Мадонна с четками, бартоломе эстебан мурильо — описание картины

Подробности Категория: Изобразительное искусство и архитектура конца XVI-XVIII веков Опубликовано 16.03.2017 16:33 Просмотров: 1475

Мадонна с четками, Бартоломе Эстебан Мурильо - описание картины

Его творчество завершает «золотой век» испанской живописи. 

Бартоломе́ Эсте́бан Мури́льородился в 1617 г. в Севилье и был четырнадцатым ребенком в семье севильского цирюльника Гаспара Эстебана. Рано остался полным сиротой и воспитывался в семье тётки (сестры матери). Став знаменитым художником, он взял фамилию матери – Мурильо. 

Мадонна с четками, Бартоломе Эстебан Мурильо - описание картины

Бартоломео Эстебан Мурильо. Автопортрет (1670-1673). Холст, масло. 122 x 107 см. Лондонская Национальная галерея

Этот портрет в стиле фламандских и голландских художников XVI в. был выполнен художником по просьбе его детей, о чём говорит надпись на латинском языке.

Детство и начало творчества

С детства увлекался рисованием, и это увлечение в довольно обеспеченной семье, где он рос, поощрялось. Учился живописи у Хуана де Кастильо, затем самостоятельно переехал в Кадис (Андалусия) – город, считавшийся в то время культурным центром страны.

Там он занялся созданием картин религиозного содержания, которые были в то время самым ходовым товаром.Но это занятие мало походило на творчество, и Мурильо едет в Мадрид, чтобы заняться самосовершенствованием.

И это была судьба: здесь молодой художник встречается с Веласкесом, который помог ему получить разрешение на копирование полотен Тициана, Рубенса, Ван Дейка, находящихся в королевских дворцах. Здесь Мурильо прошёл хорошую школу. В 1645 г. он возвратился в Севилью совсем другим художником.

После выполнения заказа из 11 картин для местного монастыря ордена францисканцев к Мурильо пришла известность. Его задачей было показать историю нищенствующего ордена с первых дней его основания. Основные из них: «Св. Диего насыщает нищих» (Мадридская академия художеств), «Чудо св.

Диего», или так называемая «Кухня ангелов» (Лувр, Париж), «Кончина св. Клары» (Дрезденская галерея) и др. Уже в этих работах виден национальный характер Мурильо: религиозные и мифологические персонажи у него все без исключения имеют вид простых севильских жителей – он брал натурщиков и натурщиц из народа.

Мадонна с четками, Бартоломе Эстебан Мурильо - описание картины

Бартоломео Эстебан Мурильо «Св. Диего насыщает нищих» (ок. 1655). Холст, масло. 134 x 100 cм. Академия Сан Фернандо (Мадрид, Испания)

Это одна из 11 картин цикла. Все персонажи картины – севильцы, его современники. Все образы картины реалистичны.

Мадонны Мурильо

Изображение Богоматери составляют значительную группу произведений Мурильо. Мадонна изображена то в виде отроковицы или юной девы, стоящей или парящей в воздухе среди облаков, то окруженной ангелами, иногда с лунным серпом или земным шаром под ногами…

Но всегда в Её позе и лице передано состояние девственной чистоты, кротости, умиления и неземного покоя.Но Матерь Божья у Мурильо – это всегда прекрасная испанка, смуглая девушка с миндалевидными глазами.

Он сумел передать на этих полотнах и глубокое счастье материнства, и неувядающую красоту севильских женщин.

Мадонна с четками, Бартоломе Эстебан Мурильо - описание картины

Бартоломео Эстебан Мурильо «Непорочное зачатие» (1645-1650). Холст, масло. 222 x 118 cм. Музей Прадо (Мадрид, Испания)

Непорочное зачатие Христа – важный, но таинственный момент Священного Писания. История Его земной жизни начинается с Благовещения и Непорочного зачатия Девы Марии. Очевидно, эта тема очень волновала Мурильо – он возвращался к ней не раз. Только в музее Прадо находятся ещё две картины на эту тему.

Мадонна с четками, Бартоломе Эстебан Мурильо - описание картины

Бартоломео Эстебан Мурильо «Святое Cемейство с птичкой» (1650). Холст, масло. 144 x 188 cм. Музей Прадо (Мадрид, Испания)

Счастье материнства у Мурильо передано с особой теплотой. Сам художник был счастлив в браке, эта тема была ему близка. Но, как уже было сказано выше, художник религиозные темы часто решал через жанровое повествование, это его ничуть не смущало.Вот и на данной картине изображена сцена обычной жизни очень небогатой семьи.

Святой Иосиф поддерживает маленького Иисуса, играющего с птичкой и собакой. Причём Иосиф показан не старым, а средних лет мужчиной с испанскими чертами лица. Слева Дева Мария перематывает нитки, но вся она поглощена игрой ребёнка.Справа композицию завершает столярный верстак, что напоминает зрителю о роде занятий Иосифа (он был плотником).

Все полотно проникнуто теплом домашнего уюта и семейного счастья.

  • Вот ещё несколько изображений мадонн.
  • Мадонна с четками, Бартоломе Эстебан Мурильо - описание картины

Бартоломео Эстебан Мурильо «Мадонна с Младенцем» (1660-1665). Холст, масло. 151 x 103 cм. Музей Прадо (Мадрид, Испания)

Мадонна с четками, Бартоломе Эстебан Мурильо - описание картины

Бартоломео Эстебан Мурильо «Мадонна с Mладенцем, с чётками» (1650-1655). Холст, масло. 164 x 110 cм. Музей Прадо (Мадрид, Испания)

Мадонна с четками, Бартоломе Эстебан Мурильо - описание картины

Бартоломео Эстебан Мурильо «Мария с Младенцем и играющие ангелы» (ок. 1675). Холст, масло. 137 x 104,5 cм. Музей изобразительных искусств (Будапешт, Венгрия)

Много картин религиозной тематики Мурильо пишет на заказ: для архиепископов, кафедральных соборов, монастырей.

Признание

Истинное признание пришло к художнику в 1656 г., когда церковный совет собора назвал Мурильо лучшим живописцем Севильи и заказал ему картину «Видение святого Антония Падуанского», за которую он получил огромную сумму.

Мадонна с четками, Бартоломе Эстебан Мурильо - описание картины

Бартоломео Эстебан Мурильо «Видение Св. Антония из Падуи» (ок. 1660-1680). Холст, масло. 250 x 167 cм. Государственный Эрмитаж (Санкт-Петербург)

Святой Антоний Падуанский (XIII в.) родился в Лиссабоне и получил воспитание в церковной школе. Он первым присоединился к ордену св. Августина, но, узнав о житии св. Франциска, решил разыскать его. Святой Франциск встретил Антония как обыкновенного юношу, но, когда услышал, как Антоний проповедует, доверил ему большую часть просветительской деятельности ордена.

Вскоре Антоний стал любимым учеником и близким другом Франциска. Он снискал большую любовь у народа, учил богословию в Болонье, Монпелье, Тулузе и Падуе, где умер в возрасте 36 лет.Об этом святом существует несколько легенд.

Среди них история о еретике из Тулузы, который отказывался поверить в то, что Святые Дары причастия – это кровь и плоть Христовы, пока его осел не выйдет сам из конюшни и не поклонится им. Через несколько дней это и произошло. Поэтому рядом со св. Антонием часто изображают коленопреклоненного осла.На св. Антонии обычно надета ряса ордена францисканцев.

Иногда у него в руках другие атрибуты: лилия, украшенный цветами крест, рыба, книга и огонь. Его также изображали с Младенцем Христом на руках.Святой Антоний Падуанский – покровитель города Падуи.Теперь Мурильо – преуспевающий человек. Он открывает торговое предприятие в Америке, берёт в аренду для своей семьи роскошный особняк. В его доме появляются рабы.

Известно, что в 1660 г. после смерти великого Веласкеса король пригласил на вакантное место придворного художника Мурильо, но тот отказался.В январе 1664 г. он похоронил жену. Это было для него страшным ударом. На руках у него осталось пятеро детей. Два года после её смерти Мурильо практически не рисовал.

Свой огромный особняк он сменил на скромное жилище при госпитале Ла Каридад.Но жизнь продолжалась. В 1665 г. Мурильо был принят в Братство Милосердия. Он написал несколько картин для этого духовного учреждения.

В последние годы жизни художник много писал. Но трагические нотки, появившиеся в его творчестве после смерти жены, снова и снова «звучат» на полотнах. Мурильо обратился к теме мученичества.

Тема мученичества

Бартоломео Эстебан Мурильо «Раскаяние св. Петра» (1670-e гг.). Холст, масло. 330 x 300 cм. Музей Лувр (Париж, Франция)

Апостол Петр прежде был рыбаком из Галилеи, как и его брат Андрей Первозванный. Пётр был одним из любимых учеников Иисуса.В ночь после ареста Иисуса Пётр, как и предсказывал Иисус, проявил слабость и, боясь навлечь на себя гонения, трижды отрёкся от Него прежде, чем пропел петух.

Но позже он искренне покаялся, был прощён Господом, но всю жизнь плакал о своём поступке.Петр пронес слово Спасителя по всей Малой Азии. Затем прибыл в Рим, где, как считается, он основал первую общину христиан.Согласно традиции, св. Петр продолжал свою деятельность в Риме на протяжении 20 лет, пока не был обвинен одним из приближенных императора.

Последователи христианства убедили апостола покинуть город, но по дороге его посетило видение Христа. Петр спросил: «Господи, куда Ты идешь?». Иисус ответил: «В Рим, чтобы быть заново распятым».Петр понял слова Христа и вернулся в Рим, где его арестовали и бросили в тюрьму. Его избили плетью и распяли вниз головой.

Он эту казнь выбрал добровольно, ибо не видел для себя смерти более достойной, чем умереть так же, как Христос.

В искусстве его внешний облик легко узнаваем: он всегда изображается пожилым, но крепким мужчиной, с короткими седыми вьющимися волосами и короткой, обычно вьющейся бородой, грубыми чертами лица. Обычно на нем желтый (золотой) плащ поверх голубого.

Бартоломео Эстебан Мурильо «Христос в Гефсиманском саду» (1670-e гг.). Холст, масло. 350 x 260 cм. Музей Лувр (Париж, Франция)

После Тайной Вечери Христос с одиннадцатью учениками пошел в Гефсиманский сад и просил учеников, чтобы они оставались здесь, пока Он будет молиться: «… душа Моя скорбит смертельно, побудьте здесь и бодрствуйте со Мною». Но ученики уснули. И так повторилось трижды.Но явился Ему ангел с неба и укреплял Его.

Тоска же Его и душевные мучения были так велики и молитва – так усердна, что с лица Его падали на землю капли кровавого пота.Этот момент Страстей (страданий) Христовых и запечатлел Мурильо на своей картине.Окончив молитву, Спаситель встал, подошел к спящим ученикам и сказал: «Вы все еще спите? Кончено. Наступил час; и Сын Человеческий предается в руки грешников.

Встаньте, пойдем; вот приблизился предающий Меня».

И ещё одну тему в творчестве Мурильо следует выделить. Это тема «Уличные ребятишки».

Уличные ребятишки

Мурильо любил изображать реалистические картинки из севильской простонародной жизни: мальчики и девочки, занятые едой, игрой в кости, счетом мелких монет, продажей фруктов и т. п. Художник изображал и нищих детей, наводнивших севильские улицы, — загорелых оборванцев, веселых и прекрасных, несмотря на бедность.

Бартоломео Эстебан Мурильо «Мальчики с фруктами» (ок. 1650). Холст, масло. Старая Пинакотекa (Мюнхен, Германия)

Бартоломео Эстебан Мурильо «Мальчик с собакой» (1655-1660). Холст, масло, 77,5 x 61,5 cм. Государственный Эрмитаж (Санкт-Петербург)

Бартоломео Эстебан Мурильо «Маленький нищий» (ок. 1645-1650). Холст, масло. 134 x 100 cм. Лувр (Париж, Франция)

Картина «Маленький нищий» (Вшивый нищий) относится к ранним работам мастера. В ней правдиво изображена сидящая фигура уличного мальчишки. Луч света, проникающий в открытую дверь, ярким пятном выхватывает эту фигурку из мрака помещения.

Мальчик внимательно высматривает закопавшееся в лохмотья насекомое. Реалистично изображены его загорелые руки, грязная рубашка, худые колени, грязные ноги…

А на первом плане художник расположил натюрморт из глиняного кувшина, соломенной сумки с яблоками и несколькими валяющимися на полу креветками.

  1. В этой и последующей картинах художник предвосхищает реализм XIX в.

Бартоломео Эстебан Мурильо «Дети, играющие в кости» (ок. 1665-1675). Холст, масло. 140 x 108 cм. Баварский национальный музей (Мюнхен, Германия)

Мурильо занимался также пейзажной и ландшафтной живописью.

Конец жизненного пути

Жизненный путь Мурильо оборвался внезапно. Он отправился украшать собор в Кадисе и во время работы сорвался с лесов и сильно ударился. Художник еще успел вернуться в Севилью, где и умер 3 апреля 1682 г.Говорили, что художник умер в бедности. И это странно. Он выполнял большое количество заказов и вёл умеренный образ жизни. Скорее всего, он жертвовал деньги.

После смерти он оставил очень скромное состояние, но много учеников и последователей. Его творчество оказало большое влияние на искусство Испании, оно было признано в Европе.

Источник: http://ency.info/mirovaya-khudozhestvennaya-kultura/izobrazitelnoe-iskusstvo-i-arkhitektura-kontsa-xvi-xviii-vekov/679-murilo-master-religioznoj-i-zhanrovoj-zhivopisi

Бартоломео Мурильо

Другие известные живописцы

В конце 1617 года в севильской церкви Сан-Мигель состоялось венчание маэстро Диего Веласкеса и Хуаны Пачеко. Счастливый для них, день этот стал счастливым и для всей Испании. В это солнечное утро в другой севильской церкви (в старой церкви Магдалены) был крещен мальчик, который впоследствии стал гордостью страны. 

Читайте также:  «сад художника в живерни», клод моне — описание картины

Его имя Эстебан Бартоломео Мурильо, и именно его назовут истинным представителем севильской школы живописи, «главой испанских колористов».

Но это все в будущем, а пока он был четырнадцатым ребенком в скромной семье цирюльника. Рано лишившись родителей, маленький Эстебан воспитывался в семье свой сестры — жены хирурга.

Семья была довольно зажиточной, и его даже отдали в ученики к одному из дальних родственников — художнику.

От него он перешел к другому учителю, а потом и сам стал думать, где бы увидеть и изучать картины великих живописцев.

У юного Бартоломео не было средств для поездки в Италию, и тогда он купил полотно, разрезал его на кусочки и принялся день и ночь расписывать их всякими сюжетами, какие только представлялись его взору.

Кроме того, он стал писать и маленькие образа для ежегодной ярмарки в Севилье, где их покупали купцы для отправки в Новый Свет, чтобы раздавать там новообращенным христианам. 

Мадонна с четками, Бартоломе Эстебан Мурильо - описание картины

Когда у Мурильо завелись деньги, он (чтобы не тратиться на дорогу) пешком пошел в Мадрид, намереваясь оттуда отправиться в Италию.

Но в Мадриде случай свел его с Веласкесом, Бартоломео Мурильо объяснил придворному художнику-вельможе свои намерения и нашел в его лице истинного покровителя.

Веласкес отговорил его от поездки в Италию, раскрыв взамен сокровища Эскориала, где можно было изучать Тициана, Рубенса, Веронезе, Рафаэля, Тинторетто и других живописцев. 

В действительности же, как теперь установили искусствоведы, никакой первой поездки в Мадрид не было, но введение ее в канву легенды в высшей степени логично: после легендарного возвращения из Мадрида севильский живописец совершает в своем творчестве скачок, который открывает ему путь к славе. 

В Севилье жизнь била ключом, к ее портам причаливали многочисленные суда, груженные золотом и серебром Нового Света. Свободно и весело текла в Севилье жизнь — в городе, «таком удобном для всяких приключений».

На ее улицах можно было встретить испанцев, немцев, англичан, голландцев, мавров, негров, индейцев, и все они перемешались в пестрой говорливой толпе.

Здесь были представители всех слоев испанского общества: чопорные гранды; бедные, но гордые идальго, пытающиеся скрыть свою бедность под изысканной роскошью костюмов; солидные горожане, купцы, ремесленники, монахи из многочисленных монастырей; пестро одетые, веселые гитаны и пикарес — бродяги и шарлатаны, ищущие легкой наживы. 

Мадонна с четками, Бартоломе Эстебан Мурильо - описание картины

Мальчик с собакой. Эрмитаж

Оживленно текла в Севилье и художественная жизнь. По ее улицам были разбросаны многочисленные мастерские живописцев, скульпторов, золотых дел мастеров: в богатой Севилье легко находилась работа.

Расположенная далеко от столицы, где творчество художников было сковано вкусами придворной знати, Севилья имела свои преимущества.

Здесь свободнее и независимее развивалась художественная мысль, а мастера ее были теснее связаны с народом. 

Первые картины Мурильо, которые вызвали общий восторг («Вдохновение монаха», «Милостыня святого Диего» и «Смерть святой Клары»), были написаны им для Малого монастыря Святого Франциска. Монастырь этот до нашего времени не сохранился: в XIX веке во время перестроек в Севилье его разрушили, а во времена Мурильо это был самый большой монастырский ансамбль в городе. 

Мурильо узнал, что настоятель францисканского монастыря намеревается расписать монастырские стены картинами, которые бы иллюстрировали жизнь их ордена.

Сумма, которую назначили за 11 больших полотен с фигурами в натуральную величину, была довольно скромна, и потому ни один художник не хотел браться за эту работу.

Только молодой Мурильо был исполнен желания проявить себя и предложил свои услуги. За неимением лучших предложений францисканцы приняли их. 

Мадонна с четками, Бартоломе Эстебан Мурильо - описание картины

Архангел Рафаил с епископом Домонте. ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва

Картины вызвали всеобщее удивление и восторг, ничего подобного по красоте и смелости замысла Севилья еще не видела. Никто не понимал, как мог этот «мазилка», еще совершенно не известный три года назад, так быстро усвоить столь мощную и благородную манеру письма. 

Вскоре художник стал получать многочисленные заказы и писал для всех. Зато и не было в Испании ни одного собора, ни одного монастыря, ни одного значительного частного собрания, которые не владели бы хоть одним произведением знаменитого мастера. 

По отзывам современников Мурильо обладал легким, ровным, добрым характером. Неисчислимы достоинства дона Эстебана и как художника.

Одаренный самым блестящим воображением, чувством нежным — полным грации и восторга, он особенно склонен был к сюжетам религиозным, где искусство может обратиться к миру идеальному. В особенности неподражаемы у него лики Христа и Богородицы.

В каком бы возрасте он не писал их, везде у него выходят изображения, приводящие зрителя в благоговейный восторг. 

История жизни Бартоломео Мурильо

Мурильо весьма редко ставил дату на своих картинах, но всякий раз, когда он это делал, как правило, за датой скрывалось важное событие в жизни художника. Так было и на этот раз: 1652 год застал его за работой сразу над двумя первыми полотнами «Непорочное зачатие», так как в основном Мурильо прославлял Богородицу. 

В Испании образ Марии был синонимом всемогущества доброты. В это время благочестивый король Филипп III объявил все свои государства, находящимися под защитой Непорочного зачатия, тем самым предупредив на два столетия провозглашение этого догмата, утвержденного папой Пием IX только в 1855 году.

Конечно, не только этот факт стал поводом для создания великим мастером своих знаменитых мадонн.

Мурильо всегда имел желание художественно разработать одно место из Священного Писания, где говорится о появлении на небе женщины, облеченной в солнечные ризы, с луной под ногами и венцом из двенадцати звезд на голове. 

Все его картины (за редким исключением) изображают Мадонну в радостном сиянии, возносящейся среди прозрачных облаков к небу.

Ее кроткий лик с увлажненными глазами, красными, как вишня, губами, нежным и радостным выражением лица окаймлен роскошными золотистыми волосами, волнами рассыпающимися по ее плечам.

Ее детские руки, нежные и тонкие, обычно скрещены на груди, как будто сдерживают волнение. 

Мадонна с четками, Бартоломе Эстебан Мурильо - описание картины

Святой Исидор Севильский

Иконография Марии у Мурильо отличается одной характерной особенностью. На многочисленных изображениях Мадонны ее лица каноничны, ведь отступление от догмата было просто немыслимо. Но нет ни одной Марии, которая бы походила на другую.

Постоянно варьируются ее глаза (незначительная для канона, деталь эта очень важна для физиогномики) — их разрез, открытость, припухлость; лоб — чуть покатый или прямой, нос — чуть длиннее, короче, разная форма крыльев; подбородок, округлость щек.

И возникает эффект присутствия многих лиц в одном. 

Одно из первых «Непорочных зачатий» было заказано архиепископом Севильи, и этот факт говорит о возросшей репутации Мурильо: ему стали верить без боязни, что он ошибется. Столь лестному для художника мнению послужил отчасти и такой случай.

«Непорочное зачатие», заказанное монахами францисканского монастыря для главного алтаря, должно было висеть высоко, на большом расстоянии от зрителя.

Не искушенные в живописи монахи однажды увидели полотно в мастерской художника на близком расстоянии, ничего не разобрали в показавшейся им бесформенной массе крупных, сочных мазков и отказались от заказа. Только по настоянию Мурильо они разрешили «для пробы» повесить картину на место и…

были поражены необычайной красотой как центральной фигуры, так и всех ее деталей. Художник наказал их тем, что согласился вторично продать картину за двойную против прежней цену. Это заставило его последующих критиков осторожнее судить о том, чего они не понимают. 

Мадонна с четками, Бартоломе Эстебан Мурильо - описание картины

Святое семейство с Иоанном Крестителем

На картине для францисканского монастыря нижний край композиции начинается тенями разной глубины. Чуть выше густой пелены облаков открывается молочной белизны сфера.

Тени, набегающие на ее края из облаков, придают ей состояние независимого движения в пространстве. Розовато-желтые фигурки ангелов обходят сферу и наплывающие на нее облака, увеличивая это впечатление.

Правой ногой Мадонна опирается на шар, другая скрыта облаком, которое служит как бы подставкой для пышных драпировок ее платья. 

Взор зрителя неудержимо устремляется ввысь, пока не достигает вытянутых в молитвенном жесте рук, прекрасной головы, обрамленной развеваемыми ветром волосами. Наклон головы возвращает движение вниз, Мария заглядывает туда, будто боясь высоты. Физическую весомость ее фигуре придает иссиня-черный плащ, золотисто-сочный фон которого вторит складкам ее белого платья. 

После указа Филиппа III все церкви и монастыри Испании хотели иметь картину с Мадонной, посвященную этой евангельской догме, и Мурильо пришлось написать целый ряд повторений с первоначального полотна. Теперь они разбросаны по музеям всего мира (Лувр, Эрмитаж, Мадрид, Берлин, Лондон и т.д.).

По содержанию, как уже указывалось выше, они мало разнятся друг от друга: красивая девушка в белом одеянии и синем плаще, сложив молитвенно руки (или скрестив их на груди), стоит на облаках на земном шаре (или лунном серпе).

У ног ее, под пятой, извивается змий — символ попранного греха, вокруг Девы порхают ангелы, сверху на нее льется небесный свет, глаза ее в блаженном упоении подняты к небу (или с безграничной жалостью смотрят вниз на смертных). 

В большинстве своих картин Мурильо не заботился об исторической правде. Он никогда не пытался изобразить совершенно не знакомую для себя обстановку и природу древней Палестины, да и мало интересовался ею.

По характеру своей натуры и по религиозному чувству испанцев художник чувствовал, что Испания настолько схожа со Святой землей, что все библейские события могли иметь место и в Испании.

Некоторые из его сограждан приходили в ужас от такой вольности в трактовке священных сюжетов, но их недовольство нисколько не омрачало жизнь художника. 

Мадонна с четками, Бартоломе Эстебан Мурильо - описание картины

«Отдых на пути в Египет» (копия). Национальный музей искусств Азербайджана(Баку)

В лице многочисленных испанских евреев он мог бы иметь прекрасных натурщиков, но ему и в голову не приходило воспользоваться ими. Христос, апостолы и особенно Мадонна изображаются художником самыми подлинными испанцами не только по типу лица, но даже и в отношении костюмов.

Его Мадонны («Благовещение», «Мадонна в облаках», «Мадонна с четками», «Воспитание Марии» и другие картины) — это прекрасные испанки с прелестным, нежным лицом и жгучими испанскими глазами.

Они святые — но от мира сего, например, «Мадонна с четками», несомненно, принадлежит к высшему обществу Севильи, как и ее прелестный младенец. 

Эта особенность Мурильо создавать Мадонн с ярко выраженными чертами испанки постепенно развилась настолько, что некоторые его Мадонны вызывают весьма специфические ассоциации. Например, знаменитая картина «Мадонна-цыганка». 

Про «Непорочные зачатия» исследователь творчества Мурильо Куглер сказал: «Произведения эти знаменуют собой одну из вершин XVII века, и во всей области искусства только они вполне достойны равняться «Сикстинской мадонне» Рафаэля». 

А отношение самих испанцев к художнику дон Эдуард д`Амигис выразил так: «Для испанцев Мурильо — святой. Они произносят его имя с улыбкой, как будто желая этим сказать: «Он — наш!» И говоря это, смотрят так, как будто и от слушателя требуют уважения». 

Источник: https://tunnel.ru/post-bartolomeo-murilo

Bartolomе Esteban Murillo.Образ Мадонны

В Испании образ Марии был синонимом всемогущества доброты. В это время благочестивый король Филипп III объявил все свои государства, находящимися под защитой Непорочного зачатия, тем самым предупредив на два столетия провозглaшение этого догмата, утвержденного папой Пием IX только в 1855 году. Мадонна с Младенцем около 1672г.

Читайте также:  Музей информатики, франция, париж

Музей искусств(Metropolitan Museum) Нью-Йорк, США Иконография Марии у Мурильо отличается одной характерной особенностью. На многочисленных изображениях Мадонны ее лица каноничны, ведь отступление от догмата было просто немыслимо. Но нет ни одной Марии, которая бы походила на другую. Постоянно варьируются ее глаза (незначительная для канона, деталь эта очень важна для физиогномики) — их разрез, открытость, припухлость; лоб — чуть покатый или прямой, нос — чуть длиннее, короче, разная форма крыльев; подбородок, округлость щек. И возникает эффект присутствия многих лиц в одном.

  • Бартоломео Эстебан Мурильо (1617-1682) Непорочное зачатие (Esquilache) около 1645-55гг.,
  • Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург поступила из Рима в 1842

Про «Непорочные зачатия» исследователь творчества Мурильо Куглер сказал: «Произведения эти знаменуют собой одну из вершин XVII века, и во всей области искусства только они вполне достойны равняться «Сикстинской мадонне» Рафаэля».

Непорочное зачатие Из Эскориала 1645-50гг. Музей Прадо, Мадрид, Испания

Очевидно, это тема очень волновала Мурильо, и он возвращался к ней не раз. Только в музее Прадо находится ещё две версии. Глядя только на эти картины, можно понять, почему при жизни Мурильо называли «Рафаэлем Севильи».

Непорочное зачатие 1670-ые гг., Музей Прадо, Мадрид, Испания

Непорочное зачатие (Soult) 1678гг., Музей Прадо, Мадрид, Испания Картина получила название (Soult) пo имени французского маршалла, который взял её для Лувра, во время войны, из часовни в Севилье (chapel of Seville's Venerable Hospital). Многие картины были возвращены Испании после войны. Но эта — находилась во Франции до 1940г. После указа Филиппа III все церкви и монастыри Испании хотели иметь картину с Мадонной, посвященную этой евангельской догме, и Мурильо пришлось написать целый ряд повторений с первоначального полотна. Христос, апостолы и особенно Мадонна изображаются художником самыми подлинными испанцами не только по типу лица, но даже и в отношении костюмов. Это прекрасные испанки с прелестным, нежным лицом и жгучими испанскими глазами. Они святые — но от мира сего, например, «Мадонна с четками», несомненно, принадлежит к высшему обществу Севильи, как и ее прелестный младенец.

Мадонна с чётками 1650г. Галерея Палатина, (Palazzo Pitti), Флоренция, Италия

В большинстве своих картин Мурильо не заботился об исторической правде. Он никогда не пытался изобразить совершенно не знакомую для себя обстановку и природу древней Палестины, да и мало интересовался ею. По характеру своей натуры и по религиозному чувству испанцев художник чувствовал, что Испания настолько схожа со Святой землей, что все библейские события могли иметь место и в Испании. Некоторые из его сограждан приходили в ужас от такой вольности в трактовке священных сюжетов, но их недовольство нисколько не омрачало жизнь художника.

Мадонна с Младенцем 1660-65гг., Музей Прадо, Мадрид, Испания

Мадонна с Младенцем (Madonna Leganes) 1670г. Дрезденская галерея, Германия Мадонна с Mладенцем, с чётками 1650-55гг., Музей Прадо, Мадрид, Испания В 1665 г. художника пригласили декорировать церковь Санта Мария ла Бланка. Oн должен был украсить купол храма. Для этого Мурильо создал несколько холстов в форме тетивы с луком. Горожане назвали эти работы «мендос пунтос» (аркообразные).

Явление Непорочной Девы 1665г. Музей Лувр, Париж, Франция

На ленте, которую держат ангелы, на латинском — » In principio dilexit eam » («Бог ее любил «) Мадонна с музицирующими ангелами 1675 Музей изобразительных искусств, Будапешт Отношение самих испанцев к художнику дон Эдуард д'Амигис выразил так: «Для испанцев Мурильо — святой. Они произносят его имя с улыбкой, как будто желая этим сказать: «Он — наш!» И говоря это, смотрят так, как будто и от слушателя требуют уважения»

АРТ Артель

Написано -KRASOTA- Прочитать цитируемое сообщение

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

Источник: https://magaeva.livejournal.com/74491.html

Описание картины Мадонна с четками – Бартоломе Эстебан Мурильо

Эта картина – яркий пример того, как художник “вписал” анахронизм в библейский сюжет. Мадонна изображена на полотне с четками розарио – типичным атрибутом католической веры. Во времена художника такие четки, а также тесно связанная с ними молитва, были широко распространены и считались непременным атрибутом истинно верующего испанца и испанки.

Фигуры Мадонны с младенцем Иисусом на руках изображены на темном, довольно мрачном фоне замкнутого помещения, из-за чего тело ребенка и нежная светлая кожа женщины кажутся просто сияющими особым внутренним светом.

Дева Мария сидит на массивной скамье, прижимая к себе обнаженное тельце малыша.

И у матери, и у сына строгие, неулыбчивые лица, словно они оба предчувствуют будущую печаль, горе и страдания, которые обрушатся на их семью.

В этой картине в полной мере проявилось присущее мастеру чувство цвета и умение виртуозно передавать фактуру ткани.

Драпировки наряда Девы Марии столь выразительны, что от них не отвести взгляда.

На ржаво-красной ткани основного платья бросает фиолетовые блики синяя шелковистая накидка, а тончайшая кремовая вуаль вокруг шеи Девы перекликается с ее бледной, фарфоровой кожей.

Оба – и мать, и дитя – не отрывая взгляда, смотрят прямо на зрителя, буквально проникая в душу своими яркими черными глазами с затаенной в них печалью.

(No Ratings Yet)

  1. Спящий Младенец Христос с ангелами – Бартоломе Эстебан Мурильо Несомненно, Мурилъо далеко не всегда работал только над теми сюжетами, которые были близки его сердцу, тревожили его. В молодости ему……
  2. Едоки дыни и винограда – Бартоломе Эстебан Мурильо “Едоки дыни и винограда” относятся к лучшим картинам Мурильо. Здесь он попытался решить задачу, которую еще не ставил перед собой,……
  3. Девочка-продавщица фруктов – Бартоломе Эстебан Мурильо Небольшие жанровые картины художника совершенно с другой стороны раскрывают его многогранный талант. На них вы не найдете ни богато одетых……
  4. Мария Магдалина – Бартоломе Эстебан Мурильо К образам святых Мурильо приходилось обращаться па протяжении всего своего творческого пути. Внизу воспроизведена относительно ранняя работа мастера “Мария Магдалина”,……
  5. Девушки в окне – Бартоломе Эстебан Мурильо В этой живой сцепке, похожей на моментальный снимок, Мурильо проявил себя внимательным и – что, возможно, даже более важно –……
  6. Маленький нищий – Бартоломе Эстебан Мурильо Мурильо по праву называют последним мастером “золотого века” испанской живописи. Он был младшим современником Сурбарана, Веласкеса, Риберы, но в отличие……
  7. Святой Франциск, обнимающий Христа – Бартоломе Эстебан Мурильо Сохранившиеся рисунки Мурильо позволяют нам говорить о том, что он был превосходным рисовальщиком. То, что он относился к искусству рисунка……
  8. Игроки в кости (Уличные мальчишки) – Бартоломе Эстебан Мурильо Большое место в творчестве Мурильо занимают жанровые сцены. Художник создал целую серию картин, с добродушным юмором изображающих жизнь севильских оборвышей…….
  9. Введение Девы Марии в храм – Бартоломео Эстебан Мурильо Когда Марии было три или четыре года, Св. Анна, выполняя свое обещание, отдала ее в храм, чтобы она начинала служить……
  10. Кухня ангелов – Бартоломео Эстебан Мурильо Эта работа – одна из 11 картин, показывающего историю нищенствующего ордена францисканцев. Все картины цикла иллюстрируют удивительные эпизоды из жизни……
  11. Сон Иакова – Эстебан Мурильо В Эрмитаже хранится картина испанского художника Эстебана Мурильо “Сон Иакова”, В которой переданы сказочность и волшебство сновидения Иакова. Создается впечатление,……
  12. Дети с овечкой – Бартоломео Эстебан Мурильо Жанровая сцена – два играющих мальчика. Лишь овечка и крест в руках одного из них, подсказывает, что это Младенц Христос,……
  13. Видение Св. Франциску – Бартоломео Эстебан Мурильо Эта картина – типичный алтарный образ. В ней автор следует итальянской композиционной схеме. Он изображает Святого Франциска, преклонившего колени и……
  14. Брат Жюниперо и нищий – Бартоломео Эстебан Мурильо Эта работа – одна из 11 картин, показывающего историю нищенствующего ордена францисканцев. Все картины цикла иллюстрируют удивительные эпизоды из жизни……
  15. Смерть инквизитора Педро де Арбуеса – Бартоломео Эстебан Мурильо При короле Фердинанде Арагонском усилилось влияние инквизиции. В апреле 1484 года в Тарасоне кортесы Арагонского королевства, на тайном совете, состоявшем……
  16. Блаженный Жиль перед Григорием IX – Бартоломео Эстебан Мурильо Эта работа – одна из 11 картин, показывающего историю нищенствующего ордена францисканцев. Все картины цикла иллюстрируют удивительные эпизоды из жизни……
  17. Св. Августин, моющий ноги Христу – Бартоломео Эстебан Мурильо Тема символизирует готовность Cв. Августина Служить Христу. Ее смысл изложен в Евангелии. Вечером того дня Иисус Христос, зная, что Он……
  18. Мадонна и младенец с благословлением – Джованни Беллини Картина живописца Джованни Беллини “Мадонна и младенец с благословлением”. Размер картины 85 x 118 см, дерево, масло. “Мадонны” венецианского художника……
  19. Сикстинская Мадонна – Сальвадор Дали Одно из многочисленных изображений Девы Марии в творчестве Дали, хотя здесь она видна наименее отчетливо. Эта картина маслом на холсте……
  20. Мадонна в церкви – Ян ван Эйк В картине Яна ван Эйка “Мадонна в церкви” конкретные натурные наблюдения занимают чрезвычайно много места. Предшествующее европейское искусство не знало……

Источник: https://art.goldsoch.info/madonna-s-chetkami-bartolome-esteban-murilo/

Мурильо барталоме эстебан

Бартоломе Эстебан Мурильо (исп. Bartolomé Esteban Murillo; 1617-18 — 1682) — знаменитый испанский живописец «золотого века», глава севильской школы. 

  • АВТОПОРТРЕТ

В картинах Мурильо религиозные сцены представлены как события из народной жизни. С 1650-х гг. Мурильо насыщает свои работы золотистой светотенью, переходя к более живописной манере (особенно в пейзажных фонах). Мурильо создаёт религиозные композиции, в том числе сцены из жизни богоматери , с проникновенным лиризмом передающие национальный тип испанской женщины.

Испанский живописец XVII века Мурильо был художни­ком лирического плана. Моделями для его картин, в том числе и религиозных, служили народные типы. Он широ­ко вводил жанровые мотивы в композиции.

Бартоломе Эстебен Мурильо родился в Севилье в семье цирюльника четырнадцатым ребенком. Он рано потерял отца и воспитывался у сестры, которая дала ему хорошее об­разование. Живописи Мурильо учился у Хуана де Кастильо — поклонника романистов XVI века.

К середине 40-х годов XVII века Мурильо был уже вполне сложившимся художником. Его ранние работы отличались простотой и правдивостью («Диего де Алькала, раздающий милостыню», около 1645 г.; «Святое семейство», 1645— 1650).

Вскоре Мурильо создал ряд полотен, прославивших его имя («Сон Иакова», «Исаак, благословляющий Иакова», «Рождество богоматери»). Капитул собора постановлением от 8 марта 1656 года признал его лучшим живописцем Се­вильи и заказал ему картину «Видение св. Антония» для капеллы этого святого в соборе.

Картина имела большой успех. На Мурильо со всех сторон посыпались заказы.

В 1660 году Мурильо вместе с художниками Хуаном Вальдес Леаль, Себастьяном де Льявос, Игнасио Ириарте и другими основывает в Севилье Академию художеств и из­бирается ее первым президентом. Академия содержалась на средства, собираемые среди ее членов. Она ставила пе­ред собой цель — направить молодежь на путь тщательно­го изучения натуры.

В 60-х—70-х годах Мурильо создает ряд циклов картин для церквей и монастырей в Севилье: двадцать картин для августинского монастыря и одиннадцать картин для капел­лы а Каридад (среди них «Св. Фома Вильянуэва, раздающий милостыню», «Антоний Падуанский с младенцем Христом», «Мадонна с салфеткой», «Непорочное зачатие» и др.).

Моделями для изображения мадонн Мурильо служили местные красавицы. Художник мастерски передавал жен­ственность, нежность, национальный облик испанок.

Больших успехов достиг Мурильо в изображении пейза­жа, который обычно служил: фоном в его картинах. Особенно интересны пейзажи Мурильо в картинах из цик­ла «Жизнь Иакова», написанных между 1660—1670 года­ми. Они отличаются богатством светотени, гармоничным со­четанием красочных тонов, тонкостью в передаче воздуш­ного пространства.

Читайте также:  Картина "странник", перов, 1870

Реалистические тенденции творчества Мурильо ярко про­явились в бытовом жанре. Художника влекло к изображе­нию простой, обыденной жизни народа.

Его лирический та­лант полнее всего раскрылся в серии картин, изображающих жизнь уличных детей Севильи («Игра в кости», «За едой паштета», «Маленькие торговки», «Мальчик с собакой», «Продавщица фруктов» и др.).

Можно предположить, что моделями для Мурильо служили дети, жившие на той же улице, что и художник, так как одна и та же модель встречается в разных его картинах. Эти же дети служили прообразами ангелов и юных святых Мурильо.

Жанровые картины Мурильо, изображающие уличных де­тей, представляли собой новый этап развития испанской бы­товой живописи. Однако и здесь на творчество Мурильо на­ложило свой отпечаток официальное испанское искусство второй половины XVII века. Отдавая дань времени, худож­ник снижал жизненную силу образов в своих жанровых картинах некоторой долей сентиментальности.

Мурильо был хорошим портретистом. Портреты его рабо­ты, исполненные в мягкой живописной манере, изобража­ют преимущественно севильских идальго. Сохранились два автопортрета Мурильо.

Мурильо имел много учеников, и ему часто приходилось прибегать к их помощи. В этом отношении многочисленные произведения Мурильо еще не изучены должным образом: при их тщательной атрибуции, вероятно, некоторые придет­ся отнести на долю его помощников.

  1. АНГЕЛ СПАСАЕТ СВ. ПЕТРА ОТ ТЮРЬМЫ
  2. АПОСТОЛ ЯКОВ
  3. БЕГСТВО В ЕГИПЕТ
  4. БЛАГОВЕЩЕНИЕ
  5. БЛАГОВЕЩЕНИЕ ОК 1660 Г
  6. БЛАГОСЛОВЕНИЕ ИАКОВА ИСААКОМ
  7. БРАТ ЖЮНИПЕРО И НИЩИЙ
  8. ВИДЕНИЕ СВ АНТОНИЯ ПАДУАНСКОГО
  9. ВИДЕНИЕ СВ ФРАНЦИСКА
  10. ВОЗВРАЩЕНИЕ БЛУДНОГО СЫНА
  11. ВЫПЕЧКА ЛЕПЁШЕК
  12. ДВЕ ЖЕНЩИНЫ В ОКНЕ
  13. ДВЕ ЖЕНЩИНЫ ЗА РЕШЁТКОЙ
  14. ДЕВА С МЛАДЕНЦЕМ И ЧЁТКАМИ
  15. ДЕВА МАРИЯ И СВ. РОЗАЛИНА ИЗ ПАЛЕРМО
  16. ДЕВА МАРИЯ С МЛАДЕНЦЕМ
  17. ДЕВА МАРИЯ С МЛАДЕНЦЕМ
  18. ДЕВУШКА С МОНЕТОЙ (ГАЛИСИЙКА)
  19. ДЕВУШКА С ЦВЕТАМИ
  20. ДЕТИ ИГРАЮЩИЕ В КОСТИ
  21. ДОБРЫЙ ПАСТУХ ХРИСТОС
  22. ЕДОКИ ПИРОГА
  23. ИОСИФ И ЖЕНА ПОТИФАРА
  24. ИСЦЕЛЕНИЕ ПАРАЛИТИКА
  25. КАЮЩАЯСЯ МАГДАЛИНА
  26. КАЮЩАЯСЯ МАРИЯ МАГДАЛИНА
  27. КРЕСТЬЯНСКИЙ МАЛЬЧИК ОБЛАКАЧИВАЮЩИЙСЯ НА ПОДОКОННИК
  28. КРЕЩЕНИЕ ХРИСТА
  29. КУХНЯ АНГЕЛОВ
  30. МАЛЕНЬКИЙ ПРОДАВЕЦ ФРУКТОВ
  31. МАЛЕНЬКИЙ НИЩИЙ
  32. МАЛЬЧИК С СОБАКОЙ
  33. МАРИЯ С МЛАДЕНЦЕМ И АНГЕЛОМ ИГРАЮЩИМ МУЗЫКУ
  34. МАТЕРЬ СКОРБЯЩАЯ
  35. МАЛЬЧИКИ ПОЕДАЮЩИЕ ВИНОГРАД И ДЫНЮ
  36. МЛАДЕНЕЦ ИИСУС ДАЁТ ВОДУ МЛАДЕНЦУ ИОАННУ
  37. МЛАДЕНЦЫ ИИСУС И СВ ИОАНН
  38. МУЧЕНИЧЕСТВА СВ АНДРЕЯ
  39. НЕПОРОЧНОЕ ЗАЧАТИЕ
  40. НИКОЛАС АМАЗУР
  41. ОБРАЩЕНИЕ СВ ПАВЛА
  42. ОБРУЧЕНИЕ МАРИИ
  43. ОСНВАНИЕ ЦЕРКВИ САНТА МАРИЯ МАДЖОРЕ В РИМЕ
  44. ОТДЫХ НА ПУТИ В ЕГИПЕТ
  45. ПОКАЯНИЕ СВ ПЕТРА
  46. ПОКЛОНЕНИЕ ВОЛХВОВ
  47. ПОКЛОНЕНИЕ ПАСТУХОВ
  48. ПОКЛОНЕНИЯ ПАСТУХОВ 2
  49. ПОРТРЕТ АНДРЕАСА ДЕ АНДРЕДЕ
  50. ПОРТРЕТ ДВОРЯНИНА
  51. ПОРТРЕТ ДЖОШУА ТОРГОВЦА ИЗ ИСПАНИИ
  52. ПОРТРЕТ ДОНА АНТОНИЯ МАРКИЗА ЛЕГАРДА
  53. ПРОВОДЫ ЩЕДРОГО СЫНА
  54. РАСПЯТЫЙ ХРИСТОС
  55. РЕБЕККА И ЭЛИЗАР
  56. СВ АВГУСТИН МОЮЩИЙ ХРИСТУ НОГИ
  57. СВ АННА И СВ МАРИЯ ОБУЧЕНИЕ МАРИИ
  58. СВ ИЕРОНИМ ЧИТАЕТ
  59. СВ ИОАНН КРЕСТИТЕЛЬ В ДЕТСТВЕ
  60. СВ СЕМЕЙСТВО С ПТИЧКОЙ
  61. СВ ЮСТА И РУФИНА
  62. СВ ЧЕЛОВЕК
  63. СВ РОЗА ЛИМСКАЯ
  64. СВ СЕМЕЙСТВО СО СВ ИОАННОМ
  65. СВ. ФОМА РАЗДАЁТ МИЛОСТЫНЮ
  66. СВ ФОМА ДЕЛЕТСЯ СВОЕЙ ОДЕЖДОЙ
  67. СВ ФРАНЦИСК АЗИСКИЙ В МОЛИТВЕ
  68. СМЕЮЩИЙСЯ МАЛЬЧИК
  69. СТАРАЯ ЖЕНЩИНА
  70. СТАРАЯ ЖЕНЩИНА С КУРИЦЕЙ
  71. ТУАЛЕТ
  72. УБИЙСТВО ИНКВИЗИТОРА ПЕДРО ДЕ АРБУЭСА
  73. ЩЕДРЫЙ ПОКИНУТЫЙ СЫН
  74. ЯВЛЕНИЕ ДЕВЫ СВ БЕРНАРДО

Источник: https://art.mirtesen.ru/blog/43536817148/MURILO-BARTALOME-ESTEBAN

Золотой век испанской живописи: Бартоломе Эстебан Мурильо

Золотой век испанской живописи, представленный плеядой великих деятелей искусства, таких как Эль Греко, Франсиско Сурбаран, Диего Веласкес, завершается именем, заставившим всю Европу взглянуть на испанскую живопись того времени как на эталон совершенства.

Бартоломе Эстебан Мурильо – последний в блестящей плеяде испанских живописцев-реалистов XVII столетия. Бартоломе всегда считался весьма загадочной фигурой современности, а потому и наименее изученным из творцов этого периода.

Он часто не датировал свои работы, о его жизни известно очень мало, поэтому творчество Мурильо всегда существовало как бы вне времени и пространства.

Родился знаменитый художник в Севилье, был четырнадцатым ребенком в семье местного цирюльника, которая проживала в арендованном монастырском доме. Ребенок рано осиротел: в 1627 году умирает его отец, а спустя год и мать, после чего мальчик попадает на воспитание в семью сестры матери. Та, в свою очередь, хорошо позаботилась о ребенке и дала ему приличное образование.

Учился живописи он у Хуана де Кастильо. Желание совершенствоваться привело его в скором времени в Мадрид, где Веласкес предоставил ему колоссальную возможность изучать и копировать в королевских дворцах произведения Тициана, Рубенса, ван Дейка и Риберы, а также оказывая своей техникой и мастерством влияние на юного художника.

В Севилью Мурильо возвращается совсем другим художником и вскоре получает крупный заказ от монастыря ордена францисканцев, а потом вместе с коллегами-художниками (Хуаном Вальдес Леаль, Себастьяном де Льявос, Игнасио Ириарте и др.) создаст Академию художеств в Севилье и станет ее первым главой.

Также за свои немалые заслуги и талант он будет провозглашен капитулом Севильского собора лучшим живописцем города.

Бартоломе Мурильо был скорее лирическим художником. Даже религиозные сцены представлены как события из народной жизни и пропитаны невероятным лиризмом. Натурщиками для его картин были обычные люди из народа. Он очень часто писал различные варианты мадонн.

Примечательно, что Богоматерь у Мурильо – всегда прекрасная испанка, смуглая девушка с красивыми, миндалевидными глазами. Он мастерски умел передать на этих полотнах и глубокое счастье материнства, равно как неувядающую красоту и нежность севильских женщин.

Реалистические тенденции и лирический талант Мурильо ярко проявились в бытовом жанре. Художник часто обращался к детским образам: его влекло к изображению простой, обыденной жизни народа, как правило, это были нищие дети, наводнившие севильские улицы, – веселые и прекрасные, несмотря на бедность.

Его лучшими картинами этого жанра признаны знаменитые «Игра в кости», «За едой паштета», «Маленькие торговки», «Мальчик с собакой» и др. Примечательно, что эти же дети служили прообразами ангелов и юных святых Мурильо.

Как в этих картинах, так и в других религиозных произведениях Мурильо поражает свободой, смелостью и силой, с какими его пламенное одушевление идеальными темами выливается в реалистические, национально-испанские формы.

Великий мастер занимался также пейзажной и ландшафтной живописью. А вообще всех произведений Мурильо насчитывается свыше 450. В начале XIX века они ценились дороже, чем работы Рембрандта, Рубенса, Караваджо или Вермеера Дельфтского.

Самая крупная коллекция произведений мастера хранится в Музее Прадо (Мадрид), среди которых «Поклонение пастухов», «Мученичество св. Андрея», «Добрый пастух Христос», «Святое семейство», «Мадонна с четками».

Многие картины гения рассеяны в настоящее время по лучшим музеям мира и составляют их гордость: «Св. Диего насыщает нищих» (в Мадридской академии художеств), «Чудо св. Диего», или так называемая «Кухня ангелов» (в Луврском музее в Париже), «Кончина св.

Клары» (в Дрезденской галерее), «Чума» (у герц. Поццо-ди-Борго в Париже) и «Св. Диего, превращающий хлеб в розы» (у Ч. Куртиса в Нью-Йорке) и т.д.

Одна из лучших работ мастера «Мальчик с собакой» хранится в России в Эрмитаже. Реализм художника здесь выступает с поразительной силой и глубиной.

Колорит картины сдержанный, построенный на коричнево-серой гамме, удивительно мягкий и теплый, кажется, он согрет жаром живой души художника.

В трогательный и нежный образ нищего мальчика он вложил свою любовь к людям родного города, гордость за их достоинство и красоту.

Как уже говорилось ранее, значительная часть работ гения прославляет Богоматерь. Одна из удивительных и прекрасных его работ находится в Музее Прадо (Мадрид) – «Непорочное зачатие. Из Эскориала». Полотно буквально пропитано атмосферой девственной чистоты и кротости, молитвенного умиления и неземного блаженства.

Мурильо превосходен в колорите и светотени. Непорочное зачатие Христа – важный момент в Библии. Согласно христианской вере, Христос по своей природе и полностью человек, и полностью божественен. История его земной жизни начинается с Благовещения и непорочного зачатия Девы Марии в утробе ее матери Анны.

Поскольку Мария была, в сущности, предопределена быть сосудом Воплощения Христа, сама она должна была быть незапятнанной. Таким образом, это значит, что она единственная из рода человеческого была свободна от порока Первородного Греха, т.е. она сама была зачата «без вожделения».

Очевидно, эта тема очень волновала Мурильо, и он возвращался к ней не раз. Только в Музее Прадо находится еще две версии. Глядя только на эти картины, можно понять, почему при жизни Мурильо называли «Рафаэлем Севильи».

Про «Непорочные зачатия» исследователь его творчества Куглер сказал: «Произведения эти знаменуют собой одну из вершин XVII века, и во всей области искусства только они вполне достойны равняться «Сикстинской мадонне» Рафаэля».

Бартоломе Эстебан Мурильо трагически погиб в 1682 году, работая над большой алтарной картиной «Обручение Святой Екатерины» для капуцинского монастыря в Кадисе.

 Трудясь над ней, он, по неосторожности, упал с подмостков и так расшибся, что должен был немедленно отправиться назад, в Севилью, где и умер вследствие этого падения, 3 апреля того же года; кадисская картина была дописана его учеником, Осорио.

La Edad de Oro de la pintura española, representada por un grupo  de grandes artistas como El Greco, Francisco  Zurbarán, Diego Velázquez se termina con el nombre que consiguió la perfección — Bartolome Esteban Murillo .

Famoso artista nació en Sevilla, fue el decimocuarto hijo de un barbero local, que vivía en una casa alquilada del monasterio. Estudió pintura en clase de Juan de Castillo.

El deseo por la perfección le llevó pronto a Madrid, donde Velásquez le dio una tremenda oportunidad de examinar y copiar en los palacios reales las  obras de Tiziano, Rubens, Van Dyck y Ribera. Murillo se convierte  en el primer jefe de la Academia de Bellas Artes de Sevilla.

También por sus considerables logros y talento Murillo será proclamado por el Capítulo de la Catedral de Sevilla el mejor pintor de la ciudad.

Bartolomé Murillo era artista más lírica. Incluso las escenas religiosas se presentan como un acontecimiento de la vida nacional.  Es interesante  que la Madre de Dios de Murillo — siempre es una  gran española, chica de piel oscura con hermosos ojos almendrados.

Tendencias realistas y talento lírico Murillo manifiestan claramente en sus obras. Al pintor le gustan las imágenes  de la vida simple y cotidiana de la gente, los niños pobres de  la calle sevillana  que son divertidos y hermosos, a pesar de la pobreza. Sus mejores cuadros de este género son famosos  «Comer paté», «Pequeños comerciantes», Chico con un perro» y otros.

El gran maestro también estaba involucrado en la pintura de paisaje.

En general, hay m más de 450 obras de Murillo y en el siglo XIX los valoraron  más que las obras de Rembrandt, Rubens, Caravaggio o Vermeer de Delft.

La mayor colección de obras del maestro se conserva en el Museo del Prado (Madrid), incluyendo «Adoración de los pastores», «Martirio de San Andrés «,» Sagrada Familia «,» Virgen del Rosario .

Una de las mejores obras del maestro «Chico  con perro» se conserva en  Hermitage en Rusia. En este cuadro nos sorprende la fuerza y profundidad de su realismo.

Bartolomé Esteban Murillo fue un gran pintor, que murió trágicamente en 1682 mientras trabajaba para gran retablo «El desposorio de Santa  Catalina» para el convento de los capuchinos en Cádiz. Mientrastrabajabaenella, sindarsecuentasecayó. 3 de abril de ese mismo año la pintura  fue acabado por  su alumno Osorio. 

Автор – Светлана Арчи

Журнал Russian Inn №5 (сентябрь 2014)

Источник: http://rusinn.com/rubriki/kultura/bartolome-esteban-murilo.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector