- «Автопортрет»
- Загадочные обстоятельства рождения Жана-Этьена Лиотара ( 22 декабря 1702 —12 июня 1789), тринадцатого ребенка в семье Анны и Антуана Лиотар, полная приключений молодость, проведенная при блестящих дворах европейских монархов, путешествие в Константинополь и возвращение оттуда «турецким художником», странные отношения с супругой и туманная история создания знаменитой пастели «Прекрасная шоколадница» — далеко не все тайны, окружающие личность швейцарского мастера.
«Прекрасная шоколадница»
«Прекрасная шоколадница» (фр. – La Belle Chocolatière, нем. – Das Schokoladenmädchen) – портрет аккуратно одетой красавицы, изящно держащей поднос с чашкой горячего шоколада и стаканом воды, – одна из самых известных работ Жан-Этьена Лиотара и жемчужина Галереи старых мастеров в Дрездене. Картину считали шедевром ещё при жизни художника.
Образ был создан между 1743-м и 1745 годами при дворе австрийской императрицы Марии Терезии. В то время швейцарский художник находился в Вене, где писал портреты правительницы и её супруга.
3 февраля 1745 года картину приобрёл у Лиотара в Венеции граф Франческо Альгаротти, который был арт-агентом двух монархов – прусского короля Фридриха II и польского короля Августа III Саксонца. Он писал своему другу, искусствоведу Пьеру-Жану Мариетту: «Я купил картину пастелью около трёх футов высотой, написанную знаменитым Лиотаром. На ней изображена молодая немецкая горничная в профиль, несущая поднос со стаканом воды и чашкой шоколада. Картина почти лишена теней, с бледным фоном и светом, который идёт из двух окон, отражённых в стакане. Она написана полутонами с незаметными переходами света и исполнена в совершенстве… и хотя это европейская картина, она может понравиться китайцам, которые, как вы знаете, являются заклятыми врагами теней. Что касается совершенства работы, то это Гольбейн в пастели».
Картина входит в коллекцию Галереи старых мастеров в Дрездене с 1855 года.
Кто был моделью для «Прекрасной шоколадницы», достоверно не установлено. Вероятнее всего, это одна из незамужних девушек при дворе, поразившая живописца своей красотой. В те дни было принято призывать ко двору юных прелестниц из семей «низшего» дворянства и делать их компаньонками для дам из «высшего» дворянства.
Очень часто утверждается, что Лиотару позировала Анна (Аннель или Наннель) Бальтауф – дочь обедневшего кавалера Мельхиора Бальтауфа, которую, возможно, пригласили ко двору в качестве такой наперсницы. Молодой князь фон Дитрихштейн, якобы, был поражён её красотой, влюбился и женился – приведя в смятение весь высший свет.
Эту легенду поддерживала американская шоколадная компания Walter Baker & Company, которая использовала «Прекрасную шоколадницу» Лиотара в качестве своего логотипа с 1883 года. В небольшом буклете с рецептами 1913 года было написано: «Неясно, было ли обязанностью Анны подавать шоколад или же она была светской красавицей, которая позировала в таком костюме. Но как бы то ни было, своей красотой она так поразила князя Дитрихштейна, что он женился на ней. Этот брак породил множество разговоров в австрийском обществе. Кастовые предрассудки в Вене всегда были очень сильны, а дочь простого дворянина не считалась подходящей партией для придворного…».
Более романтическая версия этой истории гласит, что молодой Дитрихштейн пришёл в венское кафе чтобы попробовать новомодный напиток – горячий шоколад. Там он и встретил Анну Бальтауф, которая обслуживала посетителей. Он мгновенно влюбился в девушку и следующие несколько недель приходил в заведение практически ежедневно. В конце концов, он женился на своей пассии, несмотря на сопротивление высшего дворянства. В качестве свадебного подарка он заказал Лиотару портрет невесты в той одежде, в которой встретил её впервые.
Несмотря на то, что начало истории «Прекрасной шоколадницы» больше похожа на сказку, её продолжение хорошо задокументировано. В 1881 году Генри Пирс – президент Walter Baker, ведущей компании США по производству какао и шоколада – приехал в Европу, чтобы познакомиться с методами производства какао. В дрезденской Королевской галерее он увидел картину Лиотара. Его впечатлил и сам портрет, и его романтическая история – и с тех пор «Прекрасная шоколадница» стала одной из первых зарегистрированных торговых марок в экономической истории. С 1880-х образ Анны Бальтауф был запечатлён и растиражирован на миллионах банок какао и рекламных буклетов.
Примерно в 1900 году «Прекрасная шоколадница» вдохновила художника Яна Мюссе (вероятнее всего, это был он) на создание образа «медсестры» для торговой марки Droste. В описании было сказано, что «иллюстрация указывает на полезный эффект шоколадного молока и неразрывно связана с названием Droste».
Во время Второй мировой войны немцы перевезли оригинальную картину в крепость Кёнигштайн.
Жан-Этьен Лиотар был тринадцатым ребенком в семье французского купца, покинувшего родной Монтелимар «по неким религиозным причинам» и укрывшегося в Женеве. Жан-Этьен и Жан-Мишель оказались художественно одаренными детьми и с ранних лет проявляли интерес к рисованию и живописи.
В то время женевской школы живописи еще не существовало (она сложится к концу XVIII века), зато преподавалась техника миниатюры и эмали – ремесел, связанных с производством часов и украшений. В юности Жан-Этьен учился у миниатюриста Даниэля Гарделя, затем продолжил образование в Париже.
Но именно в годы странствий по Италии художник открывает для себя пастель, которая станет его любимой техникой и прославит имя Лиотар на всю Европу.
«Голландская девушка за завтраком»
«Голландская девушка за завтраком» — это личная ода Жана-Этьена Лиотара Золотому веку нидерландской живописи. Швейцарский художник создал работу в стиле голландских мастеров XVII столетия примерно в 1756 году — во время пребывания в Голландии.
Спустя почти 20 лет её приобрёл Уильям Понсонби, 2-й граф Бессборо, большой друг и покровитель живописца. Потомки аристократа передавали картину из поколения в поколение в течение 240 лет.
На момент продажи в 2016 году это была единственная жанровая сцена Лиотара, написанная маслом, которая оставалась в частных руках.
Позднее, в своем «Трактате о живописи » Лиотар объяснит: живопись – «зеркало всего самого прекрасного, что предлагает нам Вселенная», и если «в произведениях природы мазков не видно», то их не следует показывать и на картине.Неповторимым стилем отличались не только полотна Лиотара, но и его внешность.
Из поездки в Константинополь, куда он отправляется по приглашению английского лорда, Лиотар вернется знаменитым не только благодаря своему таланту и необыкновенным пастелям, но и… бороде. В Европе художника окрестят «турком» за эффектную бородку и восточные одежды, и это только добавит ему популярности.
Так что жизнь Лиотара была не менее насыщенной, чем его творческая деятельность.Чего не скажешь о его брате-близнеце: получив образование гравера в Париже и совершив небольшое путешествие по Италии, Жан-Мишель возвращается в Женеву.
Если он не стал таким же великим художником, как его брат, то в семейной жизни, кажется, преуспел гораздо больше: во всяком случае, Жан-Мишель был спокойным примерным семьянином. Вероятно, братья были слишком разными по характеру, чтобы поддерживать близкие отношения.
«Мария-Фредерика ван Рид-Атлон в семилетнем возрасте»
В письмах – по крайней мере, тех, которые известны искусствоведам, – Жан-Этьен совсем не упоминает брата. Кстати, спорным остается и тот факт, что братья, родившиеся в один день, были близнецами. Достоверных свидетельств современников о сходстве художников Лиотар не сохранилось.
«Натюрморт с чайным сервизом»
Непонятные отношения были у Жана-Этьена и с его супругой. Набожная голландка, не особо красивая и не особо богатая, заставила мужа срезать легендарную турецкую бороду, а ведь примечательная внешность в течение многих лет была «фирменным знаком» художника, как и его самобытный стиль.
Словом, если бы у Лиотара был продюсер, он бы не позволил свершиться такому безобразию. Но хотя Жан-Этьен и согласился срезать гениальную бороду под давлением жены, то превратить себя в домоседа не позволил и продолжал свои бесконечные путешествия ко дворам европейских монархов.
Здесь легенды и историческая правда часто расходятся. Либо во время этих поездок личная жизнь Лиотара была куда более насыщенной, чем жизнь с супругой, либо он без устали работал, чтобы прокормить свою большую семью (у четы Лиотар было пятеро детей).
Во всяком случае, о несовпадении фактов и мифов свидетельствует и легендарная история создания знаменитой пастели «Прекрасная шоколадница», написанной в Вене в 1745 году.
«Принцесса Луиза Анна (деталь)»
Кто скрывается за персонажем прелестной молодой девушки, аккуратно несущей на серебряном подносе чашку горячего шоколада? По одной из версий, на картине изображена камеристка Марии-Терезии, поразившая художника своей красотой. Другая версия истории напоминает сказку о Золушке.
Девушку звали Анна Бальдауф, дочь обедневшего рыцаря, она служила горничной императрицы. При дворе ее и увидел молодой принц Дитрихштейн, и без памяти влюбился. Вопреки протестам своей семьи и аристократии, принц женился на Анне, а в качестве свадебного подарка заказал Лиотару портрет невесты в той самой одежде, в которой увидел ее впервые.
И еще вариант: возможно, девушка работала в одной из венских кондитерских. Одним зимним днем туда зашел молодой принц, чтобы отведать горячего шоколада. Чашку с дымящимся напитком ему принесла красавица шоколадница, которую звали Анна Бальтауф. Принц влюбился в нее с первого взгляда и женился на ней.
А ко дню свадьбы заказал придворному художнику Лиотару портрет невесты в образе прекрасной шоколадницы…
«Мария-Аделаида в турецком костюме»
Все три версии могли бы стать сценарием романтического фильма.
Однако искусствовед Рене Лош, один из авторов биографии Лиотара, смеется, когда ее спрашивают об этой истории, и уверяет, что все это сказки: девушку звали вовсе не Анна Бальтауф, ни принц ни художник никогда в нее не влюблялись, и более того – Лиотар вообще не придавал никакого особого значения этой пастели и гораздо больше ценил… портреты своей супруги. Вот и разберись, где — правда, а где – легенда.
«Мария-Анна Лиотард с куклой»
Как бы там ни было, созданное Лиотаром произведение искусства поразило современников и продолжало удивлять на протяжении веков. У портрета шоколадницы оказалось не меньше поклонников, чем у самой модели. А у легендарной истории было не менее легендарное продолжение.
В 1881 году в Европу приехал глава американской компании Walter Baker Company — познавать таинства приготовления сладкого напитка. В Дрезденской галерее ему бросилось в глаза изображение прекрасной молодой камеристки, подающей к столу шоколад в фарфоровой чашке.
Генри Пирсу настолько понравилась пастель и романтическая история ее создания, что он решил сделать изображение фирменным знаком своей компании. Самое примечательное, что «Прекрасная шоколадница» стала одним из первых логотипов в истории экономики.
Кстати, теперь знаменитую пастель использует в качестве логотипа популярная в Москве сеть кофеен «Шоколадница». Да-да, опрятная прелестная служанка с подносиком – пастель того самого Лиотара…
«Завтрак»
Последние годы жизни художник провел в Конфиньоне, близ Женевы. Он пишет натюрморты, за которые впоследствии будут бороться коллекционеры и музеи.
Умирает Лиотар в 1789 году, не дождавшись Великой Французской революции, разрушившей старый порядок и принесшей ему на смену новые ценности, в том числе — в искусстве.
Брат-близнец художника Жан-Мишель, разоренный революцией, умрет в 1796 году в нищете.
«Портрет Мари Фарг, жены художника, в турецком костюме»
Источник: http://kstolica.ru/publ/kultura_iskusstvo/zhivopis/zhizn_sotkannaja_iz_legend_zhan_ehten_liotar/42-1-0-1098
Жан-Этьен Лиотар (1702-1789)
alina_daliШвейцарский художник французского происхождения, живописец-пастелист, график, гравёр и теоретик искусства. Жан-Этьен Лиотар (и его брат-близнец Жан-Мишель, получивший впоследствии известность как гравёр и офортист) родился в Женеве в семье ювелира. Родители были французскими протестантами, вынужденными покинуть родину.Автопортрет. 1733. Коллекция Г. Сальманович, Женева, Швейцария.Обучение мальчик начал в Женеве у швейцарского художника Даниэля Гарделя, у которого усердно занимался рисованием, миниатюрной и эмалевой живописью, с большим искусством копируя произведения учителя. В 1723 г. Лиотар уехал в Париж и продолжил обучение в мастерской гравера и миниатюриста Жана-Батиста Массе. Его дружеские отношения с парижским художником Франсуа Лемуаном побудили его заняться портретной живописью и пастелью. Предполагают, что на окончательный выбор техники повлиял успех, которым в 1720–1721 гг. пользовались в Париже работы венецианской пастелистки Розальбы Карриеры.
Лиотар подчеркивает колористические качества пастели. Кроме ряда светлых, окрашенных в нежные тона произведений, где доминируют оттенки белого, среди работ художника имеются некие «фольклорные» турецкие сцены, а также портреты, контрастный, насыщенный колорит которых создается с помощью добавленных в пастельные мелки дополнительных пигментов. Однако и в них Лиотар избегает теней, его пастель не любит темноты, уклончивости и таинственности, не выносит ничего абсолютного и грубого.
Девушка в мальтийском костюме. Ок. 1744. Пастель. Национальная галерея, Вашингтон.
Некоторое время Лиотар провел в Риме, где копировал произведения старых мастеров, среди них особо выделяя Корреджо. Затем он сопровождал сэра Уильяма Понсонби в его путешествиях по Востоку. Пять лет Лиотар провел в Константинополе, где в значительной мере перенял турецкие обычаи и даже костюм. Восток оставил глубокий след в жизни и творчестве художника.
Ему открылись иные страны, нравы, обычаи. Впечатления от увиденного воплощены во множестве рисунков, исполненных карандашом и сангиной.
Высокий уровень этих произведений с их сложной вязью штрихов, линий, узоров, красотой тона серебристого карандаша и красно-рыжей сангины, мастерство и свобода владения техникой сочетаются с документально точным воспроизведением увиденного.
Портрет археолога и теолога Ричарда Покока. 1738-39. Угольный карандаш, сангина. Лувр, Париж.
Четыре турецких музыканта. 1740-42. Угольный карандаш, сангина. Лувр, Париж.
Молодая женщина в Константинополе вышивает, сидя на земле. Ок. 1738. Угольный карандаш, сангина. Лувр, Париж.
Молодая турчанка, играющая на тамбуре, и курящий мужчина сидят на диване. 1738-43. Карандаш, сангина. Лувр, Париж.
Портрет господина Леветта, английского купца, в костюме татарина. 1738-40. Угольный карандаш, сангина. Лувр, Париж.
Господин Леветт и мадемуазель Главани в турецких костюмах. 1740. Лувр, Париж.
Сам автор стал носить длинную бороду, халат и тюрбан (по тем временам это выглядело более чем эксцентрично), за что получил прозвище «художника-турка».
Автопортрет. 1744. Пастель. Уффици, Флоренция.
Картина «Турчанка с тамбурином» представляет собой авторскую копию, сделанную маслом с пастели меньшего размера (Цюрих, Частная коллекция). В работе, сделанной маслом, художник расставляет несколько иные акценты и подчеркивает иные детали.
Бархатистую поверхность пастели и ее преимущественно выбеленные краски можно считать теми средствами, с помощью которых элегантная парижская дама на портрете предстает в несколько идеализированном свете. Насыщенные тона турецкого костюма требуют гораздо более интенсивного цвета.
Мерцающие оттенки, блеск золотой парчи, сверкающий шелк широких панталон – все в картине словно пропитано цветом и светом.
Турчанка с тамбурином. 1738-43. Холст, масло. Музей истории и искусства, Женева.
О технике пастели напоминают только телесные оттенки лица и рук. У женщины на картине холеное лицо француженки. Ее живописной позе соответствует роскошь костюма и окружающей обстановки. Выросшая из любопытства к восточной экзотике мода на все турецкое в эпоху рококо была очень популярна в Европе.
Она не только стала темой картины Лиотара, но и предопределила манеру ее исполнения. Заметный контраст между стилем пастели и стилем масла в картине Лиотара указывает на то, что прекрасная, переодетая в турчанку модель желает, чтобы ее воспринимали именно как турчанку.
Лиотар посетил все великие европейские города, писал потреты папы римского Клемента XIII и императрицы Марии-Терезии в Вене. Портрет Марии-Терезии, написанный в 1744 г. и повторенный позже в технике эмали и миниатюре на кости, относится к числу лучших его работ.
Императрица написана без идеализации, свойственной парадным портретам, в ней нет царственности и величественности. Она похожа на мать семейства с приятным, но простоватым лицом и большими руками.
Портрет Марии-Терезии Австрийской. 1744. Пастель. Галерея Альбертина, Вена.
Там же он создал портрет Анны Бальдауф, служанки при дворе австрийской императрицы Марии-Терезии, известный также под названием «Шоколадница». Анна вышла замуж за принца Дитрихштейна, а портрет мог быть заказан Лиотару в качестве свадебного подарка.
Шоколадница. 1744-45. Пастель. Картинная галерея, Дрезден.
Картина примечательна тем, что на ней изображен первый фарфор Европы – мейсенский. Характер жанровой сцены, гармоничное сочетание цветов, внимание к деталям. Лиотар считал, что пастель естественнее всего передает колорит и тончайшие переходы светотени в пределах светлых красочных тонов.
Сложная живописная задача – показать фигуру в белом фартуке на фоне белой стены. В сочетании серо-сизой юбки и белого фартука с тенями и стальным оттенком воды звучит настоящая поэзия красок.
Благодаря применению тонких прозрачных теней, художник добился совершенной точности рисунка, а также максимальной выпуклости и определенности объемов.
Девушка, разливающая шоколад. 1744. Национальная галерея, Лондон.
В качестве портретиста он работал в Венеции, Лионе, Париже и Лондоне, а затем навсегда вернулся в родную Женеву в 1757 г.
Для произведений Лиотара характерен светлый колорит и любовь к деталям окружающего мира, где он почти не видит теней.
Гладкие поверхности работ Лиотара свидетельствуют о том, что свой творческий путь он начинал как художник по эмали, миниатюрист.
Портрет Анны-Марии де Кюпи, прозванной мадемуазель Камарго. Ок. 1750. Угольный карандаш, сангина. Галерея Альбертина, Вена.Мария-Аделаида Французская в турецком костюме. 1753. Холст, масло. Уффици, Флоренция.Принцесса Каролина Матильда, позже королева Дании. 1754. Пастель. Королевская коллекция, Лондон.
Мария-Фридерика ван Рид-Атлон. 1755-1756. Пастель. Музей Гетти, Лос-Анжелес.Портрет Мари-Жюстин-Бенуа Фавар-Дюронсере. 1757. Пастель. Фонд Оскара Рейнхарта, Винтертур, Швейцария.
Повествуя о своих достижениях, художник особенно выделяет портреты Франсуа Троншена, представителя одной из старейших и богатейших женевских фамилий, и его жены.
Портрет Франсуа Троншена. 1757. Пастель. Частная коллекция.Портрет мадам Троншен. 1758. Пастель. Лувр, Париж. Портрет Марты-Марии Троншен. 1758-61. Пастель. Институт искусств, Чикаго.Портрет Марты-Марии Троншен. Фрагмент. 1758-61. Пастель. Институт искусств, Чикаго.Портрет четы Талассон. 1760. Пастель. Фонд Оскара Рейнхарта, Винтертур, Швейцария.Портрет четы Талассон. 1760. Пастель.
Фонд Оскара Рейнхарта, Винтертур, Швейцария.
Лиотар начал писать натюрморты с чайными и кофейными сервизами в последние два десятилетия своей жизни, когда возраст, смена вкусов и политических убеждений привели к снижению количества заказов на пастельные портреты, на которых он специализировался. Примерно с 1740 г. он иногда включал элементы натюрморта – фрукты и фарфор – в портреты.
Натюрморт с чайным сервизом. Ок. 1781-1783. Масло. Музей Гетти, Лос-Анжелес.
Ко времени написания «Натюрморта с чайным сервизом» в конце XVIII в. чаепитие было популярным как среди высшего класса, так и среднего сословия.
Художник противопоставляет роскошную фактуру китайского фарфора и серебра более дешевому подносу из крашеной жести, имитирующему восточные лаки.
Он добивается сильного визуального контраста, сочетая прозрачные и отражающие предметы с богато расписанной поверхностью.
Натюрморт. 1782. Пастель. Музей истории и искусства, Женева.
Жан-Этьен Лиотар теоретически суммировал свой творческий опыт в «Трактате о принципах и правилах живописи», опубликованном в 1781 г.
Талант Лиотара проявлялся не только в пастельных работах, но и в эмалевых, а также в гравюре на меди и живописи по стеклу.
Но пастельные портреты занимают главное место в его наследии, отличаясь большим разнообразием.
Источник: https://alina-dali.livejournal.com/38145.html
Книга: Галерея Уффици
Франциск I изображен здесь на фоне пейзажа, который простирается далеко внизу, отчего и без того мощная фигура всадника выглядит еще более величественной. Это впечатление усиливается помещенным справа архитектурным фрагментом с колоннами.
Художник большое внимание уделил деталям: тщательно выписал и узор на одеянии короля, и лошадиную упряжь. На лице Франциска I блуждает тонкая улыбка, которую можно заметить и на других изображениях монарха.
Впрочем, такой же улыбкой наделены на портретах кисти Клуэ многие из приближенных короля, что, по-видимому, должно было подчеркивать сложный, неоднозначный характер человека, находящегося у власти.
Жан-Батист Симеон Шарден (1699–1779) Девочка с воланом. Около 1737. Холст, масло. 82×66
Поэзия повседневной жизни, ее одного-единственного мгновения — вот то, на чем держится живопись Жан-Батиста Шардена. Он был приверженцем бытового жанра, поднятого до высот философских.
Художник выбирал простые сюжеты и заставлял зрителя подолгу смотреть на свои картины, как на эту «Девочку с воланом», где ничего вроде не происходит, просто нежное существо, румяное и курносое, застыло с воланчиком и ракеткой в руках. На лице героини — растерянное и грустное выражение, словно никто не хочет составить ей партнерство или игра ей не слишком удается.
Впечатление такое, что видно, как подрагивают ее губки и глаза наполняются слезами. Переживания почти еще ребенка отзываются в зрителе, который видит в этой жанровой сценке красоту и сложность жизни, выраженную в малом.
По поводу этой картины и другой — «Мальчик с карточным замком», тоже находящейся в музее, — земляк художника, французский писатель Стендаль, отозвался так: «Стоял и смотрел на них в том счастливом состоянии, какое только может быть…»
Жан-Этьен Лиотар (1702–1789) Мария-Аделаида Французская в турецком костюме 1753. Холст, масло. 50×56
Родившись в Швейцарии, Жан-Этьен Лиотар учился живописи во Франции, затем путешествовал и вернулся в Париж.
Там он приобрел покровительницу в лице мадам де Помпадур, задававшей тон во французском высшем обществе. С той поры художник написал немало красавиц королевского рода и дам, блиставших при дворе.
Один из таких портретов представляет Марию-Аделаиду Французскую, дочь короля Людовика XV.
Лиотар изобразил прелестное юное создание, сидящее на диване с книгой в руке и одетое в турецкий костюм. После нескольких лет, проведенных в Константинополе, художник имел пристрастие к восточным нарядам и сам наряжался в них.
Рисуя Марию-Аделаиду, живописец передал тонкую, бархатистую кожу принцессы и легкую ткань ее костюма. Свет из окна падает так, что лицо девушки остается в тени, а освещены щека, маленькое ухо с висячей сережкой и шея, отчего образ становится еще более нежным и трогательным.
Мягкость диванных подушек усиливает настроение неги, разлитое в этой картине, но в то же время Лиотар внес в свое произведение и некоторые «противоречия»: Мария-Аделаида, одевшись, как для бала-маскарада, сидит на диване, погрузившись в чтение, что мало соответствует аромату чувственности, разлитому вокруг нее. Этот контрапункт создает легкое напряжение в картине, которое было свойственно искусству рококо.
Следующий том
В Государственном Русском музее (Санкт-Петербург) представлено самое обширное собрание произведений русского искусства в мире. Музей основан в 1895 по указу императора Николая II. В настоящее время его коллекция насчитывает более 400 000 экспонатов и охватывает все исторические периоды и тенденции развития русского искусства, все его основные виды и жанры, направления и школы более чем за 1000 лет: с X по XXI век.
Источник: https://litvek.com/br/345860?p=16
Жан-Этьен Лиотар (1702-1789)
?
kolybanov (kolybanov) wrote, 2013-05-18 07:11:00 kolybanov kolybanov 2013-05-18 07:11:00 Category: Автор — Alexandra-Victoria. Это цитата этого сообщенияЖизнь, сотканная из легенд. | Жан-Этьен Лиотар (1702-1789) — швейцарский художник, работающий пастелью «живописец королей и красивых женщин»
«Живопись – зеркало всего самого прекрасного, что предлагает нам Вселенная» — Жан-Этьен Лиотар
Загадочные обстоятельства рождения Жана-Этьена Лиотара (1702-1789), тринадцатого ребенка в семье Анны и Антуана Лиотар, полная приключений молодость, проведенная при блестящих дворах европейских монархов, путешествие в Константинополь и возвращение оттуда «турецким художником», странные отношения с супругой и туманная история создания знаменитой пастели «Прекрасная шоколадница» — далеко не все тайны, окружающие личность швейцарского мастера. Авторы недавно опубликованной 1600-страничной биографии Лиотара Рене Лош (Renée Loche) и Марсель Ретлисбергер (Marcel Roethlisberger) признаются, что даже для них в жизни и творчестве художника остается немало загадок.
Но обо всем по порядку
Итак, Жан-Этьен Лиотар был тринадцатым ребенком в семье французского купца, покинувшего родной Монтелимар «по неким религиозным причинам» и укрывшегося в Женеве. Жан-Этьен и Жан-Мишель оказались художественно одаренными детьми и с ранних лет проявляли интерес к рисованию и живописи.
В то время женевской школы живописи еще не существовало (она сложится к концу XVIII века), зато преподавалась техника миниатюры и эмали – ремесел, связанных с производством часов и украшений. В юности Жан-Этьен учился у миниатюриста Даниэля Гарделя, затем продолжил образование в Париже.
Но именно в годы странствий по Италии художник открывает для себя пастель, которая станет его любимой техникой и прославит имя Лиотар на всю Европу.
Шарлотта Мари Boissier
Позднее, в своем «Трактате о живописи » Лиотар объяснит: живопись – «зеркало всего самого прекрасного, что предлагает нам Вселенная», и если «в произведениях природы мазков не видно», то их не следует показывать и на картине. Пастель позволяла добиться желаемого эффекта: мягких и плавных переходов цвета, легкой светотени, тончайшей отделки деталей
Портрет Марии-Жозефы Саксонской, дофины Франции» (1731-1767)
Работы Лиотара, выполненные в реалистичной манере и строгом стиле, отличались от произведений Ватто или Буше, представителей «галантного жанра», предпочитавших декоративное изящество рококо. А портреты Лиотара ничего общего не имели с жанром парадного портрета, популярного при французском дворе. Лиотар считал себя «художником правды» и главным его стремлением было правдоподобие в живописи, изображение без прикрас… что далеко не всегда нравилось знатным дамам, портреты которых он писал!
Портрет мадемуазель Жаке
Неповторимым стилем отличались не только полотна Лиотара, но и его внешность. Из поездки в Константинополь, куда он отправляется по приглашению английского лорда, Лиотар вернется знаменитым не только благодаря своему таланту и необыкновенным пастелям, но и… бороде. В Европе художника окрестят «турком» за эффектную бородку и восточные одежды, и это только добавит ему популярности
Так что жизнь Лиотара была не менее насыщенной, чем его творческая деятельность. Тем более что и та, и другая проходили в бесконечной веренице путешествий по всей Европе – Молдавия, Вена, Франкфурт, Париж, Амстердам, Лондон…
Женщина в турецком платье
Чего не скажешь о его брате-близнеце: получив образование гравера в Париже и совершив небольшое путешествие по Италии, Жан-Мишель возвращается в Женеву. Если он не стал таким же великим художником, как его брат, то в семейной жизни, кажется, преуспел гораздо больше: во всяком случае, Жан-Мишель был спокойным примерным семьянином
Жан-Этьен Лиотар
Вероятно, братья были слишком разными по характеру, чтобы поддерживать близкие отношения. В письмах – по крайней мере, тех, которые известны искусствоведам, – Жан-Этьен совсем не упоминает брата. Кстати, спорным остается и тот факт, что братья, родившиеся в один день, были близнецами. Достоверных свидетельств современников о сходстве художников Лиотар не сохранилось
Портрет жены художника, Мария Fargues (ca.1718-1784), в турецком платье
Непонятные отношения были у Жана-Этьена и с его супругой. Набожная голландка, не особо красивая и не особо богатая, заставила мужа срезать легендарную турецкую бороду, а ведь примечательная внешность в течение многих лет была «фирменным знаком» художника, как и его самобытный стиль. Словом, если бы у Лиотара был продюсер, он бы не позволил свершиться такому безобразию
Жена и дочь ?
Но хотя Жан-Этьен и согласился срезать гениальную бороду под давлением жены, то превратить себя в домоседа не позволил и продолжал свои бесконечные путешествия ко дворам европейских монархов
Девочка с куклой, дочь художника и крестник императрицы Марии Терезии
Здесь легенды и историческая правда часто расходятся. Либо во время этих поездок личная жизнь Лиотара была куда более насыщенной, чем жизнь с супругой, либо он без устали работал, чтобы прокормить свою большую семью (у четы Лиотар было пятеро детей)
Во всяком случае, о несовпадении фактов и мифов свидетельствует и легендарная история создания знаменитой пастели «Прекрасная шоколадница», написанной в Вене в 1745 году.
Кто скрывается за персонажем прелестной молодой девушки, аккуратно несущей на серебряном подносе чашку горячего шоколада? По одной из версий, на картине изображена камеристка Марии-Терезии, поразившая художника своей красотой. Другая версия истории напоминает сказку о Золушке. Девушку звали Анна Бальдауф, дочь обедневшего рыцаря, она служила горничной императрицы.
При дворе ее и увидел молодой принц Дитрихштейн, и без памяти влюбился. Вопреки протестам своей семьи и аристократии, принц женился на Анне, а в качестве свадебного подарка заказал Лиотару портрет невесты в той самой одежде, в которой увидел ее впервые.
И последний вариант: возможно, девушка работала в одной из венских кондитерских. Одним зимним днем туда зашел молодой принц, чтобы отведать горячего шоколада. Чашку с дымящимся напитком ему принесла красавица шоколадница, которую звали Анна Бальтауф. Принц влюбился в нее с первого взгляда и женился на ней. А ко дню свадьбы заказал придворному художнику Лиотару портрет невесты в образе прекрасной шоколадницы…
Мария-Антуанетта, эрцгерцогиня Австрийская, будущая королевы Франции, в возрасте семи лет
Все три версии могли бы стать сценарием романтического фильма. Однако искусствовед Рене Лош, один из авторов биографии Лиотара, смеется, когда ее спрашивают об этой истории, и уверяет, что все это сказки: девушку звали вовсе не Анна Бальтауф, ни принц ни художник никогда в нее не влюблялись, и более того – Лиотар вообще не придавал никакого особого значения этой пастели и гораздо больше ценил… портреты своей супруги
«Месье Леветт и мадемуазель Glavani в турецком костюме»
Вот и разберись, где — правда, а где – легенда
Франсуа Троншена (коллекционер произведений искусства?) с картиной Рембрандта (1757)
Как бы там ни было, созданное Лиотаром произведение искусства поразило современников и продолжало удивлять на протяжении веков. У портрета шоколадницы оказалось не меньше поклонников, чем у самой модели. А у легендарной истории было не менее легендарное продолжение. В 1881 году в Европу приехал глава американской компании Walter Baker Company — познавать таинства приготовления сладкого напитка
Мария Кристина, герцогиня Тешен
В Дрезденской галерее ему бросилось в глаза изображение прекрасной молодой камеристки, подающей к столу шоколад в фарфоровой чашке. Генри Пирсу настолько понравилась пастель и романтическая история ее создания, что он решил сделать изображение фирменным знаком своей компании. Самое примечательное, что «Прекрасная шоколадница» стала одним из первых логотипов в истории экономики. Кстати, теперь знаменитую пастель использует в качестве логотипа популярная в Москве сеть кофеен «Шоколадница». Да-да, опрятная прелестная служанка с подносиком – пастель того самого Лиотара…
Портрет Марии Аделаиды Франции в турецком стиле одежды
Последние годы жизни художник провел в Конфиньоне, близ Женевы. Он пишет натюрморты, за которые впоследствии будут бороться коллекционеры и музеи
Умирает Лиотар в 1789 году, не дождавшись Великой Французской революции, разрушившей старый порядок и принесшей ему на смену новые ценности, в том числе — в искусстве. Брат-близнец художника Жан-Мишель, разоренный революцией, умрет в 1796 году в нищете
Аполлон и Дафна
Три Грации
Жан-Этьену, большому оригиналу своего времени, многие из ценностей XIX века, несомненно, пришлись бы по душе. Он всегда был сторонником независимости – и в жизни, и в искусстве. Рене Лош признается, что именно оригинальность Лиотара и его несравнимый «вкус к правде» привлекли ее в личности и работах художника: «Он наблюдал, как работают другие, и… делал все по-своему!»
Портрет Георга, принца Уэльского (позже Георга III)
Читателям, заинтересовавшимся правдой о женевском художнике, мы рекомендуем самую полную из существующих биографий Жан-Этьена Лиотара – 1600-страничный подвиг Рене Лош и Марселя Ретлисбергера, опубликованный издательством Davaco. Особое место в книге занимает исследование о Жан-Мишеле Лиотаре, первый подробный анализ творчества художника, известного гораздо меньше своего брата. В коллекции женевского Музея искусства и истории – 87 пастелей, рисунки, наброски, масляные картины и миниатюры швейцарского художника
Текст отсюда: http://www.nashagazeta.ch
- Жюли де-Thellusson Ployard
- La Bella Lectora
- Портрет Джона Стюарта, 1-й маркиз Бьют (1744-1814)
- Liotard Jean-Etienne Portrait of a lady at the court Sun
- Портрет месье Bouër, купец в Генуе
- Портрет мадам Boere
- Жанна-Элизабет де Селлон (1705-1749), Леди Tyrell, echtgenote сэр Чарльз ван Tyrell
- Lady Ann Сомерсет, графини Нортгемптон (в возрасте около 14)
- Исаак Луи де Thellusson
- Портрет Марии ван Frederike Reede-Атлон в возрасте семи лет
- леди Понсонби -урожденная Каролина Кавендиш (1719-1760) — в костюме Венециано
- Елизавета Фредерика София, герцогиня Вюртемберг (1732-1780)
- Изабелла, Figlia ди Мадам Инфанта
- Портрет императрицы-королевы Марии Терезии, суверенной Австрии, Богемии и Венгрии
- Портрет Марии Каролины Австрийской (1752-1814)
- Карл Иосиф из Австрии
Жизнь швейцарского художника известна гораздо меньше, чем его пастели
Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru
Источник: https://kolybanov.livejournal.com/6461222.html
Читать онлайн "Галерея Уффици" автора Кравченко И. — RuLit — Страница 21
Франсиско Гойя (1746–1828) Портрет Марии-Терезы де Бурбон-и-Валлабрига на коне 1783. Холст, масло. 82×61
Один из самых загадочных испанских художников, Франсиско Гойя много работал при королевском дворе, где написал и этот портрет Марии-Терезы де Бурбон-и-Валлабрига, будущей графини де Чинчон, изобразив ее верхом на коне и на фоне гористого пейзажа.
По небу бегут темные облака, по земле — тени от них, и природа охвачена тем тревожным состоянием, которое бывает накануне бури. Но молодая женщина старается быть собранной и твердо держаться в седле.
Она изображена в профиль, что придает облику некоторую чеканность.
Впрочем, фигура девушки выписана легкими мазками, пенятся кружева на ее груди и переливается бархат платья.
Лицо Марии-Терезы тронуто румянцем, вся она выглядит нежной и трепетной в окружении суровой природы с каменистым ландшафтом и скалистыми горами.
Гойя, питавший искренний интерес к людям, сумел выразить даже в этой напоминающей этюд картине ту хрупкость и одновременно силу человека, которые вызывают очень теплое ощущение.
Франсиско Гойя (1746–1828) Портрет графини де Чинчон Около 1800. Холст, масло. 218×135
Вытянутый формат картины и сгущающаяся темнота в качестве фона придают фигуре графини особенную хрупкость, подчеркнутую легким, воздушным платьем светлого серо-коричневого цвета с розовыми прожилками и прической, в которой словно затаился ветер.
Во всем облике девушки, пусть даже и королевского рода, чувствуется грусть, сквозящая и в живых карих глазах, и в сложенных руках, которые Мария-Тереза словно нарочно пытается сжать покрепче.
Графиня переживала тогда не самое лучшее время в своей жизни: ее супруг, всемогущий премьер-министр испанского правительства дон Мануэль Годой, обладал властным характером, кроме того, этот человек был любовником королевы.
Гойя уже рисовал графиню, и теперь, хорошо зная эту молодую женщину и относясь к ней с сочувствием, подметил ее глубоко спрятанную печаль. Портрет, задуманный парадным, являет зрителю живого и обаятельного человека.
Искусство Франции и Швейцарии
Жан-Батист Симеон Шарден. Мальчик с карточным замком. Около 1740
Франсуа Клуэ (около 1516–1572) Конный портрет Франциска I Около 1540. Холст, масло. 27,5×22,5
Франсуа Клуэ, придворный живописец нескольких французских монархов, оставил после себя немало портретов королевских особ и членов их семей.
Восседающий на коне Франциск I изображен здесь на фоне пейзажа, который простирается далеко внизу, отчего и без того мощная фигура всадника выглядит еще более величественной. Это впечатление усиливается помещенным справа архитектурным фрагментом с колоннами.
Художник большое внимание уделил деталям: тщательно выписал и узор на одеянии короля, и лошадиную упряжь. На лице Франциска I блуждает тонкая улыбка, которую можно заметить и на других изображениях монарха.
Впрочем, такой же улыбкой наделены на портретах кисти Клуэ многие из приближенных короля, что, по-видимому, должно было подчеркивать сложный, неоднозначный характер человека, находящегося у власти.
Жан-Батист Симеон Шарден (1699–1779) Девочка с воланом. Около 1737. Холст, масло. 82×66
Поэзия повседневной жизни, ее одного-единственного мгновения — вот то, на чем держится живопись Жан-Батиста Шардена. Он был приверженцем бытового жанра, поднятого до высот философских.
Художник выбирал простые сюжеты и заставлял зрителя подолгу смотреть на свои картины, как на эту «Девочку с воланом», где ничего вроде не происходит, просто нежное существо, румяное и курносое, застыло с воланчиком и ракеткой в руках. На лице героини — растерянное и грустное выражение, словно никто не хочет составить ей партнерство или игра ей не слишком удается.
Впечатление такое, что видно, как подрагивают ее губки и глаза наполняются слезами. Переживания почти еще ребенка отзываются в зрителе, который видит в этой жанровой сценке красоту и сложность жизни, выраженную в малом.
По поводу этой картины и другой — «Мальчик с карточным замком», тоже находящейся в музее, — земляк художника, французский писатель Стендаль, отозвался так: «Стоял и смотрел на них в том счастливом состоянии, какое только может быть…»
Жан-Этьен Лиотар (1702–1789) Мария-Аделаида Французская в турецком костюме 1753. Холст, масло. 50×56
Родившись в Швейцарии, Жан-Этьен Лиотар учился живописи во Франции, затем путешествовал и вернулся в Париж. Там он приобрел покровительницу в лице мадам де Помпадур, задававшей тон во французском высшем обществе. С той поры художник написал немало красавиц королевского рода и дам, блиставших при дворе. Один из таких портретов представляет Марию-Аделаиду Французскую, дочь короля Людовика XV.
Источник: https://www.rulit.me/books/galereya-uffici-read-433567-21.html
Жан Этьен Лиотар живописец королей и красивых женщин
Портрет Марии Аделаиды Французской в турецком костюме _холст.,масло._Флоренция, Уффици
Портрет леди Энн Сомерсет, графини Нортгемптон _пергамент, пастель_Частное собрание
Жан Этьен Лиотар (Jean Etienne Liotard), 1702-1789. Швейцария
«живописец королей и красивых женщин»
Автопортрет
1758_Мадам Троншен _пергамент, пастель_Париж, Лувр
1738-1743_Портрет великого визиря _бумага, пастель_Лондон, Национальная галерея
Мари-Роз де Larlan де Kercadio де Рошфор, Маркиза де Nétumières, 1750, пастель на бумаге, Детройтский институт искусств
Лиотар прибыл в Париж в то время, когда пастельная живопись пользовался там особым почетом, а законодательницей мод была маркиза де Помпадур. Она пожелала иметь свой портрет работы Лиотара и доставила ему титул королевского живописца и члена академии.
1754_Принцесса Каролина Матильда_пергамент, пастель_Англия, Королевская коллекция
Этого было достаточно, чтобы сделать Лиотара модным портретистом красавиц, блиставших в то время при французском дворе.
Портрет мадмуазель Луизы Жаке_пастель_Частное собрание
1738_Richard Pococke_Кембридж, Музей Фицуильяма
- Портрет мадам Франсуа Троншена Пастель на пергаменте
- 1743-1745_Шоколадница_пергамент, пастель_Дрезден, Картинная галерея старых мастеров
- 1745_Робер Арси, четвертый граф Холдернесс__Берлин, Музей Берггрюна
- 1744 (ок)_Дама, пьющая шоколад _Лондон, Национальная галерея
- 1746_Жанна-Элизабет Селлон (1705-1749), Леди Тирелл _пергамент, пастель_Амстердам, Рейксмузеум
- 1746_Портрет мадам Боре_пергамент, пастель_Амстердам, Рейксмузеум
- 1746_Читательница, Марианна Лавернь, кузина художника_пергамент, пастель_Амстердам, Рейксмузеум
- 1747_Мария Терезия Австрийская, эрцгерцогиня Австрии, королева Венгрии и Богемии _медь, эмаль_Амстердам, Рейксмузеум
- 1749_Портрет Марии Саксонской (1731-67), дофины Франции _пергамент, пастель_Амстердам, Рейксмузеум
- 1762_Мария Терезия Австрийская, эрцгерцогиня Австрии, королева Венгрии и Богемии _пергамент_Амстердам, Рейксмузеум
- 1755-1756_Мария Фредерика ван Реде-Атлон в семь лет _пергамент, пастель_Лос-Анджелес, музей Пола Гетти
- 1757_Дама с кружевом, бабушка жены художника_пергам_Амстердам, Рейксмузеум
- Портрет графа Вецеля Антона Кауница_пергамент, пастель_Частное собрание
- Вышивальщица_Париж, Лувр
- 1781-1783_Натюрморт с чайным сервизом_Лос-Анджелес, музей Пола Гетти
- 1754-1755_Принцесса Луиза _пергамент, пастель_Англия, Королевская коллекция
- 1756_Portrait of Gualterus Craevanger__пастель_Частное собрание
- 1756-1758_Мария Фарг, жена художника, в турецком костюме_пергамент, пастель_Амстердам, Рейксмузеум
- 1758 (ок)_Portrait of Elisabeth Seippel, nee Bourguet_бумага, пастель_Частное собрание
- 1762-1766_Жан-Луи Буша-Бойсье_пергамент, пастель_Хьюстон, Музей изобразительных искусств
Источник: https://yael-shoshany.livejournal.com/124387.html