Мадонна с младенцем (мадонна бенуа), да винчи, 1478

la_stryge

Седьмая часть выставки «Гений да Винчи» посвящена его живописным полотнам. Предыдущие посты о выставке можно найти тут: 1, 2, 3, 4, 5, 6.     Большинству Леонардо в первую очередь известен как художник. Однако сам да Винчи в разные периоды своей жизни считал себя в первую очередь инженером или ученым. Он отдавал изобразительному искусству не очень много времени и работал достаточно медленно. Поэтому художественное наследие Леонардо количественно не велико, а ряд его работ утрачен или сильно поврежден.

     Посмотрим на некоторые

Мадонна с Младенцем (Мадонна Бенуа), да Винчи, 1478

Благовещение (Annunciazione, Annunciation) — было создано в 1472 — 1475 годах Леонардо, тогда еще работавшим в рамках мастерской Верроккио. Сюжет картины восходит к евангельскому тексту, повествующему о возвещении архангелом Гавриилом Деве Марии о будущем рождении Иисуса Христа.Композиция произведения проста и достаточно традиционна.

На переднем плане изображен коленепреклоненный архангел Гавриил с белой лилией (символ непорочности Девы Марии) в левой руке. Правой рукой архангел благословляет  сидящую у своего дома Марию. Одеяния архангела стелятся по ковру из цветов и трав, изображенных довольно условно.

Дева Мария, согласно традиции, написана с Библии, которая помещена на мраморную подставку, богато украшенную рельефом.

Горизонталь композиции дает возможность поместить на задний план обширный пейзаж: резные силуэты деревьев, уходящая вдаль река с виднеющимися мачтами кораблей, башни и стены портового города, окутанные бледно-голубой дымкой вершины гор.

Многие критики сомневаются в авторстве Леонардо из-за неуклюжей композиции и вымученной перспективы картины, однако можно было бы говорить о чуде, если бы художник двадцати лет от роду создал шедевр с первой попытки.Картину дорисовывали другие руки: крылья архангела, к примеру, были гротескно увеличены, — однако некоторые ее элементы несомненно свидетельствуют о ней как о произведении Леонардо.

Драпировка фигур очень близка драпировке ангела Леонардо в «Крещении» Верроккио. Среди рисунков Леонардо есть набросок рукава ангела для «Благовещения». Цветы и деревья введены в композицию не ради декоративности. Они создают впечатление совершающегося таинства.

Как писал сэр Кеннет Кларк, «силуэты черных деревьев на фоне бледного вечернего неба создают эффект, который в детстве заставлял нас чувствовать одновременно и поэтичность, и близость природы».

На переднем цветы нарисованы не для того, чтобы служить красивым орнаментом, заполняющим пространство; они даны как живая, полная энергии масса, как часть общемировой жизни. Так в Италии в те времена мог писать только молодой Леонардо.

Мадонна с Младенцем (Мадонна Бенуа), да Винчи, 1478Мадонна Бенуа (Madonna Benois) или Мадонна с цветком — было создана в 1478 -1480 годах. Данную работу определяют как одну из первых работ молодого Леонардо.В 1914 году она была приобретена Эрмитажем у Марии Александровны, жены придворного архитектора Леонтия Николаевича Бенуа. В 1912 году владельцы решили продать «Мадонну с цветком» и с этой целью вывезли ее в Европу для проведения экспертизы, где лондонский антиквар Джозеф Дювин оценил ее в 500 тысяч франков. Атрибуцию полотна Леонардо неохотно подтвердил крупнейший авторитет того времени Бернард Беренсон: «В один несчастный день меня пригласили освидетельствовать «Мадонну Бенуа». На меня смотрела молодая женщина с лысым лбом и опухшими щеками, беззубой усмешкой, миопическими глазами и морщинистой шеей. Жутковатый призрак старухи играет с ребенком: его лицо напоминает пустую маску, а к ней приделаны раздувшиеся  тельце и конечности. Жалкие ручонки, бестолково-суетные складки кожи, цвет словно сыворотка. И все же мне пришлось признать, что это ужасное создание принадлежит Леонардо да Винчи». Общественность хотела, чтобы картина осталась в России. М.А.Бенуа желала того же, а потому уступила «Мадонну» за 150 тысяч рублей. Сумма уплачивалась частями, и последние платежи были совершены уже после Октябрьской В галерее Уффици во Флоренции хранится рисунок со следующей записью: «…бря 1478 года начал две Девы Марии». Считается, что одной из них является «Мадонна Бенуа», а второй «Мадонна с гвоздикой». Вполне вероятно, что обе картины были первыми работами Леонардо как самостоятельного живописца.Да Винчи помещает Мадонну с Младенцем в полутемной комнате, где единственным источником света является расположенное в глубине двойное окно. Его зеленоватый свет не может рассеять полумрак, но в то же самое время является достаточным, чтобы высветить фигуру Мадонны и юного Христа.  В работе над «Мадонной Бенуа» Леонардо использовал технику масляной живописи, которую до того во Флоренции практически никто не знал. И хотя краски за пять столетий неизбежно изменились, став менее яркими, всё же отчётливо заметно, что молодой Леонардо отказался от традиционной для Флоренции пестроты красок. Голубовато-зелёная гамма вытеснила с картины красный свет, в который обычно облачали Мадонну. В то же время для рукавов и плаща был выбран охристый цвет, гармонизирующий соотношение холодных и тёплых оттенков. Мадонна Бенуа во многом совершенно утратила черты живописи Леонардо. Давно и полностью утрачено все, что относится к пейзажу. Даже самые важные части композиции  до странности невыразительны.  Однако эскизы к картине, бесспорно принадлежащие Леонардо, свидетельствуют о свежести  и оригинальности замысла. На основании этих эскизов картина определяется как работа Леонардо раннего периода его творчества.Мадонна с Младенцем (Мадонна Бенуа), да Винчи, 1478Святой Иероним (San Girolamo, St Jerom in the wilderness) — неоконченная картина, хранящаяся в Ватиканской пинакотеке. Заказанная церковными властями Флоренции, она так и осталась незавершенной, поскольку художник отбыл в Милан в 1482 году. Картина относится к периоду работы Леонардо в мастерской Андреа Верроккио.Картина дошла до нашего времени в испорченном состоянии. Она была сильно обрезана и затем распилена на две части, из которых нижняя могла служить крышкой ларя. Эти части собрал вместе кардинал Иосиф Феш, дядя Наполеона. По преданию, он нашел нижнюю часть картины в какой-то лавке, где она служила столешницей.»Святой Иероним» очень тонко смоделирован в технике кьяроскуро, с использованием черных и белых тонов. Однако покрытие лаком в XIX веке превратило эти тона в тускло-золотой и оливковый.Центральным героем композиции является кающийся святой Иероним. Леонардо представляет святого в покаянном экстазе, бьющим себя в грудь камнем. В ногах старца расположился лев — пасть его разинута, но, очевидно, он не рычит, а подвывает, исполненный сострадания к мукам Иеронима. Изнуренное тело святого дано в сложном повороте: каждый его член имеет как бы собственную ось. Линии картины, начиная с наклоненного лица, устремляются вниз, начиная с ноги — вверх, с левой руки — горизонтально, и все вместе сходятся на груди, на той точке, в которую должен ударить камень.Очевидно, что Леонардо был увлечен самой темой картины «Святой Иероним». В списке своих работ, сделанном около 1482 года, он упоминает «фигуры св. Иеронима», что предполагает, что их было несколько. Как и Леонардо, Иероним был мыслителем с широким кругом интересов. Жажда знаний была для Иеронима великим искушением — так же как и для Леонардо. На картине Иероним, по-видимому, старается победить это искушение. И для Леонардо знания стали проклятием. Он испытывал величайшее уважение к знаниям и наверняка ощущал духовное сродство с этим христианским святым.Мадонна с Младенцем (Мадонна Бенуа), да Винчи, 1478Мадонна Литта (Madonna Litta) — ориентировочно была начата в 1480 году. Работа была написана для правителей Милана, потом перешла к семье Литта, и несколько столетий находилась в их частной коллекции.На картине изображена женщина, держащая на руках младенца, которого она кормит грудью. Фон картины — стена с двумя арочными окнами, свет из которых падает на зрителя и делает стену более темной. В окнах просматривается пейзаж в голубых тонах. Сама же фигура Мадонны словно озарена светом, идущим откуда-то спереди. Женщина смотри на ребенка нежно и задумчиво. Лицо Мадонны изображено в профиль, на губах нет улыбки, лишь в уголках притаился некий ее образ. Младенец рассеяно смотрит на зрителя, придерживая правой рукой грудь матери. В левой руке ребенок держит щегла.Предполагается, что картина была дважды полностью переписана: первый раз — в 1495 году миланским художником, второй раз — в XIX веке, когда ее перенесли с дерева на холст. Глядя на эскизы к ней, можно сделать вывод, что Леонардо, скорее всего, сделал постановку фигур, закончил голову Мадонны и полностью написал некоторые части тела Младенца.Мадонна с Младенцем (Мадонна Бенуа), да Винчи, 1478Портрет музыканта (Ritratto di musico, Portrait of a musician) — неоконченная и сильно переписанная в позднейшее время картина Леонардо, датируется примерно 1485 годом, хранится в миланской Пинакотеке Амброзиана.Имя человека, изображенного на портрете, неизвестно, нет некаких сведений, что портрет был заказан. В XIX веке считалось, что портрет изображает миланского герцога Лодовико Моро. Его считали парным с портретом его невесты Беатриче д'Эсте и выставляли их друг напротив друга. В начале XX в ека при расчистке красочного слоя удалось разобрать слова на бумаге, которую молодой человек держит в руке. Это начальные буквы слов Cantum Angelicum («Ангельская песнь»). Рядом можно разобрать ноты. Это открытие позволило сделать вывод, что на портрете изображен музыкант. Долгое время бытовало мнение, что это не кто иной, как Франкино Гафури, капельмейстер Миланского собороа в конце 1480-х годов. В последнее время высказано немало других гипотез относительно личности изображенного на портрете музыканта. Ни одну из них нельзя признать бесспорно верной.Отмечают, что лицо музыканта чрезвычайно похоже на лицо ангела с картины «Мадонна в скалах». Очень может быть, что Леонардо, встретив человека, воплощавшего его идеал красоты, воспользовался случаем его нарисовать. В моделировке лица чувствуется большая тонкость и тщательность. Особенно это касается света, падающего на лицо под определенным углом. Очевидно, что Леонардо интересовало только лицо: остальные части картины не закончены.Мадонна с Младенцем (Мадонна Бенуа), да Винчи, 1478Дама с горностаем (Dama con l'ermellino, lady with an ermine) — по мнению многих исследователей, это портрет Чечилии Галлерани — любовницы Лодовико Сфорца, герцога миланского, что находит подтвреждение в сложной символике картины. Предполагается, что Леонардо, работавший при миланском дворе, написал портрет, когда Чечилия стала возлюбленной герцога — начиная с 1489-1490 годов. Существуют косвенные сведения о знакомстве Чечилии с Леонардо. Она встретилась с ним в замке Сфорца, как считается в 1489 году он начал писать ее портрет. Она приглашала его на встречи миланских интеллектуалов, на которых обсуждались философия и другие науки: Чечилия лично председательствовала на этих встречах.Чечилия Галлерани изображена в повороте головы чуть в сторону, что, несмотря на сильный наклон головы к левому плечу, смотрится весьма естественно. Это впечатление дополняют мягкие и нежные черты незрелого лица, обрамленного гладко уложенными под подбородок волосами. Строгость прически и отведенный в сторону от зрителя взгляд создают ощущение неяркого, сдержанного образа, во внешности Чечилии чувствуется какая-то незаконченность, что придает ей своеобразное очарование. Лоб девушки перехвачен тонкой фероньеркой, на голове у нее прозрачный чепчик, закрепленный под подбородком.  На ее шее ожерелье из темного жемчуга, окаймляющее шею и спускающееся второй, длинной, петлей на грудь, где оно визуально теряется на фоне квадратного выреза платья.На портрете Чечилия поворачивается налево, словно прислушиваясь к кому-то невидимому. Такой портрет в три четверти был одним из изобретений Леонардо. Это впечатление подчеркивается зверьком, традиционно называемым горностаем. Не вызывает сомнения, почему да Винчи изобразил именно это животное на своей картине. В одной старинной книге горностай описан как животное невероятно чистоплотное: он предпочитает смерть грязной норе. Сфорца, с некоторой долей иронии, сделал горностая своим символом.Картина сильно переписана, что не позволяет с полной уверенностью сказать, что ее автором является Леонардо.  Однако моделировка лица и особенно горностая выдают авторство: сложный поворот головы дамы, змеевидная поза зверька могли быть изобретены только Леонардо.Мадонна с Младенцем (Мадонна Бенуа), да Винчи, 1478Мадонна в скалах (Vergine delle Rocce, virgin of the rocks) — существует две, практически не отличающихся по композиции картин Леонардо да Винчи, одна из которых выставлена в Лувре, а другая в Лондонской Национальной галерее (на фото — Лондонский вариант). Версия, хранящаяся в Лувре, была написана между 1483-1486 годами или даже раньше. Практически идентичная первой лондонская картина написана позже, но до 1508 года. Она писалась для капеллы церкви Сан Франческо Гранде в Милане. Церковь продала ее вероятнее всего в 1781 году художнику Гэвину Гамильтону, который и привез ее в Англию. После нахождения в нескольких собраниях «Мадонна в скалах» была куплена Национальной галереей в 1880 году.На картине изображена стоящая на коленях Дева Мария, покровительственно кладущая руку на голову Иоанна Крестителя. Справа ангел придерживает младенца Иисуса, который поднял руку в жесте благословения. Вся сцена исполнена нежности и покоя, что очень контрастирует с пейзажным фоном, состоящим из отвесных скал. Композиция построена в виде пирамиды. Леонардо передает глубину пространства не только с помощью геометрии, но и посредством разработанного им приема сфумато, когда очертания предметов смягчаются для акцентирования их обволакивающей воздушной дымки.Почему Леонардо сделал два варианта этой «Мадонны» — вопрос до сих пор не разрешенный.Мадонна с Младенцем (Мадонна Бенуа), да Винчи, 1478Женский портрет в профиль или Портрет юной невесты (Il ritratto di una sforza, portrait of young fiancee) — портрет девушки в профиль, в костюме эпохи Возрождения, выполненный на листе пергамента красным, черным и белым мелом.По мнению оксфордского профессора Мартина Кемпа, этот портрет — работа Леонардо да Винчи, изображающая Бьянку Сфорца, узаконенную дочь Лодовико Моро.В 1998 году на аукционе «Christie's» вдова швейцарского реставратора, жившего во Флоренции, продала неизвестный ранее женский портрет в профиль. Аукционный дом определил, что автор произведения — немецкий мастер начала XIX века. Графическую работу за 19000 долларов США приобрет арт-дилер Питер Сильверман. Впоследствии портрет был вновь перепродан, на этот раз частным образом, и в настоящее время принадлежит жителю Канады, который не хочет называть своего имени.Приобретая рисунок, Сильверман рассчитывал, что он может оказаться не поздней стилизацией под искусство Возрождения, а подлинным произведением той эпохи. Заказанный им радиоуглеродный анализ позволил устаносить, что пергамент изготовлен в промежуток с 1440 по 1650 годы. Опрошенные владельцем специалисты склонялись к тому, что это памятник Северного Возрождения: итальянские художники кватроченто не работали в технике пастели. Однако Кристина Геддо, специалист по леонардескам, обратила в 2008 году внимание, что женщина одета по моде Милана конца XV века. Убранство головы приводит на ум прическу «Прекрасной Ферроньеры». К тому же штриховка на рисунке явно выполнена левой рукой. Среди миланских художников конца XV века известен только один левша — Леонардо да Винчи.К экспертизе привлекли Карло Педретти, директора Центра исследований наследия Леонардо да Винчи при университете Лос-Анджелеса, и Николаса Тернера, бывшего куратора отдела рисунков Британского музея и музея Гетти. Оба высказались, что это либо очень качественная копия ученика Леонардо, либо новое, неизвестное ранее произведение самого Леонардо. Однако наибольший резонанс вызвало сделанное в 2009 году заявление по дактилоскопии Питера Биро о том, что внизу рисунка хорошо различим отпечаток пальца, «весьма напоминающий» отпечаток на ватиканском «Святом Иерониме» Леонардо да Винчи.Однако руководители мировых музеев, в том числе таких крупных, как нью-йоркский Метрополитен и венская Альбертина, отнеслись к известию об открытии новой работы Леонардо да Висчи с нескрываемым скепсисом. В пользу гипотезы о подделке — отсутствие внятного провенанса, сухость и некоторая монотонность исполнения, а также то, что Леонардо никогда не работал с пергаментом.

Читайте также:  Крещение христа, андреа верроккьо и да винчи

В конце 2011 года Лондонская Национальная галерея провела беспрецедентную по полноте выставку произведений Леонардо да Винчи миланского периода. На ней публике впервые был представлен как работа мастера неизвествный ранее «Спаситель мира». В то же время организаторы выставки вообще не посчитали нужным как-либо упомянуть «Женский портрет в профиль».

Продолжение следует.

Источник: https://la-stryge.livejournal.com/30853.html

Мадонна Бенуа.Леонардо да Винчи. | ПРИСТАНЬ ОПТИМИСТОВ

Она из двух работ Леонардо да Винчи,находящихся в Эрмитаже  МАДОННА БЕНУА.  

Мадонна с Младенцем (Мадонна Бенуа), да Винчи, 1478

Леонардо да Винчи   Мадонна Бенуа, 1478—1480    

             Небольшой холст «Мадонна с цветком», или, как часто ее называют, «Мадонна Бенуа» — одна из ранних работ Леонардо да Винчи. Он сделал ряд набросков, подготовительных рисунков к этой композиции.

Сохранилась запись самого художника, из которой явствует, что картину он начал писать в октябре 1478 года в возрасте двадцати шести лет. Отказавшись от традиционного облика Мадонны, Леонардо изобразил ее совсем юной, с нежной улыбкой любующейся Младенцем.

В картине, несомненно, чувствуются жизненные наблюдения художника.

Мадонна с Младенцем (Мадонна Бенуа), да Винчи, 1478

                Строго продуманная композиция проста и предельно обобщена. Мать и ребенок объединены в неразрывную группу. В произведении использованы богатые возможности светотени для лепки форм, для придания им особой объемности и выразительности. Тонкость светотеневых переходов, производит характерный для работ Леонардо эффект, когда все изображение кажется окутанной воздушной дымкой.

                Высокие живописные достоинства «Мадонны Бенуа» позволяют судить о большом мастерстве, которым владел художник в молодые годы. Живопись Леонардо удивляет внешей легкостью, за которой скрыта продуманность до мельчайших деталей. Известно, что каждое свое произведение мастер творил долго, порой заставляя заказчиков ждать несколько лет заказанные ими картины.

Мадонна с Младенцем (Мадонна Бенуа), да Винчи, 1478
Мадонна с Младенцем (Мадонна Бенуа), да Винчи, 1478

              Он избирает для своей мадонны простое, не блещущее красотой лицо, подчеркнуто юное, весело смеющееся; твердо лепит фигуру, четко вырисовывающуюся на фоне полумрака комнаты, и заставляет складки одежды обрисовать строение тела.

Вместе с тем, освобождаясь от обычной застылости старых картин на эту тему, Леонардо придает «Мадонне с цветком» характер жанровой сцены.

                Юная мать протягивает ребенку цветочек, он озабоченно тянется к нему ручками, но не может сразу схватить, и она смеется над его неловкими движениями, в то же время восхищаясь прелестью своего сына.

Мадонна с Младенцем (Мадонна Бенуа), да Винчи, 1478

  Добиваясь впечатления жизненной реальности, Леонардо тщательно разрабатывает передачу рельефа, объемности фигур.

Он отмечает множество градаций освещения: полутень, глубокую, но прозрачную тень, а там, где пелена тени сгущается более всего — на щечке, на руке ребенка,— он прерывает ее легкой полосой рефлекса, отсвета.

Свет играет также на шелковом отвороте плаща, на брошке, украшающей платье матери; в пролете окна прозрачное небо создает впечатление беспредельной дали.

                      В этой ранней работе Леонардо да Винчи уже пользуется новой для того времени живописной техникой: картина написана с применением масляных красок, позволяющих добиваться большей прозрачности и большего разнообразия фактуры, чем темпера.

Мадонна с Младенцем (Мадонна Бенуа), да Винчи, 1478

             «Мадонна Бенуа» как работа Леонардо стала известна только в нашем столетии. В начале XIX века ее продал в Астрахани одному из русских коллекционеров бродячий итальянский музыкант.

Затем она принадлежала семье Бенуа (имя которых сохранилось в названии картины). Впервые об этом произведении заговорили в 1908 году, когда оно было экспонировано на выставке, организованной журналом «Старые годы».

Вскоре картину почти единодушно признали творением Леонардо да Винчи, а в 1914 году она заняла почетное место в коллекции Эрмитажа.

ИСТОРИЯ КАРТИНЫ.

         В 1914 году она была приобретена Императорским Эрмитажем у Марии Александровны, жены придворного архитектора Леонтия Николаевича Бенуа.

         В 1912 году владельцы решили продать «Мадонну с цветком» и с этой целью вывезли её в Европу для проведения экспертизы, где лондонский антиквар Джозеф Дювин оценил её в 500 тыс. франков. Атрибуцию полотна Леонардо неохотно подтвердил крупнейший авторитет того времени — Бернард Беренсон:

Общественность хотела, чтобы картина осталась в России. М.А. Бенуа желала того же, а потому уступила «Мадонну» за 150 тыс. рублей. Сумма уплачивалась частями, и последние платежи были совершены уже после Октябрьской революции.

                М.А. Бенуа, в девичестве Сапожниковой, картина перешла по наследству. В семье ходило предание, будто картина была куплена у бродячих итальянских музыкантов в Астрахани. Других сведений о судьбе картины в начале XX века не имелось. В 1908 году Э. К. Липгарт  писал:

Картина входила в состав старинного собрания князей Куракиных, а теперь принадлежит М.А. Бенуа, супруге известного архитектора.

        Лишь в 1974 году были обнародованы документальные данные о том, когда и при каких обстоятельствах «Мадонна с цветком» попала к Сапожниковым. В Государственном архиве Астраханской области был обнаружен «Реестр картинам г-на Александра Петровича Сапожникова, составленный в 1827 году».

              В описи за первым номером числится «Божья Матерь, держащая предвечного Младенца на левой руке… Вверху с овалом. Мастер Леонардо да Винчи… Из коллекции генерала Корсакова». Таким образом, выяснилось, что картина поступила из коллекции коллекционера и сенатора Алексея Ивановича Корсакова (1751/53-1821).

Источники

http://www.kulturamira.ru/txt/04vinchi.shtml

http://blog.i.ua/community/1952/1270346/

http://www.liveinternet.ru/users/lada_ley/post190371509/

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B0%D0%B4%D0%BE%D0%BD%D0%BD%D0%B0_%D0%91%D0%B5%D0%BD%D1%83%D0%​​B0

Источник: https://maxpark.com/community/1851/content/2495566

В эрмитаже перевесили "мадонн" леонардо да винчи

В Эрмитаже — огромная новость. На знаменитой «первой линии» перевесили двух «Мадонн» Леонардо да Винчи — «Мадонну Бенуа» и «Мадонну Литта».

«Мадонны»стояли перпендикулярно огромным окнам, смотрящим на Неву и Петропавловскую крепость. Останавливаясь у каждой, ты оказывался словно в маленьком отсеке, в полуоткрытой коробке. Чуть отделялся от всех. Настраивался на диалог: искушенный — тайнами с ума сводящего мастерства, неофит — именем гения. Переход от одной «Мадонны» к другой выглядел как перелистывание книжной страницы.

Мадонна с Младенцем (Мадонна Бенуа), да Винчи, 1478

В Эрмитаже запустили гастрономические экскурсии

«Мадонна Бенуа» («Мадонна с цветком») была первой по ходу зрительского потока и потому невольно казалась началом, «пробой пера», попыткой. «Мадонна Литта» завершала историю — кульминация, «последнее слово».

Теперь они висят в глубине зала, посредине него, чуть в отдалении от неяркого ковра (на самом деле, конечно, стоят в высокотехнологичных и хорошо их защищающих капсулах, но картинам всегда кстати глагол «висеть»). Они рядом — и это революция. В их показе.

Да, поток идет все так же, и глаз встречается сначала с «Мадонной Бенуа», а потом с «Мадонной Литта», но не остановиться перед ними нельзя. А остановившись, ты по культурной инерции книжного и компьютерного чтения смотришь слева направо. Сначала на «Мадонну Литта», потом на «Мадонну Бенуа».

И она с этим потрясающим сине-коричневым тоном, с цветком в руках младенца, соединением лепестков, обозначающим крест, с таинственной птицей в левой руке (про которую хочется все угадать, а не прочитать), с несовершенством лба с выбритыми бровями выигрывает у донельзя зацитированной и эмблематичной для Эрмитажа «Мадонны Литта».

В которой, по мнению некоторых немузейных экспертов, присутствует и рука ученика.

Плескаясь в общей толпе перед великими картинами, испытываешь удовольствие, как при чьей-то удачной женитьбе — правильном, умном, красивом, справедливом и верном выборе жениха или невесты.

И дело точно не обошлось без Михаила Борисовича Пиотровского. Человек с признанным во всем мире вкусом о «Мадонне Литта» мог отозваться: «Перестаньте совать ее на все книжные обложки. Вон, лучше поставьте «Флору» Мельци».

Мадонна с Младенцем (Мадонна Бенуа), да Винчи, 1478

Их теперешнее новое расположение более модно, интересно и справедливо. С. Рагин (c) Государственный Эрмитаж

Так что это можно оценить и как музейный эксперимент по «перемене вкуса», по его усложнению. Если Петербург воспитывает Росси и Кваренги, то Эрмитаж — Леонардо и Рембрандтом. Мне показалось, что публика, задерживающаяся возле «Мадонны Литта», отличается от публики, дольше смотрящей на «Мадонну Бенуа».

Модельного вида девушки останавливаются у «Мадонны Литта», бережные к своей индивидуальности и более интеллигентные — у «… Бенуа».

Вполне возможно, что вопрос «Какая из Мадонн тебе больше нравится?» станет для нашей культурной публики столь же привычным, как вопрос: «Кого ты больше любишь, Толстого или Достоевского?»

Эмблемы должны меняться. Не должно быть символической пробуксовки. Мы должны с ними жить — с нашими Мадоннами Леонардо — любить, угадывать, забывать, удивляться. Что-то искать и находить. Мы тут как в неком культурном замужестве: призваны к труду тонкого чувствования и понимания.

Мадонна с Младенцем (Мадонна Бенуа), да Винчи, 1478

Дроны возьмут под охрану Эрмитаж

В ситуации, когда страну закрывают санкциями, а мы вынуждены подпирать дверь с другой стороны, остро встает вопрос нашей конкурентоспособности. Культурной в том числе. И не только Эрмитажа, чью конкурентоспособность еще долго никто не оспорит, но и нас, его зрителей.

Модный внутримузейный журнал «Эрмитаж» не так давно долго публиковал на своих страницах очерки из другого времени — непрофессионального искусствоведа, журналиста когда-то очень знаменитой и влиятельной «Литературной газеты» Евгения Богата. Поймав в себе ощущение тревоги от того, что «мирно покоящаяся мадонна…

тихо поднимет веки и меня не узнает», и поняв, что искусствоведческое мышление не дает на эту тревогу ответа, он предпринял глубокое зрительское исследование на тему «Человек перед великой картиной».

Сегодня эту культурную традицию не строго научного, любовного искусствоведения продолжает блистательный поэт Ольга Седакова, например, в своих «Письмах о Рембрандте».

Читайте также:  Александр андреевич иванов, картины и биография

К нему должны присоединиться и мы.

Счастливыми глазами.

Строчками в никому не доверяемых дневниках и… в публичных блогах.

Цитата

Существует лишь один достойный человека путь адаптации к быстро меняющейся действительности: торжество над самым быстро меняющимся в ней.

Я позволю себе сейчас назвать Эрмитаж… университетом адаптации к быстро меняющемуся миру.

В этом университете освоение богатств достигнутого развития поможет человеку вернуться к самому себе (формула Маркса) и войти в будущее, ничего не утратив, в сосредоточенности сил, подобно воину, понимающему наутро после первого дня великой битвы, что, несмотря на боль от ран и потерю любимых товарищей, он стал лишь сильнее и сегодня победит.

  • В этом университете тем, кто не ленится чувствовать и думать, открывается особое духовное время-пространство.
  • Евгений Богат. Письма из Эрмитажа
  • Прямая речь
  • Михаил Пиотровский, директор Эрмитажа

Мадонна с Младенцем (Мадонна Бенуа), да Винчи, 1478

— Я соглашался, настаивал, добивался, скандалил, встречал немало волокиты, но мы перевесили эти картины.

Хотя считается, что экспозиция в Эрмитаже как раз все время меняется, но при этом нет ничего более сложного, чем изменить экспозицию в Эрмитаже. Так что это решение с одной стороны не мое, а сообща родившееся, но с другой стороны, конечно, мое.

Такие перемены очень важны для сегодняшнего музея. Вещь в музее существует не сама по себе, но всегда в музейном контексте. Тот же Леонардо да Винчи в одном контексте один, в другом — другой.

Сейчас «Мадонна Бенуа» и «Мадонна Литта» развернулись, на них совершенно по-другому падает свет, они по-другому прочитываются и играют с залом.

Это важный шаг в сторону более нового показа, но еще и концентрация всего того, что на самом деле происходит в музее. Перемена связана и с потоком людей. Толпы народа все время стояли перед этими двумя киотами.

А сейчас они проходят мимо, и мы уменьшаем одну из главных бед музея — столпотворение.

Мадонна с Младенцем (Мадонна Бенуа), да Винчи, 1478

Сокровища Эрмитажа: Вид на Каменноостровский дворец от Аптекарского острова

У картин совершенно новые витрины, не просто с климатом, а со специальным мониторингом климата и двумя степенями климатической защиты. У нас уже сделаны новые пленки на окна, потому что одно дело свет слева и другое — свет в лицо.

А он к тому же еще бывает утренним, дневным, вечерним.

В общем, в этом перевешивании картин сконцентрировались все музейные актуальности — сама вещь, ее эстетика, поток людей, технологии, защита от света, прочтение и понимание картины посетителем — и поэтому это не в секунду решалось. И конечно, было важно директорское решение.

Думаю, что «Мадонна Бенуа» сейчас действительно лучше прочитывается, потому что когда они шли друг за другом, то «Мадонна Бенуа» прочитывалась как начало Леонардо, а «Мадонна Литта» — как его вершина. «Мадонна Литта» много лет была символом и самой любимой картиной Эрмитажа. А «Мадонна Бенуа» только сейчас заиграла совершенно по-другому. Это замечательная картина, и так для нее лучше.

А еще Эрмитаж умеет потрясать выставками современного искусства. Нам жаль, что громко не прозвучала наша последняя выставка современного искусства «Арте повера». О ней были статьи в специальных журналах, но она стоит большего, поскольку на ней были представлены очень сильные вещи, это такой манифест. Но выставки современного искусства — если нет скандала — громко не звучат.

Источник: https://rg.ru/2018/08/15/reg-szfo/v-ermitazhe-perevesili-madonn-leonardo-da-vinchi.html

Прекрасное пленяет навсегда

Мадонна с Младенцем (Мадонна Бенуа), да Винчи, 1478

ЗАЛ ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ

(зал №214)

Мадонна с Младенцем (Мадонна Бенуа), да Винчи, 1478

Празднично оформленный зал Старого (Большого) Эрмитажа.

Современный облик зала сформировался в 1858 году благодаря таланту и фантазии Штакеншнейдера. Просторную комнату талантливый зодчий оформил в стиле позднего французского барокко. Декоративное убранство составляли покрытые стуком пилястры, белые, розовые, светло-зеленые простенки, колонны из разноцветной яшмы и порфира, голубые лазуритовые вставки на белоснежных мраморных каминах.

Мадонна с Младенцем (Мадонна Бенуа), да Винчи, 1478

Густые черно-красные тона дверей сочетались
с традиционными барочными элементами: позолотой, бронзой, богатой лепниной стен и потолка.

Отделка дверей соответствовала модному тогда стилю «буль», возникшему в мастерских французского мебельщика А. Буля, который украшал простые по формам изделия причудливым мозаичным узором.

Двери декорированы пластинками черепахового панциря и золоченой латуни.

Над дверями располагаются медальоны с портретами А.В.Суворова, М.И.Кутузова, И.Ф.Паскевича, П.А.Румянцева-Задунайского, Г.А.Потёмкина и В.М.Долгорукова-Крымского.

Зал украшают живописные панно и плафоны. Сегодня в композицию стен зала Леонардо да Винчи входят декоративные панно, выполненные в XVII веке художником Падованино из Венеции. В 1850-х годах старинные картины дополнились полотнами меньших размеров, написанными русским академиком Ф.А.Бруни.

В нарядном двусветном зале представлены шедевры музея — два произведения крупнейшего мастера эпохи Возрождения Леонардо да Винчи«Мадонна Бенуа», одно из немногих бесспорных творений мастера, и «Мадонна Лита».

Творчество Леонардо да Винчи (1452-1519) подвело итог достижениям XV в. и открыло новый этап в развитии итальянского искусства — Высокое Возрождение. До наших дней дошло немногим более десятка живописных произведений великого мастера, рассеянных по музеям разных стран. Две картины Леонардо да Винчи хранятся в Государственном Эрмитаже.

Мадонна с Младенцем (Мадонна Бенуа), да Винчи, 1478

«Мадонна Бенуа», или «Мадонна с цветком», написана около 1478 г.

Когда Леонардо писал её, ему было двадцать шесть лет. К этому времени художник обрёл уже совершенное мастерство в великом искусстве живописи.

Отказавшись от традиционного изображения мадонны, художник создал одухотворенный женский образ, исполненный земной прелести. Юная мадонна в нарядном платье флорентийской горожанки, улыбаясь, протягивает ребенку цветок, наблюдая за неуверенными еще движениями младенца, тянущегося к лепесткам.

Характерная для произведений мастера легкая световоздушная дымка, так называемое сфумато, придает лицам особую выразительность. Крепкое, пухлое, как бы вылепленное с помощью светотени тело младенца свидетельствует о том, что открытия Леонардо-ученого помогали Леонардо-художнику: не случайно он называл живопись наукой и «законной дочерью природы».

Источник: https://anima.ucoz.ru/2009_apr/prekr/ital_4_srv.html

Мадонна Бенуа — 1475-1478 Леонардо да Винчи

Ноябрь 09, 2012

„Леонардо да Винчи — это единственный художник, о котором можно сказать, что все, к чему прикасалась его рука, становилось вечной красотой. Структура черепа, фактура ткани, напряженный мускул… — все это выполнено с удивительным чутьем на линии, цвет и освещенность превращены в истинные ценности” Бернард Беренсон, 1896

Мадонна с Младенцем (Мадонна Бенуа), да Винчи, 1478

Мадонна Бенуа

1475-1478; 49,5х31,5 см;дерево, масло, перенесенное на полотно

Эрмитаж, Санкт-Петербург

«Мадонна Бенуа» была написана Леонардо когда он был еще очень молод. Несмотря на то что художник только что закончил обучение в мастерской Верроккио, это одна из первых работ, в которых проявился оригинальный стиль Леонардо.

Сохранилось множество набросков, датированных этим периодом, на которых Леонардо со свойственной ему тщательностью зарисовывает не только разнообразные позы и выражения лиц Мадонны и Младенца, но также и складки на их одеждах, детали украшений и, конечно, написанные в технике сфумато пейзажи, один из которых был использован мастером в качестве фона в картине «Мадонна с гвоздикой».

Картина «Мадонна Бенуа» поражает смелостью трактовки персонажей. Несмотря на золотистый нимб (существует предположение, что нимбы вокруг голов персонажей были дописаны позже, и, возможно, не рукой Леонардо), Мадонна предстает перед нами лишенной каких бы то ни было признаков святости.

Это молодая девушка, почти девочка, которая забавляется с сидящим у нее на коленях довольно крупным младенцем. Обращает на себя внимание интересный нюанс: ребенок, которому полагалось бы веселиться, смотрит совершенно по-взрослому, серьезно и сосредоточенно, Мадонна же — вопреки всем законам традиционной иконографии — весела и даже шаловлива.

Определенный чувственный реализм, атмосфера душевного тепла и светлой радости оживляют эту картину, хотя общая коричнево-зеленая гамма и довольно сложное композиционное решение поз и жестов персонажей привносят в эмоциональную тональность полотна нотку тревоги и ожидания.

Вызывает восхищение совершенная моделировка тела Младенца при помощи светотени — здесь чувствуется влияние скульптурных опытов Верроккио. Смысловым и композиционным центром этой работы, несомненно, является скрещение трех рук — пухлых ручонок Младенца и по-девичьи тонкой руки Богоматери.

Эта трогательная деталь позволяет нам понять гениальный замысел Леонардо: подобное представление Мадонны и Младенца, по сути, является воплощением чувств матерей всего мира. Так уже в самом начале своего творческого пути да Винчи удалось не только придать своему творению потрясающую выразительность, но и наделить его надвременным характером, свойственным лишь истинным шедеврам.

(1452-1519) Леонардо да Винчи

Поделиться ссылкой в социальных сетях

«Философия Жизни» — это познавательный онлайн-журнал. В нем собраны интересные статьи из разных областей жизни: культура и искусство, наука и религия, история и приключения, география и астрономия, рассказы о знаменитых людях.

«ФЖ» является своеобразным путеводителем по интеллектуальной и культурной жизни. Тематический архив статей поможет легко ориентироваться в выборе интересующего материала. Сетевой журнал «Философия Жизни» может быть интересен широкому кругу читателей.

Добавляйте знания и делитесь ими!

Знаете ли вы … …откуда мансарды?Мадонна с Младенцем (Мадонна Бенуа), да Винчи, 1478

Первым перекрытие, позволяющее устраивать жилую комнату под двухскатной крышей, придумал французский архитектор Франсуа Мансар. Отсюда и название. Кроме как этим изобретением, Мансар почти ничем не знаменит.

Источник: http://www.filoli.ru/artists/037-leonardo-da-vinci/madonna-benua.php

Мадонна Бенуа

Искусство Италии 15 и 16-го веков Около 1480 года художником Леонардо да Винчи была написана эрмитажная «Мадонна с цветком» (так называемая «Мадонна Бенуа») – произведение, несущее в себе уже новый целостный замысел и представляющее первую важную веху на творческом пути Леонардо.

В своей небольшой по размерам картине (размер картины 50 x 32 см, дерево, масло) молодой художник избрал один из самых популярных мотивов в живописи раннего (а впоследствии и Высокого) Возрождения – изображение мадонны в интимно-лирическом плане, когда тема материнства выражается просто и безыскусственно, без той сложности идейного и изобразительного замысла, которая свойственна крупным алтарным композициям.

Леонардо да Винчи еще не достиг полной зрелости мастерства – это сказывается в не совсем удавшейся – слишком крупной и выглядящей несколько условно – фигуре младенца.

И все же картина «Мадонна Бенуа» резко выделяется среди близких ей по теме кватрочентистских композиций, в которых образ мадонны кажется статичным, застылым не только внешне, но и внутренне, ибо в них нет такого открытого излияния чувства, как в светящейся счастьем материнства леонардовской Марии.

Вводя в картину мотив игры юной матери и ребенка с цветком, Леонардо да Винчи отнюдь не переходит грань, за которой начинается характерное для многих живописцев 15 века мельчащее образ жанровое, бытовое правдоподобие.

Мадонна с Младенцем (Мадонна Бенуа), да Винчи, 1478

Жизненная правда Леонардо да Винчи – это высокая правда, и в соответствии с ней изобразительный язык в рассматриваемой картине отличается большей обобщенностью, нежели в его более ранних работах, – той концентрированностью видения, способностью в немногом увидеть многое, которая составляет уже особенность Высокого Возрождения. Фигуры мадонны и младенца, заполняя почти всю картину, уже одной своей крупной пластикой формируют ее пространство. Какие-либо отвлекающие подробности отсутствуют.

Мадонна с Младенцем (Мадонна Бенуа), да Винчи, 1478

Вместо насыщенного изображениями, сильно детализированного кватрочентистского фона – только предельно лаконичный в своей выразительности мотив: окно в темной стене, одновременно показывающее, что действие происходит в интерьере, н позволяющее увидеть за его стенами чистое голубое небо. В самой живописи, не блещущей яркими красочными эффектами, вместо по-флорентийски разобщенных, пассивно сопоставленных цветовых пятен проскальзывает ощущение своеобразного единого тона.

Источник: http://smallbay.ru/artreness/da_vinci08.html

Леонардо да Винчи. Мадонна с цветком

Мадонна с Младенцем (Мадонна Бенуа), да Винчи, 1478 Леонардо да Винчи (1452-1519) Мадонна Бенуа» или «Мадонна с цветком» (ок. 1478—1480) Madonna BenoisХолст (переведена с дерева), Масло. 48 × 31,5 см Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Художественное наследие Леонардо да Винчи количественно очень невелико. Он создал мало произведений, и еще меньше их дошло до нас. Высказывалось мнение, что его увлечение естественными науками и инженерным делом помешали плодовитости Леонардо в искусстве. Однако анонимный биограф, его современник, указывает, что Леонардо «имел превосходнейшие замыслы, но создал не много вещей в красках, потому что, как говорят, никогда не был доволен собой». Это подтверждает и Вазари, coгласно которому препятствия лежали в самой душе Леонардо —  «величайшей и необыкновеннейшей … она именно побуждала его искать превосходства над превосходством и совершенства над совершенством, так что всякое произведение его замедлялось от избытка желаний».

Молодая мать, играя с сыном, протягивает ему цветок крестоцвета. Традиционный символ распятия воспринимается как невинная игрушка, к которой по-детски неловко тянется младенец Иисус, вызывая улыбку юной мадонны.

Уже первый флорентийский период деятельности Леонардо, после окончания учения у Вероккио, отмечен его попытками проявить свои дарования на многих поприщах: архитектурные чертежи, проект канала, соединяющего Пизу с Флоренцией, рисунки мельниц, сукновальных машин и снарядов, приводимых в движение силою воды. К этому же периоду относится его маленькая картина «Мадонна с цветком», одна из жемчужин нашего Эрмитажа.

Читайте также:  Пейзаж с ацисом и галатеей, клод лоррен, 1657

Когда Леонардо писал ее, ему было двадцать шесть лет. К этому времени художник обрел уже совершенное мастерство в великом искусстве живописи, которое, как мы увидим, он ставил выше всех прочих.

Каждый раз перед этой картиной испытываешь чувство трепетного восхищения: все здесь так просто, так ясно и в то же время бесконечно сложно, как сама природа, как жизнь. В поисках законов бытия автор ее был первым художником, который научился творить в совершенной свободе. Мягкими переливами света и тени он выявляет объемность изображенных фигур.

Человек —  увенчание природы.

Роль, ему подобающая, как хозяину жизни, завоевывается в полном раскрепощении его энергии и воли: как у этой юной шаловливой матери, почти ребенка, которая с полной непринужденностью может повернуть голову, чтобы одарить нас счастливой улыбкой, и затем снова отдать себя всю радостной игре с сыном, таким крепким и уже властным.

Зайдите в соседние залы Эрмитажа. В сравнении с этой мадонной все мадонны кватроченто* покажутся скованными, неподвижными, словно списанными со статуй.

Лев Любимов. Небо не слишком высоко. Золотой век итальянской живописи. Издательство «Детская литература», Москва, 1970

*Кватроче́нто, также кваттроченто (итал. quattrocento, «четыреста», сокращенно от mille quattrocento — «тысяча четыреста») — общепринятое обозначение эпохи итальянского искусства XV века, соотносимой с периодом Раннего Возрождения.

Источник: https://likbez-a-m.livejournal.com/12345.html

Мадонна Бенуа — это… Что такое Мадонна Бенуа?

«Мадонна Бенуа» или «Мадонна с цветком» (1478—1480) — ранняя картина Леонардо да Винчи, предположительно оставшаяся незавершённой. В 1914 году она была приобретена Императорским Эрмитажем у Марии Александровны, жены придворного архитектора Леонтия Николаевича Бенуа.

В 1912 году владельцы решили продать «Мадонну с цветком» и с этой целью вывезли её в Европу для проведения экспертизы, где лондонский антиквар Джозеф Дювин оценил её в 500 тыс. франков. Атрибуцию полотна Леонардо неохотно подтвердил крупнейший авторитет того времени — Бернард Беренсон:

В один несчастный день меня пригласили освидетельствовать «Мадонну Бенуа». На меня смотрела молодая женщина с лысым лбом и опухшими щеками, беззубой усмешкой, миопическими глазами и морщинистой шеей. Жутковатый призрак старухи играет с ребёнком: его лицо напоминает пустую маску, а к ней приделаны раздувшиеся тельце и конечности. Жалкие ручонки, бестолково-суетные складки кожи, цвет словно сыворотка. И всё же мне пришлось признать, что это ужасное создание принадлежит Леонардо да Винчи…[1]

Общественность хотела, чтобы картина осталась в России. М.А. Бенуа желала того же, а потому уступила «Мадонну» за 150 тыс. рублей. Сумма уплачивалась частями, и последние платежи были совершены уже после Октябрьской революции.

М.А. Бенуа, в девичестве Сапожниковой, картина перешла по наследству. В семье ходило предание, будто картина была куплена у бродячих итальянских музыкантов в Астрахани. Других сведений о судьбе картины в начале XX века не имелось. В 1908 году Э. К. Липгарт писал[2]:

[Картина] входила в состав старинного собрания князей Куракиных, а теперь принадлежит М.А. Бенуа, супруге известного архитектора.

Через несколько лет он поправил себя:[2]

Тесть г-на Бенуа купил её [картину] у итальянских балаганщиков при переезде через Астрахань.

Эта версия широко тиражировалась и другими авторами. Часто без всяких ссылок на источники прибавляли, что работа когда-то находилась в собрании графов Коновницыных.

Лишь в 1974 году были обнародованы документальные данные о том, когда и при каких обстоятельствах «Мадонна с цветком» попала к Сапожниковым. В Государственном архиве Астраханской области был обнаружен «Реестр картинам г-на Александра Петровича Сапожникова, составленный в 1827 году».

В описи за первым номером числится «Божья Матерь, держащая предвечного Младенца на левой руке… Вверху с овалом. Мастер Леонардо да Винчи… Из коллекции генерала Корсакова».

Таким образом, выяснилось, что картина поступила из коллекции коллекционера и сенатора Алексея Ивановича Корсакова (1751/53-1821).

Однако до сих пор нет точных сведений о более ранней судьбе картины. Считается, что именно об этой картине говорил М. Ф. Бокки в своей книге «Достопримечательности города Флоренции», выпущенной в 1591 году:[2]

Дощечка, расписанная маслом рукой Леонардо да Винчи, превосходная по красоте, где изображена мадонна в высшей степени искусно и старательно. Фигура Христа, представленного младенцем, прекрасна и удивительна, его поднятое лицо единственное в своём роде и поразительно по сложности замысла и тому, как этот замысел удачно разрешён.

Описание

«Мадонна с цветком» — одна из первых работ молодого Леонардо. В галерее Уффици во Флоренции хранится рисунок со следующей записью[2]:

…бря 1478 года начал две Девы Марии

Считается, что одной из них является «Мадонна Бенуа», а второй «Мадонна с гвоздикой» из Мюнхена.

Вполне вероятно, что обе картины были первыми работами Леонардо как самостоятельного живописца. На тот момент ему было всего 26 лет и уже шесть лет, как он покинул мастерскую своего учителя Андреа Верроккьо.

У него уже был собственный стиль, но, разумеется, он в большой степени опирался на опыт флорентийцев XV века. Также не подлежит сомнению тот факт, что Леонардо знал о картине «Мадонна с младенцем», исполненной его учителем в 1466-1470 годах.

Как следствие, для обеих картин общими чертами являются как трёхчетвертной поворот тел, так схожесть образов: юность обеих Мадонн и крупные головы Младенцев.

Да Винчи помещает Мадонну с Младенцем в полутёмной комнате, где единственным источником света является расположенное в глубине двойное окно.

Его зеленоватый свет не может рассеять полумрак, но в то же самое время является достаточным, чтобы высветить фигуру Мадонны и юного Христа. Основную «работу» совершает свет, льющийся слева сверху.

Благодаря ему мастеру удаётся оживить картину игрой светотени и вылепить объём двух фигур.

«Мадонна с гвоздиками» Рафаэля, около 1506-7. Национальная галерея, Лондон

В работе над «Мадонной Бенуа» Леонардо использовал технику масляной живописи, которую до того во Флоренции практически никто не знал. И хотя краски за пять столетий неизбежно изменились, став менее яркими, всё же отчётливо заметно, что молодой Леонардо отказался от традиционной для Флоренции пестроты красок.

Вместо этого он широко использует возможности масляных красок, чтобы точнее передать фактуру материалов и нюансы светотени. Голубовато-зелёная гамма вытеснила с картины красный свет, в который обычно облачали Мадонну.

В то же время для рукавов и плаща был выбран охристый цвет, гармонизирующий соотношение холодных и тёплых оттенков.

В XIX веке «Мадонна с цветком» была успешно переведена с доски на холст, о чём существует упоминание в «Реестре картинам г-на Александра Петровича Сапожникова, составленном в 1827 году»:[2]

Первоначально писана на дереве, но поверхность того переложена на холст академиком Коротковым в 1824 году…При перекладке на холст оказался на рисунке абрис, обведенный чернилами, и у младенца три руки, чему снят литографический рисунок, который находится при ней.

Предполагают, что мастером, осуществившем перевод, был бывший сотрудник Императорского Эрмитажа и выпускник Академии Художеств Евграф Короткий. Нет ясности была ли на тот момент картина всё ещё в собрании генерала Корсакова или уже была куплена Сапожниковым.

«Мадонна» работы Леонардо была широко известна художникам того времени. И не только итальянские мастера использовали в своих работах приёмы молодого да Винчи, но и живописцы из Нидерландов. Считается, что не менее десятка работ выполнено под его влиянием.

Среди них картина Лоренцо ди Креди «Мадонна с Младенцем и Иоанном Крестителем» из Дрезденской картинной галереи, а также «Мадонна с гвоздиками» работы Рафаэля. Однако затем её следы затерялись, и в течение столетий картина Леонардо считалась потерянной.

Примечания

  1. Ernest Samuels, Jayne Samuels. Bernard Berenson, The Making of a Legend

Источник: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/493987

Читать онлайн "Государственный Эрмитаж" автора Пуликова Л. — RuLit — Страница 7

Мадонна из сцены «Благовещение» — створка диптиха — относится к работам зрелого периода творчества мастера.

В изображение девы Марии художник привносит рафинированный изобразительный язык, яркие насыщенные цвета — золотой, синий, благородный красный; вводит элементы рыцарской светской культуры.

Аристократизм подчеркнут изысканным изображением одежды, жестов рук знатной дамы, как бы отвлеченной от чтения небольшой книжки в красном сафьяновом переплете.

Фра Беато Анджелико (Около 1400–1455) Мадонна с Младенцем, святым Домиником и святым Фомой Аквинским. Между 1424 и 1430. Фреска. 196×187

Итальянский художник и монах Фра Джованни да Фьезоле был прозван Беато Анджелико (Ангельским). Как никто другой он умел передавать мягкий лиризм и особую тонкую атмосферу евангельских сюжетов.

Фреска «Мадонна с Младенцем, святым Домиником и святым Фомой Аквинским» некогда украшала стену доминиканского монастыря во Фьезоле, но после его упразднения была вырезана из стены и продана двум итальянским художникам.

Работа принадлежит к позднему творчеству мастера.

Образы святых удивительно гармоничны и согласованы. В центре восседает Мадонна с Младенцем, слева от нее — святой Доминик с лилией в руке, символом чистоты, справа — святой Фома Аквинский с открытой книгой Священного Писания. В работах Фра Беато Анджелико органично соединились реалистические достижения мастеров круга Джотто и мягкие, проникновенные образы Симоне Мартини.

Леонардо да Винчи (1452–1519) Мадонна с Младенцем (Мадонна Бенуа) 1478. Холст, масло. 49,5×33

Леонардо да Винчи — крупнейший представитель искусства итальянского Возрождения. Мадонна Бенуа — бесспорно, одна из знаковых картин художника. Центром композиции является цветок в руках Девы Марии, к которому тянется Младенец Иисус.

Мастер помещает Мадонну, одетую по флорентийской моде XV века, и Младенца в комнате с единственным источником света — окном в глубине помещения.

Однако иной, мягкий свет льется сверху, именно он оживляет полотно игрой светотени, что придает фигурам объемность, выявляет тончайшую моделировку формы. Колорит картины неяркий, чуть приглушенный.

До поступления в 1914 в Эрмитаж произведение находилось в Петербурге, в собрании известного историка искусства Александра Бенуа.

Леонардо да Винчи (1452–1519) Мадонна с Младенцем (Мадонна Литта) 1490–1491. Холст, темпера, перенесено с дерева. 42×33

Другая работа прославленного флорентийца, живописца, скульптора, ученого и естествоиспытателя Леонардо да Винчи — «Мадонна Лита», названная по фамилии одного из своих владельцев. У всякого смотрящего на картину возникает ощущение особого состояния — возвышенного покоя, одухотворенной созерцательной тишины.

Да Винчи в образе Мадонны объединил чувственное, земное, высокое и духовное в один гармоничный непоколебимый образ красоты. Лицо Мадонны безмятежно, и, хотя на губах нет улыбки, наклон головы и поза выражают бесконечную нежность к ребенку, которого она кормит грудью.

Златокудрый Младенец рассеянно смотрит на зрителя, придерживая правой рукой грудь матери, в его левой руке — птичка щегол — символ христианской души.

Филиппино Липпи (1460–1505) Поклонение Младенцу Христу. Середина 1480-х. Медь, темпера. Диаметр 53

Филиппино Липпи, сын художника Филиппо Липпи — вероятно, самый известный из учеников Сандро Боттичелли, перенявший черты утонченного, поэтического стиля мастера.

Начиная со второй половины XIV века итальянские художники стали трактовать сцену Рождества Христова как сцену Поклонения.

Эту традицию продолжает и Липпи, представив новорожденного и Мадонну в прекрасном райском саду, где крылатые ангелы с золотыми волосами охраняют их покой.

Фоном выступает сказочный пейзаж с горами и замками в легкой дымке. Все здесь пронизано ощущением свершившегося таинства.

Рафаэль Санти (1483–1520) Мадонна с Младенцем (Мадонна Конестабиле) 1504. Холст, темпера, перенесено с дерева. 17,5×18

«Мадонна с Младенцем» — одна из самых ранних работ, исполненных итальянским гением Рафаэлем. В ней еще нет классической красоты и блеска живописного исполнения, которые так характерны для более позднего творчества мастера.

В камерной и скромной Мадонне Конестабиле иная особенность — тонкий лиризм, который присутствует в образе молодой девушки, в мягком, наивном пейзаже с отдельно стоящими тоненькими, едва распустившимися деревцами.

Выбрав форму тондо (круга), Рафаэль построил соответственно и композицию. Все линии в картине мягкие, плавные. Тельце мальчика располагается под тем же наклоном, что и голова его матери. Этим приемом достигается необычайная гармоничность построения композиции.

Следует отметить, что позолоченная и расписанная рама, в которой находится картина, сделана по рисунку самого художника.

Источник: https://www.rulit.me/books/gosudarstvennyj-ermitazh-read-433673-7.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector