Мадонна со святыми антонием падуанским и рохом, джорджоне

Джованни Баттиста Тьеполо (1696-1770) работал в декоративном жанре параллельно с прославленными мастерами ведуты Антонио Канале Каналетто и Бернардо Беллотто.

Детство у художника было не слишком счастливым. В семье рано умер отец и мать осталась одна с шестерыми детьми. Жили они бедно и Джованни Баттиста пришлось учиться ремеслу, он попал в мастерскую художника и в 19 лет  выполнил первый в своей жизни заказ.

 В 1719 году он женился на Марии Чечилии Гварди, сестре известных художников Гварди — Франческо и Джованни Антонио. Прославленные мастера – Тьеполо и Гварди были не только  друзьями по цеху, но и родственниками. От брака с Марией у Тьеполо родилось девять детей.

 Все мальчики стали художниками, но знаменитым – только один – Джованни Доменико Тьеполо.
“Мадонна со святыми Людовиком Тулузским, Антонием Падуанским и Франциском Ассизским”.

Мадонна со святыми Антонием Падуанским и Рохом, Джорджоне

Картина была написана в 30-е годы XVIII века для церкви Сан Проволо в Венеции. (Храм закрыли в начале XIX века, произведения были распроданы). В ГМИИ полотно поступило из «Антиквариата», его обменяли на две створки алтаря Ботичелли.

В результате музей потерял работы прославленного мастера XV века, а две другие  части –  “Благовещение”, Богородица и Архангел Гавриил до сих пор находятся в экспозиции ГМИИ. Вместо шедевра Ботичелли музей приобрёл эту картину. Происходит она из чьего-то частного собрания Москвы, владелец коллекции неизвестен.

На полотне Богородица сидит на высоком престоле, часть его скрыта облаками, поэтому создаётся впечатление, что она либо парит в небе, либо только что спустилась с небес.

В настоящее время предстоящие святые атрибутируются как Людовик Тулузский, Франциск Ассизский и Антоний Падуанский. Сайт ГМИИ отмечает, что к такой атрибуции склоняются все зарубежные исследователи.

Но первоначально персонаж с лилией, изображенный на первом плане  считался святым Домиником. Некоторые отечественные искусствоведы по сей день придерживаются старой версии и имеют на то основание.

Образ Богоматери на полотне изысканный, тонкий, даже манерный. По характеру он очень близок к образу Мадонны Буше (в зале французского искусства). И Доминик, как будто танцует, протягивая Деве Марии лилию.

Все лица на картине очень тонкие, они кажутся измождёнными.
Мадонна со святыми Антонием Падуанским и Рохом, Джорджоне

Кожа Мадонны белая, прозрачная, фарфоровая, светящаяся изнутри. Мастер достигает этого эффекта, используя на лице различные красочные тона. Синяя тень на виске Мадонны по законам контраста делает её кожу сияющей.

 Причёска Девы Марии очень проста, она совсем лишена изысков, свойственных эпохе.
Предстоящих святых художник тоже наделяет человеческими чертами. Он прописывает детали, выделяет вены на висках. Мы видим, как они вздулись и напряжены не только на лице, но и на руках.

Особенно это заметно у святого Франциска, целующего руку Спасителя.

Интересны изображения Земного шара и собаки в ногах у Мадонны. Святой Доминик основал монашеский орден доминиканцев – проповедников. Они были призваны распространять учение Христа по всему миру, отсюда возникает символ Земного шара.

Название ордена доминиканцев (Domini Canes)  переводят c латыни как «псы господни», поэтому включение собаки в композицию также полностью закономерно.
Мадонна со святыми Антонием Падуанским и Рохом, Джорджоне
Череп с крестом символизирует бренность бытия. Ангелочки изображены без тела, только головки, но крылья и перья на них прописаны очень реалистично.

Мадонна со святыми Антонием Падуанским и Рохом, Джорджоне

Интересно, что с одной стороны в композиции передан религиозный экстаз. С другой, картина очень нарядная и красочная, совсем не пугающая, как у Алессандро Маньяско.

Джованни Батиста Тьеполо был весьма плодовитым художником, у него невероятное множество работ. Все его картины очень подвижны, в них нет персонажей, застывших подобно статуям.

Его герои всегда находятся в движении: Доминик протягивает Богородице лилию, Франциск склонился перед Спасителем, Дева Мария протягивает ему младенца, Антоний тоже устремляется к Мадонне, ангелы летят. Подобное движение присутствует в любой работе мастера.

Стиль этого произведения до конца не определён. Кто-то считает, что это позднее барокко, кто-то склоняется к стилю рококо. И те и другие находят черты, близкие и одной и другой художественной эпохе. Но полотно не дотягивает ни до одного, ни до другого стиля.

Здесь нет воздушности и лёгкости, игривости рококо. Нет и тяжеловесности барокко, как у Джованни Баттиста Питтони.

Ещё одна картина Тьеполо, представленная в нашем собрании, называется “Смерть Дидоны”.
Мадонна со святыми Антонием Падуанским и Рохом, Джорджоне
Работа написана на классический сюжет, её признают несомненным шедевром музея и лучшей работой Тьеполо в собрании ГМИИ. Это иллюстрация  “Энеиды”  древнеримского  поэта  Вергилия.

Потерпевший кораблекрушение у берегов Африки герой Троянской войны Эней оказался в Карфагене,  где полюбил царицу Дидону. Но счастье влюблённых было недолгим,  вскоре, по воле Зевса, герой отплыл к италийским берегам чтобы стать родоначальником римского народа.  Покинутая  царица  в  отчаянии взошла на костер.

Мы видим здесь Энея, стоящего в греческом шлеме и отвергнутого жениха Дидоны ливийского царя Ярба.
Мадонна со святыми Антонием Падуанским и Рохом, Джорджоне
Сама Дидона, полная отчаяния, лежит на приготовленном костре, её поза выражает глубокую душевную боль.

Чтобы усилить трагизм события, Тьеполо решил сделать Энея свидетелем гибели возлюбленной. Он противопоставляет две группы героев –  поражённые Эней и Ярб стоят неподвижно, словно окаменевшие. Рядом с царицей её приближённые бурно выражают чувства.

И даже мраморная кариатида вторит горю людей – она опустила голову и сложила руки. Строгие дорические колонны оттеняют напряжение в левой части полотна.
Мадонна со святыми Антонием Падуанским и Рохом, Джорджоне

Цветовая гамма полотна почти монохромна. Но глаз различает тончайшие оттенки медово-жёлтого, светло-голубого, розового, зеленоватого, коричневого, сиреневого. Тона сгущаются и становятся интенсивными в одеяниях Дидоны и Энея.

Некоторые историки предполагают, что это полотно в собрании ГМИИ – эскиз к ненаписанной Тьеполо фреске, предназначавшейся для украшения виллы Вальмарана близ Виченцы.

Блистательно написанное полотно может быть навеяно оперными постановками. В это время опера начинала только только выкристаллизовываться как отдельный музыкальный жанр.

Джованни Баттисто Питтони (1687-1767). Венецианский мастер испытал большое влияние Тьеполо.

«Смерть Софонисбы»
Мадонна со святыми Антонием Падуанским и Рохом, Джорджоне
Эпизод войны Рима с Карфагеном (конец III в. до н.э.), в которой участвовали цари разных нумидийских племен. Царь Сифакс взял в жёны дочь карфагенского вождя Софонисбу. В войне он выступил против римлян, на стороне Карфагена и был побежден союзником римлян царем Масиниссой (по некоторым источникам прежним женихом Софонисбы). Чтобы спасти Софонисбу от плена Масинисса женился на ней. Но римский полководец Сципион потребовал выдачи женщины, и Масинисса был вынужден послать ей яд. На сцене мы видим, как Софонисба выпила яд и упала замертво.

Картина принадлежит к типу больших декоративных композиций, которые предназначались для помещения над дверью. По стилю это явное барокко с присущей ему тяжестью. Мы чувствуем вес всех этих драпировок, они тяжелы и заполняют собой  пространство картины, для воздуха остаётся очень мало места.

Мадонна со святыми Антонием Падуанским и Рохом, Джорджоне

Мы завершим разговор об итальянском искусстве рассказом о братьях Гварди – Франческо и Джанантонио.

(1

Источник: https://kraeved1147.ru/zhivopistepolo-i-pittoni-v-gmii/

Книга: Музей Прадо

Христос мертв; светлое небо лишь подчеркивает скорбь держащего его ангела. Иконография и эмоциональная трактовка темы связаны с творчеством Джованни Беллини. Мадонна со святыми Антонием Падуанским и Рохом, Джорджоне

Джорджоне (1476/1477-1510) Мадонна со святыми Антонием Падуанским и Рохом 1500–1510. Холст, масло. 92×133

Величайший мастер Высокого Возрождения, представитель венецианской школы, Джорджоне своей зрелой, основанной на чутком взаимодействии цвета и света манерой положил в Италии начало новой технике — масляной живописи. Она позволяла точно передавать нюансы светотени, очертания фигур и предметов.

Джорджоне одним из первых среди итальянских художников стал отводить важное место натуралистичному пейзажу в картинах мифологической, исторической и даже религиозной тематики.

Персонажи этого поражающего своим особым настроением удивительного алтарного образа изображены так, что создается впечатление, будто они представлены не в интерьере собора, а на лоне природы.

Тонкая поэтичность полотна создается зрительным слиянием человеческих фигур с пейзажем, достигнутым с помощью света.

Мадонна со святыми Антонием Падуанским и Рохом, Джорджоне

Корреджо (около 1489-около 1534) Noli те tangere Около 1525. Дерево, масло. 130х103

Антонио Аллегри, живописец периода Высокого Возрождения, получил свое прозвище по месту рождения и творчества в итальянском городе Корреджо.

Мастером точно передана трепещущая атмосфера момента узнавания Христа: Мария Магдалина тянется к Иисусу, стоя перед ним на коленях. Жест Христа иллюстрирует Его слова: «Не прикасайся ко Мне» («Noli me tangere» — лат.), Он мягко отстраняет женщину. Драматизм, усиленный холодной цветовой гаммой, читается в перекрещивающихся взглядах персонажей.

Влияние Леонардо да Винчи и Рафаэля проявилось в полотне погруженностью фигур в растительный фон и диагональным построением композиции. В свою очередь в пейзаже живописец достиг необычайно натуралистичного изображения. Зритель будто ощущает живительную прохладу утра, сочную густоту зеленеющей рощи, ласковое тепло осветившей небо зари.

Мадонна со святыми Антонием Падуанским и Рохом, Джорджоне

Якопо Тинторетто (1518–1594) Крещение Христа. Около 1585. Холст, масло. 137х105

Искусно владевший рисунком, умевший передавать сложные ракурсы, световые акценты, направления движения итальянский живописец венецианской школы Тинторетто новаторством и художественной смелостью сумел опередить своих современников.

В полотне «Крещение Христа» мастер отошел от канонов иконописи. Картина написана будто с натуры. Иисус стоит по щиколотки в водах реки Иордан и смиренно склонил голову перед Иоанном Крестителем. Тот, находясь на берегу, льет воду на голову Иисуса.

Читайте также:  Национальный музей истории украины, киев

В этом действии заключается отличие крещения обливанием от крещения посредством погружения в воду. В руке у Иоанна плоская чашка, в то время как на картинах северных мастеров у Крестителя сложены кисти рук.

В небе над головами героев парит Голубь Святого Духа.

Мадонна со святыми Антонием Падуанским и Рохом, Джорджоне

Тициан Вечеллио (1476/1477-1576) Даная 1553. Холст, масло. 129,8×181,2

Представитель венецианской школы, величайший итальянский живописец эпохи Возрождения, Тициан стоит в одном ряду с такими художниками, как Микеланджело, Леонардо да Винчи и Рафаэль. Мастер писал картины на библейские и мифологические сюжеты, был выдающимся портретистом.

В эпоху Возрождения миф о Данае выступал в искусстве как форма художественного обобщения. Тициан неоднократно обращался к этому образу, написал несколько вариантов «Данаи», один по заказу короля Испании.

У аргосского царя Акрисия была красавица-дочь Даная. Дельфийский оракул предсказал царю, что внук лишит его престола. Акрисий заключил дочь в медную башню, куда никто из смертных не мог проникнуть. Но Зевс, пленившись, проник к ней золотым дождем. После родился будущий герой — Персей.

Встреча Данаи и Зевса происходит на фоне заката, мягкие красочные тона как бы растворяются друг в друге. Фигура обнаженной женщины подобна скульптурам Микеланджело «Аврора» и «Ночь» из капеллы Медичи, но колорит картины остается истинно тициановским: краски словно мерцают от пронизывающего света, подчеркивая накал чувств героев.

«Даная» представила художнику возможность создать женский образ, не просто залитый светом, а будто состоящий из него. Сотканная из золотых лучей фигура стала открытием в живописи. Тонкий и плавный переход от светописи к тени, отказ от разделяющих линий положили начало новому творческому периоду 1550-х. «Даная» превратила Тициана из талантливого живописца в гения своей эпохи.

Мадонна со святыми Антонием Падуанским и Рохом, Джорджоне

Паоло Веронезе (1528–1588) Венера и Адонис Около 1580. Холст, масло. 162х191

Художественную манеру Веронезе отличают тонкость рисунка, пластичность формы, сложность сочетаний цветов на светоносном фоне. Творчество этого виднейшего живописца венецианской школы подводит итог искусству эпохи Позднего Возрождения.

Адонис, возлюбленный богини любви Венеры, был сыном царя Кипра. Своей красотой он затмевал даже богов-олимпийцев. Когда Адонис погиб на охоте, Зевс пожалел убитую горем Венеру и повелел Аиду на время отпустить красавца из царства умерших. С тех пор Адонис вынужден был вести двойную жизнь.

Влюбленные герои представляют собой смысловой центр картины, а собаки, одна из которых дремлет у ног богини, и играющий с другой Амур наполняют изображение умиротворением. Полотно выполнено в теплой гамме.

Густые цвета вечернего неба, зелени листвы и яркое красное одеяние Адониса контрастируют с кремовой белизной обнаженного тела Венеры. В мощном звучании насыщенных красок раскрывается зрелый талант живописца.

Мадонна со святыми Антонием Падуанским и Рохом, Джорджоне

Микеланджело Меризи де Караваджо (1571/1573-1610) Давид и Голиаф. Около 1600. Холст, масло. 110х91,3

Караваджо — один из крупнейших мастеров барокко, ставший реформатором европейской живописи XVII века. Ранние работы художника не сохранились, он оставил их в мастерской и бежал из Милана после драки, окончившейся смертью одного из ее участников.

Имена знаменитых древних героев увековечены в библейском рассказе о единоборстве Голиафа с Давидом. Филистимлянский исполин родом из Гефа, Голиаф принадлежал к древнему племени рефаимов. Во время войны с израильтянами он наводил ужас на войско царя Саула. Только у будущего иудейского царя Давида,

Источник: https://litvek.com/br/345968?p=10

Мадонна со святыми Людовиком Тулузским, Антонием Падуанским и Франциском Ассизским

Поступила в ГМИИ как работа Джандоменико Тьеполо с вопросом; сюжет картины определялся как Мадонна со святыми Домиником, Антонием Падуанским и Франциском Ассизским.

Морасси (Morassi 1962) связал картину с именем Джамбаттисты Тьеполо и при этом высоко оценил ее, назвав «excellent small altarpiece», близким по стилю таким работам, как алтарные образы в собрании Чикагского художественного института и в церкви Сан Просдочимо в Падуе (теперь — в Венецианской Академии).

Он же первым отметил, что одного из представленных на картине святых следует считать не Святым Домиником, а Святым Людовиком Тулузским (к этому присоединяются все зарубежные исследователи).

По мнению ученого, картину из собрания ГМИИ можно отождествить с алтарной композицией, исполненной между 1730 и 1735 годами для церкви Сан Проволо в Венеции.

Именно там, как полагал Морасси, ее видел Тассис, упомянувший картину в своем приложении к изданию путеводителя по Венеции, составленного в XVIII веке Антоном Марией Дзанетти (Fiocco 1927).

С 1808 года церковь Сан Проволо перестала использоваться в культовых целях, а находившиеся в ней произведения были распроданы. Тогда церковь покинула и алтарная композиция Тьеполо, которую Морасси не без оснований отождествил с картиной из собрания ГМИИ.

Атрибуцию Морасси, так же как и выдвинутую им гипотезу о происхождении московской работы, полностью разделял Паллуккини (Pallucchini 1968).

В числе отечественных авторов под именем Джамбаттисты Тьеполо ее публиковали Либман (Либман 1962) и Лаврова (Лаврова 1964; Lavrova 1970).

Несогласие с такой атрибуцией, а также с предложенной Морасси датировкой (1735-1740), выразила Никитюк, исключавшая авторство как Джамбаттисты, так и Джандоменико Тьеполо (Никитюк 1980).

Создание работы она относит к 1760-м годам и связывает ее с мастерской Джандоменико, остававшейся в Венеции после отъезда Джамбаттисты в Испанию в 1762 году. Автор каталога одно время приписывала картину Джандоменико Тьеполо (Кат. ГМИИ 1995; Кат. выставки в Японии 1997 года), однако в настоящем издании возвращается к авторству Джамбаттисты как более верному.

Картина из собрания ГМИИ, без сомнения, отличается высоким уровнем исполнения. Ее атрибуция Джамбаттисте Тьеполо получила широкую поддержку в литературе, в том числе и в монографии Джемин и Педрокко о творчестве этого мастера (Gemin, Pedrocco 1995), где она включена в полный научный каталог его произведений.

Вслед за Морасси и Паллуккини они также относят московское полотно к раннему периоду, к 1730-м годам, когда художник работал над росписями дворца Сагредо в Венеции.

В качестве близкой аналогии Морасси называл сходную по своей композиционной структуре картину 1734 года Святой Иосиф с Младенцем и четырьмя святыми из собрания Галереи Академии в Венеции. Приводимые учеными аргументы вполне убедительны и заставляют принять авторство Джамбаттисты Тьеполо раннего периода.

Композиционно картина из собрания ГМИИ близка алтарной композиции Мадонна на троне со святыми Себастьяно Риччи (церковь Сан Джорджо Маджоре, Венеция; 1708), к произведениям которого Джамбаттиста Тьеполо часто обращался в ранний период творчества.

С московским полотном принято связывать группу небольших работ, не совпадающих полностью по общему решению и размеру, а также различающихся по уровню исполнения. Они находятся в собраниях Пиччинелли в Бергамо, Швабах в Цюрихе, Майер в Риме, Корсини в Нью-Йорке.

Морасси (Morassi 1962) привел еще одну версию, находившуюся в собрании Даувес в Амстердаме, а Джемин и Педрокко (Gemin, Pedrocco 1995, p. 226) ссылались на вариант, фигурировавший на аукционе Финарте в Милане. Некоторые из работ этой серии признаются авторскими эскизами, другие — копиями.

К числу эскизов несомненно должно быть отнесено небольшое полотно из собрания Пиччинелли в Бергамо. В отношении некоторых других композиций существует сомнение в авторстве самого Тьеполо, а работу из собрания Швабах в Цюрихе следует считать копией, выполненной уже в XIX веке с картины, находящейся сегодня в ГМИИ.

Размером она превосходит все вышеназванные произведения и, кроме того, точно совпадает с публикуемой картиной (на фотографии видно, что она также имеет надставку слева).

В Городском музее Триеста хранится близкий по композиции рисунок, изображающий Мадонну во славе со святыми; от картины из ГМИИ он отличается форматом, близким к квадрату.

Происхождение московской картины остается неясным. Определенное направление поискам может дать публикация Никифорова, где воспроизведен один из залов выставки художественных произведений старины в Строгановском училище в Москве (1901 Москва).

Находящаяся теперь в ГМИИ картина экспонировалась там в числе других произведений, принадлежавших великому князю Сергею Александровичу, великой княгине Елизавете Федоровне, принцессе Альтенбургской, княгине З.Н.Юсуповой, графу А.А.Бобринскому, барону Н.А.Мейендорфу, В.Х.Сапожникову, Н.

Л.Шабельской, княгине М.А.Голицыной, Р.П.Поляковой. Однако не представляется возможным указать точно, кто именно из названных лиц владел рассматриваемой композицией из собрания ГМИИ.

Принимая во внимание особый интерес Юсуповых к творчеству Тьеполо, можно сделать предположение, что картина была собственностью З.Н.Юсуповой.

Авторский холст саржевого плетения, дублирован; по сторонам поздние надставки из холста полотняного плетения: справа шириной 11 см; слева — 10,5 см.

Состояние сохранности авторской живописи хорошее, за исключением небольших утрат по краям, восполненных реставрационной ретушью; справа участок потемневших тонировок Пожелтевший лак, особенно заметный на фоне. На среднем бруске подрамника карандашом: С 27 9.

Читайте также:  Камень в лесу у "разлива", саврасов, 1849

Выставки: 1901 Москва (см. Никифоров 1901; Джандоменико Тьеполо); 1961 Москва. Кат., с. 62-63 ил. (Джамбаттиста Тьеполо. Мадонна со святым Домиником, Антонием Падуанским и Франциском Ассизским); 1997 Токио-Тендо-Оказаки-Акита. Кат., № 35 (Джандоменико Тьеполо).

Источник: https://www.pushkinmuseum.art/data/fonds/europe_and_america/j/1001_2000/zh_2697/index.php

Джорджоне

studiapriz

Оригинал взят у kolybanovв Итальянский художник Джорджоне

Джорджо Барбарелли да Кастельфранко,более известный как Джорджоне (итал. Giorgio Barbarelli da Castelfranco,Giorgione;1476/1477-1510 ) — итальянский художник, представитель венецианской школы живописи; один из величайших мастеров Высокого Возрождения

Джорджоне родился в небольшом городке Кастельфранко-Венето недалеко от Венеции.

Он был учеником Джованни Беллини и усвоил себе глубину и блеск его тёплого колорита, даже превзошёл его в этих качествах и первый из всех итальянских живописцев стал отводить в религиозных, мифологических и исторических картинах важное место поэтически-придуманному, красивому, не чуждому натуральности пейзажу. Главным местом его деятельности была Венеция. Он писал здесь надпрестольные образа, исполнял многочисленные портретные заказы и, по обычаю того времени, украшал своей живописью сундуки, ларцы и фасады домов. Умер от чумы.

Спящая Венера

Основной период творческой деятельности Джорджоне приходится на первое десятилетие XVI века. Джорджоне, первоначально сформировавшийся как художник под влиянием Винченцо Катены и Джованни Беллини, сумел в течение нескольких лет выработать собственную зрелую манеру, в основе которой лежало тонкое чувство взаимодействия цвета и света.

Гроза Ок. 1508. Галерея Академии.

Во многом от Джорджоне берет начало эта принципиальная сторона европейского живописания, развивавшаяся впоследствии многими поколениями художников.

Техника масляной живописи, к которой обратился Джорджоне, позволяла ему в полной мере передавать плавные цветовые переходы, насыщенные пятна цвета, сгущающиеся тени и мягкие очертания фигур и предметов.

Вазари отмечал в полотнах Джорджоне отголоски влияния творчества Леонардо да Винчи, посетившего Венецию в начале XVI века.

Три философа. Ок.1504

Несмотря на кратковременность жизни Джорджоне у него было много учеников, к которым принадлежат, между прочим  Себастьяно дель Пьомбо, Джованни да Удине, , Фр. Торбидо (прозванный иль Моро) и сам Тициан.

Еще значительнее число художников, подражавших его направлению, каковы, например, Лоренцо  Лотто, Пальма Старший, Джованни  Кариани, Рокко Марконе,Парис Бордоне, Джирол. Пеннаки, Порденоне, Коллеоне Дзанки и др.

, картины которых нередко слывут теперь за его работы.

Лаура. 1506. Музей истории искусства. Вена

Мадонна с Антонием Падуанским и св. Рохом.. 1500-1510.Музей Прадо Мадрид

Портрет молодого человека

  • Юдифь
  • Мадонна Кастельфранко, ок.1504

Источник: https://to-priz.livejournal.com/55081.html

Итальянский художник Джорджоне

Итальянский художник Джорджоне. [Mar. 13th, 2013|08:44 am]
Живописцы, окуните ваши кисти…
classic_art_ru[bolivar_s]

Итальянский художник Джорджоне.

Джорджо Барбарелли да Кастельфранко, более известный как Джорджоне (итал. Giorgio Barbarelli da Castelfranco,Giorgione;1476/1477-1510 ) — итальянский художник, представитель венецианской школы живописи; один из величайших мастеров Высокого Возрождения

Джорджоне родился в небольшом городке Кастельфранко-Венето  недалеко от Венеции.

Он был учеником Джованни Беллини  и усвоил себе глубину и блеск его тёплого колорита, даже превзошёл его в этих качествах и первый из всех итальянских живописцев стал отводить в религиозных, мифологических и исторических картинах важное место поэтически-придуманному, красивому, не чуждому натуральности пейзажу. Главным местом его деятельности была Венеция. Он писал здесь надпрестольные образа, исполнял многочисленные портретные заказы и, по обычаю того времени, украшал своей живописью сундуки, ларцы и фасады домов. Умер от чумы.

Спящая ВенераОсновной период творческой деятельности Джорджоне приходится на первое десятилетие XVI века. Джорджоне, первоначально сформировавшийся как художник под влиянием Винченцо Катены и Джованни Беллини, сумел в течение нескольких лет выработать собственную зрелую манеру, в основе которой лежало тонкое чувство взаимодействия цвета и света.Гроза  Ок. 1508. Галерея Академии.Во многом от Джорджоне берет начало эта принципиальная сторона европейского живописания, развивавшаяся впоследствии многими поколениями художников. Техника масляной живописи, к которой обратился Джорджоне, позволяла ему в полной мере передавать плавные цветовые переходы, насыщенные пятна цвета, сгущающиеся тени и мягкие очертания фигур и предметов. Вазари отмечал в полотнах Джорджоне отголоски влияния творчества Леонардо да Винчи, посетившего Венецию в начале XVI века.Три философа. Ок.1504Несмотря на кратковременность жизни Джорджоне у него было много учеников, к которым принадлежат, между прочим  Себастьяно дель Пьомбо, Джованни да Удине, , Фр. Торбидо (прозванный иль Моро) и сам Тициан. Еще значительнее число художников, подражавших его направлению, каковы, например, Лоренцо  Лотто, Пальма Старший, Джованни  Кариани, Рокко Марконе,Парис Бордоне, Джирол. Пеннаки, Порденоне, Коллеоне Дзанки и др., картины которых нередко слывут теперь за его работы.

Лаура. 1506. Музей истории искусства. Вена

Мадонна с Антонием Падуанским и св. Рохом.. 1500-1510.Музей Прадо Мадрид Портрет молодого человекаЮдифь

Мадонна Кастельфранко, ок.1504

Источник: https://classic-art-ru.livejournal.com/164470.html

Описание картин

Картина «Дева Мария с младенцем на фоне пейзажа» написана венецианским художником Джорджоне в самом начале 16 века, ориентировочной датой создания считается 1503 год. Размер картины 44 x 37 см, дерево, масло.

Одна из ранних работ мастера, картина являет собой классическую композицию библейских образов. Уже по этой ранней работе художника заметно, что природа, природная среда в искусстве для Джорджоне начинает играть все более важную роль.

Еще нельзя с уверенностью сказать, что Джорджоне изображает единую воздушную среду, связывающую фигуры и предметы пейзажа в единое пленэрное целое.

Но, во всяком случае, можно по праву утверждать, что образная эмоциональная атмосфера, в которой живут и герои и природа у Джорджоне, есть уже и оптически общая как для фона, так и для персонажей картины атмосфера.

Картина «Испытание Моисея огнем» создана венецианским художником Джорджоне приблизительно в 1502-1505 годах. Размер картины 89 x 72 см, дерево, масло.

Ранние работы художника («Юдифь», «Испытание Моисея огнем», «Поклонение пастухов», «Мадонна Кастельфранко», «Святое семейство», «Поклонение волхвов») в основном посвящены религиозной тематике.

Эта картина Джорджоне имеет также другое название «Отрок Моисей перед фараоном» и отражает один из эпизодов жизни пророка Моисея во время его пребывания в Египте.

Моисей (иврит Моше), в Библии первый пророк, основатель религии Яхве, законодатель и политический вождь израильских племен, возглавивший их исход из Египта и основание государства в Ханаане (Палестине).

По Библии (книга Исход), Моисей происходил из колена Левия, был сыном Амрама и Иохаведы, братом Аарона и пророчицы Мариам.

В то время, когда он родился, жестокий фараон повелел истреблять всех еврейских младенцев мужского пола, поэтому мать скрывала Моисея в течение трех месяцев, а затем положила в корзину и спрятала младенца в тростниках.

Здесь его нашла дочь фараона, которая дала его на воспитание кормилице, по чудесному совпадению оказавшейся родной матерью Моисея. Дочь фараона полюбила Моисея как родного сына. Но юноша увидел, как надсмотрщик-египтянин избивает еврея.

Убив египтянина, Моисей скрывается в земле Мадиамской (он бежал на Синайский полуостров, где среди глухих ущельев и долин провел в пастушеской жизни сорок лет). Моисей женится на Сепфоре, дочери священника из этой земли. В главе 3 книге Исход описывается явление Моисею на горе Хорив (Синайский полуостров) ангела Яхве из горящего и несгорающего тернового куста (неопалимая купина). Бог наделяет Моисея способностью творить чудеса и посылает вывести из Египта сынов Израилевых.

Моисей и его брат Аарон приходят к фараону и требуют отпустить свой народ, но фараон лишь вводит для евреев новые повинности, и они ропщут на Моисея.

После чудесного превращения жезла Аарона в змея, пожравшего посохи-змеи египетских магов, Яхве через Моисея насылает десять казней египетских. Фараон отпускает евреев, но затем пускается за ними в погоню.

Воды Красного моря по знаку Моисея расступаются перед евреями, а фараон со своим войском тонет.

Картина «Святое семейство» или «Мадонна Бенсон» (другое обиходное название картины) написана венецианским художником Джорджоне приблизительно в период с 1500 по 1505 год.

Размер картины 37 x 46 см, дерево, масло.

Святое семейство, в христианских представлениях семья, в которой родился Иисус Христос, ближайшее окружение младенца Иисуса в детстве, включающее его мать Деву Марию и ее мужа Иосифа Обручника.

Дева Мария (Богородица, Богоматерь, Мадонна), в христианстве мать Иисуса Христа, непорочно его зачавшая. Родители Марии — праведники Иоаким и Анна были бездетны до пожилого возраста. В 12 лет Мария дала обет вечного девства.

По достижении Марией совершеннолетия ей находят престарелого супруга Иосифа, который уважает ее обет. В его доме Мария работала над пурпурной пряжей для храмовой завесы, во время прядения произошло Благовещение.

После рождения Иисуса Христа Мария бежит с ним и Иосифом от царя Ирода в Египет, а после смерти Ирода возвращается в Назарет. Мария присутствует на Голгофе, и, согласно христианской традиции, прежде всего ей является Христос после своего воскресения.

По одной из версий, Мария тихо жила в доме Иоанна Богослова, которого Христос велел ей усыновить. За успением Марии, т.е. разлучением души Марии с телом, следует чудесное воссоединение и телесное вознесение на небо.

Иисус Христос, согласно традиционному христианскому вероучению, Богочеловек, вмещающий в «ипостасном» единстве Своей личности всю полноту Божественной природы (Послание апостола Павла к колоссянам 2, 19) и всю конкретность человеческой природы; в одном лице Бог-Сын, Логос, «не имеющий ни начала дней, ни конца жизни» (Послание к евреям 7,3), — и человек, имевший этническую принадлежность, возраст и телесные приметы, родившийся в мир и в конце умерщвленный (хотя рождению предшествует чудо девственного зачатия, а за смертью следует чудо Воскресения). Для ислама Иисус Христос — один из пророков (Иса), предшествовавших Мохаммеду.

С точки зрения исторической науки, Иисус Христос — явившийся и действовавший в иудейской среде религиозный деятель первой половины 1 века нашей эры, с деятельностью учеников которого связано начало христианства, родившийся, по-видимому, несколько раньше 4 года до н.э.

(условно принятая точка отсчета нашей эры «от Рождества Христова», предложенная в 6 веке, не может быть выведена из евангельских текстов и противоречит им, поскольку находится после даты смерти царя Ирода), проповедовавший в родной Галилее и других землях палестинского ареала и казненный римскими властями на Голгофе около 30 года нашей эры.

Алтарная работа «Мадонна на троне со святым Франциском и святым Либералом из Тревизо» или «Мадонна да Кастельфранко» написана венецианским художником Джорджоне приблизительно в период с 1503 по 1505 год. Размер картины 200 x 152 см, дерево, масло; заказчик работы — кондотьер Туцио Костанцо (на подножии престола обозначен фамильный герб).

Собственно, замечательная композиция картина «Мадонна да Кастельфранко» завершает начальный период творчества Джорджоне.

В своих ранних вещах и первых произведениях зрелого периода Джорджоне непосредственно связан с той монументальной героизирующей линией, которая наряду с жанрово-повествовательной проходила через все искусство кватроченто и на достижения которой в первую очередь опирались мастера обобщающего монументального стиля Высокого Возрождения.

Венецианец Карло Ридольфи, посетивший родной город художника в 1640 году, написал в своих «Записках»: «Джорджоне написал для Туцио Костанцо, кондотьера наемников, образ Мадонны с младенцем Христом для приходской церкви в Кастельфранко.

Слева поместил святого Георгия (прим.

святой Либерал из Тревизо), в котором изобразил себя, а справа — святого Франциска, в котором запечатлел черты одного из своих братьев, и передал некоторые вещи в натуральной манере, показав доблесть рыцаря и сострадание блаженного святого».

В картине Джорджоне «Мадонна Кастельфранко» фигуры расположены согласно традиционной композиционной схеме, принятой для этой темы рядом мастеров североитальянского Возрождения. Мария восседает на высоком постаменте; справа и слева от нее предстоят перед зрителем святой Франциск и местный святой города Кастельфранко Либерале.

Каждая фигура, занимая определенное место в строго построенной и монументальной, ясно читаемой композиции, все же замкнута в себе. Картина этого периода творчества венецианского художника Джорджоне иконографически традиционна, но выделяется пространственной свободой своих пейзажных просторов.

Композиция в целом носит несколько торжественно неподвижный характер.

И вместе с тем непринужденное расположение фигур в просторной композиции, мягкая одухотворенность их тихих движений, поэтичность образа самой Девы Марии создают в картине ту атмосферу несколько загадочной задумчивой мечтательности, которая так характерна для искусства зрелого Джорджоне, избегающего воплощения резких драматических коллизий.

Портрет «Антонио Броккардо» создан художником Джорджоне предположительно после 1508 года. Размер картины 73 x 54 см, холст, масло. Портреты Джорджоне являются своеобразным синтезом идеального и живого конкретного человека. Один из наиболее характерных — его замечательный портрет Антонио Брокардо.

В картине художником безусловно, точно и ясно переданы индивидуальные портретные особенности благородного юноши, но они явно смягчены, подчинены образу совершенного человека.

Непринужденно свободное движение руки юноши, энергия, ощущаемая в полускрытом под свободно-широкими одеяниями теле, благородная красота бледносмуглого лица, головы, склоненной на крепкой и стройной шее, красота контура упруго очерченного рта, задумчивая мечтательность глядящего вдаль и в сторону от зрителя взгляда — все это создает полный благородной силы образ охваченного глубокой, ясно-спокойной думой человека. Мягкий изгиб залива с недвижными водами, молчаливый гористый берег с торжественно спокойными зданиями образуют пейзажный фон, который, как всегда у художника Джорджоне, не унисонно повторяет ритм и настроение главной фигуры, а как бы косвенно созвучен этому настроению.

Картина «Портрет юноши» создана итальянским художником Джорджоне приблизительно в середине первого десятилетия. Размер картины 58 x 46 см, холст, масло.

Для Джорджоне характерно, что его интересует в образе человека не столько неповторимая сила и яркость индивидуально выраженного характера, сколько именно некий утонченно сложный и вместе с тем гармонически целостный идеал совершенного человека или, точнее, идеал того духовного состояния, в котором пребывает человек. Поэтому в композициях художника почти отсутствует та портретная конкретность характеров, которая наличествует в монументальных работах большинства мастеров итальянского Возрождения. Более того, и сами композиции Джорджоне можно назвать лишь в известной мере монументальными. Как правило, они невелики по размерам. Они не обращены к большим людским толпам. Утонченная муза Джорджоне — это искусство, наиболее непосредственно выражающее эстетический и нравственный мир гуманистической верхушки венецианского общества. Это картины, рассчитанные на длительное спокойное созерцание ценителем искусства с тонким и сложно развитым внутренним духовным миром. В этом специфическое обаяние художника, но также и его определенная ограниченность.

Картина «Читающая мадонна» итальянского художника Джорджоне. Размер работы мастера 76 x 60 см, дерево, масло. Точная дата создания этого образа Пресвятой Девы Марии неизвестна. Картину относят к раннему периоду творчества Джорджоне.

Для историков живописи венецианской школы эпохи ренессанса и исследователей творчества венецианского художника Джоржоне, в частности, атрибуция картины является спорной. На заднем плане картины изображена площадь святого Марка в Венеции (с частью собора Сан-Марко) такой, какой она являлась при жизни Джоржоне.

Собор Сан-Марко во времена Джоржоне был не только хранителем священных реликвий и культовым сооружением. Здесь происходила церемония посвящения дожа, здесь получали знаки своих полномочий флотоводцы и кондотьеры, сюда во времена военных угроз собирались жители города. Купола и арки собора Святого Марка (4000 кв.

метров) покрыты многочисленными мозаиками. На протяжении столетий безвестные венецианские художники и мастера тщательно составляли огромные композиции из несчетного количества кусочков мрамора и стекла.

Картина «Мадонна с младенцем, святые Рок и Антоний Падуанский» создана итальянским художником Джорджоне приблизительно в первые годы 16 столетия. Точная дата написания картины неизвестна. Размер работы 92 x 133 см, холст, масло.

Классическая компоновка алтарной композиции на религиозную библейскую тематику. Для некоторых исследователей живописи венецианской школы эпохи ренессанса атрибуция картины является спорной.

Этот необычайный алтарный образ, персонажи которого как бы перенесены из интерьера собора на лоно природы, поражает особым тонким настроением.

Светлый, радостный пейзаж, утренний свет, льющийся из-за холмов, меланхолическое раздумье, в которое погружены участники сцены, придают всему необычайную поэтичность. И в то же время картина поражает ощущением недосказанности, характерным для всех последующих созданий венецианца Джорджоне.

Картина «Старуха» или «Портрет пожилой женщины» венецианского художника Джорджоне. Размер портрета 68 x 59 см, холст, масло. Картина написана предположительно около 1509 года.

Портреты составляют особый раздел наследия Джорджоне, в котором индивидуальные характеры сменяются поэтическими типажами («Лаура», «Портрет Антонио Броккардо», «Портрет воина» и другие).

Одна из таких типажных картин художника — изможденная «Старуха», выражающая всем своим обликом неумолимый бег времени. Слова надписи на листке бумаги, который держит пожилая женщина, гласят: «Col tempo» — «Так происходит со временем».

Картина «Церера» венецианского художника Джорджоне. Размер работы мастера 75 x 55 см, дерево, перенесена на холст, темпера. Картина написана предположительно в конце первого десятилетия 16 века.

До нашего времени дошло мало картин как самого Джорджоне, так и работ художников его круга. В искусствоведческой литературе по настоящее время идут споры о наследии Джорджоне, о количестве его подлинных работ.

Ряд атрибуций до сих пор носит спорный характер, в частности, это касается и картины «Церера».

Следует, однако, заметить, что осуществленная в середине 1950-х годов в Венеции первая полная выставка картин Джорджоне и «джорджонесков» позволила внести не только ряд уточнений в круг работ мастера, но и приписать Джорджоне ряд до того спорных картин, помогла полнее и яснее представить характер его творчества в целом.

Церера, в римской мифологии древнейшая богиня земледелия, хранительница сельской общины, а также хозяйка подземного мира. С Церерой связывали введение земледелия и законов, приобщивших людей к цивилизации.

Церера также была богиней материнства и брака. Иногда разгневанная богиня насылала на людей безумие. Церере были посвящены праздники жатвы и посева, которые сопровождались играми.

В греческой мифологии ей соответствует богиня Деметра.

Источник: https://studbooks.net/1132167/kulturologiya/opisanie_kartin

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector