Моление о чаше, андреа мантенья, 1455

39.И, отойдя немного, пал на лице Свое, молился иговорил:

Отче Мой! если возможно, да минует Менячаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты.(Библия, Новый Завет, «Евангелие от Матфея»)

Ночь в Гефсиманском саду — одно из самых патетичных и трогательных мест во всех четырех евангелиях.

Перед нами — смертно тоскующий земной человек, страшащийся подступающей гибели и все же идущий ей навстречу ради спасения человечества. Христос осознает себя человеком, посланным в мир, чтобы искупить в глазах Бога грехи людей. Он — сын и посланец Бога, но он и человек, рожденный земной женщиной.

Земное и небесное сосуществуют в нем, вызывая жесточайшие душевные муки. Евангелист пишет о кровавых каплях пота, выступивших на лице Иисуса во время молитвы в Гефсиманском саду.

«Христос в Гефсиманском саду» — вечная тема поиска многих художников, разных времён и народов.Многие великие принимались писать Евангельскую серию, но не все смогли, поняли, почувствовали, пережили.

Турлыгин, Котарбинский, Поленов, Ге, Крамской, Куинджи, Глазунов, Врубель, Доре, Дюрер, Гоген… Тема одна, а картины как будто о разном, каждый видит что то своё, у каждого свои акценты.

Единицы пережили душой, воплотив пережитое в гениальное, живое полотно. 

Моление о чаше, Андреа Мантенья, 1455

Архип Иванович Куинджи — Христос в Гефсиманском саду. 1901

Федор Михайлович Достоевский в одном из своих выпусков «Дневника» назвал картины Архипа Куинджи «застывшей молитвой». «Христос в Гефсиманском саду», написана за несколько лет до смерти, одно из его последних гениальных полотен. Куинджи познал Свет, сделал свой выбор, уединился от столичного общества, от выставок и учеников. На ту же тему картины Ге и Перова…

Моление о чаше, Андреа Мантенья, 1455

Перов Василий Григорьевич (1833-1882): Христос в Гефсиманском саду. 1878

Моление о чаше, Андреа Мантенья, 1455

Н. Н. Ге «В Гефсиманском саду» (1869)

Моление о чаше, Андреа Мантенья, 1455

Христос в Гефсиманском саду. / В. Д. Поленов. 1890-1900-е годы

Моление о чаше, Андреа Мантенья, 1455

Christ in the Garden of Olives by Paul Gauguin , 1889

«Jesus praying in the Garden» — by Gustav Dore (French artist, 1832-1883)

Моление о чаше, Андреа Мантенья, 1455

Моление о чаше .Фреска принадлежит кисти В.Котарбинского и П.Сведомского / Владимирский собор. Киев

Моление о чаше, Андреа Мантенья, 1455

Войдя в сад Гефсиманский, Иисус Христос сказал ученикам Своим: «посидите здесь, пока Я помолюсь!» Сам же, взяв с Собой Петра, Иакова и Иоанна, вошел в глубь сада; и начал скорбеть и тосковать. Тогда говорит им: «душа Моя скорбит смертельно, побудьте здесь и бодрствуйте со Мною».

  • Моление о чаше,1308—1311 / Duccio di Buoninsegna) (около 1255—1319)
  • Моление о чаше, Андреа Мантенья, 1455
  • Моление о чаше, Андреа Мантенья, 1455 год, деталь триптиха в Сан-Дзено Маджоре
  • Lo Spagna (1450 – 1528),- The Agony in the Garden. Собрание Лондонской Национальной Галереи
  • The Agony in the Garden 1445 — Giovanni di Paolo

Все три евангелиста описывают моление Христа одинаково, только Лука упоминает о явлении ангела и о кровавом поте Иисуса. Также только Лука называет причину сна учеников Иисуса Христа — «нашел их спящими от печали».

  1. Sandro Botticelli (1445–1510) _Agony in the Garden
  2. Andrea Mantegna 1431 – 1506 Agony in the Garden (San Zeno) tempera on panel
  3. Матфей и Марк повествуют о троекратной молитве Иисуса:Первый раз Он молился об отвращении от Него чаши страданий — «да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты»;
  4. Paolo Veronese (1528-1588) / Christ in the Garden of Gethsemane 1583
  5. Эль Греко — Моление о чаше -The Agony in the Garden, El Greco, 1590-1600
  6. Моление о чаше / Риччи (Ricci) Себастьяно (1659— 1734),
  7. BRANDI, Giacinto    Christ in the Garden of Gethsemane c. 1650
  8. Gerrit van Honthorst (1590-1656)  — Христос в Гефсиманском саду
  9. Giovanni Battista Caracciolo (also called Battistello) (1578–1635)  — Моление о Чаше
  10. Музей Прадо: Giaquinto Corrado) (1703-1765) — Моление о чашефрагмент
  11. Музей Прадо:  Giovanni Domenico Tiepolo(1727- 1804) — Моление о чаше
  12. Christ In The Garden Of Gethsemane / Carl Heinrich Bloch (1834-1890)
  13. Второй раз изъявляет уже прямую покорность воле Божией (у Луки ему был послан ангел, чтобы укрепить Его в этой воле) и восклицает — «да будет воля Твоя»;

Третий раз он повторяет своё второе моление и возвращается к ученикам сказать о приближении предателя: «вот, предаётся Сын Человеческий в руки грешников. Встаньте, пойдём; вот, приблизился предающий Меня».

Во время молитвы Иисус трижды поднимался с земли и в волнении подходил к ученикам, как бы ища у них поддержки, но они, утомленные долгим бодрствованием, спали.

«И приходит к ученикам и находит их спящими, и говорит Петру: так ли не могли вы один час бодрствовать со Мною?Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна» (Матф. 26: 40 41).

«И, опять отойдя, молился, сказав то же слово.И возвратившись, опять нашел их спящими; ибо глаза у них отяжелели, и они не знали, что Ему отвечать.

  • Моление о чаше./ Монастырь Сан Марко, Флоренция / Фреска / Фрагмент/ Фра Беато Анджелико (Beato Angelico) (около 1400–1455)
  •   Моление о чаше.  / Фрагмент /  Монастырь Сан Марко, Флоренция — фреска /   Фра Беато Анджелико (Beato Angelico) (около 1400–1455)

Окончив молитву, Спаситель встал, подошел к спящим ученикам и сказал: «Вы все еще спите? Кончено. Наступил час;..»

И.Глазунов. Христос в Гефсиманском саду.

Гефсименский сад Мерцаньем звезд далеких безразлично Был поворот дороги озарен. Дорога шла вокруг горы Масличной, Внизу под нею протекал Кедрон. Лужайка обрывалась с половины. За нею начинался Млечный путь. Седые серебристые маслины Пытались вдаль по воздуху шагнуть. В конце был чей-то сад, надел земельный. Учеников оставив за стеной, Он им сказал: «Душа скорбит смертельно, Побудьте здесь и бодрствуйте со мной». Он отказался без противоборства, Как от вещей, полученных взаймы, От всемогущества и чудотворства, И был теперь, как смертные, как мы. Ночная даль теперь казалась краем Уничтоженья и небытия. Простор вселенной был необитаем, И только сад был местом для житья. И, глядя в эти черные провалы, Пустые, без начала и конца, Чтоб эта чаша смерти миновала, В поту кровавом Он молил Отца. Смягчив молитвой смертную истому, Он вышел за ограду. На земле Ученики, осиленные дремой, Валялись в придорожном ковыле. Он разбудил их: «Вас Господь сподобил Жить в дни мои, вы ж разлеглись, как пласт. Час Сына Человеческого пробил. Он в руки грешников себя предаст». И лишь сказал, неведомо откуда Толпа рабов и скопище бродяг, Огни, мечи и впереди — Иуда С предательским лобзаньем на устах. Петр дал мечом отпор головорезам И ухо одному из них отсек. Но слышит: «Спор нельзя решать железом, Вложи свой меч на место, человек. Неужто тьмы крылатых легионов Отец не снарядил бы мне сюда? И, волоска тогда на мне не тронув, Враги рассеялись бы без следа. Но книга жизни подошла к странице, Которая дороже всех святынь. Сейчас должно написанное сбыться, Пускай же сбудется оно. Аминь. Ты видишь, ход веков подобен притче И может загореться на ходу. Во имя страшного ее величья Я в добровольных муках в гроб сойду. Я в гроб сойду и в третий день восстану, И, как сплавляют по реке плоты, Ко мне на суд, как баржи каравана,Столетья поплывут из темноты»
Пастернак .

Источник: https://maxpark.com/community/6782/content/3372353

Моление о чаше

laila50Моление о чаше, Андреа Мантенья, 1455Моление о чаше.Сандро Боттичелли.Моление о чаше (Гефсиманское моление) — молитва Иисуса Христа в Гефсиманском саду, описанная в Евангелиях.Моление о чаше, Андреа Мантенья, 1455

Моление о чаше, Андреа Мантенья, 1455 год«Потом приходит с ними Иисус на место, называемое Гефсимания, и говорит ученикам: посидите тут, пока Я пойду, помолюсь там. И, взяв с Собою Петра и обоих сыновей Зеведеевых, начал скорбеть и тосковать.Тогда говорит им Иисус: душа Моя скорбит смертельно; побудьте здесь и бодрствуйте со Мною. И, отойдя немного, пал на лице Своё, молился и говорил:Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты.И приходит к ученикам и находит их спящими, и говорит Петру: так ли не могли вы один час бодрствовать со Мною? бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна. Ещё, отойдя в другой раз, молился, говоря:Отче Мой! если не может чаша сия миновать Меня, чтобы Мне не пить её, да будет воля Твоя.

И, придя, находит их опять спящими, ибо у них глаза отяжелели. И, оставив их, отошёл опять и помолился в третий раз, сказав то же слово. Тогда приходит к ученикам Своим и говорит им: вы всё ещё спите и почиваете? вот, приблизился час, и Сын Человеческий предаётся в руки грешников; встаньте, пойдём: вот, приблизился предающий Меня.     «

От Матфея (26:36-46)

Моление о чаше, Джованни Беллини, 1465—1470По данной причине в христианстве Гефсиманский сад почитается как одно из мест, связанных со Страстями Христа и является местом христианского паломничества.

Моление о чаше, par Philippe de ChampaigneМесто, где молился Иисус Христос, в настоящее время находится внутри католической Церкви всех наций, построенной в 1919 — 1924 годах. Перед её алтарём находится камень, на котором, по преданию, молился Христос в ночь своего ареста.Моление о чаше, Андреа Мантенья, 1455Моление о чаше.1610. El Greco.Моление о чаше описано всеми евангелистами, кроме Иоанна, который только сообщает, что «Иисус вышел с учениками Своими за поток Кедрон, где был сад» (Ин. 18:1).Моление о чаше, Андреа Мантенья, 1455Моление о чаше.Carl Bloch 1834 -1890

Все три евангелиста описывают моление Христа одинаково, только Лука упоминает о явлении ангела и о кровавом поте Иисуса. Также только Лука называет причину сна учеников Иисуса Христа — «нашел их спящими от печали».

Моление о чаше, Андреа Мантенья, 1455Моление о чаше.El Greco.

  • Матфей и Марк повествуют о троекратной молитве Иисуса:
  • Первый раз Он молился об отвращении от Него чаши страданий —
  • «да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты»;

Моление о чаше, Андреа Мантенья, 1455Моление о чаше.Lucas Cranach.

Второй раз изъявляет уже прямую покорность воле Божией (у Луки Eму был послан ангел, чтобы укрепить Его в этой воле) и восклицает — «Отче Мой! если не может чаша сия миновать Меня, чтобы Мне не пить ее, да будет воля Твоя»;

Третий раз Он повторяет своё второе моление и возвращается к ученикам сказать о приближении предателя: «вот, предаётся Сын Человеческий в руки грешников. Встаньте, пойдём; вот, приблизился предающий Меня».

Моление о чаше, Андреа Мантенья, 1455

Моление о чаше.Dio Patro

Моление о чаше относится к популярным сюжетам в западноевропейской живописи. Обычно художники при изображении данного сюжета точно следовали евангельскому повествованию и изображали молящегося Христа, и ангела с чашей в руке, троих спящих учеников и вдалеке идущих Иуду и стражей.Моление о чаше, Дуччо, 1308—1311

Моление о чаше. Витберг А. Л. (1787-1855)

Художники стремились подчеркнуть в молении о чаше трагическое одиночество Иисуса Христа.

Он, стоящий на коленях всегда является центром композиции, Иуду со стражей помещали на заднем плане, а спящих учеников — на переднем, подчёркивая их сном значимость слов Христа, обращённых к ним:

«Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна» (сон учеников противопоставляется бодрствованию и молитве Христа).

Моление о чаше. Андреа Мантенья, 1431 – 1506 гг.

Источник: https://laila50.livejournal.com/622528.html

Моление о чаше. Евангельские события — Евангельские места. Путеводитель

  • Facebook
  • Twitter
  • Вконтакте
  • Google+

С точки зрения христианских богословов является выражением того, что Иисус имел две воли: Божественную и человеческую.

Моление о чаше, Андреа Мантенья, 1455 Моление о чаше, Эль Греко, 1605 год Эль Греко (1541–1614), Public Domain

Евангельский сюжет

Моление о чаше описано всеми евангелистами, кроме Иоанна, который только сообщает, что

«Иисус вышел с учениками Своими за поток Кедрон, где был сад» (Ин.18:1).

ЕвангелиеТекст
От Матфея (26:36-46) Потом приходит с ними Иисус на место, называемое Гефсимания, и говорит ученикам: посидите тут, пока Я пойду, помолюсь там. И, взяв с Собою Петра и обоих сыновей Зеведеевых, начал скорбеть и тосковать. Тогда говорит им Иисус: душа Моя скорбит смертельно; побудьте здесь и бодрствуйте со Мною. И, отойдя немного, пал на лице Своё, молился и говорил: Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты. И приходит к ученикам и находит их спящими, и говорит Петру: так ли не могли вы один час бодрствовать со Мною? бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна. Еще, отойдя в другой раз, молился, говоря: Отче Мой! если не может чаша сия миновать Меня, чтобы Мне не пить её, да будет воля Твоя. И, придя, находит их опять спящими, ибо у них глаза отяжелели. И, оставив их, отошел опять и помолился в третий раз, сказав то же слово. Тогда приходит к ученикам Своим и говорит им: вы всё ещё спите и почиваете? вот, приблизился час, и Сын Человеческий предаётся в руки грешников; встаньте, пойдём: вот, приблизился предающий Меня.
От Марка (14:33-42) И взял с Собою Петра, Иакова и Иоанна; и начал ужасаться и тосковать. И сказал им: душа Моя скорбит смертельно; побудьте здесь и бодрствуйте. И, отойдя немного, пал на землю и молился, чтобы, если возможно, миновал Его час сей; и говорил: Авва Отче! всё возможно Тебе; пронеси чашу сию мимо Меня; но не чего Я хочу, а чего Ты. Возвращается и находит их спящими, и говорит Петру: Симон! ты спишь? не мог ты бодрствовать один час? Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна. И, опять отойдя, молился, сказав то же слово. И, возвратившись, опять нашел их спящими, ибо глаза у них отяжелели, и они не знали, что Ему отвечать. И приходит в третий раз и говорит им: вы всё ещё спите и почиваете? Кончено, пришел час: вот, предаётся Сын Человеческий в руки грешников. Встаньте, пойдем; вот, приблизился предающий Меня.
От Луки (22:40-46) Придя же на место, сказал им: молитесь, чтобы не впасть в искушение. И Сам отошел от них на вержение камня, и, преклонив колени, молился, говоря: Отче! о, если бы Ты благоволил пронести чашу сию мимо Меня! впрочем не Моя воля, но Твоя да будет. Явился же Ему Ангел с небес и укреплял Его. И, находясь в борении, прилежнее молился, и был пот Его, как капли крови, падающие на землю. Встав от молитвы, Он пришёл к ученикам, и нашёл их спящими от печали и сказал им: что вы спите? встаньте и молитесь, чтобы не впасть в искушение.
Читайте также:  Музей гарри поттера в лондоне, англия

Все три евангелиста описывают моление Христа одинаково, только Лука упоминает о явлении ангела и о кровавом поте Иисуса. Также только Лука называет причину сна учеников Иисуса Христа — «нашел их спящими от печали».

Моление о чаше, Андреа Мантенья, 1455 Моление о чаше, Джованни Беллини, 1465—1470 Джованни Беллини (1430–1516), Public Domain

Матфей и Марк повествуют о троекратной молитве Иисуса:

  • Первый раз Он молился об отвращении от Него чаши страданий — «да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты»;
  • Второй раз изъявляет уже прямую покорность воле Божией (у Луки Eму был послан ангел, чтобы укрепить Его в этой воле) и восклицает — «Отче Мой! если не может чаша сия миновать Меня, чтобы Мне не пить ее, да будет воля Твоя»;
  • Третий раз Он повторяет своё второе моление и возвращается к ученикам сказать о приближении предателя: «вот, предаётся Сын Человеческий в руки грешников. Встаньте, пойдём; вот, приблизился предающий Меня».

Место действия

Согласно евангельскому повествованию, Иисус пришёл для Своей молитвы перед арестом в Гефсиманский сад, расположенный внизу склона Елеонской горы около ручья Кедрон, восточнее от центра Иерусалима. По данной причине в христианстве Гефсиманский сад почитается как одно из мест, связанных со Страстями Христа и является местом христианского паломничества.

Моление о чаше, Андреа Мантенья, 1455 Моление о чаше, Андреа Мантенья, 1455 год, деталь триптиха в Сан-Дзено Маджоре Андреа Мантенья (1431–1506), Public Domain

Место, где молился Иисус Христос, в настоящее время находится внутри католической церкви Всех наций, построенной в 1919–24 гг. Перед её алтарём находится камень, на котором, по преданию, молился Христос в ночь своего ареста.

Богословское толкование

Богословы видят в словах Гефсиманской молитвы Иисуса подтверждение того, что Он имел две воли: Божественную (общую с Богом Отцом) и человеческую (полученную в связи с Его вочеловечеванием).

Афанасий Великий считал, что моление Христа о чаше:

«показывает этим две воли: человеческую, свойственную плоти, и Божескую, свойственную Богу; и человеческая, по немощи плоти, отрекается от страдания, а Божеская Его воля готова на него».

Гефсиманское моление Иисуса Христа, с точки зрения богословов, было выражением Его страха перед смертью, свойственного человеческой природе.

«Когда воля человеческая отказывалась принять смерть, а воля Божественная позволяла этому проявлению человечества, тогда Господь сообразно Своей человеческой природе находился в борьбе и страхе. Он молился, чтобы избежать смерти. Но так как Его Божественная воля желала чтобы Его воля человеческая приняла смерть, — страдание стало вольным и по человечеству Христову».

— Иоанн Дамаскин

Феофилакт Болгарский в своём толковании на Евангелие от Матфея пишет:

«Желает, да мимо идет чаша сия, или во свидетельство того, что Он, как человек, естественно отвращается от смерти, как выше сказано, или потому, что не желал, чтоб Иудеи впали в такой тяжкий грех, за который должно было последовать разрушение храма и гибель народа.

Хощет однакоже, да будет воля Отча, дабы и мы знали, что должно более повиноваться Богу, нежели исполнять собственную волю, хотя бы природа влекла к противному.

Или для того молился, да мимо идет от Него чаша, чтоб не вменился Иудеям грех, подобно как и Стефан, научившись у Него, молился о побивающих его камнями, дабы не вменилось им это в грех».

Источник: https://gospel-ru.touristgems.com/history/7845-molenie-o-chashe/

Иисус не хотел умирать? Чего боялся и о чем молился Христос в Гефсиманском саду

Перед тем, как добровольно пожертвовать Собой для спасения всего человечества, Иисус отправился помолиться Отцу. Молитва в Гефсиманском саду была самой сложной в Его в жизни. Хотел ли Иисус умирать? Чего Он боялся и о чем молился в Гефсимании?

Петр Покорны, известный современный библеист, и Ульрих Геккель, богослов и специалист в области экзегетики Нового Завета, в своей книге «Введение в Новый Завет» написали:

В Гефсиманском саду (Мк.14:32-42) Иисус испытывает сильнейший человеческий страх перед смертью, которым уже подготавливается богооставленность на кресте.

При этом характерно, что интенсивное обращение к Богу «Авва» в Гефсимании используется там и только там, где это отношение к Отцу коренным образом ставится под сомнение. Во всех борениях Иисус безусловно соблюдает связь со своим Отцом.

То, что должна свершиться вол Божья, составляет у Марка не предмет просьбы, но естественную предпосылку все молитвы, которая устанавливается с помощью объективного отрицания.

В этой невероятной, противоречащей всякой очевидности уверенности в Боге, в том, что Божья воля, воля Отца — это благая воля, Иисус в час своего бессилия в наибольшей степени являет то, что Он есть Сын. Выразить эту неразрывную связь с Отцом — главная цель гефсиманской перископы у Марка. Слабость учеников составляет лишь фон этого чарующего рассказа.

Моление о чаше, Андреа Мантенья, 1455Моление о чаше, Эль Греко, 1605 год

Святитель Иннокентий Херсонский, епископ Православной Российской Церкви, член Российской академии (1836), член Святейшего синода с 26 августа 1856 года, знаменитый проповедник:

После трудов целого дня, после продолжительной беседы с учениками и некраткого путешествия из пасхальной горницы в Гефсиманию, перед наступлением ужасных страданий некоторый отдых был совершенно необходим для Иисуса.

Вертоград Гефсиманский был вполне удобен и для того, по-видимому, избран. Но не успокоение, а страдание ожидало здесь Сына Человеческого.

Еще не преданный врагам среди учеников и друзей Своих, Он должен был претерпеть то, чему летописи страданий человеческих не представляют примера…

Внутренний сладчайший мир, из ощущения которого сама собой излилась сладкая беседа Иисуса с учениками, внезапно исчез; светлые и утешительные виды Царства Божьего, какими постоянно исполнена была святейшая душа Его, затмились; воображение устремилось в область мрачного и ужасного; Иисус начал скорбеть и тосковать!..

Моление о чаше, Андреа Мантенья, 1455Иисус в Гефсимании, Генрих Гофман, 1886

Может быть, и внешние причины (истощение телесных сил, ночное путешествие через долину потока Кедрского и проч.) в какой-то мере вызвали это уныние духа; но главный источник его скрывался в самом духе Иисуса – в тех мыслях и ощущениях, которые мы под руководством евангелистов и отцов Церкви, старались раскрыть, по возможности, в предшествующем размышлении.

Не находя для успокоения Своего духа сил в Самом Себе, Иисус обратился с молитвой к Отцу. Когда-то во время нее просветлело лицо Его на Фаворе (Лк.9:29); от нее должен был просветлеть теперь и смущенный страхом креста дух Его.

Смущенный, покрытый потом, Иисус падает на колени, повергается на землю и вопиет: «Отче Мой, аще возможно» (Тебе вся возможна суть), «да мимо идет от Мене чаша сия: обаче не якоже Аз хощу, но якоже Ты; да будет воля Твоя!.».

Ответа не было!.. Отец как бы не внимал Сыну! И душевное томление не прекращалось. Напротив, с пречистой душой начала страдать и чистейшая плоть. Великий Потомок Давида вошел в то состояние, когда Его праотец вопиял: «Болезни адовы обыдоша мя».

Искушение кончилось совершенной уверенностью в благотворной необходимости креста, со всеми его ужасами, и притом именно сейчас. После этого Богочеловек снова обрел ту твердость духа, которая отличала Его всю жизнь, среди всевозможных опасностей и лишений и останется с Ним во время страданий.

Так обыкновенно бывает с искушаемыми: чем сильнее борьба, тем более укрепляется ею дух.

Моление о чаше, Андреа Мантенья, 1455 год, деталь триптиха в Сан-Дзено Маджоре

Дэвид Ропер, миссионер, проповедник, автор, заместитель главного редактора «Истины сегодня»:

Глядя на Иисуса в саду, мы видим ту Его сторону, которая редко открывается в Евангелиях: уязвимость Его человеческой природы. Он был в полном смысле Богом, но Он же был и в полном смысле человеком.

Я уверен, что самая большая битва, которую Иисус провел, будучи на земле, произошла именно в Гефсиманском саду.

В пустыне Христос сражался с дьяволом (Мф.4:1-11); в саду же Он сражался с Самим Собой — со Своим человеческим естеством.

Для Иисуса Гефсимания прежде всего была местом отчаяния. «Гефсимания» означает «пресс для выдавливания масла». Такое название соответствует случаю: сюда Иисус пришел, когда на Него всей тяжестью давили грядущие события, когда тень креста грозила сокрушить Его.

Хотя многие познали боль и смерть, никому не пришлось вынести такие мучения, какие претерпел Господь. Если бы в книге рекордов Гиннеса был раздел «Самое сильное страдание», в нем была бы помещена фотография креста.

Моление о чаше, Андреа Мантенья, 1455«Моление о чаше» (мозаика собора Святого Марка)

Гефсимания стала для Иисуса не только местом душевных мук. Она оказалась также местом разочарования. Как правило, Христос совершал продолжительные молитвы в одиночестве.

Однако в этот раз Он нуждался в присутствии друзей. Направляясь в глубь сада, Христос «взял с Собой Петра, Иакова и Иоанна» (Мк.14:33). Он попросил их: «Побудьте здесь и бодрствуйте со Мной» (Мф.26:38).

А что ж они? Они заснули.

Сад также оказался местом, где Иисус был всеми оставлен. Когда Христос нуждался в обществе Своих друзей, они спали. А под конец «все ученики бежали» (Мф.26:56).

Читайте также:  Кабачок, эдуард мане, 1879

Но Гефсимания была не только полем битвы; она также стала полем победы.

Во-первых, нужно отметить, что сад был местом моления. Иисус пришел в сад с одной целью — помолиться. Христос всегда молился накануне или во время важных событий в Своей жизни, этот раз не стал исключением.

Гефсимания была также и местом повиновения. Каждый раз, когда Христос молился, Он проявлял все большую покорность воле Своего Отца. Вначале Он молил: «Если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем, не как Я хочу, но как Ты» (Мф.26:39).

Молясь во второй раз, Он сказал: «Если не может чаша сия миновать Меня, чтобы Мне не пить ее, да будет воля Твоя» (Мф.26:42). Наконец, когда Он помолился в третий раз, у Него появились силы сказать: «Чашу, которую дал Мне Отец, — неужели Я не выпью ее?» (Ин.18:11).

Когда толпа набросилась на Иисуса, не веревки удержали Его от того, чтобы скрыться, а воля Отца.

Ария «Gethsemane» из рок-оперы «Иисус Христос – суперзвезда»

Источник: https://www.invictory.org/articles/theology/4069-iisus-ne-hotel-umirat-chego-boyalsya-i-o-chem-molilsya-hristos-v-gefsimanskom-sadu

Икона Иисуса Христа «Моление о чаше»

Распространённый сюжет иконографии Иисуса Христа, основанный на известном библейском сказании, отражает один из важных моментов в его земной жизни и христианской вере. Образ «Моление о чаше» можно встретить во многих христианских храмах.

Сюжет иконы

В основе иконографии иконы Иисуса Христа «Моление о чаше» лежит событие, предшествующее аресту Спасителя и его мученической смерти на кресте.

Зная о скорых тяжёлых испытаниях и предательстве своего ученика Иуды, он отправился в Гефсиманский сад, чтобы духовно подготовиться к предстоящим страшным событиям.

Сопровождавших его апостолов Иисус попросил поддержать его и бодрствовать рядом во время его молитвы.

Моление о чаше, Андреа Мантенья, 1455Икона Спасителя «Моление о чаше»

Но Иоанн, Пётр и Иаков уснули глубоким сном, оставив учителя наедине с душевными терзаниями, чем очень расстроили его. Иисус Христос возносил Господу столь усердную молитву, что со лба его струился кровавый пот.

Он обратился к Всевышнему с тремя молитвами следующего содержания:

  1. В первом обращении он просил предотвратить грядущие страдания.
  2. Во второй молитве говорилось о готовности выполнить замысел Божий.
  3. Третья молитва Иисуса отражала покорность и смирение, с которыми он исполнит своё предназначение.

Важно! Обретя покой и внутреннее согласие, Спаситель вернулся к своим ученикам, предупредил их о приближающихся стражниках. А также указал им, что в трудных ситуациях нельзя отчаиваться, потому что только бодрый дух и искренняя усердная молитва помогут избежать искушений.

Живописное отражение религиозного сюжета

Известный библейский сюжет получил широкое распространение и в светской, и в религиозной живописи.

На большинстве икон «Моление о чаше» изображена крупная фигура Христа на фоне Елеонской горы и сада на ней раскинувшегося. Иногда на заднем плане виднеются стены города.

Фигуру Спасителя, преклонившего колени и сложившего руки в молитвенном жесте, обволакивает божественный свет.

Он смотрит на ангела, держащего в руках чашу, которая символизирует предстоящие Сыну Господнему страдания и испытания.

Моление о чаше, Андреа Мантенья, 1455Моление о чаше. Картина Андреа Мантенья

Некоторые изводы иконы представляют собой многофигурные композиции, в которых на втором плане изображаются фигуры спящих апостолов и спешащих в сад стражников и Иуду. Эти дополнительные персонажи усиливают чувство одиночества, которое испытывает Иисус во время своих душевных терзаний и последующей молитвы.

Интересно! Иконописное живописное изображение этого сюжета, практически не отличается от работ светских художников. Библейский сюжет «Моление о чаше» можно увидеть в многочисленных христианских храмах, музеях и на фото в различных печатных и электронных каталогах.

Значение иконы

В образе «Моление о чаше» выражен один из основных принципов христианства — покорность замыслу Всевышнего и вера в Его Силу. В момент молитвы в Христе борются человеческая и божественная сущности. Иисус, как и любой человек, страшится предстоящих испытаний и смерти. Но Сын Божий принимает уготованные ему мучения и с покорностью следует воле Отца.

Таким же образом должны вести себя в трудных ситуациях простые люди. Преодолеть отчаяние, укрепить дух и придать сил поможет искреннее прошение, обращённое к Господу. Только смиренная просьба о помощи и вера в Господа преодолеют испытания, определённые человеку Высшими силами.

Православный интернет-магазин Святцы — иконы Иисуса Христа «Моление о чаше».

В чем помогает

С молитвой к образу Господа «Моление о чаше» приходят как к последней надежде на помощь в следующих ситуациях:

  • потеряв надежду в тяжёлых жизненных обстоятельствах;
  • отчаявшись найти верный путь в решении важных вопросов;
  • испытывая душевное смятение;
  • подвергаясь сильному искушению и дурному влиянию.Моление о чаше, Андреа Мантенья, 1455Икона Иисуса Христа «Моление о чаше»

Наибольшую силу имеет молитва, произносимая на Страстной неделе. Чтобы она была услышана, важно выполнить следующие условия:

  • постараться очистить разум от злых помыслов;
  • выразить готовность следовать замыслу Господа;
  • со смирением принять любую его Волю.

Перед образом зажигают свечу или лампаду и становятся подобно Иисусу Христу на колени. Служители церкви рекомендуют читать перед этой иконой четыре молитвенных обращения:

  • Молитва Господня (Отче наш);
  • Молитва Святому Духу;
  • Молитва к Пресвятой Троице;
  • Символ веры.

Следует знать! Молиться перед любым святым образом можно, не только произнося специальные акафисты. Смиренную просьбу или покорную благодарность можно выражать собственными словами. Главное, чтобы они были искренними и шли из сердца.

Икона Господа «Моление о чаше» может располагаться в домашнем иконостасе. По молитве, возносимой пред ней Господу, верующие люди получают помощь, когда отчаяние и чувство одиночества одолевают душу и разум.

Моление о чаше

Июл 29, 2019 15:00Администратор

Источник: http://molitva-info.ru/ikony/ikona-iisusa-hrista-molenie-o-chashe.html

Где и когда был распят Христос? Андреа Мантенья "Моление о Чаше"

vivavivacceНе устаю восхищаться и благодарить всех тех исследователей, которые своими трудами возвращают человечеству настоящую историю, очищая ее для нас, слой за слоем, от многовековых наложений фальсификаций и лжи.В очередной раз отчего-то именно сегодня тема Христа пришла ко мне из глубин Сети.

**************************************************************************************************************

[Spoiler (click to open)]Я люблю Турцию. Нет, я ОБОЖАЮ Турцию. За ее народ — горячий и порывистый, но знающий толк в образованности и глубоко понимающий Красоту, — спокойный в своей мудрости.  За красоту анатолийской земли, благость и щедрость Средиземноморья. Когда рухнул железный занавес, и советские люди начали потихоньку выезжать зарубеж, мы потянулись, конечно, в Болгарию и Югославию. Да, там было здорово, более благоустроенно, чем у нас дома — но и только.Настоящее открытие мира для меня произошло именно в первую поездку в Турцию, в середине 2000-х. После катастрофического развала нашей общей великой Родины, когда мы только-только начали приходить в себя.Всё в той первой поездке ошеломляло: природа, ЗАПАХИ!, Красота, земля, буквально пропитанная Историей. Люди, идущие навстречу, совершенно незнакомые — и приветливо, с открытыми улыбками здоровающиеся с тобой. Просто так. Просто потому что ты тоже человек. Их любовь к детям — причем, как к собственным, так и к совершенно чужим. В годы «бандитского Петербурга» и тотальной разрухи, сопровождавшейся столь же катастрофической человеческой деградацией, это было чудом.Любого, приехавшего в те годы в Турцию из постсоветского пространства, непременно потрясал уровень жизни в Турции. Спутниковые антенны на каждом доме в глухих деревушках, повсюду солнечные батареи на крышах, практически повсеместный доступ в Интернет…А на приземленном уровне меня потрясла крайняя чистоплотность турок.  В нашей несчастной стране, в очередной раз ставшей жертвой Великого Эксперимента циничных баблогонов, тогда царил хаос, бандитизм, грязь и запущенность (мало что изменилось с той поры, только криминал теперь развился в свою «высшую» стадию — тотальную коррупцию). А в Турции в «чистом поле» вдоль трасс стояли туалеты из мрамора и можно было, пардон, всегда подмыть свою драгоценную попу.И еще одно очень важное обстоятельство, за которое я бесконечно благодарна Турции и ее народу: за знакомство со средиземноморской кухней и таким особым восхитительным стилем питания. Именно тогда я полюбила завтраки а-ля тюркие: белоснежный домашний йогурт, в который можно вмешать овсяные хлопья, изюм, мед или джем из ягод шелковицы, ломтики ароматнейшей дыни и кусочки овечьего сыра на тарелке, свежеиспеченный хлеб, который следовало нарезать на толстой доске специальным ножом… И огромные чаши со свежими овощами, хрустящими листьями салата, портулака, сбрызнутые лимонным соком и обильно политые нерафинированным оливковым маслом…Ммммм!С тех пор Турция — навсегда в моем сердце. Я мечтаю осесть там, купив маленький домик где-нибудь в тихой рыбацкой деревушке, на самом берегу моего самого любимого на свете моря… Чтобы просыпаться на рассвете, бежать в прохладные волны, возвращаться домой с мокрыми волосами и с ощущением бесконечного счастья во всем теле, в каждой его клеточке… Завтракать на балконе, наблюдая за красками моря, нежиться в набирающих силу лучах солнца… После завтрака отправляться в деревню, на базар, общаться со знакомыми и незнакомыми людьми, смеяться их шуткам, шутить самой… Обедать у давнего приятеля в его маленькой таверне, где подают самые лучшие в мире супчики и кебабы… Возвращаться домой и дремать с часик, переживая самое пекло… А потом опять — НА МОРЕ!!! Булькаться, плескаться, нырять у прибрежных камней, пугая осьминожек и каракатиц, собирая прекрасные ракушки… А вечером ужинать на терассе другого прибрежного ресторанчика, в котором подают самую вкусную на свете чепуру из печи и самое потрясающее из турецких вин, которое сохраняет настоящий вкус винограда… Повеет ночной бриз с моего самого любимого на свете моря, и я наброшу на плечи тончайшую пашмину из шелка — я купила ее как-то в одной из поездок по Италии…или Франции? Или может, где-то в бутике в Чикаго? Не помню… «Эх, много стран я изъездил, много стран я повидал!»Вы думаете, я отвлеклась? Ну, может, совсем чуть-чуть.Я так долго и подробно рассказывала вам о своей любви к Турции, предваряя тему этой публикации, не случайно. Но для того лишь, чтобы вы почувствовали, как удивительно и важно для меня стало открытие того факта, что история последних лет Христа — это история Константинополя-Истанбула. Это — история Руси-Орды. И это — история давнего единства христиан и мусульман, славян и тюрок.Истанбул — Стамбул еще ждет своих талантливых исследователей. К счастью, уже есть Новая Хронология, давшая мощный толчок развитию Альтернативной Истории. Похоже, мы вынесены волной развития нашей цивилизации на гребень прилива и можем, наконец, увидеть Настоящее. Перестав быть овцами для самопровозглашенных пастырей…

Итак:

Андреа Мантенья. Моление о Чаше.

Моление о чаше, Андреа Мантенья, 1455

Легко узнать знакомые строения: Галатская башня ( как говорит нам Википедия, «Гала́тская башня (тур. Galata Kulesi, греч.

Πύργος του Γαλατά, называлась Christea Turris (Башня Христа на латыни)» — причем, никто из традиционных историков и религиоведов не в состоянии внятно объяснить, почему ее так называли!), колонна Юстиниана, остатки которой до сих пор стоят в центре Стамбула на бывшем ипподроме, напротив Айя София:

Моление о чаше, Андреа Мантенья, 1455Те, кто игнорируют исследования новохронологов или даже смеют по глупости своей смеяться над ними — тех следует просто пожалеть. Истина пробивает себе дорогу, не обращая на тех внимания. Счастье, что есть Интернет…

http://chronologia.org/articles/110106_bibl_marshruty.html

PS. Андреа Мантенья был придворным живописцем герцогов Гонзаго. Что, очевидно, накладывало на его работу особую ответственность. И пытаться уличать его в «слишком вольном обращении» с религиозным материалом, видимо, бессмысленно. Он писал а) стараясь следовать канону, и б) вполне понимая все обстоятельства описываемого им события.

Источник: https://vivavivacce.livejournal.com/173770.html

Моление о чаше. Популярные сюжеты

Моление о чаше. Популярные сюжеты

Смирнов В. Л.

Один из популярных сюжетов в западноевропейской живописи. К нему обращались художники разных эпох и разных стран: в Нидерландах Кук ван дер Альст; в Италии Андреа Мантенья и Джованни Беллини, Тинторетто; в Германии Альбрехт Дюрер, Альбрехт Альтдорфер и В. Гюбер; в Испании Эль Греко.

Евангелисты рассказывают, что после Тайной вечери Христос с тремя учениками ушёл в Гефсиманский сад молиться. С ним были Пётр и братья Заведеевы Иоанн и Иаков. Христос сказал им: «Душа моя скорбит смертельно; побудьте здесь и бодрствуйте со Мною» (Мф. 26:38).

И, отошедши немного, молился, и во время молитвы обратился к Отцу своему небесному, говоря: «Отче! о, если бы Ты благоволил пронести чашу сию мимо Меня! впрочем не Моя воля, но Твоя да будет» (Лк. 22:42). И с неба сошёл к Нему ангел Господень, поднося Ему чашу, чтобы укрепить Его.

Иисус Христос, «находясь в борении, прилежнее молился, и был пот Его, как капли крови, падающие на землю» (Лк. 22:44).

Помолившись, Он вернулся к ученикам, и увидел их спящими, и сказал Петру: «Так ли не могли вы один час бодрствовать со Мною? бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна» (Мф. 26: 4041).

Читайте также:  Святая екатерина сиенская просит христа освободить пальмертину, джироламо ди бенвенуто

Сказав это, Христос опять отошёл молиться и после молитвы, вновь подойдя к ученикам, по-прежнему находит их спящими. И в третий раз отошёл Он молиться, а вернувшись к ученикам, в третий раз застал их спящими; и тогда сказал им: «Вы всё еще спите и почиваете? вот приблизился час, и Сын Человеческий предается в руки грешников; встаньте, пойдём: вот, приблизился предающий Меня» (Мф. 26: 4546).

Это предатель Иуда успел уже привести стражников и фарисеев, пока Христос, в борении с минутной слабостью своей, усердно молился до кровавого поту и пока трое учеников его спали глубоким сном.

Обычно европейские художники, обращавшиеся к этому сюжету, точно следовали евангельскому тексту и изображали молящегося Христа, и ангела небесного с чашей в руке, и вдалеке идущих Иуду и стражей, и троих спящих учеников.

Но при сравнении, например, картин «Моление о чаше» Андреа Мантеньи, Джованни Беллини, Альтдорфера и Эль Греко (вариант, находящийся в Испании, в церкви Санта Мария города Андухар) видно, как не похожи картины друг на друга, хотя изображено одно и то же событие, случившееся в одном и том же месте и с одними и теми же действующими лицами.

«Моление о чаше» Андреа Мантеньи обильно символами. Коленопреклонённый Спаситель молится на скале, которая символизирует мужество, силу, твёрдость в вере. Ведь, несмотря на проявление минутной слабости, Христос сказал Богу Отцу: «Не Моя воля, но Твоя да будет». С неба Ему являются ангелы. Один из них держит крест, как знак того, что именно на кресте будет распят Спаситель.

В руках другого ангела копьё, указывающее на то, что копьём будет пронзен распятый Христос. У третьего ангела колонна, символ Страстей Господних. По скале от молящегося Богочеловека убегают кролики символ робости и плотских похотей. Это означает, что в двойственной природе Христа (Бога и человека) побеждает духовное, Божеское начало.

У подножия крепко спят трое Его любимых учеников. Сон символ духовной смерти. Возле них три что-то грызущих кролика. Это указывает, что в учениках ещё много человеческих слабостей, которыми и объясняется их сон. На высоком полусухом дереве сидит пеликан символ Бога Отца и жертвенной смерти Христа. Внизу, возле спящих учеников, мы видим птенцов пеликана.

Согласно преданию, пеликан вскармливал своих мёртвых птенцов кровью, после чего они воскресали, а сам он умирал. Эта аллегория указывает на добровольную жертву Христа ради спасения человечества, ради нравственного воскресения людей. Поэтому Данте называл Его nostro Pellicano (наш Пеликан).

Скала, на которой находятся Христос и его ученики, отделена от остального мира руслом ручья, через который перекинут мосток. Мост, соединяющий два берега, символизирует переход из одного мира в другой: от мира смертных и смерти к миру вечной жизни, бессмертия.

На бесплодной скале рядом с учениками видны ростки новой жизни: растёт молодое деревце и местами пробивается травка сквозь камни. Этим художник выразил мысль, что новое христианское учение уже дало ростки в душах учеников и обещает их преображение в апостолов, проповедников новой веры.

В картине Андреа Мантеньи так много символов, так много усилий зритель тратит на их расшифровку, что пропадает цельность образа, разрушается гармония эстетического восприятия произведения. Кроме того, символы применены без должного такта, иногда они слишком очевидны и навязчивы. Поэтому картина Андреа Мантеньи становится очень рассудочной, идеи в ней преобладают над образностью.

Джованни Беллини отталкивался при создании своей картины «Моление о чаше» от разобранного выше произведения Андреа Мантеньи. Он заимствовал у мужа своей сестры некоторые элементы композиции и символики. Христос и его ученики тоже находятся на скале, омываемой рекой, через которую перекинут мост.

Но есть и значительные отличия от картины Мантеньи. Возле спящих учеников стоит сухое мёртвое дерево, которое резче подчеркивает их духовный сон. Скала бесплодна. Зато справа видна ограда с открытой дверцей, за которой живая жизнь: трава, молодые деревца.

Это напоминает слова Христа о том, что он дверь и входящий через эту дверь спасётся. Здесь не мост, а открытые внутрь, в новую жизнь, ворота означают переход от мира смертных в мир бессмертия, вечной жизни.

У Беллини действие происходит на рассвете, что символизирует конец темноты, в которой пребывало человечество до появления христианства.

В отличие от Беллини у Альтдольфера действие происходит в ночной тьме. Кроваво-красное небо на горизонте и красные одежды Христа и двух учеников подчёркивают драматизм происходящего. Альтдольфер сосредоточил своё внимание на молитве Христа и передаче ощущения тревожного ожидания крестной муки Спасителя.

У Эль Греко действие картины происходит также ночью, при луне. Но Христос освещен ярким светом, исходящим с небес. Он в красном хитоне (символ крестных мук) стоит на коленях на зелёном холме. Холм символ высоты духа, а зелень холма символизирует бессмертие и рост духа святого в человеке. Спящие ученики отделены от Христа спиленным мёртвым деревом.

Оно подчёркивает духовный сон учеников. Над апостолами мы видим ветку вечнозелёного мирта. В христианском искусстве мирт символизирует обращение язычников в христианскую веру, указывает на будущую апостольскую деятельность спящих учеников. Плющ, обвивающий камень справа от учеников, символизирует вечную жизнь и верность.

Это характеризует учеников Христа: они будут верны Его учению, обретут вечную жизнь.

Хотя рассмотренные четыре картины по-разному изображают одно и то же евангельское событие, их объединяет одна общая поразительная деталь: художники на переднем плане размещают трёх крепко спящих апостолов, прежде всего обращая внимание зрителей именно на их беспробудный сон.

Почему им так важно изображение такого сна? Один ответ напрашивается сам собой: противопоставление молящегося Христа спящим апостолам необходимо по смыслу изображаемого события и наглядно выражает идею: «Дух бодр, плоть же немощна».

Да и символика изображённого становится яснее при построении композиции на основе антитезы: сон как символ духовной смерти человека и бодрствование как работа над совершенствованием души.

Но и после этого объяснения остаётся в нашем сознании недоумение, зачем художники так настойчиво выставляют перед зрителями слабость апостолов, проявленную ими в одну из самых трудных минут земной жизни Спасителя.

Любой верующий христианин знает, как мужественно проповедовали они Слово Божие по всей земле среди разных народов, несмотря на преследования, поругание, тюрьмы и ссылки.

Апостола Петра за проповедь Слова Божия язычники распяли, только в отличие от Христа вниз головой; об этом умолял мучителей сам апостол, считая себя недостойным в точности повторить смерть своего Божественного Учителя.

Все христиане знают также, что апостол Иоанн, прозванный Богословом, был не только мужественным проповедником, но и одним из авторов Нового Завета: он автор Евангелия от Иоанна, трёх апостольских посланий и Апокалипсиса, написанного во время ссылки на острове Патмос. А энергичный и деятельный брат его Иаков был казнён отсечением головы.

Все трое с давних времён почитаются как великие святые.

Кажется, из чувства благоговейного почтения ко всем троим не стоило бы так наглядно выставлять их слабость, тем более что построение композиции картины целиком во власти художника.

Что мешало любому из названных выше художников поместить спящих апостолов в укромном местечке где-нибудь на втором плане? Но апостолы изображены в непробудном сне, крупно, подробно, на переднем плане, и в этом есть явный умысел.

Некоторые зрители могут подумать, рассматривая картины: «И святые были не лучше нас, грешных, если могли пренебречь просьбой Спасителя бодрствовать, пока он молится», и будут неправы.

В ту трагическую ночь в Гефсиманском саду ни Пётр, ни Иоанн, ни брат его Иаков ещё не были теми мужественными и самоотверженными проповедниками Слова Божия, какими знает их весь христианский мир; у них ещё не было той духовной высоты, которая осияла их ореолом святости. Недаром же на картинах Альтдорфера и Эль Греко все трое изображены без нимбов символов святости.

Воскресение из мёртвых Иисуса Христа стало поворотным событием в судьбах апостолов. До этого они не раз проявляли слабость веры при самых разных обстоятельствах, за что упрекал их Христос в маловерии.

Так было во время бури на море, когда испуганные ученики стали будить спокойно спавшего в лодке Учителя и просить Его спасти их. Он же сказал им: «Что вы так боязливы, маловерные?» (Мф. 8:26). Потом усмирил бурю.

Так было и в с

Источник: https://www.studsell.com/view/84349/

Андреа Мантенья

Андреа Мантенья (ок.1431-1506). Родился в Падуе в семье плотника. Между 1441 и 1445 годами Мантенья был записан в падуанский цех живописцев как приемный сын художника Франческо Скварчоне, в мастерской которого работал до 1448 года.

Мантенья был не единственным приемным сыном Скварчоне, который проводил процедуру усыновления для того, чтобы не платить своим ученикам, используя их труд для получения наживы.

Большой общественный резонанс в Падуе имел судебный иск Мантеньи против своего учителя, в результате которого 17-летний юноша обрел независимость.

Андреа Мантенья рано сформировался как художник. Уже в росписях капеллы Оветари в падуанской церкви Эремитани (1448) заметны высокая техника рисунка, прекрасное чувство перспективы и хорошее знание античного классического искусства.

Художник уделяет большое внимание анатомии фигур, подчеркивая ее складками драпировок, а также архитектурному декору. Возможно, под влиянием Донателло его живопись приобрела черты рельефности, почти скульптурности.

Черты лаконичного, несколько сурового стиля Мантеньи (который с годами претерпел мало изменений) проявились и в его ранних станковых полотнах, таких как «Моление о чаше» (1455), «Распятие» (1457-1459), «Св.Себастьян» (1456-1459) и других.

В 1460 году Мантенья Андреа приехал в Мантую: если не считать двух лет, проведенных в Риме (где по просьбе папы Иннокентия VIII в 1488-1490 годах он украсил фресками его капеллу), вся его дальнейшая жизнь связана с этим городом.

В Мантуе художник был назначен придворным живописцем Людовико Гонзага, для которого создал одно из самых лучших своих произведений — росписи Камеры дельи Спози (Свадебной комнаты) в Палаццо Дукале, которые были завершены в 1474 году.

Исключительно роскошное декоративное убранство помещения, включающее групповые портреты семьи Гонзага, сцены придворной жизни, а также изображения римских цезарей, призваны были прославить один из самых великих правящих домов Италии.

В этих фресках Мантенья активно использовал принципы иллюзионизма, позволившие значительно расширить пространство.

В период с 1480 по 1495 год по заказу дома Гонзаго Мантенья выполнил цикл «Триумф Цезаря», предназначенный для украшения дворцового театра в Мантуе.

Девять больших холстов, изображающих длинную процессию с огромным количеством античных скульптур, доспехов, трофеев, отражают обширные знания Мантеньи в области античного искусства, истории и литературы. Формы в них объемны, жесты убедительны и ясны, пространство трактовано широко и свободно.

В этом цикле живопись Мантеньи достигла наибольшей монументальности. К сожалению, картины плохо сохранились, пострадав не столько от времени, сколько от вмешательства неопытных реставраторов.

Андреа Мантенья также был замечательным гравером, одним из первых использовавшим технику печати для распространения своих произведений. Его влияние на развитие итальянской живописи было огромным.

Среди наиболее известных его почитателей и последователей был венецианский художник Джованни Беллини (приходившийся ему шурином), а также Альбрехт Дюрер.

Мантенья до конца дней занимал высокое положение при мантуанском дворе: за свои художественные заслуги он был возведен в рыцарское достоинство.

Художник умер в Мантуе 13 сентября 1506 года.

Источник: http://vissage.ru/velikie-khudozhniki/andrea-mantenya

Ссылка на основную публикацию