного плача». Они резко отличаются от всего созданного ранее и по силе внутреннего драматизма им нет равных в русской живописи, признают искусствоведы.

    Михаил Александрович ВрубельНадгробный плач (первый эскиз к росписи во Владимирском соборе в Киеве)1887Михаил Александрович ВрубельНадгробный плач (второй вариант)Эскиз к росписям Владимирского собора в Киеве 188745×62.7 смМихаил Александрович ВрубельНадгробный плач (третий эскиз росписи Владимирского собора в Киеве)1887Михаил Александрович ВрубельНадгробный плач (четвертый вариант)Эскиз росписи Владимирского собора в Киеве 188718×29.8 см

    1. Сцену «Воскресения» Врубель также трактует необычно — его Иисус еще не освободился от уз смерти, что также не согласуется с церковным видением.

    Михаил Александрович ВрубельВоскресение. Эскиз к росписи Кирилловской церкви в Киеве 188731.6×43 смМихаил Александрович ВрубельВоскресение Эскиз росписи Владимирского собора в Киеве 188735×22 см

    Во Владимирском соборе Врубелю были отданы лишь декоративные росписи в боковых приделах на тему «Дни творения». И хотя работа оказалась не такой грандиозной, как предполагалось, Врубель с воодушевлением принялся за нее, увлекая своих помощников:

    Читайте также:  Музей службы безопасности украины (сбу) в киеве

    «Он рисовал пастелью проекты орнаментов колоссальных арок, много раз переделывая, создавал, творил, не заглядывая в так называемые материалы, как это делается сплошь и рядом, нет, все выливалось из-под рук на бумагу в натуральную величину.

    Написанные орнаменты проходил сам лично, изменяя тот или другой тон, отыскивая гармонию и доводя незатейливые мотивы до дивной композиции, исполненной музыкальности и фантастичности.

    Орнаменты Врубеля в соборе Святого Владимира — это chef-d'œuvre композиции, пятна, рисунка и тона» (из воспоминаний Л. Ковальского).

    Врубель «Эскиз орнамента к росписям во Владимирском соборе в Киеве», 1887Заказчики Врубеля

    С заказчиками у Врубеля как-то не складывалось. Мало того, что он вовсе не дорожил своими работами — писал на чем попало, не заканчивал (в семье Праховых даже прятали от него незаконченные работы), — так он мог переписать уже проданную работу, как это случилось с заказом Терещенко.

    На проданной миллионеру работе «Христос в Гетсиманском саду» Врубель, увлекшись цирковой артисткой, написал ее портрет. Узнав о случившемся, коллекционер потребовал назад деньги, которых у художника уже не было и ему пришлось обратиться за ссудой.

    В Киеве появился шедевр Врубеля, чудесная «Девочка на фоне персидского ковра».
    Михаил Александрович ВрубельДевочка на фоне персидского ковра 1886104×68 см

    Мария — старшая дочь ростовщика Дахновича, — на картине художника выглядит не просто экзотично.

    Знаменитая «врубелевская бездна» очей и, в целом, мистический трагизм образа, возможно, и отпугнули отца: портрет он не купил. Однако «…в 1886 году ее купил у Врубеля племянник Федора Терещенко Иван. Вообще-то он заказал художнику другую работу — «Восточная сказка», заплатив задаток в 300 рублей.

    Мастер вначале вдохновился замыслом, но затем утратил интерес. Деньги потратил, и на нем повис долг.

    Врубель часто посещал ломбард ростовщика Дахновича, находившийся на углу Крещатика и Бибиковского бульвара (ныне бульвар Тараса Шевченко), — гению живописи нравилось любоваться выставлявшимися там драгоценностями, игрой света на алмазах, изумрудах, рубинах.

    У него появилась, казалось бы, беспроигрышная идея заработать: написать портрет дочери Дахновича Мани в окружении роскоши. Рассчитывал, что отец девочки приобретет эту работу. Вот только ростовщик отказался ее покупать. И тогда картину «Девочка на фоне персидского ковра» согласился взять Иван Терещенко,» — рассказали о жемчужине своего собрания в Киевском национальном музее русского искусства.

    Михаил Александрович ВрубельОбнаженная

    Необычное появление еще одной работы Врубеля было связано с именем Терещенко.

    Художника всегда привлекали красочные сочетания в природе, старинных материях, коврах, завораживала игра переливаний драгоценных камней. И вот однажды Михаил Александрович увидел кусок старинной украинской парчи в доме Праховых и загорелся желанием написать ее. 

    Прямо на глазах семейства он принялся за дело. Практически закончив рисунок, он сказал: «Нет, я напишу не просто кусок материи, а лучше боярина или, еще лучше, царя, сидящего на троне.

    Пусть это будет, ну, хотя бы Иван Грозный… Пусть он будет похож на Ивана Николовича [Терещенко].

    Он тоже Иван и тоже должен быть — Грозным…» — и, доклеив кусочек бумаги к рисунку, что довольно часто делал, Врубель нарисовал голову «царя».

    Михаил Александрович ВрубельПортрет мужчины в старинном костюме ( И.Н. Терещенко) 188627.7×27 смВрубель – педагог

    В Киеве Врубель давал уроки светским дамам Н. Я. Манцевой и Е. П. Бунге, обратившихся к художнику с просьбой научить рисовать акварелью. И хотя техникой акварели он владел великолепно, опыта преподавания у него не было: учитель просто садился и рисовал перед ними цветы.

    Михаил Александрович ВрубельЦветы в синей вазе 188716×24 смМихаил Александрович ВрубельКрасная азалия (Два цветка) 188724×15 см

    • Свои этюды художник оставлял на память своим ученицам, многие из этих работ сегодня хранятся в Киевском музее русского искусства.

    Михаил Александрович ВрубельБелый ирис 188724×16 смМихаил Александрович ВрубельОрхидея 1887Михаил Александрович ВрубельКрасные цветы и листья бегонии в корзине, 1887Появление демона

    В Киеве впервые перед Врубелем появляется демон — образ, ставший роковым в жизни художника. Зная об увлечении художника музыкой и поэзией М. Лермонтова, которую он часто читал в их доме, Э. Л.

    Прахова пригласила Михаила Александровича в театр на новую постановку оперы «Демон» А. Рубинштейна.

    Вечером в доме Праховых после спектакля он нарисовал небольшую акварель «Ходим мы к Арагве светлой» — первый рисунок к «демонической» теме.

    Михаил Александрович Врубель«Ходим мы к Арагве светлой», 1885

    Разгульная жизнь, в которую с отчаяния из-за несчастной любви бросился человек больших страстей, безденежье, постоянные сомнения в своей творческой состоятельности, дурная болезнь, «стартовавшая» в Киеве в тот ранний визит, которая имела роковые последствия, а позже — в 1903 году, — случившееся в этом же городе несчастье, смерть маленького сынишки… Изучая биографию художника, никак нельзя отнести его «киевский период» к житейски благополучному. Однако многочисленные работы, которые создавал Врубель, и которые, в свою очередь, «создавали» его как художника, говорят и о другой стороне его жизни в городе. Для наследия, пожалуй, — главной.

    Может, поэтому «самой счастливой порой жизни» Врубель считал именно свой киевский период. Когда в 1901 году он приехал в Киев и пришел посмотреть на свои работы в Кирилловскую церковь, он сказал: «Вот к чему, в сущности, я должен был вернуться».

     Ирина Олих

    Источник: https://maxpark.com/community/3610/content/5153801

    Музы и демоны Михаила Врубеля

    © РИА Новости / Игнатович / Перейти в фотобанк

    Сегодня исполняется 155 лет со дня рождения русского художника Михаила Александровича Врубеля. Его называли сумасшедшим и гением. Самобытная манера Врубеля – особого рода кристаллический рисунок, мерцающий тонами «сине-лилового мирового сумрака».

    На фото: Автопортрет художника Михаила Врубеля. (1904 г.). Государственная Третьяковская галерея.

    Муза, Михаил Врубель, 1896

    1 из 15

    Сегодня исполняется 155 лет со дня рождения русского художника Михаила Александровича Врубеля. Его называли сумасшедшим и гением. Самобытная манера Врубеля – особого рода кристаллический рисунок, мерцающий тонами «сине-лилового мирового сумрака».

    На фото: Автопортрет художника Михаила Врубеля. (1904 г.). Государственная Третьяковская галерея.

    © РИА Новости / Игнатович

    © РИА Новости / РИА Новости / Перейти в фотобанк

    Одна из самых знаменитых работ Врубеля — «Демон» — написана в первый год пребывания Врубеля в Москве. Он работал в студии в доме Саввы Мамонтова, которую тот уступил Врубелю.

    О герое своей картин Врубель говорил, что Демон — дух «не столько злобный, сколько страдающий и скорбный, но при всем том дух властный, …величавый».

    На фото: Демон. 1890 год.

    Из собрания Государственной Третьяковской галереи.

    Муза, Михаил Врубель, 1896

    2 из 15

    Одна из самых знаменитых работ Врубеля — «Демон» — написана в первый год пребывания Врубеля в Москве. Он работал в студии в доме Саввы Мамонтова, которую тот уступил Врубелю.

    О герое своей картин Врубель говорил, что Демон — дух «не столько злобный, сколько страдающий и скорбный, но при всем том дух властный, …величавый».

    На фото: Демон. 1890 год.

    Из собрания Государственной Третьяковской галереи.

    © РИА Новости / РИА Новости

    © РИА Новости / РИА Новости / Перейти в фотобанк

    Михаил Врубель — одна из главных фигур в знаменитом Абрамцевском художественном кружке, основанном меценатом Саввой Мамонтовым.

    На фото: Портрет Саввы Ивановича Мамонтова. 1897 г. Государственная Третьяковская галерея.

    Муза, Михаил Врубель, 1896

    3 из 15

    Михаил Врубель — одна из главных фигур в знаменитом Абрамцевском художественном кружке, основанном меценатом Саввой Мамонтовым.

    На фото: Портрет Саввы Ивановича Мамонтова. 1897 г. Государственная Третьяковская галерея.

    © РИА Новости / РИА Новости

    © РИА Новости / Алексей Бушкин / Перейти в фотобанк

    В 1890-е годы в Абрамцеве была создана керамическая мастерская, где Врубель увлеченно работал в глине. Его прельщали богатые живописные возможности майолики, игра глазурей и цветов.

    На фото: Скульптура «Весна» в технике майолика. После 1899 г. Из собрания Государственной Третьяковской галереи.

    Муза, Михаил Врубель, 1896

    4 из 15

    В 1890-е годы в Абрамцеве была создана керамическая мастерская, где Врубель увлеченно работал в глине. Его прельщали богатые живописные возможности майолики, игра глазурей и цветов.

    На фото: Скульптура «Весна» в технике майолика. После 1899 г. Из собрания Государственной Третьяковской галереи.

    © РИА Новости / Алексей Бушкин

    © РИА Новости / Александр Лыскин / Перейти в фотобанк

    Долгое время Врубель был известен как талантливый и декоратор, оформляющий интерьеры особняков московских меценатов и буржуа.

    В 1896 году, благодаря скандальному участию Врубеля в Нижегородской ярмарке, перед широкой публикой предстал уже сложившийся художник и выдающийся мастер.

    На фото: Образец русской керамики работы Врубеля.

    Государственный историко-художественный и литературный музей-заповедник «Абрамцево».

    Муза, Михаил Врубель, 1896

    5 из 15

    Долгое время Врубель был известен как талантливый и декоратор, оформляющий интерьеры особняков московских меценатов и буржуа.

    В 1896 году, благодаря скандальному участию Врубеля в Нижегородской ярмарке, перед широкой публикой предстал уже сложившийся художник и выдающийся мастер.

    На фото: Образец русской керамики работы Врубеля.

    Государственный историко-художественный и литературный музей-заповедник «Абрамцево».

    © РИА Новости / Александр Лыскин

    © РИА Новости / РИА Новости / Перейти в фотобанк

    Влияние музыки, литературы и театра на живопись Врубеля велико. На почве сказаний и былин появлялись его персонажи: Морская царевна, Валькирия, Муза, Волхова, Царевна-Лебедь, Пан.

    На фото: Царевна-Лебедь. 1900 год. Государственная Третьяковская галерея.

    Муза, Михаил Врубель, 1896

    6 из 15

    Влияние музыки, литературы и театра на живопись Врубеля велико. На почве сказаний и былин появлялись его персонажи: Морская царевна, Валькирия, Муза, Волхова, Царевна-Лебедь, Пан.

    На фото: Царевна-Лебедь. 1900 год. Государственная Третьяковская галерея.

    © РИА Новости / РИА Новости

    © РИА Новости / Свердлов / Перейти в фотобанк

    «Форма — главнейшее содержание пластики», — утверждал Михаил Врубель, противник прежнего, свойственного передвижникам представления о содержании в искусстве.

    Читайте также:  «дочери эдварда дарли бойта», джон сингер сарджент — описание картины

    На фото: К ночи. 1900 г. Государственная Третьяковская галерея.

    Муза, Михаил Врубель, 1896

    7 из 15

    «Форма — главнейшее содержание пластики», — утверждал Михаил Врубель, противник прежнего, свойственного передвижникам представления о содержании в искусстве.

    На фото: К ночи. 1900 г. Государственная Третьяковская галерея.

    © РИА Новости / Перейти в фотобанк

    В работах Врубеля молчание и тайна — полноправные персонажи в изобразительном искусстве.

    На фото: Жемчужина. 1904 г. Государственная Третьяковская галерея.

    Муза, Михаил Врубель, 1896

    8 из 15

    В работах Врубеля молчание и тайна — полноправные персонажи в изобразительном искусстве.

    На фото: Жемчужина. 1904 г. Государственная Третьяковская галерея.

    9 из 15

    Репродукция картины «Сирень» работы художника Михаила Александровича Врубеля из фондов Государственной Третьяковской галереи.

    10 из 15

    Репродукция картины Михаила Александровича Врубеля «Гадалка». Между 1894 и 1895 гг.

    11 из 15

    Акварель Михаила Врубеля «Роза». Датирована 1904 годом. Из собрания Третьяковской галереи.

    © РИА Новости / Сергей Пятаков

    © РИА Новости / Перейти в фотобанк

    Михаил Врубель был женат на оперной певице Надежде Забеле. В 1901 году у Надежды и Михаила родился сын, которого они назвали в честь Саввы Мамонтова.

    На фото: Портрет Н. И. Забелы-Врубель в туалете ампир. 1904 г. Государственная Третьяковская галерея.

    Муза, Михаил Врубель, 1896

    12 из 15

    Михаил Врубель был женат на оперной певице Надежде Забеле. В 1901 году у Надежды и Михаила родился сын, которого они назвали в честь Саввы Мамонтова.

    На фото: Портрет Н. И. Забелы-Врубель в туалете ампир. 1904 г. Государственная Третьяковская галерея.

    © РИА Новости / Перейти в фотобанк

    Михаил Врубель часто писал портреты жены.

    На фото: После концерта. Портрет Н.И.Забелы-Врубель. 1905 г. Из собрания Третьяковской галереи.

    Муза, Михаил Врубель, 1896

    13 из 15

    Михаил Врубель часто писал портреты жены.

    На фото: После концерта. Портрет Н.И.Забелы-Врубель. 1905 г. Из собрания Третьяковской галереи.

    © РИА Новости / РИА Новости / Перейти в фотобанк

    В начале 1902 года у художника появились признаки психического, или как говорили в то время, душевного расстройства. Бехтерев поставил диагноз, сказав, что болезнь неизлечима.

    В 1905 году болезнь обострилась. Последние годы своей жизни Врубель провел в клинике доктора Бари на Васильевском острове, где и скончался в апреле 1910 года.

    На фото: Михаил Врубель. Автопортрет. 1905 г.

    Из собрания Русского музея.

    14 из 15

    В начале 1902 года у художника появились признаки психического, или как говорили в то время, душевного расстройства. Бехтерев поставил диагноз, сказав, что болезнь неизлечима.

    В 1905 году болезнь обострилась. Последние годы своей жизни Врубель провел в клинике доктора Бари на Васильевском острове, где и скончался в апреле 1910 года.

    На фото: Михаил Врубель. Автопортрет. 1905 г.

    Из собрания Русского музея.

    © РИА Новости / РИА Новости

    © РИА Новости / РИА Новости / Перейти в фотобанк

    Одной из последних в творчестве художника стала тема Пророка, навеянная стихотворением А.С.Пушкина. Художник придает ему сходство с собой в рисунке «Голова Пророка» и в композиции «Шестикрылый серафим».

    На фото: Шестикрылый Серафим. 1904 г. Государственный Русский музей.

    15 из 15

    Одной из последних в творчестве художника стала тема Пророка, навеянная стихотворением А.С.Пушкина. Художник придает ему сходство с собой в рисунке «Голова Пророка» и в композиции «Шестикрылый серафим».

    На фото: Шестикрылый Серафим. 1904 г. Государственный Русский музей.

    © РИА Новости / РИА Новости

    Источник: https://ria.ru/20110317/354129779.html

    Михаил Александрович Врубель: эмоциональная и чувственная керамика

    Художник-керамист – это только одно направление творческой деятельности Михаила Александровича Врубеля. Кроме этого он известен всем как уникальный живописец, также можно увидеть его произведения в скульптуре и графике.

    Михаил Александрович, родившийся в семье военного, с самого детства увлекается книгами и живописью. И всю дальнейшую жизнь он посвящает познанию прекрасного и созиданию. Сюжеты его произведений зачастую навеяны музыкой, театром и литературой.

    Врубель черпает свою творческую энергию в классическом искусстве итальянского Ренессанса, но при этом художника постоянно манит экзотический Восток.

    Творческий путь в керамике

    Шедевры великого художника в керамике связаны с годами работы в мастерской Абрамцево. Этот период творчества мастера начинается с печального события – смерти Андрея Мамонтова, сына Саввы Ивановича Мамонтова.

    Он являлся другом Врубеля, и тот отправляется проститься с ним в Абрамцево, где и остаётся. С этого момента начинается самозабвенное увлечение живописца керамикой.

    Врубель ищет новые формы воплощения своих творческих идей.

    Врубель переносит живопись на майолику. В результате чего некоторая угловатость образов в живописи перерождается в структурность в керамике. Это происходит благодаря мозаичности работ.

    Разнообразные сложные формы фрагментов складываются в великолепные сказочные картины с особым изяществом. Врубель создаёт основу изображения, а также расставляет акценты, изменяя глубину швов между фрагментами.

    Так его стиль, непонимаемый доселе, в керамике входит в русло популярного течения модерна.

    Работы художника-керамиста полны цвета и жизни благодаря металлическому блеску и многоцветному переливу люстра. Врубель был увлечён сиянием, игрой света и цвета драгоценных камней. Подобие драгоценных камней представляет собой и керамика мастера.

    Сюжеты для произведений были взяты Михаилом Александровичем из народного эпоса, литературы и театра, нередко можно встретить и мифические образы. Отличительной особенности работ мастера можно назвать точную передачу чувств и эмоций персонажей. Взгляд на них даёт ощущение реалистичности происходящего, замирания момента на пике развития событий.

    Фасадная керамика художника-керамиста

    Самой известной работой Врубеля в области облицовки фасадов является панно «Принцесса Грёза», украшающее гостиницу Метрополь. На создание величественного шедевра автора вдохновила пьеса французского драматурга Эдмона Ростана.

    Сюжет панно изображает восточную принцессу, склонившуюся над умирающим рыцарем. Полный чувственности и трагизма изображён короткий миг единения двух влюблённых. Персонажи врубелевской «Принцессы Грёзы» также наполнены «до краёв», как и их прототипы из пьесы.

    Панно славится большим количеством полутонов и глубиной цвета.

    Муза, Михаил Врубель, 1896

    Ещё одно известное керамическое панно автора находится на фасаде дома в Лебяжьем переулке. Художником-керамистом выполнена керамическая плитка сложных форм для центрального панно.

    Сюжет изображает загадочную девушку с серёжкой в окружении подводного царства. И снова мы видим игру рельефа, формы и цвета.

    Удивительно, как в таком большом панно может быть отдельным произведением каждый элемент.

    Муза, Михаил Врубель, 1896Керамическое паннона фасаде дома в Лебяжьем переулке, Москва. М.А.Врубель, В.М.Васнецов, 1913 г.

    Печные изразцы и изразцовые камины мастера

    Отдельной раскидистой ветвью в творчестве Врубеля во всей своей красе предстаёт перед нами керамика для печей и каминов.

    Огромное разнообразие печных изразцов невероятной красоты выполнено руками художника-керамиста, в том числе и для камина «Лебедь» в Абрамцево.

    Эта работа впечатляет своей точностью деталей, подобранных в соответствии с тематикой, цветовой гаммой и конечно же чарующей красотой исполнения. На отдельных изразцах можно увидеть лебедей и рыб, деревья и цветы, кораблики.

    Муза, Михаил Врубель, 1896Изразцовый камин Лебедь, Абрамцево. М. А. Врубель, 1892 г.

    Абсолютным новшеством в творчестве художника-керамиста появляется камин «Микула Селянинович и Вольга», который Врубель создаёт по заказу Саввы Ивановича Мамонтова.

    Мастер уходит от стандартных изразцовых каминов, он использует керамику в абсолютно новом ракурсе, создаёт панно на камине. В основе сюжета – встреча двух героев былины, столкновение двух характеров.

    В лице богатыря читается надменность и неудержимая ярость, пахарь же напротив воплощение спокойствия и внутренней силы, подпитываемой родной землёй.

    Персонажи приобретают свой характер с помощью множества приёмов, начиная от мимики и позы героев и заканчивая характерной для автора цветовой образностью. Впоследствии этот камин был не раз повторён автором и другими художниками-керамистами мастерской Абрамцево по эскизу Михаила Александровича.

    Муза, Михаил Врубель, 1896Керамическая облицовка камина «Микула Селянинович и Вольга», Москва. М. А. Врубель, 1900 г.

    Декоративная майолика художника-керамиста

    Декоративная майолика Врубеля славится точностью линий и законченностью образов и сюжетов. Особенно завораживают керамические фигуры, которые обладают прорисованностью черт, множеством деталей, выразительностью мимики и жестов.

    Достаточно взглянуть на майоликовую Египтянку, созданную в период творчества в Абрамцево. В ней та самая восточная загадка, захватывающая Врубеля.

    Её взгляд из-под прикрытых век задумчив, а губы завораживающе приоткрыты, словно шепчут какую-то тайну.

    Муза, Михаил Врубель, 1896

    Изображение Демона –  становится одной из ключевых тем в творчестве художника. К этому образу Михаил Александрович обращается и в керамике, кажется, что он одержим им. Но Демон художника олицетворяет не чёрную силу, воплощение дьявольского, а скорее образ человеческого духа.

    Врубель выполняет иллюстрации к поэме Михаила Юрьевича Лермонтова «Демон», но не останавливает своё внимание на уже созданном герое, а ищет свой образ.  Его Демон в майолике также глубок и многогранен, как и на холсте.

    Присутствует всё тот же задумчивый и тоскливый взгляд, печать вечного одиночества, но при этом в определённых чертах чувствуется внутренняя сила и мощь.

    Муза, Михаил Врубель, 1896

    Несмотря на непонимание современников, жёсткие нападки критиков и трудности взаимодействия с другими художниками, Михаил Александрович Врубель подарил миру много прекрасных шедевров.

    В его арсенале монументальные панно на зданиях Москвы, декоративная керамика и необыкновенной выразительности камины и печи, выполненные в абсолютно новой технике.

    Керамика Врубеля ещё долгие годы будет погружать в омут чувств, а для художников-керамистов являться эталоном мастерства.

    Источник: https://ceramicadecor.ru/blog/mikhail-vrubel/

    Михаил Врубель. Муза. Описание картины. Шедевры русской живописи | Русские художники. Russian Artists

    Танаис Галерея

    Муза, Михаил Врубель, 1896


    Михаил Врубель. Муза.

    1896. Холст, масло. Третьяковская Галерея, Москва, Россия.

    Муза, Михаил Врубель, 1896

    После смерти Врубеля С. И. Мамонтов писал в некрологе: «Врубель благоговел перед женщинами, и всегда одна из них гостила в его сердце.

    Во всех изображенных им в известный период жизни женских фигурах сквозят черты той, которой он увлекался в тот момент».

    Если это и так, то с 1896 года господствует одна фигура, одно лицо, которое с тех пор в сердце художника царило безраздельно,— лицо его жены Надежды Ивановны Забелы.

    Читайте также:  Клятва горациев, жак луи давид, 1784

    Врубель был последовательным исследователем темы Вечной Красоты. Этому способствовало его увлечение поэзией Русского Символизма. Его акварель «Примавера» (1897) представляет собой органическое воплощение его представлений.

    Он создает сюиту портретов своей супруги. Ее облик живет и в некоторых сказочных и мифологических женских персонажах его картин, просвечивая сквозь них или знакомыми чертами лица, или излюбленной музыкальной тональностью цветовой гаммы.

    В ней он видел Морскую Царевну, Маргариту, Музу, Снегурочку, Весну; везде мы встречаем этот удлиненный овал, большие ласково-томные глаза, «зазывно-недоуменную» (по выражению Гнесина) легкую улыбку, тонкую фигуру, длинные руки. Сестра Надежды Ивановны Е.

    И. Ге писала: «В наружности сестры не было ничего классического и правильного, и я слышала отзыв, что Врубель выдумал красоту сестры и осуществил в портретах, хотя, по-моему, он часто преувеличивал именно ее недостатки, так как они особенно нравились ему».

    Забела поистине стала его музой: его портрет-фантазия, написанный в год женитьбы, так и назван «Муза».

    Они познакомились в Петербурге, на сцене Панаевского театра.

    «На одной из репетиций — вспоминала много лет спустя Забела, — я во время перерыва (помню, стояла за кулисой) была поражена и даже несколько шокирована тем, что какой-то господин подбежал ко мне и, целуя мою руку, воскликнул: «Прелестный голос!» Стоявшая здесь Т.С.

    Любатович поспешила мне представить: «Наш художник Михаил Александрович Врубель», — и в сторону мне сказала: «Человек очень экспансивный, но вполне порядочный». Так чувствителен к звуку голоса Врубель был всегда. Он тогда еле мог разглядеть меня — на сцене было темно, но звук голоса ему понравился».

    Чуть ли не в первый день Врубель сделал предложение обладательнице очаровавшего его голоса. Впоследствии он говорил ее сестре, что, если бы она ему отказала, он бы покончил с собой.

    Но Забела колебалась недолго, и уже через два месяца они стали женихом и невестой: свадьба была отложена до лета только потому, что Врубель должен был срочно заканчивать свои панно, а Забела уезжала в Швейцарию.

    Дописав панно и даже не успев узнать об их судьбе, Врубель бросился к невесте, и свадьба их состоялась в Женеве. Потом длительное свадебное путешествие.

    Врубель был бесконечно счастлив. Он боготворил жену: ездил на все ее репетиции и спектакли, придумывал и собственноручно мастерил ей наряды для сцены и жизни.
    Она была его музой и в жизни и в творчестве.

    Источник: http://www.tanais.info/art/vrubel10more.html

    Муза

    Муза, Михаил Врубель, 1896

    Картина «Муза» Михаила Врубеля была написана в 1896 году. При ее написании художник использовал холст и масло. В настоящее время данная картина находится в Москве в Третьяковской Галерее.

    Вообще, с 1896 года во всех изображенных Врубелем женских фигурах господствует одна фигура, которая царила с тех пор в сердце художника – это его жена Надежда Ивановна Забела. Художник создает сюиту ее портретов. Облик супруги также присутствует и в некоторых сказочных женских персонажах картин Врубеля.

    В ней художник видел и Морскую Царевну, и Музу, и Маргариту, и Снегурочку, и Весну. Во всех картинах, в том числе и в «Музе» мы встречаем этот удлиненный овал, легкую улыбку, большие ласково-томные глаза, тонкую фигуру и длинные руки.

    Надежда Забела поистине стала музой Михаила Врубеля: а портрет-фантазия, который был написан в год их женитьбы, так и назван «Муза».

    Михаил Врубель познакомился с Надеждой Забелой в Петербурге, на сцене Панаевского театра. Как вспоминала много лет назад Забела, познакомились они на одной из репетиций во время перерыва, когда она стояла за кулисой. Их встреча произошла так: к Надежде Ивановне подбежал какой-то господин и, целуя ее руку, воскликнул: «Прелестный голос!». Т.С.

    Любатович представила этого господина, сказала, что это художник Михаил Александрович, а в сторону сказала Забеле, что это очень экспансивный человек, но вполне порядочный. Да, действительно, Врубель всегда был чувствителен к звуку голоса.

    Тогда он плохо мог разглядеть Надежду Ивановну, поскольку на сцене было достаточно темно, но звук голоса ему очень понравился.

    Чуть ли не в первый день Михаил Врубель сделал предложение обладательнице такого прекрасного голоса. Впоследствии художник говорил ее сестре, что он бы не смог пережить отказа и покончил бы с собой.

    Но Надежда Забела решалась на это недолго, уже через 2 месяца они стали женихом и невестой, но свадьбу отложили до лета, потому что Врубелю нужно было срочно закончить свои панно, а Надежда уезжала в Швейцарию.

    Как только художник дописал свои панно, он бросился к своей невесте, не успев даже узнать о судьбе своих творений. Свадьба состоялась в Женеве.

    Вообще, в браке Михаил Врубель был очень счастлив, он просто боготворил свою жену: ездил на ее репетиции и спектакли, придумывал, а также своими руками мастерил ей наряды. Надежда Изабела поистине была его музой не только в жизни, но и в творчестве.

    Обсудить на форуме

    Источник: https://art-on-web.ru/vrubel_mihail/pictures/1975

    Кто она — первая муза Михаила Врубеля?

    Михаил Врубель приезжает в Киев из Санкт-Петербурга в 1884 году молодым 27-летним студентом Академии художеств по приглашению профессора Адриана Прахова.

    Профессор долго искал нужную кандидатуру для реставрации фресок XII века в Кирилловской церкви, и его друг П. Чистяков порекомендовал своего лучшего ученика.

    Таким образом, в доме уважаемой семейной четы Праховых появился высокий худощавый юноша и с азартом приступил к работе.

    Почти все вечера Врубель проводил в доме профессора, обсуждая работу по восстановлению фресок и созданию новых работ, изучая книги и источники по истории византийского и русского искусств.

    Художник трудится над такими работами, как фигуры ангелов, головы Христа, Моисея, композиции «Сошествие святого духа» и «Оплакивание».

    Работал он с вдохновением, полностью отдаваясь рисованию, и очень раздражался, если его кто-то отвлекал.

    Работа работой, но помимо важных дел появляются и дела душевные. Он много времени проводит в беседах с женой своего руководителя. Эмилия Львовна Прахова, мать троих детей, была душой всего киевского художественного общества. Они беседуют о музыке, поэзии, литературе.

    Но через некоторое время Врубель понимает, что разговоры уже выходят за рамки чисто дружеских, и в его сердце пылает страстная любовь.

    Он не спит по ночам, страдает, при входе в дом Праховых начинает бешено колотиться сердце, мысли улетают в небо с мольбой подарить ему хоть каплю счастья с Эмилией.

    В своих письмах к сестре он упоминает о своем чувстве, но никто не догадывается, насколько оно сильно. Даже Эмилия Львовна. Однажды Михаил дарит ей свою картину «Восточная сказка».

    Эмилия Львовна отказывается ее принять и уговаривает показать ее известному меценату Терещенко, доказывая, что произведение заслуживает экспозиции на публике.

    В порыве обиды и гнева Врубель разрывает картину на куски… Несколько дней спустя — извинения за грубость, а она ему возвращает разорванные куски, на основе которых потом художник напишет второй вариант.

    До профессора Прахова уже доходили слухи о том, что у его жены появился молодой поклонник.

    В порыве крайнего недовольства он решил избавиться от соперника: предложил своему ученику поехать в Италию познакомиться с творчеством старых мастеров, а заодно и закончить работу четырех икон — «Иисус Христос», «Святой Афанасий», «Святой Кирилл», «Богоматерь с младенцем».

    Врубель уезжает в Венецию, увозя с собой и портрет любимой, но душа его рвется в Киев. По возвращению обратно иконы были закончены, и в образе Богородицы все увидели черты лица Эмилии Львовны, а в образе Иисуса Христа — портрет ее маленькой дочери Оли…

    Произошло ли объяснение Врубеля и его возлюбленной — наверняка навсегда останется загадкой. Но он писал своему другу М. Коровину: «Я резал себя ножом. Поймёте ли Вы? Я любил женщину, она меня не любила — даже любила, но много чего мешало ей понять меня. Я страдал, а когда резал себя, страдания уменьшались».

    Работы в Кирилловской церкви завершились. В картине «Сошествие Святого духа» Врубель изобразил своих знакомых, а в виде одного из ангелов — себя. В 1885 году он уезжает в Одессу, но потом снова возвращается в Киев. Здесь пишет такие картины, как «Девочка на фоне персидского ковра» и «Восточную сказку».

    В это время начинаются работы по росписи Владимирского собора. Михаил опять обращается к Прахову со своими эскизами, но в их отношениях чувствуется крайняя напряженность. Профессор не скрывал своей личной неприязни, и работы были распределены без участия Врубеля. При этом профессор признавал, что его отказ был продиктован сугубо личными мотивами.

    Но в конце концов, Врубелю досталась работа по выполнению орнаментов.

    Вскоре Врубель уезжает из Киева и больше сюда не возвращается никогда. Слишком болезненным было его пребывание в городе. Говорят, что впервые идея написать Демона появилась еще в Киеве, он даже показывал наброски отцу. К сожалению, они не сохранились, художник сам их уничтожил.

    Образ Эмилии Львовны Праховой еще долго стоял перед глазами художника, некоторые даже угадывают ее черты в «Демоне сидящем». В будущем Врубеля ждал счастливый брак, признание в работе, поддержка поклонников, потом — финансовые трудности, критика и больница для душевнобольных.

    А семья Праховых спокойно продолжала жить в Киеве, до них доходили только слухи об успехах и болезни Врубеля. Эмилия Львовна пережила его на 17 лет. С мужем она рассталась, а свою дочь попросила сжечь все письма, которые ей писал молодой влюбленный поклонник. Дочь просьбу матери выполнила.

    Источник: https://ShkolaZhizni.ru/culture/articles/51115/

    Ссылка на основную публикацию