Главная ~ Картины великих ходожников XV — XX века ~ Лувр (Париж) ~ ФИЛИППО ЛИППИ. Мадонна с младенцем в окружении ангелов, со святыми Фредиано и Августином (Алтарь Барбадори).
Описание: 1437. Флоренция, ок. 1406/07 — Сполето, 1469. Дерево, 208 х 244 см. Поступила в Лувр в 1814 г. Полный размер: 1220 х 1040 px. Открыть оригинал | Скачать на диск Категория: ЖИВОПИСЬ. 1250-1500 ГОДЫ
Другие картины «Лувра (Париж)»:
АНТОНИО ДИ ПУЧЧО, ПРОЗВАННЫЙ ПИЗАНЕЛЛО. Портрет Джиневры д′Эсте.
ФРАНЧЕСКО ДИ СТЕФАНО, ПРОЗВАННЫЙ ПЕЗЕЛЛИНО. Мадонна с младенцем в окружении святых Зенобия, Иоанна Крестителя, Антония и Франциска.
ЯКОПО БЕЛЛИНИ. Мадонна с младенцем и с донатором Лионелло д′ Эсте.
МАСТЕР РОЖДЕСТВА КАСТЕЛЛО. Мадонна с младенцем в окружении четырех ангелов.
МАСТЕР ВЗЯТИЯ ТАРЕНТО. Триумф Венеры с поклоняющимися ей Ахиллом, Тристаном, Ланселотом, Самсоном, Парисом и Троилом.
ПЕЗЕЛЛИНО. Св. Франциск, получающий стигматы; Святые Косьма и Дамиан, врачующие больного.
МАСТЕР СЕН-ЖЕРМЕН-ДЕ-ПРЕ. Пьета Сен-Жермен-де-Пре.
МАСТЕР СВЯТОЙ РОДНИ. Алтарь Семь радостей Богоматери: Поклонение волхвов, Принесение во храм, Христос является Марии.¤
МАСТЕР СВ. ВАРФОЛОМЕЯ. Снятие с креста.
НИЖНЕРЕЙНСКИЙ МАСТЕР. Переносной алтарь со сценами из жизни Богоматери и детства Христа.
МАСТЕР ЛЕГЕНДЫ СВ. УРСУЛЫ. Св. Урсула объявляет о своем путешествии при дворе своего отца.
ПАОЛО ДИ ДОНО, ПРОЗВАННЫЙ УЧЧЕЛЛО. Битва при Сан-Романо.
Количество просмотров: 189 Количество комментариев: 0
© Лувр (Париж)
Источник: https://www.beesona.ru/museums/louvre/30578/
Читать онлайн Лувр страница 3. Большая и бесплатная библиотека
Филиппо Липпи (1406–1469) Мадонна с Младенцем в окружении ангелов, со святыми Фредиано и Августином (Алтарь Барбадори) 1437. Дерево, темпера. 208×244
Филиппо Липпи, художник эпохи Раннего Возрождения, получив монастырское воспитание, принял монашеский обет и создавал религиозные композиции.
Это алтарный образ, заказанный живописцу для капеллы, посвященной Святому Фредиано, в церкви Санто-Спирито во Флоренции. Художник — истинный певец прекрасного.
В изображении Мадонны с Младенцем и ангелами небесными он создает прелестные образы, поражающие возвышенной красотой.
Ангелы удивительны в своей непосредственности: они задумчиво глядят по сторонам, кто-то из них смотрит на Мадонну, которая, держа на руках божественного Младенца и опустив глаза, подходит к двум коленопреклоненным святым — Фредиано и Августину.
До 1810 алтарь оставался в церкви. В ходе наполеоновских завоеваний он был отправлен во Францию и на родину уже не возвращен. В 1814 работа попала в Лувр.
Симоне Мартини (около 1284–1344) Несение креста 1333. Дерево, темпера. 30×20,5
«Несение креста» — фрагмент алтаря, известного как «Полиптих Орсини». Он посвящен страстям Христа и состоит из шести частей, ныне хранящихся в разных европейских музейных собраниях.
Эту работу мастера сиенской школы Симоне Мартини отличают драматизм и эмоциональный накал, которые художник привнес в традиционный сюжет.
На лицах персонажей ясно читаются чувства, обуревающие ими, что было бы немыслимым для византийской манеры письма.
Жесты и мимика героев патетичны и немного театральны, однако в этом находит выражение личное отношение художника к изображаемому им событию Священной истории, его сопереживание.
Козимо Тура (около 1430–1495) Пьета со святыми. Алтарь Святого Георгия в Ферраре 1474. Дерево, темпера. 132×267
Живописец Раннего Возрождения, Козимо Тура был придворным художником дома д'Эсте, герцегов Феррары.
Композиция «Пиета со святыми» является частью алтаря Святого Георгия в Ферраре. Пиета — это оплакивание Христа, умершего на кресте. Непременным участником таких композиций является Богоматерь.
На ее коленях распростерто бездыханное тело Сына, рядом изображены фигуры избранных святых, сопереживающих Ее горю. Здесь нет места красоте: лица всех присутствующих искажены скорбью и страданием, на лике Христа также лежит печать крестных мук.
Для передачи эмоционального состояния героев художник использует язык мимики и жестов, красноречиво говорящий об их переживаниях.
Андреа Мантенья (около 1431–1506) Святой Себастьян Около 1480. Холст, темпера. 257×142
Святой Себастьян — популярный образ в изобразительном искусстве, к которому обращались многие художники, живописуя жестокий эпизод его мученичества — страдание от пущенных в него стрел. Святой Себастьян в III–IV веках тайно исповедовал христианство.
Узнав об этом, император Диоклетиан приговорил его к смерти. Однако раны, нанесенные святому, не стали смертельными. Жена втайне выходила его, и он, не желая бежать из Рима, предстал перед Диоклетианом чудесно спасенным.
Император же вновь повелел казнить святого.
На луврской картине «Святой Себастьян» Андреа Мантеньи, живописца и гравера Раннего Возрождения, святой привязан к обломку античной колонны, нижняя часть его тела усеяна стрелами.
Колонна как часть разрушенного античного храма символизирует медленно уходящий в небытие мир язычества, за который так крепко держался император и жертвой которого пал святой Себастьян.
Рядом с ногами несчастного молодого мужчины сохранился мраморный фрагмент разбившейся статуи, когда-то стоявшей на этом месте и прославлявшей греко-римских богов.
Антонио Пизанелло (1395–1455) Портрет Джиневры д'Эсте 1435–1449. Дерево, темпера. 43×30
«Портрет Джиневры д'Эсте» («Портрет принцессы») — произведение итальянского живописца раннего Кватроченто Антонио Пизанелло. Профиль принцессы напоминает чеканные образы, создававшиеся на памятных медалях.
Некоторыми исследователями выдвигалось предположение, что изображенная является не Джиневрой д'Эсте, а другой представительницей этого дома, урожденной Гонзаго. Однако в настоящее время считается, что портрет принадлежит все же Джиневре.
Девушка запечатлена на фоне цветов. Для современного зрителя они значат не больше, чем просто живописный «природный» фон, однако современникам художника они могли бы о многом рассказать. Каждый цветок имеет свое символическое значение и обозначает определенное явление.
Включенные живописцем в «контекст» произведения, эти цветы несут тайный смысл, раскрывая историю жизни принцессы. Джиневра д'Эсте была убита своим мужем за то, что не могла иметь детей. Цветы гвоздики и колокольчики водосбора символизируют супружество и плодовитость, однако у водосбора (аквилегии) есть и иное значение — смерть.
О смерти говорит также и приколотая к рукаву платья веточка можжевельника.
Доменико Гирландайо (1449–1494) Портрет старика с внуком 1488. Дерево, темпера. 62×46
В «Портрете старика с внуком», личности которых остались неизвестными, Доменико Гирландайо, живописец Раннего Возрождения, представитель флорентийской школы, стремился к реалистично-правдивому изображению своих моделей.
Трогателен образ маленького мальчика с выбивающимися из-под красной шапочки золотистыми кудрями, прильнувшего к деду в надежде найти то ли защиту, то ли ответ на какой-то мучающий его вопрос. Старику-деду художник не польстил.
Он изобразил его некрасивое лицо без прикрас, однако обращенный к ребенку взгляд, полный любви и нежности, придает его облику одухотворенность.
В открытом окне виднеется «идеальный пейзаж», характерный для живописи Ренессанса: долина с лентой реки, возвышающиеся вдали холмы и скалы. Отношения героев столь же прекрасны и гармоничны, сколь прекрасна и умиротворенна природа.
«Портрет старика с внуком» поступил в Лувр в 1886.
Пьетро Перуджино (1448–1523) Аполлон и Марсий 1495. Дерево, темпера. 39×29
Картина Пьетро Перуджино, живописца эпохи Возрождения, представителя умбрийской школы, посвящена греческому мифу о музыкальном состязании сатира Марсия и бога искусств Аполлона.
Сатир научился искусно играть на флейте, брошенной богиней Афиной, и, возгордившись своим совершенным исполнением, сделал вызов Аполлону. Аполлон, высочайший музыкант, не мог простить дерзкой выходки сатира, осмелившегося поспорить с ним.
Играя на лире, он выиграл музыкальный поединок, а в наказание за дерзость сорвал с Марсия кожу.
Жестокое окончание этой истории не вошло в сюжет картины. Перуджино написал состязание двух музыкантов, точнее игру на флейте Марсия. Он весь погружен в музыку и не замечает своего олимпийского противника.
Прекрасный Аполлон холодно взирает на сидящую фигуру сатира; его лира, стоящая у ног, ожидает момента, когда сиятельный бог извлечет из нее пленительные звуки, с которыми не в силах соперничать музыка смертных.
Рафаэль Санти (1483–1520) Прекрасная садовница 1507. Дерево, масло. 122×80
Рафаэль, великий итальянский живописец, график и архитектор, прожил недолгую жизнь. «Прекрасная садовница» («Мадонна с Младенцем и святым Иоанном Крестителем на фоне пейзажа») написана уже сложившимся мастером. Прелестный образ Девы Марии дышит спокойствием и умиротворением.
Фигуры юной Богоматери, Ее прекрасного Младенца и маленького Иоанна Крестителя очень органичны и словно растворяются в пейзаже.
Детали ландшафта, с любовью выписанные мастером — и растения, и дальние горы, и городские стены, — притягивают внимание зрителя.
Духовная и физическая красота находят воплощение в облике Богоматери, дивный лик которой светится бесконечной любовью к Сыну. В Его чистых глазах читается глубокое взаимное чувство, слитое с детской преданностью Матери.
Источник: https://dom-knig.com/read_188535-3
Любимая женщина с лицом Мадонны, супруга – великого художника Филиппо Липпи… 3часть
Продолжение Часть 3
Он был художником. И ему не надо было придумывать. Он послал в родной монастырь покаянное письмо, а Медичи – свои картины. Те, где Богородица с чистым обликом Лукреции благословляла мир.
Мадонна с младенцем (фрагмент)
И случилось невероятное – любовь победила все преграды! По ходатайству Медичи папа Пий II в 1461 году, спустя пять лет после побега влюбленных из монастыря Святой Маргариты, снял монашеский сан с Филиппо и разрешил ему вступить в законный брак со своей возлюбленной.
Filippo Lippi, Madonna col Bambino, pala lignea conservata nel Palazzo Medici Riccardi a Firenze.
Весельчак и жизнелюбец Липпи оказался прав – он воочию увидел свою жену не только в нарядных платьях, но и с младенцем на руках, и даже с двумя младенцами. В 1457 году родился их первенец, названный матерью в честь любимого мужа – Филиппино (то есть маленький Филиппо).
Madonna del Ceppo
Теперь отец рисовал его рядом с матерью то в виде Младенца Иисуса, то – святого ангела. Интересно, что сын тоже стал очень известным художником, но имя уменьшительное не выправил. Так и остался в истории – Филиппино Липпи, в отличие от большого – Филиппо.
Thronende Madonna
В 1465 году Лукреция родила дочку Александру. И теперь счастливый отец рисовал уже целое семейство – поразительно изящную Мадонну и счастливых, здоровых, вполне упитанных ангелочков.
Madonna dell'Umiltà con angeli e santi carmelitani o Madonna Trivulzio.
И этот трогательный облик юной матери со своими детьми (далеко не религиозный, а обаятельно-светский) вот уже шестое столетие покоряет зрителей ведущих музеев мира в Риме, Лондоне, Париже, Нью-Йорке, Берлине, Мюнхене и, конечно,Флоренции.
Благовещение Пресвятой Богородицы (фрагмент)
В 1469 году, когда Лукреции было 31 год, Филиппино – 12, а Александре – всего 4 года, Филиппо Липпи не стало. Было ему около 63 лет, но он был по-прежнему полон сил – отправился в город Сполето расписывать местный собор. И по-прежнему он оставался жизнелюбом в полном смысле этого слова. То есть любил жизнь и, конечно, женщин.
Verkündigung an Maria
Благовещение. 1450.Старая пинакотека.Мюнхен
Благовещение Пресвятой Богородицы (фрагмент)
Правда, теперь никто не распространялся о его похождениях, ибо синьору Лукрецию уважали все. Когда же он умер, поползли слухи, что в Сполето Филиппо отравил какой-то родственник его очередной пассии. Но слухи эти быстро оборвались. Ибо и Лукреция, и дети так горевали по мужу и отцу, что ни у кого язык не повернулся сказать что-то, порочащее Филиппо.
Благовещение Пресвятой Богородицы (фрагмент)
Сначала Козимо, потом его внук Лоренцо Медичи ездили за прахом своего авантюрного монаха-художника. Но сполетцы не разрешили перевезти его во Флоренцию. Так и остался Филиппо там – в соборе. Говорят, до сих пор иногда посреди мраморных плит раздаются тяжелые вздохи. Говорят, это старый художник вздыхает о своей Мадонне.
Благовещение Пресвятой Богородицы (фрагмент)
Благовещение Пресвятой Богородицы (фрагмент)
Вот только где она – мы не знаем. Знаем, что 12-летний Филиппино пришел в мастерскую к ученику своего отца – великому Сандро Боттичелли. Больше идти ему было некуда. А значит, его матери, Лукреции, уже не было на этом свете. Она, как всегда, ушла за мужем. Или он снова украл ее. Это же так просто: он подал руку – и она пошла за ним.
Богоматерь с Младенцем и святыми Фредианом и Августином_Алтарь Барбадори 1437-1438, Париж, Лувр
Значение Липпи в истории искусства состоит в том, что он после Мазаччо ещё решительнее и сильнее направил возродившуюся итальянскую живопись на путь натурализма.
Любовь к земным радостям, восхищение при виде красоты, страстность, чувственность и пылкость фантазии сильно сказываются в его произведениях, несмотря на то, что их темы относятся к области религиозных олицетворений.
В его фигурах так много искренности, увлечения жизнью, гуманности и тонкого понимания красоты, что они производят неотразимое впечатление, хотя порой прямо противоречат требованиям церковной живописи.
Его мадонны — очаровательные невинные девушки или нежно любящие молодые матери; его младенцы-Христы и ангелы — прелестные реальные дети, пышущие здоровьем и весельем. Достоинство его живописи возвышается сильным, блестящим, жизненным колоритом и веселым пейзажем или нарядными архитектурными мотивами, составляющими обстановку сцены.
Из фресковых работ этого высокодаровитого художника наиболее замечательные находятся в соборе Прато (сцены из жития св. Стефана, среди которых особенно хороши «Погребение св. Стефана» и «Пир Ирода») и в соборе Сполето (два ряда сцен из жития Богоматери, в том числе прелестное «Коронование Приснодевы»).
Флорентийские галереи содержат в себе много произведений Липпи в этом роде. Таково, между прочим, восхитительное «Коронование Марии» (галерея Уффици) и «Мадонна со сценой Рождества Богородицы на заднем плане» во дворце Питти.
Из картин Липпи, встречающихся вне Италии, особенно любопытны: «Венчание Богоматери» (кругл. формы) в луврском музее, «Пресв. Дева, поклоняющаяся Младенцу Христу» в берлинском музее, «Св.
Иоанн-Предтеча» в лондонской национальной галере и «Крещение Господне» там же
Madonna of Humility with Angels and Donor Fra Filippo Lippi
Работал преимущественно во Флоренции, некоторое время в Падуе (1434), в Прато (1453-65) и наконец в Сполето, где и умер9 октября 1469 г. Был учителем Сандро Боттичелли. Библиография Фосси Г. Филиппо Липпи. М., 1997.
Ссылки • Фра Филиппо Липпи на artcyclopedia.com • Фра Филиппо Липпи (1406—1469) на style-epohi.
ru При написании этой статьи использовался материал из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона (1890—1907) СПАСИБО
- Вам также будет интересно:
- Любимая женщина с лицом Мадонны супруга – великого художника Филиппо Липпи… 1 часть
- Любимая женщина с лицом Мадонны, супруга – великого художника Филиппо Липпи… 2 часть
- «Суд Париса»? Нет, жизнь художника
Источник: https://obiskusstve.com/392582937036458884/lyubimaya-zhenschina-s-litsom-madonny-supruga—velikogo-hudozhnika-filippo-lippi-3chast/
Читать Лувр
В зале Лувра
Искусство древнего мира
Крылатые быки (шеду) из дворца Саргона II в Дур-Шаррукине. 712–707 до н. э.
Египет Статуя писца 2620–2350 до н. э. Известняк. 53,7x44x35
Статуя писца была найдена в местах захоронений времен Древнего царства в Саккаре. Писец, личность которого не известна, должен был занимать высокое положение при дворе фараона.
Об этом свидетельствует тщательная проработка деталей скульптуры, внимание к лицу портретируемого, выражению его глаз, окаймленных медью. Это не рядовой «писчий»: в наиболее старых скульптурных изображениях писцов египетскими мастерами были увековечены видные государственные деятели.
Статуя привлекает оригинальными красками, а образ писца запоминается острым взглядом и интеллектуальным выражением лица.
Египет Портрет молодой девушки Около 161–180. Дерево, энкаустика. 20×33
Портрет молодой девушки относится к ранним фаюмским портретам — погребальным изображениям усопших, выполнявшимся в технике энкаустики (от греческого слова «ehkaio» — «выжигаю») — восковой живописи расплавленными красками.
Фаюмские портреты — это прекрасные реалистические живописные произведения, характерные для эллинистического периода истории Египта.
Они стали продолжением местной традиции изготовления погребальных масок, однако техника их создания и стилистические особенности относятся к эллинистической культуре: прежде египетское искусство не знало подобной передачи индивидуальных портретных черт.
Благодаря этой удивительно реалистической живописи, многие образцы которой прекрасно сохранились до наших дней, можно представить себе облик людей, моду на украшения и прически, бытовавшие в то далекое время.
Курос Около 540 до н. э. Мрамор. Высота 130
Курос — это скульптурное изображение юноши, не имеющее портретного сходства с каким-либо реальным человеком, но представляющее идеал мужской красоты древних греков периода архаики. Часто куросы служили надгробиями умершим.
Архаическое искусство характеризуется поиском верных пропорций человеческого тела. Эти скульптурные изображения монументальны, позы на них строго фронтальны.
Древние скульпторы пытались передать иллюзию движения фигуры, поэтому левая нога изображалась выдвинутой в шаге вперед, при этом в целом поза куроса оставалась неестественно напряженной и «неживой».
Стремясь придать лицу теплоту и эмоциональное выражение, греческие мастера оживляли его легкой улыбкой, получившей название архаической. Сегодня эта улыбка на непроницаемом каменном лице кажется неразгаданной тайной, столетиями хранимой мраморными куросами и корами (изваяниями девушек).
Лишь в следующем, классическом, периоде древнегреческого искусства скульптура освободится от подчинения форме каменного монолита, «освоится» в трехмерном пространстве, станет более реалистичной, обретет правильные пропорции и способность передавать человеческую фигуру в движении.
Греция Ника Самофракийская Около 190 до н. э. Мрамор. Высота 328
Статуя крылатой богини победы была создана жителями острова Родос в память о морской победе. Пьедесталом ей служило каменное изображение носа корабля, на который будто бы опустилась Ника, даруя морякам победу в сражении.
Статуя была найдена на другом греческом острове — Самофраки, где находилось святилище кабиров — древних греческих богов, избавлявших от опасностей и бед. Обнаружил скульптуру в 1863 французский археолог Шарль Шампуазо, который и привез ее во Францию.
Голова, руки и одно из великолепных орлиных крыльев статуи навечно утрачены, но сейчас за плечами Ники гордо подняты два крыла — второе воссоздали точной копией сохранившегося. Неоднократно предпринимались попытки воспроизвести руки Ники, однако все они оказались безуспешными, поскольку грубо разрушали гармонию образа.
Неизвестно, каким был ее оригинальный облик в целом, однако в том виде, в котором Ника Самофракийская дошла до наших дней, она стала одним из непревзойденных произведений греческого гения эллинистической эпохи.
Греция Венера Милосская Между 130 и 100 до н. э. Мрамор. Высота 202
Одно из величайших творений древнегреческого эллинистического искусства приписывается скульптору Агесандру. Скульптура Венеры Милосской была найдена в 1820 на острове Милос, откуда и происходит ее название.
В то время руки статуи еще не были утрачены, и Венера поддерживала спадающие одежды. Однако после обнаружения скульптуры произошел спор между французской и турецкой сторонами о праве ее вывоза с острова, и в результате этого руки Венеры были утеряны.
В следующем 1821 Венера Милосская была доставлена в Лувр и предстала публике «гением чистой красоты».
Искусство Италии
Сандро Боттичелли. Мужской портрет. 1490-е. Мужской портрет. 1490-е
Чимабуэ (Пенни Ди Пепо) около 1240 — около 1302) Богоматерь с Младенцем на троне в окружении ангелов 1290–1295. Дерево, темпера. 424×276
Алтарный образ работы Чимабуэ из церкви Сан-Франческо в Пизе стал одной из жемчужин коллекции Лувра.
Манера письма Чимабуэ восходит к византийской, в которой узнается «иконный» стиль, однако в ней уже намечен переход к более живой и изящной живописи.
С этого пока еще робкого стремления к отходу от строгих канонов берет свое начало искусство эпохи Возрождения, первым этапом которого стал Проторенессанс.
Изображение сидящей на троне Богоматери с Младенцем на руках еще воспринимается иконой, то есть произведением религиозного искусства, объектом поклонения и молитв.
Однако в нем уже заложена трансформация иконы в картину, созданную для удовлетворения эстетической потребности человека в созерцании прекрасного.
Лики и композиция остаются иконно-строгими, но в трактовке одеяний художник позволяет себе вольность — великолепно выписывает струящиеся складки одежд и переливы цвета, давая зрителю возможность почувствовать легкость и красоту материи.
Филиппо Липпи (1406–1469) Мадонна с Младенцем в окружении ангелов, со святыми Фредиано и Августином (Алтарь Барбадори) 1437. Дерево, темпера. 208×244
Филиппо Липпи, художник эпохи Раннего Возрождения, получив монастырское воспитание, принял монашеский обет и создавал религиозные композиции.
Это алтарный образ, заказанный живописцу для капеллы, посвященной Святому Фредиано, в церкви Санто-Спирито во Флоренции. Художник — истинный певец прекрасного.
В изображении Мадонны с Младенцем и ангелами небесными он создает прелестные образы, поражающие возвышенной красотой.
Ангелы удивительны в своей непосредственности: они задумчиво глядят по сторонам, кто-то из них смотрит на Мадонну, которая, держа на руках божественного Младенца и опустив глаза, подходит к двум коленопреклоненным святым — Фредиано и Августину.
До 1810 алтарь оставался в церкви. В ходе наполеоновских завоеваний он был отправлен во Францию и на родину уже не возвращен. В 1814 работа попала в Лувр.
Источник: https://online-knigi.com/page/234415?page=2
Флорентийская Мадонна
Филиппо Липпи. Мадонна с младенцем в окружении ангелов, со святыми Фредиано и Августином (Алтарь Барбадори). 1437. Размер 208х244 см. Находится в Лувре.
После бурного ХХ века давайте перенесемся далеко назад, в ранний итальянский Ренессанс, во Флоренцию первой половины XV века. Трехчастный алтарь работы величайшего флорентийского мастера Филиппо Липпи, основателя династии прекраснейших художников.
Написан на дереве, но даже несмотря на то, что это триптих, разделение на створки весьма условное. Композиция – единая, что, конечно же, отличает ее от других работ того времени.
Деление все-таки есть, но столбы сдвинуты относительно границ центральной части триптиха таким образом, что цельность живописного пространства не нарушается. А вырезы в едином алтарном поле смотрятся как чисто художественное дополнение.
На что хотелось бы обратить внимание. Высочайшее качество рисунка. Позы всех персонажей свободные, раскованные. Композиция «сделана» легко и непринужденно. Художник чувствует глубину пространства просто исключительно, идеален в соблюдении законов перспективы. Когда Филиппо Липпи писал этот алтарь, ему был 31 год. То есть пребывал он в самом расцвете таланта и мастерства. И это чувствуется.
Мария чуть больше по размеру, что вызвано стремлением выделить ее среди окружающих. Но, странным образом, разница с ангелами почти не ощущается. И происходит это именно благодаря тонким столбам, которые, собственно, для того здесь и поставлены. Художник демонстрирует в изображении одежд и фигур просто виртуозное мастерство.
Композиция тщательно просчитана и взвешена. Дело доходит чуть ли не до зеркального отображения правой половины относительно левой. За малым исключением. Первые к нам ангелы с обеих сторон немного отличаются позами и внешностью. А вот дальше… Но здесь уже художник следует некоему шаблону для подобных композиций.
Хотя надо отдать ему должное: свет падает из одной точки и тень распределяется в точном соответствии с законами оптики. Создается полная иллюзия реальности при очевидном соответствии художественным канонам того времени. Тщательно прорисованы все детали.
Между тем, художник подходит к работе весьма творчески и добавляет изображению живописности. Причем весьма своеобразно: светлые ткани, волосы ангелов словно серебрятся. Блики и тонкие высветления разбросаны по всему пространству, отчего создается ощущение легкости, невесомости.
И это ощущение распространяется и на маленького Христа. Мария его практически не держит. Он словно парит в воздухе, почти лишенный телесности и материальности. Но только почти. Все-таки, линия материнского тела служит некоей опорой и поддержкой. Но обозначена она так тонко, так ненавязчиво, что мы ничего не замечаем.
Наше внимание сосредоточено на элегантной женской фигуре, одновременно изящной и монументальной. Христос же прижимается к матери как бы сам по себе.
И еще одна немаловажная деталь. Если мы приглядимся, то заметим: взгляды всех персонажей этой композиции не пересекаются друг с другом. Только один из них смотрит на нас из глубины. Выглядит это несколько забавно. Но художник, оставляя каждого из своих героев наедине с самим собой, поступает так совершенно намеренно.
Зритель невольно тоже подчиняется этому всеобщему настроению, к которому его приглашает персонаж слева. Причем, возможно, что это и не ангел вовсе, а такой же зритель, как и мы. Может, даже и Филиппо Липпи собственной персоной.
Так что мы сосредотачиваемся не на чем-то (и даже не на ком-то) вокруг нас, а только и исключительно на своем внутреннем мире.
И последнее. Не может не обратить на себя внимание некая чуть ли не монохромность картины. Ярких цветовых пятен красного цвета совсем немного. Причем они элегантно растворяются в окружающем пространстве, гармонируют с совсем неярким синим и зеленым.
Художник не стремится к выделению каждого персонажа. Скорее, наоборот: объединяет всех сдержанностью колорита, мягкостью контуров, тонкой теневой проработкой поверхностей. Спокойствие способствует размышлениям. Вообще, мне эта работа представляется верхом изящества.
И я не сразу смог поверить, что написана она аж в 1437(!) году.
Источник: http://www.diletant.ru
Источник: https://nik191-1.ucoz.ru/publ/istorija_sobytija_i_ljudi/istorija_iskusstva/florentijskaja_madonna/10-1-0-4320
ЛИ́ППИ
ЛИ́ППИ (Lippi), итал. живописцы, отец и сын.
Фра Филиппо (ди Томмазо) (ок. 1406, Флоренция – 9.10.1469, Сполето) принадлежит к крупнейшим мастерам Раннего Возрождения. Обучился живописи уже после вступления в орден кармелитов (1421). Непосредств.
учителя неизвестны; на его становление повлияли живопись Мазаччо и Фра Анджелико, скульптура Донателло и Луки делла Роббиа, а также худож. впечатления, полученные во время пребывания в Сиене (ок. 1426–28) и Падуе (1434).
При жизни Фра Филиппо его иск-во ценилось очень высоко: в числе заказчиков – члены семейства Медичи, архиепископ Флоренции, флорентийская синьория и др. Возможно, известность позволила художнику сохранить положение в обществе и после того, как он, будучи капелланом женского мон.
Санта-Маргерита в Прато, полюбил монахиню Лукрецию Бути (которая позировала ему в 1456 для одного из образов Мадонны), вместе с ней покинул монастырь и поселился в Прато.
Первые документированные работы Фра Филиппо выполнены им для мон. Санта-Мария-дель-Кармине во Флоренции: плохо сохранившаяся фреска «Утверждение (Реформа) устава ордена кармелитов» (ок.
1428–30) и доска «Мадонна с Младенцем в окружении святых и монахов-кармелитов» (Кастелло-Сфорцеско, Милан; вероятно, была частью алтарной преграды). Произведения кон. 1430-х – 1440-х гг. («Мадонна Корнето Тарквиния», 1437, Нац.
галерея старого иск-ва, Рим; «Двойной портрет», ок. 1440, Метрополитен-музей, Нью-Йорк) заставляют предполагать знакомство Фра Филиппо с нидерл. живописью (творчеством Я. ван Эйка). В них представлены новые для итал.
иск-ва темы (Мадонна в домашней обстановке, двойной портрет) и многочисл. иконографич. цитаты (иллюзионистич. картуш с датой и др.) из сев. живописи.
В алтарных образах Фра Филиппо стремился приблизиться к живописности нидерл. мастеров, добиваясь многослойности и светоносности цвета, превосходящих возможности темперы, в которой он работал; таким образом его живопись подготавливала переход к масляной живописи в итал. иск-ве.
В его больших алтарях – «Алтарь Барбадори» («Мадонна с Младенцем и святыми Фредианом и Августином», 1437–39, Лувр, Париж), «Коронование Богоматери» (1443–47), «Мадонна с Младенцем и святыми Франциском, Дамианом, Косьмой и Антонием Падуанским» (ок.
1445; оба – галерея Уффици, Флоренция) – формируется новая концепция единого глубокого живописного пространства: сочетая интерьер и пейзаж, оно наполняется объёмными фигурами, окутанными возд. средой.
Всё более сложными становятся перспективные построения, что особенно заметно в сценах «Благовещения» (ок. 1443 и ок. 1450, оба – Старая пинакотека, Мюнхен; ок. 1445, ц. Сан-Лоренцо, Флоренция; 1450-е гг., Нац. галерея старого иск-ва, Рим).
В образах Мадонны с Младенцем (Палаццо Медичи-Риккарди, Флоренция; 1465, галерея Уффици) Фра Филиппо с тонкой живописностью пишет формы, имитирующие скульптурные рельефы; в «Мадонне с Младенцем в окружении сцен из жизни св.
Анны» (1452, Палаццо Питти, Флоренция) использует форму тондо, выстраивая сложную центрич. композицию. Ряд работ на тему «Поклонение Младенцу» (ок. 1460, Гос. музеи, Берлин; ок. 1455 и ок. 1463, оба – галерея Уффици) – первые ночные сцены в живописи кватроченто.
В Прато Фра Филиппо расписал хор ц. Св. Стефана (1452–66). В расположенных напротив друг друга историях св. Иоанна Крестителя и св. Стефана художник выстраивает разл. типы пространства: глубокая перспектива, созданная архит.
кулисами; гористые ландшафты и др. Тщательно продуманные композиция и размещение фигур, особый линейный ритм (развитый затем С. Боттичелли) наделяют эти росписи особым динамизмом. По заказу коммуны Сполето Фра Филиппо выполнил роспись в ром.
соборе Сан-Руфино (1466–69; завершена Фра Диаманте и Филиппино Липпи), использовав вогнутую поверхность апсиды для создания глубокого пейзажного пространства и разделив композицию на 3 части иллюзорными колоннами, повторяющими колонны, фланкирующие апсиду.
В Прато вокруг Фра Филиппо и Фра Диаманте сложилась обширная мастерская; учениками Фра Филиппо были С. Боттичелли, Филиппино Липпи и, возможно, А. дель Верроккьо.
Филиппино (ок. 1457, Прато – 18.4.1504, Флоренция) учился в Сполето у отца, с 1472 – у С. Боттичелли во Флоренции. Влиянием обоих мастеров отмечены ранние работы Филиппино, большинство из которых приписаны ему по стилистич. признакам [«Мадонна с Младенцем», кон. 1470-х – нач. 1480-х гг.
, галерея Уффици; «Товий и ангел», ок. 1475–80, Нац. галерея иск-ва, Вашингтон; «Поклонение Младенцу», сер. 1480-х гг., Эрмитаж, С.-Петербург; состоящее из двух тондо «Благовещение», 1483–84, Гор.
пинакотека, Сан-Джиминьяно; также кассоне с историями Есфири, Лукреции (Палаццо Питти) и Вирджинии – Лувр, Париж]. Ок. 1485–86 Филиппино завершает росписи Мазаччо и Мазолино в капелле Бранкаччи в ц. Санта-Мария-дель-Кармине во Флоренции, сознательно подражая художникам 1420-х гг.
, однако ему свойственны меньшая монументальность пластич. масс и бо́льшая приверженность к линейному ритму. Собств. стиль зрелых работ Филиппино («Явление Богоматери св. Бернарду», 1485–87, ц. Бадия, Флоренция; «Поклонение волхвов», 1496, галерея Уффици, и др.
) отличается динамизмом, который достигается удлинением фигур, сложным ритмом ярких цветовых пятен и прихотливым узором линий.
Пребывание в Риме в 1488–93 открыло для Филиппино античное иск-во, повлиявшее на все его дальнейшие работы. Расписывая капеллу Карафа в ц. Санта-Мария-сопра-Минерва в Риме (1488–1493), он вдохнул жизнь в сложную доминиканскую иконографич. программу, поместив её в декорации рим. античности.
В росписи капеллы Строцци в ц. Санта-Мария-Новелла во Флоренции (1487–1502) Филиппино преображает реальную архитектуру готич. капеллы с помощью написанных гризайлью антикизирующих колонн и рельефов, создав единый ансамбль, включающий в себя витражи (по его рисункам) и надгробие работы Б. Росселлино.
Экспрессивные сцены из житий св. Филиппа и св. Иоанна Евангелиста разворачиваются на фоне фантастич. «античной» архитектуры и обрамлены изысканными гротесками. Сохранилось большое число рисунков Филиппино (штудии, зарисовки античных памятников, наброски и др.).
Среди последователей Филиппино – сотрудничавший с ним Раффаэллино дель Гарбо.
Источник: https://bigenc.ru/fine_art/text/2174906
Флоренция. Уффици. Зал №8 (Филиппо Липпи) Часть 1
Фра Филиппо Липпи. Мадонна с двумя ангелами.
Дерево, темпера, размер 95*62. В Уффици с 1796 года.
Написана между 1455 и 1466 годами. Мадонна изображена в профиль, ее руки сложены в молитве.
В ее волосы вплетена нитка жемчуга, она написана обыкновенной женщиной, и только тонкий ободок над ее головой (вместо обычно изображаемого тяжелого золотого нимба) напоминает нам о ее святости. Художник отошел от готического стиля и воспринял идеи гуманизма.
Когда мы смотрим на эту картину, мы воспринимаем ее как портрет молодой женщины. Эта Мадонна — смамая прелестная из всех, написанных Филиппо Липпи. Ее лицо красиво и одухотворено. Тонкая вуаль нежнейшими складками ниспадает к ее плечам.
Ангел, поддерживающий младенца Христа, выглядит улыбчивым, веселым мальчиком.
Фра Филиппо Липпи. «Поклонение Младенцу со святыми Иосифом, Иеронимом, Марией Магдалиной и Илларионом». Ок. 1453 г
В Уффици с 1919 годаВидение святого Августина: Правая панель пределлы алтаря Барбадори (ок. 1438)
Фра Филиппо Липпи. Коронование Богоматери (1447)
Исполнена для капеллы каноника Мариньи во флорнетийской церкви Сан Амброджо. Темпера по дереву, размер 220*287.
Епископ в зеленой мантии — автопортрет художника. Картина находится в Уффици с 1919 года.
Фра Филиппо Липпи. «Поклонение младенцу Христу»
Заказана Лукрецией Торнабуони де Медичи (супруга Козимо Медичи и мать Лоренцо Великолепного, итальянская религиозная поэтесса периода Возрождения, патронесса искусств и благотворительница, игравшая большую роль в общественной жизни Флоренции XV века). Медичи принадлежали к ордену Камальдони, одному из ответвлений ордена бенедиктинцев)
Фра Филиппо Липпи. «Мадонна с младенцем и четырмя святыми.» (Написана для церкви Санта Кроче.)
Филиппо Липпи
Филиппо Липпи родился во Флоренции ок. 1406. В 1421 принял монашеский сан и жил в кармелитском монастыре во Флоренции до 1431. Первая работа мастера — фрески в церкви Сан Антонио в Падуе (1434) — не сохранилась.
Наиболее ранним из дошедших до нас произведений Филиппо Липпи является Мадонна из Тарквинии, написанная в 1437 (Рим, палаццо Барберини). В 1442 Филиппо стал священником в Сан Кирико близ Флоренции.
К 1447 он закончил композицию Коронование Марии (Флоренция, галерея Уффици) для капеллы каноника Мариньи во флорентийской церкви Сант Амброджо.
В 1455 Филиппо Липпи был осужден за подлог и оставил свое место в Сан Кирико.
Назначенный в 1456 капелланом в женский монастырь в Прато, он бежал с одной из монахинь — Лукрецией Бути, которая родила ему двоих детей: Филиппино в 1457 и Александру в 1465. Позже, после получения особого разрешения папы, Филиппо и Лукреция обвенчались.
Несмотря на скандальное поведение, Филиппо пользовался покровительством семейства Медичи и получал от них заказы на протяжении всей своей творческой жизни. В 1457 он выполнил алтарный образ Св.
Михаил, который Джованни Медичи послал в качестве дара неаполитанскому королю.
В 1466 ему поручили украсить фресками апсиду собора в Сполето, эта работа была завершена уже после смерти мастера его помощником фра Диаманте.
Испытав в начальный период своего творчества сильное влияние Мазаччо, фра Филиппо стал последовательным приверженцем ренессансного натурализма. Совершенствуя свой стиль, делая его все более утонченным, он смог создать такие нежные образы, как Саломея (Прадо) и Богоматерь в берлинском Поклонении младенцу Христу. Филиппо Липпи умер в Сполето в 1469.
Использованы материалы из Википедии, а также http://www.bibliotekar.ru/
http://smallbay.ru/
Источник: https://liorasun55.livejournal.com/39673.html
Описание картины Мадонна с Младенцем в окружении ангелов, со святыми Фредиано и Августином – Филиппо Липпи
В зрелые годы творчества Липпи пишет полиптих для алтаря капеллы Барбадори в церкви Святого Духа во Флоренции. В этой работе он сумел соединить возвышенные, почти скульптурные формы Мазаччо с подлинной жизненностью фигур и предметов.
Для алтаря им была выбрана форма полиптиха, потому что она точно соответствовала задачам единого действия и единого пространства.
Колонны на картине Липпи немного не совпадают с делением ее на три части, что создает иллюзию расширения пространства.
Ангелы, непринужденно расположившиеся вокруг статной Мадонны и крупного, но как будто невесомого Младенца Христа, которого она лишь слегка поддерживает около своего бедра, посматривают в разные стороны.
Богоматерь свободно движется, встав с трона навстречу двум коленопреклоненным и сосредоточенным святым. Демонстрация подчеркнутого благочестия, характерная для более ранних алтарей, здесь явно не главная задача изображения. Это святое собрание уже близко к тому, чтобы превратиться в святое собеседование, ставшее позже нормой искусства Ренессанса.
Прохладные тона сдерживают общий колорит картины. Но на этом фоне отчетливо звучат более яркие, теплые ноты. Красные цветовые пятна вместе с золотистым светом отражаются в складках одежд, в оттенках ликов и рук.
Они привносят свежесть в пространство изображения, создавая предощущение полноты и богатства живописи. Мадонна Филиппо Липпи из алтаря Барбадори попала в Лувр в 1814 году в составе коллекции картин раннего Ренессанса, вывезеннной бароном Виван-Деноном из Тосканы.
(No Ratings Yet)
- Мадонна с младенцем на троне со Святыми Петром и Павлом – Дирк Баутс Мадонна с Младенцем на троне со Святыми Петром и Павлом – произведение зрелого периода творчества мастера, но в нем отразились……
- Мадонна с Младенцем, Св. Григорием Великим и святыми – Питер Рубенс В конце 1606 г. Рубенсу поручено исполнение алтарного образа для римской церкви Санта Мария Валличелла, так называемой Кьеза Нуова. Для……
- Воскрешение сына Теофила – Мазаччо и Филиппино Липпи Мазаччо в середине 1420-х гг. был заказан цикл фресок для капеллы Бранкаччи в церкви Санта Мария дель Кармине во Флоренции,……
- Мадонна с ангелами и святыми (триптих Сан Джовенале) – Мазаччо Более 500 лет этот маленький алтарный образ оставался в деревенской церкви, всего в нескольких милях от места рождения Мазаччо. Но……
- Мадонна с Младенцем – Витторе Карпаччо Ученик Беллини Витторе Карпаччо, внесший в религиозный сюжет сугубо венецианские натуралистические детали, не забывал, что картина прежде всего должна быть……
- Мадонна с Младенцем, ангелами и св. Иеронимом – Франческо Пармиджанино Образ матери и ребенка является всеобщим и присутствует в символике многих религий. Христианское учение ставило художника перед двумя задачами: передать……
- Мадонна со святой Маргаритой и другими святыми – Франческо Пармиджанино Картина Пармиджанино “Мадонна со святой Маргаритой и другими святыми”. Размер картины 222 x 147 см, дерево, масло. Полное название картины……
- Мадонна с Младенцем – Андреа Мантенья Увлечение Мантенья Античностью и канонами красоты этого периода яснее всего отразились в его алтарном образе “Мадонна с Младенцем, Иоанном Крестителем……
- Мадонна с Младенцем – Питер Рубенс Картина написана в Италии. Рядом с Мадонной дарители Антони Гоубау и его жена, Энн Антони, заказавшие картину….
- Мадонна во славе – Сандро Боттичелли Опираясь на пример Филиппе Липпи и Верроккьо, художник дает обновленную интерпретацию образа Мадонны. Он удлиняет пропорции фигуры, подчерки вает тонкость……
- Мадонна с Младенцем и ангелом – Пьетро-ди-Христофоро-Вануччи Перуджино Композиция произведения несколько необычна. Ангел легко придерживает Младенца за руки и плечи, а Мадонна стоит в центре, устремив на Младенца……
- Мадонна с цветком (Мадонна Бенуа) – Леонардо да Винчи Около 1480 года художником Леонардо да Винчи была написана эрмитажная “Мадонна с цветком” – произведение, несущее в себе уже новый……
- Лука Евангелист, со Святыми на полях Икона является фрагментом Царских врат иконостаса, в которых она находилась на левой створке внизу. Надпись с именем евангелиста не сохранилась,……
- Видение св. Антонио Богоматери с Младенцем – Алонсо Кано Алонсо Кано, испанский живописец, скульптор, архитектор, рисовальщик, учился живописи в Севилье в мастерской Ф. Пачеко, а скульптуре – в мастерской……
- Рождество Богоматери, с двумя святыми на полях “Рождество Богоматери” принадлежит к числу шедевров позднего иконописания. Автор иконы, вероятно, был хорошо знаком с наследием царских мастеров XVII в.,……
- Мадонна в беседке из роз – Мартин Шонгауэр “Мадонна беседке из роз” была написана в 1473 году для церкви Св. Мартина в Кольмаре. Художник изображает здесь излюбленный позднеготическими……
- Мадонна дель Мааре – Сандро Боттичелли Эта “Морская Мадонна”, по-видимому, принадлежит к раннему периоду творчества Боттичелли, что чувствуется в некоторой жесткости поз и складок одежды, которые……
- Мадонна и ребенок со святой Доротеей и Георгием – Тициан Вечеллио В расслабленной и уверенной живописи Тициан приносит очарование семейного очага к испытанной формуле Святого писания. Снисходительная улыбка Св. Доротеи –……
- Мадонна со змеей – Микеланджело Меризи да Караваджо Картина итальянского живописца Караваджо “Мадонна со змеей”, в Италии более известна как “Мадонна Палафреньери”. Размер картины 292 x 211 см,……
- Мадонна с картезианским монахом – Ян ван Эйк Картина “Мадонна с картезианским монахом” написана художником около 1425 года. В картинах Яна ван Эйка достаточно очевидно, что любой предмет,……
Источник: https://art.goldsoch.info/madonna-s-mladencem-v-okruzhenii-angelov-so-svyatymi-frediano-i-avgustinom-filippo-lippi/